Православные рассказы читать

Православная писательница Валентина Ивановна Цветкова родилась в 1936 г. в с. Никольское Саратовской области. Позже она переехала на учебу в Самару. Педагог по образованию, она много лет непосредственно общалась с детьми. И это чувствуется в ее рассказах. Знание детской психологии позволило Валентине Ивановне написать свои рассказы таким языком, который воспринимается детьми легко, непринужденно. Поэтому ее произведения читаются с интересом не только детьми, но и взрослыми, ведь в сущности, все мы в какой-то мере большие дети.

В.И.Цветкова сотрудничала с различными православными газетами, в частности с самарским “Благовестом” и рязанским “Благовестом” С 1999 года живет в Рязани и продолжает трудиться над новыми произведениями, которые, надеемся, в скором времени выйдут в свет.

Чудная

Бабуль, купи мне сегодня, пожалуйста, фломастеры, — попросил Витя утром свою бабушку.

— Куплю, — ответила она, повязывая на голову платок.

— Ну тогда, бабушка, пошли скорее!

— Подожди, Витенька, я пирожки из духовки вытащу, Агафью Семеновну по дороге угостим.

— А, это ту, что сидит всегда на одном и том же месте, и кто к ней не подойдет, всем низко кланяется, даже если я иду и ничего ей не подаю. Мы с мальчиками нарочно несколько раз мимо нее проходили, и она каждый раз вставала и кланялась. Чудная какая-то!

— А вот этого делать не следовало бы! — рассердилась бабушка. — Во-первых, она — моя первая учительница, а во-вторых, ты и сам заметил, что она не за подаяние кланяется. Ты бы вот об этом подумал.

— А чего думать-то, она просто чудная. И, говорят, у нее был двуглавый орел.

— Витя, ты недопонял и пересказываешь другим, а это грех. — Бабуль, но ведь все так говорят.

— А ты молчи. Ведь ты не видел сам, лучше послушай, что я тебе о ней расскажу. В те далекие годы, когда я была маленькая, ученикам не разрешали носить крестики. Учителя, конечно, знали, что мы их носили, но старались не замечать. Наша же молоденькая учительница Агафья Семеновна с двух девочек сняла крестики и в угол бросила. Мы так испугались, думали учительница сразу умрет. А она сказала: “Вот видите, ничего не случилось!” И продолжала вести урок. После этого случая многие потеряли страх перед святыней. Через некоторое время у Агафьи Семеновны родился ребенок. Я сама его видела: вместо одной головы, у него были две маленькие головки. С тех пор она как бы закрылась ото всех, хотя находилась среди людей, а каждому, проходящему мимо, кланялась. И Господь ее простил и даже даром наградил. У каждого проходящего она видит на голове как бы отметку, — что это за человек. А тем, кто ее близко знал, Агафья Семеновна сказала о том, чтобы мы друг друга поклонами приветствовали и Бога поклонами чтили. Чтобы несколько раз в сутки перед иконами кланялись.

— Бабуль, мне стыдно теперь мимо нее проходить.

— А ты подай ей пирожочек и тоже поклонись.

— Она же увидит, что я лгу, — замялся Витя. — Ведь фломастеры-то у меня есть, а я еще прошу.

— Ну вот и хорошо, что признался.

— Значит, в магазин теперь не нужно идти. А пирожок ей, бабуль, давай, я все-таки отнесу. Она увидит, что я уже не лгу!

Акафист

Пришли Света, Наташа и Лида в библиотеку духовные книги поменять, а взрослые их спрашивают: “Вы так быстро прочитали?” Девочки засмущались, но все же попросили: “Дайте нам, пожалуйста, толстую Библию почитать”. -“Рано вам еще. Вы пока тоненькие читайте, — сказала заведующая библиотекой, — о жизни святых можем вам дать”. А сама держит акафист Святителю Николаю в руках. Лида, девочка близорукая, и все прищуривается, когда старается что-то прочесть. Вот она вслух читает из акафиста: “Радуйся, скорбящих приятное попечение…” К удивлению взрослых, Лида привела случай в подтверждение этих слов. Она рассказывала с такой верой, что глаза при этом светились небом.

— Когда меня еще на свете не было, одна тетя купила коровушку на базаре и повела ее домой. Надо сказать, что жила она в далекой деревне. Коровушка попалась тощая, сначала шла тихо, потом легла посреди дороги и идти не хочет. Тетя ласкала ее, стегала, но она не поднималась. Заплакала тетя и стала Бога просить. Вспомнила, что еще помощника скорого надо призывать — Николая: “Помощник наш, угодник Божий Николай, помоги корову до дома довести. У меня детки без кормильца-отца. Ждут молочка, а коровка вот погибает”.

Заливается слезами тетя. Бог, видя такое, прислал старичка. Идет он навстречу с прутиком, корову похлопал, она встала и пошла. Когда стал старичок уходить, на прощание сказал: “Ты, молодайка, загони коровушку во двор крайнего дома, и что там будут давать, — бери, не отказывайся”.

Она так все и сделала. Пустили ее переночевать две старушки, накормили. И коровушка без корма и питья не осталась.

Наутро в дорогу гостинчика дали. А коровка, за ночь отдохнула и быстро побежала домой…

Подружки над Лидой смеются: “Ты еще не жила на свете, а рассказываешь, как будто все видела своими глазами”. Лида улыбнулась: “Но это же правда! Так было! Молодайка та жива. Это родная бабушка моя, она нам все рассказала. И сама Николу Чудотворца не забывала, и нас приучила почитать его. Мы с ней акафист каждый четверг читаем”.

Девочки выбрали книги и ушли, а взрослые удивились глубокой вере, простоте, искренности и решили: “Пусть дети читают толстую Библию, ведь мудрость они получают не от взрослых, а по благодати Божией”.

Слепой мальчик

Этот было давным-давно. Зимой, по вечерам, мы всей семьей сидели на большой русской печке. Нас, детей, было шесть человек. На улице мороз, вьюга, в трубе ветер гудит, а на печке так хорошо, тепло от кирпичей. Хочешь — лежи, хочешь — сиди. А чтобы видно было друг друга, зажигали лампу со стеклянным пузырем в виде вытянутой груши. А в углу избы, на самом видном” месте, пред иконой горела лампадка. И все так уютно, радостно, спокойно, тихо. Кто выкладывал из тыквенных семечек “царский дворец”, кто просто их очищал и ел. Этим занимались младшие, а старшие вязали кружева, перебирали шерсть, пух. Нам так хотелось потрогать пух с шерстью руками, шарики-мячики скатать, но нельзя. Они нужны для носков, варежек. А мячи старшие для нас скатали из коровушкиной шерсти, которая на дело не годится. Мячик хороший получился: и мягкий, и подпрыгивает, как резиновый. И коровке приятно, когда ее чешут. Ну так вот. Сидим мы на печке, но не молчим. Мама молитву тихонечко поет. “Царю Небесный…” С нею всегда начинают всякое дело потому, что призывается в помощь Дух Святой. А затем по очереди истории рассказывают: и страшные, и смешные, и вот такие, как эта, — про слепого мальчика.

Родился этот мальчик зрячим, но однажды сильно заболел и ослеп.

Сначала никто и не догадывался, потому что он был еще грудным и ползал по полу. А когда его мама положила возле него шерстяной клубочек, то малыш стал искать его ручонками и не нашел. Обратились к врачу, но было уже поздно. К любому горю привыкаешь, привыкли и к слепому сыночку.

Но Господь так умудрил его, что не сразу подумаешь, что он слепой. Глаза у мальчика были чистые, красивые, открытые. Двигался он осторожно, но до двери доходил без палочки. Сам ходил в колодец за водой для коровушки. Уж так они друг друга понимали, будто верные друзья. Он ухаживал за ее постелькой: тщательно соломку переберет, чтобы ни камушка, ни навозного комочка не было. А кормил ее пахучим сеном с ягодками клубничными. Зорька жует сено, а слепой мальчик гладит ее. Коровушка ляжет, и он присядет к ее теплому боку, да так и заснет возле нее. Зорька повернется, вздохнет и согреет его теплым паром. Мама ищет сыночка, все уже ужинать соберутся, и находит мальчика всегда у Зорьки подбоком. Как-то папа объявил: Зорьку сдадим на мясо. Слепой мальчик быстро вышел из избы. Мама слышит: в сарае кто-то с плачем, что-то кому-то рассказывает. Прислушалась, присмотрелась, а это ее слепой сыночек молит Бога о помощи, чтобы Зорьку не сдали на мясо. Потом обнял коровушку за шею и плачет. А Зорька понимает все, только сказать ничего не может, а из огромных коровьих глаз с длинными ресницами, ручейками текут слезы. Мама все это увидела, но ничего не сказала. А за ужином папа уточнил: хоть Зорька и дает маловато молока для такой большой семьи, но Бог даст — она теленочка нам принесет, молока прибавит. Все были рады, а больше всех сыночек слепой.

Иисусова молитва

У слепого мальчика кроме коровушки Зорьки были еще и другие друзья. Про всех я расскажу по порядку. Кот Дик и кошка Белоножка все время возле его ног вертелись, никуда не уходили. Если зимой слепой мальчик к Зорьке в сарай выходил, то они ждали его у порога. Только скрипнет дверью, они сразу же бегут к мальчику со всех ног. Сидеть он любил не на стуле, а на полу. Кошки же были этому рады, терлись боками, мурлыкали, садились ему на ноги. Когда у мальчика в кармане было что-нибудь съестное, он вынимал из кармана, обязательно обдувал от крошек, крестил и говорил: “Господи, благослови!” Так он делал всегда. А потом ел сам и кошкам по кусочку давал.

Если же слепой мальчик вставал ночью молиться, пока все спали, Дик и Белоножка находили его и садились рядом, повернув свои мордочки к иконам. Уходили все вместе: мальчик на печку спать (или летом на полати), а кошки под пол мышек пугать.

Весной и летом они выходили с мальчиком на улицу и шли по обе стороны от его ног. Так кошки вели мальчика по тропинке к колодцу. У колодца была трудная, но необходимая работа. Порой приходилось вытаскивать до двухсот ведер воды, потому что на огороде росло много капусты, огурцов, помидоров, лука и всего другого. Семья-то большая.

И вот слепой братец воду из колодца достает, а младшие сестренки, братики бегают наперегонки и разливают по своим грядочкам, луночкам. Весело всегда было, слепой братец подбадривал, похваливал за хорошую работу поливальщиков.

А когда младшие уставали и спрашивали: “А скоро закончим?” На то он отвечал: “Нет, еще только половину полили”. Поливальщики ему возражали: “Нет-нет, все полили. Ты не видишь ведь!” Слепой мальчик, улыбаясь, говорил: “Вижу, полейте еще раз свои грядочки, а то я слышу, они просят: пить, пить!” Дети прислушиваются и даже прилягут ухом к грядке и правда услышат, что земля “сипит” от жары. Тогда они еще раз поливали, и земля больше уже не просила пить. Слепой мальчик вдруг объявлял сестренкам и братикам: “Все, по последнему ведерку отнесите и закончим”. Как же он узнавал, что грядки напитались водой? Оказывается, он молитву Иисусову читал: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!” Заранее камешки заготовит и положит у ноги. Как ведро из колодца вытащит, молитву скажет, и камешек от ноги отбросит. Когда камешки кончатся, тогда и все двести ведер воды вытащены. Огороду достаточно этой влаги, а для души двести раз молитву прочитал. Вот ведь как Господь его умудрял: он, слепой, нас оберегал своими душевными очами.

Горошина

Приехала как-то бабушка к внучатам помогать сеять горох. Радостно им с ней было, ведь она всегда ласковые слова говорила. Даже папа подобрел, деток своих не ругал, а бабушку мамой называл. Так все просто. “А где просто, там ангелов до ста, а где мудрено, там ни одного, — говорит бабушка. — Без ангела, как без провожатого, невозможно дороги найти в неизвестном пути, а тем более в Царство Небесное войти. Там нужно три двери одновременно пройти”. — “А как так можно, бабуль? — спрашивают внучата, — Расскажи!” — “Трудно, милые мои. Двери эти расположены друг за другом и открываются только на один миг. Двери эти высокие, тяжелые, человек перед ними стоит, как горошина малая. В первую шагнет, а вторая перед ним тут же закроется — и человек как в ловушке, в беспросветной тьме. На миг опять все двери открываются, шагнешь во вторую дверь, а передняя закрывается… Одному без помощи не пройти. Вот и нужен помощник — ангел или святой угодник, чтобы двери придержал, а человек через них пробежал. За ними — свобода, ширь такая, что глазом не окинешь.

Впереди отлогая гора, но что за ней, пока не видишь. Повернется человек назад — дверей уже нет. Только следы свои, как на снегу, отчетливо увидит. Они и вкривь, и вкось, и прямо, и кругами. Иди, брат-человек, вперед гляди и молитву все время твори — тогда дойдешь до Небесного Царства”. — “Бабуль, а в царстве этом сладости есть?” — “Еще какие! Человек и не представляет, что его там ожидает”.

Внучка Машенька слюнку проглотила и ручкой кармашек пощупала — так ей захотелось конфетки. Видит: бабушка во рту что-то держит. “Бабуль, а дай мне, пожалуйста, одну конфеточку”. — “Это не конфета, хорошая моя, а горошина”. — “А зачем ты ее во рту все время держишь?” — “Я молитву творю — это значит говорю: “Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешную”. А горошина во рту мешает и напоминает: дела добрые твори и молитву не забывай — вместе они тебя в Царство Небесное приведут. Только не останавливайся”.

Внучка Машенька положила в рот горошину, а в руки взяла лукошко и пошла скорей сажать, чтобы за бабушкой поспевать. Ведь Царства Небесного каждый сам своим трудом должен достигать.

Карусели

Бабуль, посмотри, какой полосатый жук в окно влетел и о зеркало бьется, — сказала Настя. — Я его платком отгоняла, а он не улетает.

— Это, внученька, он себе подобного увидел и увлекся, — ответила с улыбкой бабушка.

Стали Настя и ее младший братишка руками размахивать и жука к окну направлять.

— Он упрямый, как ты, Вася, — рассердилась девочка, — опять к зеркалу летит.

А бабушка жука легонько прижала и за окно выпустила. Он полетел, загудел.

Настенька с Васей рады — значит, жив. Бабуля же, глядя в окно, вздохнула:

— Пока не вразумит, не направит кто-то, слабый может погибнуть. Особенно, если обратный путь забудет.

— Бабуль, а как найти обратный путь? — спросил Вася.

— По приметам, мой хороший. За них, как за невидимую веревочку, держаться надо.

— Это как на карусели? — уточнила Настя.

— Умница моя, ты очень хорошо подсказала. Когда на каруселях кружишься, все вокруг быстро мелькает, интересно и дух от высоты захватывает. Но ты при этом не забывай за веревочку держаться — иначе можешь сорваться и сильно ушибиться. Тогда обо всем забудешь. А кто виноват? Сам, конечно. Увлекся и про веревочку забыл, из рук выпустил. Себе навредишь и доброго хозяина карусели обидишь. Ты же ему обещал держаться. А он второй конец к себе привязал и всю поднебесную красоту решил тебе показать, чтобы ты туда стремился.

— Бабуль, а Вася-то наш высоты боится, — сообщила Настя.

Бабушка улыбнулась:

— Зато любит Богу молиться и послушание у него есть. Вот за это Творец наш поднимет Васю на великую высоту. А с Господом Богом нигде не страшно.

— А девочкам можно на такую высоту? — интересуется внучка.

— Всем можно, мои сладкие. Только за веревочку держись, да от Творца-Бога не оторвись.

— Бабуль, я поняла. Буду, как Вася, молиться и всегда старших слушаться.

Бабушка их перекрестила и заплакала. Внучата перепугались:

— Бабуль, что с тобой?

— Да ничего, милые мои. Это я от радости, что вы так хорошо все поняли.

“Верую” для верных

В деревне друг о друге все знают: кто, куда пошел и зачем… Если иду в левую сторону от дома, значит — в клуб, а если в правую, то в церковь.

В тот день я пошел в церковь, ведь был великий праздник Рождества Христова. Что пели и читали в храме — я не понял, но на всю жизнь запомнил, как у всех в руках горели свечи, как пели хором, всей церковью.

У меня было торжественно и радостно на душе. Вдруг я услышал, как кто-то тихо сказал: “Без людей земля сирота”. Эти мудрые слова произнесла блаженная Нюрушка, или “простенькая”, как ее звали у нас в селе. Меня поразило, как просветлело ее лицо, когда запели “Верую”. Людей трогало до слез, когда она говорила кому-то, что он “угоден Богу”. Человек говорил: “Нюрушка, я грешен”. — “Но все равно ты верный”, — успокаивала она. Это слово нравилось мне: какое-то надежное, счастливое. Для себя я сделал вывод: если верным быть, значит, лучшего и желать не нужно.

При выходе из храма я опять услышал шепот:

— Ты замужем, Нюрушка, была?

— Нет, нет! Я обет Богу дала.

— Возьми вот пирожок… Может, у тебя дома есть нечего…

— Что ты… Масла вон какой комок. Я ведь по средам и пятницам его никогда не ем, так что надолго хватит.

— Почему?

— Не хочу с предателем Иудой в эти дни наслаждаться.

Тут я подумал: “Вон оно что! А я этого и не знал”.

— Тетя Нюра, вот тебе конфета. Помолись обо мне.

— Спасешься ты, сынок. “Верую” с верными пел. А вот просфору соседке своей передай, она болеет. Оставайся с Богом.

Поклонилась и ушла. Вот такие Нюрушки и есть верные, они Угодники Божий, а от них и нам спасение.

Живые картинки

Никита, сегодня мы будем цифры учиться писать, к школе готовиться нужно.

— Папа, а я их уже знаю на “пять”. И он быстро написал цифры первого десятка. Отец поставил ему оценку “три”. Никита к Барсику подошел пожаловаться. Кот своими зелеными глазами по цифрам повел, потом лапкой листок царапнул и под стол спрятался.

— Даже Барсик заметил ошибку твою у цифры шесть, в правую сторону завиток пишется… Ну, а урок чтения будет в саду.

Папа ручкой слева направо повел и как-то торжественно произнес:

— Вот это все, что видишь, Господь наш, Творец, создал, и все есть в живой этой книге. Смотри внимательно на все, — продолжал папа, — замечай, и в малой букашке откроешь чудо, ведь Творец создал всех и все для общего блага. Как тебе понятнее объяснить? Например, жук-почтовик летит с приказом, ведь не трудное дело, да? Но если замедлит полет своевольно и не прилетит в указанный срок — беда для всех случится. Даже утро может не наступить, если солнце встать опоздает. И останется темнота, ночь вечная будет — страшно! Вот я и говорю, все исполнять должны волю Творца безукоризненно и срочно. В этой “живой” книге человеку нужно много разгадать. Для чего в саду дерево растет? Познай, сорви, покушай.А фиалка почему разными цветами цветет? Почему подсолнушек за солнцем головой крутит? Некоторые цветочки на ночь крепко закрывают лепесточки, как на замочек, а утром приглашают пчелок в гости собрать пыльцу. И почему же мед не киснет? Но сладок и ароматен всегда, а ведь изготовляет его не человек, а всего навсего букашка-пчела. Знай! Что и жизнь человеку дана на земле в основном для разгадок этих. Научись отличать Самого Мастера — Творца от Его подделок.

Никита рассмеялся: “Да как же можно, папа, живого художника сравнить с какой-то его картинкой — “мазней”. Художник захочет картинку сотрет или нарисует вновь с крыльями или рогами. А картинка что сможет сделать художнику — Творцу? Она сама-то только может выцвести и превратиться в тлю”.

— Хорошо, сынок, рассуждаешь, за тебя спокоен буду я. А теперь еще тебе осталось полюбить Творца сильнее, чем самого себя. Ведь и нас, людей, смастерил Он тоже. Не забывай, отечество наше — Небо. Будь достоин Творца, чтобы быть возвращенным туда! А жизнь на земле коротка, как сновиденье. Помни это, милое дитя! Только не увлекись искусственными картинками, ведь беда человеку от них пришла.

Загадочная полянка

В дороге познакомились мы со старичком, благообразным таким, привлекательным: густые белые волосы на голове, окладистая, кучерявая борода и зеленоватые глаза с поволокой. Улыбка добродушно-виноватая. Он все время смотрел в окно и будто прикидывал, рассчитывал что-то в уме, а потом вдруг встрепенулся и нас позвал к окну. “Смотрите внимательно, — сказал старичок, — запомните все, что увидите на этом месте”.

Мы послушались и стали пристально рассматривать полянку из окна поезда и торопливо сообщать ему: “Вон лошадь пасется, корова пестрая, коза белая, кусты сирени, березки, одуванчики. И очень широкая полянка, а жилья человеческого не видно”.

Немного погодя старик успокоился и поведал нам историю…

“Однажды занес меня мой конь на эту полянку. Я был поражен ее красотой, тишиной и чем-то еще, необъяснимым. Слез с коня и иду, наслаждаюсь созерцанием дивной красоты. И от удивления останавливаюсь: около моих ног лежит гнездо с куриными яйцами. Человеческого жилья нет, а курица живет и яички несет. Вот, думаю, ужо будет яичница. Прикидываю куда мне их положить, чтобы не разбились. И, не подняв еще головы, краем глаза вижу какую-то тень. Смотрю: а это девочка! Говорит:

— Не берите яйца из гнезда, а то вы лишите Бархоточку ее радости!

— А где же курица? — спросил я.

— Она придет скоро.

— А ты кто? — опять спросил я ее.

— Я Марьюшка. Стерегу животных.

— Кого же ты стережешь?

— Малька. Он красивее вашего коня. Я решил с ней поспорить: красивее моего коня — не может такого быть! Она предупредила:

— Малек не выйдет из чащи, если будет слышать наш разговор.

— Куда же я должен спрятаться, чтобы посмотреть на него? Хоть одним глазком. Марьюшка сказала:

— Прятаться не надо. Смотрите в оба, только молчите, а то спугнете.

Я обещал молчать. Она позвала пронзительным ласковым голоском:

— Малек!

И он тут же показался из чащи леса, с шелковистой длинной гривой, с шеей лебединой… Я замер от восторга, а потом присвистнул: “Вот это конь!” От звука Малек стремглав бросился бежать и исчез в чаще.

Стал я объяснять Марьюшке: “Нельзя такого красавца держать одного, без друзей”. Она, помолчав, ответила:

— Мы его друзья!

А я с насмешкой:

— Это ты-то с курицей?

А Марьюшка сказала без обиды:

— Ну почему же, еще Калинка есть.

— Это еще кто такая? — спросил я, еле сдерживая раздражение, потому что весь находился под впечатлением от чудесного коня.

А Марьюшка, не замечая моего неуместного гнева, рассказала, что у Калинки недавно родилась дочка. Она говорит, радуется, а я все смотрю на лес, не выбежит ли конь…

— Ну, — тороплю я девочку, — зови свою Калинку, посмотрим и ее.

— Нет! Мы должны сами к ней подойти.

Пришлось уступить — пошли смотреть. Увидел я пеструю корову Калинку с теленочком, который качался, стоя на четырех ногах, и они у него разъезжались в разные стороны. Подумал я: “Вот невидаль — корова! Чем тут восхищаться? Не конь же!”

А Марьюшка, словно читая мои мысли, говорит:

— Корова она необыкновенная — обездоленная и незаслуженно наказанная. У хозяина дома она все на своем пути ломала, переворачивала, сама однажды в погреб угодила. И хозяин решил от нее избавиться. А когда мы с ней на эту поляну прибежали, я пригляделась и поняла: она оказывается слепая. Хозяева сжалились, не отняли ее у меня и стали мы с Калинкой жить на этой полянке. Она сирота и я сирота. Слепого коня тоже сюда привели, и всех обездоленных мы принимаем. Любим друг друга. Люди меня служанкой, монашкой зовут.

Старик озабоченно уточнил: “Значит, у Марьюшки еще коза белая появилась?” — и продолжал:

— Как же ты живешь, — спросил я ее тогда.

— Бог помогает. Он про нас не забывает, утешает и в обиду не дает. Землянка наша, как сарай, а на душе-то рай! Когда я молитву пою, то мне ангелы подпевают, и аромат тогда бывает, как в саду весной. Словами не скажешь. И землянку нашу кто-то освещает.

Я спросил Марьюшку:

— Часто так бывает? Она ответила:

— Всегда, когда Господь Сам пожелает. Я попросил:

— Девочка, помолись ты обо мне! Я ведь в грехах весь. Ступил ногой своей на свято место. Как Моисею терновый куст горящий был показан, так вот и мне сейчас, в годину полуверов, открылось на ком свет стоит!

Марьюшка улыбнулась и помолилась. А мне на прощанье наказала:

— Ты сам молись. Господь без тебя не спасет тебя.

Вот и все, что я о ней знаю и никогда не забываю…

Вы сами видели сейчас — коза теперь у Марьюшки”.

Дед замолчал. Мы, “полуверы”, очень удивились и поняли, что наша земля тайн полна.

ИЕРЕЙСКАЯ ПРОЗА

В Русской Православной Церкви есть немало священников, которые сочиняют художественную прозу, их книги выходят в православных книжных издательствах и составляют значительную долю всей издающейся православной художественной литературы. Однако в светской среде творчество духовенства известно слабо — а между тем о нем вполне можно говорить как о тенденции. Пока еще неясно, считать ли такую прозу неким знаковым явлением в современной литературе, но само ее существование свидетельствует о богатстве и многообразии культурной жизни православных христиан.

Выражение «иерейская проза» родилось значительно раньше, чем эта статья. О том, что среди священников немало пишущих и публикующихся людей, в православной среде говорили давно, в том числе и в «Фоме», и кому-то из наших журналистов пришла в голову аналогия с так называемой лейтенантской прозой. Но как ни назови, а споров о такой литературе не избежать. И споры ведутся уже не первый год.
У многих людей, имеющих профессиональное отношение к литературе, вызывает отторжение сам подход. «Почему бы тогда не говорить о медицинской прозе, учительской или милицейской?» Они убеждены: талантливые писатели (как и бездарные) могут работать кем угодно — хоть пекарями, хоть аптекарями, поэтому и выделять творчество представителей некой профессии в отдельное литературное направление, и тем более считать его литературным явлением ни в коем случае нельзя. Произведения писателей-священников, говорят они, надо рассматривать только в общелитературном контексте и оценивать по общелитературным критериям, поскольку священный сан не дает никаких преференций в литературном труде.
С последней мыслью нельзя не согласиться. Менее всего мне бы хотелось, чтобы наш журнал заподозрили в желании каких-то особых условий и особого отношения к пишущим священнослужителям. «Гамбургский счет» никто в литературе не отменял, и бездарность не должна быть оправдана ни священным саном, ни высоким постом, ни какими-то иными внелитературными соображениями.
Однако выделять творчество каких-то писателей в некое направление — это не то же самое, что признавать их высокое художественное мастерство. Лейтенантская проза не потому стала литературным явлением, что все ее авторы сказали новое слово в изящной словесности — разными они были, кто более, кто менее талантлив, — но потому, что общим для них оказался новый на тот момент подход к изображению войны в советской литературе. Не масштабные полотна, не деяния великих полководцев — а взгляд из окопа, кровь, грязь, неоднозначность человеческих поступков, тонкая грань между подвигом и предательством. И то же можно сказать о прозе «деревенщиков» — при всем различии в манере письма их объединял предмет рассмотрения. Не «как сказано», а «о чем сказано» и «зачем сказано».
Мне кажется, что подобный подход применим и к прозе священнослужителей. Да, они очень по-разному пишут, и в плане художественного инструментария, и в жанровом отношении (чаще — реализм, реже сказка и фантастика), но фокус их внимания сосредоточен примерно на одном и том же — на современном человеке в его отношениях с Богом. Причем внешней церковной атрибутики в этих произведениях может и не быть. Как правило, речь в них идет о жизни в провинции — в деревнях или маленьких городах, о простых людях со сложными судьбами. Это неслучайно — ведь авторы-священники (большинство из которых служат в провинции) обладают огромным опытом личностного общения, прекрасно знают жизнь современной русской деревни. К слову сказать, наша светская литература последнее время не слишком интересуется таким «заурядным» героем, если же интересуется, то как Базаров лягушкой. А вот для «иерейской прозы» характерно стремление высветлить в душе героя доброе начало, которое связывает его с Богом. Потому-то даже чисто светский сюжет здесь все равно подается в духовной перспективе.
Все это можно было бы воспринять в том смысле, что «иерейская проза» — это не более чем продолжение священнического служения, пастырства, только вместо прямого высказывания используется художественное. Кстати, иногда пишущие священники именно так и считают. По мнению священника Ярослава Шипова, который еще до принятия сана был довольно известным писателем, «прозаические сочинения священнослужителей являются чаще всего не столько художеством, не столько произведениями искусства, сколько особой формой проповедничества».
Разумеется, если священство для человека — не просто профессия, а стержень всей его жизни, то все, что бы ни делал, он неизбежно будет воспринимать в контексте своего главного служения. В том числе и творчество. Не думать о том, как отзовется его слово, пишущий священник не может. «Пожалуй, главное, когда написанное тобой, как камертон, отзывается в сердцах незнакомых тебе людей. И очень хочется, чтобы звучание этого камертона приближало человека к Богу», — говорит протоиерей Владимир Гофман, автор нескольких сборников прозы и поэзии.
Тем не менее, у человека, пишущего художественную прозу, кроме проповеднической мотивации неизбежно бывает и другая. А именно — желание сочинять, без которого писателя попросту нет. Для человека с литературным даром писать рассказы, романы или стихи — это естественный, присущий именно ему способ высказаться.
Но тут у многих возникает другое недоумение: совместимо ли художественное творчество (будь то писательство, живопись, музыка) со священническим служением? Порой такое недоумение проистекает от очень примитивного восприятия христианства. «Сложилась странная ситуация, — пишет автор нескольких сборников рассказов протоиерей Александр Авдюгин, — заниматься строительством храмов и хозяйственной деятельностью священнику не возбраняется, хотя в уставных настоятельских обязанностях об этом даже не упоминается. Более того, именно стройка с точки зрения некоторых далеких от подлинной церковности людей является мерилом священнического служения. Литературное же творчество, которое вполне сочетаемо с пониманием миссии, вызывает у них скептические улыбки, возражения и недовольство».
Однако иногда такая позиция пытается быть себя аргументировать. Так, один из самых известных православных писателей протоиерей Николай Агафонов вспоминает: «В 2005 году в Центральном доме журналиста в Москве мне вручали Всероссийскую литературную премию “Хрустальная роза Виктора Розова”. Меня подвели к Сергею Николаевичу Есину, который в то время был ректором Литературного института им. М. Горького, и представили. Он недовольно поморщился и высказал мысль, которую я не помню дословно. Но что-то вроде того, что священник не может быть хорошим писателем. Каждый, мол, должен заниматься своим делом — священник в церкви служить, а писатель писать». Или, как сформулировал эту же мысль один литературный критик: «Священное служение — это подвиг, но и литературный труд — тоже подвиг. Не может человек одновременно нести два подвига».
Разумеется, писателям-священникам приходится отвечать на это. «Вопрос о том, можно ли совмещать служение в церкви с литературой и не мешает ли одно другому, я слышу почти в каждом интервью, проводимым со мною, — продолжает отец Николай. — Могу заверить, что никак мешать не может, а может лишь дополнять одно другим».
Мне кажется, что он прав — подвиги священства и писательства вовсе не взаимоисключающие. Более того, разве только священство подвиг? А служение врача или учителя? Вычеркиваем Чехова с Булгаковым из литературы? Или из медицины? Вычеркиваем Януша Корчака из литературы? Или из педагогики (а заодно и из медицины)? Скольких бы всемирно признанных писателей пришлось вычеркивать, будь правы те, кто пользуется бинарной логикой: «или — или»!
Но тут возникает следующий (и совершенно закономерный!) — вопрос: а что, если действительно начать судить этих писателей-священников по «гамбургскому счету»? Так ли уж хороши их книги в художественном отношении? Выдерживают ли они сравнение с великими писателями прошлого и с нынешними звездами первой величины?
Вопрос, что называется, под дых. Будем честны: качество письма наиболее талантливых представителей «иерейской прозы» соответствует среднему уровню писателей из «мейнстрима». То есть, конечно, никакая это не графомания, а добротная, крепкая проза, но, по моему мнению, — не только не Чехов и не Булгаков, но даже и не Людмила Улицкая или Дмитрий Быков.
Впрочем, не стоит требовать всего и сразу. Бесспорно, планку надо выставлять высокую — но не будем забывать, что «иерейской прозе» как явлению нет и пятнадцати лет, и странно было бы ждать, что за это время появятся такие таланты.
Таланту, чтобы прорасти, нужна удобренная почва. А вот с этим — проблемы. На мой взгляд, главная из них — замкнутость «иерейской прозы» внутри православной литературы. Чтобы талант писателя (будь он священником или мирянином) раскрылся в полной мере, ему нужно жить в общем литературном пространстве, нужно публиковаться в светских издательствах, общаться со светскими читателями, быть объектом критического рассмотрения (причем нелицеприятного) — словом, из теплого и мелкого лягушатника выйти в открытое море. Там штормит, там водятся акулы, но только там можно поставить себе настоящую планку.

Краткая библиография

Авдюгин Александр, протоиерей
Приходские хроники.
М.: Лепта, 2008. — 272 с. (Живой журнал: новый формат)

Агафонов Николай, протоиерей
Неприкаянное юродство простых историй.
СПб.: Библиополис, 2004. — 351 с.

Агафонов Николай, протоиерей
Преодоление земного притяжения: рассказы.
Самара: Офорт, 2004. — 419 с.; ил.

Агафонов Николай, протоиерей
Отшельник поневоле: рассказы.
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 656 с.

Агафонов Николай, протоиерей
Иоанн Дамаскин: Исторический роман.
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 397 с.
(Современная православная проза)

Варлаам (Борин), игумен
Кухарка короля: Сказки для детей и взрослых.
Иваново: Изд-во «Компания “Салют”», 2005. — 288 с.

Гофман Владимир, протоиерей
Дом-корабль: Рассказы детям о взрослых и взрослым о детях.
Н. Новгород: Фонд «Народный памятник», 2006. — 144 с.

Гофман Владимир, протоиерей
Как один день: Рассказы и повести.
Н. Новгород: Книги, 2009. — 286 с.

Михалевич Савва, протоиерей
Год на сельском приходе: Рассказы, повесть.
М.: Благо, 2004. — 159 с.

Михалевич Савва, протоиерей
Несказочные приключения Сказочника. Новые приключения Сказочника.
М.: Артос-Медиа, 2007. — 192 с.

Охлобыстин Иоанн, священник
Там, где восток: Духовные копи.
М.: Лепта, 2009. — 192 с.

Торик Александр, протоиерей
Diмон: сказка для детей от 14 до 104 лет.
М.: Сибирская благозвонница, 2008. — 237 с.

Чугунов Владимир, священник
Русские мальчики: Роман.
Николо-Погост: НООФ Родное пепелище, 2007. — 736 с.

Шантаев Александр, священник
Асина память.
М.: Артом-медиа, 2004. — 335 с.

Шипов Ярослав, священник
Долгота дней.
2-е изд., доп. М.: Лодья, 2005. — 303 с.; ил.

Шипов Ярослав, священник
Отказаться не вправе: Рассказы из жизни современного прихода.
2-е изд., доп. М.: Лодья, 2000. — 208 с.

Шипов Ярослав, священник
Райские хутора: рассказы.
М.: Светлый берег, 2007. — 158 с.

Шполянский Михаил, священник
Мой анабасис, или Простые рассказы о непростой жизни.
М.: Даръ, 2008. — 480 с.

Экономцев И. (Иоанн (Экономцев), архимандрит)
Записки провинциального священника:
Роман. — М.: ТЕРРА-книжный клуб, 1998. — 390 с.
(Русь православная)

Подготовила Ирина СЕРГЕЕВА

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Надежда Голубенкова — Крик души. Сборник православных рассказов

12 3

Крик души

Сборник православных рассказов

Надежда Голубенкова

© Надежда Голубенкова, 2017

ISBN 978-5-4474-4914-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Я призываю вас, поверьте:

В любовь и дружбу,

В совесть, в честь, —

Всего мне здесь не перечесть.

Не верьте злату и камням,

Не верьте деньгам, жемчугам.

Поверьте только, что есть Бог, —

И это души сбережёт.

Детский летний лагерь. Карманное издание «Евангелия» издательства «Gideon», раздаваемое всем желающим. Именно с него всё началось, с этой синенькой, неприметной книжечки. То были светлые деньки беззаботного, по мнению всех взрослых, детства. Или, вернее сказать, отрочества, ведь мне тогда было лет одиннадцать-двенадцать. И всё же я не сказала бы, что моё детство было беззаботным. И вообще, было ли оно? Сколько себя помню, я училась-училась-училась. И в те дни пребывания в детско-оздоровительном лагере «Олимп» я много времени проводила не за игрою с ребятами, а за чтением. А читала я именно эту Книгу, попавшую мне в руки совершенно случайно, но, как я понимаю теперь, весьма своевременно.

С христианской любовью всем читателям посвящается.

Два Николая

В одной совершенно обычной деревенской семье было два сына, и обоих звали Николаями. Но не потому, что у их родителей отсутствовала фантазия. А просто так вышло, что старший родился 19 декабря – в зимний день памяти святителя Николая Чудотворца, – а младший – 22 мая, аккурат в летний праздник святого. Их так в семье и величали: Никола-летний и Никола-зимний.

К печали матери, не было между братьями мира. Каждый из них при случае старался доказать, что особо почитаемый всем русским народом Николай Угодник – только его святой. Со временем родители махнули рукой на постоянные ссоры мальчиков.

И вот когда младшему исполнилось 11 лет, а старшему – 13, отец устроился на новую работу, и семья переехала в город. Совсем недалеко от их новой квартиры, через две улицы, располагался огромный и величественный Храм Всех Святых. Когда мама привела их сюда впервые, братья поразились золочённому убранству и высоким сводам храма: их деревенская церквушка была куда как скромнее. А сколько здесь могло поместиться народу!

Однако прихожан у храма было немного. Вскоре мальчики и их мама знали в лицо уже всех, с некоторыми даже сдружились.

Наступил май. Нарядно одетые в честь именин и дня рождения младшего Николая братья пришли на Божественную Литургию. И, что они видят? Народу в храме полным-полно! Вот все желающие Причастились, батюшка вынес для целования крест. Обведя своих прихожан лучезарным взглядом, отец Михаил поздравил всех именинников и велел им первыми подходить. Каждому Николаю матушки вручали иконки святого и краткие молитвочки. Пошёл за подарком и наш летний Никола.

– А ты чего не идёшь? – подтолкнула мама старшего сына.

– Гляди, сколько народу, – кивнул поражённый подросток на длинную очередь, в конце которой пристроился брат. – Так всем и иконок не хватит. Я лучше подойду в свой день рождения. Как думаешь, тогда тоже батюшка будет иконки дарить?

– Не сомневаюсь, – ласково потрепав его по волосам, улыбнулась женщина.

Больше месяца Никола-зимний подкалывал младшего брата, напоминая, как много Николаев пришло в его день рождения.

– Тебя-то, небось, святой в такой толпе и не заметил, – чуть не доведя брата до слёз, бросил он как-то в пылу.

Сам семиклассник был уверен, что в его-то праздник будет мало людей. Возможно, даже он один подойдёт к батюшке за иконкой.

Незаметно наступили его именины. За окном трещали настоящие декабрьские морозы. Отец, как обычно, отправился на работу, а мальчики с мамой поспешили на службу. Старший сын замер у входа, когда увидел, сколько людей не испугались холода и пришли. Несмотря на то, что сегодня было не воскресенье, да и вообще обычный рабочий день, в храме было не продохнуть: в пояс поклониться и то было сложно.

Служба закончилась, а братья с их матерью так и остались стоять позади подходящей к кресту толпы.

– О, а ты почему не идёшь за своею иконкой? – подошёл к ним добродушный дьякон, отец Андрей.

Старший мальчик в растерянности взглянул на нескончаемую очередь, на матушек, принесших из свечного ларька дополнительные иконы, и покачал головой:

– И так не хватает, а у меня дома есть иконка – крёстные подарили.

– Иди-иди, у батюшки для тебя совершенно особый подарок, – подмигнул имениннику дьякон.

Робея и сожалея, что когда-то дразнил брата, Никола-зимний протиснулся сквозь толпу к редеющей очереди мужчин. Вот он подошёл к батюшке, приложился к кресту.

– С праздником, Николай! А я уж тебя потерял.

И, сделав знак одной из матушек, отец Михаил лично вручил ему небольшую икону. Глянув на неё, мальчик непонимающе поднял взгляд на священника: на иконе был не его покровитель, а двое неизвестных подростку святых.

– Неужели не признал? – искренне удивился батюшка. – Это же святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Николай чуть покраснел, но кивнул.

– Я желаю вам с братом такого же духовного единства, какое было между святыми, – продолжил отец Михаил. – Ты – старший, поэтому отныне никогда не обижай младшего брата, защищай его, заботься о нём и, я уверен, он отплатит тебе ещё большей любовью.

С тех самых пор между братьями больше никогда не было ссор.

Мальчик, который пожелал увидеть чужие грехи

В одном большом городе жила семья: мать да её сынок Сашка. Отец мальчика их бросил, и Саша его даже не помнил. Мама всегда говорила, что папа был хорошим, но испугался ответственности, когда она сообщила ему о своей беременности. Саша был уверен, что никогда так не поступит. Но что может загадывать на будущее мальчик, которому всего восемь лет?

Недалеко от их дома стояла прекрасная небольшая церквушка. Колокольни у неё не было, но зато из окон Сашиной спальни можно было увидеть её купола. Почти каждое воскресенье они с мамой ходили в эту церковь: ставили свечки за папу, исповедовались и причащались. Постоянных прихожан мало, и Саша знал их всех не только в лицо, но и по именам.

Вот как-то раз, когда они с мамой выходили из храма, с ними поравнялась баба Нюра – старушка с соседнего двора. И поведала она им такую историю:

– Ты бы, Аннушка, помолилась у новой иконы Спасителя, что недавно привёз наш батюшка. Знаешь, какое чудо давеча случилось? Светлана, что никак понести не могла, ребёночка ждёт. Говорит, помолилась у иконочки новой, и чудо свершилось. Вот и ты помолись: дитятке-то твоему, небось, плохо без папки.

– Спасибо, баба Нюра, но мы как-нибудь сами. Да и привыкли уже вдвоём.

– Помолись-помолись. Икона чудотворная, точно тебе говорю.

Мама лишь покачала головой, а Саше слова старушки запали в душу. И вот в следующее воскресенье после службы он подошёл к батюшке и неловко остановился, не зная, с чего начать. Священник заметил мальчика и тепло улыбнулся:

– О чём призадумался, Саша? Или маму ждёшь?

Мальчик невольно оглянулся, кинув взгляд на мать, которая покупала в церковной лавке свечи. Сегодня было больше народу, чем обычно, и они не успели поставить свечки до службы.

– Я спросить хотел, – набравшись смелости, тихо сказал мальчик.

– Я тебя внимательно слушаю.

– А правда, что баба Нюра маме рассказала: будто новая икона чудеса творить может?

– Ты сам это можешь проверить, – чуть задумавшись, ответил священник. – Помолись. Попроси Спасителя о том, чего хочешь больше всего на свете. И если твои слова будут от сердца, Он даст тебе то, что ты просишь.

Саша поблагодарил батюшку за ответ и подошёл к иконе Спасителя. Чего же он хочет больше всего на свете? Новою машинку? Футбольный мяч, как у Ромки из соседнего подъезда? А, может быть, сразу попросить компьютер?

– Грешна я, батюшка…

Саша оторвался от своих мыслей и посмотрел на женщину в белом платке, которую раньше в храме не видел. «А как же он выглядит, этот грех?» – промелькнуло в голове. Нет, он знал, что драться, не слушаться маму, спустя рукава делать уроки – это плохо, грешно. Ему говорили, что грех – это болезнь, как невидимые раны на душе. Но ему никогда не хватало воображения это представить.

– Хочу видеть грехи. Хочу видеть грехи, – прошептал он, смотря на Спасителя. Сейчас он этого желал больше всего на свете.

Но, увы, когда мальчик обернулся, он не увидел в беседовавшей с батюшкой женщине ничего необычного. «Может, это здесь, в храме, после исповеди, ни у кого не осталось грехов. А вот сейчас мы выйдем на улицу…». Но и в прохожих не было ничего странного. «Знать баба Нюра не права, и никакого чуда не было» – раздосадовано подумал Саша.

***

Время шло. Саша всё чаще пропускал службы: то утром куда-то с друзьями уйдёт, то отсыпается после ночного клуба, то просто не хочет. Мама ходила одна, ставила свечи и за него, и за отца, молясь, чтобы сын одумался, и как можно скорее закончился его «переходный возраст».

Православная художественная литература — списки книг к обязательному прочтению, для начинающих, для детей

Среди литературного рынка, изобилующего сомнительными продуктами, православная художественная литература может и должна стать маяком для всех, кто избрал узкий путь христианства.

К сожалению, в книжном магазине вряд ли удастся увидеть стеллажи, посвященные именно ей: с большей вероятностью православную литературу можно встретить на одной полке с буддистской, исламской и даже эзотерической.

Оглавление:

  • Где можно брать христианские книги для чтения
  • Православная библиотека «Золотой корабль»
  • Pravmir — православная электронная библиотека
  • Библиотека Предание.ру
  • Христианская библиотека Литератор
  • Православная проза.рф
  • Азбука веры — православный сайт с художественной литературой
  • Православные книги, которые должен прочитать каждый
  • Православные книги для детей
  • Православные книги для подростков
  • Заключение

Где можно брать христианские книги для чтения

Неоднозначность ассортимента книжных магазинов ставит перед православным читателем вопрос: где взять христианские книги? Первый, лежащий на поверхности ответ – в церковной лавке – дает очень ограниченный выбор, ведь не в каждом храме есть возможность размещать много книг.

Решением проблемы поиска качественной литературы, конечно, является интернет, но и он наполнен примерами как конструктивного контента, так и вредоносного.

Чтобы избежать неприятных последствий знакомства с псевдоправославными материалами, к подбору литературы следует подходить вдумчиво и неспешно. Поэтому удобно пользоваться электронными библиотеками, к фондам которых можно обратиться в любое время и сделать осознанный выбор.

Православная библиотека «Золотой корабль»

Огромное количество книг можно найти в электронной библиотеке, созданной в 2010 году Александром Смирновым под названием «Золотой корабль» («Голден шип») — .

Здесь вы найдете самую разнообразную литературу — от Священного Писания до художественной. Имеется алфавитный указатель и удобный поиск по сайту, произведения можно не только читать, но и скачивать. Кстати, на сайте даже есть рубрика знакомств.

Сам о себе составитель говорит, что до 30 лет Бога в его душе не было. Людям, сознательно пришедшим к вере, всегда есть, что рассказать о своем пути.

В жанре биографической или дневниковой повести написаны произведения Ольги Рожнёвой, Александра Авдюгина, Алексея Мороза и других авторов. Эти произведения «поднялись» на Золотой корабль, чтобы донести до своего читателя рассказ о жизни простых верующих.

Pravmir — православная электронная библиотека

Ещё один богатый ресурс — настоящая сокровищница для верующего христианина. Здесь можно найти самую разнообразную литературу, проповеди, молитвы и акафисты, жития святых, книги для детей и взрослых, толкования к Священному Писанию и многое-многое другое.

Удобный алфавитный поиск по названию или автору поможет найти нужную книгу. Читать книги в pdf можно, скачав их на Правмире: почти все произведения доступны в этом удобном формате.

Библиотека Предание.ру

На сайте благотворительного фонда «Предание» кроме информации о девяти программах поддержки бездомных, малоимущих, больных и не только, размещена обширная медиатека православных материалов, которые можно не только читать, но смотреть и слушать.

Благодаря продуманной навигации сориентироваться в пространстве медиатеки несложно: есть специальный раздел «С чего начать», в котором могут найти себя и начинающие, и даже только интересующиеся.

Составители не ставили перед собой задачи собрать авторов только православного вероисповедания, поэтому здесь можно найти самые разнообразные аудиокниги: Ф. М. Достоевского, Н. Лескова, Дж. Р. Р. Толкиена, А. де Сент-Экзюпери и др.

Христианская библиотека Литератор

Одним из примеров ресурса, который требует особенно вдумчивого подхода, является библиотека «Литератор» . Здесь размещены стихи, рассказы и тексты проповедей на христианскую тематику, но их авторами являются сплошь протестантские пасторы.

Православному христианину, посетившему этот сайт, нужно четко осознавать, что материалы, размещенные на нем, написаны инославными, т.е. находящимися вне евхаристического единства Церкви.

Для начинающих воцерковляться использование книг библиотеки «Литератор» рекомендовать нельзя: даже текста Священного Писания здесь не найти.

Православная проза.рф

Библиотека «Православная проза.рф» имеет целью популяризацию православной художественной литературы, а также поиск и поддержку новых авторов, имеющих православное мировоззрение.

В собрание библиотеки входят книги таких авторов, как Иван Шмелёв, Василий Никифоров-Волгин, Петр Мамонов, Федор Михайлович Достоевский.

Кроме нашумевших так или иначе имен, можно познакомиться с романами малоизвестных современных православных писателей, здесь легко найти новинки православного мира, и, конечно же, тексты Нового и Ветхого Завета, труды Святых Отцов.

Все книги, представленные на сайте, размещены на Яндекс-диске и доступны для скачивания. При этом создатели библиотеки предусмотрели систему навигации для пользователя не только по фамилии автора, но и выделили цветом книги в жанре фантастики, а также произведения для детей.

С содержанием книг, на которых стоит маркировка «рецензия», можно ознакомиться заранее. Книги для маленьких детей, юношей и девушек выделены на сайте жёлтым цветом.

Азбука веры — православный сайт с художественной литературой

Обширная и структурированная библиотека православной литературы размещена на сайте «Азбука веры» : здесь книги можно не только скачать в разных форматах, но и читать онлайн.

В разделе «Публицистика» можно найти большой список материалов про христианство и жизнь реальных православных в разное время. Сайт дает возможность прокомментировать наиболее интересные книги и статьи, а также поделиться ссылками в соцсетях.

В литературоведческом разделе библиотеки читатель найдет подробные аналитические материалы по следам лучших произведений мировой литературы и узнает о том, какой христианский смысл вкладывали в свои произведения такие авторы, как И. А. Крылов, Ч. Диккенс и другие.

Обратите внимание: большое значение для вдумчивого христианина имеет раздел «Псевдоправославие», где представлены книги, которые не нужно читать, чтобы сохранить себя от искушения.

Имеются разделы «Знакомство», «Родителям» с подразделами «Дошкольники», «Школьники», «Семья и общество», «Проблемы и опасности», обширный форум, где можно задавать вопросы священникам и общаться с православными христианами всего мира.

Православные книги, которые должен прочитать каждый

Говоря о списке книг, без прочтения которых православному христианину не обойтись, начать нужно с главного – с Евангелия. А поскольку православный подход к чтению Писания исключает возможность опоры на собственное восприятие, то вторым в списке обязательных для чтения религиозных книг станет любое подробное толкование, написанное кем-либо из Святых Отцов.

Одно из самых простых для понимания – толкование блаженного Феофилакта Болгарского.

Далее список может быть очень разным, но многие пришли к вере после прочтения «Несвятых святых» митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова).

Тем, кто готов ступить на путь более глубоко изучения религиозной литературы, стоит обратить внимание на Жития святых, которые издаются сейчас в новых вариациях – изложенные понятным современному читателю языком.

Простые и понятные духовные наставления на каждый день составлены святителем Феофаном Затворником.

Пожалуй преждевременно включать в список необходимых каждому христианину книг творения современных православных писателей по причине того, что эти произведения еще слишком «молоды» и требуют проверки временем и широким кругом сознательно верующих читателей.

Главное правило для тех, кто еще плохо ориентируется в мире религиозной литературы, простое – избегать всего, что около- и псевдоправославное.

Православные книги для детей

Что почитать с ребенком такого, чтобы не навредить его формирующемуся сознанию – вопрос, который задают себе все верующие родители. И в самом деле, заинтересовать ребенка и при этом четко обозначить границы добра и зла, предложить ему достойные подражания нравственные образцы – задача высочайшего уровня.

По общему признанию, наилучшим примером детской христианской книги являются «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Среди современных авторов можно отметить Юлию Вознесенскую, автора произведений в жанре фэнтези.

Литературный рынок предлагает также большое количество изложений библейский сюжетов, а так же Жития Святых, адаптированных для детского восприятия.

Православные книги для подростков

Подростковая литература затрагивает уже более сложные вопросы взросления, отношений со сверстниками и взрослыми. Здесь полезными оказываются произведения в жанре беседы со священником на актуальную тему, сборники притч, автобиографические повести Клавдии Лукашевич, Ивана Шмелева, Л. Пантелеева, Лидии Чарской.

Дотошная подростковая любознательность с готовностью откликнется на книги-размышления о смысле православных праздников, о значении разных событий из истории Церкви, роли святых в распространении христианства, о том, что на самом деле такое Божественная Литургия и о многом другом.

Православная книга – больше, чем просто книга: она не может быть только хорошо и талантливо написанной. Она должна стать проводником в мир Православия, предлагать достойные модели поведения, в том числе, в контексте сегодняшней действительности.

Выбор такой книги – задача не из легких, поэтому всегда полезно обратиться за дополнительной консультацией к священнику.