Пророк в христианстве

Список великих христианских святых

Сюда перенаправляется запрос «Великие христианские святые». На эту тему нужна отдельная статья.

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов.
Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные. В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий». Но так же и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.

Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.

В каждом разделе имена выстроены по алфавиту. Список пополняемый.

Великие пророки

Основная статья: Древние Великие пророки

  1. Пророк Илия;
  2. Пророк Моисей, Боговидец;
  3. Пророк Елисей;
  4. Пророк Даниил;
  5. Пророк Иезекииль;
  6. Пророк Иеремия;
  7. Пророк Исаия.
  8. Пророк Енох, сын Иареда;

Основная статья: Древние праведники

  1. Пророк Иов Многострадальный;
  2. Mелхисидек

Основная статья: Великие Патриархи

  1. Пророк Ной.
  2. Пророк Авраам;

Основная статья: Богоотцы

  1. Пророк Давид;
  2. праведные Иоаким и Анна,

  1. Пророк Иоанн Креститель;

Апостолы

Основная статья: Превысшая Апостолов

  1. Дева Мария, Богородица;

12-ть ближайших учеников Христа:

Основная статья: Двенадцать апостолов

  1. Апостол Андрей Первозванный;
  2. Апостол Варфоломей;
  3. Апостол Иаков Алфеев;
  4. Апостол Иаков Зеведеев;
  5. Апостол Иоанн Богослов и Евангелист;
  6. Апостол Матфей, Евангелист;
  7. Апостол Матфий;
  8. Апостол Пётр, Первоверховный;
  9. Апостол Симон Кананит;
  10. Апостол Фаддей;
  11. Апостол Филипп;
  12. Апостол Фома.

Равные по почитанию с 12-тью учениками Христа:

  1. Апостол Лука, Евангелист;
  2. Апостол Марк, Евангелист;
  3. Апостол Павел, Первоверховный.

Основная статья: Апостолы от семидесяти

Великие святители

  1. Святитель Василий Великий († 379 год).
  2. Святитель Григорий Богослов († 389 год);
  3. Святитель Иоанн Златоуст († 407 год);
  4. Святитель Афанасий Великий († 373 год);

Равные по почитанию с Великими святителями:

  1. Святитель Григорий Просветитель († 326 год);
  2. Святитель Николай Мирликийский († ок. 345 года);
  3. Святитель Спиридон Тримифунтский († 348 год).

Великомученики

I век

  1. Великомученица Ирина Македонская († конец I — начало II веков).

II век

  1. Великомученик Евстафий Плакида († 118 год).

III век

  1. Великомученица Маргарита Антиохийская († 275 год);
  2. Великомученик Меркурий Кесарийский († 252 год);
  3. Великомученик Мина Котуанский († 288 год);
  4. Великомученик Прокопий Кесарийский († 290 год).

IV век

  1. Великомученица Анастасия Узорешительница († 304 год);
  2. Великомученик Артемий Антиохийский († 362 год);
  3. Великомученица Варвара Илиопольская († 306 год);
  4. Великомученик Георгий Победоносец († 303 год);
  5. Великомученик Димитрий Солунский († 304 год);
  6. Великомученица Евфимия Всехвальная († 303 год);
  7. Великомученица Екатерина Александрийская († 305 год);
  8. Великомученик Никита Готский († 372 год);
  9. Великомученик Пантелеимон Целитель († ок. 305 года);
  10. Великомученица Параскева Пятница;
  11. Великомученик Феодор Стратилат († 320 год);
  12. Великомученик Феодор Тирон († 306 год).

V век

  1. Великомученик Иаков († 421 год).

Великие преподобные

IV век

  1. Преподобный Антоний Великий, Египетский († 356 год);
  2. Преподобный Иларион Великий († 371 год);
  3. Преподобный Макарий Великий, Египетский († 390 год);
  4. Преподобный Онуфрий Великий († 400 год);
  5. Преподобный Паисий Великий († 400 год);
  6. Преподобный Пахомий Великий, Египетский († 348 год).

V век

  1. Преподобный Арсений Великий († 449 год);
  2. Преподобный Евфимий Великий († 473 год);
  3. Преподобный Пимен Великий († 450 год);
  4. Преподобный Сисой Великий († 429 год).

VI век

  1. Преподобный Варсонофий Великий, Киновиарх († ок. 563 года);
  2. Преподобный Феодосий Великий, Киновиарх († 529 год).

IX век

  1. Преподобный Иоанникий Великий († 846 год).

Равные по почитанию с Великими преподобными:

IV век

  1. Преподобный Аммон, Египетский († 357 год);
  2. Преподобный Ефрем Сирин († 373 год);
  3. Преподобный Иоанн Прозорливый, Египетский († 394 год);
  4. Преподобный Макарий Александрийский, Египетский († 394 год);
  5. Преподобный Павел Фивейский († 341 год);
  6. Преподобный Памва Нитрийский, пустынник († 386 год).

V век

  1. Преподобный Виссарион Египетский, пустынник († конец V века);
  2. Преподобный Герасим Иорданский († 475 год);
  3. Преподобный Даниил Столпник († 490 год).
  4. Преподобный Симеон Столпник († 459 год).

VI век

  1. Преподобный Авва Дорофей († конец VI века);
  2. Преподобный Кириак Отшельник, Палестинский († 556 год);
  3. Преподобная Мария Египетская († 522 год);
  4. Преподобный Савва Освященный († 532 год).

VII век

  1. Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский († 649 год);
  2. Преподобный Исаак Сирин († ок. 700 года).

VIII век

  1. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753 года);
  2. Преподобный Петр Афонский († 734 год).

IX век

  1. Преподобный Феодор Студит († 826 год).

XI век

  1. Преподобный Симеон Новый Богослов († 1022 год).

XIV век

  1. Преподобный Григорий Палама († 1359 год).

См. также

  • Список православных миссионеров

Ссылки

  • «Общий список православных святых». // Православие.Ru

Ислам о христианах и иудеях

Коран.

Исламские источники — Коран, а также хадисы — высказывания и истории жизни пророка Мухаммеда рассматривает более ранние монотеистические религии лишь как учения, гласящие о приходе истиной веры — ислама.

Христиане и иудеи довольно много упоминаются в исламе, однако нельзя сказать что их рассматривают в качестве друзей, просто они лучше чем язычники, ведь последние вообще не веруют в единобожие.

Предваряя подборку, отметим, что Иса (Йса) в Коране — это Иисус, а Муса — пророк Моисей; Узайр (Ездра) — пророк, который жил между временем царя Соломона и временем Захарии, отца Иоанна Крестителя; «сыны Исраила» — так Коран иногда называет евреев, т.к. Израиль — одно из имен пророка Иакова (в исламе известного как Якуб), бывшего сыном родоначальника евреев Исаака;

Некоторые суры Корана о христианах и иудеях:

«О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!» (Из суры 5. «Трапеза», стих 56 (51);

«И пусть судят обладатели Инджила (Евангелия) по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те — нечестивцы». Из суры 5. «Трапеза», стих 51 (47);

«Скажи: «О люди Писания! Неужели вы упрекаете нас только в том (или питаете к нам злобу только из-за того), что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?» Из суры 5. «Трапеза», стих 64 (59);

«О люди Писания! После периода, когда не было посланников, к вам явился Наш Посланник, давая вам разъяснения, дабы вы не говорили: «К нам не приходил добрый вестник и предостерегающий увещеватель». Добрый вестник и предостерегающий увещеватель уже явился к вам. Поистине, Аллах всякой вещью мощен». Из суры 5. «Трапеза», стих 22 (19);

«О вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха, как сказал Йса, сын Марйам, «Кто мои помощники у Аллаха?» И сказали апостолы: «Мы помощники Аллаха!» И уверовала одна часть из сынов Исраила, и не уверовала другая часть. И Мы подкрепили тех, которые уверовали, против их врагов, и они оказались победителями». Из суры 61. «Ряды», стих 14 (14);

«которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, — вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это — те, которые имеют успех!». Из суры 7. «Преграды», стих 156 (157);

«Мы дали Мусе писание и вслед за ним Мы отправили посланников; и Мы даровали Йсе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник с тем, чего ваши души не желают, вы превозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете». Из суры 2. «Корова», стих 81 (87);

«и за их слова: «Мы ведь убили Мессию, Йсу, сына Марйам, посланника Аллаха» (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом,- в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, — наверное, (158). нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!» Из суры 4. «Женщины», стих 156 (157);

«И сказали иудеи: «Узайр (Ездра) — сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия — сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» Из суры 9. «Покаяние», стих 30 (30);

«Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было поведено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!» Из суры 9. «Покаяние», стих 31 (31);

«О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из обладателей Писания, которые не веруют в Аллаха должным образом: не признают воскрешения в Судный день и воздаяния, не считают запрещенным то, что не дозволено Аллахом и Его посланником, и не веруют в истинную религию — ислам. Сражайтесь с ними до тех пор, пока они не уверуют или не дадут джизийу своей собственной рукой, обессиленные и смиренные, чтобы пополнить бюджет мусульманской общины». Из суры 9. «Покаяние», стих 29 (29);

В последнем приведенном стихе упоминается джизийя (джизья). Налог джизья был впервые введен при пророке Мухаммеде на подвластной исламу территории для немусульман — представителей монотеистических религий (евреев, христиан и зороастрийцев). Позднее налог был распространен в исламских государствах на всех немусульман. В обмен за выплату налога немусульманам дозволялось исповедовать их религию и предоставлялась защита их жизни и имущества. Рабы, женщины, дети, старики, больные, отшельники и нищие освобождались от этого налога. Правоверные считают, что этот налог был справедлив, т.к. немусульмане не платили закят и некоторые др. сборы, взимаемые иламским государством и обществом с мусульман. Джизья была отменена в мусульманских странах под давлением Запада, который не считал налог справедливым, во второй половине-конце XIX века (В Марокко в 20-х годах XX века).

В заключении об одном известном хадисе.

«Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Я не имею отношения к любому мусульманину, который живет среди многобожников. Огни их очагов не должны быть видны друг другу». (из сборника хадисов Абу Дауд).

Иногда в Европе окончание этого хадиса «огни их очагов (т.е. огни очагов мусульман и немусульман) не должны быть видны друг другу» упоминают как запрет Мухаммеда на взаимопроникновение между культурами — исламской и неисламской. Но надо отметить, что в данном хадисе Мухаммед говорит, видимо, о язычниках. Хотя, например, в цитировавшейся выше суре «Покаяние», стих 30 (30) в зависимости от перевода, более, или менее, ясно видно, что Мухаммед уподобляет иудеев и христиан многобожникам (христиан, например, за то что они считают Христа не простым пророком, а божественной фигурой), поэтому неизвестно, насколько широко можно трактовать фразу «об огнях».

Коран о христианах

Помяни в Писании Марьям (Марию). Вот она удалилась от своей семьи к восточной части мечети аль-Акса и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» Он сказал: «Так и есть! Господь твой сказал: “Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!”»

Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место. Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!» Тогда он (Иса или Джибрил) воззвал к ней из-под нее: «Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей. Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: “Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми”».

Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: «О Марьям (Мария)! Ты совершила тяжкий (или небывалый, или удивительный) проступок. О сестра Харуна (Аарона)! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей». Она показала на него, и они сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» Он сказал: «Воистину я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я
буду воскрешен к жизни» (19:16–33).

Таково одно изложение истории Иисуса в Коране. А вообще он упоминается в нем как Иисус 25 раз, как мессия — 11 раз и как сын Марии — лишь два раза. Сама Мария была упомянута по имени 34 раза и дважды как «та, кто хранила свое целомудрие». Мусульмане чувствуют себя изумленными и ошеломленными, когда читают известных ученых, специалистов и, что наиболее болезненно, представителей духовенства, которые изображают ислам и мусульман как врагов Христа. И наоборот, многие несведущие или введенные в заблуждение христиане удивляются, когда мы рассказываем им об уважении и любви, которые испытываем к Иисусу и Марии, несмотря на доктринальные расхождения. Нескольких цитат должно быть достаточно, чтобы выразить глубокое уважение, с которым Иисус и Мария почитаются в исламе.

Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных (3:45).

Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров (21:91).

Принципиальная разница между иудеями и христианами заключается в их оценке Иисуса, который, как считают мусульмане, был истинным и подлинным посланником Бога к его собратьям евреям. В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал апостолам: “Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?” Апостолы ответили: “Мы — помощники Аллаха”. Часть сынов Исраила (Израиля) уверовала, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (61:14).

Те же, кто отверг Иисуса и обвинил его мать в порочности, вновь и вновь осуждаются Кораном: «За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет и сказали: “Воистину мы убили мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха”. Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый» (4:156–158).

Следовательно, ислам полностью освобождает евреев от ответственности за кровь Христа. Среди части христиан распространено мнение, согласно которому тот, кто был схвачен стражниками и распят, был кем-то другим, нежели Иисусом (возможно, Иудой Искариотом). Осуждая иудеев за неприятие Иисуса, Коран говорит:

Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилом). Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других? (2:87).

Мусульмане верят в чудеса, которые Иисус совершал с Божьего позволения. О них есть упоминание в Коране:

Аллах скажет: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилом), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). По моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил. Я отвратил от тебя (защитил тебя от) сынов Исраила (Израиля), когда ты явился к ним с ясными знамениями, а неверующие из их числа сказали, что это — всего лишь очевидное колдовство» (5:110).

Восхваление охватывает также истинных последователей Иисуса, как первых христиан, так и тех, которые жили во времена пророка Мухаммада:

Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех к любви к верующим являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия (5:82).

Рассмотрим теперь некоторые различия между мусульманами и христианами. Главное среди них следующее: мусульмане, веря в целомудрие Девы Марии, говорят, что Иисус был «создан» Богом без отца, но не утверждают «порожден Богом». Для них Бог находится вне подобных биологических характеристик, ибо Он предвечен и един, как говорится в Коране: «Скажи: “Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему”» (112:14). Следовательно, буквальное родство Иисуса с Богом входит в противоречие с исламским вероубеждением (хотя вполне допустимо иносказание: все мы дети Божьи). Также неприемлем догмат о том, что Мария — Матерь Божья. И Мария, и Иисус — люди, которых высоко чтит ислам, и тот факт, что Иисус родился без отца, не делает его, исходя из исламского учения, «единородным сыном Божьим». Коран говорит: «Воистину, ‘Иса для Аллаха таков же, как и Адам. Он сотворил его из праха, потом сказал ему: “Будь!” — и тот возник» (3:59). Согласно Корану, Иисус никогда не заявлял о собственной божественности или божественности своей матери:

Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?»

Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину Ты — Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”. Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты наблюдал за ними. Воистину Ты — свидетель всякой вещи. Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты — могущественный, мудрый» (5:116–118).

Мусульмане соотносят этот аят со следующими строками в Новом Завете, где Иисус говорит: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Марк 10:18).

В соответствии с Новым Заветом, Иисус на кресте возопил: «Элои́! Элои́! ламма́ савахфани́?» — что значит: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты меня оставил?» (Марк 15:34). Очевидно, он должен был говорить с кем-то другим, а не с самим собой. Ведь понятия Троицы и триединого Бога не существует в исламе: «…не говорите: “Троица!” Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину Аллах является единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» (4:171). Мусульмане не понимают, как бесконечность может быть разделена на три части или же согласиться с обожествлением Иисуса и Святого Духа. Они считают, что Иисус никогда ничего не говорил о Боге в трех ипостасях, как и предыдущие пророки, которые проповедовали единство (и никогда триединство) Божие. Кроме того, о концепции триединства слыхом не слыхивали ранние христиане. Исторически она была установлена декретом как символ веры Римской империи на Никейском соборе в 325 году н.э., и ее внедрение подкреплялось всей мощью государства при императоре Константине. Новая католическая энциклопедия утверждает: «Формулировка “Единый Бог в трех лицах” не была единогласно утверждена в христианской жизни и вере до IV века».

Еще одна область различий — понятие первородного греха. Исходя из Библии, дьявол искусил Еву вкушением плода от запретного дерева, а затем она убедила Адама сделать то же самое: так совершился данный грех. После чего они с позором были наказаны изгнанием на Землю, при этом на Еву, как зачинщицу, возлагалась вся вина: «А женщине Он сказал: “Я мучительной сделаю беременность твою: в страдании ты будешь рожать детей. Ты будешь желать мужа, и он будет властвовать над тобою”» (Бытие 3:16). Согласно христианскому вероучению, все люди наследуют этот грех, и каждый новорожденный появляется на свет греховным.

В коранической трактовке дьявол соблазнил обоих: и Адама, и Еву; они оба согрешили, оба раскаялись, вместе были прощены, и этим завершилось искупление первородного греха: «Дьявол стал наущать их, чтобы обнажить их срамные места, которые были сокрыты от них. Он сказал им: “Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными”. Он поклялся им: “Воистину я для вас — искренний доброжелатель”» (7:20–21). После их раскаяния «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину Он — Принимающий покаяние, Милосердный» (2:37). Затем Адам был возвеличен до обладания пророческим даром, а род людской отправлен на Землю как наместник Бога. Дьявол же поклялся преследовать людей и совращать с пути истинного, но Бог пообещал дать им такие наставления, которые обезопасят людей от дьявольских козней, за исключением тех, кто сам захочет повернуться спиной к божественному водительству. Стало быть, каждое человеческое существо рождается невинным, и лишь позднее исключительно наш выбор оскверняет нас и делает грешниками. Согласно исламу, грех не есть нечто наследуемое детьми от родителей.

В данном отношении ислам подчеркивает, что ответственность человека индивидуальна: «Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (17:15). Поэтому идея искупительной жертвы чужда исламу, и утверждение, что Иисус, или кто-то другой, должен быть умерщвлен во искупление человеческих грехов, является неприемлемым. Божьего прощения в исламе до́лжно добиваться через искреннее покаяние и добродетельность, без необходимости кровопролития: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будет прощение от их Господа…» (3:135–136). Ни один грех не является настолько большим, чтобы человек не получил Божьего прощения: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (39:53). Со слов пророка Мухаммада, Бог изрек: «Ты — дитя Адама, ты придешь ко Мне с земли, полной греха, ты покаешься и поклонишься Мне, и Я прощу тебя».

Мусульмане, лишенные концепции искупления грехов кровью Христа и понятия избранной расы (пользующейся у Бога особыми привилегиями), всецело уповают на Божье помилование и сами стремятся прощать. Роль прощения в исламе велика, свершается ли оно между отдельными людьми, племенами или народами. Даже когда закон устанавливает наказание, соизмеримое с агрессией, пострадавшей стороне рекомендуется подняться над справедливостью во имя милосердия: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину Он не любит беззаконников» (42:40); «Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас?» (24:22).

Человек может просить Бога о прощении напрямую в любое время, в любом месте; он не нуждается в посреднике — у каждого мужчины и каждой женщины есть прямой доступ к своему Творцу: всякий раз, когда они взывают о милости, Он отвечает и прощает. Прийти к простому смертному на исповедь, после которой он скажет что-то для пущего эффекта: «Иди, дитя мое, ты прощен», — в исламе невозможно. Прощение — это прерогатива одного Бога, и никто никогда не может быть равносущен Ему для исполнения такой роли. Вот потому-то в исламе отсутствует институт священства. Правда, имеется богословское знание, но духовенства нет. Мы надеемся, что милость Божья безгранична, только Он может оценить нас справедливо (Он — Абсолютное Правосудие) или милостиво (Он — Абсолютное Милосердие), и всю нашу жизнь мы молимся, а Он дарует нам более милость Свою, нежели Свою справедливость.

Наше покаяние должно быть искренним и серьезным, к тому же, если оно идет от сердца, обязано проявиться и в поступках. Было бы явным противоречием, если бы кто-то украл мой кошелек и отказался вернуть его, повторяя «Прости меня, Боже» даже миллион раз. Осознание проступка должно произойти прежде, чем будет задействована третья сторона.

Эти религиозные различия незначительны и в то же время не могут игнорироваться, тем не менее глупо и непродуктивно сражаться друг с другом или взаимно ненавидеть из-за них. Обсуждение доктринальных расхождений должно быть этичным и цивилизованным: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: “Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог — один, и мы покоряемся только Ему”» (29:46).

И все же, несмотря на различия во взглядах христиан и мусульман, ислам очень заинтересован в разъяснении общих оснований и подтверждении их многочисленности: «Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”. Если же они отвернутся, то скажите: “Свидетельствуйте, что мы — мусульмане”» (3:64). Кроме того, отношения должны оставаться мирными и дружественными.

Теперь, после разбора религиозных (доктринальных) аспектов, уместно будет сделать краткий обзор геополитической истории отношений мусульманского и христианского мира. Во времена последнего Пророка Евразия была под властью двух ведущих держав: Персидской империи на востоке и Римской на западе. Так как персы являлись огнепоклонниками, а римляне — христианами, мусульманские симпатии, естественно, склонялись к христианам. Затяжной военный конфликт, бушевавший между двумя империями, и зарождение ислама засвидетельствовали пору капитуляции христиан, в связи с чем, однако, в Коране имеется предсказание (которое сбылось) о том, что за отливом последует прилив: «Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трех до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого, и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает. Он — Могущественный, Милосердный» (30:2–5).

Однако спустя несколько лет на Аравийском полуострове уже преобладал ислам, объединив населявшие его народы в государство и растущую политическую силу прямо у стыка двух гигантских империй. Они обе рассматривали новое вероучение как серьезную угрозу и начали подстрекать к боевым действиям против него зависимые арабские племена, а позже задействовали и свою колоссальную военную мощь. Исход этого неизбежного военного противостояния был практически чудом, если сравнить скудость исламских сил по отношению к противникам как в численности, так и в снаряжении.

Когда на востоке персидская династия завершила свое существование, почти все люди, проживавшие на этой территории, выбрали ислам. А на западе территории, подвластные Римской империи, уменьшились, и примерно через столетие плюралистическая Исламская империя уже охватывала более половины известного к тому времени мира. Это стало периодом расцвета исламской цивилизации, которая сохранила греческое наследие от уничтожения Церковью и совершила рывок в развитии многих областей знания, а именно: медицины, химии, физики, астрономии, математики (алгебра — это арабское слово, которое, как и сама наука, было придумано мусульманами), музыки, философии, и т.д., — не говоря уже о религиозных науках, арабской литературе и лингвистике. Люди всех рас и религий внесли весомый вклад в этот качественный прорыв.

Европа, переживавшая Темные века, была потрясена, став свидетелем цивилизации без цензуры (религиозной или какой-либо иной) над человеческим разумом. Арабский был языком науки; ранние европейские университеты нанимали мусульманских профессоров и на протяжении столетий использовали книги мусульманских авторов. Европа узнала о греческих философах из их переводов с арабского, а когда был изобретен печатный станок, большая часть его продукции являлась переводом арабских источников.

Как только мусульманская империя ослабла, Европа нанесла ответный удар. Среди важных исторических событий отметим крестовые походы на востоке и победу Фердинанда и Изабеллы над исламской Испанией на западе. Последняя дала начало инквизиции и религиозным чисткам в Испании, обрушенным на мусульман и иудеев, а также расчистила путь для открытия Нового Света, власти конкистадоров и налаживания государственной работорговли.

Крестовые походы были попыткой непосредственного вторжения в хартленд, самое сердце, мусульманского мира. Обоснованием этого в то время служила необходимость освобождения христианских святынь в Иерусалиме от мусульман; в результате в течение более двух веков крестовые походы нагнетали религиозную нетерпимость, которая до сих пор присутствует в западном сознании и, так или иначе, формирует западную культуру. Это продолжилось даже после того, как современное общепринятое христианство осудило крестоносцев и заклеймило их как обычных колониальных захватчиков, обрядившихся для ведения войны в плащ христолюбия и одновременно творивших такие зверства, которые являлись поруганием самой Христовой веры.

Слово crusade прижилось в языке как притягательный архаизм в качестве существительного «крестовый поход» и глагола «выступить в поход» с глубоко укоренившимся эмоциональным подтекстом. Мы уверены, наряду со многими христианами, как духовенством, так и мирянами, что христианский мир должен заново рассмотреть историческое значение Крестовых походов — в духе переоценки и самоанализа, как это уже сделано, с большой степенью успеха, в отношении инквизиции в Испании и Холокоста в Германии. Согласованные усилия, направленные на признание истинных целей «крестоносцев», могут быть важным шагом в подготовке Нового мирового порядка, — шагом, открывающим путь к примирению двух цивилизаций человечества, каждая из которых насчитывает миллиарды людей. Возможно, это поможет предотвратить сокрытие подобных бедствий под псевдорелигиозной аурой, как в Боснии и других странах.

Моей целью не является подробное изложение истории крестовых походов, я лишь приведу в качестве примеров несколько цитат из христианских источников. Вот отчет рыцаря, принимавшего участие в оккупации Иерусалима во время Первого крестового похода 15 июля 1099 года: «С обнаженными мечами наши люди бежали по городу, при этом они никого не щадили, даже моливших о пощаде. Если бы вы были там, ваши ноги окрасились бы кровью по щиколотку. Что еще мне добавить к этому? Никто из них не должен был остаться в живых. Не щадили ни женщин, ни детей. Лошади пробирались по колено, нет, по узду в крови. Это был справедливый и великолепный суд Божий» (Kohn N. The Pursuit of the Millennium, 1957. P. 68). В 1202 году Четвертый крестовый поход начался в Венеции и проходил через христианский Константинополь, где крестоносцы устроили погром и учинили такие зверства, что сам Папа Римский осудил своих «воинов Света» в обращении к ним: «Вы обнажили свои мечи не против неверных, а против христиан. Вы захватили не Иерусалим, но Константинополь. Ваши мысли были заняты стяжанием земных сокровищ, а не небесных. Ничто не было для вас священным. Вы оскверняли замужних женщин, вдов, даже монахинь. Вы опустошили даже храмы Господней Церкви, украли священные предметы алтарей, разграбили бесчисленные иконные образа и мощи святых. Не удивительно, что греческая Церковь видит в вас исчадие дьявола». (Gascoigene, Bamper: The Christians, 1977, Jonathan Cape, London, с. 119). Если такое крестоносцы совершили с христианским Константинополем, можно представить, как они поступили с «неверными» мусульманами.

Однако одной из значительных вех нового времени был радикальный сдвиг во взглядах Святого престола на мусульман, что, надеемся, послужит катализатором большему взаимопониманию между мусульманами и христианами. В то время как Папа Урбан II в 1095 году (также известный как Урбан Блаженный), первым призвавший к крестовым походам, характеризовал мусульман как «безбожных людей, идолопоклонников, врагов Христа, собак, сорную траву, предназначенную для вечного огня» и т.д., Nostra Аetate — «В наш век», декларация Второго Ватиканского собора Католической церкви об отношении Церкви к нехристианским религиям, — в 1965 году утвержденная Папой Павлом VI, рассматривает мусульман в совершенно другом свете. «К мусульманам Церковь также относится с уважением», — говорится в документе; далее разъясняется, что мусульмане поклоняются Единому Творцу, Богу Авраама, с которым исламская вера счастлива ассоциировать себя. Также говорится о том, как они поклоняются, молятся и дают милостыню, что почитают Иисуса и его целомудренную мать, считая пророком и посланником Бога.

Со времен Крестовых походов, отношения между Европой и мусульманским миром были искажены колониальными устремлениями европейских стран, да и после Первой мировой войны почти все исламские страны оказались в тисках европейского колониализма. Завязалась длительная борьба, которая, казалось бы, принесла искомую политическую независимость, но явление лишь приняло другую форму — неоколониализма под эгидой Соединенных Штатов Америки, оно полагается не на оккупационные армии, а на силу экономического давления.

Сколько было пророков в христианстве

Рубрика: Тайны Опубликовано 01.03.2020 · Комментарии: 0 · На чтение: 7 мин

Пророки в исламе

Пророка Илию в исламской традиции зовут именем Ильяс. Его жизнеописание вкратце повторяет библейскую биографию пророка: учил поклоняться Единому Богу, наказал за поклонение идолу Ваалу.

Некоторые толкователи Корана и исламские богословы считают, что Идрис (Енох), Хидр (пророк — учитель Моисея, также бессмертный; в Библии аналога нет) — другие имена Ильяса. Эсхатологического смысла, который вкладывается в фигуру Илии в христианстве и иудаизме, в исламе нет. Но вера в то, что он взят на небо живым, есть и в исламе — считается, что он путешествует по миру вместе с Хидром.

В более поздней исламской литературе и легендах Ильяс вообще становится полу-человеком, полу-ангелом.

2. Проповедник Единого Бога

Современный Илии царь Израиля Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками: они приносили жертвы языческому божеству Ваалу (Иезавель происходила из финикийцев, поклонявшихся ему, и сама была жрицей) и склоняли к этому народ. Илия открыто обличал царя и царицу, снискав тем самым ненависть последней.

В наказание за упорство царя в идолопоклонстве Господь посылает на страну зной. Три года не было с неба ни дождя, ни росы. Засуха прекратилась только по посрамившей жрецов Ваала молитве Илии.

Произошло это при следующих обстоятельствах.

Илия собрал на горе Кармил народ Израиля и жрецов Ваала и предложил сложить два жертвенника — Богу и Ваалу — и принести на них жертвы, но не поджигать ее. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь — истинный Бог Он.

Ваал, разумеется, своей жертвы «не принял». Бог же попалил не только жертву, но и дрова, каменный жертвенник и даже ров с водой, который по приказу Илии окружал жертвенник.

Народ Израиля покаялся и восславил Бога, а Илия собственноручно убил всех жрецов Ваала как тех, кто совращал людей. После этого он взмолился к Господу о дожде, и Господь призрел на его молитву.

В каббале

Пророком(в каббале) называется тот, у кого есть особая связь с Творцом, превышающая ту духовную ступень, на которой он находится. Творец поднимает его, и связывается с ним на более глубоком уровне, чем тот, на котором находится пророк. Происходит это не для самого человека, а для того, чтобы послужил посланником по отношению к своему поколению и последующим поколениям.

Величина раскрытия пророка зависит не от него самого, а от особенностей поколения, которым он должен это послание раскрыть. Пророк оценивается мерой успеха его задачи — донести свои слова до поколения, которое нуждается в нём. Главное в успехе пророка это протянуть высший свет вниз к людям. Есть пророки, которые говорят: «Я слышал», или «Я видел». Это два уровня постижения, пророчества — два уровня связи с Высшей силой в соответствии с исправлением человека.

Тем не менее человек обязан принимать все эти пророчества также и на данное время. Все, что приходит к нему, предназначено для того, чтобы организовать его сейчас.

Все пророчества должны соединиться и осуществиться на последних стадиях, называемых поколением Машиаха.

3. Живой на небе

Согласно Священному Преданию, в истории человечества есть всего три человека, взятых на небо живыми: апостол Иоанн, Енох и Илия.

Причем если о Енохе возможны различные толкования (в 5-й главе книги Бытия о его уходе из земной жизни сказано туманно: «не стало его, потому что Бог взял его»), а об Иоанне мы знаем только из Предания, то о пророке Илии конкретно сказано в Библии: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).

5. Илия — собеседник Христа

Согласно церковному преданию, основанному на пророчестве Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя («Илия должен придти прежде и устроить все;

О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению — подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками.

В доме вдовы Илия воскресил ее единственного сына, умершего от болезни — как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни.

Еще одно чудо в доме вдовы — пока в нем находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука — предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.

О том, что Илия — величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его Преображения на Фаворе.

Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.

Во-первых, Илия, как и Моисей, имел опыт непосредственного богообщения: Моисей получил от Бога закон, а также общался с Всевышним настолько близко, насколько возможно для человека — видел «задняя Бога» (Исх., 33). Илия же стоял лицом к лицу перед Богом по Его призыву, «закрыв лицо свое милотью своею» (3 Цар., 19).

Святитель Иоанн Златоуст излагает другое мнение: «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

6. Илия в иудаизме

Предание о пророке Элияху как предтече Машиаха (Мессии) существовало в древнем, еще дохристианском иудаизме, сохраняется оно и сейчас. Более того: считается, что Илья не просто вернется на землю перед приходом Мессии, но и помажет его на царство (поскольку другого указания, кроме как непосредственно Богом через пророка, на легитимного царя после многовекового перерыва в династиях быть не может).

Иудейская традиция также утверждает, что Элияху посещает дом каждой семьи, встречающей Песах (воспоминание об исходе из Египта) — поэтому во время ритуальной пасхальной трапезы на столе оставляют бокал для пророка.

8. Илья в фольклоре

Благодаря тому, что по пророчеству Илии в течение трех лет были заключены небеса и по его же молитве на землю пролился дождь, Илия часто ассоциируется с дохристианскими небесными божествами. Не последнюю роль в этих ассоциациях сыграл образ уходящего на небеса пророка — на огненной колеснице.

Уже в христианскую эпоху, в пятом веке поэт Седулиус с именем Илии связывал греческого бога солнца — Гелиоса — тем более, что оба эти имени очень близки по звучанию (имя «Илия» в греческой транскрипции звучит как «Элиас»).

В славянской традиции на фигуру Илии-Пророка были перенесены некоторые функции языческого бога-громовержца Перуна. А народ коми и вовсе ввел Илию в пантеон своих богов: Илья-пророк считается помощником одного из божеств-демиургов. Его атрибуты — огниво и кремень, которыми он высекает гром и молнию.

9. Почитание пророка Илии на православной Руси

Почитание пророка Илии на Руси было распространено еще до ее Крещения князем Владимиром. Первый храм, построенный в Киеве во время правления князя Игоря, был посвящен пророку Илии.

Святая равноапостольная княгиня Ольга после своего крещения построила храм, также посвященный пророку Илии, в своем родном селе Выбуты (Псковская область).

10. Чей покровитель пророк Илия?

2 августа — «день ВДВ». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедует себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.

Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, — один из самых любимых в народе святых.

Метки: быть, пророк, сколько, христианство

Пророки

  • Пророки Библейский словарь Нюстрема
  • Кто такой Пророк? Андрей Десницкий
  • Пророки и пророчества Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина
  • Исагогика. Том II Эпоха пророков прот. Александр Мень
  • Пророчества об Иисусе Христе
  • Внимая голосу пророков И. Я. Гриц
  • Понятие о пророках и время их служения Киевская Духовная Семинария
  • Пророки Ветхого Завета
  • Хронологическая таблица пророков-писателей
  • Пророк Исаия в Евангелиях
  • Исполнение ветхозаветных пророчеств в Новом Завете

Проро́ки – святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.

По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира.

Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцетом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, ниспослание Святого Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви до пределов вселенной, последние времена мира, пришествие Антихриста, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово.

Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1:21).

***

Три черты отличают пророков от обычных людей: Бог сам избирает себе пророков; пророки воспринимают и далее передают людям речения Божии; когда такое происходит, они пребывают в состоянии экстаза, вдохновения, «восхищения», то есть действуют под водительством Св. Духа (2Пет.1:21). От людей же ожидается, чтобы они верили словам пророков; так Христос обличал современников за то, что они не веруют пророкам (Лк.24:25). Он вообще глубоко почитал пророков и ставил пророческие книги наравне с Моисеевым Законом (Лк.16:16), да и его самого некоторые считали пророком.

Правда, веровать надо только истинным пророкам, и в Ветхом Завете приведены указания, как отличить «настоящего» пророка от самозванца (Втор.13:1-3, 18:22).

Воля Божия, по Танаху, имеет как бы два измерения.

Во-первых, Бог обращается к поколению современников пророка, наставляет и обличает их, руководит ими, таково презе́нтное (отне­сенное к настоящему) измерение. Помните, у М.Ю. Лермонтова:

С тех пор как вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Именно соплеменников и современников обличает пророк, а тем, есте­ственно, это не нравится.

Во-вторых, пророк от лица Бога предсказывает грядущие события, иногда близкие, иногда отдаленные. Таково футуральное (отнесенное к будущему) измерение. Исполнение пророчеств непреложно, и как раз у Исаии (Ис.46:10) Господь Бог говорит об этом: «Я возвещаю от начала что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».

Между прочим, мотив именования в русском слове пророк (от прорекать, то есть «предсказывать будущее») не полностью покрывает все функции нави́, потому что иудейский пророк не только прорицатель, но еще и наставник-воспитатель-обличитель народа и его правителей, в том числе царей.

Е. М. Верещагин