Русская церковь в вене

Никольский собор в Вене

Никольский собор в Вене (Австрия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Никольский собор в Вене

За зданием бывшего дворца герцога Нассауского, где размещается посольство РФ в Вене, виднеются зеленая шатровая крыша и позолоченная луковка с крестом. Это навершие собора Святителя и Чудотворца Николая, кафедрального храма православной общины столицы Австрии. Он построен в конце 19 века как посольская церковь представительства Российской Империи. Мировые войны дважды прекращали служение, имущество изымали, но все вернулось на круги своя, и после реставрации храм снова служит православию.

Проект собора разработал зодчий Григорий Котов, возвел его итальянец Луиджи Джакомелли. 200 тыс. рублей на строительство пожертвовал лично император Александр III. Престол верхнего этажа освящен в честь Николая Чудотворца, нижнего — во имя Александра Невского, покровителя дома Романовых.

Что посмотреть

Внешне Никольский собор соответствует основным канонам русско-византийского стиля, у него 5 глав и 6-я над звонницей, их основания украшены кокошниками, фасад богато декорирован, стены розовые, отделка — белая. Самый большой из 10 колоколов весом 1200 кг отлит из меди, переданной церкви Советской Армией после взятия Вены.

Широкая каменная лестница ведет ко входу в верхний храм, внутрь свет попадает через высокие окна из цветного стекла теплых тонов и великолепные витражи в апсиде алтаря с изображениями Христа Вседержителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. Фрески в византийском стиле, мозаичная икона Воскресения Христова над входом выполнены Николаем Бруни. Особо чтимы прихожанами образ Божией Матери «Избавительница», частица мощей святого Николая и его икона, подаренная патриархом Алексием I. Нижний храм скромнее, в боковом приделе стоит крещенская купель.

При Никольском соборе действуют воскресная школа, церковный хор, детский сад, православный семейный центр «Венские купола». Члены благотворительного движения «Белый цветок» помогают преодолеть жизненные трудности больным детям, заключенным и паломникам.

Практическая информация

Адрес: Вена, Jauresgasse, 2. Веб-сайт.

Как добраться: на автобусе № 4А или трамвае № О до ост. Ungargasse/Neulinggasse.

Экскурсии проводятся бесплатно группами по предварительной записи.

Русский Православный Кафедральный собор Свт. Николая в Вене

(Московский Патриархат)

Russisch — Orthodoxe Kathedrale zum hl. Nikolaus

(Patriarchat von Moskau)

ХРАМ ОКРЫТ ЕЖЕДНЕВНО С 10.00 — 17.00

По вторникам с 10.00 — 14.00

Расписание на октябрь 2013 г.

3 октября четверг 17.00 Акафист Свт. Николаю
5 октября суббота 09.00 Литургияна немецком языке
17.00 Всенощное бдение
6 октября воскресенье 08.00 Литургия в нижнем храме
10.00 Литургия в верхнем храме. Неделя 15 по Пятидесятнице
7 октября понедельник 09.00 Литургия (заказная). Прп. Никандра, св. Владислава
8 октября вторник 09.00 Литургия. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца
9 октября среда 09.00 Литургия. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
10 октября четверг 17.00 Акафист Свт. Николаю
11 октября пятница 09.00 Литургия (заказная). Прпп. схим. Кирилла и схим. Марии
12 октября суббота 17.00 Всенощное бдение
13 октября воскресенье 08.00 Литургия в нижнем храме
10.00 Литургия. Свт. Михаила, первого митр. Киевского
17.00 Всенощное бдение с литией
14 октября понедельник 09.00 Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Молебен о заключенных
15 октября вторник 09.00 Литургия (заказная). Сщмч. Киприана, мц. Иустины
17 октября четверг 17.00 Акафист Свт. Николаю
19 октября суббота 17.00 Всенощное бдение
20 октября воскресенье 08.00 Литургия в нижнем храме
10.00 Литургия. Неделя 17 по Пятидесятнице
23 октября среда 09.00 Литургия (заказная). Прп. Амвросия Оптинского
24 октября четверг 09.00 Литургия (заказная). Свв. Оптинских старцев
17.00 Акафист Свт. Николаю
26 октября суббота 09.00 Литургия. Иверской иконы Божией Матери
17.00 Всенощное бдение
27 октября воскресенье 08.00 Литургия в нижнем храме
10.00 Литургия в верхнем храме. Память святых отцев 7 Вселенского собора
31 октября четверг 09.00 Литургия. Апостола и евангелиста Луки
17.00 Молебен о путешествующих с акафистом Свт. Николаю

По субботам в 9.00 Литургия совершается в храме св. Лазаря на Центральном кладбище

Примечание: В дни совершения Божественной литургии исповедь начинается за час до начала литургии. О времени совершения Таинств Крещения, Венчания или Соборования, а также о служении молебнов и панихид в дни, когда в храме нет богослужений, можно предварительно договориться со священником по телефону 0664-492-49-39.

Православие внутривенно

— О чем будете писать? — спрашивает нас на паспортном контроле в венском аэропорту молодой пограничник.

Услышав ответ, он расцветает:

— Там такая красивая церковь, вам понравится.

В Австрии предрождественские выходные, но поезда ходят как часы: через полчаса бело-розовый Никольский кафедральный собор Вены — самый старый приход Русской Церкви в Западной Европе — уже за окошком. Темнеет, и под праздничный тропарь (у хора спевка) мы договариваемся посетить с утра службу в часовне на кладбище, где похоронены Штраус, Брамс и Бетховен.

Русские проживали в Австрии с давних времен. Конечно, в большинстве своем это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии, например, в Токае, входившем в состав Австро-Венгерской империи, одна из них занималась покупкой и доставкой в Россию знаменитых белых вин. Среди имперских подданных были сербы, румыны и греки. Именно греческие и сербские священники окормляли православных.

Сегодня, продолжая старую традицию, в Никольском соборе служит отец Радослав. Уроженец Белграда, порог русского храма он переступил в 10 лет.

— Если смотреть на жизнь как на паломничество, то уже тогда я почувствовал, что достиг цели своего путешествия. Помню, когда стоял напротив храма, думал — вот, я в небесном Иерусалиме. Шел 1986 год, ничего еще не было отремонтировано, но он был великолепен. И меня здесь приняли как сына. Никогда не уйду, — улыбаясь, говорит он.

«По просьбам восхищенных жителей Вены»

Никольский собор был освящен в 1899 году, за пятнадцать лет до начала Первой мировой войны. Он построен не просто рядом с российским посольством — у его основания лежат 35 подвод специально привезенного из России чернозема. Храм был закрыт вместе с посольством, когда две страны стали военными противниками в 1914 году, а временным хранителем ключей стала нейтральная Испания. В 1924-м Австрийская Республика признала СССР и передала СССР права на участки и здания, принадлежавшие ранее Российской империи. Но ни о каком функционировании церкви на территории посольства СССР в 1920-1930-е годы не могло быть и речи. Во время войны в соборе был устроен склад ценных коллекций Ботанического института Венского университета, здесь же разместилось хранилище его научной библиотеки. После освобождения Вены в 1945 году советскими войсками собор был передан Московскому Патриархату Русской Церкви. Захоронения советских солдат на венском Центральном кладбище, кстати, до сих пор поддерживаются в идеальном порядке, а австрийское государство недавно выделило большую сумму на реставрацию собора.

— Наше посольство получило письмо о том, что власти хотят взять храм под охрану по просьбам восхищенных жителей Вены. Мы-то только рады, потому что станем памятником архитектуры сразу в двух странах, и в России, и в Австрии. Наши пишут: «А если мы будем не согласны?» — «Все равно возьмем», — отвечают австрийцы. Зато теперь в Ночь церквей мы второй храм по посещаемости, после собора святого Стефана, — за чаем рассказывает настоятель Никольского собора протоиерей Владимир Тыщук.

В Lange Nacht der Kirchen, или Длинную ночь церквей, все храмы страны, включая национальный символ Австрии — огромный готический собор святого Стефана — открыты допоздна. Посетителей встречают священники, монахи, отвечают на вопросы, проводят экскурсии, в храмах поют солисты знаменитой Венской оперы. Австрийцы вообще очень религиозны — в отличие от большинства христианских государств Запада, здесь считают, что рождественские подарки приносит не святой Николай (он же Санта-Клаус), а Сам пришедший в мир Господь. Число прихожан «нашего» храма тоже год от года увеличивается: так, в прошлом году здесь совершили более двухсот крещений, а литургию с недавних пор служат каждый день.

— Когда я приехал в Вену, то после первого воскресного богослужения пришел в понедельник, зашел в храм и стал ждать. Ни одного человека! На третий день я решил, что завтра напишу и повешу табличку: «В храме есть священник»! Но так и не успел, пошли люди. Один за одним… — вспоминает отец Владимир.

Есть ли жизнь после Рублева?

Здесь словно весь мир умещается на небольшой территории храма: смешение народов, языков и культур. Архимандрит Георгий родился в Вене, но тридцать лет прожил во Франции, куда уехал «послужить на годик». Отец Хризостом вообще из Голландии и православие принял, познакомившись с русской иконописью. Сейчас его образа висят в храмах нескольких европейских стран, а учиться писать иконы к нему в мастерскую приходит генеральный викарий австрийских католиков. Священник служит в Никольском соборе литургии на немецком языке, на которые приходят местные австрийцы. В субботу утром в нижнем храме почти не протолкнуться.

В его мастерской среди знакомых ликов святых висят и образцы католического иконописного искусства — изображения Франциска Ассизского и небесного покровителя Австрии и Вены Леопольда III, а еще трогательно обнимающиеся апостолы Петр и Павел — первая написанная маслом работа отца Хризостома.

— А самый любимый образ есть у вас? — спрашиваем мы.

— Любимые мои иконы — это весь Рублев и Дионисий, а все, что было после, можно забыть! Потому что начались сказки, украшательство и прочий «палех», — решительно заявляет отец Хризостом.

+8

Борщ по-венски

Через несколько дней Вена встретит Рождество по григорианскому стилю. По этому поводу отец Хризостом желает всем хороших праздников вне зависимости от календарных предпочтений, а у стен собора после воскресной литургии открывается традиционная для Европы небольшая рождественская ярмарка. На идеальном зеленом газоне стоят столы с борщом, ухой, бутербродами и, конечно же, главным венским угощением — глинтвейном. В храме и вокруг него не протолкнуться, а охраняющие посольский квартал солдаты военной полиции смотрят с любопытством и, по причине прохладной погоды, с некоторой завистью.

— Австрийцы и туристы очень любят наши ярмарки, спрашивают об истории храма и даже просят рецепты некоторых русских блюд. Блинчики с икрой, пирожки и, конечно, борщ популярнее всего, — рассказывает организатор ярмарки Виктория Гринкевич. Позже она напишет в Facebook, что приход собрал почти три тысячи евро и все они будут потрачены на помощь тяжелобольным детям.

А настоящую рождественскую историю после службы расскажет Артур. Его отец был католиком, дедушка протестантом, а прадедушка — иудеем. Недавно он принял православие и сейчас читает Апостола на немецкоязычных литургиях здесь, в Никольском соборе. Разочаровавшись в Католической Церкви, пройдя через горе и отчаяние, он женился на девушке из Саратовской области и теперь, по его словам, «ищет все большего служения».

— Я был очень несчастным человеком, сомневался во всем, что происходит. Неудовлетворенным, ненаполненным, беспокойным, не мог найти выход из своего отчаяния. И в моей Церкви мне никто не мог помочь, хотя говорили правильные вещи, — делится он с нами во время трапезы. В какой-то момент он с друзьями решил, как здесь говорят, just for fun (для забавы. — Ред.) познакомиться с девушкой из России. В православном крещении теперь его зовут Артемий, с той девушкой они венчаны, растят ребенка, а сам он собирается учить русский, чтобы наконец стать священником.

— Валентина пришла сюда, и я с ней. Мне понравилось, здесь совсем другие люди — открытые, настоящие. Было удивительное чувство того, что я сделал правильный выбор, вернулся к Отцу как блудный сын. Тепло литургии. Честность. Истинность. «Воистину воскресе». Это очень бередит сердце, — Артур улыбается, а его супруга переживает за правильность своего синхронного перевода. Для нее жизнь в Церкви тоже началась здесь, в Австрии.

— Я всегда верила в Бога, но не знала, как подойти к батюшке, спросить что-то. Думала, что в жизни, как в сказке, венчают только королей. А мне так хотелось венчаться. И так все и произошло — как в сказке.

К Богу на велосипеде

У Иоанна Краммера много званий: профессор, доктор богословия и доктор филологии, почетный австрийский титул «правительственный советник». В марте этого года уроженец города Санкт-Пёльтен, проживший в столице Нижней Австрии всю свою жизнь, стал священником Русской Православной Церкви.

В русский собор святителя Николая в Вене будущий отец Иоанн попал случайно еще в 1961 году — и так там и остался до наших дней.

— Тогда денег было мало, и я ездил из Санкт-Пёльтена в Вену на велосипеде. Путь лежал мимо церкви, — рассказывает священник. Как и Артур, он оказался в восторге от красоты православного богослужения, начал регулярно бывать здесь и дружить со священниками.

— Официально я был еще католиком, но внутренне, можно сказать, уже принадлежал к Русской Церкви, — продолжает батюшка. В Православие он перешел во второй половине 1970-х годов, а в 2012 принял диаконский сан.

— Хотел подождать, пока выйду на пенсию. Было очень много работы, и время тогда еще не пришло.

Одним из первых богослужений, которое отцу Иоанну довелось совершать в качестве священника, стало отпевание его любимой жены Франциски, скончавшейся после нескольких лет тяжелой болезни. Сам отец Иоанн последние годы борется с онкологическим заболеванием и, вернувшись на службы после долгого перерыва, со слезами на глазах благодарил прихожан собора за молитвы о своем выздоровлении. Франциска была болгаркой и дома в семье Крамеров (у них два сына, один юрист, а другой занимается информатикой) говорили на трех языках: болгарском, немецком и русском.

Церковь отец Иоанн считает мостиком, способным соединить Россию с Западом.

— Литература и музыка столетиями связывают Россию с Европой. Русскую Церковь здесь знали меньше. Но и она становится сейчас такой связующей нитью, особенно когда богослужение совершается красиво, когда есть хороший хор, — считает он.

Как испечь просфоры на всю Австрию

А еще Никольский собор — единственное место в Австрии, где пекут просфоры. Одна из старейших просфорниц, Маргарита Федоровна, приходит на работу без пяти шесть утра. В Вену она приехала вслед за дочерью, которая вышла замуж за австрийца. Просфорки отсюда уезжают во все города страны, где есть православные общины.

Первый замес теста ставится с восходящим солнцем, а зимой — задолго до рассвета. Тесто состоит из муки, воды и соли, и — Крещенской воды. Весь процесс от приготовления теста до остывания готовых просфор длится около шести часов и, конечно же, сопровождается молитвой.

+10

Сначала из одного пласта теста специальным стаканчиком с ручкой вырезается нижняя часть просфоры, из другого, более тонко раскатанного, — «крышечки». На них проставляются печати с изображением Богородицы, Креста или святых. Верх с проставленными печатями и низ раскладываются на противни и выпекаются при не слишком высокой температуре минут десять, после чего опять ставятся в теплое место на специальные полки. Позже обе части «склеиваются» вместе — полуготовая нижняя часть поливается водой, и к ней присоединяется крышечка.

Здесь тепло, пахнет хлебом, уютом и еще чем-то очень вкусным. Удивительным образом выпекание просфор перекликается с одной из самых старых австрийских традиций — приготовлением рождественского печенья. Практически в каждом доме стараются за период адвента (подготовки к Рождеству) испечь до полутора десятков его сортов. Особенно знамениты ванильные кипфели-полумесяцы. Их рецептов насчитывается примерно столько же, сколько самих австрийцев, а процесс приготовления при внешней простоте требует серьезного навыка.

«Как ты можешь ходить в русский храм?»

Храм святителя Николая стоит совсем рядом с галереей Бельведер, одним из самых больших музейных собраний искусства эпохи Fin de siècle — «конца века» (имеется в виду конец XIX столетия). Это направление искусства стало синонимом утонченных переживаний, пессимизма, страха перед будущим, усталости от жизни и очарования смертью.

Вена – один из центров культуры старой Европы, город вальса, барокко и лучшего в мире кофе. Зачем ему русская церковь? На этот вопрос отвечает сербско-русский священник отец Радослав:

— Он уникальный, наш храм. Я никогда не чувствовал столько любви. Он сам по себе является величайшим примером того, что есть Русская Церковь для всего западного мира. Независимо от политических разногласий здесь, в храме, мы все дети Божии, и это действительно чувствуется. Я слышал на исповеди жалобы на сродников (родных), которые говорят: «как ты можешь ходить в русский храм?». И тут самое главное — не ответить нелюбезно. Просто пригласите их, скажите: «приди и виждь». Я так всем говорю, что не могу объяснить все сам так, как объяснит Литургия. И для многих пришедших к нам образ России полностью меняется.

Кто знает, может быть, из-за этой уникальной атмосферы, где старая немецкая культура совершенно естественно переплетается с Херувимской, а на службе рядом с профессорами стоят нелегальные мигранты, на самом высоком уровне было принято решение именно в Вене провести конференцию, посвященную помощи христианам Ближнего Востока. Ключевую роль в этом процессе играет Русская Православная Церковь. 12 февраля в австрийской столице был представлен полный каталог разрушенных за время многолетнего конфликта сирийских святынь.

АВСТРИЯ

А́встрия, Австрийская Республика (Republik Österreich), государство в Центральной Европе, в бассейне Дуная.

Австрия — федерация в составе 9 земель, в том числе Вена, столица Австрии. Глава государства — президент. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Национальный совет и Федеральный совет).

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

История христианства в Австрии

Римская Империя

Христианство в Австрию было принесено, вероятно, во II веке солдатами, служившими в римских провинциях Ретия (Rätien), Норик (Noricum) и Паннонию. Об этом свидетельствуют чудо с дождём в Кваденланде (Quadenland, прибл. 173 г.) во время Маркоманнской войны (Markomannenkriege) и мученичество святого Флориана (304).

После Миланского эдикта, принятого императором Константином в 313 году, распространение христианства и разрушение языческих капищ, прежде всего в городах, стало происходить более активно. Присутствие епископов из Норика на соборе в Сердике (Serdica, нынешняя София), происходившего в 343 году, указывает на наличие к тому времени епархиальной структуры. Заведомо епископские кафедры имелись в то время в Агунтуме (Aguntum), неподалёку от Линца (Lienz), в Лауриакуме (Lauriacum), нынче называемом Лорьх (Lorch), в Теурнии (Teurnia), иначе называемой Тибурния (Tiburnia), что неподалёку от Шпиталь-на-Драве, и в Вирунуме (Virunum), что около Клагенфурта. Возможно также наличие епископских кафедр в Карнунтуме (Carnuntum), что неподалёку от Петронеля (Petronell), Ювавуме (Iuvavum, нынешний Зальцбург), Овилаве (Ovilava, нынешний Вельс) и Виндобоне (Vindobona, нынешняя Вена).

Великое переселение народов

Приблизительно с 400 года, во время великого переселения народов, на Дунае селятся многочисленные германские племена, состоявшие в большинстве своём из ариан. Приблизительно в 450 году в Боиотро (Boiotro, нынешнее Пассау) подвизался святой Валентин. На востоке, в Фавианисе (Favianis, нынешний Маутерн) святой Северин (Severin) основал монастырь и помогал населению. После кончины Северина римляне в 489 году продвинулись на север от Альп (Уфернорикум) (Ufernoricum). На юге церковные структуры сохранялись в царстве Одоакра (Odoakers, с 476 года) и в царстве вестготов (с 493 года).

В VI веке славяне проникали в область к востоку от Лентии (Lentia, нынешний Линц), на востоке и юго-востоке сегодняшней Австрии поселились авары. На западе Баварии начиная с 500 года, вокруг Бригантиума (Brigantium, нынешний Брегенц) поселились аламаны. Так как прибывавшие племена были языческими, церковные структуры уничтожались, а христиане из большинства стали составлять меньшинство.

Вероятно в 574 году епископская кафедра была перенесена из города Августа Винделикорум (Augusta Vindelicorum, нынешний Аугсбург) в город Сабиона (Sabiona, нынешняя Зэбен бай Клаузен (Säben bei Klausen)). Епископы того времени Матернин (Materninus, + ок. 578 году) и святой Ингенуин, (Ingenuinus, + ок. 605 г.) отвечали за восточную часть провинции Ретия, называвшуюся Винделисен (Vindelicen) или Вторая Ретия (Raetia secunda). О дальнейшей истории этого епархии до VIII века не имеется почти никаких источников.

Православие в Австрии

Долгие годы в Австро-Венгерскую империю входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся Православия: жители Галиции и Буковины, венгры, сербы, румыны. Православные приходы в пределах этой тогда обширной страны объединялись иногда в целые епархии. В Вене и окрестностях, к тому же, издавна проживали православные греки.

Свидетельство Православной веры, однако, не всегда было легким. По австро-венгерскому конституционному закону в XIX-начале XX века за православным вероисповеданием признавались равные права с прочими вероисповеданиями. Но с разладом отношений между Россией и Австрией австро-венгерские власти исповедание русско-православной веры стали подводить под понятие государственной измены. Приверженцев же Православия, за проявление русского самосознания стали считать государственными изменниками и возбуждали против них политические процессы об измене. Так было в процессе 1882 года против священника Иоанна Наумовича, известном как процесс против Ольги Грабарь (матери художника-академика И. Грабаря) и товарищей. Так было и в 1913 году в процессе в Мармарош-Сигете, против иеромонаха Алексия (Кабалюка) и 94 русских крестьян Угорской Руси. Так произошло и в инспирированном накануне первой мировой войны львовском процессе о Государственнной измене против журналиста Семена Юрьевича Бендасюка и товарищей, когда обвинялись также два православных священника: Сандович Максим и Гудима Игнатий.

Так было и в процессе о государственной измене против священника д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца и товарищей, проведенном уже во время войны (4.9.1916-17.2.1917), в котором из 23 общественных и культурных деятелей Галичины и Буковины 16 были приговорены к смертной казни: в том числе — священник Кассиан Богатырец. Следует обратить внимание на разницу между вынесенными в этих процессах приговорами в мирное и в военное время. В мирное время действовали конституционные законы об охране гражданских свобод. С началом военнных действий в Первую мировую войну были отмены конституционные законы о гражданских правах. Поэтому и приговор мог быть иногда суровым: смертная казнь. В этих обстоятельствах пришлось действовать в процессе перед венским военным судом о.Кассиану Богатырцу. Но он мужественно и бесстрашно выступил в защиту прав Православной Церкви. Из опубликованных материалов известно также Выступление в защиту прав Восточной Церкви, т. е. Православия, просветителя Галицкой Руси священника Иоанна Наумовича, перед австрийским судом в названном выше процессе, и перед Римским престолом — с апелляцией к папе Льву ХIII. Об этом можно узнать обстоятельно из Стенографического протокола по делу Ольги Грабарь и тов. Львов, 1882; и из Апелляпии к папе Льву ХIII священника Иоанна Наумовича, опубликованной в львовской газете «Слово» за 1883 год, а также из других публикаций того или последующего времени.

С историей свидетельства о Православии и верности Православной Церкви в Австро-Венгрии связана судьба выдающегося священника Русской Церкви Николая Рыжкова. Он был деятельным проповедником и настоятелем нескольких русских храмов заграницей. Война застала его настоятелем русского прихода и храма в Карлсбаде. Кипучая деятельность о.Николая в его служении Православию и Родине оборвалась 7 августа 1914 года его арестом. Его арест и заключение в тюрьму сопровождались издевательствами и глумлениями, вплоть до оплевания. Во время следствия отец Николай был заключен на 22 месяца в одиночку в так называемой «Башне смерти» в Вене. После вынесения приговора o.Николай заявил, что Всеведущий Господь Вседержитель знает подлинную правду, а он не страшится предстaть пред Судом Всевышнего. Такое сильное заявление осужденного священника внесло смятение в ряды судей и присутствовавших. Отцу Николaю подал кассационную жалобу. Также, в испанское посольство в Вене, представлявшее во время войны интересы России, посыпался поток телеграмм. Было получено и личное обращение испанского короля Альфонса. В результате, австрийское правительство было вынуждено помиловать осужденного, но с тем, что он будет обменен на интернированного тогда в России униатского митрополита Шептицкого. Только после выезда из России Шептицкого австрийские власти выпустили отца Николая из тюрьмы и разрешили ему выехать на Родину.

Православные храмы в Австрии

Известно, что сто лет назад, на освящении Никольского храма в Вене были настоятели греческого и сербского приходов Вены. Известно также, что имелись православные храмы: Троицкий собор и Георгиевский греческий храмы. Это — старейшие, наравне с русской, православные общины Вены.

Троицкий собор принадлежал греческой общине Австрии, под омофором Константинопольского Патриарха. Ряд лет австрийскую кафедру Константинопольского Патриархата занимал митрополит Хризостом (Тситер). Ныне ее глава- митрополит Михаил. В Саввинском сербском храме ряд лет настоятельствовал протоиерей Живота Михайлович. Дом при храме освящен в 1974 году еп. Лаврентием (Сербской Православной Церкви). Этот дом был построен на средства Методистской церкви для сербского прихода Вены. Уже много лет в Вене существует приход Румынский православной церкви. При посольстве Болгарии имеется приход Болгарской Православной церкви.

Литература

  • Австрия // Православная Энциклопедия. Т.I. С. 190-198

Использованные материалы

  • Geschichte des Christentums in Österreich (нем.:История христианства в Австрии)

В Австрии продолжает сокращаться число католиков, новостное сообщение на портале Седмица.RU, 15.01.2014 :

Вена (храмы)

Вена

Никольский кафедральный собор (Вена)

справа

Собор святителя Николая Чудотворца — кафедральный собор Венской епархии Русской православной церкви (Московского Патриархата). Храм был построен в 1893—1899 годах.

Адрес: Jauresgasse 2, 
A-1030 Wien


Телефон: +43 / (0)1 / 713 82 50

Электронная почта: office@nikolsobor.org

Проезд к храму:

Общественный транспорт: Ungargasse/Neulinggasse (249 m NO)

трамвай: Strassenbahn O

автобус: Bus 4A

электричка: Schnellbahn «Rennweg» (станция «Rennweg»)

метро линия U4: U-Bahn U4 «Stadtpark»

Собор Саввы Сербского (Вена)

справа

Церковь расположена по адресу Veithgasse 3 в 3-м районе Вены.

Является первой сербской церковью в Австрии и одной из четырёх сербских православных церквей в Вене (три другие — это Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1957) в 16-м районе, Успенская церковь (1974) в 17-м районе и Церковь Воскресения Христова (2002) во 2-м районе).

17 (30) октября 1912 года в соборе состоялось венчание российского великого князя Михаила Александровича с Натальей Шереметьевской.

Адрес: Австрия, г. Вена, пер. Иоганна Эмануэля Вайта, д. 3 (Veithgaße 3, 1030 Wien, Österreich)

Троицкий собор (Вена)

справа

В середине XVIII века в Вене образовалась значительная греческая колония, состоящая в основном из торговцев, имеющих турецкое подданство. При содействии турецкого правительства, в период правления эрцгерцогини Австрии Марии Терезии, греки получили разрешение на строительство часовни в честь святого Георгия Победоносца. В часовне регулярно совершались богослужения, но она не пользовалась правами и статусом приходской церкви в связи с чем совершение треб (крещений, венчаний и отпеваний) имело нелегальный характер, а греческим священнослужителям приходилось договариваться с настоятелем католического собора святого Стефана для обходных путей в законодательстве.

В 1782 году император Иосиф II даровал греческой общине автономные права, а домовому храму святого Георгия Победоносца (на Hafnersteig, 4) статус прихода. Формально приход находился в юрисдикции Карловацкой митрополии, но сербские иерархи фактически не имели на греческую общину никакого влияния.

В 1786 году греческий приход добился разрешения на строительство каменного Троицкого храма, мотивируя свои требования теснотой домового храма и желанием разделить членов прихода, имеющих австрийское подданство, от прихожан с турецким подданством. В 1787 году на Мяском рынке (Flaish-Markt, 14) по проекту архитектора Петера Молнера (Peter Mollner) была построена небольшая церковь при которой новым декретом разрешалось устроить также греческую школу.

При реконструкции церкви в 1852 году по проекту австрийского архитектора Теофила фон Хансен она была значительно расширена и получила своё нынешнее оформление. Финансировал реконструкцию австрийский дипломат и филантроп Симон Георг фон Сина. Фрески на фасаде и вестибюле были выполнены австрийским живописцем профессором Карлом Ральем, другие — художником Людвигом Тиршем. 21 декабря 1858 года церковь была освящена. Новая юрисдикционная принадлежность к Черновицкой митрополии также была лишь формальной и община решала все вопросы совершенно самостоятельно.

С 1963 года храм является кафедральным собором Австрийской митрополии Константинопольского патриархата и резиденцией греческого митрополита.

Адрес: Вена, Fleischmarkt 13, 1010 Wien

Храм Воскресения Христова (Вена)

справа

Церковь Воскресения Христова — крупнейшая Сербская православная церковь в Вене.

Была основана в заброшенном трамвайном депо и освящена 26 октября 2002 года.

С 2006 года была проведена реконструкция, которая была завершена освящением церкви 30 сентября 2007 года. Во время реконструкции, среди прочего, были построены две церковные башни.

Адрес: Engerthstrasse 160, 1020 Wien.

Телефон: +43 1 2198320

Церковь Воскресения Христова и Андрея Первозванного

Церковь Воскресения Христова и Андрея Первозванного в Вене — православный храм Румынской православной церкви.

Адрес: Австрия, г. Вена, ул. Главная Зиммерингская, д. 161 (Simmeringer Hauptstraße 161, 1110 Wien, Österreich)

Церковь Георгия Победоносца (Вена)

справа

Греческая православная церковь Св. Георгия является самой старой из двух греческих православных церквей в Вене.

Приход Святого Георгия был первоначально основан как братство греческих православных купцов и подданных Османской империи.

Первая православная часовня располагалась в небольшой квартире в Пемпфлингерхоф (Seitenstettengasse 4) и была перенесена в Steyrerhof (Griechengasse 4) через шесть лет.

В 1803 году договор аренды не был продлен с новыми владельцами, поэтому община искала здание для часовни. Поскольку османским подданным не было разрешено приобретать собственность, имперский подданный и греческий православный купец Георг Иоганн Риттер фон Караян купил два дома — № 758 «для небольшого дома в Кюссденпфенниге» и № 757 «Вагнер» или «Биндер».

Первый камень для церкви был заложен в 1803 году, а выполнение работ было поручено мастеру-строителю Францу Випплингеру.

В 1834 году наследники Караяна передали церковь в собственность общины.

В 1897 году церковь была отремонтирована за счет общины, и благодаря пожертвованиям Николая Думбы был построен фасад со святым Георгием, убивающим дракона. Фасад церкви оформлен по образцу греческого храма.

Адрес: Австрия, г. Вена, пер. Греческий, д. 5 (Griechengaße 5, 1010 Wien, Österreich)

Церковь Иоанна Рыльского (Вена)

справа

Приход основан в 1967 году и зарегистрирован 19 мая 1969 года.

До 24 декабря 1993 года приход находился в 3-м округе Вены, затем (с начала января 1994 года до начала июня 2017 года) — в четвертом районе Вены.

С 11 июня 2017 года приход располагается в храме, построенном на первом этаже жилого комплекса.

С 1990 года Болгарская православная церковь в Австрии представлена викарием Болгарской епархии протоиереем Иваном Петкиным.

Адрес: Австрия, г. Вена, пл. Йозефа Кюна, д. 7 (Kühnplatz 7, 1040 Wien, Österreich)

Церковь святого Лазаря (Вена)

справа

Инициатива постройки русского храма в Вене принадлежит протоиерею Михаилу Раевскому, который с 1842 по 1884 годы настоятелем венской посольской церкви. Он исходатайствовал разрешение и в 1867 году начал сбор пожертвований на строительство большого каменного православного собора. Однако смерть, последовавшая в мае 1884 года, не позволила ему стать очевидцем осуществления его замысла. Денег собрали немного — 22000 рублей хватило лишь на маленький кладбищенский храм.

Закладка храма состоялась 8 сентября 1893 года на отведённом для погребения русских участке Центрального кладбища Вены. Выстроена в русском стиле по проекту М. Т. Преображенского. Строителем был местный архитектор Вагнер. Освящение храма состоялось в 27 апреля (9 мая) 1895 года. Храм был приписан к собору святого Николая в Вене, освящённому в 1899 году.

Адрес: Zentralfriedhof (Центральное кладбище), 11 Simmeringer Hauptstr. 234.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Вена)

справа

До 1848 года монастырь Клостернойбург управлял католическими приходами, расположенными на территории современного Оттакринга. Согласие о строительстве церкви в Нойлерхенфельде, новом пригороде Вены, расположившемуся к востоку от Оттакринга и к западу от Гюртель-штарассе был дан 29 августа 1732 года пробстом Эрнест фон Пергером. Завершение работ затянулась вплоть до 1753 года. С момента освящения вплоть до 4 мая 1761 года имела посвящение Болящей Божией Матери (Schmerzhafte Mutter Gottes). Будучи изначально дочерней церковью, подчинённой церкви Alt-Ottakringer, 4 мая 1761 года она была выделена кардиналом архиепископом Кристофом Антоном фон Мигацци и стала самостоятельным приходом.

В 1939 году в подчини данного приходы была создана дочерняя церковью во имя Марии, который вскоре стал самостоятельным.

15 января 1945 года во время войны церковь была почти полностью разрушена во время авианалёта. Однако сохранились табернакль и статуя Скорбящей Божией Матери. Нынешнее здание церкви (Saalbau) освящено 27 октября 1957 года.

Из-за секуляризации и высокой доли мигрантов в этом районе римо-католики стали меньшинством на территории прихода. В 2010 году Архиепархия Вены приняла решение передать храм Сербской православной церкви, так как сербской православной церковной общине Вены уже не хватало помещения для проведения молитв. Кроме того, это было сделано с целью сокращения расходов на содержание храма.

800 прихожан этого католического прихода неоднократно собирали акции протеста, подписи, угрожали неповиновением решению архиепископа Кристофа Шёнборна, утверждая, что им предварительно ничего не сообщили о передаче их храма сербской православной общине. Получив решение Конгрегации по делам духовенства, католики решили не опускать руки и обжаловать решение в Высшем трибунале апостольской сигнатуры — высшем суде Католической Церкви. Верующие надеются, что апелляция имеет смысл, потому что для ликвидации прихода, по их мнению, нет объективных причин. Апелляцию бывших прихожан церкви на решение Венской архиепархии в Ватикане отклонили. В ноябре 2011 года Ватикан подтвердил передачу Австрийско-Швейцарской епархии Сербской Православной Церкви католического храма Нойлеркенфельд.

31 августа 2013 года приход Нойлерхенфельд был ликвидирован. Его территория отошла к Приходу во имя Марии.

Последняя месса здесь была отслужена 9 марта 2014 года. После этого церковь на некоторое время закрылась, после этого в храме началась реконструкция.

Адрес: Австрия, г. Вена, пер. Йозефа Штайнера, д. 3 (Steinergaße 3, 1170 Wien, Österreich)