Раскол на Украине

Содержание

На пороге раскола. Что происходит с Церковью на Украине

Религиозная ситуация на Украине вновь в центре внимания мирового сообщества. Идея действующего президента страны Петра Порошенко о независимой «Киевской церкви», похоже, выливается в масштабное противостояние, которое выходит за рамки внутрицерковных отношений. О том, к каким последствиям может привести попытка перекроить украинское православие по правилам извне, ТАСС рассказал один из главных российских специалистов по истории Церкви на Украине, историк, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко.

В чем причины конфликта?

Седьмого сентября Константинопольский патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине» назначил своих экзархов, то есть посланников, которые также могут восприниматься как надзиратели с властными полномочиями, в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата.

«До самого назначения в Киев посланников Константинопольского патриархата мы слышали от представителей Русской и Украинской церквей сдержанные комментарии. Это происходило не только потому, что до конца не верилось, что Константинополь от слов перейдет к делу, но и из-за нежелания Русской церкви спровоцировать разрыв отношений и стать причиной раскола. Теперь мы увидели реальные шаги во стороны Константинополя, «пробный шар» — нарушение нашего канонического пространства», — отмечает Владислав Петрушко.

«Даже если эти «экзархи» еще пока просто послы, «легаты», но их появление необходимо было согласовывать и с патриархом Московским Кириллом, и с предстоятелем Украинской православной церкви митрополитом Киевским Онуфрием, исходя из норм взаимоотношений между православными церквами», — добавляет он.

Какие православные организации сейчас действуют на Украине?

Единственная каноническая Украинская православная церковь (более 12 тыс. приходов и 200 монастырей) является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 27 октября 1990 года и выражено в благословенной грамоте /Томосе/ патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После распада СССР в конце 1991 года украинские политики стали предпринимать активные действия с целью отделения Украинской церкви от Русской. Их увещеваниям поддался тогдашний митрополит Киевский Филарет, заявив о создании национальной церкви — так называемого Киевского патриархата. Эта организация (около 5 тысяч приходов) до сих пор остается раскольнической и не признанной ни одной церковью мира.

В 90-е годы на Украине была возрождена и обновленческая организация Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), изначально созданная националистически настроенными священниками в 20-е годы XX века, а затем постепенно самораспустившаяся. УАПЦ также не признана никем и имеет на сегодняшний день около тысячи приходов. В данный момент Киевский патриархат и УАПЦ пользуются особым расположением украинских властей и претендуют на легализацию со стороны Константинопольского патриархата.

«Возможная схема такой легализации такова: Константинополь оспаривает решения, принятые еще в XVII веке, о передаче Киевской митрополии Московскому патриарху, добивается создания на Украине своей церковной юрисдикции, куда переходят все противные УПЦ МП группировки, а затем дарит автокефалию (независимость) своей «дочерней» структуре», — пояснил Петрушко.

Каковы возможные действия РПЦ?

По мнению Владислава Петрушко, Русская церковь должна будет дать адекватную оценку свершившимся действиям, не торопиться с разрывом отношений, но назвать все своими именами — объективно оценить действия патриарха Константинопольского Варфоломея с точки зрения канонов Церкви и опубликовать все исторические документы, подтверждающие юрисдикцию РПЦ над Киевской митрополией.

Дело в том, что на Архиерейском соборе Константинопольского патриархата, который прошел в Стамбуле 1–2 сентября, прозвучало, что Киевская митрополия была перенесена в Москву без санкции Константинополя, и, соответственно, заявлены права на управление ею. «Но, во-первых, она была перенесена сначала во Владимир, кроме того, есть сохранившийся соборный акт Константинопольского патриархата об официальном признании Владимира вторым кафедральным градом Русской церкви одновременно с поставлением туда святителя Алексия в 1354 году», — прокомментировал Петрушко.

Синод Русской православной церкви выразил в связи с назначением посланников Константинополя в Киев протест, заявив, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов» и ответные шаги последуют в ближайшее время. Московский патриархат может разорвать отношения с Константинопольской церковью в случае легализации ими украинских раскольников.

В каких отношениях православные церкви находятся с Константинополем?

15 поместных православных церквей мира обладают равенством, но так сложилось исторически, что у патриарха Константинопольского есть так называемое первенство чести, которое не означает верховенство над православными церквями.

Однако на прошедшем Архиерейском соборе патриарх Варфоломей много говорил о своем «первенстве». Оно основывается на 28-м правиле IV Вселенского Халкидонского собора и усваивает патриарху Константинополя второй по чести статус после римской кафедры в силу того, что Константинополь — имперский город царя и правительства. «Сейчас же имперской столицы Константинополя уже нет. С чего же вдруг фанариоты сейчас решили распоряжаться судьбой православного мира, где сейчас есть 15 полноправных поместных православных церквей?» — задается вопросом эксперт.

Были ли подобные конфликты в истории?

В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую «Живую церковь», которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии — по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине.

В 1993 году при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата — около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения.

«Сейчас же на Украине идеально сошлись интересы трех сторон. Во-первых — режима Порошенко, для которого это возможность повысить рейтинг или даже создать такую «горячую» ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны — интересы наших «западных партнеров», которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи — разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней «духовной скрепы». Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти», — отмечает Владислав Петрушко.

Что значит для Украины «автокефалия»?

Для простых верующих на Украине уже 25 лет само слово «автокефалия» ассоциируется с расколом, ведь все это время о ней говорили так называемый Киевский патриархат и националисты. Будет ли создана новая автокефальная церковь или это будет вариант Константинопольской юрисдикции с неопределенным обещанием предоставить автокефалию — пока неясно.

«Государственная власть может начать загонять верующих канонической церкви в новую юрисдикцию. Но если уж покусятся на крупнейшие святыни, например Киево-Печерскую лавру, то тут народ уже может более радикально выразить свое неприятие, — уверен Петрушко. — Противостояние на религиозной почве может вылиться против действующего президента Украины, который, наверное, не вполне осознает масштаб возможных последствий своих действий по созданию независимой Церкви».

Украинская Церковь — что происходит

Особый статус — во избежание спекуляций

30 ноября на проходящем в Москве Архиерейском Соборе Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий заявил о необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви.

Обеспокоенность Митрополита Онуфрия вызывает активизация «некоторых общественно-политических сил, которые предпринимают попытки дискредитировать Украинскую Православную Церковь в глазах украинского общества, спекулируя ее, как они утверждают, «несамостоятельным» статусом». По словам главы УПЦ, они игнорируют особый статус Украинской Православной Церкви, обусловленный определением Архиерейского Собора РПЦ 1990 года, и при этом ссылаются на ныне действующий Устав Церкви.

«Поэтому сегодня, во избежание дальнейших спекуляций, направленных на подрыв авторитета Украинской Православной Церкви в глазах миллионов украинцев, представляется необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви, выделив его в Уставе Русской Православной Церкви», — отметил Митрополит Онуфрий.

Фото свящ. Игорь Палкин. foto.patriarchia.ru

Изменения — только в документах

Патриарх Кирилл и участники Архиерейского Собора единогласно подтвердили независимый статус Украинской Православной Церкви.

По сути ничего не изменилось, но теперь в Уставе Церкви прописано, что центр управления УПЦ находится в Киеве.

Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) рассказал «Правмиру», что обращение Митрополита Онуфрия к Архиерейскому Собору по поводу отражения особого статуса УПЦ и принятие Собором этого предложения является всего лишь документальное закрепление уже существующего и действующего статуса.

«На самом деле просто произошло приведение внутрицерковных документов, в частности Устава Русской Православной Церкви, в соответствие с реальным положением дел», — так прокомментировал «Правмиру» этот вопрос заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич.

Глава раскольников обратился к Русской Церкви

В тот же день, 30 ноября, глава не признанной Украинской Церкви Киевского Патриархата, патриарх Филарет (Михаил Денисенко) направил обращение в адрес проходящего в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион разъяснил суть письма главы «Киевского Патриархата» и отметил, что одно из СМИ «в своем сообщении неграмотно передало суть письма:

«Понятие «помилования» не входит в канонический лексикон Православной Церкви и не было употреблено в полученном письме. В нем содержалась просьба об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами»», — пояснил митрополит Иларион.

После попыток «Киевского Патриархата» отрицать факт обращения, Церковь подтвердила подлинность письма. Затем письмо было опубликовано и на сайте Киевского Патриархата».

Создана комиссия для переговоров с раскольниками

Архиерейский Собор заслушал обращение Михаила Денисенко и принял Определение в связи с данным обращением, в котором воспринял его, как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью.

Кроме того, Собор создал комиссию для переговоров с представителями самопровозглашенного «Киевского Патриархата».

Оценки в отношении обращения Михаила Денисенко разнятся. Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич, вошедший в созданную Собором комиссию для переговоров с представителями самопровозглашенного «Киевского Патриархата», назвал обращение приятной новостью, но призвал сдержанно отнестись к ее перспективам. Протоиерей Игорь Прекуп рассматривает обращение Михаила Денисенко скептически и не верит ему.

Фото: Сергей Власов/Патриархия.ru

«Киевский патриархат»: Анафема не канонична, покаяния не будет, нужна автокефалия

1 декабря пресс-служба «Киевского Патриархата» назвала «признание автокефалии Поместной УПЦ Киевского Патриархата» — «единственной конечной целью» диалога с Московским Патриархатом.

Решения Соборов относительно «снятия сана» (1992 г.) и «анафемствования» (1997 г.) Михаила Денисенко «Киевский Патриархат» называет недействительными и не каноничными и призывает Архиерейский Собор признать их таковыми.

«Следствием такого решения должно стать создание предпосылок для признания Русской Церковью автокефалии Поместной Украинской Православной Церкви и объединения украинского православия вокруг Киевского Патриаршего Престола – что есть и всегда было единственной конечною целью диалога УПЦ КП с Московским Патриархатом», – говорится в сообщении.

При этом отмечается, что «Патриарх Филарет никогда не признавал, не признает и не будет признавать себя в них виновным, а потому не имеет основания в этом раскаиваться».

Бывший митрополит Филарет отрицает примирение и требует автокефалии

На брифинге в Киеве 1 декабря глава «Киевского Патриархата» заявил, что его неправильно истолковали:

«Мы постоянно говорим о том, что Украине нужна единая поместная православная церковь. Ради этой цели мы и пошли на примирение. Но, как вы знаете, примирения на состоялось потому, что Собор (проходящий в Москве Архиерейский Собор — Правмир), воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и не на решения вопроса об автокефалии, а на то что, что якобы мы хотим вернуться в лоно Русской Церкви».

Бывший митрополит Филарет также заявил,что не намерен каяться:

«Я заявляю твердо: никакого покаяния в том, что выбрал путь украинской автокефалии — не было нет и не будет. Бог дал нам государство, и в нем должна быть независимая Православная Церковь. Это аксиома».

Он также подчеркнул невозможность «возвращения в Московский Патриархат»:

«Эта борьба шла на протяжении 25 лет. Теперь, когда ко мне обратились о примирении, я пошел на то, чтобы мы примирились, но обговорили автокефалию. Но вышло иначе. Нас хотят пригласить на переговоры по возвращению в Московский Патриархат».

«Я хочу заявить в первую очередь Патриарху Кириллу и московскому епископату, что никогда Украинская Церковь не вернется к Московскому Патриархату. Потому что мы имеем свое государство и хотим независимую церковь, — отметил глава непризнанного «Киевского патриархата».

Украинская Церковь сегодня — война, раскол и антицерковные законопроекты

Выступая с докладом на Архиерейском Соборе Предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий сообщил, что в зоне боевых действий продолжает оставаться 5 епархий Украинской Православной Церкви – Донецкая, Горловская, Северодонецкая, Луганская и Ровеньковская. Он отметил, что все священнослужители этих епархий «заслуживают слов особой благодарности за свое жертвенное служение, а миряне — за твердое стояние в Православной Вере и сохранение церковного единства».

Синодальный отдел по социально-гуманитарным вопросам, а также епархии УПЦ собрали и отправили в зону боевых действий около 600 тонн гуманитарной помощи. Помимо этого Церковь сотрудничает с международными и украинскими благотворительными организациями. Адресная помощь жителям Донецкой и Луганской областей оказывается через общины православных храмов.

Фото: orthoview.ru

Блаженнейший Онуфрий также рассказал, что в настоящее время в Верховной Раде Украины рассматривается ряд законопроектов, касающихся общественной морали и деятельности религиозных организаций. Часть из них можно считать положительными, однако три законопроекта по словам Главы УПЦ, «не проходили общественных обсуждений и являются дискриминационными, ибо существенно сужают права религиозных организаций и предусматривают вмешательство в их деятельность». Митрополит Онуфрий отметил, что «по некоторым из них есть экспертные заключения, согласно которым они противоречат нормам международного права и Конституции Украины».

Он рассказал, что 18 мая 2017 года в Киеве, на площади перед Верховной Радой, более 10 тысяч верующих нашей Церкви «провели молитвенное стояние и просили депутатов не принимать антицерковные законопроекты № 4128 и № 4511». В этот же день в Раду было направлено обращение «с просьбой не принимать эти дискриминационные законопроекты».

Как отмечает Митрополит Онуфрий, законопроекты «имеют не только антицерковный, но и антигосударственный и антинародный характер, и их принятие может привести к религиозной вражде, кровопролитию на религиозной почве, дискриминации и нарушению свободы совести и вероисповедания».

Как уточнил Глава УПЦ, речь идет о законе № 4128 об изменения религиозными общинами своей подчиненности, законе № 4511 об установлении особого статуса для религиозных организаций и о законе № 5309 относительно названия религиозных организаций, входящих в структуру религиозной организации, руководящий центр которой находится в государстве, признанном государством-агрессором.

Верховная Рада планировала рассмотреть эти законопроекты в мае 2017 года, однако позднее было заявлено, что парламент пока не будет рассматривать эти документы, так как нет необходимого количества голосов для их принятия. Тем временем на Украине было собрано более 300 тысяч подписей в защиту УПЦ от «антицерковных законопроектов».

Раскол на Украине Митрополит Онуфрий назвал «неуврачеванным». И отметил, что «сложная социально-политическая обстановка в нашей стране привела к еще большему ухудшению взаимоотношений между нашей Церковью и теми, кто уклонился в раскол».

Митрополит Онуфрий рассказал, что в последнее время религиозная обстановка особенно ухудшилась в Ивано-Франковской епархии, где представители Украинской Греко-Католической Церкви «путем применения грубой физической силы, начали отбирать храмы у наших общин». Во многих населенных пунктах религиозные общины, лишенные своих храмов, приступили к строительству новых. К сегодняшнему дню возведено 3 новых храма в Ровенской, Волынской и Тернопольской областях, на стадии сбора средств и строительства находятся еще несколько храмов в проблемных регионах на Западе Украины.

Справка:

«Украинская православная церковь Киевского патриархата» — церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской митрополии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

Церковный раскол на Украине: Филарет выходит из ПЦУ и создает новую церковь

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Бывший глава непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет провозгласил возрождение этой церкви, а себя — ее патриархом.

В декабре прошлого года УПЦ КП заявила о своем самороспуске и вливании в новую церковь — Православную церковь Украины (ПЦУ), которая позже получила томос об автокефалии (грамоту о признании) от Константинопольского патриархата.

Фактически это означает, что на Украине будут одновременно существовать церковь Московского патриархата, находящаяся в духовном единстве с РПЦ; ПЦУ, которую признает только церковь Вселенского патриархата; и УПЦ КП, которую не признает вообще никто.

  • ПЦУ не вынесет двоих. Выдержит ли новая украинская церковь ссору Филарета и Епифания?
  • Украинская церковь: Москва разрушает единство православных

Филарет назвал свою церковь «настоящей украинской» и добавил, что в скором времени в ее состав перейдут священники и верующие ПЦУ, которую Филарет считает «зависимой от греков».

В ПЦУ предпочитают не говорить о расколе в своих рядах, называя шаг Филарета «выделением небольшой группы верующих в новую структуру». В следующий понедельник эту ситуацию рассмотрят на заседании синода ПЦУ.

Источник Би-би-си во Вселенском патриархате заявил, что Константинополь наблюдает за действиями Филарета и ПЦУ и считает эту ситуацию внутренним вопросом украинской церкви.

Спасибо за Томос, но…

О намерении Филарета провести собор, на котором он провозгласит возрождение Киевского патриархата, было известно уже несколько недель.

На прошлой неделе в Киеве состоялся форум «За Украинскую православную церковь! За Киевский патриархат!», участники которого, в основном не известные широкой общественности, призывали называть Филарета «равноапостольным», и на котором иерарх заявил о намерении провести такой собор 20 июня.

По словам Филарета, в мероприятии приняли участие 200 делегатов, в том числе трое из примерно 60 епископов ПЦУ. Впрочем, Филарет анонсировал рукоположение необходимого количества новых епископов в ближайшее время.

  • Объединительный собор Украинской церкви: как все прошло и кто такой митрополит Епифаний

Собрание, которое состоялось во Владимирском соборе в центре Киеве, постановило отменить решение от декабря прошлого года о ликвидации церкви Киевского патриархата.

«Собор благодарит Вселенского Константинопольского патриарха Варфоломея и всех архиереев Матери-Церкви за попытку решить украинскую церковную проблему, но нас не устраивает содержание Томоса об автокефалии», — говорится в тексте решения.

Ранее Филарет заявлял, что томос, предоставленный Вселенским патриархом украинской церкви, ставит ее в зависимость от Константинополя, а он сам подписывал согласие на ликвидацию Киевского патриархата, будучи неосведомленным о содержании этого документа.

Собор во главе с Филаретом заявил, что возрожденная УПЦ КП претендует на все имущество, ранее принадлежавшее этой церкви. Позже сам иерарх заявил, что не собирается «воевать за имущество» и рассчитывает, что в скором времени епархии ПЦУ перейдут в лоно его церкви добровольно.

«Кто от кого откололся? Мы с 1992 года существуем, а они (ПЦУ) с 2018-го… Это они откололись, но (к нам) придут», — заявил Филарет.

«Не воспринял новую реальность»

«Никаких последствий для ПЦУ — ни юридических, ни канонических — это собрание не имеет», — заявил журналистам заместитель главы управления внешних церковных связей ПЦУ архиепископ Евстратий.

По его словам, мотивацией действий Филарета является стремление подтвердить на деле его высказывание «Я буду патриархом до смерти».

«Чтобы быть патриархом, нужно иметь патриархат. Он создает патриархат вокруг себя», — резюмировал Евстратий.

  • Экзарх Константинополя на Украине: нельзя делать церковь заложницей чьих-то амбиций

При этом представитель ПЦУ допустил, что синод этой церкви не будет налагать на Филарета и поддержавших его епископов и верующих канонические наказания.

» они не принадлежат к ПЦУ, и мы не несем за них ответственности. Мы же не применяем санкций к Онуфрию или Кириллу», — добавил Евстратий.

Накануне архиепископ Евстратий объяснил возможные действия Филарета, направленные на возрождение УПЦ КП, «необратимыми возрастными изменениями» в организме 90-летнего иерарха.

«Как человек такого солидного возраста… он не воспринял новую реальность», — заявил Евстратий в интервью изданию «Новое время».

Филарет против Епифания

Провозглашение Филаретом возрождения УПЦ КП стало кульминацией конфликта этого иерарха с предстоятелем ПЦУ, 40-летним митрополитом Епифанием.

Филарет, которого Константинополь не хотел видеть во главе новой церкви, лоббировал избрание предстоятелем ПЦУ своего протеже Епифания. При этом, утверждает Филарет, условием его отказа от баллотирования в предстоятели стало то, что именно он будет руководить внутренней жизнью церкви, а Епифаний будет представлять ее во внешних сношениях. После избрания Епифания, утверждает Филарет, эти договоренности, гарантом которых был президент Петр Порошенко, не были реализованы, и его устранили от управления церковью.

Media playback is unsupported on your device Филарет: не хочу, чтобы Кирилл был в аду

После этого Филарет начал критиковать положения томоса об автокефалии, которые, по его словам, не дают ПЦУ должной независимости от Константинополя, и выступал за созыв поместного собора, который изменил бы устав этой церкви. Источники Би-би-си в ПЦУ утверждают, что в этих изменениях Филарет планировал прописать сильные полномочия для «почетного патриарха ПЦУ», то есть, для себя.

В конце мая синод ПЦУ принял заявление о полной поддержке действий Епифания: за нее проголосовали все члены синода, кроме Филарета.

На протяжении последнего месяца Филарет и Епифаний конфликтовали за контроль над несколькими храмами Киева, а Филарет своим указом запретил в священнослужении одного из ближайших соратников Епифания, ректора Киевской богословской академии протоиерея Александра Трофимлюка.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Заявление Филарета стало кульминацией его конфликта с предстоятелем ПЦУ, митрополитом Епифанием

Собеседники Би-би-си в окружении Филарета утверждают, что иерарх уверен в будущем успехе своего предприятия. Сам Филарет напоминает, что в начале 1990-х, в начале существования церкви Киевского патриархата, рядом с ним находился всего один епископ.

Источник Би-би-си в ПЦУ рассказал, что в церкви ожидали подобного демарша от Филарета и готовились к нему.

Здесь говорят, что несмотря на очевидные негативные последствия этого шага для ПЦУ в нем есть и некоторый позитив.

«Во-первых, теперь уже точно никто не считает Епифания марионеткой Филарета. Во-вторых, обнадеживает, что Филарета поддержало настолько малое количество епископов. Мы увидели, кто за нас, а кто держал камень за пазухой. Теперь мы сможем увереннее идти вперед», — говорит собеседник Би-би-си.

Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию

Украина давно уже не является первым пунктом российских новостей, а только одним из многих. Сейчас, если просмотреть, что обсуждают соцсети, сразу видно, что есть и другие актуальные вещи: Трамп, Сирия, пенсионная реформа, Скрипали, санкции, клип Киркорова и Баскова, наконец.

В поле российских церковных медиа до недавнего времени происходило то же самое, достаточно пересмотреть заголовки новостей и статей за последнее время. И когда представители Константинопольского Патриархата внезапно сделали ряд крайне резких высказываний, это сперва ничего не изменило, вплоть до момента назначения в Киев двух экзархов.

Только сейчас многие начинают понимать, что произошло что-то серьезное. Но, как следует из множества обсуждений, люди часто просто не представляют реалии в которых оказались верующие Украинской Православной Церкви.

Дмитрий Марченко. Фото — Ольга Домбровская Потому, мне, прихожанину УПЦ, проживающему в Киеве, хотелось бы показать ситуацию изнутри, из самого эпицентра.

Например, сейчас в блогерской среде можно все чаще услышать: «Да дайте им наконец автокефалию, это решит все проблемы!»

Разочарую. Не решит. Давайте посмотрим на эти проблемы честно и без прикрас.

Гипотетическая автокефалия Украинской церкви порой преподносится как лучшее средство от раскола. Те, кто так считают, просто не понимают специфику украинского раскола. Под церковным расколом обычно понимается ситуация, когда от единой Церкви отделяется некая часть духовенства и мирян, как правило по причинам догматическим. Но украинский раскол нельзя сравнить ни с расколом 1054 года, ни со старообрядческим расколом XVII века. Здесь все иначе.

Просто напомню ситуацию. Когда на рубеже 80-90-х годов прошлого века на Западной Украине начались массовые захваты православных храмов со стороны униатов, некоторые представители духовенства решили, что их не тронут, если они останутся православными, но отойдут от Москвы. Во всяком случае, именно так тогда мотивировали свои действия автокефалисты.

Я не стану сейчас пересказывать историю автокефальных «церквей», поскольку за перечислением всех этих «Украинских Православных Автокефальных Церквей», «Украинских Православных Автокефальных Церквей Соборноправных» и прочих «Киевских Патриархатов», их объединений и делений, можно потерять суть.

А суть такова: пара-тройка бывших архиереев РПЦ создают свою совершенно новую иерархию и рукополагают свое совершенно новое духовенство. На сегодняшний день, эти структуры представляют собой деноминации, никак не связанные своим прошлым ни с РПЦ вообще, ни с канонической УПЦ в частности. Таким «прошлым» остается разве что Филарет Денисенко.

Иными словами это даже не раскол, а своего рода филетическая секта. Самым главным отличием этого раскола является отсутствие догматических споров. Богословие здесь вообще не играет никакой роли. Украинских раскольников всех мастей объединяет только одно — филетизм и ненависть к Москве.

Среди верующих УПЦ есть люди разных политических взглядов, но их объединяет главное — вера в Христа. У раскольников же вера вторична на фоне главного фетиша в виде национализма.

Эти люди систематически захватывают наши храмы, избивают наших священников и верующих, натравливают на нас радикальных националистов, клевещут и обвиняют в государственной измене. Потому у нас и вызывает недоумение, когда какой-нибудь околоцерковный публицист внезапно начинает переживать не о судьбе гонимых братьев, а о судьбе их гонителей и предлагает дать УПЦ автокефалию, чтобы создать национально озабоченным личностям с тонкой душевной организацией, так страдающих от одной только возможности поминовения Патриарха всея Руси, комфортные условия для возвращения в Церковь.

Но вот в чем проблема, они по сути никогда и не были в Церкви. То есть речь о возвращении не идет.

Наши священноначалие постоянно подчеркивает: преодоление раскола возможно только после покаяния раскольников. И оно происходит. Отдельные лица время от времени приходят в Церковь с покаянием, и она принимает их. Принимает именно живых людей, осознавших всю беду и грех раскола. И здесь нужно быть реалистом. Всех привести в Церковь не получится. Тем более, из среды полной ненависти. И уж тем более, закрыть глаза и сделать вид, что этой ненависти нет, не получится.

Нам по сути предлагают принять в евхаристическое общение без всяких условий собственных нераскаянных гонителей (а их «духовенство» желательно еще и в «сущем сане»). Тех, для кого раскол это не проблема, а насущная необходимость. Они свою беду не осознают. И проблема этих людей не в том, что они якобы слишком любят Украину, а в том, что они ненавидят Москву больше, чем любят Украину и Бога.

Теперь об автокефальном статусе.

Сама по себе автокефалия, предоставленная РПЦ, не означает ее автоматического признания со стороны того же Константинополя и установления мира. Стоит ли снова напоминать судьбу Православной церкви Чешских земель и Словакии, которая получила автокефалию от Московского Патриархата еще в далеком 1951 году? Фанар не признавал эту автокефалию почти полвека и только в 1998 году выдал собственный томос, после чего константинопольские представители стали вести себя на канонической территории Чешской церкви, как у себя дома. Очевидно, что гипотетическую украинскую автокефальную церковь ждет та же участь. Не говоря уже о любой другой структуре, созданной самим Константинополем, будь то автономия или экзархат.

Эти летом священноначалие УПЦ в лице епископов – участников архиерейского совещания заявили, что существующий статус УПЦ вполне достаточен для совершения миссии среди народа Украины.

Я бы еще отметил, что этот статус единственно возможен в современной ситуации, когда в нашей стране идет братоубийственная война и верующие находятся по разные стороны фронта.

Украинская Православная Церковь совершенно самостоятельна в своем управлении, более самостоятельна, чем некоторые автокефальные церкви. Но, при этом, ее епископат может принимать участие в Архиерейском Соборе всей РПЦ, а Митрополит Киевский — постоянный член Священного Синода Русской Церкви. Такой статус, сам по себе уникальный, позволяет максимально использовать миротворческую миссию Церкви. Отнимать его, значит усугублять проблемы.

Но самый главный вопрос: а сможет ли церковный народ принять автокефалию, которая заведомо означает объединение со своими гонителями, которые теперь могут получить от Константинополя канонический статус? От того самого Константинополя, который ранее неоднократно декларировал поддержку канонической Украинской церкви, а теперь внезапно отказался от своих слов ради собственных амбиций.

Чаще всего речь о том, чтобы «отдать» Украинскую Церковь можно услышать от представителей московской околоцерковной «либеральной» тусовки, чье представление об украинских церковных проблемах строится на фантазиях такой же тусовки, только киевской. Каждый как правило общается с себе подобными. Но автокефальные мечтатели из Киева видят и слышат только себя. Нам же приходится общаться с людьми разных слоев со всей Украины. И с архиереями, и со священниками, с монахами и мирянами. У всех разные взгляды, чаяния, опасения и надежды. Еще раз повторю, все гораздо сложнее, чем видится некогда популярным миссионерам, переквалифицировавшимися в скандальных блогеров и бывших чиновников Патриархии, ставших фрондерами.

Сколько верующих Украинской Православной Церкви выходило на крестные ходы во всех городах Украины в дни Крещения Руси, видел весь мир. Тех верующих, которых сейчас хотят загнать в гетто. Это миллионы живых людей. Тех людей, которые из поколения в поколение живут на этой земле, чьи деды, прадеды пережили гонения и те, кто теперь переживают их сами.

Уступить сейчас гонителям, уступить амбициям фанарских архиереев, уступить тем, кто этих самых архиереев подталкивает к конфронтации, означает лишь одно — отдать Украинскую Православную Церковь, которая и так подвергается гонениям, на полное растерзание.

Как только на территории Украины появится параллельная формально каноническая структура, которая не имеет отношения к Русской Православной Церкви, уже существующая каноническая Церковь может быть просто объявлена вне закона, о чем не раз говорилось представителями власти. И, если до сих пор все захваты храмов считались делом, как минимум спорным с юридической точки зрения, то теперь все захваты получат санкцию государства. И мы с этим не сможем сделать ничего, разве только умереть, защищая свои святыни.

Год без Константинополя. Как создание новой церкви на Украине изменило православный мир

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда назвал прекращение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом безальтернативным для РПЦ решением. «Именно Фанар (исторический район в Константинополе, где расположена резиденция Константинопольского патриарха — прим. ТАСС) своими действиями разорвал отношения с Русской церковью, мы лишь констатировали свершившееся. Разделение — это всегда скорбь, но ничем невозможно оправдать восстановление общения с раскольниками, самосвятами, без покаяния принятыми в лоно Константинопольским Патриархатом», — сказал он ТАСС.

Русская церковь, заявил председатель Синодального отдела, всегда свидетельствовала о том, что антиканонические действия Фанара могут принести только новые разделения, а не преодолеть раскол. «Последовавшие преследования чад канонической Украинской церкви — в том числе и результат политики Константинополя. Невозможно находиться в евхаристическом единстве с теми, кто несет прямую ответственность за страдания наших собратьев на Украине. Мы верим, что путь для восстановления единства и братства в православном мире всегда остается открытым, если вернуться к соблюдению канонов», — добавил Легойда.

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), специалист по истории церкви на Украине Владислав Петрушко полагает, что решение о разрыве молитвенного общения для РПЦ было вынужденным, но продиктованным исключительно каноническими соображениями. «Даже если оставить в стороне вопрос о том, насколько законны хиротонии (рукоположения в священнический сан — ТАСС) Филарета (Денисенко) в состоянии не то что запрета, а анафемы — там есть люди, которые пришли из так называемой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), у которых вообще истоки их положения более чем мутные. Там изверженный из сана Викентий Чекалин, бывший диакон, рукополагал, там еще такие персонажи, которые ни при каком раскладе не могут считаться носителями архиерейской хиротонии, такие лица приняты в общение. <…> Разрыв — это была совершенно оправданная мера», — рассказал историк.

Раскол уже перешагнул границы Украины, считает Петрушко. По его мнению, если предстоятель Элладской православной церкви архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним начнет поминать Епифания на литургии вместе с предстоятелями других поместных церквей, «то, к сожалению, Элладская церковь присоединится к Константинополю и в отношении нее могут быть приняты такие же меры». «Поэтому, увы, можно констатировать, что раскол расширяется и может затронуть уже весь православный мир», — заключил историк.

Положительные последствия

По мнению ведущего научного сотрудника и руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиоведа Романа Лункина, у разрыва есть и положительные последствия. «ПЦУ, признанная патриархом Варфоломеем, оказалась в еще более запутанном каноническом положении — при президенте Владимире Зеленском эта церковь осталась без помощи власти, до конца не отделилась от Киевского патриархата, а насколько готова интегрироваться с Фанаром, остается непонятным», — считает Лункин.

Это решение, полагает он, стало еще и поддержкой для духовенства и верующих канонической Украинской православной церкви (УПЦ). «Отсутствие такой поддержки со стороны РПЦ было бы предательством интересов УПЦ, которая осталась один на один с националистами и безумными политиками. И это было бы началом конца УПЦ. Так что очень хорошо, что упрямый патриарх Варфоломей не оставил тогда почвы для игр в церковную дипломатию», — добавил эксперт.

По его мнению, в контексте разрыва отношений Московского и Константинопольского патриархатов важным историческим шагом стало присоединение к РПЦ большей части Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе.

Будущее не определено

За исторической полемикой о канонах могут скрываться давние политические интересы, считает первый вице-президент Центра политического анализа Алексей Макаркин. «Москва и Константинополь — это давние конкуренты, и в течение ХХ века они обменивались разными ходами, <…> не очень дружественными. Например, <…> в Эстонии сейчас две параллельные юрисдикции, есть Московская и есть Константинопольская. <…> Конкуренция между двумя церквами носит длительный характер», — сказал он ТАСС.

Макаркин полагает, что разрыв с Константинополем был необходим не только по каноническим основаниям. «Украинской православной церковью Московского патриархата <…> автокефалия была воспринята резко негативно — с протестующими верующими, значительной частью клира и епископата, самыми верными и преданными. <…> Можно было уступить, но эта уступка была бы расценена как признание поражения и повлекла бы за собой рост автокефалистских настроений в других частях Московского патриархата, например в Белорусской православной церкви, сейчас эти настроения очень слабые, хотя уже есть. <…> Если бы Москва <…> пошла навстречу чужим, свои почувствовали бы себя преданными и брошенными», — сказал он.

По его мнению, разрыв с Константинополем был призван напомнить поместным церквям о серьезности проблемы украинского раскола. «Москва рассчитывала, что, пойдя на разрыв с Константинополем, предотвратит признание ПЦУ другими церквами. Говоря политическим языком, резко повысила ставки: мы настроены решительно, серьезно», — считает Макаркин.

Однако решительные действия, сказал политолог, могут привести РПЦ в тупик. «Теперь уже Московский патриархат оказывается перед непростым решением — что делать дальше? По логике дальнейших событий, надо отказываться и от признания Элладской церкви. <…> История с Элладской церковью может запустить процесс признаний, обмены ударами будут продолжаться, с Константинополем урегулировать отношения вряд ли удастся в сколько-нибудь обозримой перспективе», — подытожил он.

Церковный раскол на Украине

Прежнее руководство Украины с момента прихода к власти в феврале 2014 года активно продвигало идею о создании в стране поместной православной церкви, которая не была бы связана с каноническим Московским патриархатом. В апреле прошлого года экс-президент Петр Порошенко лично обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой предоставить украинской церкви автокефалию, его обращение было поддержано парламентом.

15 декабря в Киеве представителями Константинопольского патриархата при активном участии украинской власти был проведен так называемый объединительный собор, на котором две раскольнические организации — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь — объявили о создании так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ). 6 января Константинопольский патриарх передал главе ПЦУ митрополиту Епифанию томос об автокефалии. РПЦ считает и томос об автокефалии, и «объединительный собор» в Киеве канонически ничтожными.

Новый раскол ПЦУ

20 июня 2019 года под началом главы раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета был проведен поместный собор УПЦ КП, на котором было отменено постановление о ликвидации УПЦ КП, принятое по требованию патриарха Константинопольского Варфоломея 15 декабря 2018 года. Собор постановил, что УПЦ КП зарегистрирована госорганом и продолжает свою деятельность, продолжает быть владелицей всех денег и всего имущества, а ее главой остается патриарх Филарет. В ПЦУ поместный собор УПЦ КП назвали неуставным, не имеющим «канонических и юридических последствий».