Рассказанная Петром ильичом история

Тренировочные тестовые задания. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

1) 1, 2 3) 2, 3

2) 3, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5

Ответ: 3

1) 2, 3 ,4 3) 1 ,5

2) 1, 2, 5 4) 3, 4, 5

Ответ: 3

3.Моче(1)ые яблоки особе(2)о вкусны с топлё(3)ным молоком и свежеиспечё(4)ым хлебом.

1) 1, 2, 3 3) 2 ,3, 4

2) 1, 3 4) 2, 4

Ответ: 2

1) 1, 3 3) 3, 5

2) 2, 3, 5 4) 1, 5

Ответ: 1

5.Серебря(1)ая фляжка была наполне(2)а осе(3)ей студё(4)ой водой, вкусной, как драгоце(5)ое выдержа(6)ое вино.

1) 3, 4, 5 3) 2, 3, 4

2) 1, 3, 6 4) 1, 2, 4

Ответ: 4

1) 5, 6 3) 2, 3

2) 1, 4 4) 4, 5, 6

Ответ: 1

1) 3 ,5 3) 1, 3, 4, 5

2) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

Ответ: 1

8.Румя(1)ый ю(2)ат протянул мне тетрадь, в которой была нарисова(3)а стра(4)ая птица, будто стриже(5)ая под гребёнку.

1) 2, 4, 5 3) 2, 4

2) 1, 3 4) 4, 5

Ответ: 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н? |

1)1,2,5,6 3)4,5,6

2)3,4.5 4)2,3,4

Ответ: 1

2.Урага(1)ый ветер в пусты(2)ых степях Казахстана поднимает бес­числе(3)ое множество семян растений, и они впоследствии будут рас­сея(4)ы на многие десятки километров от места созревания

1)3,4 3)1,2,4

2)1,2,3 4)2,4

Ответ: 2

3.Сплетё(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сло­же(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.

1) 1, 4, 5 3) 1, 2, 5

2) 2, 3, 5 4) 3, 4, 5

Ответ: 1

4.Изнеже(1)ые барские дочки были набеле(2)ы и напудре(3)ы, наряже(4)ы в платья, присла(5)ые из Парижа, и вывезе(6)ы в большой свет.

1) 1, 2, 3 3) 1, 5

2) 1, 5, 6 4) 4, 5

Ответ: 3

1) 1, 5 3) 1, 3, 5

2) 3, 5 4) 2, 4

Ответ: 1

1) 3, 4, 5 3) 1, 2, 3

2) 4, 5 4) 1, 4, 5

Ответ: 2

7.Чайки церемо(1)о сидели на чугу(2)ых шарах, изъеде(3)ых ржавчиной, и беспреста(4)о выхватывали что-то из солё(5)ой морской воды.

1) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3, 4, 5

2) 2, 3, 4 4) 1, 3, 5

Ответ: 1

8.Матросы, издавая беше(1)ые горта(2)ые звуки, подняли рва(3)ые паруса, и таинстве(4)ое судно мгнове(5)о исчезло в тума(6)ой дали.

1) 1, 2, 3, 5 3) 2, 4, 5, 6

2) 1, 2, 3, 4, 6 4) 2, 3, 5, 6

Ответ: 3

1) 1, 4, 5 3) 3, 4, 5

2) 2, 3, 4 4) 1, 3, 5

Ответ: 1

1) 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 5

2) 1, 3, 4 4) 3, 4, 5

Ответ: 2

1) 1, 3, 4, 5 3) 3, 4, 5

2) 2, 3, 4, 5 4) 1, 4, 5

Ответ: 1

Контрольная работа № 4

Задание 1. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1)Я не имел (в)виду ничего плохого.

2)Неприятель (в) течение ночи почти не пытался атаковать.

3)(В)связи с последними событиями встреча не состоялась.

4)(В)виду предстоящих каникул решили остановить эксперимент.

Ответ: 4

Задание 2. Подчеркните обособленные определения и обособленные обстоятельства.

И вдруг он (Данко) разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, ос­вещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гиб­ли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало.

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плот­ный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом свер­кала река … Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

( М. Горький)

Ответ:

И вдруг он (Данко) разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, ос­вещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гиб­ли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало.

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плот­ный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом свер­кала река … Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

( М. Горький)

Задание 3. Расставьте знаки препинания.

Здесь на даче он работал до изнеможения до тошнотной дурноты и в поздние вечера бродил подолгу по окрестным полям длительными прогулками убивая2 механическую работу сознания. Раз возвращаясь в двенадцатом часу ночи он уже утомленный2 ходьбой стал подниматься из низины и чувствуя одышку против воли замедлял шаги как будто что-то мешало ему. И вздрогнув почти физически ощутил чей-то взгляд пристальный упорный нацеленный в спину.

Он дошел до своей дачи и боясь разбудить жену скрипом деревянной лестницы поднялся наверх в кабинет и потрясенный курил ходил из угла в угол ощущая спиной взгляд неподвижной тьмы.

Он всю ночь не мог заснуть ворочаясь на диване дышал около окна приоткрытого в потемки сада. На следующий день весь разбитый бессонницей мучаясь головной болью и болью в сердце он спустился на солнечную свежую веранду где жена чуточку заспанная молча готовила завтрак.

Ответ:

Здесь, на даче, он работал до изнеможения, до тошнотной дурноты и в поздние вечера бродил подолгу по окрестным полям, длительными прогулками убивая2 механическую работу сознания. Раз, возвращаясь в двенадцатом часу ночи, он, уже утомленный2 ходьбой, стал подниматься из низины и, чувствуя одышку, против воли замедлял шаги, как будто что-то мешало ему. И вздрогнув, почти физически ощутил чей-то взгляд, пристальный, упорный, нацеленный в спину.

Он дошел до своей дачи и, боясь разбудить жену скрипом деревянной лестницы, поднялся наверх, в кабинет, и, потрясенный, курил, ходил из угла в угол, ощущая спиной взгляд неподвижной тьмы.

Он всю ночь не мог заснуть, ворочаясь на диване, дышал около окна, приоткрытого в потемки сада. На следующий день, весь разбитый бессонницей, мучаясь головной болью и болью в сердце, он спустился на солнечную свежую веранду, где жена, чуточку заспанная, молча готовила завтрак.

убивая←убивать (суффиксальный способ)

у-би-ва-я (приставка-корень-суффикс-суффикс)

утомленный←утомить (суффиксальный способ)

у-томл-енн-ый (приставка-корень-суффикс-окончание)

Задание 3.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется нн?

1) штампова..ая продукция, прочита..ые статьи, реше..ый вопрос

2) маринова..ые яблоки, ране..ый солдат, охрана усиле….а

3) вяле..ая рыба, кипяче..ое коровье молоко, ядро раздробле…о

4) обоснова..ое выступление, заявле..ая позиция, овся..ое печенье

Ответ: 1

1) необоснова..ый вывод, доставле..ые вовремя газеты, до­кументы подписа…ы

2) разочарова..ый путник, организацио..ые вопросы, кипяче..ое молоко

3) бракова..ый товар, тренирова..ый юноша, скоше..ая трава

4) патентова..ые изделия, автоматизирова..ый дезодорант, водя…ая баня

Ответ: 3

1) забронирова..ый номер, рифмова..ые строки, моще…ая дорога

2) разочарова..ость, договоры заключе…ы, акку­муляторы заряже..ы

3) проштампова..ое письмо, жаре..ая кол­баса, грядки ухоже..ы

4) фальсифицирова..ый товар, цивилизова..ое общество, бесприда..ица

Ответ: 4

1) организова…ый митинг, прессова..ая дверь, образова..ость

2) расфасова..ые продукты, соле..ые огурцы, ве­щи разброса…ы

3) взволнова..ость, скова..ый льдом, змеи..ое жало

4) рискова..ое дело, даре..ая кукла, незва..ый гость

Ответ: 1

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется н?

1) комари…ый укус, голуби…ые перья, контуже…ый солдат

2) ноше..ый-переноше…ый свитер, льви..ая грива, командирова..ый заводом

3) площадь измере…а, новый нетопле..ый дом, рассмот­ре…ые под микроскопом

4) дорожная плете..ая корзина, прониза..а идеями, кры­си…ая нора

Ответ: 4

1) льня..ое полотенце, золоче..ые ложки, ку­ри…ое мясо

2) котлеты поджаре..ы, чище..ая морская рыба, застрахова..ый дом

3) рука обожже..а, земля..ые работы, пастеризова..ые про­дукты

4) нефтя..ик, встреча отмене…а, застрахова..ая квартира

Ответ: 1

1) глаже..ая коричневая кофта, расследование проведе..о, газирова..ая вода

2) вещь переда…а, соловьи..ые трели, песча..ый берег

3) тка..ая скатерть, сани привяза..ы, демобилизова..ый сержант

4) перепели..ая семья, школьники не обуче..ы, пересе­че…ая местность

Ответ: 2

Чайковский. Церковь Георгия Победоносца.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца строился заново в течение трёх лет в духе византийской архитектуры. Пятиглавый, со световыми барабанами, открывающими путь мощным световым потокам, восемнадцатиметровой высотой подкупольного пространства, тремя приделами, он производит внушительное впечатление. Главный придел освящён в честь вмч.Георгия Победоносца. Правый (южный) придел освящен во имя иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение». Храм имеет общее для всех приделов алтарное пространство и единый трёхъярусный трёхчастный иконостас с четвёртым пророческим чином в центральной части. 17 июля 2003 года состоялось освящение места строительства нового храма святого великомученика Георгия Победоносца. На месте строительства был установлен крест и заложена памятная плита с надписью. 6 сентября 2003 года епископ Пермский и Соликамский Иринарх освятил закладку первого камня строительства храма. К этому времени уже был готов фундамент, и в него заложили капсулу с письмом, сообщающим об этом событии. 11 сентября 2004 года в 11 часов на 45-метровую высоту колокольни строящегося храма были подняты только что отлитые одиннадцать колоколов, изготовленных мастерами из Екатеринбурга. В мае 2006 года колокольный звон встречал крестный ход, устроенный по случаю установки куполов храма. 20-21мая 2006 года были установлены купола и купольные кресты. 21 апреля состоялось торжественное освящение храма святого великомученика Георгия Победоносца. Духовное пространство Пермского края обогатилось еще одной великой святыней, призванной стать центром духовного возрождения народа. 21 апреля 2007 года состоялось торжественное освящение храма святого великомученика Георгия Победоносца. Чин освящения проводил Епископ Пермский и Соликамский Иринарх.

Храм Архангела Михаила в Тропарёве

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Михаила Архангела.

Достопримечательность
Храм Архангела Михаила в Тропарёве
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Строительство 1693—1701 годы
Статус Объект культурного наследия РФ № 7710104000№ 7710104000
Состояние действует
Храм Архангела Михаила в Тропарёве на Викискладе

Координаты: 55°39′21″ с. ш. 37°28′45″ в. д. / 55.655833° с. ш. 37.479167° в. д. (G) (O) (Я) памятник архитектуры (федеральный)

Церковь Архангела (Архистратига) Михаила в Тропарёве — православный храм в Москве, построен в 1693—1694 годах на месте более древнего деревянного храма Чуда Архистратига Михаила, существовавшего судя по сохранившимся описаниям и изображениям ещё в XIII веке. Настоятелем храма со дня возобновления работы в 1989 году и по сей день является отец Георгий (протоиерей Георгий Студенов). В настоящее время храм находится в ведении Святейшего Патриарха московского и всея Руси и имеет статус Патриаршего подворья. Храм можно видеть в кадре в начале фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» (1975). Ещё ранее этот храм появляется в кадре итальянского фильма «Подсолнухи» (1970).

История

Священномученик Харлампий

Деревянный храм Архистратига Михаила в селе Тропарёве предположительно был построен в XIII-м веке, дважды перестраивался, последний раз в 1669 году. В конце XVII-го века на месте сгоревшего деревянного храма начали возводить каменный храм, который был закончен к 1694 году. Храм построен на средства Новодевичьего монастыря, которому тогда принадлежало село Тропарёво. Точных сведений об авторе проекта храма нет, но есть предположения, что им мог быть Осип Дмитриевич Старцев, работавший и на строительстве Новодевичьего монастыря. Судя по архитектуре, колокольня была сооружена раньше, в середине века. 25 октября 1694 года (по старому стилю) был выдан антиминс (вместопрестольник, освящённый шёлковый или льняной плат, изображающий положение Христа во гроб, с зашитыми в него частичками мощей святых, на котором совершается литургия). Во время Отечественной войны 1812 года храм, хоть и не сильно, но всё же пострадал во время отступления войск Наполеона по Старокалужской дороге. В 1823 году церковь была отремонтирована. В советские времена, в 1939 году храм закрыли, ограда была уничтожена, остались одни только ворота, внутренне убранство церкви было разорено, колокола сброшены и, впоследствии, за исключением одного, не возвращены. В 60-е годы в помещении находился склад декораций «Мосфильма». В 1964 году архитекторами объединения «Мособлреставрация» было проведено обследование и реставрация глав храма. В конце 70-х церковь была отреставрирована снаружи, и в 1988 году в ознаменование тысячелетия Крещения Руси вышло постановление московских властей о передаче церкви Архангела Михаила в пользование Московской Патриархии. Решение было принято не сразу, так как в это время здание было занято Московским художественным комбинатом. Освящение храма состоялась 23 февраля 1989 года, приуроченное к празднику священномученика Харлампия. В последующие годы были построены дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа, домики-киоски для продажи церковной утвари. На восточной стороне установлен памятный знак с фамилиями жителей села Тропарёво, погибших во время Великой Отечественной войны.

Архитектура

Своеобразием церкви является сочетание традиционной сельской церковной архитектуры с нетипично богатым оформлением фасада храма. Храм строился в конце XVII века, когда в церковной архитектуре происходил переход от украинского стиля (трёхглавие) к московскому, или нарышкинскому (назван так, поскольку в имениях князей Нарышкиных были возведены церкви подобного типа) стилю. Храм имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой, трапезной (престолы Происхождения Честных древ Креста Господня и мученика Харлампия) и трехъярусной шатровой колокольни. Церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и «глухими» двухъярусными барабанами глав. Окна обрамлены пышными резными наличниками, под ложными закомарами проведён широкий фриз, углы украшены колонками, такие же колонки разделяют полукружия апсид. Барабаны имеют восьмигранную форму, на бо́льшие нижние восьмерики, перекрытые небольшими куполами, поставлены миниатюрные восьмерики-барабаны, завершающиеся небольшими золотыми главками, также гранёными. Купола и кресты позолочены. Колокольня представляет собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами. Колокольня расположена строго по канона − по оси над западным входом в храм. По своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII века; возможно, она является самой ранней частью здания. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с «перебивкой» карнизов. До сегодняшнего времени не дошли некоторые элементы архитектуры колокольни: колонки на столбах-опорах шатра, декоративные наличники слухов. Колокола отлиты специально для храма на одном из уральских заводов во время возрождения церкви в конце 80-х годов прошлого века, а один колокол сохранился с давних времён, подобранный и спрятанный прихожанами во время разрушения храма в конце 30-х годов. При сносе Тропарева колокол был сохранен и в дальнейшем передан в расположенный напротив храма Театр на Юго-Западе, где и хранился до 1989 года.

Иконы

  • По обе стороны от Царских врат находятся списки с икон Донской Божией Матери, почитание которой проходит 1 сентября (19 августа по старому стилю) и Смоленской Божией Матери (Одигитрии), почитаемой 10 августа.
  • В храме хранится довольно редкая икона Анны Кашинской, супруги великого князя Михаила Ярославича, после смерти мужа постригшейся в монахини и переселившейся в город Кашин, в Успенский женский монастырь.
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Икона святого Николая Чудотворца

Престольные праздники

  • 23 февраля — в честь священномученика Харлампия
  • 14 августа — во имя Спаса Всемилостивого (происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста)
  • 21 ноября — главный Престольный праздник, святого Архистратига Божиего Михаила

Духовенство

  • Настоятель — протоиерей Георгий Студенов
  • Протоиерей Ярослав Сальчук
  • Протоиерей Маркиан Чайковский
  • Протоиерей Андрей Галухин
  • Священник Даниил Зарипов
  • Священник Димитрий Дворников
  • Священник Георгий Шаламберидзе
  • Священник Александр Войтенко
  • Священник Алексий Лю
  • Священник Игорь Северин
  • Священник Алексий Малютин
  • Диакон Валерий Рублев
  • Диакон Федор Медведев
  • Диакон Федор Лукьянов
  • Диакон Сергий Юшкин

Адрес

Храм расположен в районе «Тропарёво-Никулино», недалеко от станции метро «Юго-Западная» по адресу проспект Вернадского, 90. Телефон: (495) 434−50−63. Адрес электронной почты: troparevo-hram@rambler.ru.

Ссылки

  • Официальный сайт храма
  • Фотографии на сайте народного каталога православной архитектуры

Чайковский Илья Петрович

Знаменитый отец знаменитого сына

Время и история сохранило имя Ильи Петровича Чайковского на только как отца нашего величайшего композитора. Один из первых русских инженеров, он внес неоценимый вклад в развитие отечественного горнозаводского дела, горной металлургии, исследование природных ресурсов. Его плодотворная деятельность была образцом беззаветного служения Отечеству.

Илья Петрович Чайковский родился в Вятской губернии, в семье городничего. В 1796 г. семья Чайковских переезжает в г. Глазов (в то время Вятской губернии, ныне – Республика Удмуртия). Потомственные дворяне Чайковские жили небогато, экономя буквально на всем, чтобы дать образование многочисленным детям. «Нас всех у отца было 9 человек, – писал Илья Петрович в своих «Автобиографических записках», – из сыновей я был последний. Все старшие братья мои пристроены были в военную службу… а меня, бедного мальчишку, по окончании курса в Вятском народном училище, в 1808 году матушка отвезла в Ижевский завод…».

Так в 13 лет Илья Чайковский приобщился к горнозаводскому делу, которому впоследствии посвятит всю свою жизнь. Работал копиистом, одновременно учился в главной заводской школе.

В 1811 г. И.П. Чайковский поступил в Горный кадетский корпус в Петербурге, который окончил с большой серебряной медалью. Послужной список Ильи Петровича свидетельствует о его профессиональном признании: он работал главным маркшейдером по чертежной части в Пермском горном правлении, а в 1820-31 гг. занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел и одновременно преподавал горную статистику и горное законоведение в Горном корпусе. С 1825 г. И.П. Чайковский был одним из активных авторов «Горного журнала», состоял членом Ученого комитета по горной и соляной части.

Основанием для геологических (в то время – геогностических) исследований явились сведения о соленых водах в Старой Руссе, Сольцах, Мшаге и Новой Руссе, а также гипсовых каменоломнях г. Изборска (гипс – спутник каменной соли). Горная партия была составлена в июле 1824 г. И.П. Чайковский и его коллега С. Варвинский, пытаясь отыскать «добротнейшие рассолы» и следы каменной соли, обследовали многие районы Южного Приильменья. Также были обследованы геологические обнажения по берегам рр. Ловати, Полы, Полисти и Порусьи. Одним из результатов этого обследования стала разработка приготовления краски из ильменского красного известняка (она потом широко использовалась при строительстве аракчеевских военных поселений – по всей губернии стоят красные аракчеевские казармы!).

В Старой Руссе И.П. Чайковский еще мог видеть три мощных фонтана соленой воды, бьющих со дня Соленого озерка (в настоящее время это озерко Верхнее) на высоту до 6 м. И.П. Чайковскому принадлежит первенство в использовании результатов бурения на рассолы. Этот метод исследования он впервые применил в Старой Руссе. Высокая ценность старорусских «добротнейших рассолов» была отмечена им в статье, напечатанной в «Горном журнале» за 1825 г. И.П. Чайковский изучал также солецкую воду, признанную северным нарзаном, отметив ее изумительный вкус и уникальную минерализацию.

В 1831 г. Илья Петрович был назначен управляющим Онежским соляным правлением, а в 1837 – горным начальником Камско-Воткинского горного округа. Его плодотворная деятельность на всех постах отличалась исключительным трудолюбием, принципиальностью, наличием больших организаторских способностей, стремлением внедрять передовые научно-технические идеи.

Так, его 6-летнее управление Онежским соляным промыслом ознаменовалось резким увеличением добычи соли, обновлением машин и механизмов, облегчением труда работников на промыслах.

Талант инженера и выдающиеся организаторские способности Ильи Петровича особенно проявились на посту горного начальника Камско-Воткинского горного округа (Удмуртия). Здесь он впервые в России ввел пудлингование железа (металлургический процесс преобразования чугуна в мягкое малоуглеродистое сварочное железо). Организованное Чайковским пудлингово-сварочное производство высокосортного железа позволило начать строительство железных корпусов для пароходов. В 1847 г. на Воткинском заводе был спущен на воду железный пароход «Асхабад» с машиной в 130 сил – один из первых русских пароходов. Трудами И.П. Чайковского завод из убыточного предприятия превратился в прибыльный: за 11 лет его правления в казну государства поступило 447 тысяч рублей серебром. «Все, что я сделал для Воткинского завода, возбуждает во мне справедливую гордость, гордость безукоризненную, какую только чиновник, честно исполнивший свой долг, чувствовать может» (И.П. Чайковский).

В 1848 г. Илья Петрович Чайковский оставил свой пост в Воткинске «по домашним обстоятельствам в чине генерал-майора с мундиром и пенсионом полного жалованья». Домашние обстоятельства – это небольшое жалованье, не покрывавшее расходы большого, из шестерых детей, семейства Ильи Петровича. Материальное положение семьи было настолько тяжелым, что Илья Петрович был вынужден обратиться к министру финансов с унизительным для начальника Горного округа прошением о выдаче ему 3 тыс. рублей на уплату долгов и на выезд из завода (в просьбе было отказано). Чайковский увез свою семью сначала в Москву, а затем, в ожидании нового назначения, в Санкт-Петербург. После нескольких лет управления частными Алапаевскими и Невьянскими заводами на Урале, Илья Петрович в 1852 г. вышел в отставку и до конца своих дней жил в Петербурге. Правда, в 1858 г. он на пять лет вернулся на государственную службу: указом Александра II его назначили Директором Технологического института. В 1863 г. окончательно вышел в отставку.

Деловые качества и заслуги Ильи Петровича Чайковского были хорошо известны в технических кругах и в правительстве и отмечены высокими наградами за отличия в службе – орденами Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени.

Скончался Илья Петрович 9 января (ст.ст.) 1880 года в Санкт-Петербурге. Был погребен на Смоленском православном кладбище, на площадке Горного института, рядом со своей второй супругой. Надгробие до наших дней не сохранилось.

***

Принципиальность и требовательность в характере Ильи Петровича удивительным образом сочеталась с исключительной чувствительностью и мягкостью. Один из его сыновей, М.И. Чайковский, писал об отце: «Редко можно найти человека, который имел в своей жизни так много преданных друзей, которого столь многие любили за неизменную ласку и приветливость обращения, за постоянную готовность и умение войти в положение другого… Ни тяжелая школа жизни, ни горькие разочарования, ни седины не убили в нем способность видеть в каждом человеке, с которым он сталкивается, воплощение всех добродетелей и достоинств».

Он сыграл огромную роль в судьбе своего сына, Петра Ильича Чайковского. Сам не чуждый искусства (в молодости прекрасно играл на флейте и до конца своих дней страстно любил театр), Илья Петрович привил интерес к музыке всем своим детям. Он всегда внимательно относился к музыкальным занятиям сына Петра, одним из первых понял его истинное призвание и счел своим долгом поддержать выбор тернистого пути музыканта и композитора. Петр Ильич Чайковский писал: «Не могу без умиления вспоминать о том, как мой отец отнесся к моему бегству из Министерства Юстиции в Консерваторию. Хотя ему было больно, что я не исполнил тех надежд, которые он возлагал на мою служебную карьеру, хотя он не мог не огорчиться, видя, что я добровольно бедствую, ради того, чтоб сделаться музыкантом, но никогда, ни единым словом не дал мне почувствовать, что недоволен мной. Он только с теплым участием осведомлялся о моих намерениях и планах и ободрял всячески. Каково бы мне было, если б судьба мне дала в отцы тиранического самодура, какими она наделила многих музыкантов».

Литература к статье:

История создания храма

Казанский собор на Красной площади — этот великолепный храм — был построен в 1620-х годах на средства возглавившего ополчение русского воинства против польско-литовских интервентов князя Дмитрия Михайловича Пожарского и бывших ополченцев в память о победе над поляками в Московской битве в 1612 году. Храм нарекли Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери — главной войсковой святыни Второго народного ополчения, которая была принесена в собор лично князем Пожарским из Введенской церкви на Лубянке.

Первоначально храм был деревянным с двумя приделами. Верх собора перекрывала пятиярусная пирамида кокошников, что создавало необыкновенно нарядный и торжественный вид. В октябре 1625 года собор был освящен патриархом Филаретом.

Однако в 1630 году сильнейший пожар сильно повредил храм, и он был перестроен по образцу Малого собора Донского монастыря мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым). Строительство осуществлялось на средства государя Михаила Федоровича. Каменный храм был освящен патриархом Иоасафом 15 октября 1636 года и с этого времени стал важнейшим среди Московских церквей, поскольку его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве.

Новое сооружение поражало своей архитектурой, иногда называемой «огненной» за счет большого количества кокошников, напоминавших языки пламени, и невероятной гаммой цветов. Каждый цвет и материал символизировал что-то свое, уникальное. Традиция эта пришла из Византии. Золото символизировало Божественное сияние, красные и охристые цвета — огонь и кровь. Всё это напоминало не только о тяжелых и кровавых битвах Второго народного ополчения, но и о каре Божией и очищении человеческой души, а также о том, что когда-то Иисус Христос Своей святой кровью искупил грехи всего человечества.

В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.

Многие известные деятели церкви и государства бывали и служили в Казанском соборе. В 1636 году здесь на освящении присутствовал вместе с патриархом Иоасафом первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович. Здесь служили не принявшие реформу патриарха Никона протопоп Аввакум (Петров) и его сподвижник протопоп Иоанн (Неронов). Кстати, здесь же в храме они были арестованы и отправлены в ссылку.
За ветхостью в 1801 году собор был перестроен в стиле классицизма. Была сломана прежняя шатровая колокольня и к 1805 году выстроена новая двухъярусная. В 1812 году здесь, перед Казанской иконой Божией Матери, присутствовал на молебне о спасении Российской империи полководец М.И. Кутузов. Французское нашествие не пощадило храм. Он был осквернен и ограблен.

Послевоенная реконструкция окончательно изменила первоначальный вид храма. В 1849 году внутри собора был установлен новый иконостас, в 1865 году надстроен третий ярус колокольни, а в 1873 году сделана новая роспись стен. Однако, современники в один голос утверждали, что перестройка сильно повредила храму, лишив его своей оригинальности. Он из уникального архитектурного сооружения превратился в типичный провинциальный храм. В таком виде он и просуществовал вплоть до грозных революционных событий.

Именно с амвона Казанского собора 8 (21) июля 1918 года, во время службы, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле императора Николая II и его семьи. В сентябре того же года произошло самое драматичное событие в истории храма — была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Божией Матери, почитавшийся верующими как чудотворный.

В 1925 году под руководством архитектора Петра Барановского на средства прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, открыты его знаменитые кокошники.

Но смутное время ХХ века не пощадило Казанский собор. В 1929 году новая власть приняла решение снести храм, как мешающий проведению массовых мероприятий на Красной площади. Благодаря самоотверженности Петра Барановского, который вместе со своими учениками произвел необходимые замеры и фотофиксацию собора, сохранились подробные сведения об его архитектурном облике. Вскоре Казанский собор закрыли. Сначала там находилась столовая, потом склад, а летом 1936 года здание собора снесли.

Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, затем открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроен общественный туалет(!!!).

Но Бог поругаем не бывает! В 1990-1993 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры храм был восстановлен в своих первоначальных формах. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».