Рассказ из детской Библии

Урок «Что такое Библия?»
Заинтересовка:
Если у вас есть возможность, то приобретите какую- нибудь вещь, которую нужно будет собрать (в отделе рукоделия) снимите все наклейки и уберите инструкцию. Выложите детали перед детьми и спросите что это, и что с ним делать. Среди детей найдется кто-нибудь, который спросит, а где коробка или картинка. Вот тут и объясните, что в жизни точно так же, мы часто не знаем что и как нам делать, и нам нужна инструкция. Библия, как раз и есть инструкция для жизни. Дайте детям инструкцию и возможность сложить вещь правильно.

Основная часть:
(излагает учитель)
1. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ЕЕ ПИСАЛИ 40 ЧЕЛОВЕК.


Знаешь, Библия – это письмо Бога к тебе, но чтобы ее написать, Он использовал людей. Бог находил благочестивого человека, которому открывал что написать. Например пророк Иеремия. Прочитать Иеремии 30:2 «так говорит Господь…. напиши себе все слова…» b. Таких людей было около 40. Они были из разных сословий: были знатные цари, пастухи, государственные деятели и простые рыбаки. Главное для Бога не было как богат человек или образован, Он смотрел на сердце способное услышать и передать. Библия состоит из двух частей. Кто знает, каких? Правильно! Из Ветхого и Нового Заветов. Еще Библия состоит из небольших книг. Их очень много – 66. Вот такое длинное письмо Бог написал тебе – Библию. Предложение-связка: Ты, наверное, подумаешь: «Библию писали так долго, так много разных людей. А можно ли доверять всему, что там написано? Вдруг люди что-то перепутали?»
2. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ВСЕ, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО, – ПРАВДА.


Хотя Библию писали люди, но все, что там написано, – это правда, потому что это сказал Бог. Дух Святой, Который живет в тебе и во мне, также жил и в этих людях. И Дух Святой говорил им Слова, которые Бог хотел записать в Библии. Так что ты можешь не сомневаться: все, что в Библии написано, – правда. Бог писал эту книгу для тебя. Предложение-связка: А как ты думаешь, зачем Бог написал тебе такое длинное письмо – Библию? (Дети отвечают.)
3. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ ТЕБЕ О БОГЕ.


Правильно! Ведь ты не видишь Бога. Как же ты можешь узнать о Нем? Для этого Бог написал тебе Свое письмо – Библию. В ней записано, какой Бог, что Ему нравится и что Ему не нравится. Если ты хочешь побольше узнать о Боге, тебе нужно читать Библию. Если тебе трудно читать самому или не все понятно, то попроси родителей почитать Библию вместе с тобой. Предложение-связка: Как ты думаешь, о ком еще написано в Библии?
4. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ТЕБЕ.


Да, представь себе, что в Библии написано и о тебе! Может быть, там нет твоего имени, но зато там говорится, что Бог сотворил тебя особенным. В целом мире нет такого, как ты. Бог сотворил не только тебя, но и твоих родителей и всех-всех людей. Применение: Так что если ты услышишь, как кто-то говорит, что человек произошел от обезьяны, или что тебя нашли в капусте, не соглашайся с этими словами. Ты можешь сказать в ответ, что тебя сотворил Бог. Ведь ты знаешь об этом из Библии — письма Бога к тебе. Там написано, что у Бога есть чудесный план для твоей жизни. Предложение-связка: Но для того, чтобы этот план исполнился, тебе нужно правильно поступать. А как тебе узнать, что правильно, а что неправильно?
5. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА ГОВОРИТ ТЕБЕ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТУПАТЬ.


Для того, чтобы ты знал, как поступать правильно, Бог и написал тебе Свое письмо – Библию. Применение: Может быть, в этом году ты пошел в первый класс, и ты боишься, что над тобой будут смеяться, когда узнают, что ты верующий. И ты не знаешь, как поступить: рассказать или молчать? Если ты не знаешь, как поступить правильно, тебе нужно искать ответ в Библии. Кто мне подскажет, какой совет в этой ситуации дает Бог в Библии – Своем письме к тебе? Только читая Библию, можно узнать Божьи правила для твоей и моей жизни. Но Бог еще дает подсказки, как исполнять правила. Именно поэтому Он и написал Своим детям это письмо – Библию. Предложение-связка: А как ты думаешь, кто может понимать то, что Бог написал в Своем письме Своим детям? (Дети отвечают.) Правильно! Дети Божьи! Ведь Бог писал Библию для них.
6. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ТЫ ИСПОЛНЯЛ ТО, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО.


Бог дал тебе советы, как жить, и подсказки, как лучше поступать, не просто для того, чтобы ты их знал. Бог рассказал о Себе и Своих правилах для того, чтобы твоя жизнь изменилась к лучшему. Поэтому Бог написал тебе это письмо – Библию, чтобы ты его читал, и исполнил то, о чем читаешь. Применение: Наверное, в твоем классе есть кто-то из малоимущей семьи. Скорее всего, у него мало друзей. И хотя ты уже знаешь, что Библия учит тебя делиться с нуждающимися, ты все еще сомневаешься, угощать ли его яблоком. Можно конечно сделать вид, что ты не заметил его. Но знай, что Библия – это письмо Бога к тебе. Бог хочет, чтобы ты читал Библию и исполнял то, что в ней написано.

Задание по сказанному: давайте найдем подтверждение тому, что мы вам рассказали, в самой библии. Детям раздать стихи из библии, они должны соотнести их с картинками, по которым учитель рассказывал.

Вопросы: («классики»)

классики
1) О какой книге мы сегодня говорили?
2) Кто Автор этой книги?
3) Сколько человек писали Библию?
4) Из каких двух больших частей состоит Библия?
5) Как мы можем узнать о Боге?
6) Откуда появились люди?
7) Откуда мы можем узнать, как поступать правильно?
8) Зачем Бог дал нам Библию?
9) Почему нужно исполнять то, что записано в библии?
10) На чем в старину писали Библии?

Рассказ «Как ты любишь Библию?» (театр-экспромт)
Как-то раз мама послала своего маленького сына Степу в лавку купить мыла.
Продавщица, взвесив мыло, хотела ‘ его завернуть. На прилавке, среди кучи старых бумаг, лежала какая-то толстая книга. Это была Библия. Продавщица взяла ее в руки и хотела вырвать из нее лист. Степка посмотрел на женщину большими, удивленными глазами. И как только ее рука коснулась первой страни¬цы, мальчик воскликнул:
— Тетя, что Вы делаете, это же Биб¬лия!?
— Ну и что?! — возмущенно ответила женщина.
— Это Библия! Что Вы собрались с ней делать?
— Как что? Мыло завернуть,— ответи¬ла продавщица.
— Да как вы можете такое сделать? Разве можно рвать листы из Библии?— возразил удивленный мальчик.
— Да что ты говоришь, умный какой?!— немного сердито ответила женщина.— Я специально купила такую толстую и старую книгу, чтобы было во что заво¬рачивать товар.
Степан не мог просто так это оста¬вить и продолжал высказывать свои детские соображения:
— Ах, тетя, тетя! Как бы я хотел, чтобы эта старая Библия была моей. Я бы ни за что не вырывал из нее странички.
На это продавщица так ответила интересному покупателю:
— Хорошо, допустим, я смогу тебе отдать Библию, но только в том слу¬чае, если ты вернешь мне деньги, ко¬торые я на нее потратила.
К удивлению мальчика, Библия стоила совсем недорого, всего лишь несколько копеек.
— Это правда?— переспросил Степан. — Я сейчас быстренько сбегаю домой и попрошу у мамы денег. Только никому не отдавайте ее. Да, чуть не забыл, и не рвите больше страничек,— уже с порога крикнул довольный Степа. Прибежав домой, он еле смог выгово¬рить свою просьбу:
— Мам, ты знаешь, там Библия, в лав¬ке. Я могу ее купить. Дай мне денег, пожалуйста.
— Что-что? — спросила мама.— На что тебе деньги?
— Ну, как на что? Продавщица в лавке листы из Библии вырывает. Но она по¬обещала отдать ее мне, если я верну ей деньги, которые она потратила, когда у кого-то ее покупала. Это же совсем мало! Всего несколько копеек!
— Но у нас вообще нет денег. Что же мне делать с тобой, мой мальчик?
Степан, рас¬терявшись от ответа матери, выбежал на улицу и опять направился в лавку.
Со слезами на глазах он подошел к продавщице:
— У моей мамы нет денег… Но я очень прошу Вас, не рвите Библию, потому что в ней, я знаю, написаны слова нашего Бога.
Сердце женщины смягчилось. Она по¬гладила мальчика по голове, а потом придумала:
— Знаешь что, не плачь. Принеси-ка мне взамен старой бумаги, хотя бы столько, сколько весит твоя Библия.
Вот не ожидал Степка услышать такое! Ему очень понравилось предложение тети, продающей всякую всячину.
Степан бегом вернулся домой, попро¬сил у мамы старой бумаги. Затем пошел к соседям, знакомым, своим друзьям. Все, что ему удалось собрать, он с огромным удовольствием притащил в лавку.
— Какой молодец!
Радости Степана не было границ:
— Моя, Библия моя!
Радостный он прибежал домой и с порога крикнул матери:
— Мамочка, у меня теперь есть своя, настоящая Библия!
Вывод: Понравился ли вам рассказ о Степа¬не? Я бы очень хотела, чтобы вы тоже полюбили и дорожили Библией так, как наш герой. Он знал, что в этой книге записаны Слова нашего Господа

Золотой стих: «Слово Твое есть истина» Иоанна 17:17


Головоломки
Псалом «У меня, хоть лет мне мало»

песня
поделка

П. Н. Воздвиженский

Библия в рассказах для детей

Дорогие юные читатели!

Пусть Библия, которую вы держите в руках, – сначала в кратком изложении для детей, а затем и полная – станет вашим постоянным жизненным спутником, надёжным мерилом всех ваших дел и поступков, истинным путеводителем в Царство Небесное.

Всещедрый Господь да просветит вас светом Богопознания и да укрепит ваши мысли, чувства и желания в исполнении Его Святой воли на всех путях жизни вашей!

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Предисловие

«Священное Писание, – сказал святой Иоанн Златоуст, – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрою».

Такой пищей Священное Писание является и для взрослых, и для детей.

Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная история.

Давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо также заботиться, чтобы он мог понять её всю, чтобы он в ней не встретил ничего непонятного, словом, необходимо, чтобы она была приспособлена (адаптирована) к его пониманию, к его возрасту.

Именно такую книгу мы хотим дать в руки детям. В ней живо и наглядно, но в то же время очень просто изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, чистым сердцем могли сами воспринимать всё написанное, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях взрослых (мамы, старшей сестры или грамотной няни). Простота в изложении совмещена с наглядностью специально подобранных иллюстраций: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки помогут укрепить в детской душе всё то, что будет ими прочитано.

В раннюю пору жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы – в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Над нами раскинулось бескрайнее синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.

Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные: и лошадки и овечки, и волки и зайчики, и много других. В воздухе порхают птички и насекомые.

Взгляните теперь на реки и моря. Как много воды! И вся-то она полна рыбками – от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же всё это явилось? Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть сейчас. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, Он всегда был, есть и будет.

Сотворение мира

И вот Он, по Своей любви, в шесть дней из ничего сотворил всё, чем мы любуемся. По одному Его Слову явились и земля, и солнце, и всё, что есть в мире. Всё сотворил добрый и любящий Господь, и обо всём Он непрестанно заботится, как любящий Отец.

Сотворив мир, Бог устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал прекрасными цветами.

Когда Господь устроил всё это, Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Бог из земли сотворил человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был сотворён по образу Божию, похожим на Бога. Человек был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце. Бог назвал человека Адамом и поселил его в раю, в Эдемском саду.

Потом Господь привел к человеку всех животных, чтобы он дал им имена. Адам назвал всех животных и дал имена птицам небесным, рыбам и зверям полевым. Он ухаживал за райским садом и заботился о его обитателях.

Затем, чтобы у первого человека был друг, Бог сотворил первую женщину. Адам назвал женщину Евой. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменил им родителей. Бог разрешил Адаму и Еве есть всё, что росло в саду, кроме плодов одного дерева. Оно называлось древом познания добра и зла:

– Дети Мои, – сказал Господь Бог Адаму и Еве, – дарю вам этот сад, живите в нём и наслаждайтесь; ешьте плоды со всех деревьев и только с одного деревца не троньте плодов и не ешьте, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрёте.

Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все звери любили Адама и Еву и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и звонко пели песенки.

Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.

Кто же эти Ангелы?

Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают образ человека. Всех Ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и некоторых других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя и они стали называться злыми ангелами, или бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, стал называться сатаной, или диаволом.

С тех пор добрые Ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди не любили Господа и жили между собою, как враги. Добрые Ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого человека есть свой добрый Ангел-хранитель. Такие Ангелы-хранители оберегают людей от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Добрые Ангелы грустят и плачут, если дети не слушаются папу и маму, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на Небо. Ведь они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов.

Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам есть плоды только с одного деревца, которое растёт посреди сада, и сказал, что если мы их съедим, то умрём.

Стокгольмская детская Библия

  • Новый Завет
  • Захария и ангел в храме
  • Рождение Иоанна Крестителя
  • Благовещение о рождении Иисуса
  • Рождение Иисуса Христа
  • Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа
  • Пастухи у Иисуса
  • Благочестивый старец Симеон
  • Поклонение мудрецов
  • Дары мудрецов и избиение младенцев
  • Бегство в Египет
  • Мальчик Иисус в Назарете
  • Иисус в храме
  • Иоанн проповедует и крестит
  • Крещение Господа Иисуса
  • Искушение Иисуса в пустыне
  • Двенадцать учеников Иисуса Христа
  • Первое чудо Иисуса
  • Иисус изгоняет торговцев из храма
  • Беседа Иисуса с Никодимом
  • Иисус и самарянка
  • Необыкновенный улов
  • Исцеление расслабленного
  • Нагорная проповедь. Заповеди блаженства
  • Нагорная проповедь. О законе, шестой заповеди, браке и клятве
  • Нагорная проповедь. О любви и молитве
  • Нагорная проповедь. О посте и надежде на Небесного Отца
  • Нагорная проповедь. Не судить других, настойчивость в молитве, золотое правило, пространен и узок путь
  • Нагорная проповедь. О лжепророках, исполнении воли божией, два основания
  • Воскрешение сына вдовы
  • Притча о сеятеле
  • Шесть притч о Царстве Небесном
  • Иисус укрощает бурю на озере
  • Воскрешение дочери Иаира
  • Иисус насыщает пять тысяч человек пятью хлебами
  • Иисус идет по водам
  • Преображение Иисуса
  • Всепрощающая любовь
  • Притча о милосердном самарянине
  • Иисус – Добрый Пастырь
  • Сестры Марфа и Мария
  • Притча о безумном богаче
  • Притча о богаче и Лазаре
  • Притча о потерянной овце
  • Притча о блудном сыне
  • Возвращение блудного сына. Продолжение
  • Иисус воскрешает Лазаря
  • Десять прокаженных
  • Притча о фарисее и мытаре
  • Иисус благословляет детей
  • Исцеление слепого Вартимея
  • Обращение мытаря Закхея
  • Кому много прощается, тот много любит
  • Вход Господень в Иерусалим
  • Плач Иисуса об Иерусалиме
  • Притча о злых виноградарях
  • «Много званных, но мало избранных»
  • «Кесарево кесарю, а Богу Божие»
  • «Первая и наибольшая заповедь»
  • Две лепты бедной вдовы
  • Иисус говорит о будущем
  • Притча о десяти девах
  • Христос – «Виноградная лоза»
  • Последняя вечеря
  • Беседа после вечери
  • Молитва в Гефсимании
  • Иисуса берут под стражу
  • Отречение Петра
  • Иисус перед Пилатом
  • «Неся крест свой…»
  • Распятие Иисуса
  • Погребение Иисуса
  • Христос воскрес!
  • Иисус жив!
  • Иисус является ученикам, идущим в Еммаус
  • Иисус является остальным ученикам
  • «Любишь ли ты Меня?»
  • Вознесение Иисуса Христа
  • «Путь и Истина и Жизнь»
  • Деяния Апостолов
  • Излияние Духа Святого на учеников
  • Проповедь Петра
  • Исцеление хромого
  • Арест Петра и Иоанна
  • Смерть Стефана – первого мученика за веру
  • Филипп и Эфиопский вельможа
  • Гонитель христиан Савл
  • Явление Господа Савлу
  • Савл бежит из Дамаска
  • Ученица Тавифа
  • Сотник Корнилий
  • Ангел освобождает Петра из тюрьмы
  • Первое миссионерское путешествие Павла – на Кипр и в малую Азию
  • Второе миссионерское путешествие Павла – в Македонию и Грецию
  • Павел и Сила в тюрьме
  • Павел в Афинах
  • Третье миссионерское путешествие Павла
  • Грех чародейства
  • Прощание апостола Павла с пресвитерами Ефесской церкви
  • Павел перед правителем Фестом
  • Павел на пути в Рим
  • Павел в Риме
  • Послания Апостолов
  • Послания Апостолов. Продолжение
  • Послание Иакова
  • Два послания Апостола Петра
  • Три послания Апостола Иоанна
  • Послание Иуды
  • Послания апостола Павла. Любовь
  • Послания апостола Павла. Дела плоти и плод Духа
  • Послания апостола Павла. Молодой христианин Тимофей
  • «Один Господь, одна вера, одно крещение»
  • Откровение Иоанна
  • «Се, стою у двери и стучу…»
  • «Новое небо и новая земля»
  • Последняя страница Библии
  • «Научите все народы»
  • Дорогой читатель!

Каким должен быть Библейский текст для детей,или Хорошо забытое старое

Я знаю эту книжку с детства. Знаю настолько хорошо, что могу описать сходу, разбуженная посреди ночи. Винтажные, как сейчас сказали бы, дети на обложке. Херувим. Затейливый шрифт. Форзац, на котором много-много маленьких детишек в рамочках. Сидишь, бывало, и водишь пальцем по этим рамочкам: вот девочка в шляпке, вот в платочке, а вот мальчик, похожий на Тома Сойера. Потом – титульный лист, а на нём ласковый Христос протягивает руки, приглашая к объятию. И большая иллюстрация, где Господь с детьми: у Него на коленях сидит задумчивый малыш, а девочка принесла Ему цветочки. Ещё яти и еры, трогательные окончания прилагательных – «тенистыя деревья», «красивыя птички»…

Эту книгу купил мне папа. Его рукоположили в самом начале 1990-х: с одной стороны, время дикое, а с другой – невероятно богатое, и не только всякими зарубежными новинками. Вспоминалось старое. Совсем старое, из каких-то чуть ли не былинных, мифических времён: тех, где писали «тенистыя деревья» и ставили еры в конце слов после согласных. И оттуда, из этого полного незнаемых чудес дореволюционного мира, вернулась эта книжка – чтобы переиздали, чтобы купил мне её папа. Вёз домой, радуясь: рассказывать маленькой дочке о Боге таким языком, с такими картинками – это словно путешествие во времени, сопричастность прошлому.

Яти и еры, «тенистыя деревья», «красивыя птички»

Я нашла её в родительском доме, уже когда у меня родились дети. А потом выяснила, что у мужа она тоже есть. Только не голубая, а в деликатных оттенках сепии. И не такая истрёпанная: мою, как-никак, до дыр зачитали трое племянников, дети старшего брата.

Когда моей дочке исполнилось годика три, передо мной встал вопрос: что читать ей о Боге? На полке стояли аж три Библии для детей – одна другой краше. Все яркие, изысканные, две – с репродукциями известных мастеров, а одна – с работами художников Палеха. Только вот…

Тексты. С текстами проблема. Прочитав ребёнку пару предложений, я понимала, что нет, не пойдёт. Так можно отбить напрочь интерес к Священному Писанию. Таким казённым, засушенным, абсолютно безликим показалось мне написанное.

Нет, можно, конечно, рассказывать самой. Но книга есть книга. Её читать нужно. И дочка, глядя на меня непонимающими глазами, говорила: «Читай, мама». Мама начинала читать, и глазёнки дочки гасли. Неинтересно.

И тогда я открыла мою старую книжицу. Ту самую, с ятями и ерами, с устаревшими окончаниями, с оборотами, которые незнакомы современным детям. И моя активная трёхлетка слушала, замерев. Повествование её по-настоящему захватило и понесло туда – в дни сотворения мира, на пыльную дорогу, освещённую заревом Содома и Гоморры, в тенистую заводь, где нашла дочь фараона корзинку с маленьким Моисеем.

Книга эта называется «Моя первая Священная История». Библейские тексты для неё изложил священник П.Н. Воздвиженский. Он умудрился создать по-настоящему универсальный формат: эти рассказы интересно слушать малышам, их не менее интересно читать самостоятельно деткам постарше. Я – тому доказательство. В шесть с половиной лет, перед первым классом, я тренировалась на них, они меня продолжали увлекать и в школе.

Недавно я узнала, что репринтное издание, которым мне посчастливилось владеть, – букинистическая редкость: сейчас оно не переиздаётся. Однако чудесный текст Воздвиженского найти можно. Есть несколько вариантов, где используются репродукции икон и картин художников-классиков. Книги эти вышли под названием: «Священная история. Библейские рассказы для детей».

Итак, чем хорош текст Воздвиженского?

Это похоже на рассказ доброго дедушки внукам о самом важном

Во-первых, добротным, чистым, ясным и правильным классическим литературным русским языком. Без занудства, но с хорошим пафосом (ведь о каких вещах говорим!). Автор использует короткие предложения, не уходит в отвлечённые рассуждения. Он умело, а иногда и виртуозно балансирует, не заваливаясь ни в елейность, ни в схоластическую сухость. Это, правда, похоже на рассказ доброго дедушки своим внукам о самом важном – о Боге, о мире, о людях и их поступках.

Второе – это дидактизм. В книге он есть. Но он не скучный, не надменный и не раздражающий, что, по моему наблюдению, высший пилотаж. Воздвиженский резюмирует некоторые главы или логические отрезки текста. Вот, например, после рассказа о Каине и Авеле он обращается к читателям:

«Случается, что и вы невнимательно молитесь Богу, особенно перед сном. Но знайте, что невнимательную молитву Бог не слушает. Если же вы молитесь, то делайте это от всего сердца, с любовью к Богу, тогда Ангел-хранитель передаст ваши молитвы на Небо к Богу, и Господь охотно исполнит все ваши просьбы».

Чувствуете, как просто, без заискиваний и лишней строгости написано? Как педагогически грамотно развивается мораль: описание проступка, описание его следствия, описание того, как всё будет, если поступить правильно. Про такое хочется сказать: «ни убавить, ни прибавить».

Библия – книга невероятно сложная. Не так много взрослых людей, которые хорошо знают события Ветхого Завета, особенно то, что следует после Пятикнижия. Ребёнок же, даже подросший, может в два счёта запутаться в хитросплетениях сюжета, массе имён и названий. «Священная История» даёт информацию чётко, дозированно и логически выверенно. После прочтения складывается ясная картина, основные события ребёнок прекрасно запоминает. Создаётся своеобразный скелет, остов, на который потом ляжет более детальное и серьёзное прочтение Книги Книг, её оригинала.

По моему наблюдению, дети, которым ежедневно читают книги, приученные и любящие слушать, воспримут этот текст с 3,5–4 лет. Несмотря на кажущуюся сложность, устаревшие обороты и непривычную современному глазу орфографию, воспринимается всё достаточно легко.

Ну, а мы в своих поисках идеальной детской Библии, пожалуй, остановимся. Ведь новое – это… ну, да вы помните!