Проповедь богач и лазарь

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем.

Сегодняшнее воскресное богослужение было отмечено чтением Евангелия (Лк. 16:19-31), о котором вы слышали хорошую проповедь священника. Я не буду повторять вам это евангельское чтение, я только скажу о том, о чем всем нам нужно непременно знать. А именно о том, что притча о богатом и Лазаре есть наиболее подробное — конечно, применительно к человеческому пониманию, — сказание о том, что же ждет нас после смерти.

Несомненно, Господь передает нам Свое откровение в тех категориях мысли, в той системе понятий, тем языком, которыми мы обладаем. И, наверное, невозможно человеческим языком, опираясь на человеческие знания, передать людям то, что означают новое небо и новая земля, эта будущая жизнь. У каждого поколения людей на основе общих знаний складываются какие-то собственные представления, но все они ущербны и, конечно, не соответствуют тому, что есть на самом деле, потому что полная правда о будущей жизни сокрыта от нас — может быть, просто потому, что мы своим умом, отталкиваясь от своих знаний, своей культуры, своего опыта, неспособны понять это откровение.

Вот и притча о богатом и Лазаре — это тоже милость Божия. Господь и умным, и неразумным, и образованным, и необразованным, и жившим 2 000 лет назад, и живущим в XXI веке под замечательными, трогательными, волнующими до глубины души образами передает нам некую весть, некое скрытое послание о том, что нас ждет. В этих словах зашифровано нечто, что нам сегодня невозможно расшифровать, но когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во мгновение все поймем. Но даже из того, что мы сегодня слышали из притчи о богатом и Лазаре, мы должны сделать для себя одно самое важное заключение. Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка — это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся.

И еще что-то очень важное сообщает нам Господь через эту притчу. А именно то, что в той реальности люди пребывают как бы в разных мирах и что каждый из этих миров соответствует внутреннему состоянию человека. Не может злой пребывать среди добрых — тогда ни он, ни добрые не будут счастливы, не будут иметь полноты жизни. Не может и добрый пребывать среди злых, что было бы несправедливым. Известно, как страдают невинные люди, которых помещают в тюремную камеру вместе с преступниками. Их жизнь становится адом, потому что их внутренний мир несовместим с миром тех, кто их окружает.

Вот так же и после нашей земной жизни каждый будет там и в том окружении, которое соответствует его духовному и нравственному состоянию. Если внутри обман, коварство, злоба, ложь, предательство, лицемерие, стремление к богатству и наслаждениям, если разрушены все ценности жизни, если для достижения своих целей человек способен сделать все, переступив через любые принципы и идеалы, — то такой человек, если в какой-то момент окажется способен разобраться в самом себе, скажет про себя: «Недостоин я милости Божией».

Но Господь учит нас, что даже такой падший человек, в котором как бы нет ничего такого, что может перейти в жизнь вечную, в котором все отягощено страстями, гнетущими и разрушающее душу, — даже такой человек по милости Божией, через Крест Христов, Его страдания и Его Воскресение имеет надежду на жизнь будущего века, если принесет искреннее покаяние и явит глубокую веру.

Эта притча позволяет нам понять, что какая-то связь между теми мирами может существовать. Ведь взирал богач, находившийся в аду, на Авраама и увидел там Лазаря, того самого несчастного, который когда-то лежал у его дверей. Больше того, богачу была дана возможность обратиться к Аврааму. Значит, с одной стороны, граница между теми мирами непроницаема, ибо невозможно перейти из одного состояния в другое, но не настолько, чтобы нельзя было видеть и сообщаться, и, может быть, это вИдение и будет самым страшным мучением для тех, кто лишен Царствия Божия.

Ну и, наконец, заключительные слова притчи. Богач просит Авраама, чтобы он послал кого-то оттуда, чтобы тот воскрес, пришел и рассказал живым о том, что их ждет. В первую очередь, богач думал о своих братьях, которые повторяли его жизненный путь — жили так же безрассудно, упиваясь богатством, наслаждаясь временным, не видя подлинного смысла и подлинных целей в жизни, не взирая на нищих, убогих, несчастных, которые были рядом. И какие же сильные и вместе с тем какие реалистические слова говорит Авраам: «У них есть Моисей и пророки; а если Моисея не послушали и пророков не послушают, то не послушают, даже если и мертвый воскреснет».

Как же все это применимо и к нашему сегодняшнему дню, к сознанию современных людей, которые часто не видят чудес, Божиих чудес в жизни каждого, в истории народов, чудес в большом и малом, когда Господь по молитвам вторгается в нашу жизнь — останавливает болезнь, умудряет в юности, помогает избежать искушений, дает силы в старости и нередко помогает даже в наших бытовых проблемах! Для огромного количества людей не существует никакого Божественного следа в истории, никакой руки Божией в жизни, и если такой человек встретится с тем, кто из мертвых воскрес, — все равно не поверит. В этом нет ничего нового — так и Господь Иисус Христос воскресил Лазаря Четверодневного, и люди были поражены: пред ними был такой могущественный и такой сильный Человек, что Ему следовало поклоняться, что Его нужно было немедленно избрать в цари, ведь Он мог возглавить борьбу с римлянами. Но стоило только Этому могущественному Человеку, воскресившему четверодневный труп, явить слабость, подвергнуться пыткам, взойти на крест, как те же самые люди, которые приветствовали Его криком «осанна!», стали требовать «распни Его!»

Ничего нового не произошло за эти 2 000 лет, и никакие воскресшие покойники никого в вере сегодня не укрепят. Одни скажут, что это обман, другие — что это манипуляция с целью наживы, третьи даже думать об этом не будут. Все это свидетельствует о том, что жизнь вечная зарождается в глубине нашего сердца, в глубине нашего сознания, что мысль о вечной жизни вплетается в ткань нашей человеческой жизни. Если она сопутствует нам и в радостях и в скорбях, если мы знаем, что нас ждет, если мы знаем и верим в те слова, которые Господь нам передал, то одна только мысль о вечности способна в корне менять нашу человеческую жизнь, наполняя ее подлинным смыслом и подлинными ценностями.

Притча, которую мы сегодня слышали, именно об этом — о целях и ценностях человеческого бытия. И да поможет нам Господь никогда не упускать из своего мысленного взора эти подлинные ценности и цели, которые и приводят нас в жизнь вечную. Аминь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя с участием делегации Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции

Аудио

3 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при участии управляющего Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Дубнинского Иоанна и членов делегации Архиепископии в священном сане совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иоанн! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о богаче и нищем Лазаре. Она говорит об участи людей после смерти, открывая закон Божественного воздаяния: Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16:25). Отсюда следует и закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство — религия пессимизма, в чем часто упрекали нас секулярные и атеистические философы. Но потому что без страданий не совершается глубокое, подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству. Человек более всего познает себя, свои возможности, слабости и силу, когда сталкивается со страданиями.

Любой земной человеческий опыт требует усилий. Опыт в искусстве или ремесле приходит ценою долгого труда, многих проб и ошибок. А из житий святых мы знаем, что опыт в духовной жизни получить намного сложнее, он требует еще бóльших усилий и жертв. Потому что реальность вечной жизни — это опыт совершенно иного бытия, к которому трудно быть готовым.

Если человек готов к этой новой жизни, он переходит в нее с легкостью: Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. А если не готов, то будущее встречает его внезапно и безжалостно — разверстой могилой, и больше о его судьбе сказать нечего: Умер и богач, и похоронили его (Лк. 16:22).

Богач из евангельской притчи выглядит не таким уж плохим человеком. Его волнует судьба братьев, оставшихся в земном мире. Он не был заносчив, знал по имени безвестного нищего, лежавшего у его дворца; возможно, даже подавал ему какие-то крохи со своего стола. Но его никак не смущало, что рядом с его благополучием и житейским счастьем всегда оставалось место для чужого горя и нужды.

Богач был уверен, что можно всю жизнь прожить в довольстве и комфорте, — и угодить Богу. И теперь ему кажется, что религия «плохо его информировала», что люди живут одним днем и не верят в вечную жизнь лишь потому, что им неубедительно об этом рассказали. Дескать, воскреснет Лазарь, расскажет людям о загробной жизни, и тогда они убоятся Бога, и вместо черствости и равнодушия в них проснутся любовь и сострадание к ближнему.

Богач из притчи не хочет понять, что любви и пониманию чужой боли нужно долго учиться. Что невозможно разделить страдания другого человека, если ты сам никогда их не испытывал. И что отказ от земных трудностей, желание жить в постоянном комфорте и потреблять — это сознательный выбор эгоизма, насилия и жестокости. Человек, сделавший такой выбор, глух к своей совести и чужим страданиям, он глух к голосу Писания и свидетельствам чудес: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:31).

От себялюбивого богача осталось сокрытым, что подлинное знание о вечной жизни и понимание жизни земной возможно только через любовь Христову. Нужно, по слову героя Достоевского, полюбить жизнь прежде ее смысла, и затем этот смысл станет простым и понятным во Христе, Который Сам изрек о Себе, что Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Продолжая эту мысль, можно сказать, что другого пути познания смысла жизни нет. Смысл жизни не открывается на уровне человеческого разума — он может быть открыт и понят только на уровне человеческого сердца, на уровне человеческой жизни, в которой и претворяются наши замыслы, хорошие или дурные.

В современном обществе культ комфорта и потребления все более вытесняет вечные ценности. Но исторический опыт нашего народа учит нас иному: страдание было воспринято им как «духовная потребность», по очень точному замечанию того же Достоевского. И столько страданий, сколько вынес наш народ, подобно евангельскому Лазарю, за свою историческую жизнь, без веры в Бога невозможно было бы подъять и осмыслить.

XX век начался для нас социальными потрясениями, страшной войной, крахом православной империи и разделением, прошедшим через миллионы человеческих судеб. Многие из наших соотечественников были вынуждены покинуть свою Отчизну. О Русской Церкви в эти годы можно было сказать словами нашей великой поэтессы: «Я была тогда с моим народом — там, где мой народ, к несчастью, был». Здесь, в России, наша Церковь несла вместе с народом крест атеистических гонений. Там, за границей — делила со своей паствой нужду и горькие лишения на чужбине.

Почти каждый день в наших святцах отмечен памятью кого-то из новомучеников. Священномученик Дамиан, архиепископ Курский — один из тех, чья память совершается сегодня, — накануне своей смерти предрекал своим собратьям на Соловках, что чудовищное бесправие и гонения против Церкви временны, что «истина Божия должна восторжествовать». Священномученика Дамиана вскоре после этих сказанных им слов расстреляли в печально известном урочище Сандармох, где были жестоко убиты многие честные граждане и верные чада нашей Церкви. Но пророчество исполнилось многократно: истина Божия торжествует вновь и вновь, и мы — живые свидетели ее торжества.

Промыслом Божиим страдания нашей Церкви привели ее к обновлению и новому расцвету. Кровь тысяч новомучеников, пролитая во время чудовищных, небывалых прежде религиозных гонений, святость бесчисленного множества исповедников утвердили ее богочеловеческий организм. А трагический исход людей России в Европу и Новый Свет послужил делу евангельской проповеди, христианского православного свидетельства Западу, который также пребывал в глубоком религиозном кризисе.

В этой проповеди, особенно в Европе, участвовала вся церковная полнота: это и мудрые архипастыри, сумевшие организовать жизнь Церкви в новых условиях; монахи, создавшие новые монастыри вместо оставленных ими старых; философы и богословы, сформировавшие знаменитую Парижскую школу; простое приходское духовенство, делившее тяготы своей паствы и подававшее ей пример благочестия; наконец, всякий верующий, благочестивый человек, которыми так богата была наша старая Россия.

Трудности гражданской войны и сложная политическая обстановка в России привели в свое время к временному, аномальному отделению от Русской Церкви значительной части ее иерархии за границей. Это отделение было в значительной мере уврачевано в 2007 году воссоединением с Русской Зарубежной Церковью, что было радостью не только для Русской Православной Церкви, но и для всего мирового Православия. А сейчас в нашей Церкви снова праздник: к нам вернулись общины Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции во главе с Высокопреосвященным владыкой Дубнинским Иоанном, в основе которой — общины, временно оставившие нашу юрисдикцию 88 лет назад. И в этом я тоже вижу торжество истины и любви Христовой.

Чада нашей Церкви в Европе прошли через всё, о чем говорил апостол Павел, описывая обстоятельства своей проповеди: житейские лишения и нужду, изнурительный труд, поношения окружающих и даже гонения и опасности между лжебратиями (2 Кор. 11:26). Чтобы продолжить сегодня свою евангельскую миссию, они не стали советоваться с плотью и кровью (Гал. 1:16), как сказано было в сегодняшнем апостольском чтении, но сделали правильный выбор — в пользу единства Церкви, единства своих общин и сохранения их традиции. Даст Бог, возвращение в Русскую Церковь укрепит их и поможет им нести свое служение как многим тысячам наших соотечественников, проживающих в Западной Европе, так и коренным жителям европейских стран.

Я благодарю Вас, дорогой владыка Иоанн, Ваших пастырей и паству, за решимость и твердость, проявленную в непростых обстоятельствах, окружавших ваше возвращение, за нашу совместную молитву здесь в Москве, в главном кафедральном соборе Русской Церкви, и счастлив сегодня вновь сказать всем вам: Добро пожаловать домой!

Хочу передать в дар Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции ковчег с честными мощами святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России, а также икону святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, бывших членами ее Священного Собора 1917-1918 годов. Известно, что его постановления имели особое значение в жизни русского церковного удела в Западной Европе, возглавлявшегося участником этого исторического Собора приснопамятным митрополитом Евлогием, о упокоении души которого мы вместе молились сегодня. Пусть эти дары Матери-Церкви станут знамением духовного преемства и непреложной связи, возобновление которой мы торжественно празднуем сегодня.

А лично Вам, владыка митрополит Иоанн, хочу вручить панагию и крест с памятными надписями. Примите их как свидетельство той любви, с которой Вас, уроженца Франции, приняла великая и поистине многонациональная Русская Православная Церковь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

О богаче и Лазаре

Притча о богаче и нищем Лазаре

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем воскресном Евангелии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре. Это короткое повествование о жизни и смерти двух разных людей заслуживает внимательного рассмотрения. Как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы, с одной стороны, богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а, с другой стороны, бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей».

Перед нашим мысленным взором предстают два человека, между которыми огромная не только социальная пропасть, но и духовная.

Один жил в достатке и богатстве. Как говорит Евангелие, «одевался в порфиру и виссон». Порфира – это сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Поистине столь дорогое убранство мог себе позволить в то время только человек с большим материальным состоянием.

А другой был нищий, который лежал в струпьях у ворот этого вельможи и желал напитаться крошками, падающими со стола богача.

Интересно, что нищий имеет в этой притче имя. Его зовут Лазарь, а богач – безымянный. Сегодня громко звучат имена богатейших людей мира. Блеск и шик их богатств заставляют одних восхищаться, а других раздуваться от зависти и злобы, но порой наличие имени в престижном списке богачей «Forbes» предполагает отсутствие этого же имени в Книге Жизни. Для Бога богатство не является достижением. Оно не выделяет человека среди человеческой массы в глазах Божиих. Так как само по себе оно даруется Самим Богом. Как бы человек ни гордился и ни кичился своим успехом и достижением высокого материального уровня, все это даровано ему Богом. Здоровье, разум, таланты и удачные обстоятельства – без этого богатый человек не смог бы достигнуть желаемого результата, но все это не его заслуга, а дар Божий. Дар, который человек должен использовать для приобретения духовного плода, по которому будет оценен Богом и записан по имени в Книгу Жизни. Но евангельский богач, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «бесплоден, поэтому лишен имени. Ему оставлено только общее родовое имя – человек».

И вот оба эти человека умирают. Любопытно, что в притче по-разному описывается смерть этих двух людей. Лазарь был отнесен ангелами на лоно Авраамово, а богач «просто умер, и похоронили его». Как сегодня говорят: об усопших принято вспоминать или хорошо, или ничего. «Многие вещи человек помнит, а одну никак запомнить не может, сколько ему ни повторяй, – говорит святитель Николай Сербский, – что он без собственности приходит в этот мир и без собственности уходит из него».

Далее в сегодняшней евангельской притче рассказывается о встрече в загробном мире богача и Лазаря. Богач, страдая от адских мук, просит Авраама послать Лазаря совсем немного облегчить страдания его. Но Авраам отвечает, что это невозможно: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят». Этими словами Христос показывает нам, что в жизни каждого человека наступит момент, когда ничего уже исправить нельзя. Когда время выйдет и что-то изменить уже будет невозможно. Так говорит об этом старец Паисий Святогорец: «Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе и будем плакать тщетно и напрасно. Посему увещеваю, прошу и умоляю скорбеть и плакать о грехах здесь». Как в нашем материальном мире возможны различные метаморфозы и преобразования с любой материей, так и наша душа, пока находится в теле, в рамках этого временного материального мира доступна к изменению и преображению. Но стоит ей покинуть этот мир – и никакие изменения в ее сущности уже невозможны. Так как в том мире, как и в Боге, нет даже тени перемен, а все постоянно и неизменно.

Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера

Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? В том, что жизнь его была полна страданий и лишений? Но разве Богу приятны человеческие мучения? Разве это есть сущность христианской жизни? Лежать у ворот в струпьях? Конечно же, нет. Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани».

Страшная вина богача в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря

А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Так как богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Ибо Бог не творит злого. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. «Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева».

Кроме того, мы видим из Евангелия, что подобный пагубный образ жизни богача передается по наследству. Находясь в аду, богач просит Авраама предупредить его братьев о страшном итоге и конце такого прожигания жизни.

Безусловно, если человек привязан к богатству, то эта привязанность проецируется и на его близких, родных, детей, которые, видя столь яркий и соблазнительный пример беззаботной жизни, прельщаются и устремляются к житейским утехам. Таким образом, человек, живущий подобно евангельскому богачу, о котором мы сегодня с вами слышали, губит не только свою душу, но и души своих близких, которые живут с ним под одной крышей. И никакие законы и увещевания не смогут помочь исправить этих несчастных, так как они видели наглядный урок и пример беззаботной жизни изо дня в день и не знают другого.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем, как сказал святитель Иоанн Златоуст, взирать на сладчайшего Лазаря, чтобы достигнуть нам той же самой спасительной пристани во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь!

Притча о богаче и Лазаре. Проповедь на Евангелие от Луки (16: 19-31)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья сестры, мы для научения пути спасительному слушали чтение отрывка из Святого Евангелия, в котором Господь рассказывает нам притчу (Лк. 16: 19-31). В ней история двух людей. Один – это богатый человек, живущий в свое удовольствие. Я думаю, что здесь важно сразу определить совершенную нетипичность такого состояния человека в христианской традиции. Господь призывает нас служить своими талантами другим людям и даже «если богатство течет — не прилагать сердца». А этот богач жил для себя. И потому даже то благое, что в нем просыпалось, – не давало плода.

Другой человек – это ничего не имеющий Лазарь. Который был лишен даже здоровья и лежал под забором. Но вот духом он был богат. Не было в нем ни ропота, ни злости, ни зависти. Это богатство относится к невидимому миру, но плоды его ощущаются даже и в сем мире. Мы бы сказали сейчас, что Лазарь стяжал «дух мирен», и мы знаем, как благостно рядом с такими людьми.

Два эти человека находились практически рядом: Лазарь лежал под забором, который стоял вокруг дома того самого богача. И, конечно, больной и немощный Лазарь, имея богатство Духа, делился с окружающим миром. Просто своим видом, своим внутренним состоянием. Может именно такое влияние Лазаря способствовало тому, что богач иногда приходил в умиленное состояние и желал сделать что-то доброе. Но камень сердца трудно пробить, и маленькое семечко благости не могло укорениться и дать плод. Так оба они и умирают. Но и там, вдали от земной жизни, их внутреннее состояние не изменилось: Лазарь также источал дары Духа Святаго, а богач все также его не замечал.

Так ведь и мы, братья, проходим мимо тех, кого Господь поставил спасти нашу душу. Это все нуждающиеся, все ищущие нашей милости. Все те, кому мы призваны служить своими талантами. Вот и получается, что, не выполняя послушание Божие, мы проходим мимо своего спасения.

Беда нынешнего человека в том, что он живет для себя, «не в Бога богатея». А это станет причиной того, что такое наше устроение в вечности еще более усугубится. Потому-то Господь желает, чтобы мы уже здесь учились быть подобными Царствию Божию и начинали копить в себе те богатства, которые помогли Лазарю. Конечно, богатства духовного характера принесут свои «дивиденды» только после кончины этого мира. Но это-то и есть самое важное.

Итак, постараемся, братья, уже сейчас обратить свое сердце, все свое существование на служение ближним. Это приведет нас к единству, а центром нашей жизни станет вера и любовь – сам Христос. Вот тогда Царствие Божие, которое внутри нас, станет реальностью. Аминь.

Иерей Олег Шабалин

Притча о богаче и Лазаре

Евангелие от Луки

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.

Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон — белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие. У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. «нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, по мысли предыдущей притчи, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти «вечные кровы», без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач и похоронили его». Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. «У них есть Моисей и пророки», т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

О Лазаре и богаче, беседа свт. Иоанна Златоуста

Церковь является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:19-21).

Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей.

«Некоторый человек был богат. Некоторый человек». Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: «был человек в земле Уц, имя его Иов» (Иов 1:1). Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. «Некоторый человек был богат».

Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. «Некоторый человек был». Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. «Некоторый человек был богат». Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. «Некоторый человек был богат».

Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон». Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о Боге, как свидетельствует, например, Давид: «вспоминал я Бога и веселился» – Пс. 76:4); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи.

«Был также некоторый нищий, именем Лазарь». Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его», почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот» богатого «в струпьях» (ст. 20).

О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем.

«Отвне — нападения, внутри — страхи» (2Кор.7:5). Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности.

И вот этот-то человек , у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение.

Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами. Во сне искал он смерти и наяву призывал ее, — но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти.

Вот что говорил он: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб» (Иов 3:20-23). «И желал», говорится, «напитаться крошками, падающими со стола богача» (Лк. 16:21). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. «И псы», говорится, «приходя, лизали струпья его».

Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

2. И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (ст. 22). Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово». Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? «Умер и богач, и похоронили его» (ст. 22).

Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: «и гробы их – жилища их на век» (Пс. 48:12). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, «когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (Пс. 48:17,18). Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, — все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, «он поднял глаза свои», — заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, — «поднял» говорится, «глаза свои», богатый «увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (ст.23).

Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною»! Говоришь: «умилосердись» теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13)? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: «во аде кто будет славить Тебя» (Пс. 6:6)? «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря». Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты — во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: «наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос.12:6), потому что «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6); «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), и еще: «благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Прит. 19:17)?

Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (ст. 24). Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика.

Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, — потому что «блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40:2). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть струится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов.

Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра «Золотого кодекса» из Эхтернаха (англ.)русск.. 1030-1050 гг.

При́тча о богаче́ и Ла́заре — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.

— (Лк. 16:19-31)

Богословское толкование

Богач и Лазарь (Густав Доре, 1891 год)

Феофилакт Болгарский, начиная толкование притчи, сообщает, что «по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни» и этим объясняется, что богач выступает в притче анонимным лицом, а нищий назван по имени. Факт того, что по смерти душу Лазаря приняли ангелы, Феофилакт объясняет тем, что, находясь у ворот богача, видя как другие наслаждаются, он не роптал, не хулил Бога и не поносил роскошную жизнь богача. По этой причине он попал после смерти на Лоно Авраамово и «разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников».

Особо Феофилакт рассуждает о пропасти, разделяющей грешников и праведников, вступая при этом в полемику с оригенистами:

Пропасть означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет всё во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген.

Аверкий (Таушев), комментируя данную притчу, пишет, что фраза «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» означает наличие у людей Закона, следуя которому, можно избежать попадания в место мучения. Говоря об отказе Авраама послать Лазаря к братьям умершего богача, архиепископ Аверкий замечает, что

Лазарь (Фёдор Бронников, 1886 год)

если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Священном Писании, то всякие другие уверения окажутся также напрасными. Неверующий, пораженный даже необычностью явления умершего, потом всё же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

> Проказа

Струпья Лазаря интерпретировались как струпья прокажённого, поэтому в Средние века он считался покровителем прокажённых, для помощи которым был основан Орден Святого Лазаря.

Примечания

  • Лось И. Л. Богач и Лазарь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Алексеева И.Б. Интерпретация евангельской притчи о богаче и Лазаре в западноевропейском искусстве XI–XIII веков: пути сложения иконографии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 187–193. – ISSN 2312-2129

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Притча о богаче и Лазаре
  • Иоанн Златоуст. Семь слов о Лазаре
  • Иоанн Кронштадтский. Богач и нищий Лазарь

  • См. также апокрифические
  • Об убийце
  • О пустом кувшине

До Христа, ветхозаветные
  • Иофам о деревьях, избравших царём терновник (Суд. 9:7-20)
  • Нафан о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу (2Цар. 12:1-9)
  • Иоас о терне и кедре на Ливане (4Цар. 14:9-10).
Новозаветные,
их отношение к
проповеди Христа
о Царстве Божьем
1/ подготовление Царства
в Ветхом Завете (6)
2/ основание и распространение
Царства на земле (5)
3/ разные условия
Царства на земле (21)

Притча о богаче и бедном Лазаре. Проповедь Иоанна Кронштадтского

О тех людях, которые любят богатство, а бедным не помогают, Иисус Христос сказал такую притчу.

Один человек был богат, одевался в порфиру (верхняя одежда из дорогой красной материи) и виссон (тонкая белая одежда) и пировал каждый день весело. Был также один нищий, по имени Лазарь, который лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями. Он желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово (место блаженства праведных, рай).

Умер и богатый, и похоронили его. И вот, мучаясь в аду, он поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря с ним и возопил: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени».

Но Авраам сказал ему: «чадо! вспомни, как на земле ты блаженствовал, а Лазарь страдал; ныне же здесь он утешается, а ты страдаешь. Кроме того, между вами и нами утверждена великая пропасть, которую нельзя перейти ни вам ни нам».

Тогда бывший богач сказал Аврааму: «так прошу тебя, отче, пошли Лазаря на землю, в дом отца моего, потому что у меня там осталось еще пять братьев. Пусть он предостережет их и засвидетельствует им о будущей жизни, чтобы они не попали в это место мучений».

Авраам ответил ему. «у них есть Моисей и пророки (т. е. святые Писания их); пусть слушают их».

Он же возразил Аврааму: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются».

Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

В этой притче Господь ясно показал… Если богатый тратит свое богатство только на свое удовольствие, а бедным не помогает, не думает о душе своей и ее вечной участи, то будет осужден и не получит блаженства в будущей жизни. Те же, которые терпеливо, с кротостью, без ропота переносят страдания, получат вечную блаженную жизнь в Царстве небесном.
(Лк. 16, 19-31)

Слово неделю 22-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии, возлюбленные братья и сестры, изображено Самим Господом нашим Иисусом Христом видимое неравенство состояния и жизни людей в здешней, временной жизни и сообразно тому неравенство участи людей в другой, загробной жизни, конца не имеющей. Это Евангелие в высшей степени поучительно для всех нас, для людей всяко­го состояния и звания. Речь идет об одном богатом человеке, имя которого не упомянуто, и об одном нищем по имени Ла­зарь (Лк. 16, 19-31).

Кто же этот злополучный богач, роскошный весельчак, на­следовавший вечную муку? Судя по тому, что он называет Авраама отцом и что ему и братьям его были известны писа­ния Моисея и пророков, следует полагать, что богач был ев­рейского рода и закона, потомок Авраама. В чем состоял его грех, его вина, за которую он столь нечаянно попал в ад? В Евангелии сказано, что он был богат; но, без сомнения, не бо­гатство было причиной столь ужасного мучения, которое ис­пытывал богач в аду, – и Авраам был в свое время очень бога­тый человек, но богатство не помешало ему быть другом Божиим, потому что он был странноприимец и гостеприимен и был во всем верен и послушен Богу. Сказано дальше, что он одевался в порфиру и виссон — значит, чисто по-царски — и каждый день пиршествовал блистательно. Казалось бы, и в этом нет особенной вины его; богатому человеку, у которого тысячи и, может быть, миллионы денег и огромные помес­тья, отчего не рядиться в шелк и бархат, да в нынешнее время это и не считается особенной роскошью, хотя виссон в то время был особенно дорог.

Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно — значит, ел да пил и веселился с дру­зьями и льстецами своими; но и в наше просвещенное время частые пиры, обеды дорогие в большом употреблении и устра­ивающие их не думают, что они через то тяжко согрешают и попадут в ад, особенно если забывают бедных. Пойдем дальше искать вины богатого весельчака. Что в Евангелии говорится? Был некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у во­рот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающи­ми со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Вот где настоящая вина богача, делающая его виновным и в его рос­кошном одеванье, и в его ежедневных богатых пирах: эта ви­на – жестокосердие и немилосердие к бедным, происшедшее в нем от страсти к роскоши и мотовству, к праздной и веселой жизни. У самых ворот его дома лежит бедный Лазарь в стру­пьях – такой бедняк, который одним видом и положением своим должен бы был возбуждать сострадание и милосердие, вызывать богача на помощь; но богач и видя как бы не видит его и не оказывает ему ни малейшего сострадания: он занят своими пирами; псы сострадательнее его – они приходят и об­лизывают гной Лазаря. Лазарь желал напитаться крошками со стола богача – значит, от богатой трапезы ему ничего не да­вали. Вот за это-то жестокосердие и немилосердие богач и по­слан после смерти в ад; а Лазарь за свое злострадание, терпе­ние безропотное, за свою честную бедность и лишения удос­тоен лона Авраамова, вечного успокоения и блаженства.

Ка­кой урок дает нам это изображение богатого и бедного, это описание их жизни и состояния на земле и их участи тотчас после смерти? Во-первых, тот урок, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселье и скорби – все здешнее скоро про­ходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьей всех помышлений и дел человеческих и или введут их в рай, или повергнут в без­дны ада преисподнего, откуда выхода вовеки не будет.

А пото­му, возлюбленные братья и сестры, не будем жестокосерды и немилостивы к бедным, когда имеем сами достаток, не будем зазнаваться в богатстве и довольстве, а будем делиться по си­лам с бедными, чтобы, в случае когда мы оскудеем делами до­брыми, они приняли нас в вечные кровы (Лк. 16, 9), по словам Спасителя нашего. Смотрите, как после смерти Лазаря и бога­ча вдруг переменяется судьба и состояние того и другого! Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Какая честь, какая любовь к нему небожителей! Его несут и сопровож­дают в рай, как согражданина своего, ангелы небесные, эти верные друзья верных Богу людей. Умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Какое зрелище! Лазарь, нищий, больной, презираемый некогда богатым, теперь в месте света, прохлады, блаженства, а сам богач – в аде, в муках. Ниоткуда никакой помощи. А где сотрапезники и льстецы? Может быть, они тоже в аду?

Дальше вы знаете, что следует: богач просил Авраама, чтобы он послал Лазаря, да омочит конец, только конец перста своего в воде и прохладит язык его, этот сластолюбивый язык, теперь ужасно горящий, засохший. Но богачу и в этом отказано. Правда, Авраам называет его чадом, как бывший богач называл и его отцом, но это название – ча­до – служило только укоризной богачу, не творившему дел Авраамовых, не имевшему его воздержания и странноприимства. Какая же причина отказа в капле воды? Та, что богач по­лучил свое добро в жизни своей, а Лазарь – зло. Какое добро свое? То, которое он считал добром, т. е. ел, пил, одевался изящно, веселился, а о Боге и угождении Ему не помышлял, добрых дел не делал и, значит, жил как скот бессловесный, не заботясь о душе бессмертной. Следовательно, для чего жил, то и получил; что считал своим благом, тем и насладился; для вечности ничего, никаких добрых дел не приготовил, желания и потребности духовных и вечных благ не стяжал, любви к Богу и ближнему чуждым оказался – нечего ему и в раю де­лать, где место только для праведников и любящих чистой любовью Бога и друг друга; Лазарь же в горниле болезни и ли­шений очистился от грехов и потерпел за них наказание в са­мой болезни и лишениях. За то, – говорит Авраам, – он здесь утешается, а ты страдаешь.

Вот как вдруг переменились роли того и другого, и сейчас же после смерти того и другого. О, как непостоянно, непроч­но, неверно все земное! Как постоянна и вечна добродетель и ее награда!

Далее, Авраам представляет и другую причину бо­гатому, почему Лазарю нельзя прийти к нему, бывшему бога­чу, и с малейшей отрадой – только каплей воды на пальце, – именно потому, что между заключенными в аду и между нахо­дящимися в раю утверждена пропасть вовеки непроходимая. Это должно было поразить богача новым ужасом безнадежно­сти в помиловании, ужасом отчаяния, и он уже просит Авраа­ма не о себе, а о своих братьях, чтобы Авраам послал Лазаря к ним для засвидетельствования о действительном существова­нии ада и вечного мучения в пламени его и о существовании рая – вечного жилища и места радости свято поживших или потерпевших наказания за грехи и покаявшихся. Но бывшему богатому сделан отказ и в этом, а сказано, чтобы братья его слушали Моисея и пророков, т. е. их писания читали и испол­няли. Богач снова умолял Авраама о том же, и ему новый от­каз, что они и мертвым не поверят в бытии вечных мук и веч­ной жизни, если не будут слушать Моисея и пророков, гово­ривших Духом Святым.

Хороший, поучительный урок всем нынешним безумным умникам, не верующим в существова­ние душ человеческих по смерти, в действительное бытие веч­ного огня и в вечность мучений грешников нераскаянных и будущего блаженства. Они тоже желали бы, чтобы почаще мертвые приходили к ним и удостоверяли их в истине того, что сказано в Евангелии, но мертвые не придут к ним уверить их в том, что однажды навсегда изрекла сама вечная Истина – Христос Бог наш, и если хотят переменить свой образ мыслей и жизни и достигнуть вечной жизни, то пусть усердно читают и слушают Евангелие и исполняют написанное в нем.

Вот вам краткая беседа на нынешнее Евангелие. Размышляйте о напи­санном в нем и веруйте всем сердцем всему, что в нем написа­но. Ибо ни одна йота не прейдет из того, что сказала сама Ис­тина – Христос, и все исполнится (Мф. 5, 18). Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский 01.08.2011

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Притча о богаче и нищем Лазаре

Лк, 83 зач., 16, 19—31

Сказал Господь такую притчу: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Сегодня, как всегда за Божественной литургией, мы с вами слушали чтение из Евангелия, в данном случае от святого Луки, в котором содержится не просто одна из многочисленных притч Христа Спасителя, но одна из трех притч, которые имеются только в Евангелии от Луки и которые являются особо знаменитыми в силу своего уникального содержания.

Господь часто прибегал к притчам, к этой форме иносказательного преподавания Своего учения, с тем, чтобы сделать нагляднее то, что можно сказать и простым языком, но после притч это будет восприниматься на совершенно ином уровне, как понимания, так и призыва к действию. Например, можно сказать: «Помоги человеку, который оказался в беде». И какой будет результат? А вот сравните свою реакцию на этот призыв, если вам рассказали притчу о милосердном самарянине. Форма притчи, иносказательного образа, позволяет вложить в него такие смелые мысли, настолько далеко идущие идеи, которые в прямой речи порой немыслимы. Поэтому притчи имеют свое преимущество, делая более наглядным, более востребованным учение, которое в них вложено.

Итак, сегодня мы с вами слушали притчу о богаче и нищем Лазаре. Само по себе наличие этих двух фигур задает притче некую полярность. Богач и нищий. Будучи персонажами полярными, они задают притче особое напряжение. Притча эта отсылает нас к издавна известной ситуации социального неравенства — сосуществования людей богатых и бедных. Просто сказать о том, что такое состояние человечества является результатом цинизма, результатом духовной слепоты и сердечной пустоты — сказать правду. Сказать о том, что богачи отчуждают бедных от богатств природы, мира тоже значит сказать правду. Но от этого нищим не легче. И склад ума богача, ослепленного жаждой наживы тоже вряд ли будет восприимчив к такого рода упрекам в его адрес. Ему все-равно, что о нем говорят, что думают, каким взглядом его провожают. Главное для него — накопление и преувеличение богатства. И начало притчи не говорит нам ничего нового, и если бы здесь поставить точку, мы бы не узнали, с какой целью рассказал ее Христос. Чтобы призвать богачей к милосердию? Так ведь этот богач ничем не обидел нищего. Он не гнал его: тот находился при входе в его поместье и богач просто прошел мимо него. Нищему даже позволялось питаться кусками хлеба со стола богача, а здесь имеются в виду не крошки хлеба, остающиеся при его преломлении, а те куски хлебного мякиша, которыми в конце обеда вытирали руки и после выбрасывали. Положение нищего еще более подчеркивается тем, что он был поражен болезнью, покрывшей струпьями его тело. Но все меняется с приходом смерти. Умерли оба — и богач, и нищий, и вот тут раскрывается смысл притчи. Богача похоронили, а нищего хоронить было некому, и св. Лука говорит, что ангелы отнесли его на лоно Авраамово. И в этих двух образах мы ощущаем двухвекторное движение: похоронили — вектор вниз, отнесли на лоно Авраамово — вектор вверх. И когда дальше раскрывается посмертная судьба обоих, подчеркивается именно это ощущение: богачу, чтобы увидеть Лазаря, приходится «возвести очи». Чтобы понять символику загробного бытия обоих, надо вспомнить, что Господь, рассказывая эту притчу, использует, чтобы быть понятным для своих слушателей, те образы, тот круг устоявшихся идей, которые лежали в основе иудейского мировоззрения о загробной участи человека. Поэтому, если точнее переводить греческий текст, то переводить значение слова, обозначающего место пребывания богача, надо не как «ад», там стоит слово «гадес» — это не ад, как место окончательного приговора. Господь вообще не говорит о воскресении мертвых и суде в этой притче. Но тем не менее, когда Он употребляет вот эти образы, которые были устойчивыми для иудейского мировоззрения о посмертной участи человека, Он считает, что они вполне могут выразить то, что Он хочет сказать своим слушателям.

Ради чего рассказана эта притча? Когда человек читает ее впервые или поверхностно, то первое впечатление это то, что притча рассказывает о зависимости посмертной участи человека от того, как он жил на земле. Богач не проявил милосердия к нищему: он оказался, как переведено в русском тексте, в аду. Нищий вознесен на лоно авраамово. Того мучает жажда, и когда он видит блаженство Лазаря, это одно уже является источником мучений богача: видеть блаженство, которое тебе никогда доступно не будет. Но главный смысл притчи в другом. Какой толк от притчи, которая не решает самой главной проблемы? Как было, так и останется: богачи будут богатеть, а бедные будут мучиться. Поэтому притча была рассказана для другого. И смысл ее заключается в том вопросе, с которым обращается этот несчастный богач. И в его устах звучит тот вопрос, который бы хотела задать масса людей, тот вопрос, который звучит на страницах и Ветхого, и Нового Заветов. Богач просит: «Господи, если Ты есть, дай нам знак здесь, на земле. Убедительно продемонстрируй свое присутствие, если Ты хочешь, чтобы мы жили так, как говорят Твои заповеди. Дай нам знак, и тогда мы изменим свое отношение к жизни». Богач, у которого осталось пять братьев, просит Авраама послать кого-нибудь на землю, пусть они знают, что все это правда, я не хочу, говорит он, чтобы они попали в место сие. Авраам отвечает, что не будет этого делать, потому что если живые не верят Моисею и Писанию, то не поверят, если кто-нибудь и из мертвых воскреснет. Вот что толку для людей от предупреждений? На пачке сигарет написано: «Курение убивает». Многих это остановило? А ведь это предупреждение касается не кого-то постороннего, а ведь реальность этого предупреждения всем понятна, и этой реальности полно примеров. Так многих ли это останавливает? Что уж говорить о тех предупреждениях, что содержит Писание, и которые касаются даже не этой земной жизни. Поэтому в принципе на этом можно было бы проповедь и закончить: пока не будет веры словам Писания, какой смысл говорить дальше? Вот и отвечает Авраам богачу, что та реальность, в которой он оказался, невыразима и недоступна тем, кто остался в реальности земной. И по той же причине Христос, чтобы хоть как-то раскрыть тайны иной реальности, реальности Царства Божия, прибегает к притчам, к образам этого мира, которые хоть как-то делают доступным для понимания человека реальности мира иного.

Самым горьким выводом притчи являются слова Авраама о том, что если люди Моисею и Писанию не верят, то не поверят и воскресшему из мертвых. И здесь мы с вами вспоминаем очень интересную параллель. Это единственная притча Христа, в которой человек назван по имени. Нищий Лазарь. И у этого Лазаря есть прямая параллель в Евангелии от Иоанна. Помните, четырехдневный Лазарь, история которого продолжает тему, начатую в этой притче. Вы помните, как Господь воскресил Лазаря, который был мертв четыре дня. В чем смысл этой цифры? В том, что по убеждениям иудеев, душа умершего человека находилась где-то рядом, здесь, на земле, в течение первых трех дней, а потом уходила в мир иной, откуда уже никогда не возвращалась, и никто не мог вызвать ее оттуда и вселить в умершее тело. Христос воскрешает четырехдневного покойника, показывая тем самым, что Он — абсолютный владыка живых и мертвых. Если до сих пор Он воскрешал людей, которые недавно умерли — иногда всего как несколько часов, то здесь речь идет о мертвеце четырехдневном, и Господь являет тем самым, кто Он такой: абсолютный господин над жизнью и над смертью, которому послушно всё. А что было потом? А потом очевидцы этого чуда пошли к членам синедриона и рассказали о случившемся и о том, что они уверовали благодаря этому чуду. Происходит заседание синедриона, верховного иудейского совета, и его члены понимают, что это — неоспоримый факт, который способен очень серьезно повлиять на умонастроения многих евреев. И эти умонастроения могут серьезно повлиять на отношения с римской властью. И члены синедриона, руководствуясь сугубо политическими мотивами, принимают безумное с религиозной точки зрения решение: убить Христа и Лазаря, которого Он воскресил. В итоге совершенное чудо, которое имело огромное число очевидцев, ожесточило сердца еврейских вождей. И еще одно. Тот Лазарь из притчи лежал при входе в поместье богача, за воротами, весь изъязвленный струпьями. А где распинали Христа? За воротами, при входе в Иерусалим. Также всего изъязвленного, в кровавых струпьях. И как Лазарь, Христос умер, но в отличие от того, Он воскрес. Вот Он и есть тот, посланный из иной реальности, умерший и воскресший, с той вестью, о которой просил богач Авраама. И Лука задает этой притчей вопрос: просили? Просили. Получили? Получили. Так как вы теперь поступите? Когда ко Христу задолго до Его смерти подходили фарисеи и книжники, говоря: «Дай нам знамение с неба и мы уверуем», – Христос отвечал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, но не будет вам иного, чем знамение Ионы пророка. Как Иона пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так и Сыну человеческому надлежит пробыть в сердце земли три дня и три ночи». Почему Господь, отвечая лукавым вопросителям, начинает с такой фразы: «Род лукавый и прелюбодейный»? Именно так называлось поколение евреев, которое скиталось по пустыне после избавления из египетского рабства. Что характеризует это время в истории Израиля? Это — наиболее ясное, открытое вмешательство Божие в жизнь еврейского народа. Несравнимое ни с чем в Ветхом Завете ощущение силы Божией и Его чудес. И потому, если этих знаков недостаточно, если этого мало, то что можно еще добавить. Еще знамений может искать только лукавый род. Господь говорит: «Я буду для вас Ионой, как тот был изрыгнут китом, так же и Меня изрыгнет смерть, потому что не сможет Меня удержать. Как Иона пришел с призывом к покаянию, так и Я приду, как примете вы Меня»?

Мы понимаем, что эта притча была рассказана не для того, чтобы утешить бедных, вот, мол, какова участь богача, и какова участь Лазаря. Эта притча рассказана для богачей, она призывает к благоразумному отношению к жизни, к уважению к чужой жизни и напоминает о том, что если Господь дал тебе материальное благополучие, то ты должен знать, как им нужно распоряжаться. Притча у Луки пропитана социальным напряжением: если богач был верующим человеком, то почему эту веру никак не ощутил на себе нищий Лазарь? Вот вопрос, который ставит в притче Лука. Лука напоминает нам, что земля бесконечно богата для того, чтобы удовлетворить нужду каждого человека, но всех ее богатств не хватит, чтобы насытить алчность хотя бы одного из нас. Эта притча о том, каково должно быть отношение человека, если он считает себя верующим, к тем, кто его окружает здесь и сейчас, она обличает такой грех, как равнодушие, которое сводит на нет все попытки любви Божией растопить лед человеческого сердца. Равнодушие проявляет себя в том, что мы безразлично относимся к бедам других людей, но его последствия куда как разрушительней, когда человек никак не реагирует в самые серьезные минуты истории и на судьбу своей Родины и не участвует и не сопротивляется тому, что разрушает ее. Страшный грех в очах Божиих — равнодушие как отсутствие любви.

Человеку нет нужды ждать смерти, чтобы обратиться к Богу с той просьбой, с которой обратился богач к Аврааму: «Дай знак». Когда к человеку приближается старость, он видит плоды своей жизни и понимает, что выращенный урожай не пересеять. Человек просто принимает то, что он взращивал всю свою жизнь. И ничего нового человеку Страшный Суд не раскроет: человек при жизни поймет, что он вырастил. И дай Бог, чтобы это понимание пришло вовремя, когда человек еще может что-то изменить, не как богач, который мог это сделать, каждый день проходя мимо нищего, но не сделал.

Рекомендуем прочитать:

  • Неделя 20-я по Пятидесятнице. Притча о богатом и Лазаре
  • Неделя 21-я по Пятидесятнице. Не богатство преграждает путь к Богу, а равнодушие
  • Иисус Навин (1354-1244 гг.до н.э.)
  • Два Евангельских Лазаря: почему не воскресают мертвые сегодня?
  • Пророк Моисей (1531 до Р.Х.)