Саввино Сторожевский монастырь расписание

Содержание

Преподобный САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ(†1407)

Савва Сторожевский – преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392), стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (несмотря на завещание Сергия Радонежского в котором он завещал игуменство Никону Радонежскому). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.

От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к преподобному Сергию и принял от него иноческий постриг. Руководимый своим богоносным наставником, он пребывал в совершенном послушании ему, навыкая в Троицкой обители порядкам иноческого жития.

Преподобный Савва принимает постриг от преподобного Сергия Радонежского

Жизнь свою преподобный Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной, которая есть украшение иноческого жития. Прежде всех приходил преподобный в церковь на Божественную службу и после всех выходил из нее. Со страхом Божиим стоял он в храме на молитве, в умилении не мог удерживаться от сильного плача и рыдания, так что удивлял всех иноков обители. Непрестанно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности – матери пороков. Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. Поэтому он казался всем простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих, считающих себя разумными. Он искал не показной человеческой мудрости, а высшей, духовной, в которой и преуспевал. Преподобный Сергий лучше других видел успехи преподобного Саввы в духовной жизни и поставил его духовником всей братии монастыря.

В те времена благоверный князь московский Димитрий Иоаннович одержал победу над неверным ханом татарским Мамаем и его полчищами.

Возвратившись с радостью в Москву, великий князь немедленно пришел к преподобному Сергию в обитель – помолиться и принять от него благословение. При этом князь обратился к святому старцу с такими словами: «Святче Божий! Когда я хотел выступить против неверных магометан, то обещался построить монастырь во имя Пресвятой Богородицы и устроить в нем общежитие. И вот теперь, честный отче, с помощью Всесильного Бога и Пречистой Богородицы и твоими молитвами, желание наше исполнилось, супостаты наши побеждены. Посему молю твое преподобие: всячески постарайся, Господа ради, чтобы обет наш был вскоре исполнен».

Князь отправился в Москву, а преподобный Сергий с усердием стал исполнять его просьбу. Он обошел много пустынных мест, изыскивая, где бы удобнее устроить монастырь. Пришедши на реку, называемую Дубенкой, он нашел там место, которое ему весьма понравилось. Там прп. Сергий и создал церковь, а при ней монастырь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Вскоре пришли сюда некоторые из братии. Преподобный с радостью принял их и затем учредил здесь общежитие. Настоятелем сего монастыря преподобный Сергий выбрал из учеников своих блаженного Савву, считая его вполне способным к самостоятельному руководству братией. Помолившись о нем, великий подвижник благословил его и сказал: «Бог да поможет тебе, чадо, да подаст тебе усердие и силу и да руководит тобою на все благое и полезное».

Приняв благословение от святого старца, преподобный Савва начал управлять Дубенским монастырем. Житие он проводил здесь чистое, равноангельное; удручал себя постом и бдением, питался лишь пустынными растениями, отказываясь от всякой сытной и вкусной пищи; никогда не носил мягких одежд. Часто проливал он сердечные слезы, сокрушаясь о грехах своих, и предавался самым строгим монашеским подвигам.

Между тем братия обители начали умножаться. Преподобный Савва с любовью наставлял их и служил каждому со смирением и кротостью. Так прожил преподобный в Дубенском монастыре более 10 лет.

25 сентября 1392 года преподобный Сергий преставился ко Господу. Готовясь к исходу из земной жизни, еще за полгода до кончины своей он вручил управление великой лавры ближайшему своему ученику преподобному Никону. Но Никон по преставлении преподобного Сергия сначала недолго настоятельствовал над лаврой; желая пребывать в совершенном безмолвии, он вскоре затворился в особой келии. Троицкие братия после долгих молений возвели на игуменство преподобного Савву Дубенского. Приняв на себя игуменство в Троице-Сергиевой лавре, преподобный Савва благоуспешно управлял порученным ему стадом, вспомоществуемый молитвами великого отца своего духовного и основателя лавры — преподобного Сергия. Древнее предание относит ко времени начальствования преподобного Саввы в лавре чудесное изведение его молитвами водного источника за стенами обители, к северу, в то время как монастырь нуждался в воде. По прошествии 6 лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, после чего братия Сергиевой лавры вновь возвели на игуменство преподобного Никона. Преподобный Савва остался подвизаться в Троицкой лавре.

Вскоре после этого в Троицкую обитель прибыл благоверный князь Георгий Димитриевич. Князь Георгий был связан духовными узами с Троицкой обителью. Преподобный Сергий был его крестным отцом, преподобный Савва – отцом духовным. Теперь он обратился к своему отцу духовному с просьбой посетить его дом и преподать благословение всем домашним. Упрошенный князем, преподобный Савва отправился к нему, думая вскоре же возвратиться в Сергиеву обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить преподобного старца, чтобы он никогда не отлучался от него, но чтобы устроил монастырь в его вотчине, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем. Видя доброе произволение князя, преподобный Савва не отказался исполнить его просьбу. Он хотел искать подходящего места для устроения монастыря, но князь звенигородский уже заранее облюбовал и избрал такое место на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Место это показалось преподобному как бы небесным раем, наполненным благовонными цветами. Молитвенно припав к честной иконе Пресвятой Богородицы, которую подвижник носил с собою, он со слезами воззвал к Заступнице: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего. Не отрини меня, убогого раба Твоего, ибо Ты знаешь немощь души моей. И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов. Буди мне наставницей и окормительницей моей до самого конца жизни моей, ибо иной надежды, кроме Тебя, я не имею».

Скит

Так помолившись и возложив всю надежду на Богоматерь, преподобный Савва поселился на том месте. В непродолжительном времени он построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Рождества Ее. Недалеко от нее он соорудил себе маленькую келейку. От этого времени преподобный еще больше утруждал плоть свою постническими трудами и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел к нему многих, искавших безмолвного жития, и преподобный всех принимал с любовью и был для них образцом смирения и иноческих трудов. Когда собралось довольно братии, преподобный Савва, по образцу духовно воспитавшей его Троице-Сергиевой обители, устроил для них общежитие. В своих отношениях к братии он старался подражать своему великому учителю преподобному Сергию, заветы которого хранил в сердце своем и соблюдал в своей подвижнической деятельности; свои распоряжения и приказания преподобный Савва подкреплял собственным примером.

Предание сохранило о нем рассказ, что он сам на своих перетруженных подвигами и возрастом плечах носил воду на крутую гору, к монастырю, и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней своих в праздности. Все это радовало благоверного князя Георгия; он имел к преподобному Савве, духовному отцу своему, великую веру и весьма почитал его, покровительствовал новосозданной обители и щедро благотворил ей. Благодатью Божией и молитвами преподобного Саввы монастырь Сторожевский распространялся: братство увеличивалось пришельцами из соседних городов и селений, искавших духовной пользы и руководства в добродетелях. Как чадолюбивый отец, преподобный Савва принимал всех с любовью и отечески непрестанно вразумлял их душеполезными поучениями. Они же, побеждаемые Божественной любовью, соблюдали заповеди своего наставника и приносили духовные плоды добродетели.

В 1399 году князь Георгий, по повелению брата своего великого князя московского Василия Димитриевича, должен был идти войною против волжских болгар. Перед самым походом благочестивый князь пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовного отца. Он просил преподобного Савву помолиться Всемилостивому Богу, да подаст ему силу на супротивных врагов. Святой помолился и, взяв честный крест, осенил им князя и при этом пророчески изрек: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество».

Приняв от святого старца благословение, князь Георгий Димитриевич собрал свои войска и пошел на болгар, покорил много городов и областей и с великой славой и победой возвратился в свою вотчину, как и пророчествовал преподобный старец.По возвращении с победой князь Георгий Димитриевич поспешил к преподобному Савве благодарить его за благоуспешную молитву и помолиться в обители.

После благодарственного молебна князь сказал подвижнику: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях, ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих». Преподобный смиренно отвечал князю: «Благий и Милосердный Бог, видя твое благочестивое княжение и смирение сердца твоего и любовь, которую оказываешь ты убогим, даровал тебе такую победу над неверными, ибо ничем нельзя так приблизиться к Богу, как милосердием к нищим. И если до конца пребудешь милостив к ним, то много доброго приобретешь в сей жизни и будешь наследником вечных благ».

Князь сделал щедрое пожертвование в монастырь и учредил трапезу братии. После того князь Георгий стал питать еще большую веру к преподобному Савве.

Вслед за тем благодарный и благочестивый князь поспешил доказать свою благодарность еще яснее, с усердием доставляя обители преподобного Саввы различные пособия, дары и вклады. Вновь были устроены келии для братии и обитель обнесена деревянной оградой. Но лучшим памятником трудов преподобного Саввы и благотворительности князя Георгия Димитриевича остается существующий и поныне благолепный, величественный, обширный каменный Храм во имя Рождества Богородицы, построенный на месте прежнего бедного, неудобного и слишком малого деревянного храма. Приступая к его построению, благочестивый князь дал преподобному Савве много золота, сёл и имений. Делал благочестивый князь и другие богатые приношения в обитель отца своего духовного, перед святой, подвижнической жизнью которого благоговел.

Между тем смиренномудрый старец преуспевал в добродетелях и дарованиях духовных. Бодрствуя над другими, он еще более, непрестанно и неослабно, бодрствовал над собою. Монастырь его украшался, и имя преподобного Саввы прославлялось везде вокруг, как и имя Сторожевской обители. Со всех сторон стекались к нему иноки, ища руководства в духовной жизни и монашеских подвигах. Миряне приходили к нему, прося наставлений и руководства. Опасаясь и бегая земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов за версту от монастыря и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии со слезами молился Господу.

Молитва преподобного Саввы

Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и невзирая на свои преклонные лета не переставал сам трудиться для обители: своими руками он выкопал колодезь под горою, который и поныне доставляет прекрасную воду для обители.

Пещера преподобного Саввы Сторожевского

Так, со дня в день возрастая в духовной жизни, преподобный Савва достиг наконец глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; никогда он не одевался в мягкие одежды и не искал телесного покоя, предпочитая тесный и прискорбный путь пространному. Нищету возлюбил он паче богатства, бесславие – паче земной славы и терпение скорбей – паче суетной радости. Наконец преподобный впал в предсмертную болезнь. Почувствовав приближение кончины, старец призвал к своему смертному ложу братию, поучал их довольно от Божественных Писаний, убеждал блюсти чистоту душевную и телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве и при этом назначил преемником себе, игуменом обители, одного из своих учеников именем Савву. После этого, преподав всем мир и целование, преподобный скончался 3 декабря 1407 года.

Много слез пролили братия Сторожевского монастыря, лишившись своего «кормника и учителя». Весть о блаженной кончине преподобного Саввы быстро распространилась по окрестностям и привлекла в обитель множество благоговейных почитателей его из иночествующих и мирян. На погребение собрались князья, бояре и жители звенигородские. Скорбь была всеобщая; все шли на погребение, как бы на погребение своего отца. Многие приносили своих недужных ко гробу преподобного. Тело прп. Саввы было предано в земле в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, при нем построенной, на правой стороне.

Мощи преподобного Саввы Сторожевского

Рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского

Нетленные мощи угодника Божия были открыты спустя почти два столетия с половиной после его кончины, в царствование благочестивейшего Алексия Михайловича, в 1652 году. Обретение святых и нетленных мощей преподобного Саввы было вызвано многочисленными дивными исцелениями и чудотворениями, совершившимися при гробе и по его молитвенному предстательству.

Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующем в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому царю Алексию.

Савва Сторожевский спасает царя Алексея Михайловича от медведя

Алексий Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его явлением зверь бежал от царя. Спрошенный об имени, старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Вернувшись в обитель, Алексий Михайлович спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит отвечал царю, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это он сам, велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию.

Много и других чудес и явлений угодника Божия предшествовало открытию его мощей.

Торжественное открытие мощей преподобного Саввы было совершено 19 января 1652 года в присутствии самого государя Алексия Михайловича, его супруги царицы Марии Ильиничны, Всероссийского Патриарха Иоасафа, Новгородского митрополита Никона, впоследствии знаменитого Патриарха Всероссийского, и бесчисленного множества народа не только из Звенигорода, его окрестностей и всего округа Московского, но и из отдаленных городов и всей великой земли Русской. Мощи преподобного Саввы обретены были нетленными после 245-летнего пребывания в сырой земле и поставлены в дубовой гробнице на правой стороне в соборе, у южных врат, ведущих в алтарь Богородице-Рождественской церкви обители.

Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород

И по открытии святых нетленных мощей преподобного Саввы много чудес совершалось при гробе его. И доныне Бог хранит обитель Сторожевскую молитвенным предстательством первоначальника ее, преподобного Саввы, и от святых мощей его истекают чудотворения с верою и любовью призывающим святое имя его в благодатную помощь себе и заступление.

Молитва преподобному Савве
О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Обитель преподобного Саввы Сторожевского (2007)

Ссылки по теме:
Явление преподобного Саввы принцу Богарне

Саввино-Сторожевский монастырь – это действующая мужская обитель, которая расположена в 3-х км от Звенигорода и в 50 км от Москвы. Монастырь основан в 1398 году на горе Сторожи у места впадения реки Сторожки в Москву-реку. Эта гора была оборонительным укреплением Московского княжества во время Литовских и Польских набегов, отсюда и название «Сторожи». Монастырь и сегодня остаётся местом, где можно прикоснуться к истории страны.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 431

Расписание богослужений

19 — года

06/19

Понедельник. Седмица 10-я по Пятидесятнице. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

9:30 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

07/20

Вторник. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

08/21

Среда. Перенесение мощей прпп. Савватия и Зосимы Соловецких (1566).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

13:00 Молебное пение всем святым с водосвятием и акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

09/22

Четверг. Апостола Матфия (ок. 63).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

15:00 Крестный ход от храма блгв. кн. Александра Невского (г. Звенигород) в Саввино-Сторожевский монастырь.

17:00 Всенощное бдение.

10/23

Пятница. ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРП. САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО, ЗВЕНИГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1998).

6:00 Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме. Водосвятный молебен.

9:00 Поздняя Божественная Литургия в Рождественском соборе. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

Суббота. Мч. архидиакона Евпла (304).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Всенощное бдение.

12/25

Воскресенье. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306).

6:30 Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме.

9:30 Поздняя Божественная Литургия в Рождественском Соборе. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

Понедельник. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца.

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

Почему православным христианам не следует заниматься йогой?

Что такое Йога? Йога — религиозная практика, связанная с определенными религиозными представлениями. Хотя Вам могут сказать, что Йога — это просто форма оздоровительной гимнастики, большинство…

День перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского под вновь сооруженную сень (1847)

День перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского под вновь сооруженную сень (1847) В 6:30 в скиту прп. Саввы Сторожевского (1 км от монастыря) была отслужена Ранняя…

Богословские Курсы 2019

Начало занятий с года. Обучение проводится по понедельникам, вторникам и средам с 18.00 до 20.25.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Праздничная Божественная Литургия в Саввино-Сторожевском монастыре была совершена в 9:30 в Преображенском храме обители, богослужение возглавил наместник монастыря архимандрит Савва в сослужении братии в священном…

Обет трезвости в Саввино-Сторожевском монастыре

12 июня Саввино-Сторожевский монастырь посетил диакон Иоанн Клименко, Ответственный за организацию трезвенной работы в храмах Москвы, секретарь Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», с группой паломников (10 человек)….

Служение архиепископа Феогноста в Саввино-Сторожевском монастыре

Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского. В 7:45 в Соборе Рождества Божией Матери Саввино-Сторожевского монастыря Божественную Литургию возглавил архиепископ Каширский…

Это интересно: Ростовский Борисоглебский мужской монастырь в Ярославской области

Где расположен Саввино-Сторожевский монастырь на карте Звенигорода, адрес

Савинно-Сторожевский монастырь в Звенигороде удален от столицы на 47 км. Находится он в 2 км к западу от г. Звенигорода. Если ехать по Рахетинскому шоссе, он возвышается на холме, между Успенским собором и церковью святого Николая. Протекающая рядом с храмовым комплексом р. Сторожка через 600 м сливается с р. Москвой.

  • Координаты: 55.728238,36.816165;
  • адрес: Рахетинское шоссе владение 1;

Интересные факты

  • Прошел не один десяток лет, прежде чем появилась икона с изображением Преподобного Саввы. Святой явился во сне игумену Дионисию, тот писал образы. Дионисий встретился с монахом, который знал Савву и рассказал, как он выглядел. Так была написана чудотворная икона.
  • По преданию, французы, которые вошли в Звенигород в 1812 году и заняли Саввино-Сторожевский монастырь, ничего ценного оттуда не вынесли. Генералу Богарне, возглавлявшему войско, явился старец и пообещал спасение взамен того, что солдаты не станут разорять обитель. Генерал отдал распоряжение, а позже в храме увидел икону преподобного Саввы и узнал в нем того старца, что к нему приходил. Богарне действительно остался жив в тех боях.
  • В звоннице было 16 колоколов разного размера. Самый большой, Благовестный, весил 35 тонн. Рассказывают, звонили колокола так, что было слышно в Москве. В войну, в 1941-м, Благовестный колокол упал при попытке снять его и повредил звонницу, которую потом восстановили.
  • Колокольчик — символ Звенигорода, он изображен даже на гербе города. Туристы привозят отсюда сувенирные колокольчики в качестве подарка.
  • Саввинская Слобода своей красотой вдохновляла поэтов и художников. Упоминание Саввино-Сторожевского монастыря встречается у Пушкина. А Левитан, увидев обитель на закате, написал картину «Вечерний звон».

В культуре

Монастырь и его окрестности всегда были очень живописны и привлекали множество художников.

В монастыре и его окрестностях Александр Алов и Владимир Наумов сняли несколько эпизодов кинофильма «Бег»: в начале — беженцы в монастыре, в конце — зимний лес.

Возле монастыря Андрей Тарковский снимал эпизод кинофильма «Солярис» — домик у пруда в начале фильма.

Как добраться до монастыря на общественном транспорте

Автобусами от станций метро:

Станция метро Автобус № Конечная ост.
«Строгино» 881 «Звенигород»
«Кунцевская» 452 «Звенигород кинотеатр»
«Тушинская» 455 «Звенигород»

Пересесть на городские автобусы № 23; 51, ехать до ост. «Дом отдыха министерства обороны». От остановки нужно пройти на 850 м вверх по холму.

Здания и сооружения

Другие здания

Башни

Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.

До революции Красная башня выглядела иначе

В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.

  • Красная (над Святыми воротами)
  • Житная
  • Водовзводная
  • Усовая
  • Больничная (не сохранилась)

Реставрация

  • 1950-е Реставрация трапезной и Троицкой церкви В. И. Федоровым и М. Д. Циперовичем
  • 1955—1958 Раскопки Н. С. Шеляпиной
  • 1969—1975 Очищение фресок Д. Е. Брягиным
  • 1970-е—1980-е Реставрация башен Л. К. Россовым, О. В. Скороходом, Л. Э. Тэпфер
  • 1972 Реставрация Рождественского собора Л. К. Россовым
  • 1973 Реставрация Саввинского придела В. М. Пустоваловым

Реквизиты для пожертвований

Банковские реквизиты монастыря

Наименование:

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь.

ИНН 5015001687

КПП 501501001

р/счет №40703810940290107235

БИК 044525225

к/счет №30101810400000000225

Адрес: 143180, Московская обл., г. Звенигород

Настоятели

Игумены (1398—1650)

Архимандриты (1650—1800)

Епископы Дмитровские (1800—1877)Епископы Можайские (1877—1917)наместники в сане архимандрита

С 1995 года — Ставропигиальное подчинение монастыря Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

Карта намоленных мест Подмосковья

Правила посещений монастыря

Перед посещением мужского монастыря, рекомендуется связаться с паломнической службой.

Тел. +7 903 274 01 21.

Служба не работает по понедельникам. В остальные дни с 10.00-17.00

Не рекомендуется появляться на монастырской территории одетыми в спортивный костюм, с оголенными ногами. Женщины и девочки должны быть с покрытыми волосами и одеты в длинные платья. Мужчины и мальчики должны входить в храм с непокрытой головой. Перед началом экскурсий желательно отключить телефоны.

Запрещено:

  • Находится в наркотическом и алкогольном опьянении. Распивать спиртные напитки и курить.
  • Включать музыку или петь. Кричать, ругаться, громко разговаривать, употреблять ненормативную лексику.
  • Сорить и организовывать пикники на землях храма
  • Приходить с животными. Передвигаться на роликах, велосипедах, гироскутерах.
  • Нельзя фотографировать монахов, послушников, святыни внутри храмов.

Для желающих провести в Савинно-Сторожевском монастыре несколько дней, организованна гостиница.

Стоимость номеров в Савинно-Сторожевской обители в Звенигороде от 500 руб. за койко-место до 4200 руб. за 2-х местный люкс, без питания. Дети возрастом до 5 лет размещаются бесплатно, без койко-места. Дополнительное место стоит 250 руб. Для аренды номера гостиницы нужно предоставить паспорт. Завтраки и обеды можно приобрести в кафе находящемся в Провиантской башне.

Оформление статьи: Владимир Великий

Литература

  • Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь // Православные монастыри. Путешествие по святым местам : Журнал. — № 5. — 2009.

Монастырь сегодня

Савинно-Сторожевский монастырь в Звенигороде на сегодня продолжает вести службы в обители и в 11 храмах московской области, приписанных к монастырю. Настоятелем монастыря является патриарх Кирилл

При мужском монастыре существует социально-реабилитационный центр для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и сирот. Открыта духовная семинария и библиотека с книжным фондом свыше 6,500 книг. На территории обители продолжаются ремонтно-реставрационные работы звонницы, башен, палат царя Алексея.

Видео о Саввино-Сторожевском монастыре

Литургия в Саввино-Сторожевском монастыре:

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде — как добраться, описание святынь и фото

Саввино-Сторожевский монастырь — действующая мужская обитель в 3 км от Звенигорода. Она является одной из самых старых в Москве. Некоторое время она служила оборонительным укреплением. Благодаря живописной природе вокруг место стало популярным среди деятелей искусства. Тут снималось множество фильмов.

Время основания

Мужской монастырь в Звенигороде был основан в 1398 году учеником преподобного Сергия Радонежского — монахом Саввой. Начинание поддержал звенигородский князь Юрий Дмитриевич.

Сам Савва Сторожевский (Звенигородский) был одним из первых учеников Сергия Радонежского. Некоторое время после смерти учителя он был игуменом Троицкого монастыря. Также он был духовным отцом Евдокии (вдова Дмитрия Донского), а также третьего сына Юрия Звенигородского.

Считается, что строительство первого деревянного храма во имя Рождества Богоматери на месте современного монастыря началось еще в конце XIV века. Летописи говорят, что в 1395 году преподобный Савва благословил князя на поход в Волжскую Бурятию: в результате были захвачены 14 городов, в том числе Казань, Джуке-Тау и Великий Булгар. После победы князь выделил крупную сумму на строительство монастыря. В 1396—1398 годах было начато его возведение.

В 1398-м после смерти звенигородского епископа Даниила, князь Юрий настойчиво приглашал Савву поселиться в его владениях. Взяв с собой смоленскую икону Богоматери, преподобный ушел из Троицкого монастыря и вернулся уже в разгар стройки Спасо-Успенского собора на Городке. Позднее были построены Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре и Троицкий собор в Сергиевом благочинии.

Интересный факт: для росписи всех 3 храмов был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. Тогда же им была нарисована известная «Троица» для одноименной церкви.

Савва умер в 1407 году. Монастырь, названный его именем, прославился чудесами как при жизни старца, так и после. С самим Саввой связаны две истории:

  1. Во врем охоты на царя Алексея Михайловича внезапно напал медведь, но явившийся преподобный спас его.
  2. В 1812 году, во время захвата Москвы Наполеоном Бонапартом, пасынку императора Евгению Богарне привиделся старец и приказал не трогать монастырь. Евгений послушался. Юноша успешно пережил войну, а его потомки породнились с российской императорской семьей.

История обители

Пришедший к деревянной церквушке преподобный Савва сперва обосновался один. Он выкопал пещеру и жил в ней в уединении, однако постепенно к старцу начали приходить монахи. Они селились рядом, увеличивая занимаемые земли.

С момента прихода Саввы князь Юрий Звенигородский опекал его и новый монастырь: он стремился превратить его в придворную обитель. В начале XV века князь даже выделил для этого территории — села Дубацыно, Белгино, Усть-Розвадня, бортные леса на юге Городецкого стана.

В XV—XVII вв. еках монастырь оказался форпостом (передовым постом) Московского княжества. Сюда регулярно приезжали на молитвы князья Иван Грозный и Федор Иванович. При Алексее Михайловиче обитель стала загородной резиденцией царя. Здесь были возведены царские палаты, построены каменные стены, провели Царский путь (сегодня — Рублево-Успенское шоссе).

В Отечественной войне 1812 года здесь прошла битва под Звенигородом, в которой русской армии пришлось отступить. Савва Сторожевский явился во сне командиру французов. Монастырь уцелел. Отсюда вывозили чудотворные иконы для моления о победе.

В мае 1918-го в обитель прибыл отряд красноармейцев. Они забрали хлеб и попытались вскрыть раку с мощами Саввы Сторожевского. Это послужило причиной Звенигородского мятежа. Двое красноармейцев с начальником были убиты. Вскоре восстание было подавлено прибывшей подмогой. В следующем году слободу закрыли. В некоторых зданиях разместили военные госпитали.

В 1941 году во время эвакуации был сломан уникальный Большой Благовестный колокол, который изображен на гербе города.

В 1995 году Саввино-Строжевская обитель получила статус «ставропигиальной» (подчиняющейся непосредственно патриарху). Также был заключен договор о совместном использовании зданий. Монастырю срочно требовалась реконструкция. Работы велись крайне медленно, но все же иконостас и фрески XVII века были восстановлены.

Летом 1998-го монастырь отпраздновал 600 лет со дня основания. В него были возвращены мощи основателя Саввы. В 2007 году ему возвели памятник.

Состояние сейчас

Сегодня в обители живут около 30 монахов. Помимо монашеского служения, они занимаются и социальной деятельностью.

В монастыре действуют:

  • Детский приют. Он расположен в самом Звенигороде. Тут проживает до 30 детей. Некоторые проходят курсы реабилитации в центре при приюте. Всего за время работы приют выпустил около 100 человек. Помимо общих предметов, дети изучают православие и церковнославянский язык. Примечательно, что работа осуществляется исключительно на добровольные пожертвования монастырю.
  • Издательство. Монастырь имеет собственное издательство, выпускающее богословские книги, произведения разных авторов, посвященные обители открытки, журнал «Саввинское слово».

Также здесь проводят богословские курсы для лиц старше 17 лет. Всего тут преподают 11 дисциплин, среди которых — Священное Писание, догматическое богословие, основное богословие, общецерковная история, история Русской Церкви. Обучение бесплатное, на основе собеседования. Кроме того, участники регулярно выезжают в паломнические поездки.

В начале XX века в Москве было открыто Саввинское подворье на Тверской улице. Сегодня оно занято коммерческими фирмами и со всех сторон окружено новыми зданиями. Интересный факт: в 1939-м во время расширения улицы потребовалось передвинуть постройку вглубь. Это было сделано ночью в ноябре 1939 года без отселения жильцов.

На территории Саввино-Сторожевской обители расположены несколько храмов и общественных зданий. Все они строились в разное время. Многие перестраивались и реставрировались впоследствии.

К важным зданиям относятся:

  1. Храм Рождества Богородицы. Является старейшим собором монастыря. Он построен в 1404—1405 годах, хотя эти цифры оспариваются некоторыми исследователями. Строительство начали еще при жизни преподобного Саввы, на месте старой деревянной церкви, построенной во владимиро-суздальском стиле. Позднее был пристроен придел.
  2. Преображенская церковь. Второе название — Трапезная церковь во имя Преображения Христова. Построена в середине XVII века, по второй версии — в конце XVII столетия на деньги царевны Софьи. Церковь примыкает к трапезной. При Советском Союзе в ней были размещены военный санаторий и радиорубка.
  3. Троицкая надвратная церковь (Святой Живоначальной Троицы). В середине XVII века церковь Сергия Радонежского была разобрана, а ее престол перенесен во вновь построенную Троицкую, что позволило сохранить преемственность. Тут располагался домовой храм императрицы.
  4. Звонница. Время возведения — 1650-е годы. Примыкает к трапезной и является самой высокой постройкой. В среднем ярусе была построена церковь Живоначальной Троицы, которую после переименовали в Сергия Радонежского.
  5. Дворец Алексея Михайловича. Был возведен постепенно. В 1652—1654 годах построили северную часть. В 1674—1676-ых строение было одноэтажным и состояло из 7 комнат: центр занимали царские покои, север — кухня, в остальных комнатах размещалась семья и свита. В 1686—1687-ых был построен деревянный второй этаж с наружными лестницами. В середине XVIII века палаты пострадали при пожаре, но были восстановлены. При СССР тут размещался военный санаторий.
  6. Царицыны палаты. Построены для супруги Алексея Михайловича Марии Милославской. До 30-х годов XIX века здание имело второй деревянный этаж, который после был снесен. Строение делилось на 2 части — парадную и хозяйственную. Первая часть состояла из центральной половины для царицы и боковой для слуг.
  7. Трапезная. Сооружена в 1650-х годах вместо старого здания, в начале XIX века было значительно перестроено из-за обрушения. Четырехэтажная трапезная стала одной из крупнейших каменных построек своего времени: в подвале на глубине 6 метров были колодец и ледник, на первом этаже — кухня, на втором — кельи, на третьем — столовая, на четвертом — казна.
  8. Братские корпуса. Находятся вдоль южной стены. Палаты имеют большие размеры. Сегодня там живут монахи.
  9. Стены и башни. Их строительство началось перед войной России и Польши. Монастырь имел важное оборонительное значение. Стены были построены менее чем за 5 лет. Изначально было 7 башен, но до нашего времени не все сохранилось.

В монастыре хранятся мощи преподобного Саввы Сторожевского в диске, камень с Голгофы и камень Гроба Господня, частицы мощей Матроны Московской. Помимо этого, обитель хранит важные иконы.

Информация для туристов

Саввино-Сторожевская обитель является часто посещаемым местом. Вход на территорию свободный. Для желающих проводятся экскурсии только по монастырю на 1,5 часа или с захватом Звенигородского Кремля и Скита преподобного Саввы Сторожевского с источником.

Информация для туристов:

  1. Адрес: Звенигород, Ратехинское шоссе, 8 км.
  2. Как проехать общественным транспортом от Москвы: нужно доехать от Белорусского вокзала на электричке до станции «Звенигород», затем на автобусе № 23 или 51 ехать до остановки «Монастырь». На этих же автобусах можно проехать от метро «Кунцевская».
  3. Как доехать на автомобиле: сперва необходимо доехать по Новорижскому шоссе до Звенигорода, затем повернуть на Московскую улицу, доехать до конца и свернуть направо. Дорога будет идти вдоль Москва-реки. Возле первого светофора появится указатель. Узнать, как можно добраться, можно по карте или фотоочерку.
  4. Телефон паломнической службы — 8−903−274−0121. Работает с 10 до 17 часов, кроме понедельника.
  5. Время работы: с 6 часов до окончания вечернего богослужения. Расписание Саввино-Сторожевского монастыря можно посмотреть на официальном сайте. Время работы купели на Скиту отличается.
  6. Сегодня скитоначальником назначен архимандрит Феодосий.

При монастыре также открыта гостиница для гостей. Телефоны для бронирования: (495) 992−9418 и 8−963−640−3700.

Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде была основана в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского. Место полюбилось московским царям, особенно Алексею Михайловичу, который часто приезжал сюда.