Римский жест приветствия

Древнеримское приветствие.

Другие ответы на вопросы

  • Назовите одну из форм состояний нервной системы, которая крайне популярно в медицине. 8 букв
  • Как называется вид степи, который характеризуется от различности поросли. 7 букв
  • В древности на руси это считалось исключительно мужской одеждой 7 букв
  • Название какого театрального жанра переводится как песнь козла? 8 букв
  • Как называют предмет, с которого на Руси ходили по домам дети во время обряда Христа на рождество? 6 букв
  • Материал, на котором писались клинописные таблицы в Междуречье, сохранившиеся в течении тысячелетий. Что это за материал? 6 букв
  • Какое блюдо подавали на стол последним в прощеное воскресенье? 7 букв
  • Подзабытая опера Гайдна Нежданная встреча была поставлена на сцене Камерного музыкального театра благодаря этой находке в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина. 9 букв
  • Восьмая и девятая модели Жигулей получили это прозвище за форму кузова. 6 букв
  • Что именно древние славяне считали величайшим позором для себя? 4 буквы

Попытаемся внести ясность в этот вопрос. Тем более, что по ходу исследования были сделаны совершенно ошеломительные открытия.

Древняя история: Хайль Цезарь!

Утверждается, что фашистское приветствие берёт своё начало чуть ли не от Древнего Рима. Дескать, гладиаторы, приветствовавшие цезаря, вскидывали руки вверх, и поэтому этот жест стал называться saluto romano — «римским салютом».

Сторонники этой легенды обычно ссылаются на два источника.

Первый — изображения на Колонне Траяна. Данная колонна — памятник архитектуры, находящийся в Риме, на Капитолийском холме — была создана архитектором Апполодором Дамасским в 113 году н. э. в честь победы римского императора Траяна над древними румынскими племенами (даками).

Была у древних римлян такая традиция — колонны делать в честь чего-нибудь. Например, есть колонна в честь Марка Аврелия… Но не будем отвлекаться, нас больше интересует та, что посвящена Траяну. Итак, Колонна Траяна — немаленькая штука: высота её 38 м и диаметр — 4 м. Она сделана из мрамора и покрыта барельефом, изображающим войну с даками, героизм римлян и т. д.

Дотошные исследователи обнаружили на колонне фигуры, якобы, приветствующие друг друга «римским салютом»:

Но, честно говоря, если даже не сильно придираться, то данные жесты не очень похожи на saluto romano в известном нам виде. Ну подняли мужи вверх свои длани, ну и что? Поднимать руку в качестве приветствия — давняя традиция. Считается, что таким образом воин показывал встречному, что его меч — в ножнах, как доказательство мирных намерений. Так что, скорее всего, это никакой не «римский салют».

Второй источник «доисторического» происхождения saluto romano — рассказ древнеримского писателя-историка Тита Ливия про трёх братьев, отправляющихся сражаться и приносящих своему отцу клятву типа «ни шагу назад». Данный волнующий момент воспроизвёл на своей картине «Клятва Горациев» (такая у братьев была фамилия) французский художник 18-го века Жак Луи Давид:

Как видим, отец (справа) даёт сыновьям (слева) мечи, а они тянут к ним руки. Многие считают, что братья таким образом приносят клятву — вытягивая руки. Некоторые утверждают, что это и есть «римский салют».

Но если присмотреться более тщательно, то мы увидим занятную вещь: только один из братьев (тот, что спереди) протягивает правую руку, остальные двое выбросили вперёд левые. Согласитесь, если бы это был формально принятый обычай, традиция, то все делали бы этот жест единообразно — правой (или левой) рукой. Так что на какое-то «римское приветствие» это тоже не похоже. Что хотел показать художник, скорее всего, останется его маленькой тайной. А Тит Ливий, вполне возможно, здесь совершенно не при чём.

Начало 20-го века: ох уж этот «дуче»!

Переходим к временам, более близким к нам, чем Древний Рим. Но территориально остаёмся на месте — в Италии. Здесь, в 1883 году, в семье сельской учительницы и кузнеца, родился мальчик, ставший впоследствии одной из наиболее одиозных фигур 20-го века — Бенито Муссолини:

В 36 лет он огранизовал «Итальянский союз борьбы» («Фаши итальяни ди комбаттименто»; Fasci italiani di combattimento) и стал «отцом» известного термина «фашизм». Его партия захватила власть в Италии, а Муссолини стал свирепым диктатором («дуче»), почти на десятилетие опередив своего германского «коллегу» Адольфа Гитлера.

Распространена байка, что однажды Бенито Муссолини смотрел кинофильм одного итальянского режиссёра о Древнем Риме. Неизвестно, изучал ли тот режиссёр Колонну Траяна или был поклонником живописи Жака Луи Давида, но римские легионеры в его фильме, якобы, вовсю салютовали друг другу «римским приветствием». Говорят, что это произвело на Муссолини такое впечатление, что он ввёл жест в повсеместный оборот. (Наверное, чувствовал себя при этом, как минимум, цезарем.) А уже от «дуче» saluto romano переняли немецкие фашисты.

Другую версию высказывает в своей книге «Бенито Муссолини: Биография» историк Кристофер Хибберт. Он пишет, что таки да, именно у итальянской армии «нацисты переняли римское приветствие вскидыванием руки, сделав его собственным салютом». Но считает, что данный жест «дуче» скопировал у известного итальянского писателя и авантюриста Габриеле д’Аннунцио. С Хиббертом согласен историк Ричард Колье, который в своей книге «Дуче. Взлет и падение Бенито Муссолини» сообщает, что итальянский фюрер позаимствовал у д’Аннунцио также идею чёрных рубашек, сделав их униформой фашистов. Впрочем, Колье тоже считает этот жест приветствием римских легионеров.

Однако, данная версия кажется не вполне проработанной историками. Если рассматривать фотографии Муссолини до встречи с Гитлером, то на них saluto romano мы не видим — даже в тех ситуациях, где «корпоративное» приветствие, казалось бы, необходимо.

Вот, например, Муссолини с балкона дворца Венеция провозглашает: «Книга и винтовка — символы настоящего фашиста». Предположим, здесь у него просто руки заняты.

Но на других групповых фотографиях он тоже не спешит вскинуть руку:

А вот на совместных парадах с Гитлером «римское приветствие» используется вовсю:

Может быть, вовсе не Гитлер скопировал у «дуче» saluto romano, а наоборот — Муссолини у Гитлера? Но где тогда этому жесту научился бесноватый фюрер? Кто был его вдохновителем?

Американские пионеры: «Будь готов! Всегда готов!»

Во второй половине 19-го века в США был чрезвычайно популярен роман «Взгляд назад» (Looking Backward), написанный бывшим журналистом газеты «Спрингфилд юнион», баптистом Эдвардом Беллами. Роман этот сделал Беллами культовой фигурой в Штатах. Его романы раскупались как горячие пирожки, его идеи обсуждались и подхватывались молодёжью.

В 1892 году, на американском празднике Дне Колумба (12 октября) писатель выступил с предложением сопровождать поднятие государственного флага США чем-то вроде молитвы, которую он назвал «Торжественной клятвой верности» («Pledge of Allegiance»). В ней были такие слова: «я обещаю преданность своему Флагу и республике, которую он символизирует». А вместе с молитвой… тьфу, «Клятвой» Эдвард Беллами предложил использовать такой жест: правая рука поднимается вверх и направляется прямо на флаг. Откуда он взял это, история умалчивает. Но про древних римлян не было ни слова. Вот как это выглядело:

Жест тут же прозвали «салютом Беллами» (Bellamy salute) и стали использовать в пионерских (то есть, скаутских) лагерях:

В школах:

В детских садах (или что там было у них):

На массовых мероприятиях:

Это можно было бы считать простым совпадением. Дескать, где США, а где Германия. Интернета тогда не было, откуда фашистам знать, что там популярно у американских пионеров… тьфу ты, скаутов. Но, как оказалось, мир гораздо более тесен, чем мы думаем.

Да здравствует американо-фашистская дружба!
Урра-а-а-а-а!

Едва Гитлер пришёл к власти и начал устанавливать свой «новый порядок», как американцы смекнули: с таким решительным негодяем лучше дружить, чем воевать. Но в отличие от Советского Союза, который ограничился подписанием договора о ненападении, в США решили «дружить активно».

В 1933 году в Штатах создаётся организация «Германо-американский союз» (German American Bund), объявившей, что американцы и немцы — друзья, товарищи и братья навек. Первые отделения ГАС были открыты в Чикаго, Иллинойсе, и вскоре деятельность Союза приобрела национальный масштаб.

А это — американский скаутский значок:

Кто-нибудь ещё сомневается, что американцы и фашисты без всякого интернета имели самые тесные и, как оказалось, дружественные отношения? Практически, взаимная любовь и обожание. Ну и кто у кого перенял «римский салют» (он же — «салют Беллами»), уже ясно без объяснений.

Фашисты, правда, подвели под это свою собственную философию. Так как фюрер был помешан на оккультизме и потустороннем мире, то и Bellamy salute стал почти религиозным жестом с мистическим смыслом и загадочностью:

В нацистской интерпретации этот жест нужно было делать так:

1) Правая рука подносится к сердцу ладонью вниз.

2) Плавно выпрямляется вправо и вверх примерно на уровне головы.

3) Опускается вдоль тела вниз.

Жест получил официальное название — Deutscher Gruß (Немецкое приветствие) и стал использоваться вместе с фразой «Heil Hitler!» («Слава Гитлеру!»), на которое было положено отвечать фразой «Sieg Heil!» («Зиг хайль!» — «Да здравствует победа!»). Отсюда, кстати, современное просторечное название данного жеста — «зига».

Остаётся добавить, что «салют Беллами» в самих США просуществовал аж до 1942 года, когда президент Рузвельт, под давлением антифашистской общественности, заменил этот жест на сокращённую версию — «рука-над-сердцем» (hand-over-the-heart). Сначала ладонь была (как и в фашистском приветствии), направлена вниз:

А затем жест приобрёл современный вид, хорошо знакомый многим:

Автобиография Великого и Прекрасного

В Италии это называется Saluto Romano — Римским Салютом, в Германиии Deutsche Gruss или Hitlergruss (соответственно — Немецкий Салют и Гитлеровский Салют). Приветствие подразумевает вверх под прямым углом от локтя или горизонтально вскинутую правую руку, что в итоге, а именно в послевоенные годы стало демонстрацией «негативно фашистких», «нацистких» и других, якобы «человеконенавистнических» убежедений.
Прежде чем понять суть салюта правой рукой надо разобратся, что по сути собой представлеяет символизм правой руки и приветствие как таковое. С самых старых времён рука считалась символом силы, некого действия, целеустремлённой воли. В зависимости от намерений, рука поворачивается ладонью в приветствии друга или сжимается в кулак при встрече с неприятелем. Рука, как и глаза, как и человеческое слово, способна говорить и предупреждать, способна душевно встречать и гневно отправлять, показывать доверие и безжалустную ярость. Действие руки посредством таинственных знаков могут сказать больше, чем в данный момент позволенно словам и сакральный смысл её состоит в том, что она — видимый символ Божьей и Человеческой Воли.
В эзотерической традиции каждая из противополжных рук — левая и правая создают некий принцип дуализма, символизируя как бы два противоположных полюса — противоположный силовой и энергетический поток. В некоторых «официальных» и «общечеловеческих» понятиях- белая магия против чёрной. В соответствии с Западной оккультной традицией, правая рука символизирует искренность, логику, позитивный, правилный путь; левая — двойственность, левый путь, «негативное» влияние. Правой рукой благословляли, а левой проклинали.
Понятие «правый» (в смысле стороны) всегда ассоциировался со словами «право», «правильный» (в смысле закона). В некоторых европейских языках тому есть примеры. Например, в немецкой этимологии правая сторона (recht) напрямую связана со словом Recht — Право. В русском языке слово «правый» напрямую связано с понятиями «верный», «правильный» («подходящий» «настоящий», «истинный»), также как в немецком со словом Право (Закон). Видимо со старых времён сохранился обычай, по которому человек человека приветствует именно правой, т.е. верной, сильной, правильной рукой. Этой рукой здороваются даже те, которые пишут левой, или левая у них сильнее. Соприкасаясь руками в ПРАВИЛЬНОМ приветствии люди, как бы передают один другому часть своей жизненной силы, своего здоровья и самочувствия.
В старинной живописи, скульптуре, правая рука человека часто изображается поднятой вверх. Такой жест некоторые исследователи отсылают к так называеммому жесту Аполлона, который разделяет по уровню взгляда бестиальное и духовное в человеке. На довольно известной картинке ХIX века изображён идол Тамплиеров Бафомет, правую руку подняв с указанием на Небо, а левую руку опустив указывая в бездну, как бы жестко отделяя божественное и земное. В средневековом исскустве люди или святые часто изображается с поднятыми руками с радостным или отчаенным взыванием к Богу. Это восхищение, богослужение, молитва, приветствие, изумление или принятие прилива силы. С поднятами вверх руками ветхим Богам служили языческие жрецы. Поднятой с оружием рукой друг друга на турнирах приветствовали средневековые рыцари. В геральдическом исскустве на щитах изображённая поднятая рука (ладонью от себя) символизировала веру, искренность и правосудие.
Поднятием правой руки, и с возгласом «Ave, Caesar Imperator, morituri te salutant» (Здравствуй, Цезарь Император! Идущие на смерть приветствуют тебя!) приветствовали Цезаря перед боем гладиаторы Римской Империи. В старом Риме есть множество образов, на которых изображен этот жест. На некоторых изображениях изображены целые отряды солдат с вверх поднятыми руками, что могло означать одобрение лидера, командира, вождя. Несколько подобных сцен изображено на Коллоне императора Траяна. Приветствие поднятием руки в Риме стало культом имперской власти императора, римского права, римской мощи и римского порядка, когда штандарты легионов развеивались на просторах почти всего в те времена известного мира. Именно потому итальянские фашисты во главе с дуче Бенито Муссолини римский салют обьявили атрибутом славного прошлого и грядущего возрожедения своей страны.
Многие считают, что немецкие национал-социалисты переняли «римское приветствие» у итальянцев, назвав его «немецким». Однако, не смотря ни на всё, здесь был разработан свой реально исторический и мистический символизм. В старой Германии восклицания с пожеланиями многих лет по окончании коронационных торжеств сопровождались поднятием правой руки. Аналогичным образом приветствовали друг друга ландскнехты (нем. “Landsknecht” — грубые наёмные солдаты эпохи Позднего Средневековья. Так как ландскнехты сражались за деньги, то очень скоро становились профессиональными убийцами, а война была их работой..) Как и упомянулось раньше, рыцари на турнирах приветствовали друг друга поднятиме копья в правой руке. Так потверждалось согласие с тунирскими законами, уважение к противнику, рыцарству и чести. Глава СС Генрих Гиммлер тоже полагал, что «германское приветствие» восходит к древнегерманскому ритуалу присяги с копьём в поднятой руке. Это был жест верности, преданности и ответственности перед своим долгом.
Бытовало и несколько иное толкование «немецкого приветствия». Человек поднимает руку с повёрнутой ладонью в сторону другого человека приветствуя его, и тем самым оповящая его о благих, мирных своих намерениях. В этом аспекте открытая ладонь- символ безоружия. Начиная с XII века мы встречаем это приветствие уже в измененном в христианском духе виде: «Да хранит тебя господь!» В церемониале приветствия позднейшего времени еще более подчеркивалась мысль о безоружности приветствующего: снятие шляпы, взятие ружья на караул, салют шпагой, а в начале XVIII века — уже «прикладывание ладони к головному убору». Находящийся в плену фельдмаршал Паулюс так прокоментировал «римский салют»: «Если вспомнить римское приветствие, то это значит, что вы ничего не имеете против меня. У вас нет оружия. Я делаю римское приветствие, потому что это приветствие товарища товарищам, он обращен моим людям. Вытянутой рукой я не подстрекаю к насилию, а тем более к ненависти».
В Третьем Рейхе «немецкое приветствие» стало использоватся повсеместно. С 4 августа 1933 «немецкий салют», которым раньше пользовались только члены и сочувствующие НСДАП, стало обязательным для всех граждан рейха. Это должно было свидетельствовать о национальном единстве, верности своему народу и вождю. Между народом и его фюрером совершалась мистерия обмена духовной энергией, словно поток мощнейшей силы от сердца к сердцу и обратно. Именно тут мы и подходим к эзотерической сути приветствия. Говорится, что «римский салют» это так называемый посыл энергии Земли и Человека, подымаемой по внутренней стороне правой — дающей — руки и направляемой вовне пальцами. Для этого требовалась концентрация, достигаемая путем щелчка каблуками сапог, напряжения икр и бедер, втягивания живота и расправления груди с общим движением корпуса тела.
Это сокровенный посыл Арийца Небу, Солнцу, когда левая рука в Манипуре, концентрирует теллурические и человеческие энергии, где вскинутая вверх рука в сторону Севера выбрасывает в направлении Черного Солнца мощнейшие духовные потоки Sieg-сил Прародине. Это магическое приветствие Эзотерического Гитлеризма, космическая проекция, указывающая на Полюс, Центр-Солнце-Принцип, Божественную Прародину. Это мантра-возглас глубокой Святости с обращением и пожеланием к Победе: Sieg или Победа(е)!
Следующая поза – жест Фюрера, благо-славящее Heil (Слава) грядущей Победе, ответ на жест верности, утверждение Космического Права. Через подобный жест человеческие и земные энергии, посланные к Черному Солнцу Прародины, приходят уже преобразованными и соответственными высшей арийской природе. Вождь, фюрер, являясь проводником, концентратором, пребывая между миров, принимая потоки энергии, сразу же возвращает их иными. Это поза Героя, Солнечного Единства, присяги на верность Богам. Подобная поза сокрушает страх вокруг!

«Римское приветствие», неизвестное римлянам

С лёгкой руки западных киношников нацистское приветствие приобрело историю – якобы оно является приветствием Древнего Рима. Никаких следов этого в истории Древнего Рима не обнаруживается.

Императоры приветствовали народ совершенно иначе, чем Гитлер или Муссолини: кисть руки и пальцы расслаблены, рука слегка согнута. Этот жест отображён в древнеримской скульптуре. Повседневное приветствие римлян вряд ли сильно отличалось от того, которым мы ныне приветствуем друг друга, помахивая раскрытой ладонью. А жест приветствия публики гладиаторами больше напоминает сербское приветствие — «вилка» тремя пальцами, «три перста».

«Зига» — полное тождество нацистского приветствия — появилась в среде футбольных фанатов, для которых интерес представляет не футбол, а возможность похулиганить. В прежние времена на футбол ходили примерно, как в театр. Теперь — как на «стрелку». «Праздник непослушания» на трибунах включал и «зигу», которую делали хором, отчего чувство безнаказанности лишь усиливалось. Политизация фанатов привела «зигу» в молодёжную среду, примыкающую к патриотическому движению, но занятому решением всё той же задачи — организаций «праздников непослушания». Противникам режима демарши молодёжи пригожи только потому, что арестовать целый митинг или шествие крайне сложно. Зато из таких шествий с «зигами» очень хорошо организуются провокации. Молодняк похулиганил и занялся своими повседневными делами, а политическому активу приходится принимать на себя потоки журналистской грязи.

Как и в случае со свастикой, «зигу» оправдывают выдумками о том, что это, мол, древний славянский жест: «от сердца к солнцу». Но, если просишь представить источник подобной информации, оказывается, что никакой древности в «зиге» нет. Это всё та же выдумка неких «фольклористов», придумывающих нам искусственную традицию, которая радикально расходится с живой традицией русского народа.

Жест приветствия взмахом руки никогда не нёс никакой партийной или политической нагрузки. Только идиоту придёт в голову обвинить такой жест, применяя к нему формулировки из антиэкстремистского законодательства, в том, что он «до степени смешения» похож на некую нацистскую «символику». Такой жест применяют и руководители государства. Всем понятно, когда и как жест приветствия превращается в «зигу», и что он значит. Жест приветствия неагрессивен, расслаблен. Он не повторяется многократно. Исключения — случаи многократного приветствия государственными мужами на демонстрациях. Не очень энергичен был жест помахивания ладонью членов Политбюро с мавзолея. Напротив, «зига» — демонстративно агрессивна. Напряжение мышц переходит в напряжение политического символа. В нём — ненависть не только к режиму, но и к русской традиции, ко всем, пребывающим вне их секты.

Секта выходит на люди специально для провокаций. Ей нужно свой символ предъявить публично и ощутить сладость своеволия: публика — «твари дрожащие», «лохи», «овощи», а секта декларирует: «Мы право имеем»! В «зиге» больше ненависти и партийности, в приветствии — любви и человечности. Эти жесты принципиально различны.

В символике должна быть либо традиция, либо новация, не связанная с возможностями превратных трактовок. У русских, слава Богу, достаточно своих традиций. Но провокаторам втолковать это затруднительно. Ведь они на самом деле хотят выделяться, а не объединять. У них — клан, где самое главное — выдуманный символ или жест.

Сектантам-маргиналам плевать на русское большинство. Они демонстрируют не только свою неустрашимость по отношению к «правозащитникам» и их доносам, но и к русскому народу, который становится для них всё более чужим, потому что не бежит за их «зигами». Да и не зовут его. Секта не терпит массовости, ибо её вожди народом руководить не могут, а оттого и не хотят.

Мифологема «зиги» совершенно пуста. В ней нет никакого скрытого смысла. Не случайно это безобразие привлекает людей невежественных. Для них одной «зиги» уже достаточно, чтобы ощущать полноту идеи. Больше в их сознание ничего не помещается.

«Зига» не имеет иного политического содержания, кроме гитлеровского нацизма. А можно ли русскому человеку хоть что-то взять от гитлеровского нацизма? Ничего. Ни единой чёрточки. Что, впрочем, не означает, что нельзя кое-чему поучиться на том или ином историческом примере. Скажем, на примере краха «Тысячелетнего Рейха», просуществовавшего чуть больше десятилетия. Нам такие «опыты» в России, разумеется, не нужны.

Если и есть в русском движении «партия «зиги»», где именно вызывающий жест — самое главное, то она маргинальна во всех отношениях. Заражать маргинальщиной всё русское движение — значит содействовать врагу. Именно это и происходит: сектанты-маргиналы — самые любимые объекты критики для русофобов, действующих в СМИ.

Что в русской политике может по степени воздействия на умы может сравниться с русской традицией? Только мифологемы маргинальной группы. Сравнение не в пользу маргинальщины, но она проста. В условиях деградации общества, тотальной необразованности молодёжи, распада солидарности поколений и связи граждан с государством маргиналы имеют шанс на некоторый рост популярности. За счёт живой русской традиции. Это дело совершенно бесполезное для русского движения, а формирование маргинальных групп — даже вредное. Недавно была осуждена группа выродков, которые решили убить первого встречного неславянина. Забили насмерть. Потом оказалось, что убили русского православного человека. Это цена маргинальщины — полная дезориентация, непонимание и неузнавание «своих» и «чужих».

Вопрос о значимости «зиг» открыт только для тех, кто закрывает русскую перспективу. От неё и осталась-то щёлочка — едва пролезть. А в неё ещё и этот хлам наталкивают, чтобы уж наверняка у нас не было никакого будущего. Достаточно посмотреть на невежество, заносчивую наглость, полную неспособность видеть дальше своего носа, которые проявляются у интернет-националистов. Им бы только спорить, а не организацию создавать! Они ублажают свои комплексы. Именно поэтому вопрос о «зиге» для маргиналов столь важен.

«Зигой» выражается только полное несоответствие задачам политической борьбы, которые требуют привлечь на свою сторону большинство русских. Русские никогда не пойдут за жалкой группой юнцов с их «зигами». Власть никогда не опустится до того, чтобы привлечь маргиналов к рычагам управления. Если русские хотят русской власти, то они должны преодолеть эту маргиналию.

Русские не настолько безпамятны, чтобы забыть символы своих врагов, убивших миллионы наших предков и побитых нами. Заставить русский народ принять символ его врага нельзя. Но если в русском движении эта нашлёпка останется, то наш народ лишится политического инструмента. Не только бюрократия подавляет нас, но и собственная маргинальщина, подменяющая русские символы чужими, русское единство — игрищами сектантов.

Как здоровались в Римской империи?

Иван Миролюбов 5809 2 года назад редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю Пользователю можно задать вопрос

Если речь идет о родственниках, то, согласно Полибию, приветствие осуществлялось через поцелуй в щеку; делалось это благодаря древней традиции, которая запрещала женщинам употреблять вино. Об этом мне доводилось писать . Свидетельство Полибия сохранено Афинеем (II–III вв.), что в некоторой степени может гарантировать существование этого обычая в этот период (хотя и не обязательно, ведь Афиней скорее антиквар). В целом, я не думаю, что приветствие было каким-то необычным. Обращаясь к какой-то неизвестной девушке в одном из своих жестко-сатирических стихотворений, Катулл начинает с обычного salve (Carm., 43). Так же приветствует свою тещу в письме и Плиний Младший (Epist., I, 4). Надо полагать, что при встрече приветствие звучало так же, и вряд ли женщина должна была отвечать на подобное обычное приветствие какой-то необычной формулой, так что логично предположить, что в ответ она тоже желала здравствовать (salve это praes. imperat. act. 2 Sg. от глагола salveo, т.е. здравствуй). Надо полагать, что приветствие также зависело от социального статуса: скажем, в отношении матери, сестры, супруги или дочери императора следовало проявить больше учтивости, особенно если принять во внимание традицию совершать поклоны перед императором в эпоху Поздней империи.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 15 0