Сребролюбие что это за грех

Сребролюбие — грех недоверия Богу

О том, что же такое грех сребролюбия, мы говорим сегодня с игуменом Нектарием (Морозовым).

— В современном российском обществе множество людей, которые живут на грани бедности. Как в такой ситуации вообще можно говорить о грехе сребролюбия?

— Грех сребролюбия заключается не в излишнем обладании сребром, златом, то есть материальными ценностями, а в любви к этим самым ценностям.

Человеку, чтобы жить на земле, необходимы многие вещи: пища, одежда, деньги, на которые это можно купить. Необходимо жилье, потому что мы не можем жить на улице. Бывает, что нужны и дорогостоящие врачебные услуги, лекарства. И это далеко не все…

Допустим, человек нуждается в хирургической операции. Будет ли в сердце оперируемого любовь к иголке, которая колет его в вену и вводит какое-то средство, блокирующее боль, к скальпелю, который режет кожу и дает возможность хирургу удалить воспалившийся аппендикс? Скорее всего, нет. Больной будет относиться и к иголке, и к скальпелю как к необходимому и перетерпит. Но совсем не так — с материальными благами, с деньгами, на которые можно приобрести потребное для жизни. Любовь к материальному оказывается для человека очень опасной. И очень страшной — тем более, что ее может испытывать как человек, ничего не имеющий, так и наоборот, обладающий многими сокровищами этого мира.

Что в данном случае значит «любить»? Это значит, что в ситуации, когда перед тобой встает выбор между тем, что ты любишь, и долгом, честью, милосердием, состраданием и, самое главное, желанием быть верным Богу, ты будешь выбирать то, что любишь, вот это самое «сребро». Ты не дашь его тому, кто в нем нуждается, ты затворишь свое сердце от того, кому плохо, и, чтобы умножить или удержать то, что у тебя есть, ты совершишь то или иное предательство по отношению к Богу. В этом и заключается самый главный вред сребролюбия.

Человек, конечно, существо многогранное, но когда он к чему-то обращен, то это значит, что от чего-то другого он отвращается. Обращенность к материальному обязательно отвращает от духовного. Как может подобная обращенность проявляться у богатого человека — наверное, понятно. У него — много попечений: как своим богатством распорядиться, как защитить его от тех, кто хочет это богатство расхитить, как разумнее его потратить, чтобы полностью не истощить, и как к нему что-то новое приложить. Естественно, что когда человек занят процессом приобретения или сохранения, то он постепенно понимает: успешность в этом зачастую сопряжена с некими безнравственными поступками. Когда у тебя много денег, к ним легко можно прибавить еще, отняв их у кого-то другого, у кого их меньше и кто не в силах их отстоять. Конечно, деньги можно просто заработать, но это гораздо труднее, чем отобрать. Поэтому, когда человек любит сребро, то он, скорее всего, будет его отнимать. А даже если он будет зарабатывать честно, перед ним все равно встанет ситуация выбора: платить или не платить налоги, платить или нет достойную зарплату людям, которые у тебя трудятся, и прочее. Конечно, если человек любит Бога больше, чем богатство, если он не мыслит своей жизни без если не Божиих законов, то хотя бы законов человеческой нравственности (хотя сегодня это понятие очень расплывчато), он скорее запомнится как человек добрый и справедливый. Но чаще бывает не так. Чаще человек, добившийся достатка, руководствуется в своих действиях, в своих поступках не любовью к Богу и не нравственными законами, а чем-то иным.

Если же у человека ничего нет, то его любовь к сребру и злату будет похожа на любовь человека, который втайне в кого-то влюблен, изнывает от страсти, но не может приблизиться к объекту своего вожделения. Он ревнует ко всем, кто к предмету его обожания приближается, страшно от этого страдает, мучается, завидует, злится — сердце его от этого чернеет. И потому человек, который любит деньги, но не имеет их, может считать, что вся жизнь его не удалась. Он думает, что несчастен. Просто он еще не знает, что, сколько бы ты ни имел денег, их все равно меньше, чем хотелось бы. Жажда денег увеличивается прямо пропорционально их количеству. Поэтому, когда священники говорят о необходимости бороться со страстью сребролюбия, они говорят именно об этом — о необходимости бороться с любовью к тому, что должно являться всего лишь навсего средством для достижения тех или иных целей.

— Лично я не знакома с богатыми людьми, поэтому поделюсь впечатлением о тех, кто, по Вашему выражению, влюблен безответно. Это зачастую напоминает болезнь, патологию. У людей, битых жизнью, перенесших тяжелые лишения, у ленинградских блокадников — у некоторых из них воды в дождливый день не допросишься… Но люди, собирающие тапочки без пары, тоже ведь больны сребролюбием?

— По поводу тапочек — да, это как раз сребролюбие как до неразумия доходящая любовь к материальному. Только я не соглашусь, что болезненные проявления этой страсти чаще всего заметны именно у тех, кто пережил какие-то лишения. Как раз наоборот, зачастую те, кто пережил голод и познал, что можно довольствоваться в жизни очень малым, бывают более щедрыми, чем люди, жившие в достатке. Порой именно эти люди делятся не только тем, что у них в избытке, но и тем, в чем они сами испытывают недостаток. Петербург, в том числе и блокадный Ленинград, никогда не был городом жадных людей. Хотя, конечно, бывает и так, что пережитые лишения, страдания приводят к определенному слому, психическому нездоровью, но это уже отдельная тема…

Есть в Отечнике такая поразительная история. Некогда преподобный авва Даниил, странствуя, остановился в одном селении, где к нему подошел совсем не богатый с виду человек и пригласил его в свой дом на ночлег. Человека этого звали Евлогий, он был каменосечцем — зарабатывал тем, что тесал камни. Заработанное за день тут же тратил — покупал что-то необходимое себе, а все остальное раздавал нищим, привечал странников. И так Евлогий понравился преподобному Даниилу, так его восхитил, что авва стал молиться Богу, чтобы Тот даровал каменосечцу большие блага, которые могли бы позволить благотворить гораздо большему количеству людей. Ответил Господь: «Не нужно это». Но авва упорствовал в своем прошении, и тогда Бог снова ответил: «Хорошо, Я исполню твою просьбу, но то, что последует за этим, целиком ляжет на твои плечи». И вот Евлогий нашел клад, уехал в другой город, поселился в дорогих палатах, куда на пушечный выстрел не подпускали ни одного бедняка и нищего. Был изгнан и авва Даниил, пришедший проведать своего знакомого. Тогда преподобный взмолился снова и стал просить прощения за свою неразумную молитву. В результате каменосечец все потерял, вернулся в свое селение, стал снова заниматься честным трудом и заботиться о нуждающихся, как и раньше…

Имение обладает потрясающей силой и властью. Вот, казалось бы, нет ничего — и ладно. А появляется что-то, и человек сразу за это цепляется. Нужно быть к себе внимательным, суметь уловить момент, когда сердце начинает срастаться с имением, и разрубать эту связь. Господь и Сам посылает ситуации, когда человек может эту страсть побороть естественным образом, но так бывает, что она, эта страсть, столь велика, что человек отметает все, что Богом посылается…

— Но ведь чем больше отдаешь, тем больше возвращается! Однако на это корыстно рассчитывать ни в коем случае нельзя…

— Да, если человек решает именно из таких побуждений и с такими целями отдавать кому-то то, что имеет, он должен быть готов к тому, что цель эта может остаться недостижимой.

— И еще один закон: если у тебя в кармане 20 копеек, с ними расстаться гораздо проще, чем с двадцатью рублями.

— Да, ведь ты уже начинаешь рассчитывать на них, планировать, что на них купишь, и вдруг их у тебя кто-то просит… И с ними очень трудно расстаться. Но! Не всегда и надо расставаться, на самом деле. Вопрос в том, кто просит, зачем просит и почему просит.

Апостол Павел говорил, что наш избыток должен служить в восполнение чьего-то недостатка (2 Кор. 8, 14). С нас спросится не по тому, чего мы не имеем, а по тому, что у нас есть. Да, были подвижники, которые настолько пренебрегали любым имением, что, глядя на них, кажется, что они жили за гранью — не только общечеловеческой, но даже и общехристианской нормы. К примеру, праведный Филарет Милостивый раздавал все, а у него была достаточно большая семья, которая тоже нуждалась в пропитании. И члены его семьи находились в том состоянии, что уже им надо было что-то давать. В конце концов Господь возвратил святому Филарету все сторицей: его дочь стала супругой императора. Был и такой удивительный подвижник схиархимандрит Виталий (Сидоренко) из Тбилиси, который постоянно раздавал все, что у него появлялось. Сначала он жил в келье в горах, и понятно, что там у него ничего не было. А потом он переселился в город, и ему дарили то одеяло, то ботинки, то еще что-то — он все раздавал и очень плакал: «Я им говорю: раздавайте, раздавайте! Они мне тащат…». Но такие подвиги — из ряда вон выходящие. У преподобного Варсонофия Великого даже есть такой совет: когда приходит к тебе кто-то и просит у тебя что-либо, а тебе самому это необходимо, ты имеешь право отказать. Потому что если человек может расстаться с чем-то и не терзаться, расстаться и не причинить неудобства своим близким, которые вместе с ним имеют права на это имущество, то отдать можно. Если же ты отдаешь последнее, ты обязательно должен подумать о тех, кто находится рядом с тобой, и о том, что потом будешь делать ты. Потому что если ты отдашь последнее и пойдешь сам у кого-то просить в свою очередь, то вряд ли в этом будет смысл.

Но бывают, конечно, и такие в жизни ситуации, когда необходимо отдать и последнее. Человек с живой совестью это сам, как правило, видит и знает.

— Многие оправдывают грех сребролюбия наличием семьи и обязательств перед ней. Как семьянину, обремененному заботами, различить, где норма, а где он уже увлекается обеспечением материальными средствами своих чад и домочадцев?

— Если у человека большая семья, он действительно должен много работать, трудиться, чтобы ее обеспечить. И это будет не сребролюбием, а исполнением долга по отношению к тем, кто от этого человека зависит в материальном плане. Другое дело, когда человек не может заработать столько, сколько он хотел бы, не получается по каким-то причинам — и не должно у него быть никакой печали от этого, нельзя впадать из-за этого в уныние, переставать стремиться к Богу. Хотя если дети от голода плачут, то в лепешку надо расшибиться, а заработать…

— А если дети и жена хотят чего-то сверх нужного, сверх насущного? Допустим, роликовые коньки или новую машину? А глава семьи их любит и не может отказать в удовлетворении этих желаний?

— В любой семье я бы советовал мужу и жене определиться в том, что такое «любит», в чем это должно выражаться: в приобретении материальных благ или в том, чтобы быть вместе и от этого испытывать счастье — даже без коньков и машины. Испытывать счастье от того, что супруги близки, друг друга понимают, радуются тому, что у них есть, и терпят, если у них чего-то нет.

Критерий нормы и тут — тот же. Если человек видит, что то, что он хотел бы иметь, его захватывает и порабощает, значит, здесь что-то не так. Допустим, человек стремится к радости от обладания чем-либо. Жизнь, положенная на достижение этого, оказывается обедненной положительными эмоциями, покоем, элементарной возможностью отдохнуть. И когда цель достигнута, радости нет. Получается, что человек сам себя обманывает. Это все равно, что повесить перед мордой ослика морковку — чем быстрее он за ней будет гнаться, тем быстрее она от него будет убегать — так как-то раз очень точно выразился архимандрит Рафаил (Карелин) в одной из своих проповедей. Желание обладать неутолимо, его невозможно удовлетворить до конца. Сначала ты хочешь иметь что-то нужное, потом — лучшее, чем у тебя есть, потом — лучшее, чем у других, и так далее.

Для человека естественно и непредосудительно желать, чтобы у него было необходимое, при этом — хорошего качества. Но весь вопрос в том, какую цену надо за это заплатить. Нельзя, чтобы этой ценой стала вся жизнь, сердце человека, весь человек. Приобретаем ли мы, чтобы жить, или живем, чтобы приобретать. Ответ расставляет все по своим местам. Если человек живет ради того, чтобы приобретать, в его сердце произошла подмена. Средство вдруг стало целью, а цель — средством.

— Сегодня обладание чем-либо сделалось вопросом престижа или приличия. Если у тебя нет крутого телефона, это уже неприлично. И подобное начинается с самого детства — если в пору моего взросления вопросы о «годности» человека мы решали в детских соревнованиях, то сейчас все зависит от марки планшета, который тебе купил папа… В чем причины такого явления?

— Тут множество причин, но главная — одна. Сегодня утрачивается представление о человеческой личности. Причем не только чьей-то, но и своей собственной. Человек утрачивает ту глубину, которая должна быть ему присуща, ту полноту жизни, которую должен иметь. Иными словами, у современного человека слишком мало чего есть за душой. И поэтому, не имея чем дорожить внутри себя, он пытается составить впечатление о себе самом с помощью того, чем он обладает в материальном плане. И естественно, тот, кому удается чем-то обладать, этим тщеславится. А тот, у которого ничего нет — и за душой тоже, — от этого страдает: чувствует себя обиженным, угнетенным и оскорбляемым.

— Каким образом ребенку привить правильное отношение к вещам?

— Нужно дать ребенку то, что будет для него важнее имущества. То, что позволит ему чувствовать себя состоявшимся человеком, невзирая на то, есть ли у него возможность купить жене машину или нет.

Мы знаем людей, которые живут в тяжелых бытовых условиях и которые с завистью смотрят на обладателя лимузина, обдавшего его грязной водой из лужи. И этим людям невдомек, что этот обладатель лимузина, имеющий несколько миллионов условных единиц, страдает и мучается, глядя на какого-нибудь олигарха с футбольным клубом, самолетом и яхтой. А тот мучается, глядя так же на кого-то еще… Наверное…

— Мы знаем, что мать всех грехов — гордыня. И если бы мы все научились смиренно доверять Богу, то жизнь наша была бы иной… Мне кажется, что сребролюбие — это тоже родственник многих грехов. К примеру, жадный человек не может быть добрым. Так это или нет?

— Изначально сребролюбивый человек может быть добрым, но постепенно, с развитием страсти, в нем угасают добродетели. Ведь человек — это существо, зависящее от навыка. Если мы дважды отказали кому-то в помощи, трижды, четырежды, то так от нашей доброты ничего постепенно не останется. Мы поначалу мучаемся — хочется дать, но больше хочется не давать. Человек так устроен — он старается свои страдания минимализировать. И потому мы учимся не давать, не страдая. Для этого нужно ожесточить свое сердце, закрыть его, чтобы никто до него достучаться не мог. «Никто» — не только люди, но и Бог. Ведь отчего человек страдает? Оттого, что совесть его укоряет. А это не только совесть, но и Ангел-хранитель, и Сам Господь, Который стучится в сердце. И для того, чтобы не дать чего-то кому-то, человек должен научиться не слышать Бога, не реагировать на Его призыв.

Сребролюбие — это и есть грех недоверия Богу. Почему человек так лихорадочно хочет что-то стяжать? Потому что в этом полагает надежду на свое благополучие. Пока человек не надеется на имение, а надеется на Господа, он Им по жизни и ведом. А когда человек ставит во главу угла имущество, имение, то тогда все кардинально меняется, тогда он постепенно становится чужим Богу.

— А как бороться со сребролюбием? Ведь в той или иной степени оно живет в сердце каждого из нас…

— Господь об этом заботится, причем самыми разными способами. Вот мы потеряли кошелек с деньгами — это средство побороть свое сребролюбие. Вместо того, чтобы метаться и переживать по этому поводу, надо сказать: «Ну что ж, Бог учит меня безболезненно расставаться с деньгами». Если приходится отдавать что-то, что нам самим бы пригодилось, значит, Господь нас учит и любви, и подавлению страсти сребролюбия.

Вообще, когда человек начинает что-то отдавать, постепенно у него вырабатывается навык к этому, очень важный. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если тяжело отдавать нужное, то надо начать отдавать хотя бы то, что не нужно. И навык начнет вырабатываться, постепенно приучишься и делиться последним. Но важно в этом случае, отдавая ненужное, не говорить о себе: какой же я хороший, остановлюсь-ка на этом, пожалуй! Есть среди российских чиновников люди — не буду говорить, что все, — которые привыкли брать. И когда им нужно что-то отдать, с ними начинает твориться невообразимое — ломка, как у наркомана. Приходилось наблюдать чувство глубочайшего недоумения на их лицах в такой момент: Как так! Отдавать?! Причем отдавать не для того, чтобы получить, а просто так. И многие оказываются к этому неспособными. Правда: все дело — в навыке.

Фото Василисы Чернявской

Журнал «Православие и современность» № 26 (42)

Предназначение человека — развивать все те добродетели, которые заложены в душу его Творцом. Но как же непроста эта задача. Ведь природа наша повреждена и склонность ко злу обнаруживается с самого раннего детства. Грехи превращаются со временем в страсти, которые очень трудно искоренить. И рабства злу в таком случае не избежать. Один из таких грехов — сребролюбие, что это за грех, как распознать его в себе и вести с ним борьбу, узнаем из дальнейшей статьи.

Что такое сребролюбие

Добродетель нестяжательства вложена в нас Творцом изначально. Когда Адам и Ева жили в раю, все было устроено Богом так, что они ни в чем не нуждались. Там имелось все, необходимое им для жизни. После изгнания из рая естественная для нас добродетель нестяжательства трансформировалась в противоположное нравственное качество — страсть к деньгам как источнику всех земных благ.

Под сребролюбием подразумевается все имущество человека. И, соответственно, и деньги, и недвижимость, и даже лишняя рубашка, — все может стать предметом страсти.

В природе у животных также встречаются факты накопительства. Но они определяются не безумным стяжательством или страстным порабощением, а вызваны жизненной необходимостью, имеют приспособительный характер.

А вот человек, одержимый духом собирательства, ищет не только необходимого для жизни, но и старается иметь сверх того. И тогда, как яркие образцы скупости, скряжничества, других проявлений сребролюбия, рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских героев. Кто не помнит Плюшкина из «Мертвых душ», ставшего одним из самых узнаваемых примеров этой страсти.

Происхождение слова

В Новом завете Бог предостерегает верующих людей, чтобы они усердно стремились к Нему и отвращались от любви к мамоне (богатству): «Не можете служить двум Господам…». Почему же греховная привязанность к материальным благам называется не «златолюбием» или как-то иначе, а именно сребролюбием?

Здесь прослеживается связь опять же с событиями Евангельской истории. Бог не просто вразумлял христиан о пагубности этой страсти. На страницах Нового Завета мы можем встретить наглядный пример того, как разрушающе действует любовь к мамоне на душу человека и его жизнь.

Страстью к наживе был безнадежно поражен один из апостолов Христа, Иуда. В то время денежные знаки назывались сребрениками. Отсюда, судя по всему, и пошло название греха. Возможно происхождение слова имеет другие корни. У славян в древние времена деньги всегда назывались «серебром».

Образ Иуды послужил красноречивой проповедью о том, что Господь предается людьми из-за денег и тех благ, которые можно за них приобрести.

Ради тленных материальных удовольствий многие из нас теряют возможность получить вечную жизнь и духовную радость, которая неизмеримо выше всех плотских наслаждений.

Значение понятия

Сребролюбием в православии называют такое состояние души человека, которое толкает его на нарушение всех Божественных и нравственных человеческих законов в погоне за приобретением богатства. В основе этого лежит решительное предпочтение материальных ценностей в ущерб духовным.

Сребролюбцы, пустив пагубную страсть в сердце, автоматически нарушают все библейские заповеди:

  1. Первую и вторую — как идолослужение, обожествляя «золотого тельца».
  2. Третью (…имя Господа напрасно…) попирают коммерсанты, которые лживо клянутся, что их товар (услуги) самые лучшие, и цена соответствует заявленному качеству.
  3. Четвертую — в воскресенье работают вместо того, чтобы посвятить седьмой день Богу.
  4. Пятую (почитание родителей) — жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать, помогать им финансово.
  5. Шестую (о ценности человеческой жизни) — каждый день случается множество убийств из-за наживы.
  6. Седьмую (о блуде)— широко процветает торговля телом, греховной любовью.
  7. Восьмую (не укради) — распространено воровство как незаконный способ завладеть материальными благами.
  8. Девятую (о лжесвидетельстве) — нарушают в судах и других инстанциях, где за деньги попирается справедливость, обижаются слабые и неимущие.
  9. Десятую (о зависти) — в сердце неуемное желание обладать всеми земными благами.

Человек, подверженный страсти, способен на многие гнусные поступки. Врач, который ставит неправильный диагноз или назначает неэффективное лечение в надежде «выбить» из пациента мзду, — вот один из распространенных в нашей жизни примеров.

Людей, зараженных страстью к богатству, сейчас можно встретить на каждом шагу. Все стремятся соответствовать «золотому стандарту». И все делают для того, чтобы выбиться из общей серой массы «неудачников» любыми доступными средствами и путями. Где уж тут помнить о Боге. Он им только мешает жить.

Упоминание в Библии

В Священном Писании неоднократно упоминается о страсти к богатству, наживе. О пагубности любви к деньгам говорил в своих поучениях сам Господь Иисус Христос, что «…трудно надеющимся на богатство войти в Царство Небесное!». Апостол Павел утверждал в своих проповедях, что сребролюбие лежит в основе любого греха.

Всем хорошо известна история предательства Иуды. Еще один яркий пример губительной любви к деньгам — это печальная участь семейной пары, Анании и Сапфиры. Страсть, поселившаяся в сердце, побудила их ко лжи. И обмануть они пытались в лице апостолов самого Бога. Это красноречиво свидетельствует об их неверии. Что привело мужа и жену в христианскую общину, так и осталось неизвестным.

Страсть стяжательства — это попытка самому, без Бога прожить на этой земле. В Евангелии есть притча про богача, у которого уродился хороший богатый урожай. Этот человек обрадовался, сломал свои старые амбары, создал новые и говорит: «Ешь, пей душа, веселись на многие годы вперед…». Вот здесь также очень хорошо показана основа страсти — как без Бога хочется многое получить и достичь.

Историческая справка

Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.

Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.

Источники и причины появления

Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.

Развитие и дальнейшая судьба

На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.

Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.

Современное положение

Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.

Виды сребролюбия

Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.

Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:

  • любостяжание;
  • корыстолюбие;
  • скупость;
  • жадность;
  • лихоимство;
  • мшелоимство;
  • порочную выгоду;
  • своекорыстие;
  • алчность;
  • эгоистическую пользу;
  • спекулянство;
  • прочее.

Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.

Скупость

Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.

Любостяжательство

Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.

Мшелоимство

Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.

Корыстолюбие

Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.

Почему сребролюбие — грех

Страсть к накоплению тесно связана с двумя другими грехами — чревоугодием и блудом. Ведь чтобы ублажать свое чрево, есть дорогие изысканные продукты в большом количестве, нужны деньги. Поэтому у такого человека поневоле будет проявляться и любовь к злату. Для удовлетворения блудной страсти часто также требуются немалые средства.

Стремление к обладанию богатством порождает в свою очередь печаль и гнев, — также греховные страсти, разрушающие личность человека и его жизнь. Сребролюбец очень тяжело переживает потерю имущества, впадает в гнев, уныние.

Как выявить в себе

Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.

Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:

  • стремление жить в комфорте, роскоши;
  • любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
  • воровство, разбой и клептомания;
  • жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
  • завистливость;
  • злоречивость;
  • дерзость;
  • наглость;
  • вероломство;
  • неблагодарность;
  • склонность давать клятвы;
  • мечты и размышления о богатстве;
  • боязнь старости, нищеты, болезней;
  • любовь к подаркам;
  • увлечение суетными тленными предметами и делами;
  • множество забот и попечений;
  • жестокосердие ко всем нуждающимся.

Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.

Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.

Как бороться с грехом

Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.

Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:

  • милостыню;
  • нестяжание;
  • память смерти;
  • веру в Промысел Божий.

Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.

Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.

Видео

О том, как бороться с грехом, можно узнать у Иоанна Лествичника и других святых отцов, посмотрев это видео.

СРЕБРОЛЮБИЕ

Смотреть что такое «СРЕБРОЛЮБИЕ» в других словарях:

  • сребролюбие — сребролюбие … Орфографический словарь-справочник

  • сребролюбие — См … Словарь синонимов

  • Сребролюбие — см. Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СРЕБРОЛЮБИЕ — СРЕБРОЛЮБИЕ, я, ср. (устар.). Жадность к деньгам. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • сребролюбие — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. жадность к деньгам. Его же сребролюбiе отложи поне на… … Словарь церковнославянского языка

  • Сребролюбие — жадность к деньгам, алчность: грех, который ведет к множеству тягчайших грехов и преступлений. Корень всех зол есть сребролюбие (Первое послание апостола Павла к Тимофею 6, 10) … Православный энциклопедический словарь

  • Сребролюбие — жадность к деньгам, алчность: грех, который ведет к множеству тягчайших грехов и преступлений. Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею указывает: Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10) … Православие. Словарь-справочник

  • Сребролюбие — ср. устар. 1. Жадность к деньгам. 2. то же, что корыстолюбие Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сребролюбие — сребролюбие, сребролюбия, сребролюбия, сребролюбий, сребролюбию, сребролюбиям, сребролюбие, сребролюбия, сребролюбием, сребролюбиями, сребролюбии, сребролюбиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • Сребролюбие — … Википедия

Сребролюбие – это черта личности, проявляемая действиями, как стремление удовлетворить желание прибыли, считается греховной страстью, представленная в православии, приводящая к усилению всех других, затмеванию разума и исчезновению веры. Но имеет сребролюбие значение и в обыденной жизни без ракурса религиозности и часто заменяется более современными аналогами, отражающими одну из сторон данного личностного качества. Так это может быть жадность в том, чтобы поделиться своими материальными благами или скупость при расплате за что-то, алчность и постоянное стремление экономить. Это страх потерять собственные накопления или вещи, но не стандартная осторожность, присущая всем людям, а чрезмерное переживание за вещи в большей степени, чем за духовное предназначение, отношения, самореализацию и самоощущение.

Всё это является только различными формами стремления к получению всё большей выгоды, при этом как качество человека сребролюбие всегда выступает исключительно отрицательно. Для окружающих это может быть чревато собственными убытками или невозможностью вести дела с таким человеком. Для самой личности стремление к непрерывному насыщению чувства голода материальными благами приводит к развитию чувства патологической зависти, сравнению себя с другими через материальные достижения, а не личностные характеристики и вечное ощущение неуемности жажды, поскольку невозможно получить все, что существует на материально-финансовом уровне.

Основой проявления в личности сребролюбия всегда выступает большое самомнение и себялюбие, а любовь к деньгам является только способом исполнения всевозможных желаний эго. Тем не менее, большинство религий считают, что корень всех зол сребролюбие, поскольку заставляет забывать о спасении души и развитии человеческих, гуманных качеств.

Что это такое

В контексте изначальном о сребролюбии говорится всё меньше, само понятие своим происхождением и употреблением обязано религиозным постулатам, а в социальных вопросах актуализируется ориентация на материальную сторону, где выгодно затмевать греховные процессы переименованием. Психологическое обоснование стремления к восполнению материального является вполне естественным и во многих психологических концепциях является основой формирования других личностных структур. Пирамида потребностей и теория базового чувства безопасности говорят о том, что только после того, как закрыты проблемы материального уровня, человек способен что-либо продуцировать или изменять на психологическом, в противном случае включается программа выживания, являющаяся базовой.

Негативное восприятие стремления к постоянному обогащению объясняется не самим желанием обладать, а тем, когда насытив базовый необходимый уровень, человек не ищет путей развития собственной личности и души, зацикливаясь на накоплении материального. Данный процесс бесконечен и в нём отсутствует момент достижения как таковой, где достижение будет явным, поскольку новые желания возникают по мере приобретения вещей, а индустрия продаж каждый день предлагает всё новые способы вложения денег.

Стоит отметить, что сребролюбие, как черта личности появляется не в связи с объективными данными количества денег, т.е. не зависит от реальной стороны благосостоятельности.

Это внутренняя потребность иметь, жадность к накопленному, невозможность поделиться или расстаться с деньгами. Такое может проявляться и как среди богачей, для которых является невозможным подать несколько копеек нищенствующему, так и среди живущих бедно, но кто видит свое счастье только в деньгах или новых приобретениях.

Многие пытаются оправдывать свою зацикленность на деньгах, наличием благородных побуждений и объяснять свои действия заботой о других, когда только прикрывают своё внутреннее сребролюбие. Так поступают те, кто прячет общественные взносы, оплачиваемые всеми сотрудниками, мотивируя тем, что необходимо кормить семью или так требуют бесплатный проезд те, кто прикрывается детьми. Не имея на самом деле льгот. Вариантов получить выгоду или просто не потратить своё имеет много предпосылок и оправданий для этого также существует не мало.

Исключительно в церкви разводятся понятия искренней помощи и притворной благодетельности, когда нынешний социум с целью развития экономики и индивидуального развития и обогащения каждого только всё больше запутывает понятия, возводя богатство в культ и даже критерий измерения статусности человека, как личности.

Чем больше утрачивается ценность человеческой личности, проявления её свободы и уникальности как таковой, тем меньше проявленность индивидуальности и вообще стремления к познанию себя, тем больше становится проявления себя через внешнее. Сейчас у человека довольно мало есть представлений о собственной душе и том, чем она наполнена, никто не практикует духовные аскезы, практики, не занимается самопознанием, даже самосовершенствование становится чем-то сверхнормальным, этому учат и к этому мотивируют. В таком обществе нет возможности предъявлять себя через внешнее, а значит, самовыражением служит только материальное, а любовь к нему появляется как замещение истинной любви к себе.

Сребролюбие в православии

Грех сребролюбия в православии причисляется к наиболее тяжким преступлениям веры, поскольку напрямую нарушает вторую церковную заповедь о не поклонении богатству. Тяга к ненасытному увеличению материальных благ трактуется, как служение идолам или то, что человеком управляет бес, злая сущность и уводит его душу дальше от праведного пути. Противоположной чертой, поощряемой в религиозном контексте, является добродетель, когда человек способен отдать последнее или поделиться малым имеющимся с тем, кто нуждается.

Многие тексты говорят о сребролюбие как черте, позволяющей стремиться к обогащению, являются отдельными богами, все больше захватывающими власть в мире. Церковные тексты, предостерегающие о невозможности служения и богу и деньгам, ставят сребролюбие как идолопоклонничество, а эгрегор денег возводят на один уровень с единым божеством. Это показывает насколько сильное влияние стремление к накоплению или жадность в расставании оказывает на человеческую душу, что впоследствии влияет на выбор пути и развитие всей жизненной дороги.

Разбирая сребролюбие, что это за грех, его действие на человека можно опираться на слова святых, называвших именно его основополагающим всего злого на земле. Так ещё первые люди решили обладать яблоком, Люцифер, будучи ангелом, решил обладать свободой и все прочие притчи из Библии внушают понимание, что стремление к лишнему в мирском понимании приводит к исчезновению духовной жизни, приводит к наказанию в контексте веры. Не считая важным потратить время на молитву люди способны тратить больше часов на работу, не стремясь помочь нуждающимся, ищут новые способы афёры и нелегального заработка, даже идя в гости, могут просчитывать собственную выгоду. Нет запрета на богатую и даже роскошную жизнь, порицается только, то поведение, когда деньги ставятся во главу угла и составляют конкуренцию богу, нарушая главную заповедь.

Наиболее распространёнными причинами, приводящими к возникновению сребролюбия даже среди глубоко верующих христиан, являются вполне объяснимые социально и психологически процессы. Среди главных – неуверенность, отсутствие стабильности и возможности обеспечить себе страховку на непредвиденный случай. Это сильно перекликается с отсутствием базовой безопасности, нарушенной психологическими травмами в детстве или недостаточной верой в спасение через бога в настоящем.

Излишнее стремление к деньгам является действенным выражением недоверия богу и его силе, как спасающей от любых неприятностей. Особенно опасно проявление сребролюбия среди людей, призванных по своей профессиональной направленности помогать людям, развивать и настраивать их на путь духовный. Так появляются врачи, назначающие ненужные анализы и операции, заставляющие покупать препараты, дороже необходимых аналогов, так учителя ставят хорошие оценки, руководствуясь личной выгодой, не задумываясь о последствиях деятельности того человека и многие другие специалисты.

Как избавиться от сребролюбия

Тем, кто замечает за собой всё большее погружение в заботы о материальном, стоит найти основные моменты, помогающие вернуться на путь духовный и отречься от сребролюбия. Первым моментом, помогающим справиться с таким наваждением, является вера. Для находящихся в любой религиозной традиции – это непосредственная вера в бога и его помощь, в то, что все испытания даются для чего-то и только всевышний в итоге знает, какой дорогой лучше всего пойти человеку.

Думать только о настоящем, без попыток предотвратить бедность или неприятности в будущем и, не пытаясь запастить впрок – духовная практика, обозначенная как в религиозных текстах, так и в психологических теориях. Тем, кто является атеистом, рекомендуется вспомнить события своей жизни, когда было тяжело или куски биографии других людей, преодолевших неприятности и бедность.

Неуверенность в завтрашнем дне может рождать невротическое стремление к жадности, накопительству и попыткам все посчитать – чем больше спокойствия и предсказуемости будет привнесено в жизнь, чем крепче станут внутренние опоры, тем меньше задач будет возлагаться на материальное спасение. Человек, который понимает, на что способен и что он выкрутится из любой ситуации, меньше трясётся и возводит в культ материальное, зная, что истинное сокровище представляют люди, способные помочь в нужный момент.

Мысль о конечности жизни и том, что смерть может наступить критически близко, также позволяет переоценить свои действия и стремления. Для верующих – это необходимость отвечать на страшном суде, где их будут судить как грешников за нарушение второй заповеди. Такой вариант держит в постоянном страхе и уберегает от сребролюбия, но существует и более лояльная форма, без запугивания. Когда каждый раз понимать, что жизнь может оборваться, что количество минут отмеренных нам временем довольно мало, начинают проступать истинные ценности, такие как объятия любимого человека, созерцание заката или передачи своих ценных знаний дальнейшим поколениям. Именно близость смерти и конечность отрезвляет и позволяет понять, что только материальное не заберешь с собой и не оставишь в виде памяти о себе, т.к. остаются в основном рассказы, легенды, повести, берущие своё начало из реальной человеческой жизни.

Раздавать милостыню и совершать прочие благодетели, пусть и через силу волевое намерение поначалу в итоге приводит к уменьшению сребролюбия. Сначала пропадает жалость к потраченному, а потом появляется радость от принесённого добра в обмен на мнимые радости денег. Это может стать новой страстью – раздавать всё, что было заработано ради того, чтобы увидеть радость других, греющую больше чем собственная. Можно попутно наложить на себя аскезу – зарабатывать только для поддержания жизни и обеспечения жилья, а всё, что сверх или раздавать или прекращать работать, освобождая это время для духовных практик, общения с семьей, заботы об окружающем мире.

Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие

Гордыня. Питер Брейгель (Старший)

Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие (или своекорыстие, самовозношение, любовь к наслаждениям) — в соответствии с православным вероучением три главные страсти, исполнение которых порождает другие страсти и ведёт к притуплению разума и веры исполняющего их человека. В основе этих страстей лежит самолюбие.

О том, что эти три страсти являются главными, сообщали преподобный Феодор Эдесский, преподобный Авва Дорофей, преподобный оптинский старец Лев.

Такое разделение страстей основывается на словах святого апостола Иоанна Богослова о трёх искушениях мира: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божью пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).

Действие

Преподобный Феодор Эдесский описал ход проявления страстей следующим образом:

Есть три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. За ними следуют другие пять духов злобы; а от этих, наконец, порождается многое множество страстей и все виды разнообразных склонностей греховных. Почему победивший трёх первых начальников страстей и вождей, вместе с тем низлагает и следующие за ним пять страстей, а затем покоряет и все страсти.

Что по страсти сделано нами, о том и воспоминания страстьми возмущают душу. Но когда страстные воспоминания совсем изгладятся из сердца, до того, что и не приближаются к нему; тогда это служит признаком отпущения прежних грехов. Ибо пока душа страстно к чему-либо греховному относится, дотоле надо признавать имеющееся в ней владычество греха.

Страсть славолюбия принуждает человека говорить в своём сердце: кто как я; страсть сребролюбия — всем хочу завладеть; страсть сластолюбия — хочу жить в своё удовольствие.

Распространение

По словам Алексея Осипова, эти три страсти составляют сущность язычества, устремлённого к идеям гедонизма, предполагающим «стремление к наслаждению, здесь и только здесь», а также основу современного научно-технического прогресса. Он отмечает:

В научно-техническом прогрессе мы ищем прежде всего комфорта, способности жить, не трудясь, наслаждаться и развлекаться, не понимая того, что мы сейчас находимся в больнице, а не на курорте. И беда, когда человек свою больничную палату начинает обустраивать, тратя на это все свои средства, прекрасно понимая, что в любой момент из этой палаты ему предложат выписаться.

> См. также

  • Главные грехи

Примечания

  1. Классификация страстей — Глава 6. Греховные страсти — Пособие по аскетике для современного юношества — Священник Тимофей (недоступная ссылка). Дата обращения 24 октября 2012. Архивировано 25 ноября 2012 года.
  2. 1 2 3 ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ. Введение в православную аскетику – священник Сергий Дергалев
  3. 1 2 Страсть гордости в детях и приемы борьбы с ней (недоступная ссылка). Дата обращения 24 октября 2012. Архивировано 19 июня 2013 года.
  4. Идолопоклонство. Путь разума в поисках истины — Осипов Алексей Ильич
  5. Письма преподобного Льва Оптинского | Оптина Пустынь
  6. 1 2 Осипов А. И. Лекции по апологетике на 5-м курсе Московской духовной семинарии.
Для улучшения этой статьи по религии желательно:

  • Викифицировать статью.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.