Храм святого Владимира

Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург)

У этого термина существуют и другие значения, см. Князь-Владимирский собор. Не следует путать со Владимирским собором в Санкт-Петербурге.

Православный собор

Князь-Владимирский собор

Собор Святого благоверного князя Владимира

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург, улица Блохина, дом 26

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Орденская принадлежность

Орден Святого Владимира в 1845—1917 годах

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Переходный от барокко к классицизму

Автор проекта

А. Ринальди, И. Е. Старов

Архитектор

Антонио Ринальди

Основатель

Екатерина II

Первое упоминание

1708 год

Дата основания

Строительство

1766—1789 годы

Приделы

Главный — святого равноапостольного князя Владимира; северный — святителя Николая Чудотворца; южный — Успения Пресвятой Богородицы.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520273100006 (ЕГРОКН). Объект № 7810361000 (БД Викигида)

Состояние

Отличное

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Князь-Влади́мирский собо́р (официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира) в Санкт-Петербурге — православный храм, находящийся в квартале, ограниченном проспектом Добролюбова, Храмовым переулком, улицей Блохина и переулком Талалихина (напротив станции метро «Спортивная»). Являлся капитульным храмом ордена Святого Владимира.

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Владимир Сорокин.

История

Первые храмы

Первая деревянная церковь Святого Николая на этом месте была построена в 1708 году. Затем в 1713—1719 годах здесь строилась мазанковая Успенская церковь. Эта церковь имела три придела: центральный Успенский и боковые Никольский и Предтеченский. Службы в Никольском и Предтеченском приделах начались в 1717 году. Успенский придел был освящён 5 апреля 1719 года. По царскому повелению церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен одноглавый каменный храм (архитекторы М. Г. Земцов и П. А. Трезини). Здание вывели под своды, но при восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1742 году строительство было заморожено.

Строительство каменного собора

В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.

В 1772 году разразился пожар, уничтоживший деревянный Успенский собор и повредивший ещё не достроенный каменный.

8 сентября 1772 года освятили Успенский придел. На этом в строительстве собора опять наступил перерыв, и только в 1783 году оно вновь возобновилось под руководством архитектора И. Е. Старова, который внёс изменения в оформление фасадов. 1 октября 1789 года новый собор освятили в честь святого князя Владимира.

Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера.

1790—1917 годы

В 1823 году устроены хоры и переделан в ампирном стиле иконостас.

С 1845 году собор стал капитульным храмом ордена Святого Владимира.

В 1859—1866 годах боковые Успенский и Никольский приделы перенесены в боковые нефы. Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря.

В 1872—1873 годах архитектором Н. Ф. Брюлловым построена ограда с двумя часовнями.

В 1882—1886 годах на пожертвования прихожан была по проекту архитектора Н. Н. Ковригина построена часовня святого Александра Невского на углу Большого проспекта Петроградской стороны. Часовня была освящена 2 июня 1886 года.

После 1917 года

С июля 1922 по август 1923 года собор был обновленческим, затем до 14 июня 1927 года принадлежал группе «Живая церковь», будучи возглавляемым протопресвитером Владимиром Красницким.

С 8 ноября 1926 года по 21 ноября 1927 года собор был временно закрыт; затем передан в пользование общине Патриаршей Церкви.

С 1938 по 1941 год — кафедральный собор, резиденция митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

В 1940—2001 годах здесь находилась икона Казанской Божией Матери (ныне возвращена в Казанский собор).

В 1989 году была выбита юбилейная медаль в честь 200-летия собора.

В 2015 году состоялась реставрация крыши, куполов и фасадов собора, приуроченная к 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира. Она была проведена по программе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга за счёт средств городского бюджета. В ходе работ впервые с постройки собора была проведена реставрация крестов собора, изготовленных в 1766 году по проекту архитектора Антонио Ринальди. На 2016 год запланированы работы по реставрации фасадов внутренней части колокольни, крылец и ограды сада.

Настоятели

Настоятели
Даты Настоятель
… — …
1717—1721 священник Иоанн Максимов
1722 — … протоиерей Симеон Ярмерковский
1725—1730 священник Михаил Иванов
1730—1739 священник Петр Федотов
1740—1745 протоиерей Тимофей Семенов
1745—1778 протоиерей Иаков Борисов
1779—1786 протоиерей Емеллиан Пименович Черенцовский
1787 священник Матфий Иванов
1787 — 1 (12) марта 1793 священник Тимофей Автономов (…—1793)
1793—1796 священник Василий Третьяков
1796 — 20 апреля (2 мая) 1824 протоиерей Михаил Борисович Каменский (…—1824)
1824 — 2 (15) декабря 1856 протоиерей Николай Макаров (…—1856)
1857—1858 протоиерей Константин Тимофеевич Никольский (1824—1910)
1858—1859 священник Николай Черновский
1859—1862 священник Александр Петрович Соколов
1862—1868 протоиерей Владимир Петрович Полянский (1810—1869)
1868—1869 иерей Павел Николаевский
1869 — 4 (16) марта 1886 протоиерей Алексий Антонович Светлов (1829—1886)
3 (15) апреля 1886 — 1887 протоиерей Евфимий Петрович Голинский (1827—1906)
1887—1911 протоиерей Василий Иванович Полетаев
1911—1912 протоиерей Никанор Михайлович Темномеров (1862—1912)
1912—1919 протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1872—1937)
август 1919 — май 1922 протоиерей Михаил Фёдорович Союзов
1922—1926 протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий (обновленец)
ноябрь 1927 — арестован 9 августа 1930 протоиерей Павел Иоаннович Виноградов (1874 — расстрелян 1938)
1930 — арестован 17 февраля 1932 протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973)
1 марта 1932 — 14 ноября 1936 протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
ноябрь 1936 — 4 марта 1937 архиепископ Николай (Ярушевич) (1891/1892—1961)
март — арестован 27 августа 1937 епископ Тихон (Рождественский) (1881—1937)
ноябрь 1937 — 4 марта 1938 протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
март 1938 — 19 мая 1939 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
май 1939 — 17 февраля 1941 протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
февраль 1941 — 3 февраля 1942 протоиерей Михаил Владимирович Славнитский (1888—1985)
февраль — 1 июля 1942 протоиерей Николай Иванович Ломакин (…—1965)
июль 1942 — 12 января 1944 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
январь 1944—1945 протоиерей Филофей Петрович Поляков (…—1958)
1945 — 24 апреля 1947 протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
1947—1948 епископ Симеон (Бычков) (1882—1952)
30 июня 1949 — 23 февраля 1953 протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973)
… — …
август 1967 — 26 ноября 1969 протоиерей Евгений Владимирович Амбарцумов (1917—1969)
1974… — 1981… протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род.1932)
1987-1997 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род1932)
16 сентября 1997 — настоящее время протоиерей Владимир Устинович Сорокин (род. 1939)

  • Вид на собор с северо-запада

  • Аэрофотосъёмка собора и проспекта Добролюбова

  • Колокольня в Рождество 2016 года

  • Вечерний вид храма с набережной Макарова

  • Крест, венчающий центральный купол собора

  • Четыре таких креста венчают боковые купола собора

  • Крест, венчающий колокольню собора

  • Ангелы над входом в собор

Примечания

  1. Первая церковь
  2. На купола Князь-Владимирского собора после реставрации вернулись кресты
  3. Освящены кресты Князь-Владимирского собора
  4. В 2016 году продолжится реставрация Князь-Владимирского собора
  5. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917—1945 гг. (по документам ЦГА СПб.). — СПб.: ДЕАН+АДИА-М, 1996. — С. 54—55. — ISBN 5-88976-009-2.
  6. Возвращенные имена (недоступная ссылка — история ).
  7. Сорокин Владимир, протоиерей, профессор (недоступная ссылка). Сайт Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Дата обращения 25 сентября 2010. Архивировано 16 февраля 2012 года.

> Литература

  • Галкин А., Берташ А., Шкаровский М. Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. — СПб., 2005.

Ссылки

  • Официальный сайт Князь-Владимирского собора
  • Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
  • Короткометражный фильм «Спасибо старцу за мольбу» с участием настоятеля Князь-Владимирского Собора протоиерея Владимира Сорокина (недоступная ссылка — история ).
  • Этюд Князь-Владимирского собора

Церковь Святого Владимира в Старых Садех

Старосадский переулок, 11, стр. 1
Храм Святого Владимира расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.
Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали как покровителей лошадей.
До 1711 года при храме Святого Владимира в Старых Садех числилась богадельня, где прозревалось до 88 больных и престарелых. Позже богадельню закроют. Сегодня на этом месте стоит дом причта.
В 1737 году храм горел, после чего здание восстанавливали. Не прошел мимо постройки и пожар 1812 года.
Каждый раз в результате восстановления внешний вид святыни менялся: колокольня 17 века была перестроена, кокошники храма разобраны. Сегодняшний храм, квадратный в плане, почти не напоминает прежнюю древнюю постройку. Лишь часть нижнего яруса и южный портал остались от проекта Алевиза Фрязина.
Во Владимирском храме издавна отмечался день Усекновения — главный праздник Ивановского монастыря, стоящего недалеко. Раньше в этот день возле храма святого Владимира в Старых Садах имела место т.н. шерстяная ярмарка.
Храм был открыт весь день, поскольку большое количество приезжих торговцев собирались вместе и на вырученные деньги служили молебны. В результате, уже утром людей в здании церкви было столько, что пройти внутрь было практически невозможно.
Праздник длился 2 дня. За это время священник отслуживал порядка 800 молебнов.
В конце 19 века ярмарки возле храма уже не устраивали, однако по привычке люди еще долго собирались в праздничный день на молебны.
В 1933 году церковь в Старосадском переулке закрыли и начали разбирать. Храмовые главы разрушили, внутреннее убранство уничтожили. Если бы не вмешались местные органы охраны, памятник истории, наверняка, снесли бы.
Здание передали Исторической библиотеке, и в скором времени здесь разместился библиотечный резервный фонд. Однако в 1980 году в храме случился пожар. Все книги сгорели. Не пощадил огонь и остатки росписей храма.
В 1990 году внешние отделочные работы Владимирской святыни были завершены. Храм вернули РПЦ. Через год в здании провели первую после длительного перерыва литургию. Богослужения возобновились лишь в 1998 году.
Теперь церковь имеет пять темных куполов с крестами и остроконечную башню с колокольней с левой стороны здания.
На сегодняшний день в здании есть воскресная школа, детский сад, православная гимназия, школа церковного пения, издательство, Благотворительное братство имени князя Владимира и учебная столярная мастерская.

Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах

Церковь св. князя Владимира в Старых Садах

Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.

Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину.

Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.

Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и переулок этот в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа возвела там великолепную Троицкую церковь, потом перестроенную в стиле «нарышкинского барокко» – ее старомосковский адрес был тот же, что и у Владимирской церкви – «в Старых Садах».

Новая эпоха в истории великокняжеской Владимирской церкви началась при сыне Ивана III, великом князе Василии III. В 1514 году после взятия Смоленска, он повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему в Кремле Архангельский собор. В числе этих новоустроенных храмов были и Введенская церковь на Лубянке, и знаменитая церковь св. Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, и Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), и Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, и несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой – и Владимирская церковь в Старых Садах.

Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в ней новый придел во имя свв. Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белая красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.

А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного. Место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоит в тихом Подкопаевском переулке.

Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой алевизовской постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не раз: ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году. После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства.

И в том же столетии в возрожденном Владимирском храме был рукоположен в священники Михаил Соболев. Он долго служил потом в разных московских церквях. В 1895 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна назначила отца Михаила попечителем Елизаветинского благотворительного общества, а в 1908 году он стал третьим настоятелем храма Христа Спасителя (после его освящения в 1883 году) и, находясь уже в преклонном возрасте, служил на этом трудном поприще 4 года. Его сын, о. Александр тоже стал священником – в возрожденной ныне Благовещенской церкви за Тверскими воротами в Петровском парке, где когда-то служил его отец.

А у скромной, но именитой Владимирской церкви на Кулишках со временем появлялись замечательные соседи. Кроме упомянутых Троицкой церкви в Хохловке, Трехсвятительской при загородном митрополичьем дворе и палат Шуйских, в Колпачном переулке притаился полулегендарный дом гетмана Мазепы – теперь историки иногда сомневаются, были ли на самом деле эти палаты связаны с гетманом, или же это еще одна старомосковская легенда, которыми столь изобилует история Москвы.

Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался потом связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке.

В начале XVIII столетия думный дьяк попал в опалу за «злоупотребления», и в 1709 году его владение перешло другому государственному деятелю, князю М.М.Голицыну, участнику многих петровских баталий и командовавшего в Полтавской битве. А в 1770 году этот дом по игре истории вновь оказался в ведении внешнеполитического ведомства России – сюда на целый век переехал архив Коллегии иностранных дел «для хранения древних хартий и копий с договоров».

Вот на Ивановской горе старинный,
И стариной своей красив,
Образчик теремов, весь в окнах узких, длинный
Дипломатический Архив.
Для нашей юности дворянской
В нем основался быт гражданской:
Рассадник на Руси до нынешних годов
Вождей, сановников, певцов.

Писал о нем один московский поэт на рубеже XIX столетия. Однако архив более известен по другой, пушкинской цитате об «архивных юношах», чопорно глядевших на Татьяну Ларину. В знаменитых строфах упоминалось именно об этом архиве и его служащих – представителях, в основном, «золотой» дворянской молодежи, которая не хотела идти «по военной части», а архив был в те времена очень престижной службой. Среди сотрудников архива – и братья Веневитиновы, и В.Ф.Одоевский, и А.К.Толстой, и С.А.Соболевский. А в первой половине XIX века архивом управлял сам А.Ф.Малиновский, известный московский историк и друг графа Н.П.Шереметева, свидетельствовавший на его свадьбе с Прасковьей Жемчуговой. Именно под его руководством была подготовлена к публикации и впервые напечатана рукопись «Слова о полку Игореве». В этом здании архива Карамзин собирал материалы для «Истории Государства Российского», а Пушкин изучал подлинные документы, работая над «Историей Пугачевского бунта» и «Историей Петра». В мае 1836 года он был здесь в последний раз, и, уезжая домой, писал в дороге жене: «В архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть»… Этому уже не суждено было сбыться – больше Пушкин не приехал в Москву.

В 1874 году архив был переведен с Хохловки на Моховую, а палаты предоставили Московскому отделению Русского музыкального общества – в них разместились классы только что основанной Московской консерватории, еще не имевшей собственного здания на Большой Никитской. Когда его построили, в доме на Хохловке открылась нотопечатня Юргенсона, где впервые были изданы почти все творения П.Чайковского. Сам композитор как-то заметил в шутку, что и сам бы хотел поселиться в старинных, толстых стенах «отставного архива» – в пыльном и знойном, но очень тихом старомосковском переулке.

И нельзя не упомянуть о еще одной примечательной соседке Владимирской церкви – Государственной Публичной Исторической библиотеке, стоящей почти вплотную к зданию храма. Научная библиотека, или, как ее называют постоянные посетители, «Историчка», открытая в 1936 году, вобрала в себя фонды знаменитой Чертковской публичной библиотеки на Мясницкой улице, а также личную библиотеку крупнейшего историка Москвы Ивана Забелина. Ее старое трехэтажное здание в Старосадском переулке – сильно перестроенная двухэтажная усадьба XVIII века, которая стояла обращенная фасадом во двор, – хранит память о Достоевском. Здесь жили дальние родственники писателя – его любимая тетка Александра и ее муж, чаеторговец А. Куманин. Писатель часто гостил у них и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».

Однако соседство с крупнейшей московской библиотекой не могло не сказаться на судьбе Владимирской церкви и обойти ее стороной в советские годы. В 1937 году храм стали разбирать, но не закончили, и на долгое время в здании расположились фондовое хранилище Исторической библиотеки с устроенными наскоро стеллажами – там они и сгорели в пожаре в 1980 году. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма, – даже воздвигли крест на колокольню. Только в 1991 году в храме возобновились богослужения, и к нему был приписан Ивановский монастырь. Теперь там есть воскресная школа, православная гимназия, и действует созданное благотворительное братство во имя св. князя Владимира.