Прелюбодействуй

Что значит «Не прелюбодействуй» — объяснение седьмой заповеди

Чтобы быть правоверным христианином, человеку не нужно изучать длинный «криминальный кодекс» церковных предписаний. Достаточно хорошо разобраться в 7 смертных грехах, а также 10 заповедях. Сегодня мы поговорим о седьмой, которая звучит как «Не прелюбодействуй». Что значат эти слова и к какой части нашей повседневной жизни они относятся?

Как смотрели на брак и отношения древние евреи?

Десять заповедей не зря были даны людям еще в ветхозаветные времена. Еще бы: народ Израиля направлялся в землю, которую населяли поклоняющиеся Ваалу язычники, частью служения которых был разврат. Господь хотел оградить избранный народ от такой участи.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Интересно, что древние евреи трактовали эту заповедь не совсем так, как мы сегодня. Сначала у них были моногамные браки, но позже мужчины, которые могли себе это позволить, заводили по несколько жен. Прелюбодеянием в те дни называлась связь с чужой супругой или обрученной девушкой (и кара за это была страшная — убийство обоих прелюбодеев путем избивания камнями). Что касается свободных девушек и женщин, мужчина мог вступать с ними в связь, если она заканчивалась браком.

Из-за такой практики евреи-фарисеи начали считать женщин существами низшего сорта. Они старались поменьше общаться с ними, а на улице — и вообще не заговаривать (даже если это была их собственная жена или дочь). У некоторых особо благочестивых старцев доходило до того, что они постоянно ходили с опущенными глазами, чтобы не осквернять свой взор обликом «нечистых» женщин. Доходило даже до казусов, ведь эти набожные фарисеи из-за своей манеры ходьбы часто натыкались на стены, а то и вовсе спотыкались.

Но Господу это было не угодно, ведь он создал Еву для того, чтобы она стала полноправной парой, другом и спутницей жизни Адама. Поэтому Христос учил своих учеников, объясняя, что значит прелюбодействие, уже не так.

Что такое прелюбодеяние?

Это интимная связь до брака, а также во браке, но с другим человеком.

То есть, когда Господь говорит «Не прелюбодействуй», это означает:

  • нельзя вступать в интимную связь со своей девушкой (парнем), невестой (женихом);
  • нельзя изменять супругу (супруге).

Кроме того, современные святые отцы считают: если человек разводится со своей законной супругой (особенно если они были обвенчаны в церкви), он как бы отпускает ее от себя ради прелюбодеяния, ведь она в 90% случаев найдет себе другого мужчину. Но и этот человек не менее грешен, ведь он тоже наверняка вступит в новые отношения. Ну и конечно, брак с разведенной женщиной — тоже неправильно, ведь она уже «принадлежит» другому мужчине, брак с которым благословил Господь.

Греховными действиями также считаются: рукоблудие, мужеложество, блуд (интимные отношение без брака), разврат (последнее слово означает людей, которые часто предаются интимным утехам с разными партнерами, и эти «союзы», разумеется, не бывают брачными).

Это только физические действия?

Нет! Евангелист Матфей так записал слова своего учителя: «Всякий, кто смотрит на женщину (чужую) с желанием, уже прелюбодействовал с нею в своем сердце».

Христос не был против общения между противоположным полом (не зря среди его учеников и приверженцев были Мария Магдалина и другие женщины), но относился негативно к вожделению, то есть желанию обладать не принадлежащей тебе женщиной.

Да, если посмотреть на тему прелюбодеяния под таким углом, получается, что «физических» изменщиков мало, но настоящих грешников много. Но это действительно так. Все наши беды и несчастья идут от нечистых помыслов.

Именно по этой причине церковь не одобряет слишком откровенных картин, фильмов с интимными сценами и так далее. Ведь при просмотре таких фильмов трудно удержаться и не начать мечтать о симпатичной актрисе или актере… А это душевная «грязь», которую нужно смывать с души молитвой.

Почему вожделение опасно? Если замужний мужчина или женщина начинает рассматривать чужого ему человека вожделенным взглядом, тем самым он (она) начинает подламывать свой собственный брак. В наши дни многие легко разводятся и пытаются отыскать кого-то красивее, успешнее, одним словом, «лучше». Но мало у кого получается создать отношения лучше прежних, ведь все свои проблемы он (она) переносит в будущие отношения, и все начинается по новой.

Но даже брачные отношения не всегда бывают без греха

Из-за современных нравов вещи, которые многие считают естественными и обычными, перестали считаться греховными. А между тем…

  • Женонеистовство, или совокупление со своей женщиной неправильным способом — грех, причем очень тяжкий. Имеется в виду совокупление, напоминающее мужеложество.
  • Оральный секс — грех, за который нужно нести епитимию.
  • Прикосновение к тайным местам тела своего супруга (супруги) церковь тоже не приветствует. Более того: некоторые батюшки не одобряют даже христосования во время Пасхи, ведь такие вроде бы невинные поцелуи люди могут использовать, чтобы греховно прикасаться к другим людям (например, если христосуются кумовья, соседи и так далее).
  • Наконец, искушение во сне, когда дьявол навевает слишком сладострастные сны — это, конечно, не страшный грех, но в покаянной молитве о нем нужно упомянуть обязательно.

Библейский брак — это союз двух людей на всю жизнь, освященный Господом. И если кто-то из них дает слабину (ибо все мы не без греха), он должен покаяться и начать работать над собой. Ибо настоящий брак не дается даром, это результат долгого и кропотливого труда. Но если у вас получилось создать гармоничную семью, она того стоит! А Господь поможет поддержать в трудные минуты и направить вас на путь истинный.

Вы боитесь, что грех прелюбодеяния может вот-вот коснуться вас? Церковь может помочь! В этом видео вы можете услышать много православных молитв, которые защитят вас от блуда.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Во всех религиях есть свои заповеди, каноны, обряды в которых четко прописано, что правильно, а что греховно и строго карается Богом. Так и в православии есть свои правила, не нарушая которые человек сможет прожить счастливую и духовно богатую жизнь, но в большинстве случаев, много людей нарушают правила, основные заповеди, от этого и страдают.

Грех прелюбодеяния

А что такое прелюбодеяние в православии? Когда люди будучи в браке изменяют друг другу, позволяют себе думать о другом человеке, очерняют их светлые чувства и разрываются на две половины. Седьмая заповедь Божья гласит: «Не прелюбы сотвори» (другими словами не прелюбодействуй).

В книге жизни написано, что каждый человек, который верит в Бога, обязан соблюдать 10 божьих заповедей. Они помогут обрести душевное умиротворение и смысл жизни. Так сложилось, что все люди в жизни совершают много греховных ошибок, нарушают заповеди, не задумываясь над этим, а потом ломают головы, как искупить грех прелюбодеяния. Для каждого человека важно понять смысл совершенного поступка, решить, осознать последствия прелюбодеяния и искренне покаяться перед Богом.

Прелюбодеяние и блуд в чем разница

Нет четкого определения этим понятиям, каждый человек воспринимает веру и эти понятия по-своему. Зачастую, под прелюбодеянием понимают измену мужчины или женщины, которые состоят в браке, нечистоту в помыслах и сердце. Прелюбодеяние расценивается так же как предательство, как удар острым ножом в спину. Часто зависть к противоположному полу и эмоциональное состояние заставляет человека совершать бездумные поступки, о которых он потом будет очень сильно жалеть.

Блуд имеет более широкое значение, ведь человек совершает греховные деяния под влиянием природных физиологических потребностей, используя для этого разные средства, которые широко представлены на современных рынках. Также он своим внешним видом (очень короткая, вызывающая, яркая одежда и макияж) и раскованным, без всяких рамок приличия, поведением всячески показывает свое желание достичь удовольствия любым путем.

Таким образом, разница заключается в том, что в первом случае человек изменяет своей законной жене или мужу, с которыми возможно даже и повенчан, позволяет себе разрушить всю теплоту отношений, которую с таким упорством выстраивал, оно подобно наваждению.

Во втором же случае, человек всеми своими мыслями, поступками и поведением показывает свое неугасимое желание добиться поставленной цели любым путем. Для него нет ничего невозможного, он готов на все ради желаемого результата.

Грех прелюбодеяния и последствия

  1. Человек разрушает свою крепость – семью.
  2. Согрешив, человек опускается на дно, им управляют только природные потребности и желания.
  3. Репутация прелюбодея резко падает в глазах других людей.
  4. Прелюбодеи пробивают себе дорогу в ад и до конца своих дней вымаливают прощения у Бога.
  5. Лишаются душевного покоя и личного счастья.
  6. Прелюбодеяние приравнивается к воровству самого близкого и сокровенного.
  7. Похоть превращает человека в животного.
  8. Порождает неверность и грязные помыслы.
  9. Способствует появлению болезней и ранней смерти тела.
  10. Прелюбодеяние приводит к нищете и одиночеству.
  11. Разрушает взаимопонимание и любовь в семье.
  12. Бог за такой грех может лишить прелюбодея разума.

Наказание за прелюбодеяние

Церковными канонами предусматривается наказание за грехи совершенные под властью эмоций и желаний. За грех блуда и прелюбодеяния прихожан церкви отлучали от причастия на 15 лет, а священнослужителей лишали сана. Таким образом, демонстрируя, тяжесть совершенного, и показывая всем верующим людям, что так поступать нельзя.

Как прелюбодеяние искупить

Каждому человеку, совершившему грех прелюбодеяния, необходимо пойти в церковь помолиться, а затем исповедоваться, чтобы облегчить душевные страдания и освободиться от тягот блуда, подобно словам ангела преподобной Феодоры, при прохождении ею мытарств:

«Ты видела страшные, отвратительные, блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы. Большая часть дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в ад».

  • Нужно помнить, что пока человек с чистосердечным раскаянием не обратится к Богу, пока он не переосмыслит всю силу и тяжесть греха, до тех пор и будет страдать его тело, душа, ища утехи в случайных связях или предательстве и изменах своего партнера.
  • Нужно быть мужественным, и покаяться, пока не поздно, чтобы избежать подобного греха в дальнейшем, и искренне обратиться к Богу с молитвой от прелюбодеяния и блуда, которая откроет сердце и очистит душу. Только таким образом человек духовно развивается и переходит на ступень выше.
  • Важно помнить, что чем раньше человек поймет, что он сотворил и переосмыслит всю свою жизнь и станет на путь праведный, тем лучше, он сможет быть счастливым, прислушиваясь к Богу и его Заповедям.

А вот и сам текст молитвы от блуда и прелюбодеяния:

» О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.»

Господь всегда с Вами!

О чём говорит седьмая заповедь Закона Божьего? Она осуждает блудодеяние и все грехи плоти. Сегодня в христианских странах мы имеем ужасающую статистику разводов. Из десяти браков сохраняются только два. К сожалению, седьмая заповедь забыта людьми, и культ свободных взаимоотношений пропагандируется через средства массовой информации. Однополые браки, различные извращённые взаимоотношения становятся предметом обсуждения во многих странах, а кое-где имеют законную поддержку.

Давайте посмотрим, что говорит Господь в дополнение к седьмой заповеди: «Бегайте блуда… блудник грешит против собственного тела» (1 Коринфянам 6:18); «Но блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Коринфянам 7:2). «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фессалоникийцам 4:3). Сегодня эти слова практически нигде невозможно услышать, сегодня пропагандируется свобода нравов. Молодёжь учится на примере фильмов, которые также пропагандируют свободную любовь, свободные взаимоотношения.

Что осуждает седьмая заповедь?

Если человек пренебрегает верностью в браке, тогда он нарушает седьмую заповедь. Не только явное, но и скрытое прелюбодеяние в мыслях осуждается Богом: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иакова 1:15). Причина всему — похоть человека, необузданный нрав, который проявляется во влечении к противоположному полу. И если в обществе общая похоть начнёт проявляться в греховных взаимоотношениях, то тогда такое общество деградирует и обречено на духовную смерть.

Апостол Павел, имея пророческое предвидение, продолжает эту же тему: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (пассивные гомосексуалисты — прим. ред.), ни мужеложники (активные гомосексуалисты — прим. ред.)… — Царства Божия не наследуют» (1 Коринфянам 6:9, 10).

Как вернуть гармонию?

Но Господь милостив. Если у вас были проблемы в отношении седьмой заповеди, отдайте это всё Господу. Он побудил апостола Павла написать следующие слова: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Коринфянам 6:11). В то время люди тоже были грешниками, но когда они познали Христа, когда они увидели чистоту и святость Того, Кто отдал жизнь ради нашего спасения, то они устыдились в своём сердце, и покаяние очистило их жизнь.

Писание прямо говорит, что человек не в состоянии сам преодолеть все эти плотские страсти, если они уже вырвались наружу. Пожар нужно гасить в самом начале. Только Господь силен потушить пожар в наших сердцах. Если вас мучает совесть, и вы не знаете, как избавиться от этого греха, отдайте его Богу. В тайной комнате встаньте на колени пред Господом и помолитесь. Просите Господа простить вас, и удалить из вашего сердца плотской грех похоти, который приводит к смерти — смерти вашей духовной жизни, смерти вашей семьи. Отдайте всё это Богу и покайтесь. И Господь исцелит вас и вернёт мир сердцу и покой душе. Тогда гармония взаимоотношений восстановится.

Сергей Кузьмин
По материалам цикла передач
«Десять заповедей» РТЦ «Голос надежды»
golosnadezhdi.ru

Газета «Сокрытое Сокровище» № 5 (205) май 2014 г.

Как можно переступить через любовь и чем это грозит человеку? Как связано прелюбодеяние и ВИЧ? И как найти ключ к настоящему счастью? Об этом – в нашем тексте о седьмой Синайской заповеди “Не прелюбодействуй”.

Почему нельзя, если очень хочется?

Блуд – коварная штука. В Ветхом Завете его тяжесть для человека, его души, тела и жизни еще не раскрывается в полной мере. Но Бог внятно говорит Моисею:

не прелюбодействуй

(Исх. 20:14)

Моисей передает седьмую заповедь в числе прочих израильскому народу и отныне она призвана ограничивать распутную человеческую природу.

В церковнославянском изводе эти слова звучат как «не прелюбы сотвори». «Любы» – это, а вот приставку «пре» можно рассматривать как действие, ту самую любовь нарушающее. Человек, совершающий прелюбодеяние, переступает через любовь.

Нам вполне понятно выражение «переступать через совесть» или «переступить через закон». Подразумевается, что человека в данном случае ничего не ограничивает. Более того, он попирает то, через что и перешагнул. Хамское, наплевательское, возможно, безалаберное и безответственное, но неуважительное и небрежное отношение к святыне налицо раскрывается в данном толковании. Святыня – это любовь.

Под прелюбодеянием можно понимать не собственно измену женатого мужчины или замужней женщины, но и, собственно, любую форму блуда. Потому что любой акт желания другого человека, с которым нет законных, с точки зрения Бога, уз связи, есть презрительное или легкомысленное отношение и к себе, и к нему. Любви здесь нет. Есть потребительское отношение, осквернение ума и тела, умопомрачение в порыве страсти. Но любовью – то есть жертвой ради другого в самом широком смысле, здесь совсем не пахнет.

В Нагорной проповеди Христос усиливает седьмую Синайскую заповедь, а точнее – раскрывает ее более глубоко:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»

(Мф. 5:27-28)

Ключевой момент человеческой природы: грех начинается внутри, даже если он не переходит во внешнее действие, он все равно оказывает воздействие на человека.

По его телу разливает огонь, как ему кажется, бодрости. Фантазии меняют саму атмосферу вокруг человеку, все химические процессы меняются, блудная мысль моментально затмевает собой все рассуждения и создает иллюзию ясной цели. Подобные мысли заразны и могут мучить человека навязчивым появлением, хуже – толкать на действия. В древности с блудниками не садились за стол. Ни потому, что они плохие или их горделиво гнушались. Люди просто боялись заразиться, ведь две встретившиеся души неизбежно общаются, незримо обмениваясь присущим им «духом».

Бегайте блуда

Апостол Павел предостерегает христиан вообще не разговаривать о блуде. А лучше – убегать от него. Не избегать, не обходить стороной, а убегать. Это предостережение очень хорошо характеризует блудную страсть как заразу и чуму, опасную для человека. То есть встреча с ней небезопасна.

В наши дни становится все сложнее объяснить людям, почему внебрачные связи или супружеская измена настолько опасна для человека. Проблема в том, что тело, инструмент спасения, стало смыслом. Представим, что скульптор, который ставит себе целью высечь из каменного массива некий образ, начинает… заниматься молотком и напильником. Добивается из идеального внешнего вида, возможно, покупает новые, любуется, с гордостью показывает знакомым. В это время камень, который нужно обрабатывать, простаивает у него в мастерской. Приходит время, скульптор умирает. После него остается не шедевр, а красивые инструменты. Камень остается лишь бесформенной глыбой.

В нашем примере инструменты – это тело, камень – душа человека. Жизнь дается нам для того, чтобы мы в соработничестве с Богом высекли из внутренней глыбы образ Божий. Или хотя бы попытались. Но вместо этого, мы ставим в центр жизни инструмент-тело.

Международная организация ЮНЕЙДС (UNAIDS) в 2017 году насчитала в России 1 500 700 ВИЧ-инфицированных. С 2010 по 2017 годы в нашей стране по статистике распадется 50-60% браков. Количество абортов за этот же период более 8 миллионов год. Прямо или косвенно подобное состояние нельзя не связывать с грехом прелюбодеяния.

Добрачные половые связи размывают ценность брака, нивелируют понятие истинной любви, приучают человека к распутной половой жизни, лишают целомудрия – залога адекватного, мудрого, ответственного восприятия реальности. В зрелом возрасте многие искренне жалеют о подобном горьком опыте. Развод также может становится следствием прелюбодеяния. Неумение жертвовать (вновь из опыта «переступания» через любовь), измены, которые расшатывают отношения между супругами, излишнее внимание к плотским утехам и неудовлетворенность супругом также сильно бьют по институту малой Церкви. Блуд здесь не является единственным фактором, но вместе с ним приходит и гордость, тщеславие, безответственность, и вообще все, что разрушает отношения между людьми. Ключевым, конечно, остается отсутствие в жизни людей Бога, как Гаранта по-настоящему качественной и счастливой жизни.

Об этом можно говорить очень долго, но коротко и веско – блуд не приносит человеку подлинной радости. Он разрушает его тело, становясь причиной многих болезней, и не обязательно тех, что передаются половым путем. Блуд разрушает и душу, делая человека неспособным к любви.

Инструкция по саморазрушению

Свой ресурс любви тратится блудником впустую. Он просто перестает понимать, что такое любовь. Секс с новым партнером? Нет, это просто использование другого человека в своих целях. При этом еще нанесение вреда себе. Важно, что в блуднике затирается понимание любви. Он становится бесчувственным. Его настроение редко можно назвать радостным. Он может испытывать эмоции, но они ведь уходят. Неизменным остается чувство уныния и глубокой неудовлетворенности, несмотря на то, что блудник пытается себя и окружающих убедить в обратном. Он просто питает грех (и вместе с ним еще несколько) и пока ему кажется, что это дает ему силы. На самом деле пилится сук жизни, на котором человек сидит.

По словам святителя Николая Сербского, прелюбодей «искривлен, как смычок». То есть его тело словно надламывается от внутреннего нестроения. Самые страшные болезни человечества, по словам святого, разносятся именно прелюбодеями. Николай Сербский добавляет, что блуд воздействует не только на самого человека, но и передается по наследству. В своих размышлениях святой выходит на глобальный уровень, предостерегая от блудодеяния молодежь:

«Такая нация со временем будет иметь все более изуродованные, тупые и немощные поколения, пока, наконец, не попадет в плен к более здоровому народу, который придет, чтобы подчинить ее себе».

Вспоминается и участь двух библейских городов – Содома и Гоморры – перешедших в блуде все возможные пределы. Бог просто уничтожил их, чтобы не «заразить» других представителей человечества.

Любовь никогда не перестает

Эти слова из знаменитого «Гимна любви» апостола Павла говорят о величайшем свойстве человеческой души и о… безграничном величии Бога. Ведь Он и есть Любовь. Он Был, Есть и Будет. То есть Бог не перестает. И любовь, как свойство Бога, доступно человеческой душе. Если мы хотим в вечность – мы должны учиться любить. Хотя, это, конечно же, непросто. Но даже самые редкие урывки этой любви, которые касаются нас или становятся нам доступны, греют душу особым светом.

Если любовь – это счастье, так зачем ее переступать, нарушать и извергать из своей жизни? Лишение себя и близких людей любви похоже на духовное самоубийство. Мы ведь желаем себе добра? Определенно. Тогда нам стоит задуматься: стоит ли мысль или того хуже, поступок, как бы сильно они не будоражили наше естество, того, что мы можем лишиться в долгосрочной перспективе? Стоит ли наш «перешаг» через любовь того, чтобы обречь себя на тяготу и мучение уже сегодня и здесь? Наверное, человек в здравом уме ответит: нет.

Любите друг друга. Мир непрост, жизнь тоже. Мы не вечны. Надежда есть, но как там будет – неизвестно. Любить – значит делать мир лучше. Любовь не переступает через человека и его душу. Любовь бесконечно приносит себя в жертву ради ближнего. Не в этом ли настоящее счастье или хотя бы ключ к нему?

НЕЛИЦЕМЕРНАЯ ЛЮБОВЬ

К облекшимся… в нелицемерную любовь никак не смеет диавол и приближаться, потому что видит в них Человеколюбца Бога, Виновника и Подателя любви.

Преподобный Ефрем Сирин

Апостол Петр

Очистив души к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга

Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1Пет.1:13-23).

Апостол Павел

Являем себя, как служители Божии в… нелицемерной любви

Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны, мы неизвестны, но нас узнают, нас почитают умершими, но вот, мы живы, нас наказывают, но мы не умираем, нас огорчают, а мы всегда радуемся, мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем (2Кор.6:2-10).

Преподобный Ефрем Сирин

Не будем ничего предпочитать нелицемерной любви

Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви, потому что многократно падаем всякий день и час. Приобретем любовь, ибо она покрывает множество грехов. Что пользы, братья, если имеем все, но не имеем спасающей нас любви? Что пользы, если кто учредит великий обед, позовет царя и князей, все приготовит к угощению без всякого недостатка, но не будет у него соли? Невозможно и вкусить такого обеда. Не только траты звавшего будут напрасны, и труды погибнут, но и его самого осмеют позванные. Так и здесь, братья мои, что пользы трудиться нам на ветер, если нет в нас любви? Без любви всякое дело нечисто. Если хранит кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если в дар Богу приносит начатки, либо и все плоды, если строит церкви или иное что большее делает, – но все это без любви, – ни во что не вменится перед Богом, потому что не благоугодно Ему. Итак, ничего не предпринимай делать без любви. Если же скажешь: «Хотя и ненавижу брата своего, однако ж, люблю Христа», – то окажешься лжецом. Обличает тебя Иоанн Богослов, говоря: не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20)? Потому явно, что если кто имеет ненависть к брату своему и думает о себе, что любит он Бога, – то он лжец и сам себя прельщает. Ибо еще говорит Иоанн: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего (1Ин.4:21). И Господь также говорит: В сию обою заповедь весь закон и пророцы висят (Мф.22:40). Какое великое и необычайное чудо! Кто имеет любовь, тот исполняет весь закон, исполнение убо закона любы есть (Рим.13:10).

О, несравненная сила любви!

О, безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она – божественная любовь, есть возглавление добродетелей, любовь – причина всех благ, любовь – соль добродетелей, любовь – конец закона. Она вселялась в сердце Авелевом, она была содейственницей патриархов, она охраняла Моисея, она обитала в пророках, она соделала Давида жилищем Святого Духа, она укрепляла Иова. И почему не сказать важнейшего? – Она низвела к нам с небес Сына Божия! Любовью явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам, любовью составлена из Ангелов и человеков единая паства, любовью отверст Рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей, она укрепляла мучеников, она пустыни преобразовала в общежития, она горы и вертепы наполнила псалмопениями, она мужей и жен научила идти узким и тесным путем. Но долго ли не положу конца слову о любви? Кто в состоянии пересказать все заслуги любви? Даже и Ангелы не перескажут их, как должно.

Блаженны те, которые приобрели истинную и нелицемерную любовь

О, блаженная любовь, подательница всех благ! Блаженны и преблаженны те, которые приобрели истинную и нелицемерную любовь, как сказал Владыка, что болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13). Сию-то божественную любовь имея, апостол Павел говорит, что любовь не делает ближнему зла, не воздает злом за зло, злословием за злословие. Кто приобрел эту любовь, тот ни перед кем не гордится, никому не завидует, не гневается, не ропщет, никогда не имеет ненависти к брату. Кто имеет эту любовь, тот любит не только любящих, но и оскорбляющих его. Имея эту божественную любовь, первомученик Стефан молил Бога за побивающих его камнями, говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян.7:60). Блажен человек, который всем пренебрег и приобрел любовь. Мзда его возрастает с каждым днем, ему уготован венец, все Ангелы ублажают его, Владыка никогда не отлучается от него, потому что Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем (1Ин.4:16).

К облекшимся в нелицемерную любовь не смеет диавол приближаться

Кто приобрел… любовь, тот не подлежит уже страстям злобы и лукавства, но, живя чисто и непреткновенно, получит Небесное Царство. К облекшимся… в нелицемерную любовь никак не смеет диавол и приближаться, потому что видит в них Человеколюбца Бога, Виновника и Подателя любви. Что соль для жертв твоих, то любовь для молитв твоих. Если пренебрежешь этим и не принесешь сих дополнений, то и жертва не будет принята, и молитва не будет услышана.

Преподобный Фалассий Ливийский

Нелицемерной любви свойственно слово истинное, от совести благия (1 Тим. 1:5).

Священноинок Дорофей

В этом любовь нелицемерная. В этом и милосердие предельное

Бережно охраняй себя, будь внимательна и разумна, о душа моя, ибо последние времена уже наступают. И нуждаешься в исключительном подвиге и в том, чтоб терпеть от бесов и от людей. Среди народа от видимых людей терпеть, а в пустыне – от невидимых бесов. Ибо никто, нигде и никогда не получит венца жизни без страданий, не победив врага своего. А если выступит и одолеет храбростью своей и мужеством, тогда получит славу и почести, дары и светлый венец. Так и ты, душа моя, должна выносить и претерпевать различные страдания без печали, без гнева и без злопамятства, а радостно и с благодарностью. Если хочешь быстро обрести благодать и спастись, о, душа моя, то бьющего тебя, по велению Божьему, воспринимай как милующего и утешающего, грабящего и отнимающего – как дающего, обижающего — как почитающего. Оскорбляющего — как заботящегося, всячески издевающегося — как благословляющего и спасающего. И упрекающего всячески – как славословящего и величающего. И всякое оскорбление, и всякое бесчестие, и упреки принимай с радостью, не обижаясь и не оправдываясь, но еще и прощения проси. Не стыдись, не жалуйся и не огорчайся поношению и уничижению, упрекам и бесчестию. Не тяжело это для тела, а для души очень спасительно. А кому что дано от Бога: дарование какое-нибудь или достоинство, то от уничижения не отнимется у него. А если внимать пустым словам, ропоту и оскорблениям, жаловаться и печалиться из-за них, то это будет уже отпадением и от добродетелей, и от Бога. Пропускай мимо ушей пустые речи. Это и есть настоящая незлобливость. В этом любовь нелицемерная. В этом и милосердие предельное. В этом и кротость смиренномудренная. В этом – исцеление души и большое приобретение. Оскорблять кого-нибудь понапрасну и без вины – не по-человечески, противно природе и грешно. А не оскорблять никого и не терпеть ни от кого страданий – естественно, свойственно всем людям и стоит посередине: ни грешно, ни спасительно. А выносить страдания самому от кого-нибудь и не мстить – превыше природы, очень спасительно и по-ангельски. Сказал Господь в Святом Евангелии: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

Толкование

Дитя, когда его бьют, – плачет, а с радующимся вместе с ним – радуется. Если его обижают, не гневается, если хвалят и чтят – не превозносится. Если кого-нибудь другого чем-нибудь угостят, а его – нет, не завидует. Если что заберут у него – не волнуется. Если оставят ему родители богатство – не пользуется им. В суд не ходит ни с кем тягаться. Не ссорится ни из-за чего своего. Не испытывает ненависти к человеку, не гневается и не помнит зла. Но всех одинаково любит: и любящих, и ненавидящих, и малого, и великого. А если и обеднеет до крайней нищеты, не тужит об этом. А если разбогатеет – не гордится. Если видит женщину, красивую лицом – не вожделеет к ней. Сластолюбие и заботы не властны над ним. Никого не обманывает, не раздражает, не ругается, ни с кем не враждует, не осуждает, не клевещет. Не стремится накопить богатства, не старается стать властителем и начальствовать. Если снимут с него одежду или что другое отберут, не печалится об этом. Не своевольничает. Не боится голода и ограбления. Если выгоняют его и лишают своего места, и гонят понапрасну – убегает и не волнуется. Вот что значит для желающих спастись перемениться и стать как дитя, по слову Господню. Или же должны желающие спастись уподобиться псу, который не злится на хозяина своего. Пес многократно терпит голод и побои от хозяина своего. Его часто отгоняют, а еще и бранят непристойными словами, и издеваются. Но никогда не сетует на хозяина своего и не сердится. И любит его. Дом и имущество его охраняет. Так и желающим достичь совершенства и спастись следует быть незлобливыми к оскорбляющим их.

А еще отказавшемуся ради Христа от мира, желающему достичь совершенства и спастись следует уподобиться мертвецу нравом и обычаем, желаниями и отношением к имуществу и делам мира сего. Ибо мертвый в могиле не мудрствует, не волнуется и ничего не имеет из суеты мира сего. Только погребальные одежды. Ни о настоящем не помнит, ни о будущем не думает. Собственной воле, привычкам и нравам не следует. От своих желаний и прихотей не волнуется. Заботами о суетных делах не одержим, от гордости не надувается, завистью не распаляется, о минувших оскорблениях и упреках не вспоминает, не мстит, славы и почестей не доискивается, слугами и рабами не хвастается, удовольствиями и красотами века сего не наслаждается. Никакого богатства: золота, серебра и одеяний – не желает и не копит. Так следует поступать и отрекшемуся ради Христа от мира, желающему достичь совершенства и спастись. Оберегать себя следует желающему достичь совершенства и спастись. Не вспоминай о прежней любви мирской к людям, от которой отказался ты. Не жалей плоть свою: ни о родивших тебя отце и матери не печалься, ни о родственниках, ни о близких своих. Не вспоминай о своей привычке к греховной и суетной дерзости и не возвращайся к заблуждениям, пожеланиям и пристрастиям мирским и житейским, чтобы не сбиться с пути в Царство Небесное.

Всякие страдания и неудобства, обиды и поношения, оскорбления и упреки, унижения и напраслина приносят человеку совершенство, благодать и спасение. А кто не претерпевает все оскорбления и обиды, напраслину и упреки, но огорчается, надувается и гневается на оскорбивших его и оправдывается, терпение того не совершенно. Это новоначальным, одержимым страстями, и неразумным свойственно не терпеть. И за что же дана нам будет благодать Божия, если не вытерпим это? А совершенным свойственно принимать это с радостью. Когда же дьявол не в состоянии сам воспрепятствовать какому-либо подвизающемуся, причинить ему вред и отвратить от доброго пути, тогда насылает на него всевозможные страдания по злоумышлению человеческому: подучивает некоторых людей, подвластных себе, надеясь одолеть, словно оружием, своими злыми людьми. А наше славное оружие против самого дьявола – это терпеть от него все причиняемые им беды, а от людей – всякие обиды и напраслину, уничижения и оскорбления, ради Царствия Небесного. Вспомни всех святых от века, которых не был достоин весь мир. Как лишали их всего, оскорбляли, гнали, и обижали. Какой же ты новый путь желаешь себе проложить, чтоб достичь совершенства и спастись? Если не можешь подвизаться, как Отцы, хотя бы по-отечески претерпевай словесные оскорбления, ибо и это немало. Снова скажу, что это больше всех добродетелей – терпеть напраслину. И поэтому терпи с благодарностью, о, душа моя, различные находящие несчастья, беды и страдания, упреки и унижения, поношения и обиды, ради Царствия Небесного. Безумен тот человек, который желает спастись, а даже оскорбления словом не выносит, огорчается и надувается, гневается и пререкается. Лишается такой великого приобретения и прибытка. Ибо любит украшаться тщеславием и похвалами. А кто Бога ради всякую напраслину и обиды претерпевает с благодарностью, большое дело совершает.

И снова скажу: и смирение, и смиренномудрие, и кротость, и незлобливость, и любовь, и милосердие в том, чтобы от всякого человека все оскорбления, напраслину и упреки переносить с благодарностью. Ибо этим одним многие спаслись. И, прежде всего, это путь юродивых, ибо они много напраслины терпят. Воистину, великое дело – юродство Бога ради, ибо совмещает все добродетели вкупе. Ничего житейского не имеют они, только одно терпение всеми силами приобретают и всем вкупе скорбям противостоят. Ей-ей, душа моя, в нынешние времена нет пути к спасению больше этого. Глух и нем будь, о человек, и словно безчувствен ко всему житейскому и ко всему вредному. И стань безумным Бога ради, ибо желающий быть мудрым и разумным в мире сем – безумен перед Богом. О человек, не стремись мудр быть мудростью мира сего. Не собирай себе много золота и серебра, ни драгоценных камней, ни чистого жемчуга, но ищи для себя духовной мудрости: как душу свою спасти. Дороже Премудрость золота и серебра, драгоценных камней и чистого жемчуга. С ее помощью обретешь богатство и славу, почет и величие у Бога и спасешь душу свою. Даже премудрый Соломон, смиряясь, во многой мудрости говорит: «И понял я, что все суета». И только одно хвалит, говоря: «Блажен человек, имеющий любовь Божию в себе», – то есть молитву Иисусову и другие моления непрестанные, труд духовный и страх Божий, смирение со смиренномудрием и всегдашнее молчание, и любовь, одинаковую ко всем людям, милосердие и справедливость, и остальные добродетели, насколько возможно. Тот мудрец и философ, оратор и афинянин, Аристотель и теолог духовно премудрый. И обретет в себе такой и премудрость, и Учителя премудрости и всех благ.

А внешнюю мудрость мира сего: латинскую, эллинскую и другие – безумием называет апостол Павел. Насколько отстоит небо от земли, настолько выше духовная премудрость внешней мудрости. Недостойно внешнюю ученость даже мудростью называть, только безумием, ибо та спасает, а эта губит. Не спасает нас премудрость века сего, ни могущество, ни богатство, но спасает нас вера без сомнений, без всяких греховных изъянов, дела добрые и праведность во всем. Пусть же будет у нас взамен всякой мудрости прилежная забота о себе, о душа моя. Видя недостатки брата, будь словно слеп. Слыша о них – словно глух. Молчи, словно немой, ничего не говоря и умом не разумея, словно невежда. Не стремись показать себя мудрым, но к себе прислушивайся, себя понимай и предугадывай. Себя спасай и обличай, себя исправляй, над собой трудись.

Кто из желающих спастись, видя досадные дела и слыша обидные слова, не сделает глаз свой словно слепым, и ухо свое словно глухим, и язык свой словно немым, не сможет пребывать в покое душевном, без смятения и вреда. Если же кто-нибудь будет мучить тебя, не смей оправдываться или ссориться, но произноси со смирением: «Прости меня Бога ради», а в остальном – молчи, ибо Господь наш Иисус Христос явил нам Собою образ смирения. Как написано о нем: «…как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?» (Ис. 53:7-8). Так и ты должен подражать Создателю своему. Так и ты должен быть безответным перед оскорбляющим тебя, словно держа воду во рту или не имея языка. Говори только: «Прости». И размышляй о том, что достоин ты всяких мучений, даже если бы весь мир восстав на тебя, целый год поносил тебя и обижал. Говори себе: «Что у тебя-то общего с людьми, о скверный!», и не думай, что страдаешь от брата своего, но от дьявола, ибо виновником любого зла бывает враг и устраивает всякое зло. Он учит человека всему злому и подстраивает. Ни одно зло не поднимется в нас без врага. И какое бы страдание ни терпели ради обретения грядущих благ, следует упрекать во всем себя, а не брата своего. Во всем себя последним ставь, во всяком деле, во всем себя показывай ниже всех и помни, что земля ты и снова в землю пойдешь.

Три слова держи в устах своих. Всегда говори всякому человеку: «прости», «благослови» и «молись за меня, грешного». Ни о какой вещи не спрашивай, если она тебе не нужна. Научись о любом человеке говорить только хорошее, а себя уничижай. Это приводит душу в великое смирение, побеждает и отсекает душевные страсти, и прежде всего, самомнение, и вооружает против дьявола. Истинное, подлинно спасительное смирение, любовь и милосердие, кротость и смиренномудрие, и незлобливость в том, чтобы принимать и терпеть напраслину от кого-нибудь, упреки, поношение и всякие обиды. И поэтому великое и благое дело – эта напраслина и уничижение, и терпение всяческих досаждений. И, терпя так всякую напраслину, все обиды и все упреки, достигнем совершенства и спасемся. А желающий не гневаться на оскорбившего его, пусть молится о нем Богу, прилежно, от всего сердца. И тогда отбегут гнев и злопамятство. И тем большую обнаруживай к нему любовь и встречай его низкими поклонами. И каждому говори о нем: «Он добр ко мне». Ибо ничто так не приводит человека к смирению и кротости, как это – говорить за глаза: «Он добр ко мне». И ничто не вызывает такого гнева, как если поносишь оскорбляющего, жалуешься на него за глаза и отворачиваешься от него. Поскольку слышавшие от тебя сообщают ему. И жестока беда эта, ибо даже духовных людей затрагивает эта страсть. Премудр, поистине премудр, совершенен и свят, и больший подвижник, чем трудящийся много, тот, кто спасает и себя, и брата своего. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.