Промысел божий

Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?

Старец Иосиф Ватопедский

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Как открывает Бог Свою волю, объясняет архиепископ Иов (Смакоуз).

Полагаю, что надо начать ответ с маленького уточнения в отношении главного слова этого вопроса. Когда я учился в духовной семинарии, преподаватель догматического богословия старец-исповедник отец Ливерий Воронов (1914–1995) на лекциях указывал, чем отличаются современное слово «промысел» и церковно-славянский догматический термин «Промысл». Промысел – это занятие или работа человека по добыче себе пропитания. А Промысл Божий, если очень кратко, – промышление, замысел, воля Божия и забота Бога о человеке. Хотя в наши дни допустимо употребление и первого, и второго варианта: «Промысел – занятие Бога по спасению человека, у которого Бог при этом не дерзает отнять Свой ценный дар свободы»! В известном «Катехизисе» святителя Филарета определение Промысла дано пространно и академически: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям». В Промысле Божьем соединяются Божественная любовь и правда. Поэтому часто он сразу и непостижим для человека. Даже пророк Иона в Ветхом Завете не мог его принять со смирением и послушанием… Наверное, и в этом был Промысл Божий для нашего назидания. Самое главное в Промысле Божьем о всем человечестве и каждом человеке – это Боговоплощение и Голгофская жертва Христова, созидающие из людей новое творение, дающие им обожение и блаженное бессмертие.

Нецерковные люди благой Промысл Божий о вечном спасении конкретного человека называют судьбой. Но это не слепая случайность, как обычно думают, а суд Божий. Святитель Николай Сербский в своих «Миссионерских письмах» (Письмо 184) приводит примеры судьбы: «Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий Небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит “слепая судьба”, исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего. По словам Спасителя, “и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены” (Мф. 10:29–30)». Ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна. Такая судьба помогает нам многократно избежать грехов, опасностей, внезапной смерти и достичь блаженного единения с Богом.

Для христианина очень важно свою волю подчинить благой воле Божьей, научиться сотрудничать с Богом в деле своего спасения. У свт. Иоанна (Максимовича) имеется сочинение по этой теме с очень красивым и ярким, запоминающимся названием «Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей». Это длинное название состоит из двух слов: ηλιος – солнце и ανθρωπος – человек. И в переводе с греческого значит подсолнух. Солнце есть образ воли Божией; подсолнечник – образ человеческой воли. Книга уже своим названием показывает, какими должны быть соотношения между Богом и человеком. Как подсолнух всегда поворачивает свою главу к солнцу, в сторону падающих солнечных лучей, так и человек всегда должен смотреть в сторону Бога и все, что нисходит от Бога, принимать как высшее благо для себя.

Воля Божия о человеке ясно открыта в Священном Писании, в заповедях Божьих, которые каждый христианин должен знать и исполнять. Наглядный пример – прп. Антоний Великий. Он стал святым, отцом монашества после услышанных во время богослужения в храме слов Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19:21). Стараясь исполнить их как можно точнее, он отказался от родительского наследства в пользу бедных своего селения. Услышав же в следующий раз слова Господа: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), юноша Антоний поручил сестру верным христианкам и стал подвизаться в пустыне под руководством старца. Понятно, что это путь для совершенных, особо избранных Богом… Один из оптинских старцев – прп. Иосиф – выразил эту мудрую истину в виде пословицы: «Живи не как хочется, а как Бог велит».

Бог открывает Свою волю в Церкви через добрых и святых людей, часто духоносных наставников, начальников и родителей, даже иногда при помощи чистых сердцем детей. Апостолы Христовы, как свидетельствует Книга Деяний, для уразумения воли Божией после усиленного поста и молитвы прибегали к такому средству, как жребий или соборное обсуждение возникшей проблемы или вопроса. Такое обсуждение вопроса с целью узнавания воли Божией в семье, в приходе с по-настоящему духоносными людьми, опытными друзьями и специалистами очень ценно.

Известно, что старец Паисий Святогорец в том в случае, когда желал получить от Бога извещение по какому-то вопросу, на несколько дней запирался у себя в келье, проводил время в посте, молитвах, поклонах – до тех пор, пока не получал от Бога в своем уме или сердце ясный ответ. При этом старец был против того, чтобы люди «просили извещения у Бога, если есть возможность посоветоваться с человеком»: «Бог хочет, чтобы мы так поступали от смирения. Только в том случае, если ты не можешь найти человека, чтобы спросить у него совета и получить извещение, Сам Бог становится твоим Старцем». Отец Паисий верил, что «Бог не попускает произойти злу, если из него не выйдет добра…».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский старец, в своих письмах оставил нам из своего духовного опыта очень убедительные назидания: «Самое ценное – научиться себя предавать всецело воле Божией»; «…Все Им, все от Него, все к Нему (см. Рим. 11:36) – так и живем. И вот теперь к концу жизненного пути свидетельствую я, что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».

Что такое Божественное провидение?

Вопрос: Что такое Божественное провидение?
Ответ: Божественное провидение является средством, при помощи которого Бог управляет всем во вселенной. Это включает вселенную в целом (Псалом 103:19), физический мир (Матфея 5:45), судьбу народов (Псалом 65:7), рождение и участь людей (Галатам 1:15), успехи и неудачи человека (Луки 1:52) и защиту верующих в Него (Псалом 3:8). Эта доктрина прямо противоречит теории о том, что вселенная управляется волей случая.
Цель Божественного провидения состоит в осуществлении Его воли. Чтобы обеспечить исполнение Своих планов, Бог руководит делами людей, используя естественный порядок во вселенной. Законы природы являются ничем иным, как иллюстрацией работы Бога во вселенной. Они как не имеют внутренней силы, так и не работают независимо. Это – правила и принципы, учрежденные Богом для управления миром.
Это же относится и к человеческому выбору. Мы, в прямом смысле, не являемся свободными выбирать или действовать отдельно от Божественной воли. Всё, что мы делаем, и всё, что мы выбираем, находится в полном согласии с Его волей – даже наши грешные намерения (Бытие 50:20). Бог контролирует наши решения и действия (Бытие 45:5; Второзаконие 8:18; Притчи 21:1), но Он совершает это таким образом, который не нарушает нашу ответственность как свободных моральных личностей и не подрывает реальность наших решений.
Доктрина о Божественном провидении может быть лаконично изложена следующим образом: «Бог из вечности, по намерению Своей собственной воли предопределил все, что должно произойти; в то же время, Бог ни в коем случае не является автором греха и не снимает ответственность с человека». В первую очередь, Бог осуществляет Свою волю при помощи вторичных средств (например, законов природы, человеческих решений и т.д.). Иными словами, Бог работает непрямо, используя эти средства.
Бог также иногда работает непосредственно. Эта работа является тем, что мы называем чудесами (то есть, сверхъестественные события). Чудо – это Божественное вмешательство, на продолжении краткого периода времени, в естественный порядок вещей для осуществления Своей воли и целей. Из двух примеров в книге Деяний Апостолов можно увидеть прямую и непрямую работу Бога по осуществлению Своей воли. В Деяниях 9 гл. мы читаем об обращении Савла из Тарса. При помощи ослепляющей вспышки света и голоса, услышанного только им, Бог навсегда изменил его жизнь. Бог желал использовать Павла для дальнейшего осуществления Своей воли, и Он применил прямые средства для обращения Павла. Поговорите с любым обращённым христианином, и вы, вряд ли услышите историю, похожую на эту. Большинство из нас приходят к Христу через услышанную проповедь, чтение книг или через продолжительное свидетельство друга или члена семьи. Кроме этого, обычно имеют место жизненные обстоятельства, которые готовят почву – потеря работы, утрата члена семьи, неудавшийся брак, вредная зависимость. Обращение Павла было непосредственным и сверхъестественным.
В Деяниях 16:6-10 мы также видим, как Бог осуществляет Свою волю непрямо. Это произошло во время второго миссионерского путешествия Павла. Бог хотел, чтобы Павел и его попутчики отправились в Троаду, но, следуя из Антиохии в Писидию, Павел решил отправиться на восток в Азию. Библия говорит, что Святой Дух запретил им говорить в Азии. Тогда они захотели отправиться на запад, в Вифинию, но Святой Дух опять воспрепятствовал им, поэтому в конечном итоге они направлялись в Троаду. Это было написано в ретроспективе, и, вероятно, в то время существовали определенные логические объяснения, почему они не могли отправиться в те два региона. Тем не менее, со временем они осознали, что именно Бог направлял их туда, куда Он хотел – это было провидением. Притчи 16:9 говорят об этом: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».
С другой стороны, кое-кто может возразить, что идея о том, что Бог прямо или непрямо управляет абсолютно всем во вселенной, исключает любую возможность для свободной воли. Если Бог владеет полным контролем, как мы можем быть истинно свободными в принимаемых нами решениях? Иными словами, для того, чтобы понятие свободной воли имело смысл, должны быть некоторые аспекты «вне досягаемости» Божьего контроля – например, случайность человеческого выбора. В интересах дискуссии предположим, что это правда. Что же тогда? Если Бог не владеет полным контролем над всеми случайностями, тогда как Он может гарантировать наше спасение? Павел говорит в Послании к Филиппийцам 1:6, что: «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Если Бог не контролирует все вещи, тогда это обещание и все другие библейские обетования несостоятельны. Мы не сможем быть полностью уверены, что доброе дело спасения, начатое в нас, будет доведено до конца.
Более того, если Бог не контролирует всё вокруг, тогда Он не владеет верховной властью, а если так, тогда Он не является Богом. Итак, цена удержания свободной воли вне пределов Божьего контроля ведет к тому, что Бог вовсе не является Богом. И если наша воля может превысить Божественное провидение, тогда кто, в конечном итоге, является Богом? Мы! То есть, очевидно, что это неприемлемо для тех, кто следует христианским или библейским убеждениям.
Божественное провидение не уничтожает нашей свободы. Оно, скорее, дает нам возможность использовать эту свободу должным образом.

3 августа, пятница

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ

Для запоминания:

«И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего «.

1-я Царств 10:1

Для чтения: 1-я Царств 9:15-10:1

  1. А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал:
  2. завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня.
  3. Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим.
  4. И подошел Саул к Самуилу в воротах и спросил его: скажи мне, где дом прозорливца?
  5. И отвечал Самуил Саулу, и сказал: я прозорливец, иди впереди меня на высоту; и вы будете обедать со мною сегодня, и отпущу тебя утром, и все, что у тебя на сердце, скажу тебе;
  6. а об ослицах, которые у тебя пропали уже три дня, не заботься; они нашлись. И кому все вожделенное в Израиле? Не тебе ли и всему дому отца твоего?
  7. И отвечал Саул и сказал: не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?
  8. И взял Самуил Саула и слугу его, и ввел их в комнату, и дал им первое место между званными, которых было около тридцати человек.
  9. И сказал Самуил повару: подай ту часть, которую я дал тебе и о которой я сказал тебе: “отложи ее у себя”.
  10. И взял повар плечо и что было при нем и положил пред Саулом. И сказал : вот это оставлено, положи пред собою и ешь, ибо к сему времени сбережено это для тебя, когда я созывал народ. И обедал Саул с Самуилом в тот день.
  11. И сошли они с высоты в город, и Самуил разговаривал с Саулом на кровле, .
  12. Утром встали они так: когда взошла заря, Самуил воззвал к Саулу на кровлю и сказал: встань, я провожу тебя. И встал Саул, и вышли оба они из дома, он и Самуил.
  13. Когда подходили они к концу города, Самуил сказал Саулу: скажи слуге, чтобы он пошел впереди нас, — и он пошел вперед; — а ты остановись теперь, и я открою тебе, что сказал Бог.

10:1. И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего .

Библия за год:

Иов 1-4

От Матфея 13:1-23

Наставление

Божьи пути неисследимы и находятся за пределами человеческого понимания (Римлянам 11:33). Если вы не хотите упустить всё то доброе, что Господь приготовил для вас как для Своих детей, вам нужно помнить об этом. Использовать естественные методы для того, чтобы понять или предсказать планы Божьи, – это путь не только бесполезный, но и весьма разочаровывающий. Вот почему в послании к Римлянам 8:5-6 говорится:

«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир.»

Всякий, кто пытается поместить Бога в определенные рамки, непременно пропустит Его посещение. В книге Бытие 18:1-16 рассказывается о том, как Авраам, увидев небесных посланников, проходивших мимо его шатра, даже не догадывался, что это было божественное провидение для его благословения. Благодарение Богу, Авраам его не упустил. Проявленное им гостеприимство привело к исполнению Божьего обещания, которого он ожидал многие годы. Если Господь просит сделать вас что-то необычное, значит, Он готовит вас к необычному чуду. Читая 2 главу книги Иисуса Навина, мы видим, что визит двух соглядатаев к Раав был божественным провидением для спасения всех членов ее семьи. Молюсь, чтобы сегодня Бог дал вам благодать совершить что-то необычное, открыв двери чудесам, которых еще никто никогда не видел, во Имя Иисуса. Вы знаете, например, что Божьи заповеди о десятинах, пожертвованиях и первых плодах – ничто иное, как божественное провидение для получения обильного благословения? Когда вы это вкусите, то будете свидетельствовать о том, что Господь действительно благ.

Сегодняшний отрывок для чтения повествует о божественном провидении в жизни первого израильского царя, Саула. Желая помазать его царем над Израилем, Бог допустил, чтобы ослицы его отца потерялись. Это вынудило Саула пойти их искать и в итоге он встретился с Самуилом, который и помазал его на царство. Еще до приезда Саула в дом Самуила Господь проговорил пророку о визите этого человека и дал указания помазать его в цари над Израилем. В то время как Саул и его слуга были в руках божественного провидения, пропавшие ослицы уже нашлись. Я молюсь сегодня, чтобы Господь сверхъестественным образом содействовал вашему успеху и дал вам прорыв в вашей жизни, во Имя Иисуса. Там, где мы не видим ни одной возможности, Бог видит их бесчисленное количество для исполнения Своего плана. Когда в 1973 году я искал мира и устройства в своей жизни и семье, Господь привел меня в Искупленную Христианскую Церковь Божью. Тогда я не имел представления о том, что таким образом Он исполнял Свой собственный план для моей жизни. Если бы тогда я получил хоть какой-то намек на то, что стану пастором, возможно, я бы искал духовную помощь в другом месте. Пути Господни действительно неисповедимы!

Молитва:

Отец, прошу Тебя, дай мне быть чувствительным к Твоему Провидению, которое принесет мне необычный прорыв в моей жизни, во Имя Иисуса.

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ

В православии очень часто употребляют термин «промысел Божий». Верующие не всегда понимают, чем он отличается от понятия «воля Божья». Управляет ли Творец нашей судьбой и жизнью? Имеет ли человек свою волю?

Что такое божий промысел

Происхождение фразы

Термин «Божий промысел», или же провидение, (лат. Providentia) зародился в Древней Греции, ввел его великий философ Сократ. Означает он действие Высшего разума, которое несет всеобщее благо для мира. Он много рассуждал о Творце и влиянии его на ход мировой истории.

Значение фразы в христианстве

Митрополит Филарет определил свое определение промысла Божьего:

«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует.»

В Святом писании и Священном придании подробно растолкована суть этого понятия. Идея заключается в том, что Господь несет в себе свет любви и добра. Все религиозные отношения построены на божественном провидении.

Определение в философии

Есть такое философское учение, которое называется «деизм». Там нет понятия провидения. Суть его заключается в том, что Бог — творец, но он не управляет эти миром. Некоторые люди признают, что Бог устроил этот мир, но раз в нем происходит так много катастроф, значит Господь им не занимается, а пускает все на самотек. Это учение широко распространено на Западе.

История понятия

Зарождение идеи

Понятие зародилось в философии и религии Древней Греции. Впервые о высшем разуме заговорил Сократ. Эту идею поддержали стоики, которые считали, что человек должен подчиняться природе и божественному промыслу. Позже появилось понятие, которое называют судьба.

Развитие и распространение

Идея провидения была популярна в александрийской философии, труды о нем были написаны Филоном Александрийским. Он поддерживает идею о том, что Бог управляет судьбами людей.

После Филона этим вопросом занимался Плутарх, который считал, что Бог заботится обо всех живых существах, которых он создал.

Дальнейшая судьба

В Средние века шло рассуждение о том, влияет ли Господь не только на частную жизнь человека, но и на мировые происшествия. Люди не знали, как согласовать добро и зло, которое происходит в мире.

Многие из философов не могли сопоставить волю Божью и наличие катастроф и бедствий на этой планете.

Идея о провидении заканчивается в христианских учениях, где рассуждается о бесконечной любви Бога к миру и человеку.

Современное значение

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях. Он не бросает никого в беде, а ведет к правильному выбору. Только грешная природа человека может ему не дать это сделать.

Святые отцы тоже много рассуждают о промысле Божьем, например, вот, что говорит Иоанн Златоуст:

«Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши; Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу.»

Он рассуждает о том, что кто бы человека не беспокоил, если в его сердце живет Бог, то его никакие внешние обстоятельства не сломят.

«Ни одна птичка не упадет без воли Божьей.»

Матфей

Творец посылает только добро и любовь, у него нет темной стороны. Он посылает человеку болезни и страдания, чтобы тот пришел к спасению через боль и слезы. Страдая, человек понимает, насколько суетлива его жизнь, и обращается к религии.

Божий промысел в жизни людей

Как понять, что это он

Человеку нереально узнать, что на самом деле готовит для него Господь. И философы, и ученые много лет бились над тем, чтобы понять этот вопрос. Есть интересная история о верующем Авве Антонии, который задавался творцу вопрос, почему одни здоровые, а другие больные, почему кто-то бедный, а кто-то богатый. На что Бог ему ответил:

«Смотри на свою жизнь, а не занимайся чужими судьбами.»

Нужно знать, как проявляется провидение в человеческой жизни. Это может быть череда случайных событий, которые не поддаются контролю. Интересное, но не всегда удачное стечение обстоятельств, — это и есть божественный промысел в нашей жизни.

Примеры

Был случай с ветераном войны, которую зовут Валентина, ей сейчас 76 лет. Она спасла во время бомбежки одно высокопоставленное лицо. Об этом случае сохранились заметки в газете, она награждалась за свой подвиг Сталиным. Отец Вадим предложил ей исповедоваться и напомнил, что в окопах неверующих нет. Рядом был храм, но Валентина посмеялась над священнослужителем и наотрез отказалась его слушаться.

Она ему сказала:

«Да что вы, никакого Бога нет, я прошла войну и голод в Сталинграде, не осталось никаких ранений.»

Она высказала свое пренебрежение обряду причащения и не понимала, как можно вкушать дары из одной ложки со всеми.

С тех пор прошло 10 лет. Отец Вадим с еще одним священнослужителем поехал причащать больную в военный госпиталь в Измайлово. Старая женщина в палате была совсем худая, чем не могла не поразить. В одном из коридоров отцу Вадиму встретилась родственница Валентины. Она подошла к священнослужителю. Оказалось, что та старушка, которую причащали, была та самая Валентина, ей уже было на тот момент 86 лет. Врачи не знали, что с ней делать, она плохо спала и ворочалась.

Бог преподнес эту встречу людям, у отца Вадима остались еще Святые Дары. Валентина сказала ему:

«Мне очень страшно умирать, жизнь была пуста.»

Ей начали возражать, ведь она прошла войну, спасла человека, пережила голод, обзавелась детьми и даже внуками и правнуками. Отца Вадима она не узнала, даже когда он пришел во второй раз.

Старушка сказала:

«Я рада, что у меня столько всего есть, но я жалею лишь об одном: что 10 лет назад сказала одному священнослужителю, что Бога нет, мне очень бы хотелось исповедоваться.»

Именно по воле Божьей устроилась эта случайная встреча. Вместе с отцом Вадимом был священник, который сразу же принял эту исповедь. Из глаз закостенелой коммунистки потекли слезы, ее душа очистилась.

Нужно еще обратить внимание на погоду, которая была за окном. На улице было пасмурно и собирался идти дождь. Хотели занавесить окно. Женщина сказала:

«Я вижу свет, ничего не закрывайте.»

Она попросила священников придти еще, и в следующий раз они совершили таинство Соборования. После этого обряда ее душа буквально в течение нескольких минут ушла в мир иной. Так бог решил их встречу и отправил ее душу к свету, который она узнала только в конце жизни.

С нами тоже происходит много событий в повседневной жизни, которые доказывают божественный промысел. Часто бывает такое, что нужно куда-то поехать, а билета нет. В этот день случаются аварии и ДТП на дороге, в итоге вы остаетесь целы и невредимы. Многие покупают билет на самолет, а потом его сдают, просто потому что есть плохое предчувствие. А это и есть промысел Творца, который бережет нас от потерь.

Грехи человечества велики, но Господь посылает нам через испытания и болезни вечное спасение. Сын Творца Иисус Христос даровал людям вечное спасение. Нужно возлагать искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда даже в случае ошибки Творец приведет вас к нужному решению и укажет верный путь.

Видео о промысле Божьем

Из представленного видео вы сможете узнать больше о промысле Божьем.