Старообрядческие крестики нательные

Крест старообрядческий (фото). Чем отличается старообрядческий крест от православного?

Крест — символ искупительной жертвы Христа — не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры. Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина — должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий — известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи «Иисус Христос Царь Славы». Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, — а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Почему старообрядцы не носят кресты с изображением распятого Христа

В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.

Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными. Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).

В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.

Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).

В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).

Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.

Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».

До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.

По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.

Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Количество символов, ритуалов и обрядов в православии достаточно велико. Основным символом искупительной жертвы Христа считают крест. Те, кто носит или возлагает его на себя, показывает свою принадлежность христианству. И именно через него на нас сходит Божья благодать. Духовенство считает его самым важным элементом веры. Независимо от того, это старообрядческий крест или другой его вариант – они благодатны в равной степени. Они имеют лишь внешнее отличие, которое возникло в следствии определенной традиции. Но все же необходимо знать то, чем отличается старообрядческий крест от православного.

Особенности распятия

В середине 17 века Православная церковь претерпела определенные потрясения. Это были реформы, которые проводил Патриарх Никон. Хоть основной сферой реформирования была внешняя обрядовая сторона богослужения, и религиозная догматика не затрагивалась, но это все-таки привело к расколу церкви.

Староверы решили отделиться от официальной церкви, но недолго оставались единым движением. Вскоре оно также распалось на несколько групп, которые имели каждый свой старообрядческий крест.

К основным особенностям этих крестов относят:

  • Восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного.
  • Следующим отличием есть старообрядческие кресты без распятия. Для создателей такого креста была важна лишь форма, которая несла в себе символ христианства.
  • Наличие двух перекладин: верхней и нижней, которые символизируют собой табличку и подпорку для ног. На верхней табличке писали грех, за который осужден разбойник, а нижняя символизировала своеобразные весы, на которых взвешивались людские грехи.
  • Еще одним отличием старообрядческого креста от православного есть наличие навершия – верхняя часть креста. У одной группы старообрядцев оно может изображаться в виде нерукотворного образа Спасителя или Бога Саваофа. У других же может быть изображение Святого Духа в виде голубя.
  • Еще одной особенностью является так называемая Пилатова надпись. В Евангелии написано, что она была сделана Пилатом, по приказу которого и был казнен Иисус. Именно с надписями на старообрядческих крестах связано много споров. Многие представители данного группы поддают сомнению тот факт, что достойна ли быть эта надпись на кресте. Ведь именно этот человек проклял церковь.

Крест – общий символ для христиан

Так как официальна церковь признала равноправие и законность старообрядческой церкви, то все чаще можно увидеть в православных храмах православные кресты — обереги, те самые, которые раньше были только у «раскольников». И задавать вопрос об отличиях крестов считается некорректным. Так как вера у нас одна и Господь также один.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

А то, что они имеют какие-то незначительные внешние отличия – это лишь малость. Все они достойны поклонения, а также имеют общие исторические корни и благодатную силу. Среди старообрядческих крестов редко можно встретить драгоценные металлы. Зачастую ему характерны некие черты аскетизма.

В основном для их изготовления используют медь или серебро. Это не объяснялось экономией. Они просто уделяли больше внимания внутреннему содержанию над внешним.

Господь всегда с Вами!

О старообрядцах, нательных крестах и расколе

Рецензия на статью С.К. о старообрядческом нательном кресте.
Начало статьи С. не предвещает ничего особенного:
1).Описание изображение древнего креста, принятого сейчас у старообрядцев:
«На нательном (наперсном) кресте (у мирян) отсутствует изображение распятого Христа (у старообрядцев)».
2). И причина, почему на нём нет изображения Распятия.
«Дабы избежать еретичного отношения к образу, на наперсном кресте образ заменен символом-знаком восьмиконечным Крестом, лишь означающим Распятие, но не изображающим его.»
А дальше Остапа «понесло…» )
«Как видишь, читатель, простой народ на Руси распятого Христа на груди не носил. Это один из тех штрихов, который привел к рекам человеческой крови в результате церковного раскола в рамках «самой правильной православной веры»… Когда этот крест с мертвым человеком попытались надеть на русских людей.»
Христос-Сын БОЖИЙ для С. — «мёртвый человек», то, что Христос — БОГ, автор, видимо, не знает, и что Он Воскрес — тоже забыл.)))
Заметьте, явное противоречие, в первом абзаце, С. пишет, что Распятие не изображалось на Кресте из великого почтения к образу («дабы избежать еретического отношения к нему»), а уже здесь С. измышляет свою причину – дескать, не хотели носить «мёртвого человека» (изображение распятого ХРИСТА)!
Крест с Распятием, якобы, «заставляли» надеть, а народ не хотел носить крест с «мёртвым человеком». И это было «одной из причин» раскола и «привело к рекам человеческой крови» —
до такой беспардонной лжи, которую излагает С,. ещё никто не додумался… Но, к позору С., она легко опровергается.
Дальше – больше… Здесь уже шизофренический бред, который в комментариях не нуждается:
«Второй момент в том, что с мертвым телом на груди русский человек никогда не разогнется и не встанет с колен. Мертвое тело на груди как и мертвые мощи в церквях для того и предназначены, чтобы запечатать ЖИЗНЬ… И обрати внимание, читатель, без мертвого тела образ становится еретическим!»
Итак,
С., как всегда в своём репертуаре. Не зная в сущности темы, ищет очередной предлог, чтобы своими измышлениями ввести людей в заблуждение и хоть как-то напакостить Православию.
Но факты показывают несостоятельность и лживость его аргументов.
1.Во-первых, между старообрядцами и православными давно уже нет никаких препятствий для общения и служения. Некоторые обычаи, сохраненные старообрядцами, вошли в общецерковный обиход.
2. Вот, что старообрядцы говорят о кресте: «Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа.
И с этим мы совершенно согласны.
3.С., помнится, от одного вида креста «колбасило» и вводило в дикое беснование. Неужели одумался и стал почитать крест, хотя бы и старообрядческий?! С чего вдруг его переживания о «правильности» креста? Впрочем, напрасно он тужится доказать, что крест с Распятием — «не правильный», ссылаясь на старообрядцев, так как на большинстве крестов, в том числе священнических, у старообрядцев также присутствует изображение ХРИСТА. http://trsobor.ru/listok.php?id=453, и смотрите картинки по теме.
4. Утверждение С., что «новый» крест с изображением ХРИСТА был одной из причин раскола и гонений на сарообрядцев — грубая и очевидная ложь.
В реформах Патриарха Никона ни слова не было о кресте.(!)
Тем ни менее, это не мешает С. с наглостью американского политтехнолога заявлять: «Это один из тех штрихов, который привел к рекам человеческой крови в результате церковного раскола в рамках «самой правильной православной веры…Когда этот крест с «мертвым человеком»(!) попытались надеть на русских людей.».
Как у западенцев всегда виновата Россия, так у С. всегда виновата Русская Православная Церковь. Аргументов нет, зато есть наглая, чудовищная ложь. Глядишь, кто-нибудь, да попадётся на крючок.
Между тем, во многих исследованиях, в том числе в исследовании Г.Х. Самигулова ЕЩЕ РАЗ О ЛИТЫХ КРЕСТАХ – ТЕЛЬНИКАХ КОНЦА XVII – СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА http://ostrog.ucoz.ru/publikacii_2/4_100.htm
показано, что «И старообрядцы, и никониане использовали (в XVIII – начале XIX вв.) в качестве тельников кресты, основные формы, иконографии и декор которых сложились в XVII в. еще до раскола»…
«Попытки интерпретировать какие-либо кресты как старообрядческие, т.е маркирующие принадлежность к старообрядческой ветви православной церкви некорректны, кроме, возможно, тех случаев, когда об этом свидетельствует вариант молитвы креста на обороте…»
Так что, реальные факты подтверждают, что никакие «новые» кресты не пытались надеть на русских людей, и не в результате этой, вымышленной С., якобы, «причины» произошёл раскол. Древние Кресты с символическим изображением Распятия носили все до начала 19 века, да и сейчас они никому не возбраняются.
5. Апофеоз бредовых «рассуждений» С. – его сентенции о «мёртвом человеке»!
С.: «Второй момент в том, что с мертвым телом на груди русский человек никогда не разогнется и не встанет с колен. Мертвое тело на груди как и мертвые мощи в церквях для того и предназначены, чтобы запечатать ЖИЗНЬ… И обрати внимание, читатель, без мертвого тела образ становится еретическим!»
Уже давно была замечена склонность С. к некрофильской тематике.
Попробуем как-то поуспокоить страдальца и внести элементы богословских знаний в его болезненное и неадекватное восприятие ХРИСТА и Распятия.
1). ХРИСТОС – Истинный БОГ и Истинный Человек.
2). По католической традиции на Кресте изображён страдающий Человек, по православной – Всемогущий БОГ! Именно в этот момент ОН побеждает ад и открывает врата в Рай.
3). ЕГО Человеческое Тело оБОжено, то есть не подвержено распаду и тлению и освящено Божественной Силой, которая чудодейственно освящает и Крест, наделяя Его могучей силой в борьбе со злом.
4). Поэтому русские православные люди у самого сердца носят Крест с явным или символическим (древние кресты) Распятием, не только как символ принадлежности к Христианству, но и как освященною силой БОЖЬЕЙ и благодатью Святого Духа Святыню.
На обратной стороне древнего креста часто писали слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся…»
Это С. стоит ещё раз внимательно прочитать, поскольку непосредственно его касается…)))
5). Смерть тела – начало Воскресения Христа как БОГА!
«Мёртвое тело» ХРИСТА Воскресает! И это Величайший христианский праздник – Воскресение ХРИСТОВО! Потому что оно означает, что и наши тела после смерти воскреснут!
Вновь слышен глас, ликующий, с Небес:
«И вы Воскреснете! Христос Воскрес!»,
И торжествует хор людских сердец,
И вторит радостно: «Воистину Воскрес!»
Итак, Крест и Распятие ХРИСТА не «запечатывают» жизнь, а являют путь к Воскресению и Вечной Жизни.
Крест, Распятие и Воскресение ХРИСТА становятся символами Силы БОЖИЕЙ, дарующей Воскресение и Вечную Жизнь каждому человеку.
6. А что там за чушь про «еретический» образ? Чей образ?
Если Образ ХРИСТА, то он свят всегда, и на Кресте, и при Воскресении, и при Вознесении, и в других эпизодах Своей Жизни.
7. И наконец, почему раньше было принято на нательных крестах изображать Христа символически? Из благоговения к изображению ХРИСТА, которое православные воспринимали как икону. (А отнюдь не по причине выдуманной С.). Считалось, что икону нельзя скрывать, даже на груди, она должна быть всегда на виду.
«Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия там быть не должно»,
— так пишут старообрядцы. Как видим, никаких упоминаний о «мёртвом теле» нет и быть не может. Только почитание и благоговение.
И далее: «Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества»,
— вот аргументы старообрядцев, как видим, вполне благочестивые, нацеленные против язычества. В Православной традиции используются обычно нательные кресты с Распятием, не опасаясь неправильного к Нему отношения.
Учитывая, что С. — ярый язычник, странно, что он защищает древний (старообрядческий) крест, нацеленный именно на то, чтобы не допустить близко даже намёка язычества. Ну, бывает, видимо не разобрался малость.)))
8. И ещё раз слова старообрядцев, которые абсолютно согласуются с современным Православием: «Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа».
Использованы цитаты из(http://starove.ru/obychai/krestik/)

Нательные кресты в традиции русского благочестия

Часть 1

На Крестопоклонной седмице мы продолжаем публикацию исследовательского материала настоятеля храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерея Михаила Воробьева об истории нательных крестов (см. газета «Православная вера» № 04 от 2019 года).

В сегодняшней статье рассматривается развитие форм креста в период Московского государства.

Тверские кресты

Вторая половина XIII столетия стала временем упадка древнерусского искусства и ремесел. Разгром Киева в 1240 году привел к прекращению деятельности большинства художественных мастерских. Что касается Северо-Восточной Руси, куда к тому времени переместился центр политической жизни, свои художественные традиции и школы там еще не сложились.

Однако катастрофа монгольского нашествия не прекратила духовного и культурного развития Руси, а лишь замедлила его. Церковь, сумевшая отстоять свою духовную независимость и оставшаяся единственным залогом государственного единства, поддерживала стремление русского народа к объединению и освобождению. В подчиненных Орде русских княжествах строились храмы, составлялись летописи, писались иконы, отливались кресты.

Крупным центром производства нательных крестиков в XIV–XV столетиях становятся Тверь и Старица. В Твери, как пишут исследователи В. В. Солдатенкова и Н. Е. Персов, «обнаружено более 4500 индивидуальных находок, датируемых от XI до рубежа XVIII–XIX веков… Найдено большое количество изделий свинцово-оловянистого сплава, в том числе крестов-тельников и других предметов христианского культа».

Тверские кресты не были такими разнообразными, как домонгольские. Тем не менее, можно выделить несколько типов, самым характерным из которых является небольшой прямоконечный крест с изображением Михаила Архистратига на обороте и Распятия, Нерукотворного Спаса или Никиты Бесогона на лицевой стороне.

Святой великомученик Никита, запомнившийся русскому народу благодаря житийному эпизоду побивания беса собственными веригами, был в XIV–XVIII веках одним из любимых русских святых. Вершковые (то есть небольшие, около шести сантиметров в длину) иконы Никиты Бесогона отливались в старообрядческих мастерских до начала XIX века.

Новые энколпионы

В конце XV века Тверское княжество, которое в течение столетий противостояло Москве, утратило независимость. Знаком смены эпох стало исчезновение с оборотной стороны нательных крестов изображения Архангела Михаила. На лицевых сторонах стали появляться лики недавно прославленных московских святых: преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия Московского. При этом Московский митрополит Алексий изображается в процессии «Шествие на осляти»: это яркое театрализованное действо ежегодно проходило в Москве на Вербное воскресенье.

Наиболее распространенными в XV–XVI столетиях стали наперсные (носившиеся на груди поверх одежды) кресты довольно большого размера (как правило, 8,4х5,6 см), имитировавшие домонгольские энколпионы — двустворчатые кресты-складни. На лицевой стороне этих двухсторонних крестов изображалось Распятие с предстоящими Божией Матерью и святой Марией Магдалиной, апостолом Иоанном Богословом и мучеником Лонгином Сотником. В верхнем медальоне помещалось изображение Святой Троицы, в нижнем — святого Никиты Бесогона, на оглавии — образ Спаса Нерукотворного. На обратной стороне в центральной части — образ Богородицы «Знамение» в ромбе с символами евангелистов или ростовое изображение пророка Илии с избранными святыми в боковых медальонах. Такие двустворчатые кресты правильнее было бы называть псевдоэнколпионами, так как они отличаются очень неглубоким ковчегом и часто не имели никаких вложений. К началу XVII века они превращаются в обычные двусторонние кресты с теми же изображениями.

Кресты «процветшие» и «огненосные»

Единственный прижизненный портрет патриарха Никона и его соратников. Характерной деталью этого группового портрета являются очки патриарха — символ расширения кругозора, которые вместе с четками — символом традиции — держит его иподиакон

В конце XVII столетия в русской храмовой архитектуре возникает новый стиль — московское барокко. Многочисленными памятниками этого стиля стали московские и подмосковные, а затем и провинциальные церкви, отличающиеся изяществом, безукоризненными пропорциями, использованием во внешней отделке богатого декора: колонн, капителей, раковин.

Психология московского интеллигента эпохи барокко наглядно представлена в единственном прижизненном портрете патриарха Никона и его соратников. Мы видим людей утонченного художественного вкуса, хорошо знающих цену традиции, но не закрывающих своего сердца от новых веяний. Характерной деталью этого группового портрета являются очки патриарха — символ расширения кругозора, которые вместе с четками — символом традиции — держит его иподиакон. Речь идет о людях государственного мышления, духовных лидерах эпохи. И в то же время это мечтатели, художники и поэты, вдохновленные красотой нового мировосприятия.

Трудно сказать, насколько самобытным было московское барокко. При всей оригинальности художественных идей этого нового русского увлечения невозможно исключить европейское влияние, передававшееся через Польшу и Киев. Это особенно заметно в иконописи и музыке. Однако внимательное рассмотрение сохранившихся в изобилии архитектурных памятников той эпохи позволяет увидеть иные интенции. Московская Русь еще в XV веке была очарована искусством фрягов — выходцев из Южной Европы романского происхождения, строивших стены Московского Кремля и его первые каменные соборы. Изящество итальянцев, сохранявшееся в памяти сердца и вошедшее в повседневную жизнь москвичей, перебивало тяжеловесную грубость и легкомыслие поляков и киевлян.

Барокко как художественный стиль проявило себя во всех областях русского искусства, как светского, так и церковного. Его эмоциональная сила проникала даже в такую обособленную область, как церковная металлопластика. Удивительно, что барочные элементы появляются здесь раньше, чем в других сферах — едва ли не ранее, чем в архитектуре. Так, В. Н. Перетц отмечает: «По-видимому, с конца XV или с начала XVI века в Московской Руси слагается тот новый, отличный от древнейшего южного, тип меднолитых изделий, который далее с небольшими вариациями господствует… до XIX века… Получают особо широкое распространение следующие виды меднолитых изделий: кресты осеняльные, часто украшенные эмалью, кресты наперсные, кресты тельные разнообразной формы…».

Наиболее ярко узорочье барокко проявляется в так называемых процветших и огненосных крестах. В первом случае крест становится зримым символом райского Древа Жизни, которое оказалось недоступным Адаму, прежде вкусившему плода с Древа познания добра и зла. Во втором случае крест — символ Воскресения, которое этимологически родственно славянскому глаголу «кресати» — высекать огонь. «Процветшие» кресты украшаются стилизованными листьями и стеблями, образующими всевозможные завитки. «Огненосные» кресты кажутся объятыми языками пламени.

Классификация нательных крестов XVII столетия, предложенная Э. П. Винокуровой, включает в себя 12 типов крестов, каждый из которых разбивается на несколько подтипов, существующих в нескольких вариантах и подвариантах форм. При этом многочисленность разновидностей нательных крестов этой эпохи и возможность проследить их связь с более древними образцами убедительно доказывают, что в этом виде прикладного творчества стилистические особенности барокко, равно как и в архитектуре, возникают самостоятельно, вне влияния европейских художественных идей.

Стилистические особенности московского барокко весьма интересно проявляются в нательных крестах «северной работы», изготовленных в мастерских Великого Устюга и Сольвычегодска. Еще одним подтверждением того, что художественные идеи барокко в России органично соединялись с древними национальными традициями, является группа криновидных крестов с сомкнутыми концами, распространенных на Русском Севере с XVII до начала XIX столетия. Как замечает Э. П. Винокурова, кресты такого типа (всего известно пять вариантов) восходят к древнему Людогощенскому кресту, почитавшемуся в Новгороде с XIV столетия.

В конце XVII столетия формы нательных крестов становятся весьма замысловатыми. Эстетика этого предмета личного благочестия все более обмирщается. Нательный крест все более становится украшением, а не чем-то сакральным и скрытым от всех. К концу XVIII столетия это обмирщение церковного искусства проявилось в крайнем оскудении иконографии нательных крестов. С угасанием барокко они становятся все более единообразными и эстетически бедными. Духовное содержание образа теряется, несмотря на широкое применение драгоценных металлов, эмалей и различных ювелирных тонкостей. Безудержное развитие орнаментальности сопровождается устранением из числа изображений святых. На нательных крестах XVIII и XIX столетий почти невозможно найти ни образа Богородицы, ни ликов святых. Одновременно с этим начинают распространяться крестики с изображением Распятия, которые в предыдущее столетие были на Руси почти забыты.

Старообрядческие кресты

Старообрядцы первых поколений, безусловно, носили те же кресты, что и остальные русские люди, то есть обычные нательные крестики XVII столетия, которые, как уже было сказано, имели огромное количество типов и разновидностей. До конца XVIII века эти формы воспроизводились (с неизбежным упрощением) в старообрядческих медницах, главным образом, в Выговских мастерских. Основной иконографический признак русских нательных крестов середины XVII века состоит в отсутствии Распятия — соответственно, и все кресты, отливавшиеся в старообрядческих медницах в XVIII и XIX веках, Распятия не имели.

Старообрядцы признают единственную форму креста — восьмиконечную, в которой к обычному четвероконечному кресту добавляется перекладина, изображающая дощечку с «титлами Пилата», и косая перекладина — «подножие». Однако восьмиконечный нательный крест сложен в изготовлении и неудобен в ношении. Поэтому старообрядческие кресты в основном имеют четырехугольную основу, поверх которой изображается восьмиконечный крест.

На рубеже XVIII–XIX столетий в старообрядчестве утверждаются по преимуществу два типа нательного креста: «прямой» — мужской и «листик» — женский. При этом тип «листик» является логическим завершением развития типа креста «процветшего».

«Мужской» старообрядческий крест имеет очень простой вид. Это прямоугольный крест с прямыми углами в средокрестии. На лицевой стороне помещается изображение восьмиконечного креста с параллельными ему, то есть строго вертикальными, тростью и копием. Поверх восьмиконечного креста располагается надпись «Царь Славы», по бокам средней перекладины или над ней — инициалы IC XC. Выше средней перекладины на больших мужских крестах размещается надпись КРСТ ХРАН, ниже ее — СН БЖIЙ и НИ КА, а внизу — буквы К, Т, Г, А и иногда дополнительные буквы М, Л, Р, Б.

Отсутствие аббревиатуры IНЦI показывает, что прототипом большинства старообрядческих крестов были кресты поморские, потому что именно старообрядцы поморского согласия отвергали как «Никоновы новины» «титла Пилата» вместе с изображением Святого Духа «в виде голубине». В подножии восьмиконечного креста размещалось схематическое изображение Голгофы; оно могло быть ступенчатым, треугольным, овальной формы и включало в себя столь же схематическое изображение черепа. На обратной стороне помещалась молитва «Да воскреснет Бог…», некоторые кресты XVIII века имеют гладкий оборот.

Женский старообрядческий крест, называемый «листиком», действительно напоминает по форме дубовый лист. На лицевой стороне в окружении замысловатого орнамента помещалось изображение восьмиконечного креста с теми же надписями, что и на мужском кресте. На обороте размещалась молитва «Да воскреснет Бог». На некоторых выговских крестах эта молитва заменяется красочным многоэмальным орнаментом.

Крест с Никитой-Бесогоном. Тверь. XIV век

Крест-энколпион с изображением Никиты-Бесогона. Конец XIV – начало XV века

Процветшие и огненосные кресты XVII века

Серебряные кресты «северной работы» рубежа XVII–XVIII веков

Людогощенский крест

Нательный крест с «книжным» орнаментом на обороте. XVII век

Нательные (наперсные) кресты с замкнутыми криновидными окончаниями. Русский Север. XVIII век

«Мужской» старообрядческий крест. XIX век

«Женские» старообрядческие кресты. XIX век

Газета «Православная вера» № 06 (626)

Клуб «КоллекционерЪ» Коллекционеры и Кладоискатели Севера

Старый нательный крест является довольно частой находкой поисковика.Обычно медный или бронзовый,реже серебряный или с эмалью.Он является неизменной сопуткой главной цели поиска-монет.На нательные кресты как таковых полных каталогов не существует,да и создать их практически невозможно,так что постараюсь хоть как-то систематизировать кресты по типам,начиная со средневековья Руси ФОТО НАТЕЛЬНЫХ КРЕСТОВ
2015-10-27 13.59.51.jpg
Для христианской религии крест является главной реликвией,связанной с жизнью и смертью Христа. Хотя крест использовался в различных религиях задолго до появления христианства.В Древнем Египте крест с кольцом сверху(анх) был символом жизни и возрождения после смерти.В Индии крест рисовали на руках бога Кришны,Кельтский крест являлся союзом земного и небесного начала.
В христианстве крест является парадоксальным и уникальным. В Ветхом завете распятий не описано.Придуманное римлянами распятие было орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий, поскольку смерть наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. Однако в христианстве крест, напротив, стал знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры.
Форма распятия до сих пор является предметом споров. Традиционный крест, состоящий из двух перпендикулярных балок, называется латинским крестом и используется в католической ветви христианства вместе со скульптурным изображением на нем распятого Христа.
В православной традиции, кроме перекладины для рук, существует еще нижняя косая перекладина, куда были прибиты ноги Христа, и верхняя в виде таблички, на которой написано ІНЦІ ( «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Косая перекладина символизирует двух разбойников, которые приняли смерть вместе с Иисусом: конец, который смотрит вверх — того, что раскаялся и вознесся на небо, опущенный вниз — того, что упорствовал в грехе и попал в ад.
Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа ради нашего спасения; здесь видно страдающее в муках человеческое тело Спасителя. Такой образ более характерен для католического Распятия.
NK3MCHNnn50.jpg
Кроме того, существует версия, что казнь через распятие проводили вовсе не на кресте, а на обычном столбе. Вследствие этого многие религиозные течения вообще отрицают существование креста либо отрицают поклонение ему как реликвии: катары, мормоны, свидетели Иеговы.
Первые христиане не почитали крест,считая его орудием смерти и символом позора.У них были другие символы-ангец,рыба,якорь,трезубец.В то время на территории Римской империи был распространён культ бога Митры,символом которого тоже был крест.Крест для христиан в то время ещё не являлся тем символом ,который можно было подвесить на шнурок или цепочку и носить как амулет. Такое употребление креста появилось значительно позже.До эпохи Константина Великого христиане воздерживались от изображения Христа,заменяя его монограммойhttp://s008.radikal.ru/i305/1510/3a/a686f383698e.jpg , состоящей из букв «Хи» и «Ро».Существует легенда что данная монограмма явилась в небе Константину Великому.Такой символ Христа можно увидеть на многих русских иконах.
Поклонение кресту начинается с IV в., когда, согласно преданию, мать императора Константина – Елена нашла в Иерусалиме крест, на котором якобы был распят Господь.Хотя существует такая теория,что будучи не способными искоренить более древний культ,христиане использовали один трюк,которым они в последующем пользовались неоднократно.Смысл трюка в следующем-если не можешь что-то уничтожить,нужно перекроить и назвать своим. Так в последствии на месте капищ вырастали церкви, древние праздники вписывались в церковный календарь, древних богов заменяли «святые».
x_128.jpg
Католическая энциклопедия насчитывает 40 видов крестов в христианстве. Большинство из этих крестов друг на друга только издалека похожи,многие из них имеют явно не христианские корни.Вероятнее всего что это древние символы были присвоены, чтобы обрести контроль над дохристианской традицией.
Существует несколько видов крестов различающихся по своему назначению. Это простой монолитный нательный крест (тельник), нагрудный или наперстный, энколпион или крест-мощевик, состоящий из двух створок с полостью внутри, киотный крест и напрестольный.
Тельный крест, он-же нательный. Является самым распространенным с древних времен до наших дней типом крестика. Являет обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. В основном изготовляются из меди и ее сплавов и отличаются небольшими размерами (2.5-5 см). Именно тельным крестам и посвящена данная тема.
Наперсный крест. При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также обязательными предметами княжеского и царского облачения, применялись и как награда для священнослужителей. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.
Энколпион. Крест-мощевик. Этот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священ¬ных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники.
Киотный крест. Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.
Напрестольный крест. Являются необходимой принадлежностью христианского храма. Располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием. Применяются при проведении церковных служб. Отличаются от наперсных и киотных крестов большими размерами — от 30 см и выше.
Все эти типы крестов в данной статье рассматривать не будем,кому интересно,в интернете эта информация есть.Остановимся на более близких к копательскому сердцу наших родных древне-русских средневековых и православных нательных крестах.
4084623.jpg
Для начала отметим символы,наиболее часто встречающиеся на крестах.
ІНЦІ(ИНЦИ,католики-место лобINRI)-Иисус Назаретянин,царь иудейский
НИКА,NIKA-победа Христа над смертью,воскрешение
МЛРБ-место Лобно рай бысть(Место Лобное стало раем.Голгофа с еврейского-Лобное место)
ICXC-Иисус Христос
ЦРЬ СВЫ,ЦРЬ СЛВЫ-царь славы
СНЪ БЖIЙ-Сын божий
ГА-Глава Адама
ГГ-гора Голгофа
К-копьё сотника Лонгина(часто изображается слева от креста)
Т-трость с губкой(часто изображается справа от креста)
На изображении Голгофы под черепом Адама кости рук лежат правая на левой,как при погребении или причащении.Голгофа часто изображается ступеньками,которые символизируют путь Христа на Голгофу.Всего изображают три ступени,которые символизируют веру,надежду и любовь.
В данной публикации буду рассматривать лишь нательные кресты,т.е.про крупные наперстные типа пропелеров вы в этой статье не найдёте.Нательные кресты в большинстве случаев имеют высоту не более 8 см.Из крупных к нательным отнёс только энколпионы с разновидностями,как предшественики нательных крестов голгофского типа
Средневековые кресты
домонгольские кресты X-XIIIвеков.

По данным видам крестов на данный момент каталогов не существует и не выделены основные типы,хотя публикаций на эту тему довольно немало.Образом ранней публикации может служить двухтомное издание коллекции Б.И и В.Н.Ханенко,вышедшее в Киеве еще до революции.Сейчас,почти через сто лет вышел целый ряд каталогов частных коллекций,с разделами,посвященных крестам домонгольского периода.Здесь можно упомянуть «Тысячелетие креста»А.К.Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики»А.А.Чудновца,Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIIIв».Несмотря на это какой-либо конкретной систематизации нету,так что будем пользоваться тем что есть.Кресты домонгольского периода условно делятся на несколько больших групп:
А)Кресты с изображением Иисуса,Богоматери,архангелов,святых и т.д.Это самые редкие кресты того времени.Хотя в той-же Византии на крестах уже вовсю использовалось изображение Христа и различных святых,на Руси кресты с подобным изображением представляют редкость.
древнерусские кресты с распятиями.jpg
Б)Кресты с орнаментом.Среди крестов о орнаментом попадаются от простых,украшенными точками,до сложных скандинавских и византийских орнаментов.Часто кресты,украшенные орнаментом имеют развлетвения на концах креста либо лопасти.
кресты с орнаментом.jpg
В)Основную массу крестов данного периода представляют кресты с криновидным окончанием лопастей,то есть подобным цветку лилии. Помимо идеально клиновида часто попадаются следующие формы завершения:три точки,расположенные треугольником,треугольник,окружность с тремя точками по краю,бусина с одной или тремя точками,просто бусина и окружность.На первый взгляд округлое завершение ветви креста не может быть отнесено к криновидному,но если построить типологический ряд ,то видна трансформация,превращающая криновид в окружность или бусину
кресты с кленовидным окончанием.jpg
Г)Крестовидные подвески.С данным типом ,довольно многочисленным,не очень всё ясно.Они несут в себе как элементы христианства,так и язычества.Единственное что привязывает данный тип подвесок к христианству,является многочисленные находки такого-же плана из Византийской империи.Следует отметить,что на большинстве подвесок такого типа крест,включенный в круг, имеет криновидное или близкое к криноидному завершение.
крестовключенные подвески.jpg
Д)Лунницы с крестом.Одну из самых интересных групп представляем симбиоз язычества и христианства.Без сомнения можно утверждать,что крест на языческой луннице представляет христианский символ и является символом двоеверия,которое возникло при переплетении двух вер и в некоторых областях сохранилось до позднего времени.
луница.jpg
Е)Каменные крестики.Представляют собой обширную группу ранних русских крестиков,обычно без узоров и резьбы,иногда заключены в серебрянную оправу.В основном сделаны из шифера ,реже из мрамора.
каменный крест.jpg
Ж)Кресты эмалевые или с чернью.Отличаются по цвету эмали,количеству бусин,реже встречаются односторонние и чернёные.
Тельные кресты позднего средневековья
В этот период увеличивается количество крестов,отлитых в серебре и явно заказных изделий в медном сплаве,что характеризует увеличение числа явно зажиточных людей.Причем наблюдается объединение различных традиций и школ,что характерно,учитывая общерусскую направленость политики,как светской так и духовной власти.
А)В первую очередь хочу отметить в крестах данного периода ЭНКОЛПИОНЫ или Энкоплий.Это прототип наперстного креста,появился на Руси в более ранний период из Византии,но с XIV века они стали использоваться для хранения мощей.Энколпионы изначально имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их в большинстве случаев помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг.Более поздние энколпионы имеют довольно обширное многообразие формы,размеров и изображенных на них библейских сюжетов.В Древней Руси чаще использовались крестообразные энколпионы.Энколпион являлся наградой для священнослужителей при воздвижении в сан.На многих иконах в руках святых изображены энколпионы.Энколпионы очень редко находят в захоронениях,это означает что ими очень дорожили и передавали по наследству.
Одна из разновидностей-крест мощевик.Отличие заключается в том,что мощевик может быть не только наперстный,но и напрестольный.
22362_1291214143.jpg
А-1)Лже-энколпионы.Это поздние кресты XV-XVI веков,увеличинных в размерах до 8-10 см,однако бортики таких крестов были настолько малы,что поместить туда какие-либо мощи было невозможно,скорее всего были предназначены для хранения вторичных святынь небольших частей облачений святых мощей, всевозможных платов и пелен, которыми украшались раки с мощами и ковчеги с подлинными «первичными святыми».
Помимо них в эту группу можно отнести переливки с энколпионов с неподвижными оглавиями и створки которых не открываютя.
«По мотивам» этих переливков начинают отливаться обычные тонкие кресты, носившиеся поверх одежды, которые к концу XVI столетия полностью заменили миниатюрные нательные крестики домонгольского периода.
Б)В особую группу можно выделить крестики с золотоордынским влиянием.Основная часть находок подобных крестиков приходится с территорий,имевших взаимосвязи и поддержку Золотой Орды.Для примера Нижегородско-Суздальское княжество.
Отличительной особенностью данной группы является изображение своеобразного затейливого орнамента на кресте.
В)Кресты с изображением Спаса Нерукотворного и святых.Так как Спас Нерукотворный характерен для Москвы,то следует предположить,что кресты данного типа подчеркивают принадлежность носившего к Московской Руси.Большинство крестов этого типа односторонние и помимо изображения лика Спаса Нерукотворного несут на себе изображения других святых,часто встречаются изображения Богородицы,Иоана-Богослова,Никиты-бесогона,Николая Чудотворца,Николая Угодника,архангела Михаила,Сергия Радонежского,Флора и Троицы.
спас нерукотворный и святые.jpg
Г)Килевидные тельники. Как правило,это односторонние кресты с прямым средокрестием,удлинённой нижней лопастью и расширением древа вверху и внизу.Причем нижнее расширение древа имеет форму,близкую к килевидной,украшенную дополнительными вырезами.На лицевой стороне представлен один из следующих сюжетов: Голгофский крест, Богородица ;Христос Благословляющий; Христос на престоле; митрополит Пётр; Никита Готский; Никита Угодник; Никита Бесогон, реже встречаются и другие святые или ангелы ( архангелы ).
килевидные кресты.jpg
Д)К особому типу стоит отнести кресты,чаще грубого литья без каких-либо надписей и символов,реже с ними.Часто имеют развлетвения и различные типы окончаний,например бусины.
Е)Восьмиконечные кресты.Особо почитались старообрядцами.Впервые «осьмиконечный» крест нарисован на Новгородской иконе XII века.
КРЕСТИКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
К началу нового времени иконография на крестах значительно усложняется.Однако из-за незначительных размеров появилась трудность в правильной передаче духовных образов принятых на нательных крестах.Из-за раскола церкви в XVII веке стал складываться своеобразный стиль русского креста.Поэтому нательные кресты с XVIII века отличаются сложностью формы и излишними декорациями.Однако основой послужила обычная форма нательного креста и наложенного на него распятия.Нередко крест дополнялся и другими церковными сюжетами.
Наибольшее влияние оказала символика древа жизни-проросшего креста господня.В мелкой медной металлопластике это выражалось обрамлением краёв креста растительным орнаментом,часто прорезным и ажурным.
На средней перекладине довольно часто появляется изображение тернового венца,который со временем превращается в особое украшение,называемое цапой.Все кресты данного периода характеризует одна особенность,на них изображен Голгофский крест(смотрите описание и изображение в начале статьи). По понятиям того времени,на нательном кресте,т.е. тем,что носится под одеждой не должно быть распятия,крест изображался чисто условно.Практически все кресты с распятиями остались на более крупных крестах.
Однако в конце XIX века на тельниках из драгоценных металлов начинает появляться изображение распятого Христа.
Довольно часто на обратной стороне креста,обращенной к телу,писался текст какой-либо молитвы.Очень часто использовался текст псалма 67 «Да воскреснет Бог».
В XVII–XVIII веках фантазия русских мастеров серебряных и золотых дел в украшении крестов-тельников не знает границ. Особыми узорами в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмалевых центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегорске. Они расскашивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром.
В подражание серебряным стали отливаться медные кресты таких же форм.