Схиархимандрит никон Антонов псково печерский

«Подозревают друг друга в сглазе, в колдовстве, а не понимают, что Господь попускает за грехи скорби и болезни»

Уже в девять вечера, путешествуя по Плюсскому благочинию, навещая храмы и беседуя с батюшками, мы добрались до Заполья — большого села на Ленинградском шоссе, где в храме Георгия Победоносца нас ждал настоятель Архимандрит Никон.
Будущий Архимандрит в своем родном Касимове посещал храм с 3 лет, а по окончании средней школы поступил в Псково — Печерский монастырь, где обычно выполнял послушание — трудился в дни зимних и летних каникул. С 1973 года жил постоянно в монастыре и нес там послушание, как инок, а впоследствии монах. Его духовным отцом был старец Иоанн Крестьянкин. Пострижен был Володя Антонов в 1974 году, с 1975 года принял сан иеромонаха, и с этого же года принял послушание на приходе в Заполье в церкви священномученика Георгия Победоносца. И уже тридцать лет отец Никон здесь настоятель, народ в деревне его хорошо знает. Знакомимся и мы с отцом Архимандритом:
Служба всегда была в храме, отец Никон?
Он был закрыт в 1937 году, но при немцах, во время оккупации, восстановили Богослужение, и по сей день храм не закрывался.
Есть ли, батюшка, иконы Чудотворные, старинные?
Старинных икон у нас не осталось: храм подвергался с 1975 года более пятнадцати раз постоянному разорению. Здесь не осталось ни одной иконы, а что вы видите — это возобновленные иконы. Старые иконы украдены. Запольский приход относился когда -то к Которскому приходу, и впоследствии помещиками был построен в Заполье храм в 1655 году. Потом старый храм разобрали, а на другой стороне дороги построили новый, и в 1848 году 17 августа в честь Святаго великомученика Победоносца Георгия освятили. В 1864 году храм обновили и утеплили.
Есть ли в этой местности какие — то святыни вокруг?
Был источник Преподобномученицы Анастасии Римляныни, но сейчас он утрачен. Я пытался его возобновить, но невежественные люди превращали его в свалку.
Сколько же народу у Вас на приходе, батюшка?
Население катастрофически уменьшается, и прихожан у нас в храме 10-20 человек, а в Двунадесятые и Великие праздники до пятидесяти — семидесяти человек, но это редко. С каждым годом все меньше прихожан. Ходят к нам православные с Заполья и Заплюсья, а с окрестных деревень нет возможности приехать — автобусы не ходят.
У Вас большой опыт служения, отец Никон, есть ли разница между нравственным состоянием прихожан двадцать лет назад и сейчас?
Разница очень большая: сейчас не особо хотят молиться. В семидесятые годы этот храмик был полненький от порога и до амвона. И люди при выносе Плащаницы плакали голосом, их невозможно было остановить. Очень крепкие молитвенники были, и служба была более продолжительная, а казалось, что пролетала. Пели всем храмом, знали все молитвы, Богослужебные песнопения и наслаждались этим. Но мне тогда казалось, что очень мало ходят в храм, хотя причастников было до 400 человек в 70 — е годы, а сейчас в эти годы: 25 — 30 причащающихся. Но все равно приходят, Слава Богу, и за это. Большинство в храме — пенсионеры, те, кто раньше не ходил в храм, и были далеки от Бога, но пришли с трудом, со скрипом, ради батюшки. Молодежи в храме нет, уезжают в город за работой. Бывает, приходят, кое — как перекрестятся, свечечку поставят Великим постом, и пошли из храма. А приходят в храм еще и потому, что иногда говорю: «Умрете, отпевать не буду: кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец».
Сурово, батюшка.
А за то на пользу. Уже знают: заболел, приболел, лежит при смерти — «Батюшка, надо причастить», хотя из десяти усопших отпеваем сейчас — одного.
Может, люди не понимают, как это важно: причащаться перед смертью, отпевать покойного?
Нет. Это неверие. Спрашиваю: «Мать, когда умрешь, тебя нести в храм отпевать? — Нет, не надо, — отвечает, — я не ходила. Хороните так».
Есть сейчас какой — то общий, распространенный в человеке грех?
Сомнение в вере.
Даже у тех, кто ходит в храм?
Да. Невоздержанность. Кощунство. Суеверия. Экстрасенсы. Кодирование. Подозревают друг друга в сглазе, в колдовстве, а не понимают, что Господь попускает за грехи скорби и болезни. Каждый год после престольного праздника 6 мая, кто зовет, я каждый дом, каждую квартиру в Заполье и Заплюсье обхожу с молебном. Причащаются крайне редко. Обычно религиозные люди просят: «Пригласите батюшку, умираю». Крестин нет, но два — три в лето, рождаемость — нулевая, а смертность очень большая. Правда, бывают венчания два — три в год.
На какие же средства Вы содержите храм? У Вас так благолепно, чисто.
На средства прихожан, мне записочки передают из города, просят: «Батюшка, помолись». Есть люди, которые меня поддерживают маленькой жертвой, есть городские бабушки, они собирают копейки для храма, вот на это мы и существуем. Большие пожертвования бывают редко, очень редко.
А помощницы есть?
Один человечек, мы вместе с ней и содержим пока храм, а так все на моих руках. В воскресенье отслужил, а в понедельник приду и привожу храм в порядок, потихонечку убираю здесь. Вот и сегодня приготовил все к престольному празднику для пятницы — нашему Святому Георгию Победоносцу. В основном — все на мне. И служба, и уборка. У меня есть два алтарника, уставщик, который правит службу, он 12 лет со мной служит, приезжает из Плюссы. Есть, кому помогать.
Общаетесь с миром?
Не с кем. Школы нет, да и взрослые далеки от Бога, и уже с некоторыми отклонениями физическими, психическими, дети такие же — у которых родители немножечко неправильный образ жизни вели. Да и в этих семьях нет Бога. У меня бывали раньше дети, с которыми я разговаривал, учил, они приходили ко мне. Потом уехали из поселка, но некоторые приезжают, раз в год причащаются, иногда помогают мне, территорию возле храма уберут. От них нет такого свинства, безнравственности, совесть какая — то еще внутри них живет. И батюшкино нравоучение, воспитание церкви в них осталось. А те, кто не имел общения с Церковью, у них совершенно другая судьба, отрицательная. Не хотелось бы об этом говорить.
То, что Вы видите вокруг, Вас пугает? Или Вы надеетесь на чудо, которое спасет наш народ?
На Милость Божию. И любовь Бога к нам всем. А нам молиться, трудиться и терпеть — вот и все. Труд и молитва самый лучший подвиг. Когда я уходил из Псково — Печерского монастыря, спросил у отца Серафима, ризничного: «Как же мне, отец Серафим, на приходе — то себя вести, ведь я же мальчишка еще? — А он говорит: молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты — монах». Так я и живу советами моих монастырских старцев.
Спаси, Господи!
Если кто — то захочет пожертвовать храму средства и помочь, можно обратиться по адресу:
181023, Псковская область, Плюсский район, п. Заполье, храм св. Георгия Победоносца, настоятелю Архимандриту Никону (Антонову)

«Несвятые святые» и другие рассказы, Архимандрит Тихон — отзыв

Здравствуйте!

Сегодня я хочу рассказать о прекрасной книге «Несвятые святые» и другие рассказы» Митрополита Тихона, издание Псково-Печорского монастыря.

«Несвятые святые» и другие рассказы

Книга довольно увесистая — 627 страниц. Переплет твердый, глянцевый.

«Несвятые святые» и другие рассказы

Книга ведет повествование от первого лица, самого митрополита Псковского и Порховского Тихона. Он рассказывает о пути своего становления, как монаха. И в эту повесть лаконично вплетены удивительные истории других людей «Несвятых Святых». Это и известные старцы, например, Архимандрит Иоанн Крестьянкин, и мало кому известные люди, например, матушка Фрося.

Большинство историй книги связана с обитателями Псково-Печерского монастыря, игуменом которого и является автор.

«Несвятые святые» и другие рассказы

Все эти удивительные истории связаны прежде всего с Промыслом Божьим и Его чудесами.

«Несвятые святые» и другие рассказы

Скептику, конечно, может показаться, что все эти истории сплошной вымысел. Потому что почти каждая история повествует о настоящем чуде, в которое человеку, далекому от Церкви и веры, поверить трудно. В википедии прочитала, что несмотря на такую бешеную популярность книги (2,5 миллионов экземпляров, 14 языков), ее раскритиковали и некоторые православные, обвиняя в том, что вера в ней представлена одними чудесами. Вроде как «Несвятые святые» — этакая Православная сказка. Однако, это автобиаграфическое произведение. И где, как не в монастырях, люди ближе всего находятся к Богу? Потому и вся их жизнь связана с чудесами. Лично я поверила каждому слову, и, честно говоря, очень удивилась, прочитав некоторые рецензии.

В книге очень много черно-белых фотографий, иллюстрирующих те или иные события, места, людей. Еесть фотографии абсолютно всех, о ком идет речь. Это еще больше погружает тебя в атмосферу описываемых событий.

«Несвятые святые» и другие рассказы. Храм в селе Боровик «Несвятые святые» и другие рассказы «Несвятые святые» и другие рассказы. Священномученик Иларион

Книга написана художественным, интересным языком, и читается практически на одном дыхании. Это не проповедь, не перечисление догматов Церкви. Это истории из жизни людей так или иначе связанных с Псково-Печерским монастырем. Наверное, поэтому она и получила такую популярность. Потому что рассказывает о вере именно в художественном формате.

«Несвятые святые» и другие рассказы

В книге есть интересные истории об известных людях, например, про Булата Окуджаву, тещу маршала Жукова. Особенно запомнилась история смерти Сергея Федоровича Бондарчука.

«Несвятые святые» и другие рассказы. Семья Бондарчук

Главная мысль, которую я для себя вынесла — Бог ВСЕГДА рядом, стоит только захотеть его увидеть!


Ставлю «5» и рекомендую к прочтению.

«Несвятые святые» и другие рассказы

Отзыв на небольшой «любовный» роман православного автора Сухининой Натальи Полет одуванчиков.

«Отец Владыка»: Митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону – 60 лет

Архипастырь Русской Церкви и… председатель колхоза. Автор главного православного бестселлера, вышедшего миллионными тиражами на разных языках мира, и… любимый ректор, выпустивший из стен созданной им семинарии множество священнослужителей. Церковный «министр культуры» и… прораб. В последнем нет ни тени иронии: именно так владыка Тихон не раз называл себя сам. Со столь присущим ему улыбчивым прищуром, который, однако, не означал несерьезности сказанного.

Наверное, каждый служитель Церкви в юности мечтает о том, что весь его путь будет состоять из духовной брани и духовных же побед, мало задумываясь о том, что любой настоятель, наместник и даже архиерей — это самый настоящий прораб. Человек, которому суждено не только предстоять в храме за богослужениями перед Престолом Божиим, но и зачастую возрождать, созидать эти самые храмы и монастыри. Нередко своими собственными руками. В строительных перчатках и без.

С рабочими в возрождающемся Сретенском монастыре. Фото: pravoslavie.ru

Нет, конечно, не каждый священнослужитель вместе с благодатью рукоположения обретает дар «крепкого хозяйственника», но в некоторых этот дар возникает совершенно неожиданно. Так это и случилось с Георгием Шевкуновым, молодым московским интеллектуалом (каковых тогда было немало среди любителей «толстых книжек»), выпускником ВГИКа, крестившимся лишь в 24-летнем возрасте, а уже в свой 33-й день рождения ставшим монахом, тем самым всецело посвятив себя Церкви Христовой. Причем, принимая это решение, определив дальнейший путь не только 33-летнего молодого человека, но и того, кем владыка Тихон, избери он другую дорогу, мог стать десятилетия спустя.

В начале поприща. Фото: pravoslavie.ru

От студенца-вгиковца к послушнику Церкви Христовой

Если когда-нибудь в популярной «молодогвардейской» серии ЖЗЛ будет поставлена задача издать томик о владыке Тихоне, автору придется изрядно потрудиться. И даже не потому, что сам владыка — человек скрытный. Напротив, и в личных беседах, и в упомянутом бестселлере «Несвятые святые» он нередко обращается к воспоминаниям. Сложнее в них не запутаться, как это, к примеру, сделали либеральные журналисты, снявшие «разоблачительный» фильм «Духовник», где вольно и невольно переврали практически всё, что смогли. Вплоть до, казалось бы, самых элементарных википедийных сведений.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) на презентации книги «Несвятые святые» в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ, 2011 год. Фото: Максим Шеметов/ТАСС

Не будем повторять многократно сказанное, но основные вехи этого пути пройти стоит. Хотя бы даже для наглядной иллюстрации того, как юноша из нецерковной семьи в годы, когда за веру уже не расстреливали, но вполне можно было вылететь из комсомола, а при должном рвении оказаться в местах разной степени отдаленности от родительского дома, стал… Сначала послушником Псково-Печерской обители. Затем — сотрудником Издательского совета Московского Патриархата. Потом — монахом московского Донского монастыря, воссоздателем и многолетним наместником монастыря Сретенского (и ректором Сретенской семинарии). И, наконец, вновь оказавшись в родных ему Печорах, и тоже в качестве послушника, только это церковное послушание стало иным. Позавчерашний Георгий Шевкунов вошел в эти стены как их священноархимандрит — Митрополит всей Псковской земли.

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр (Шкурла) совершает проскомидию. Слева от владыки Лавра архимандрит Тихон (Шевкунов), 2007 год. Фото: pravoslavie.ru

Однако вернемся в 1980-е, годы духовного рождения будущего владыки Тихона.

Вот как описывает сам момент этого рождения автор «Несвятых святых»:

Я крестился сразу после окончания института, в 1982 году. К тому времени мне исполнилось двадцать четыре года. Крещен ли я был в детстве, никто не знал. В те годы подобное случалось нередко: бабушки и тетушки часто крестили ребенка втайне от неверующих родителей. В таких случаях, совершая таинство, священник произносит: «Аще не крещен, крещается», то есть «если не крещен, крестится раб Божий такой-то». К вере я, как и многие мои друзья, пришел в институте. Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьезное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни».

Архимандрит Тихон (Шевкунов) на открытии выставки «Андрей Рублев», 2010 год. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

Впереди годы становления нового христианина. А пока, в день Святого Крещения, как рассказывал будущий архипастырь, его крестная, простая русская женщина, уборщица московского храма Святителя Николы в Кузнецах, попросив молитв новокрещенного, посоветовала рабу Божию Георгию:

Помолись, пожалуйста, обо мне. У тебя, пока не растеряешь, будет очень действенная молитва… Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы».

Отец Иоанн (Крестьянкин). Имя этого человека известно практически каждому верующему. Отца Иоанна, еще при жизни совершавшего подлинные чудеса, нередко именовали и именуют «старцем». Хотя сам он смиренно отвечал своим восторженным почитателям: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички». Таким старичком он при первой встрече и показался юному Георгию Шевкунову, принявшему совет крестной и вскоре после крестин отправившемуся в Печоры.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в центре), архимандрит Тихон (слева) и архимандрит Анастасий (справа). Фото: pravoslavie.ru

Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково–Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (в ту пору ему было только семьдесят два года), вечно куда–то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее. Пока со временем до нас не стало доходить, что отец Иоанн на самом деле — один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее, как настоящее…»

Сложно сказать, видел ли старец Иоанн будущее юного послушника, но то, что во многом предопределил его — несомненно. После нескольких лет послушаний в Псковских Печорах будущий владыка возвращается в родную Москву, где оказывается в послушании у главы Издательского совета Московского Патриархата, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), одного из самых влиятельных архипастырей Русской Церкви, взявшего духовное (и не только) попечение о многих православных молодых людях. Из числа рядовых сотрудников Издательского совета последних советских десятилетий вышло немало известных клириков. И одним из них стал владыка Тихон, который в октябре 2015-го, в день своего епископского рукоположения, особо вспомнит и митрополита Питирима.

28 мая 1988 года. Глава Издательского совета Московского Патриархата, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) (справа) с митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (будущим Патриархом Московским и всея Руси) на праздновании 1100-летия славянской азбуки. Фото: Александр Овчинников/ТАСС

Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего».

«В годину тяжкую Богом избранный»

Слова, вынесенные в подзаголовок, посвящены еще одному человеку, сыгравшему в жизни владыки Тихона (Шевкунова) особую роль. Это — первая строка тропаря (молитвенного славословия) Святителю Тихону, Патриарху Московскому, ставшему Предстоятелем в кровавые дни большевистского переворота и сделавшему все, чтобы в этих страшных условиях сберечь Русскую Церковь, но вместе с тем избежать компромиссов с богоборцами. В честь именно этого святого в стенах московского Донского монастыря 2 июля 1991 года получил монашеское имя вчерашний раб Божий Георгий.

Обретение мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, Донской монастырь, 1992 год. Фото: pravoslavie.ru

Не пройдет и года, как в феврале 1992-го молодой иеромонах Тихон (Шевкунов) примет участие в обретении мощей Святителя. Будущий владыка не раз с искренним воодушевлением рассказывал (в том числе и автору этих строк), какие чувства испытал, когда неожиданно взял за руку святого, чье имя получил при монашеском постриге. Не знаю, корректно ли такое сравнение, но можно предположить, что именно тогда 33-летний батюшка получил благословение своего Небесного покровителя на святительское служение.

Следующая станция — «Лубянка»

«Еще в девяностые он получит прозвище «лубянский батюшка» — за духовное окормление чекистов».

Пожалуй, именно в этих словах либеральных журналистов квинтэссенция отношения ненавистников Русской Церкви к владыке Тихону, который в 1993 году получил новое послушание — назначение настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, основанного в стенах бывшей Сретенской обители, что на Большой Лубянке (в дальнейшем подворье станет полноценным монастырем, возрожденным практически из небытия). Впрочем, сам он нисколько не чуждался этого прозвища. Да, батюшка. Да, с Лубянки. И таки да, духовно окормлял чекистов. Не знаю, многие ли офицеры Федеральной службы безопасности воцерковились благодаря «лубянскому батюшке», но даже единичные факты не могут не радовать и не обнадеживать.

К слову, именно тогда будущему владыке впервые пришлось столкнуться с серьезным внутрицерковным противостоянием. В святых стенах древнего Сретенского монастыря к тому времени уже обосновалась община небезызвестного священника Георгия Кочеткова, небесталанного проповедника, отличающегося радикальным модернизмом. «Православные либералы», несмотря на указания священноначалия (и непосредственное благословение архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чтобы отец Тихон возродил монашескую жизнь в монастырских стенах), долго не желали покидать Сретенскую обитель.

Москва. 29 ноября 2006 года. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и архимандрит Тихон (Шевкунов) (слева направо) во время торжественной церемонии передачи патриарху посоха, богослужебного облачения и части личного архива бывшего главы Русской Православной Церкви за границей митрополита Филарета (Вознесенского). Фото: Григорий Сысоев/ТАСС

Этот конфликт затянулся и мог закончиться серьезным информационным ударом по Церкви, но Святейший Патриарх Алексий II мудро разрубил «гордиев узел», запретив в служении неугомонного отца Георгия. С тех пор либералы восприняли будущего владыку Тихона личным врагом и вплоть до сегодняшнего дня на информационном поле делают все, чтобы досадить ему и любым его начинаниям. Впрочем, как говорится в восточной мудрости, которую очень любит наш сегодняшний Предстоятель, Святейший Патриарх Кирилл: камни кидают только в то дерево, которое приносит плоды.

А плоды в деятельности владыки Тихона налицо, даже для людей, мало знакомых с новейшей церковной историей. И возрожденная Сретенская обитель со своим рязанским скитом — колхозом-миллионером «Воскресение», — а также основанная Сретенская духовная семинария, одно из лучших учебных заведений Русской Церкви, — лишь самые заметные звенья в цепи этих дел, одним из важнейших среди которых стало непосредственное участие будущего владыки в процессе воссоединения Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Деле, которое в 2007 году поставило точку в многолетнем разделении русских православных людей на «белых» и «красных».

Псково-Печерская Лавра. Фото: www.globallookpress.com

Псков. Конечная?

Сегодня очень многие (в основном, нецерковные) «диванные аналитики» пытаются рассуждать: что же стоит за возвращением владыки Тихона в Псковскую землю? Что это: «ссылка» или, напротив, «трамплин» для дальнейшей церковной карьеры? Точнее всего на подобные вопросы ответил сам владыка: это исполнение его многолетних молитв. Ведь, несмотря на то, что стены Сретенской обители стали для него более чем просто родными, духовная родина митрополита Тихона именно здесь, в Псково-Печерском монастыре. Ну и, конечно, это — очередное церковное послушание, каковых у владыки за три с половиной десятилетия его жизни в Церкви было (и, уверен, еще будет) очень много.

Москва. Сретенский монастырь. Проводы митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) в Псков. 20 мая 2018 года. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Автору этих строк неоднократно посчастливилось общаться с владыкой, но спустя уже пару лет после его архиерейского рукоположения как-то по привычке обратился, как к священнику: «Отец Тихон». И сразу смутился. На что владыка улыбнулся и сказал: «Да я и сам так больше привык». И действительно, очень многие до сих пор обращаются к владыке именно так. Некоторые же шутливо добавляют: «Отец Владыка». Наверное, именно в этом весь митрополит Тихон.

Осмотр выставки «Романовы» Святейшим Патриархом Кириллом и президентом России Владимиром Путиным (справа Владыка Тихон). Фото: pravoslavie.ru

Завершить же хочется словами древнерусского поздравления, которые веками адресовали архипастырям в дни их личных торжеств:

«Много лет ти, святыи владыко!»

Дорогие Честные отцы, Братья и Сестры прошу усиленных молитв о здравии схиархимандрита Никона (Антонова). Каждый день врачи приезжают. Настаивают на госпитализации. Никон (Антонов), схиархимандрит, насельник Успенского Псково-Печерского мужского монастыря В миру Антонов Владимир Сергеевич, родился в городе Касимове. С 3-х лет посещал храм в родном городе. Будучи школьником, в дни зимних и летних каникул стал трудиться в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре, а по окончании средней школы поступил в эту обитель. Его духовным отцом, до самой своей кончины, был архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006), с которым он общался с детских лет в городе Касимове. С 1973 года жил в монастыре постоянно. В 1974 году был пострижен в монашество с наречением имени Никон. В 1975 году был рукоположен в сан иеромонаха. В том же году был назначен настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца села Заполье Плюсского района Псковской области. Когда он уходил из монастыря, то спросил у отца Серафима, ризничного, о том как ему вести себя на приходе, а тот ответил: «Молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты – монах.» Старался сохранить приход в условиях катастрофического убывания населения; нёс основную ответственность за поддержание храмового здания; пытался возобновить близлежащий источник преподобномученицы Анастасии Римляныни, который невежественные люди превращали в свалку. 23 февраля 2012 года вернулся на постоянное жительство в Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. 14 августа того же года был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретарёвым).

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, одном из известнейших храмов мира, находится огромный мужской монастырь, имеющий многовековую историю, основой которой стали старцы – великие праведники своего времени. Обитель ни разу за всю свою продолжительную жизнь не была закрыта, её не сломили войны и гонения власти. Она по праву считается шедевром христианской культуры, ибо в ней воедино слились незыблемая красота и величественная духовность православия.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Святые Псково-Печерского монастыря

Великая история монастыря вылилась в его не менее величайшем наследии, ибо только благодаря этому он смог сохранить древние монашеские традиции и соединить их с цветом мирового старчества.

В конце XX века в нём осуществляли свою деятельность ныне прославленные в лике святых:

  • митрополит Вениамин;
  • иеросхимонах Симеон;
  • архимандриты Иоанн и Алипий;
  • схиигумен Савва;
  • иеросхимонах Михаил;
  • валаамские старцы и другие подвижники Божьего Слова.

Также в храме находятся величайшие святыни православной религии, известные во всём мире:

  • мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря, Симеона и мученицы Татианы;
  • иконы Божией Матери “Успение Пресвятой Богородицы” и “Умиление”, икона Николая Чудотворца.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Монастырь во все времена привлекал к себе паломников со всего мира. Некоторые ехали, дабы увидеть великие святыни, а многие – за советом мудрых старцев.

Одним из них был Лазарь Прозорливый, который восстал из гроба на третий день после смерти и ещё 16 лет прожил, повторяя: “Смерть грешников люта”. Однажды император Александр I пожелал встретится с ним, и старец говорил с ним о том, что нужно служить примером для своих подданных, ибо жизнь любого человека на земле недолга.

Особо почитаемым старцем храма был канонизированный преподобный Симеон. Он был известен благодаря своим чудодейственным возможностям исцелять тело и душу человека, даже временить приход кончины.

Также в почёте у православных людей всегда находился старец-исповедник Иоанн. За утешением и мудрым советов к нему при жизни приезжали люди из разных стран.

Наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.

Тихон в Псково-Печерском монастыре находится с 1995 года. Став выходцем из семьи священнослужителей, он также всю свою жизнь посвятил этому благородному и праведному делу. Его путь к Господу был насыщен смирением и покаянием в делах:

  • представитель братии храма;
  • монах;
  • иеродиакон;
  • иеромонах;
  • помощник келаря и благочинного;
  • выпускник Духовной Семинарии;
  • преподаватель духовного училища;
  • наместник монастыря;
  • выпускник духовной академии со степенью кандидата богословия.

Его дела на протяжении духовного становления отличались своей праведностью и благочестием, а вклад в развитие православной культуры переоценить невозможно. И всё же главным полем деятельности для него остаются люди, которые нуждаются в его помощи и поддержке. Тысячи прихожан ежедневно приходят к старцу за мудрым слово, дабы обрети долгожданное спокойствие и смирение.

Старец Никон. В Псково-Печерском монастыре сегодня он также занимает очень важное место. Его дорога жизни была не менее тернистой, но всегда рядом с ним находился Господь, который и указал ему истинное предназначение.

Деяния Никона всегда были направлены на духовное образование православного народа: своими проповедями он пытается исцелить души и направить людей по праведному пути. Богослужения, которые он проводит и в которых принимает участие, – это красивые и духовное богатые мероприятия, цель которых – дать человеку самому осознать, понять и принять Бога в душе.

Старцы Псково-Печерского монастыря – это поистине великие люди прошлого и настоящего, потому что в их словах – вера и правда, а в делах – доброта и благодать. Они – оплот православной религии, и их значение для её дальнейшего развития огромно.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Добраться до монастыря на сегодняшний день не составляет особого труда, так как к нему регулярно ездят экскурсионные автобусы. Но если уж духовной целью является совершение паломничества самостоятельно, то удобнее всего будет сделать это следующим образом:

  • из Москвы или Петербурга добраться поездом до Пскова;
  • от Пскова до старого города Печоры, близ которого и находится храм;
  • далее – к самому монастырю (дорогу знает каждый, кто живёт в этой местности).

И следует помнить, то дорога к храму – это путь к Богу. И его нужно пройти каждому христианину.

Смотрите видео о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре: