Православные храмы Франции

Православные храмы и монастыри Франции

Собор св. Александра Невского в Париже.

Православная жизнь во Франции фактически берет начало в 1816 году, когда после победы над Наполеоном, указом императора Александра I была учреждена церковь греко-российского исповедания при миссии в Париже.
В 1861 году в Париже был построен великолепный храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Он и сейчас является настоящим украшением столицы Франции, но до самой революции это был единственный православный храм в Париже.
С середины XIX века во Франции возводятся русские православные храмы в местах, где традиционно в то время отдыхает российская аристократия. Церковь св. Николая и муч. Александры в Ницце, Архангело- Михайловский собор в Каннах, церковь Покрова Богородицы и св. Александра Невского в Биаррице, церковь Пресвятой

Церковь Архангела Михаила в Каннах.

Богородицы и Николая чудотворца в Ментоне. В 1912 году в Ницце был освящен Свято-Николаевский собор, являющийся и на сегодняшний день самым большим православным храмом в Западной Европе.
В XX веке, с его войнами, революциями и социальными потрясениями, русское православие стало путеводной нитью для многих тысяч эмигрантов, лишившихся Родины. Революционные события и гражданская война в России вынудили покинуть родину около двух миллионов русских людей.
В 1921 г патриарх Тихон назначил архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. Париж стал духовным и культурным центром русской эмиграции. Сразу же встал вопрос о строительстве церквей, русское население потянулось в церковь, не хватало храмов, не хватало и священников.
В 1925 году вторым приходом в эмигрантском Париже стал Храм преподобного Сергия Радонежского – знаменитое Сергиевское подворье и Свято- Сергиевский Богословский институт . Митрополит Евлогий считал, что нужен не только приход, но нужна богословская школа.
Церковь Трех Святителей была основана в 1931 году в помещении бывшего гаража, оставшимися верными Московской Патриархии священниками и небольшой группой прихожан. Еще один православный приход Московского патриархата иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской, существующий и по настоящее время связан с чудом, проявленным св. Женевьевой — Покровительницей Парижа. Приход был создан в 1936 году трудами священника Михаила Бельского, прихожан Владимира и Магдалины Лосских, Евграфа Ковалевского, врача Андрея Блума- будущего митрополита Антония Сурожского.
Первые попытки создать в эмиграции монашескую обитель предпринимались уже с 1926 года, когда под Парижем в Гарган–Ливри возникла община » Нечаянная Радость». Осенью 1932 г. возникло «Православное Дело» м. Марии Скобцовой. В 1933 г. Екатерина Любимовна Лихачева основала в г. Аньер (Франция) близ Парижа при храме Христа Спасителя дом призрения для пожилых русских эмигранток. В 1934 г. была пострижена в мантию с именем Мелания. А в 1935 г. основала монашескую обитель Воскресения Христова в селении Розэ-ан-Бри в 50 км от Парижа. Но это было скорее монашество в форме «монашества в миру», осуществляющего «социальное христианство», миссионерское по своей цели, — поставившее себе задачей христианизацию мирской жизни.
1933 году возник Свято-духов скит в Ле Мениль Сен-Дени. Приблизительно в тоже самое время возникает скит Всех святых в Земле российской просиявших в Мурмелон Ле Гранд, это был первый скит основанный по афонскому уставу о. Алексием (Киреевским). В 1938 году митрополит Евлогий благославляет основние скита Казанской иконы Божией Матери в Муазене в 70 км от Парижа.
И тем не менее в своих воспоминаниях относящихся к 1938 году владыка Евлогий с горечью писал, что «монашество в эмиграции не расцвело». Буквально накануне своей кончины летом 1946 года митрополит Евлогий благословил создание Покровского монастыря в местечке Бюсси-ан-От, куда переехали монахини Евдокия, Бландина, Феодосия и Глафира. Первой игуменией стала монахиня Евдокия ( Куртен-Мещерякова).

Афонские подворья во Франции основали три французских насельника монастыря Симонопетра: иеромонахи Плакида (Дезей), Серафим (Пиотт) и Илия (Раго). Эти небольшие обители расположились в южной Франции: мужской монастырь св Антония Великого в горном массиве Веркор со скитом св. Марии Египетской на острове Поркероль, Покровский женский монастырь в Солане ( департамент Гар) и Преображенский женский монастырь у города Террасон в Аквитании.

Монастырь святого Силуана Афонского смешанный православный монастырь, расположенный в местечке Сен-Марс-де-Локене примерно в 200 км на юго-запад от Парижа, основан 1 августа 1990 года иеромонахом Симеоном (Коссеком) духовным сыном архимандрита Софрония (Сахарова), ученика Силуана Афонского.

Когда я бываю в России всегда стараюсь сходить в церковь. Я чувствую себя гораздо лучше, одушевлённее что-ли и легко на душе становится, стоя под сводами церкви. Кажется, что наполняешься чистой энергией и терпением к тому, что происходит в твоей жизни.

Надо заметить, что жизнь и человеческие отношения настолько сложны, а разбираться в этих сложностях еще труднее. Церковь даёт успокоение и учит терпению, а это в свою очередь помогает решить проблему.

Хотя есть такое выражение «Вера в Бога — это одно, а Церковь — это другое», но я всё-таки предпочитаю просить прощения и молиться в церкви. Живя во Франции мне всегда не хватало именно похода в русскую православную церковь, так как поблизости таковой нет.

Некоторые люди рассуждают так: «Главное — быть порядочным человеком и хорошо себя вести, помолиться Богу можно хоть где, ведь бог везде и всякие обряды и ритуалы для этого мне не нужны!» Но только в церкви человек имеет возможность стать к Богу ближе, стать с Ним единым Для причастия Тела и Крови Христа (это самое главное в церкви)— надо идти в храм на Литургию, и это придумано не людьми — это написано в Евангелие от Иоанна.

Немного истории и интересных фактов о религиозной и православной жизни во Франции.

Франция страна толерантная к различным религиям. Католицизм исповедуют 4/5 населения страны, 1/4 населения регулярно посещает церковь. Около 12% населения, в том числе свыше 1/3 проживающих в Парижской городской агломерации, считают себя атеистами. Мусульмане (в основном мигранты из Алжира, Марокко, Туниса, Сенегала, Мали и Мавритании) составляют 3% населения. Около 2% населения исповедуют протестантизм и 1% – иудаизм.

В общей сложности православная община во Франции насчитывает несколько десятков тысяч человек (русские, румыны, греки,армяне и др.) хотя, конечно, не все они являются прихожанами. Любопытно что православие во Франции имело многовековую историю на этой земле.

Датой Крещения Франции признается 496 год, когда крестился король франков Хлодвиг. Но еще задолго до «официального» принятия христианства в древней Галлии появились первые проповедники Христа Распятого. Согласно церковному преданию первым епископом Лютеции (Парижа) был Дионисий Ареопагит, грек, обращенный проповедью апостола Павла в Афинском Ареопаге. Он принял мученическую смерть на горе, позже получившей название Монмартр. В протяженной исторической перспективе, от первых веков вплоть до XI века, Святая Галлия дала миру многочисленных подвижников, святителей и богословов, поминаемых до сих пор на Православном Востоке. Они-то и составляют многочисленное небесное колено православной Франции. Однако после раскола Церквей в XI веке вся территория Франции оказалась в юрисдикции Католической церкви

В современной Франции православие возродилось через православных эмигрантов, начиная с XX века. Для того, кто сегодня попадает во Францию, в первую очередь для человека верующего, было бы не безынтересно узнать, что в этой стране есть мощи православных святых, места, связанные с их памятью, и другие святыни, волей Промысла оказавшиеся на Западе.

Впервые богослужения на православный лад начали проводить в Париже после разгрома Наполеона русскими войсками в 1814 году. Позднее по мере формирования этнических групп не коренного населения во Франции появилась Русская,Константинопольская, Сербская и ряд других Православных Церквей.

В Париже главным православным храмом считается собор святого Александра Невского, который был возведен на частные пожертвования на углу улиц Дарю и Петра Великого. Впоследствии под сводами этого храма венчался Пикассо, в разные годы здесь служили панихиды по Тургеневу, Шаляпину, Бунину, Окуджаве.

Кроме этого собора, в Париже и его пригородах существует еще несколько церквей, построенных, главным образом, на средства эмигрантов, перебравшихся во Францию из России после Октябрьской революции 1917 года. Большие православные приходы существуют в Ницце, Канне и других средиземноморских и альпийских курортах, которые еще в конце XIX были облюбованы российской знатью.

Вы можете найти адреса и информацию православных церквей и приходов по всем регионам Франции. Всего же их насчитывается 144, среди них 23 монастыря, 3 учебных заведения.

Путеводитель. Православные святыни Франции

Русская православная церковь. Ее развитие во Франции. Московский Патриархат

Наиболее известная русская православная церковь – Николаевский собор в Ницце. Строительство его длилось девять лет, с 1903-го по 1912-й годы. Собор несколько раз менял подчинение различным веткам православных Патриархатов, пока в 2010-м году по решению суда был признан собственностью РФ. А с 2011 находится в юрисдикции Московского Патриархата.

Собор святителя Николая – самая большая православная церковь Западной Европы и настоящее украшение Ниццы. Он — самая значительная достопримечательность города и центр его православной жизни.

Русская православная церковь в Париже

Храм Всех Святых в Земли Российской Просиявших

75016. Париж, улица Claude Lorrain, 19

Еженедельные богослужения

В храме хранится одна из величайших реликвий русского православия — Иверская икона Божией Матери, которая была вывезена в 1812-м из Москвы, захваченной Наполеоном. Антиквар, у которого на тот момент хранилась икона, запросил за нее невероятную по тем временам сумму – двадцать пять тысяч франков. После долгих переговоров он согласился снизить цену до пятнадцати тысяч, но поставил жесткое условие – залог следовало внести в течение трех дней. Для обедневшей русской аристократии это тоже казалось совершенно неподъемной суммой, но люди, охваченные невероятным энтузиазмом, несли в церковь все деньги, которые находились в доме. По итогу икона была выкуплена, и сейчас является главной святыней храма.

Русская православная церковь в провинциях Франции

Церковь Святой Троицы и Святого Николая

+352446207

57240, Нильванж, улица de Verdun, 22

Свято-Николаевский храм

Нерегулярные богослужения,

Много русских могил на кладбище

73400, Южин, авеню Paul Girod, 38. Обращаться в общину russe et Ugine. Т.: 0450911271

Церковь Святого Александра Невского

Информация: т.: 0559025846

64000, По, улица Jean-Reveil, 18

Церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости»

Настоятель церкви — архиепископ Михаил

06500, Ментон, улица Paul Morillot, 12

Собор Святого Николая

Богослужения по воскресеньям

06000, Ницца, авеню Nicolas II

Т.: 0663289899

Храм Спаса Нерукотворного

Протоиерей Иннокентий

Т.: 0553609798

24340, Марёй, Puyloubard, Beaussac

Монастырь иконы Божией Матери Корсунской (женский)

Настоятельница Гликерия

Т.: 0545230507

16380, Грассак, Doumerac

Монастырь иконы Божией Матери «Знамение»

Настоятельница Анастасия

Т.: 0471788001, Ф: 0471788468

15190, Марсена, La Traverse

Часовня Покрова Божией Матери

Обращаться на мейл pokrov@wanadoo.fr или по телефонам 0243356316 и 0630816519

72440, Сен-Марс-де-Локене.

Часовня при русском летнем лагере

Службы во время летних и пасхальных каникул

50590, Отвиль-Сюр-Мер, православная община «Brasserie»

Русская православная церковь во Франции. Приходы и общины

Казалось бы, нет особой разницы: православный приход или православная община. Однако разница имеется, и она существенная. Православный приход – больше географическое понятие.

Обычно люди идут туда, где православная церковь находится поблизости дома. И хотя, в любом случае, у прихожан есть общая вера, но такие люди в большинстве своем разобщены.

Община же, помимо литургий, объединяет еще и совместным делом. Это может быть помощь бедным, волонтерская работа в больницах и помощь тяжело больным людям, общее ведение церковного хозяйства, воскресные школы, другое.

Православные приходы Франции

Приход Святых Стефана и Германа

Работает совместно с русским летним лагерем

89450, Везле, улица du Couvent,

Т.: 0386323174

Ставропигиальный приход Всех Святых

Община только создается, все вопросы по телефону

Т.: 0620349546, Лимож

Приход Святого Григория Палама и Святой Атталии

0620349546, 0388640816

67000, Страсбург, улица du Coq, 6

Приход Святого Духа

Со всеми вопросами к игумену Нестору.

Тел. 0607802200

66000, Перпиньян, улица Claude Monet, 5

Приход Всех Святых

Т.: +33663151411

67000, Страсбург, улица de Niederbron, 4

Приход Святого Серафима Саровского

Богослужения по третьим воскресеньям месяца и по главным праздникам. Церковь Св. Марциала

Бордо, улица de Peyronnet, 35

Приход Казанской Божией Матери

Богослужения в первое и третье воскресенье месяца.

Т.: 0603281625, 0491747519

13015, Марсель, авеню Madeleine Remusat, 20

Приход Покрова Божией Матери

Богослужения за исключением июля и августа — раз в месяц. Утренняя литургия и вечерняя служба. Языки – русский и французский.

69006, Лион, улица Sully, 146

Телефоны: 0648120768, 0478607774, 0622683168.

0478607774, 0622683168

Архангело-Михайловский приход

Литургии по воскресеньям.

На данный момент – в католическом храме

Канн, улица Saint Dizier, 9,

Saint Roch

Православные общины Франции

Община Всех Святых

Община de Tous les Saints,

+330673833364

74000, Аннеси, площадь Notre Dame, 12

Православная русская община

По первым воскресеньям месяца в помещении сербской православной церкви

31500, Тулуза, авеню de Lavaur, 108

Православная община Покрова Божией Матери

Находится в отеле Amatcho et Anton

64100, Байонна, авеню du Marechal Soult, 27

Православные русские общины в городах Нанси и Мец

Иерей Николай Никишин, телефон 0620349546

Мец, Нанси. Общины в процессе создания

Православная община Иверской Богоматери

Литургии по последним воскресеньям месяца

62000, Аррас, улица Neuve du Vivier, Eglise Saint Géry

Религия Франции: статистика и исторические факты

В сегодняшней Франции религия, как и французская церковь, с 1905 года публично отщеплена от органов государственной власти. Исключением являются только территории Эльзаса и Мозель, которые были присоединены уже после разделения сфер влияния.

Французы и религия

Обсуждать свои религиозные взгляды или навязывать их кому-либо во Франции не принято: тема вероисповедания не поднимается ни в учебных заведениях, ни в офисах, ни в министерствах. С 2004 года религиозным французам официально запрещено носить церковную символику, а с 2011-го – молиться на улице.

Молельные места посещают считанные единицы (хотя большинство граждан симпатизируют католикам), а многочисленные храмы, аббатства, соборы и монастыри официально признаны народным достоянием. Однако французов трудно назвать нацией атеистов – здесь мирно сосуществуют представители различных религиозных ассоциаций (мусульмане, протестанты, иудеи). Основная религия Франции – католицизм.

О верующих во Франции (религия в процентах) подробно

По результатам социологических исследований, проведенных в 2015 году, представители различных религий Франции распределились следующим образом:

  • 84% религиозных французов являлись католиками. В 2009 году католицизм исповедовало 64% верующих, а в 1972-м – 87%. Согласно сведениям, обнародованным в Интернете, начало нового столетия во Франции ознаменовалось уничтожением культовых христианских построек, находящихся в аварийном состоянии. В настоящее время действующими являются около сорока тысяч французских католических храмов.
  • 4,5% верующих, живущих во Франции, согласно сведениям, собранным в 2015 году, исповедуют ислам. По состоянию на 2007 год количество мусульман исчислялось 4%, а к 2007 году 7,5%. Известно, что к 2000 году во Франции было построено более полутора тысяч мечетей, а к 2012-му их количество увеличилось до двух с половиной тысяч.
  • 1,5% набожных французов – протестанты (гугеноты).
  • 1,3% набожных жителей страны являются иудеями.

Станет ли Франция мусульманской страной?

Этим вопросом серьезно озабочены некоторые пользователи Глобальной сети. Их опасения, касающиеся основной религии Франции (большинство французов, как уже говорилось выше, исповедуют католицизм) подкреплены неопровержимыми фактами.

Так, например, согласно статистическим данным за 2011 год, количество возведенных и отреставрированных к тому времени католических храмов исчислялось 20 строениями, что почти в восемь раз меньше числа мечетей, возведенных или находящихся в стадии проектирования по состоянию на сегодняшний день (всего – около 150 культовых построек).

Также известно, что многие французские мусульмане возмущены малым количеством религиозных зданий. Об этом в 2011 году оповестил общественность исламист Далил Бубакер, обратившийся к французским властям с призывом довести количество мечетей, имеющихся на территории Франции, до четырех тысяч.

Зарождение христианства

В эпоху Средневековья христианство являлось основной и единственной религией Франции. В Средние Века, когда первые французские короли нуждались в постоянной защите от своих же вассалов, представители духовенства, земли которых были лакомым куском для местных феодалов, встали на сторону правителей, назначенных «милостью Бога», а основы христианства (в частности, отказ от материальных благ) были их основным орудием.

Поиск союзников «завел» французских королей даже в далекий Киев: как известно, женой одного из отпрысков династии Капетингов – Генриха Первого, стала киевская княжна Анна, дочь Ярослава Мудрого.

Религия Франции в 16-17 веках (эпоха идей Реформации)

Когда во Францию только начали проникать реформационные идеи Лютера (это произошло в начале 16 столетия), все набожные французы исповедовали католицизм, жестоко преследуя всех без исключения инакомыслящих соотечественников. Предвзятое отношение к чужестранным религиям подогревалось неприязнью французского короля Франциска Первого к императору Германии Карлу: два могущественных государства долгое время находились в состоянии войны.

Отцом Реформации во Франции ученые-историки называют математика и философа из Этапля Жака Лефевра, который 1523-м перевел на родной язык и издал Новый Завет. Французы, прочитав переведенное издание, отмечали наличие явных расхождений между Библейскими истинами и основами католицизма, а представители духовенства не могли объяснить причин, заставляющих их поступать именно так, а не иначе.

Французские гугеноты были не единственными протестантами: в Германии их протест разделяли лютеране, в Англии – пуритане, а в Шотландии – ковенантеры.

Французские гугеноты в полной мере испытали на себе жестокосердие представителей религиозного большинства: множество семей, примкнувших к протестантам, были лишены крова, сожжены или отправлены на каторгу.

Французское религиозное искусство 20 столетия

В 20 веке религия Франции, воспетая в произведениях художников, скульпторов, публицистов и поэтов, становится связующим звеном между представителями духовенства и социума.

Католическая вера на правах основной религии Франции активно «продвигалась» посредством полотен известных художников (Шагала, Дени, Дерена и других), а также произведений французского философа Жака Маритена – автора «Антимодерна» (год издания — 1922) и «Интегрального гуманизма» (1936 год издания), — прославившегося благодаря своим тщетным попыткам примирить науку и религию.

Темой католического мистицизма, облаченного в поэзию, «пропитаны» сочинения некоторых писателей, творивших в конце 19 — начале 20 веков: например, драматурга Поля Клоделя и романиста Жоржа Бернаноса.

20-30 годы прошлого столетия некоторые историки называют периодом расцвета церковного искусства: религиозная тема с полотен и книг «перекочевала» на стенные ковры и витражи.