Про Василия Блаженного

Чем известен Василий Блаженный и почему его боялся сам Иван Грозный?

15 августа православные отмечают день памяти святого Василия Блаженного — московского чудотворца и юродивого.

Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти Елоховского храма (ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы), куда его мать пришла с молитвой о благополучных родах.

Елоховский собор. Фото: РИА Новости / Юрий Артамонов

Родители отдали сына учиться сапожному делу. Когда мальчику исполнилось 16 лет, в мастерскую зашёл купец и заказал сапоги. Тогда Василий со слезами сказал: «Сошьём тебе такие, что и не износишь их». Он пояснил удивлённому мастеру, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрёт. Через несколько дней пророчество сбылось.

Затем Василий бежал из дома в Москву. Именно в этом многолюдном городе, полном соблазнов, грехов и лихих людей, Василий Блаженный решил своим примером показать идеал нравственности и совершить подвиг юродства. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный». Юродивые намеренно вели себя как безумные «Христа ради», чтобы соответствовать христианской истине, изречённой Спасителем: «Царство Моё не от мира сего». На Руси синонимом слова «юродивый» было слово «блаженный».

Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении всех благ — дома, семьи, денег, правил общественного приличия и уважения людей. Известно, что Василий Блаженный ходил без обуви и одежды даже зимой, за что его прозвали Василий Нагой. Он изнурял себя строгим постом, постоянно молился и носил вериги. Юродивый пытался наставить сограждан на путь истинный. Делал он это весьма необычным способом. Например, бросал камни в дома, где жили благочестивые люди. По словам Блаженного, возле домов праведников стояли бесы, поскольку не могли войти внутрь, и угодник Божий отгонял их камнями.

Когда же Василий Блаженный проходил мимо жилищ грешников, он, наоборот, целовал углы стен. Юродивый говорил: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Или вдруг Блаженный опрокинет лоток с калачами уличных торговцев либо прольёт кувшин с квасом. А потом обнаруживалось, что торговец клал в калачи мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным.

Ради спасения ближних Василий Нагой посещал питейные заведения и тюрьмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть хорошее, ободрить их и поддержать.

Вскоре горожане стали с большим уважением относиться к юродивому, признав в нём борца с грехом и неправдой.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

Василий Блаженный, барельеф. Фото: Википедия

  • В 1547 году Блаженный, стоя на коленях, начал плакать перед храмом Вознесенского монастыря. Спустя некоторое время именно на этом месте начался большой пожар, уничтоживший половину Москвы.
  • Приглашённый во дворец на царский пир, он трижды вылил вино за окно. Когда царь Иван Грозный с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Вскоре после этого гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Его помог потушить некий человек странного вида, который ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия Блаженного, гонцы узнали в нём человека, погасившего пламя.
  • На Божественной литургии, стоя в углу, Василий Блаженный внимательно смотрел на Ивана Грозного. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьёвы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента Иван Грозный стал опасаться Блаженного и ещё больше уважать.
  • Святой камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников. Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Сделав так, как он велел, люди увидели, что под ликом Богоматери скрывается изображение дьявола.
  • Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином-покровителем, задумали обманом заполучить её. Один из них притворился мёртвым, а другие просили у Василия Блаженного на погребение. Юродивый покрыл якобы мёртвого своею шубой. Когда лихие люди сняли с товарища шубу, то увидели, что он действительно умер.

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

Покровский Собор. Фото: www.globallookpress.com

В 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534–1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.

Василий Блаженный

В Википедии есть статьи о других людях с именем Василий.

Василий Блаженный


Василий Блаженный. Резьба по дереву

Родился

ок. 1469 года
село Елохово, под Москвой

Умер

2.8.1557 (?)
Москва

Почитается

в Русской Церкви

Прославлен

2 августа 1588 на Поместном соборе

В лике

блаженного

Главная святыня

мощи в храме Покрова Богородицы на Рву в приделе Василия Блаженного (под спудом)

День памяти

2 (15) августа

Подвижничество

юродство

Медиафайлы на Викискладе

С. А. Кириллов. «Василий Блаженный (Моление)». Третья часть трилогии «Святая Русь». 1994

Васи́лий Блаже́нный (также Василий Нагой; конец 1462/1469, село Елохово под Москвой — 2 августа 1557 (?), Москва) — русский, московский юродивый; святой, канонизирован в 1588 году, тогда же его мощи были перенесены в Покровский собор что на Рву (в народе — храм Василия Блаженного). Блаженный обладал даром предвидения; ему приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти.

Биография

Василий родился в конце 1469 года в селе Елохово (сейчас — в городской черте Москвы). Родители его, крестьяне Иаков и Анна, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, — повествует житие, — Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно: к хозяину Василия пришёл человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые сгодились бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что означала улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрёт завтра, что и случилось.

В шестнадцать лет Василий оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

Другие чудеса

  • Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему неким боярином, задумали обманом выманить её у него; один из них притворился мёртвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мёртвого своей шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мёртв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.
  • Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь.
  • В «Степенной книге» рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с этого монастыря.
  • Находясь в Москве, тремя чашами вина погасил пожар в Новгороде.
  • Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Отношения с царём

Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда незадолго до кончины Василий тяжело заболел, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

Василий скончался 2 августа, наиболее вероятно, 1557 года (иногда упоминается 1552 год). Сам царь с боярами нёс его одр (устар. ложе); митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал (подписал указ) строить Покровский собор, в память покорения Казани (1552). Собор ныне известен под названием храма Василия Блаженного.

Память

Скоро после смерти появились первые иконописные изображения Василия.

Собор имени святого

Основная статья: Храм Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, начали строить в 1555 году по приказу царя Ивана Грозного в память взятия Казани. В год канонизации святого (1588), по повелению царя Фёдора Иоанновича к Покровскому храму была пристроена церковь (придел) в честь Василия Блаженного — на месте, где он был погребён, о чём повествует стилизованная надпись на стене этой церкви. Над мощами святого, перенесённых в церковь, соорудили серебряную раку.

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Память Василия Блаженного в Москве праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Традицию продолжает патриарх Московский и всея Руси: после 1991 года у раки святого во храме 15 августа совершается ежегодный молебен.

> См. также

  • Симон Блаженный

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Василий Блаженный / С. А. Иванов // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Василий Блаженный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 1 2 Ерусалимский К. Ю., Преображенский А. С. Василий Блаженный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 123-131. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.

Литература

  • Василий Блаженный // Православная богословская энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
  • Васильев П. П. Василий Блаженный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ерусалимский К. Ю., Преображенский А. С. Василий Блаженный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 123-131. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Житие Василия Блаженного // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л.: Наука, 1987. — 493 с.

Ссылки

  • Мультфильм про Василия Блаженного (сериал Гора самоцветов)
  • Картина «Московский чудотворец Блаженный Василий» художник В. Ю. Графов. 2006 г. холст, масло 170х150
  • Цитаты
    • Лучшие цитаты
    • Смешные цитаты
    • Великие цитаты
    • Известные цитаты
    • Интересные цитаты
    • Красивые цитаты
    • Умные цитаты
    • Цитаты великих людей
    • Цитаты для контакта
    • Цитаты из книг
    • Цитаты из песен
    • Цитаты из сериалов
    • Цитаты из фильмов
    • Цитаты о детях
    • Цитаты о дружбе
    • Цитаты о женщинах
    • Цитаты о жизни
    • Цитаты о любви
    • Цитаты о людях
    • Цитаты о мужчинах
    • Цитаты о себе
    • Цитаты о счастье
    • Цитаты про друзей
    • Цитаты про подруг
    • Цитаты со смыслом
  • Статусы
    • Лучшие статусы
    • Грустные статусы
    • Классные статусы
    • Красивые статусы
    • Новейшие статусы
    • Прикольные статусы
    • Смешные статусы
    • Статусы для девушек
    • Статусы для одноклассников
    • Статусы про детей
    • Статусы про друзей
    • Статусы про жизнь
    • Статусы про любовь
    • Статусы про парней
    • Статусы про счастье
    • Статусы со смыслом
  • Афоризмы
    • Лучшие афоризмы
    • Афоризмы о дружбе
    • Афоризмы о женщинах
    • Афоризмы о любви
    • Афоризмы о людях
    • Афоризмы о счастье
    • Афоризмы про жизнь
    • Афоризмы про отношения
    • Красивые афоризмы
    • Прикольные афоризмы
    • Смешные афоризмы
  • Высказывания
    • Лучшие высказывания
    • Великие высказывания
    • Высказывания о детях
    • Высказывания о женщинах
    • Высказывания о жизни
    • Высказывания о любви
    • Высказывания о людях
    • Высказывания о счастье
    • Интересные высказывания
    • Красивые высказывания
    • Полезные высказывания
    • Прикольные высказывания
    • Смешные высказывания
    • Умные высказывания

tushinetc

А многие же хотели бы попасть в закрытые места Храма Василия Блаженного? Тут, значит, блогеры проникли в укромные места этого храма, он же Покровский собор, на Красной площади и увидели всё, что скрыто. Специально для блогеров распахнули двери все церкви собора. А помогла в этом Татьяна Григорьевна Сарачёва — заведующая филиала Государственного Исторического Музея Покровский собор. И сегодня мы начнём экскурсию по Храму Василия Блаженного
01.

Ну, в общем, мы конечно знаем, что собор был построен по моему велению, по щучьему хотению приказу Ивана нашего Васильевича Грозного. Но тут такое дело. И вроде как построили его зодчие Барма и Постник. Всё больше учёных склоняются, что храм построен западноевропейскими зодчими. Уж больно много деталей указывают на это
02. Подвал, а точнее ленточный фундамент собора. Вход сюда запрещён, но нам можно

03.

04. Есть только окошко в полу для туристов. Редкий снимок из подвала наверх

05.

06. Остатки фундамента первой церкви, которая тут стояла

07.

В 2011 году были открыты новые помещения для доступа экскурсантов, а также показываются новые артефакты, которые никто не видел.
08. Вот очень ценная древняя надпись

09. Голосник 16 века происходит из Покровского собора. Картуш 16 века происходит с фасада церкви Киприана и Иустины
10. Адам Олеарий — «Описание путешествия в Московию, Татарию и Персию», Амстердам, 1727. Открыта на гравюре «Шествие на осляти», изображающей крёстный ход в Вербное воскресенье
11.
12.
13.
14. Памятная надпись — гласит о ремонте собора в 1780-е годы, произведёнными по повелению императрицы Екатерины II на выданную казной сумму в 10000 рублей. Над текстом изображение композиции Покрова Святой Богородицы
15.
16.
17. Клад монет — предположительно принадлежал служилому человеку: стрельцу или пищальнику, получившему денежное жалование перед Казанским походом
18.
19.
20.
21. Спас нерукотворный на убрусе. Святые Гурий Архиепископ Казанский и Варсонофий Казанский Чудотворец, начало 20-го века
22. Хоругвь: Богоматерь. Умиление, 1904
23. Рака и сень над могилой Василия Блаженного, 1896. По проекту Павлинова А.М. и Соловьёва С.У.
24.
25.
26.
27. Покров Пресвятой богородицы, 1642
28. Святой Василий Блаженный, Москва, 16 век
29. Святой Василий Блаженный и Иоанн Юродивый
30. Покров на раку Святого Василия Блаженного. Мастерская царицы Ирины Годуновой, 1589. Вкладная надпись: «Повелением благоверного государя и великого князя Фёдора Иоанновича Всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей Покров на Блаженного Василия Христа Юродивого в тесьме. Лето государства его 7097 (1589)
31. Богоматерь Знамение, 1780-е
32. Вериги, 17 век. Кстати, говорят,что в соборе хранятся вериги Василия Блаженного. Это не так. Их не может быть, потому, что Василий Блаженный ходил нагишом и прикрывался лохмотьями и в жару и в холод. Вериг он не носил
33.
34.
35. Лестница, поднимаемся по ней
36. Орнамент на стенах
37.
38.
39. Ансамбль «DOROS» спел нам. В соборе чудесная акустика. Рядом с солистами заведующая филиалом Государственного Исторического музея Покровский собор Сарачёва Татьяна Васильевна
40.
41. Изумительный вид открывается из собора
42.
43.
44.
45.
46.
47. Церковь Преподобного Александра Свирского. В 1552 году, в день памяти святого, 30 августа (12 сентября) состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы крымского хана Епанчи на Арском поле
48.
49.
50.
51. Узкая галерея
52. Церковь священномученика Киприана и мученицы Иустины. В 1552 году, в день их памяти 2 (15) октября, завершился штурм Казани войсками Ивана Грозного. Масляная роспись стен выполнена к 1780-м годам, обновлена в 1870-1871 годах
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60. Фрагменты росписи. 17-й век, это в основном геометрический декор, а 18-й век — это растительный декор
61.
62.
А это сайт Храма Василия Блаженного: http://www.saintbasil.ru/
Продолжение следует…

Tags: Москва, Покровский собор, Собор Василия Блаженного, история, церковь, экскурсия

15 августа (2 августа ст. ст.) совершается память святого Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. С юных лет подвижник прославился как провидец и обличитель неправды. Был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который дерзал говорить неудобную истину Ивану Грозному в глаза, не задумываясь о последствиях. Грозный царь его почитал и боялся, а после смерти святого сам вместе с боярами нёс его гроб к месту захоронения. Блаженный похоронен в Москве под Покровским собором, что на Рву, на Васильевском спуске, который назван так по имени святого. Однако этот удивительной красоты храмовый комплекс, состоящий из 11 приделов, 11 уникальных церквей, которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями, известен всему миру именно как Собор Василия Блаженного, потому что там и по сей день почивают мощи святого.

Собор Василия Блаженного в Москве

Житие и чудеса Василия Блаженного

Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август.

На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого ещё при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г., Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар. Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрёт. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер. Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет. Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.

Вериги св. Василия Блаженного, ЦАК МДА

С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.

Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса.

Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни.

Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал. Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи. Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны.

Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим.

Однажды на глазах у изумлённой толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалёванной «дьявольской харей».

Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мёртвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мёртв.

Святой Василий отдаёт свою шубу лихим людям

Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь.

Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увёл с собой огромный полон.

20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль. На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьёй бежал из Кремля на Воробьёвы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел. За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».

Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным. Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа.

В другой раз во время литургии в кремлёвском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьёвых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьёвым горам и строил себе там дворец.

Отошёл к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые начинали говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек.

Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного. В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Фёдора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом.

Сень над могилой Василия Блаженного

Тропарь и кондак Василию Блаженному

Тропарь, глас 3

Житие твое, Василие, неложно, и чистота нескверна, Христа ради тело свое изнуряя постом и бденнием, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце, и ныне приходят к тебе русстии собори, царие и князи и все людие, восхваляюще твое святое успение. Того убо моли и тому помолися благоюроде, да избавит ны от варварьскаго пленения, и междоусобныя брани, мир мирови даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясе мирский мятеж, и жития треволнения возгнушася, совлечеся одеяний тленных и облечеся в ризу безстрастия, убежа ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во своем языце, паче замнаго богатьства избра богатьство небесное и увязеся венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога, отворящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Василию Московскому →

Читать онлайн

Василий Блаженный. Иконы

Блаженный Василий изображается на иконах нагим старцем («праведным нагоходцем») с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой.

Блаженный Василий, Московский Чудотворец. Икона, конец XVI — начало XVII вв.Святой Василий Блаженный. ИконаСвятой Василий Блаженный. ИконаСв. Василий Блаженный в молении ко Христу. Икона из собора Покрова на рву. Кон. XVI — нач. XVII вв.

Василий Блаженный в искусстве

По мотивам жития святого Василия российские художники создают картины.

Василий Блаженный. (Моление). Третья часть трилогии «Святая Русь». Сергей Кириллов. 1994 год»Василий Блаженный и Иван Грозный». Игорь Токарев. 2017 год»Василий Блаженный». Юрий Попков. 2012 год»Московский чудотворец Блаженный Василий». Виталий Графов. 2005 год

Виталий Зайцев

>Василий Блаженный, биография, новости, фото

Биография Василия Блаженного

Василий Блаженный (Василий Нагой) – наиболее знаменитый юродивый Руси, высокочтимый святой православной церкви, чудотворец и мудрый провидец, современник Ивана Грозного, покровитель Москвы. Василий Блаженный (Василий Нагой) Он предсказал пожар 1547 года, когда была уничтожена треть столичных построек, пострадали Кремль и ряд церквей; чудесным образом погасил пожар в Новгороде, предвидел восхождение на трон следующего царевича – Федора, а не Ивана. Он предрек разрушение храмов и последующее их восстановление, сопровождающееся одержимость людскую златом, а также наступление золотого века для России после 2009 г. Храм Василия Блаженного в Москве В год канонизации юродивого (1558) ему посвятили один из приделов Покровского собора, сооруженного в ознаменование покорения столицы Казанского ханства, и вскоре этот один из красивейших памятников архитектуры стали называть в народе его именем – храмом Василия Блаженного. Его считают главным православным символом российской столицы и даже всей страны.

Детство и юношество

Будущий великий подвижник появился на свет предположительно в конце 1468 года в селе Елох (Елохово), причем, прямо на крыльце у входа в церковь (ныне Богоявленский собор на территории Басманного района российской столицы), куда его мама Анна прибыла помолиться о помощи при родах. Она, как и ее муж Иаков, была простой и благочестивой крестьянкой. Икона св. Василия Блаженного Семейная пара долгое время не имела детей. В надежде обрести счастье материнства и отцовства они усердно молись, постились, ходили на богомолье, старались жить по заповедям божьим. И всевышний их услышал, подарил долгожданное чадо.
Рос мальчик в атмосфере любви и почитания господа, царившей в их семье. Грамоте его не учили, но отдали обучаться сапожному ремеслу. Учился он старательно, усердно и вскоре прекрасно освоил изготовление разного рода обуви. И действительно через три дня их заказчик скончался. Так впервые открылся по воле божьей его дар провидения.

Безумство «Христа ради»

До шестнадцати лет юноша сапожничал, а затем втайне от родных ушел в Москву. В большом городе, полном соблазнов, в стремлении достичь идеала нравственности он начал аскетический путь юродства, обличая общество в его пороках, отсутствии добродетелей, в отступлениях от христианских ценностей и притворяясь лишенным рассудка. Многим жителям речь подвижника и его деяния порой трудно было понять и объяснить. Но за внешне несуразными и порой просто возмутительными поступками святого всегда крылась глубинная христианская идея. Таким образом он пытался научить нравственной жизни. Василий Блаженный (Моление). Картина Кириллова С.А. К примеру, он целовал углы стен домов, где проживали безбожники и нечестивцы, объясняя это тем, что там находятся скорбные ангелы, загнанные в угол от греховных деяний хозяев. В то же время угодник божий бросал камни в жилища добропорядочных людей, утверждая, что у их стен стоят бесы, не имеющие возможности войти внутрь.
Или вдруг юродивый брал и опрокидывал на рынке лотки с хлебом, квасом и прочими товарами. Затем – с благодарностью принимал побои за содеянное. Однако позже выяснялось, что пострадавший от его выходки пекарь в муку для выпечки подмешивал мел, квас был прокисшим и другие разбросанные им продукты также не отличались хорошим качеством. Мультфильм о жизни Василия Блаженного По легенде, один раз он и вовсе, казалось, обезумел – бросил камень в икону Богородицы у Варварских ворот Китай-города, считавшуюся чудотворной. На юродивого налетели разгневанные верующие, ругали и били несчастного. Когда же по его совету с поверхности иконы был удален видимый слой краски, то под святым образом все в ужасе обнаружили нарисованного черта. Это была адописная икона. Верующие, стоя перед ней, сами того не ведая, поклонялись самому дьяволу, и их моление приводило не к желаемому, а к противоположному результату.
Со временем большинство горожан стало относиться к благочестивому подвижнику с должным уважением, признавая совершенную уникальность его альтруистичной личности борца с несправедливостью и грехом. Но были и такие, кто не воспринимал его всерьез. Известен случай, когда торговки, смеявшиеся над наготой странника, вдруг ослепли, но затем покаялись. Он их простил и исцелил. Исцеление Василием Блаженным ослепших торговок В другой раз лукавые люди хотели воспользоваться его добротой и забрать роскошную шубу, подаренную ему в стужу сердобольным боярином. Один из них лег и сказался мертвым, а другие стали просить помощи якобы на погребение. Бездомный и босой странник не пожалел своей единственной ценной вещи, накрыл шубой мнимого покойника. Когда же ее подняли, то увидели, что их приятель и вправду умер.
В течение более 70 лет подвижничества Василий Нагой совершал силой божией чудеса, предсказывал будущее, проповедовал милосердие. Он заходил в темницы, кабаки, трактиры, поддерживал и наставлял даже преступников и опустившихся людей, часто помогал нуждавшимся. Был случай, когда он отдал полученные от царя дары не бедным и нищим, вопреки обыкновению, а внешне благополучному купцу. В действительности этот человек находился в отчаянном положении, разорился, голодал, но испрашивать подаяния стыдился. В течение более 70 лет подвижничества Василий Блаженный совершал чудеса и предсказывал будущее Особое место в преданиях о московском блаженном занимают его отношения с Иваном IV. Грозный самодержец любил юродивого, ценил за прозорливость, уважал за мудрость. Он даже побаивался его как человека, умевшего читать мысли, и звал «провидцем сердец». Божий угодник однажды его порадовал, предсказав взятие столицы Казанского ханства. Но в другой раз он смело пристыдил царя, когда во время Божественной литургии тот был рассеян и думал не о предмете моления, а о строительстве нового дворца. Неоднократно он также обличал различные пороки жестокого монарха.

Смерть

Несмотря на жизнь, полную тяжких испытаний, Василий Блаженный дожил до глубокой старости. В 88 лет он тяжело заболел и слег. Узнав об этом, самодержец с царицей Анастасией и детьми навестили его. Блаженный сообщил им последнее пророчество о будущем царства – указал на младенца Федора и заявил, что все достояние прародителей достанется ему. Рака и сень над могилой святого Василия Блаженного В августе 1557 (по другим данным 1552) он почил в радости, потому что будто бы увидел ангелов, пришедших по его душу. На похороны собрался почти весь город. Провожали блаженного с невиданными почестями: сам царь оплакивал усопшего и нес его гроб, а службу об упокоении совершал преосвященный митрополит Макарий. Тело погребли на погосте возле Троицкого храма.

Память

Ниспосланные свыше чудеса, связанные с именем юродивого, продолжали свершаться и после его смерти. В 1588 он был причислен к лику святых. По повелению царя Федора Ивановича на месте погребения тогда был сооружен придел, где установили серебряную раку с мощами юродивого. В день канонизации более ста страждущих получили избавление от недугов, включая некую Анну, прозревшую после двенадцати лет слепоты. Великие предсказания пророчества Василия Блаженного Память о чудотворце, приносящем людям радость исцеления и помощь, жива и поныне. Ее празднуют в день смерти святого 2 августа.

Лентулова в его время ласково называли русским футуристом, и во много это было справедливо. Его работы, выходящие за рамки картин, характеризующиеся сильной динамикой и непонятной для широкой публики проблематикой, несли на себе все отпечатки футуризма, чтобы считаться принадлежащими к этому движению.

Однако, если футуристы, как правило, обращались к будущему – к индустриальном городам, вырастающим за свои собственные пределы, тянущимся вверх и изборожденным невероятным по законам перспективы сочетанием граней – то Лентунов, напротив, обращался к прошлому. На его картинах сочеталось, казалось бы, несочетаемое – седая старина русской классической архитектуры, древних зданий, переживших столетия и новомодное веяние художественного стиля, в котором все смешивалось и ставилось с ног на голову.

«Василий Блаженный» изображает не просто одноименный собор, хотя его купола (ещё более яркие, чем в жизни) несомненно присутствуют на картине, но словно бы всю Москву с её Старым Арбатом, Красной Площадью, Садовым Кольцом. Несколько веков жизни огромного города помещаются в рамки картины. В ней нарушена перспектива, цветовые решения кажутся неимоверно яркими и потому несколько аляповатыми.

Больше всего она напоминает тот узор, который можно увидеть, заглянув в калейдоскоп – вот он, яркий, красивый, праздничный – но стоит только слегка встряхнуть трубку, и он рассыплется и сложится заново. В случае с картиной ожидаешь, что на ней вдруг появится Исаакиевский собор из Питера или Спас-на-Крови из Екатеринбурга. Что в ней проступит другой город – проступит и также выделится из картины, показываясь невозможно, не так, как его можно было бы видеть с точки зрения зрителя, но словно обволакивая собой и в себя заключая.

Невозможная динамика оставляет такое впечатления – замкнутого, застывшего движения, которое в любое мгновение готово завертеться дальше.

Лентулов?

Да — Аристарх Васильевич.
Русский художник.

Вообще-то у художников многие учатся, не только постановщики открытия\закрытия олимпиад.

Я тоже учусь.
Представляю — «Завтрак на траве за забором». 2003
(близ Москвы, Рублёво-Успенское шоссе…)
Выдумывая «капусники» и «стэмы», ещё на первом-втором курсе своего совсем не художественного вуза, стал читать мемуары театральных режиссёров и узнал, что располагать артистов на сцене «красиво» преподаватели учат по картинам из музеев.
В те мои молодые годы был поражён такой «очевидной простотой» выработки навыков…
И чем фотограф хуже учащихся школы МХТ?
Ничем.
Фотограф – лучше!

Точнее, фотографу у художников учиться легче – без зачётов по истории театра, зачётов по техники речи, без уроков фехтования и безумства с заучиванием текстов роли.
Ходишь по картинно галерее в тепле и тишине, смотришь – запоминается само собой.
В кино-академиях, в московском ВГИКе, например, тоже самое.
Принесите-ка мне к завтрему зарисовку композиции «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова…
Вот, если смотрели «Особенности русской национальной охоты», то сразу вспомните ещё одну картину.
Из финала фильма…

Один в один, как говорится…

Но в кино был лишь повтор этого живописного полотна художника Валентина Серова, «Петр I на псовой охоте», 1902 года.
Теперь о художниках и открытии олимпиады
В сети много обсуждают, что открытие олимпиады в Сочи сделали иностранцы.
Это правильно, что иностранцы именно из цирка.
Подвесные механизмы для людей есть только в цирках.
Причём они все принадлежат лично артистам (коллективам, если они созданы…).
Их возят-перевозят, никому не дают пользоваться…

И так по всему миру…
Художник-постановщик открытия — Георгий Цыпин — наш.
И в таком шоу как открытие — он главный. (ссылка)
Остальные «бла-бла-бла»: концепция, смысл, намёки, аналогии…
Логистика, массовка. Обязательно.
Харизма проекта очень помогала.

Олимпиада…
Короче.
Образованные же люди о замысле художника-постановщика открытия пишут ещё точнее.
«Я понимаю, насколько важную роль во всей постановке олимпийского действа сыграл Константин Эрнст,
но про Георгия Цыпина могу с уверенностью сказать, что эта сцена была у него в голове задолго до Олимпиады.
Этот танец куполов он показывал в павильоне России на Венецианской биеннале в 2002 году,
и тогда это было так же чудесно – купола были стеклянные и казались миражами в темном зале,
и их танец фантастикой, изысканным сном о граде Китеже.
Разница в том, что тогда это было очень камерно и довольно минорно.
Но и тогда это тоже было прямо из Лентулова.

Лентулов Аристарх Васильевич,
«Василий Блаженный». 1913 год.
Государственная третьяковская галерея. Москва.
(Холст, масло, бумажные наклейки 170,5 х 163,5)

Кстати уж, добавлю еще одну чисто цыпинскую сцену из церемонии открытия – бал Наташи Ростовой.
Именно он с Андроном Кончаловским в 2000 году делал балет «Война и Мир», и весь язык сцены был там найден.
Сцена закладки Петербурга из церемонии сочинского открытия прямо взята из рисунка Валентина Серова «Петр Первый на строительстве Петербурга».
Серов Валентин Александрович,
«Петр I». 1907
Государственная третьяковская галерея. Москва
(темпера, 68.5×88)

Это одно из самых изысканных и тонких произведений русской графики, да и вообще русского искусства.
Совершенная свобода, даже случайность этого рисунка соединяются с отточенной закручивающейся композицией, вдохновленной модерном, так что кажется,
фигуры сами собой закручиваются в виньетку, и при этом с ощущением витальной силы, победы в этом шествии дылды-царя со свитой по бескрайней хляби всемирного простора.
Острее восхититься и нелепостью, и изысканностью, и героичностью
петровского шествия России в Европу никто не смог,
«Петр I» Алексея Толстого, не говоря уж о Петре Мережковского –

это излишне многословные подписи к рисунку Серова. И его взяли для этой сцены!»

P.S.
«В 1914 году картина Аристарха Лентулова Василий Блаженный стала сенсацией очередной выставочной акции Бубнового валета.
Художник демонстрирует публике необычный стиль городского пейзажа, основным звеном которого стал древнерусский храм. Праздничный мажорный колорит в совокупности с кубистической трактовкой формы придают историческому памятнику мощное национальное звучание.
Лентулов расчленяет архитектурные элементы храма Василия Блаженного на отдельные красочные фрагменты, которые формируют своеобразное динамичное мозаичное панно. Совмещение различных точек зрения, используемое мастером, добавляет полотну динамизма. Однако «портрет» храма остается узнаваемым. Лентулов балансирует на грани беспредметности и фигуративности».
………
«Один из первых парадных портретов, «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897), принес художнику золотую медаль «Гран‑при» на Парижской всемирной выставке 1900 года. Серова считают наиболее строгим не только по отношению к людям, но и к своеобразно понятому им своему призванию и к особой системе доказывать это. Он писал быстро, быстро схватывал сходство и, однако… часто девяносто сеансов! Легко сказать, но трудно поверить.
Как же хватало на это сил у него и терпения у модели?
Что за нелепость, что за ненужное истязание обеих сторон? Во имя чего могла быть оправдана такая долгая пытка?..
Художник писал честно, поэтому пошли разговоры, что «писаться у Серова опасно», видя в портретах злую «карикатуру», «шарж».
Серов это решительно отрицал: «Никогда не шаржировал, – говорил он, – ложь! Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я‑то виноват? Я только высмотрел, подметил».
……..