Смоленская зосимова пустынь

Дорогие братья и сестры!

Нам очень нужна ваша помощь в оплате февральского счета за газ на сумму 62 870.46 рублей. Оплатить счет необходимо не позднее 10 марта 2020 года.

Сделать пожертвование можно на монастырсую карту. Без вашей помощи нам не справиться.

___________________

4 марта, в среду Седмицы 1-й Великого поста, Великое Повечерие с чтением Канона прп. Андрея Критского в нашей обители совершит Преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев — Польской.

Начало богослужения в 17.00 часов.

_______________

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЕ)

будет совершаться в нашей обители в СУББОТУ, 28 марта, по окончании утреннего богослужения в Смоленской Соборе ( ориентировочно в 10.30 часов). Обращаем внимание, что Соборование будет совершаться монастыре совершается ОДИН РАЗ за Великий пост.

_______________

Во время Великого поста в Надвратном храме Всех святых богослужения совершаться не будут.

____________

Монастырь принимает на поминовение о здравии и об упокоении в Великий пост. Рекомендуемое пожертвование 30 руб./1 имя.

__________________

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

Дорогие братья и сестры!

От всей души приглашаем Вас посетить наш монастырь. Мы принимаем паломников, индивидуально и группами.

Условия посещения монастыря паломническими группами.

Мы имеем возможность принять на ночлег паломнические группы до 15-ти человек. В монастырской гостиницые 2 келии: женская на 8 мест и мужская на 7 мест

Для паломнических групп приезжающих на монастырские Богослужения трапеза и ночлег предоставляются бесплатно, за пожертвование, которое каждый может опустить в церковные кружки в храме.

Для групп приезжающих в небогослужебное время трапеза не предоставляется. Для таких групп возможно предоставление трапезы на платной основе (300 руб/чел), по предварительной договоренности.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ, желающим принять участие в монастырских богослужениях, необходимо иметь при себе документы подтверждающие их сан и обосновывающие пребывание вне пределов собственной епархии, подписанные Правящим Архиереем или лицом им уполномоченным. Клирикам епархий Владимирской митрополии предоставление документов не требуется.

Монастырь не имеет возможности принимать группы использующие монастырь только для ночлега, без присутствия на службах.

Для групп от 10 — ти человек организуется бесплатная экскурсия по монастырю. Экскурсии проводятся ежедневно. Для планирования посещения важно учесть, что экскурсии не могут проводиться ранее окончания утреннего богослужения, Проведение экскурсий заканчивается в 16.00 часов. Для паломников приезжающих с ночлегом возможно проведение экскурсий после вечерней трапезы.

Паломничество к нам удобно совместить с посещением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Обе эти обители находятся в 30 — 40 митутах езды от Зосимовой пустыни.

Индивидуальные паломники могут посетить обитель: в будние дни — во время богослужений (см. расписание), в воскресные и праздничные дни — в течение дня, до окончания вечернего богослужения.

Индивидуальные паломники желающие посетить монастырь с ночлегом, принимаются на срок до 3-х дней. При желании можно остаться на более долгий срок в качестве трудника (только мужчины от 18-ти лет), получив благословение Настоятеля игумена Серафима или Благочинного, иеромонаха Мелхиседека. Все паломники останавливающиеся в монастыре более чем на одну ночь, могут по необходимости привлекаться к монастырским послушаниям.

Благословение на посещение трапезной и поселение в монастырскую гостиницу имеют право давать только настоятель и благочинный монастыря.

МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ ПРАЗДНОШАТАЮЩИХСЯ МОНАХОВ, ИНОКОВ И «ПОСЛУШНИКОВ» САМОВОЛЬНО ПОКИНУВШИХ СВОИ ОБИТЕЛИ!

Напоминаем, что самовольно оставившие свой монастырь, теряют право ношения монашеских одежд и право именоваться монашескими званием и именем.

Так как монастырь находится на территории военной части, для проезда через КПП обязательно иметь при себе паспорт,. Желательно также предварительно позвонить в монастырь для заказа пропуска через КПП. При желании остаться в монастыре на ночлег необходимо предварительно (по телефону) получить благословение настоятеля или благочинного монастыря. При не соблюдении этого правила место в гостинице не может быть гарантировано, а заселение производится при наличии свободных мест, это же правило действует и в отношении паломнических групп. Не надо самим звонить в воинскую часть и пытаться договориться о проезде. Пропуск для паломников предосталяется только по обращению руководства монастыря.

Дорогие братья и сестры, паломники. Просим Вас с пониманием отнестись к весьма скромным условиям размещения в гостинице. Чтобы остаться в монастыре на ночлег необходимо приехать до окончания вечернего Богослужения ( в крайнем случае не позднее 20.00 часов). В более позднее время пропуск паломников через КПП воинской части в монастырь и поселение в гостиницу не производится (возможно только в исключительных случаях и по предварительной договоренности с монастырем).

Как проехать в Зосимову пустынь:

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в «Арсаках»
Через 2 часа — станция «Арсаки». Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином «Хозяин», на площади останавливаются рейсовые автобусы. По соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так, что на станции надо сесть в автобус с надписью «Городок», который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте. ВНИМАНИЕ!!! Не полагайтесь на GPS-навигатор! Очень часто он ведет более короткой дорогой, через с. Никульское, но проезда в монастырь там нет. КПП с этой стороны ЗАКРЫТО для ПРОЕЗДА И ПРОХОДА. Из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель — поворот направо, на г. Александров, проезжаем «Брыковы Горы», после них первый поворот направо, (ориентир — кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель » Арсаки, 6 км» ; далее по главной дороге прямо, через дер. Иваньково, до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и, после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП, едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

В субботу вечером и в воскресенье утром, а также в праздники военные любезно пропускают едущих в монастырь на службу без предварительного заказа пропуска, главное наличие российского паспорта. Без него пропуск в монастырь НЕ ВОЗМОЖЕН!

По всем вопросам связанным с посещением монастыря следует обращаться к благочинному обители иеромонаху Мелхиседеку по телефону +7(999)974-65-80 или +7(910)172-64-31

МОНАСТЫРСКИЙ МУЗЕЙ.

С марта 2017 года в нашей обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Вниманию паломников предлагаются три зала: период конца XVII в. -1897 г., прп. Герман и прп. Алексий; зосимовские новомученики и подвижники благочестия. Монастырь предлагает группам паломников следующие тематические экскурсии:

1.Обзорная экскурсия по истории Пустыни. (45 мин.) *

4. Преп. схииг. Герман и его ученики. (40 мин.)

5.Прп. старец схиером. Алексий. (45 мин.)

6. Подвижники благочестия и новомученики Пустыни. (45 мин.)

7. Московские адреса Зосимовских старцев. (25 мин.)

8.Зосимова пустынь — архитектурный памятник конца ХIХ в., архитектор А.А. Латков. Храмы монастыря. (30 мин.) *

9.Зосимовские распевы. Композитор иером. Нафанаил. (30 мин.)

10.»Русь уходящая» Павла Корина и Зосимовские старцы. (40 мин)

* к-во паломников не ограничено.

Остальные встречи проводятся для групп не более 20 человек.Просим обратить внимание, что дети допускаются в музей в возрасте от 10 лет и старше. Время экскурсий указано ориентировочное. Все Экскурсии бесплатные.

С вами встречается и беседует историограф пустыни,

основатель и хранитель музея истории монастыря,

писатель, член СЖ РФ и IFJ

монах Аристоклий (Челноков).

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь

Смоленско-Зосимова пустынь (Россия, Владимирская область, Александровский район, Арсаки)

Пустынь можно посетить только по предварительной договоренности!

Поездка в Смоленскую Зосимову пустынь была чистой авантюрой, я бегло ознакомилась с расположением обители, и без особых раздумий, отправилась в дорогу. По пути на Арсаки встретились уже знакомые Яковлево и Гагино (с усадьбой и с почти восстановленной Казанской церковью).
Миновав Гагино, мы поняли, что теряем нужное направление, пришлось воспользоваться геолокационными знаниями местных жителей. Одни говорили, что ехать туда нет смысла, мол, на территории монастыря действующая в/ч, другие уверяли, что нам не откажут в посещении.
Из глухого уголка, в который мы забрались, к пустыни вел единственный убитый проселок (огибающий кладбище), петляющий в лесном массиве. Теперь бездорожье нас не пугает, а вот раньше, прежде чем калечить Фольц с низким клиренсом, я бы хорошенько призадумалась…

Описание Смоленско-Зосимова пустыни в Арсаках

Тряслись примерно 4 км и затем уперлись в ворота с КПП. Переговоры с вахтершей, звонившей во все имеющиеся у неё на столе телефоны, затянулись надолго, но в итоге я получила разрешение на съемку строго в рамках исторического ансамбля. Невероятное везенье, учитывая преодоленное расстояние и его сложности!
Стоял солнечный июльский день. Приятно окунуться в обособленный монастырский мир, наполненный светлыми помыслами и чаяниями. Нам повезло, мы застали обитель абсолютно безлюдной. Тишину нарушали разве что приглушенные голоса, доносившиеся из открытых настежь окон и позвякивание посуды на кухне.
Уселись на лавку в густой тени деревьев и …полностью погрузились в дремотную атмосферу жаркого летнего полдня. Наслаждение образами этого дивного места могло продолжаться бесконечно, но нужно было двигаться вперед. Мы выехали через противоположное КПП и по комфортной асфальтированной дороге направились в Александров.





Из С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году: «Смоленская Зосимова пустынь, общежительная, в 27 верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 3 верстах от железнодорожной станции Арсаки, в Александровском уезде. Восстановлена в 1896 году заботами наместника Сергиевой лавры архимандрита Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в конце XVII и начале XVIII века (1710 — 1713 годы). В 1900 году освящен главный соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери; он заключает в себе могилу старца. В пустыни хранятся: крест с частицею древа креста Господня, привезенный с Афона (ему более 300 лет), и редкая икона Смоленской Божией Матери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников святого Филиппа, келейная икона святого Дмитрия Ростовского. Пустынь приписана к лавре. При ней странноприимный дом».

Схема проезда

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь 56.359150, 38.428094 Смоленско-Зосимова пустыньТроице-Одигитриевская Зосимова пустынь — женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ставропигиальные монастыри

Контактная информация

pustin2000@rambler.ru (915) 497-21-59 http://zosimapustin.ru/ Адрес: г. Москва, поселение Новофедоровское, поселок Зосимова пустынь

  • Ставропигия:да
  • Тип монастыря:женский
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения совершаются 4 раза в неделю и по праздникам вечерня, утреня в 17:00,
    Божественная Литургия в 8:30.
  • Настоятельница:Настоятельница: игумения Фаина (Кулешова)
  • Престольные праздники:
    • Зосимы Соловецкого — Апрель 30 (день преставления), Август 21 (перенесение мощей)
    • Марии Египетской — Апрель 14 , Апрель 9
    • Новомучеников и исповедников Церкви Русской — Февраль 9
    • Рождества Иоанна Предтечи — Июль 7
    • Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — Август 10
    • Троицы Живоначальной — Июнь 7
  • Святыни:Чтимая икона Божией Материи «Одигитрия».
  • Краткая историческая справка:Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский)со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть возобновлённый им в 1822 году Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь. Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт-де-факто окончательно в мае 1929 года. Возрождён как женский в августе 1999 года, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.

Рака с мощами прп. Зосимы Александровского.

Главными святынями любого монастыря являются мощи — святые останки, его основателей или святых в нем подвизавшихся. Забирая от нас своих угодников, Господь разделяет их с нами, призывая к Себе души и оставляя нам в утешение и назидание честные мощи. Являясь избранными сосудами Святого Духа, мощи даруют притекающим к ним укрепление, вразумление, а, нередко, и исцеление от различных недугов, как душевных так и телесных. Не исключение и Свято-Смоленская Зосимова пустынь.Между центральным и Зосимо-Савватиевским приделами Смоленского Собора находится литая, бронзовая рака с мощами преп. Зосимы Александровского — основателя нашей обители. Мощи его источают дивное благоухание, иногда яркое, насыщенное, иногда едва уловимое, как-бы смиренное, впрочем всегда явно ощущаемое всеми, кто имеет возможность приложиться к открытым мощам. Это можно сделать ежедневно во время молебна, которым братия монастыря в 6.00 утра начинает свой день. Сущетвует предание по которому преп. Зосима обещал до конца дней не оставлять своим покровительством тех, кто хоть раз обратится к нему за помощью. Преп. Зосима почитается скорым помощником во многих нуждах, подтверждением чего может служить горячая любовь к нему и братии обители, и многочисленных паломников и богомольцев.

Рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.

С левой стороны Смоленского Собора, рядом с Рафаиловским приделом, у солеи, находится деревянная, резная рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.

Преп. Герман (Гомзин) — Строитель обители и ее настоятель до самого закрытия в 1923г. 56 лет прослужил Господу в монашеском чине преп. Герман. 30 из них он прожил в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, где был учеником знаменитого старца, иеросхимонаха Александра (Стрыгина). О. Герман — человек великих дарований, и не только духовных. Строгий аскет, делатель Иисусовой молитвы, ведший переписку со свят. Феофаном Затворником, талантливый иконописец, о. Герман был духовным наставником и вельможных особ и простонародья. Именно он создал знаменитое зосимовское старчество, прославившее пустынь. Вместе с тем, преп.. Герман был и замечательным администратором, Строителем, при котором пустынь значительно украсилась и расширилась. В своей жизни о.Герману довелось претерпеть и непонимание, и осуждение, и даже клевету и предательство. Один из ближайших помощников и учеников составил донос лаврскому начальству на своего Авву, и о. Герман был удален из Зосимовой. Сегодня некоторые исследователи оправдывают действия доносчика благими намерениями, но нам кажется более оправданным опираться на свитетельства современников и очевидцев происходивших тогда событий, например Епископа Арсения (Жадановского), сравнивавшего его с Иудой Искариотом. Господь «хранит угодников своих», заступничество духовных чад старца, молитвы братии не оставившей своего настоятеля и последовавшей за ним в изгнание, не дали злой клевете одержать верх, и о. Герман, полностью оправданный, смог вернуться в столь милую его сердцу обитель. В конце жизни игум. Герман принял постриг в Великую схиму. Отошел ко Господу 30 января (н.ст.)1923г. не увидев телесными очами разорение любимой обители.Похоронен схиигумен Герман был в Смоленском соборе пустыни, где уже после возрождения монастыря были обретены его честные мощи.

Преп. Алексий (Соловьев) — пришел в пустынь через два года после назначения ее настоятелем игум. Германа. Именно ему промыслом Божиим было определено стать духовником монастыря. О. Алексий пришел в монастырь уже маститым, заслуженным священником, имевшим богатый духовный опыт. Он успел много лет прослужить и диаконом, и священником, закончив свой мирской путь в сане протоиерея в Успенском Соборе Московского Кремля. Для своих духовных чад о. Алексий был скорее духовной «матерью» чем отцом, настолько он был исполнен любви, состраданияи милосердия. Мгновенно отпускал он кающимся любые прегрешения, плакал и сокрушался вместе с ними. Его духовной дочерью впоследствии стала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, много сделавшая для обители. В 1916 году о. Алексий ушел в затвор, который был вынужден нарушить исполняя послушание священноначалию. Он был призван для участия в Поместном Соборе 1917 года, где всей полнотой Русской Православной Церкви ему было доверено вынимать Патриарший жребий, выпавший на Митрополита Московского Тихона (Белавина), ставшего первым, за более чем 200-летний перерыв, Патриархом Московским и всея России (именно такой титул носил Святитель Тихон). Преп. Алексию было суждено пережить закрытие и разорение Зосимовой пустыни, изгнание из нее. Иеросхимонах Алексий скончался в 1928 году в г. Сергиевом Посаде, где и был погребен. Позднее мощи его были перенесены в Зосимову пустынь. Современники, со-молитвенники, духовники друг друга преп. Герман и Алексий и сегодня пребывают рядом почивая мощами в единой раке.

Собор Зосимовских святых. Современная икона.

Собор святых Зосимовой пустыни сегодня составляют семь человек. Кроме основателя обители — прп. Зосимы, преподобных Германа и Алексия, мощи которых почивают в Смоленском Соборе, прославлены для общецерковного почитания четыре новомученика, пострадавшие за веру Христову в годы большевисткого террора против Православной Церкви.

Это проподобномученики схиархимандрит ИГНАТИЙ (Лебедев), иеромонахи МАКАРИЙ (Моржов) и ГЕРАСИМ (Мочалов) и преподобноисповедник игумен ВЛАДИМИР (Терентьев). Икона Собора Зосимовских святых в Смоленском Соборе также особо почитается и братией и паломниками обители.

Чтимый Образ Пресвятой Богородицы Смоленский.

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) — икона давшая первую часть названия монастыря «Свято-Смоленская…» По преданию первообраз этой иконы был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. По гречески «Одигитрия» по русски «Путеводительница». Именно со Смоленской иконой пришел в глухую Ульянину пустошь, которая потом стала Зосимовой пустынью, и сам ее основатель — схимонах Зосима. Бережно хранила братия эту памятную икону до самого разорения обители. Была здесь и другая Смоленская, принадлежавшая некогда святителю Филиппу (Колычеву) Митрополиту Московскому с частицами пояса Богородицы и мощей великомученика Георгия Победоносца. К сожалению, обе они были украдены большевистскими бандитами в 1920-е годы, и след их затерялся.Нынешняя святыня монастыря — Смоленская икона Царицы Небесной была пожертвована монастырю уже после его возрождения и быстро стала почтиаться чудотворной, источая многие милости притекающим к заступничеству Богородицы. Эта икона написана приблизительно в начале-середине 19 века, вероятно палехскими иконописцами. Еще совсем недавно свидетельством обильной благодатной помощи по молитвам перед ней было множество золотых и серебрянных изделий украшавших образ. В 2011 году злодейская рука посягнула на достояние Матери Божией и все они были украдены. Но не попустила Владычица святотатцам коснуться великой святыни — частицы Ее честной ризы, и сегодня она находится в большом серебрянном кресте на иконе. Икона Божией Матери Смоленская находится с правой стороны от входа в собор в резном, деревянном киоте под сенью. Каждое воскресение, на вечернем богослужении, перед ней совершается Акафист.

Еще одним особо почитаемы образом нашей обители является икона Спаситель на троне. Несколько лет назад эта икона была пожертвована в монастырь и тогда различить на ней изображение было практически невозможно, лишь глаза с укором смотрели на нас. Безусловно, когда-то этот образ находился в храме, ныне вероятно рарушенном. Только Господь знает какие поругания пришлось ему перенести, от чего почернел и стал неразличим лик Спасителя. Но Господь сохранил икону. Снова затеплились перед ней лампада, свечи, зазвучали слова молитвы… И лик Господень стал светлеть, проявляться. Сначала робко и едва заметно, затем все ярче и явственнее. Икона стала обновляться, ее не касалась рука реставратора. Так Господь, вероятно, подал знак Своей милости, а кому-то может быть и прощения за былое поругание Своего образа. Сегодня эта икона одна из почитаемых святынь Зосимовой пустыни. Находится она в Рафаиловском (левом) пределе Смоленского собора монастыря. Перед ней всегда можно помолиться, поставить свечу, приложиться.

Дорогие братья и сестры! Несколько позднее мы продолжим знакомить вас со святынями Свято — Смоленской Зосимовой мужской пустыни. Храни вас Господь.