Протестанты определение по истории 7 класс

Содержание

ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ

от лат. protestans — возражающий, несогласный) — одно из трех крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием), второе по численности (св. 200 млн. приверженцев) после католицизма; «бурж. разновидность христианства» (К. Маркс). Объединяет ряд самостоят. церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и основных черт вероучения и догматики.

Название «протестант» первоначально было дано герм. князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 т. н. «Протестацию» — протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церк. направлений, отколовшихся в период Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся в более позднее время в результате отделения от гл. протестантских церквей. Возникнув в нач. 16 в. как антифеод. и антикатолическое бурж. религ. направление, являясь идеологич. знаменем ранних бурж. революций в Европе (см. Реформация), П. выразил стремление становящегося бурж. общества к удешевлению и упрощению религ. культа, к демократизации, к разрушению ср.-век. корпоративизма во имя бурж. индивидуализма, частной инициативы и предпринимательства. Все эти чаяния в мистифицированной форме содержались в основном принципе П. — «спасение личной верой» (см. «Оправдание верой»). Из него следовало отрицание за духовенством мистической способности «отпускать грехи» и распределять сверхъестественную «благодать», распространение причастия вином на мирян, отмена целибата, монашества, зем. церк. владений, упрощение обрядности (упразднение догмата о чистилище, культа «святых», ангелов, богородицы, поклонения иконам, сокращение религ. таинств до крещения и причащения и т. д.). Согласно протестантскому вероучению, «спасение» достигается не внешним выражением религиозности, а внутренним субъективным благочестием, «переживанием веры». Порывая с феодализированным христианством, П. отверг «священное предание» как источник вероучения в пользу «священного писания». Оно было переведено на нац. языки, его чтение и пропаганда были не только разрешены каждому верующему, но и вменены в обязанность. Пышный католич. культ П. заменил проповедью, совместными молитвами, пением псалмов. Сложный клас. состав реформационного лагеря, весьма различные конкретные условия возникновения П. в разных странах — все это привело к тому, что П. с самого начала был не единым целым, а совокупностью самостоятельных форм. Первоначальными, возникшими уже в 16 в., формами П. были: лютеранство, кальвинизм (поглотивший цвинглианство), англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), выродившийся в основном в 40-х гг. 16 в. в мелкобурж. непротивленческую секту меннонитов; к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские социниане). Различные направления П. отличались большей или меньшей последовательностью в проведении в жизнь церкви основных принципов П., в т. ч. в отрицании церк. иерархии. Если анабаптисты вообще упразднили духовенство, то англикане сохранили сложную церк. иерархию (в т. ч. епископат); в лютеранстве имеются епископы, пасторы приглашаются, но не смещаются общиной; в кальвинизме епископов, как правило, нет, пасторы и пресвитеры выбираются (по крайней мере, формально) общиной, культ беднее и проще (нет, напр., литургии). Закончившееся в основном к концу 16 в. на континенте Европы формообразование внутри П. было продолжено в Англии и позднее в США (англ. колонии в Сев. Америке были преим. протестантскими). В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитериане), существенно не отличавшегося от европ. континентального кальвинизма (обычно наз. реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты (см. Индепенденты) установили автономность религ. общин (подчиняющихся в обычном кальвинизме пресвитериям — собранию пресвитеров и пасторов нескольких общин). В 17 в. на базе меннонитства и конгрегационализма сложились такие разновидности П., как баптизм (см. Баптисты), квакерство (см. Квакеры). Англ. революция 17 в. была последней революцией в Европе, происходившей под религ. знаменем П. (кальвинизма). С этого времени П. утрачивает свой исторически прогрессивный характер. Начинается второй этап в эволюции П. Старые протестантские церкви превращаются в «респектабельные» церкви бурж. общества, став или государственными или равноправными с другими вероисповеданиями. Новые направления П., возникавшие чаще всего среди страдавшей от развития капитализма мелкой буржуазии, уже не играли социально-прогрессивной роли, а нередко и использовались крупнокапиталистич. кругами в реакц. целях. В то время, как в старых направлениях П. усилились тенденции к их превращению в обычные церк. организации со свойственным церкви формализмом и чисто внеш. «благочестивостью», для новых направлений были характерны новые, более изощренные формы религ. воздействия на массы, усиление мистич. и иррациональных элементов. Таковы: отколовшийся в 18 в. от англиканства методизм (см. Методисты), резко усиливший эмоциональный момент религ. воздействия; секта адвентистов (с 30-х гг. 19 в.), дополнивших религию баптистов предсказаниями близости «конца света» и «второго пришествия»; возникшая в конце 19 в. в результате отделения от адвентистов секта «Свидетели Иеговы»; сложившаяся в нач. 20 в. на баптистской основе секта пятидесятников. Для П. характерна активная миссионерская деятельность. До 20 в. наибольшую активность проявляли миссионерские орг-ции Англии, затем ведущее место в протестантском миссионерстве заняли орг-ции США; в 1910 был создан Всемирный миссионерский совет. П. распространился в части колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит П. в движении христианского социализма 19 в., сочетавшего ограниченную критику пороков капитализма с проповедью клас. сотрудничества и борьбой с распространением революц. движения и идей социализма (протестантское направление христ. социализма возникло в 40-х гг. в Англии и связано с деятельностью Ф. Мориса, Дж. Ладлоу и др.; в Германии в 1878 была осн. А. Штеккером Христианско-социальная рабочая партия; в 1896 Ф. Науманом — Национально-социальный союз; близкое христ. социализму течение в США — т. н. социальное евангелие, осн. в конце 19 в. баптистским пастором У. Раушенбушем). Со 2-й пол. 19 в. начали создаваться протестантские профсоюзы (иногда смешанные протестантско-католические). На растущую безрелигиозность в рабочей среде П. отвечал созданием т. н. внутренних миссий, филантропич. орг-ций (напр., междунар. орг-ция с центром в Лондоне — «Армия спасения»). Социальная интерпретация христианства была в значит. мере связана с распространением во 2-й пол. 19 в. т. и. религ. либерализма или модернизма, стремившегося приспособить христианство к современности путем более рационалистич. толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой и, наконец, «включить» христианство в решение социальных проблем. Модернизм завоевал в П. значительно более сильные позиции, чем в католицизме и пользовался в протестантском богословии конца 19 — нач. 20 вв. преобладающим влиянием (крупнейшие протестантские теологи -модернисты этого времени — А. Ричль, Э. Трельч, А. Гарнак, У. Раушенбуш). Однако для протестантского богословия 20 в. характерен кризис религ. либерализма (связанный с кризисом бурж. либерализма в целом). Религ. выражением этого явился с одной стороны, рост откровенно иррациональных и мистич. сект (напр., пятидесятники), с другой — усиление в П. т. н. фундаментализма, к-рый требует беспрекословного принятия в качестве основы («фундамента») веры всего «священного писания», отвергает возможность критич. отношения к к.-л. его части и аллегорич. истолкования библ. «чудес». Но ведущие позиции в протестантском богословии с 20-30-х гг. 20 в. заняло течение т. н. диалектич. теологии, или т. н. теологии кризиса (теологи К. Барт, Э. Бруннер в Швейцарии, П. Тиллих и др. в Германии, Р. Нибур в США). Это направление («неоортодоксы») критикует модернистские попытки рационального толкования Библии, но не придерживается примитивно-фундаменталистского буквального понимания ее мифов. Признавая, что совр. бурж. общество переживает кризис, диалектич. теология выдает его за кризис всего человечества, причем вторичный по отношению к «кризису» в самом человеке, вызванному его отпадением от бога. Все виды социальных противоречий «неоортодоксы» объясняют противоречивостью человека как существа «несовершенного» и утверждают, что эти противоречия неразрешимы. Характерная черта П. — наличие в нем множества весьма разнородных течений как в области богословия, так и в отношении политич. ориентации. Этому способствует признаваемая протестантскими церквами свобода толкования христ. учения в весьма широких рамках, а также отсутствие строгой централизации и дисциплины (чем П. существенно отличается от католицизма). Так, политич. ориентация совр. П. колеблется от открытой реакции и воинствующего антикоммунизма (амер. фундаменталисты, Э. Бруннер; X. Тиликке (ФРГ)) до признания необходимости сотрудничества с коммунистич. движением и возможности сочетания христ. идеологии с коммунистич. (в 20-е гг. — амер. епископ В. М. Браун, позднее — Дж. Макмарри, Д. Нидем, X. Джонсон, С. Ивенс, Ф. Кларк и др. в Англии, Й. Громадна в Чехословакии, Э. Фукс в ГДР). Эта т. н. «христианская левая» гораздо более сильна, в совр. П., чем в католицизме. С конца 19 в. в П. наметилась тенденция к организац. объединению, выразившаяся как в объединении всех протестантских церквей к.-л. одного направления, так и в движении за всемирное объединение христианских (прежде всего протестантских) церквей (см. Экуменическое движение). Совр. П., продолжая оставаться раздробленным на лютеранство (ок. 70 млн.), кальвинизм (50 млн.), англиканство (30 млн.), методизм (ок. 40 млн.), баптизм (25 млн.), пятидесятничество (8 млн.), адвентизм (св. 1 млн.), иеговизм (ок. 1 млн.) и на более мелкие секты, с 1948 достиг по крайней мере формального объединения в рамках Всемирного совета церквей (ВСЦ), включившего в себя большинство протестантских церквей, а также ряд православных церквей, в т. ч. и рус. православную церковь, вступление к-рой в 1961 во ВСЦ способствовало ослаблению гегемонии амер. П. в этой орг-ции. П. распространен гл. обр. в сканд. странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, США. В СССР среди приверженцев П. имеются лютеране, реформаты, баптисты, меннониты, методисты, адвентисты, иеговисты, пятидесятники. Лит.: Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Левада Ю. A., Совр. христианство и социальный прогресс. М., 1962; Кузьмина Т. A., Этическая доктрина совр. П., в кн.: Новейшие приемы защиты старого мира. М., 1962; Вебер M., Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, No 26; Protestant thought in the twentieth century, ed. A. S. Nash. N. Y., 1951; Drummond A. L., Story of American protestantism, Boston, 1951; Walz H. H., Der politische Auftrag des Protestantismus in Europa, T?bingen, 1955; Contemporary Evangelical thought, N. Y., 1957; Hardon J. A., The protestant churches of America, Westminster, 1956; Gingrich G. J., Protestant revival yesterday and today, N. Y., (1959); Nichols J. H., The meaning of protestantism, L., 1959; Protestantism t?nap?eval, Tallin, 1966; Ferm V. T. A., Protestant dictionary, N. Y. 1951. См. также лит. при ст. Реформация, а также при ст. об отдельных направлениях П. и о крупнейших деятелях П. А. Н. Чанышев. Москва. Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Как боролись с ересью. Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками

Не признавая государственных и языковых границ, с начала 12-го века церковь стала обладать неизмеримой властью и достигла большого могущества. Ни одно событие, будь то свадьба, таинство рождения или смерть не обходились без церкви. Европейцам того времени даже в голову не могла прийти мысль о том, что может быть иначе. Все повседневные дела, поступки, даже мысли были навеяны церковными догмами и являлись частью порядка, установленного церковью. Католический и христианский мир был неразрывно связан с религией.

Главные догматы

Наряду с появлением в Средние века главного сословия — духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.

  • Бог един, но может существовать в трех ипостасях (отец, сын, Святой Дух).
  • Церковь является безоговорочным посредником между человечеством и Господом.
  • Непорочное появление Иисуса на свет (по воле Святого Духа) и т.д.

Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли — все это принадлежало церкви.

Церковь испорчена

Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей. Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви. Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.

Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием — не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».

Как боролись с еретиками

В те времена самым страшным наказанием было отлучение от церкви. Именно так на первых порах карались еретики. Но, по сути, страдали все люди, окружающие еретика. Что такое еретик? Это человек, высказавшийся против церкви, при этом живущий в деревне или городе, имеющий соседей, друзей и родственников. Прознав про еретика, церковь могла наложить интердикт на целый город или район. Люди в этом месте становились вне закона.

Помимо того, что самого человека не могли приютить, накормить или помочь чем-то, кара касалась и ближнего окружения еретика. В городах, где были еретики, могли закрыть церкви и храмы. А это влекло за собой страшные по тем временам последствия: дети оставались некрещеными, покойники не отпетыми. Все верующие боялись, что неупокоеные души или младенцы, которые не прошли обряд крещения, обречены на вечные муки.

Прощение грехов

В некоторых поселениях еретиков было слишком много. Люди не хотели молчать о несправедливом (по их мнению) толковании Библии и забвении апостольской бедности. Борьба церкви с еретиками в таких местах становилась особенно жесткой. В деревни направлялись целые вооруженные отряды, имеющие единственный приказ — «уничтожить». Многотысячные убийства церковь объясняла как истинное прощение грехов.

По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества — огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.

Жители города Альби

Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.

После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.

По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».

Священная инквизиция

Дабы еще тщательнее и надежнее бороться с еретиками церковь в конце 15 века создает специальные отряды. Священная инквизиция использовала все подручные средства, чтобы побороть инакомыслие (доносы, пытки, казни). Как раз в это время и выносятся смертные приговоры путем повешения. Именно тогда еретиками стали те, кто «вступил в сговор с нечистой силой», кто пользовался магией, был ведьмой или колдуном. Обвинить в сделке с Дьяволом церковь могла целые деревни. 16-17 века запомнились всем многочисленными судами над ведьмами, которых пытали, вешали, сжигали на кострах, топили и т.д.

Жанна д»Арк

Пожалуй, самым известным еретиком была француженка Жанна д»Арк. Церковь называла ее ведьмой, помощницей нечистой силы, колдуньей. Люди же считали ее национальной героиней, спасительницей и святой.

В середине 15 века Жанна д»Арк была подвержена пыткам, издевательствам и мучительной смерти на костре. Ее обвинили в ереси и волшебстве. Самое страшное, нелепое, ужасное, непостижимое в том, что всего через два десятка лет дело ведьмы д»Арк было пересмотрено, и девушка была признана невиновной самим папой Каликстом III. В середине двадцатого века ее канонизировали и назвали спасительницей Франции. А после Жанны был Каперник, Ян Гус, Джордано Филиппо Бруно, Мартин Лютер.

Это самые яркие и дошедшие до нашего времени задокументированные примеры борьбы церкви с еретиками. Самый яркие, но далеко не единственные. И вряд ли можно придумать что-то более страшное, чем «спасать людские души» путем использования инквизиционных трибуналов.

Вопрос 1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Ответ. Согласно учению церкви того времени, справедливым было деление общества на тех, кто молится, тех, кто сражается и, наконец, тех, кто работает. Образцовым поведением считалось следование заповедям Нового Завета. В частности святыми считались те, кто отрёкся от земных благ. В пример людям ставили, например, отшельников, которые уходили в пустыни и годами жили там в одиночестве, скудно питаясь и постоянно молясь Господу. Но сама церковь не стремилась к бедности. Она сосредоточила в своих руках значительные богатства, иногда самые значительные в стране.

Вопрос 2. Что было главной причиной разделения церквей?

Ответ. Причиной был спор про то, кто должен быть главным в христианском мире: папа римский или патриарх Константинополя. А поводов нашли много, в основном это были расхождения в обрядах, обвинения со стороны католиков, будто православный патриарх заставляет священников не брить бороды и т. д.

Вопрос 3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Ответ. Факты об Иннокентии III:

1) расширил границы Папской области до наибольшего в её истории объёма;

2) в противостоянии с королём Англии Иоанном Безземельным одержал полную победу, заставил короля принять все свои условия;

3) организовал первый в истории крестовый поход на территории Западной Европы – в Лангедок (сегодня южная часть Франции);

4) не только организовал IV крестовый поход, но и первым из римских пап организовал сбор денег на нужды похода;

5) организовал Латеранский IV Вселенский Собор, который принял много важных решений;

6) вассалами его были Англия, Польша и некоторые государства на Пиренейском полуострове.

Вопрос 4. Что проповедовали еретики?

Ответ. Еретический учений было много, они проповедовали разное. Но часто встречалась критика пышности обрядов церкви, их дороговизны, богатства церкви и власти папы римского. Также многие (и не только среди еретиков, но и в самой церкви) утверждали, что человек, который грешит, не может быть священником.

Вопрос 5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Вопрос 6. Что такое нищенствующие ордены?

Ответ. Некоторые люди отказывались от земных благ для того, чтобы жить по заповедям Христа. Они объединялись в монашеские ордены, чтобы жить по единым правилам и иметь свою организацию. Члены таких орденов приносили обеты (то есть давали клятвы) обычные для монахов, но правила их жизни отличались от обычных монашеских.

Вопрос 7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?

Ответ. Помогал папе римскому орден доминиканцев. Монахи именно этого ордена проводили следствия папской инквизиции (кроме ней были и другие виды инквизиции, где следствие вели другие люди). Но при этом они старались уберечь от ересей и проповедями.

Вопрос 8. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Ответ. Источники богатства церкви:

1) десятина со всех верующих;

2) плата за все церковные обряды;

3) продажа индульгенций;

4) подарки королей и феодалов (в виде крупных сумм денег и земель с крестьянами).

Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воле Папе Римского повиновались представители всех классов: от королей до крестьян.

Церковь обладала не только неограниченной властью, но и бессметным количеством владений и значительными богатствами. Служители католической церкви умело навязывали обществу комплекс неполноценности и ничтожности перед Богом: именно с этой целью началось активное строительство знаменитых соборов, которые впечатляли своей грандиозностью и величественностью. Католические священники ревностно проповедовали своей пастве учение о том, что надо жить в бедности, так как это единственный способ получить божественную благодать, сами же купались в роскоши, проводили дорогие церковные обряды и активно собирали десятину с населения.

Как церковь боролась с еретиками?

Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека. Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три… и т.д. Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.

Инквизиция и публичные сожжения

Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер. И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом. Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство.

Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Ответы:

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Иннокентий 3 организовал крестовый поход против альбигойцев, еретическое движение во Франции. С помощью рыцарства эта ересь была уничтожена. Еретиков сжигали на кострах, убивали и преследовали. Для борьбы с ересями папским престолом была создана инквизиция. По всей Западной Европе были организованы инквизиционные суды. Они использовали тайное следствие, доносчиков и пытки для выявления еретиков. Высшей мерой для еретиков было сожжение на костре. Для борьбы с ересями был создан доминиканский орден. Ему было поручено руководить инквизицией.

Еретик – сторонник объявленного ересью учения. Ересь – отвергнутое церковью и объявленное ложным, вредным для веры учение. Организовывали против еретиков крестовые походы и предавали суду инквизиции.

153. Могущество католической церкви в XII‑XIII веках

В XII и XIII веках, т. е. в эпоху крестовых походов католическая церковь достигла наибольшего могущества. Папская власть, поставленная на небывалую высоту в середине XI в. Григорием VII , держалась на этой высоте до начала XIV столетия. Самостоятельность национальных церквей Запада была сломлена. Духовная власть пап распространилась на новые страны вместе с завоеваниями крестоносцев в Азии и на Балканском полуострове. Многие государи в это время особыми актами признавали свою зависимость от папства, которое серьезно стало распоряжаться королевскими коронами, а в борьбе с империей в середине XIII в. одержало полнейшую победу. Торжество духовной власти над светскою сопровождалось расширением прав духовенства по отношению к другим классам общества. Католическое духовенство разных стран, объединенное под властью папы, одно обладавшее образованием и сильное своими материальными средствами, привыкло выделять себя из светского общества и отождествлять церковь главным образом с самим с собою. Миряне были поэтому лишены всякой самостоятельности в церковной жизни. Народные языки были исключены из богослужения, и неклирикам запрещено было читать священное писание. Равным образом у них было отнято право причащаться под обоими видами (т. е. хлеба и вина), оставленное за одним духовенством, и причастие стало даваться им лишь под видом облат (т. е. освященного хлеба). Церковь стала в это время вводить в обычай раздачу индульгенций , т. е. прощение грехов для живых и умерших за денежные пожертвования или какие‑либо услуги. Еще Григорий VII объявил прощение грехов всем, кто будет помогать ему в борьбе с Генрихом IV , а Урбан II, провозглашая крестовый поход , тоже велел проповедовать, что участие в нем будет вознаграждаться прощением грехов. Составилась особая теория, по которой церковь была распорядительницей великой сокровищницы заслуг Христа и святых, спасающих людей вопреки их грехам. Не довольствуясь, как духовным наказанием, отлучением отдельных лиц, католическая церковь стала прибегать еще к интердиктам , т. е. наложению на целые страны прекращения всех таинств , за исключением крещения. В борьбе с непокорными государями это было сильное орудие в руках пап рассматриваемого периода. Другим орудием духовной власти сделалась инквизиция , занимавшаяся розыском и расследованием ересей и судом над еретиками, которые в случае виновности подвергались казни посредством сожжения на костре. Наконец, папы объявляли крестовые походы не только против мусульман, но и против еретиков, и даже против своих политических врагов.

154. Монашеские ордена

Главною опорою папской власти было монашество. Возникший в VI в. орден св. Бенедикта имел много монахов, которые в первую половину средних веков немало потрудились над осушкою болот, расчисткою лесов и разными сельскохозяйственными улучшениями на землях, отдававшихся монастырям благочестивыми мирянами. По мере того, как возрастало богатство монастырей, монашеские нравы приходили в упадок. Клюнийская реформа вывела, однако, монашество из этого печального положения, и множество монастырей вернулось к прежней строгости аскетической жизни. В XII в. особенно прославился суровым исполнением монашеских обетов и громадным влиянием на улучшение монашеских нравов аббат Клервоский святой Бернард , который известен еще, как красноречивый проповедник второго крестового похода. В XIII столетии возникли еще два новые монашеские ордена – францисканцев и доминиканцев, получившие название нищенствующих орденов .

Бенедиктинцы , из которых вышли и клюнийцы, и святой Бернард , давали обед нестяжания лишь в смысле отказа от личной собственности, но сами их монастыри были очень богаты. Нищенствующие монахи отказывались от всякой собственности и жили подаяниями. Основателем одного из этих орденов был итальянец святой , от имени которого и самый орден стал называться францисканским. Франциск, отличавшийся в юности веселым характером и роскошною жизнью, был настоящим воплощением аскетического идеала средних веков, но кроме подвигов благочестия, он прославился и подвигами милосердия, которое готов был изливать на всякую живую тварь. Он оказывал разную, какая только была в его силах и средствах, помощь всяким несчастным, особенно больным и бедным. Когда около Франциска собралось много сторонников такого служения Богу и ближним, папа Иннокентий III (1198 – 1216) позволил ему в 1209 г. основать новый монашеский орден миноритов, т. е. меньшей братии (fratres minores), как иначе назывались францисканцы. Главною обязанностью миноритов. сделалось учить народ, проповедуя ему веру и нравственность, и облегчать страдания бедных, больных и т. п. Францисканцы были настоящими представителями идеи отречения от мира и презирали светскую науку.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Наоборот, другой орден нищенствующих монахов, доминиканцы , прославились ученостью и представляли собою скорее другую идею средневекового католицизма, идею власти над миром. Этот орден был основан современником Франциска, испанцем святым Домиником. Это был ученый монах, который жил одно время на юге Франции, где· в XII и начале XIII в. бела распространена так называемая альбигойская ересь . Для борьбы с нею и с ересями вообще Доминик и задумал основать особый орден братьев‑проповедников (fratres praedicatores), на что скоро получил папское согласие (1220). Приняв миноритский устав, доминиканцы поставили своею задачею поддерживать чистоту католического вероучения, делаясь для этого преподавателями в низших и высших школах и забрав в свое ведение инквизицию.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Своею добровольною бедностью, близким участием своим ко всем труждающимся и обремененным, а также своею ученостью нищенствующие монахи приобрели большое влияние на народ, а освобождение их из‑под власти местных епископов делало их непосредственными орудиями папской власти ,которой без всяких промежуточных инстанций были подчинены их начальники (генералы), жившие в Риме.

155. Церковная наука

Господствующему положению духовенства в обществе содействовало и то, что оно одно владело умственными орудиями образования и учености. Некоторое возрождение образования произошло на Западе при Карле Великом , но школы той эпохи существовали лишь при епископских церквах (кафедральных соборах) и в монастырях. В эпоху крестовых походов возникли высшие школы, получившие название университетов. В Италии прославились университеты салернский и болонский, в одном из которых изучалась медицина, а в другом юриспруденция, но самым знаменитым сделался университет парижский, где процветало преподавание философии и богословия. Он был основан или, вернее говоря, преобразован из более ранней школы в начале XIII в. Сюда стекались студенты из всех западноевропейских стран, и по образцу парижского университета, как общей матери‑кормилицы (alma mater) высших школ, стали устраиваться университеты и в других местах. Король Филипп II Август освободил всю парижскую общину (universitas) учащих и учащихся от подсудности местному превоту (административному и судебному чиновнику короля), а папа Иннокентий III – от подчинения соборному капитулу (коллегии так называемых каноников при кафедральной церкви). Средневековые университеты утверждались папами, и профессорские должности занимались в них клириками. Богословие считалось главным предметом, а на философию смотрели, как на служанку богословия (philosophia est ancilla theologiae). Задачею тогдашней школьной философии или схоластики , как ее называли, было подтверждать от разума церковные учения. В середине XIII в. один из представителей этой философии, доминиканец святой Фома Аквинский , в своем сочинении «Summa theologiae» разработал в подробностях и изложил в систематическом порядке тогдашнее учение католической церкви по вопросам веры и нравственности, права и государственной жизни. Фому прозвали ангельским учителем (doctor angelicus), и его «Summa» до сих пор пользуется громадным авторитетом у католического духовенства.

156. Борьба католической церкви с ересями

В эту пору наивысшего процветания католицизма ему приходилось, однако, бороться с ересями, возникавшими в недрах церкви. Среди самих схоластиков появлялись люди, которые доходили до богословских и философских положений, с которыми церковь не могла согласиться и которые потому подвергала преследованию. Но особенно много хлопот создавали папе и духовенству религиозные секты, находившие последователей в народных массах. На рубеже XII и XIII вв. весь юг Франции был охвачен двумя ересями – альбигойской и вальденской. Первая ересь была происхождения восточного. Это было манихейство , возродившееся в Болгарии в форме богомильства и оттуда перешедшее через Иллирию и Италию в южную Францию. Ересь получила название альбигойской от города Альби, но сами сектанты называли себя катарами , т. е. чистыми или совершенными. Они верили в существование двух мировых начал – доброго и злого, видели в Ветхом завете откровение дьявола и проповедовали аскетизм, признавая жизнь плотью и мирскими интересами равносильною служению дьяволу. Рядом с этою сектою на юге Франции развилась и другая, чисто христианская, напоминающая протестантизм нового времени. Вальденсы находили, что католическая церковь отступила от чистоты первоначальной христианской общины, и хотели реформировать веру и церковную жизнь, руководясь одним св. писанием. Еретики производили большое впечатление на народ своею строгою жизнью и обличением жадности и пороков духовенства.

С южнофранцузскими еретиками вступил в борьбу папа Иннокентий III. Против них и поддерживавшего их графа тулузского им был объявлен крестовый поход с отпущением грехов за участие в подавлении ереси. Рыцарство северной Франции бросилось на южную Францию и стало ее разорять. Папский легат требовал у них при взятии одного города, чтобы они убивали всех без разбора, потому что «Бог потом своих узнает». В это же время для борьбы с ересями и был основан доминиканский орден и введена инквизиция, попавшая в заведование этого ордена. Начались пытки подозреваемых в ереси, сожжения осужденных на кострах, конфискации их имуществ. Собственно церковные суды только приговаривали к казни «без пролития крови», исполнение же казни совершалось светскою властью. Схоластики старались и теоретически оправдать казни еретиков, ссылаясь даже на один неправильно переведенный текст Евангелия (в притче о царе, пригласившем гостей на пир и, когда они не пришли, пославшем звать нищих; в латинском переводе было сказано: » заставь войти»). Несмотря на гонения и казни, ереси, однако, не прекращались. В XIII в., напр., была в ходу проповедь Вечного Евангелия , в которой говорилось, что Ветхий завет был откровением Бога Отца, Новый – Бога Сына, и что наступает время откровения Духа Святого, когда вся жизнь человечества будет основана на новых началах. Замечательно, что это учение увлекло весьма многих францисканцев, которые готовы были видеть в основателе своего ордена предтечу будущего царства Святого Духа.

Начало борьбы с протестантизмом

Папская курия поначалу пыталась использовать суровые инструкции по борьбе с ересыо, но они оказались совершенно бессильны против неистребимого еретического духа Реформации. Папа Павел III (1534—1549) издал буллу, грозившую отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору. Понтифик пытался объединить усилия папства, императора и других монархов Западной Европы в борьбе с протестантизмом. Именно папа начал организованную политику Контрреформации.

Павел III добивался примирения французского короля и императора Карла V, с которым в 1546 г. понтифик заключил союз, ставивший целью искоренение Реформации в Германии. Однако император не стремился к усилению Рима, желая превратить Святой престол в послушный рупор своей политики, что привело к соперничеству между папой и императором. Тридентский собор, приступивший к работе в 1545 г. на границе Италии и Тироля, был в начале 1547 г. перенесен в Болонью под предлогом эпидемии чумы. Папа опасался, что император сможет единолично воспользоваться результатами совместных усилий.

Орден иезуитов

Одним из важнейших орудий Контрреформации стал Орден Иисуса, или Орден иезуитов. Его основателем и первым генералом был испанский идальго Игнатий Лойола. В 1522 г. 30-летний Лойола командовал гарнизоном Памплоны на севере Испании и получил ранение ноги. Поскольку одна нога срослась криво, о военной карьере пришлось забыть. Во время пребывания в госпитале он много раз перечитал Библию. Тогда у пего и возникла идея создания новой церковной организации. В основу этой организации легло стремление получить новые средства борьбы против разгоравшейся Реформации. В 1534 г. в Париже Лойола и несколько его сторонников создали духовно-рыцарский орден, целью которого считалась борьба против ереси. К этому времени Лойола уже написал свою знаменитую книгу «Духовные упражнения», представлявшую собой любопытную смесь общих теологических рассуждений, экзальтированных видений, а также правил поведения членов нового духовно-рыцарского ордена.

В отличие от старой и скомпрометировавшей себя традиции называть орден по имени основателя, Лойола назвал свою организацию Орденом Иисуса. Появление нового ордена было встречено в Риме с опасением, а Лойола и его сторонники объявлены еретиками. Однако старых средств борьбы папству явно не хватало, и Павел III в 1540 г. специальной буллой утвердил Орден иезуитов (рис. 17.8).

Организационно новый орден отличался от уже существовавших. Члены ордена вели светскую жизнь, но принимали обет безбрачия. Они должны были находиться в самой гуще светской жизни, вступать в контакт с различными лицами, главным образом из правящих кругов, стараться подчинить их своей воле, в том числе министров, военачальников и даже монархов, с целью склонить к защите дела католической церкви. В ордене существовало беспрекословное подчинение младших старшим. Хорошо известно одно из таких правил: если церковь укажет тебе, что черное есть белое, ты должен говорить, что это так.

Рис. 17.8. Папа Павел III вручает Игнатию Лойоле буллу об основании Ордена иезуитов в 1540 г. Церковь дель-Джезу. Рим

Таким образом, в руках католической церкви оказалось мощное оружие, с помощью которого она надеялась овладеть волей и душой верующих. Иезуиты основали по всей Европе свои школы и университеты. В этих школах они заботливо и методично готовили себе смену. Считается, что именно иезуиты подготовили и осуществили устранение вождя Нидерландской революции Вильгельма Оранского и французского короля Генриха IV Бурбона. Иезуиты были организаторами многочисленных заговоров с целью свержения монархов и законных правительств.

слабая зависимая женщина

Не всё свершилось, что было обещано,
Но грабли не набили шишаков.
Я — слабая зависимая женщина,
Котам предпочитаю мужиков.
.
Коты, конечно, милые создания,
Коты не оставляют дам одних,
А ежели кастрировать заранее,
То никакого запаха от них!
.
Мужик, признаюсь, пахнет не гвоздикою
И не спешит мяукать за еду,
Он дикий, и ведёт себя по-дикому,
Но я уже решила — заведу!
.
Назло врагам, назло соседке Машеньке,
И нашей бухгалтерии назло,
Найду в толпе и стану одомашнивать,
Каким не оказался бы козлом!
.
Пусть он нагадит в душу мне и в тапочки,
Испачкает ковёр и унитаз,
Не даст мне стать крутой-самодостаточной,
И сильной-независимой не даст,
.
Не даст читать, не даст ходить на лекции,
Заставит кушать вредную еду,
Заставит одеваться в те коллекции,
Что мне (с моей фигурой ) не идут!
.
И если спросят, почему хреновенько
Я выгляжу в расцвете лучших лет,
Я укажу на главного виновника
Моих страданий, горестей и бед:
.
«Вот! Полюбуйтесь истиной причиною,
Что счастлива не стану никогда!»
.
Ведь в том, что так естественно с мужчиною,
Бесчеловечно обвинять кота!
.

>Что дал бог человеку

Что дал бог человеку

Бытовое кощунство, или Измученное «Спаси, Господи»

Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи»… Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).

Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.

– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?

– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.

– А что можно отнести к бытовому кощунству?

– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.

Беседовала Наталья Горошкова

10 стран с наибольшим количеством христиан-протестантов

Треть населения земного шара составляют христиане. Ни один континент не может претендовать на звание «центра христианства», так как приверженцы христианской веры живут по всему миру. В начале 20 века значительная часть христиан проживала на территории Европы.

Исследования, проведенные агентством PEW, показали, что ситуация в корне изменилась и сейчас на той же территории проживает около 26% христиан, в то время как в Америке – 37%, к югу от Сахары – 24% и 13% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 40% всех христиан являются протестантами, что составляет почти 900 миллионов человек.

10. Индия (19 миллионов)

Приверженцы христианства в Индии составляют 2,3% от всего населения страны. Это около 28 миллионов человек, 19 миллионов из которых – протестанты. Популяция христиан в Индии растет преимущественно в южной части страны.

9. Кения (24 миллиона)

Примерно 84% населения Кении исповедуют христианство: из 48 миллионов населения страны, около 40 миллионов являются христианами. 47,7% населения составляют протестанты, католики — 23,4%. Большое количество протестантов объясняется тем, что страна некогда была колонией Великобритании.

8. Германия (29 миллионов)

63% населения Германии исповедуют христианство, в то время как большая часть (33,5) считает себя верующими. К приверженцам римско-католического христианства относится 29,5% населения, а 27,9% (29 миллионов) — протестанты. Исторически Германия считается местом зарождения протестантизма, в лице группы христиан, которые выступали против основных доктрин Римско-католической церкви.

7. Демократическая республика Конго (32 миллиона)

95% населения Демократической Республики Конго (ДРК) исповедуют христианство. Исследования показали, что в стране проживает около 32 миллионов протестантов, включая кимбангистов, которые составляют 48% населения.

6. Соединенное Королевство Великобритании (34 миллиона)

На сегодняшний день около 48,5% населения Великобритании относят себя к атеистам, в то время как 43,8% исповедуют христианство. Из 65 миллионов человек 34% являются протестантами, 8% католиками и 5% мусульманами.

5. Южная Африка (37 миллионов)

85% населения самой южной страны Африканского континента, Южной Африки, исповедуют христианство. 37 миллионов человек (что составляет 36% населения) являются протестантскими христианами. Это самая доминирующая религия в стране, 15% населения которой не относятся к представителям ни одной религии. Протестантов в стране гораздо больше среди белого населения, нежели среди коренных африканцев.

4. Бразилия (41 миллион)

На южноамериканском континенте, в Бразилии, насчитывается около 185 миллионов христиан, составляющих 90% населения страны. Из них 41 миллион — протестантские христиане. Римские католики составляют значительную часть христиан в стране — согласно исследованиям, в Бразилии в два раза больше католиков, чем в Италии.

3. Китай (58 миллионов)

В самой густонаселенной стране мира насчитывается около 58 миллионов христиан-протестантов. Христианская община в Китае является самой быстрорастущей в мире, и, при ежегодном росте на 10%, к 2030 году в Китае будет больше христиан, чем в США.

2. Нигерия (60 миллионов)

В африканском государстве Нигерия насчитывается около 85 миллионов христиан, 60 миллионов из которых являются протестантами – это самое большое количеством жителей, исповедующих христианство, в Африке. С того момента, как христианство появилось в стране в колониальную эпоху, количество населения, исповедующего эту религию, постоянно растет, несмотря на то, что между коренными мусульманами и христианами постоянно возникали конфликты.

1. Соединенные Штаты Америки (160 миллионов)

Около 20% (160 миллионов) всех протестантов проживают на территории Соединенных Штатов Америки. Такая численность напрямую связана с ранним поселением протестантских европейцев, в большей степени англичан, на территории страны в бытность Америки колонией Великобритании.

Значительное влияние протестантского христианства очень заметно во всех сферах жизни, особенно в образовательной среде: так Йельский и Гарвардский университеты являются одними из тех институтов, которые были основаны протестантскими христианами.

Рекомендовано к просмотру:

Несколько стран, в которых протестантизм имел статус главной религии, но со временем утратил свои позиции:

Протестанты

Протестанты

Протестантизм

Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения

Вальденсы · Лолларды · Гуситы

Реформистские церкви

Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство

Пост-реформационные движения

Пуританство · Баптизм · Пиетизм · Пятидесятничество · Харизматизм

«Великое пробуждение»

Ривайвелизм · Методизм · Евангелизм · Ученики Христа

Реставрационизм

Адвентизм · Движение Реставрации

Христианство
Портал:Христианство

· ‎

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства

Ветви христианства
Католицизм · Православие
Протестантизм
Антитринитарии

Протестанти́зм (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.

Название

В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов Германии последовал протест, от чего и произошёл термин «протестантизм».

Вероучение

Доктрины

Основная статья: Доктрины протестантизма

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Вместе с тем, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Организация

Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упрощается церковная иерархия. Исповедь и отпущение грехов не являются таинством, при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Безбрачие, равно как и обязательный брак для священников и пасторов никак не регламентируются. Также протестантизм отверг авторитет Папы Римского и отказался от идеи монашества как особого спасительного поприща. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.).
На практике, священники и пасторы, как правило, проходят специальную подготовку и являются профессионалами. Иерархия, в том или ином виде (формально или неформально) существует хотя бы для поддержания порядка. Могут существовать и монастыри в виде коммун.

Обряды

Протестантизм ограничил число Таинств, оставив только Крещение и Причастие. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Вселенских Соборов).
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках. Некоторые церкви, например, Лютеранская много внимания уделяют причастию, для допуска к которому может требоваться конфирмация.

История

Реформация

Реформация

  • 95 тезисов
  • Формула согласия
  • Контрреформация

Движения и деноминации

  • Мартин Лютер (Г, 1483–1546)
  • Филипп Меланхтон (Г, 1497–1560)
  • Ганс Таусен (Д, 1494–1561)
  • Олаус Петри (Швец, 1493–1552)
  • Ульрих Цвингли (Швейц, 1484–1531)
  • Жан Кальвин (Швейц, 1509–1564)
  • Томас Кранмер (А, 1489–1556)
  • Джон Нокс (Шот, 1514?–1572)
  • Вальденсы
  • Авиньонское пленение пап (1309–1377)
  • Лолларды
  • Великий западный раскол (1378–1417)
  • Гуситские войны (1420 до ~1434)
  • Северное Возрождение

Основная статья: История протестантизма

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

Богословие

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дортского Синода 1618—1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, лишь отчасти соотносящееся с классическим богословским наследием. Так, например, Адвентисты принимают пророчества Елены Уйат. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии), считая это признаком «Крещения Святым Духом».

Распространение протестантизма

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считается США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, пятидесятников, адвентистов и некоторых других протестантских церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей.

Протестантизм — одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15—20 % населения Бразилии, 15—20 % населения Чили, около 20 % населения Южной Кореи приняли протестантизм. По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии.

Взаимоотношения с другими конфессиями, внутрицерковные дискуссии и атеистический взгляд

Со стороны православных и католиков

Споры о протестантизме другими христианами велись с самого начала его существования.

Основные моменты разногласий или критики протестантизма со стороны православных и католиков. Аргументы сторонников протестантизма выделены курсивом.

Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины православные и католики считают отрицание той роли Священного Предания, которое оно имеет в православии и католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета. Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания по которым они были приняты. Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая что он был сформирован под руководством Духа Святого.

Многие католики и православные считают, что протестанты отвергают Священное Предание полностью. Однако это характерно не для всех протестантов. В реальности скрупулезно следуют исключительно Священному писанию только меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов, признающие определенную роль Священного Предания в христианстве, при этом, в отличие от православных и католиков на первое место ставят Священное Писание, а не Священное Предание в качестве толкователя Священного Писания. Предания же противоречащие Писанию (у разных деноминаций понимание этих противоречий различно) в расчет не принимаются. В настоящее время некоторые протестантские церкви уже фактически более следуют учениям своих пастырей, а не Священному писанию (характерный пример здесь — Церковь «Новое поколение» харизматского пастора А.C. Ледяева).

Учение протестантизма о том, что для спасения достаточно только веры и благодати Божьей католиками и православными отвергается.

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства. Отсутствие апостольского преемства не признается самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств, так как церкви в этих странах образовались путем полного отделения местных епархий (вместе с епископами, священниками и паствой) от РКЦ. По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией, — известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви (пример — Украинская православная церковь Киевского патриархата).

Протестанты не признают деяний Вселенских соборов. Де-факто все протестанты признают решения первых двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского (Мормонов и Свидетелей Иеговы, не признающих их, протестанты не считают христианами).

Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, так же не отрицаются этими конфессиями святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

Образ жизни, вопросы этики и морали

По мнению критиков отсутствие обрядов и ритуалов обнаруживает протестантскую религию неполноценной, ., ущербной и нестабильной, приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму (развившемуся именно в преимущественно протестантских странах. Протестантский рациональный коллективизм пренебрегает послушанием Богу и выражается в греховном и постыдном человекоугодничестве, например: протестанты Западной Европы венчают гомосексуалистов, разрешают аборты, наркотики, эвтаназию (самоубийство) и др.

Данные явления в настоящее время все более и более становятся нормой в развитых странах Запада и все более сильное разлагающее влияние оказывают на церковную жизнь в тех странах (есть даже соответствующий термин для данных проявлений — «обмирщение Церкви»). Таких «протестантских» церквей в западном обществе становится с каждым годом все больше и больше. Однако это уже маргинальный протестантизм, не имеющий ничего общего ни с классическим протестантизмом, ни с христианством в целом. «По плодам их узнаете их». В настоящее время, даже некоторые классические протестантские церкви маргинализируются, например, Лютеранская Церковь Швеции (имеющая, как было сказано выше, апостольское преемство) одобряет однополые браки. Протестантские церкви государств СНГ и Прибалтики в данных вопросах гораздо более консервативнее, современные западные веяния их коснулись в меньшей степени.

Атеистический взгляд

Так же часто протестантские церкви критикуются атеистами и представителями традиционных конфессий за навязчивую саморекламу и прозелитизм. Хотя прозелитизм и осуждён Всемирным советом церквей, на практике миссионеры некоторых протестантских церквей ведут активную пропаганду своих вероучений среди представителей традиционных конфессий. Например, уже упомянутый пастор церкви «Новое Поколение» А. С. Ледяев, формально толерантно относясь к руководству РПЦ, в своих проповедях и выступлениях регулярно жёстко критикует православие, нередко опускаясь до банальных нападок на православную Церковь; так же неоднократно он именовал себя апостолом и призывал построить общество, где каждая сфера жизни руководилась бы людьми определённой конфессии; на голосовании в лучших деятелей Латвии прозывал голосовать за себя жителей других стран. Естественно, что такое поведение известного протестантского пастора неизбежно становится объектом контркритики. Представитель другого течения протестантизма — баптист Том Карл Уиллер в своей книге «Псевдохристианство» указывает, что «вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания», тем самым фактически приравнивая названные христианские церкви (в том числе и протестантские, входящее в ВСЦ) к псевдохристианским религиозным организациям.

Объектом критики часто становятся и массовые «евангелизации» или крусейды, проводимые некоторыми известными протестантскими служителями, в частности американским проповедником Бенни Хинном.

Последовательными критиками прозелитских методов протестантов и протестантизма в целом являются А. И. Осипов (русский богослов) и А. Л. Дворкин (антикультист, сектовед, активист).

Со стороны правозащитных организаций

Критике со стороны правозащитных обществ в настоящее время подвергаются главным образом консервативные протестантские церкви (в том числе церковь «Новое Поколение»), запрещающие разводы, аборты, внебрачные половые связи и гомосексуализм.

В массовой культуре

В современной западной массовой культуре образ верующего-протестанта часто используется как пример сильно консервативного религиозного человека, например Нед Фландерс в сериале Симпсоны.

См. также

  • Протестантская трудовая этика
  • Мегацерковь
  • Парахристианские конфессии
  • Седевакантизм