Православные святыни тулы

Собор Тульских святых

Празд­но­ва­ние со­бор­ной па­мя­ти всех свя­тых, в зем­ле Туль­ской про­си­яв­ших, бы­ло уста­нов­ле­но 3 июня 1987 го­да по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Туль­ско­го и Белев­ско­го Мак­си­ма (Кро­хи). День празд­но­ва­ния был при­уро­чен ко дню па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жа­бын­ско­го и Белев­ско­го.

Туль­ский Со­бор – один из са­мых мно­го­чис­лен­ных в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: в него вхо­дят бо­лее 30 рус­ских свя­ти­те­лей, бо­лее 20 свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей и кня­гинь, бо­лее 30 пре­по­доб­ных, несколь­ко Хри­ста ра­ди юро­ди­вых. По­сколь­ку Ку­ли­ко­во по­ле на­хо­дит­ся в пре­де­лах Туль­ской епар­хии, то при уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния име­на по­движ­ни­ков и му­че­ни­ков, свя­зан­ных с Ку­ли­ков­ской бит­вой, бы­ли так­же вклю­че­ны в со­бор­ную па­мять.

Чтобы уста­но­вить име­на всех по­движ­ни­ков, имев­ших пря­мое от­но­ше­ние к туль­ской зем­ле, под ру­ко­вод­ством ар­хи­епи­ско­па Туль­ско­го и Белев­ско­го Мак­си­ма бы­ла про­де­ла­на боль­шая ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та. Ар­хи­епи­скоп Мак­сим со­ста­вил служ­бу Со­бо­ру Туль­ских свя­тых, ко дню празд­но­ва­ния на­пи­са­на спе­ци­аль­ная ико­на. Ввер­ху ее – Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри – свя­ты­ня го­ро­да Ту­лы, под­дер­жи­ва­е­мый Ан­ге­лом, спра­ва и сле­ва – свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Жа­бын­ский. Ни­же – Все­х­свят­ский ка­фед­раль­ный со­бор, ко­то­рый окру­жа­ют изо­бра­же­ния свя­тых зем­ли туль­ской.

В Со­бор Туль­ских свя­тых вхо­дят:

Тульская область

Россия

Успенский собор в Туле

Ту́льская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный (областной) центр — город Тула. Расстояние от центра Тулы до центра Москвы — 185 км.

Граничит: на севере и северо-востоке — с Московской, на востоке — с Рязанской, на юго-востоке и юге — с Липецкой, на юге и юго-западе — с Орловской, на западе и северо-западе — с Калужской областями.

Православие в Тульской области

История

Начало христианской проповеди в этих местах относится к первой половине XII века.

В 1207-1622 гг. область входила в состав Рязанской, позже — Коломенской епархий. Самостоятельная кафедра была учреждена указом Святейшего Синода от 16 октября 1799 г.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. Тульская епархия включена в состав Тульской митрополии; из состава Тульской епархии выделена Белевская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Тульский и Ефремовский.

Настоящее время

В Тульской епархии 9 монастырей — 5 мужских (Свято-Успенский, Свято-Введенский Макариевский, Богородичный Щегловский, Рождества Богородицы Анастасовский, Спасо-Преображенский) и 3 женских (Свято-Казанский, Богородице-Рождественский, Свято-Никольский).

При Тульском епархиальном управлении действуют отделы: миссионерский, по религиозному образованию и катехизации, по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органам, по благотворительности и социальному служению, по делам молодежи, по сбору материалов о подвижниках веры и благочестия Тульского края, по связям с прессой, по взаимодействию с Департаментом образования и управлением образования г. Тулы, реставрационно-строительный отдел, паломнический центр.

В г. Тула находится Тульская духовная семинария. Духовная школа была образована вместе с епархией в 1799 году. В середине XIX века в ней уже обучались до 800 воспитанников. Из ее стен вышли 22 иерарха (5 митрополитов и 17 епископов) и около 40 видных деятелей русского Православия.

Тульская епархия осуществляет миссионерскую и просветительскую деятельность.

Населённые пункты

  • Тула
  • Новомосковск
  • Донской
  • Алексин
  • Щёкино
  • Узловая
  • Ефремов
  • Богородицк

Святые

Собор Тульских святых (список неполный, празднование — 5 октября н.ст.):

  • благоверный Александр Невский, великий князь
  • преподобный Александр Пересвет, воин
  • священномученик Александр (Щукин)
  • священномученик Алексий (Зиновьев)
  • священномученик Алексий Филатово-Глебовский
  • преподобный Андрей Ослябя, воин
  • благоверный Борис, страстотерпец, князь
  • благоверный Глеб, страстотерпец, князь
  • благоверный Димитрий Донской, великий Князь
  • благоверный Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, великий князь, чудотворец
  • благоверный Иоанн Калита, великий Князь
  • священномученик Исаакий Оптинский
  • преподобномученик Кукша Печерский
  • преподобный Макарий Жабынский, Белёвский, чудотворец
  • блаженная Матрона Московская
  • мученик Михаил Всеволодович, Черниговский, князь, чудотворец
  • священномученик Никита (Прибытков)
  • преподобный Никола Святоша, Черниговский, Печерский
  • святитель Николай Мирликийский, архиепископ, чудотворец
  • преподобномученик Никон, ученик преподобномученика Кукши Печерского
  • священномученик Онисим (Пылаев)
  • священномученик Пётр (Павлушков)
  • святитель Пимен (Черный), архиеп. Новгородский
  • святитель Феоктист Печерский

Святыни

  • Тула. Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь

Присланные с Афона в XIX веке в Богородичный Щегловский мужской монастырь, с дарственной грамотой Афонского Протата:

  • части Животворящего древа Креста Господня;
  • части камня от Гроба Господня;
  • частицы св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя;
  • частицы преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия.

Современные святыни:

  • чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница» (в центральном монастырском соборе);
  • образ Божией Матери «Млекопитательница», сохранившийся с XIX века (в храме в честь Никандра Псковского);
  • чудотворные иконы с частицами мощей св. вмч и целителя Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского, св. блж. Матроны Московской и Тульской, Себинской, святого блж. Иоанна Тульского, преп. Амвросия и всех старцев Оптинских, Серафима и Феогноста Верненский, свт. Николая Алматинского и Казахстанского;
  • рака на месте захоронения основателя монастыря св. прп. Варсонофия, Щегловского и Тульского;
  • икона и ковчег-мощевик с частицами мощей всех Киево-печерских старцев, в Ближних пещерах почиваемых. Ковчег-мощевик с частицами мощей св. целителя Пантелеимона, свт. Луки Симферопольского, свт. Димитрия Ростовского, св. преп. Макария Унженского, св. блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Тульского чудотворца;
  • святой источник в честь св. целителя Пантелеимона и купальня.

  • Тула. Кафедральный Успенский собор: блаж. Иоанн Тульский (XIX в.). Благовещенский храм: «Иверская» икона Божией Матери.
  • Д. Жабынь, Белевского района. Белевская Свято-Введенская Макариевская пустынь: преп. Макарий Жабынский (XVII в.) (мощи под спудом, обозначены символической ракой).
  • С. Колюпаново, Алексинского района. Свято-Казанский женский монастырь: блаж. Евфросиния Колюпановская (XIX в.).
  • Новомосковск. Свято-Успенский монастырь: икона Божией Матери «Взыскание погибших».

Монастыри

Все монастыри Тульской области

Белевская Свято-Введенская Макариевская пустынь

Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь

Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче. В 1585 году старцу Онуфрию была дана царская жалованная грамота, по которой ему предостовлялось «Жабынское городище под монастырь в Карманье». Старцу Онуфрию повелевалось: «На том городище храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Кто такой был старец Онуфрий — история умалчивает. Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища на месте которого она основана.

Адрес: Россия, Тульская область, Белевский район, с. Жабынь

Телефон: +7 (910) 1517719

Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь

Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь

Дата основания: 1859

Архитектор:

1860-1864: Бочарников А. Г. — строительство по собств. проекту

Статус: действ.

Адрес: г. Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1

Телефон: 8 (4872) 41-30-24; 8 (4872) 41-64-96

В 1868г. по просьбе тульских горожан был заложен мужской монастырь»в память избавления императора от угрожавшей ему опасности» — покушения студента Дм.Каракозова на Александра II. Два храма, кельи и колокольня были построены на средства схимонаха Варсонофия (в миру — московского купца Василия Манарухина), внесшего еще и капитал в 30 тыс.рубл. на содержание обители. Тульский купец Струков пожертвовал монастырю 42 дес. земли в 4 верст. от Тулы, близ Щегловской архиерейной дачи, отчего монастырь и получил свое название.

Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий.

Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей.

Дата основания: 1-я пол. XVI в.

Адрес: Тульская обл., Белевский р-н, г. Белев

Храмы

Основные храмы Тулы

Спасский храм (Спасское)

справа

В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895 г.) написано, что «село Спасское расположено по берегам ручейков Ольховца и Лома-Ржавца, в 60 верстах от Тулы и в 30 верстах от Венева. Местность, где находится село, богата залежами торфа, который заставил обратить на себя внимание в последние неурожайные годы.

Название Спасского село носит по храму. Кроме села, в состав прихода входят деревни: Яковлевская или Новая деревня, Александровка и Гранские выселки; последние вошли в состав прихода только в 1878 г., а до этого времени были в приходе с. Гранок. Всех прихожан 1114 мужского пола и 1141 женского пола.

Храм в селе во имя Всемилостивого Спаса, каменный, выстроен в 1813 г. тщанием и иждивением помещика Сергея Михайловича Власова; при храме два придела во имя Александра Свирского и Димитрия Ростовского: первый был выстроен одновременно с самым храмом, а второй устроен княгиней Александрой Ивановной Багратион и освящен в 1834 г.

Адрес: 301686, Тульская область, Новомосковский район, с. Спасское, ул. Парковая 15, Корп.1

Телефон: 905 620 42 91

Воскресенский собор (Венев)

справа

Воскресенская церковь была возведена на месте первой веневской церкви – в честь Параскевы Пятницы, упоминающейся в Писцовой книге Городенска 1751 года. Эту церковь сожгли крымские татары в 1633 году. Строительство Воскресенского собора относится к 1752 году.

Сначала церковь была каменной и имела пять куполов. В ней было два придела: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь святой великомученицы Параскевы (Пятницы).

В начале 19 века здание было решено расширить из-за тесноты предыдущего храма и по просьбам протоиерея Иоанна Пылаева и прихожан. Средства на строительство храма собрали прихожане и другие жертвователи. В 1805 году к храму была пристроена трапезная с приделами в честь Благовещения и в честь великомученицы Параскевы. В 1825 году церковь была достроена. Помощь в строительстве храма оказывал дворянин М. Картухов. Новое здание было выполнено в классическом стиле.

Адрес: 301320 Тульская область, г. Венев, ул. Володарского д.58

Телефон: 8-919-070-47-77 (настоятель Воскресенского собора, иерей Дионисий Ворсобин)

Храм Иоанна Предтечи (Венев)

справа

Храм построен в 1773 году стараниями жителей города Венева. Сначала церковь была без колокольни, которую построили в 1795 году отдельно, на несколько метров восточнее самого храма. Спустя более полувека, в 1857 году стараниями церковного старосты И. В. Брежнева, церковь была соединена с колокольнею, вследствие чего образовалась теплая трапезная церковь. Таким образом, в 1857 году церковь обрела тот внешний вид, в котором находится и до наших дней.

Внутри храма, в его трапезной части произошли изменения: в 1859 году с левой стороны на средства врача Д. А. Поддубного был устроен придел во имя Божией Матери «Утоли моя печали», а спустя 6 лет, в 1865 году, был устроен придел во имя Апостолов Петра и Павла стараниями И. В. Брежнева. В 1872 году в церкви был заменен главный иконостас. С 1872 года до наших дней, за исключением косметических ремонтов внутренний вид церкви больше не изменялся. Церковь является единственная в районе, которая не закрывалась с момента построения и до наших дней, включая советский период и Отечественную войну.

Иоанно-Предтеченский храм находится на территории старого городского кладбища.

Адрес: 301620, г.Венев, ул. Бундурина, 7а

Телефон: +7 (48745) 5-23-85

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

справа

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле — храм-памятник на предполагаемом месте Куликовской битвы. Является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме, построенный еще до революции, входит сейчас в музейно-исторический и природный комплекс «Куликово поле», созданный на месте знаменитого сражения, состоявшегося 8 сентября 1380 года. Здесь, на Красном Холме около д. Ивановка, по преданию находилась ставка Мамая. Помимо храма в музейный комплекс входит и памятник-колонна в честь благоверного князя Московского Дмитрия Донского. Кроме этого, в 12 км от Красного холма (недалеко от п. Грибоедова), на берегу реки Дон, находится Прощеный колодец, где, по легенде, после битвы Дмитрий Донской омывал свои раны и прощался с погибшими воинами.

Адрес: Россия, Тульская обл., Куркинский район, д. Иваново.

Телефон: +7 (903) 697-57-87.

Фото

  • Богородичный Щегловский монастырь

  • Храм Рождества Христова в Туле

  • Храм преп. Сергия Радонежского в Туле

  • Храм Спаса Нерукотворного в Туле

Видео

Свято Введенская Макариевская Жабынская пустынь

Монастыри Белёва

Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец

Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь

В Тульской области реставрируют мужской Спасо-Преображенский монастырь

Белёва древняя обитель

Ссылки

Официальный сайт Тульской митрополии

Блаженный Иоанн, Тульский Чудотворец

Дни памяти: 12/25 января, 21 июля / 3 августа

Блаженный Иоанн – Иван Степанович Котельников родился 23 сентября по старому стилю, а по новому 6 октября, 1773 года в богатой купеческой семье от благочестивых родителей Степана Романовича и Анны Дмитриевны Котельниковых. Крещен в честь святого апостола Иоанна Богослова. От природы Иван был талантливым и трудолюбивым. Получил хорошее домашнее образование. Отец рано приобщал сына к торговому делу. Но не земного, тленного, богатства искала его душа. Он много читал, особенно слово Божие и жития святых. Его светлый ум и добрейшая душа, просвещенная благадатию Божией, жаждали иного богатства. Он очень рано понял суетность и временность этой жизни и всею душею устремился к Богу. По благословению блаженной Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой, он вступил на путь юродства Христа ради. Ему было всего 17 лет.

Этот подвиг как бы вмещает в себя почти все прочие подвиги: монашеские, подвижнические, мученические и пророческие. При внешнем кажущемся безумии скрывается тяжелейший подвиг поста, молитвы, терпения обид и насмешек и всех неудобств житейских – и холода, и голода и всего прочего… Постоянное памятование о Христе распятом было для него как песнь для херувима. Имея эту непрестанную память о Боге, он правую руку всегда держал поднятой вверх.

По воспоминаниям жителей города блаженный Иоанн ходил в полосатом халате, с открытой грудью, с непокрытой головой, зимой и летом босой. Родные его, болея за него душой, старались одеть его в хорошую одежду, но все было напрасно. Он тут же все раздавал, оставаясь в своем рубище. Любовь к ближним побуждала его посещать те дома, где была беда. Он утешал в скорбях, ободрял в напастях, плакал с плачущими, радовался с радующимися, помогал молитвой страждущим.

Люди знали его как человека Божия и на своем опыте познавали истинность слов Священного Писания, где говорится, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5,16).

Вот некоторые сведения о блаженном Иоанне, собранные священником о. Сергием Архангельским и Иваном Матвеевичем Суриковым, издавшими каждый отдельно свою книгу в 1912 году. Все они говорят о нем как о великом праведнике. Еще при жизни своей он имел от Господа дар прозорливости и чудотворения.

Туляки сохранили память о том, как блаженным был предсказан ужасный пожар 1834 года. За несколько месяцев до него он ходил по улицам города, размахивая руками, и дул во все стороны. Перед самым пожаром блаженный обошел все монастырские кельи и везде закрыл печные трубы. Монастырь уцелел от пожара, тогда как все здания вокруг были уничтожены огнем.

На Воздвиженской улице был богатый дом помещика Есипова, а рядом бедная хатка вдовы с детьми. Приходит Иван Степанович и ковшом расплескивает воду по всему двору вокруг дома и уходит. В тот же день в доме Есипова случился пожар, который уничтожил целый квартал строений, кроме этой бедной хатки. На это чудо многие приходили посмотреть.

Протоиерей Петро-Павловской церкви В.Н. Боголюбов слышал от своей матери, как блаженный предсказал ей смерть ее мужа. И через несколько месяцев муж ее, до того времени здоровый, неожиданно заболел и скончался.

Некий пастух, стерегший стадо, видел как Иван Степанович подошел к реке Упе и пошел прямо по поверхности воды. Увидев это, пастух обомлел. Блаженный подошел к нему и сказал: «Душа моя, что видел, никому не говори до моей смерти. Если скажешь, то будешь строго наказан». Об этом случае пастух рассказал, когда пришел проститься с умершим.

Много, много таких преданий сохранилось о нем. Но не об этих делах больше всего нужно помнить, а о том внутреннем подвиге, о великом смирении и уничижении себя, которые и привели блаженного к духовному совершенству. Часто в полночь видели юродивого молящимся перед Животворящим Крестом Господним, который находился на паперти Тульского Успенского собора в Кремле или на паперти в Николочасовенском Храме.

Всю свою сознательную жизнь – 60 лет, он нес такой величайший подвиг: и внешний – летом босые ноги юродивого были изуродованы острыми камнями мостовых, а зимою имели кожу, лопнувшую от холода. Даже в жестокие морозы он молился и немного отдыхал на каменных плитах церковной паперти; и внутренний – великий молитвенный подвиг, часто скрытый от людей, но всегда благоугодный Богу. Некоторые видели блаженного, молившегося перед Крестом на паперти, окруженного светлым сиянием благодати Божией и стоявшего как бы на воздухе. Эта-то благодать и сила Божия хранила и укрепляла Блаженного в его чудном подвиге юродства.

Он предсказал и день своей кончины, сказав, что «через 2 дня у них будет пир!», что в точности исполнилось. Блаженный старец скончался 12/25 января 1850 года. Епископ Дамаскин, Тульский и Белевский, со множеством духовенства и народа совершил отпевание почившего. Блаженный был погребен на паперти Николочасовенского храма на месте своих подвигов. Впоследствии храм был увеличен в размерах пристройками, и могила юродивого старца оказалась внутри церкви.

В 30-е годы, когда храм был разрушен, святые останки блаженного Иоанна были перенесены на Всехсвятское кладбище. В 1988 году к 1000-летию крещения Руси архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Котельникова к лику местночтимых святых. В 1990 году 3 августа Владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, с духовенством Собора совершили обретение его святых мощей.

Иоанн Тульский

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Блаженный Иоанн, Тульский чудотворец

    Тула — один из самых древних городов России. А, как и любой древний город, она имеет свои легенды и предания, в том числе и о святых людях. В народе таких людей называли блаженными, юродивыми, чудотворцами.

    В этой статье я хочу поговорить о таком явлении, как «юродство Христа ради». Говоря простым языком — это намеренное стремление выглядеть внешне безумным и глупым человеком.

    Юродивые на Руси были всегда. Это люди, отказавшиеся практически (а то и вовсе) ото всех мирских благ и ведущие аскетичный образ жизни (иногда к аскетизму прибавлялись и странствия). Люди, добровольно обрекшие себя на насмешки (а иногда и побои) общества с одной стороны, и почитание с другой стороны. Это люди принявшие смирение, и в этом нашедшие смысл своей жизни.

    В православии юродство считается одним из ликов святости, подвиг во имя Господа. По преданиям блаженные люди обладали некой силой: считается, что они обладали экстрасенсорными способностями (могли, например, предсказывать будущее).

    На самом деле, только лишь на одну эту тему говорить можно долго, но это будет не в рамках данной статьи. Сегодня же я хочу вам рассказать о нашем тульском чудотворце, вспомнить легенды связанные с ним, ну и то, что сохранилось в истории.

    Тульский Чудотворец. Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый

    Блаженный Иоанн Тульский, а в миру (то есть, по документам) Иван Степанович Котельников родился в Туле, в 1773 году 6 октября (это новый стиль, по старому был сентябрь и число 23) в достаточно зажиточной (!) купеческой семье. Получил, по тем временам, хорошее образование, то есть человеком являлся грамотным, далеко не глупым. По традиции должен был принять от отца предпринимательское дело, но…

    Планам, которые на него возлагали родители, не суждено было сбыться: ибо в свои 17 лет (обратите внимание, 17 лет, то есть это был молодой парень, перед которым лежал огромный мир, со своими красотами и перспективами) Иван Котельников стал на путь юродства. По преданию на это его благословила блаженная старица Евфросиния (между прочим, княжна в прошлом), это произошло, когда он ездил по торговым делам в Московскую губернию (вернулся из поездки юноша, судя по всему, совсем другим человеком).

    Путь юродства очень труден и тернист, не все, ой, далеко не все понимают это. Необычный вид, ходящего по улицам Тулы человека и повествующего о жизни Христа, естественно, привлекал к себе внимание. Это являлось поводом для оскорблений, насмешек. Не раз забирали странного вида парня в полицию. Но все это безропотно сносилось, как должное, вся жизнь этого человека превратилась в подвиг. Подвиг поста и молитвы, терпения холода и голода.

    Зимой и летом ходил он по тульским улицам в полосатом халате с открытой грудью, босой, с непокрытой головой и правую руку держал поднятой вверх. Членам семьи было жалко Ивана и они давали ему одежду, он ее брал, но тут же раздавал нищим, продолжая все так же ходить босым, в своем халате.

    По воспоминаниям очевидцев, которые дошли до нас, блаженный Иоанн был человеком отзывчивым, всегда готовым прийти на помощь нуждающимся, разделить скорби, выслушать, утешить (иногда этого так не хватает). Он входил во многие дома, и во многих домах ему были рады.

    С именем Ивана Котельникова связано огромное количество легенд – преданий о его чудесах. Все я, конечно, не нашла, но расскажу, о тех которые удалось собрать.

    Легенды о тульском чудотворце

    Помните, я вскользь упоминала о пожаре в Туле в 1834 году (город тогда сильно пострадал, что неудивительно, Тула в те времена была деревянная)? Так вот, по легенде, перед самым пожаром Иван Степанович ходил по улицам города (впоследствии уничтоженным огнем) размахивал руками и дул во все стороны, как бы раздувая пламя. В некоторые дома он заходил и просил воды, когда ему ее давали он ее не пил, а выплескивал во двор, эти дома огонь обошел стороной. Также блаженный обошел все монастырские кельи и везде закрыл печные трубы. Удивительно, но монастырь уцелел от огня.

    На Воздвиженской улице был богатый дом помещика Есипова, а рядом бедная хатка вдовы с детьми. Приходит Иван Степанович и ковшом расплескивает воду по всему двору вокруг дома и уходит. В тот же день в доме Есипова случился пожар, который уничтожил целый квартал строений, кроме этой бедной хатки.

    Возможно поэтому, тульского чудотворца считают защитником от пожаров, именно его просят уберечь от огня, ну и помочь в иных житейских нуждах.

    Блаженный предсказывал смерть людей. Например, от холеры. По преданиям, он заходил в некоторые дома, ложился на постель, а после уходил, что-то бормоча. Это было дурным знаком, предшествующим смерти от ужасной болезни в этом доме. Не только от холеры предсказывал смерть Иван Степанович, но и вполне себе мирные и обычные даты ухода людей из жизни ему были ведомы (например, своя собственная).

    Чудотворец видел недоброе. Так, на рынке, он однажды разлил бочку с квасом у одного торговца, как оказалось, на дне была крыса. Вообще, считалось хорошим признаком, если Иван Степанович что-то взял у торговца (это означало, что торговец честный и его продукт заслуживает доверия 😉 ) а все взятое он, опять-таки, раздавал нищим.

    Однажды ночью, встретив на улице мастерового, Котельников сказал ему: «что два юноши в белых одеждах несут душу на небо», мол, это душа невинно осужденного, и показал на тульский острог.

    Еще рассказывают, что когда блаженный молился пред Животворящим Крестом Господним на паперти Тульского Успенского собора в кремле или Николочасовенском храме целыми ночами, его окружало некое свечение, как аура.

    Немного цифр и фактов

    Умер Иван Степанович Котельников в 1849 году, и за свою жизнь совершил много добрых дел. Проститься ним пришло очень много людей. Тело блаженного старца погребено было в том же Николочасовенском храме, в углу левой стороны, согласно с волей почившего.

    Впоследствии храм был увеличен в размерах пристройками, и могила юродивого старца оказалась внутри церкви. В 30-е годы, когда храм был разрушен, святые останки блаженного Иоанна были перенесены на Всехсвятское кладбище. В 1988 году к 1000-летию крещения Руси архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Котельникова к лику местночтимых святых. В 1990 году 3 августа Владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, с духовенством Собора совершили обретение его святых мощей.

    Вот, наверное, и все. Да, конечно, немного получилось, но все же, самое основное, без лишних слов, и высоких речей. Мне кажется, что такие вещи по-своему важно знать. Тут даже дело не в вопросах веры, а хотя бы с точки зрения культуры. И как не крути, это часть нашей с вами истории.

    Вот теперь точно все, до скорых встреч.

    Собор Тульских святых

    22 Сентября / 5 Октября

    Празд­но­ва­ние со­бор­ной па­мя­ти всех свя­тых, в зем­ле Туль­ской про­си­яв­ших, бы­ло уста­нов­ле­но 3 июня 1987 го­да по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Туль­ско­го и Белев­ско­го Мак­си­ма (Кро­хи). День празд­но­ва­ния был при­уро­чен ко дню па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жа­бын­ско­го и Белев­ско­го.

    Туль­ский Со­бор – один из са­мых мно­го­чис­лен­ных в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: в него вхо­дят бо­лее 30 рус­ских свя­ти­те­лей, бо­лее 20 свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей и кня­гинь, бо­лее 30 пре­по­доб­ных, несколь­ко Хри­ста ра­ди юро­ди­вых. По­сколь­ку Ку­ли­ко­во по­ле на­хо­дит­ся в пре­де­лах Туль­ской епар­хии, то при уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния име­на по­движ­ни­ков и му­че­ни­ков, свя­зан­ных с Ку­ли­ков­ской бит­вой, бы­ли так­же вклю­че­ны в со­бор­ную па­мять.

    Чтобы уста­но­вить име­на всех по­движ­ни­ков, имев­ших пря­мое от­но­ше­ние к туль­ской зем­ле, под ру­ко­вод­ством ар­хи­епи­ско­па Туль­ско­го и Белев­ско­го Мак­си­ма бы­ла про­де­ла­на боль­шая ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та. Ар­хи­епи­скоп Мак­сим со­ста­вил служ­бу Со­бо­ру Туль­ских свя­тых, ко дню празд­но­ва­ния на­пи­са­на спе­ци­аль­ная ико­на. Ввер­ху ее – Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри – свя­ты­ня го­ро­да Ту­лы, под­дер­жи­ва­е­мый Ан­ге­лом, спра­ва и сле­ва – свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Жа­бын­ский. Ни­же – Все­х­свят­ский ка­фед­раль­ный со­бор, ко­то­рый окру­жа­ют изо­бра­же­ния свя­тых зем­ли туль­ской.

    В Со­бор Туль­ских свя­тых вхо­дят: