Санта клаус Николай

Николин день: Как Святой Николай стал прототипом Деда Мороза, Санта Клауса и других сказочных Рождественских героев


Cанта Клаус. Хэддон Сандблом. / Святой Николай.

Дед Мороз, Санта Клаус, Йоулупукки, Пэр-Ноэль, Юлетомте — любимые герои рождественских и новогодних праздников в разных странах, общей характеристикой которых является то, что раз в году в морозную зимнюю ночь они дарят детям подарки. Откуда же взялись эти персонажи, из каких легенд и преданий они пришли в нашу жизнь. Достоверно известно, что у всех этих сказочных героев есть реальный прототип, живший много веков назад, а имя ему — Святитель Николай, самый почитаемый святой в христианской религии, день памяти которого приходится на 19 декабря.

Икона Святого Николая-Угодника.

Никола-Угодник, глубоко чтимый святой многими народами земли, попал в народные сказки из христианских легенд и преданий, которые гласят, что родился он в турецком городе Патары в 258 году в семье супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя ребенку родители дали Николай (Николас), с греческого языка означающее «победитель народов».

В водах Иордана.

Мальчик с детства рос сердобольным ребенком и пытался всякому помочь, кто нуждался в помощи, так как дух добра, любви, сострадания к ближнему, царивший в доме его родителей, с детства наложил свой отпечаток на формирование его личности. Рано потеряв отца с матерью и получив богатое наследство, Николай начал тратить деньги на благотворительность.

Приданое для трех девиц. (Джентиле да Фабриано, ок. 1425).

По одному из преданий Святой Николай случайно узнал, что разорившийся купец чуть было не отправил троих красавиц-дочерей зарабатывать на жизнь блудом. Увидев тяжкие мысли отца, горечь и безысходность его положения, юноша подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, очень обрадовался такому счастью и на вырученные за золото деньги выдал дочерей замуж. По иной версии Николай подбрасывал деньги несколько дней, то в обувь, то в печную трубу, после чего золотые монетки попадали в носки девушек, сушащиеся у огня. Так он помог многим бедным и страждущим. И так появилась традиция тайно класть подарки для детишек в башмаки под елкой или в носочки у камина.

Избавитель невинно-погибающих.

Со временем Николай стал архиепископом и был славен многими добрыми делами и чудесами: спас родной город Ликию от голода, во время мятежа во Фригии, помог троим императорским воеводам успокоить толпу и решить конфликт мирным путем, сохранил жизнь невинно осужденным. А еще он мог утихомирить море, остановить бурю, шторм и спасти утопающих.

Помощь утопающим.

Почитание Святого Николая на Руси

Николай Чудотворец был столь почитаем на Руси, что во многих странах в нем стали видеть исконно русского святого. Простой люд считал Николая вторым заступником после Бога. День памяти Николая угодника в декабре установлен в день смерти святого, а в августе — в день его рождения. В народе его называли «Никола зимний» или «Никола осенний». Есть еще «Никола весенний» — в день памяти переноса мощей святого в город Бари.


Святой Николай, разносящий подарки детворе под Новый год.

Издревле считалось, что в эти дни Святой Николай, опускаясь с небес, обходит всю землю и помогает бедному народу, который молился ему во всех тяжких жизненных ситуациях, и он им приходил на помощь. Проводы на войну, венчание, тяжкие роды, любые трудности в жизни были обязательно сопряжены с молитвами этому святому. Молись ему и воины на полях сражений.

Стоящий у врат рая.

По славянскому преданию считалось, что святой Николай был начальником рая, отпирающим райские врата большим ключом и встречающим у них души умерших. В 17-18 веках была широко распространена традиция влаживать в руку покойного письмо к Николаю Чудотворцу с прошением о прощении усопшему грехов его.
Николай Угодник — мужицкий Бог, в поверьях русского крестьянства ассоциировался с покровителем урожая, плодоношения, пчеловодства, домашней живности и диких зверей.

Икона Николая-угодника Чудотворца.

Интересен тот факт, что согласно преданию иконография «Николы зимнего» существенно изменилась во времена властвования Николая I, обратившего внимание на то, что в иконографии его небесный покровитель изображен без головного убора и сделавшего замечание духовенству. С того времени на иконах голова «Николы зимнинего» была облачена в митру.

Как Святой Николай попал из Европы в Америку

Каждая из православных стран имела свои традиции и своего персонажа, который ассоциировался с образом доброго и справедливого святого. Этот герой всегда старался помочь бедным и вознаградить послушных, и наказать за плохое поведение нерадивых.
Популярность Святого Николая в былые времена была очень велика в Голландии, так как будучи морской страной, всегда уповала на помощь святого, который покровительствовал морякам.


Спасение моряков (Джентиле да Фабриано, ок. 1425).

Во время Реформаций в Европе, а в особенности в протестантской религии, культ святых практически исчезает. И лишь в Голландии традиция в день памяти святого класть в деревянные башмачки детей сладости и фрукты осталась незыблемой.

Это одна из старых немецких гравюр, на которой дети и сам Санта Клаус собрались у «дерева Клауса». Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

И что интересно, именно голландцы привезли в 1626 году в Северную Америку фигуру Святого Николая, установленную на носу одного из фрегатов, и свою традицию его почитания. В Новом Свете они купили у индейцев кусок земли за двадцать четыре доллара и назвали свое поселение Новым Амстердамом, ныне Нью-Йорк.

Святой Николай — покровитель моряков.

Деревянная скульптура Николая Святителя была установлена на главной площади, а со временем имя «Santa Nicolas» трансформировалось в «Санта Клаус». Это американизированное имя святителя и стало впоследствии известно всему миру.

Санта Клаус. Том Ньюсом.

В 1822 году в канун Рождества, преподаватель литературы Колумбийского университета Клемент Кларк Мур сочинил для своих шестерых отпрысков сказку в стихах «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», где за главного героя взял Санта Клауса, который по сюжету стихотворения является в ночь перед Рождеством и опускается с большим мешком по каминной трубе в дом, чтобы положить под елку подарочки ребятне. Изобразил его литератор веселым и толстеньким старичком и с трубкой, которой дымит, не переставая.

Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура.

Дети Кларка тот час же узнали в этом персонаже слугу их дома — упитанного и веселого голландца. В стихотворении он был одет шубу, имел белую бороду и красный нос, а средством передвижения у Санты были восемь оленей, запряженных в сани, с серебряными колокольчиками на шеях.

Санта Клаус на оленях.

Клемент Мур, почитав свое творение детям и удовлетворившись их восторгом, спрятал рукописный текст в стол и напрочь забыл о нем. Но получилось так, что через год его друг без спросу отнес этот стих в газету Sentinel, которая и напечатала сочинение Клемента в канун Рождества 1823 года.

Санта-Клаус. Художник: Хеддон Сандблом. (1931).

Успех был неожиданно громким. Газеты и журналы наперебой печатали рождественское стихотворение, а вскоре появилось и отдельное его издание. Так, Клемент Мур, не думаючи, не гадаючи, стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в жизнь миллионов американцев.

Санта Клаус.

И в довершение ко всему, в 1930 году компания «Кока-Кола» придумала очень хитрый рекламный ход, позволяющий не забывать об их чудесном напитке ни летом, ни зимой: чикагский художник Хэддон Сандблом нарисовал одежду Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.
Совсем недавно православный мир чтил память апостола Андрея Первозванного, а почему этот день с нетерпением ждут незамужние девушки читайте в обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

06.12.2010

Святитель Николай Чудотворец. Эту старую добрую открытку мне…

Святой Николай – прообраз Деда Мороза

Самое общераспространенное «дедморозовское» имя — Николай. Прообразом Деда Мороза почитается святой Николай, епископ Мирликийский. Он был добрым чудотворцем и гонителем зла, покровителем похищенных детей.

Жил давным-давно в турецком городе Мира архиепископ по имени Николай, человек душевный, причисленный после кончины к лику святых. И в Ш-веке таки благородный Николай жил так, что человечество помнит его уже больше тысячи семисот лет.

С ребячества он был немножко не похож на других детей. Горожане знали, что этот парнишка подсобит любому, кто угодил в тяжелое положение: донесёт увесистую поклажу пожилому человеку, исполнит мольбу древней одинокой женщины, подтолкнёт засевшую повозку. Николай постоянно совершал добросердечные дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались оказать поддержку известным и незнакомым.

О взрослом благородном Николае повествуют большое количество историй.

В бедном доме папаша надумал отправить своих дочерей «учиться» древнейшей профессии. И Николай ночью чрез дымоход подкинул в дом три кошелька с золотом. Угодили они в девичьи чеботы, которые сушились у камина. Сладкий тятя накупил дочерям приданого и выдал их замуж. А миллионы детей с тех пор оставляют у камина свои башмаки в надежде получить от Николая подарки. Во время плавания он спас от шторма погибающий корабль, обратившись с молитвой к Господу, и тем уняв море.

В городе Мира нынче Демре, среди провинции Ликия, его выбрали Архиепископом — там и сейчас стоит храм, в котором сохранились элементы архитектуры III века. Турки назвали этот древнейший памятник баба Ноэль Килизе — Церковь Деда Мороза.

Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их бытие. Среди спасенных им были и несправедливо осуждённые на казнь, а также несправедливо брошенные в кутузку римские полководцы. Благородный Николай покинул мир в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в соборном храме города Миры, а как-то в 1087 году христианской провинции угрожало нашествие мусульман, мощи благородного перевезли в город Бар — на Апулийский полуостров Италии, где они покоятся и по сей день. Помаленьку святым Николаем стали именовать по-английски — Санта Клаус.

В России Николай Угодник принял образ любимых народом святых. Незатейливые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё где-то лихо. Память о нём Православная Церковь почитает два раза в году: 19(6) декабря — Николай «зимний» и 22(9) мая — Николай «вешний».

Даже останки святого видели предмет поклонения, а потому и были уворованы итальянскими пиратами. Прихожане церкви благородного Николая боязно возмущены случившимся, а сама история кражи наделала шуму, благодаря которому о Николае разузнали христиане мира. С тех пор было принято в день святого Николая, 19 декабря, подносить детям подарки, как это мастерил известный архиепископ.

Кстати, на Руси, благородный Николай являет одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в общенародной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым дрался бог-громовежец. С тех часов в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем, народы, знавшиеся с русскими, именовали даже Николая «русским богом». Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но сердечное и беззаветное почитание этого высокого божества осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали передавать дитяткам имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как знак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым «демократичным» святым, самым доступным, скорым и безусловным помощником. Скорее отношение к этому святых показывает одна из несчетных русских легенд.

Путешествуя по земле, Никола и Касьян святой Кассиан Римский усмотрели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко засевшей в грязи. Касьян, дрожа запачкать свои снежные ризы и страшась показаться пред Богом в неподобающем виде, поддержать бедняка не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся вытащить как-то телегу, удалось извлечь ее, но помощник оказался по уши выпачканным грязью, да к прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, отчего Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два празднования в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну сбавил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был синхронно и величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.

ФОТО – http://yandexxx.multiply.com/journal/item/68/68

06.12.2010

Сурские Деды Морозы блистательно выступили на Всероссийский Играх в Карелии

Это назвали лучшим подарком к 45-летию Пензенской гильдии Дедов Морозов. Двое наших земляков — Борис Лисач и Владислав Матюкин — приняли участие в Десятых Всероссийских Играх Дедов Морозов, состоявшихся в Олонце. По словам куратора Игр — Татьяны Отставнихиной, оба участника из Пензы были великолепны. Наши зимние волшебники уступили победителю всего 1 бал.

В оттепель санный путь развезло, поэтому домой Деды Морозы добирались более комфортным видом транспорта — поездом. После трескучих карельских морозов пензенская слякоть пришлась им не по душе.

Олонецкие игры Дедов Морозов, откуда вернулись пензенцы, — это своеобразные курсы повышения квалификации. Выдержав конкурсный марафон, Лисач и Матюкин завоевали почетное второе место, обойдя почти всех седобородых соперников из разных регионов России. Погостить и пообщаться с коллегами по новогоднему ремеслу вместе с пензенцами приехал и главный дед Мороз Ямало-Ненецкого округа.

«Любая встреча всегда полезна, потому, что мне есть, что показать и ребятам есть, что показать. Делимся информацией, материалами, опытом – это всегда очень зодорово», — сказал Евгений Мигдалович, участник Олонецких игр-2010 (Ямало-Ненецкий АО).

Еще одну проверку на профессионализм Дедам Морозом предстоит пройти уже через 2-3 недели, когда начнутся новогодние праздники.

06.12.2010

Деды Морозы из Пензы взяли «серебро» Карелии

Два пензенца заняли вторые места на Всероссийских играх Дедов Морозов в Олонце. Борис Лисач и Владислав Матюкин уехали в Карелию в конце ноября, пообещав привезти оттуда достойные награды.

«Серебряный» дуэт из Пензы обогнал лишь представитель Набережных Челнов, который был признан лучшим Дедом Морозом России 2010 года. Девять лет назад такое звание получал и пензенец Борис Лисач. Всего же в играх принимали участие 16 человек.

Пензенцы пригласили в гости Деда Мороза из Губкинского (Ямало-Ненецкий автономный округ). Евгений Мигдалович давно знаком с нашими артистами и считает их профессионалами своего дела. Сам он, будучи лучшим Дедом Морозом России 2003 года, в этот раз занял почетное третье место. В наш город Евгений Мигдалович приедет на два дня.

ТРК «Наш Дом»

06.12.2010

Пензенский Дед Мороз — один из лучших в России

Дед Мороз из Пензы занял второе место на Десятых Всероссийских играх Дедов Морозов, которые проходили 1-4 дкабря в карельском городе Олонец.

Пензу на всероссийском фестивале представлял актер Пензенского областного драматического театра Владислав Матюкин. Он разделил серебряную награду со своим старшим товарищем по Пензенской гильдии Дедов Морозов — Борисом Лисачом, который ездил на Игры уже во второй раз.

Первое место занял представитель Набережных Челнов.

«Сейчас Владислав на пути домой. По возвращении в Пензу он обещал подробнее рассказать об Играх», — сообщили ИА «Пенза-Пресс» в пресс-службе пензенского театра.

Напомним, пензенцы уже не раз бывали на фестивале. В 2001 лучшим Дедом Морозом России стал Борис Лисач. Тогда он уехал из Олонца на своём призе — автомобиле ВАЗ-2107.

Похожие сообщения

06.12.2010

Пензенский актер Владислав Матюкин стал серебряным призером Олонецких Игр Дедов Морозов

Актер пензенского областного драматического театра Владислав Матюкин занял второе место на X всероссийских играх Дедов Морозов в карельском городе Олонце, состоявшихся в первые дни декабря. Победителем стал Дед Мороз из Набережных Челнов Дмитрий Филин, который получил главный приз — 3D-телевизор.

Представители Пензы традиционно принимают участие в Олонецких играх. В 2001 году лучшим Дедом Морозом России был признан Борис Лисач, который в этом году разделил второе место с Владиславом Матюкиным.

На конкурсе Владислав Матюкин представил игровую программу, песню «Есть на свете Новый год» и дедморозовский танец. После презентации в Олонце эта программа будет показана в пензенском драмтеатре на детских новогодних представлениях.

07.12.2010

Пензенские Деды Морозы — среди лучших!

В начале декабря карельский город Олонец принимал Х Всероссийские игры Дедов Морозов. Сурский край на нем представляли сразу два участника Пензенской гильдии Дедов Морозов — актер драматического театра Владислав Матюкин и Борис Лисач. Кстати, в 2001 году Лисач стал лучшим на Играх и уехал из Олонца на призовом автомобиле ВАЗ-2107.

А для Матюкина Олонецкие игры стали первыми в карьере, хотя «морозит» он уже почти десять лет.

«Всего в Играх принимали участие 16 сказочных бородачей из России и Финляндии, — говорит Владислав. — Все мы приехали в гости к карельскому герою Паккайне, что в переводе означает «легкий морозец». Хотя легким я бы его не назвал, температура опускалась под минус тридцать».

Финляндию представлял Санта-Клаус из города Рованиеми. А якутский повелитель холода Чысхаан из Оймякона подарил хозяину праздника еще и якутскую лайку.

В первый день соревнований Деды Морозы соревновались в нескольких дисциплинах. Сказочные волшебники мерялись длиной бороды и объемом животов. Затем участники пели песенку про елочку и состязались, кто быстрее укутает карельскую ель снегом. На десерт сказочные бородачи соревновались в плетении подарков из бересты и шерсти. На выходе получались обереги-шаркунки. Рекорд Владимира Прикуля из Петрозаводска — 30 штук.

Выступили Деды Морозы и в роли кулинаров, изготавливая карельские пироги калитки. А есть их уже пришлось на время.

В итоге лучшим Дедом Морозом был признан представитель Татарстана Дмитрий Филин из города Набережные Челны, получивший главный приз — 3D телевизор. А вот второе место осталось за Пензой. Причем разделили его между собой по-братски Влад Матюкин и Борис Лисач. Владислав получил от организаторов нетбук, а Лисач — ЖК-телевизор.

Геннадий Марченко

07.12.2010

Главную елку города украсила уникальная гирлянда

25-метровую пластмассовую ель привезли на Фонтанную площадь со склада МУП «Зеленое хозяйство». Последние штрихи к главному новогоднему символу города доделывают мужчины. Колокола, банты и шары мало кого удивят, елка оживет только в электрическом свете. В связи с этим на месте уже работают энергетики.

Уникальная гирлянда — дело исключительно мужских рук. Нежную лампочку нужно вкручивать с любовью и не до конца, чтобы не перегорела. Но главная особенность зеленой пирамиды — некий стробоскоп — прибор, испускающий быстро повторяющиеся яркие световые импульсы.

В негустых лапах ели прячутся чудо-фонарики, от которых пирамида должна вспыхнуть. Фонтанная площадь не единственное место, где стоит искусственная елка. В городе их еще четыре.

«Елки расположатся у здания администрации города, на стадионе «Первомайский», на улице Чаадаева и рядом с «Изумрудным городом», — рассказал энергетик МУП «Зеленое хозяйство» Юрий Харлан.

Елка на Фонтанной площади вспыхнет уже через два дня.

ТРК «Наш Дом»

08.12.2010

Пензенские Дед Морозы стали «Серебряным дуэтом» на Олонецких играх в Карелии

Впечатлениями от конкурса «Олонецкие игры», который ежегодно проходит в Карелии, Дед Морозы пензенской гильдии – Борис Лисач и Владислав Матюкин, завоевавшие на состязаниях сердца зрителей и почетные II места, поделились в Пензе в среду, 8 декабря.

«Игрища были очень любопытные. В этом году участвовало 16 Дед Морозов. Все были очень сильные ребятки. Нам было не просто», – рассказал лауреат Олонецких игр Дед Морозов Борис Лисач.

«Варежку» и прочие игры Дед Морозы не показывают. Там нужен был эксклюзив. То есть, там нужен определенный опыт проведения праздников и, учитывая, что там на всех площадках, на которых мы были, есть детское жюри, которое выросло в Олонце, они каждый год видят сотни разных игр, было, конечно, очень сложно», – добавил лауреат Олонецких игр Дед Морозов Владислав Матюкин.

По словам участников Всероссийского творческого состязания, юные члены судейского корпуса не носили ни бейджиков, ни других отличительных знаков. Поэтому участникам конкурса ни на минуту нельзя было выходить из образа. Каждому Деду Морозу необходимо было представить программу для детей и для взрослых, выступить в роли автогонщика на заснеженной трассе и преодолеть полосу препятствий. Все испытания участники пензенской гильдии выдержали с честью. Спектакль, подготовленный для Олонецких игр, Владислав Матюкин покажет во время Новогодних праздников в драматическом театре.

Репортаж: Валерия Маркова

09.12.2010

Средняя стоимость новогодней сосны в Пензе составит 150 рублей

Стоимость новогодней сосны в Пензе составит от 100 до 2 тыс. рублей в зависимости от высоты дерева. Средняя цена двухметровой новогодней сосны — 150 рублей. Как сообщили ИА «PenzaNews» в пресс-службе администрации Пензы, ели стоят в два раза дороже, дерево высотой от 10 метров будут продавать по цене около 2 тыс. 600 рублей.

Всего в Пензе планируется открыть почти 100 елочных базаров. На территории Октябрьского района организуют торговлю на 26 местах, в Первомайском — будут работать 27 площадок. На территории Ленинского района запланирована работа 23 мест торговли елями и соснами. В Железнодорожном районе Пензы откроют 22 базара.

«Елки для продажи специально выращивали в пензенском леспромхозе. Места торговли должны быть в надлежащем санитарном состоянии, иметь прейскурант цен на новогодние елки, хвойные лапки и букеты, а также вывески с информацией для покупателей о наименовании организации, местонахождении и режиме работы. Кроме того, покупателям должен выдаваться товарный чек», — отметили в пресс-службе.

Елочные базары начнут работу 15 декабря.

10.12.2010

В городе стартует предновогодняя торговля

Восьмого декабря 2010 года начальник отдела потребительского рынка администрации города Надежда Миляева провела совещание с руководителями пензенских рынков и ярмарок при участии представителей федеральных служб.

Как сообщили в пресс-службе администрации Пензы, поводом для собрания стали обращения жителей города с замечаниями по работе ярмарок, а также неоднократные мониторинги и рейды, проводимые отделом потребительского рынка, выявившие нарушения санитарных и иных требований к объектам торговли.

В связи с предстоящими праздниками было отмечено, что пиротехнические изделия, за исключением бенгальских огней и хлопушек, должны продаваться в специально оборудованных местах.

Также особое внимание было уделено вопросам охраны общественного порядка и антитеррористической защищенности объектов мелкорозничной торговли. Кроме того, руководителям торговых объектов было рекомендовано взять на особый контроль очистку торговых территорий от снега и продумать новогоднее оформление входных групп и фасадов.

Елена Куликова

«Комсомольская правда, Пенза — Саранск», № 184, 10 декабря 2010г.

11.12.2010

Школьница проиллюстрировала книгу Деда Мороза

Пензенская школьница получила необычный подарок от Деда Мороза. Элеонора Железникова проиллюстрировала книгу, написанную самим сказочным персонажем. Ее автор, Борис Лисач, давний член гильдии Дедов Морозов Пензы.

В небольшой книжке собраны письма детей бородатому дедушке и его ответы на них. Работы юной художницы Борис Лисач увидел в Интернете.

«Он был доволен эскизами. Вместе мы доработали некоторые картинки, и потом он забрал их себе», — рассказала ученица многопрофильной гимназии № 4 «Ступени» Элеонора Железникова.

Экземпляр книги «Рассказки Дедушки Мороза» теперь хранится в Карелии, в Музее Деда Мороза. Остальные сборники разошлись по Пензе. Первая учительница Элеоноры уверяет, что способности девочки были заметны с первого класса.

«С самого начала ей нравилось клеить, вырезать картинки, рисовать. Как и все дети, она писала письма Деду Морозу, мечтала о собаке и компьютере», — вспоминала учитель начальных классов многопрофильной гимназии № 4 «Ступени» Елена Коннова.

14-летняя школьница не скрывает, что до сих пор верит в чудеса. В следующий раз она попросит Деда Мороза исполнить ее заветную мечту — стать настоящей художницей.

ТРК «Наш Дом»

Святой Крампус или Санта Клаус. История чудовища

Раньше это был жуткий персонаж, который забирал с собой детей. Во второй половине 19 века началась трансформация образа в положительную сторону – розгами он сечет и в мешок забирает только плохих детей. А к нашему времени зверь-садист превратился просто в умильного дедушку, от которого все ждут только подарков.

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку — святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

]]>]]>

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Интересно как судьба распорядилась его «мощами» — голова его находится в итальянском городе Бари, а в Венеции уже полный комплект вместе с еще одной головой. И самое интересное, что обе головы считаются подлинными! Вот такой двухголовый святой. В Венеции кости его все переломаны, якобы на них потоптался какой-то матрос, что по его делам и не удивительно.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно «новое счастье».

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. «старый Рупрехт» (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или «дедушка Николай». Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России — некий «бабай», который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком — Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: «Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая».

В Болгарии Дед Мороз — Дяду Мраз, в Чехии есть сорт мороженого «Морозко» (по-чешски «Mrazík»).

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. «Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих.» Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей «Белый рыцарь-Черный рыцарь» = «хороший царь и плохие бояре», то потом образы разделяются окончательно — черные силы как бы существуют сами по себе, а «хороший царь» набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй…

Здесь они вместе:

]]>]]>

]]>]]>

]]>]]>

]]>]]>

]]>]]>

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса — Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна — детей в кандалах уводят в рабство:

]]>]]>

]]>]]>

]]>]]>

]]>]]>

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь «металлиста». Вместо похищения детей он их только наказывает — сечет розгами или только пугает:

В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:

]]>]]>

]]>]]>

И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались — корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.

На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

]]>]]>

А здесь уже всё становится игрушечным — и сабля и ребенок:

]]>]]>

И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж…

]]>]]>

]]>]]>

От святителя Николая до Санта Клауса

Сегодня трудно найти человека, который бы не знал – кто такой Санта Клаус. Образ могучего щедрого старика в красной шубе неразрывно связан в сознании современных людей с рождественскими подарками, елками, с атмосферой праздника и радости.

Также, многим сегодня известно, что у этого сказочного персонажа есть вполне реальный прототип – святитель Николай Мирликийский, епископ Ликийского города Миры, живший в четвертом веке. Однако его иконописное изображение очень сильно отличается от того Санта Клауса, которого мы знаем сегодня по рекламным буклетам и комиксам. О том, как происходила эта странная трансформация образа самого известного христианского святого, мы сейчас попытаемся рассказать.

Культ Святого Николая в прежние времена был очень распространен в Голландии. В этом нет ничего удивительного, поскольку Голландия всегда была морской державой, а святитель Николай считался покровителем моряков.

Накануне праздника, вечером детям раздавали подарки: деревянный башмак наполняли фруктами и сладостями.

Во времена Реформации культ святых в протестантских странах ослабевает и почти исчезает. Только в Голландии все еще празднуют день Святого Николая или Sinterklaas, как его там называют. Этот обычай с традиционными подарками для детей, голландские поселенцы привозят в Нью-Амстердам — так когда-то назывался Нью-Йорк. Именно здесь голландский Sinterklaas и становится Санта Клаусом (Santa Claus). Это американизированное имя святого и стало впоследствии известно всему миру. А случилось это так.

В 1822 году, накануне Рождества, преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском университете (позже — преподаватель в Нью-Йоркской семинарии) Клемент Кларк Мур придумал для своих шести детей стихотворную сказку, главную роль в которой играл Санта Клаус (никогда и нигде до этого не выступавший в качестве сказочного персонажа). В этом небольшом стихотворении Санта Клаус появляется в ночь перед Рождеством и спускается с огромным мешком за плечами по каминной трубе в дом, чтобы раздать подарки ребятишкам. Изображен он был в виде эдакого веселого жизнерадостного старичка-эльфа с круглым тугим брюшком и с трубкой, которую курит, не переставая. Дети пастора сразу же узнали в этом герое своего любимца – слугу и помощника Мура, упитанного и веселого голландца. Но в стихотворении отца их взрослый приятель предстал перед ними в шубе, с белой бородой и красным носом. Санта Клаус у Мура разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении свидетельствует скрип полозьев и мелодичный звон колокольчиков, привязанных к оленьим шеям. Вот русский перевод этого стихотворения, выполненный Ольгой Литвиновой:

Рождество на пороге. Полночную тишь

Потревожить не смеет даже юркая мышь.

Стайка детских чулок, как положено, чинно

Санта-Клауса ждёт у решетки каминной.

Ребятишкам в уютных и мягких кроватках

Снится сахарный снег и Луна-мармеладка.

Я колпак нахлобучил, а мама — чепец:

Взрослым тоже пора бы вздремнуть, наконец.

Вдруг грохот и топот, и шум несусветный,

И крыша откликнулась гулом ответным.

Сна как не бывало — а кто бы заснул?

Я ставни открыл и окно распахнул.

Играя в гляделки со снегом искристым,

Луна озаряла сиянием чистым

(Я так и застыл у окна в изумленье)

Чудесные санки и восемь оленей.

За кучера — бойкий лихой старичок.

Да-да, это Санта — ну кто же ещё

Мог в крохотных санках орлов обгонять

И басом весёлым оленям кричать:

Эй, Быстрый! Танцор!

Эй, Дикарь! Эй, Скакун!

Комета! Амур!

Эй, Гроза и Тайфун!

Живей на крыльцо!

А теперь к чердаку!

Наддайте!

Гоните на полном скаку!

Как лёгкие листья, что с ветром неслись,

Взмывают, встречаясь с преградою, ввысь —

Вот так же олени вверх сани помчали.

(Игрушки лишь чудом не выпадали!)

Раздался на крыше грохочущий звук —

Диковинных звонких копыт перестук.

Скорее, скорее к камину! И вот

Наш Санта скользнул прямиком в дымоход.

Одетый в меха с головы и до пят

(Весь в копоти Санты роскошный наряд!),

С мешком, перекинутым через плечо,

Набитым игрушками — чем же ещё!

Сияют глаза, будто звёзды в мороз,

Два яблока — щёки и вишенка-нос.

Улыбка — забавней не видел вовек!

Бела борода, словно утренний снег.

И сразу дымком потянуло табачным:

Он старую трубку посасывал смачно,

А кругленький толстый животик от смеха

Как студень дрожал — доложу вам, потеха!

Забавный толстяк — просто эльф, да и только!

Не выдержав, я рассмеялся до колик.

(Вначале слегка опасался смеяться,

Но звёздочек-глаз разве можно бояться?)

Не молвив ни слова, он взялся за дело —

Чулки у камина наполнил умело,

Кивнул, пальчик пухленький к носу прижал

(Мол, тихо! молчи!) — и в камине пропал.

Раздался его оглушительный свист —

И восемь оленей как птицы взвились,

Лишь ветром слова до меня донесло:

Всех-всех с Рождеством!

Я вернусь! Добрых снов!

Клемент Мур не собирался публиковать свое сочинение. Удовольствовавшись восторгами семейства, он положил рукопись в стол и больше о ней не вспоминал. Но один из друзей Мура без его ведома отнес текст стихотворения в газету Sentinel небольшого американского городка Трой (Troy), штат Нью-Йорк, которая и напечатала рождественское стихотворение Клемента в канун Рождества 1823 года. Успех был ошеломляющим. Газеты и журналы наперебой перепечатывали стих, а вскоре появились и отдельные его издания. Так Клемент Мур неожиданно для себя стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в повседневную жизнь миллионов американцев.

Первое, ставшее широко известным художественное изображение Санта-Клауса создал в 1862 году карикатурист Томас Наст. В течение 24 лет он рисовал его для обложки популярного журнала «Harper’s Weekly». Эти обложки пользовались невероятным успехом, а во время Гражданской войны Линкольн попросил Наста нарисовать Санту вместе с северянами. Некоторые историки даже утверждают, что появление Клауса на стороне противника, в известной степени, деморализовало армию конфедератов.

Однако у Санты от Томаса Наста оказался один существенный недостаток — он был черно-белым. Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г. издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд.

Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.

Причем, вновь, как и в случае со слугой пастора Мура, прототипом кока-кольного Санты оказался вполне реальный человек – друг и сосед художника Лу Прентис, с которого тот и нарисовал всем известного теперь старика в красно-белой шубе. Так родился современный облик Санта-Клауса.

В этой любопытной истории есть одно печальное обстоятельство: за всеми многочисленными метаморфозами мифического Санты образ святителя Николая Мирликийского тускнел, стирался, и наконец, практически полностью исчез, так что найти его черты в нынешнем, кока-кольном персонаже уже вряд ли получится.

Да и не стоит, наверное, этого делать. Тем, кто хочет узнать, как же на самом деле выглядел святитель Николай Мирликийский, не нужно всматриваться в красочные изображения, созданные американскими рекламщиками. Гораздо проще и правильнее для этого войти в любой православный храм, где икона Николая Чудотворца всегда расположена на самом почетном месте – рядом с изображениями Христа и Богородицы. В строгом и печальном лике этого святого нет ничего, что хоть немного походило бы на румяного красноносого Санту. Но именно на православных иконах изображен тот самый – настоящий святитель Николай, подлинный – Санта Клаус. Которого западный мир сегодня почти полностью забыл.

Святой Николай VS Дед Мороз?

Святой Николай, Дед Мороз, Санта Клаус… Этих всем нам известных с детства персонажей объединяет одно: вера в чудо и желание это чудо создать! Похожие друг на друга по миссии, которую несут с собой, и в то же время такие разные. Где здесь сказка, а где нет места выдумке? В кого верить и чем отличаются главные герои зимних праздников? Некоторые вообще считают, что это один и тот же персонаж, адаптированный под разные праздники… Давайте разбираться.

Святой Николай

Святой Николай – не сказочный персонаж, а реальная личность. Он родился в III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов. Еще в детстве будущий святитель помогал всем, кто нуждался в помощи. В зрелые годы его выбрали архиепископом города Миры – центра провинции Ликия. Всю свою жизнь святой Николай посвятил людям и заботе о страждущих и обиженных. Среди спасенных им были и несправедливо осужденные простые люди, и незаслуженно брошенные в тюрьму римские военачальники.

В его родном городе и сейчас стоит храм, который турки назвали Баба Ноэль Килизе – церковь Деда Мороза. Почему Деда Мороза? Предание гласит, что однажды именно под Рождество святитель Николай совершил одно из своих дел милосердия. Желая помочь трем бедным сестрам, которых из-за бедности никто не хотел брать себе в жены, святой Николай забросил в их дом через дымоход три мешочка с золотыми монетами. Мешочки упали в трубу и попали именно в носки сестер, которые сушились перед камином. Именно эту легенду считают началом традиции подкладывать подарки от имени святого Николая в носок (по западной традиции). К слову, сегодня эту традицию перенял и европейский Санта Клаус (хоть его имя и переводится дословно как «святой Николай», все же с настоящим святым Николаем у него мало сходства).

Всю свою жизнь святой Николай посвятил служению Богу. Повзрослев, он принял монашеский чин и стал архиепископом. Ходят легенды и о необычайной силе его молитв, которыми он исцелял калек и больных, спасал от смерти обреченных на казнь.

Существует множество легенд о том, что чудеса, которые Николай начал творить еще с детства, не прекратились даже после его смерти. По легенде, святой Николай живет в раю. Но раз в год, 19 декабря, он спускается на землю, чтобы посетить деток и сделать им подарки за вежливость, хорошее поведение и усердное обучение. Обычно святой Николай кладет свой подарок под подушку, в носки или сапожки, и утром все вежливые дети находят конфеты и другие желаемые сюрпризы. К тем же, кто плохо себя вел и не слушался родителей, святой Николай не приходит.

С праздником связано множество народных традиций. На обед в этот день приглашали не только родственников и друзей, но и тех приятелей, с которыми отношения испор- тились. Чтобы следующий год был благополучным, на Николая полагалось покончить со всякой враждой, поэтому никто не отказывался прийти на трапезу.

Но все же сегодняшний праздник следует отмечать не столько гуляньями, сколько добры- ми делами. Существовало поверье: если хочешь жить в счастье и достатке, в День святого Николая, 19 декабря, ничего не делай для себя, а только для тех, кто нуждается.

Со святого Николая начинали готовиться к Рождеству. В городах открывались многочисленные Рождественские ярмарки. Хозяйки делали покупки на базаре, наводили порядок в доме.

По погоде в праздник судили о том, каким будет следующий год. День холодный и ясный предвещал богатый урожай зерновых и овощей. Если на Николая тепло, жди на Рождество суровых морозов.

Дед Мороз

В советскую эпоху христианский святой был вытеснен. На смену ему пришел сказочный Дед Мороз, который с мешком подарков при- ходил под Новый год в каждый дом. Его прообразом стал Морозко — так в старину называли огромного старика (к слову, не всегда он положительный персонаж) в снежном одеянии и ледяных сапогах. В старину люди, опасаясь гнева Мороза, который мог испортить наступающее Рождество, старались задобрить его и «приглашали» на кутью.

Дед Мороз, как официальный новогодний символ, появился в 1935 году, когда руководство СССР отменило запрет на установку праздничных елок. Однако корни образа Деда Мороза уходят в историю значительно дальше. Еще в XIX веке к этому типажу обращались Николай Некрасов в поэме «Мороз Красный Нос» и Александр Островский в пьесе «Снегурочка». Еще раньше в сборнике «Сказки дедушки Иренея» писателя Владимира Одоевского был использован фольклорный образ «доброго Мо- роза Ивановича».

Собрат и коллега русского Деда Мороза, Санта Клаус, — образ еще более спорный и неоднозначный. Это целиком и полностью продукт имиджмейкеров Кока-Колы – профессиональный аниматор, развлекающий публику, раздающий подарки и фотографирующийся на память. Менеджер, ответственный за свое- временный подвоз американской газировки к Новому году. Он колесит по всему миру на автопоезде, увешанном светящимися лампочками, и развозит сладкую воду на радость маленьким и взрослым.

Дедушка Мороз, любимый в нашей стране, в последнее время мало чем отличается от своего западного коллеги. На Новый год он также ходит по квартирам, предприятиям и офисам, читает стишки, поет, фотографируется… Может даже прийти не один, а, например, со Стасом Михайловым или Надеждой Бабкиной. А ведь когда-то он был совсем другим! Люди старшего поколения, наверняка, помнят Деда Мороза из фильмов замечательного советского режиссера Александра Роу. Этот сказочный Дед помогал добрым и защищал слабых, совершал чудеса и наказывал злодеев. Эх… Другие были времена, другие были Деды Морозы.

Разбираем отличия

Святой Николай более строг в сравнении с Дедом Морозом. Непослушным детям он может принести розги вместо подарка. Сопровождают его ангелы и чертики, которые докладывают святому о хороших и плохих поступках детей.

Николай Угодник приходит в дом не только 19 декабря, но еще и в канун Рождества (сочельник), а Дедушка Мороз— 31 декабря и 1 января. Святитель Николай — реальный исторический персонаж, а Мороз — сказочный. Николай Чудотворец носит ризу и митру, а Дед Мороз одевается в синюю или красную шубу.

Святой Николай приносит подарки под подушку или кладет в сапожки, а Дед Мороз — под елочку.

Святого Николая сопровождают два ангела, которые рассказывают о хороших делах деток, и два чертика, нашептывающих о плохих по- ступках, а Дедушка Мороз ходит с внучкой Снегурочкой. Что касается главной аудитории этих сказочных персонажей — детей, они от их «конкуренции» могут только выиграть. Больше волшебников – значит, больше подарков! Вопрос в том, как мы, и взрослые, и дети, прожили этот уходящий год? И достойны ли мы того, чтобы наши желания исполнились? Независимо от того, кто их будет исполнять.