Псков храм Косьмы и Дамиана

Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Косьмы и Дамиана.

Православный храм
Церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей горы

Церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей горы

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 601510239110006 (ЕГРОКН)
Страна
  • Россия
Город Псков, ул. Гремячая
Конфессия Православие
Епархия Псковская епархия
Первое упоминание 1383 год
Строительство 1540
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей горы — действующий православный храм в Пскове (приписан к церкви Св. Иоанна Богослова на Мишариной горе). Памятник истории и культуры XVI—XIX веков федерального значения. Находится на Запсковье на Гремячей горе.

> Описание

Сооружен из известняковой плиты, обмазан и побелен.

История

  • 1383 г. — первое упоминание храма мужского Козьмодемьянского (Гремяцкого) монастыря в летописях. Свв. бессребреники Косьма и Дамиан — покровители кузнецов, которые ставили свои кузницы на Пскове у подножия Гремячей горы.
  • В 1540 г. церковь перестроена.
  • В 1664 г. в монастыре принял схиму под именем Михаил и поселился на покое до своей кончины (1665 г.) архиепископ Псковский и Изборский Макарий.
  • В XVII в. к храму пристроены притвор и звонница.
  • В 1764 г. монастырь упразднён, монастырские здания переданы для устройства больницы; церковь стала приходской. В 1785 г. церковь приписана к Петропавловскому собору.
  • В 1808 г. предназначалась к сносу как совершенно ветхая, однако Святейший Синод разборку церкви не разрешил. В 1819 г. служение в храме запрещено.
  • В 1850 г. купец, почётный гражданин г. Пскова, прихожанин Петропавловского собора П. М. Стехновский отремонтировал её на свои средства. Им же в 1882 г. пожертвованы средства на содержание храма.
  • С 1919 г. находилась в ведении губернского музея, «как художественно-исторический памятник». В 1920 г. обследована К. К. Романовым.
  • Во время немецко-фашистской оккупации в церкви размещалась конюшня. В 1947 г. была обмерена Н. Н. Надёжиным и Спицыной. В том же году арх. Ю. П. Спегальский выполнил проект реставрации (схематический).
  • 1950 г. — частичная реставрация храма..
  • 1960 г. — Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.

Виды храма

  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков. 1913 г.
  • Спегальский Ю.П. Псков. Л.-М.: «Искусство». 1963 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков. Памятники древнерусского зодчества. — Л.: «Искусство». 1969 г.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Художественные памятники. — Л.: «Лениздат». 1972 г.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. Л., 1974 г.
  • Достопримечательности Псковской области. Сост. Л. И. Маляков. Изд. 2-е, испр. и дополн. (изд. 3-е — 1981). — Л.: «Лениздат». 1977 г. — 360 с., ил. С.11-22.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Изд. 2-е. — Л.: «Искусство». 1978 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. — М.: «Стройиздат». 1987 г.
  • Бологов А. А. Псков. Л.: «Лениздат». 1988 г.

Рядом с Гремячей башней расположена небольшая древняя церковь Козьмы (Косьмы) и Дамиана. Вместе с башней, стенами Окольного города, руинами Офицерского корпуса (палаты Якова Сырникова) и Хлебопекарней (Кожевенный завод), она образует целостный ансамбль Гремячей горы, который притягивает взгляд своей древней простотой.

Ансамбль Гремячей горы: церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы и Космодемьянская башня

История церкви Козьмы и Дамиана с Гремячей горы

Когда был основан Гремяцкий монастырь, доподлинно неизвестно. Церковь Козьмы и Дамиана построили в 1366 году. Первоначально она была деревянной, а затем её перестроили в камне. 19 сентября 1541 года в Запсковье случился пожар:

…погоре все Запсковье… и выгоре на Гремячеи горе в монастыре святи чудотворца Козма и Демьян новая церковь каменная. И не священна бысть…

После него церковь и монастырь восстановили. В XVII веке к церкви были пристроены притвор и колокольня-звонница.

В 1664 году под именем Михаил здесь принял схиму псковский архиепископ Макарий *. В дьяконнике храма сохранилась небольшая комнатка с окошком, где, по преданию, он молился. 20 июня 1665 года он скончался и был похоронен в притворе церкви.

* Макарий, архиепископ Псковский, Изборский и Нарвский. Участвовал в подавлении народного восстания 1650 года, за что вызвал гнев псковичей. В 1654—1655 годах участвовал в созванном патриархом Никоном церковном Соборе для исправления богослужебных книг. После опалы Никона Макарий составил выписку из правил Святых Отцов на осуждение Никона за самовольное оставление патриаршей кафедры. Один из кандидатов на Патриарший престол.

В 1764 году Гремяцкий монастырь был упразднен, церковь Козьмы и Дамиана стала приходской. Однако прихожан было настолько мало, что в 1787 году церковь была приписана Петропавловскому собору (церковь Петра и Павла с Буя). Богослужения проводились в ней лишь три раза в году: на Пасху, Рождество и Престольный праздник.

К началу XIX века храм сильно обветшал: на стенах и сводах появились трещины, окна стояли без стекол, зимой внутрь задувал снег. В 1820 году было принято решение снести храм. Однако прихожане и причт Петропавловского собора смогли собрать деньги и отреставрировать храм. Спустя три десятка лет снова потребовался ремонт. На этот раз деньги на восстановление пожертвовал купец, почетный гражданин Пскова И.М.Стехновский. Кроме того, он выделил средства на содержание храма. Еще одна реставрация была проведена в конце XIX века.

Но шло время, храм ветшал. В годы немецко-фашистской оккупации Пскова (1941-1944) в стенах церкви была конюшня. После войны было принято решение о реставрации церкви как представляющей историческую и художественную ценность. В 1947 году Ю.П.Спегальский подготовил проект, а в 1950 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых восстановили храм и притвор. Колокольню восстанавливать не стали.

Гремячая гора: церковь Козьмы и Дамиана и Гремячая башня

Описание церкви Козьмы и Дамиана

Церковь Козьмы и Дамиана сложена из известняковых плит, затем обмазана и побелена. Представляет собой трехапсидный четверик с притвором. Четырехскатную кровлю, некогда восьмискатной, венчает глухой барабан с изящной главкой над ним.

На западной, северной и южной стенах храма сохранились древние дверные проемы. Оконные проемы были растесаны. В алтаре, жертвеннике и диаконнике сохранились древние щелевидные оконные проемы.

Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы бывшего Гремяцкого монастыря

Апсиды церкви Козьмы и Дамиана

Южные врата церкви

Под обвалившейся штукатуркой видны известняковые плиты, из которых сложен храм

Гремячая гора

Другие здания бывшего Гремяцкого монастыря

После упразднения монастыря кельи и хозяйственные постройки были переоборудованы под больничные помещения. До настоящего времени сохранились здания бывшего Гремяцкого монастыря: руины палат Якова Сырникова (Офицерский корпус, «Палаты в Волчьих Ямах») и хлебопекарня Енисейского полка (здание бывшего Кожевенного завода), оба XVII века постройки.

Панорама Гремячей горы: Офицерский корпус (палаты Якова Сырникова), Хлебопекарня (Кожевенный завод) церковь Козьмы и Дамиана и Гремячая башня

Статья обновлена 18 апреля 2019

© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Косьмы и Дамиана.

Православный храм
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, остатки колокольни, ворота и ограда

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 601520271640006
601710271640016 (ЕГРОКН)
Страна
  • Россия
Город Псков, ул. Л. Поземского, 7
Конфессия православие
Епархия Псковская
Первое упоминание 1458 г.
Дата основания XV — XVII вв.
Статус охраняется государством
Объект всемирного наследия
Churches of the Pskov School of Architecture. Church of Koz’ma and Damian s Primostya (near the bridge) remains of the belfry, gate, fence of the 15th-17th century
(Храмы псковской архитектурной школы. Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья)
Ссылка № 1523-008 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 2019 (43-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья — православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится на Запсковье на развилке улиц Леона Поземского и Герцена, в древности называемой Званницким крестом.

Описание

Четырёхстолпный, трехапсидный (боковые апсиды прямоугольные) храм. Покрытие четверика восьмискатное. Приделы: северный — Св. Митрофания Воронежского (1833 г.), южный — Св. Саввы (1640 г.). Рядом находится отдельно стоящая звонница (пролёты звона утрачены). Постройки окружены невысокой оградой с воротами (два проёма: для прохода и проезда, верх ворот утрачен).

Сооружен из известняковой плиты, обмазан и побелен.

Имеет важное градостроительное значение.

Размеры

Четверик храма — 15×19 м; высота с барабаном и главой около 30 м. Церковь с галереями и притвором 20×20 м. Звонница — 15×18 м; высота 18 м.

  • 1458 г. Первое упоминание храма в связи с пожаром
  • 1462 г. Закладка нового каменного храма.
  • 1507 г. Пожар на Запсковье. Взрыв зелья (пороха), хранившегося в приделе.
  • 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.
  • После Великой Отечественной войны до 2008 года в церкви располагалась переплётная мастерская.
  • 14 ноября 2008 г. после долгих лет запустения в храме стали совершаться Богослужения, совершён первый молебен,
  • 1 декабря 2008 г. указом митрополита Евсевия настоятелем иерей Михаил (Фёдоров).
  • В 2009 году на реставрацию объектов культурного наследия в Псковской области из федерального бюджета выделили 44 млн. 821 тыс. 800 рублей. Финансирование производится по федеральной целевой программе «Культура России (2006—2011 годы)». Из них на разработку научно-проектной документации для дальнейшей реставрации церкви Козьмы и Домиана — 2 млн рублей.

Правовое положение

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1523-008
рус. • англ. • фр.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы).

Виды церкви

Ссылки

  • https://web.archive.org/web/20080501012324/http://www.opskove.ru/det/1_det.html
  • Престольный праздник встречает псковский храм Космы и Дамиана с Примостья (недоступная ссылка)
  • http://www.pskovgrad.ru/2006/04/23/cerkov_kosmy_i_damiana_s_primostja.html.
  • Почти 45 миллионов рублей получила Псковская область на реставрацию памятников (недоступная ссылка)

Продолжаю свои прогулки по Пскову и сегодня предлагаю познакомиться очередным памятником древней псковской архитектуры — с церковью Козьмы и Дамиана с Примостья. В конце января этого года мне посчастливилось побывать в храме с организованной экскурсией, когда в храме не было службы, поэтому получилось сфотографировать интерьеры храма. Так что помимо внешнего осмотра, я здесь представлю фотографии, как памятник сегодня выглядит внутри.

Храм, расположенный по адресу ул. Леона Поземского, д.7 (в старину улица именовалась Званицей, а позднее — Нарвской), территориально находится на Запсковье, т.е. в районе за рекой Псковой. Топоним «с Примостья» тоже понять очень просто, это значит, что храм стоит «у моста». В комплекс памятника, кроме самой церкви, входят еще основание древней звонницы и ограда с воротами.
Когда именно здесь была построена церковь Козьмы и Дамиана с Примостья доподлинно не известно, но в псковских летописях первое упоминание о храме относится к 1458 году, когда деревяная церковь сгорела в пожаре. Тогда храм уже был центром Козмодемьянского конца (т.е. района). Новая церковь была заложена рядом со старой и была «свершена» в камне в 1463 году.
Церковь была кончанской (т.е. главной в этом районе, возле которой проходило кончанское вече). В ее строительстве принимали участие не только «суседи», т.е. жители этого конца, но и князь, и посадник. По составу заказчиков можно судить, что церковь имела значение для всего Пскова.
В дальнейшем церковь еще неоднократно горела, но самый сильный пожар случился в 1507 году, когда взорвался порох, хранившийся в одном из церковных приделов. Церковь тогда получила серьезные разрушения и при восстановлении была перестроена. Вот что пишет об этом Ю.П.Спегальский: «… При восстановлении храма после 1507 года он получил восьмискатную крышу и новую главу, которую мастера были вынуждены поставить на пониженные подпружные арки, чтобы не повторять постамента под барабаном. Какими стали приделы при этой перестройке, мы не знаем, но, надо полагать, их тоже решили в духе XVI века….. Случай с взрывом пороха в 1507 году показал козьмодемьянским соседям, что при церкви необходимы складские помещения, и они построили большую четырехпролетную звонницу на обширном основании, в котором наверху был храм, а внизу хорошо защищенные от пожара склады. Это массивное, почти кубическое здание встало на самом углу перекрестка и делило людской поток, движущийся от моста, на две части: следующую налево, на улицу Званицу, и направо на Козьмодемьянскую улицу.
В XVII веке и позднее приделы храма подвергались перестройкам, и не только от XV, но и от XVI века в них уже ничего не осталось. В XVIII веке были сломаны столпы звонницы и на старое ее основание взгромоздили восьмигранную колокольню, простоявшую до Великой Отечественной войны.
Ворота буя Козьмодемьянской церкви — редчайший образец такого рода сооружения. Дошли до нас они, конечно, не в первоначальном виде. Над аркой проезда видна широкая впадина. Это, несомненно, нижняя часть ниши, в которой помещалось большое фресковое изображение Козьмы и Демьяна. Верхняя часть ниши сломана вместе с щипцом, завершавшим ворота. Крыльцо церкви, пристроенное к первоначальному притвору, относится к XVII веку и носит на себе следы многих переделок…..»
Во время Великой Отечественной войны храм был значительно поврежден. В материалах комиссии по итогам расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков упоминается среди других памятников церковь Козьмы и Дамиана с Примостья: «Сожжены, уничтожены крыши и все деревянные части здания. Из стен выломаны изразцы. Разрушена колокольня. Погиб резной иконостас с иконами…»
В советское время храм был не действующим. На протяжении очень многих лет в нем располагались переплетная мастерская. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР храм взят под охрану государства. Сейчас это памятник федерального значения.
В середине 2000-х храм был возвращен РПЦ, а в 2008 году в храме возобновились богослужения.
На этом небольшой исторический экскурс заканчиваю и предлагаю рассмотреть памятник по-ближе…
Комплекс построек церкви Козьмы и Дамиана с Примостья не возможно не заметить. Он замыкает собой съезд с моста через Пскову, если ехать из центра, и около него дорога разделяется на две улицы — улицу Леона Поземского (в старину Званица, с середины XVIII века — Нарвская) и улицу Труда (соответствено Мощонка и Ильинская). Сегодня это две главные улицы Запсковья.
Церковь четырехстолпная, трехапсидная с основными конструкциями пониженными подпружными арками. Четверик церкви кубической формы с восьмискатным покрытием. Выстроена из известняка — традиционного для Пскова строительного материала.
Западным фасадом Космодемьянский храм обращен к ул. Л.Поземского
Заходим внутрь церковной ограды
Крыльцо храма
Столбы крыльца украшены растительным орнаментом
Справа от входной двери располагается придел освящённый в наши дни во имя Святого Митрофания Воронежского (с XVII века — придел во имя Саввы Освященного (Иерусалимского))…
а слева — церковная лавка и северный придел, куда мы тоже обязательно заглянем немного позднее
Сначала мы заходим в центральный храм во имя врачей-бессеребреников Козьмы и Дамиана
В настоящее время иконостас здесь только восстанавливается
Взгляд вверх
Нам разрешили подняться на хоры
Над окном отверстия — это голосники. Их традиционно делали в храмах для улучшения акустики
Сейчас богослужения проходят в приделе Митрофания Воронежского
Здесь в стене оставлен незаштукатуренным участок древней кладки
В северном приделе проходят занятия воскресной школы
Теперь обойдем храм снаружи
храм с северной стороны
Барабан и апсиды украшены традиционным псковским орнаментом — «поребрик-бегунец-поребрик»
На расстоянии очень хорошо читается объем основания старинной звонницы
Это храм с южной стороны
На этом, пожалуй и закончу. Хотя, еще можно добавить пару ссылок на мои посты с видами этого храма, как он выглядел много лет назад — в апреле и в июле 2006 года
В завершении хочу сказать слова благодарности Елене Якиной, которая провела для нас интереснейшую экскурсию по храму Козьмы и Дамиана с Примостья.
А так же добавлю несколько ссылок на сайты, где еще можно почитать об истории и архитектуре храма:
Сайт, посвященный Ю.П.Спегальскому
Энциклопедический справочник «Памятники истории и культуры Псковской области»
сайт «Псков: история и архитектура»

Храм Космы и Дамиана в Шубине

Православный храм

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская городская

Благочиние

Иверское благочиние

Строительство

1703—1722 годы

Статус

ОКН № 7710834000№ 7710834000

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине — православный храм, принадлежащий к Иверскому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Находится по адресу Столешников переулок, дом 2. Настоятель — протоиерей Александр Борисов.

История храма

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине находится в самом начале Столешникова переулка недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому.

«Шубниками» предположительно называли местность, населённую скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии, в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. В XVIII веке часть современного Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский переулок по наименованию церкви.

Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике под 1368 годом, где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

В архивных документах упоминание о храме впервые встречается в 1625 году. В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.

В 1626 году во время пожара храм сгорел, на его месте начали строить новый каменный. Главный престол нового храма был освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол во имя Космы и Дамиана до 1858 года располагался в трапезной церкви. Хотя точная дата окончания строительства нового каменного храма неизвестна, исследование каменной кладки показало, что оно растянулось до середины XVII века, о чём свидетельствует обнаруженный реставраторами в кладке орленый кирпич.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года есть запись: «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно… огорожено надолбами изретка». В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил патриарх Иоаким — «патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение». К началу XVIII века храм носил название «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

К началу XVIII века здание храма обветшало, в 1703 году началась его капитальная перестройка, однако в 1714 году работы были прерваны в связи с указом о запрете каменного строительства в Москве. Разрешение о возобновлении строительства было получено в 1722 году: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

В 1773 году во время сильного пожара храм сильно пострадал, восстановительные работы были произведены в храме в 1785 году. В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» — обвинённых в поджогах москвичей. По имеющимся данным, во время пожара 1812 года храм не пострадал.

В 1821—1824 годах под руководством архитектора Комиссии строений Москвы Александра Элькинского на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела во имя Воскресения Словущего, были перестроены апсиды и колокольня. В 1840—1842 годах «усердием церковного старосты, почётного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В. И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен трехъярусный иконостас с колоннами.

Храм в 1882 году. Фотография Николая Найдёнова

В 1857—1858 годах «усердием почётных граждан» А. В. и И. В. Борисовских на месте разобранной колокольни была сооружена паперть, а новая колокольня в духе эклектики была сооружена в северо-западном углу здания. Тогда же был построен южный придел с престолом во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.

Прихожанами храма были князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцевы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины.

В 1910-х годах регентом храма был композитор духовной музыки Павел Чесноков. 8 марта 1916 года здесь отпевали художника Василия Сурикова, скончавшегося двумя днями ранее в гостинице «Дрезден». С 1914 года до закрытия храма в нём служил священник Пётр Ильин — впоследствии епископ Иларий. Старостой храма был Илья Комов (дед скульптора Олега Комова).

В 1922 году из церкви были изъяты материальные ценности, а в 1929 году её закрыли. Сначала в ней размещалось хранилище Библиотеки иностранной литературы, а позднее в 1970-х годах — типография хозяйственного управления Министерства культуры СССР.

В 1933 году колокольня был разрушена до второго яруса. Вплотную к храму был пристроен жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов храм предполагалось снести, а на его месте построить жилой дом. В 1977—1979 годах в храме проводились реставрационные работы (архитектор О. В. Череватая), был частично восстановлен облик главного храма. В притворе храма художником А. Карнауховым была сделана мозаика святых покровителей храма — Космы и Дамиана. Реставрационные и восстановительные работы в храме проводятся по сей день.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в храме были возобновлены богослужения, настоятелем был поставлен священник Александр Борисов. С 1992 по 1996 годы в храме служил священник Владимир Лапшин, который сейчас является настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. С 1993 года до своей смерти в 2007 году в храме служил священник Георгий Чистяков.

13 ноября 1997 года в церковь по благословению патриарха Алексия II была возвращена храмовая икона Святых Космы и Дамиана, хранившаяся с 1929 года в соседнем храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

14 ноября 2000 года патриарх Алексий II совершил в храме Божественную литургию в честь престольного праздника Святых бессребренников Космы и Дамиана, во время которой настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея и была освящена икона с мощами блаженной Матроны Московской.

Духовенство

  • Протоиерей Александр Борисов, настоятель
  • Протоиерей Александр Кузин.
  • Протоиерей Иоанн Власов.
  • Иеромонах Иоанн (Гуайта), штатный клирик прихода храма.
  • Священник Петр Коломейцев.
  • Диакон Сергий Булычёв.
  • Диакон Александр Константинов.

> Святыни храма

  • Икона свв. бесср. Космы и Дамиана.
  • Страстная икона Божией Матери.
  • Икона блж. Матроны Московской с частицей мощей.

Патриарх Алексий II о приходе

Девять лет тому назад начались богослужения в этом храме. Как и множество храмов Москвы и России, храм был разорён, опустошён, но за девять лет ему возвращено прежнее благолепие, и сейчас здесь живой приход, который собирается на общую соборную молитву в своём храме — храме, который восстанавливался под руководством отца настоятеля руками всего прихода. Прихожане особенно остро чувствуют свою сопричастность к возрождению храма, к преодолению того разорения, которое было здесь, потому что радость воссоздания былого благолепия в порушенном храме объединяет людей и создаёт начало приходской общине. (ноябрь 2001).

Помимо богослужений в приходе собираются группы по изучению Священного Писания, церковному и христианскому пению, иконописанию, проводятся огласительные встречи (катехизация), благотворительная работа. Приход опекает две больницы — Республиканскую детскую клиническую больницу и Институт протезирования, несколько детских домов. Три раза в неделю в храме кормят около 300 бездомных. Каждый день разносят бесплатные обеды престарелым и инвалидам, живущим в окрестных домах. Работает группа милосердия, оказывается помощь беженцам, многодетным, пенсионерам. Прихожане работают с заключёнными (пишут письма, посылают книги, бельё, предметы первой необходимости). С самого первого дня в храме открыта воскресная школа, ведётся работа с молодёжью и подростками. Для взрослых прихожан устраиваются беседы по подготовке к крещению (причём крещение совершается бесплатно).

Литература

  • Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астраль, 2004. — Т. 2. — С. 147—150. — 744 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. — Москва: издательство Московской Городской думы, 1884. — Т. 1. — С. 451.
  • П.Н. Шармин. Церковь Благовещения Косьмы и Дамиана в Шубине // Москва. Энциклопедический справочник : Москва. — Большая Российская Энциклопедия, 1992.
  • Судариков А.В., Чапнин C.В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. — Москва: Братство Святителя Тихона, 1993.
  • Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. — Москва: Братства Святителя Тихона, 1999.
  • Церковь св. Космы и Дамиана на Шубине (близ Тверской). М., Шерер, Набгольц и Ко, 1881.

> Примечания

  1. Софийский временник
  2. Комов Илья Олегович
  3. О храме. www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai. Дата обращения 19 сентября 2019.
  • Храм Космы и Дамиана в Шубине
  • Сайт катехизации храма Космы и Дамиана в Шубине
  • Храм Космы и Дамиана в Шубине
  • Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине
  • Приходской подростковый клуб
  • Церковь Космы и Дамиана в Шубине (Москва)
  • Митрополит Иларион совершил богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине
  • Известный московский пастырь протоиерей РПЦ МП Александр Борисов отметил своё 70-летие
  • Храм Космы и Дамиана в Шубине отметил свой престольный праздник
  • Елена Лебедева. Храмы Святых Космы и Дамиана
  • Митр. Меркурий. Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (храм Космы и Дамиана в Шубине) (недоступная ссылка)
  • Отпевание Галины Чаликовой пройдет во вторник в храме Космы и Дамиана в Шубине
  • Прощание со священником Георгием Чистяковым состоится в храме свв. Космы и Дамиана в Шубине
  • В московском храме свв. Космы и Дамиана в Шубине прошла панихида по Александру Галичу в день 30-летия его кончины

Под 1363 г. Псковские летописи сообщают о построении церкви Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. «… В лето 6891… заложиша на Гремячеи горе Козма и Демьан.» Церковь построена одновременно с основанием мужского, Козьмодемьянского /Гремяцкого/ монастыря. Под 1540 г. Псковские летописи сообщают о совершении 4-х каменных псковских церквей, в том числе о ц.Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. » … В лето 7048…того же лета совершиша 4 церкви камены: Святых Апостол Петра и Павла в старом Застеньи, а дроугая Козьма Демьяна на Гремячеи горе оу монастыре…» Не исключена возможность, что церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы сохранила свою древнюю основу 1383г., а работы 1540г. заключали в себе реконструкцию завершения церкви. В Гремяцком монастыре в притворе Козьмодемьянской церкви похоронен в 1664 г. известный псковский политический деятель архиепископ Макарий. В 1764г. Гремяцкий монастырь был упразднен, церковь сначала обращена в приходскую, а затем в 1787 г. приписана к Петропавловскому собору. К 1817г. церковь обветшала, а в 1820г. была «назначена к уничтожению». Однако время ее пощадило: по сведениям 1837г. глава еще сохранила деревянное лемеховое покрытие. Из докладной записки уполномоченного Музейным отделом в Петроградский отдел по делам музев и охране памятников искусства и старины от 18 апреля 1921 г. следует, что церковь обветшала. Пока не обнаружено документов, подтверждающих перестройку «наиболее значительно исказившую» первоначальный облик памятника, в процессе которой были разобраны западные столбы четверика и своды, перекинутые с восточных столбов на западные. В результате перестройки церковь была завершена глухим барабаном, установленным на коробовый свод. По предположению Ю.П.Спегальского, в ХVII в. к церкви был пристроен притвор со звонницей. В 1857 г. церковь была «возобновлена». Глава и крыша церкви были покрыты листовым железом и окрашены масляною зеленою краскою. Крест на главе обит полированной жестью, оштукатурены стены снаружи и внутри храма, приведен в порядок иконостас. В 1897 г. стены церкви и колокольни снаружи отскоблены, вычинены, перетерты и окрашены голубою краскою. Крыша церкви, колокольни и водосточные трубы в том же году окрашены железным суриком, глава церкви медянкою, шпиль колокольни белой краскою, а крест желтым кроном. В 1949 г. упал юго-восточный круглый столб с опирающимися на него арками сводов. В 1920 г. церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы была обследована К.К.Романовым. В 1947 г. церковь была обмерена Н.Надёжиным и Спицыной на предмет ее восстановления. Проект реставрации /схематический/ был выполнен архитектором Ю.П.Спегальским в том же году. Обмерные и проектные чертежи хранятся в ГАПО. В 1950 г. на церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы были проведены реставрационные работы. Предварительно был сделан обмер, чертежи которого хранятся в ГАПО. Реставрационные работы 1950 г. заключались в восстановлении позднего коробового свода с распалубками и установкой на его вершине глухого барабана, выполненного в кирпиче. Притвор XVII в. вместе с сохранившейся на западном щипце кладкой основания колокольни XVII в. был перекрыт на 2 ската. Колокольня восстановлена не была.