Смущение в православии

Диалог со Священником Александром Туховским

Спроси себя: есть ли вся жизнь твоя — предстояние Богу?
Будь правдив к себе. Бездна грехов совершается тобой в неведении, волею злой, в слепоте. Слеп, кто в страсти, во грехе.

Вся твоя внутренняя жизнь открыта и ясна Богу — Создателю Твоему. Любой грех не скрыт, но явен Богу и Ангелам и Святым. Постыдись в помыслах Бога и Святых, коим все видно как на ладони. Но ты не стыдишься, услаждаясь в мыслях блудом, злобою, тщеславием, осуждением, сластьми. Помни: грех не насытим. Молись Богу: «Господи, научи! Дай зреть и познать грехи моя мне — гору их, постоянно растущую; они целы, реальны — эти преступления воли Божией. Хочу видеть их, но не вижу, обманываюсь собою — самомнением, и посему не терпелив, осуждаю других, смущаюсь. Самолюбие меня слепит. Даруй мне, Господи, всегда помнить о них, о грехах моих и каяться в них всегда, яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5). Господи и Владыко, избавь меня от бесчестных страстей — гордости, лени, осуждения, блуда, уныния, раздражительности, смущения сердца (смущение — это мост бесовский), нетрезвенности ума, лжи, маловерия, чревоугодия, любостяжания, скупости и прочих грехов».

Знай: грехи против Духа Святаго таковы: 1) отчаяние, в котором не надеешься на милосердие Божие;

2) излишнее упование на это милосердие; 3) сопротивление познанной Истине Священного Писания и догматов веры, Апостолами и Святыми Отцами утвержденной; 4) зависть к духовным благам, которые твой ближний приемлет от Бога; 5) пребывание во грехах и состарение в злобе; 6) нерадение о душевном Спасении до конца своей жизни.

Блажен не видевший Ангелов, а кто всегда видит грехи свои. Знай лишь свои грехи. Оплачь их, моли Господа избавить от них и омыть тебя. Скажи: «Грешен я; не могу воззрети на небеса». Даже если бы ты постоянно зрел Ангелов, жил во гробе Христовом и прочее — все равно не спасешься, если заповеди Божии не соблюдешь и себя не очистишь от страстей.

Также и если живешь в нищете, да желаешь покоя и наслаждения — не спасешься; лучше, все имея, быть сердцем ни к чему не привязанным, быть нищим духом. Помни: Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс 33, 19). Видящий свои грехи не осудит никого, не вознесется, не нерадит о Спасении. www.pravoslavie.ru/35856.html

  • 449
  • 4
  • Ссылка на вопрос-ответ

    Скопируйте ссылку:

Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы

Итак, Петров пост.

Мы, в принципе, уже довольно много знаем о постах, различаем степень строгости Петрового и Успенского и вообще стараемся поститься «постом приятным, благоугодным Господеви…»

Но вдруг (или вновь – у кого как) возникают ситуации, когда наш «благоугодный» пост почему-то вызывает ропот окружающих. «Сколько можно постничать», «так скрупулёзно поститься – это фарисейство», «ты постоянно выпрашиваешь себе послабления поста, это малодушие». Знакомо?

Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Накопившиеся вопросы мы адресовали наместнику Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископу Обуховскому Ионе.

Настраивайте ближних с пониманием относиться к вашим убеждениям

– Владыка, вот мы начинаем пост, искренне намереваясь провести его со всем усердием, исполнить, по возможности, все церковные предписания, угодить Богу. Но для наших ближних это выглядит как буквоедство, фарисейство. Как поститься в этом случае, неужели прятаться?

– Прежде всего, необходимо учитывать конкретную ситуацию: в каком статусе наши ближние, в каком статусе мы по отношению к ним, насколько вообще уместно проявлять излишнее рвение к посту, их тем самым обременяя.

Все четыре поста даны нам не для того только, чтобы воздерживаться от пищи. Пост предполагает, прежде всего, уклонение от греха, максимальное сосредоточение, внимание к себе, и ограничение в еде является лишь средством для этого. И чтобы мы могли преуспеть в воздержании от грехов, связанных с нашей плотью, Церковь на время поста установила определенный режим питания. Конечно, его легче соблюдать, находясь в монастыре, когда готовится только постная пища, или в семье, в которой все воцерковлены и постятся.

Но бывают и ситуации, когда отношение к посту у членов семьи разное. В таком случае самым правильным, на мой взгляд, будет настраивать своих родных, чтобы они с пониманием и любовью относились к вашим убеждениям. Чтобы знали, для чего вы поститесь, как для вас это важно. В таком случае споров, как правило, не возникает.

К тому же нельзя сказать, что постная пища является какой-то ущербной или безвкусной, всегда можно приготовить постное, которое с удовольствием будут есть все. Знаю такие случаи, что вся семья постится, когда только кто-то из её членов воцерковлен.

Фото Сергея Рыжкова

Будьте готовы потерпеть ради Господа

Но порой возникают конфликты и недопонимание. В любом случае, нужно советоваться со своим духовником, который знает о вашей семейной ситуации, о ваших взаимоотношениях с ближними, и вместе с ним принимать решение.

На мой взгляд, если кто-то категорически настроен против того, что мы постимся, это не повод оставить пост. Если «в малом не будем верны», как «большее нам доверят»? Если в угоду нецерковным людям решим для себя: ладно, буду питаться как все, – где гарантия, что затем не последуют дальнейшие шаги усугубления такого, казалось бы, незначительного отступления?

Сейчас модно манипулировать словом «любовь» и им оправдывать любое послабление. Но не о такой любви говорят святые отцы, не о ней учит Христос.

В известной книге «Лествица» любовь является последней, 30-й ступенью длинного аскетического пути. Преподобный Иоанн Лествичник, начиная главу о любви, писал: «Дерзающий говорить о любви дерзает говорить о Боге». Любовь – это совершенство, человек должен пройти от подвига к подвигу, все 29 ступеней, чтобы сметь хотя бы начать говорить о ней.

Сейчас наоборот переставляют ее на первую ступеньку и учат, что главное – быть дружелюбным, ладить с окружающими, и это уже и есть та любовь, о которой говорил Христос и святые отцы. Но это вовсе не так, это не Христова любовь, а гуманизм.

Многие авторы пишут, что нужно идти навстречу своим нецерковным родным и питаться вместе с ними, чтобы не вызывать раздражения. Мне кажется, это неправильно. Всё же должен присутствовать некий аскетизм, воздержание ради имени Христова. «Будете ненавидимы всеми имене Моего ради» – так сказал Господь. Действительно, ради Христа нужно что-то и терпеть.

Поэтому будьте готовы потерпеть. Если в вашей семье не постятся, готовьте себе отдельно, покупайте постные продукты, за общим столом ешьте то, что дозволено уставом. Знаю таких людей, которые в подобной ситуации буквально сидят на хлебе и воде, но соблюдают то, что установлено Церковью.

Мы знаем: всё возможно верующему. Веруйте, что сможете соблюсти пост, и всё получится.

– Если своим постом мы, не желая того, смущаем ближнего, что выбрать – уступить или стоять на своем?

– Мы всегда выбираем между Христом и миром, который во зле лежит. Я знаю случаи, когда человек, молясь, ходя в церковь, вызывает немирность ближних. Воздерживаясь от вечеринок, от блуда и других подобных вещей, люди тоже вызывают ропот окружающих, которые над ними смеются, издеваются. Но нужно сделать выбор: вы либо со Христом, либо с миром, который во зле лежит.

Каждому христианину нужно вести себя так, чтобы ближние были готовы принять, что он постится, что он делает нечто, к чему они еще не готовы. Своим добрым и терпеливым отношением необходимо подвести их к тому, что это действительно для вас важно, что вам это нужно.

Родные часто заставляют постящегося нарушать пост, говоря, что так будет лучше для его здоровья, или упрекая, что придётся теперь отдельно ему готовить, но всё это банальный эгоизм и ни что иное, как чувство собственничества. Потому что в основном конфликт происходит между родителями и детьми или членами одной семьи, у которых есть мелкособственнические воззрения: как это мой родной человек имеет другие авторитеты, кроме меня? Как это мой ребенок прислушивается к другому мнению, нежели к моему, такого не может быть. Это банальный эгоизм, и потакать ему, мне кажется, не стоит.

– Бывает, хозяйка, или глава семьи, или кто-либо из детей стараются не досаждать постом и не напрягать ближних, готовят и питаются отдельно, но все равно слышат в свой адрес: «Как ты со своими постами надоел/надоела». Где искать поддержку человеку, который терпит подобные упреки?

– Есть в Патерике история об одном монахе, который каждый раз, как ему кто-то чем-то досаждал или говорил нечто неприятное, доставал из пояса записку, читал её и складывал обратно, после чего ходил благодушным и бодрым. Братия это заметили и заподозрили монаха в колдовстве, что у него в поясе записан какой-то заговор. Сообщили это игумену, а тот, будучи человеком мудрым, сказал: «Вы потихоньку заберите у монаха этот пояс, чтобы мы прочитали и всё беззаконие открылось». Монахи стащили пояс, принесли игумену. Он достал бумажку и прочитал вслух то, что там было написано: «Терплю ради Господа».

Мне кажется, такая «бумажка» должна быть у каждого человека, который ступает на путь христианской аскезы. Нужно будет терпеть не только голод, не только воздержание от каких-то продуктов, но и неприязненное отношение со стороны окружающих, пусть даже самых близких.

Поститесь… скромнее

Очень важно, чтобы и с нашей стороны не было сознательного или невольного вызова. Можно ведь так поститься, чтобы совсем не привлекать внимания окружающих.

Например, мы приходим в гости в пост или постный день и видим, что весь стол заставлен абсолютно непостными яствами. Что делать?

Кстати, в подобных ситуациях всегда нужно делать выбор: либо ты сознательно идешь к нецерковным людям, зная, что это постный день и будет не постный стол, либо ради Христа под благовидным предлогом отказываешься.

Но бывают случаи, когда отвертеться нет возможности – или гостишь у родственников, или ещё какая-нибудь ситуация. В таком случае не нужно из себя что-то изображать, демонстративно отказываться от мясных блюд. Всё можно сделать так деликатно, что никто и не заметит. Положите себе какого-нибудь салатика, а если предложат колбасы, скажите, что её вы не хотите, а вот маслиночек бы съели. Всегда можно с юмором, не привлекая внимания, придерживаться поста в любой компании.

Ещё хотел бы сказать о ситуации, когда человек приходит в гости к тем, кто не постится, и из деликатности начинает есть вместе с ними скоромное. На мой взгляд, без вреда для себя это может сделать только совершенный верующий. Мы читали у святых отцов, как авва, вкушающий по три зернышка в день, когда приходили какие-то гости, готовил для них рыбу, доставал из запасов мясо и ел всё это вместе с ними. Но подобное, всё же надо сказать, – удел совершенных.

Для нас, обычных людей, нужно помнить слова Лествичника. У него есть замечательная глава о многообразном тщеславии: это такой трезубец, что как его ни брось, всегда падает острием вверх. Когда я пощусь, тщеславлюсь, когда оставляю пост ради приходящих ко мне, опять тщеславлюсь… Так всегда буду уязвлен.

Но все-таки лучше быть уязвленным тщеславием, если исполняем то, что предписывает Церковь, чем нарушить устав и услаждаться мыслями о том, какие мы хорошие, как любим ближнего, не даем ему повода смутиться, и при всём при этом ещё и наедаться в своё удовольствие.

Фото Сергея Рыжкова

Пост – подвиг добровольный. Не принуждайте к нему ни в коем случае

– Существует и обратная ситуация, когда в семье верующих кто-то сознательно перестаёт придерживаться поста, например, супруг или повзрослевшие дети. И возникает недоумение, досада: вы же прекрасно знаете установления Церкви, почему нарушаете?

Как увещевать родных, которые, будучи церковными людьми, не хотят поститься, и надо ли это делать?

– Пост – это подвиг абсолютно добровольный, и принуждения в этом отношении ни в коем случае быть не может.

Могут иметь место какие-то педагогические внушения, когда родители, отвечая за христианское воспитание своих маленьких детей, объясняют им, что нужно поститься, воздерживаться от определенных продуктов, но при этом разъясняют, для чего это делается и зачем.

Но когда человек достиг сознательного возраста и сделал для себя выбор, заставлять его бессмысленно. Мы знаем, что зачастую дети в воцерковленных семьях, вырастая, отходят «на страну далече», потому что у того, кто ограничен какими-то рамками, всегда есть соблазн попробовать вырваться на «свободу» и «насладиться» ею в полной мере.

Знаю достаточно много воцерковленных детей, которые в студенческую пору отходят на какое-то время от Церкви и живут так, как им кажется привлекательным и интересным. Но со временем все возвращаются, потому что понимают: то, что кажется свободой и вольностью, на самом деле является стесняющими оковами и тяжестью, которые совестливому и мыслящему человеку нести совершенно невозможно.

Если такой период наступил у молодого человека, заставлять его делать что-либо нельзя, потому что «невольник – не богомольник». Господь принимает чистую жертву, которая от сердца приносится, а не по принуждению. Поэтому тут нужно смириться, потерпеть, и по возможности готовить то, что ему хочется.

– Уговаривать бессмысленно?

– Попробовать стоит, но совестью человека управлять невозможно. Если он хочет грешить и ищет этому оправдание, мы ему никак не помешаем, потому что оправдание можно найти практически любому греху, вплоть до блудных: «ну, как же, я не могу воздерживаться, это вредно для моего организма», – и такое приходилось слышать.

Так же и человек, который хочет нарушать пост, может найти для этого массу причин: начиная от врачебных указаний и заканчивая какими-то средневековыми уставами, отрывками из высказываний святых отцов, компилируя их так, чтобы получить подтверждение своему мнению.

– Что думать, если наши ближние не хотят поститься? Наверное, мы такие плохие миссионеры, что наш пример не ведет ко Христу самых близких людей…

– Что-то это смахивает на наполеонизм какой-то…

Дело любого миссионера – хоть среди языческих народов, хоть внутри своей семьи – складывается из двух компонентов. Первый – это жизнь его самого, и вторая, главная составляющая – это благодать Божья, которой, собственно, просвещается и освящается всякий человек, приходящий в мир.

И если миссионер трудится, но не видит плодов, значит, не пришло время. Значит, Господь по Своему Промыслу пока не даёт проявиться результатам, не даёт благодать Святого Духа, чтобы дело миссионера стало успешным.

Это повод задуматься, с каким сердцем я это делаю, если результатов не вижу. Но зачастую как раз лучше не видеть плодов своего миссионерства, чем, увидев, превознестись до небес.

Фото Сергея Рыжкова

Держите в уме одно Евангельское напоминание

– И в завершение беседы, владыка, дайте совет, как непостящимся не раздражаться на постящихся и наоборот.

– Насчет непостящихся мне сложно сказать – в моей жизни не было времени, чтобы я жил рядом с тем, кто постился, сам не постясь.

Если же смотреть наоборот, мы знаем, что у неофитов, пламенно верующих людей бывает такой задор – все вокруг должны жить так, как положено, всех они должны научить «правильной жизни». Но это абсолютно бесперспективное занятие.

Если видим, что кто-либо не постится и не хочет, для нас это только повод помолиться об этом человеке Утешителю Святому Духу, Который каждого наставляет на всякое благое дело. Помолиться, чтобы Святой Дух его просветил, коснулся его сердца, сделал христианином, дал понимание, что нужно жить по-церковному.

Относительно себя необходимо помнить, что пост – это не что-то особенное, сверхъестественное, а всего лишь одна из составляющих нашей духовной жизни, обязательная для всех христиан. Это наша, так сказать, норма, и мы обязаны её выполнять. Так мать кормит и воспитывает ребенка, не считая, что совершает нечто необычное. Так пожарный спасает человека, просто исполняя свой долг. Так для офицера быть под огнём – его обязанность по защите Родины.

И в Евангелии Христос нам прямо сказал: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Беседу вела Юлия Коминко

<<предыдущая оглавление следующая>>

Смущение

В смущении же нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием (преп. Макарий).

В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться. Смущение нигде в числе добродетелей не показано и никому не приносит пользы, а всегда только вред; хотя и кажется иногда благовидным, но в сущности составляет только ду­шевный бред, а бредят только в болезни, потому и смуще­ние должно отнести к числу душевных болезней и лечить оное смирением и покорностью Промыслу и воле Божией. «Господь бо хощет всем спастися и в разум истины прийти» (1Тим. 2, 4) (преп. Амвросий).

…Смущение, какое бы оно ни было, есть признак тай­ной гордости, и доказывает неопытность и неискусство че­ловека в прохождении своего дела (преп. Амвросий).

Но вы видите в себе нерадение на делания благие, и сие вас смущает, вместо того чтобы должно было вас смирять, чем бы могли привлечь к себе помощь Божию, а вы смуща­етесь — смущение же есть вражия колесница, и сие есть знамение духовной гордости (преп. Макарий).

…Видя здесь свое малодушие, познайте и то, откуда оное происходит: очевидно, от самолюбия, которое не мо­жет нести оскорбления — смущается (преп. Макарий).

Скорбеть о неисправлениях наших есть наш долг, но не смущаться; скорбь оная к покаянию приводит и к смире­нию, а смущение показывает в нас высокоумное устрое­ние. Смирение заставляет видеть свою немощь, никого не судить, а себя, а высокоумие всех судит, а хотя и себя касается, но краем языка, и не получает спокойствия и мира (преп. Макарий).

…Чувствуете, что совершенно будете безответны на Страшном Суде. Если сие последнее сильно на вас действу­ет и смущает, то и паки скажу вам, что это суть козни вражии и плод гордости. Вы, сознавая себя грешным, не должны отчаиваться, а паче смиряться и дивиться челове­колюбию Божию, терпящему вас и ожидавшему вашего обращения и покаяния (преп. Макарий).

Посудите, какая польза от смущения после какого-либо поползновения? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаяние? Здесь рождается спокойствие, а там лишаются оного (преп. Макарий).

Смирение успокаивает и подает благонадежие к ис­правлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням (преп. Макарий).

…Смущением за малейшую мысль враг сильнее на тебя вооружается, будь мужественна и презирай их (преп. Ма­карий).

Главная причина смущения от зазрения ближних и несамоукорения, а враг имеет силу еще более воздвигать бурю смущения в таком устроении (преп. Макарий).

Тебя часто смущает опасение за мое здоровье и страх лишиться моих советов. Смущение это и боязнь в тебе от неприязненного. Старайся молитвою отбиваться от них и их от себя отгонять (преп. Иларион).

…Смущение во всяком случае есть от диавола, от кото­рого да покроет и сохранит вас Господь (преп. Лев).

…Неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение, а все это нас томит, и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святооте­ческое слово: если смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее (преп. Амв­росий).

Сны

…Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным (преп. Макарий).

Святые отцы запрещают верить снам, а паче когда оные к отчаянию приводят, явно, что от бесов суть (преп. Макарий).

О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от сего может быть душевный вред; вера больше видения сделает (преп. Макарий).

…Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания (преп. Макарий).

Верующим не должно иметь предрассудков и снам ве­рить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущею случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надобно утверждаться верою и с покорностью принимать, что слу­чится, а снам не верить (преп. Макарий).

Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна, но паче смирением себя сохраняй, недостойною себя вменяя таковых видений, то и не повредишься (преп. Макарий).

Снам своим отнюдь не верьте; враг будет ими воз­мущать вас, когда станете верить; весьма назидательно у Святогорца; прочтите, сколь хитры козни вражий, что даже, попущением Божиим, в мечтах и крест может явиться, но да сохранит вас Господь от всех сетей его, десных и шуиих (преп. Макарий).

Виденный вами сон нельзя отвергать истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходст­венным, бояться надобно приписывать своему достоин­ству, и дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные <полные страстей> наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений? (преп. Макарий).

Молиться о том, чтобы кто-либо явился во сне, не следует. Любопытства не должно быть. А вообще о снах принято так думать: если святые являются нам во сне, то это знак того, что они помогают нам своими молитвами. Обычно это бывает перед какими-либо важными событиями нашей жизни. Если же являются близкие нам люди, то это знак того, что за них надо молиться (преп. Никон).

Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражие и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам. Святой Иоанн Лествичник в 3-й Степени говорит: «верующий сно­видениям во всем неискусен есть, а никакому сну не ве­рующий любомудрым почесться может». Впрочем, сей же святой делает различие снов и говорит, каким верить мож­но и каким верить не должно. «Бесы, — пишет он, — нередко в ангела светла и в лице мучеников преобразу­ются и показуют нам в сновидении, будто бы мы к ним приходим, а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением; и сие да будет тебе знамением пре­лести. Ибо ангелы показуют нам во сне муки, и суд, и осуждение, а пробуждшихся исполняют страха и сето­вания. Когда мы во сне верить бесам станем, то уже и бдящим нам ругаться будут. Тем только верь снам, кои о муке и о суде тебе предвозвещают, а если в отчаяние при­водят, то знай, что и оные от бесов суть» (отд. 28). А ближайший ученик Симеона Нового Богослова, сми­ренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях. Он во 2-й сотнице, в главах 60, 61, 62 и 63 говорит: «Одни из сновидений суть простые сны, другие — зрения, иные — откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменны­ми, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать. Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны, и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжение многих лет и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего, по причине страшного неизменного видения зримых, приводят в тре­пет и сетование; и потому видения таких зрений за ве­ликую вещь вменять должно тщательным. Простые сны бывают людям обыкновенным, подвер­женным чревоугодию и другим страстям; по причине мрач­ности ума их воображаются и наигрываются разные сно­видения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые чрез зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению ве­щей божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воз­держанием и подвигами и трудами по Бозе достигли сте­пени пророков Церкви Божией, как говорит Господь чрез Моисея: «аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему и в видении возглаголю к нему» (Ср.: Числ.12, 6). И чрез пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2, 28)» (преп. Амвросий).

Более… всего остерегайся верить твоим снам и снови­дениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения. В древности и великий старец (которого читаем параклис) чрез доверие снам попал в обольщение вражие, и теперь у меня пред глазами есть некий пример, как человек может повредиться, доверяя снам. Для тебя же в этом требуется сугубая осторожность, так как ты и без того склонна к самообольщению и прелести вражией и легко можешь запутаться. Преподобный Марк Подвижник пишет: «иное действие есть благодати, младенцу (духов­ному) неведомое, и иное действие злобы, истине уподобля­емое. Добро же есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием прино­сити Богови: Той бо весть обою полезное» (преп. Амвросий).

Пишешь о виденном во сне жезле и о слышанном тобою голосе. Но эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угод­но. Если что по воле Божией будет, то пусть и будет, — и эти вещи бывают обыкновенно и без нашей воли, а эти сны бывают иногда только одно наругание бесовское, на кото­рое не следует обращать внимания. Пусть об нас лучше будет по воле Божией (преп. Амвросий).

Снам не верь, а то спутаешься (преп. Анатолий).

Описываешь, что с тобою было в ночь 13 августа. Это на тебя так сильно подействовало оттого, думаю, что ты привыкла верить и снам своим, и тому, что видишь или слышишь во время молитвы, тогда как чистая молитва в том и состоит, чтобы во время нее никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, т. е. изменению иконы или какому-либо голосу. А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться (преп. Амвросий).

Дурной сон твой показывает, что ты не хранишь чувств своих, и диавол ловит тебя в свои сети… (преп. Анатолий).

Я тебе уже писал, чтобы ты снам не верила. Тепе­решние твои сны страшные — от лукавого (преп. Анато­лий).

Берегись, враг ловит тебя. Оставь сны свои, они от диавола, а ты веришь им. И еще утешаешься. Если не оста­вишь, прелесть последует неизбежная. Оставь (преп. Ана­толий).

Соблазн

Ты должна быть светильником, а ты служишь и стар­шим, и младшим камнем соблазна! А? Впрочем, некогда и верховный апостол Петр был камнем соблазна… да Кому еще?! А это не помешало ему быть верховным из избранных учеников Христовых. Так и ты — не унывай. Я сам тоже много нагрешил. Что же делать? Не следовать же за Иудою?! Пойдем лучше за Петром! (преп. Анатолий).

…Нечистый дух ничем столько не искушает человека, как желанием отведать то, что из равноангела может претво­рить в скотину нечувственную (преп. Антоний).

Соборование

…В нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства сего многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо чрез особорование мною, недостойным, чело­век до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болез­ней освободились (преп. Антоний).

…Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе за­бытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и об душе своей, якоже о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире (преп. Антоний).

Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное — всегда подается (преп. Никон).

В утешение… могу предложить совет святого апосто­ла Иакова, который говорит так: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотво­рят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Гос­подь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5, 14—15). Неизвестно, почему в России вкорени­лось такое мнение, будто бы к Таинству елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова Апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправиль­ному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Гос­подь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5, 15). Сила Таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (преп. Амвросий).

Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство елеосвящения, тогда как таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пи­шет в Послании своем: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры воздвигнет его: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Ср.: Иак.5, 14—15). Таинством елеосвящения про­щаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз грешный советую вам особороваться святым елеем, не отлагая (преп. Амвросий).

При пользовании вашем физическими средствами ут­верждайтесь в вере в Господа, промышляющего о всех, и предавайтесь в Его святую волю, чем успокаивая себя, будете иметь пользу и от физических средств. А особенно, как вижу, успокаивает вас частое причащение Пречистых и Животво­рящих Христовых Тайн, что и впредь советую не оставлять. Да я хотел было предложить вам исполнить на себе Таинство елеосвящения, но не знаю, что родные ваши примут ли это по принятому в мире мнению, будто к смерти, и это их может сильно огорчить. Но они не знают, на какой конец уставлено сие таинство. Оно основание имеет на словах святого апостола Иакова, гл. 5, ст. 14: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковным…» Видите, что таинство сие не к смерти приближает, а здравие подает, вопреки людскому мнению; я вас не понуждаю к сему, но ежели бы родные ваши приняли это великодушно, то очень бы было хорошо и полезно для вашего здравия, душевного и телесного (преп. Макарий).

Только нынешнего века люди совсем против этого: будто кого приобщают, то уже и к смерти готовят; «как это можно, его этим испугаешь»; оттого многие и остаются без сего напутствия и особорования маслом, и наконец нельзя <то есть пропущено время>, тогда как оное установ­лено не для готовящихся к смерти, а для исцеления… у нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по особоровании елеем выздоравливают и живут еще долго (преп. Макарий).

События

Война сатаны против креста продолжается, и чем кон­чится — единому Господу известно; конечно, нам это нака­зание за грехи наши… Право и истинно слово Господне. Если бы мы исполняли волю Его, то «мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму» (Втор. 32,30). Что пострадали нападающие на избранный Божий народ неприятели: в одну ночь 185 тысяч поражено. А в другой раз, никомуже гонящу, бежали от страха и ужаса от Самарии. Но когда прогневали Господа, то что пострадали иудеи — всем известно. Надобно нам молиться Господу и умилостивлять Его покаянием и благим житием. Да сохранит Господь Православную нашу Церковь и чад ее, братий наших, подпавших мусульманскому игу и мнимохристианскому тиранству. Они, бедные, теперь без защиты. Вся Европа обрушилась на нас и на них. Один Бог наш Помощник и Покровитель, и Он да будет нам во спасение. Воззовем к Нему в скорбях сих, и услышит нас. Он силен и ныне коня и всадника вверг­нуть не в Чермное, а в Черное море и избавить людей Своих от горькой работы умного фараона и тристаты <воины-колесничники> его совокупленные уничтожить. Но что наше умствование? Мы должны повергаться пред величе­ством славы Его в бездну смирения и ожидать, да будет воля Его на нас! (преп. Макарий).

О делах Европы и войне нынешнего времени рассуждать я не могу и, со своей стороны, не смею делать больших заключений, кроме того, что война эта есть перст Божий и бич, наказующий нас, уклонившихся от правого пути и идущих строптивым, широким и пространным, отводящим в пагубу. Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетлен­ными венцами славы небесной, а оставшиеся ближние их, да и все вообще, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере. Судьбы Божий для нас непостижимы, и Ему Единому ве­дома будущая вся, как прошедшее и настоящее… но мы должны молиться, да милостив будет к нам, грешным, и помилует мир (преп. Макарий).

Описанное вами посещение Русика землетрясением имеет большое впечатление на наши сердца; что ж там? Какое произвело действие на обитающих там иноков, да еще усердно работающих Господу с самоотвержением?! Надобно полагать, что не в одной обители Русика были удары землетрясения, но и в других местах святого Афона… Верующий воззовет ко Господу: «Призирает на землю, и она трясется» (Пс.103, 32), помилуй нас, а неверующий отнесет к действию внутренней борьбы в земле находящихся металлических различных пород и огня, но я очень не знаком с геологами, неучен сый, а они даже ис­числили земного нашего шара скорлупу на 50 верст, а внутреннее ядро расплавлено на 11 тысяч верст. Очень мудрено и опасно на догадках утверждаться, а не на Свя­том Писании основываться (преп. Макарий).

«Да не смущается сердце ваше…», — Рейнхард Боннке

Кто из нас не переживал неудачи, или осознания что не исполнил обязательств? Если бы Иисус принимал нас исключительно за нашу преданность, кого бы тогда Он принял? Опубликовано на веб-портале imbf.org

Четырнадцатая глава Евангелия от Иоанна особенно любима. В этой главе есть поразительное высказывание, которое не всегда правильно толкуется. Это первое предложение четырнадцатой главы, где Христос говорит: «Да не смущается сердце ваше». Подобное утешение может показаться более чем странным, поскольку у Иоанна 13:21читаем, что Сам Иисус «возмутился духом». Так мог ли Он ожидать от учеников обратного? Более того, Он понимал, учитывая нашу человеческую природу, в этой ситуации они могли только что возмутиться духом. Сам Господь говорил своим ученикам вещи, которые должны были повергнуть их в состояние переживания. Первое, было опасение, что Господь может покинуть их. Второе, их беспокоила собственная безопасность. Скорее всего, их волновали собственные сердца и совесть, уже не говоря о их будущем и смерти. Ученики были обычными людьми, и такие беспокойства присущи людям. Все, что говорил Христос приносило утешение, а ученики на тот момент нуждались в таком утешении.

Однажды Исус сказал: «Один из вас предаст Меня» (Иоанна 13:21). Читая эти строки, реакция учеников нам кажется вполне адекватной. Но так ли это? Если бы мне пришлось сказать, что один из работников моей команды предаст меня, это вызвало бы шок у меня. Уверен, что никто не задал бы вопрос, кто именно? Трудно поверили, что нашелся бы такой человек. Но именно этот вопрос и задали ученики Исусу. Возможно, они чувствовали, что преданность была их слабым местом. Каждый из них задался вопросом, не он ли? И если их сердца смутились, то не от чувства ли вины? В любом случае, слова о предательстве должны были стать предметом беспокойства и разговоров.

Хотя Иисус знал предателя, но Его предупреждение выражало лишь сострадание к Иуде, но никак не угрозу. «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться» (Матфея 26:24). Иисус жалел Иуду. Тогда смутился не только Иуда, Петр почувствовал это же. Иисус сказал, что Петр предаст Его и не один раз, и остальные ученики оставят Его в самый тяжелый момент. Петр хотел убедить Господа в обратном, говоря: «Я душу мою положу за Тебя» (Иоанна 13:37). На что Иисус сказал: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня» (Иоанна 13:38). Петр говорил, что готов свою жизнь положить за Иисуса. Но этого не могло случиться, поскольку Иисус должен был положить свою жизнь за Петра. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13).

Страх перед обязательством?

После слов Иисуса сказаных Петру о его отступничестве, следует ответ Иисуса: «Да не смущается сердце ваше». Современным языком это значит — не беспокоиться. Ученики же беспокоились, особенно Петр, и это еще мягко сказано. Затем произошло то, о чем предсказывал Иисус, и Петр «плакал горько» (Матфея 26:75). Я думаю, что Иоанн написал следующие строки, вспоминая случившееся: «ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог» (1 Иоанна 3:20).

Кто из нас не переживал неудачи, или осознания что не исполнил обязательств? Если бы Иисус принимал нас исключительно за нашу преданность, кого бы тогда Он принял? Слова Христа, обращенные к Петру, касаются и всех нас: «Да не смущается сердце ваше». Многие отступают говоря, что не достойны. Правда в том, что нет достойных, для этого и пришел Иисус на землю – всемогущее должно было спасти слабое. Далее Иисус ободряет нас следующими словами: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Иоанна 14:1). Бог, в Которого верили ученики, был Господом, который сотворил народ Свой, Израиль, и вывел его из Египта. Этот народ вдохновил на прославление полмира: «На Тебя Господь вся надежда моя». Малый народ, по своей численности он меньше населения любого большого современного города, мог легко раствориться в истории веков и исчезнуть, как это случалось с другими народами, но за четыре тысячи лет этого не произошло. Бог сохранил их и их самобытность.

Ученики верили в Бога, а Сейчас Иисус предлагает им верить и Ему, что казалось странным, ведь только что Он сказал, что должен умереть. Исус говорил о другой стороне смерти, «В доме Отца Моего обителей много… Я иду приготовить место вам» (Иоанна 14:2). Разберем слово «обители», производное от греческого «пребывать», буквально означающее «место пребывания». Еще Иисус упоминает дом Своего Отца, что дважды встречается в Евангелии от Иоанна, но относится к Храму, который считался единственным местом обитания Бога. Здесь же Иисус говорит о множестве мест для обитания, будто бы храмов будет много. Об этом читаем чуть выше, Иоанна 4:21, «наступит время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу». Ниже, в четырнадцатой главе, Иисус снова использует слово «обитель» — место, где будут жить. «Кто любит Меня… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанна 14:23).

Теперь, когда мы собираемся во имя Его, мы знаем, что Он на этом месте, и кажется будто никогда его не покидал. Любое собрание является местом пребывания, обителью, домом! Можно посетить маленькую миссию, расположенную далеко за городом, и там обнаружить духовную обитель, присутствие Бога. Где двое или трое соберутся во имя Иисуса, там пребывает и Он, и это место становится местом поклонения и покоя, праздника и прославления. Есть и еще одно значение. Дом Отца по сути это все сотворенное: небеса и земля с их многочисленными обителями; обитель Ангелов, обитель Бога, обитель тех, кто почивает во Христе, рай, третье небо, а также обитель человека – земля. Современная наука пришла к выводу, что вселенная является непостижимой тайной. Ничто не выглядит именно так, как мы это себе представляем. «Бог намного больше, чем наши сердца», больше науки и наших представлений. Павел цитировал Исаию, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9).

Иисус сказал: «Я иду приготовить место вам». Одному человеку, пожелавшему стать Его учеником, Иисус ответил, что Ему нет места, где приклонить голову. Человек хотел знать то место, царство, куда Господь, Иисус, его поведет. Однако он ошибался. Иисус должен был идти сам «приготовить место». Своим уходом Он готовит место нам, это действие, акт, готовить нам обитель в доме Отца навеки. Когда спортсмен бежит марафон, он не бежит чтобы добраться к месту назначения, он просто бежит. Когда Иисус сказал, что уходит – это был путь на Голгофу, который открывал нам место быть с Богом.

Тогда Иисус сказал ученикам: «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (Иоанна 14:4). Фома, будучи человеком приземленным, ответил: «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Но и Фома знал. Когда Иисус предложил ученикам отправиться в Иерусалим, Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с ним». Значит ученики знали путь, который Иисус должен был пройти. Он Сам говорил ученикам об этом, и не однократно. В 13 глава Евангелия от Иоанна говорится о пути. Иисус используя притчу о пшеничном зерне, которое упав в землю, если умрет, то принесет много плода. Путь Господа лежал через Гефсиманию, Крест и могилу. Много раз говорил Он ученикам об этом в разных формах, но они не могли уразуметь.

«Я иду приготовить место вам». Читаем эти слова и думаем об Иисусе на небесах, строящем для нас здание или целый город. Читая другое место Писания, становится ясно, что мы найдем обитель с Ним после смерти, «лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Коринфянам 5:8). Благодаря Кресту у нас есть место в доме Отца навечно: жизнь вечная, непреходящая, даже если все миры исчезнут, а с ними земля и небеса. Все это мы имеем благодаря пути, которым прошел Исус. Мы не пылинки в этой жизни, носимые ветром в различных направлениях вечности. Каждый из нас принадлежит определенному месту.

Иисус пошел туда, куда ученики не могли следовать

Иисус сказал Петру: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти» (Иоанна 13:36). На жертвенный алтарь должен был пойти Христос – Агнец Божий. Только Сын Человеческий, Сын Божий мог пойти на Голгофу, чтобы искупить грехи мира. Иисус мог предложить Петру единственное и Он это сделал, сказав: «Идите за Мною» (Матфея 4:19). Позже Иисус отправился туда, куда ученики не могли следовать. И тогда Иисус сказал: «После пойдешь за Мною». Каким образом? Он открыл путь, новую жизненную дорогу. Иисус говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6). Иисус открыл спасительный путь, снова расступив для нас воды моря. И даже после воскресения Иисус продолжал звать Петра: «Иди за Мною» (Иоанна 21:19).

«На земле или на море, все равно. Небеса там, где Иисус».

Христос желает прийти к нам и сотворить обитель. Где бы мы ни были во имя Его, Он также будет пребывать на том месте. Только в Его присутствии возможно познать истинную радость. Иисус и сейчас строит свой дом с нами, уже после Его второго пришествия, мы будем строить наш дом вместе с Ним. Понять эту несложную истину — значит положить конец постоянным поискам пути Божьего, путь жизни окажется найденным. Сам Иисус есть путь. И если люди не следуют за Ним, они всегда будут приходить в тупик. Иисус своей мощной силой любви расколол скалы, и в них образовался путь. Для каждого из нас есть место в вечности, место в новом творении, место в Боге.