Сергей Александрович князь

Сергей Миротворцев

Биография

В октябре 1945 г. избран в действительные члены Академии медицинских наук СССР. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За победу в Великой Отечественной Войне», «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великую Отечественную Войну».

Сергей Романович родился 16 мая 1878 г. в станице Усть-Медведицкой Царицынского уезда Саратовской губернии. Ныне это город Серафимович. Отец его был учителем гимназии и преподавал греческий и латынь, всеобщую и русскую историю и литературу. В 1898 г. окончил среднее учебное заведение и подал документы в Московскую сельскохозяйственную академию, но не прошел по конкурсу. Вскоре был принят на медицинский факультет Харьковского университета. Окончил университет в 1903 г. с дипломом «лекаря с отличием». В том же году осенью уехал в Петербург, где устроился ординатором Обуховской больницы. В качестве хирурга учавствовал в русско-японской войне.

В романе «Порт-Артур» есть такой эпизод: в бою с японцами тяжело ранило молодого прапорщика Звонарева. Его осматривают врачи. Главный хирург крепости Гюббенет принимает решение сегодня же, без промедления ампутировать у Звонарева правую ногу ниже колена, иначе тому грозит гангрена… Девушка Варя, горячо любящая прапорщика просит: «Не делайте его калекой!» Но Гюббенет неумолим: иного выхода он не видит… И тогда молодой, еще безвестный врач Миротворцев берет на себя смелость повременить с ампутацией. И что же? Он спасает Звонареву ногу! В порыве благодарности Варенька восклицает: «Вы… вы не Миротворцев, а Чудотворцев!» Таким он и вошел в историю отечественной хирургии и в сердца всех знавших его — творящим самое великое чудо на земле, спасая людям здоровье и саму жизнь.

В марте 1914 г. Сергей Романович Миротворцев по конкурсу был избран профессором Саратовского университета по кафедре хирургической патологии с дисмургией и

учением о вывихах и переломах. 11 января вступил в должность ректора университета. Это был последний ректор — медик. В 1928 г. Миротворцев принял решение не баллотироваться на новый срок ректорства. Перешел на работу своей кафедры. Его перу принадлежит свыше 80 работ, в том числе 23 монографии по вопросам практической хирургии.

Приступив к изданию «Очерков военно-полевой хирургии», привлек к работе Н. Н. Бурденко. Во время советско-финской (1939–40) и Великой Отечественной войн работал главным хирургом эвакогоспиталей Саратовской и Пензенской областей.

Говоря о своей работе в военные годы, С.Р. Миротворцев всячески избегает в дневнике высоких слов и нигде даже не упоминает о том, с каким физическим и нервным напряжением ему, человеку преклонных лет, приходилось работать. Только одна фраза, внешне такая бесстрастная, но в высшей степени красноречивая, промелькнула в записи за 25 января: «Сегодня после операции зашел взвеситься. Оказывается, вес моего тела 81,300 кг. А в день объявления войны во мне было 106кг…»

Основываясь на бесценном опыте лечения тысяч и тысяч раненых, С.Р. Миротворцев делает ряд важных научно-практических выводов. В частности, речь в них шла о том, чтобы проводить первичную обработку ран в качестве основного метода подачи первой врачебной помощи, как можно раньше делать операции при ранениях черепа и мозга, груди и живота, бороться с шоком на передовых позициях, переливать кровь в условиях фронта, наладить комплексное лечение раненых путем применения ранней физкультуры, физиотерапевтических мероприятий и специального диетпитания.

был принципиально новый, исключительно прогрессивный взгляд на военно-полевую хирургию в условиях Великой Отечественной войны, сыгравший большую практическую роль в оказании помощи раненым. Если же учесть при этом самоотверженность всего медицинского персонала во главе с главным хирургом С.Р. Миротворцевым, его блистательный организаторский талант, то станет совсем понятным такой немаловажный факт: более 70 процентов раненых, лечившихся в саратовских и пензенских госпиталях, возвращались в строй.

В речи перед молодыми хирургами, с которой Сергей Романович выступил 15 марта 1942 года, он призывал их любить раненых. «А любить, — пояснял он, — это значит жертвовать собою, своим временем, досугом, своим отдыхом, своими желаниями, своими удовольствиями. Нужно отдать свое сердце и так относиться к раненому, как к своему родному. Хирургия не служба, а честь, радость, вдохновение, хирургия — счастье людей, отцов, матерей…»

За большие заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Сергей Романович Миротворцев был удостоен двух орденов — Трудового Красного Знамени и Красной Звезды и трех медалей: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией».

В октябре 1945 г. избран в действительные члены Академии медицинских наук СССР. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За победу в Великой Отечественной Войне», «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великую Отечественную Войну».

Умер Сергей Романович 4 мая 1949 г. и похоронен на Воскресенском кладбище



В сентябре этого года исполнилось 90 лет со дня такого «эпохального» события, как принятие Великим Князем Кириллом Владимировичем титула «Императора Всероссийского». И потому кажется очень странным, что сторонники кирилловской линии не вспомнили о таком «важном» событии. Этот поступок Великого Князя окончательно расколол не только семейство Романовых, но и саму эмиграцию в целом. В данной статье, попытаемся в хронологическом порядке, опираясь на письма прямых участников события, раскрыть вам – читателям, столь «великое» событие.
Политические игры Великого Князя Кирилла Владимировича начались ещё в дни Февральской революции 1917 года. Здесь не будем подробно останавливаться на красном банте, гвардейском экипаже, красном флаге и т.д. Тем более что все эти деяния Великого Князя подробно описаны в многочисленных воспоминаниях непосредственных свидетелей тех значимых исторических событий. Сегодня нас интересует другая тема. Летом 1917 года Кирилл Владимирович вместе с женой и дочерьми бежит в Финляндию, где и находит временное пристанище. В Августе того же 1917 года в городке Борго у Кирилла и Виктории рождается сын Владимир. В 1920 году семья Великого Князя перебирается во Францию, купив виллу в городке Сен-Бриак.

Великий Князь Кирилл Владимирович с супругой и дочерью.

Вилла Великого Князя в Сен-Бриаке.
Тем временем, в эмиграционных кругах стали создаваться различные монархические объединения, стоявшие на различных позициях по главному вопросу – кому царствовать на Руси. Некоторые считали, что сначала нужно свергнуть большевиков, а уж потом решать, кто годен в цари. Государь должен быть не столько законным, сколько желанным. Наиболее популярными «претендентами» среди монархистов считались Великие Князья Николай Николаевич и Дмитрий Павлович.

Дядя Николаша.

Мажор и дамский угодник Великий Князь Дмитрий Павлович
В 1921 году в курортном баварском городке Рейхенгалле состоялся общемонархический съезд, на котором присутствовало порядком 150 человек. Вопрос о престолонаследии был признан несвоевременным, поскольку не исключалась возможность спасение Императорской Семьи. На съезде бесспорным авторитетом была признана Вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна. Съезд избрал Высший Монархический Совет (ВМС), который и решил обратиться с «верноподданной просьбой об указании лица, имеющего стать впредь до воцарения законного государя блюстителем престола и возглавителем монархического движения» к Марии Фёдоровне. Делегация ВМС сразу же направилась в Данию, во дворец Видер, где в годы изгнания жила Вдовствующая Государыня. После долгой беседы, Мария Фёдоровна решила уклониться от того, чтобы возглавить монархическое объединение.

Вдовствующая Государыня в изгнании.
Уже в ноябре 1922 года, в Париже, Высший Монархический Совет проводит своё второе совещание. Монархисты пришли к выводу, которые отразились в постановлениях, где в частности говорилось: «1. Право распоряжения блюстительством императорского престола принадлежит Императорскому Дому. Это право является не разрешенным и не воплощенным впредь до решения по этому вопросу Императорской Фамилией. 2. Следует всемерно стремиться к возглавлению монархического движения Великим Князем Николаем Николаевичем. 3. В настоящее время за границей невозможно разрешить вопрос о престолонаследии, ибо нет вполне достоверных сведений о судьбе Государя Императора и его Августейшего сына и брата, а действующие основные законы допускают различные толкования, подлежащие разрешению компетентным государственным учреждениям. 4. В согласии с предшествующими постановлениями совещание признаёт, что непререкаемым высшим авторитетом во всем монархическом движении принадлежит миропомазанной Государыне Императрице Марии Фёдоровне».
Итак, мы видим, что монархисты не знали, жив ли Император Николай II, Цесаревич Алексей Николаевич и Великий Князь Михаил Александрович, поэтому вопрос о будущем монархе широко не обсуждался. Многие видели именно Николая Николаевича, во главе монархического движения. Но хотелось бы особенно подчеркнуть, что именно во главе движения, а не во главе Императорского Дома или «Императором Николаем III», как сегодня некоторые пытаются это представить. Николай Николаевич всегда являлся популярной фигурой, особенно в армии. Недаром, в 1924 году Великий Князь возглавил Русский Обще-Воинский Союз, организацию, созданную бароном П.Н. Врангелем, объединившую в себя многие воинские организации Белой Армии в эмиграции. Следует также отметить, что фигура Кирилла Владимировича практически нигде не фигурирует.

Надежд на спасение Царской Семьи и Великого Князя Михаила Александровича оставалось все меньше и Великий князь Кирилл Владимирович решает, что настало время вступить в борьбу и выйти на монархическую арену. Честолюбивые планы подпитывала и жена Кирилла Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, считавшая, что только её муж и сын имеют права говорить о престоле. В августе 1922 года Великий Князь Кирилл Владимирович публикует заявление, где провозглашает себя «Блюстителем Государева Престола»:
«РУССКИЙ НАРОД!
С того губительного дня, когда Пресветлый Государь Император Николай Александрович, обманутый предателями, покинул Всероссийский Престол, наша дорогая Родина изведала непосильные страдания, познала позор порабощения чуждою, ненавистною силою, увидела Алтари свои оскверненными и, окровавленная, обнищала. С вершины могуществ и славы Россия низринута в темноту. Но сила духа народного непобедима, основа Русской мощи жива. Во всех Русских сердцах горит яркая вера в возрождение России, в близкое торжество Русской народной правды. Мы уповаем на то, что жив Государь Николай Александрович, и что весть об Его убиении распространена теми, для коих Его спасение было угрозою. Не может наше сердце отказаться от надежды на то, что вернется Он, Пресветлый, к Престолу Своему. Но для нас ясно, что впредь до освобождения Русскаго народа от злобного гнета, Ему нет возможности открыто возсиять. Если-же Всевышнему неугодно, чтобы Его Императорское Величество или Наследник Цесаревич Алексей Николаевич дожили до близкого уже дня избавления России от бесчестного ига, — то Всероссийский Земский Собор возвестит нам, Кому на Руси быть Законным Государем. До того же времени, когда изволением Господним и на счастье возрожденной Родины нашей, Законный Государь возьмет нас под благостную десницу Свою, Русские люди не могут оставаться более без Возглавителя их трудов, ко спасению Родины направленных. И те наши соотечественники, которые на родных пространствах испытывают великие мучения, и чья мужественная работа по обслуживанию родного дела выдвигается на первое место в Русском сердце, — и те из нас, для коих вынужденная разлука с Родиной тяжкое горе, все одинаково ищут водительства, объединения трудовых усилий и избавления от страданий. И те и другие, трудами на пользу России, принесли и принесут великую пользу делу Русскому. Всем нам нужна свободная Россия, возстановление Русской славы и гордости народной возрождение. Посему и за отсутствием сведений о спасении Великаго Князя Михаила Александровича, Я, как Старший, в порядке Престолонаследия, Член Императорского Дома, считаю долгом взять на Себя возглавление Русских освободительных усилий, в качестве Блюстителя Государева Престола, впредь до той поры, когда весть о злодейском убиении Государя Императора Николая Александровича и Наследника Цесаревича Алексея Николаевича будет опровергнута, или, если сей надежде не суждено осуществиться, впредь до того дня, когда Земский Собор провозгласит Законного Государя. Русский Народ! Великими страданиями твоими пролагается для тебя путь к великому счастью. Ценою мучительных испытаний обрел ты разоблачение лживых учений, расшатавших твое могущество! Ты вернешься к славе, к восстановлению будущаго своего, к обновлению твоих мощных трудов. Впредь за своим законным Государем пойдет Россия! А теперь, единым вдохновением подкрепляемые пойдем мы все вперед к светлым Государевым дням, к торжеству Русскаго Православного Креста! Да будет дано Мне родному Внуку Царя-Освободителя, отдать Свою жизнь за спасение всего Русскаго народа. Да поможет Нам Бог, и да будет Его всесильное Благословение на Русском пути».
В этот же день «Блюститель Престола» обращается и к русскому воинству – Белому и Красному:
«РОССИЙСКОЕ ВОИНСТВО!
К тебе, великая сила, прославившаяся в чреде веков на светлых путях служения Родине, обращается ныне слово Мое. Судьбы России нераздельно связаны с переживаниями ея защитников. Победоносно и властно шло Отечество наше к лучезарному будущему, пока не наступили в рядах твоих колебания, вырвавшия славу из Российского Венца, поведшия к величайшей и губительной смуте и лишившия Родину единства и мощи. С того дня, как случилось сие великое несчастье, священные Алтари наши беззащитны, богатства наши расхищены, Русский труд порабощен, и весь Русский народ изнывает в неволе. Этому должен быть положен конец! Слава тем Русским воинам, которые неустанно борясь за освобождение России, познали тягости неравного боя и ныне в чужих странах выносят все страдания разлуки с Отечеством. Слава и тем, которые под гнетом ненавистной им чужеродной власти на Родине хранят в душе верность Царю Православному и, в день яркаго восторжествования в их сердцах правды, сбросят с себя мучительное иго. Нет двух Русских армий! Имеется по обе стороны рубежа Российская, единая Русская Армия, беззаветно преданная России, ея вековым устоям, ея исконным целям. Она спасет нашу многострадальную Родину. Молю Бога о том, чтобы просьбе Моей вняв, верховное главнокомандование над Русской Армией принял Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Николаевич; а до тех пор надлежащие указания будут ей преподаны Мною, при участии испытанных и доблестных военачальников, уже заслуживших благодарность России. Российское воинство! Ты одно, с помощью Господнею, можешь вернуть России былую мощь, славу и богатство, вернуть России то светлое будущее, к которому она шла под водительством Царей. Российское воинство! Поведи вновь Россию к свету! Если оправдаются наши надежды на то, что жив Государь Император Николай Александрович и спасен Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, то близок день нашей общей радости. Если-же Всевышний не сохранил наиболее для нас драгоценных жизней, — то Всероссийский Земский Собор назовет нам законного Царя. Отныне-же да будет единство наших боголюбивых и царелюбивых усилий несокрушимою нашей мощью на родной стезе светлых достижений. Да хранит тебя Бог, Воинство Российское, и да будет тебе дарована Господом победа!»
Данным Манифестом Кирилл Владимирович хотел убить двух зайцев: завоевать популярность красным словом у военных и сделать реверанс «дяде Николаше», предложив ему мифический пост Главнокомандующего, надеясь тем самым задобрить своего главного «конкурента». Великий Князь Николай Николаевич был реалистом, и просто напросто решил не отвечать на столь сильный позыв своего племянника.

Видере — резиденция Вдовствующей Императрицы в годы изгнания.

Великая Княгиня Ксения Александровна в эмиграции.
В это же самое время, весть о «блюстительстве» Кирилла Владимировича доходит до Копенгагена. Вдовствующая Императрица с негодованием восприняла поступок племянника. Свои эмоции по поводу действий двоюродного брата, выразила и старшая дочь Императрицы Великая Княгиня Ксения Александровна в письме к Княгине Александре Оболенской:

«Не знаю, о какой политике ты говоришь! Поверь, она (вероятно речь идёт о Королеве Греции Ольге Константиновне) самый последний человек, который станет замешивать Мамa в какую бы то ни было политику и ее раздражать. Она даже спрашивала меня, какие вопросы лучше не затрагивать с ней и так далее, так что видишь, что она никогда не станет ее волновать или стараться на нее влиять. Вся эпопея К В всех взбудоражила – смешав все карты, но, вероятно, этим и кончится, en queue de poisson (пшиком). Они, кажется, и сами сконфужены теперь и не рады, что выкинули все это и присмирели. Обидно только, что распространился слух, что все это сделано с ведома Мамa».
В это же самое время Кирилл Владимирович пытался получить от Николая Николаевича внятный ответ, на чьей он стороне, кого будет поддерживать – племянника, т.е. Кирилла, или сделает резкий ход и выставит свою кандидатуру. Кириллу Владимировичу как воздух нужны были сторонники «дяди Николаши», его популярность и лидерские черты.
Великий Князь начинает бомбардировать письмами замок Шуаньи, где в годы изгнания поселился «дядя Николаша» с супругой Анастасией Николаевной. Кирилл обращается к дяде с предложением созвать семейный совет, который и решил бы наболевший вопрос. И на этот раз «дядя Николаша» не стал отвечать. За него Кириллу пишет брат Николаши Великий Князь Пётр Николаевич:
«Дорогой Кирилл.
Я должен, к сожалению, заявить Тебе, что не сочувствую предложению Твоему созвать семейный совет, так как он, по моему мнению, может только привести к новому доказательству в розни наших взглядов и принципов. Мне известно содержание Твоего письма к моему брату; его очень удивило, что ты опять обратился к нему с предложением председательствовать на семейном совете, хотя тебе известно, что он его считает бесполезным. Тебе также известно его мнение, как должны были бы вести члены нашей семьи в тяжелую эпоху разрухи нашей многострадальной Родины. Мнение его в этом отношении я всецело разделяю. Считаю своим долгом, как член семьи Романовых, стоять вне всяких партий, союзов и политических агитаций, в какой бы форме они ни проявлялись.
Верно, что Господь укажет во благовремении Народу Русскому способ, как восстановить закон и порядок Русского Государства, и ему — Народу Русскому судить, а никак не нам, может ли ему сослужить службу Дом Романовых.
Сердечно любящий Тебя дядя Петр.
30 августа 1923 года»
Итак, братья Николаевичи сделали вывод из русской трагедии и понимали, что решающее слово всегда останется за русским народом, а никак не за Романовыми.
Великий Князь Кирилл Владимирович трудится на благо своей мифической империи.
Титул «блюстителя престола» явно не устраивал Великого Князя Кирилла Владимировича, а тем паче и его жену Викторию Фёдоровну, которая желала, чтобы её мужа уважали и коронованные особы принимали бы их на равных. Начиналась новая эпопея, «придворные» Кирилла требовали больших и решительных действий. Но, чтобы надеть мифическую корону, нужны были решительные доказательства убийства Императорской Семьи и Великого Князя Михаила Александровича. И они появляются. В Париж прибывает следователь по особо важным делам Николай Соколов, расследовавший дело о расстреле Императора вместе с семьёй и слугами. В привезённых чемоданах у Соколова неоспоримые факты того, что никто из Романовых в ту страшную ночь не выжил. Итак, доказательства были получены, и 13 сентября 1924 года Кирилл Владимирович провозглашает себя «Императором Всероссийским Кириллом I Владимировичем».
«Нет предела страданьям Русского народа. Порабощенный, разоренный, измученный, оскорбленный в своей Вере, наш великий народ вымирает от неимоверно усилившихся болезней и эпидемий. Ныне Россию постигло еще большее бедствие — небывалый голод. Человеческое слово бессильно выразить муки матерей, беспомощных свидетельниц голодной смерти своих детей. Три года тому назад много миллионов наших соотечественников погибло от голода в той самой России, которая раньше имела избыток хлеба и была житница Европы. Но тогда отзывчивая, богатая и щедрая Америка и разные организации пришли на помощь погибавшему населению, и многие были спасены. Ныне надежды на иностранную помощь тщетны, потому что безнравственная коммунистическая власть, разорив Россию, расхитив ее казну и богатства, за последние годы добывала себе золото путем вывоза за границу хлеба из голодающей страны нашей. Золото нужно коммунистам для личного обогащения, для порождения смуты во всех странах света и достиженья мировой революции.
Не взирая на ясно обозначившийся ныне полный неурожай в широкой полосе наиболее хлебородной части России, коммунисты продолжают вывозить хлеб и в сем году. Совершенно ясно, что Америка, считая, что ее помощь послужит лишь к усилению разрушительной деятельности III Интернационала, отказывается принести новые жертвы, понимая их безнадежность.
На все Мои обращения за помощью для Русского народа, Я получаю один и тот же ответ, что при существующих в России политических условиях и при господстве над нею врага христианской цивилизации, III Интернационала, никакая помощь оказана быть не может до тех пор, пока не установится на Родине нашей правовая власть, и лишь по восстановлении в России Законодательного Порядка могут быть осуществлены уже выработанные меры и способы широкой помощи.
Пусть Русская Армия, хотя и называемая красной, но в составе коей большинством являются насильно призванные честные сыны России, скажет решающее слово, встанет на защиту попранных прав Русского народа и, воскресив исторический Завет за Веру, Царя и Отечество, восстановит на Руси былой Закон и Порядок.
Заодно с Армиею пусть всколыхнется громада народная и призовет своего Законного Народного Царя, который будет любящим, всепрощающим, заботливым Отцом, Державным хозяином Великой Русской Земли, грозным лишь для врагов и для сознательных губителей и растлителей Народа. Царь восстановит Храмы, простит заблудших, законно закрепит за крестьянами землю. И тогда Россия получит широкую помощь от голода и спасенье от окончательной гибели, а впоследствии воссоздаст разрушенное свое хозяйство и обретет мир и благополучие. Тяжело и трудно будет служение Царя в разоренной и расшатанной в своих устоях России. Не для личной славы, не для суетных почестей или из жажды власти вернется Царь на Свой Прародительский Престол, а для исполнения Своего долга перед Богом, Своею совестью и Родиной.
Призывая к святому подвигу освобожденья Отечества от позорного и гибельного ига, Я первый обязан исполнить в полной мере Закон и Свой Долг, отметая всякие колебания и не взирая на вынужденное в настоящее время пребыванье за рубежом отечества. Осенив Себя Крестным знамением, объявляю всему Народу Русскому: Надежда наша, что сохранилась драгоценная жизнь Государя Императора Николая Александровича, или Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, или Великого Князя Михаила Александровича, не осуществилась. Ныне настало время оповестить для всеобщего сведения: 4/17 июля 1918 г. в городе Екатеринбурге, по приказанию интернациональной группы, захватившей власть в России, зверски убиты — Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Федоровна, Сын Их и Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Дочери Их Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны.

В том же 1918 г. около Перми убит Брат Государя Императора Великий Князь Михаил Александрович. Российские Законы о Престолонаследии не допускают, чтобы Императорский Престол оставался праздным после установления смерти предшествующего Императора и Его ближайших Наследников. Также по Закону нашему новый Император становится таковым в силу самого Закона о Наследии. Наступивший же вновь небывалый голод и несущиеся с Родины отчаянные мольбы о помощи повелительно требуют возглавления дела спасения России Высшим, Законным, внесословным и внепартийным авторитетом. А посему Я, Старший в Роде Царском, Единственный законный правопреемник Российского Императорского Престола, принимаю принадлежащий Мне непререкаемо Титул Императора Всероссийского.
Сына Моего, Князя Владимира Кирилловича провозглашаю Наследником Престола с присвоением Ему Титула Великого Князя Наследника и Цесаревича. Обещаюсь и клянусь свято блюсти Веру Православную и Российские Основные Законы о престолонаследии, обязуюсь нерушимо охранять права всех вероисповеданий. Народ русский велик и наделен обильными дарами ума и сердца, но впал в страшную беду и несчастье. Великие испытания, ниспосланные ему Богом, да очистят Его и приведут к светлому будущему, возобновив и закрепив перед Всевышним священный союз Царя и Народа.
КИРИЛЛ.

Романов, Кирилл Владимирович

Романов, Кирилл Владимирович

Дом Романовых (после Петра III)

Пётр III=Екатерина II

Павел I

Александр I

Константин Павлович

Николай I

Александр II

Николай Александрович

Александр III

Николай II

Алексей Николаевич

Георгий Александрович

Михаил Александрович

Владимир Александрович

Кирилл Владимирович

Владимир Кириллович

Борис Владимирович

Андрей Владимирович

Алексей Александрович

Сергей Александрович

Павел Александрович

Дмитрий Павлович

Константин Николаевич

Николай Константинович

Константин Константинович

Дмитрий Константинович

Николай Николаевич Старший

Николай Николаевич Младший

Пётр Николаевич

Михаил Николаевич

Николай Михайлович

Александр Михайлович

Георгий Михайлович

Михаил Павлович

Великий Князь Кири́лл Влади́мирович, в 1924 году провозгласивший себя Императором Всероссийским Кириллом I (30 сентября (13 октября) 1876—12 октября 1938) — член Российской Императорской Фамилии, двоюродный брат Николая II.

  • 1 Жизнь до революции
  • 2 Революция и Гражданская война
  • 3 Жизнь в эмиграции. Самопровозглашённый император
  • 4 Вопрос о праве на престол
  • 5 Дети
  • 6 Библиография
  • 7 Примечания

Жизнь до революции

Родился 13 октября (30 сентября по ст. ст.) 1876 года в Царском Селе. Старший сын великого князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра II, и великой княгини Марии Павловны.

Закончив морской кадетский корпус и Николаевскую морскую академию, с 1 января 1904 года Кирилл Владимирович — начальник военно-морского отдела штаба командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала Макарова, рядом с которым находился в момент его гибели 31 марта 1904 года при взрыве флагманского корабля «Петропавловск». Однако великий князь, несмотря на тяжёлые ранения, остался жив. Позже за мужество он был награжден Золотым оружием.

К 1905—1909 годам относится его конфликт с Николаем II, связанный со вступлением Кирилла в несанкционированный императором брак. Причиной конфликта было в том, что невеста Кирилла, Виктория Мелита, перед этим развелась с родным братом российской императрицы Александры Федоровны Эрнстом-Людвигом и активно распространяла слухи о его гомосексуальной ориентациии.

Впоследствии брак был признан.

В 1909—1912 служил на крейсере «Олег», последний год — командиром. С 1913 года — в Гвардейском экипаже, а с 1914 года, с началом Первой мировой войны, продолжил службу в штабе верховного главнокомандующего. С 1915 года — командир Гвардейского экипажа.

Революция и Гражданская война

Поведение князя во время февральской революции 1917 известно. По воспоминаниям большинства современников и своим собственным словам, сразу перешел на сторону революции, надев так называемый «красный бант», что ставилось ему в вину позже его противниками. Подобные обвинения обычно ссылаются на свидетельства великого князя Николая Николаевича, который склонял Николая II к отречению и на следующие свидетельства:

  • «Я и вверенный мне Гвардейский экипаж вполне присоединились к новому правительству. Уверен, что и вы, и вся вверенная вам часть также присоединитесь к нам. Командир Гвардейского экипажа Свиты Его Величества контр-адмирал Кирилл».
  • «Появление Великого князя под красным флагом было понято как отказ Императорской фамилии от борьбы за свои прерогативы и как признание факта революции. Защитники монархии приуныли. А неделю спустя это впечатление было еще усилено появлением в печати интервью с Великим князем Кириллом Владимировичем, начавшееся словами: мой дворник и я, мы одинаково видели, что со старым правительством Россия потеряет все. И кончавшееся заявлением, что Великий князь доволен быть свободным гражданином, и что над его дворцом развевается красный флаг». Генерал П.Половцев.
  • «…Даже я как великий князь, разве я не испытывал гнет старого режима?.. Разве я скрыл перед народом свои глубокие верования, разве я пошел против народа? Вместе с любимым мною гвардейским экипажем я пошел в Государственную Думу, этот храм народный… смею думать, что с падением старого режима удастся, наконец, вздохнуть свободно в свободной России и мне… Впереди я вижу лишь сияющие звезды народного счастья». Кирилл.
  • «Исключительные обстоятельства требуют исключительных мероприятий. Вот почему лишение свободы Николая и его супруги оправдываются событиями…». Кирилл.

С другой стороны, градоначальник Петрограда А. Балк свидетельствовал, что ещё 27 февраля великий князь предлагал военному министру генералу Беляеву и командующему Петроградским военным округом генералу Хабалову свой Гвардейский экипаж для борьбы с беспорядками. Когда его предложения не были приняты, он совместно с дядей, великим князем Павлом Александровичем, разработал план сохранения на престоле императора Николая II путем частичных уступок умеренному крылу революционеров. Так как воззвание временного правительства от 28 февраля 1917 провозглашало незыблемость самодержавия, великий князь 1 марта прибыл в Таврический дворец, чтобы предоставить в распоряжение единственного функционировавшего в Петрограде государственного органа — Думы свой Гвардейский Экипаж. Одновременно с этим вместе с великим князем Павлом Александровичем он участвовал в подготовке проекта манифеста, который они хотели вручить на подпись Николаю II.

8 марта 1917 временное правительство отдало приказ об аресте экс-императора Николая Александровича Романова и его семьи. Кирилл Владимирович в знак протеста подал в отставку. Вскоре он нелегально выехал в Финляндию, которая тогда ещё оставалась в составе Российской империи, где у него родился сын Владимир, после смерти отца унаследовавший его претензии на главенство в Императорском доме.

В период Гражданской войны в России 1917—1923 Кирилл Владимирович искал возможные пути к восстановлению монархии. Для этого он встречался с генералом Маннергеймом, направил своего представителя к Юденичу, вел переговоры с некоторыми немецкими генералами, но, поняв, что белое движение обречено, оставил мысль о вооруженном сопротивлении. Вскоре ему пришлось эмигрировать в Швейцарию.

Жизнь в эмиграции. Самопровозглашённый император

После расстрела в 1918 году в Екатеринбурге Николая II и его семьи, а также его брата Михаила Александровича, Кирилл Владимирович оказался старшим членом династии. 31 августа 1924 года он, несмотря на то, что Советский Союз уже был признан некоторыми государствами, на правах старшего представителя династии провозгласил себя императором Всероссийским под именем Кирилла I. Это решение было поддержано далеко не всеми русскими монархистами, указывавшими на участие Кирилла в Февральской революции и на то, что Николай II не признавал его брака (подробнее см. ниже).

Находясь в эмиграции, Кирилл Владимирович много помогал безработным, заботился о русских беженцах. Ненависть к советскому народу он строго осуждал, отдавая преимущество народному труду. «Промысел Божий, престол государев, труд народный — вот те силы, которые приведут Россию снова к светлым дням. Не нужно уничтожать никаких учреждений, жизнью вызванных, но необходимо отвернуться от тех из них, которые оскверняют душу человеческую», — писал он. «Я неоднократно подтверждал, что вера моя в русский народ непоколебима, — говорил он в 1931 году. Я всегда был убежден, что коммунизм изживет себя, и на его развалинах вырастут новые живые силы народа, которые и возьмут власть в свои руки… Эти силы выведут Россию на путь возрождения и создадут ей великое будущее. Моя задача и заключается в том, чтобы помочь выявлению этих русских народных сил».

Кирилл Владимирович скончался 12 октября 1938 года в одной из клиник Парижа. Причиной его смерти стала болезнь ног — последствия ран, полученных при гибели «Петропавловска». Вместе со своей супругой Императрицей Викторией Фёдоровной (урождённой Принцессой Великобританской, Ирландской и Саксен-Кобург-Готской Викторией-Мелитой) он был похоронен в Кобурге (Германия) в родовой усыпальнице Герцогов Саксен-Кобург-Готских. 7 марта 1995 года их останки были торжественно перезахоронены в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга.

Наследником «кирилловской» линии претендентов на главенство в Российском императорском доме стал его сын Владимир Кириллович, признанный в этом качестве большинством живших в то время членов дома Романовых. В отличие от отца, он не стал провозглашать себя Императором.

Вопрос о праве на престол

Права Кирилла (и, тем самым, его наследников) на императорский престол России неоднократно подвергались сомнению с чисто юридической точки зрения, причём, парадоксальным образом, наиболее часто упоминавшийся его противниками при его жизни аргумент — участие в Февральской революции (что также является предметом споров), — имеет здесь «вес», пожалуй, наименьший (между прочим, в этом были повинны так или иначе все великие князья, включая и тех, кто оспаривал впоследствии у Кирилла права главы императорского дома в изгнании).

Проблема заключается в применении к Кириллу и его потомству статей 183—185 российского Закона о престолонаследии (впрочем, утратившего силу после ликвидации монархии в России):

183. На брак каждого лица Императорского Дома необходимо соизволение царствующего Императора, и брак, без соизволения сего совершенный, законным не признается.

184. По соизволению царствующего Императора, Члены Императорского Дома могут вступать в брак, как с особами православного исповедания, так и с иноверными.

185. Брак мужеского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особою другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания (ст. 62 Основных Государственных Законов).

8 октября 1905 года Кирилл Владимирович вступил в брак со своей двоюродной сестрой — Викторией Мелитой, дочерью герцога Эдинбургского, разведённой супругой герцога Эрнста Гессен-Дармштадтского. За три дня до заключения брака император Николай II лишил Кирилла всех прав члена императорской фамилии, включая права на наследование Престола, так как этот брак не был разрешён Императором (ст. 183); невеста не собиралась принимать при заключении брака православной веры (ст. 185); кроме того, данный брак, заключаемый между двоюродным братом и сестрой, противоречит православным канонам и не допускался гражданским правом Российской империи. Сохранившиеся архивные материалы обсуждения данного вопроса в Государственном совете указывают на то, что Николай решительно настаивал на лишении кузена прав престолонаследия, однако члены Государственного совета предлагали не объявлять этого решения публично, ибо очередь на престол, «по всему человеческому рассуждению, никогда до него не дойдёт», и Николай II так и не подписал никакого указа, лишающего великого князя Кирилла Владимировича прав на престол.

15 июля 1907 года, после того, как Виктория приняла православие, Николай II признал этот брак именным указом, присвоил супруге Кирилла титул «Великой княгини Виктории Феодоровны», а родившейся от этого брака дочери Марии Кирилловне — титул княжны крови императорской. Характерно, что это решение было обосновано уважением к ходатайству отца Кирилла, дяди императора — Владимира Александровича. 14 апреля 1909 года Кириллу были возвращены все права члена императорской фамилии.

Противники прав Кирилла и «кирилловской» ветви на российский престол указывают прежде всего на то, что он был лишён последним царствовавшим императором этих прав в полном соответствии с действовавшим законодательством; восстановление его в правах члена императорской фамилии не сопровождалось эксплицитным восстановлением прав на престолонаследие. Следовательно, его претензии на престол незаконны. Тем не менее, эта точка зрения оспаривается, так как в указе не говорится о каком-либо выборочном восстановлении в правах, следовательно, Кирилл был восстановлен во всех правах, включая право на престолонаследие, тем более, что никакого специального указа о лишении Кирилла прав на престол не было, как было указано выше.

Нередко противниками кирилловской линии указывается и на то, что вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать Николая II, не одобрила принятие титула Императора Всероссийского великим князем Кириллом в 1924 году, так как надеялась, что ее сын и внуки еще живы. Данный аргумент, в отличие от предыдущих, не имеет юридической силы.

Сторонники прав Кирилла утверждают, что всякий Член Императорской Фамилии ipso facto имел права на престол, следовательно, указы 1907 и 1909 годов восстановили Кирилла и в праве престолонаследия. Согласно этой точке зрения, то, что царствовавший император признал его брак, тем самым сняло все проблемы, связанные с законодательством.

Дети

  • Мария Кирилловна
  • Кира Кирилловна
  • Владимир Кириллович

Библиография

  • Великий князь Кирилл Владимирович Моя жизнь на службе России. — М.: Захаров, 2006. — 368 с. — ISBN 5-8159-0573-9

Примечания

Князь-мученик

День мученической кончины: 4/17 февраля 1905 года

Великий князь Сергей Александрович Великий князь Сергей Александрович – сын Царя-Освободителя Александра II, брат Царя-Миротворца Александра III, дядя Царя-Мученика Николая II. Один из самых трагических персонажей кануна русской катастрофы, человек сложной, драматической судьбы, непонятый и даже оболганный как при жизни, так и посмертно. Подвижник Православной Церкви и первый из мучеников Императорского Дома в XX веке. Около 14 лет он занимал пост Московского генерал-губернатора. Великий князь являлся покровителем, главой или почетным членом многих общественных, благотворительных, научных и культурных учреждений, поддерживая многочисленные начинания, направленные на упрочение и развитие в Москве нравственности, духовности, просветительства. Он был Председателем Государственного Исторического музея, руководителем Комитета по созданию Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), возглавлял Императорское Палестинское Общество.

Думается, в скором времени должна восстановиться справедливость – и историческая, и небесная. Имя Великого князя должно встать в нашей Церкви рядом с именем его святой жены – княгини Елизаветы Федоровны. Этой публикацией мы хотим отдать долг памяти Великому князю и его жизненному подвигу, послужить тому, чтобы приблизить момент его прославления.

История России последних веков непостижимым образом связана с таинственным апостольским словом об удерживающем теперь: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7). Эти слова – о России, о православном русском народе. И о его великих православных самодержцах, которые первые принимали на себя направленный против веры и Отечества удар. Они и удерживали. Удерживать беззаконие, не допустить его разгула в мире век от века становилось все труднее. Только Россия, с ее православным укладом жизни, с ее материальной мощью и геополитическим положением, одна была тогда в силах «удерживать».

Обет

Рождению Великого князя предшествовало необычное событие. В сентябре 1856 года, после своей коронации, его отец Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву лавру и независимо друг от друга тайно обещали перед мощами преподобного Сергия: если у них родится мальчик, назвать его Сергеем.

Мальчик появился на свет на следующий год.

В честь этого события московский митрополит Филарет (Дроздов) произнес особую проповедь. Святитель говорил, что рождение Великого князя – «знамение во благо», знак благословения Божия для только что начавшегося царствования. Сергей Александрович был уже седьмым ребенком в семье, но он первый рождался порфирородным – после воцарения отца. Судьба такого «обетного» царственного ребенка обещала быть необычной.

Воспитанием мальчика сначала занималась фрейлина А.Ф.Тютчева (дочь великого поэта, супруга славянофила И.С. Аксакова). «Широко просвещенная, обладавшая огненным словом, она рано научила любить русскую землю, православную веру и церковь… Она не скрывала от царских детей, что они не свободны от терний жизни, от скорбей и горя и должны готовиться к мужественной их встрече», – писал один из биографов Великого князя.

Когда мальчику исполнилось семь лет, его воспитателем назначили капитан-лейтенанта Д.С. Арсеньева. «Сергий Александрович был доброе, чрезвычайно сердечное и симпатичное дитя, нежно привязанное к родителям и особенно к матери, к своей сестре и младшему брату; он очень много и интересно играл и, благодаря своему живому воображению, игры его были умные», – вспоминал Д.С. Арсеньев.

Великий князь Сергей с ранних лет хорошо усвоил такие понятия, как долг, честь, верность

Великий князь Сергей появился на свет 29 апреля 1857 года и уже с ранних лет хорошо усвоил такие понятия, как долг, честь, верность. И еще с самого начала он через всю жизнь пронес чувство ответственности за данное ему имя, имя преподобного Сергия, полученное царевичем по обету его родителей, как знак их надежды на заступничество Радонежского чудотворца на пороге нового исторического пути России.

Вместе с этой дорогой начался и жизненный путь самого Сергея Александровича. И постепенно шествуя по нему, всегда и везде – в годы учебы и нравственного роста, на фронте Русско-турецкой войны, где он проявил себя настоящим героем и был удостоен Георгиевского креста, во время командования лейб-гвардии Преображенским полком – он не переставал сверяться с теми ценностными ориентирами, что составляли его кредо. Российское самодержавие виделось ему одним из догматов веры русского человека, отступление от которого приравнивалось к святотатству. Честное служение, законопослушание, богопочитание и любовь к Родине – вот слагаемые русской государственности, понимаемые Великим князем как Божественное соизволение.

Основа мировоззрения Сергея – Православие. Глубокую искреннюю веру, заложенную в нем с детства, он сохранял на протяжении всей жизни, являя пример христианского смирения, благочестия и верности Русской Церкви.

Родители

Великий князь был убежден, что либерализм тесно связан с повреждением нравственности

Великий князь был твердо убежден, что либерализм в политике тесно связан с повреждением нравственности. Доказательство этому он видел в семье родителей. Его отец, инициатор великих реформ и, по представлениям Сергея Александровича, западник и либерал, был неверен жене. В течение 14 лет он изменял ей с другой женщиной – фрейлиной Екатериной Долгорукой, родившей ему троих детей. Неприятие действий отца особенно обострилось после тяжелой, воистину мученической кончины Марии Александровны. Императрица страдала тяжелой формой туберкулеза. Через 45 дней после ее смерти Александр II женился на Долгорукой…

Трудно передать, кем была Мария Александровна (до перехода в Православие – принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа) для Сергея Александровича и других младших детей – Марии и Павла. От мамы Сергей унаследовал любовь к музыке, живописи, поэзии. Она воспитала в нем сострадательность и доброту. Научила молиться.

Когда в 1865-м году восьмилетний Сергей вместе с мамой приехал в Москву для отдыха и лечения, он удивил всех тем, что попросил вместо развлечений показать ему архиерейское богослужение в Кремле и выстоял всю службу в Алексеевском храме Чудова монастыря.

«Кто подходил к Ней, – говорил о Марии Александровне высоко ее почитавший К.П. Победоносцев, – чувствовал присутствие чистоты, ума, доброты и сам становился при Ней чище, светлее, сдержаннее».

Когда ее не стало, Сергей Александрович пережил тяжелейшее потрясение.

Отцовскую измену Сергей Александрович объяснял увлеченностью чуждыми России западными (либеральными) идеями. Западническое воспитание, казалось, подтолкнуло императора Александра II и к проведению либеральных реформ, и к супружеской неверности. Злополучное венчание с Долгорукой (о котором Сергей узнал только от адмирала Арсеньева и почти через полгода) произошло тогда же, когда у царя окончательно созрело намерение ввести в России конституцию. Все это вместе – по убеждению Великого князя – и привело отца к трагической гибели! 1 марта 1881 года Государь был убит.

Под влиянием всего перенесенного в 1880-м году у Сергея Александровича сложилось твердое убеждение в том, что спасти от нравственной и политической гибели – и отдельно взятого человека, и страну – может только приверженность исторической и духовной традиции, верность Православию и самодержавию.

Естественно, что из-за подобных взглядов Сергей Александрович нажил себе множество врагов в «передовом» русском обществе, охваченном либеральными и даже революционными настроениями.

Суженая

В соединении Сергея Александровича с Елизаветой Федоровной – принцессой из Гессен-Дармштадта, будущей русской святой – есть что-то предопределенное. Они как будто заранее были суждены – сужены – друг другу. Сергей Александрович знал Эллу с рождения. И… даже раньше.

Летом 1864 года семилетний Сережа посетил Дармштадт вместе с матерью, дочерью гессенского герцога Людвига II. Неожиданный визит внес сначала переполох в герцогское семейство, но сердечность и обаяние русских родственников быстро заставили забыть о волнении. Особенно поразил всех маленький Сергей. Он вел себя необычайно учтиво и галантно – особенно с беременной женой наследника Алисой…

Через несколько месяцев дочь Алисы увидит свет и будет наречена Елизаветой (уменьшительно Эллой). Через год Сергей Александрович впервые увидит ее. Впоследствии он еще не раз будет в Дармштадте, и Элла проникнется искренней симпатией к нему. Его благородство и рыцарственность, искренний и правдивый характер всерьез очаруют и увлекут ее. Когда в 1883-м году стеснительный Сергей решится все же сделать ей предложение, она будет по-настоящему счастлива. На двадцатом году принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича. До этого все претенденты на ее руку получали отказ. Еще с ранней юности она отдала свое сердце Великому князю, когда он приезжал к ним и гостил месяцами со своей матерью, Императрицей Марией Александровной. Сергей и Элла необычайно подходили друг другу. У них были схожие интересы. Расставание хотя бы на один день было для обоих тяжким наказанием. Их объединяло живое христианское чувство, стремление помочь ближнему. То сочувствие, деятельное участие в жизни ближнего, которые Елизавета Федоровна видела в своей семье, то, чему учила их с сестрами мать Алиса – все нашло поддержку и развитие в новой среде, среди Романовых.

Уже в подмосковном имении Ильинском (завещанном Сергею матерью), где молодые провели медовый месяц, они вместе устроили родильный приют. Как могли, старались улучшить крестьянскую жизнь. И были восприемниками множества крестьянских младенцев.

Видя высокую духовную настроенность Сергея Александровича, Елизавета Федоровна в 1891-м году приняла решение перейти из лютеранства в Православие. Мог ли знать Великий князь, что воспитает для Православной Церкви новую святую? «Это было бы грехом, – писала она отцу, – оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж… Моя душа принадлежит полностью религии здесь… Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне этого не позволяет».

Признание в Гефсиманском саду

За три года до этого письма Елизавета Федоровна посетила вместе с мужем Святую Землю. Сам Сергей Александрович первое паломничество на Святую Землю совершил после гибели отца, в 1881-м году. Та поездка произвела на него глубокое впечатление. Он навсегда полюбил Палестину. Узнав о бедственном положении русских паломников, о том, сколько им приходится претерпевать неприятностей от местных жителей и турецких властей, великий князь Сергей задался целью им помочь и в 1882-м году основал Православное Палестинское (с 1889 года – Императорское) общество. Благодаря содействию этого общества Святую Землю беспрепятственно смогли посещать тысячи русских людей самых разных сословий. Поездка обходилась в 38 руб. (туда и обратно) и стала доступна даже крестьянам. Кроме того, «Палестинское общество в Палестине стало строить, восстанавливать и поддерживать православные храмы. Оно открывало поликлиники, школы, амбулатории и больницы. Амбулатории в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме принимали ежегодно до 60 тыс. больных; снабжали бесплатным лекарством», – пишет современный исследователь, священник Афанасий Гумеров.

В 1883-м году при содействии Великого князя начались археологические раскопки в Иерусалиме. Они подтвердили историческую подлинность местоположения Голгофы. Были открыты остатки древних городских стен и ворот времен земной жизни Спасителя. Знаменитый русский археолог А.С. Уваров называл Сергея Александровича «Великим князем от археологии».

В 1888-м году великокняжеская чета приехала в Палестину на освящение храма Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Этот храм возводился на средства Александра III и братьев в память об их матери Марии Александровне. После церемонии освящения Елизавета Федоровна призналась, что хотела бы быть похороненной здесь. В 1918-м году Господь исполнит это ее желание.

Милосердная чета

Ряд исследователей считают, что брак Сергея и Эллы был исключительно духовным. По взаимному согласию они сохранили в браке свое девство. Одна из возможных причин такого решения – близкая степень родства: Елизавета Федоровна приходилась двоюродной племянницей Сергею Александровичу.

Но их духовное единение в таком случае представляется вдвойне удивительным. Особым образом единодушие супругов проявилось в осуществлении дел милосердия во время нахождения Сергея Александровича на посту генерал-губернатора.

Сразу после вступления в новую должность в 1891-м году Великий князь Сергей обратил внимание московского митрополита Иоанникия на то, как много в столице детей, оставшихся без попечения родителей. В апреле следующего года в генерал-губернаторском доме на Тверской было открыто Елизаветинское общество попечения о детях. При 11 городских благочиниях стали действовать 220 комитетов общества, повсюду организовывались ясли и детские приюты. Уже в конце апреля в приходе Рождества Богородицы в Столешниках открылись первые ясли на 15 детей грудного возраста, взятые под особое покровительство Великого князя Сергея. Оба супруга помогали всем новым яслям и садам. Для беднейших детей устанавливались именные стипендии. При своем вступлении в должность генерал-губернатора Сергей Александрович пожертвовал на пользу бедняков столицы огромную по тем временам сумму – пять тысяч рублей.

Он продолжает помогать также в сооружении памятников и музеев. Особого упоминания заслуживает его меценатская деятельность. Когда в Москве, на Волхонке, стал создаваться музей изобразительных искусств (нынешний музей им. Пушкина), Великий князь не только возглавил комитет по его устройству, но и вместе с братом своим Павлом Александровичем принял на себя расходы по строительству зала Парфенона. Современники «отдали должный восторг этому залу дорического стиля, – писал в 1908-м г., когда Сергея Александровича уже не было в живых, основатель музея И. В. Цветаев. – Это вышел хороший памятник почившему благодетелю музея». Основателю музея вторит его дочь, великая поэтесса Марина Ивановна Цветаева. «Слово ‟музей” мы, дети, слышали неизменно в окружении имен: Великий князь Сергей Александрович, Нечаев-Мальцев… Первое понятно, ибо Великий князь был покровителем искусств», – находим в ее автобиографической прозе.

«Проклятый» вопроc

Он прилагал все старания для улучшения жизни рабочих

Сергей Александрович задался целью разрешить «проклятый» для тогдашней России рабочий вопрос. Он прилагал все старания для улучшения жизни рабочих, видя необходимость в первую очередь в организации обществ взаимопомощи. Рабочие получали возможность законным образом направлять свои претензии работодателям. А в случае неисполнения их требований – послать свой протест непосредственно в государственные органы. Ни много ни мало – в полицию! Это было удивительное время. Полицейские чины под руководством С.В. Зубатова, ближайшего помощника Великого князя, рассматривали рабочие жалобы, а фабриканты скрепя сердце спешили их удовлетворять. Крупный московский заводчик Юлий Гужон, не желавший выполнять справедливые требования своих работников, получил полицейское предписание в течение 48 часов покинуть пределы России и удалиться в родную Францию.

Общества рабочей взаимопомощи создавались при непременном участии священников и обращались к идеалам Евангелия. Это были своего рода христианские профсоюзы.

Подобная политика возбуждала злобу как революционеров, так и капиталистов. Последним при помощи тогда еще всесильного министра финансов Витте удалось добиться удаления Зубатова из Москвы и свертывания рабочих организаций (спрашивается, кого в такой ситуации называть «реакционером» и «ретроградом»?).

Не участвовавший в начинаниях Великого князя Сергея и, в общем-то, скептически к нему относившийся профессор Московского университета М.М. Богословский в своих воспоминаниях вынужден был признать, что Сергей Александрович все-таки «преисполнен был самых благих намерений», а его «неоткрытость и неприветливость», может быть, «происходили только от застенчивости». Кроме того, профессор замечал: «Приходилось слышать, что он окончательно уничтожил последние остатки прежнего мордобойства, привычного в московских войсках, строго преследуя всякую кулачную расправу с солдатами».

Ходынская катастрофа

В очень затруднительное положение его поставила Ходынская катастрофа. Но какова в действительности была вина Сергея Александровича? Важно отметить, что устройство народного гуляния на Ходынском поле было поручено Министерству двора, а из ведения московского генерал-губернатора оно было изъято. Это же министерство взяло на себя ответственность и за поддержание порядка на месте гуляния. Но порядок отнюдь не был обеспечен: при раздаче царских подарков произошла страшная давка, в которой одних только погибших оказалось свыше тысячи человек.

Напомним, что после трагедии пострадавших навещали в больницах Николай II и Александра Федоровна, а также, отдельно от них, Мария Федоровна. Большинство из раненых говорили, что только они сами «во всем виноваты», и просили прощения за то, что «испортили праздник».

По воспоминаниям толстовца В. Краснова, люди накануне злополучного праздника будоражили себя слухами о том, что на следующий день прямо из земли будут бить фонтаны вина и пива, появятся диковинные животные и прочие чудеса. К утру общее настроение неожиданно переменилось на «озлобленное», по выражению Краснова, даже «зверское». Народ устремился к подаркам, чтобы скорее попасть домой, и произошла смертоубийственная давка.

Последние дни

1 января 1905 года Сергей Александрович ушел в отставку, но продолжал командовать Московским военным округом и оставался опасным для революционеров. На него открыли настоящую охоту. Каждый день Сергей Александрович получал записки угрожающего содержания. Никому не показывая, он рвал их в клочки. Во время жизни в Москве Великий князь Сергей и Елизавета Федоровна любили останавливаться в Нескучном дворце. По устоявшейся в их семье традиции в ночь с 31 декабря на 1 января 1905 года, в день памяти Василия Великого, здесь была отслужена всенощная и литургия. Все причастились Святых Христовых Тайн. Вечером 9 января великокняжеская чета была вынуждена перебраться в Кремль, откуда Сергей Александрович каждый день неизменно отправлялся в генерал-губернаторский дом. Зная о том, что готовится покушение, он перестал брать с собой адъютанта, а полицейскому сопровождению велел держаться на безопасном расстоянии от своего экипажа. 4 февраля в обычное время Великий князь выехал в карете из ворот Никольской башни Кремля – и был разорван «адской машиной», брошенной террористом Иваном Каляевым.

Зная, что готовится покушение, он перестал брать с собой адъютанта

Носилки, на которые обезумевшая от горя Елизавета Федоровна своими руками собрала останки мужа, были принесены в Алексеевский храм Чудова монастыря. Именно здесь маленький Сергей отстоял когда-то архиерейскую службу.

Молясь у растерзанного тела Великого князя, Елизавета Федоровна почувствовала, что Сергей будто чего-то ждет от нее. Тогда, собравшись с духом, она отправилась в тюрьму, где был заключен Каляев, и принесла ему прощение от имени мужа, оставив заключенному Евангелие.

В 1905-м г., после того как Сергей Александрович трагически погиб, разорванный бомбой террориста Каляева, пост Председателя ИППО согласилась занять его супруга, Великая княгиня Елизавета Федоровна.

18 июля 1918 г. Елизавета Федоровна была сброшена в шахту под Алапаевском. В 1992-м г. причислена к лику святых Русской Православной Церковью. В настоящее время мощи преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны покоятся в храме Марии Магдалины в Иерусалиме.

2 апреля 1908 года на месте гибели Великого князя Сергея Александровича был установлен памятник – крест, сооруженный на доброхотные пожертвования 5-го гренадерского полка, шефом которого при жизни был покойный. Крест был сделан по проекту художника В. Васнецова, на кресте по предложению Елизаветы Федоровны запечатлена была Евангельская строфа: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. 23, 34). После революции крест был разрушен, причем 1 мая 1918 года его во время субботника собственноручно сбросил веревкой с постамента Ленин. Сейчас копия этого креста установлена в Новоспасском мужском монастыре, куда в 1995-м году были торжественно перенесены останки Великого князя Сергея. Надгробие князя Сергея находится в нижнем храме – во имя св. Романа Сладкопевца.

Известно, что в монастыре уже начали записывать случаи исцелений, связанных с именем Сергея Александровича. Например, женщина, в течение 15-ти лет страдавшая экземой на руках, свидетельствовала, что получила исцеление, когда разбирала личные вещи Великого князя, обретенные на месте его захоронения.

Наместник Новоспасского монастыря архиепископ Орехово-Зуевский Алексий отмечает, что «Великий князь был убит за то, что верно служил России». Он не исключил вероятности того, что «Сергей Романов будет прославлен в лике святых». Русская Зарубежная Церковь уже канонизировала этого выдающегося государственного и общественного деятеля.

Голубая кровь (18+)

Во многих странах Европы конца XIX века гомосексуализм являлся уголовным преступлением. Тем не менее многие видные аристократы и даже представители августейших фамилий являлись гомосексуалистами. Алексей Дурново о Романовых, которым приходилось вести тайную жизнь.
«Я опять отказался от борьбы со своей похотью, не то чтобы не мог, но не хотел бороться. Вечером натопили мне нашу баню; банщик Сергей Сыроежкин был занят и привел своего брата, 20-летнего парня Кондратия, служащего в банщиках в Усачевых банях. И этого парня я ввел в грех. Быть может, в первый раз заставил я его согрешить и, только когда уже было поздно, вспомнил страшные слова: горе тому, кто соблазнит единого из малых сих». Это запись из дневника великого князя Константина Константиновича, сделанная 23 июня 1904 года.
Кузен Николая II был поэтом, переводчиком, драматургом и археологом. На протяжении всей жизни он вел дневник, который перед самой смертью передал в Академию наук. По условию, поставленному Константином Константиновичем, дневники его должны были быть опубликованы не ранее, чем через девяносто лет после его кончины. Умер великий князь в 1915-м, но дневники его стали достоянием гласности уже через несколько лет.

Великий князь Константин скрывал свой гомосексуализм всю жизнь

Пришедшие к власти большевики откладывать публикацию не стали. Тем более, что многие факты, описанные великим князем, было очень удобно использовать в целях пропаганды. Дневники, в самом деле, вскрыли нелицеприятную для царской семьи правду. Константин Константинович, отец девяти детей, был тайным гомосексуалистом. Любовь к мужчинам великий князь именовал то недугом, то похотью.
Всю жизнь он с этой любовью боролся, но тяга к представителям своего пола всегда оказывалась сильнее. Константин Константинович от этого страшно мучился. Ужасно переживал, когда «греховные мысли возникали в церкви», не мог проезжать или проходить мимо мужских бань на Мойке. Связи с мужчинами имел тайные и тщательно их скрывал. Тем не менее его дневники — единственное очевидное доказательство того, что среди Романовы были гомосексуалисты.

Константин Константинович

Нина Берберова, писательница и историк, уверяла, что как минимум семеро великих князей питали слабость к мужчинам. Никаких доказательств этому, впрочем, нет. Гомосексуалистом принято считать великого князя Сергея Александровича, бывшего московским генерал-губернатором. На это косвенно указывают многие факты.

Сергей Александрович якобы основал в Петербурге клуб гомосексуалистов

Существует мнение, что с мужеложцем являлся Николай Михайлович — один из внуков Николая I. По утверждению Берберовой, великий князь имел сексуальную связь с членами парижской масонской палаты, в которой сам состоял. Якобы только поэтому он и примкнул к вольным каменщикам. Николай Михайлович проводил много времени за границей и наотрез отказывался жениться. Считалось, что в Париже и в Германии он тайно встречается с молодыми мужчинами и предается с ними разврату.
Также некоторые историки полагают, что Николай Михайлович состоял в связи со своим племянником Дмитрием Павловичем (убийцей Распутина). Тот рано потерял родителей и рос в доме уже упомянутого московского генерал-губернатора Сергея Александровича. Якобы генерал-губернатор растлил племянника, который позже был любовником другого своего дяди, а затем и Феликса Юсупова, с которым вместе убивал Распутина.

Николай Михайлович

Про Сергея Александровича известно куда больше. По утверждению создателей одного из фильмов канала Би-би-си о Романовых, он еще в 1887-м основал в Петербурге закрытый клуб для высокородных гомосексуалистов. Туда якобы приглашались иностранные аристократы, пребывавшие в России. Где находился этот клуб? Никто не знает. У великого князя была довольно скверная репутация. Едва он въехал в Москву, как по городу поползли слухи и довольно пикантные истории. Говорили, что генерал-губернатор снимает особняк за городом и что в этот особняк возят мальчиков. Утверждали, что великий князь спит со своим адъютантом Константином Балясным.

Романовы боялись общественного осуждения и грязных слухов

Уже в конце ХХ века зародилась версия о том, что Сергей Александрович был близок с Петром Чайковским (многократно опровергалась историками). Еще была известна история про некоего учителя латыни, который состоял в связи с Сергеем Александровичем, а позже за это был отдан под суд. Но имя этого человека никогда не называлось. Зато о великом князе много шутили. Даже в Википедии можно найти запись из дневника министра иностранных дел Российской Империи Владимира Ламсдорфа: «По городу циркулирует новый анекдот: «Москва раньше стояла на семи холмах, а теперь стоит на одном бугре. Это, говорят, намек на великого князя Сергея». В этой записи использована игра слов. Русское «бугор» созвучно с французским «bougre» — содомит.

Сергей Александрович и Константин Балясный

В середине девяностых американский историк Майкл Дорм работал над масштабным исследованием гомосексуализма в августейших семьях Европы, но не нашел почти никаких фактов. Все, что связано с Романовыми, овеяно глубочайшей тайной. То же относится и к другим русским аристократам. Гомосексуализм тщательно скрывали. В случае с представителями царской семьи нечего было бояться суда за мужеложство. Боялись дурной славы, молвы и неприятных слухов. Феликса Юсупова подозревали в гомосексуализме, ибо он в молодости часто переодевался в женское платье. Великого князя Дмитрия Павловича, потому что он долго не женился. Якобы и Распутина они убивали только потому, что он, вроде как, то ли пытался их соблазнить, то ли собирался предать факт их связи огласке.

Юсупов в молодости частенько наряжался в женские платья

Все остальное — слухи и домыслы. Например, бытует мнение, что в Петербурге существовал подпольный мужской бордель для членов Императорской фамилии (не тот ли это клуб, якобы основанный Сергеем Александровичем?). И вот в этом подпольном борделе великие князья предавались разврату в компании бедных и безымянных бродяг из удаленных губерний. И бродяг этих, после оргий, естественно тут же убивали, чтобы они, не дай бог, не открыли страшной правды о Содоме и Гоморре. История эта звучит настолько бредово, что нет даже никакого смысла искать источники ее возникновения.