Смерть он или она?

Особенности умирания человека

Смерть имеет техническую и биологическую стороны. Техническая сторона связана с прекращением действия программы жизни человека, отделением души от тела и улавливанием ее определенными устройствами тонкого плана с дальнейшим направлением в сепаратор, т. е. место ее обработки и хранения. Биологическая смерть связана с включением процессов распада для материального тела и отделением временных энерготел от души.

Смерть происходит при достижении индивидом последней точки своей программы, которая включает саму ситуацию смерти и все события, связанные с ней.

Каждый человек умирает по-своему. Смерть носит индивидуальный характер. Но давайте задумаемся, почему одни люди умирают легко, а другие – долго мучаются? Почему одни умирают на больничной койке, а другие – в какой-либо катастрофе? Влияет ли что-то на форму смерти?

На то, как человек умирает, влияет его прошлая жизнь и выбор, делаемый им в настоящей жизни. То есть насколько правильно он выполнил данную ему Свыше программу.

Причин для смерти и особенностей ее течения много. Назовем лишь несколько.

1) Если человек точно выполнил свою программу, то его смерть будет легкой и безболезненной. Например, некоторые люди засыпают и не просыпаются, или человек шел, шел, упал – и сразу умер, то есть он упал от мгновенной остановки сердца. Так умирают люди, выполнившие свою программу и не наделавшие энергетических долгов.

Человеку очень важно не оставлять энергодолгов.

2) Те души, которые уничтожаются как брак, как не преуспевшие в развитии, тоже могут умирать мгновенно, но уже по-другому. Например, это может быть мгновенная смерть в автокатастрофе, от несчастного случая: человек шел по улице, и ему на голову упал кирпич. Мгновенная смерть от пули тоже считается немучительной. Быстрая смерть не несет в себе мук для человека. То есть мы все-таки видим разницу между смертью в первом и во втором случае.

И те, и другие люди умирают мгновенно, не почувствовав боли и страданий, но у бракованных душ сам характер смерти другой, не такой, как у людей, живших правильно и выполнивших свою программу.

Во втором случае присутствует испуг, стресс, неожиданность. Это позволяет душе быстрее освободиться от тела и дает стартовую энергию для подъема Вверх. Ведь бракованные души накапливают в себе отрицательные энергии и не могут сами подняться, поэтому им через испуг, потрясение дают дополнительную энергию для подъема в верхние слои.

3) Мучаются перед смертью души, которые совершили какие-то ошибки, недобрали в матрицу каких-то типов энергий, т. е. в чем-то недовыполнили свою жизненную программу в настоящем или прошлом. Программа содержит в себе варианты выбора. Поэтому часто своими поступками в настоящем человек выбирает для себя форму своей кончины в будущем.

Некоторые люди умирают от заболеваний определенных органов, в основном тех, которые недовыработали и недопоставили требуемый тип энергий соответствующим планетам при жизни человека в прошлом или настоящем воплощении. Через болезнь, как мы уже говорили в первой части, телом производится нужная энергия и происходит компенсация энергодолгов человека.

Допустим, человек всю жизнь неправильно питался, не соблюдал диет, очищающих организм. В результате пищеварительные органы у него производили брак – энергию гораздо более плохого качества, чем если бы он питался правильно. А любая программа требует от человека правильных действий. Если человек произвел не те энергии, которые требовала его программа, то у него появился энергодолг. Чтобы его аннулировать уже в данной жизни, органы человека построены таким образом, что при неправильном режиме их работы в них развиваются заболевания. А любая болезнь строится так (и это специально закладывается Высшими в конструкцию тела человека), что заболевший орган начинает выдавать чистую энергию, именно ту, которая и требовалась программой человека. Поэтому любая болезнь очищает и ликвидирует какие-то задолженности индивида.

Человеку очень важно выполнить жизненную программу. Невыполнение ее влияет и на заболевания в течение жизни, и на форму его кончины.

4) На форму кончины влияет и карма. Если человек в прошлом убил кого-то, то в настоящей жизни он сам будет убит. Это планируется уже на основе закона причинно-следственной связи и законов морали. Человека воспитывают нравственно, поэтому заставляют его на себе испытать то, что он делает другим. Это повышает его сознательность.

5) Некоторые больные мучаются перед смертью не только по причине невыполнения своей программы, но и для тестирования родных людей, чтобы выявить их истинное отношение к больному, проверить их человеческие качества. Ведь, пока человек здоров – к нему одно отношение, а когда заболевает, отношение может измениться и родные могут стать бессердечными и равнодушными. И для этого обычно совмещают карму больного и карму родных.

6) Или взять смерть младенцев. По какой причине может даваться такая короткая жизнь и непонятная смерть?

Когда умирает младенец, в этом случае тоже совмещают карму родителей и той души, которая рождается и сразу умирает. Рождение сопровождается большим выплеском энергии, которую душа недоработала для иерархической Системы в прошлой жизни. И даже одного рождения и смерти бывает достаточно, чтобы покрыть прошлые долги. Ведь у человека существуют обязанности не только перед собой, но еще и перед теми, кто запускает его в эту жизнь. Он обязан производить энергию и для Высших Личностей, находящихся в тонком мире и следящих за человечеством.

Поэтому если Высшие недополучили какой-то тип энергии, Они будут заставлять человека отрабатывать эти долги.

Правда жизни – сурова. Иногда открываются такие истины, что они шокируют наше сознание. Но всегда причиной всех неприятных смертей или коротких жизней является сам человек.

7) Или возьмем еще один пример. Если человек ведет беспутную, разгульную жизнь, то использует не по назначению те средства, которые выделяют Высшие на организацию его жизни на Земле, поэтому он нарабатывает своим неправильным поведением энергодолги.

Но человек должен понимать, что, когда он совершает правильные действия, соответствующие высшей морали общества, его личной программе и требованиям Высших, – он производит через свои действия те типы энергий, которые планирует программа его жизни. Если же он поступает подло, неправильно, делая много ошибок, придерживается низкой морали, то он производит через неправильные действия бракованные энергии. А они оседают грязью в его тонких телах – потому что Высшим энергетический брак не нужен.

Энергия давалась Высшими на его жизнь и выполнение личной программы. Но при неправильном поведении индивида получается, что он эту энергию использовал на то, чтобы произвести брак. Отсюда у него появляются энергетические долги: он обязан в следующей или настоящей жизни отработать то, что ему положено, и произвести именно те энергии для себя и для Высших, которые ему положены по программе. И пока он не отработает эти долги, он дальше в развитии не двинется.

А чтобы отработка происходила быстро, чтобы он не отставал в эволюции, Высшим приходится посылать такой душе еще более сложные ситуации в жизни. Иногда энергодолги бывают такими большими, что компенсировать их становится возможным только за счет очень коротких жизней, когда человеку дают возможность прожить всего несколько лет или даже месяцев, а не полную жизнь.

Поэтому, когда человек умирает в младенчестве или в 5, 11 лет, это души-должники. Они отрабатывают свои прошлые энергодолги. Должники прожили короткие жизни, то есть они пришли на Землю только для того, чтобы отработать свои долги.

Через функции своей жизни они производят для Высших то количество энергии, которое задолжали в прошлом воплощении в связи с невыполнением личной программы. Продолжительность жизни в 11 или 16 лет говорит только об одном – насколько человек жил неправильно и насколько его понятия о жизни отличались от понятий Высших Учителей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Гипермаркет знаний>>История>>История 5 класс>>История: Мир пирамид

12. Мир пирамид

1. Для чего строились пирамиды.

Древние египтяне почитали фараона как бога. Ему принадлежала земля Египта. Он, как бог, лишь позволял своим подданным жить на ней и обрабатывать ее. Египтяне верили, что от фараона исходит особая жизненная сила, как свет и тепло от солнца. Не случайно в титул фараона обязательно входило имя одного из богов солнца. Имя самого фараона также обязательно включало имя бога. Так, например, многие фараоны Египта носили имя Рамсес. Оно означает рожденный Ра. Ра был в Египте богом солнца.

Фараон, по убеждению древних египтян, должен был жить вечно. Вступая на престол, он сразу же начинал заботиться о своей «жизни после смерти», приказывал соорудить для себя «дом вечности» — гробницу. Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид.

Древнейшие пирамиды были ступенчатыми. Ступени такой пирамиды образовывали лестницу, по которой фараон, как считали древние египтяне, после смерти мог подняться к небу, где и надлежало пребывать богам.

Позже ступени пирамид стали закладывать камнями. Каждая из сторон пирамиды образовывала огромный гладкий треугольник. Пирамида была облицована известняковыми плитами, а ее вершина — блестящим камнем или листовым золотом. Вершина ослепительно сияла на солнце. Стороны пирамиды казались гигантскими лучами, которыми бог солнца связывал небо и землю.

Пирамиды в Гизе. XXIX-XXVIII вв. до н.э.

2. Как строились пирамиды. Величайшими сооружениями являются три пирамиды рядом с современной столицей Египта Каиром. Самая большая из них — пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м. Сложена она из двух миллионов трехсот каменных блоков. Каждый блок весил почти две с половиной тонны. Пирамиду строили десятки лет многие тысячи людей. Раньше ученые предполагали, что это делали рабы. Но в Древнем Египте никогда не было такого большого числа рабов. Строителями пирамид были в основном египетские крестьяне. Они работали на строительстве пирамид в свободные от полевых работ месяцы.

Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров — архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу без связующего раствора. Мастерство строителей пирамид было столь совершенным, что их творения стоят уже более четырех с половиной тысяч лет. Недаром в древности говорили: «Все боится времени, но время боится пирамид». Пирамиды считались первым из семи чудес света. Покой великих пирамид охраняет сфинкс. Сфинкс — гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона. Позже фараонов и цариц стали хоронить в огромных гробницах, вырубленных в скалах.

3. Как мертвых готовили к вечной жизни.

Египтяне считали, что смерть открывала человеку путь к вечной жизни в загробном мире. Для благополучного пребывания в царстве мертвых тело умершего бальзамировали, чтобы оно не подвергалось тлению. Для этого из тела извлекали внутренности. Потом его 70 дней держали в специальном растворе. После этого тело пропитывали бальзамами, смолами, благовониями, обматывали льняными бинтами. На лицо клали маску, воспроизводившую черты покойника. Получалась мумия — неразлагающееся мертвое тело. Затем мумию укладывали в саркофаг — гроб, сделанный в виде человеческого тела, и хоронили в гробнице. В гробницу помещали предметы, которые могли понадобиться человеку в загробной жизни.

Саркофаг. Ок. IX-VIII вв. до н.э. Из Фив. Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания

В 1922 году английский археолог Картер открыл в Долине царей гробницу фараона Тутанхамона. Фараон умер молодым. В гробнице нашли множество красивых предметов — мебель, модели лодок, драгоценности, сосуды, оружие. Огромные богатства сопровождали юного фараона в загробный мир. Мумия фараона была заключена в четыре саркофага. Наружный саркофаг был каменным. Последний, внутренний, саркофаг был сделан из чистого золота. Лицо на саркофаге изображено очень тщательно, и мы можем представить, как выглядел Тутанхамон при жизни. Когда последний саркофаг вскрыли, на мумии оказался маленький букетик полевых цветов. Это не входило в обычай погребения, но было знаком любви очень близкого человека, может быть, юной супруги фараона…

Царский наряд фараона Тутанхамона. 1351-1342 гг. до н.э. Из гробницы Тутанхамона. Хранится в Каирском музее, Египет

Царская корона. 1580-1314 гг. до н.э. Из гробницы Тутанхамона. Хранится в Каирском музее, Египет

4. Пирамида власти.

Все жители Египта должны были беспрекословно подчиняться фараону. Даже самые знатные из них падали ниц перед ним и прославляли его величие словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо мы дышим воздухом лишь по его милости». Для управления страной фараон назначал главного министра — визиря, министров, управлявших Верхним и Нижним Египтом. Особый министр распоряжался продовольственными запасами страны. Министрам подчинялось множество чиновников разных рангов. Чиновники управляли городами, поселками, строительными работами.

Фараон Тутанхамон на троне. 1351-1342 гг. до н.э. Из гробницы Тутанхамона. Хранится в Каирском музее, Египет

Очень важным делом для чиновников был сбор податей и налогов, которые сдавали натурой — зерном, продуктами питания, скотом, ремесленными изделиями. Жители Египта выполняли также установленные трудовые повинности. Они были обязаны участвовать в общественных работах на строительстве каналов и других сооружений.

Для выполнения обязанностей чиновника нужно было уметь писать и читать. Писцы в глазах народа были очень важными людьми. Они предоставляли власть на местах. Писцы вели учет налогов и податей, часто вершили суд.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Наибольшая библиотека рефератов, планирование уроков истории, материалы для подготовки к урокам истории, ответы на тесты, изучай историю 5 класс бесплатно

Христианское отношение к смерти

Для христианина смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной, временной жизни в вечность.

В то же время — «что для человека всего ужаснее? — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

— Смерть? Да смерть. Всякий из нас не может без ужаса представить, как ему придется умирать и последний вздох испускать». Истинно христианское отношение к смерти заключает в себе элемент страха, неуверенности, именно тех эмоций, которые хочет упразднить наша современная безбожная цивилизация. Однако в христианском отношении к смерти нет ничего от низкого страха, который могут испытывать умирающие без надежды на вечную жизнь. Христианин с умиротворенной совестью приближается к смерти, по Божией милости, спокойно.

Настоящее христианское отношение к смерти основано на осознании критической разницы между жизнью этой и грядущей. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) говорит: «Смерть есть предел, которым ограничивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так, что по смерти невозможно ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Спаситель своею притчею о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой немедленно по смерти получили воздаяние, и богатый, как ни мучился во аде, не мог освободиться от своих страданий».

Однако по отношению к смерти иногда можно наблюдать бесстрашие у тех, кто не верит в Бога. Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это тем, что всякий человек, не сознавая того, чувствует бессмертие своей души и поэтому подсознательно не считает смерть реальностью. «Бесстрашие протестантов и неверующих перед лицом смерти — это прямое следствие неосведомленности о том, что их ожидает в будущей жизни и что можно сделать сейчас, чтобы подготовиться к ней. По этой причине истинные опыты или видения загробной жизни потрясают до глубины души и, если человек не вел ревностной христианской жизни, изменяют его жизнь до конца дней».

По маловерию некоторые из христиан бывают заражены взглядом на смерть безбожного мира, который считает смерть величайшим из бедствий и даже надеется, что некогда она, может быть, будет преодолена наукой.

Когда молятся в церкви о даровании нам «христианской кончины живота нашего» — молятся о даровании нам возможности подготовки к смерти, покаяния перед ней и причащении Святых Таинств перед смертью. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Здесь указывается на возможность того, что смерть застанет нас в такой момент, который будет решающим для нашей судьбы в вечности. Хорошо, если смерть застанет нас за добрым делом — в молитве, в состоянии покаяния и примирения со всеми людьми и т. д. Очевидно, что душу нашу постигнет тогда, по словам Господа, светлая участь.

Обычно людям Бог не открывает часа их смерти, так как им это не полезно. Об этом так пишет преподобный Варсонофий Великий одному состоятельному больному, спросившему его о том, будет ли он жив или умрет, — раздавать ли ему свое имение или делать это еще рано: «Если я скажу, что ты умрешь, то спасение твое будет как бы вынужденным; потому что, видя себя в узах смерти, ты, как бы по необходимости, откажешься от своего имения. А если ты надеешься еще долго жить, и, пожелав спастись, утвердишь мысль твою во благом (т.е.

раздать имение), то и хотя тотчас умрешь, спасение твое будет по твоей доброй воле».

Все святые и подвижники благочестия искали памяти о смерти и старались пользоваться всеми средствами, чтобы укрепить ее в себе. Память о смерти, как и все другие добродетели, есть Божий дар душе, и усвоение этой памяти есть великое приобретение для христианина. Священник Александр Ельчанинов пишет: «Многое облегчилось бы для нас в жизни, многое стало бы на свое место, если бы мы почаще представляли себе всю мимолетность нашей жизни, полную возможность для нас смерти хоть сегодня. Тогда сами собой ушли бы все мелкие горести и многие пустяки, нас занимающие, и большее место заняли бы вещи первостепенные».

Помня о возможности каждодневной внезапной смерти, нам легче будет в согласии с советом святых отцов, проводить каждый день, как последний день нашей жизни, в страхе перед Богом и в служении ближним. Обычно, человек гонит от себя мысль о физической смерти, и, в сущности, почти каждый день живет так, как будто бы ему одному из всех людей было даровано физическое бессмертие. На пути жизни духа человек должен, прежде всего, окончательно преодолеть эту иллюзию и уметь всегда смотреть правде в глаза и верить лишь в бессмертие души.

Но не только о близости своей смерти должны мы думать: мы должны предполагать, что и наши ближние и друзья могут быть взяты смертью сегодня же или что мы видимся с ними последний раз в жизни. Если мы это почувствуем сердцем, то мы всегда будем относиться к ним с любовью, лаской, нежностью, а когда надо — с терпением. Известно, как переживаются невнимательность и пренебрежительность к людям, которые затем внезапно ушли из жизни. Такие случаи черствости сердца непоправимы и вспоминаются всегда с горьким сожалением. Поэтому в отношениях с людьми — безразлично, близкими или дальними — надо всегда думать, что мы говорим с ними в последний раз, служим им перед самой их смертью, и что следующая наша встреча будет уже перед Престолом Всевышнего Судьи. И, как важно, какова была у нас последняя встреча, под впечатлением которой наш ближний будет свидетельствовать о нашем к нему отношении.

К часу смертному святые и праведники готовились как к самому важнейшему и решающему моменту для человеческой души. И если человек чувствует, что в нем еще силен грех, что над ним еще имеет власть темная сила, он не может не бояться смерти. Но если сердце живет любовью ко Христу, то смерть должна уже не пугать, а манить к себе: душа христианина, как невеста, должна стремиться к встрече со своим Женихом-Христом. Она должна радоваться при надежде на скорое свидание со своими любимыми покровителями из числа святых Торжествующей Церкви и возможность увидеть их славу. Об этом пишет преподобный Исаак Сирин: «Человек, пока в нерадении, боится часа смертного, а когда приблизится к Богу, боится встречи суда, когда же всецело подвинется к Богу вперед, тогда любовью поглощается тот и другой страх». Так достигается бесстрашие в отношении смерти тела.

Отношение христианина к приближению смерти является показателем его духовной зрелости. Как прискорбно бывает смотреть, когда умирающий христианин упорно не хочет примириться с сознанием приближающейся смерти — призывает одного доктора за другим, хватается за всевозможные лекарства и с отчаянием стремиться лишь к тому, как бы продлить жизнь тела.

Бывают, однако, случаи, когда память смерти сопровождается такими чувствами, которые неполезны душе. Об этом так пишет игумения Арсения: «Хорошо иметь память о смерти, но с разумом — когда она служит к отречению, к умилению, к сокрушению духа, к смирению. Если же она производит уныние, то и самая память смерти будет вести не ко спасению, а к погибели. Во время уныния полезнее иметь память милости Божией, Его благодати, Его дарований, благодеяний. Все хорошо в свое время, а не вовремя и самое хорошее может послужить во вред». Здесь, впрочем, говорится о редких исключениях.

Основным же случаем является необходимость для всякого христианина постоянной памяти о возможной близости смерти. Нужно знать, что этого не терпят наши враги — темные силы. Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) говорит: «Памяти смертной враг боится больше всего, больше чем молитвы, и все свое лукавство употребляет на то, чтобы отвлечь человека от этой памяти, увлекая чем-либо земным».

Опасности неправильного отношения к смерти

Каждому возрасту присущи свои страхи по отношению к смерти и соответствуют свои попытки по преодолению этих страхов.

В детстве каждый ребенок однажды нахмурится и спросит: «А я умру?» Каким бы ни был ответ родителей, он вскоре отвлечется и забудет об этом, ведь ничто не напоминает о неизбежном конце. Незрелая психика ребенка, незнакомого с христианством, может быть повреждена преждевременным знанием о прекращении земного существования. Отсутствие перспективы жизни пагубно для детей. Ребенок обращен в будущее по своей изначальной природе. Но если это будущее его страшит, то отсутствие перспективы является для ребенка не просто трудностью, но сильно травмирует его сознание. Конечно, дети из неверующих семей верят в «живую воду», в псевдонаучные теории об открытии бессмертия или фантастические путешествия со сверхсветовой скоростью, благодаря которым можно остановить время и не умирать. Особенно детская душа жаждет вечности и бессмертия. И это следствие не недоразвитости ребенка, а чистоты его души, которая бессмертна.

В тех семьях, в которых ребенок болен неизлечимой болезнью, от которой умирают, или ему предстоит тяжелая операция, родители переосмысливают свою жизнь. Многие из родителей приходят к вере, крестятся, крестят своих детей, начинают вместе молиться, читать с ребенком

Евангелие, жития святых. Те из людей, которые работают в больничных храмах, знают и много случаев чудесных исцелений детей, совершившихся по вере родителей с Божией помощью.

Страдание во время тяжелых болезней и ребенка делают взрослее. В этом состоянии он очень нуждается в нашем внимании, в нашей беседе с ним, особенно на темы Евангелия. Потому что Евангелие говорит нам о победе жизни над болезнями и смертью, говорит нам о Христе, о Том Кто является источником жизни, радости и счастья.

Беседовать с ребенком легче всего, потому что у ребенка еще нет каких-то предрассудков или ложных стереотипов, но беседовать с ним нужно абсолютно искренне и с максимальной любовью. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, а вот простить неискренность или даже раздражение, тем более холодность, им очень трудно, потому что у них у самих, в отличие от взрослых, всего этого еще нет. Ребенку не нужно много объяснять. Если есть настоящая любовь, он просто будет брать с вас пример.

Какие страхи и проблемы с вопросом о смерти возникают у молодых людей?

Прежде всего, пугает неизвестность. У людей, вышедших из детского возраста, страх неизвестности может быть более тяжелым, чем представление о смерти как уничтожении всего. В последнем ложном утверждении есть некоторая определенность, которая к тому же поддерживалась идеологией атеизма.

Возможен и другой вид страха. Это тревога отделения, когда человек точно знает, что придется расстаться с этим миром, где все привычно и знакомо, с любящими людьми. И если с первым страхом — с неизвестностью, человек борется с помощью знания и науки, которая «доказала», что загробного мира нет, то со вторым страхом — с «точным знанием, что все мы умрем», человек, как это ни парадоксально, борется незнанием. Умом человек, конечно, понимает, что когда-нибудь умрет, но в то же время… не знает этого. Вернее, хочет не знать. Он убегает от знания.

Как можно ощущать себя, зная, что рано или поздно тебя не будет? Как жить, творить и действовать в мире, зная, что все закончится для тебя? Наука, культура, идеология не дают ответов. Человек остается со смертью один на один. Ничто не спасает его, даже «глубокомысленные» рассуждения, типа «когда ты есть — смерти нет, когда смерть наступила — тебя уже нет».

Итак, мир бежит от смерти. В этом беге молодежь впереди. Не случайно молодые люди недолюбливают пожилых. Родителям даются презрительные клички: предки, черепа. Кому охота общаться со стариками? Иногда проговариваются: «Хорошо бы вас всех изолировать». Откуда такая неприязнь? Не от страха ли стать похожими на них, не потому ли, что они напоминают о неминуемом?

Рассмотрим некоторые молодежные мифы, благодаря которым сформировалось неправильное отношение к смерти.

Культ хиппи. Здесь — безграничное принятие всего и вся. Все равно — и добро и зло, что сверху, что снизу — все одинаково, все принимается, каждому свое. И абсолютная вседозволенность. Однако от подлинной духовной христианской любви идеология хиппи отличается отвержением любой ответственности. Насколько легко тебя приняли, столь же легко от тебя отвернутся. Даже твоя смерть пройдет незамеченной — ведь никто не плачет об увядшем растении.

В романтическом ореоле предстает образ рокера-байкера. Это воин на ревущем мощном мотоцикле. Мифологически он рыцарь. Он утрированно мужественен и верен закону стаи «ночных волков». Страх смерти здесь презирается, о разбившихся лихих наездниках слагаются легенды. Смерть здесь привлекательна и романтична, а жизнь имеет смысл лишь тогда, когда ты подчиняешься неписанным законам чести. Твоя личность значима лишь настолько, насколько ты соответствуешь несложному кодексу поведения: выглядишь круто, ездишь быстро. До глубины твоих переживаний никому нет дела.

Панк-культура. Опьяняющий нигилизм, абсолютное непризнание любых ценностей, развенчание кумиров. К смерти здесь отношение соответствующее: «мол, туда и дорога, все равно нет будущего».

Различные элитарные движения. Страх смерти здесь блокируется разработанной системой «приличного» поведения. Отношение равнодушное — лишь бы смерть была «красивой».

Следующий молодежный миф, отзвуки которого присутствуют во всех субкультурах — «хорошо умереть молодым». Это может быть не только самоубийство, но и медленное уничтожение себя наркотиками.

Когда человек достигает зрелого возраста, он обычно отходит от юношеских увлечений, оставляет романтизм и попадает в сети функционального мира. Он озабочен тем, чтобы поудобнее устроиться в этом мире. У него нет времени остаться наедине с собой, его преследует призрак незавершенного дела, упущенной возможности. Все это может оказаться дополнительным грузом у человека, умирающего в зрелом возрасте.

Мы видим, что для многих жизнь становится бегством от смерти. Так человек бежит от самого себя, от подлинной близости с другими, от правильных взаимоотношений с Богом. Это бег через овраги соблазнов, через барьеры карьеры, через кустарники страстей. Но от себя не убежишь. Критерий правильного устроения души или, что одно и то же, духовной зрелости — осознанное принятие факта собственной конечности.

Благодаря прогрессу техники реанимации непрерывно возрастает число людей, переживших состояние клинической смерти.

Были предприняты попытки проведения систематического опроса людей, переживших клиническую смерть, об опыте, пережитом ими на грани жизни и смерти. Результат был поразительным. Рассказы людей, переживших посмертный опыт, содержат много общего. Они говорили о выходе из тела, о встрече с умершими близкими, о присутствии некоего «света» и т. п. Достоверность этих фактов теперь общепризнанна.

Возникает вопрос: можно ли для поддержания и укрепления умирающих широко использовать эти современные наблюдения?

Интересно, что ответ на этот вопрос мы можем найти в предании Древней Церкви. Оказывается, христианская древность имела подобные свидетельства о переживании посмертного опыта. Киево-Печерский Патерик, например, рассказывает нам о преподобном Афанасии Печерском (память 2 декабря), который на третий день восстал из гроба. Сколько ни просили преподобного Афанасия открыть что-нибудь о жизни за гробом, он ничего не рассказывал, а только заметил: «Если я скажу вам, вы не поверите мне и не послушаете меня… Кайтесь всякий час и молитесь Господу… Дальше же не спрашивайте меня, но, молю вас, простите». Сказав это, он затворился в пещере, где провел еще двенадцать лет.

Это свидетельство преподобного еще раз говорит нам о том, что посмертный опыт уникален. В основном он помогает изменить жизнь и свое отношение к смерти — пережившим этот опыт и тем исследователям, которые очень близко соприкасались с этими людьми.

После ознакомления с современными книгами о потусторонней жизни после смерти у читателя создается впечатление, что смерть совершенно не страшна, что человека, перешедшего в «тот» мир, автоматически ожидают приятные ощущения умиротворенности, радости и пребывание во вселюбящем и всепрощающем Свете; что поэтому нет различия между праведными и грешными, верующими и неверующими. Это обстоятельство заставило некоторых христианских мыслителей насторожиться и отнестись с недоверием к такого рода литературе. Стали спрашивать: «Не являются ли эти видения света хитрым дьявольским обольщением, направленным на усыпление бдительности христиан? — Живи, как хочешь, все равно попадешь в рай».

В этих рассказах есть некоторая опасность. Главная проблема состоит не в самих посмертных видениях, а в их интерпретации врачами и психиатрами, далекими от христианства.

Действительно, далеко не все временно умершие удостаиваются видеть Свет. Есть основания предполагать, что многие люди иногда сознательно, а иногда несознательно умалчивают о своих неприятных посмертных видениях. В рассказах самоубийц как раз нет ничего светлого в посмертных видениях.

Вот несколько современных рассказов, иллюстрирующих потустороннее состояние самоубийц. Один мужчина, горячо любивший свою жену, покончил с собой, когда она умерла. Так

50

он надеялся соединиться с ней навсегда. Однако оказалось совсем иначе. Когда врачу удалось его реанимировать, он рассказал: «Я попал совсем не туда, где находилась она… То было какое-то ужасное место… И я сразу понял, что сделал огромную ошибку».

Некоторые возвращенные к жизни самоубийцы описывали, что после смерти они попадали в какую-то темницу и чувствовали, что здесь они останутся на очень долгий срок Они сознавали, что это им наказание за нарушение установленного закона, согласно которому каждому человеку надлежит претерпеть определенную долю скорбей. Самовольно свергнув с себя возложенное на них бремя, они должны в потустороннем мире нести еще большее.

За последнюю четверть столетия документировано множество рассказов людей, переживших клиническую смерть. Значительный процент этих рассказов включает описание того, что люди видели поблизости от места своей кончины. В большинстве случаев души этих людей еще не успели побывать в раю или в аду, хотя иногда созерцали эти состояния.

Как более древние рассказы в религиозной литературе, так и современные исследования врачей-реаниматоров подтверждают учение Священного Писания о том, что после смерти тела какая-то часть человека (назовите ее, как хотите — «личность», «сознание», «Я», «душа») продолжает существовать, хотя и в совершенно новых условиях. Это существование не пассивное, потому что личность продолжает мыслить, чувствовать, желать и т. д., — подобно тому, как она это делала во время своей земной жизни. Понимание этой изначальной истины исключительно важно, чтобы правильно строить свою жизнь.

Однако далеко не все заключения врачей-реаниматоров следует принимать за чистую монету. Иногда они высказывают мнения, основанные на неполных, а иногда и на неправильных сведениях. Христианину надо все, относящееся к духовному миру, обязательно проверять учением Священного Писания, чтобы не запутаться в сетях философских построений и личных мнений авторов книг, которые пишут на эту тему.

Главная ценность современных изысканий в вопросах жизни после смерти состоит в том, что они независимым и научным путем подтверждают истину бытия души и загробной жизни. Кроме того, они могут помочь верующему человеку лучше понять и подготовиться к тому, что он увидит непосредственно после своей смерти.

Наряду с христианским учением о спасении человека во Христе, существует ложное учение о перевоплощении, которое не требует от человека особого подвига жизни и изобретено людьми для некоторого самоуспокоения.

Это учение привлекает к себе приверженцев тем, что, с одной стороны, оно обещает своего рода «бессмертие» души (в его примитивном языческом виде), а с другой стороны, отрицая верховного Судью над людьми и наказание в аду, оно освобождает грешника от чувства ответственности и страха за свои неблаговидные поступки. Логичный вывод из этого учения тот, что если человек и нагрешит в этой жизни, то в следующем своем перевоплощении он сможет поправить дело. После неограниченного цикла перевоплощений каждый человек в конце концов достигнет того же конца, что и остальные люди: слияния с абсолютом. Разница лишь в количестве циклов.

Кроме того, учение о перевоплощении дает возможность объяснить и оправдать любые страсти и даже преступления человека. Например, если содомит чувствует влечение к другим мужчинам, то это, очевидно, потому, что в одной из своих «прежних жизней» он был женщиной. Если жена изменяет своему мужу, то это, вероятно, потому, что ее любовник был ее супругом в какой-то другой жизни. И так далее.

Помимо того, что это учение есть сплошной ничем не доказуемый вымысел, оно при некоторой кажущейся привлекательности в действительности ужасно мрачно. Во-первых, что собственно перевоплощается после смерти человека? Очевидно, это не та душа, которую мы отождествляем с нашим «Я». Ведь наше «Я» сознает себя единым и непрерывным существом на протяжении всей жизни. Наше «Я» познает, набирается опыта, развивает свои таланты. А тут получается, что весь этот духовный багаж, приобретенный с большим трудом, во время смерти стирается, и человек в своем новом теле должен начинать учиться с нуля: в момент нового воплощения его сознание — белый лист бумаги. Если человек страдает за плохую карму, собранную в прежней жизни, то он никогда не сможет понять, за что именно он наказывается. Ведь он ничего не помнит. Получается, что он несет наказание за дела, совершенные им в состоянии невменяемости, что несправедливо и недопустимо.

Кроме того, если все люди раньше или позже достигнут той же цели, то зачем трудиться или стараться развивать свои добрые качества, делать добро? Да и что это за награда раствориться в нирване, где нет ни мысли, ни чувств, ни воли? К тому же и современные рассказы о жизни после смерти в корне ниспровергают оккультное учение о перевоплощении.

Действительно, во всех случаях, записанных врачами-реаниматорами, душа после смерти продолжала сознавать себя единой с той, которая жила в теле до смерти. Если она хотела вернуться в прежний мир, то лишь для того, чтобы довершить свою незаконченную миссию. Встречаясь с душами умерших родственников, душа временно умершего узнавала в них живые личности, и они в свою очередь узнавали ее. Во всех случаях души умерших сохраняли свое сформировавшееся «Я».

Таким образом, отрицая сохранение личности, учение о перевоплощении отрицает бессмертие вообще и делает человека игрушкой слепых космических процессов. Оно настолько же ложно, насколько пессимистично.

Что ждёт атеистов после смерти, почему?

Просто анекдот в тему. Умер мужик, распределили его в ад. Оказался он в этом аду, смотрит по сторонам, а там травка зеленеет, цветочки цветут, птички поют, деревья колышутся. «Ну,- думает.- Это точно не ад. Пойду искать.» Идет-идет, а вокруг все такое же благолепие и покой. И доходит до какой-то избы, заглядывает мужик потихоньку в окно избы, а там джаз-квас-ураган: столы накрыты, народ пьет-гуляет, полно девиц полуголых, все как одна красавицы. Ну это тоже не ад,- думает мужик и идет дальше. И вдруг видит огромный черный куб, в кубе маленькая дверца. Заглядывает мужик в тут дверцу, а там черти грешников на сковородках жарят, в котлах кипятят, вилами колют. Испугался мужик и, пока его не заметили, дал деру от того куба, добежал до избы, заскочил внутрь. Там его сразу схватили, за стол усадили, тарелку с едой поставили, выпить налили, девицу на колени посадили. Отдышался мужик, выпил и спрашивает:

  • Это ад?
  • Ад, — говорят.
  • Точно ад?
  • Да точно.
  • А как же вот тот куб? Вилы? Сковородки? Черти?
  • Ааа… Не обращай внимания, это для верующих.

Я вот думаю, что как-то так и будет. )) Тем более, что к одной увлекательной книжке так и говорится: Достанется каждому по вере его. ))

Глава 1

Смерть в христианстве

В христианстве осознание смысла жизни, гибели и вера в вечную жизнь происходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» и новозаветной заповеди Христа: «Я имею ключи от ада и рая». С одной стороны, смерть – это вечная кара, которую каждый из нас вынужден нести за совершенный когда-то проступок. Но с другой стороны, гибель – это избавление человека от цепей смертного тела, от земных печалей, выпускающих на волю его нерушимую душу. «Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха». Личность делается бессмертной – дорога к бессмертию открыта искупительной жертвой Христа через распятие и последующее вскрешение.

Земная жизнь, полная горечей и печалей, не ценится в христианстве высоко, но именно она приготовляет человека к вечной жизни. Идея бессмертия души и воскресения заполняет возвышенным значением существование христианина и дает ему силу пройти через невообразимые сложности и испытания, поскольку короткая жизнь человека – всего лишь подготовка к существованию за гробом.

Бессмертие души стало догматом на Никейском храме в 325 году, когда при утверждении знака веры в него было включено положение о вечной жизни. Древняя христианская гностическая церковь в целом не отбрасывала мысль переселения душ – по крайней мере, относилась к ней терпимо, но в 553 году, на Втором Константинопольском соборе было постановлено: «Тот, кто будет защищать легендарную доктрину о предсуществовании души и следуемое из нее бессмысленное предсказание о ее возвращении, тому анафема».

Христианство говорит как о том, что ужас смерти естественен и необходим человеку, так и о том, что «Первым известным знаком того, что жизнь Божия начала действовать в нас, будет наша воля от чувства смерти и ее страха. Человек, живущий в Боге, познает большое ощущение, что он – сильнее гибели, что он вышел из ее тисков. Даже умирая, он не будет чувствовать этого – наоборот, в нем будет сильное чувство непрекращающейся жизни в Боге» (христианский философ О. Матта эль-Мескин.) «Перестань плакать о гибели и плачь о проступках своих, чтобы исправлять их и войти в Жизнь Вечную. Христианин, ты борец и постоянно стоишь в строю, а воин, тот, что опасается гибели, никогда не осуществляет ничего благородного». Архиепископ Таврический и Херсонский Иннокентий отмечает: «Те, кто были при кончине людей праведных, наблюдали, что они не умирают, а как бы засыпают и уходят с миром куда-то от нас. Напротив, гибель греховодников мучительна. У праведников есть надежда и вера, у грешников – ужас и отчаянье». По образному выражению одного из иерархов: «Умирающий человек – заходящее светило, свет какой уже сияет над иным миром».

После смерти дух уходит из туловища, ни на минуту не прекращая собственного бытия. Но уже без туловища. Но с мыслями и эмоциями, со всеми добродетелями и изъянами, превосходствами и дефектами, какие были характерны ему на земле. «Жизнь души за гробом есть обычное развитие и следствие ее существования на земле», – отмечает священнослужитель Антоний Женевский. «Когда человек при жизни был правдивым христианином (исполнял заповеди, ходил Церковь, молился), то душа почувствует наличие Всевышнего и приобретет покой. Ежели же человек был великим греховодником, то дух его будет скучать по Богу, ее станут грызть желания, к каким приобвыкла тело, т. к. ублажить их будет нельзя, будет страдать от приближения злых духов».

Душа, выйдя из туловища, способна думать, впитывать, осмысливать, но она лишена оболочки и следственно не имеет возможности совершать поступки, она уже не сумеет что-то поменять, приобрести то, чего она не имела, будучи в теле. «За гробом нет покаяния. Дух обитает там и прогрессирует в том направлении, которое начал на земле», – пишет Антоний Женевский.

Архимандрит Киприан отмечает: «Помимо страданий и власти ада, опять нечто тревожит нас в гибели: это неясность той нашей жизни. С фактором физической смерти для души перерыва не будет: душа, как проживала до последней минуты земной жизни, так и будет продолжать жить до Страшного Суда. (…) В Православии нет гибели, ибо гибель – лишь тесная граница между существованием тут и гибелью в будущем столетии, гибель – это только временное разлучение души и тела. Нет гибели ни для кого, потому как Христос воскрес для всех. Там вечность, вечный покой и вечная память у Бога и в Боге».

После того как человек гибнет, его дух уходит из тела. Став свободной, душа приобретает иное – духовное – чувство. Она способна водиться с миром ясных духов – ангелов-хранителей, и духов темных – бесов, а еще – с прочими душами. Душа после физической смерти тела не находится в полном покое, а продолжает прогрессировать, и последующее становление души, по мнению Церкви, будет зависеть от того, в какую сторону она пойдет в момент гибели: к Свету или Тьме. Вот поэтому Церковь так высоко ценит таинство покаяния, особенно – перед смертью, вследствие чего человек даже в последние часы своей жизни в силах очень многое поменять, если, конечно, признание было чистосердечным и целым. По суждению Церкви дух после смерти тела еще 2 дня относительно свободен и находится возле тела, и лишь на третий день, после захоронения тела, переходит в иной мир.

При переходе в загробный мир душа обязана повстречать злых духов и пройти их испытание. Иисус Христос промолвил перед смертью: «Теперь князь мира этого прибывает, но он ничего не имеет во Мне». В данном случае Церковь рекомендует не поддаваться ужасу, а надеяться на Всевышнего, не забывая, что судьбу души решают не злые духи, а Бог. «Если в нас будет ужас, мы не пройдем свободно мимо владыки мира сего», – произносит архимандрит Серафим Роуз. Выходит, что дух проделывает определенный путь после смерти тела и проходит к престолу Страшного Суда не таким, каким оставил тело. Данный промежуток подъема нужен, по суждению одного из святых, так как «он не перенесет царящего там света». В финале осуществится Страшный Суд: «Ибо прийдет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами собственными и тут воздаст всякому по делам его». Не всех грешников ожидает идентичная участь – нераскаянные и великие окажутся в аду, а остальные имеют все шансы надеяться на благодеяние Божье и вечную жизнь. Церковь предписывает, что помочь греховной душе смогут молитвы Церкви, а также мольбы родных и близких.

Согласно церковному вероучению души многих грешников по пути на небо попадают в ад, от того что не обрели при жизни отпущения наказания за проступки (не исполнили епитимью). Время нахождения в чистилище может быть укорочено мольбами близких, а еще добрыми делами, совершенными в память об усопшем. Представления о чистилище начали складываться с I веке н. э., а ученье о чистилище было детально создано в произведениях Фомы Аквинского. Положение о чистилище принято на Флорентийском соборе в 1439 и подтверждено в 1562 Тридентским храмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >