Схиархимандрит макарий болотов

Mитрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов Леонид Григорьевич)

Биография

Родился 2 июня 1948 г. в Воронеже. После 8 класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Завершив среднее образование, поступил на заочное отделение техникума, который успешно закончил, затем служил в армии. После демобилизации алтарничал в Покровском храме Переславля-Залесского.
В сентябре 1974 г. поступил в Московскую духовную семинарию.
10 октября 1976 г. зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии.
4 декабря 1978 г. рукоположен во диакона. В том же году назначен заведующим отделом «Церковная жизнь» редакции «Журнала Московской Патриархии».
19 марта 1981 г. в Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского. 1 мая того же года рукоположен во иеромонаха.
В 1981 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Византийский писатель Никита Акоминат (Хониат) и его труды».
В 1984 г. окончил аспирантуру при МДА.
В 1983 г. назначен первым заместителем главного редактора Издательского отдела.
4 июля 1984 г. возведен в сан архимандрита.
В 1986 г. полгода жил в Троице-Сергиевой лавре, затем переведен в число братии Свято-Данилова монастыря, нес послушание помощника эконома, а затем эконома обители.
12 мая 1987 г. назначен наместником Свято-Данилова монастыря. За восстановление Данилова монастыря награжден Патриаршим крестом.
25 января 1990 г. решением Священного Синода избран епископом Новосибирским и Барнаульским.
19 августа 1990 г. хиротонисан во епископа Новосибирского и Барнаульского. С 1994 г. — Новосибирский и Томский.
16 июля 1995 г. отозван со своей кафедры и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви и главным редактором Издательства Московской Патриархии с титулом епископа Бронницкого, викария Московской епархии. С 28 августа 1995 г. — настоятель храма Всех святых на Соколе в Москве.
25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.
28 декабря 2000 г. освобожден от должности председателя Издательского Совета и переведен на Новосибирскую и Бердскую кафедру.
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 94) утвержден в должности настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя Архистратига Михаила села Козиха Новосибирской области.
Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 175) назначен главой Новосибирской митрополии.
8 января 2012 г. возведен в сан митрополита.

ТИХОН (ЕМЕЛЬЯНОВ)

Митрополит Тихон (Емельянов)

Тихон (Емельянов) (род. 1948), митрополит Владимирский и Суздальский, глава Владимирской митрополии, ректор Владимирской духовной семинарии, священноархимандрит Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря

В миру Емельянов Леонид Григорьевич, родился 2 июня 1948 года в городе Воронеже.

После 8 класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Завершив среднее образование, поступил на заочное отделение Московского техникума торговли, который успешно закончил, затем служил в армии. После демобилизации алтарничал в Покровском храме города Переславля-Залесского.

В 1974 году поступил в Московскую духовную семинарию.

10 октября 1976 года был зачислен в Издательский отдел Московской Патриархии.

4 декабря 1978 года был рукоположен во диакона. В том же году был назначен заведующим отделом «Церковной жизни» редакции «Журнала Московской Патриархии».

В 1980 году принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.

19 марта 1981 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Тихона Задонского .

1 мая того же года был рукоположен во иеромонаха.

В том же году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Византийский писатель Никита Акоминат (Хониат) и его труды», после чего был оставлен при академии в качестве аспирата, закончив аспирантуру в 1984 году.

В 1983 году был назначен первым заместителем главного редактора Издательского отдела.

4 июля 1984 года был возведён в сан архимандрита.

В 1986 году полгода жил в Троице-Сергиевой лавре, после чего перешёл в число братии Московского Данилова мужского монастыря, где исполнял послушание помощника эконома, затем эконома обители.

12 мая 1987 года был назначен наместником Московского Данилова монастыря.

25 января 1990 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви определено быть епископом Новосибирским и Барнаульским.

19 августа 1990 года был хиротонисан во епископа Новосибирского и Барнаульского.

С 26 февраля 1994 года именуется «Новосибирский и Томский» .

16 июля 1995 года отозван с кафедры и назначен председателем Издательского отдела и главным редактором Издательства Московской Патриархии с титулом епископа Бронницкого, викария Московской епархии. Служил председателем редколлегии сборника «Богословские труды».

С 28 августа 1995 года — настоятель храма Всех святых на Соколе города Москвы.

Архиепископ Тихон (Емельянов)

25 февраля 2000 года возведён в сан архиепископа.

28 декабря 2000 года возвращён на Новосибирскую кафедру с освобождением от должности главного редактора Издательства Московской Патриархии и председателя Издательского отдела Московского Патриархата.

С 8 июля 2001 по 20 января 2002 года временно управлял Барнаульской епархией.

27 мая 2009 года назначен ректором новооткрытой Новосибирской духовной семинарии .

27 июля того же года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 16 декабря 2010 года — член Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики и Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, с 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия .

5 июля 2010 года на совместном заседании Учёного совета Новосибирской духовной семинарии и Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института принято решение о структурном и организационном единстве духовных учебных заведений Новосибирской епархии под руководством общего ректора – архиепископа Тихона.

27 июля 2011 года утверждён настоятелем (священноархимандритом) Козихинского Михаило-Архангельского мужского монастыря.

28 декабря 2011 года назначен главой новообразованной Новосибирской митрополии .

8 января 2012 года был возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

28 декабря 2018 года был перемещён на Владимирскую кафедру и назначен главой Владимирской митрополии . 30 мая 2019 года утверждён в должности священноархимандрита Богородице-Рождественского мужского монастыря города Владимира .

9 июля 2019 года был назначен ректором Владимирской духовной семинарии .

Награды

Церковные:

  • патриарший крест (за восстановление Данилова монастыря)
  • орден св. равноап. кн. Владимира II ст.
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.
  • орден прп. Серафима Саровского II ст. (2008)
  • орден свт. Иннокентия Московского II ст. (2013, в связи с 65-летием со дня рождения )

Светские:

  • государственная медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.
  • почётная грамота мэрии г. Новосибирска;
  • памятный знак в честь 110-летия со дня основания г. Новосибирска (за плодотворную работу на благо города)
  • знак отличия «За заслуги перед Новосибирской областью»;
  • медаль МВД России.
  • памятная медаль «Патриот России» (2007)

Труды

Литература

  • ЖМП, № 4, 1991, стр. 19-21.

Использованные материалы

  • Биография на сайте Московского Патриархата:
  • Биография на сайте Русское Православие:

День ангела 13 августа.

Определения Священного Синода от 26 февраля 1994 года —

Преставился епископ Барнаульский и Алтайский Антоний —

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 мая 2009 года —

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, — ; Освобождения — «Состав комиссий Межсоборного присутствия (от 16 декабря 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 16 декабря 2010, —

Журнал № 175, журналы заседаний Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года:

В неделю по Рождестве Христовом Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, 8 января 2012 года, официальный сайт Русской Церкви:

«Журнал № 108», Журналы заседания Священного Синода от 28 декабря 2018 года —

«Журнал № 65», Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года, официальный сайт Русской Церкви:

«ЖУРНАЛ № 92», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 9 июля 2019,

Патриаршее поздравление митрополиту Новосибирскому Тихону с 65-летием со дня рождения:

МАКАРИЙ (БОЛОТОВ)

Схиархим. Макарий (Болотов)

Макарий (Болотов) (1932 — 2001), схиархимандрит.

В миру Болотов Виталий Николаевич, родился 21 сентября 1932 в Воронежской области. Он принадлежал к тому же роду Болотовых, что и епископ Иоасаф (Болотов), прославленный в лике святых Американской митрополией, и схимонахиня София, постриженница старца Амвросия Оптинского, основательница Шамординской обители, и иконописец иеромонах Даниил (Болотов), и профессор СПб духовной академии Василий Васильевич Болотов, церковный историк.

Его отец погиб на советско-финской войне, дед был расстрелян, многие из родных репрессированы, мать тяжело болела, годами не выходила из больниц.

Во время болезни матери Виталик оставался в семье за старшего. Потом он рассказывал, как часто молился, чтобы Матерь Божия послала хлебушка, и на пороге дома появлялся непонятно кем принесенный хлеб. Во втором классе его выгнали из школы за отказ отречься от веры.

— Мне директор школы показывает портрет мужика, — вспоминал схиархимандрит Макарий, — и говорит: поклонись ему, он твой отец. Я отвечаю: нет, отец мой погиб. «Тогда он тебе дед» — «Деда моего комиссары ваши в расход пустили» — «Тогда он тебе брат…» Когда всех родственников перебрал, тогда пальцем показывает: он твой друг. А друзья у меня, говорю Николай Угодник да Михаил Архангел. И перекрестился. Меня директор из школы выгнал и спросил: а как же ты теперь, мальчик, жить-то будешь?.. Виталик Болотов тогда сказал директору: да у тебя, может, сын помрет, я за него псалтирик почитаю, а ты мне денежку дашь. Через некоторое время двадцатилетний сын директора школы действительно погиб, и его жена просто заставила сходить за Виталиком, хоть директор очень этого не хотел… «Отцом и братом» был товарищ Ленин…

В четырнадцать лет отец Макарий дал монашеские обеты и по некоторым сведениям был облачен в рясофор, тоже тайно.

К тому же времени относится и его встреча с преподобным Кукшей. Отец Кукша, в первый раз его увидев, сказал: «А мы с тобой похожи». Виталик тогда не понял, чем он может быть похож на схиигумена Кукшу, которому было уже за восемьдесят.

С 1955 по 1959 год отец Макарий учился в Ставропольской духовной семинарии, на одном курсе с «другом Левушкой», будущим архимандритом Матфеем (Мормыль), регентом братского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Затем очень недолго в сане иеродиакона исполнял послушание регента хора в Почаевской Лавре, также очень короткое время был в Глинской пустыни. После разгрома Глинской по благословению некоего юродивого, подвизавшегося вместе с глинскими отцами, поехал в Воронежскую епархию, к великому подвижнику игумену Серафиму (Мякинину), который и умирал на руках отца Макария, облекшего игумена Серафима в великую схиму с именем Митрофан. Отец Митрофан передал ему перед смертью многих из своих духовных чад.

Отец Макарий пребывал в тесном молитвенном общении со старцами, духовные корни которых происходили из Оптиной пустыни.

В начале 1963 года отец Власий (так он был наречен при постриге в мантию) был рукоположен в иеромонахи и служил в приходском храме г. Задонска Воронежско-Липецкой епархии. К тому времени он в полной мере испытал на собственном духовном опыте влияние Почаевской Лавры, Оптиной и Глинской пустынь и прошел сквозь пытки в украинском КГБ, после хрущевского разгрома Почаева. У отца Власия выломана правая рука (до конца земной жизни он писал левой), сотрясение головного мозга, во время допросов чекисты — «шестидесятники» втаптывали каблуками отцу Власию в ребра монашеский крест. Гвоздями пробивали ему ноги, как потом рассказывал старец своим близким духовным чадам, «больнее было, когда вынимали гвозди из ног…».

— Если бы они добили меня тогда, я был бы мучеником, — говорил схиархимандрит Макарий незадолго до смерти, — а вот теперь не знаю, как Господь будет меня судить.

Когда он принял великую схиму — неизвестно, как неизвестно очень многое в его биографии. Первые из известных фотографий отца Макария в великой схиме относятся к середине 60-х годов.

В селе Бурдино Тербунского района Липецкой области, при приходском храме у отца Власия (его схима тогда еще не была открыта) возникла община с монастырским укладом, которая не была официально зарегистрирована как монастырь.

Владыка Воронежский и Липецкий Платон (Лобанков) незадолго до своей смерти побывал в селе Бурдино. Вот что он сказал отцу Макарию: «Мое архипастырское сердце чувствует здесь дух настоящей христианской общины». Четыре года спустя, уже при другом архиерее, община была разогнана, а архимандрит Власий запрещен в священослужении.

Он уехал в Тбилиси, к схимитрополиту Серафиму, и через какое-то время был разрешен в служении. Святейший Патриарх Пимен (Извеков) даже предложил отцу Власию архиерейство, не зная, видимо, о его тайной схиме. От епископства архимандрит Макарий отказался.

В 80-х годах, уже после смерти владыки Серафима, отец Макарий служил в Виннице, нес послушания духовника Винницкой епархии. В 1989 году он присутствовал при открытии Оптиной пустыни.

В течение нескольких месяцев 1988 года он постоянно приходил в обитель, служил в ней, участвовал в восстановлении, духовно окормлял братию и паломников, но даже вопрос о предоставлении ему кельи решать никто не спешил.

Отец Макарий рассказывал, что о. наместник высказал ему претензию по поводу того, что к нему – о. Макарию – «бросаются» под благословение и спешат за советом и братия, и паломники, иной раз не оказывая должного почитания начальствующему в обители – «чего это, мол, они к тебе так липнут». Отец Макарий ему на это ответил: «да вот – пчелам ульи поставили, клумбы цветов насадили, а они как летали в отхожее место, так и летают, да там и берут, что их душе потребно».

Никто не может дать вразумительного ответа – по какой конкретно причине схиархимандрита Макария выдворили из Оптиной. Штампованный набор ярлыков – «он в прелести, в ереси, в расколе», и «вообще незачем о нем разговаривать». Батюшку «попросили» не появляться больше на территории монастыря, и братии настоятельно не рекомендовали с ним общаться. Рассказывая об этом, отец Макарий вспоминал схимонахиню Серафиму Мичуринскую, которая говорила ему об Оптиной: «Будет тебе, батек, глазам близко – да ногам склизко».

Среди сплетен, сопровождавших обвинение отца Макария в колдовстве, была совсем дикая: будто бы его видели неподалеку от Оптиной летающим в гробу. Когда рассказали об этом батюшке, он отшутился: «Да вот… раньше “Москва – Киев” летал, а сейчас там стало транспорта много, разворачиваться трудно, “Москва – Минск” летаю…»

Незадолго до своего появления в Оптиной батюшка с помощью духовных чад купил домик в селе Нижние Прыски, в нескольких километрах от пустыни: в этом домике раньше бывали многие оптинские старцы, преподобный Амвросий когда-то освящал тот колодец, из которого черпал воду отец Макарий. Двенадцать последних лет жизни прожил в этом домике оптинский изгнанник.

Скончался 26 мая 2001 года в московской больнице, будучи в ясном сознании.

В последние годы жизни схиархимандрит Макарий тяжело болел, перенес инфаркт, когда его выгоняли из Оптиной, у него был рак желудка, чудесным образом Господь его тогда исцелил. Умер он после нескольких инсультов в московской больнице, в полном и ясном сознании. Врач показывал отцу Антонию, келейнику батюшки, снимки его головного мозга и говорил, что жизнь с таким состоянием мозга невозможна, а жизнь в здравом рассудке тем более.

Родился в г. Воронеже 2 июня 1948 г.
После 8 класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Завершив среднее образование, поступил на заочное отделение техникума, который успешно закончил, затем служил в армии. После демобилизации алтарничал в Покровском храме Переславля-Залесского.
В сентябре 1974 г. поступил в МДС. 10 октября 1976 г. был зачислен в штат Издательского отдела МП. 4 декабря 1978 г. был рукоположен во диакона. В том же году был назначен заведующим отделом «Церковной жизни» редакции «Журнала Московской Патриархии».
19 марта 1981 г. в Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг с именем Тихон в честь Святителя Тихона, епископа Воронежского. 1 мая того же года был рукоположен во иеромонаха.
В 1981 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Византийский писатель Никита Акоминат (Хониат) и его труды». В 1984 г. окончил аспирантуру при академии.
В 1983 г. назначен первым заместителем главного редактора Издательского отдела. 4 июля 1984 г. был возведен в сан архимандрита.
В 1986 г. полгода жил в Троице-Сергиевой лавре, затем переведен в число братии Свято-Данилова монастыря, нес послушание помощника эконома, а затем эконома обители. 12 мая 1987 г. назначен наместником Свято-Данилова монастыря. За восстановление Данилова монастыря награжден Патриаршим крестом.
25 января 1990 г. постановлением Священного Синода РПЦ определен быть епископом Новосибирским и Барнаульским. 19 августа 1990г. был хиротонисан во епископа Новосибирского и Барнаульского, с 1994 г. — Новосибирский и Томский.
16 июля 1995 года был отозван со своей кафедры и назначен председателем Издательского Совета МП и главным редактором Издательства МП с титулом епископа Бронницкого, викария Московской епархии. С 28 августа 1995 года — настоятель храма Всех Святых на Соколе (Москва). Возведен в сан архиепископа 25 февраля 2000 года.
28 декабря 2000 года освобожден от должности председателя Издательского отдела МП и переведен на Новосибирскую и Бердскую епархию.

Схиархимандрит Макарий (Болотов)

(1932-2001 гг.)

Схиархимандрит Макарий (в миру Виталий Николаевич Болотов) (1932-2001 гг.)
родился 21 сентября 1932 года в станице Успенская Краснодарского края.

Во время крестин на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня о. Феодосий – священник, крестивший Виталия, надел ему на руки четки, а матери сказал: «От Господа повелено быть ему монахом. Пойдешь против воли Божией – наказана будешь сильно!». Отец Макарий вспоминал, что в голодные годы, после смерти отца он часто молился, чтобы Матерь Божия послала хлебушка, и на пороге дома появлялся непонятно кем принесенный хлеб. Во втором классе его выгнали из школы за отказ отречься от веры.
В четырнадцать лет отец Макарий дал монашеские обеты и по некоторым сведениям был тайно облачен в рясофор. С 1955 по 1959 год отец Макарий учился в Ставропольской Духовной семинарии, затем в сане иеродиакона исполнял послушание регента хора в Почаевской Лавре, позже был переведён в Глинскую пустынь. После закрытия Глинской пустыни поехал в Воронежскую епархию к игумену Серафиму (Мякинину). Игумен Серафим перед смертью принял великую схиму с именем Митрофан. Отец Митрофан передал ему перед смертью многих из своих духовных чад. Духовной наставницей отца Макария стала схимонахиня Серафима (Белоусова). В начале 1963 года отец Власий был рукоположен в иеромонахи и служил в приходском храме г. Задонска Воронежско-Липецкой епархии. Следует отметить, что за свою великую веру ему пришлось пострадать, он был арестован, прошел сквозь жесточайшие пытки в украинском КГБ.

Из рассказа Евгения Муравлёва: «Когда он принял великую схиму, нам неизвестно… В селе Бурдино Тербунского района Липецкой области, при приходском храме у отца Власия (его схима тогда еще не была открыта) возникла община с монастырским укладом, которая не была официально зарегистрирована как монастырь. Подобная практика была нередкой в условиях хрущевских гонений на Церковь. Недалеко от Бурдино, в селе Касторном Курской области, жила блаженная раба Божия Марфа. Незадолго до перевода отца Макария (Власия) из Задонска она стала повторять: «Ох, как бурдинским хорошо, к ним Тихон Задонский едет». Приезжавшие к ней «бурдинские», конечно, не понимали о чем идет речь… Трижды в Бурдино к отцу Макарию приезжал знаменский Глинский старец Митрополит Зиновий (Мажуга), постриженный в схиму с именем Серафим (Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга; 1896-1985)), их связывало духовное родство, Владыка помогал отцу Макарию в духовном обустройстве тайного монастыря. Наверняка совершались здесь тайные постриги. Владыка Воронежский и Липецкий Платон (Лобанков)(+1975) незадолго до своей смерти побывал в селе Бурдино. Вот что он сказал отцу Макарию: «Мое архипастырское сердце чувствует здесь дух настоящей христианской общины». Четыре года спустя, уже при другом архиерее, община была разогнана, а архимандрит Власий запрещен в священослужении. Он уехал в Тбилиси, к Схимитрополиту Серафиму, и через какое-то время был разрешен в служении… Вместе с Владыкой Зиновием они гостили у архимандрита Кирилла (Павлова), и отец Кирилл всегда с большим теплом отзывался об отце Макарии. В 80-х годах, уже после смерти Владыки Зиновия, отец Макарий служил в Виннице, нес послушания духовника Винницкой епархии. В1989 году он присутствовал при открытии Оптиной пустыни и был приглашен туда духовно окормлять братию. Но духовником Оптиной старец оставался недолго…
Духовным чадом схиархимандрита Макария был Оптинский мученик иеромонах Василий *(Росляков) (1960-1993 гг.)… (Старец Макарий предсказал о. Василию (Рослякову) скорую мученическую кончину за три года до пасхального убийства).
Незадолго до своего появления в Оптиной батюшка с помощью духовных чад купил домик в селе Нижние Прыски, в нескольких километрах от пустыни. Двенадцать последних лет жизни прожил в этом домике… В последние годы жизни схиархимандрит Макарий тяжело болел, перенес инфаркт… у него был рак желудка, чудесным образом Господь его тогда исцелил…(За долго до этого старец Андроник (Лукаш) (1888-1974 гг.) говорил: «Я о Макарке молился, чтобы он от скорбей и от болезней не поднялся… другого пути к Господу не бывает»ю-сост.) Умер он после нескольких инсультов в московской больнице, в полном и ясном сознании… Келейник старца иеромонах Антоний рассказывал, что несколько раз перед смертью он видел отца Макария в состоянии некоего духовного озарения, когда необыкновенной радостью светились его глаза, когда нечто совершенно неземное выразилось в его лике. Он встретил смерть (остановилось сердце) в реанимационной палате с невероятной радостью во взгляде, лицо озарилось доверчивой детской улыбкой и совершенно непонятным людям мира сего счастьем. Вошедшие в палату близкие обрадовались его просветленности, решив, что наконец-то старцу стало лучше… Но в этот момент он был уже в мире ином… Двадцать шестого мая (2001 года) схиархимандрит Макарий ушел в вечность…

Однажды под Оптиной один из духовных чад отца Макария молился на Литургии в приходском храме. Священник небрежно сокращал Богослужение, и духовный сын старца стал про себя священника осуждать. Когда приехал к батюшке в Прыски, тот пристально посмотрел на него: «А ты, Арсений, когда видишь человека согрешающего, не осуждать его должен, а за него молиться». О скольких же из нас молился старец, если ни время, ни расстояния не скрывали от его духовного взора горькую правду о наших сердцах.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, схиархимандрита Макария, и молитвами его прости нас, грешных, и спаси Россию!»

* Оптинский мученик иеромонахВасилий (Росляков)

(1960-1993 гг.)

Иеромонах Василий (в миру Игорь Иванович Росляков) родился в Москве 10/23 декабря 1960 года в семье военного. Примерно с девяти лет Игорь начал серьезно заниматься плаванием, затем записался в секцию по водному поло. По окончании школы Игорь выступал на соревнованиях за команду автозавода, позже, поступив на факультет журналистики, стал играть за университетскую команду. Когда Игорю шел 19-й год, внезапно умер отец. Смерть эта была настолько неожиданной, что глубоко потрясла юную душу. Он сразу возмужал, стал молчаливым и задумчивым.

Вскоре Игорь познакомился с иеромонахом Рафаилом, служившим на приходе в городе Прохорове Псковской губернии, который оказал благотворное влияние на его дальнейший жизненный путь. (18 ноября 1988 года отец Рафаил погиб в автомобильной катастрофе, в 60-ти километрах от Новгорода.)

Уже, будучи мастером спорта международного класса, Игорь обратился за духовным советом к архимандриту Иоанну Крестьянкину. Старец посоветовал ему оставить спорт, идти в монастырь. Узнав о возрождении Оптиной Пустыни, Игорь загорелся желанием побывать там. После нескольких поездок Игорь объявил маме, что собирается оставить спорт и уехать в монастырь поработать. Анна Михайловна подумала, что он устраивается в монастырь журналистом, и не стала возражать. 29 апреля 1989 года, в Страстную Субботу, Игоря приняли послушником в святую обитель.

Для послушника Игоря утешением стала молитва Иисусова. Он постоянно упражнялся в ней, он говорил: «Иисусова молитва — это исповедь, непрестанная Иисусова молитва — это непрестанная исповедь».

5 января 1990 года послушника Игоря постригли в иночество с именем Василий, 8 апреля 1990 года, отца Василия рукоположили в иеродиаконы, а 21 ноября 1990 года — во иеромонахи.

Как-то спросили отца Василия, почему возникают страшные искушения и скорби? Если Бог любит нас, почему столько ненависти и зла обрушивается на людей? Он ответил: «У святых Отцов сказано, что каждый любящий Бога должен встретиться с духами зла. Это сказано не только о святых, но и о простых грешниках, то есть о нас…»

Он говорил, что для того чтобы иметь мир в душе и в теле необходимо всех любить всех и каждый час быть готовым к смерти». О монашестве отзывался так: «…Монашество заключается не в черных ризах, не во множестве правил, которые человек силится исполнять, а в покорности воле Божией. Все, что происходит вокруг, есть великий Промысел Божий, который ведет человека ко спасению. Покориться Богу можно лишь тогда, когда научимся все происходящее с нами принимать за Его святую волю и не роптать, а за все Господа благодарить. Милость Божия дается даром, но мы должны принести Господу все, что имеем».

По рассказам братии Великим Постом отец Василий принимал пищу один раз в день, обычно в полуденное время. Его трапеза состояла из овощей или кислых ягод и небольшого количества хлеба. Постель он устроил из двух досок, положенных на раскладушку и покрытых сверху войлоком, под голову клал два кирпича.

Отец Василий не искал встреч с людьми, а всегда жаждал безмолвия и беседы с Богом, суть которой — горячая молитва. «Единожды умер я для мира, — повторял он слова преподобного Арсения Великого, — что проку от мертвеца живым».

Отец Василий говорил, что любой, даже незначительный грех, может стать причиной дальнейшего охлаждения любви к Богу. Особенно он обращал внимание на грех курения. «В курящего человека, — говорил он, — как в решето, Господь благодать наливает, а она вся выливается».

Как-то рассказали отцу Василию про одну блаженную, которая уже долгое время лежит без движения. Говорили, что изредка к ней приходят соседи, чтобы истопить печь, и приносят что-нибудь поесть. Но часто она остается одна, без еды и в холодной избе. Люди удивлялись ее безропотности, ибо она, всегда пребывая в радости, славила и благодарила Бога. Узнав, что блаженная желает причаститься, отец Василий вызвался ее навестить. Добравшись до деревеньки, в которой жила больная, батюшка своими глазами увидел, что все то, о чем говорили, — истинная правда. Он исповедал и причастил женщину, а вернувшись в Оптину, с умилением вспоминал о блаженной рабе Божией.

Удивительно, что при виде отца Василия, блаженная вдруг просияла, и радостно запела: «Христос Воскресе!». Возможно, этим она предсказывала будущему мученику Христову Вечную Пасху, начало которой соприкоснулось с Пасхой 1993 года.

Последний в своей жизни Великий Пост отец Василий провел строже обычного. Кроме обязательных продолжительных монастырских служб, он еще подолгу молился по ночам в своей келье. По рассказам братии в Пасхальное утро 1993 года отцу Василию предстояло идти по послушанию в Скит: «Он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался…»

Отец Василий поспешил узнать, что случилось, вскоре оборвалась и его жизнь. (60 — сантиметровый меч неожиданно пронзил его спину, тот кто, по научению врага рода человеческого расправился с иноками Ферапонтом и Трофимом, убрал и его, как неожиданного свидетеля своих злодеяний.) (Через шесть лет после мученической кончины сына Анна Михайловна Рослякова приняла монашеский постриг с именем Василиссы.)

В келий отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братии открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: «…Время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…» (2 Тим. 4, 6-8.)

В наши дни по молитвам убиенных Оптинских братьев совершаются чудеса исцеления. Приведём лишь одно свидетельсво: «Одна женщина, страдавшая более десяти лет неизлечимой болезнью, не получив исцеления от врачей, обратилась в молитвах к убиенному отцу Василию. У нее была опухоль, которая при переутомлении напоминала о себе кровотечением. Придя на могилку Батюшки, женщина долго молилась и плакала, прося об исцелении. И вдруг, почувствовав тупую боль, присела на скамейку. Понемногу боль стала проходить. Посидев некоторое время, женщина пошла в храм. Там боль совсем утихла, и стало как-то по особенному легко. Вскоре она прошла медицинское обследование, которое показало отсутствие опухоли. Через полгода снова проверилась, и снова опухоли не оказалось. Так женщина полностью выздоровела».

Мы привели лишь нбольшой отрывок из жизнеописания Оптинского иеромонаха Василия (Рослякова), которое заканчивается словами: «Оптина Пустынь потеряла трех монахов, но обрела трех Ангелов, которые ныне взывают ко Господу за всю многострадальную Россию. Их молитвами сподоби и нас, Господи, войти в вечную Пасхальную радость Сына Твоего Единородного, Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Ему же слава, честь и поклонение, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Страх Господень и чист и отважен —

Пребывает во век, на века.

Он об истине людям подскажет,

Потому и оправдан всегда.

Суд его вожделеннее злата,

Вожделенней бесценных камней,

Слаще самых янтарнейших капель,

Что сочатся из ульев щелей.

Этим всем охраняется раб Твой,

Этим всем возродиться бы смог.

В соблюденье завещанной правды

Есть награды великий залог.

Кто усмотрит вину прегрешений,

Кто проникнет в себя до конца.

Ты от тайных моих помышлений

Удержи и очисти меня.

Отведи хоть на время напасти,

Чтоб они не вредили бы мне,

Я забуду беспечные страсти,

Непорочность воздвигну в душе.

И пусть будут слова мои честны,

Мои мысли чисты пред Тобой.

Ты, Господь, основание песням,

Ты, Господь, Избавитель людской.

(Иеромонах Василий Росляков)

Из дневника иеромонаха Василия:

…Сердце обнищавшее, лишенное благодати, а значит и силы, подвластно телу и исполняет его хотения и желания.

…Укрепить свое сердце, наполнить его благодатью и одолеть, подчинить тело сердечным стремлениям и намерениям — вот задача. Поставить сердце во главу, сделать его владыкою своего существа и отдать его в подчинение Христу за ту милость и ту благодать, которою Господь и укрепил, и обновил это сердце.

…Святой Апостол говорит: укрепляйте сердца ваши благодатию (Иак.5,8). Благодать же подается за исполнение Его заповедей.

Все это не наше — но дело благодати. Если будем видеть постоянно, что это не наше, то удержим благодать. А если что-то присвоим себе, то все потеряем. Если смирение Христово воссияет в сердце, то жизнь земная для тебя будет раем. Как это описать? Невозможно. Это чувство сердца.

…Смирение — это чувствовать себя хуже всех. Не думать, не помышлять, а чувствовать всем сердцем. Это и есть «видеть себя смиренным».

…Главное — наполнить слова (молитвы) значением, содержанием, то есть чувством — духом. Наше дело — внимание посильное, понуждение на молитвенный труд, частота молитвы, прошения; Божие дело — посылать чувство, дух, то есть наполнять слова, души, сердца. «Иже везде сый и вся исполняяй».

…Истинное послушание — послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою не может подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами, потому что порывы их уносят.

…Господь зиждет души верующих в Него скорбями. Всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение.

…Молитва — это стена, ограждение сердца. Его покой и мир. Молитва и сердце должны быть едины, слитны, между ними не должно быть пустоты. Если так, то все крепко, твердо, покойно, мирно. Сердце как бы за крепостною стеною и отражает все нападки врага. Если же образуется брешь в стене, то к сердцу подступают враги. Тогда — боль, тягота сердечная. Надо вытерпеть и Господа попросить о помощи — своими силами ничего не сделаешь.