Проведение господне

Содержание

Провидение

У этого термина существуют и другие значения, см. Провидение (значения). Всевидящее Око. Фасад Кафедрального собора, Сальта (Аргентина)

Провиде́ние (промысел Божий, или промысл Божий, греч. πρόνοια, лат. Providentia) — целесообразное действие Бога, Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности.

История понятия

Идея провидения зародилась уже в Древней Греции как среди философов, так и в религии (богини судьбы Мойры). В философии учение о провидении появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков, которые много рассуждали о провидении, понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие провидения переходит, таким образом, в понятие судьба.

Идея провидения занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон Александрийский, оставивший особое сочинение о провидении, обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о провидении Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. Провидение определяется у Плутарха как «воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем». Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело «видимых богов» — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством «демонов» или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа.

По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все своё положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, то есть в меру её удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет провидением: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на провидение более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: «смертное животное само есть для себя причина зол».

В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о провидении большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли провидение Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание провидения затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней.

В христианстве

По определению московского митрополита Филарета (в «Пространном христианском катихизисе»), Промысл Божий есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Этими понятиями, не чуждыми, в основных чертах, всем религиям, не исчерпывается идея промысла Божиего вполне. Она получает свою законченность в христианстве, указывающем на бесконечную любовь Божию, в обновлении человечества искуплением и возведении его к высшему нравственному совершенству.

Христианское учение о промысле Божием подробно раскрыто в Святом Писании и в Священном Предании (см. епископ Сильвестр. Опыт православного догматического Богословия. — Киев, 1878—1891. — Т. III). Богословие всех христианских исповеданий содержит в себе возражения против пантеистов, материалистов, деистов, лейбницевой теории предустановленной гармонии, обычных житейских указаний на существование в мире зла, на господство порока, на злодейства отдельных лиц, на страдания невинных, на физические бедствия, разрушающие нормальный строй природы и т. д.

На христианском учении о промысле Божием основываются все те отношения, которые называются религиозными. В русской литературе по этим вопросам писали богословы В. Д. Кудрявцев-Платонов («Прибавление к творчеству святых отцев в русском переводе», 1871, XXIV), Иоанн Смоленский («Христианское чтение», 1876, 1), Ф. А. Голубинский («Странник», 1862) и другие.

Считается, что Промысл Божий абсолютно праведный, но он непостижим ни людям, ни ангелам. Ещё святитель Василий Великий благоговейно недоумевал, почему в жизни случается так, что одну девушку отдают в монастырь, где она в непрестанной молитве становится преподобной и спасает свою душу, а другую в это же время отдают в публичный дом, где она в постоянном разврате и пьянстве губит свою душу и обрекает себя на вечное мучение (Беседа на 32-й псалом). В некотором смысле тайну о промысле Божием приоткрывает библейское повествование о многострадальном праведном Иове, чьи страдания (в том числе гибель всех его боголюбивых детей) казались как бы несправедливыми.

См. также

В Викисловаре есть статья «провидение»

  • Детерминизм
  • Карма
  • Предопределение
  • Судьба
  • Фатализм

Примечания

  • Промысл Божий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Соловьёв В. С. Провидение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Рождественский В. Г. Материализм Бюхнера // Христианское чтение. — 1868.
  • Чельцов И. В. Теория Бокля и христианское учение о промысле Божием // Христианское чтение. — 1867.
  • Катасонов В. Ю., Тростников В. Н., Шиманов Г. М. История как Промысл Божий / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 640 с. — (Исследования русской цивилизации). — ISBN 978-5-4261-0083-1.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh85108013

Провидение – что это такое? Как и в чем проявляется Божественное провидение?

Путь жизни человека наполнен судьбоносными знаками. Загружены ежедневными заботами, мы зачастую не видим скрытые провидения, которыми Бог пытается оберечь христианина от принятия неправильных решений или поступков. Порой знак настолько неопределенен и сложен для понимания, что простой человек не в состоянии его разгадать. Божье провидение – что это такое, почему не все христиане видят его и как правильно «разгаданное» видение может повлиять на дальнейшую судьбу человека?

Что такое Божественное провидение?

Всевышний Господь видит, что происходит в настоящие дни и все события, которые ждут нас впереди. Он любит каждого сына своего, несмотря ни на что: блажен ли он и верует или порочен он и бесстыж. Но даже самому порочному человеку Бог посылает свое провидение, используя которое можно стать на путь истинный:

  • Цель. Всевышний желает, чтобы все его провидения были поняты и осуществлены. Это основа того, что законны Божьи будут действовать, и на земле не будет войн и эпидемий, а все народы будут жить в достатке.
  • Выбор. Если человек думает, что решает все вопросы и делает свои поступки самостоятельно, то он в корне ошибается. Все, что делает любой индивид, находится в согласии с Всевышним Творцом. Как это происходит? Посредством высланных нам знаков (провидений): законы природы, человеческие взаимоотношения и т.п.

Но почему происходят убийства, грабежи и другие подобные поступки? – спросите вы. У человека изначально есть несколько вариантов для продолжения своих действий, но он, в силу своих моральных принципов, выбрал наихудший. За грешные намерения и деяния, Бог не снимает ответственность с души повинного. Покаяние наступит или во время жизни (например, тюремное заключение) или после смерти (за беззаконие душа преступника попадет в ад).

Как проявляется Божественное провидение

Божественное провидение нужно увидеть и правильно понять. Ведь Всевышний Творец не работает напрямую, а посылает каждому из нас свои знаки:

  • Явные. Зачастую такие провидения видятся человеку в тех случаях, когда ему нужно коренным образом изменить свой жизненный путь раз и навсегда. В тексте Библии можно не раз прочитать о подобных знаках, которые являются сыну Божьему в виде яркой вспышки или при помощи голосового обращения.
  • Косвенные. В жизнь определенной особы случаются необычные явления: выигрыш в лотерею, встреча со своим будущим мужем/женой, случайное повышение в должности и т.п. события, которые мы иногда называем чудом или удачей. Верующий заслужил подобное награждение своей праведной жизнью и благими поступками.
  • Судьбоносные. Самые тяжкие провидения, которые настегают особь, ведущую неосознанную жизнь: смерть близкого человека, тяжелая болезнь, неожиданная потеря работы. В таких ситуациях человек, как бы просыпается, смотрит на свою прожитую жизнь и ведет «работу над ошибками». Несмотря на тяжелые беды, персона, которая сделала правильный вывод их происшедшего, достегает немалых вершин во всех сферах жизни.

Жизненный путь

Любой человек должен выбрать для себя жизненный путь. Найти свое признание, означает ­жить по Библейским постулатам, служить Богу и помогать людям.

Кем станет отдельный индивид – его личное дело. Всевышний Творец не вынуждает к принятию конкретного призвания, но благодаря проведениям оберегает и направляет в истинный путь:

  • Время. Молодым людям нужно как можно быстрее научиться читать Божьи проведения – чем длиннее за плечами жизненный путь, тем тяжелее найти свою истинную цель.
  • Разрушение. Грех, то ли это азартные игры, пьянство или прелюбодейство, зачастую сбивают сына Божьего с правильного пути. Такой образ жизни ведет к разрушению духовного и физического состояния человека, и, скорее всего, к данной особи придут судьбоносные провидения.
  • Достаток. Невозможно каждому иметь успешное дело, несущее человеку огромные материальные богатства. Благодаря знакам Господним, многие из тех, кто имеют «малое», увеличивают свое мировоззрение и радуются жизни, хорошему здоровью и гармонии в семье.

Роль Божественных провидений в человеческих открытиях

Структуру мира можно разделить на физическую и духовную. Данная модель, безусловно, упрощенный вариант. Физическое – то, что мы можем наблюдать и потрогать руками. Перечислять все то, что относится к духовной стороне, мы не будем, а лишь сосредоточимся на тематике рассматриваемого вопроса – Божественным провидениям. В современном понятии это:

  • Вещие сны. Именно так Менделеев открыл таблицу химических элементов, Маштоц создал армянский алфавит, а Бор увидел структуру атома.
  • Озарения. Свой закон Архимед открыл, принимая ванну, а Ньютона на его «всемирное тяготение» озарило яблоко, опавшее ему на голову.

Внезапно полученную информацию можно называть как угодно – логический вывод, крик души, пророчество, осознанность, интуиция. Истина в том, что это Божье провидение, посланное человеку который стремится делать добро человечеству.

«Божья рука» в истории человечества

Многие случаи, которые происходят в нашей жизни, многие считают случайными. На самом деле это не так, на все воля Божья, и непонятно по какому бы сценарию пошла история человечества, если бы:

  • Осенью 1895 года Вильгем Ренген случайно не открыл бы «волшебный луч», и не спас Европу от эпидемии туберкулеза.
  • Зимой 1938 года физики Германского Рейха не смогли найти «последний ключик» к созданию атомной бомбы, что помогло уберечь мир от ядерного уничтожения.
  • Американец Морис Хиллеман не произвел блестящую серию открытий вакцин, которые остановили такие болезни как корь, гепатит А, ветряная оспа. По подсчетам медиков, знаменитый биолог только в одном 1957 году спас жизни для 30 миллионов человек.

Что говорит Библия

Не правильно было бы закончить разговор о Божьем провидении, не упомянув при этом о главу Ветхого Завета об Иосифе:

Иосиф с самого рождения был любимцем родителей. Иаков и его жена Рахили не чаяли в нем души, что сильно злило остальных детей. Под покровом ночи они продают Иосифа в рабство. Казалось бы, невидная судьба для юноши обречена, но Божье провидение все изменило ­– Иосиф, пройдя на своем пути рабство и тюрьмы, стал правителем Египта. Когда в Дофаиме наступил голод, братья ищут спасение в Египте, и там узнают кем стал Иосиф. С их удивлению, он не только прощает их, но и дарует самые плодотворные земли государства.

Просвещенный человек не знает нужды, зла, обид и болезней. Сытой и радостной жизнью он бытует на земле, используя Божье проведение. Что это такое, понимает каждый христианин осознанный высшую истину – Господь наблюдает за всем, что происходит на земле, и, управляя всеми событиями, посылает человеку свое проведение.

2)Преображение Господне. Связь со страстями

1) исповедание Петра.Смысл и значение

Когда Господь задает Своим ученикам прямой вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» (Матф. 16:15; Марк. 8:29; Луки 9:20). От лица всех Апостолов ответил «всегда пламенный Петр», как назвал его Златоуст, «уста Апостолов:» «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матф. 16:16; ср. Марк. 8:29 и Луки 9:20). Евангелисты Марк и Лука этим и ограничивают этот эпизод, сообщив лишь, что Господь запретил Апостолам кому-либо говорить о Нем, но св. Матфей добавляет, что Господь похвалил Петра, сказав ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах!» (Матф. 16:17)

Этим Господь как бы указал Симону-Петру, чтобы тот не считал, будто вера его есть плод наблюдений ума, поскольку она — драгоценный дар Божий. «И Я говорю тебе, — добавляет Господь в том смысле, что, мол, ты Мне высказал, и Я тебе выскажу: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Еще при первой встрече Господь нарек Симона Петром по-гречески или Кифой по-сирохалдейски, что значит «камень» (Иоан. 1:42), а теперь Он как бы свидетельствует, что Петр действительно оправдывает данное ему имя, что он, по твердости веры своей, действительно, камень. Но можно ли утверждать, будто этими словами Господь обещает основать Свою Церковь на личности Петра, как это делают римо-католики, желая оправдать свое ложное учение о главенстве Папы Римского, как преемника Апостола Петра над всею христианскою церковью?

Конечно же, нет! Если бы Господь имел в виду самою личность Петра, Он бы сказал что-нибудь вроде: Ты есть Петр, и на тебе создам Церковь Мою! Но сказано было совсем иначе, что особенно видно в греческом тексте Евангелия, к которому всегда необходимо обращаться в случаях недоумений. Слово Петрос не повторяется там, хотя оно тоже означаеткамень, но употреблено другое слово — петра, что значит скала. Отсюда ясно, что Господь, обращаясь к Петру, обещает основать Церковь Свою не на нем, а на той вере, которую выказал Петр, то есть на великой истине, что «Христос есть Сын Бога Живого». Так понимали это место св. Иоанн Златоуст и другие великие отцы Церкви. Под «камнем» разумели они исповедание веры в Иисуса Христа, как Мессии, Сына Божия, или даже просто веры в Самого Иисуса Христа, Который в Священном Писании нередко называетсякамнем (примеры: Исх. 28:16; Деян. 4:11; Римл. 9:33; 1 Кор. 10:4)

Примечательно, что и сам Апостол Петр в своем 1-ом собственном послании называет камнем отнюдь не себя, а Самого Иисуса Христа. Он внушает верующим, чтобы они приступали к Господу, как «Камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному» (1 Петр 2:4), и сами бы уподоблялись «живым камням» (1 Петр 2:5), созидаясь в дом духовный. Здесь Петр, очевидно, учит верующих идти тем же путем, каким шел сам он, ставший Петрос после исповедания им Камня-Христа.

Таким образом, смысл этого глубокого и замечательного изречения Христа в следующем: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не человеческими средствами узнал ты это, но открыл тебе сие Отец Мой небесный; и Я скажу тебе, что не напрасно нарек Я тебя Петром, утвердившись на том, что ты исповедал, как на скале; и пребудешь ты, воистину, камнем, и Церковь Моя воздвигнется непоколебимо; и никакие враждебные силы ада не смогут одолеть ее».

Выражение»врата ада» характерно для восточных обычаев того времени: ворота города или крепости всегда особенно сильно укрепляли на случай нападения врагов, и здесь собирались начальственные лица для различных совещаний, суда и расправы над виновными и разных других общественных дел.

Дальнейшее обетование дано, по-видимому, одному Петру: «И дам тебе ключи от Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 18:19)

Это же обетование позднее дано всем Апостолам и состоит в правах всех Апостолов и их преемников — епископов: судить и наказывать грешников, вплоть до их отлучения от Церкви. Власть разрешать есть власть отпускать грехи, принимая в Церковь через покаяние и крещение. Эту благодать равно получили от Господа все Апостолы после Его воскресения: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:21-23)

Господь запретил ученикам Своим говорить о Себе, как о Христе, чтобы не разжигать страстей в народе, имевшем ложное представление о Мессии

Об этом событии повествуют все три синоптика; причем достойно примечания то, что все они связывают его с речью Господа, произнесенной Им за шесть (по св. Луке — за восемь) дней, о предстоящих Ему страданиях, о несении креста Его последователями и о скором открытии Царствия Божьего, приходящего в силе. Господь взял ближайших и доверенных им учеников Своих, которые были с Ним в наиболее торжественные и важные моменты Его земной жизни — Петра, Иакова и Иоанна — «и возвел их на гору высокую одних» (Матф. 17:1; ср. Марк. 9:2 и Луки 9:28). Хотя Евангелисты не называют эту гору, но древние христианские предания единогласно свидетельствуют, что это была гора Фавор в Галилее, на юг от Назарета, в прекрасной Израильской равнине. Величественная гора эта, высотой почти в 3,000 футов, покрыта снизу до середины прекрасной растительностью, и с вершины ее открываются замечательные виды на весьма далекое расстояние.

Господь «преобразился перед ними», явился перед учениками в Своей небесной славе, отчего «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» по св. Матфею (17:2), «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» по св. Марку (9:3), а св. Лука (9:29) просто сообщает: «Одежда Его сделалась белая, блистающая». Евангелист Лука делает важное дополнение, указывая на то, что целью восхождения была молитва и что Господь преобразился, «Когда молился» (Луки 9:29). Так же св. Лука, в отличие от остальных, доносит до нас, что Апостолы во время молитвы»отягчены были сном» (9:32) и, только проснувшись, узрели славу преобразившегося Господа и явившихся во славе Моисея и Илию. Они беседовали с Иисусом Христом, как поясняет св. Лука, об исходе Его, который надлежало Ему совершить в Иерусалиме. Как поясняет св. Златоуст, явились именно Моисей и Илия, потому что в народе Господа Иисуса Христа почитали то за Илию, то за одного из пророков. Потому-то «и являются главные пророки, чтобы было видно отличие рабов от Господа». Моисей явился, чтобы показать, что Иисус не был нарушителем его законов, каким Его пытались представить книжники и фарисеи. Ни Моисей, через которого был дан закон Божий, ни Илия не предстали и не повиновались бы Тому, Кто не был на самом деле Сыном Божиим. Явление уже умершего Моисея и Илии, не видевшего смерти, а взятого на небо живым, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землей. Особо дивное, благодатное состояние, охватившее души Апостолов, выразил своим восклицанием св. Петр:»Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил» (Луки 9:33; ср. Матф. 17:4 и Марк. 9:5). Св. Петр как бы хотел сказать: лучше не возвращаться в дальний мир злобы и коварства, где ожидают Тебя страдания и смерть. Евангелист Марк, несомненно, со слов самого Петра, свидетельствует, что охватившее его чувство радости было так велико, что он «Не знал, что сказать» (9:6)

Чудесное облако, конечно — как указание особенного присутствия Божия, объяло их (подобное облако называется шехина и постоянно находилось в Святая Святых — 3 Царств 8:10-11). Из облака послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф. 17:5; ср. Марк. 9:7 и Луки 9:35). Те же слова были слышны при крещении Господнем, но с добавлением «Его слушайте», что должно напомнить пророчество Моисея о Христе (Втор. 18:15), а исполнение этого пророчества — в лице Иисуса. Господь запретил Апостолам рассказывать кому бы то ни было об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых, чтобы не будить чувственных представлений иудеев о Мессии. Св. Марк добавляет при этом подробность, само собой — со слов Петра, что ученики «удержали это слово» (9:10), недоумевая, для чего Господу подобает умереть, чтобы потом воскреснуть, и что значит: «Воскреснуть из мертвых» (9:10)

Убежденные уже вполне, что Учитель Иисус есть действительно Мессия, они спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» (Матф. 17:10; Марк. 9:11). И Господь подтверждает, что, действительно, «Илия должен придти прежде и устроить все» (Матф. 17:11; Марк. 9:12) (по-гречески — апокатастиси, то есть —восстановить). Как предсказал пророк Малахия (4:5-6): «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел и не поразил земли проклятием». То есть Илии надлежало явиться в мир и восстановить в душах людей первоначально добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, поскольку не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, заскорузлых и окаменевших в продолжительной порочной жизни. «Но говорю вам, — продолжает далее Господь, — что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Матф. 17:12; ср. Марк. 9:13). То есть Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был обличен от Бога силой Илииной и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли в темницу и умертвили. «Так и Сын Человеческий пострадает от них» (Матф. 17:12; ср. Марк. 9:12), — заканчивает Свою мысль Иисус. То есть, как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию и так же умертвят Его.

Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор

19 августа Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор. Об одном из самых светлых и радостных праздников церковного года рассказывает клирик Богородицерождественского храма села Верхнее Мячково священник Святослав Малкин.

– Отец Святослав, как событие Преображения Господня отражено в Священном Писании?
– О Преображении Господнем повествуют три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. Все они связывают это событие со словами Господа, сказанными Им за шесть дней до Преображения (Лк. 9: 18-27). Спаситель говорит апостолам о предстоящих Ему страданиях и о несении креста Его последователями. Он предупреждает учеников о том, что некоторые из них «не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1). Помимо Евангелия о событии Преображения свидетельствует один из его очевидцев – Апостол Петр в своем втором соборном послании: «Он (Господь Иисус Христос) принял от Бога Отца честь и славу, когда принесся к Нему от величественной славы такой голос: это Сын Мой, Возлюбленный Мой, в Котором – Мое благоволение! И этот голос, принесшийся с неба, мы услышали, будучи с Ним на святой горе» (2Пет. 1: 17-18).

– Кто еще из апостолов был свидетелем Преображения Господня?
– Спаситель возвел на гору трех ближайших учеников, которые были всегда с Ним в самые важные моменты Его земной жизни, — Петра, Иакова и Иоанна, и преобразился пред ними. Он явился перед апостолами в Своей небесной славе, отчего лицо Его просияло, как солнце, и одежды сделались блистающими, как свет. Как указывает святой евангелист Лука, целью восхождения на гору была молитва, и Господь преобразился именно во время молитвы: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Сами же апостолы во время молитвы Его уснули и, лишь восстав от сна, увидели славу преобразившегося Господа.

– Почему на горе Преображения явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия? О чем они говорили с Господом?
– Согласно толкованию святителя Иоанна Златоуста, поскольку народ почитал Господа Иисуса Христа за Илию или одного из пророков (Мф. 16: 14), на горе Преображения «и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа». Пророки Божии явились также для того, чтобы показать, что Господь Иисус Христос не был нарушителем ветхозаветного закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. На горе Преображения Господу предстоят мужи, прославившиеся и исполнением закона, и ревностью к славе Божией. Кроме того, явление Моисея, уже умершего, и Илии, взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землей.
По свидетельству евангелиста Луки, пророки Моисей и Илия говорили с Господом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме» (Лк. 9, 31).

– А как соотносится слава Преображения и Страсти Христовы?
– Преображение Господне было явлением пред учениками Божественной славы Христа в преддверии Его Страстей.
Ученики Христа думали, что Царство Божие уже наступило, и надеялись остаться в Царстве вместе с Господом и вместе с Моисеем и Илией. «…Сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако» (Лк. 9: 33-34). Ответ на пожелание, высказанное Петром, пришел из облака славы. Бог Отец вновь, как и в Иорданском Богоявлении, свидетельствовал о Сыне, но теперь глас Отца направлял мысль апостолов к учению Сына: «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9: 35).
Учение же Сына Божия перед Преображением было учение о Мессии страдающем, и пророки Моисей и Илия на святой горе также беседуют с Господом о Его предстоящих Страстях в Иерусалиме.
Путь Мессии есть путь Страстей. Страсти приводят к славе Воскресения.
В этот великий двунадесятый праздник я желаю всем Вам, дорогие читатели, духовного преображения и милости Божией. «…Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

Беседовала Инна ГОЛОВАНОВА,
преподаватель воскресной школы

ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 1-9

Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа

Нива веселит нас жатвою, виноградник плодами для вкушения; а Писание — животворным учением. Но в одно время года бывает на ниве жатва, и в одно время года в винограднике собирается виноград; Писание же, всегда читаемое, всегда источает животворное учение. Нива по окончании жатвы, не то уже, чем была прежде; виноградник, по обрании винограда, теряет свою цену: в Писании же ежедневно собирай жатву, и класы в нем для толкователей не оскудевают; ежедневно собирай виноград, и грозды обретаемого в нем упования не истощаются.

Итак приблизимся к этой ниве, насладимся и произрастающим на сих животворных браздах; пожнем на ней класы жизни, словеса Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего ученикам Своим: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго грядуща во славе Своей. И по днех шестих поят Симона Петра и Иакова и Иоанна брата его на гору весьма высокую: и преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет (Мф. 16:28. 17:1.2).

О тех самых сказал, что не вкусят смерти, пока не увидят образа пришествия Его, которых взяв возвел на гору, и которым показал, каким образом придет в последний день во славе Своего Божества и в теле Своего человечества. Возвел же их на гору, чтобы показать им, кто Сын, и Чей Сын. Ибо когда спросил их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго? они отвечали ему: инии Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк (Мф.16:13.14). Посему возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия, но Бог Илиин, и также не Иеремия, но освятивший Иеремию в чреве матернем; и не один из Пророков, но Господь Пророков, пославший их. Показывает им, что Он Творец неба и земли, что Он Господь живых и мертвых; потому что повелел небу, и низвел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея.

Возвел их на гору, чтоб показать им, что Он — Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца, и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся, Ему только ведомым образом, безсеменно и неизреченно, сохранивший девство не растленным. Ибо там, где хочет сего Бог, побеждается чин естества. В самую утробу Девы вселился Бог-Слово, и огнь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении девятимесячного времени. Вселился в самую утробу Девы, не возгнушавшись гнилостью естества. И из нее произошел воплощенный Бог, чтобы спасти нас.

Возвел их на гору, чтоб показать им славу Божества, и дать им знать, что Он — Искупитель Израиля, как объявил чрез Пророков, и чтоб не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его, как человека, и не разумели, что Он Бог. Знали Его, как сына Мариина, как человека, жившего с ними в мире. И на горе дал им разуметь, что Он — Сын Божий и Бог. Видели, что Он вкушал и пил, утомлялся и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в страх и проливал пот; все же это приличествовало не Божественному естеству Его, а только человечеству. И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном, и показал им, что действительно Он — Сын Божий и Бог.

Возвел их на гору и показал им царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтоб, когда будет взят и распят Иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру.

Возвел их на гору и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в сей славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой приял Он славу сию, как нуждавшийся в славе; но что прежде веков принадлежала Ему слава со Отцем и у Отца, как сказал Он, исходя на вольное страдание: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин.17:5).

И так сию славу Божества Своего, невидимую и сокровенную в человечестве, показал Апостолам на горе. Ибо видели лице Его блистающим подобно молнии, и одежды Его белыми как свет. Два солнца увидели ученики: одно на небе обыкновенное, а другое необыкновенное; — одно видимое ими и озаряющее мир на тверди, другое им одним являющее лице свое. Одежды же Свои показал белыми, как свет, потому что из всего тела Его истекала слава Божества Его, и во всех членах Его сиял свет Его. Не как у Моисея, не одна внешность плоти Его просияла благолепием, но из Него изливалась слава Божества Его, из Него восходил свет Его и в Нем сосредоточивался, не переходил от Него на что-либо другое, оставляя Его, не со стороны приходил к Нему, чтоб украсить Его, и не был для Него заимствованным. Но не всю пучину славы Своей показал им, а в какой мере могли вместить зеницы очей их.

И явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща (Мф.17:3). Беседа их с Ним была следующая: свидетельствовали Ему благодарение, что пришествием Его исполнились слова их и всех Пророков. Воздавали ему поклонение за спасение, какое соделал миру, то есть, человеческому роду, и за то, что исполнил самым делом тайну, которую описывали они.

В сем восшествии на гору была радость Пророкам и Апостолам. Радовались Пророки, увидев Его человечество, которого не знали; радовались Апостолы, увидев славу Его Божества, которого не разумели. И, услышав глас Отца, свидетельствующий о Сыне, познали из оного Его вочеловечение, которое было для них не ясно. А вместе с гласом Отца уверяла их в этом явившаяся слава тела Его, от неизменно и неслиянно соединенного с ним Божества. И запечатлелось свидетельство троих гласом Отца, также Моисеем и Илиею, которые предстояли Ему, как рабы.

И взирали друг на друга, Пророки на Апостолов, Апостолы на Пророков. Увидели там, друг друга, началовожди завета ветхого началовождей завета нового. Святый Моисей увидел освященного Симона. Домоприставник Отца увидел приставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн; другой поставлял сень, чтобы создать Церковь. Девственник ветхого завета увидел девственника завета нового, Илия — Иоанн, восшедший на колесницу огненную — припадшего к персям Пламени. Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих заветов; один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его.

Петр сказал: добро есть нам зде быти, Господи (17:4). Что говоришь ты, Симон? Если здесь останемся; кто исполнит слово Пророков? Кто запечатлеет вещания проповедников? Кто совершит таинства праведных? Если здесь останемся: на ком Исполнится сказанное: ископаша руце Мои и нозе Мои (Пс.21:17)? Кому будет приличествовать это: разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс.21:19)? С кем сбудется сие: даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта (Пс.68:22)? Кто подтвердит это: в мертвых свободь (Пс.87:6)? Если здесь останемся, кто раздерет рукописание Адамово? Кто оплатит долг его? Кто обновит на нем одеяние славы? Если здесь останемся, как будет все, то, что сказал Я тебе? Как созиждется Церковь? Как получишь от Меня ключи царства небесного? Кого будешь вязать? Кого будешь разрешать? Если здесь останется, без исполнения останется все сказанное Пророками.

Еще сказал Петр: сотворим зде три сени, Тебе едину, Моисеови едину и едину Илии (ст.4). Симон послан созидать Церковь в мире, и вот творит сени на горе; потому что все еще человечески смотрит на Иисуса и ставит Его в ряд с Моисеем и Илиею. И Господь тотчас показал ему, что не имеет нужды в его сени; потому что Он отцам его в пустыне в продолжении сорока лет творил сень облачную. Ибо еще им глаголющим, се облак светел осени их (ст.5). Видишь, Симон, сень, устроенную без труда, — сень, которая преграждает зной и не производит тени, — сень, которая молниеносна и светла.

Когда ученики дивились, вот услышан из облака глас от Отца, говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (ст.5). После гласа от Отца, Моисей возвратился в место свое, и Илия возвратился в область свою, и Апостолы пали лицом на землю: и Иисус стал один, потому что на Нем одном исполнился оный глас. Бежали пророки, пали на землю Апостолы; ибо не на них исполнялся глас Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте. Отец учил их, что домостроительство Моисеево исполнено, и должны слушать они Сына; потому что Моисей, как раб, говорил, что было повелено, и проповедывал, что было ему сказано. Также говорили и Пророки, пока не пришел Отложенный (Быт.49:10), то есть, Иисус, Который есть Сын, а не домочадец, Господь, а не раб, Властитель, а не подвластный, Законодатель, а не подчиненный закону. По Божескому естеству Сей есть Сын Мой возлюбленный. Что было еще не ясно для Апостолов, то Отец открыл им на горе. Сущий провозвещает Сущего, Отец объявляет Сына. При сем гласе Апостолы пали лицом на землю, потому что страшный был это гром; и от гласа его поколебалась земля, и они пали на землю. Глас показал им, что близок Отец, и Сын воззвал их Своим гласом, и воздвиг их. Как глас Отца поверг их, так воздвиг их глас Сына силою Божества Своего, которое вселялось в самой плоти Его, и неизменно соединено с нею; почему Божество и плоть пребывают в одной ипостаси и в одном Лице нераздельно и неслиянно. Не как Моисей благолепен был по внешности, но как Бог сиял славою. У Моисея поверхность лица его покрыта была благолепием; а Иисус во всем Своем теле, как солнце лучами своими, сиял славою Божества Своего.

И Отец воззвал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте, — воззвал о Сыне, неотлученном от славы Божества. Ибо Отец и Сын со Святым Духом — одно естество, одна сила, одна сущность и одно царство. И к одному вещал под невысоким именем, но в страшной славе. И Мария называла Его Сыном, по человеческому телу не отлученного от славы Его Божества. Ибо один есть Бог, явившийся в мир в теле. Слава Его возвещала о Божеском естестве, которое от Отца, и тело Его возвещало о человеческом естестве, которое от Марии; оба же естества сошлись и соединились в одной ипостаси. Единственный от Отца — единородный и от Марии. И кто разделяет в Нем естества, тот отделен будет от царства Его, и кто сливает их, тот лишен будет жизни Его. Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его; и кто отрицает, что носил Он безгрешную плоть, тот не получит спасения и жизни, даруемой чрез тело Его. Самые дела свидетельствуют и Божеские силы Его научают рассудительных, что Он истинный Бог. А страдания Его показывают, что Он истинный человек.

И если слабые разумением не удостоверяются, то понесут за сие наказание в страшный день Его. Если Он не был плотию, то для чего выведена на среду Мария? И если Он не Бог, то кого Гавриил именует Господом? Если не был плотию, кто возлежал в яслях? И если не Бог, кого славили снисшедшие Ангелы? Если не был плотию, кто обвит был пеленами? И если не Бог, кому поклонялись пастыри? Если не был плотию, кого обрезал Иосиф? И если не Бог, в честь кого шла по небу звезда? Если не был плотию, кого Мария питала своим млеком? И если не Бог, кому волхвы принесли дары? Если не был плотию, кого носил в объятиях Симеон? А если не Бог, кому говорил он: отпусти меня с миром? Если не был плотию, кого взяв Иосиф бежал в Египет? И если не Бог, на ком исполнилось сказанное: из Египта воззвах Сына Моего (Ос.11:1)? Если не был плотию, кого крестил Иоанн? И если не Бог, кому Отец говорил с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф.3:17)? Если не был плотию, кто взалкал и жаждал в пустыне? И если не Бог, кому служили снисшедшие Ангелы? Если не был плотию, кто зван был на брак в Кане Галилейской? И если не Бог, кто превратил воду в вино? Если не был плотию, у кого на руках положены были хлебы? И если не Бог, кто в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами напитал многие тысячи, кроме жен и детей? Если не был плотию, кто спал на корабле? И если не Бог, кто запретил ветрам и морю? Если не был плотию, с кем вкушал Симеон фарисей? И если не Бог, кто отпустил прегрешения грешницы? Если не был плотию, кто сидел у кладезя, утомившись в пути? И если не Бог, кто Самарянке дал воду живую и обличил ее, что имела пять мужей? Если не был плотию, кто носил человеческие одежды? И если не Бог, кто творил силы и чудеса? Если не был плотию, кто плюнул на землю и сотворил брение? И если не Бог, кто брением дал прозрение очам? Если не был плотию, кто плакал на гробе Лазаря? И если не Бог, кто повелительно заставил выйти из гроба четверодневного мертвеца? Если не был плотию, кто восседал на жребяти? И если не Бог, кому во сретение со славою выходили толпы народа? Если не был плотию, кого взяли Иудеи? И если не Бог, кто повелел земле и поверг их ниц? Если не был плотию, кто был заушаем? И если не Бог, кто исцелил и снова утвердил на своем месте урезанное Петром ухо? Если не был плотию, кто на лице свое принимал заплевание? И если не Бог, кто в лице Апостолам вдунул Духа Святого? Если не был плотию, кто предстоял на суде Пилату? И если не Бог, кто устрашил во сне жену Пилатову? Если не был плотию, с кого воины совлекли одежды и разделили их? И если не Бог, почему при кресте затмилось солнце? Если не был плотию, кто распят был на кресте? И если не Бог, кто поколебал землю в основаниях? Если не был плотию, у кого руки и ноги пригвождены были гвоздями? И если не Бог отчего раздралась завеса церковная, разсеялись камни, отверзлись гробы? Если не был плотию, кто воззвал: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф.27:46)? И если не Бог, кто сказал: Отче, отпусти им (Лк.23:34)? Если не был плотию, кто распят был на кресте с разбойниками? И если не Бог, кто сказал разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:43)? Если не был плотию, кому подавали оцет и желчь? И если не Бог, чей глас услышав содрогнулся ад? Если не был плотию, у кого ребра пронзены копием, и текла кровь и вода? И если не Бог, кто сокрушил врата ада, и расторг узы, и по чьему повелению вышли заключенные мертвецы? Если не был плотию, кого Апостолы видели в гробнице? И если не Бог, как взошел в затворенные двери? Если не был плотию, у кого осязал Фома язвы гвоздинные на руках и язву от копия в ребрах? И если не Бог, кому воззвал Фома: Господь мой и Бог мой (Ин.20:28)? Если не был плотию, кто вкушал на море Тивериадском? И если не Бог, по чьему повелению наполнилась мрежа? Если не был плотию, кого Апостолы и Ангелы видели вземлемым на небо? И если не Бог, для кого отверзлось небо, кому с трепетом поклонялись Силы, к кому вещал Отец: седи одесную Мене (Евр.1:13), как говорит и Давид: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене(Пс.109:1) и так далее? Если не Бог и человек, то ложно наконец спасение наше, ложны и вещания Пророков.

Но во истине пребыли Пророки, и не лживы их свидетельства. Что повелено им было, то и глаголал чрез них Дух Святый. Посему-то и непорочный Иоанн, припадший к персям Пламени, в подтверждение пророческих изречений, богословствуя в Евангелии, научил нас, говоря: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин.1:1.3.14). Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца единородный Сын, единосущный Отцу, Сущий от Сущего, предвечное Слово, рожденный от Отца без Матери прежде всех веков неизреченно — Сей самый в последок дней рождается от дщери человеческой, от Марии Девы без отца, рождается Бог воплощенный, понесши на Себе от нее заимствованную плоть, соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. И Он есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, и единородный от Матери.

Одного и того же исповедую совершенным Богом и совершенным человеком, в двух естествах, ипостасно или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно и неизменно, облекшимся в плоть, одушевленную словесною и разумною душою, и соделавшимся нам подобострастным во всем, кроме одного греха. Один и тот же есть земный и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и не созданный, страдательный и бессмертный, Бог и человек, в том и другом совершенный, один в два естества, и в двух один.

Одно лице Отца, и одно лице Сына, и одно лице Духа Святаго, одно Божество, одна сила, одно царство в трех Лицах или Ипостасях. Так славим Святую Единицу в Троице, и Святую Троицу в Единице. После того, как Отец воззвал с неба:Сей есть Сын Мой возлюбленный: Того послушайте, приняла сие Святая Божия вселенская Церковь. О Сей Святой Троице крестит она в жизнь вечную, Ее святит равночестием, Ее исповедует нераздельно, неотлучно, Ей покланяется непогрешительно, Ее исповедует и прославляет. Сей триипостасной Единице — Отцу и Сыну и Святому Духу подобают слава, благодарение, честь, держава, величие ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 50-59. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. — Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.

2. Преображение Иисуса (9:2–13)

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: 3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. 4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. 5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви!хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. 6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. 7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. 8 И внезапно посмотревши вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. 9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. 10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. 11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде ? 12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену; 13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

Преображение (9:2–8) — наиболее известная часть истории об Иисусе, в основном потому, что в ней сочетается сверхъестественное (2–4) и обычное, а также звучит вполне естественный и предсказуемый ответ Петра (5,6).

Первый вопрос, который мы можем задать в связи с Преображением (не самый важный, однако без него нам будет трудно двигаться вперед), — это вопрос «Что же произошло?» Моул напоминает нам, что Петр, Иаков и Иоанн, вероятно, затруднялись на него ответить! Значение этого события намного важнее, чем само происшествие, и тем не менее мы должны задуматься, что же произошло?

Вопреки предположению, что это событие могло произойти после воскресения Иисуса и позже было отнесено ко времени Его земного служения, Кранфилд убедительно замечает, что после воскресения явления Иисуса происходили обычно только после Его отсутствия (!), и именно то, что Он говорил, и было причиной этих явлений. Описанная же Марком сцена и реплика Петра (9:5) никак не соответствуют атмосфере явлений Иисуса после воскресения. Кроме того, Иисус в любом случае нашел бы, что сказать Петру (Ин. 21).

Таким же образом не выдерживает никакой критики предположение о том, что это чисто символическая сцена, поскольку в тексте говорится, что все это произошло по прошествии дней шести (необычное для Марка уточнение), а также приводится обращение Петра к Иисусу как к равви, что было бы неприемлемо для ранней церкви (которая одна лишь и могла включить в евангелический рассказ этот символический эпизод), предложение Петра о строительстве кущей в ознаменование этого события и упоминание о блистающих белых одеждах (9:3). Марк хочет сообщить нам, что произошло нечто действительно очень важное. Но что именно?

Вместе с другими синоптиками (Лк. 9:28–36; Мф. 17:1–13) Марк говорит о том, что произошло нечто сверхъестественное. Гора в Библии вообще является местом Божественного откровения (Мориа и предотвращение жертвоприношения Исаака, Быт. 22; Синай и начало законодательного периода, Исх. 19; Хорив и вновь обретенная уверенность в Боге Илии, 3 Цар. 19). Облако символизирует Божье присутствие (Исх. 13:21; 19:9; 33:9; Чис. 9:15). Блистание одежд Иисуса напоминает Шекину, Божье присутствие в столпе огня. Все эти образы представлены у каждого из трех авторов синоптических Евангелий. В них мы видим все признаки присутствия Всемогущего Бога.

В Евангелии от Луки этот эпизод представлен наиболее подробно. Автор этого Евангелия сообщает, что Иисус молился (Лк. 9:28,29), «и когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею». Общение с Небесным Отцом изменило внешность Иисуса, как и внешность Моисея на горе Синай (Исх. 34:29). Вчитываясь, приходишь к выводу, что автор говорит о том, что произошло на самом деле. Он даже добавляет, что ученики пробудились от сна (Лк. 9:32). Было ли все остальное в этой истории видимым и слышимым происшествием, данным Богом и воспринятым всеми троими учениками? Было ли замечено всеми троими изменение во внешности Иисуса, вызвавшее вполне понятное, но приземленное предложение Петра? Мы не можем знать больше, чем нам дают Евангелия, но предложенная реконструкция позволяет отдать должное всем факторам, приведенным в повествованиях евангелистов.

Нам следует задать еще один важный вопрос — «Что это значит?» Моисей и Илия обычно представляют собой закон и пророков. Правда, Илия не являлся автором пророческих произведений, но был одним из наиболее выдающихся пророков. Еще более важен тот факт, что и Илия, и Моисей ушли из жизни необычным образом (Втор. 34:5,6; 4 Цар. 2:11). Все это приобретает еще большее значение рядом с другим свидетельством

Луки о том, что Моисей и Илия «явившись во славе… говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить с Иерусалиме» (Лк. 9:31). Очевидно, эти люди также представляли установление Богом Его Царства. Моисей привел Божий народ в землю обетованную. Предположительно приход Илии был признаком приближения этого Царства (Мал. 3:1; 4:5; Мк. 9:11). На этом основании Моисей и Илия могли соответственно служить Иисусу, выполняя кропотливую работу по Божественной подготовке следующего и последнего этапа служения Иисуса на земле.

Мы вполне можем понять предложение Петра, сделанное в большом волнении, и посочувствовать ему (5). Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе (6). Совершенно очевидно, Петру и в голову не пришло промолчать! Однако нельзя сбрасывать со счетов и характер его реакции. Простые, человеческие чувства в качестве ответа на события, демонстрирующие вечность, можно наблюдать не только в I веке.

Облако (7), наполненное ощущением Божьего присутствия, окутало их, и ученики четко осознали, что предложение Петра было опрометчивым. Повторение с небес слов, прозвучавших в момент крещения Иоанном Иисуса (Мк. 1:11; Мф. 3:17), поражает наше воображение. Иисус есть Сын Божий как никто другой. В такой ситуации остается лишь слушать. Затем (8) все заканчивается. Теперь они видят только Иисуса.

Следует отметить, что устремив все свое внимание на Преображение, мы рискуем упустить ключ к пониманию целей Марка (9:9—13). Иисус не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Мы уже встречали у Марка этот запрет — никому ни о чем не рассказывать (1:34,44; 3:12; 5:43; 7:36; 8:26,30). Теперь впервые этот запрет не категоричен. Когда Сын Человеческий воскреснет из мертвых, они смогут рассказать также и об этом происшествии. Подразумевалось, что только тогда люди наконец смогут уяснить, что все это означает. Марк дает нам понять, почему Иисус до сих пор не открывал тайны Своей личности — потому что именно эта тайна станет тем фундаментом, на основании которого люди уверуют и поймут, что истинно значит ученичество. «Нет другой возможности понять, кто есть Иисус, пока человек не увидит Его страданий, смерти и воскресения».

Лука не рассказывает об этом частном разговоре, а Матфей сообщает (Мф. 17:9), но не показывает замешательства учеников. Марк, как всегда прямолинейный и верный своим источникам, ничего не приукрашивает: «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых» (10). Они не поняли сказанного, однако и не стали спрашивать об этом Иисуса. Это звучит очень достоверно, как воспоминание личного характера.

Но они спросили (11) об ожидаемом всеми Илии, поскольку считалось, что он должен прийти прежде Мессии (Мал. 3:1; 4:5). Иисус отвечает (12), что это предположение верное. «Илия должен придти прежде и устроить все». Но в чем была природа этого «устроения»? Вероятно, оно было связано с тем, что делал Иоанн. Он приготовил путь для Сына Человеческого, но он должен был и пострадать, как написано. Язык, использованный здесь, предполагает своим источником Книгу Пророка Исайи 53, отсюда и ссылка на него. Но как сможет Илия устроить все для Мессии? Возможен лишь один ответ — «став Его прообразом». Это, говорит Иисус, как раз и произошло. Иоанн Креститель —это и есть Илия из пророчеств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

божественное провидение

Смотреть что такое «божественное провидение» в других словарях:

  • Провидение — (Гашгаха) Наблюдение Творца за всем происходящим во Вселенной и управление Им всеми событиями. Это одна из основ еврейской веры; вера в то, что Его волей создано все существующее, и под Его наблюдением все существует и все происходит, а не по… … Энциклопедия иудаизма

  • провидение личностное — Личностное Провидение Сократ и Платон говорили о Боге Провидении: первый на уровне интуитивном, второй, имея ввиду Демиурга, правящего миром. Однако Аристотель это понятие игнорировал, как это делало большинство греческих философов, исключая… … Западная философия от истоков до наших дней

  • Божественное воздаяние — Божественное воздаяние вмешательство сверхъестественных сил с целью наказания человека или группы людей в ответ на какие либо их действия. Концепция божественного воздаяния широко распространена в большинстве мировых религий. Одним из… … Википедия

  • Провидение Божественное — ♦ (ENG providence, divine) (греч. pronoia, лат. providentia заранее от providere предвидеть) поддержка, руководство и продолжение участия Бога в творении и людях как средство реализации божественных целей в истории (Деян. 4:28; Рим. 8:29 30; … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. providentia провидение) истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. П. характерен для всех теистических религий иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как… … Философская энциклопедия

  • БОЭЦИЙ — Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим 524 или 526, Кальвенцано, близ г. Тицин (совр. Павия), Италия), св. католич. Церкви (пам. 23 окт.), рим. философ, богослов и гос. деятель. Жизнь Консульский диптих Боэция… … Православная энциклопедия

  • Философия истории — раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе исторического развития. Уже в античной историографии содержатся определенные… … Большая советская энциклопедия

  • судьба — ы; тв. судьбой и судьбою; мн. род. судеб. дат. судьбам; ж. 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств. С. столкнула старых друзей. Баловень судьбы. Покориться судьбе. Благодарить судьбу. Удары судьбы.… … Энциклопедический словарь

  • Личность преступника — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

  • Злоумышленник — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

  • Правонарушитель — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

В православии очень часто употребляют термин «промысел Божий». Верующие не всегда понимают, чем он отличается от понятия «воля Божья». Управляет ли Творец нашей судьбой и жизнью? Имеет ли человек свою волю?

Что такое божий промысел

Происхождение фразы

Термин «Божий промысел», или же провидение, (лат. Providentia) зародился в Древней Греции, ввел его великий философ Сократ. Означает он действие Высшего разума, которое несет всеобщее благо для мира. Он много рассуждал о Творце и влиянии его на ход мировой истории.

Значение фразы в христианстве

Митрополит Филарет определил свое определение промысла Божьего:

«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует.»

В Святом писании и Священном придании подробно растолкована суть этого понятия. Идея заключается в том, что Господь несет в себе свет любви и добра. Все религиозные отношения построены на божественном провидении.

Определение в философии

Есть такое философское учение, которое называется «деизм». Там нет понятия провидения. Суть его заключается в том, что Бог — творец, но он не управляет эти миром. Некоторые люди признают, что Бог устроил этот мир, но раз в нем происходит так много катастроф, значит Господь им не занимается, а пускает все на самотек. Это учение широко распространено на Западе.

История понятия

Зарождение идеи

Понятие зародилось в философии и религии Древней Греции. Впервые о высшем разуме заговорил Сократ. Эту идею поддержали стоики, которые считали, что человек должен подчиняться природе и божественному промыслу. Позже появилось понятие, которое называют судьба.

Развитие и распространение

Идея провидения была популярна в александрийской философии, труды о нем были написаны Филоном Александрийским. Он поддерживает идею о том, что Бог управляет судьбами людей.

После Филона этим вопросом занимался Плутарх, который считал, что Бог заботится обо всех живых существах, которых он создал.

Дальнейшая судьба

В Средние века шло рассуждение о том, влияет ли Господь не только на частную жизнь человека, но и на мировые происшествия. Люди не знали, как согласовать добро и зло, которое происходит в мире.

Многие из философов не могли сопоставить волю Божью и наличие катастроф и бедствий на этой планете.

Идея о провидении заканчивается в христианских учениях, где рассуждается о бесконечной любви Бога к миру и человеку.

Современное значение

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях. Он не бросает никого в беде, а ведет к правильному выбору. Только грешная природа человека может ему не дать это сделать.

Святые отцы тоже много рассуждают о промысле Божьем, например, вот, что говорит Иоанн Златоуст:

«Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши; Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу.»

Он рассуждает о том, что кто бы человека не беспокоил, если в его сердце живет Бог, то его никакие внешние обстоятельства не сломят.

«Ни одна птичка не упадет без воли Божьей.»

Матфей

Творец посылает только добро и любовь, у него нет темной стороны. Он посылает человеку болезни и страдания, чтобы тот пришел к спасению через боль и слезы. Страдая, человек понимает, насколько суетлива его жизнь, и обращается к религии.

Божий промысел в жизни людей

Как понять, что это он

Человеку нереально узнать, что на самом деле готовит для него Господь. И философы, и ученые много лет бились над тем, чтобы понять этот вопрос. Есть интересная история о верующем Авве Антонии, который задавался творцу вопрос, почему одни здоровые, а другие больные, почему кто-то бедный, а кто-то богатый. На что Бог ему ответил:

«Смотри на свою жизнь, а не занимайся чужими судьбами.»

Нужно знать, как проявляется провидение в человеческой жизни. Это может быть череда случайных событий, которые не поддаются контролю. Интересное, но не всегда удачное стечение обстоятельств, — это и есть божественный промысел в нашей жизни.

Примеры

Был случай с ветераном войны, которую зовут Валентина, ей сейчас 76 лет. Она спасла во время бомбежки одно высокопоставленное лицо. Об этом случае сохранились заметки в газете, она награждалась за свой подвиг Сталиным. Отец Вадим предложил ей исповедоваться и напомнил, что в окопах неверующих нет. Рядом был храм, но Валентина посмеялась над священнослужителем и наотрез отказалась его слушаться.

Она ему сказала:

«Да что вы, никакого Бога нет, я прошла войну и голод в Сталинграде, не осталось никаких ранений.»

Она высказала свое пренебрежение обряду причащения и не понимала, как можно вкушать дары из одной ложки со всеми.

С тех пор прошло 10 лет. Отец Вадим с еще одним священнослужителем поехал причащать больную в военный госпиталь в Измайлово. Старая женщина в палате была совсем худая, чем не могла не поразить. В одном из коридоров отцу Вадиму встретилась родственница Валентины. Она подошла к священнослужителю. Оказалось, что та старушка, которую причащали, была та самая Валентина, ей уже было на тот момент 86 лет. Врачи не знали, что с ней делать, она плохо спала и ворочалась.

Бог преподнес эту встречу людям, у отца Вадима остались еще Святые Дары. Валентина сказала ему:

«Мне очень страшно умирать, жизнь была пуста.»

Ей начали возражать, ведь она прошла войну, спасла человека, пережила голод, обзавелась детьми и даже внуками и правнуками. Отца Вадима она не узнала, даже когда он пришел во второй раз.

Старушка сказала:

«Я рада, что у меня столько всего есть, но я жалею лишь об одном: что 10 лет назад сказала одному священнослужителю, что Бога нет, мне очень бы хотелось исповедоваться.»

Именно по воле Божьей устроилась эта случайная встреча. Вместе с отцом Вадимом был священник, который сразу же принял эту исповедь. Из глаз закостенелой коммунистки потекли слезы, ее душа очистилась.

Нужно еще обратить внимание на погоду, которая была за окном. На улице было пасмурно и собирался идти дождь. Хотели занавесить окно. Женщина сказала:

«Я вижу свет, ничего не закрывайте.»

Она попросила священников придти еще, и в следующий раз они совершили таинство Соборования. После этого обряда ее душа буквально в течение нескольких минут ушла в мир иной. Так бог решил их встречу и отправил ее душу к свету, который она узнала только в конце жизни.

С нами тоже происходит много событий в повседневной жизни, которые доказывают божественный промысел. Часто бывает такое, что нужно куда-то поехать, а билета нет. В этот день случаются аварии и ДТП на дороге, в итоге вы остаетесь целы и невредимы. Многие покупают билет на самолет, а потом его сдают, просто потому что есть плохое предчувствие. А это и есть промысел Творца, который бережет нас от потерь.

Грехи человечества велики, но Господь посылает нам через испытания и болезни вечное спасение. Сын Творца Иисус Христос даровал людям вечное спасение. Нужно возлагать искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда даже в случае ошибки Творец приведет вас к нужному решению и укажет верный путь.

Видео о промысле Божьем

Из представленного видео вы сможете узнать больше о промысле Божьем.