Трудником в монастырь

Трудничество. Поступление в монастырь

*

*

У человека, ведущего духовную жизнь, наступает время, когда он задается вопросом: как испытать себя, как потрудиться ради Бога, наконец, как найти ту обитель, которая может стать местом его спасения. Выбор сделать непросто. Сначала необходимо посмотреть жизнь монастыря изнутри, понять его духовное устроение, необходимо пожить в обители подольше, поучаствовать в жизни братии монастыря, потрудиться на послушаниях.

Православный христианин, пришедший в Раифский монастырь с намерением остаться в нем, начинает свой монашеский путь с трудничества. На период искуса, трудник живет в общей многоместной келье, вместе со всей монастырской братией питается в монастырской трапезной, ходит в привычной мирской одежде, несет послушание в соответствии со своими способностями и талантами, выполняет молитвенное правило. В свою очередь, священноначалие и братия смотрят на то, как трудник несет послушание, посещает богослужения, относится к другим насельникам. Ведь его предстоит принять в свою монашескую семью.

На первом этапе труднику необходимо «присмотреться» к монастырю, оценить свои силы и желание остаться именно в этой обители, он должен испытать твердость своего намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви.

Через некоторое время, по благословению наместника монастыря, трудник может быть принят в братию и стать послушником. Послушнику благословляется ношение подрясника, скуфьи, монашеского пояса и четок. С этого момента он не носит в монастыре мирской одежды и всецело живет по уставу монастыря наряду с прочими братьями обители.

Заметим, что перед тем, как поехать потрудиться в обители, желательно посоветоваться со своим духовником (если таковой имеется) и взять на это благословение.

Получить благословение на трудничество в Раифской обители можно при личной беседе с наместником или благочинным монастыря.

ТРЕБОВАНИЯ К ТРУДНИКАМ

  • Трудником в Раифской обители может быть лицо, достигшее 18 лет (при согласии родителей – 16 лет).
  • Обязательно наличие действующего гражданского паспорта.
  • В монастырь на послушание не принимаются:

— алкоголики, наркоманы, атеисты, а также иноверцы (они могут посетить обитель в паломнических поездках);

— имеющие нерасторгнутый брак и несовершеннолетних детей;

— имеющие инвалидность и хронические болезни, требующие постоянного поддерживающего лечения (в монастыре нет возможности лечить таких больных и оказывать им квалифицированную медицинскую помощь);

— имеющие кредитные задолженности.

  • На территории монастыря трудник обязан соблюдать правила благочестия. Запрещено:

— употребление алкогольных напитков, в т.ч. слабоалкогольных, наркотиков, иных веществ, вызывающих состояние опьянения;

— использование нецензурной лексики;

— использование физической силы для урегулирования конфликтов.

  • Желательно иметь соответствующую для работы одежду и обувь.
  • Участвовать в храмовом богослужении и Церковных таинствах, в совместных утренних и вечерних молитвах, с благословения Настоятеля исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

  • Быть в послушании настоятелю и начальствующей братии, оказывать должное уважение и почитание.
  • Соблюдать порядок и чистоту в месте проживания, бережно относиться к постельным принадлежностям и имуществу монастыря.
  • Без благословения настоятеля не выходить за пределы территории монастыря.

ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ ТРУДНИКОВ В ОБИТЕЛИ

  • В монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Трудники живут в монастыре по монастырскому распорядку дня и питаются в братской трапезной.
  • После регистрации в монастыре в качестве трудника, паспорт трудника находится в канцелярии монастыря все время пребывания трудника в монастыре
  • При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
  • Если в силу своего физического состояния трудник не способен исполнять режим в части послушания и/или посещения богослужения, он должен уведомить об этом благочинного монастыря.
  • При возникновении необходимости во время пребывания в монастыре совершить краткосрочную поездку куда-либо, необходимо получить благословение на такую поездку у настоятеля илиблагочинного монастыря.
  • Во всех случаях досрочного выезда трудника из монастыря, в т.ч. и для краткосрочных поездок, о желании продлить срок своего пребывания в обители трудник должен заблаговременно уведомить настоятеля и благочинного монастыря.
  • В период от отбоя до подъема необходимо находиться в своей келье, соблюдая тишину. Прием пищи, стирка вещей, разговоры, чтение вслух в указанный период не допускается.
  • Не допускается посещение чужой кельи, в которой проживают другие трудники, паломники, мирские работники монастыря.
  • Посещение братских келий не допускается.
  • Не допускается самостоятельное приготовление пищи, кроме чая. Не допускается брать еду из трапезной в кельи без благословения настоятеля, благочинного монастыря или келаря.
  • Без разрешения благочинного монастыря не благословляется перемещение мебели, инвентаря из одной комнаты в другую, произведение ремонтных работ, замена электропроводки, лампочек и т.п.
  • Купание, загорание, разведение костров в любых местах обители запрещено; посещение монастырского подворья, природных объектов (леса) допускается только по благословению настоятеля или благочинного монастыря.
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
  • Трудности, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

РАСПОРЯДОК ДНЯ ТРУДНИКА (в будние дни)

  • 6:00 Подъем.
  • 6:30 Утреннее правило (утренние молитвы, полунощница, молебен) в Грузинском соборе монастыря.
  • 8:00 Завтрак.
  • 8:45 Развод, на котором определяется послушание на день.
  • 9:00 – 15:00 Трудовые послушания.
  • 12:00 – 13:00 Обеденный перерыв.
  • 16:00 – 18:00 Вечернее богослужение.
  • 18:00 Ужин.
  • 20:00 Вечернее правило.
  • 22:30 Отбой.

В субботу и накануне церковных праздников – короткий трудовой день (до 12:00).

В воскресные и праздничные дни – выходной день.

Соблюдение распорядка дня, посещение богослужений и выход на послушание является обязательным.

ВОПРОСЫ ПО ТРУДНИЧЕСТВУ: 8 (917) 879-70-36 (отец Иаков, помощник наместника по трудникам)
или НА EMAIL: [email protected]

Часто задаваемые вопросы

Здравствуйте. скажите, на какой срок можно приехать трудником в монастырь? Индивидуально каждый выбирает сам или же есть определенные ограничения по времени (например, не более какого-то срока)? И еще: скажите, у монастыря есть в данный момент возможность принимать трудников, или их уже достаточно? И скажите, а если приезжать трудником, то где можно разместиться?

Я с этими вопросами уже обращался к администратору вашей группы в ВК., и он дал мне ссылку на статью на вашем сайте: но я ранее уже читал ее, но у меня все равно остались некоторые вопросы, как например: во-первых, в статье по ссылке речь о трудниках, пришедших в монастырь потрудиться с дальнейшим намерением остаться в нем, начинающих, по сути, монашеский путь. Я же хотел пока только немного пожить в монастыре, потрудиться во славу Божию, пока что без цели дальнейшего монашеского пути своего. Во-вторых, в статье есть фраза «Получить благословение на трудничество в Раифской обители можно при личной беседе с наместником или благочинным монастыря». Но просто приехать в монастырь только для личной беседы несколько проблематично, поэтому я еще и хотел узнать, можно ли заранее обсудить вопрос возможного трудничества, чтобы, приехав в монастырь и получив благословение, сразу же приступить к труду? Где можно уточнить этот вопрос?

Заранее благодарю за внимание и надеюсь на ответ. С уважением, А.

Отвечает наместник Раифского монастыря игумен Гавриил (Рожнов):

– Добрый день. Срок пребывания трудника в монастыре, при условии соблюдения устава, неограничен и зависит от личного решения человека. Трудники (как те, кто хотят остаться в монастыре и вести монашеский образ жизни, так и те, кто хочет пожить какое-то время и укрепиться в духовной жизни) живут в отдельном корпусе на территории монастыря. Если документы в порядке и есть искреннее желание пожить в монастыре духовной жизнью, то проблем при поселении обычно не возникает, можете смело приезжать.

Скажите пожалуйста, а проживание трудников бесплатное? И какие документы нужно брать с собой? И при поселении по приезду, куда нужно обращаться по вопросу устройства? И что из вещей желательно брать с собой? Кроме того, не возникают такие ситуации, что трудников уже достаточно и свободных мест соответственно нет?

Отвечает наместник Раифского монастыря игумен Гавриил (Рожнов):

– Трудники проживают в Раифской обители бесплатно. Из документов при поселении требуется паспорт с пропиской. По приезду следует обратиться в службу охраны монастыря, которая находится непосредственно при входе в монастырь, на святых вратах. Из вещей желательно иметь комплект обуви и одежды, необходимый при выполнении различных хозяйственных послушаний: уборка в храме, работа в трапезной, на цветниках и др. В случае отсутствия необходимых обуви и одежды, их можно получить на складе монастыря, но лучше иметь свои, индивидуальные, которые удобны лично для вас. Мест для поселения трудников достаточно, поэтому проблем при поселении обычно не возникает.

Дополнительная информация

Молись и трудись, или паломничество в Оптину пустынь

На тему того, почему я поехал в паломничество можно много писать. Отпуск у меня был четыре недели и вариантов его проведения было много. Я давно собирался съездить в монастырь, ведь мой дух нуждается в укреплении, душа — в отдыхе от суеты, разум — в мудром совете, тело — в тренировке и дисциплине. Так вышло, что в последнее время часто слышал про Оптину пустынь и тамошних старцев, поэтому решил поехать именно туда (были планы поехать в Псково-Печерский монастырь и другие обители).

Вариантов паломничества было два — либо поехать как на экскурсию, либо пожить в ритме насельников и трудников монастыря. Я решил по возможности максимально погрузиться в жизнь Оптиной пустыни. Не просто съездить в обитель, но и потрудиться в ней.

О чем я думал…

Особо не готовился к поездке — позвонил в монастырь, спросил можно ли приехать потрудиться и могут ли меня разместить. Мне ответили согласием: «Нужно подойти к отцу Никону и он Вас определит куда-нибудь». Недолго думая, я заказал билет на поезд. Между прочим, из Челябинска до Оптиной дважды в неделю идет прямой поезд. Ехать нужно до Козельска, а время в дороге составляет 45 часов. Время в поезде было для меня очень полезным, так как в пути приходится себя во многом ограничивать, не остается возможности для лишних действий, а следовательно можно посвятить это время отдыху от всех суетных дел и спокойному чтению. С собой я взял всего две книги: Новый Завет и Псалтирь, а также молитвослов. Я был очень рад, что мне удалось почитать, ни на что не отвлекаясь.

В дороге меня посещали мысли — что меня ждет там куда я еду, получится ли разместиться и тому подобное. Думая об этом, я обращался мысленно к Всевышнему: «Господи, управь путь мой» и «да будет воля Твоя». Я настраивал себя на то, что будет так, как Бог определит.

И вот я доехал до 800-летнего Козельска. И вот выхожу я из поезда, вижу в нескольких метрах от меня, буквально напротив, стоит монах. В этот момент мысли и чувства смешались. С одной стороны, радость и удивление… С другой, кажется, что это вряд ли как-то связано со мной, что это просто совпадение… И, в конце концов, благодарность Богу.

Подхожу я к монаху, спрашиваю — как добраться до Оптиной пустыни. А сам в это время думаю, что он все же здесь не случайно=))) Монах рассказал, как добраться (говорит, что маршрутки должны ходить). Я пошел искать маршрутку и не нашел. Возвращаюсь обратно к нему, он спрашивает ну как…? Я говорю, что маршруток пока нет. Он говорит: «Поехали с нами, я из Оптиной пустыни». Я соглашаюсь. Мы садимся в «буханку» (УАЗик) и едем. В машине были еще один монах и послушник. Инок спрашивает меня откуда я — отвечаю, что из Челябинска. Он мне говорит я тоже из Челябинска… Мы смотрим друг на друга и скорее всего думаем о схожих вещах ))) Видно, что монах очень рад такой неожиданной встрече. И у меня в этот момент появилось очень теплое чувство: что Господь заботится о каждом из нас. Монах рассказал, что его зовут отец Паисий и что он иеромонах. Познакомил с другим иеромонахом и послушником. На вид отцу Паисию не больше сорока лет, он высокого роста, у него очень доброе и умиротворенное лицо. Мы пообщались в дороге с ним с большим воодушевлением. Отец Паисий расспросил меня о том, что сейчас происходит в Челябинске, а я от него узнал о том, к кому мне обратиться по размещению в монастыре, он рассказал и показал (как раз тогда, когда мы уже подъехали к Оптиной пустыни). На душе было очень радостно от такой встречи!

В монастыре

Вопрос с размещением решился практически моментально, несмотря на то, что был уже вечер пятницы. Меня разместили в келью где было всего три человека (в остальных более шести человек). Как потом выяснилось, наша келья была образцовой по дисциплине и порядку. Здание и сами кельи очень чистые, ухоженные, везде порядок.

Вскоре у нас завязалась беседа с братом Вячеславом. Он рассказал, мне, что в выходные проходят экскурсии и можно послушать о чем там рассказывают, что можно узнать подробнее о монастыре, его истории и людях, которые были здесь. Я так и сделал. На экскурсиях узнал много интересного. Одна из экскурсий была особенно важна — мне посчастливилось пообщаться с экскурсоводом (женщиной средних лет) после экскурсии. Она рассказала мне много интересного и направила меня «дальше». А дальше я встретил человека в монастыре, которому задал интересующий меня вопрос и он дал мне короткий, и ясный ответ на вопрос, который для меня очень важен.

Первое впечатление от Оптиной пустыни — это место где ценят порядок, дисциплину, смирение. Дисциплина тут действительно серьезная — и это очень полезно для мирян. Здесь ты либо очень быстро вольешься в существующий режим и научишься этому порядку и дисциплине, либо очень быстро покинешь место пребывания трудников. Ведя же себя ответственно — замечаешь другую сторону монахов (которые весьма требовательны к правильному выполнению правил и послушаний) — это любовь к смирению и любовь к ближнему. И ты понимаешь, что именно понуждение себя к труду, дисциплине, послушанию как раз и может вести к смирению, важнейшей составляющей богоугодной жизни.

Еще я заметил, что в обители очень почитают старцев, которые жили там и достигли духовных высот. Особенно почитают преподобного Амвросия Оптинского. В рассказе одного монаха я слышал, что святой Амвросий произвел практически революцию в жизни монастыря — тем, что он принимал простых людей, выслушивал их и помогал тем, у которых часто были житейские вопросы и трудности. Ему удавалось понимать людей разных социальных статусов, находить нужные слова и часто глубочайшие мысли, выражать их в короткой форме, часто прибегая к иронии.

К слову, за всю историю в Оптиной пустыни скопилось множество святынь. На территории монастыря расположено несколько храмов. Внутри обители предусмотрены специальные места, в которых покоятся мощи святых, а также тех, кто был тесно связан с монашеской общиной. Рядом с Оптиной расположен скит, где постоянно проживают монахи. В скит не пускают женщин, а мужчин допускают только по благословению. Вблизи монастыря расположены: трапезная и домики для паломников и трудников. Рядом с ними есть святые источники: преподобных Амвросия Оптинского (там очень чистая и вкусная вода), Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского (сюда мы каждый день ходили в обед и вечером после работы — для того, чтобы окунуться в ледяную воду — ведь это необыкновенно бодрит и укрепляет силы).

Диалоги с монахами

Да, эти беседы были интересными… Вообще, пожив в монастыре я понял, что монахи, конечно, как и люди все разные. Но все же я почувствовал общий дух любви, невзирая на то, что он часто бывает скрыт под внешней серьезностью, требовательностью и даже жесткостью.

Начну с того, что каждую неделю (по воскресеньям) проходят беседы с архимандритом Венедиктом (настоятелем Оптиной пустыни). На беседе он спрашивал у собравшихся: «Знаете ли вы заповеди Нового Завета?». Одни начали вспоминать десять заповедей Моисея, а другие — заповеди блаженств. Но даже второй вариант не являлся полным ответом на вопрос. Тогда нам начали объяснять, что весь Новый Завет состоит из заповедей (оказывается, их более ста), которые присутствуют в диалогах Иисуса Христа. Нам напомнили такую заповедь: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15)… И спросили: «Если вы заповедей не знаете, то как вы их соблюдете?» Чтобы исправить эту ситуацию, многим из присутствующих отец Венедикт подарил книжечку, которую печатают только под заказ в Оптиной пустыни, в которой как собраны все заповеди из Нового Завета. И мне посчастливилось получить такую…

Еще у нас были беседы с отцом Никоном, в течение многих лет изучающим богословие. Наши встречи отец Никон проводил в корпусе для трудников. Тема, которую мы рассматривали: «Грехопадение первых людей: причины, последствия и основные смыслы». Отец Никон, объяснил нам, что это фундаментальный вопрос, связанный со смыслом бытия человека. За три беседы, каждая из которых длилась более часа, мы даже не приблизились к началу изучения и понимания этого вопроса, так как у нас было множество сопутствующих вопросов, без объяснения которых нельзя понят следующие. И так мы общались и совместно искали истину, попутно духовно возрастая, чтобы воспринять ее во всей полноте.

О послушниках и о послушаниях

Я увидел совершенно разных людей — разных возрастов, социальных статусов. Те, с кем я познакомился и общался весьма интересные люди. Отрадно видеть близких по духу людей, с которыми можно пообщаться на духовные темы, у которых можно чему-то научиться. Такое общение я считаю очень полезным — ведь у каждого свой опыт в вопросах веры, каждый чему-то научился сам и другие могут учиться друг у друга. Особенно здорово, когда в разговорах присутствует юмор — и у нас его было предостаточно…

В Оптиной пустыни большое хозяйство, работы хватало всем. Я успел много чем позаниматься там, но, в основном, меня и многих других отправляли на поля с луком и с капустой — собирать урожай. По-началу было непросто. Во-первых, каждый день подъем в пять утра, затем утренние и вечерние службы (которые идут дольше, чем в городских приходах), плюс жаркое солнце и изнуряющий труд. Но с каждым днем становилось привычнее, а начиная с третьего дня, усталость ушла. На послушаниях я понял несколько важных вещей: во-первых важно правильно оценивать ситуацию и соответственно к ней относиться. Молитва на послушании дарит радость от любой деятельности. И, конечно, важен общий дух в коллективе. У нас в этом плане получилось так: первое время результаты нашей работы были не очень хорошими, то есть работа шла медленно, утомляла нас, мы делали ее некачественно, но постепенно все показатели начали улучшаться, включая настроение.

Делая такую простую работу мы учились многим важным вещам — дисциплине, трудолюбию и понуждению себя к труду, качественному исполнению поручений, взаимопониманию и взаимопомощи. Время от времени к нам приходил отец Давид, который строго следил за качеством работы. Он брал лопату и заново вскапывал уже пройденный участок сбора лука и находя не выкопанный лук говорил тому кто там работал: «Зачем ты сюда приехал? Для чего нужна такая работа? Научитесь хотя-бы здесь выполнять работу качественно»… На первый взгляд жестко, но точно. Смотря на тех, кто научился выполнять послушания ответственно, учишься этому сам.

Когда мы только пришли на поле с луком, объем работы виделся невероятно большим, все были уверены, что на сбор этого лука уйдет около месяца. Неделю спустя работы осталось на пару дней. Когда удается работать слаженно, то работа начинает приносить удовольствие и результаты соответствующие. Тут есть над чем подумать…

Зачем мне паломничество

Бывает, когда что-то делаешь, задаешься вопросом — все ли правильно ты делаешь. И, если проанализировав все стороны вопроса, ты с уверенностью можешь сказать «да», то на душе всегда становится спокойно. К примеру, когда я думал о том, как использовать оставшиеся две недели отпуска, я сопоставлял, что буду чувствовать когда к примеру буду находиться на море, когда буду там отдыхать и что буду чувствовать когда приеду обратно. Буду ли я чувствовать себя на отдыхе хорошо, ощущая действительный отдых? Не буду ли я в это время думать о чем-то еще, рассуждая о том, что можно было бы провести время более полезно? А вот причин поехать потрудиться и побывать (и пожить) в монастыре я вижу много.

Некоторое время назад, у меня сложилось понимание того, что я получаю радость от посильной помощи другим. Это первая причина для моего паломничества. Также хотелось узнать, как живут духовно опытные люди и сопоставить себя с ними. Выйти на время из мирской жизни и напитаться хотя бы в малой степени монашеским духом. Были и другие причины. Могу с уверенностью сказать: я рад, что поехал в Оптину пустынь, а не на море. А также рад тому, что поехал именно потрудиться — это разительно отличается от простого посещения монастыря.

Слава Богу за всё!

Денис Бабичев

ПРАВИЛА МОНАСТЫРЯ

Для того, чтобы стать претиндентом в трудники необходимо ознакомится с правилами поведения в обители, требованиями к труднику и заполнить анкету трудника:

1. Приём трудников, для проживания в монастыре, желающих потрудится во славу Божию (безвозмездно), в монастырь производится не постоянно, а только при насущной необходимости, и только на определённый монастырским начальством срок, при условии выполнения трудниками возлагаемых на них послушаний.

2. В качестве трудников, в монастырь принимаются только православные люди, для которых первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепится в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада монастырской жизни; люди, которые в свою очередь, восходя путём смирения, послушания и молитвы, конечной своей целью имеют стяжание с Божией помощью христианских добродетелей и Евангельского совершенства.

3. Трудник должен быть воцерковлён до приезда в монастырь, регулярно посещать церковные службы, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн, или начать процесс своего воцерковления.

4. Перед тем, как обратится в монастырь за благословением на своё трудничество, человек должен прежде получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или священника, у которого он постоянно исповедуется. Однако благословение своего духовника или священника, не является правом сразу приехать в монастырь, поскольку такое право может дать только руководство монастыря.

5. Необходимо привести письменное благословение своего священника или духовника или положительная характеристика из другой обители, где человек ранее трудничал, если таковая имеется.

6. Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать 65 лет.

7. Поскольку в монастыре отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжёлыми хроническими заболеваниями, которым может понадобится стационарная медицинская помощь. Дабы избежать заражения других, люди с инфекционными заболеваниями не принимаются. Поэтому монастырь принимает трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующие исполнению монастырских послушаний.

8. У трудника должен быть с собой действующий гражданский паспорт, постоянная регистрация по месту жительства, действующий на территории РФ полис обязательного медицинского страхования. У трудника, не являющегося гражданином РФ, кроме его паспорта, должна быть надлежащим образом оформлена действующая виза или миграционная карта.

9. Лицам желающие пребыть в качестве трудников и рассчитывающих трудничать в обители более 1 месяца, необходимо заранее сделать следующие медицинские документ: справки из психоневрологического, кожно-венерического, туберкулёзного, наркологического и «справку госпитальную».

10. Ни монастырь, ни местная администрация не располагают помещениями, персоналом, оборудованием и медикаментами для лечения или реабилитации лиц, страдающих наркотической, алкогольной зависимостью или психическими отклонениями или заболеваниями. Поэтому лиц, страдающих отмеченными недугами, в качестве трудников монастырь принять не может. В случае сокрытия факта какой-либо серьёзной зависимости, как только о ней станет известно, данный человек вынужден будет покинуть стены обители.

11. Монастырь не принимает лиц нетрадиционной половой ориентации, лиц негативно высказывающихся в адрес руководства православной церкви, лиц негативно настроенных против других наций или народов.

12. Монастырь так же не принимает лиц, по какой-либо причине укрывающихся от закона и правоохранительных и иных органов власти, или уклоняющиеся от срочной службы в армии, налогов и т.п. В случае, если такой факт будет обнаружен, то руководство вынужденно будет незамедлительно поставить в известность соответствующие органы власти.

13. Так как монастыре нет вещевого склада, то он не может обеспечить трудников спецодеждой, поэтому трудник должен привезти с собой полный комплект рабочей и личной одежды и обуви для работы в помещении и на улице, при любых погодных условиях и для соответствующего времени года, а так же необходимые ему средства гигиены и лекарства. В монастыре есть только медицинский кабинет с самыми простыми медикаментами.

14. У трудника с собой обязательно должна быть достаточная сумма денег для оплаты проезда как до монастыря, так на обратную дорогу домой. Монастырь денег на дорогу не выдаёт.

15. Трудник обязан взять из дома свои туалетные принадлежности (зубную пасту, мыло, шампунь и т.п.) на 1-ый месяц пребывания в монастыре.

16. Труднику, однажды досрочно покинувшему монастырь (самочинно), из-за нарушений монастырского режима, возникшей конфликтной ситуации и иной негативной причины (алкогольное опьянение и т.п.), может быть отказано в повторном приёме его как трудника. Данный человек, при наличии вышеперечисленных причин, может быть повторно принят, только после предъявления письменной рекомендации из другого монастыря о безукоризненном прохождении в нём трудничества в течении не менее полугода (при грубых нарушениях – более продолжительное время). При этом со дня выдачи такой рекомендации до дня прибытия в монастырь должно пройти не более 2-х недель.

17. Трудницы женского пола в наш мужской монастырь не принимаются, только в качестве паломниц.

17. Мужчинам, желающим получить благословение на приезд и узнать дату возможного приезда в монастырь, при наличии всех соответствующих документов, необходимо подать заявку, заполнив эту анкету.