Собор в будапеште

Венгерская епархия

С.А. Мудров. Венгрия: радость миссионерских приходов и плач покинутых церквей

Успенский собор в Будапеште

Я смотрю на Пешт со стороны Дуная. В нескольких сотнях метров от моста Эржибет находится площадь Петефи, на которой величественно красуется православный храм. Самый большой в Будапеште. Кафедральный собор Венгерской епархии Московского Патриархата.

Храм украшает улицы столицы уже более двух сотен лет, привлекая взоры паломников, туристов, а также неравнодушных к вере горожан.

Собор Успения Пресвятой Богородицы возводит свою историю к концу XVIII века. Тогда, конечно, в Пеште многое было по-другому – и в плане политическом, и в плане церковном. Город был населенным пунктом Австрийской империи. С православным меньшинством, но без юрисдикционного плюрализма. В принципе, подобного плюрализма тогда и быть не могло, ведь в те времена не существовало автокефальных Церквей Греции, Румынии и Болгарии (сербы, проживающие на территории Австро-Венгрии, были объединены в автономную Карловацкую архиепископию). Многие православные земли входили в состав Османской империи, а Церкви православных народов зависели от Константинополя. До «национальных» автокефалий оставалось еще несколько десятилетий.

В 1791 году община греков и влахов, проживавших в Пеште, приобрела участок земли в престижном районе города, недалеко от Дуная. Строительство храма началось безотлагательно, в том же году. И продолжалось целое десятилетие. В самом начале XIX века – в 1801 году – новая церковь была освящена епископом Будимским Дионисием (Поповичем) – греком (ранее он носил фамилию Палазоглу), много лет прослужившим до этого в Белграде. А облик, хорошо известный современным жителям венгерской столицы, храм приобрел спустя семь десятилетий. В 70-е годы XIX века Миклош Ибл, один из выдающихся архитекторов того времени, переделал фасад и башню Успенского собора.

Впрочем, несмотря на все внешние реконструкции храма, приходская жизнь в XIX столетии протекала без особых катаклизмов и грандиозных перемен. Национальную основу прихода составляли греки и влахи. Естественно, в общину зачастую направляли двух священников – греческого и влахского происхождения. Хотя в те времена многие образованные люди, включая священнослужителей, хорошо знали три языка (греческий, сербский и влахский). Поэтому лингвистические барьеры в православной среде были минимальны: православным разных национальностей почти всегда удавалось найти общий язык.

Так было. Но история имеет свойство не стоять на месте. Порой она торопится, куда-то спешит. То, что когда-то было данностью, уходит в прошлое, превращаясь в тень воспоминаний и пыль архивных бумаг. Новые обстоятельства нарушают привычное течение событий, подобно тому, как тающие ледники превращают спокойную речушку в бурный, бушующий поток. Вот и для Успенского собора настал тот час, когда его уже не могли обойти волны перемен. Произошло это в первой трети XX века. После отъезда части греков и влахов (и ассимиляции большинства тех, кто остался в Будапеште), к названию прихода было добавлено слово «венгерский». В 1931 году он приобрел именование венгерского греко-восточного.

Справка. Греко-восточными христианами («gцrцg keleti»), согласно австро-венгерскому закону 1868 года, называли всех православных – вне зависимости от национальной и юрисдикционной принадлежности. Слово «православный» («ортодокс») из официального обихода исключалось. Даже компромиссное предложение использовать название «keleti orthodox» (восточные православные) было отвергнуто властями страны.

Смена названия прихода была не простой формальностью. На деле она стала отправной точкой движения за национальный богослужебный язык. Да, в первые годы все оставалось прежним: прихожане, почти поголовно говорящие по-венгерски, священники-греки и службы на греческом языке. Порой священник и прихожане, не понимая друг друга, прибегали к помощи иностранных языков (немецкого, французского, итальянского), чтобы хоть как-то объясниться. Наверное, от этого страдали обе стороны: и миряне, и духовенство.

Но уже спустя десятилетие ситуация кардинально изменилась. В конце Второй мировой войны, в 1944 году, приходской совет предоставил возможность венгероязычной общине во имя святителя Иоанна Златоуста совершать богослужения в соборе. После окончания войны греческий настоятель собора архимандрит Иларион (Ваздехас) покинул Венгрию, уехав на Запад. Управление собором фактически перешло в руки настоятеля венгерской общины – иерея Иоанна Варью. А в 1949 году, по прошению прихожан, община Успенского собора была принята в юрисдикцию Московского Патриархата. К слову, тогда это была единственная возможность сохранить в богослужении венгерский язык. Представители других юрисдикций относились к венгероязычному приходу несколько настороженно. Настоятелем собора был утвержден иерей Иоанн Варью (этнический венгр).

С 1949 года в приходе сменилось всего три настоятеля (иерей Иоанн Варью, протопресвитер Фериз Берки и епископ Иларион (Алфеев)). В настоящее время обязанности настоятеля исполняет архиепископ Егорьевский Марк (Головков). В Успенском соборе служат протоиерей Стефан (Иштван) Мадьяр и священники Кирилл Татарка и Димитрий Корнилов. Иерей Кирилл является также секретарем епархиального управления.

Именно отец Кирилл посвятил мне немалую часть времени в дни моего пребывания в Венгрии. Спокойный и немного меланхоличный, он никогда не отказывал в помощи и совете, стараясь обстоятельно и подробно отвечать на все мои вопросы. Даже если эти вопросы были сложны и нелицеприятны.

Справка. Священник Кирилл Татарка родился в 1973 году в городе Вац (вблизи Будапешта) в семье военнослужащего. Окончил филологический факультет Печского университета. Рукоположен во диакона в июле 2003 года, во иерея – в декабре 2006 года. С мая 2005 года является секретарем Венгерской епархии.

Мы сидим с отцом Кириллом за обеденным столом, неспешно пьем фруктовый чай и закусываем венгерским печеньем. Батюшка, отвечая на мои вопросы, рассказывает о себе – и в моем воображении рисуется картина того чудесного пути к Богу, который был пройден ребенком из обычной венгерской семьи. Родители Кристиана (имя отца Кирилла до святого крещения) были людьми неверующими, как и большинство венгров в социалистические времена. Более двух лет (с 1982 по 1984 годы) семья Татарка жила в Ленинграде, где Кристиан близко познакомился с русским языком и культурой. Интерес к религии у сына военного появился позже, в семнадцатилетнем возрасте – времени юношеских исканий, тревог и надежд.

– Вначале меня, как и многих моих сверстников, интересовали ислам и буддизм, в особенности философские системы и ментальность восточных религий, – рассказывает отец Кирилл. – Я с большим интересом читал книги венгерского философа Бела Хамваша, который пытался синтезировать восточные религии и христианство. Но потом я познакомился с католиками и поехал вместе с ними, в 1994 году, в Закарпатскую область Украины, чтобы помогать в ремонте детдома.

Социальная миссия католиков произвела на Кристиана очень благоприятное впечатление. Но вот к католическому богослужению он отнесся более прохладно.

– Я там немного скучал, – признается отец Кирилл. – Католическая месса меня не впечатляла и духовно не удовлетворяла. Не ощущалось полноты, не было возвышенных чувств. Очень «сырым» показалось мне богослужение.

В 1996 году Кристиан поступил на отделение русской филологии Печского университета (в южной Венгрии). Студенту-филологу пришлось знакомиться с историей Киевской и Московской Руси, древнерусскими летописями, житиями святых, иконописью. Благодаря учебным курсам специальности у него появилось некоторое (пусть и фрагментарное) представление о Православии.

Через год Кристиана направили на стажировку в Санкт-Петербург.

– Именно там, в «северной столице» России, у меня произошла живая встреча с Православием, – вспоминает отец Кирилл. – Я познакомился с художниками, которые продавали на ярмарке свои картины. Оказалось, что эти художники были верующими людьми, очень ревностными православными. Молитва Богу была для них жизненной необходимостью. И вот эти люди пригласили меня в храм.

– Думаю, что середина 1990-х – это очень интересное время для России, – говорит отец Кирилл. – Храмы открылись, но во многих из них не было пышных иконостасов и украшений. Не было помпезности. Например, в церкви, в которую я ходил (храм Нерукотворного образа Спаса на Конюшенной площади), был временный иконостас и несколько икон на стенах. Но, несмотря на скромное убранство, там царил молитвенный дух. Глубокий и непередаваемый… Приезжая в Россию позже я, к сожалению, не испытывал таких же чувств. Мне казалось, что тогда, в 1990-е, все было проще: и общение между прихожанами, и общение прихожан со священниками. Возможно, я не прав, но мне думается, что тогда роскошь не отгораживала людей друг от друга. Все было скромно, порой бедно, но зато вера была горячая, искренняя и живая. А бабушки, которых почему-то модно критиковать, остались в моей памяти как улыбчивые, открытые и замечательные прихожанки!

– Конечно, особое впечатление, не передаваемое словами, произвела на меня Божественная литургия, – продолжает свой рассказ отец Кирилл. – Еще я хорошо помню, как утром, пробудившись ото сна, я всем своим естеством ощутил, что Христос – это живая Истина, живой Бог. Если нет Христа, то жизнь бессмысленна, ибо весь смысл и содержание ей придает Воскресение Христово. И если я хочу, чтобы моя жизнь имела значение, то мне нужно принадлежать Христу. После этого я решил креститься. Таинство святого крещения было совершено в апреле 1997 года в храме Успения Пресвятой Богородицы подворья Оптиной пустыни в Петербурге.

Что ж, Россия подарила Кириллу истинную веру и открыла его личный путь ко Христу. Вернувшись в Венгрию, он вначале посещал службы в русских и сербских приходах, а затем, узнав о существовании венгероязычной общины, стал ходить в храм на площади Петефи. Вскоре нового прихожанина заметили. И предложили помогать в алтаре. В 2001 году Кирилл закончил университет, женился на сербке и устроился на работу – ассистентом режиссера в студию мультфильмов. Там он работал до 2005 года, пока владыка Иларион (Алфеев) не предложил отцу Кириллу стать секретарем епархии.

– Решение о принятии священного сана мне далось непросто, – признается отец Кирилл. – Инициатива все-таки исходила от священноначалия. Отец Фериз Берки очень хотел, чтобы появились молодые священники, готовые трудиться на ниве Христовой в Венгрии. Но когда правящий архиепископ владыка Павел (Пономарев) предложил мне стать диаконом, я согласился не сразу. Те же сомнения одолевали меня при предложении о священстве, которое прозвучало из уст владыки Илариона (Алфеева). С одной стороны, я успел полюбить диаконское служение. С другой – я испугался, понимая свое недостоинство быть священником. Владыка Иларион, выслушав мои сомнения, ответил: «Никто из людей не может считать себя достойным священного сана. Но Церковь все равно нуждается в пастырях». Я решил покориться призванию.

«Добрый знак: не все так охотно покоряются призванию свыше», – про себя не мог не заметить я. И сразу же поинтересовался: что по прошествии трех лет священства остается для батюшки самым непростым в служении?

– В какой-то мере я ощущаю недостаток времени, – ответил отец Кирилл. – Нелегко быть хорошим священником, деятельным секретарем и заботливым отцом семейства. Порой во мне возникает чувство собственного недостоинства. Не всегда хватает смелости и сил, чтобы показать христианскую веру. Ведь священник и на улице, и в любом обществе не перестает быть священником. Он должен уметь утешить любого человека, даже в самой непростой ситуации. Я стараюсь не ограничивать себя только приходской жизнью. Но не думаю, что мои усилия адекватны. Мне бы вообще хотелось, чтобы социальное служение нашего прихода стало более масштабным. Как для священников, так и для прихожан.

«Наверное, всегда найдется место для чего-то более совершенного, но не стоит забывать и о том, что есть», – подумалось мне. Все-таки прихожане Успенского собора и сейчас не сидят сложа руки. Они посещают томящихся в тюрьмах и страдающих в больницах. Приход не отказывает тем, кто обращается с просьбами о помощи. Даже если эти просьбы сугубо денежные.

– Конечно, мы стараемся помогать приходящим к нам, – замечает отец Кирилл. – Даем людям деньги, одежду, еду, стараемся утешить, помогаем словом. Но все это, увы, капля в море. Мы не можем предложить им крышу над головой, работу, хотя бы какие-то перспективы в жизни. А разовая помощь… Она, безусловно, нужна. Но хотелось бы большего!

Чувства отца Кирилла можно понять. С другой стороны, всем нам известно, что деятельность любой общины многолика и не сводится к одной лишь социальной миссии (как бы ни важна она была). Есть и молитвенная жизнь. Очень значимая для нынешнего многонационального прихода, в котором раньше и не предполагалось такого многообразия и пестроты языков.

– Да, до начала перестройки в России основную массу наших прихожан составляли венгры, – подтвердил отец Кирилл. – Эмиграция из стран бывшего СССР изменила национальный расклад. Хотя причина была не только в этом. Например, в 1990-е годы почти половину нашего прихода составляли греки (с Кипра и из Греции). Они приезжали в Будапешт учиться.

– Сейчас на воскресной службе бывает 100–110 человек, из них почти половина – русскоязычные, – замечает батюшка. – Остальные – в основном венгры и греки. Хотя, что интересно, на службах в будние дни доминируют венгры. Они во многом формируют костяк прихода.

К слову, богослужения в Успенском соборе проходят каждый день. Основным языком остается, как и в прошлые десятилетия, венгерский. Правда, с учетом национально-языковых перемен двух последних десятилетий на службах стали слышны песнопения и ектении на церковнославянском и греческом. Приход живет по новоюлианскому календарю, а богослужения совершаются согласно греческой традиции: вечером служится вечерня, на следующий день – утреня в соединении с литургией.

К сожалению, не все русские, прибывшие в Будапешт, смогли эти традиции принять. Без сложностей не обошлось.

– Буду предельно честен: конфликты были, – говорит отец Кирилл. – Особенно остро проблемы обозначились в 2001–2003 годах. К счастью, почти все неурядицы остались в прошлом. Владыка Иларион стремился к поддержанию баланса между представителями разных традиций и национальностей. По его инициативе в соборе стали совершаться службы на церковнославянском языке, причем по старому стилю.

Сейчас эти богослужения совершает русский священник, выпускник Свято-Тихоновского гуманитарного университета отец Димитрий Корнилов. Как правило, богослужения бывают в двунадесятые и великие праздники, а также в праздники, особо значимые для православных русских, такие как дни памяти преподобного Серафима Саровского, Казанской иконы Божией Матери и другие. Конечно, такой подход сглаживает трения между приверженцами разных языков и календарей. Но не разделяет ли он православных как членов единой Церкви Христовой?

– Думаю, что единство православных проявляется самым различным образом, – подчеркивает отец Кирилл. – Через общность веры, участие в таинствах. Даже через иконы собора.

Символично, но большая часть икон Успенского собора дошла до наших дней из XIX столетия – когда и календарной проблемы не существовало, и язык богослужений был другим. Очень почитаема верующими (всех национальностей) Бездинская икона Божией Матери. В соборе также хранится частица мощей преподобного Моисея Угрина, который, по преданию, был венгром, но подвизался в Киево-Печерской лавре. Образ преподобного писала киевский иконописец Татьяна Ронская.

Особое место в соборе занимает икона с частицей мощей святого короля Стефана, сыгравшего ключевую роль в становлении христианства в Венгрии.

– Частица мощей святого Стефана была подарена католиками священнику Радославу Ристичу из Вены, – рассказывает отец Кирилл. – Протоиерей Хризостом Пийненбург, тоже из столицы Австрии, написал маленькую икону, в которую и был помещен мощевик. В 2005 году икона с частицей мощей была подарена владыке Илариону (Алфееву), а владыка уже передал святыню в дар нашему собору. Затем была написана большая икона святого Стефана, но мы решили частичку мощей из маленькой иконы не вынимать (чтобы ничего не повредить), а просто поместили ее в большую икону. Конечно, не совсем типичное решение: одна икона (меньшая) в другой (большей).

Иконы святого Стефана и преподобного Моисея Угрина находятся рядом. Свидетельствуя об истоках венгерского христианства и о его связи с христианством на землях восточных славян. Святой Стефан, всю свою жизнь проведший на родной земле, и преподобный Моисей, принявший монашество вдали от родины… Оба они молятся и ходатайствуют за свой народ. И за всех, кто обращается с молитвенными просьбами лично к ним. Не только венгров – ведь большинство паломников, приходящих к мощам преподобного Моисея в Киеве, явно не венгерского происхождения. Но для них преподобный тоже дорог, как и любой другой святой. Незримое единство православных христиан самых разных национальностей становится более осязаемым и явным, когда смотришь на иконы в Успенском соборе Будапешта. Размышляя в эти моменты о тех непостижимых путях, по которым идут к вере и спасению люди в различных уголках нашей планеты.

– Да, все мы родились в каком-то определенном месте и принадлежим конкретному народу, – рассуждает отец Кирилл. – И это не наш выбор. Не думаю, что национальность принципиально влияет на духовные нужды человека и его проблемы. Грех остается грехом вне зависимости от того, совершает ли его венгр, русский, украинец, румын или серб.

– Конечно, среди прихожан, недавно переступивших порог храма, было немало людей, которые почти ничего не знали о вере и не получили должного христианского воспитания, – продолжает свой рассказ батюшка. – К сожалению, из-за отсутствия понятия греха ими было совершено немало тяжких грехов, в том числе аборты. Слава Богу, что у многих из этих людей открылись глаза. Сегодня они живут сознательной христианской жизнью: регулярно исповедуются, причащаются, воспитывают в православной вере своих детей. Немного иная ситуация у венгров, обратившихся в Православие из других конфессий. Они знакомы с христианской моралью. Поэтому у них количество тяжких грехов не так велико, как у выходцев из атеистической среды.

– Наш храм открыт для людей всех национальностей. Русские, греки, сербы, румыны, посещающие Успенский собор, не чувствуют себя чужими. Для них наша церковь – как родной дом, – подчеркнул отец Кирилл.

Впрочем, для тех, кто желает слышать не венгеро-славянско-греческое, а полностью славянское богослужение, такая возможность предоставлена не только в праздничные дни юлианского календаря. В Будапеште есть храм, в котором все богослужения, включая воскресные, совершаются на знакомом и почти родном русским, белорусам и украинцам языке. Речь идет о русской церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, что на улице Лэндваи, в Шестом районе венгерской столицы, вблизи городского парка Варошлигет (Vбrosliget). Именно туда лежал мой путь в одно будничное будапештское утро, когда жители столицы спешили на работу, переполняя автобусы, троллейбусы, трамваи и вагоны городского метро. Одна из трех линий которого, к слову, является самой старой в континентальной Европе.

Базилика Святого Иштвана в Будапеште — лучшие виды на город, сокровища и музей

Знаете, какая самая известная церковь в Будапеште? Конечно же, это Базилика Святого Иштвана, с которой множество туристов и начинает свой визит в город. Эта церковь строилась фактически трижды, и виновата в этом не только Вторая мировая. В этой статье расскажу, почему так получилось, а заодно покажу, почему эта церковь входит в список must see.

1. Краткая историческая справка

Строительство церкви было начато в 1851 году. Главным архитектором был назначен известный специалист Йожеф Хилд. Стоять храм должен был на площади, носившей имя Святого Иштвана (первого короля Венгрии, еще его называют Стефаном), естественно что и храм получил аналогичное название. Но уже в 1867 году Хилд умер, и нужно было назначить нового архитектора.

Эту работу получил Миклош Ибль. Осматривая объект, он заметил трещины в стенах. Это говорило только об одном – имеется инженерный просчет. Но Миклош понадеялся на удачу и продолжил работы.

В 1868 году купол храма рухнул вниз и строительство было остановлено. Ибль сначала занялся разбором завалов, а дальше продолжил стройку. Главная задача состояла в том, чтобы не нарушить архитектурный стиль сохранившихся элементов собора. Все шло хорошо, но и Ибль не увидел окончания работ – в 1891 году умирает и он.

Площадь Святого Иштвана:

Окончательно собор достраивал уже третий архитектор – Йожеф Каузер. Ему повезло – остались лишь внутренние работы. Он решил пригласить в собор лучших скульпторов и художников Венгрии, дабы те поучаствовали в оформлении стен базилики. Люди искусства не подвели, и уже в 1905 году собор был открыт. В годы Второй мировой войны базилика пострадала, но была подвергнута реконструкции и восстановлена.

Вид на современный собор:

Современный собор поражает не только внешним и внутренним оформлением, но и органными концертами.

Также на куполе есть смотровая площадка, на которую можно подняться на лифте (обязательно туда поднимемся).

Интерес представляет и сокровищница базилики. Там находятся личные вещи королевской семьи, предметы культа, одно из помещений посвящено кардиналу Миндсенти – национальному герою Венгрии. Особый интерес представляют литургические предметы, до сих пор использующиеся при торжественных богослужениях.

Кроме того, в базилике имеется и ряд захоронений выдающихся граждан Венгрии – например, знаменитые футболисты Шандор Кочиш и Ференц Пушкаш, физик Антал Бейчи и актриса Лоран Ленке.

2. Полезная информация

2.1. Где находится

Базилика Святого Иштвана в Будапеште располагается по адресу Szent István tér, 1.

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

К базилике можно попасть сразу несколькими способами:

  • пешком;
  • на общественном транспорте;
  • вместе с туристическим автобусом;
  • на такси;
  • в рамках экскурсии.

Пешком можно дойти от многих близлежащих достопримечательностей. В частности, недалеко расположены Цепной мост, площадь Эржебет с колесом обозрения, здание Венгерского Парламента.

Видно храм отовсюду:

Как добраться на общественном транспорте? Проще простого! Есть такие варианты:

  • на метро едете до станции Bajcsy-Zsilinszky út, нужна желтая линия метро (первая);
  • на автобусе нужно ехать до остановки Szent István Bazilika, подойдут линии № 9, № 914, № 914А, № 931, № 950, № 950А;
  • до той же остановки можно добраться и на троллейбусе №72.

На туристическом автобусе Hop-On/Hop-Off можно тоже увидеть базилику. Маршрут автобуса именно с неё начинается. Место в автобусе обойдется в 14,5 евро с человека на сутки

За 15 евро можно сходить на обзорную пешеходную экскурсию по Будапешту от местного жителя. В числе прочих достопримечательностей можно будет посмотреть и на базилику. Экскурсия «Храмы и соборы разных конфессий Будапешта» поможет узнать больше о религиозной жизни города. Стоит она 32 евро с человека, рассчитана на 5 часов. На все экскурсии можно купить билет онлайн.

Также можно посетить Базилику в рамках бесплатной обзорной экскурсии по Будапешту (предложение для тех, у кого есть Budapest card), я первый раз увидела Собор именно на этой экскурсии. Обязательно в одной из следующих статей напишу, как проходит экскурсия, что на ней интересного и есть ли смысл туда идти .

2.3. Время посещения

Сам собор открыт ежедневно. С понедельника по субботу с 9 до 19, по воскресеньям с 7:45 до 19 часов.

Часы работы смотровой площадки и музея:

2.4. Стоимость

Вход в саму базилику условно-бесплатный, но просят заплатить пожертвование в 200 форинтов (оно добровольное).

Стоимость входа на смотровую площадку и в музей составляет 1000 форинтов., для обладателей Budapest card — 800 форинтов.

Чтобы попасть в кассу, после входа надо идти направо.

Стоимость билетов на смотровую и в музей:

2.5. Официальный сайт

У базилики есть и свой официальный сайт, доступен на венгерском, английском, немецком, итальянском и польском языках.

3. Фотообзор Базилики Св. Иштвана

Хотите насладиться видами на Собор? Тогда смотрите дальше.

3.1. Внешний вид

Величественный вид собора поражает воображение:

Центральный вход иногда закрыт, тогда вход открыт в правую дверь относительно центра:

А это вид на здание с другой стороны:

Центральный вход украшает сцена из Священного Писания:

Афиша, извещающая об органных концертах, как видите, даже на русском есть информация:

Базилика считается одним из самых красивых зданий Будапешта:

Различные информационные плакаты:

Слева касса, справа – лифт в музей:

На билете изображено все, что мы посетим. Как думаете, действительно увидим такие виды?

3.2. Базилика

Табличка на входе указывает, что вход бесплатный, но просят заплатить пожертвование в 200 форинтов:

Входим в храм:

Святое распятие и алтарь:

Красота и тщательность отделки поражает:

Отделка купола выполнена на высочайшем уровне:

Святое распятие:

Общее фото зала:

По всей церкви установлены скульптуры, изображающие святых и членов королевской семьи:

Священник с ребёнком на руках:

В том числе в соборе хранятся и мощи святых:

Рака с мощами Святого Иштвана:

Вид из базилики на площадь — здесь обычно собираются все экскурсионные группы:

3.3. Смотровая площадка и виды на город

А теперь пойдем на смотровую площадку? Предстоит 2 подъема на лифте. Первый лифт:

Выхожу из лифта и попадаю в Средневековый замок:

С этой площадки можно дальше на лифте или пройти пешком (145 ступенек). Тут часто проводят выставки картин:

Идем ко второму лифту:

Вышли на такой площадке, вот как выглядит купол внутри:

Выход на площадку чуть в стороне, нужно обойти:

И вот наконец мы на смотровой площадке!

Видно местное колесо обозрения на площади Эржебет, а вдалеке — даже памятник на горе Геллерт:

Шикарная панорама венгерской столицы:

Здание с башней на заднем плане – Королевский дворец:

3.4. Музей

Отдельный лифт в музей (еще музей называют сокровищницей, лифт расположен рядом с кассой):

Едем на 2 этаж:

Маленькая копия собора:

Зал с церковной одеждой:

Детали одежды кардинала:

Сборник атрибутов для литургии:

По праздникам их используют в богослужениях:

4. Выводы

На осмотр базилики лучше выделить побольше времени, поскольку предстоит посетить 3 отдельных объекта. Сначала смотровая, потом музей и сам храм. Благодаря большим размерам помещения, гулять тут можно легко, делать фотографии достаточно удобно, толкаться не приходится.

На смотровой площадке людей тоже почти не было, так что можно было спокойно наслаждаться видом на город. С детьми приходить можно, как минимум в базилику. Тут очень много красивых скульптур, деталей оформления – определённо есть на что взглянуть и чем восхититься.

А как Вам базилика Святого Иштвана? Что больше всего впечатлило Вас в этом храме? Напишите ваши отзывы в комментариях, нам очень интересно узнать Ваше мнение.

Ненадолго прощаемся с Вами, а вы пока что подпишитесь на обновления (если еще этого не сделали) и сделайте репост нашего материала в социальных сетях – расскажите и своим друзьям о полезных фактах и лайфхаках.

Кстати, если вы только собираетесь в Будапешт, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

А я в Будапеште воспользовалась сервисом airbnb и остановилась в квартире — так оказалось намного дешевле и удобнее. Если тоже хотите выбрать квартиру, а не отель, обязательно воспользуйтесь — так вы получите бонус (около 30 евро) и сможете сэкономить уже на первом бронировании.

Как в Венгрии относятся к религии?

Католики, протестанты, православные христиане, иудеи – на территории современной Венгрии живут представители различных религий. Традиции веротерпимости государства уходят корнями далеко в прошлое. Сегодня это многоконфессиональная страна, где свобода вероисповедания имеет большой вес и закреплена законом.

В Венгрии функционируют около 260 организаций, представляющих разные религии

Что говорит закон

Закон о религии был принят в 1990 году. Зарегистрировать религиозную организацию в государстве мог любой желающий, если предоставит в соответствующие органы ее устав, список из не менее сотни последователей, руководителя и центр. «Церкви» полагались субсидии на недвижимость и государственная помощь на содержание конфессиональной школы.

Новое законодательство в 2011–2012 гг. признало только 14 религиозных организаций из трех с половиной сотен существующих. К ним отнесли те, которые насчитывали не менее тысячи верующих и функционировали в организованной форме более 20 лет. Государственную поддержку получили только католицизм, протестантизм, православие, иудаизм и Церковь веры.

С 1998 г. верующие добровольно перечисляют 1 % подоходного налога в адрес религиозной организации. Заниматься предпринимательством, например, сдавать в аренду помещения, по закону им запрещено. С 2002 г. государство оплачивает содержание духовенства в малых населенных пунктах, выделяет средства на ремонт занятых ими архитектурных объектов.

Религиозная свобода венгров номинально закреплена Конституцией 1949 г. После многочисленных столкновений между религиозными организациями и коммунистическим режимом консенсус наконец был достигнут. В конце ХХ века под эгидой церкви в стране было открыто много школ и общественных учреждений, не обошлось без поддержки государства.

Церквям Венгрии запрещено сдавать в аренду помещения: можно только продавать церковные книги и утварь

Верующие в Венгрии

Так сложилось исторически, что в государстве преобладает католицизм. Католическая церковь состоит из девяти епархий и четырех архиепархий-митрополитий с духовным центром в северном городе Эстергоме. Протестанты, приверженцы кальвинизма, посещают Венгерскую реформатскую церковь, которая насчитывает более тысячи приходов.

По географическому принципу в Задунайском крае преобладают католики, а в Затисской области – протестанты. Между Дунаем и Тисой их количество примерно одинаковое. Представители остальных конфессий распределены по всей территории равномерно.

На фоне миллионов католиков и протестантов численность прихожан православной церкви в Венгрии достаточно скромная. Среди 15 тыс. христиан – украинцы, русские, румыны и сербы в юрисдикции Сербской, Русской, Румынской православной церкви. Верующие посещают также Будимскую епархию в Сентендре и приходы Константинопольского патриархата.

В Венгрии есть приходы Русской и Румынской православных церквей

Таблица 1. Количество верующих в Венгрии

Представители религиозных объединений Количество, %
Католики и греко-католики 73
Реформаты и протестанты других направлений 22
Евангелисты 4
Баптисты 0,2
Православные христиане 0,2
Иудаисты 0,2
Мусульмане 0,2

Свобода совести в Венгрии

Церковь отделилась от государства в этой стране в 1945 г. С тех пор закон гарантирует гражданам свободу вероисповедания и совести, прописанные в Конституции. Любой житель может сам выбрать религию, выполнять религиозные и ритуальные обряды, иметь личные убеждения или причислять себя к атеистам, как делают более 14 % населения.

Курс Закона Божьего, который преподают в школах, – факультативный: дети посещают его по желанию родителей. В стране царит благоприятная атмосфера для приверженцев любой религии: венгры, католики и протестанты настроены доброжелательно и к православным, и к иудаистам, и к мусульманам.

В 95 % венгерских школ курс Закона Божьего, где изучают религию в Венгрии, – факультативный

Как венгры относятся к религии

Проблема воинственного настроя между конфессиями возникла в стране в XVI веке с появлением реформатов-кальвинистов, боровшихся с устоявшимся католицизмом. В ХХ в. напряженность утихла. Сегодня представители Старой церкви воспитывают у своих последователей терпимость к Новой, и в этом их всецело поддерживает закон.

Сформировавшаяся свобода вероисповедания способствует благоприятной обстановке в стране в отношении религии. Большинство граждан Венгрии по-прежнему толерантны к религиозным организациям, посещают их и воспитывают детей в духе такого же менталитета. Отношение к религиозным меньшинствам совершенно не агрессивное.

В последнее время наметилась тенденция безразличия к церкви, особенно среди молодежи. Люди намеренно избегают эту сторону жизни, уделяя внимание пабам, фестивалям, спорту и другому прогрессивному досугу. Несмотря на такое отрицание, процент тех, кто сознательно считает себя атеистом, незначителен.

Есть ли в стране государственный контроль над религией

Представители Старых церквей регулярно выдвигают предложения о создании единого общественного или государственного органа для контроля религиозных дел. Поскольку достичь согласия с остальными сторонами не удалось, в государстве по-прежнему нет института, который бы решал, что считать церковью, а что нет. По сей день это прерогатива закона.

Поскольку в Венгрии отсутствует единая государственная религия, прихожане официально не платят налоги, как это происходит в ряде стран, например, в Германии, Австрии, Дании или Финляндии. Религиозные организации имеют право собирать пожертвования на добровольной основе, однако единого госоргана, который бы контролировал эти приходы, не существует.

Верующие добровольно перечисляют 1 % от подоходного налога на нужды церквей Венгрии

Свобода вероисповедания имеет настолько широкие границы, что в стране периодически регистрируют религиозные заведения, очень далекие от традиционной религии. Так, уже официально существуют церковь веселья, ведьм, жриц-весталок и даже рожающих на дому!

Отношение к религиозным праздникам

Венгерский народ, особенно приверженцы католицизма, скорее по традиции, чем по убеждению, чтит церковные праздники. Во многих местах выполняют древний языческий обряд, приуроченный ко дню зимнего солнцестояния. В день святого Миклоша детям дарят подарки. Зимой празднуют Рождество, а за ним идет крещенский обряд хождения «трех королей» со звездой.

Пасхальное обрызгивание, некогда таящее в себе магию плодородия, сегодня превратилось в веселое развлечение. На Пасху здесь традиционно красят яйца, в день святого Ивана (Яноша) молодежь собирается вокруг зажженных костров. Не забывают и храмовые праздники – дни святых покровителей местных церквей: в их честь проводят ярмарки и народные развлечения.

Отношение к религии в Венгрии далеко не всегда было таким спокойным и благоприятным, как сейчас. Сегодня право на свободу вероисповедания и совести не просто закреплено законом, но и поддерживается венграми. В стране много церквей разных конфессий, в том числе православных. Посещение приходов не облагается налогом в отличие от других европейских государств.

Православные храмы Будапешта

Однажды на форуме прозвучал вопрос о православных храмах Будапешта. Информацию я нашел, а во время своей последней поездки решил посмотреть, как они выглядят на самом деле.
Итак, в Будапеште есть два православных храма.
Первый и главный это КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Находится на Petőfi tér 2, почти ря дом с набережной у моста Эржебет. Был построена сербами в конце 18 начале 19 веков. Убранство выполнено в сербском стиле. Очень красивый иконостас. Служение ведется на церковно-славянском, венгерском и греческом языках.
Второй ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, находится на Lendvay u. 26, это рядом с площадью Героев. Но открыт только по субботам и воскресеньям. Служение ведется только на церковно — славянском языке. К сожаления я в него не попал, т.к. он был закрыт.

Есть еще один интересный храм в пригороде Будапешта Юрёме.

Так называемая Офенская Духовная Миссия или ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ.
Это один из старейших правосавных храмов Европы. Здесь нашла покой дочь Павла I, Алексанра.
Про ее судьбу можно прочитать в рассказе Эдуарда Суровцева

Можно еще посмотреть здесь

но с одной оговоркой, Мария Терезия умерла в 1780 году, а Александра родилась в 1783. Не сложилось у авторов с хронологией.

Религия в Венгрии

Наиболее распространённая в Венгрии религия – католицизм. Католиками себя считают более 54% всего населения страны. Большинство из них относятся к латинскому обряду, а порядка 3% населения причислило себя к грекокатолицизму.

Вторая самая распространенная религия Венгрии – протестантизм. Протестантами (в основном, кальвинистами), себя считают почти 20% жителей страны. По историческим причинам, больше всего протестантизм распространен в восточных областях страны.

К религиозным меньшинствам Венгрии относятся православные христиане, мусульмане и иудеи. Общее число приверженцев этих религий не превышает 1% населения страны.

Католицизм в Венгрии

Католическая церковь Венгрии включает 9 епархий и 4 архиепархии-митрополитии. Примас Венгрии кардинал Петер Эрдё возглавляет архиепархию Эстергом-Будапешт.

Духовный центр католической Венгрии – Эстергом. Это город на севере страны, в котором находится крупнейшая церковь Венгрии – базилика Святого Адальберта.

Протестантизм в Венгрии

В Венгрии живут более 1,5 млн приверженцев кальвинизма. Большинство из них – прихожане Венгерской реформатской церкви, насчитывающей более тысячи приходов по всей стране.

Православие в Венгрии

Православных Христиан в Венгрии не много, всего порядка 15 тысяч человек. Этнически православную часть Венгрии составляют украинцы, сербы, румыны и русские. На территории страны действует юрисдикция Сербской православной церкви, имеющей Будимскую епархию в Сентендре. Также на территории страны есть приходы Константинопольского патриархата.