Размышления о смерти

Размышления о смерти

Такой тревожности в себе я еще не чувствовала или просто не помню этого. Я боюсь смерти.
Сначала боялась только своей, затем мамы, а потом маску смерти начала примерять и на всех остальных.
Боюсь войны, боюсь смертей на войне.
Я боюсь так и не выбраться.
Я боюсь так и не прийти к Нему.
Из дневника Кати

Как часто человек, предаваясь размышлениям о смерти и умирании, практически мгновенно впадает в возраст пятилетнего ребенка, который и мысли не допускает о том, что умрет.

Смерть не удастся приручить, как не купить бессмертие. Такой власти у человека никогда не будет. Остается смириться с этим фактом, – принять смерть.

Наблюдения за тяжелобольными пациентами клиник показывают: столкнувшись лицом к лицу с неизбежностью телесной кончины, они или принимают смерть стоически, или впадают в состояния депрессии, или отрицают ее.

О смерти мало говорится, или обсуждают ее сторонне, как бы в контексте чужой кончины, но никак не своей. Смерть является конечным элементом жизни, неотъемлемым условием человеческой жизни. Зачем же ее воспринимать как табу?

Святой Франциск Ассизский в «Гимне брату Солнцу» заявляет следующее:

Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру смерть телесную, которой никто из людей живущих не может избежать».

Святой здесь называет смерть своей сестрой?

Взглянув на сестру нашу – смерть, можно оценить ее все же как некое позитивное явление. Друзей мы выбираем, братьев и сестер – принимаем. Смерть должна быть принята, но не как некий враг.

Обычно люди о смерти стараются не думать. И те из них, кто испытывает страх смерти – и подавно. Парадокс здесь заключается в том, что чем сильнее человек желает не думать о смерти, тем чаще «смертельные» картинки всплывают в его сознании. В случаях, когда болезненные мысли о смерти не проходят, как цепная реакция возникают разного рода страхи, всевозможные фобии, навязчивые мысли и прочее.

Избегать мыслей о смерти не следует. Лучше придать ей философский смысл (совместное бытие со смертью), тем самым примириться с ней. Примирение с фактом того, что каждый человек в любую минуту может отойти в мир иной, принятие конечности своего бытия предоставляет возможность жить во всей полноте сегодняшнего дня, радоваться настоящей минуте. Неустанно думать о смерти – терять драгоценные минуты жизни, впадать в длительное пребывание в тоске и скорби.

Очень часто от своих друзей и коллег я слышал такие утверждения:

  • «Я подготовила, обучила и отпустила в самостоятельную жизнь несколько достойный психологов. Мне за них не стыдно! Они – моя гордость!»;
  • «Я спас очень много детей от смерти. И сегодня они мои, так сказать, «духовные крестники». Так вот, жил я, и работал уже не зря. Я заслужил свое Спасение»;
  • «Мои дети – мой памятник. Они – продолжение меня, мое бессмертие!»;
  • «Самое важное, что мне дала психотерапия, – осознание ценности жизни и смерти, важности сегодняшнего дня. Господи! Как же здорово наслаждаться жизнью, часом, минутой, мгновением. И даже во всяких своих жизненных перипетиях и муках я вижу уникальный смысл происходящего, который придает мне сил жить по-настоящему».

Помимо смерти, человека по жизни сопровождает множество сложностей, которые причиняют ему дискомфорт, болезненные переживания… И конечно, в минуты отчаяния и прочих болезненных переживаний происходит обострение самовосприятия (как телесного, так и духовного): проявляется излишня самокритичность, выходят наружу запрятанные в душе комплексы, обиды… Еще более усугубляет такое состояние наличие у человека телесной раны, или, выразившись более цинично, – определенный телесный дефект.

В такие минуты человек может сдаться, отчаявшись ускорить свою кончину. И здесь хочется обидеться на Бога, на весь мир, на всех окружающих людей: «За что мне это наказание? Разве я просил(а) себе болезнь?».

Но вместо этих достаточно риторических вопросов не правильнее ли было бы задать себе следующий: «В чем смысл этой болезни?». Смысл есть во всем, даже в смерти! И прав был Виктор Франкл, утверждая, что поиск и определение смысла страданий позволяет выжить, позволяет жить полной и счастливой жизнью.

Человек, который знает зачем, всегда найдет как.

Французский художник Огюст Ренуар на заре своих дней болел тяжелой формой ревматизма. Болезнь причиняла ему жестокую боль – деформировала его фаланги. Для того, чтобы иметь возможность рисовать, Ренуар привязывал кисточку к суставу руки и, сквозь страшную боль, творил. Когда ученик спросил своего мастера, почему тот продолжает писать, Ренуар ответил: «Боль пройдет, а красота останется». Из слов художника становится ясно, что боль телесная умрет вместе с ним, а смыслом его жизни является красота действительности, которую мастер чутко запечатлевал на холсте.

Ничто не вечно? Согласен!
Не вечно только материальное! Все остальное бессмертно!

>Размышления о смерти

  • В один из дней, похожий как две капли воды на остальные дни моей жизни, я задумался о смерти. Мне пришла в голову мысль, о том что я не вечен и рано или поздно состарюсь и умру. Я вдруг понял что то, что вроде как было совсем недавно по воспоминаниям, на самом деле было несколько лет назад. Этот показатель скорости времени меня испугал. Если вся моя жизнь будет идти так быстро, то я ничего не успею. Но это конечно не главное. Больше всего меня испугал страх самой смерти, понимание того что меня не будет а все остальное так и останется. Будет светить солнце, будут жить люди, а меня не будет. Закончился и всё тут. Но спустя некоторое время я всё таки осознал, что горевать бессмысленно и бесполезно. Нытьем ничего не изменишь, ты уже живешь а потому обязательно умрёшь и билета обратно нет. Тогда уж лучше жить столько, сколько можешь и цепляться за жизнь обоими руками, чем постоянно плакать о судьбе и влачить жалкое существование. Ты либо жив, либо мертв, либо амёба. Как я заметил многие люди больше склоняются к амёбам: Поесть-поспать, поменьше поработать и побольше ничего не делать. Они ни к чему не стремятся, у них нет никакой цели в жизни кроме утоления естественных потребностей организма. Так они и живут десятилетиями, пока не умрут либо осознают что что-то не так в их жизни.(многие «осознают» но мотивации не хватает начать двигаться. Если бы они осознавали — с мотивацией проблем бы не было) Я не говорю что так жить нельзя, каждый живет как хочет, да и пусть живёт если так лучше ему. Но я такую жизнь считаю скучной и неинтересной, прожитой впустую и бессмысленной. Я решил спросить у своего друга, как он воспринимает свою жизнь и есть ли у него в ней цель. (Я говорю не про какие-то там великие цели вроде мира во всем мире, прекращении голода и др. Я говорю именно про главную цель в жизни любого человека. каждый выбирает её себе сам и она может быть абсолютно любой. Например: нравится человеку космос — он хочет быть космонавтом, выходить в открытый космос, изучать его. Человеку интересно, он не устанет от достижений своей цели.(Со временем мировоззрение может поменяться кардинально и цель в жизни соответственно тоже.) Но если его целью является ничего не делать, то чаще всего в конце своего пути человек сожалеет об упущенных возможностях)
    На следующий день после всех своих дум я подошел к другу и спросил, что он думает о смерти и о том что он хочет успеть сделать до неё. Я очень удивился, но мой друг признался мне, что ему все равно. Что для него есть только сегодня, сейчас и на этой неделе — дальше он редко когда загадывает. Я спросил у остальных друзей и услышал похожие слова. Они просто не думали об этом! В глубине души они несомненно все понимают, но просто не поднимали никогда этот вопрос. Быть может они просто боятся и откладывают его на потом. Ведь как они считают: старость а тем более смерть будет еще не скоро и у них еще столько времени впереди. Не даром я думаю те люди что получают смертельный диагноз и прогноз в несколько
    недель оставшейся жизни не останавливаются на месте, а развивают бурную деятельность, они стремятся прожить остатки и успеть все то что не успели. В этот момент они понимают истинную ценность собственной жизни, но уже поздно. Они хотят пожить еще, они поняли цену времени (хотя бы частично), но повторюсь — уже поздно, время ушло.

  • Когда-нибудь я умру. Сегодня я снова проснулся с этой мыслью в голове. она пульсировала, разрывалась на части и в тоже время сжималась в поисках защиты от неизбежного. Да, опять смерть. Всю жизнь человека окружают какие-то люди: родители, друзья, знакомые. Но при смерти он остается один. К смерти нельзя подготовиться, её нельзя упредить. Она в любой момент придет и заберет свое. Неизбежность страшит мой разум, в тщетных попытках найти утешение. Я не пью и не курю, не употребляю наркотики. Я не могу найти покой в любой сфере деятельности. Каждый раз мой разум остается свободен и продолжает думать о ней. О гибели. Но почему я боюсь смерти? Потому что не хочу терять этот мир, мне он нравится. Я люблю видеть, соышать, ощущать. Если умру то все это исчезнет для меня, и никогда больше не повторится. Я не верю в религии. Ни в одну из них. Как по мне они нужны чтобы удержать людей от паники, чтобы люди знали что после смерти будут жить на небесах а не умрут навсегда. Ведь это всегда проще, думать что смерти нет, чем принять её существование. Хотя ей самой конечно же все равно что о ней думают. Но даже если после смерти, в облаках меня встретит всезнающий старец и простя мне мои грехи отправит обратно на землю человеком, то тем человеком буду уже не я. Все мои воспоминания, мысли, рассуждения, все что было в той жизни никогда не перейдет в следующую. Никто ведь еще не вспомнил кем был в прошлой жизни.
    Сегодня я подошел к знакомому с вопросом о смерти. Не боится ли он покинуть этот мир навсегда. А он мне ответил очень просто: А разве у меня есть выбор? Эта простая мысль, которую я уже слышал, рассматривал и помнил, вдруг немного успокоила меня. Быть может потому, что это мне сказал живой человек, а не история в интернете? Кстати на счет историй в интернете. недавно наткнулся на статью размышлений о смерти. В той статье можно было многое подчеркнуть для себя. И я подчеркнул, вот только сама статья мне не понравилась. Не смотря на то что она обозревала большую часть мировозрений, она пропагандировала жить по совести, чтоб если всё-таки после смерти есть жизнь то войтив неё гордо подняв голову. Быть героем для своей страны и может мира в целом. Мне это непонравилось. Почему я должен жить по совести ради призрачного шанса на хорошую жизнь после смерти? Я не против того чтобы так жить, я против того чтобы жить ради этого.

Иерей Валерий Духанин — проректор Николо-Угрешской семинарии, писатель, отец троих детей, прекрасный муж и невероятно чуткий, добрый человек. Найти свое дело — задача не из легких. У некоторых на это уходит вся жизнь. Вот и отец Валерий Духанин не сразу понял, в чем его призвание. Его путь особенный, впрочем, как и у каждого священника, решившего посвятить себя Богу.

Биография

Валерий Духанин родом из города Оренбурга, где он появился на свет 28-го мая 1976 г. Родился будущий иерей в обычной семье с атеистическим взглядом на мир и пребывание в нем.

О других известных священнослужителях:

  • Протоиерей Евгений Соколов
  • Протоиерей Михаил Васильев
  • Протоиерей Александр Абрамов

Ничто не предвещало появления в мальчике интереса к Богу, религии. Родители, сам Валерий и его сестра были неверующими людьми, и таковыми остались, если бы не случились некоторые обстоятельства в их жизни.

Священник Валерий Духанин

  • Каждый год Валерий с семьей проводил лето в деревне. В доме, где жила бабушка, висело много икон. Приветливо горела лампадка, побуждая мальчика пристально вглядываться в мерцающие лики Спасителя, Богородицы, святых. Выходя на улицу и прогуливаясь вечером по деревне, Валерий часто останавливался перед заброшенным храмом.
  • Его необъяснимо влекло войти внутрь. И однажды решившись, он потянул на себя старую, перекосившуюся дверь. Она со скрипом открылась, и мальчик очутился внутри разоренной, разрушенной святыни. Его чистое, детское сердце безошибочно угадало присутствие тайны. Там за порогом храма все было тускло, обыденно, здесь же — безмолвно и таинственно.
  • Иногда дети видели, как их бабушка становилась на колени и молилась перед иконами. Время от времени в деревне появлялся священник, совершал требы для нуждающихся в этом. Однажды бабушка предложила внукам покреститься. Хотя в глубине мальчишеской души навсегда затаилась радость, полученная от встречи с Неведомым в разрушенном сельском храме, но была она еще до конца не осознанной.
    Валерий отказался креститься под влиянием навеянного тем временем атеизма, а также из-за присущего его возрасту подросткового самоутверждения, когда отрицается все и вся.
  • Как оказалось впоследствии, должно было пройти какое-то время, чтобы душа могла созреть для столь важного шага, освободиться от гнета довлеющих над ней условностей, предрассудков. И вот однажды это произошло. Праздновалось тысячелетие Крещения Руси. Валерий и его сестры, родная и двоюродная с мужем, сами пошли в храм с намерением принять спасительное таинство и соединиться со святой церковью, с Богом.
    Вела их туда потребность приобщиться тысячелетней истории христианства на Руси, сродниться со своими предками, обрести исторические корни.

Интересно! Во время крещения на душе у Валерия стало необычайно легко, радостно. Он опять почувствовал присутствие той необъяснимой таинственной силы, с которой он уже встречался там, в старом, заброшенном храме у бабушки в деревне. Изнутри как будто кто-то вытряхнул из их душ все грязное, наносное, и туда вселился небесный свет, — благодать Духа Святого.

Духовное образование

С тех пор жизнь Валерия кардинально изменилась. Фактически, отец Духанин принял решение о вступлении на священнический путь еще в 14 лет, но до этого оставались многие годы:

  • 1992 г. — принят на послушание в Покровский храм города Оренбурга в качестве чтеца и пономаря;
  • 1993 г. — окончил среднюю общеобразовательную школу.
  • 1996 г. — стал выпускником московской духовной семинарии. В период обучения нес послушание в семинарском храме.
  • 2000 г. — закончил московскую академию со званием кандидата богословия. Во время пребывания там был сотрудником Академического Миссионерского отдела, занимался просветительской и благотворительной деятельностью в местах заключения: проводил беседы, лекции, организовывал материальную помощь заключенным, а также преподавал на богословских курсах, был помощником проректора по воспитательной части (до 2002 г).
  • 2003 г. — стал преподавателем (апологетика, византология, патрология), а затем и проректором по учебной части Николо-Угрешской духовной семинарии.
  • 2011 — 2013 гг. — работает на радио «Радонеж», ведет передачу «Сокровенный мир православия. На телевизионном канале «Радость моя» ведет авторские передачи «Феномен веры», участвует в качестве гостя или эксперта в других православных и молодежных проектах, например, в дискуссионном клубе «СО-ВЫ», ток-шоу памяти поэта Н. Мельникова, «Свет Угреши» и других.
  • 2 марта 2014 г. — посвящен во диаконы.
  • 8 октября 2014 г. — патриархом Кириллом рукоположен во священники. Служит в храме Казанской Божьей Матери, иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря.

Отец Валерий Духанин на богослужении

Долгие годы отец Духанин по разным причинам избегал священнического сана, посвящая себя написанию книг, преподаванию в семинарии, другим видам просветительской и миссионерской деятельности. Он успел жениться, обзавестись тремя детьми.

Но потом, как-то все изменилось и о. Валерию стало понятно, что священнический путь и есть его предназначение, что, уча будущих священнослужителей, нужно и самому быть священником.

Писательская деятельность

Начиная с 2004 года активно печатается в православных изданиях. Большинство его статей посвящено вопросам жизни людей в непростом современном мире.

Кроме этого, Валерий Духанин является автором многих популярных книг на православную тематику:

  • «Сокровенный мир православия»;
  • «Как научиться правильной молитве»;
  • «Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи»;
  • многие другие.

Книга Валерия Духанина «Сокровенный мир Православия»

Произведения Валерия Духанина помогают многим современным людям обрести веру, найти себя и свое место в этом мире. Учат православных христиан, как выстоять на правильном пути и одержать победу в борьбе со страстями.

Борьба с болезнью

Недавно, год назад, у отца Валерия определили рак кишечника 3-й стадии. До этого никаких явных симптомов не проявлялось. Поэтому то, что обнаружили злокачественную опухоль в кишечнике в конце марта 2018 года, было достаточно неожиданно для отца Валерия и его семьи.

Правда, уже до этого батюшка испытывал необъяснимую слабость, были какие-то небольшие проявления недомогания, но об онкологии никто даже мысли не допускал. Оперировали отца Валерия в Санкт-Петербурге. Операция прошла очень хорошо, но первую химиотерапию, уже в Москве, отец Валерий перенес крайне тяжело.

Он принимал сильные препараты и на восьмой день произошло сильная интоксикация организма. Мозг был настолько отравлен, что отец Валерий потерял речь, невозможно было выпить даже глоток воды, отключилась вся нижняя часть челюстно-лицевого аппарата. Он не мог сделать вдох ртом, причем через нос отцу Валерию также трудно было дышать в результате еще давней, детской травмы.

Кислорода катастрофически не хватало. Жена вызвала «скорую», отца Валерия положили в больницу. Через сутки приступ повторился и на этот раз больного отправили в реанимацию.

Сейчас здоровье отца Валерия постепенно приходит в норму. Болезнь помогла по-новому осознать многие вещи. Он полон желания жить, ни на минуту не отчаиваясь, верит в свое скорейшее выздоровление. Когда позволяет здоровье, принимает участие в богослужении как клирик Николо-Угрешской семинарии.

Иерей Валерий Духанин. В поисках Бога: от атеиста до священника

Валерий Духанин — протоиерей Русской Православной Церкви, кандидат богословия, писатель, телеведущий. Окружающие его люди отзываются о нем, как о добром и чутком человеке.

Детство Валерия

В детстве Валерий часто заходил в заброшенную старую церковь в деревне. И хотя мальчик тогда был неверующим, он ощущал таинственность этого места.

Происхождение и рождение

Духанин Валерий Николаевич, в биографии которого есть удивительный момент обретения веры, рос в обычной советской семье. Родился он 28 мая 1976 года в городе Оренбурге.

Семья

Родители Валерия относились к категории служащих. Они были неверующими людьми. О Боге в семье не разговаривали.

Каждое лето мальчик с родной сестрой проводил в деревне у бабушки. В ее доме на стене висели иконы. Однажды ночью Валерий увидел, как бабушка молилась перед ними на коленях. Незадолго до этого она чуть не погибла от удара молнией — та прошла в землю совсем рядом.

Когда бабушка предлагала внукам креститься, они отказывались. Тогда у Валерия не было веры, он был равнодушен к разговорам о Боге.

Юношеские годы и молодость

В 13 лет Валерий вместе с сестрой крестился. Он не мог себе объяснить, почему возникло это решение. Во время совершения Таинства Крещения юноша почувствовал перемену в своей душе. Его охватили радость и легкость. И уже не существовало никаких сомнений в том, что Бог есть.

Отец Валерий всю молодость посвятил повышению уровня своего духовного образования.

Этапы:

  1. В 1992 году юноша становится пономарем и чтецом в Покровской церкви в родном городе.
  2. Позже он переезжает в столицу.
  3. В 1996 году оканчивает Московскую духовную семинарию. В расположенном при ней храме молодой человек нес послушание.
  4. В 2000 году будущий священнослужитель получает диплом об окончании Московской духовной академии (МДА). В период обучения там он занимался миссионерской и социальной работой. Часто посещал подследственных в СИЗО, разговаривал с ними о православной вере. Также занимался организацией сбора вещей и продуктов заключенным.
  5. Еще учась в МДА, будущий священник работал помощником проректора по воспитательной части.

Он являлся сотрудником Академического Миссионерского отдела. Также на открытых при МДА богословских курсах занимался преподаванием.

Работа в семинарии

В 2003 году Валерий Николаевич поступает на работу в Николо-Угрешскую семинарию Московской патриархии, которая находится в городе Дзержинском Московской области. Там он становится проректором по учебной работе.

Также священник занимает должность преподавателя византологии, апологетики, патрологии, основы и методики катехизации.

Зрелый возраст

Священнослужитель совмещает церковную деятельность, работу в семинарии и участие в телевизионных программах. В передачах он рассказывает о православии, что важно для верующих и для тех, кто только на пути к обретению веры.

Служба в церкви

2 марта 2014 года он принимает сан диакона. 8 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл рукоположил его в пресвитера в Троице-Сергиевой Лавре.

Священник Валерий Духанин служит в храме Иконы Божией Матери Казанская и иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря. Там же он проводит свои проповеди.

Названия некоторых из них:

  • «О Богоявлении».
  • «Пагубность греха и его преодоление».
  • «Когда можно делать добро».

Иерей проводит беседы в православных гимназиях, воскресных школах, богословском кружке. Также он участвует во встречах, конференциях, посвященных духовной жизни.

О. Валерий женат, воспитывает троих детей.

Участие в телепередачах и на радио

Кроме церковной службы иерей в рамках миссионерства занимается телевизионной деятельностью.

Священник принимал участие в телепередачах:

  1. «Уроки православия».
  2. «Воскресная школа».
  3. «Свет Угреши».
  4. «СО-ВЫ».
  5. «Феномен веры».

В первой в списке программе, выходящей на телеканале «Союз», иерей проводил цикл уроков об аскетике и по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова).

В передаче «Воскресная школа» ведущий о. Валерий вместе с детьми говорят о молитве, православных праздниках, святых, дружбе и о многом другом. Один из выпусков был посвящен каникулам, их проведению с пользой для школьников.

Батюшка несколько раз являлся гостем программы «Свет Угреши».

В проводимом на телеканале «Радость моя» молодежном клубе «СО-ВЫ» священник являлся экспертом с 2013 по 2014 год.

В рамках передачи «Феномен веры» он провел тридцать телевизионных лекций (2011—2012).

Названия некоторых тем:

  1. «Смысл страданий».
  2. «Суеверие».
  3. «Все ли религии ведут к одному богу».

Часто батюшка отвечает на вопросы телезрителей на телеканалах «Спас» и «Союз».

На радио «Радонеж» он ведет авторскую программу «Сокровенный мир православия», где затрагивает тему веры в современной жизни.

В июне 2018 года иерей был гостем передачи «Я очень хочу жить» на телеканале «Спас». Программа, ведущей которой является Дарья Донцова, посвящена опыту борьбы с онкологическими заболеваниями, его духовной составляющей. В марте 2018 года о. Валерий узнал о своем диагнозе. Священник рассказывает о пути преодоления болезни.

Верующие на православных ресурсах призывают к молитве о здоровье батюшки.

Священник известен своими публикациями и книгами. Его статьи и произведения часто затрагивают темы, посвященные жизни людей в современном мире с его искушениями.

Публикации

Начиная с 2004 года, опубликовано большое количество статей священнослужителя. Большинство из них — о жизни в современном мире.

Некоторые из его публикаций:

  1. В статье «О йоге и прочих восточных практиках» о. Валерий предостерегает о вреде для души занимающихся медитацией и йогой людей (сайт Православие.ру, 2014 год).
  2. В публикации «Чем опасны наши греховные страсти» («Православие.ру», 2016 год) он разъясняет, в какой неволе мы находимся.
  3. В статье «Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине?» размещены три ответа священников: иерея Валерия Духанина, протоиереев Феодора Бородина и Андрея Ефанова («Православие.ру», 2018). Отец Валерий пишет, что Хэллоуин является «заигрыванием с темной силой». Всех, кто принимал участие в этом «празднике» он призывает исповедоваться.

Также часть статей посвящена недопустимости занятиями оккультизмом.

Книги

Кроме статей издано много книг протоиерея, которые рекомендованы Издательским Советом РПЦ. Большая часть из них посвящена Таинствам Русской Православной Церкви.

В книге «Сокровенный мир православия» (2006) о. Валерий размышляет о причинах неверия, о смысле заповедей Господа, о жизни в современном мире.

Произведения «Сокровенный дар» и «Как научиться правильной молитве» (2016) написаны по трудам свт. Игнатия (Брянчанинова). Двумя годами ранее вышла в свет книга «Жизнь святителя Игнатия (Брянчанинова)».

В своих книгах священник предостерегает от занятий оккультизмом, чтения эзотерических книг. Он приводит много примеров, когда, поддавшись греху, люди тяжело расплачивались за это.

В произведении «Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи» автор относит гипноз к оккультному методу. Человек, подвергшийся этому способу воздействия, становится более восприимчивым к влиянию темных сил. В книге рассказывается о последствиях увлечения оккультизмом, приводятся примеры.

Иерей предостерегает от обращения к целителям, которые «лечат» молитвой и крестом. Также священник затрагивает темы гадания, порчи, астрологии. Размышляет автор и о том, почему люди склонны к суевериям.

Священник пишет, что болезни и скорби, посылаемые нам Божьим Промыслом, способствуют спасению души.

Книги о. Валерия помогают православным христианам не сойти с правильного пути, а сомневающимся людям — обрести веру.

Видео о священнике

В этом видео о. Валерий на телеканале «Спас» рассказывает о борьбе с онкологическим заболеванием.

В этом видео иерей в рамках программы «Уроки православия» рассказывает о Промысле Божьем в жизни человека.

В этом видео священник объясняет, как распознаются греховные помыслы, какие чувства возникают при этом.

summer56

«Реанимация и ангелы, или Прогулка по краю бездны»
Священник Валерий Духанин
В жизни нам даются суровые уроки. Но после этих уроков жизнь становится другой. Невозможно быть тем же, кем ты был, когда хоть на мгновение ты вышел за пределы привычного, оказался на пороге иного бытия. Ценность самой жизни познается на грани смерти, ценность света – после ночной тьмы, ценность любого Божиего дара – после его лишения.
Первая химиотерапия обернулась для меня серьезным отравлением. Токсикация охватила нервные пути. Отключилась речь, парализовались глотательные движения, затруднилось дыхание.
Жена пыталась вызвать «скорую» – все машины оказались в разъездах. Мне удалось показать в своем телефоне номер знакомых фельдшеров, трудившихся на «скорой». Благодаря им машина приехала значительно быстрей, в то время, когда я пытался на четвереньках глотать воздух из открытого окна.
Меня потом спросил один знакомый, возможно ли молиться в таком состоянии. С отключением речи и блокировкой мышц языка ты еще пытаешься молиться мысленно. Пытаешься всем сердцем обращаться привычными краткими словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси мя, грешного! Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, помоги мне». И еще краткие молитвы преподобному Сергию Радонежскому, блаженной Матроне Московской, небесному покровителю мученику Валерию Мелитинскому…
Но наступает момент, когда тебе не хватает кислорода, вдохнуть ртом ты не можешь, и тут внутри происходит сбой, а в каком-то смысле наступает паника. Мысли теряют сосредоточенность, по телу проходят судороги, единственным желанием становится просто нормально дышать. В такие мгновения молитва испаряется, как влага на раскаленном песке. Ты начинаешь просто бороться за жизнь, искать, как лучше сделать вдох, глупо и беспомощно теряя молитву – этот главный, целительный источник нашей жизни.
В какой-то момент промелькнуло: если я уже умираю, то пусть это наступит скорей, чтобы близкие не видели всех мучений и чтобы просто перешагнуть порог, который отделяет временное от вечного, тленное от нетленного. Вот как мы просим на каждой ектении «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны…» Но что-то это прошение никак не исполнялось, оставляя меня на краю бездны, на грани неизвестности.
Мне наглядно открылось, что бывает, когда молитвы близких восполняют твою беспомощность. Тогда жена поставила на молитву перепугавшихся детей. Опустившись на колени перед иконами, они со слезами, в простых детских словах изливали свою сердечную просьбу. В этот момент мне наглядно открылось, что в жизни бывает, когда ты живешь вовсе не своими молитвами. Когда молитвы тех, кто любит тебя, для кого ты еще имеешь значение, восполняют всю твою беспомощность и немощь. По молитвам ближних мы избавляемся от бед, обретаем от Бога спасение, исцеляемся и воскресаем. Эти молитвы становятся крыльями, которые подымают твою израненную душу и не дают ей пасть вниз.
Еще скажу, что на грани перехода ты чувствуешь, как многое, что казалось тебе важным, вдруг обнажает свою пустоту. Самым сердцем прозреваешь, как напрасно ты всё время куда-то гнал и спешил, пытался что-то заработать, вроде бы чтобы содержать семью, но мимо тебя в этой гонке и проходила жизнь твоей семьи, твоих детей, исчезала радость общения с самыми близкими. Счастье – оно всегда рядом с нами, но мы сами пробегаем мимо него. Чтобы остановиться и вырваться из замкнутого круга, нам от Бога и подаются суровые жизненные уроки.
Но вот наконец и «скорая». Вижу растерянное лицо врача, замешательство в его действиях. Замеряет мне давление, пульс, а затем каким-то прибором еще что-то меряет и с удивлением говорит: «Странно… Что же в крови кислорода-то меньше нормы?» Зачем-то ставит мне катетер в руку… и только перед самым нашим выходом к машине делает укол, после которого судорога в теле исчезает.
В больнице мне поставили капельницу. Но на следующий вечер приступ повторился. Меня отправили в реанимацию. Поскольку и в этот вечер я потерял дар речи, то не мог произносить ни единого слова. Оставался лишь безмолвным созерцателем происходящего и наблюдал, как Бог посредством людей спасает таким же людям жизнь и восстанавливает здоровье.
Никогда с этим раньше не сталкиваясь, я был поражен своим восприятием. Ранее я думал, что это место какой-то безутешной скорби, отчаянной борьбы за жизнь, последних проводов. Оказалось, что проведенный в реанимации день стал одним из самых счастливых дней в моей жизни. Это как рождение на свет, воскрешение, после чего радость дня и свет солнца, счастье общения с близкими и драгоценная возможность служить Богу переживаются наиболее ярко.
Здесь не царили ни ропот, ни ругань, ни жалобы или угрозы. Каков бы ни был больной, врачи и медсестры представляли собой пример исключительной жертвенности. Каждый заботливо, мирно, спокойно вершил свое дело, словно это были не люди, а ангелы, поставленные Богом на то, чтобы заниматься одним единственным делом – спасать людей. Наблюдая происходящее, я так и пришел к этому удивительному выводу: вся реанимация наполнена ангелами.
Смысл духовных прозрений не обязательно в том, чтобы ты непременно увидел ангелов, но в том, чтобы нечто ангельское ты увидел в людях, в тех, кто окружает тебя. Если кругом ты недовольно видишь одни грехи, недостатки, пороки, то кто же ты сам по своей внутренней сути? Каждый замечает то, что для него самого естественно. Если же в окружающих тебя людях ты прозреваешь доброе, чистое, ангельское, то, значит, Господь посетил тебя и не лишил Своей благодати. Впрочем, сам я на тот момент прозревал лишь собственную немощь и удивительную доброту, заботливость, сердечность сотрудников реанимации.
Одна пожилая врач, подойдя ко мне, с соучастием и состраданием произнесла: «Ты молись про себя. А когда сможешь, так и вслух молись. Молитв, слава Богу, много у нас. Молитва часто лучше всего помогает». И я молился. На сердце стало настолько мирно, спокойно, что я сравнил эти ощущения лишь с пребыванием в алтаре на богослужении. Ангелы наполняют алтарь храма, ангел-хранитель рядом с каждым из нас. Но Божии ангелы присутствуют еще и там, где спасается жизнь, где люди, забыв о себе, заботятся только о том, как помочь таким вот, как я, беспомощным. Почему же мы не замечаем этого в своей обыденной жизни?
Они имеют от Бога дар возвращать людей к жизни – и тем самым причастны таинству спасения
Пусть никто не осудит меня, но в тот момент реанимация мне представилась подобной священному алтарю, а действия персонала реанимации – священнодействиям служителей храма. Они воссозидают в человеке жизнь, делают по земным меркам невозможное, имеют от Бога особый дар воскрешать и возвращать людей к жизни, тем самым причастны таинству спасения сотворенных Богом людей. Конечно, всё это относится не к вечному спасению души, обретаемому только в храме, а к временному спасению тела. Но ведь свои души мы спасаем, покуда не расстались с телом, значит, и это временное спасение, восстановление здравия тела тоже важно для нас.
А потом всё завершилось очень просто. Меня откачали, вернули к жизни и спокойно отпустили домой. Они не ждали ни благодарности, ни признательности, ни денег, хотя трудно поверить, что зарплаты простых городских врачей высоки. По-доброму и с улыбкой напутствовали советом, чтобы больше к ним не попадал. Они сами остались там, как врачи на передовой, бескорыстно спасая жизнь всякого смертельно раненного.
Жаль, что часто мы не замечаем, как рядом с нами бескорыстно трудятся, вершат святое служение люди, спасая жизнь таким же, как мы. Как и молящиеся за тебя дети, так и врачи реанимации подобны ангелам, небесным хранителям, которые защищают и сохраняют нам жизнь.
Вспоминается еще только одно прошение ектении, которое после реанимации стало для меня самым важным, выше всех земных достижений, свершений: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Если умирать, то лучше мирно, а если жить, то только в покаянии. И вверить себя в руки Божии. Это и есть самое главное. Храни всех Господь!
Священник Валерий Духанин
23 мая 2018 г.

О чем мы пожалеем – о потраченном впустую времени. Священник Валерий Духанин

Есть у Чехова потрясающий рассказ – «Горе». В книгах он помещается обычно среди юмористических рассказов Чехова. Смешного там мало. Зато есть удивительная мысль. И стоит ее напомнить, ибо в каком-то смысле рассказ этот про каждого из нас.
Некий токарь везет свою жену к врачу. Везет на телеге. Время зимнее. Кругом снег, лошадь едва справляется. А токарь хлещет ее да рассуждает, как встретит его врач и жену его на ноги поставит. Он вслух размышляет, как пообещает врачу выточить портсигарчик из карельской березы, а еще шары для крокета, а еще кегли – самые что ни на есть заграничные.
Он рассуждает так вслух, чтобы приглушить свое тяжелое чувство. Ибо горе застало его врасплох. С женой прожил он 40 лет. И вспоминает токарь, как жил он все эти годы в пьяном полузабытьи, а теперь вдруг появилась в душе ужасная боль. И вот он просит супругу свою, чтобы не говорила врачу, что он ее бил когда-либо, заверяет, что бить больше не будет, и что жалеет ее теперь и ради нее старается. Только жена его молчит, не отвечает, а снег на лице ее почему-то не тает. И когда понял токарь, что умерла жена, то заплакал от досады. Потому что не успел толком пожить с ней, не успел пожалеть, проявить любовь свою – 40 лет прошли, как в тумане.
Задумался токарь. «Жить бы сызнова…». Заботился бы о той, в которой когда-то души не чаял. В никуда ушли 40 лет. Вспоминая прожитое, как всё загубил пьянством, бездельем, драками, токарь и не заметил наступивших сумерек. Забылся. Очнулся в большой комнате с крашеными стенами. Видит врача, к которому ехал, хотел было вскочить и раскланяться, да только не может двинуть ни рукой, ни ногой. Отморозил всё. Придется ампутировать. «Ну, ну… чего же ты плачешь? – говорит ему врач. – Пожил, и слава Богу! Небось, шесть десятков прожил – будет с тебя!» Что же токарю ответить на это: «Горе ведь! Простите великодушно! Еще бы годочков пять-шесть… И как на этом свете всё скоро делается!»
Вот как завершает рассказ сам Чехов: «Доктор машет рукой и выходит из палаты. Токарю – аминь!»

Почему же всё так?

Да потому, что мы все так живем. Так и заканчиваем свою жизнь, то есть ни с чем, пустые, растраченные на пустяки или греховные страсти. Мы собственно жизнь пропускаем мимо себя.
Разве жизнь – разборки, ругань, нецензурщина, сплетни? Разве жизнь – блуд и обман? Разве жизнь – непрестанное недовольство и выяснение отношений? Разве жизнь – «всё себе, а другой – лишь средство к моему благополучию»? Но добавлю, что также не жизнь – непрестанная спешка и бешеная погоня за миражами мира сего. Не жизнь – постоянные страхи о будущем, фантазии и тревоги, забвение тех, которых с тобой Бог сегодня рядом поставил.
Если наша любовь вспыхнула ярким бенгальским огнем, осветила сумерки жизни – и тут же угасла, оставив лишь досадный дым и те же самые сумерки, – грош ей цена. Ибо подарить другому то, что его несказанно обрадует, а потом цинично отнять – это издевательство и ничего более.
Молнией пролетают года, и сердце на свою собственную пустоту откликается досадой. Пустота и досада неразлучны. Не пустота кошелька, разумеется, а пустота души. Если из сгнившей нити ткань жизни плести, то истлеет она без доброй памяти. И никого не порадует. А если не радуешь ты никого, то как же в себе самом сможешь радость иметь?
Порадовать ближнего вовремя, и вовремя друг друга любить – вот что есть жизнь. Сердечное тепло и радость искренних объятий, доброе слово, отзывчивость, чуткость – разве не ради этого стоит жить? Очаг любви, несущий тепло сердца самым родным, согреет и других людей, согреет везде, где бы любящий ни трудился, общался, ходил, ибо источник тепла – он везде согревает.
Вот добрый, чистый, пусть и наивный взгляд твоего ребенка – он заслуживает того, чтобы ему уделить свое время, общение. Заслуживает больше, чем сплетни в компании, иллюзии интернет-общения, растворение в телеобразах или бесконечная болтовня по мобильной сети.
И вот какая удивительная истина – внимание сердца и потраченное время напрямую взаимосвязаны. К чему влечется твое сердце, на то и время тратится. Допустим, если сердце тянется к Богу, то и время на молитву найдется. А нет в сердце жажды общения с Богом, то и времени на общение с Ним тоже нет. Если нет сердечного желания общаться с семьей, то и времени на то не найдется. И так во всем. Удивительно: у всех алкоголиков, наркоманов, всех подчинившихся грубым страстям всегда было время на удовлетворение своей страсти. Всегда было время, компания, общение вокруг тлетворной страсти.

«Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12, 34).

А где наше сердце? Это определяется опять-таки временем, которое сердце посвящает чему-либо. И каждый запросто может определить, где его сердце – в вязких трясинах интернет-соблазнов, в переписках и пустом общении непонятно с кем и непонятно ради чего – или в том, что дано тебе Богом: семье, призвании, полезном добром деле.
Вот встретился ты с кем-то и полюбил – цени это время, созидай, а не разрушай. Ибо, если очаг любви не поддерживать, он угаснет, остынет. А остывший очаг ни к чему не пригоден. Поддерживается любовь вниманием друг ко другу.
Вот поставлен ты трудиться на какой-то работе – это и есть то место, где ты призван нести добро, спасать свою душу, ответственно выполнять то, что тебе доверили. Если будем мы унывать, бездельничать и мечтать о чем-то другом, то потеряли мы время. Но мы всё ждем чего-то и ждем, и думаем, что это потом придет удобное время, тогда и проявим себя.
Что же, душа моя, спишь до сих пор? На что тратишь себя? Помни: чему посвящено время, тому посвящена жизнь. А время посвящено тому, к чему приковано внимание. То есть тому, что стало сокровищем для сердца.
Посмотри на свои собственные мысли, чем заняты они в этот конкретный момент? Чему посвящены? К чему стремится твое сердце? Это и есть либо погибель твоя, либо жажда спасения.
Суд – он не потом совершится. Суд вершится сейчас – в зависимости от того, чему мы сейчас посвящаем себя. Вся суть духовной жизни сводится к тому, чтобы не терять для спасения текущий момент. Каков ты в своих мыслях, желаниях, намерениях в настоящее время, таков ты и есть на самом деле. И даже не смей думать, что сейчас, мол, ладно, и так сойдет, а вот потом я когда-нибудь постараюсь. Нет, это самообман!

Сейчас, в этот текущий момент, быть верным Богу, хранить чистоту души, искоренять в себе зло и поступать по любви к нашим ближним – вот что такое христианская жизнь.
Время – оно всегда удобное и вместе неудобное.
Неудобное, потому что внешние обстоятельства всегда против нас, да и внутри мешают лень, нежелание. Удобное, потому что в том он и подвиг духовный, что именно сейчас мы имеем возможность духовной борьбы, спасения, освобождения. Когда же минует отпущенный нам век, то итог духовный подводится: а, собственно, чему ты посвятил себя? И вот оказывается, что судит нас не Бог и не ангелы, а судит нас потраченное нами время. Это как выделили тебе под запись, допустим, 40 минут, а ты там такое записал, что потом самому стыдно и больно. Потраченное время ясно показывает, на что мы себя израсходовали. Чему посвятил ты себя, с тем ты и есть, то и тянется вместе с тобой в бесконечную вечность.
Итак, сегодня люби, сегодня общайся с детьми, сегодня сделай доброе дело, сегодня и только сегодня к Богу иди.
Откладывая на потом, мы утрачиваем жизнь реальную.
Фантазируя о будущем, теряем настоящее.
Вот еще небольшой секрет. Чтобы успевать жить, надо перестать спешить. Спешка уничтожает настоящее, душа растворяется в тревогах, и время опять-таки уходит в никуда. Что нужно, ты успеешь сделать. Остальное – как Бог управит. И подлинную радость можно найти в каждом текущем моменте. И в каждом моменте есть соприкосновение с вечностью, если душа всем сердцем открыта Вечному Богу.
Бог подаст то, что нужно. Не растворяйся в переживаниях о завтрашнем, живи сегодняшним днем. Радуйся тому, что есть, а не уничтожай себя из-за того, чего нет. Бог подает тебе то, что и нужно тебе. А если бы подал больше нужного, то стал бы ты хуже, чем есть.
И застучат по клавишам иные грозные комментаторы: «Как это не думать о будущем? Вон сколько всего еще сделать нам надо! Созидать, содержать, реализовывать!» Но другие, не такие грозные комментаторы им ответят: «О будущем думай, да не растворись только в нем! Ведь живешь ты сейчас. Учись сегодня в жизнь свою вносить радость».
Кто научился доверять Богу сегодня, тот понял слова Евангелия: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 32–33). Не растворяйтесь в тревогах о завтра, ибо жизнь ваша дана вам сегодня, остальное – как Бог управит.
Кто доверяет Богу, тот обретает покой. А кто обрел покой, тот хранит в себе гармонию мыслей и чувств, желаний и воли. А у кого гармония внутри, тот чувствует гармонию вовне, и во всем – дыхание Божие, присутствие Животворящего Господа. И сквозь остатки первозданной природы он видит отблески утраченного Рая, а в собственной семье, при всех наших взаимных немощах, чувствует тот же маленький, но уютный уголок Рая на земле. Воспринимает он любовь Любящего, то есть Господа нашего, имя Которому – Любовь.
Итак, о чем же мы пожалеем? Да о времени, зря потраченном! О драгоценном времени, израсходованном в никуда. И хочется бы его назад вернуть, да невозможно это.
Жили ради себя – и в итоге отсутствует жизнь.
Жили никак – значит, и вовсе не жили.
Жили в пустоте – значит, и стали опустошенными.
Не успеваем оглянуться, как нет ни родителей, ни детей. Те покинули мир земной, а эти, повзрослев, покинули дом родной. Подобно токарю, мы с горечью вспоминаем прошлое.
«Жить бы сызнова…», – робко произносим мы.
Да зачем сызнова? Ты ведь сейчас живешь! Сейчас и люби, делай добро, очищай свое сердце! Где есть любовь, там время зря не тратится.
Священник Валерий Духанин
Православие.ру

священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин родился в российском городе Оренбурге. Здесь он вырос и окончил среднюю школу. Крестился в 13-летнем возрасте. В 1992 принят на послушание в Покровскую церковь Оренбурга, где был чтецом и пономарем.

Духовное образование получил в Московских духовных школах – в 1996 окончил семинарию, а в 2000 – академию. Имеет научную степень кандидат богословия. Во время обучения в семинарии нес послушание в семинарском храме. Во время учебы в академии занимался миссионерством: проводил встречи и беседы с заключенными в СИЗО, организовывал гумпомощь заключенным.

Последний период обучения также был помощником проректора по воспитательной работе. На этой должности продолжал трудиться и после окончания образования до 2002. Также был сотрудником Академического Миссионерского отдела и преподавателем богословских курсов.

С 2003 работает в Николо-Угрешской семинарии – занимает должность проректора по учебной работе, а также преподает патрологию, апологетику и византологию.

Сан диакона и священника принял в 2014. В Троице-Сергиевой Лавре хиротонию возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Отец Валерий — автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры. Известные книги: «Таинство Покаяния: путь исцеления души», «Новые чудеса преподобного Сергия», «Во что мы веруем? 100 ответов современнику».

В 2011-2012 – ведущий авторских телепередач на ТК «Радость моя». В 2012-2013 на том же телеканале как эксперт участвовал в молодежном дискуссионном клубе «СО-ВЫ». Редактор программ на радио «Радонеж».

Женат, отец троих детей.

Источник: Официальный сайт иерея Валерия Духанина