Сожгли церковь в Москве

Кто и зачем сжигает храмы в Москве

Обгоревшая часть церкви Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Тушине Фото: Сергей Иванютин

«Не желаю людям зла, но убила бы»

Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Тушине

Обугленный задник церкви. На мокрой земле шесть выпотрошенных огнетушителей. В треснувшем от жара стекле — чернота алтаря. Лопнувший пластмассовый динамик, один из четырех, через которые транслировались службы, вряд ли заговорит когда-нибудь снова. Красно-белая лента ограждает территорию от зевак. Это никого не останавливает. Камеры видеонаблюдения больше ни за кем не следят, их отключили.

Местные жители перешептываются: «Видишь, Сонечка, какая беда? Не желаю людям зла, но убила бы!» Сонечка в красном пуховике, бабушка — в зеленом. Они расстроены: подкоптилась даже кормушка для птиц.

Фото: Сергей Иванютин

Три покрышки

ОМВД «Южное Тушино»

35-летнего москвича Евгения Сенчина задержали в ночь со среды на четверг. В девять вечера во вторник он пришел к заднику церкви, приставил туда столы (которые прихожане используют, чтобы пить чай после службы), положил сверху три покрышки, принесенные с собой, облил их бензином и поджег. Видео допроса с признанием и раскаянием опубликовал телеграм-канал «Мэш».

— За что задержаны?

— За поджог церкви.

— Зачем вы это сделали?

— По личным убеждениям. Раньше там находился парк, в котором гуляли с детьми. А это сооружение все изменило.

Некоторые прихожане, впрочем, считают, что виноват не Сенчин, которого никто из них не знает, а главный противник постройки церкви, Антон Николаев. Его здесь знают хорошо. «Он толкал жену настоятеля. Он прыскал баллончиком людям в глаза. Он кричал бранные слова из окна. Он психически нездоров», — говорят они, услышав его имя.

Антон Николаев Фото: Сергей Иванютин

Гнилой плод гнилого дерева

«Чайхана» в ресторанном дворике ТЦ «Праздник» у станции метро «Тушинская»

«Иисус сказал: Всякое древо познается по плодам его. Или признайте древо и плод его гнилым или — древо священным, и плод его священным». На Антоне Николаеве подтяжки с принтом мулатки. Он протягивает мне компакт-диск, записанный в честь его брата, трагически погибшего. Стихи и музыка — Николаева, диск — красного цвета, на нем — совместная фотография братьев и название: «Ангел».

«История с этим храмом — это гнилой плод гнилого дерева», — говорит Антон, ковыряя крем-брюле чайной ложечкой. Он только что рассказал мне, как на протяжении шестнадцати лет в свободное от мебельного бизнеса время делал иконостас. Оказывается, чтобы сделать иконостас правильно, нужен рыбий клей. Покрытый позолотой иконостас теперь — в одной из московских церквей. Превратившийся в угли другой иконостас залит водой из брандспойта в тушинской церкви, напротив которой живет Николаев.

Сам он объясняет, что после того, как напротив его дома появилась эта церковь, Бог ушел из его жизни. «А другого я не нашел. Я вообще потерялся в каком-то смысле. И так подумал: высокоразвитому существу не нужно поклоняться кому-то». После этого Антон Николаев два года боролся за свой вид из окна на Химкинский залив. А потом проиграл.

Фото: Сергей Иванютин

Крайние меры

Улица Лодочная — ОМВД «Южное Тушино»

Утро среды началось для Николаева со стука в дверь: в шесть утра полицейские пришли к нему с обыском. «Если не открыть, они просто выломают дверь», — объясняет Николаев причину, почему впустил полицейских. Те были вежливы и сосредоточенны. Николаев нашел в постановлении на обыск ошибки. Полицейские позвонили начальству и получили приказ отступить. Правда, Николаева увезли с собой. Впрочем, давать показания он отказался и к обеду был отпущен в статусе подозреваемого. Мне он объясняет: «Если бы я, не дай Бог, такое сделал — действительно поджег храм, где бы я сейчас был? В Европе или в Америке уже!»

Церковь сделала официальное заявление от имени епископа Марка, курирующего московскую программу постройки церквей шаговой доступности: «Свершившиеся акты кощунства свидетельствуют лишь о бессильной злобе противников храмов, которые, видя свое поражение, идут уже на крайние меры. Господь им судья!»

Угли, раскиданные пожарными, в тот момент еще дымились у деревянной церкви.

«Я понял, что народ этот — продажный»

Улица Лодочная, «протестный дом» напротив храма

Прежде чем строить храм, сначала возводят временный — небольшой и, как правило, деревянный. Это привлекает прихожан. Когда основной храм достраивают — деревянный разбирают и увозят куда-нибудь в провинцию. Тушинский должны были разобрать в июле. В девять вечера во вторник начался пожар. Настоятель отец Олег Яньшин приехал через несколько минут. Когда через час Антон Николаев возвращался домой, храм уже потушили. В это время активисты движения «Свободу Лодочной», которое несколько лет боролось против строительства храмового комплекса, шутили в фейсбуке: «Вселенная, жги!», «Хорошо дает свет та церковь, которая горит!», «Свет и тепло!»

Сам Николаев, по собственному утверждению, был в тот день слишком уставшим и не обратил на пожар особенного внимания. По его словам, борьба с застройкой закончилась для него еще два года назад, в день, когда храм только начали закладывать. «Что мы могли сделать против дубинок, огнестрела? Они просто пилили столетние тополя на наших глазах. Мы знали, что должна начаться вырубка парка. Нас вышло человек пятьдесят. А их было — триста. Омоновцы, казаки, движение “Сорок Сороков”. В обед я собрал всех в ресторане и объявил, что наша борьба окончена».

По подсчетам Николаева, на Лодочной и соседних улицах живет 120 тысяч человек, а подписей он собрал только две с половиной тысячи. Цифры наглядно показывали, что всем наплевать, законно ли построен храм и важнее ли он парка. «Большинству всё пофиг. И я понял, что народ этот — продажный. Я раньше думал, что русский народ — несчастный, оккупированный. Сейчас я считаю, его не надо спасать. Ему надо дать возможность пережить последствия своих решений. Выбрали войну — воюйте. Чтобы получить свой урок».

«Что за мнение такое, что священник обязан быть бомжом»

Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Тушине

«Статья 282 — почему в этой ситуации она не работает?» — словно обращаясь к высшим силам, спрашивает отец Олег. Он стоит среди раскиданных досок и огнетушителей. «Вот — действия направленные на церковь, на религию! Есть конкретный выгодоприобретатель, ненавистник — по личным своим убеждениям: Антон Николаев. Какие-нибудь девочки пишут в соцсетях, и их сажают! Они не творят ничего! А вот человека, который действительно разжигает рознь, не трогают».

Отец Олег — священник совсем молодой, ему едва за тридцать. Его легкая грустная улыбка скрывает большую тоску. «Все имущество уничтожено. Кроме каких-то латунных изделий. Но они и стоят копейки. Иконостас — миллион четыреста, уничтожен полностью. Сгорели иконы, все облачения. Я не знаю, просто не знаю».

Отец Олег Фото: Сергей Иванютин

У отца Олега — машина за триста тысяч. «У других священников и того хуже. Вы отправьтесь в приходы и посмотрите, какие машины, посмотрите, во что люди обуты. Один приход видишь, другой. Где же эти “бентли”, дворцы? Но так, по-обывательски, для меня это вообще не суть. Что за мнение такое: священник обязан быть, дескать, бомжом. Вы походите, поспрашивайте: кто давал обет нестяжательства?»

У отца Олега действительно беда, у него сгорел храм. И он действительно занят только этими мыслями. «Пастырь, когда видит волка, должен охранять то, что ему поручено по долгу службы. А если священник будет убегать, видя Николаева, этого волка, разве будет хорошо? Но я с ним очень вежливо всегда общался — разве он может сказать, что было иначе?»

Фейерверк

«Чайхана» в ресторанном дворике ТЦ «Праздник»

«Давайте подумаем, кому выгодно? — ерзает на стуле Антон Николаев, — Вот кто сейчас получит деньги на восстановление? Кто — погорельцы несчастные? Кто уже кружек наставил на сбор помощи? Во-вторых, против кого можно возбудить уголовное дело? Кого посадят? А ведь посадят. В-третьих, пиар. Я когда ехал домой в день пожара, я проехать не мог между этими пожарными машинами, прессой, фотографами. А точку, чтобы раскрутить — нужен пиар. Собрать народ, событие устроить. Вот здесь, когда “Праздник” открывали — концерт устраивали, Сюткин приезжал. Фейерверк какой-то был. Так же и там. Кто в выигрыше?»

Заговор против Христа

Кафе «Шоколадница» у станции метро «Добрынинская»

Андрей Кормухин, лидер движения «Сорок Сороков», которое возникло на фоне борьбы между «храмоборцами» и церковными властями, просит официантку добавить кипятка в чайник. Он очень разозлен на агностиков, атеистов и либералов:

«Они почему-то присвоили себе право решать, что мы маргиналы, что мы выглядим комично. Но если я, сын директора музея, имеющий два образования, Гнесинское и техническое, выгляжу в их глазах комично, я их считаю — не быдлом, конечно, но необъективными и немодными. Отцов девяти детей они считают комичными, а кого не комичными — педерастов, что ли? Мы понимаем их чаяния. Они не понимают наших! Они говорят: не нужно к нам лезть со своим православием! Не нужно нам никаких отпеваний покойников, никакого колокольного звона».

Андрей Кормухин, лидер движения «Сорок Сороков» Фото: Сергей Иванютин

Напротив него сидят молодые активисты движения. Один из них копается в макбуке, второй внимательно слушает. Кормухин ставит их в пример: им, по его мнению, не нужны деньги и карьерный рост. Он сам знает, что им нужно.

«Мы изгнали Христа из нашего общества и думаем, что получили счастье, — говорит Кормухин. — Но от этого стали только несчастными. Есть такой актер Кевин Спейси, он в фильме “Жизнь Дэвида Гейла” устами своего героя произносит замечательную фразу. “Вы должны ставить перед собой цель, которую сможете достигнуть в максимально далекой перспективе. Если она будет ближе, не каждый справится с опустошением от той цели, которую себе поставил”. Переводя это в православие, можно так сказать: человек поймет, спас ли он свою душу или нет, только после смерти».

В этом смысле я очень надеюсь, что Бог, хотя бы в случае этих парней, существует.

Андрей Кормухин считает, что однажды Христос вернется в Россию. А в том, что этого пока не случилось, видит заговор темных сил, в том числе активистов-храмоборцев, оплаченных, по его мнению, некими силами из США и Европы. Активисты же винят в своих бедах таких, как Кормухин и РПЦ. И только сторож церкви, сожженной в октябре на Ухтомке, смотрит на ситуацию философски.

В последние времена

Люберцы, храм Умягчение Злых Сердец на Ухтомке

«Я работал в коттеджном поселке. По ремонтам. Там дома были такие — новые русские делали себе. Богатые там жили. Вот их сожгли бы — это да! Это мне понятно! А тут что?» — говорит сторож Сергей. У него — некрепкая вера в Христа, зато рука крепка. Он очерчивает пятерней клочок земли, где стоит обгоревший деревянный храм. Рядом с ним — выжженная трава: тут была воскресная школа. Она сгорела так, что ее решили не восстанавливать. Вместо этого Патриархия прислала детям специальный вагончик-времянку.

За храмом строится большая церковь. Внутри пока почти пусто. И сыро. Иконостас, козлы и Константин, местный житель, помогающий строителям. Он показывает мне иконы. «Вот эта — главная. Она так называется интересно: “Спорительница хлебов”. Это икона призвана помочь тем, кому жить в последние времена. После того как случился пожар, она замироточила. Смотрите!»

Я вглядываюсь в икону сквозь тьму.

«Чувствуете, эти времена наступают?» — спрашивает Константин.

Я опять присматриваюсь — и вижу несколько капель.

«Пил кровь, хотел зарезать брата и одноклассника»

Подозреваемого подростка задержали Фото: Карельский колорит/vk.com, скрин с видео/личная страница героя публикации

«Аве сатана». Такой статус красуется на странице 15-летнего подростка из Петрозаводска Антона Семенова (имя изменено – прим.ред.). Школьника сейчас подозревают в поджоге уникальной «Успенской церкви» XVIII века в Карелии. Памятник архитектуры был построен в 1774 году на закате деревянного зодчества и долгое время был местной достопримечательностью. Ранним утром 10 августа храм вспыхнул как спичка. Поджог храма оказался шоком для всех местных жителей. Но не менее следователей удивила и личность «пиромана». Антон Семенов сам признался в преступлении и, судя по всему, в этом парень не раскаивается.

«Рисовал сатанинские символы на стенах»

— Антон раньше был как все обычные дети: гулял, купался и все такое, — рассказывает приятель Семенова Игорь. – Любил играть в компьютерные игры. Еще увлекался историей про Припять. Но два года назад он резко поменял свои интересы и увлекся сатанизмом.

Подросток раньше увлекался компьютерными играми Фото: личная страница героя публикации в соцсети

Свою страницу в социальной сети Антон превратил в настоящий «храм сатаны». Именно так называется одна из групп парня. Парень активно постил оккультные картинки и подписывался на группы: «Орден Тьмы», «Восход Люцифера», «SATANISM», «Сатанизм в обществе», «обряды черной магии» и другие. О своем новом увлечении парень рассказал и друзьям.

— В этом году он приехал к нам в деревню и заявил, что два года увлекается сатанизмом, — продолжает Игорь. — Как он объяснил это, ему просто стало интересно. Он ходил на заброшенные постройки, рисовал там символы всякие, якобы пил кровь.

«Говорил про церковь в огне»

По словам друзей, после увлечения сатанизмом Антон стал агрессивным.

— Тоха говорил, что в школе он хотел прирезать своего одноклассника, но это уже психически нездоровая ерунда, у него справка есть, — негодуют друзья Антона. – Еще он хотел одного из наших общих знакомых прирезать. Потом еще был случай – он хотел со спины напасть с ножом на своего брата, но тот вовремя заметил. Мы знаем, потому что его брат тоже гуляет с нами, как и Антон. Мы пытались его отговорить от этих увлечений, но до него не доходило. А гулять с ним нам это не мешало. У нас большая компания из 10 человек, и он не особо выступает.

Церковь сгорела за 20 минут Фото: ГУ МЧС по Республике Карелия

К слову, парень своим друзьям говорил про то, что хочет увидеть церковь в огне. Но друзья восприняли это как шутку.

— Он просто как в шутку говорил — чтобы она сгорела, — поясняет Игорь. – Он не говорил всерьез. После поджога Тоха, вроде как, пешком пошел в город. Его задержали по пути. При допросе он якобы сказал, что это он, после чего начал смеяться. Родители Антона не знали про его увлечения. У нас живет его бабушка. Раньше она часто выходила на свои грядки. Сейчас на улице не появляется.

Сейчас следователи уже задержали Антона.

— Исходя из обстоятельств произошедшего, для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза, — поясняют в СУ СКР по Республике Карелия. — С учетом возраста фигуранта он помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия.

В столице в ночь с 12 на 13 октября неизвестный попал на территорию храма в Ухтомке, поджег временный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и расположенную рядом воскресную школу. Об этом сообщили в пресс-службе Восточного викариатства.

Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что около 4 утра на территории появился посторонний человек в маске, с рюкзаком и с двумя бутылками в руках. Мужчина облил наружные стены деревянного храма и воскресной школы жидкостью из бутылок, потом поджег и через несколько минут сбежал с заднего двора. На треск и шум от пожара пришел сторож, он-то и вызвал пожарных. Пока спасатели ехали, сторож стал самостоятельно тушить огонь — в храме был огнетушитель.

— Благодаря тому, что сторож вовремя вызвал пожарный расчет, основное здание храма не пострадало, а полностью выгорели два класса воскресной школы и пристройка к церкви, — сообщили в пресс-службе Восточного викариатства. — На место происшествия также был вызван наряд полиции. Общий ущерб от пожара еще предстоит оценить.

Поделиться видео </> xHTML-код

Момент поджога храма.

Но уже сейчас в храме думают о том, чтобы поддержать прихожан и вместе с ними помолиться в праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 14 октября. Первую Литургию в строящемся храме совершит управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Верующих приглашают прийти и помолиться в этот день, чтобы поблагодарить Бога за спасение храма.

Стоит объяснить, что временный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и воскресная школа возведены на участке, который был выделен на улице Камова Правительством Москвы для строительства каменного храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в рамках программы «200 храмов». Все богослужения сейчас совершаются именно в деревянном храме, в это же время ведутся работы по возведению каменного храма — они должны завершиться в 2019 году.

Как вспоминают в самом храме, это не первое нападение. В январе 2014 года неизвестные повредели забор и вагончик, а в ноябре мужчина принес к двери храма мешок со стройматериалами и поджег его. С тех пор никаких инцидентов не происходило. Настрятель храма иерей Федор Яновский говорит, что накануне никто не обращался с претензиями.

— Сейчас в храме организованы работы по расчистке территории церкви после пожара, приглашены для помощи добровольцы, — сообщили в пресс-службе Восточного викариатства.

Поделиться видео </> xHTML-код

Неизвестный в маске поджег храм и воскресную школу в Москве.

ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

«Пил кровь, хотел зарезать брата и одноклассника»: подросток, устроивший поджог уникальной церкви в Карелии, два года увлекался сатанизмом

«Аве сатана». Такой статус красуется на странице 15-летнего подростка из Петрозаводска Ивана (имя изменено – прим.ред.). Школьника сейчас подозревают в поджоге уникальной «Успенской церкви» XVIII века в Карелии. Памятник архитектуры был построен в 1774 году на закате деревянного зодчества и долгое время был местной достопримечательностью. Ранним утром 10 августа храм вспыхнул как спичка. Поджог храма оказался шоком для всех местных жителей. Но не менее следователей удивила и личность «пиромана». Иван сам признался в преступлении и, судя по всему, в этом парень не раскаивается. (подробности)

Пятнадцатилетний поджигатель уникальной церкви в Карелии заранее подготовился к преступлению

Несколько дней назад в городе Кондопоге республики Карелия выгорела до тла уникальная деревянная церковь XVIII века. Главным подозреваемый по этому делу в настоящий момент проходит 15-летний школьник Иван (имя изменено), который приехал в деревню к бабушке на летние каникулы (подробности)

От людей ничего не скроешь. В маленькой Кондопоге, где 30 тысяч жителей только по бумагам, а по факту — и того меньше, о том, кто поджег — знает каждая собака.

Собак здесь, кстати, много.

— Вот эта очень злая, вчера женщину одну покусала. Но у нее и мамка злая была. Хочешь покажу? — таксист подводит меня к куче полуистлевших костей за магазином и пинает ногой. — Вот ее мамка. Пять лет назад сдохла. Как вцепится в штанину, как повиснет на ней и едет за тобой на заднице. Та еще сука.

Поделиться видео </> xHTML-код

Пожар в деревянной церкви Успения Богородицы: Карелия лишилась уникального памятника архитектуры.

Дорога от Кондопоги до Кондопоги (города и села, где стоит церковь) — десять километров. Автобусы ходят «черте как», таксисты стараются заказов в Кондопогу избегать. «Видишь, на ней черти горох молотили. Себе дороже выйдет», — объясняет водитель. По дороге к Успенской церкви он завозит меня в местную достопримечательность — собачий приют в лесу, где воют, тявкают и скулят животные.

— Сюда у нас чаще ездили, чем в церковь. Животных-то кормить надо. Вот местные ездили и кормили.

К церкви все еще ведет туристический указательФото: Евгения КОРОБКОВА

Территория церкви, деревянная оградка, кусты — огорожены лентой с надписью «Проход на территорию Успенской церкви закрыт». Изумрудный газон изуродован параллельными шрамами — следами от колес. Они тянутся вглубь. Туда, где между деревьев виднеется кусок сложенной из бревен стены с человеческий рост. Все, что осталось от памятника деревянного зодчества.

Поделиться видео </> xHTML-код

Сторож сгоревшей церкви в Кондопоге.Евгения КОРОБКОВА

— Двадцать минут горело всего. Этот козел бензином облил, — говорит словоохотливый охранник. Поначалу он не разрешил нам подойти ближе к пепелищу. «Вы уж извините, сказали, чтоб никого не было. Пропустить не могу». Помолчал немного, и, глядя как мы, развернувшись, перешагивали через ленты ограждения, крикнул уже в спину. «Нашли ведь, козла-то этого».

Все, что осталось от старинного храмаФото: Евгения КОРОБКОВА

— Мальчишка? — переспрашиваю услышанные в городе новости.

— Ага, мальчишка. Пятнадцать лет. Взял пять литров бензина, прошел по озеру с той стороны. Вспыхнула как свечка. Представьте, сухое дерево.

На вопрос, где была пожарная, только хмыкнул:

— Без воды приехала пожарная. Как приехали, спросили, где тут вода. Здесь и набирали, пока она горела. Одна такая на всю Россию была. Все, нет больше такой.

Приехав на место, пожарные принялись набирать воду для тушения огня Фото: Карельский колорит/vk.com

Просека к воде, чтобы качать воду из Онежского озераФото: Евгения КОРОБКОВА

Поделиться видео </> xHTML-код

В Кондопоге сгорела уникальная деревянная церковь XVIII века.

Многоквартирный дом неподалеку от спаленной церкви утопает в зелени. Цветы, теплицы. Молодая женщина в одной из теплиц предлагает угоститься огурцами. Их в этом году урожай, «третье ведро уже собираю».

— Вы видели, как сгорела церковь?

Изумрудный газон изуродован параллельными шрамами — следами от колес.Фото: Евгения КОРОБКОВА

— Да, горе так горе, — отвечает женщина. — Сама не видела, на работе была. Пятнадцатилетний мальчишка поджег. К бабушке на лето приезжал.

— А зачем?

— Кто его знает. Брату утром сказал: я эту церковь подожгу. Брат не поверил, посмеялся. А он взял и поджег… Знаете что, вы лучше у бабушки моей спросите. Она все знает.

Проход к церкви сейчас закрытФото: Евгения КОРОБКОВА

Баба Иня

Бабушки в Карелии похожи белочек. Маленькие, круглые, упрямые и очень общительные. Они смешно цокают, хотя в том, что они говорят — вообще ничего смешного.

— Я в окно-то посмотрела. А там пламя как свеца. Церков-то горит! Церков-то горит. А больше я ницого не видела, — цокает баба Иня.

По признанию бабушки Ини, и саму церковь, что в двух шагах от дома, она, в принципе, тоже никогда не видела, внутри не была. «А, доцька, когда мне смотреть-то. Когда молодые были — работали целыми днями. Стары стали — ноги не ходят. Сейцас думаю — сходила бы. Даже на больных ногах сходила бы. Да все уже».

Современный карельский пейзажФото: Евгения КОРОБКОВА

Бабе Ине за восемьдесят. Всю жизнь проработала сучкорубом. Стояла по колено в снегу и махала топором. Домой шла — в снегу не только по колено, но и по локоть. Возвращались по заметённой снегом железной дороге и, засунув руки в снег, нащупывали рельсы, чтобы не заблудиться.

— Ницого, знацит, так надо было.

У нее опухшие, «как кирзовые сапоги» ноги, потому Иня сидит дома. Но руки — ничего, в норме. Ими она ещё можно скать и скать — разминать скалкой тесто на карельские пирожки-калитки.

На вопрос, почему такое произошло, баба Иня отвечает однозначно: люди злые стали.

— Кто работает, тот тело теряет. Кто не работает, тот душу теряет, — объясняет баба Иня. — А ты как думаешь, доцка, поцему церков-то эта даже в последнюю войну выстояла, а сейцас — взяла и сгорела?

Вторую Мировую войну она называет «последней войной», потому что в ее жизни была еще первая, финская. Она помнит, как карелы на озере строили домики из ковров и они, маленькие дети, прятались в ковровых домиках во время авианалетов. Во время войны финны хотели забрать Иню к себе. К матери пришёл солдат, сказал, отдай девочку, у тебя пятеро детей, не прокормишь. А дальше только хуже будет.

И мать задумалась. И думала долго, кажется, дольше, чем жила Иня и до, и после. Это ее молчание было страшнее авианалетов.

— Так вы карелка, баба Иня?

— Последняя, наверное. Как та церковь, — вздыхает Иня.

Поделиться видео </> xHTML-код

Соседи.Евгения КОРОБКОВА

Эпилог

Я собираюсь уходить и благодарю Иню. И тут выясняется, что главную новость бабушка припасла на финал.

— Сатанистом парень-то был. В цорное одевался. А когда взяли его милиционеры-то, он смеялся.

— А вы-то откуда знаете?

— Да как не знать, с бабушкой его вместе столько лет проработали.

СПРАВКА КП

Церковь Успения Богородицы в Кондопоге датируется 1774 годом. Она была построена в память о погибших участниках Кижского восстания 1769-1771 г., в котором принимали участие и крестьяне Кондопожской волости. Храм стоял на берегу Онежского озера, на мысу, вдающемся в Чупа-губу.

Церковь являлась филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время. Венчающий храм шатер опирался на два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Высота церкви — 42 метра. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находятся в отношении примерно 1:2. Храм удивительным образом избежал массовых переделок деревянных церквей в конце XIX– начале XX вв.

Так выглядела церковь до пожара Фото: Православная молодежь Карелии

В Успенской церкви сохранялся иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. В центральном медальоне неба — был образ «Христос Великий Архиерей». Вокруг фигуры Христа на рамке центрального кольца и на 16 гранях — херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня была разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.

В августе 1926 года церковь Успения в Кондопоге осматривала Онежская экспедиция под руководством И.Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П.Д. Барановский, реставратор Г.О. Чириков, Н.Н. Померанцев и фотограф А.В. Лядов.

Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану как памятник истории и культуры республиканского (ныне федерального) значения.

Церковь привлекала многих туристов Фото: Православная молодежь Карелии

Поделиться видео </> xHTML-код

Церковь спалил сатанист.Школьник сжёг уникальную Успенскую церковь в Кондопоге. А как ты провёл лето?

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Часть 2

Приказ спалить уникальную Успенскую церковь 15-летний поджигатель мог получить из соцсети

Есть вещи, которые понять нельзя. Уникальная церковь сгорела и это ужасная потеря. Но не это самое страшное. Деревянную церковь, символ России подпалил школьник. Было бы легче всем нам, если бы оказалось, что мальчишка — из неблагополучной семьи, заброшенный ребенок, не нужный ни отцу, ни матери. А оказалось — наоборот (подробности)

Часть 3

На месте сгоревшей церкви может появиться место черного культа

Вчера я вернулась из карельской Кондопоги. Как сказала мне карельская писательница Анна Матасова, Кондопога — один из благополучнейших и приличнейших городов Карелии. Бывший (и ныне покойный директор) ОАО «Кондопога» Виталий Федермессер делал все для окультуривания своих граждан. Бесплатные квартиры за рождение третьего ребенка, выступления ведущих лекторов, писателей и поэтов (трудно представить, но один из лучших современных поэтов Олег Чухонцев свою книгу «Фифия» презентовал в Кондопоге) (подробности)

КСТАТИ

«Пил кровь, хотел зарезать брата и одноклассника»: подросток, устроивший поджог уникальной церкви в Карелии, два года увлекался сатанизмом

Друзья задержанного школьника рассказали, как пироман увлекся черной магией. Следователи поместили подростка в центр временного содержания (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Я пошел жечь церковь»: Подросток, которого подозревают в поджоге церкви в Кондопоге, сделал это после сигнала с планшета

В деле о поджоге уникальной деревянной церкви в городе Кондопога Республики Карелия появляются все новые подробности (подробности)

«Я вас ненавижу. Я сатана!»: Родители рассказали о подростке, которого подозревают в поджоге старинной церкви в Кондопоге

Год назад 15-летнего школьника стали одолевать приступы гнева, которые психолог списывал на переходный возраст (подробности)

Пятнадцатилетний поджигатель уникальной церкви в Карелии заранее подготовился к преступлению

Несколько дней назад в городе Кондопоге республики Карелия выгорела до тла уникальная деревянная церковь XVIII века. Главным подозреваемый по этому делу в настоящий момент проходит 15-летний школьник Иван (имя изменено), который приехал в деревню к бабушке на летние каникулы (подробности)

ЕЩЕ РЕПОРТАЖ АВТОРА

Поджигателем уникальной Успенской церкви в Кондопоге мог быть пятнадцатилетний школьник

Символ русского деревянного зодчества XVIII века, известный по школьным учебникам, сгорел за 20 минут (подробности)

МЧС: Причиной пожара в древнейшей церкви в Карелии могли стать поджог или курение

В Республики Карелия спасатели продолжают разбираться в причинах пожара в городе Кондопога, где сгорела церковь «Успения господня» XVIII века. Напомним, что памятник архитектуры был построен в 1774 году на закате деревянного зодчества и долгое время был местной достопримечательностью. Храм был возведен в память о погибших крестьянах во время Кижского восстания. Сама же церковь «Успения господня» считалась одной из самых высоких на Русском Севере. Ее длина — 24 метра, а ширина — 14,6 метров. Здание возвышалось на небольшом мысе (подробности)