Старец Тихон голенков

Старец Тихон, живший полвека назад, предсказал исход военного противостояния на Донбассе

Согласно предварительным сведениям, в вышеприведенном случае речь идет о пророчествах, озвученных старцем Тихоном, который обитал в Троицком монастыре более половины века назад. Об этом сообщает издание ʺРоссийский Диалогʺ.

Прежде был предсказан источник вечной молодости.

Как было установлено, в собственных изречениях предсказал нынешнюю ситуацию, происходящих на территории Донбасса. Даже в столь древние времена старец смог предвидеть противостояние в восточной части Украины. Главным предвестником подобного развития событий старец Тихон назвал ʺполитический блудʺ, который будет исходить от темной силы, территориально проживающей на океанском побережье.

Спустя некоторое время монах заявил, что потерпевшую поражение сторону ожидает сильнейший удар.

ʺ Худо будет тем, кто на Русь святую пойдет, власти захотят, но вымрут все, как и появилисьʺ — таким образом старец озвучил исход противостояние на территории Донбасса.

Не исключено, что спустя некоторое время после завершения кровопролитных действий в восточной части Украины может произойти восстановление Руси. Более того, российская валюта и язык будут наиболее почитаемыми в мировом сообществе.

Ранее были опубликованы предсказания провидицы Веры Лион. Напомним, что в научном мире были обнародованы предсказания Ванги на грядущий год.

Старец Тихон Афонский – духовный наставник преподобного Паисия Святогорца

Доклад иеромонаха Афанасия (Иванова), произнесенный на монашеской конференции в Иоанно-Богословском мужском монастыре г. Рязани, 16 мая 2016 года.

Родился иеромонах Тихон (в миру Тимофей Павлович Голенков) в 1884 году в русском селе Новая Михайловка, располагавшемся тогда на территории современной Волгоградской области. Он обошел около 200 русских монастырей, побывал на Синае и в Палестине и в 1908 году в возрасте 24 лет пришел на Святую Гору Афон.

Старец Тихон проявил себя как строгий, даже суровый, аскет, возлюбивший небеса … Во время молитвы он обильно ронял к ногам Распятого свои слезы. Спал он на досках, носил заштопанную одежду, водил дружбу с горными зверями. Он сам выкопал себе могилу: смерти не боялся и постоянно славил Бога. Его облик был как будто не от мира сего: просветленным, мирным, радостным и благодушным.

Предвидя свою кончину, он ожидал ее без страха. Земной ангел, небесный человек. О нем писали многие и много, и, хотя глубины его сердечной сокровищницы остались скрытыми для нас, они доподлинно ведомы сердцеведцу Богу.

Одним из многих биографов отца Тихона является также иеромонах Агафангел Калафатис, бывший монах Иверского монастыря, а ныне карейский старец из келлии Честнаго Креста монастыря Симонопетра. Отец Агафангел вспоминает о благорасположенности и любви к людям отца Тихона, о его горячей молитве с поминанием тысяч живых и усопших, постоянных слезах, приносящих радость, о его чудесном подвижничестве. Его оружием были крест и четки, но больше всего он любил Божественную Литургию, Священное Писание и святых отцов.

Приведем почти полностью жизнеописание отца Тихона, написанное старцем Агафангелом:

«Родители отца Тихона были благочестивыми людьми. Они сохранили знаменитое русское благочестие прошлого века. Старец говорил о своей матери, что она была святой женщиной. В среду и пятницу ничего не вкушала, все свое время посвящала молитве, и из ее глаз непрестанно текли слезы. Сам он тоже имел дар слез. Слезы были его ежедневной пищей. Он верил, что слезы есть знак Божественной милости и что с их помощью омывается душа.

С детства ему нравилось посещать монастыри. Он не мог дождаться, пока и сам получит Божие благословение оставить мир, чтобы приблизиться к Богу и посвятить себя молитве, потому что ничто тленное не радовало его. Он жаждал небесной вечности и нескончаемой радости.

Когда он выучился грамоте, его любовь к псалмопению и церковной музыке вскоре сделала из него замечательного певца. Он всегда ходил в церковь и пел в хоре, став через некоторое время регентом.

По благословению своих родителей он решил посетить Иерусалим и Святую Гору. Боголюбивый юноша отправился в путь вместе с другими паломниками. Когда он прибыл в Константинополь, то познакомился с экономом русской святогорской келлии Буразери.

Эконом спросил его:

— Хочешь стать монахом?

— Хочу, — ответил он. – Делай поклон, и с сегодняшнего дня ты являешься послушником нашей общины святителя Николая.

С великой радостью и слезами благодарности юноша попросил отпустить его поклониться сначала святым местам.

Совершив паломничество в Святую Землю, он вернулся на Святую Гору и присоединился к братии Буразери на Святой Горе Афон. Через год его постригли в монахи.

Любовь к безмолвию и жажда подвигов заставили отца Тихона оставить добрую братию скита и поселиться в самом суровом месте Святой Горы — на страшной Каруле. Здесь он прожил в пещере приблизительно пятнадцать лет. Его подвиг был суровым и неослабным. Он делал свыше шестисот поклонов за ночь. Ел один раз в три дня, а часто и однажды в неделю.

Каждую субботу он ходил причащаться в скит святого Георгия и потом сразу возвращался в свою пещеру. Его пещера находилась у основания скита святого Георгия и сохранилась до наших дней.

В скиту святого Георгия жил тогда один мудрый и по жизни и по Богу старец, которого он называл своим учителем. Этот старец, его учитель, давал ему каждый месяц по святоотеческой книге. Возвращая ее, отец Тихон должен был рассказать ее содержание, а также то, что он из нее понял. Если ответ не был точным, старец не менял ему книгу. Таким образом он изучил труды всех отцов нашей Церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова и других. Особенно он полюбил святого Симеона.

Когда в 1914 году началась мобилизация русских монахов, отец Тихон тоже пришел в русский скит Фиваиду. Представители власти, увидев его как бы лишенного тела, начали расспрашивать, где и как он живет. Карульский пещерник внушил к себе такое почтение, что они отпустили его, чтобы он продолжал свой подвиг и молился за них. Он немедленно вернулся в свою пещеру и теперь еще больше предался аскезе и молитве, чтобы восполнить и укрепить своих сражающихся на поле брани братьев.

Из приблизительно семисот монахов, которые тогда уехали, назад вернулись только два-три человека. Одним из них был старец Афанасий из келлии Святого Креста в Провате, который был очень близким другом отца Тихона. Бог благоволил, чтобы он предал свой дух у меня на руках. Впоследствии отец Тихон много рассказывал мне о нем. Тот имел непрестанную умную молитву. Он молился и днем, и ночью, не переставая призывать Бога даже тогда, когда разговаривал или спал. Когда отец Тихон рассказывал об этом, то обмолвился и о себе: «И я, дитя мое, когда сплю, сердце мое произносит молитву… Когда творишь молитву, — сказал он мне, — сердце твое должно приклеиться сверху к молитве, — и он изобразил это пальцем на стене, — как клей склеивает».

После пятнадцати лет аскетических упражнений старец оставил Карулю и переселился в район Калиагры. Здесь ему было видение пасхальной ночи, и он с радостью пропел все последование Воскресения Христова. На следующее утро пришел его духовник и сказал ему, чтобы он пошел в монастырь Ставроникита, к которому была приписана его келлия, и принял рукоположение во священника. Он так и сделал.

Так как в его каливе не было церкви, он с великим старанием и благоговением начал ее постройку. Денег у него не было, и поэтому он решил пойти в Карею искать пожертвования. По дороге он встретил одного монаха и сказал ему, что хочет построить церковь в честь Святого Креста, однако не имеет для этого денег. Монах был поражен, потому что как раз в тот день получил денежный перевод с тем, чтобы отдать деньги тому, кто хочет построить храм. Радости и волнению отца Тихона не было конца. Он немедленно пригласил строителей и перестроил небольшую комнатушку своей келлии в церковь, которую сильно полюбил.

Во время Божественной Литургии старец приходил в возвышенное духовное состояние, так что, начиная службу утром, не замечал, как наступал вечер. С великим благоговением читал он молитвы Божественной Литургии, которые выучил наизусть. Он читал их не про себя, не громко, но так, чтобы их можно было слышать. Во время Херувимской песни и Евхаристического канона он вместе с Ангелами воспевал гимн на небесах, видел после этого духовным зрением то, что совершалось на Святом престоле, и завершал Литургию, не замечая, как проходило время. Он не ждал вечера, чтобы читать правило ко святому Причащению, но начинал его уже с полудня. Целый день он готовился к следующей Божественной Литургии и приобщению. Старец говорил, что верующий, чтобы стать причастником Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, должен готовиться к этому все двадцать четыре часа.

Во время проскомидии, на протяжении многих часов подряд он поминал имена из записок. Также в конце Литургии он заново поминал все имена. Когда он состарился и уже не мог служить, я приходил к нему, совершал Литургию и оставлял Святые Дары, которые он нарезал на кусочки и причащался каждый день. От тех, кто пек просфоры, он требовал, чтобы это делалось с молитвой и благоговением, ибо просфоры становились Телом Христовым. Он показал мне, как нужно в пяти местах накалывать тесто для просфор, чтобы в нем не образовывалось пустот. Таким же хорошим должно быть и вино.

С великой простотой он говорил мне, что ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, бессребреники и все святые присутствуют, когда мы поминаем их на проскомидии, а также приходят на помощь всем, за кого вынимаются частицы.

Духовные советы отца Тихона были каплями его сердечного опыта.

«Чтобы найти хорошего духовника, — говорил он мне, — нужно молиться три дня, а затем — как Бог просветит. И по дороге, пока идешь к своему духовнику, нужно молиться, чтобы Господь просветил его и он преподал тебе хорошее наставление».

«Всегда молись перед началом всякой работы. Говори: «Боже мой, дай мне силы и просвещение», — и после этого начинай свое дело; а в конце говори: «Слава Богу»».

Старец Тихон Афонский преставился 10/23 сентября 1968 года в келлии Честного Креста. В упомянутой келлии о. Тихон в последние годы жизни принимал монахов со всей Святой Горы, в том числе и будущего старца Паисия Святогорца. Умирая, старец Тихон завещал отцу Паисию свою келлию, обещая ему «приходить, чтобы увидеться с ним». Как вспоминал позже старец Паисий: «Было 10 сентября 1971 года, полночь. Я творил молитву и внезапно увидел, как в келлию входит мой Старец! Я подскочил, схватился за его ноги и с благоговением целовал их. Я не понял, как он освободился из моих рук, вошел в храм и исчез. Конечно, никто не понимает, как происходят такие события. И их невозможно объяснить логически, поэтому они и называются чудесами. Я тотчас зажег свечу (в то время как это случилось, у меня горела лишь лампада), чтобы записать в календаре тот день, когда мне явился Старец, чтобы не забыть. Когда я увидел, что это был день его успения (10 сентября), то очень огорчился тем, что этот день прошел для меня совершенно незаметно. Полагаю, что добрый отец простит меня, потому что в тот день с рассвета до заката у меня было много посетителей, я очень устал, выбился из сил и совершенно забыл обо всем. Иначе я бы что-нибудь предпринял, чтобы и себе принести пользу, и Старца порадовать всенощным бдением».

Преподобный Паисий Святогорец много вспоминает о своём духовном отце в книге «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Ниже мы приведём несколько воспоминаний о старце Тихоне.

«Он пришел на Святую Гору и, подобно невинному цветку, возрос в саду Божией Матери, преуспел и начал благоухать своими добродетелями, как мы увидим это позже.

Его первой обителью стал скит Буразери, где он прожил пять лет. Однако, не найдя здесь покоя из-за множества русских паломников, он взял благословение и перешел на Карулю, где подвизался на протяжении пятнадцати лет. Все время своего пребывания на Каруле он провел в суровых подвигах. Его рукоделием были большие и малые поклоны в соединении с молитвой Иисусовой и чтением. Книги он брал на время в монастырях, из которых получал также благословение — сухари от «избытков укрух». В благодарность за это он совершал дополнительно определенное число молитв по четкам. Таким образом он усердно подвизался, чтобы и внутренне стать Ангелом, а не только внешне иметь ангельский образ.

После Карули он перешел на мыс Капсалы (выше Калиагры), в келлию, принадлежавшую монастырю Ставроникита, и принял на себя заботу об одном старце. Когда этот старец умер, он, взяв у него заранее благословение, остался жить в его каливе. С тех пор он не только не ослабил своих духовных подвигов, но еще больше их усилил, за что и получил обилие благодати Божией, подвизаясь с ревностью и великим смирением.

Божественная благодать явила его людям, и многочисленные страждущие начали стекаться к нему за советом и утешением. Некоторые просили его принять священный сан, чтобы он мог еще больше помогать людям, через Таинство исповеди подавая им оставление грехов. Он и сам постепенно убедился, что действительно существует такая необходимость помогать людям, и согласился принять рукоположение /…/

Очень по душе ему были убогие вещи. Также он любил нестяжательность, которая сделала его свободным и дала ему духовные крылья. И так, с окрыленной душой, он сурово подвизался, не чувствуя телесного труда, как ребенок не ощущает усталости, когда исполняет волю своего отца, но, наоборот, чувствует любовь и нежность отца, которые, конечно, даже мысленно невозможно сравнить с Божественным благодатным утешением.

Как я уже сказал, его рукоделием были духовные подвиги: пост, бдение, молитва, поклоны и так далее, и не только за самого себя, но и за всех (живых и усопших). Когда он уже состарился и не мог подниматься после земного поклона, то привязал высоко толстую веревку и держался за нее, чтобы вставать. Таким образом, он и в старости продолжал делать поклоны, с благоговением поклоняясь Богу. Он соблюдал это правило до тех пор, пока не слег в кровать, после чего, отдохнув двадцать дней, перешел в истинную и Вечную Жизнь, где со Христом отдыхает уже вечно. До самой старости он постоянно соблюдал то же правило сухоядения, какое имел в молодости. Приготовление пищи он считал пустой тратой времени: хорошо приготовленная еда не соответствует монашеской жизни. Естественно, что после стольких подвигов и при таком его духовном устроении хорошая пища не вызывала у него никаких чувств, ибо в нем обитал Христос, Который услаждал его и питал райской пищей.

Во время своих бесед он всегда говорил о сладком рае, и из его глаз текли слезы умиления. Когда мирские люди спрашивали его о чем-либо, его сердце не отвлекалось на суетное /…/

Для отца Тихона почти каждый день года был пасхальным, и он всегда жил пасхальной радостью. Постоянно из его уст было слышно: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже». Он и всем советовал: «Будем говорить «Слава Тебе, Боже» не только тогда, когда нам хорошо, но и тогда, когда к нам приходят испытания, ибо Господь попускает их как лекарство для души».

Старец очень скорбел о душах, страдавших от безбожной власти в России. Он говорил мне со слезами на глазах: «Дитя мое, Россия еще несет епитимью от Бога, но все переживет».

О себе старец совсем не заботился. Он также ничего не боялся, потому что имел великий страх Божий (был как бы связан им) и благоговение… Поскольку его ум постоянно пребывал в Боге, он приобрел телесную бесчувственность, и поэтому не испытывал ни малейшего беспокойства ни от мух, ни от комаров, ни от вшей, которых у него были тысячи. Все его тело было искусано, а одежда покрыта красными пятнами. Помысел говорит мне, что, если бы насекомые даже шприцами сосали его кровь, он все равно этого не чувствовал бы. В келлии старца всему предоставлялась полная свобода: от насекомых до мышей».

Афонский старец Тихон

В издательстве «Православное сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы» вышла в свет книга «Афонский старец Тихон (Голенков)». Предлагаем читателям РЛ Вступление и Послесловие к этой книге.

ВВЕДЕНИЕ. ОБ ИСТОЧНИКАХ И ПЕРЕВОДАХ

Старец Тихон (Голенков)

Эта книга посвящена святогорскому старцу иеросхимонаху Тихону (Голенкову, 1884−1968), который жил на границе Калягры и Капсалы в келлии Честного и Животворящего Креста Господня, что принадлежит монастырю Ставроникита.

Из русских старцев на Афоне наиболее известен именно папа-Тихон Русский или Благословенный, как называют его на Святой Горе. Интерес к личности о. Тихона особенно возрос в связи с канонизацией его ближайшего ученика и сотаинника святого преподобного Паисия Святогорца (Езнепидиса, 1924−1994). На Святой Горе тогда многие задали себе вопрос: «Если такова отрасль, то каков же корень?!» На этот вопрос и отвечает наш сборник, в который вошло всё, что на сегодняшний день известно о жизни русского подвижника.

Первая книга, посвящённая памяти старца, «Отец Тихон. Цветок из сада Богородицы», была издана митрополитом Николаем Халкидским в 1972 году. Владыка описал в ней то, что слышал от преподобного Паисия Святогорца. В 1981 году она была переиздана. Один из самых известных богословов Эллады монах Моисей Агиорит, оставивший после себя обширное богословское наследие, писал: «Сейчас оба эти издания являются библиографической редкостью. Это говорит о том, что обе книги полюбились благочестивым читателям. Да будет молитва старца Тихона с нами всегда!»

В 1977 году преподобный Паисий и сам записал то, что помнил о своём наставнике. Так появилось полное жизнеописание старца, которое впоследствии вошло в книгу «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Паисий Святогорец рассказал в ней о старцах, с которыми был знаком сам или о которых слышал. Ему хотелось, чтобы мирские читатели ощутили святоотеческий дух, которым ещё недавно изобиловала Святая Гора. Аскетичный святогорский стиль его повествования, лаконичный язык как нельзя лучше подходят для описания того, что постигается сердцем. Именно преподобному Паисию удалось наиболее полно раскрыть образ старца Тихона, к которому он испытывал глубокое благоговение, почтение и благодарность. Эти воспоминания и открывают наш сборник.

Вторым по значимости жизнеописанием можно считать книгу иеромонаха Агафангела Иверита «Мои воспоминания об иеромонахе Тихоне», вышедшую в 1982 году. Для настоящего сборника мы впервые перевели её на русский язык. Книга основана на оригинальном материале и почти не повторяет воспоминаний преподобного Паисия. В ней подробно описывается жизнь о. Тихона на Карули, впервые рассказано о его путешествии в Иерусалим и посещении скита Новая Фиваида, о встрече с митрополитом Никодимом (Ротовым), а в приложении опубликованы письма старца, которые можно отнести к 1955−1968 годам.

Письма были написаны по-новогречески и также переведены для настоящего сборника. За одним исключением они адресованы весьма известному на Афоне подвижнику о. Афанасию Ивериту и, несмотря на краткость, прекрасно дополняют воспоминания о старце и дают уникальную возможность услышать его живое слово, прикоснуться к тайне его души, стать общником сокровенных мыслей, которыми он делится со своим другом и сотаинником. Вместо сурового аскета с насупленными бровями перед нами предстаёт жизнерадостный человек с тонким чувством юмора. Глубокое богословское высказывание, от которого захватывает дух, соседствует у него с шутливой фразой. (Приведём интересную деталь, не вошедшую ни в одно из жизнеописаний. Отец Тихон хранил у себя раки — обычное угощение на Святой Горе: для паломников, идущих в жару по горам, её глоток бывает незаменим. Не желая держать спиртное в келье, старец придумал опускать бутылку в дупло большой оливы. Когда же приходили гости, он торжественно вытягивал её за верёвку, и перед изумлёнными путниками внезапно появлялась большая бутыль с живительной влагой. Причём это угощение предназначалось только для русских, видимо, потому, что они были нечастыми гостями в келлии Честного Креста. Грекам отшельник предлагал лишь старый обгрызенный сухарь и воду. Этот рассказ мы слышали от архимандрита Григория (Зумиса) и старца Мелетия, оба они видели оливу — винный погреб своими глазами.)

Долгое время книги преподобного Паисия и иеромонаха Агафангела оставались единственным источником сведений о старце и не переводились с греческого.

В 2011 году в Греции была издана книга «Из аскетического и исихастского предания Афона», в которую вошли и рассказы людей, знавших о. Тихона. В основном это воспоминания монаха Мелетия Капсалиотиса, представителя, как сейчас говорят, старого Афона и хранителя исихастского предания святых отцов. В восемнадцать лет он стал учеником и послушником старца и жил с ним в келлии Честного Креста. Сейчас ему 90 лет, он до сих пор подвизается на Капсале и сохранил удивительную ясность ума и юношеское остроумие, что свидетельствует о подлинно духовной жизни, так же как и его нелицемерное смирение и терпение в скорбях (у старца огромная опухоль, и всё упование он возложил на Бога и просит лишь молиться о нём).

К сожалению, русский перевод этой книги, появившийся в 2013 году, содержит множество досадных неточностей. Так, переводчик, справедливо пожелавший остаться неизвестным, вместо «творил молитву, размеренно повторяя её с болезненным воздыханием» предлагает абсурдное «молитва ритмично выходила из глубин его сердца». Такое искажение смысла таит в себе большую опасность и может стоить монаху жизни. Работа с подобными текстами требует особой тщательности, и заниматься ею может лишь человек, знакомый с духовным деланием и понимающий, о чём идёт речь. Не следует в грязной обуви вторгаться в святилище. Для данного сборника глава «Пустынник иеромонах Тихон» была переведена заново.

При подготовке книги мы встретились с монахом Мелетием, чтобы уточнить некоторые моменты, и он сообщил нам новые сведения, не оставляющие сомнений в святости великого афонского подвижника Тихона Русского. Этот уникальный материал также переведён и почти полностью вошёл в настоящее издание под названием «Воспоминания о старце Тихоне Русском».

В 2013 году архимандрит Григорий (Зумис), игумен монастыря Дохиар на Святой Горе, выпустил книгу «Люди Церкви, которых я знал», где подробно рассказал о своей встрече с о. Тихоном в 1967 году. Этот рассказ, а также описания тропинок, ведущих к каливе, где жил старец, самой каливы, архондарика и церковки Честного Креста, взятые нами из книги иеромонаха Исаака (Аталлаха) «Житие Старца Паисия Святогорца», тоже включены в сборник. Читателям будут интересны и заметки русского паломника, побывавшего на могилке старца Тихона.

Более подробный анализ источников, посвящённых о. Тихону, выходит за рамки нашего издания. Следует лишь отметить, что первая в России книга о нём, «Старец Тихон на Афоне», была опубликована архимандритом Иоанном (Коганом) в 1997 году. Это фактически свободный художественный пересказ воспоминаний о. Паисия с эпизодическим обращением к труду о. Агафангела. И хотя в книге опущены некоторые важные моменты и встречается неточный перевод с греческого, благодаря ей имя о. Тихона стало хоть немного известно на родине.

Надеемся, что данный сборник поможет больше узнать об иеросхимонахе Тихоне (Голенкове) и послужит ещё одним свидетельством в пользу канонизации этого замечательного подвижника, которого знавшие его люди единодушно называют святым.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Когда работа над сборником подходила к концу, пришло сообщение, что митрополит Саранский Зиновий предложил Синодальной комиссии по канонизации святых рассмотреть вопрос об общецерковном или местном почитании русских афонских подвижников иеросхимонахов Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова).

На конференции «Святая Русь и Святая Гора Афон» в рамках ежегодных Рождественских чтений владыка Зиновий отметил: «Афон — это живое преемство и традиции святоотеческого наследия. Оно становится особенно важным в наши дни, когда секулярный мир открыто показывает нам свои злобные корни. Ответом на вопрос „Как сохранить и приумножить это преемство афонской святости?“ может быть канонизация русских афонских старцев-подвижников».

Предложение митрополита Зиновия поддержал председатель комиссии по канонизации святых игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Владыка напомнил, что необходимыми условиями для прославления подвижника являются его безупречный образ жизни, чудеса при жизни и после смерти и народное почитание, и отметил, что инициативу по первичному сбору документов для канонизации должны взять на себя афонские монастыри, где почитают подвижников, или епархии Русской Православной Церкви, откуда те происходят.

«Обычно инициативы по канонизации исходят от местных епархий. Они собирают сведения о почитании подвижника, совершаемых им чудесах, готовят проект жития и богослужебные тексты. Все эти документы затем передают в Священный Синод. По итогу его работы Патриарх благословляет или не благословляет подвижника для местного почитания в епархии. Далее Архиерейский Собор принимает решение об общецерковном почитании», — сказал владыка.

Святая Гора находится под крылом Константинопольского (Вселенского) Патриархата, и за тысячу лет присутствия русских монахов на Афоне Константинопольской Церковью был канонизирован только один из них — преподобный Силуан Афонский, причём во многом благодаря его ученику архимандриту Софронию (Сахарову), написавшего книгу о преподобном. «Если мы не возьмём дело в свои руки и будем ждать инициативы по канонизации русских афонитов от Константинополя, то можем прождать так ещё тысячу лет», — сказал епископ Панкратий.

Иеросхимонаха Тихона (Голенкова) почитают не только в России и на Афоне. Вот что сказал о нём известный иерарх митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович): «В этом старце, который шестьдесят лет прожил там, в пустыне, было столько смирения! У него язык был смесь церковнославянского, русского, греческого, это был какой-то эсперанто, на котором только и говорил старец Тихон, но душа… Его глаза мне не забыть! Такое бесконечное смирение, такая любовь, такая чистота души! Такая радость, которая осталась в моей душе от встречи со старцем Тихоном!»

В настоящее время материалы к прославлению о. Тихона готовятся на информационном портале Горы Афон (isihazm.ru), где ранее приводились высказывания афонских старцев о том, что есть воля Божия канонизировать подвижников. Надеемся, что и наша книга послужит этому благому делу.

Иеромонах Серафим (Захаров). Святая Гора Афон, Калягра

Причал монастыря Кутлумуш.

Лесистая горная местность недалеко от Кареи (административного центра Святой Горы), один из наиболее безмолвных районов Святой Горы.

На Афоне отдельная постройка из нескольких комнат с пристроенной церковью, где живёт несколько монахов.

По преданию, корабль, на котором плыла Пресвятая Богородица, попал в бурю и его прибило к берегу Афона. Поражённая красотой этого места, Дева Мария попросила его Себе в удел, и Господь сказал: «Да будет место сие удел Твой, и сад Твой, и рай, и пристань спасения желающих спастись».

Небольшая келлия (от греч. «хижина»).

Приёмная комната для гостей, монастырская гостиница для паломников (от греч. «архонт» — правитель, начальник).

Старец монах Иосиф-младший из греческого монастыря Ватопед

В 2001 году группа самарских священников и мирян во главе со своим архипастырем архиепископом Сергием посетила Святую Гору. Впечатления от этого паломничества были опубликованы в первом номере православного альманаха “Духовный собеседник” за 2002 год. Нередко во время встреч со святогорскими насельниками речь заходила о судьбах России …

В частности, в греческом монастыре Ватопед особо принял Самарского архиерея 85-летний старец монах Иосиф (Иосиф-младший), ученик почившего в Бозе знаменитого Иосифа Исихаста. Этот подвижник ныне живет в келии неподалеку от монастыря и окормляет обитель. О. Кирион, который сопровождал владыку в качестве переводчика, после этой встречи рассказывал так:

“У старца на лице написана благодать. Он сказал нам о судьбах мира и грядущих грозных событиях.

Господь долго терпел беззакония наши, как перед великим потопом, но теперь наступает предел долготерпению Божию – пришло время очищения. Переполнена чаша гнева Божия. Господь попустит страдания для уничтожения нечестивых и богоборцев – всех тех, кто сделал современные беспорядки, вылил грязь и заразил народ.

Господь попустит, что они с ослепленными умами будут уничтожать друг друга. Много будет жертв и крови. Но верующим бояться не надо, хотя и для них будут скорбные дни, скорбей будет столько, сколько Господь попустит для очищения. Ужасаться этого не надо.

Потом будет всплеск благочестия в России и во всем мире. Господь своих покроет. Люди вернутся к Богу.

Мы уже стоим на пороге этих событий. Сейчас все начинается, потом у богоборцев будет следующий этап, но они не сумеют осуществить свои планы, Господь не допустит. Старец сказал, что после всплеска благочестия будет близок конец земной истории”.

Не лишил старец своей беседы и прочих русских паломников.

“Мы молимся, – говорил он им, – чтобы русский народ пришел в то свое нормальное состояние, которое было до разрушения, потому что мы имеем общие корни и переживаем за положение народа русского…

Такое ухудшение сейчас – общее состояние во всем мире. И это состояние есть именно тот предел, после которого уже начинается гнев Божий. Мы достигли этого предела. Господь только по милости Своей терпел, а теперь уже терпеть не будет, но по правде Своей станет наказывать, потому что пришло время.

Будут войны, и мы будем испытывать большие трудности. Сейчас власть во всем мире захватили евреи, и цель их – искоренить христианство. Гнев Божий будет таков, что все тайные враги Православия будут уничтожены. Специально для этого посылается гнев Божий, чтобы их уничтожить…

Сейчас начало событий, тяжелых военных событий. Двигателем этого зла являются евреи. Их дьявол понуждает начать, чтобы уничтожить семя Православия в Греции и в России. Это для них главное препятствие к мировому господству.

И они понудят турок все-таки прийти сюда в Грецию и начать свои действия. А Греция хотя и имеет правительство, но как такового на самом деле его как бы и нет, потому что оно не имеет силы. И турки придут сюда. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы отбросить турок.

События будут развиваться так: когда Россия пойдет на помощь Греции, американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было воссоединения, слияния двух православных народов. Поднимут и еще силы – японцев и другие народы. На территории бывшей Византийской империи будет большое побоище.

Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать воссоединению и возрастанию роли Православия.

Но это обернется полным уничтожением ватиканского влияния, до самого основания. Так повернется Промысл Божий…

Пророчество старца Тихона правда и вымысел

Пророчество старца Тихона: правда и вымысел.
.
Письмо:
«Знаете ли Вы пророчество старца Тихона, проживавшего в Троицком монастыре более половины века тому назад, о Украине и России.
Уже тогда провидец предвидел гражданское противостоянии на востоке Украины.
В пророчестве говорится: «Брат пойдёт с мечом на брата».
Старец утверждал, что виной конфликта в Донбассе станет «политический блуд», который будет идти от «силы из-за океана». При этом он отмечал, что те, кто затеяли это, будут в проигрыше – их ожидает «страшный удар».
Конкретно об исходе войны в Донбассе старец говорил следующее:
«Худо будет тем, кто на Русь святую пойдёт, власти захотят, но вымрут все, как и появились».
По словам старца, после того, как кровопролитие на Украине закончится, и беда отступит, произойдет обновление Руси. Провидец утверждал, что российская «монета» будет самой уважаемой в мире и на русском языке будут говорить многие народы.
Что Вы об этом думаете?»
Ответ:
До получения письма я о своём земляке провидце старце Тихоне ничего не знала, сейчас, немного ознакомившись с темой, считаю, что это «очередной блуд» очередных ура-патриотически настроенных «истинно» православных.
Как я понимаю Российская публика узнала о благоприятном для неё «пророчестве» старца Тихона из одновременно появившихся статей неких Ивана Петрова (сайт «Миртесен») и Надежды Дроздовой (сайт «NEW INFORM») под одним названием «Великое ПРОРОЧЕСТВО Старовера ТИХОНА о крахе УКРАИНЫ и триумфе РОССИИ…» от 07.01.2017:
«Почитаемый монах предсказал триумф России и бедствие Украины…
В 20-м веке никто и подумать не мог, что два некогда братских народа перестанут желать друг другу добра, а один из них и вовсе обвинит другого во всех смертных грехах. Речь, конечно же, идёт о России и Украине, конфликт между которыми продолжается и по сей день.
В 60-ых годах прошлого века в уральском городке Троицке жил монах Тихон, приверженец старообрядческой церкви. Добрый совет у батюшки желали взять все, к нему выстраивались очереди, люди ночевали на улице, чтобы услышать напутственное слово отца Тихона.
Историю рассказала уроженка Калуги Ирина Головач, которая по стечению обстоятельств оказалась на Урале, а её родные предложили посетить келью монаха.
«После двухдневного ожидания мы наконец-то попали к батюшке. Тихон был стар, и уже с трудом мог передвигаться. Говорили, что к нему нужно идти только в том случае, если у тебя готов конкретный вопрос, ответ на который ты хотел получить много лет. Но я пришла, как говорится, ни с чем, ради интереса, проверить «пророческие данные» некого монаха. И я была в шоке, когда с порога он заявил мне про болезнь моего сына. Наша беседа длилась более трех часов. Батюшка оказался приветливым, напоил чаем, угостил просфорами.
«Ты, Ира, так не переживай по поводу сынишки, – говорил монах. – Три года пройдёт, военным он станет, а боль в ногах уйдет также быстро, как и пришла».
И так и случилось, через три года мой сын поступил в военную академию, а проблем с ногами больше не было. Меня одно насторожило во время беседы, что помимо бытовых вопросов монах нередко говорил о будущем, не только моем, но и Советского Союза (ныне России).
«Раскол грядёт, как в вере нашей Христовой когда-то. Народ на народ пойдёт, а кто с мечом придёт, от меча и погибнет. Сейчас то, смотри, живут себе в мире и согласии, один другому плечо подставляет. Но не пройдет и полвека, как брат на брата руку поднимет, а причиной тому политический блуд станет. Вы идите, расскажите, и предупредите, чтобы не слушали никого из-за океана, добра они нам никогда не желали. Худо будет тем, кто на Русь святую пойдёт, власти захотят, но вымрут все, как и появились. Нам то – спокойно, мы под Богом ходим, а там раскол будет и в вере, церковь одна на другую клеветать начнет. Быть войне, которую обидчикам нашим не выиграть никогда, вы это сами понимаете. Русь после этого обновиться, монета наша во всем мире почитаема, станет, я на языке русском народности многие разговаривать будут. Вот и все, Ирина, ступай, и поведай там им, чтобы глупостей не делали».
К Тихону мы ездили почти каждый год, его совет всегда помогал, а иногда и спасал в сложной жизненной ситуации. Однако внезапное пророчество я не забуду никогда».
На этом повествование заканчивается и здесь пытливого читателя ждёт первая неожиданность. К статьям прилагалась фотография старца, но почему-то на ней был изображён преподобный Серафим Вырицкий (фотография преподобного за 1949 год, пос. Вырица, Лен. области).
* * *
В тот же день, но двумя часами позднее, на сайте «Южный Федеральный» появился пост некой Елены Быстровой «ОЗВУЧЕНО Пророчество монаха ТИХОНА о судьбе РОССИИ И УКРАИНЫ»:
«Последние новости – 7 января. Монах, предсказавший войну в Донбассе, раскрыл, что ждёт Россию и Украину. Монах Тихон, проживавший в 60-х годах прошлого столетия в Троицке, славился своим пророческим даром. Многие старались взять совет у старца. К нему выстраивались очереди, люди ночевали на улице, только чтобы услышать напутственное слово батюшки.
Известно, что монах за полвека предсказал нынешние события на юго-востоке Украины. Тогда батюшка в изречении одной из посетительниц напророчил, что народ, который тогда жил в мире и согласии, через пятьдесят лет пойдет на своих же «с мечом». Брат на брата руку поднимет, а причиной тому станет политический блуд», – говорил провидец. В своем пророчестве старец заранее предупредил о том, что провокатором войны станет «сила из-за океана».
Монах Тихон прямо говорил о внутренней войне, предупреждая, что «обидчики ее никогда не выиграют». «Худо будет тем, кто на Русь святую пойдет, власти захотят, но вымрут все, как и появились», – предрекал старец исход кровопролития.
По его словам, после этой страшной беды Русь обновится, а российская «монета» станет самой почитаемой в мире.
«На языке русском народности многие разговаривать будут», – говорил Тихон».
К посту Елены Быстровой прилагалась фотография храма, в котором «служил» отец Тихон, и здесь снова пытливого читателя ожидает сюрприз.
В городе Троицке Челябинской области 5 храмов: Свято-Троицкий собор, Церковь Дмитрия Солунского, Александро-Невская церковь, Ильинская церковь и Церковь Казанско-Богородицкого женского монастыря. Фотография храма, использованная к посту, не принадлежит ни к одному из них.
* * *
Все остальные посты, которые сегодня есть в интернете, с «пророчеством» старца Тихона, «проживавшего в Троицком монастыре более половины века тому назад», опубликованы позднее 07.01.2017 и носят характер явной «перепечатки», хотя некоторые имеют дополнительные вставки ласкающие «патриотический» слух:
«Также говорил, что на момент ввода печати Антихриста наш народ будет САМ подставлять свои лбы под него, но Бог помилует и будет ещё Царь на Руси» (Виолетта Потапова, сайт «ПолитРоссия», 01.03.2017).
Коротко говоря, сначала даётся предсказание, что скоро «провокаторам войны из-за океана будет дано по рукам», Европа обязательно то же вымрет, при этом России предсказано благоденствие.
Как видим информации о самом старце Тихоне очень не много: «проживал в Троицком монастыре более половины века тому назад», то есть если от 2017 года отнять 50 лет, то получаем период с 1960 по 1970 годы, или около того.
А вот здесь пытливого читателя будет ждать вторая неожиданность, в городе Троицке никогда не существовало мужского монастыря, в котором мог бы проживать и проповедовать старец Тихон.
Единственный монастырь, который был и есть в Троицке, – это Свято-Казанский женский монастырь.
.
Таким образом, и на территории бывшего Свято-Казанского женского монастыря в период с 1960 по 1970 годы старец Тихон ни как не мог проживать, а тем более не мог «в келье монаха принимать очереди люди, которые ночевали на улице, чтобы услышать напутственное слово отца Тихона».
Третья неожиданность будет ждать пытливого читателя, если он захочет связаться с монахинями Свято-Казанского женского монастыря.
В настоящее время настоятельницей обители является игумения Анания, прибывшая на Южный Урал вместе с казначей монастыря монахиней Варсонофией из Пюхтицкого Успенского Ставропигиального женского монастыря, где они подвизались несколько десятков лет. В монастыре сейчас тридцать насельниц, среди которых одна схимонахиня, семь мантийных монахинь, инокини и послушницы. Есть также несколько трудниц, из тех, что пока присматриваются к монашеской жизни. Большинство сестер пожилого и среднего возраста, и никто из них о старце Тихоне никогда от своей паствы не слышал, хотя, если верить авторам статьи Ивану Петрову и Надежде Дроздовой: «добрый совет у батюшки желали взять все (жители Троицка), к нему выстраивались очереди, люди ночевали на улице, чтобы услышать напутственное слово отца Тихона».
Ничего не знает о старце Тихоне и коренной житель Троицка, историк Троицкой церкви, А.С. Бережнов, автор книги «Сказание о Евдокии Чудиновской».
* * *
Наконец, проводя поиски в интернете, натолкнулась на статью «Старец Тихон предсказал судьбу России и Украины» (сайт «Политэксперт» от 02.03.2018, автор не указан):
«Старец Тихон (Кожевников), известный всем как архиепископ Русской православной церкви, предсказал судьбу России и Украины. Еще при жизни к его советам, наставлениям и дару ясновидения прислушивались в России.
Старец Тихон проживал на территории Троицкого монастыря более полувека тому назад. Именно там он сделал свое знаменитое предсказание о судьбе России и Украины.
Еще тогда он отчетливо видел, что чужая сила захочет поссорить братские народы – Россию и Украину. Страны, которых объединяет многовековая история. Провидец отчетливо видел, что на юго-востоке страны произойдет гражданское противостояние.
Он заявлял, что причиной противостояния станет «политический блуд» и будет он идти «из-за океана» (здесь, вероятно, скрыт очевидный намек на США и НАТО).
«Кто затеяли это, будут в проигрыше – их ждет страшный удар. Так говорил Тихон о тех, кто именно столкнул Россию и Украину лбами и решил подорвать многолетнюю дружбу стран».
«Брат с мечом пойдет на брата», – утверждал Тихон в своём пророчестве.
Тихон говорил также, что война в Донбассе закончится.
«Худо будет тем, кто пойдет на святую Русь. Власти захотят, но вымрут все, как и появились», – вот такое послание он оставил своим потомкам.
Старец был уверен – Украина и Россия возродятся, произойдет полное обновление Руси. Провидец говорил о том, что рубль будет самой уважаемой валютой в мире, а на русском языке будут говорить многие нации».
* * *
Итак, благодаря стараниям анонимного автора из «Политэксперта», старец Тихон обрёл фамилию Кожевников.
И снова пытливого читателя будет ждать очередная неожиданность, если он продолжит поиски.
Читаем статью «Блаженный старец Тихон (Кожевников)»:
«В начале 20 столетия на вятской земле, близ Уржума жил прозорливый старец Тихон. Известно, что монах Тихон родился в деревне Кугерь Уржумского уезда Вятской губернии около 60-х годов 19 века в благочестивой крестьянской семье. Рано лишившись родителей, избранник Божий вместе с монахинями-односельчанами уехал в монастырь. Прошли годы, и блаженный Тихон опять появился на родине. Вероятно, Господь через одного из прозорливых старцев, проживавших в монастыре в то время, благословил его на подвиг юродства, открыв монаху Тихону волю Божию о том, что он должен жить в миру. Подвижник вернулся в родные края, где поселился в деревне Кугери у своего дяди Даниила. Он проповедовал слово Божие не только в родной деревне, видели его и в соседних деревнях и городе Уржум.
Вероятно, именно за великое смирение, терпение и доброжелательность к окружающим его людям, удостоился подвижник Даров Святого Духа прозорливости и чудотворения. К нему стали приходить за советами и помощью люди. Вскоре вся округа узнала про прозорливого монаха, предсказания которого удивительным образом сбывались. Чтобы избежать земной славы, он был вынужден переселиться в соседнюю деревню Фролята к своей племяннице Насте. В этой деревне старец Тихон жил до конца своей земной жизни.
Прозорливый старец строго постился, никогда не вкушал мяса и соблюдал обед нестяжательства. Самым его большим богатством были доставшиеся от родителей иконы, которые в два ряда стояли в красном углу, и духовная литература.
Часто подвижник отвечал на вопросы, которые страждущие даже не успели задать. Он не только читал мысли, ему было дано прозревать будущую судьбу обращающихся к нему за помощью людей. Иногда он иносказательно предупреждал людей о грядущих событиях. Об этом подробно написано иереем Андреем Лебедевым «Сказание о монахе Тихоне, земли Уржумской Чудотворце».
В 1905 году отец Тихон был в Антонкове, и местная жительница Н.П. Воробьева сказала: «Вот какая война идет» (шла война с Японией).
На это монах ответил: «Это не война, а вот война-то будет, у вас в реке Пенбинке кровь пойдет, и у каждых ворот головы валяться будут, как пеньки».
Своим соседям, в деревне Фролята Тихон как-то сказал: «У Вас ограда до Петрограда». Прошло немного времени, и у них сгорело все хозяйство, даже забор…
За обильные дары Божии – чудотворения и прозорливость его очень любил народ, но часто подозрительно относилась власть как при царе… так при коммунистах. При таком отношении властей к подвижнику, он оставался спокойным и всеми своими словами и поступками как бы показывал, что не стоит обращать внимания, но совершенно по другому отец Тихон относился к раскольникам, так называемым обновленцам. Известно, что в село Архангельское ехал священник, поддерживавший «Живую церковь», а юродивый вышел ему навстречу и очень сильно обличал «гостя», да так, что тот развернулся и уехал обратно».
Часто бывал старец в городе Уржум, однажды он предсказал, что на главной площади города будет кладбище. Прошли годы, на площади похоронили погибших большевиков и установили памятник.
Примерно в 1920-1922 отец Тихон заговорил о своей кончине. Накануне смерти он сказал своей родственнице, у которой жил: «Настя, ты теперь крепко-то не спи, а то я завтра умру».
Настя спросила: «Ведь ты не болеешь, зачем умирать?».
В ответ услышала: «Знаешь, какая жизнь будет. Скоро опять придут забирать».
Это он сказал в Страстную неделю в храме села Архангельское. Тело его после отпевания похоронили на местном кладбище.
С тех прошло время, но до сих пор среди народа живет память о юродивом отце Тихоне, как о святом человеке, передаваясь, из поколения в поколение и сохраняется живое почитание о нем и его чудных деяниях…».
(Источник:
Иерей Андрей Лебедев. «Сказание о монахе Тихоне земли Уржумской Чудотворце», Вятка, 2008.
Материал опубликован на сайте «Село Буйское и его окрестности» и «Святой источник»).
* * *
Вероятно, анонимный автор из «Политэксперта» постарался узнать кто же таким был старец Тихон из Троицка и, ничего не обнаружив, просто приписал ему имя другого старца из Уржума – Кожевников, полагая, что никто из читателей заниматься историческими поисками не станет.
И снова, в очередной раз, приходиться констатировать, что наша российская публика (простые читатели) стоит перед очень серьёзной, опаснейшей проблемой, именуемой псевдостарчеством и псевдопророчеством. То там, то тут появляются разного рода «старцы», «старицы», «прозорливцы», «особо благодатные батюшки и монахини», чьё якобы «пророческое» и «духовное» служение быстро обрастает множеством последователей. Удивляет та скорость, с которой формируются (если так можно сказать) эти мифы о «старцах»(старицах) и чудотворцах. Надо только пустить слух о старце-прозорливце, который ранее предсказывал скорое «Светлое», ласкающее слух будущее, и вот простые люди уже клюют на «елейную» рекламу-приманку и начинают распространять «лжепророчество» и обсуждать его по всему интернету.
* * *
ДТН.