Собор святого Петра и Павла в риме

Содержание

Собор Святого Петра в Ватикане.

Собор Святого Петра в Риме – самая большая в мире базилика, расположенная в Ватикане, в центре маленького государства, считается важнейшим христианским сооружением. Величайшие художники, скульпторы и архитекторы годами трудились над обликом собора.

Храм с тысячелетней историей, возведенный на месте захоронения апостола Петра, является епархией папы римского и центром католичества.

Миллионы туристов ежегодно наслаждаются атмосферой священного места, а от подъема на купол собора, с которого открывается потрясающий вид на Вечный город, захватывает дух.

История строительства и что стоит посмотреть в соборе Святого Петра, описание и главные достопримечательности базилики – все, о чем стоит знать перед посещением храма в этой статье.

История

В I веке нашей эры на месте собора располагались сады цирка Нерона, а рядом с цирком — кладбище.

Цирк Нерона – место состязательных представлений во времена Античности. Проводились на арене и жестокие мучения, которым подвергались христиане по поручению Нерона.

В 67 году, согласно летописи, на суде был вынесен смертный приговор святому Петру, который являлся одним из двенадцати учеников Иисуса Христа, первый папа римский в католической церкви.

На арене цирка Нерона апостола Петра мученически распяли головой вниз, он сам пожелал страдальческую гибель, как у Христа.

Тело святого захоронили на кладбище цирка. Это место стало массовым культовым уголком молитв для христиан.

Этапы возведения христианского храма:

  1. Первая Базилика Святого Петра была возведена в 326 году при правлении императора Константина. Сооружение было построено на месте захоронения Святого Петра на Ватиканском холме. Первый алтарь создан над могилой апостола.
  2. В 800 году в храме прошла коронация Карла Великого на императорский престол Священной Римской империи.
  3. В 846 году базилика подверглась разграблению сарацинами – кочующими разбойниками, жившими вдоль границ Сирии.
  4. В XV веке при папе Николае V храм претерпел реконструкцию. Базилика значительно расширилась в размерах.
  5. При папе Юлии II сооружение начало перестраиваться в Собор, превосходящий все христианские сооружения мира.

Цирк Нерона.

Строительство собора

По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.

Архитекторы перестройки базилики:

  1. Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
  2. Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
  3. Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.
  4. Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
  5. Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
  6. Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
  7. Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.

Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.

Интересный факт!

18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.

По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:

«Он частично расширил колонны, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня».

В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.

Основание собора приобрело форму латинского креста.

Окончание строительства собора Святого Петра – 18 ноября 1626 года.

В этот день папа Урбан VIII освятил храм.

Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.

Облик собора Святого Петра в 1450 году.

Архитектура базилики

Выполнен храм в архитектурном стиле эпохи Ренессанса – барокко.

Общая площадь Собора Святого Петра – 22 067 м2.

Размеры храма:

  • высота – 138 метров;
  • длина без портика – 186,36 метров;
  • длина с портиком – 211,5 метров;
  • внутренний диаметр купола – 42,56 метров.

Собор Святого Петра долгое время относился к самому большому христианскому храму в мире и считается самым вместительным храмом в мире. Его вместимость – 60 000 человек.

Однако, в 1990 году Базилика Пресвятой Девы Марии Мира в городе Ямусукро (Кот-д’Ивуар) превзошла размеры собора в Ватикане.

Интересный факт! Второй по размерам католический храм – Собор Святого Павла, располагается в Лондоне.

Собор Святого Павла в Лондоне.

Главный фасад

Основной фасад к собору возвёл архитектор Карло Мадерна.

Надпись на фасаде обозначает, при каком папе и когда построен собор – Павел V, 1612 год.

Святые ворота имеют размеры: 45 метров в высоту и 115 метров в ширину.

Аттик поддерживается классическими колоннами.

Стена, возведённая над венчающим сооружение карнизом, украшена статуями Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме святого Петра).

Высота главной статуи Иисуса Христа – 5 метров.

Сверху фасада располагаются часы, созданные Джузеппе Валадье в XVIII веке.

Фреска «Навичелла» (Navicella degli Apostoli), выполненная Джотто ди Бондоне в XIII веке, украшает главную стену католического храма.

Вход в кафедральный собор открывают пять главных порталов:

1. Портал Филарета (центральный портал).

Бронзовая дверь выполнена в XV веке для древней базилики при императоре Константине. Мастер уникальной работы известен под именем Филарет.

На верхних панелях изображены: Христос на троне, Дева Мария, Святой Пётр и Святой Павел. На нижней панели представлена страдальческая сцена двух святых: «Усекновение главы святого Павла» и «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра».

Над главными воротами расположен мраморный барельеф Джованни Лоренцо Бернини – «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

2. Святой портал (последний портал справа).

Дверь в бронзе изготовил Вико Консорти в 1950 году.

Портал замурован каменной кладкой с внутренней стороны храма. Ворота открывают только в Святой Юбилейный год, один раз в 25 лет.

В канун Рождества кладка в дверях разбирается и первым, преклонив трёхкратно колени, входит Папа Римский.

В конце Юбилейного года портал замуровывается на период следующих 25 лет.

3. Портал Смерти (первый портал слева).

Вороты не один раз менялись. Последний вариант был создан в 1964 году Джакомо Маньзо.

Двери используются для похоронных процессий понтификов. Изображения на дверях носят страдальческий, мученический характер, вызванные смертью.

Основные сцены, изображенные на портале:

  • смерть Иисуса Христа;
  • смерть Девы Марии;
  • насильственная смерть Авеля;
  • смерть Иосифа;
  • смерть первого Папы Римского;
  • мученичество Святого Петра.

4. Портал Добра и Зла.

Ворота созданы в 1977 году Лучано Мингуцци. Створки ворот выполнены из бронзы.

Изображения на дверях:

  • на правой створке – библейские сцены добра;
  • на левой створке – сцены насилия и зла.

5. Портал Таинств.

Двери созданы в 1965 году Венанцио Крокетти. Через ворота Таинств туристы обычно проходят в собор.

На панелях ворот изображены основные таинства и обряды, совершаемые в церкви.

Центральный вход в собор украшен двумя статуями:

  • конная статуя Карла Великого, возведенная Августином Корначчини в XVIII веке;
  • конная статуя императора Константина, созданная Джованни Лоренцо Бернини в XVII веке.

Перед входом в храм расположены статуи: Святого Павла и Святого Петра.

В руке у Святого Петра ключи от «Царства Небесного».

Статуя Святого Петра перед базиликой.

Интерьер

При входе в собор открывается огромное внутреннее убранство, оформленное богатейшим интерьером.

Множество статуй, надгробий, алтарей и других произведений искусства украшают великий храм.

Арочные своды, высотой 23 метров и шириной 13 метров, отделяют три нефа:

  • центральный неф;
  • правый неф;
  • левый неф.

Благодаря необычной конструкции создаётся атмосфера глубокого пространства.

Между входом и алтарём собора размещается галерея, длиной в 90 метров и площадью около 2500 м2.

Собор Святого Петра – это Ватиканское хранилище с ценнейшими произведениями искусства выдающихся мастеров.

Полы храма сделаны из мрамора, некоторые элементы сохранились от древней базилики.

Интерьером собора Святого Петра занялся знаменитый итальянский зодчий – Джованни Лоренцо Бернини. 50 лет жизни потратил знаменитый архитектор на украшение собора.

Интерьер собора Святого Петра.

Центральный неф

Неф – это часть интерьера, представляющая собой вытянутое помещение, отделённое колоннами либо столбами от других нефов.

Протяжённость центрального нефа – 211 метров.

На полу помещения нарисованы разметки с размерами других самых крупных соборов в мире. Пометки сделаны для сравнения крупнейшего собора с другими храмами.

Центральный неф ведёт к куполу, который опирается на четыре мощных столба.

Основные достопримечательности центрального нефа:

  1. Статуя Святого Петра. Создана Арнольфо ди Камбио в XIII веке. Расположена статуя у последнего столба с правой стороны. Статуя обладает чудодейственными свойствами, посетители прикладываются губами к бронзовой ноге Святого Петра.
  2. Статуя Святого Лонгина. Возделана Лоренцо Бернини. Статуя находится в нише одного из столбов.
  3. Балдахин. Расположен на 4 колонах со статуями ангелов.
  4. Кафедра Святого Петра. Создатель – Лоренцо Бернини. Справа от кафедры – надгробие папы Урбана VIII, слева – надгробие Павла III.

В нишах центрального нефа расположены статуи святых:

  • статуи святых Елены-Софии-Барат;
  • статуя Св.Терезы;
  • статуя Св.Иоанна и т.д.

В центре собора хранятся мозаичные картины по эскизам Доменикино.

Григорианская капелла вызывает наибольший интерес у посетителей. Создана в честь папы Григория XIII, создателя григорианского календаря.

Статуя Святого Лонгина.

Правый неф

В правом помещении собора Святого Петра располагаются достопримечательности:

  1. Пьета.
  2. Памятник понтифику Льву XII.
  3. Капелла Святого Себастьяна.
  4. Усыпальница маркграфини Матильды Каносской.
  5. Часовня Святого Причастия.

Пьета

Знаменитая скульптурная композиция расположена в Капелле Милосердия.

Скульптура Пьета («Оплакивание Христа») – работа Микеланджело Буонарроти. Талантливому скульптору в момент работы над Пьетой было всего 24 года.

Скульптура передаёт сострадание и глубокую скорбь Девы Марии над умершим телом Иисуса Христа.

Достопримечательность принесла мировую славу молодому мастеру.

Памятник понтифику Льву XII

Рядом со скульптурой Пьетой расположен памятник папе Римскому Льву XII.

В XIX веке выполнил памятник Венецианский скульптор Джузеппе де Фабрис.

В капелле расположена огромная мозаика «Мученичество Сан-Себастьяна».

Мозаика создана на основе картины Доменикино — Пьером Паоло Кристофари.

В алтаре помещения капеллы находится могила блаженного Папы Иоанна Павла II.

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Над надгробием трудились Лоренцо Бернини с учениками.

Тосканская маркграфиня Матильда Каносская – первая женщина, похороненная в соборе Святого Петра.

Часовня Святого Причастия

Вход в часовню проходит через железные ворота с узорами по эскизам итальянского архитектора Франческо Борромини.

Создатель капеллы Святого Причастия – Карло Мадерна.

Внутри часовни располагается:

  1. Скиния Святого Причастия, выполненная из бронзы. Ее возвёл Лоренцо Бернини в 1674 году;
  2. Алтарь Троицы – создатель Пьетро да Картона.

До прихода на святой престол папы Пия XII в капелле Святого Причастия проводился ритуал «поцелуй ноги». Верующие люди поклонялись и прикладывались к телам умерших пап перед их погребением.

Правый неф закрывают два памятника понтификам Григорию XIII и Григорию XIV.

Памятник понтифику Льву XII.

Левый неф

В левой галерее храма располагаются:

  • гробница Александра VII;
  • часовня Крещения.

Гробница Александра VII

Композиция из цветного мрамора и бронзовых элементов выполнена Джованни Лоренцо Бернини.

Скульптурный ансамбль представляет собой скульптуру молящегося папы Александра VII, стоящего на коленях.

Понтифика окружают статуи Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия.

Перед папой – драпировка из красного мрамора, под которой расположена фигура скелета.

В руках скелета находятся песочные часы – символ бесконечного потока жизни.

Часовня Крещения

По проекту Карла Фонтана в левой части собора возведена Часовня Крещения.

Часовня украшена собранными мозаиками, созданными Бачиччо.

Рядом с Часовней расположены:

  1. Усыпальница Марии-Клементины Собески (скульптор – Пьетро Браччи, XVIII век).
  2. Мемориал шотландской королевской семьи Стюарт (Антонио Кановы).
  3. Надгробие понтифика Иннокентия VIII (скульптор – Антонио Поллайоло, 1490 год).

Памятник папы Иннокентия VIII – один из сохранившихся со времён старой базилики.

Гробница Александра VII в Соборе Святого Петра.

Купол

Купол собора Святого Петра – главное сооружение храма.

Параметры купола:

  • высота – 136,57 метров;
  • диаметр – 41,47 метра;
  • общий вес – 14 тысяч тонн.

Интересный факт! Купол Святого Петра – самый высокий купол в мире.

Создатель основного плана грандиозного архитектурного шедевра – Микеланджело Буонарроти. Архитектор вдохновился куполообразными зданиями Пантеона в Риме и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Макеты и чертежи Сангалло и Браманте использовались при постройке сооружения.

Возвёл купол итальянский архитектор Джакомо дела Порта.

Конструкция имеет 16 рёбер жесткости и 16 окон, разделённые колоннами. Устойчивость постройки дополняют четыре мощных столба внутри здания.

В XVIII веке под действием ветров и собственной тяжести купол стал разрушаться. Были проведены прочные цепи, соединяющие свод.

Внутри купола сияют мозаичные произведения Джованни де Веки.

По кольцу храма расположена мозаика с надписью по-гречески и по-латыни, передающая слова Иисуса Христа:

«Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

В нижней части купола изображены 16 пап римских, погребённых в соборе.

В следующем ярусе – изображения Христа, Девы Марии и апостолов.

Купол собора Святого Петра.

Что посмотреть внутри Собора в первую очередь

Главные достопримечательности собора, которые стоит обязательно посетить:

  1. Пьета Микеланджело.
  2. Капелла Святого Себастьяна.
  3. Балдахин Бернини.
  4. Соломоновы колонны.
  5. Кафедра.
  6. Бронзовая статуя Апостола Петра.
  7. Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти.
  8. Гроты Ватикана.
  9. Некрополь.
  10. Могила Святого Петра.

Немного о каждой из них…

Пьета Микеланджело

Скульптура скорбящей Девы Марии с мёртвым телом Иисуса Христа на руках.

Пьета – грандиозная скульптурная композиция, передающая глубокую скорбь матери, связанную с гибелью сына.

Произведение Микеланджело помещено за пуленепробиваемым стеклом.

Пьета Микеланджело.

Капелла Святого Себастьяна

Капелла Святого Себастьяна расположена в правом нефе собора.

В часовне можно увидеть:

  • могилу папы Иоанна Павла II (период служения на Святом Престоле: с 1976 по 2005 год);
  • мемориальная скульптура понтифика Пия XI – основателя города-государства Ватикан.

Капелла украшена мозаикой Пьеро Паоло Кристофари по эскизам Доменикино.

В своде находится мозаика Пьетро да Кортоны.

Капелла Святого Себастьяна.

Балдахин Бернини

Балдахин (киворий) – навес, расположенный над главным алтарём собора Святого Петра.

Выполнил уникальное сооружение Джованни Лоренцо Бернини по заказу папы Урбана VIII. Работа велась на протяжении 10 лет, начинает с 1624 года.

Балдахин изготовлен из позолоченной бронзы и опирается на четыре 20-ти метровые колоны в форме спирали.

Высота балдахина – 29 метров.

Бронзовый киворий обозначает место захоронения Святого Петра.

Балдахин Бернини.

Соломоновы колонны

Мраморные Соломоновы колонны были привезены в Рим в IV веке императором Константином.

Колоны взяты из второго Храма Соломона, стоявшего в Иерусалиме (586 г. до н.э. – 70 г. н.э.) на Храмовой горе.

Интерьер древней базилики украсился несколькими колоннами как разделяющей частью пространства.

При строительстве собора архитектор Лоренцо Бернини перенёс Соломоновы колонны в ниши пилонов храма.

Соломоновы колонны.

Кафедра

Внутреннее убранство собора украшает одна из главных достопримечательностей – кафедра.

Шедевр архитектора Джованни Лоренцо Бернини выполнен из бронзы.

Кафедра размещается за главным алтарём храма.

Внутри алтаря располагается оригинальный деревянный трон первого Папы Римского – Святого Петра.

Реликвийный трон был подарен франкским королём Карлом II папе Иоанну VIII в честь своего коронования.

Сложная скульптурная композиция представляет парящий в воздухе трон, который держат снизу фигуры святых: Иоанн Златоус, Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский и Афанасий Великий.

Кафедра Святого Петра.

Бронзовая статуя Апостола Петра

Статуя Апостола Петра расположена в одном из последних пилонов центрального нефа.

Выполнена статуя итальянским скульптором Арнольфо ди Камбио в XIII — XIV веках.

Скульптура представлена в виде трона, на котором восседает святой Пётр. В левой руке апостол держит ключи от Рая, а правой – благословляет всех верующих.

29 июня в день памяти Апостола статую облачают в одежду.

Интересный факт! Верующие поклоняются правой ноге с просьбами и молитвами. Считается, что они непременно сбудутся в ближайшее время. За много лет форма ноги стёрлась от рук посетителей и не различаются пальцы.

Бронзовая статуя Апостола Петра.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

«Преображение» — последняя работа Рафаэля Санти, выполненная в 1518-1520 годы.

При папе Клиементе VII заказал картину для французского собора. Однако, Рафаэль не успел закончить картину, работу завершили его ученики.

В соборе Святого Петра расположена мозаичная копия картины Рафаэля.

Оригинал находится в пинакотеке Ватикана.

Интересный факт! В связи с тем, что в соборе высокая влажность воздуха, все картины заменены на мозаику.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти.

Гроты Ватикана

Священные гроты Ватикана – множество древних пещер и катакомб, которые связаны сетью переходов и тоннелей. В гротах захоронены значимые церковные деятели, знаменитые личности.

Расположены пещеры на глубине трёх метров.

Что можно увидеть в гротах Ватикана:

  • усыпальницы пап римских;
  • могилы императоров, кардиналов и представителей королевских семей;
  • часовни для проведения погребальных обрядов.

Вход в гроты открывается через спуск с левой стороны алтаря собора.

Гроты Ватикана.

Некрополь

Некрополь – древнеримские захоронения под собором Святого Петра.

Размещается кладбище мёртвых ниже уровня священных грот, под храмом.

Древние римляне строили склепы, погребальные камеры под землёй вдоль консульских дорог.

В некрополе находятся мощи апостола Петра.

Некрополь.

Могила Святого Петра

В 1939 году по приказу папы Пия XII под храмом проводились археологические раскопки захоронений. В результате был обнаружен древний некрополь.

В ходе работ было найдено мраморное хранилище. В маленьком склепе некрополя в 1953 году в нише стены обнаружились фрагменты костей, соответствующие скелету 70-летнего мужчины крепкого телосложения. Это и были останки апостола Петра.

Мощи в древней базилике были перенесены надзирателем из могилы в нишу и укутаны пурпурной тканью, с целью их сохранения от приливов реки Тибр в хранилище.

Папа Павел VI в 1968 году официально объявил о захоронении апостола Петра под собором.

Сейчас останки Петра расположены в гробнице «Исповедальня Святого Петра».

Чтобы увидеть надгробие святого Петра, необходимо спустится по мраморной лестнице перед главным алтарём.

Гробница Святого Петра.

На что обратить внимание при посещение собора

При посещении Собора Святого Петра необходимо ознакомится с правилами посещения храма:

  1. При входе в собор проводится досмотр. Запрещается вносить крупногабаритные сумки, подозрительные и колюще-режущие предметы, взрывоопасные вещества.
  2. Следует придерживаться дресс-кода. Не одевать яркую, фривольную одежду.
  3. Фотосъемка и видеосъемка в храме разрешена без вспышки.

Посетив храм, стоит с почтением и уважением относится к окружающим людям и работникам. Громко не разговаривать и не привлекать внимание. Соблюдать правила безопасности и поведения.

(Источник — Prowalk Tours).

Входы в собор

Вход в собор представлен пятью дверями:

  1. Портал Филарета (центральный портал).
  2. Святой портал (последний портал справа). Дверь открывается только в Юбилейный год, каждые 25 лет.
  3. Портал Смерти (первый портал слева). Двери используются для похоронных процессий понтификов.
  4. Портал Добра и Зла.
  5. Портал Таинств. Через ворота Таинств туристы обычно проходят в собор.

Полезная информация

Посещать храм лучше с утра. Тогда сможете насладится шедеврами огромного хранилища без огромных толп любопытных туристов.

В соборе существует дресс-код:

  1. Запрещён пляжный вид одежды.
  2. Для женщин – юбки ниже колена, одежда, прикрывающая плечи. Желательно иметь платок на голову.

Как подняться на купол

Для подъема на купол собора при выходе сворачивайте налево.

Существует несколько способов подъема наверх купола:

  • пешком – пройдя 551 ступеньку;
  • на лифте и пешком (320 ступенек).

Проход к куполу имеет высокий подъем и узкие стены. Рассчитывайте свои силы, для того, чтобы подняться.

Однако, вид, открывающийся на Вечный город, безусловно, стоит пройденного пути.

Часы работы

Время работы Собора Святого Петра:

  • с апреля по сентябрь – с 9.00 до 19.00;
  • с октября по март – с 9.00 до 18.00.

Время посещения могилы Святого Петра и некрополя:

  • с понедельника по пятницу – с 9.00 до 18.00;
  • суббота – с 9.00 до 17.00;
  • утром в среду храм закрыт (проходят папские аудиенции).

Стоимость билета

Посещение Собора Святого Петра – бесплатно.

Для подъема на купол собора необходимо приобрести билет:

  • пеший подъём (551 ступенька) – 8 евро;
  • подъем на лифте и пешком (320 ступеней) – 10 евро;
  • детям до 12 лет – бесплатно.

Стоимость посещения могилы Святого Петра и некрополя – 13 евро.

Как добраться

Несколько способов добраться до Собора Святого Петра в Ватикане:

  1. На метро: остановка Ottaviano, линия А.
  2. На трамвае: №19, остановка San Pietro.
  3. На автобусе:
    • № 11, 23, 32, 81, 590, 982, становка Risorgimento;
    • №64 и 40 – экспресс-маршруты от вокзала Термини (Termini) к собору Святого Петра;
    • №116, остановка Terminal Gianicolo.
  4. На поезде: станция Roma San Pietro (ближе к площади), поезд ходит с вокзала Roma Trastevere.
  5. На такси.

Расположение собора на карте

Адрес: Piazza San Pietro.

Приехав в Рим, в первую очередь, стоит посетить Собор Святого Петра в Ватикане.

Самый большой храм в мире хранит в себе невероятные шедевры искусства величайших мастеров.

«Я не могу жить в другом месте, только в Риме — и это из-за своей любви к строящемуся храму, который я возвожу. Где оно, на всем свете место более достойное, чем Рим, и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Св. Петра!».

Рафаэль Санти

Собор святого Петра

Собор святого Петра (итал. Basilica di San Pietro) — главный католический собор, важнейшее историческое христианское сооружение в мире. Является епархией Папы Римского, центром католицизма и одной из четырёх великих базилик Рима. В соборе хранится множество уникальных артефактов прошлого, бесценных шедевров живописи и скульптуры лучших мастеров своего времени. Считается, что одновременно собор может вместить 60 000 человек.

Древнеримская базилика

Постройка собора

Архитектура и художественные ценности собора:

фасад

купол

внутреннее пространство:

фотогалерея

памятники и надгробия

ризница

гробница святого Петра

Практическая информация:

график работы

входной билет

адрес

на карте Рима

Древнеримская Базилика святого Петра

Территория, где расположен Собор святого Петра, имеет свою историю, которая берёт начало в Древнем Риме. Во второй половине I века нашей эры здесь был возведён Цирк Нерона. Во времена античности цирки служили развлекательными сооружениями для проведения различных состязаний и представлений. Однако Нерон превратил свой цирк ещё и в место для экзекуций, где с особой жестокостью подвергались мучениям христиане. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте (его распяли вниз головой). Останки Петра были захоронены здесь же, на прилегающем «цирковом» кладбище. Вскоре могила Петра стала особым местом почитания для римских христиан, которые в последствии постановили, что когда они смогут построить свой первый храм, то его алтарь будет располагаться именно на месте захоронения святого Петра.

Как известно, только при императоре Константине (начало IV века) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство получило статус господствующей религии. Император всячески содействовал постройке первого христианского храма, получившего название Базилика святого Петра. Строительные работы были завершены в 326 году. Достопримечательность сразу же стала главным центром паломничества в Риме. Все коронации избранных понтификов проходили в стенах базилики, а в 800 году здесь был провозглашён императором Священной Римской империи Карл Великий.

Цирк Нерона

В 846 году базилика была разграблена сарацинами. Зная о нахождении в крупных храмах Рима колоссальных сокровищ, сарацинские воины грабили те из них, которые находились вне стен Аврелиана (в их число входила и Базилика святого Петра).

Базилика святого Петра

В середине XV века старая базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому Папа Николай V начал работы по реконструкции и расширению. Однако кардинальное решение принял только Юлий II, который, желая укрепить папское влияние, приказал выстроить на её месте собор, превосходящий размерами все существующие религиозные сооружения в мире.

Цирк Нерона, Базилика святого Петра и Собор святого Петра

Постройка Собора святого Петра

Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте, проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти, вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.

Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти. Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта.

Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главный фасад

Монументальный фасад имеет размеры 45 на 115 метров и увенчан карнизом с аттиком, на котором установлены статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов, за исключением апостола Петра. Статуи апостолов Павла (с мечом в руке) и Петра (с ключом от Царствия Небесного) расположены перед входом в собор. Архитрав содержит надпись «Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвёл в честь князя апостолов» (IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII). Входом в собор служат пять порталов:

Портал Филарета (центральный портал). Выполнен в бронзе в середине XV века ещё для античной базилики Константина. На панелях присутствуют изображения Христа на троне, Мадонны на троне, святого Петра и святого Павла. На нижних панелях представлены сцены мученичества двух святых. Слева — «Усекновение главы святого Павла, справа — «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра». Портал венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

Святой портал (последний портал справа). Выполнен Вико Консорти в бронзе в 1950 году. Портал открывают только в Святой Юбилейный год, то есть, один раз в 25 лет. Изнутри собора Святой портал замурован каменной кладкой. В канун Рождества кладку разбирают, и предварительно троекратно преклонив колени, первым входит действующий понтифик. В конце Юбилейного года портал замуровывают на следующие 25 лет.

Портал Смерти (первый портал слева). Изготовлен в 1964 году. Через него выходит процессия во время похорон понтифика. Портал украшают изображения Гроба Господня, символы Евхаристия (хлеб, вино и ветви лозы), сцены убийства Авеля, смерть Иосифа и мученичество святого Петра.

Портал Добра и Зла. Выполнен Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Портал Таинства. Выполнен мастером Венанцо Крочетти по заказу Павла VI, который впервые открыл его в сентябре 1965 года. Портал украшен ангелом, который объявляет о семи таинствах.

Купол

Купол собора высотой 138 метров опирается на колонны и считается самым высоким в мире. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырёх евангелистов: Марка со львом, Луки с волом, Иоанна с орлом и Матфея с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия. Лев, орёл и вол — так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов пишет как о животных, которые окружали престол Бога. Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного» (TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM). Внизу фонаря выбито посвящение: «Во славу святого Петра, Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата» (S. PETRI GLORIAE SIXTVS PP. V. A. M. D. XC. PONTIF. V).

Микеланджело до своей смерти успел закончить только опоры и барабан купола. Дальнейшие работы выполнял его ученик Джакомо да Виньола при участии Джорджо Вазари. Однако через 19 лет при новом Папе Сиксте V ответственными за постройку были назначены Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Завершая постройку купола, архитекторы постарались не отходить от замысла автора проекта Микеланджело, и уже в 1590 году все работы были завершены. Во время понтификата Климента VIII на купол собора был установлен крест, на котором были закреплены две небольшие раки с мощами Андрея Первозванного, частицей Животворящего Креста и медальоном Агнца Божьего.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Внутреннее пространство

Внутреннее убранство Собора святого Петра богато декорировано скульптурами, барельефами, росписью и другими произведениями искусства. Центральный неф, на полу которого имеются метки, определяющие размеры самых крупных соборов мира, огорожен. Справа в конце главного прохода установлена скульптура святого Петра XIII века, которая считается чудодейственной, поэтому каждый посетитель старается прикоснуться к ней.

В центре собора возвышается главный алтарь, служить мессу за которым может только Папа Римский. Алтарь украшает монументальный киворий Бернини, установленный на четыре витых колонны, которые увенчаны скульптурами ангелов. Высота великолепного кивория соответствует 4-этажному зданию. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, доставленной в Рим после взятия Иерусалима. Бронзу для кивория варварски позаимствовали из древнеримского Пантеона по приказу Урбана VII.

Главная апсида собора, созданная также Бернини, хранит надгробия Урбана VIII и Павла III. Здесь же находится кафедра святого Петра, где четыре статуи отцов церкви поддерживают трон святого Петра.

Со стороны правого нефа расположена Капелла Милосердия, где находится скульптурная группа Пьета или «Оплакивание Христа», работа 24-летнего Микеланджело. Несмотря на то, что это одна из первых работ юного скульптора, она свидетельствует о полной зрелости творчества Микеланджело, который намеренно подчеркнул молодость Мадонны в качестве символа вечной жизни. Затем следует Капелла святого Себастьяна, где находится большая мозаика «Мученичество Сан-Себастьяна», разработанная на основе картины Доменикино, Пьером Паоло Кристофари. В алтаре капеллы расположена могила блаженного Папы Иоанна Павла II. Далее по проходу установлены памятники Иннокентию XII работы Филиппо делла Валле и надгробие Матильды Каносса, тосканской маркграфини, которое предваряет вход в Капеллу святого Причастия. Вход в капеллу ведёт через железные ворота, узор решетки которой выполнен по эскизу Борромини. Капелла была разработана Карло Мадерна. Внутри находится скиния святого Причастия из позолоченной бронзы Лоренцо Бернини, датируемая 1674 годом, а также алтарь Троицы, произведение Пьетро да Картона. В Капелле святого Причастия происходил ритуал «поцелуй ноги», когда верующие прикладывались к останкам умерших понтификов перед их погребением. Такая практика была прекращена Пием XII, тело которого после смерти было выставлено в центральном нефе. Два памятника Григорию XIII и Григорию XIV закрывают правый проход.

Левый неф открывает Капелла Крещения, спроектированная Карло Фонтана и украшенная мозаиками Джованни Баттиста Гаулли, которые были завершены после его смерти Франческо Тревизани. Алтарная мозаичная картина была выполнена в подражании живописи Карло Маратта, полотно которого в настоящее время находится в Базилике Санта-Мария-дель-Анджеле. Сразу же за капеллой расположена могила внучки польского короля Яна III Марии-Клементины Собеской с надгробным камнем работы Пьетро Браччи. В соседней Капелле Сретения хранится тело Пия X, а вдоль стен расположены памятники Иоанну XXIII и Бенедикту XV, изготовленные в XX веке. Рядом расположена небольшая Капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие, датируемое началом XIV века, предположительно работы Пьетро Каваллини. Интерес представляет созданное скульптором Антонио Поллайоло в 1490 году надгробие Иннокентия VIII, которое находилось ещё в старой базилике. В Соборе святого Петра покоится и один из последних представителей шотландской королевской династии Стюартов, чей надгробный памятник выполнил знаменитый скульптор Антонио Канова.

С южной стороны средокрестия находится воспроизведённая в мозаике знаменитая картина Рафаэля «Преображение». Далее по южному трансепту расположен необычный памятник Александру VII, созданный Лоренцо Бернини. В этой скульптурной композиции Папа изображён не по церковным канонам, сидящий на троне, а на коленях, погруженный в молитву. Перед понтификом раскинута драпировка из красного мрамора, на которую с двух сторон опираются статуи, олицетворяющие «Благотворительность» и «Истину» с одной стороны и «Справедливость» и «Благоразумие» с другой. В центре из-под великолепной драпировки показывается фигура скелета, держащего в руках песочные часы с золотым песком, как символом неустанного потока земной жизни. Эта композиция в барочном стиле считается одной из заметных работ Бернини.

Фотогалерея

Памятники и надгробия

Ризница

Первоначально ризница была расположена в Ротонде святого Андрея на южной стороне собора, как мавзолей императорской эпохи второй половины XVIII века. В ходе нескольких попыток реконструкции старой ризницы в 1715 году был объявлен конкурс проектов, где победил архитектор Филипп Астория. Он предложил построить для ризницы отдельное помещение в качестве пристройки к существующему собору. Однако из-за высоких затрат на строительство, возведение новой ризницы было отложено. Только в 1776 году Пий VI поручил Карло Марчионни постройку ризницы, которую мы и наблюдаем в наши дни. Архитектор придерживался общего стилевого решения и постарался вписать её в архитектуру собора. В настоящее время здесь расположен Музей Сокровищ Собора святого Петра, в котором собраны главные священные артефакты Католической Церкви. Вход в музей платный по отдельному билету.

Исповедальня (гробница) святого Петра

В результате археологических раскопок, инициированных Пием XII, были обнаружены фундамент древнеримской базилики и развалины романского некрополя. При дальнейших исследованиях в одной из ниш некрополя в 1953 году были найдены кости, завёрнутые в драгоценную ткань пурпурного цвета. Находка дала Папе Павлу VI основание утверждать, что, по всей вероятности, эти мощи и являются останками тела святого Петра. Сейчас они находятся в гробнице, которая называется «Исповедальня святого Петра». Спуститься в Исповедальню можно по двойной мраморной лестнице, которая расположена перед главным алтарём.

Интересно! Расходы на строительство Собора святого Петра оказались столь велики, что для их покрытия Папе Льву X пришлось продать право на реализацию индульгенций в немецких землях Альбрехту Брандербургскому. Последний оказался чрезвычайно алчным дельцом. Его злоупотребления индульгенциями стали одной из причин протестных идей Лютера, Реформации и последующего раскола Европы.

Рекомендуем экскурсии:

Прогулка по Риму — вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями — 2 часа, 20 евро

Другой Рим — прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов — 2 часа, 30 евро

Музеи Ватикана и Собор святого Петра — искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев — 3 часа, 38 евро

Мощи святых апостолов Петра и Павла

Собор Петра в Ватикане

В день святых апостолов Петра и Павла хорошо вспомнить где находятся их святые мощи. Собор Святого Петра в Риме на территории суверенного государства Ватикан стоит на том месте, где в древнеримские времена находился цирк, на арене которого в правление императора Нерона предавали мученической смерти христиан. Здесь в 67 году после суда был распят и апостол Петр. После казни апостола похоронили на кладбище к северу от цирка, во II веке над его могилой поставили небольшую часовню, в IV веке — большую базилику, а с XVI по начало XVII века построили храм, который мы видим сейчас.

Святой Иоанн Златоуст: «Я люблю Рим: хотя можно хвалить в нем многое — его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока — тела этих святых апостолов… Помыслите и содрогнитесь, какое зрелище представит Рим, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов и будут восхищены во сретенье Христа!»

Апостол Петр, распятый в 64 году на арене цирка Нерона, был погребен на кладбище, располагавшемся к северу от цирка. В середине II века над его гробницей появилась небольшая часовня, ставшая ядром базилики, поставленной уже в IV веке. Cвятой император Константин вскоре после Миланского эдикта 313 года, давшего христианам свободу веры, начал строительство большого храма, освященного в 329 году. В центре апсиды новой пятинефной постройки с поперечным трансептом и располагалась гробница апостола Петра.

Веками храм украшали лучшие художники. Каждый — на свой лад. Ответственным за уничтожение древнехристианской базилики считают Донато Браманте (XVI), прозванного архитектором-разрушителем. В 1547 году папа Павел III поручил составить новый проект знаменитому Микеланджело. Титан Возрождения наметил установку огромного купола над центральной зоной храма, где должен был стоять папский алтарь. Сам алтарь поставили под знаменитым балдахином Бернини, исполненным по заказу Папы Урбана VIII из бронзы, снятой с портала Пантеона. Именно под этим балдахином находится главное «сокровище» храма, ради которого, собственно, он и строился. Это — мощи апостола Петра, о которых в наш век многие, посещающие этот храм, подзабыли. Но «сознательные» паломники сначала спускаются к ним, в скромное подземелье базилики.

Обычно тут останавливаться нельзя, но служители снисходительно относятся к коленопреклоненным россиянам, тихонько поющим «Величаем тя…». Мимо течет река западных пилигримов: у гробницы Первоверховного они не останавливаются, торопясь наверх, к великолепию собора. «Сан Пьетро», самый большой в мире христианский храм, действительно, не может не ошеломить. Все тут грандиозно, да так, что посетитель может и забыть, что это церковь…

Наши предшественники в XIX веке были особенно к этому чувствительны. По мнению А. Н. Муравьева, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить самое чувство Православия» (1846). Чуть позднее Муравьева в Рим прибыл другой богомолец, граф В. Ф. Адлерберг, ему вторивший: «Пасхальная служба была не столь благоговейной, а пышною. Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце». В целом критика избыточной роскоши Ватикана стала на долгие годы одним из клише в отечественной паломнической литературе.

Как логичное продолжение следует визит в базилику апостола Павла «за городскими стенами», где поспокойнее: можно не торопясь помолиться у недавно реставрированной раки с мощами, а затем осмотреть собор с его яркими малахитовыми алтарями — вклад императора Николая I за упокой души убиенного августейшего родителя, Павла.

Базилика Апостола Павла за городскими стенами

Недалеко от базилики святого Павла — монастырь у Трех источников, где палачи предали усекновению св. Павла и где его честная глава, трижды упав о землю, извела три источника. Сами главы святых Петра и Павла как ценнейшия реликвии сначала хранились в домовой церкви римских пап на Латеранском холме — оттого и церковь прозвали «Святая Святых». Однако затем для удобства пилигримов их перенесли в Латеранскую базилику св. Иоанна Крестителя, в особый ковчег, где им поклоняются и поныне (православных богомольцев, правда, несколько удручает, что ковчег этот водружен на 10-метровой высоте…).

Вериги апостола Павла

Три источника, появившиеся от удара головы апостола Павла о землю

Главы апостолов Петра и Павла

Не минует паломническая тропа и страшной государевой тюрьмы — Мамертинской темницы: тут апостолы томились в ожидании казни. В конце концов, Петра увели на распятие на Ватиканский холм; Павла же, как римского гражданина, казнить позорной смертью, распятием, да и в черте города, не дозволялись, и его усекли мечом на Остийской дороге. Вели их сначала вместе, а там, где апостолов разлучили перед казнью, позднее тоже поставили храм. Последнее их прощание выражено в надписи над главным входом в церковь: «На сем месте расстались друг с другом апостол Петр и апостол Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: “Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: “Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”».

  • Иоаннов Родник
    • Слово духовника
    • Наш небесный покровитель
    • Памяти отца Василия Ермакова
    • Храм св. Николая Чудотворца в Лебеде
    • Источник св. Иоанна Богослова
  • Информация для паломников
    • Правила поведения для паломников
    • Что нужно знать при посещении источников?
    • Как одеться в паломничество?
    • Что взять с собой в паломничество?
    • Зачем и как ставить свечи в храме?
    • Словарь церковных терминов
    • Устав о посте в Православной Церкви
  • О паломничестве
    • Православное паломничество
  • Афон
    • Монастыри Афона
      • Великая лавра св. Афанасия
      • Ватопед
      • Ивирон
      • Хиландар
      • Дионисиат
      • Кутлумуш
      • Пантократор
      • Ксиропотам
      • Зограф
      • Дохиар
      • Каракал
      • Филофей
      • Симонопетра
      • Агиа Павла
      • Ставроникита
      • Ксенофонт
      • Григориат
      • Эсфигмен
      • Русский Пантелеимонов монастырь
      • Констамонит
    • Тайны Афона
    • Старцы Афона
    • Скиты
    • Карта Афона
    • Документы для оформления визы в Грецию
    • Чудотворные иконы Афон
  • Беларусь
    • История православия в Беларуси
    • Белорусский экзархат
    • Святые Беларуси
    • Чудотворные иконы
    • Монастыри
    • Источники
    • Храмы
  • Россия
    • Святые России
    • Святыни России
  • Сербия и Черногория
    • Монастыри
    • Достопримечательности
    • Святыни
    • Святые
  • Румыния
    • Монастыри
    • Святые
  • Польша
    • Монастыри
    • Святыни
  • Литва
    • Монастыри
    • Святыни
  • Грузия
    • Святыни
    • Монастыри
  • Кипр
    • Монастыри Кипра
    • Храмы Кипра
    • Святые Кипра
  • Греция
    • Монастыри Греции
    • Святые Греции
  • Европа
    • Святые Европы
    • Святыни Европы
  • Эстония
  • Святая Земля
    • Израиль
      • Иерусалим
        • Монастырь Святого Креста
      • Вифлеем
      • Галилея
      • Иудейская пустыня
      • Назарет
      • Иордан
      • Фавор
      • Тель-Авив
      • Лидда
      • Хеврон. Мамврийский дуб
      • Иерихон
      • Хайфа и гора Кармил
    • Иордания
    • Синай — Египет
    • Ливан
    • Палестина
      • Бейт-Джала
      • Сихем
  • Святыни Урала
    • Екатеринбург
      • Храм-на-Крови
      • Иоанно-Предтеченский собор
      • Ново-Тихвинский женский монастырь
      • Храм в честь Всемилостивого Спаса
      • Верхотурский женский монастырь
      • Свято-Троицкий мужской монастырь с. Тарасково
    • Ганина Яма
    • Алапаевск
      • Монастырь во имя Новомучеников Российских
    • Невьянск
      • Спасо-Преображенский собор
    • Верхотурье
      • Верхотурский Свято-Никольский мужской монастырь
        • Святой праведный Симеон Верхотурский
      • Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь
      • Верхотурский кремль
    • Меркушино
      • Михаило-Архангельский собор
  • Рассказывают паломники
    • Сходи со мной на Афон
  • Богомольцу в назидание
  • К святыням через объектив
  • Книги, которые стоит прочесть
    • Библиотека
  • Молитвослов паломника
    • Акафисты Богородице
    • Акафисты святым
    • Акафисты Господу
    • Псалмы
  • Контактная информация

гробница святого Петра — часть 1

После долгой продолжительной болезни скончался долгого перерыва, связанного с Великим делом Pussy Riot, возвращаемся в Рим. Сейчас мы с тобой, дорогой читатель, побываем в святая святых Ватикана — раскопках под собором святого Петра и приблизимся, насколько это возможно простому смертному, к костям князя апостолов. Людям, убежденным, что все католики попадают в ад, дальше не читать, потому что по ходу пьесы нам придется реально входить на территорию Папского государства и вступать в контакты с кровавой гебней с папской швейцарской гвардией.
1. Как сюда попасть?
Простой смертный попадает туда по следующему алгоритму.
1. Заходим на официальный сайт Ватикана на страничку: http://www.vatican.va/roman_curia/institutions_connected/uffscavi/documents/rc_ic_uffscavi_doc_gen-information_20090216_en.html
2. Пишем запрос в управление раскопок при Комиссии по священной археологии сюда: scavi@fsp.va и ждем ответа. В письме необходимо написать, в какие дни Вы можете посетить раскопки (тур идет 1,5 часа; в воскресенье и большие праздники не работают), сколько человек предполагается, ну еще и похвалить себя. Последний пункт, наверно, необязателен, но у них на сайте написано, что посещение раскопок — это величайшая честь, которая может быть оказана христианину. Я отбросил скромность и написал все хорошее про себя, что только вспомнил.
3. Приходит ответ с предложением явиться в такой-то день, в такой-то час. В случае своего согласия ответным письмом сообщаешь данные своей банковской карты (стоит 12 евро, деньги не возвращаются ни при каких обстоятельствах).
4. Деньги с карты снимают, потом приходит письмо с официальным приглашением.
Условия жесткие.
1. Не опаздывать, иначе группа уйдет без тебя, а к другой ни за что не присоединят.
2. Приличная одежда (плечи закрыты, брюки для мужиков, длинные юбки для женщин).
3. Никаких сумок (их можно сдать в камеру хранения при соборе, но тогда придется отстоять очередь в собор). Оставить вещи непосредственно в конторе нельзя, потому что группа туда не возвращается.
Контора находится в одной из пристроек к левой стене собора святого Петра. Нужно либо обойти колоннаду слева, либо пройти с площади сквозь колоннаду. Попадаешь на улицу Павла VI, в конце которой стоит пост швейцарской гвардии.
Простодушным туристам часто кажется, что, пересекая символическую белую линию на площади перед собором, они попадают в Ватикан. Ха-ха! На самом деле, попасть в Государство Город Ватикан (таково официальное название) без официальной ксивы просто невозможно. Ватикан обнесен стеной папы Льва IV, и все ворота контролируются швейцарцами.
В моем случае швейцарец был с меня ростом, да еще и в очках. Алебарда была настоящая. Отставив алебарду, гвардеец спросил, куда я иду, изучил мое приглашение и отправил в темный уголок, где притаилась рамка-металлоискатель и машинка для просвечивания сумок. Пройдя этот досмотр, я вновь вернулся к очкарику с алебардой, и он врезал мне этой алебардой указал дальнейший путь. Бывалые люди советовали зорко смотреть по сторонам, потому что неведомо попадешь ли когда-нибудь в Ватикан еще раз. По правде, смотреть там особенно нечего: современный конференц-зал по ходу слева, одна барочная церковь и все. Левая стена собора ничего интересного не представляет: стена и стена, ну еще статуи стоят.
Поскольку мне было назначено на 09-00, а это, похоже, начало рабочего дня в папских конторах, довелось увидеть ватиканских служащих. Я всегда предполагал, что там даже уборщицы — в сущем сане, но, как оказалось, ошибся. Веселые девушки, докуривая на ходу и щебеча о своем, о женском, легко проходили мимо гвардейца, показывая ему свои ксивы и разбегались по внутренним дворам. Дворники-гастарбайтеры подметали мостовые. Жизнь текла своим ходом, а там под громадой собора меня ждала встреча с античностью)))
В 08-55 двери управления раскопок отверзлись (они стеклянные, как в раю), и нас по одному стали запускать вовнутрь, где отдав приглашение и показав паспорт (лучше взять с собой, хотя мой «серпастый» никто не разглядывал), получаешь в руки билет и возвращаешься на улицу. Дальше из недр офиса является гид, проверяет билет и ведет по лесенке в подвал под собором. С этого момента всякое фотографирование запрещено.
2. А что тут дают?
На заре христианства Ватиканский холм, расположенный на правом берегу Тибра, даже не входил в городскую черту. Здесь был пустырь, на котором шальные императоры Калигула и Нерон соорудили трассу для Формулы-1 цирк для гонок на колесницах. Сам Ватиканский холм тогда был холмом взаправду, сейчас топография местности очень изменилась из-за построенного собора. Если смотреть от Тибра, то справа от цирка, на склоне холма находилось кладбище (все помнят, что в внутри городских стен захоронения были запрещены?). Вот здесь, в этой пустынной местности, и был казнен, по всей видимости, князь апостолов и основатель папства, которого все читатели НЗ знают под именем апостола Петра. В Средние века, правда, предполагали, что апостола казнили с помпой на Яникуле и даже построили на том месте церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, но уже в эпоху Возрождения «помпезную» теорию осмеяли, и теперь считается, что апостола казнили в Ватикане.
Но что несомненно (так было в течение всей длинной христианской истории, а раскопки это не опровергли), что снятое с креста тело Петра было погребено христианами на кладбище на склоне Ватиканского холма. Ни о какой гробнице для безвестного галилейского рыбака и речи быть не могло, и апостола похоронили прямо в земле. А вокруг гордые язычники строили мавзолеи для своих мертвецов.
С течением времени христианская община смогла позволить себе отметить место погребения апостола Петра. Около 200 года некий пресвитер Гай упоминает о надгробном памятнике над могилой Петра, поэтому в литераторе это сооружение называется «триумфом Гая». Триумф — это не насмешка: апостол своей смертью показал свою верность Евангелию, а для первых христиан мученики (martyres) были именно свидетелями торжества Христа над смертью. Триумф Гая представлял собой кирпичную стену с двумя вертикальными нишами, расположенными друг над другом. На уровне границы двух ниш из стены выступала горизонтальная плита, поддерживаемая двумя колоннами. Образно говоря, триумф Гая напоминал автобусную остановку))) Могила Петра находилась как раз под плитой, между колоннами и стеной. Римляне, хоть и периодически гнавшие христиан, никогда не нарушали покой некрополей, так что у христиан всегда была возможность посещать ватиканское кладбище и, как бы невзначай, могилу Петра.
Все изменилось, когда император Константин воспылал к христианам любовью. Можно многое ставить в укор Константину, можно за многое его хвалить, но именно он начал обустраивать на памятных для христиан местах грандиозные базилики. Корни нынешнего конфликта вокруг Pussy Riot уходят в эпоху Константина: именно тогда христиане почему-то решили, что ИХ святыни и ИХ храмы должны быть НЕ ХУЖЕ языческих святынь и храмов. Поклонение в духе и истине стало совершаться в великолепных базиликах. О базилике на месте погребения апостола Павла я только что рассказывал: http://sibeaster.livejournal.com/55888.html, да и тот храм, в котором скоро в очередной раз из искры возгорится пламень снизойдет БО, родом из той же эпохи.
Итак, место погребения апостола Петра было решено отметить. Базиликой, а Вы что подумали. Препятствий было много: бассейн «Москва», руины цирка, языческое кладбище, склон холма, но все это преодолеваем силою Возлюбившего нас, когда за нас кесарь))) Цирк снесли, мешавшую часть холма срыли. Строить на наклонной плоскости неудобно, и поэтому ее завалили землей под ноль, и поверх, уже на ровной поверхности была построена базилика. Масштабы земляных работ, количество занятых в строительстве рабов должны были впечатлять. Триумф Гая оказался точно под апсидой базилики, а заваленный тоннами земли некрополь стал подушкой под фундаментом храма.
Судя по письменным источникам, у паломников была возможность спускаться вниз, к триумфу Гая. Последующие легенды (они не подтвердились по данным раскопок) утверждали, что между колоннами триумфа Константин установил серебрянный саркофаг, а на него возложил золотой крест. Только при Григории Великом в апсиде, над гробницей князя апостолов, был устроен постоянный алтарь, и в храме начались регулярные Богослужения. До этого базилика была, выражаясь современным языком, паломническим центром, конференц-холлом, усыпальницей (все больше людей желали быть похороненными здесь).
В 846 году собор был завхачен арабскими пиратами, которые за неделю его основательно пограбили. С этого момента упоминания о саркофаге и кресте исчезают; были опасения, что и драгоценные мощи были украдены или утащены арабами. Но проверить это никто не решался: в Риме очень долго бытовало мнение, что мощи святых нужно почитать, но не переносить или изымать. Именно из-за этого, кстати, катакомбы продержались до IX века…
В XV веке старую и порядком обветшавшую базилику снесли, и на ее месте началось строительство нынешнего собора святого Петра. По указаниям сменявших друг друга пап сменявшие друг друга архитекторы также не трогали место предполагавшегося погребения Петра: апсида была обустроена гораздо больше предыдущей, так что она наверняка включила в себя пространство прежней апсиды. В XVII веке Урбан VIII устроил грандиозный папский алтарь (тот, на который по легендам ушла бронза из Пантеона; тот, что увешан пчелами — эмблемой рода Барберини; тот, который украшен девятью детскими лицами — по числу месяцев беременности любимой папской племянницы). Для тяжелого сооружения требовалось усилить фундамент, но даже в тот момент папа и строители не решились вскрывать место погребения Петра, и для укрепления фундамента нашли другое инженерное решение. Правда, как утверждает легенда, в конце XVI века пол базилики провалился, и Климент VIII с особо приближенными кардиналами видели в провале саркофаг с крестом, но это — явная байка (почему — сами поймете). Именно Климент VIII соорудил подземную часовню — конфессию под папским алтарем.
Итак, до 1939 года ситуация с мощами апостола Петра обстояла так (а для тех, кто «не в теме» все так же обстоит до сих пор):
1. В соборе святого Петра находится папский алтарь, накрытый гигантским киворием, — работа Бернини, финансы Урбана VIII. Перед ним две лестницы ведут вниз — в конфессию (капелла Климента VIII). Доступ к алтарю и в конфессию для обычных посетителей закрыт (может быть, когда-то открывают, я не видал). Для тех, кому обязательно нужно совершить некий акт поклонения, в главном нефе находится статуя святого Петра работы Арнольфо ди Камбио: паломники и просто любопытствующие целуют или трогают палец на ноге. Очень трогательно (простите за каламбур) видеть этот сияющий палец)))
2. Под собором находятся т.н. Священные гроты — крипта, площадью едва ли меньше самого собора, с гробницами и могилами пап. Из последних там похоронены Павел VI и Иоанн Павел I, мощи блаженных Иоанна XXIII и Иоанна Павла II уже перенесены вверх. Через стекло можно видеть уже упомянутую капеллу Климента VIII. Доступа в нее для простых смертных опять-таки нет.
И вот в 1939 году умер Пий XI, пожелавший покоиться рядом со св. Пием X. Места рядом не было, и рабочие собора (sanpietrini — закрытая каста потомственных рабочих и служащих (не служителей) собора) стали обследовать окрестности могилы Пия X. И вдруг один из рабочих с грохотом провалился вниз. Незадачливому работяге спустили лампу, и он увидел, что находится в античном мавзолее. Спустя 16 веков с момента, когда Константин Великий решил построить в Ватикане базилику, живой человек увидел фрагмент кладбища, на котором горстка христиан некогда погребла святого Петра…