Смерть в церковный праздник

Содержание

Смерть как повод для праздника

Блаженная кончина Пресвятой Богородицы последовала спустя 15 лет после распятия Христа Спасителя. Один из апостолов не успел на погребение, тогда ученики Христа открыли гроб Божией Матери, чтобы он смог поклониться Ей. Но гроб оказался пуст, так как Господь вознес на небо не только душу Богородицы, но и тело. В чем смысл этих чудесных событий и почему христиане стали отмечать смерть Приснодевы Марии как один из величайших праздников рассказывает настоятель саратовского храма первоверховных апостолов Петра и Павла игумен Нектарий (Морозов).

Смерть — радость встречи

Многие люди задаются вопросом: «Как же можно праздновать смерть человека?». Но для христианина свойственно совершенно особое отношение к смерти. Вся наша жизнь — это время испытаний, трудов, скорбей, а смерть — это разрешение от уз плоти и возможность для человека быть с Богом, если он к этому готовился здесь, на земле. Вся жизнь Пресвятой Богородицы была служением Ее возлюбленному Сыну и Богу, а самым сильным Ее желанием было желание неразлучно пребывать с Ним. Поэтому для Богородицы смерть стала не страшным переходом в неизвестность, а подлинной радостью воссоединения с Тем, Кого Она любила всем Своим сердцем.

И мы празднуем, с одной стороны, вот это событие из жизни Пресвятой Богородицы, а с другой стороны отмечаем возможность для человека увидеть в смерти не ужас, не небытие, не ожидание мучений, а единение с Богом.

Memento mori

Празднику Успения предшествует строгий двухнедельный пост в воспоминание того, что Божия Матерь всю свою жизнь проводила в сугубых трудах поста и молитвы. Он установлен Церковью не только для того, чтобы поупражняться в самоограничении и достойно подготовиться к встрече праздника, но и для того чтобы поразмышлять о подготовке к собственной смерти. Ведь мы в повседневной жизни очень легко забываем о том, что она заканчивается и слишком беспечно относимся к ней, слишком безоглядно согрешаем и даже в мелочах таким образом каждое мгновение предаем Бога. А Успенский пост как раз может стать временем осмысления того, как же нужно исправить свою жизнь, чтобы подготовиться к грядущему исходу, и временем молитвенного обращения к Божией Матери с просьбой помочь в этом. Тем более что, как говорит преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань», человеку на пороге смерти сопутствуют очень сильные искушения, и одно из них — это страх и потеря надежды на милосердие Божие. А пример Божией Матери может нас научить тому, как не бояться смерти, но уповать на безмерную любовь Божию.

Чин погребения

В православном богослужении существует Чин погребения Божией Матери. Эта служба удивительно трогательная и умилительная. Мы знаем из Священной Истории, как собрались апостолы к одру Пресвятой Богородицы и как они оплакивали свое временное расставание с Ней. И Чин погребения Пресвятой Богородицы написан как бы в воспоминание этого события, но он также дает возможность молитвенно выразить Божией Матери наше почитание, любовь и упование на Нее. Поэтому очень важно присутствовать на этом богослужении и дать своему сердцу вкусить эту сладость и радость прославления Пресвятой Богородицы.

Почему именно Она?

Жизнь Пресвятой Богородицы связана с чудесами, буквально превосходящими человеческое естество. И даже Православная Церковь воспевает Ей такие слова: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая». Почему Господь избрал именно эту девочку в жилище Себе? Что в Ней было такого особенного? На первый взгляд может показаться, что ничего особенного и не было. Но Господь ведь зрит не на внешний образ человека, а на его сердце….

Мы все знаем, как трудно бывает отказаться от своей воли и исполнить волю Божию, чего бы это ни касалось: какого-то вопроса, влияющего на весь жизненный путь, или какого-то продукта, который хочется съесть. Наша воля оказывается для нас всегда самым дорогим и самым ценным. Более того, человеку кажется, что его воля — это и есть он сам, и отказаться от своей воли — значит отказаться от себя.

В сердце маленькой Отроковицы Девы Марии Господь обрел то, чего не было больше ни в ком — готовность совершенно отказаться от своей воли и исполнять Его волю. Чего хочет Господь от человека? Чтобы человек спасся, а для этого — научился жить с Ним еще в этой жизни и навсегда с Ним соединился в жизни вечной. Божия Матерь не сопротивлялась этому намерению, поэтому Она оказалась не просто достойной, но и способной принять в Своем пречистом чреве Воплотившегося Бога. А благодаря этому путь к Небесному Отцу и воссоединение с Ним стало возможным и для всех нас.

Фото Юлии Ракиной

«Саратовская областная газета», 27 августа 2014 года

Записала Инна Стромилова

Дед умер на Благовещение. Что это значит?

Вопрос читателя:

Добрый день! Слышала, что, если человек умирает в большой праздник, то это что-то значит. Мой дедушка умер 7 апреля. Мне б хотелось знать, действительно ли это был какой-то знак?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Действительно, есть такое убеждение, что смерть в большой праздник церковный – это что-то значит и что если Господь забрал человека в такой день, то чем-то этот человек отмечен. И на этом наше знание заканчивается.

Что с этим делать? Совершенно точно, что смерть в такой день не означает, что дедушке не нужны молитвы. И, пожалуй, единственное, что нужно сделать для него – это молиться. О том, как это сделать, предлагаю Вам посмотреть наши материалы о поминовении усопших:

11 вопросов о поминовении усопших

Когда поминать усопших в 2019 году

Как поминать усопших?

Как поминать усопших в Великий пост 2019

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Слово на отпевании

В нашем храме в редкий день не бывает отпеваний, обычно один-три гроба, но случается и больше, максимально, если не ошибаюсь, я отпевал одновременно десять покойников. Люди, стоящие у гроба, как правило не церковные совсем, единицы ходят в храм и имеют опыт молитвы, таких всегда узнаешь по глазам. Сердца близких умершего удручены горем и открыты для слов утешения и помощи. Стараюсь достучаться до них, не торопясь и внятно читая тексты чина погребения и произнося проповедь. Обычно говорю три слова, перед отпеванием для настроя на молитву, кратко перед чтением разрешительной молитвы с призывом простить и попросить прощение и последние слова произношу после предания земле, напутствуя и предлагая близким что то поменять в себе ради умершего.
Слово перед отпеванием.
Братия и сестры, сегодня вы собрались помолиться о ваших усопших близких и родных. Мы привыкли помогать дорогим наш людям всякими земными способами: заботой, вниманием, материально, сочувствием, советом, поддержкой. Когда же человек умирает, очень часто мы упрекаем себя в том, что не все сделали для него, были забывчивы, не сказали друг другу каких то главных и важных слов. Сейчас все земные средства помощи уже не нужны нашим ушедшим близким, но мы все таки можем им помочь. Когда люди выполняют работу то напрягают мышцы, делая что то тяжелое, или волю, принимая решение. Сейчас же надо напрячь наши сердца и пусть молитвы, что мы сейчас будем петь и читать, будут теми главными словами, которые вы не успели сказать, пусть из сердец ваших будет изливаться те внимание и поддержка, которых может быть не хватало раньше в ваших отношениях с умершим. Мы живем не только подчиняясь государственным установлениям или законам природы, есть еще духовные правила жизни, одно из них гласит: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. Оно подобно закону переливающихся сосудов в физике. И Господь судит о умерших и по тому, что они оставили в наших сердцах. Образно выражаясь, Он смотрит на нас всех сверху и думает: надо же как они любят этого человека, значит он заслужил такой любви и моей милости. Поэтому напрягите ваши сердца и будем молиться.
Слово после отпевания.
Вы плачете, а ведь это слезы о нас самих: как же мы будем дальше жить, как нам теперь не хватает наших близких. Одна женщина, трагически потерявшая мужа как то призналась после панихиды: я три года жду, чтобы кто то сказал мне те слова, что облегчат горе, но так и не услышала их. Мне тогда подумалось, действительно нет таких человеческих слов, только Господь может дать измученным сердцам облегчение. Поэтому люди чаще всего не хотят думать и говорить о смерти, пытаются быстрей забыться, закрутиться в работе, в суете. Но посмотрите как относятся к смерти истинные христиане, взгляните на церковный календарь, дни памяти святых почти всегда дни их кончины, а так как большинство святых мученики, то тяжелой, жестокой, насильственной. Когда то близкие убиенных мучеников тоже страдали и плакали, прошло время и эти дни стали называться для нас не траурными датами, а праздниками. Если будем молиться за своих усопших, то со временем и для нас даты их успения будут не временем плача и скорби, а встречи и утешения.
Но все равно сердце человеческое хочет помочь усопшим и земными способами, тогда посмотрите вокруг, сколько же на земле горя, несчастий, нужды. Если мы поможем кому то ради наших близких то мы им поможем. Но думается самая большая жертва для них-это мы сами. Может быть они хотели, чтобы мы в чем то изменились к лучшему и исправились в плохом, почему бы не исполнить их волю сейчас. А если вы хоть иногда бываете в храме, то может быть начать это исправлению с искренней исповеди, открыть себя для Господа, чтобы он принял эту нашу жертву и дал утешение всем, живым и усопшим. Аминь.

Траурная речь на похоронах — прощальные слова умершему

Здесь вы найдете примеры текста для траурной речи на похоронах. Эти прощальные слова умершему написаны в прозе (не в стихах), универсальны (подойдут коллеге, другу, маме, папе, бабушке, другим родственникам) и пригодны для публичного выступления или в узком кругу. Все имена использованы исключительно для удобства изложения. Если вы решили использовать какой-либо пример, не забудьте сменить имя на нужное.

Слова соболезнования близким можно выразить отдельно, а можно включить их в одну из выбранных ниже речей (обычно слова скорби произносят в самом начале).

Вариант №1

Огромное горе постигло нас и привело сегодня в этот траурный зал. С чувством глубокой скорби и невосполнимой потери мы провожаем в последний путь дорогого нам человека (здесь указать имя).

Детство и юность (имя) прошли в поселке (наименование населенного пункта) и уже тогда проявились наиболее яркие черты её личности: дисциплинированность, неординарный ум, упорство в учебе и труде, нацеленность на результат, прямолинейность и житейская хватка. Мария Ивановна всегда завоёвывала симпатии людей своим умением договариваться, понимать людей и налаживать длительные, прочные отношения основанные на взаимном доверии и доброжелательном отношении. Поэтому у нее всегда было много друзей, деловых контактов и крепкая, дружная семья. Помимо этого, её отличала – высокая внутренняя культура, выдающиеся нравственные качества и личное обаяние.

Мы все знали (имя) как человека незаурядного, умного и энергичного. Она очень многое сделала для нас, всегда помогала чем могла и её личность для нас всегда была весома и значима, как и её решения, мнение, поддержка.

Мы рады что ты была в нашей жизни, потому что принесла в неё много света, тепла и добра. Помним тебя, любим, скорбим.

Вариант №2

Он (при необходимости указать имя покойного) был удивительным человеком с непростой и интересной судьбой. Иван Иванович всегда говорил, что у человека есть три вещи, которые делают его человеком, это – работа, друзья и семья. И вот сегодня все мы собрались, чтобы попрощаться с тобой – человеком, который считал нас главными составляющими своего бытия.

В последнее время ты часто говорил, что всё меньше заглядываешь в будущее и всё чаще оборачиваешься на прошлое… И замечаешь, что с течением времени, дети и семья становятся всё важнее для тебя, а твоя роль в их жизни становится, наоборот, всё менее заметной. С последним твоим утверждением я не соглашусь. Нам тебя не хватает. Мы по тебе скучаем. И роль твоя в нашей судьбе навсегда осталась самой значимой. Без тебя весь мир стал другой и как с этим жить дальше – пока непонятно.

Мы мерили свою жизнь, свои победы и ошибки – по тебе. Мир, в котором был ты, казался нам очень прочным. Обещаю, что мы, твои дети, внуки не оставим друг друга, будем поддерживать друг друга так, как это делал всегда ты.

Ты показывал, учил нас как быть крепкой семьей и мы научились, постараемся справиться. Но мы, папа, не забудем тебя, и вряд ли сумеем отпустить так быстро. Даже теперь тебе придется поработать для нас ориентиром на жизненном пути. Спасибо.

Вариант №3

Друзья, близкие и все присутствующие! Сегодня мы навсегда прощаемся с дорогим нам человеком и я бы хотел сказать несколько слов в память о нем.
Наша семья понесла огромную потерю, лишившись важной своей составляющей – тебя, мама. Она была удивительно скромная, удивительно тактичная, мудрая и талантливая. Настоящая хранительница семейного очага. Именно благодаря ей и её многолетнему неустанному труду, поддержке, вниманию и твердому управлению наш дом был настоящей крепостью и пристанищем от житейских бурь. А все члены семьи всегда были обласканы, обогреты, сыты, одеты, образованы и жизнерадостны. Мама всегда знала как утешить и когда не надо навязывать советы и нравоучения. Она умела найти подход к любому, хотя это было нелегко. Она кропотливо, день за днём, создавала наш уютный, комфортный мирок, в котором каждый значим и не забыт. Она ежедневно дарила нам свет, тепло и доброту. И мы этого никогда не сможем забыть.

Теперь мамочка, отдохни от своих трудов, поспи. Побыла ты с нами так недолго, а любви и тепла оставила на несколько жизней вперед. И навсегда останешься в сердце. Навсегда будешь образцом настоящей мамы, и твои уроки (твой пример) никогда не будут забыты. Мы постараемся и в своих семьях создать такую же теплоту, любовь и радость, к которым стремилась ты.

Вариант №4

Здравствуйте, меня зовут Петров Петр Петрович, я многие годы трудился вместе с покойным, был его коллегой и другом, одним из самых близких людей его круга, не считая родственников.

Сегодня скорбный день и мы провожаем Сидора Сидоровича в его последний путь. В такие печальные минуты всегда сильнее заметны качества личности ушедшего человека и острее чувствуется то, чем и кем он был, значимость того, что он делал. Оборачиваясь назад, становятся особенно ярко заметны его интеллект, опыт, ум и безупречный профессионализм. Безусловно, это был один из самых ярких и ценных членов нашего коллектива (команды, организации, и т. д.).

Сидор Сидорович умел спокойно, конструктивно и эффективно (и это – самое главное) решать самые сложные задачи, добивался максимальных результатов. И делал это на протяжении всего своего карьерного пути. А путь этот был – непростой и не быстрый. Он начал его с самых начальных ступеней и добрался практически до конца, претерпев на своем пути множество профессиональных преображений. Для меня он всегда был и останется примером настоящего профессионала, каким он должен быть – увлеченным, упорным, настойчивым в достижении целей, постоянно обучающимся и развивающимся, растущим над собой. Я и многие другие мои коллеги всегда учились у него, теперь нам будет очень его не хватать. Он многое сделал для развития нашей организации, для укрепления её позиций в отрасли. Его ответственность и чуткая, искренняя забота о людях навсегда оставили след в наших сердцах. Таким и был Сидор Сидорович – благородным, порядочным человеком.

Мы будем помнить вас Сидор Сидорович, уважать, любить и благодарить. Вы – навсегда в наших сердцах. Прощайте.

Вариант №5

Папа всегда настаивал чтобы собирать нас всех вместе как можно чаще, видеть нас всех вместе и чтобы в жизни мы всегда держались друг друга. Вот и сегодня он, по своему обыкновению, собрал нас всех вместе. Но этот раз – последний, когда он с нами.

Папа был удивительным человеком – настоящим бойцом и учил этому нас. Наверное, на качества его личности наложило отпечаток детство, в котором, зачастую, не было элементарных вещей первой необходимости. Он вытащил семью из тяжелейшей нужды, всегда добивался поставленной цели. Был изобретателен и оптимистичен и научил меня в сложных обстоятельствах обращаться за поддержкой именно к этому качеству внутри себя. Оптимизм теперь и меня выручает в непростые дни. За это я ему всегда буду благодарен.

Он был отличным, заботливым, чутким и любящим мужем и отцом. Никогда не отказывал мне в заботе и помощи. Построил дом, вырастил красивый сад, дал мне образование и крышу над головой. Всегда был настоящим хозяином и опорой семьи. С ним всегда было спокойно и надежно. Что еще можно пожелать от собственного отца? Нет ничего такого, что он мог бы дать, но не отдал мне и маме.

Сегодня я потерял не только родителя и ангела-хранителя, но и – лучшего друга. Потому что папа, когда закончилось мое детство, технично перешел от статуса отца, к статусу друга. Мы вместе реализовывали общие замыслы и он прислушивался к моему мнению, часто спрашивал совета. Это для меня очень многое значит и очень придает сил и веры в себя. Теперь уже я не смогу с ним говорить, обсуждать и строить планы… Но обещаю, папа, что закончу всё начатое тобой и всё сделаю так, как ты хотел, планировал и мечтал.

Я всегда буду помнить тебя, навещать и любить, отец. Ты навсегда останешься для меня образцом мужчины и человека. Не хочу говорить тебе «прощай». Скажу – «до свидания». Ты всегда будешь присутствовать в моей жизни в том или ином виде, в моём сердце и в моих мыслях, хоть разговаривать с тобой я уже никогда не смогу.

Вариант №6

Мою бабушку всегда выделяла потрясающая организованность и волевые качества. В молодом возрасте она осталась одна с тремя детьми, без всякой помощи и поддержки. И смогла вырастить и выучить их приличными людьми. Ни один из них не стал алкоголиком, наркоманом, преступником. Все дети работали и работают, родили своих детей и воспитывают их в любви и заботе. А уж как она умела в крайне стесненных обстоятельствах организовать достойные условия жизни для себя и своих детей… Такого образцового и эффективного хозяйствования я нигде и никогда больше не встречала. Это – её талант. Чего ей это стоило – никто не знает.

Бабушка никогда и никому не жаловалась, её просто невозможно было заставить потратить время на нытье, пустую болтовню или праздное проведение времени. Сколько её видела и помню, она всегда была чем-то занята, постоянно решала житейские задачи – свои и своих детей. Трудилась до последнего своего дня и старалась, как могла, поддерживать своих взрослых детей. Она никогда не жалела внимания, заботы и ласки для близких.

Главное качество бабушки – тонкий острый ум. Ироничность и потрясающее чувство юмора. Она и нас научила в трудностях всегда пить из этого источника. И до сих пор я пользуюсь ее уроком. Он меня неоднократно выручал из, казалось бы, безвыходных жизненных ситуаций. Не могу передать словами сколько тепла она мне отдала… и сейчас она не забрала его с собой, оставив мне на всю жизнь вперед.

Спасибо, дорогая, что была со мной, что хранишь столько моих секретов… спасибо за заботу и доброту, за свет, которым освещала моё детство и последующие годы. Ты – навсегда в моем сердце, я люблю тебя сейчас и буду любить всегда. И обещаю, выполню всё, о чем мы с тобой договаривались.

Вариант №7

Уважаемые друзья, близкие, коллеги. Сегодня, в этом траурном зале, нас собрала вместе огромная утрата. Мы прощаемся с Харитоновым Харитоном Харитоновичем. Представлюсь для тех, кто меня не знает. Меня зовут Иванов Иван Иванович и с Харитоном Харитоновичем меня связывали дружеские отношения.

Мы были знакомы 15 лет, и Харитон был – особенный человек. Он как никто другой умел дружить и был – настоящим другом. Таким, каких сейчас можно встретить только на страницах книг и в красивых фильмах о дружбе. С ним всегда было интересно и находясь рядом, невозможно было не делать для себя новых открытий. Он постоянно был в движении и приводил в движение всех, кто попадал на его орбиту. Лично мне он открывал и меня самого. Находил какие-то новые таланты и качества, умел поддержать в трудную минуту, порадоваться вместе счастливым моментам и никогда не тянул одеяло на себя. Не завидовал. Не был равнодушен. Не делал подлостей. Не умел юлить, подхалимничать, льстить.

Я таких людей больше не встречал и не знаю, встречу ли когда-нибудь ещё. Мне будет очень тебя не хватать, дружище. Уже не хватает. Спасибо тебе за то что был и за то, что принес в мою жизнь столько добра. Буду помнить тебя, любить, чтить твою память и поддержу твоих близких. Не волнуйся, не оставлю их. Думаю, тебе бы этого хотелось. Прощай.

Рекомендации:

  • Чтение стихов на прощании с усопшим не считается уместным и не стоит этим злоупотреблять. Однако, прощаться в форме стихов уместно, если ушедший их очень любил или написал сам и они (стихи) были неотъемлемой, значимой, частью его жизни.
  • Если речь говорит посторонний человек от имени семьи (коллег, родственников и т.д.), то вначале необходимо представиться (тем кто не знает) и коротко обозначить в каких отношениях спикер был с покойным или кем ему приходился.
  • В прощальную речь уместно включить какой-либо интересный случай, который характеризует усопшего. Допустимы, также, воспоминания радостных событий, забавных случаев, но без фарса, сарказма, не превращая церемонию в балаган.
  • В конце необходимо сказать персональные слова навсегда ушедшему человеку. Это могут быть просто слова прощания или теплые слова любви и почитания. Принято так же давать какие-то обещания или напоминать какие-то договоренности, которые вы обязуетесь выполнить (возможно, покойный оставил завет или просьбу, настаивал на их выполнении членами семьи, друзьями, коллегами). В целом, последние слова должны быть такими, как если бы вы говорили с живым человеком, которого провожаете навсегда и желаете оставить у него и у себя теплые, светлые чувства и сохранить дружеские взаимоотношения.
  • Выяснения отношений, припоминание недостатков и споров, дележ чего бы то ни было, в траурной речи – неприемлемы.
  • Если приготовили не пару коротких предложений, а – полноценную речь, то допустимо читать её с листа бумаги, чтобы не сбиться и не тратить время на мучительный подбор слов (да и обстоятельства таковы, что слова зачастую покидают голову и не желают в неё возвращаться).
  • При перечислении личных качеств, даже негативные стороны характера можно назвать корректными формулировками, обойтись без мелочных подробностей. Для этого достаточно посмотреть на них под другим углом и выявить «обратную сторону медали». Например: назойливость, зацикленность и настырность можно назвать – упорством, умением добиваться целей, настойчивостью и целеустремленностью. А требования невозможного можно представить как ориентацию на высокие цели, мечтательность и амбициозность.

День смерти человека не случаен, как и день рождения

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.

А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».

То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?

Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.

И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Текст, фото: Мария Строганова

Впервые опубликовано на «Правмире» в феврале 2015 года

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти, то книга «Правмира» «От смерти к жизни» — для вас!