Старцы на афоне

Афонские старцы – о грядущих испытаниях и судьбах России

Ермилин Петр28.07.2019 в 17:20

В 2001 году группа самарских священников и мирян во главе со своим архипастырем архиепископом Сергием посетила Святую Гору. Впечатления от этого паломничества были опубликованы в первом номере православного альманаха “Духовный собеседник” за 2002 год. Поскольку нередко во время встреч со святогорскими насельниками речь заходила о судьбах России, то редакции показалось небесполезным ознакомить с высказываниями афонцев наших читателей.

В частности, в греческом монастыре Ватопед особо принял Самарского архиерея 85-летний старец монах Иосиф (Иосиф-младший), ученик почившего в Бозе знаменитого Иосифа Исихаста, который ныне живет в келии неподалеку от монастыря и окормляет эту обитель. О. Кирион, который сопровождал владыку в качестве переводчика, после этой встречи рассказывал так:

“У старца на лице написана благодать. Он сказал нам о судьбах мира и грядущих грозных событиях. Господь долго терпел беззакония наши, как перед великим потопом, но теперь наступает предел долготерпению Божию – пришло время очищения. Переполнена чаша гнева Божия. Господь попустит страдания для уничтожения нечестивых и богоборцев – всех тех, кто сделал современные беспорядки, вылил грязь и заразил народ. Господь попустит, что они с ослепленными умами будут уничтожать друг друга. Много будет жертв и крови. Но верующим бояться не надо, хотя и для них будут скорбные дни, скорбей будет столько, сколько Господь попустит для очищения. Ужасаться этого не надо. Потом будет всплеск благочестия в России и во всем мире. Господь своих покроет. Люди вернутся к Богу.

Мы уже стоим на пороге этих событий. Сейчас все начинается, потом у богоборцев будет следующий этап, но они не сумеют осуществить свои планы, Господь не допустит. Старец сказал, что после всплеска благочестия будет близок конец земной истории”.

* * *

Не лишил старец своей беседы и прочих русских паломников.

Молитвы афонских старцев о будущем России

“Мы молимся, – говорил он им, – чтобы русский народ пришел в то свое нормальное состояние, которое было до разрушения, потому что мы имеем общие корни и переживаем за положение народа русского…

Такое ухудшение сейчас – общее состояние во всем мире. И это состояние есть именно тот предел, после которого уже начинается гнев Божий. Мы достигли этого предела. Господь только по милости Своей терпел, а теперь уже терпеть не будет, но по правде Своей станет наказывать, потому что пришло время.

Будут войны, и мы будем испытывать большие трудности. Сейчас власть во всем мире захватили евреи, и цель их – искоренить христианство. Гнев Божий будет таков, что все тайные враги Православия будут уничтожены. Специально для этого посылается гнев Божий, чтобы их уничтожить.

Испытания не должны нас ужасать, мы всегда должны, иметь надежду на Бога. Ведь так же страдали тысячи, миллионы мучеников, так же страдали и новомученики, и поэтому мы должны быть готовы к этому и не ужасаться. Терпение, молитва и упование на Промысл Божий должны быть. Будем молиться за возрождение христианства после всего того, что нас ожидает, чтобы Господь действительно дал нам силы возродиться. Но этот вред пережить надо…

Испытания давно начались, и надо ждать большого взрыва. Но после этого уже будет возрождение…

Предсказания афонских старцев

Сейчас начало событий, тяжелых военных событий. Двигателем этого зла являются евреи. Их дьявол понуждает начать, чтобы уничтожить семя Православия в Греции и в России. Это для них главное препятствие к мировому господству. И они понудят турок все-таки прийти сюда в Грецию и начать свои действия. А Греция хотя и имеет правительство, но как такового на самом деле его как бы и нет, потому что оно не имеет силы. И турки придут сюда. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы отбросить турок. События будут развиваться так: когда Россия пойдет на помощь Греции, американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было воссоединения, слияния двух православных народов. Поднимут и еще силы – японцев и другие народы. На территории бывшей Византийской империи будет большое побоище. Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать воссоединению и возрастанию роли Православия. Но это обернется полным уничтожением ватиканского влияния, до самого основания. Так повернется Промысл Божий…

Будет попущение Божие, чтобы были уничтожены те, кто сеет соблазны: порнографию, наркоманию и т. п. И Господь так ослепит их умы, что они будут уничтожать друг друга с ненасытностью. Господь попустит это специально, чтобы провести большую чистку. Что касается того, кто управляет страной, он недолго будет, и то, что теперь творится, будет недолго, а потом сразу война. Но после этой большой чистки будет возрождение Православия не только в России, но и по всему миру, большой всплеск Православия. Господь дает Свое благоволение, благодать так, как это было вначале, в первые века, когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится три-четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста. Вот такие ужасные события мы должны пережить, но пусть они нас не ужасают, потому что Господь Своих покроет. Да, действительно, мы переживаем трудности, голод и даже гонение и многое такое, но Господь Своих не оставит. И те, кто поставлен у власти, должны понуждать своих подданных больше быть с Господом, больше в молитве пребывать, и Господь Своих покроет. Но после большой чистки будет и большое возрождение…”

* * *

Явление Николая II афонскому старцу во сне

Услышали паломники и еще об одном удивительном откровении. Рассказал им о нем, с благословения старших, послушник русского Свято-Пантелеимонова монастыря Георгий:

“Видение было явлено в этом году одному насельнику Святой горы Афон в день убиения царской семьи – семнадцатого июля. Пусть имя его останется в тайне, но это чудо, которое может поразить весь мир. Он советовался со старцами Афона, думая, что, может быть, это духовная прелесть, но они сказали, что это – откровение.

Он увидел огромный-преогромный корабль, выброшенный на скалы в полутемный мрак. Он видит, что корабль называется “Россия”. Корабль наклоняется и вот-вот должен рухнуть со скалы в море. На корабле тысячи и тысячи людей, которые находятся в панике. Они уже думают, что должен наступить конец их жизни, помощи ждать неоткуда. И вдруг на горизонте появляется фигура всадника, он мчится на коне прямо по морю. Чем ближе всадник, тем яснее видно, что это – наш Государь. Он, как всегда, одет просто – в солдатской фуражке, в солдатском мундире, но видны знаки отличия. Лицо его было светлым и добрым, а глаза говорили, что он любит весь мир и пострадал за этот мир, за Православную Русь. Яркий луч с неба освещает Государя, и в этот миг корабль плавно спускается на воду и ложится на свой курс. На корабле видно великое ликование спасенных людей, которое невозможно описать”.

* * *

Страшные откровения Паисия Святогореца, афонского старца

Весьма показательно, что эти пророчества и видения нынешних насельников Афона как бы перекликаются с предсказаниями недавно почивших афонских старцев. В частности, знаменитый Паисий Святогорец (1924-1994), один из величайших столпов афонского монашества ХХ века, говоривший о библейских пророчествах, что “читать их столь же просто, как и газету – так все ясно написано”, описывал грядущие судьбы м i ра следующим образом:

“Помысел говорит мне, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдет в Месопотамию.

Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, китайцы перейдут реку Евфрат, имея двухсотмиллионную армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что эти события приближаются, будет разрушение мечети Омара, т.к. разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию евреями храма Соломона, который был построен именно на том месте.

В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть в этой войне первенствующую роль, но ей отдадут Константинополь. Не потому, что русские будут благоговеть перед греками, но потому, что лучшего решения найти не удастся… Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан.

Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют и поведут себя с бесстыдством и гордостью, и постараются управлять Европой…

Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако объединится не так, как хотят те, кто различными махинациями устраивает всемирное “объединение церквей”, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Христиане объединятся, потому что при создавшемся положении произойдет отделение овец от козлов. Тогда осуществится на деле “едино стадо и един Пастырь” …

Также по теме:

«Взбесился дьявол!»: афонский старец предсказал миру…

Старец Паисий Святогорец: «Сейчас война, духовная…»

Предсмертное пророчество старца Ионы стало…

Предсказание святой Матроны: Россия очнется после…

Сбывшиеся и не сбывшиеся пророчества

Миссия хора — нести Афонскую традицию византийского пения

Русский Византийский Хор «Аксион Эстин» при Николаевском Малицком мужском монастыре г. Твери принял участие в престольном празднике в Свято-Преображенском Скиту Данилова монастыря под Серпуховом. В день памяти святителя Спиридона Тримифунского была совершена праздничная ночная служба, которую возглавил епископ Солнечногорский Алексий. Благодарим настоятеля и братию монастыря за приглашение на Панигир, за возможность разделить радость совместной молитвы.
Русский Византийский Хор «Аксион Эстин» берет свое название от одного из самых почитаемых во всем Православном мире образов Пресвятой Богородицы — «Достойно Есть», который находится на Святой Горе Афон. Перед этой иконой в 10-м веке впервые был исполнен гимн «Достойно Есть» после чудесного явления Архангела Гавриила. С тех пор этот гимн вошёл в состав основных песнопений Православного богослужения и поётся на каждой Литургии по всему миру.
Миссия хора — нести Афонскую традицию византийского пения, дополняя тем самым общий устав Николо-Малицкого монастыря. Игумен Борис (Тулупов) с братией стремятся созидать в монастыре общину святогорского духа. Архитектура, убранство, облачения, сама форма жизни монастыря повторяет древний тысячелетний монашеский уклад. Жизнь обители строится вокруг богослужения, совершаемого по святогорскому чину. Песнопения исполняются на славянском и древне-греческом языках. Хоровой коллектив сложился по инициативе игумена Бориса, который собрал немало певчих, проживших на Святой Горе и впитавших в себя традицию византийского афонского богослужения. Византийское церковное пение объединяет православных христиан всего мира. Русский византийских хор Николаевского Малицкого монастыря своим служением вносит свою малую лепту в укрепление единства Мирового Православия.

Николаевский Малицкий мужской монастырь г. Твери

Старцы горы Афон

С древних времен, с периода начала православия существовало старчество — особый вид подвижничества, связанный с руководством, наставничеством, осуществляемым духовными лицами, обладающими большим опытом в жизни и приблизившихся к идеалу духовного совершенства. Старцами часто становились монахи с особым даром видеть и читать в человеческих душах, наставлять и утешать, открывать волю Божью, исцелять духовные и телесные страдания. Но старец — не обязательно монах, хотя атмосфера святой обители и отрешение от мирских соблазнов несомненно способствует развитию этого великого дара и духовному совершенствованию, необходимому для его раскрытия.

Святые монахи горы Афон хранят духовную традицию старчества, история которого тянется вглубь веков к истокам зарождения монашеской республики, поэтому история и современность святогорских обителей и келий изобилует историями святых старцев. Некоторые монахи ничем не выделяются при жизни, и только после смерти их духовный подвиг становится явным. Слава о других разносится далеко за пределы монастырских стен, привлекая сотни паломников. Их наставления переводятся на разные языки, помогая православным всего мира.

Древние и современные старцы горы Афон являют собой образец духовного наставничества, бережно сохраняя и передавая живую духовную традицию Святой Горы.

История старчества на Святой Горе

Согласно преданию, в 49 году Богородица сошла на берег полуострова, и была настолько очарована его красотой, что испросила эту землю у Господа себе в удел. История афонских монастырей, дошедших до современности, началась в 10 веке и тесно переплетена с историей старчества. Многие старцы упоминаются в истории основания монастырей и преданиях, которыми богата гора Афон:

  • Николай, Антоний и Афанасий — монахи, приехавшие на Святую Гору, основатели Ватопеда;
  • Симон, основатель монастыря Симонопетр. Он вел жизнь отшельника в этих местах, а до того сам был послушником у старца, но благодаря духовному труду превзошел учителя;
  • Гавриил — старец на горе афон, известный благодаря тому, что по велению Богород
  • ицы вынес из воды Иверскую икону Божьей Матери «Вратарница».

Множество афонских старцев известных по истории и преданиям Святой Горы, позднее были причислены к лику святых, другие не получили большой известности. По одним из показателей милости у Бога является цвет костей усопшего монаха. Через три года после погребения монахи горы Афон извлекают кости и помещают в специальные костницы. При этом «благодатный» медово-восковой цвет отличает кости святых, особо приближенных к Богу.

Современные старцы Афона

Сегодня гора Афон испытывает состояние подъема после множества несчастий и потрясений — восстанавливаются обители, постепенно растет число насельников в монастырях. А современные старцы горы Афон, как и много веков до этого, наставляют, утешают, принимают страждущих и указывают путь истинной веры.

Современными называют как ныне живущих святых монахов, так и афонских старцев, монашествовавших в 19-20 веках.

Иосиф Ватопедский (1921–2009г.)

Ученик другого известного святогорского старца, Иосифа Исихаста, монах, подвижник, принявший монашество в шестнадцатилетнем возрасте и посвятивший свою жизнь служению Богу. Он известен трудами по восстановлению Ватопедской обители, а также своими наставлениями:

  • «Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории, — это исполнение заповедей Христовых».
  • «Если держишь зло на кого-то, помолись о нём и прекратишь тем самым движение страсти, потому что молитва прогоняет печаль. Если же другой держит зло на тебя, окажи ему милость и смирись перед ним, постарайся приобрести его дружбу. Этим освободишь его от страсти».
  • «Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога, и у тебя всегда будет повод для покаяния».

Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994 г.)

Святогорский монах, причисленный в 2015 году к лику святых, он с детских лет отличался стремлением к подвижничеству — много времени уделял молитвам, читал жития святых, стремился подражать святым подвижникам, развивал в себе смирение и любовь. До принятия пострига три года был радистом в действующей армии (1945-48 гг), после помогал родным и лишь в 1950 году постригся в монахи. Не имея иного образования, чем начальная школа и монашеская келья, старей обладал огромной мудростью и любовью, находя для каждого слова поддержки, утешения, наставления. На русский язык переведены 6 томов книги «Слова», составленной монахинями монастыря Суроти, основанного старцем, основываясь на точной записи его наставлений. Также опубликованы на русском языке письма монаха, притчи и рассказы для детей, «Отцы-святогорцы и святогорские истории» и другие труды. Он говорил простыми словами о молитве, о страстях и смирении, о духовной жизни и семье:

  • «Я знаю людей, которые, когда молятся, ощущают себя маленькими детьми… Как дитя бежит к отцу, хватает его за рукав и говорит: «Не знаю как, но ты должен сделать, что я прошу». С такой же простотой и дерзновением эти люди просят Бога».
  • «Один добрый помысл равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца».

Моисей Святогорец (1952—2014)

Монах, иконописец, поэт и писатель, более 35 лет живший на Святой Горе. Старец известен многочисленными статьями и книгами, часть которых издана на русском языке. Его слова обличают и наставляют, поддерживают и несут утешение:

  • «За человеческой болью, горьким испытанием, изнурительной тоской скрывается любящее око Бога. Пробуждение от жизни ради материальных благ, полной наслаждения, благополучия и эгоизма, приведёт человека к духовному наблюдению, правильному видению, тщательному исследованию, избавлению от мутной тревоги. У человека есть скрытый запас внутренних сил, позволяющий ему не согнуться, не оступиться, не опуститься, не поддаться отчаянию. Особенно христианин не мыслится разочарованным, беспокойным, отчаявшимся, несчастным, угрюмым и неблагодарным»

Современные старцы горы Афон — носители древней православной духовной традиции. Явно или незримо они вносят свой вклад в общее молитвенное делание. Считается, что монахи на горе Афон поддерживают своими молитвами весь мир. По словам старца Силуана «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет».

На главную

Об Афоне: Старцы 3

Заметки об Афоне
Старцы 3
На этом очерке я заканчиваю подборку фотопортретов афонских старцев.
Их молитвами, как и молитвами тысяч безвестных подвижников Афонской горы, Господь да помилует нас и наставит на путь истинный.

Отец Николай из монастыря Григориат.

Старец Филарет Ватопедский на послушании.

Старец Савва из Нового Скита.

Старец Паисий Катунакский.

Старец Парфений из Керасии.

Старец Ефрем из скита Святой Анны.

Иеромонах Евмений из Керасии.

Старец Харалампий из Капсалы.
Старец Паисий из скита Святой Анны.
Старец Евстафий из Великой Лавры.
Иеромонах Григорий из Провата.
Монах Стефан Катунакский.
Старец Христофор из скита Ксенофонтова монастыря.
Старец Афанасий из Гифтадики.
Старец Михаил Катунакский.
Старец Григорий из скита Святой Анны.
Старец Гавриил из Керасии.
Старец Никанор из Керасии.
Старец Савва из Нового Скита.
Старец Паисий из Ватопеда.
Старец Петр из Лавры «склабос».
Старец Климент Катунакский.
Старец Климент из монастыря Святой Анны.
Старец Модест из Керасии.
Подъем на Карули (труднодоступная часть Афона, где живут отшельники).
Старец Харалампий из монастыря Святой Анны.
Старец Иосиф Ватопедский. Великий молитвенник и духовник. Его имя на Афоне известно так же широко, как имя старца Паисия Святогорца. Уже готовятся материалы для прославления старца в лике святых.
Старец почил 1 июля 2009 года. Его кончину сопровождало чудо — посмертная улыбка, которая явилась для братии монастыря, потерявшей своего наставника, большим духовным утешением. (Об этом можно найти много интересной информации в Интернете). Кроме того, старец Иосиф написал ряд прекрасных книг о молитве и духовной жизни. Что-то переведено на русский язык, и с этими книгами также можно познакомиться.
Монах Герасим из Колитсу.
Пещера отшельника Филарета Карульского (1872-1968). Здесь старец прожил много десятилетий. Ложем ему служили ветви, воду, капающую с крыши пещеры, он собирал в ямку и пил.
Все убранство пещеры — каменный алтарь и одна поврежденная икона. Отшельник находился в постоянной молитве и достиг высокой степени духовного совершенства.
На фото (оно сделано в 1959 году) отец Филарет возле своего пещерного алтаря.
Вот он, старец Филарет Карульский, один из легендарных отшельников Карули.
Старец в миру получил хорошее образование. Он стал монахом уже в зрелых летах. Филарет был большой постник, говорил очень мало, был очень внимателен к себе и всегда хранил непрестанную молитву.
Очевидцы рассказывают про старца:
Чтобы искупить свои грехи страданием, старец Филарет никогда не носил обуви… Даже зимой на обледенелых скалах Карули он скользил босиком. Совершенно босой на ледяных скалах! Его не могли заставить надеть даже тапочки…
Много раз ему приходилось притворяться юродивым и выслушивать бесчисленные насмешки. Он делал это настолько естественно, что многие монахи в простоте души, действительно, считали его ненормальным. Но он был нормальнее их всех вместе взятых! Он радовался и чувствовал удовлетворение, когда многие братья обличали его в безумстве. Ведь это защищало его от гордыни!
Однажды один монах из кельи Данилеев пришел к Филарету и сказал:
«Брат, ты меня прости, но ты — лжец и лицемер. Ты ходишь зимой обнаженный и босой для того, чтобы мы и все почитали тебя святым?! Ты, брат, за кого нас принимаешь?! Ты думаешь таким образом уверить людей в своей святости, чтобы тебя почитали как подвижника?! Э-эээ… Нас ты не проведешь! Ты сам обманываешься всеобщим почитанием и исполняешься от этого гордыни и тщеславия. Безумный! Опомнись, ты не представляешь, куда ниспал. Ты дошел до такого, что смущаешь братий!»
Филарет положил поклон гостю и попросил прощения… С тех пор, когда он приходил в келью Данилеев причащаться (а он туда ходил на службу), приносил в своей торбе старые негодные ботинки. Когда он подходил к их келье, то надевал ботинки и входил к ним обутый…
Однажды отец Филарет был вынужден отправиться в Салоники. Его вызывали в суд… Дело в том, что один паломник украл старую книгу на Афоне, а когда его поймали, тот, недолго думая, сослался на старца Филарета.
Тогда можно было откупиться, заплатив штраф, но старец решил ехать. В суде произошел такой диалог:
— Батюшка, ты как – будешь платить-то? Иначе тюрьма… — спросили его в суде.
— Предпочитаю тюрьму. Я монах. Денег у меня нет. В любом случае, мне тюрьма не помешает: так я смогу через настоящее страдание избежать будушего. (Впрочем, мне кажется, что для отца Филарета тюрьма, после его пещеры, показалась бы курортом.)
Судьи были потрясены…
В конце концов, верующие узнали и выкупили старца, заплатив за него штраф. Старец, наконец, вернулся на Святую Гору. Встретили его радостные отцы. Он же был крайне недоволен:
— Мне не повезло, я избавился от земной тюрьмы, но теперь не знаю, я убежал от страданий, теперь как бы мне не попасть в вечную тюрьму ада…
А далее он поразил отцов еще больше! Отцы спросили его:
— Отче, как тебе было в Салониках, ведь ты не был там 50 лет! Как тебе показались современные люди?!
— Отцы, что вам сказать? Я потрясен! Все люди, все вокруг, гонятся за своим Спасением… Только я один оказался там нерадивым и невнимательным к своему уму…
Теперь уже поражены были спрашивающие старца отцы…
Филарет имел великую любовь к Божией Матери. Даже когда он просто слышал имя Всесвятой Богородицы, то слезы непроизвольно начинали течь из его глаз. Он говорил:
«Я чувствую грехи свои и рыдаю, потому что не могу петь Господу вместе с бесплотными ангельскую песнь чистых сердцем….»
Когда старец Филарет умирал, то слезы текли из его глаз, как два ручья. Он просил Бога сохранить братство Данилеев: «Боже мой! Сохрани этих ангелов афонской пустыни и покрой всех монахов Святой Горы, святого этого места, своей любовью, и распали их Божественным усердием».
Поздний вечер, темнеет быстро. Но то тут, то там вспыхивают огоньки. Это свечи перед иконами. В монастырях, скитах, келиях, пещерах монахи встают на молитву. Пока мы будем спать, они будут молиться за весь мир.

О невидимых стражах Афона мы писали в двух статьях: 12 невидимых монахов Афона и Новые свидетельства существования невидимых старцев. По преданию, эти монахи живут рядом с вершиной горы. Когда один из них умирает, его тут же заменяет другой. Число 12 остается неизменным.

Увидеть старцев можно в любой части Святой Горы, если на то будет их воля. Считается, что они смогли превзойти все природные и физические потребности, поэтому питаются только молитвой.

Многие паломники Святой Горы, а также многие монахи упоминали, что во время своих пеших прогулок по полуострову, или же во время молитвы, чувствовали постоянное присутствие кого-то рядом с ними.

Недавно, прочитав статьи, к нам обратился паломник из города Кинешма Ивановской области Сергей Игоревич Гамарник.

Прежде чем рассказать свою историю, Сергей Игоревич попросил благословения, и лишь затем написал нам.

Ниже приводим его рассказ:

«Спросив разрешения у батюшки, я готов рассказать о встрече с невидимым монахом. Я не писатель и расскажу все своими словами.

Это произошло в середине октября 2012 года, и это была моя вторая поездка на Афон.

Моя супруга — воцерковленный человек и попросила меня найти на Афоне монахов, которые напишут небольшую иконку Спасителя. В храме она купила дощечку для иконы, которую я и взял с собой. Побывав в монастырях Афона, я поговорил с монахами, и они посоветовали пойти в скит Буразери. Мне объяснили, что находится этот скит недалёко от Кариеса по дороге в Иверский монастырь. В планах моих было посещение Иверского монастыря.

Мы добрались до обители на маршрутке. Расположившись в келье, я решил пойти и найти скит Буразери. Я пошёл пешком по дороге, через какое-то время увидел указатель на Кариес через лес. Я свернул и, пройдя метров шестьсот, вышел к небольшой речке. Вокруг нее был лес и никакого выхода или тропинки. Не найдя прохода через этот лес, я вынужден был вернуться назад на дорогу и продолжить путь по ней.

Пройдя ещё какое-то время, я опять наткнулся на указатель Кариес. Я опять свернул в лес на тропинку и продолжил путь. Шёл вдоль какого-то каменного забора, потом лесом и начал подниматься вверх. Через какое-то время я увидел ещё тропинку, которая шла поперёк. Я попал на т-образный перекрёсток.

Слева направо на костылях шёл монах в чёрной одежде с бородой. На вид 50-60 лет, но было трудно разобрать его возраст. Он даже не повернулся в мою сторону. Я, выйдя на эту же тропинку, догнал монаха и поздоровался. Больше никаких слов по-гречески я не знал и, достав дощечку, стал объяснять на пальцах, что мне нужно написать икону и говорил слово «скит».

Тогда он указал мне на впереди виднеющуюся развилку и на дорогу, уходящую влево. Я, сделав три шага, остановился и, повернувшись, хотел сказать «спасибо», но монаха на костылях уже не было. ОН ПРОПАЛ!!!

Я побежал назад, подумав, что он так быстро развернулся и ушёл. Не было монаха!!!

У меня был шок. Кое-как я пошёл по указанной мне тропинке и, пройдя буквально несколько десятков метров, наткнулся на ворота скита. Там я нашёл монаха, говорящего по-русски. Он был из Грузии. Я решил вопрос с написанием иконы Спасителя.

Вот так я встретился с невидимым монахом».

Дорогие друзья, можеть быть и у вас есть интересные истории и впечатления от посещения Святой Горы Афон, которыми бы вы хотели поделиться? Мы с радостью опубликуем Ваш рассказ.

1. Современные старцы Горы Афон

Архимандрит Херувим (Карамбелас). Современные старцы Горы Афон
Перевод с греческого и английского
Русский текст Вячеслава Марченко
Автор посвящает свой труд
истинным подвижникам – “воинам”
святого монашеского послушания.
Содержание:
Предисловие к первому изданию на русском языке иеромонаха Герасима (Ильина)
Слово основателя и игумена Свято-Германовской пустыни в Платине, в Северной Калифорнии (США) старца Германа об Афоне и об издании трудов отца Херувима.
Об авторе и его книге
Предисловие автора
Предисловие к первому изданию на русском языке
Классическое произведение современной духовной литературы «Современные старцы Горы Афон» знакомит читателей с истинными подвижниками святой жизни нашего времени. Отец Херувим рассказывает о тех богатырях духа, которые сформировали нынешний духовный климат Святой Горы. Эта чудная книга представляет собой замечательное введение к богатой литературе об афонском подвижничестве и духовной жизни.
Труд отца Херувима обращен в первую очередь к молодежи с целью показать, что Православие еще живо, живо монашеское подвижничество. В настоящее время большинство из двадцати монастырей на полуострове, известном как Гора Афон, переживают период стабильного роста. С конца 1960-х годов многие обители вернулись к здоровому общежительному уставу; здания ремонтируются и перестраиваются, старые фрески засияли в первозданной своей красе, бережно сохраняются бесценные книги, столь важные для духовной жизни о Боге. И молодые люди, жаждущие богообщения, находят на Афоне желаемое.
Афон знает многих святых, имеет их и сейчас. Гора эта не зря и сегодня называется Святой. Когда, с 1965 года, монашеские устои на Афоне были поколеблены, отец Херувим принялся за бесценный труд свой, желая показать, какой должна быть жизнь о Боге. Начал он с жизнеописания своего собственного Старца и духовного собрата – отца Иоакима, с которым подвизался в скиту Праведной Анны. Следующие семь глав повествуют о старцах, ставших уже всеобще известными и чтимыми к тому времени, когда отец Херувим прибыл на Гору Афон. Жития старцев Филарета и Герасима составлены отцом Иоанникием, учеником и продолжателем трудов отца Херувима, написаны после смерти последнего (в 1979 году).
Из этой книги читатель сможет узнать лишь о немногих богоносных старцах. Нам, знающим из современных афонских подвижников лишь старцев Силуана, Савву Нового и Феодосия Карульского, может показаться что святые – это редкие исключения из множества исповедующих Православие. Но каждый из нас призван ко спасению, к святости. И на Афоне было и есть множество старцев святой жизни, подобных отцам Силуану, Савве Новому, Феодосию Карульскому. Мало кто знает в миру о других современных подвижниках Святой Горы, чьи жизнеописания еще ждут публикации. Назовем сейчас лишь некоторых из них: старец Георгий Хиландарский († 1972), старец Аввакум из Лавры († 1978), праведники Румынских скитов, слепой старец Михаил из скита Праведной Анны († 1952), старец Иосиф Пещерник († 1954), Святые Двенадцать (на Горе Афон существует традиция Двенадцати Святых – избранных старцев-отшельников, по числу Апостолов, живущих неизвестными миру и неизвестными даже другим афонским монахам. Когда умирает кто-либо из них, без всякой огласки в их число призывается другой для продолжения подвигов предшественника. Нам это поведали старцы, свидетельствовавшие о том, что они неожиданно получали такой призыв, но в смирении и страхе Божием отказались).
Духовные чада старца Иосифа Пещерника увеличились числом своим, и сейчас наполняют собой монастыри Дионисиат, Ксиропотам, Филофей, Костамонит и – с 1988 года – Ватопед.
В последние годы некоторые монастыри переживают время подъема благодаря притоку на Гору на послушание некоторых православных братств извне и духовному руководству нынешних игуменов. Ввиду очевидного увеличения числа монашествующих и улучшения состояния сооружений необходимо отдать должное тем людям, которые послужили своими талантами этому. Архимандрит Херувим принадлежит к этим бытописателям многовекового афонского подвижничества.
Но, кажется, что стоит упомянуть и о том, что вопрос об общем современном духовном здоровье Афона остается трудным и закрытым. Упомянуть ввиду спорных вопросов, которые могут быть известны некоторым ревнителям традиционного Православия, могут быть подняты современными исповедниками, если таковые найдутся. В частности, можно слышать критические высказывания о введении и использовании телефонов на Святой Горе, о нетвердости, проявляемой порой при навязывании нового календаря, о прокладке новых дорог и использовании больших грузовиков, тогда как прежним подвижникам достаточно было и мулов, об изгнаниях и преследованиях исповедников, о расчистке и вырубке лесов, о молчаливом непротивлении нововведениям Вселенского Патриарха, об использовании электричества и пестицидов. Попираются устои монашеской жизни, основанные первоначально на отвержении мирского образа мышления, на которых возросли многие святые. Эти устои становятся столь хрупкими, когда есть угроза прерывания традиций таких отцов, о которых рассказывает и эта книга отца Херувима. Сегодня жизненно необходимо знать, ценить и благоговейно преклоняться пред чистыми и простыми старцами Святого Афона.
Отец Херувим рассказывает об их духовной жизни, но опускает многое негативное, чтобы сохранить у читателей возвышенное настроение. Но, думается, что православным сейчас необходимо знать и о плохом, чтобы выжить. Богоборческий дух века сего проникает и на Святую Гору. Описывая лишь то, что прямо касается исповедничества афонских старцев пред обновленческими иерархами и священниками, озабоченными своими успехами в мирской жизни, отец Херувим недоговаривает многое. Факт ссылки отца Иоакима на остров Скопелос в конце 30-х годов, события, в результате которых архимандрит Афанасий был отправлен на покой в 20-х годах, письмо старца Даниила о церковной реформе, выдающееся положение старцев Каллиника и Игнатия в движении исповедников в 20-е годы, жестокие гонения на афонские монастыри со стороны Вселенского Патриарха-экумениста в годы жизни отца Саввы во время русско-турецких столкновений и раскол в общинах исповедников – это все события, которых отец Херувим предпочел лишь слегка коснуться. Описывая жития рабов Истинного Бога, автор, возможно, считал эти события болезненными ранами, шрамы от которых еще слишком свежи, чтобы касаться их, или же посчитал их просто рябью, затуманивающей зеркальную поверхность воды в гавани Православной веры, и он предпочел вместо разговора об этом направить наши взоры к Богу, Который творит чудеса в святых Своих.
Первоначально написанная на греческом языке, книга эта впервые выходит на русском. Она имеет большое значение для пробуждающегося чувства прекрасного среди верных Богу сегодня. Есть внутренняя красота и доброта в этих простых Старцах, бывших сокрытыми в течение многих лет от русских православных. В них есть глубина духовного знания, неведомая светским авторам. Это не пустые, злобные и развращенные герои современной мирской литературы, но могучие современные герои, люди с прекрасными душами, которые через двадцать веков христианства все еще остро воспринимают смысл жизни в спасении Иисусом Христом. Автор не размышляет сухо о вере и разуме, напротив, теоретическое знание о духовной жизни ярко иллюстрируется им повседневной жизнью этих людей. Самые трудные духовные научения об аскетизме и ведении Бога рассматриваются практически, примерами жизни этих новых светочей.
«Современные старцы Горы Афон». Эта книга будет существовать в русской литературе как книга, внушающая любовь к Святой Горе. Многие другие книги предлагают богатую и редкую информацию, но эта рассказывает о ежедневных делах и событиях жизней афонских подвижников. Различные путеводители предлагают информацию, иллюстрирующую, как живут монашеские общины, но они не в состоянии передать нам, чем живут монахи, что такое монашеский подвиг.
Большой ценностью этой книги является то, что она говорит о Рае, раскрытом для всех людей, о любящем Боге, призывающем чад Своих, возвращающихся к Нему в этот одиннадцатый час. И вот пожелание издателей книги архимандрита Херувима (Карамбеласа) «Современные старцы Горы Афон»: войти в Чертог Брачный, прежде чем затворятся двери, чтобы никогда уже не открыться.
Иеромонах Герасим (Ильин)
Слово
основателя и игумена Свято-Германовской пустыни в Платине,
в Северной Калифорнии (США)
старца Германа
об Афоне и об издании трудов отца Херувима.
Старцы, о которых говорится в этих книгах, были исповедниками «старого» церковного календаря, ревностными подвижниками и стояли твердо пред распрями, бушующими на Горе Афон, как и во всем православном мире. Нельзя умолчать об этом факте пред памятью сих современных героев духа, ибо их защита традиционных ценностей оказывает поддержку тем, кто и сегодня сталкивается с теми же искушениями.
Конечно, таких аскетов на Афоне было и есть намного больше, но иные ждут еще своих биографов, переводчиков и издателей. Так например, отец Игнатий Болгарин, о ком говорится в этой книге, имел русского ученика необычайно высокой духовной жизни – отца Феодосия Карульского, чей келейник и сотаинник отец Никодим был многие годы моим афонским старцем. Когда я впервые увидел в Греции книги отца Херувима, то сразу же понял необходимость сделать их доступными для православных, не знающих греческого языка. Эти тексты, словно хлеб насущный, более многих других необходимы изголодавшемуся духовно современному человеку, и чудо все еще живой в наше время Горы Афон – превосходная печь, выпекающая такой хлеб.
Давно издатели этой книги об афонских старцах мечтают напечатать книгу о русских отшельниках XX века, подвизавшихся в Карули – самой суровой пустыни Афона, чей пример и вдохновил Братство преподобного Германа Аляскинского переехать в пустынную сушь калифорнийской глуши. В самые первые дни моего обращения в Православие смиренный монах монастыря Святой Троицы в Джорданвилле иеродиакон Владимир дал мне адрес одного отца на Афоне, сказав, что каждый истинный сын Святой Руси должен всегда поддерживать связь с кем-либо из афонских монахов, посылая им пожертвования и прося их молитв о живущих в миру. Он сказал еще тогда, что монахов, живущих высоко на Святой Горе, близко к Богу, Господь скорее услышит, чем нас, страждущих в миру, в гуще этого мира. Дав мне имя и адрес отца Никодима, сказал, что с этим монахом особенно хорошо было бы переписываться, потому что у него есть редкие книги с жизнеописаниями Отцов Церкви, и он мог бы высылать их, а ему самому хорошо бы посылать немного денег, которые он будет передавать на нужды отшельникам. Таким монахам нужно очень мало для поддержания жизни, а их молитва и наставление способны внушить верное понимание духовной жизни, научить искусству молитвы и преподнести духовное богатство православному христианину нашего времени. Я внял этому совету, будучи тогда неофитом-подростком: послал отцу Никодиму письмо, в котором просил его молиться обо мне, живущем в шумном и изобильном гедеонском обществе материалистической Америки, и наставить меня на путь духовный.
Тогда, узнав о монастырях, я ясно понял то, что влекло мою душу. Спустя очень короткое время после этого получил от отца Никодима маленькую добрую записочку и икону святого – моего небесного покровителя. То было первое мое сообщение с Горой Афон!
Вскоре пришла и первая посылка – с полным собранием сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Пришла как раз тогда, когда я испытывал особенный духовный голод, читая, не насыщаясь мудростью Отцов Церкви. С жадностью познакомился с первым томом великих сочинений одного из самых выдающихся Отцов современности – святителя Игнатия. Тогда я открыл для себя мир духовной реальности на уровне классической литературы. Со страниц произведений святителя Игнатия (Брянчанинова) в мой внутренний мир вошел дух Горы Афон. Впечатление от писаний Святителя было настолько сильным, что после часов общения с возвышенным, благородным повествованием этого аскета XIX-го века мир века XX-го не стал для меня отвратительным, как я опасался, но напротив – понял я ясно, в какое время живу, что значит отступление от истины и что такое путь православного христианина – путь в Рай через ад современного нигилизма, который так хорошо описал святитель Игнатий.
Отец Никодим присылал мне тома бесценной духовной литературы: полное издание «Добротолюбия» святителя Феофана Затворника, двенадцать томов отца Никодима «Русские отшельники XVIII-го и XIX-го веков», напечатанные на Горе Афон, труды святителя Тихона Задонского и многое другое. Эти книги не просто расширили духовный горизонт православного мировоззрения, но, казалось, душа вдохнула воздух Святой Горы. Годы шли, я сильнее и сильнее привязывался к отцу Никодиму. Мир его книг все более усиливал жажду афонской мудрости. Я посылал немного долларов в качестве пожертвований, а взамен получал открытый путь в Рай. Но самому отправиться паломником на Афон было слишком дальней перспективой, требовавшей очень много денег. Для бедного студента колледжа идея поехать на другую сторону земного шара была немыслимой. Но утешался мыслью, что мой Афон был прямо в моей комнате на тихой улице Бостона.
Когда получил от отца Никодима оба тома «Афонского патерика» и почти полный комплект журнала «Душеспасительные собеседования», что издавал монастырь святого Целителя Пантелеимона с 1870-х по 1914 год, то пред умственным взором моим предстал целый сонм афонских святых от самого начала святогорской истории около тысячи лет назад до современности, включая людей здравствующих еще на момент издания журнала. То были современные аскеты, ведшие такой же образ жизни, как и подвижники тысячу лет назад. И в моем понимании отец Никодим занял место одного из них. Души их, казалось, были настолько родственными, что отличались лишь немногим. Они жили на одних и тех же склонах и скалах, доступных только птицам и обитателям пещер, и я видел отца Никодима одним из них, как в действительности и было.
Десять лет спустя я получил письмо от него и еще одно от его духовного сына, отца Ростислава из Австралии, с просьбой перепечатать отдельные отрывки из духовного дневника старца отца Никодима – схимонаха Феодосия, в течение многих лет подвизавшегося в Карули, на южном склоне Святой Горы. Я охотно взялся за труд напечатания рукописных писем, отправлявшихся некогда в Австралию. К сожалению, частью они были повреждены водой, размывшей чернила, и разобрать бывало очень трудно. Текст был написан на очень хорошем, даже изысканном языке, но местами не поддавался прочтению. Однако то были лишь копии. Оригиналы же, с которых скопировал их во время Второй Мировой войны отец Никодим, все еще хранились у него самого, не желавшего с ними расстаться. Уточнить многочисленные неясности в письмах было нереально, и поэтому, закончив перепечатку рукописи, я был вынужден лично отправиться на Гору Афон для сверки текста с оригиналом. Между тем, под влиянием книг, полученных со Святой Горы, у меня появилось желание монашеской жизни. Но этому препятствовали миссионерские труды по распространению печатного слова. Однако выход из такого положения был найден: я основал Братство, что позволило не только издавать православную литературу, но впоследствии создать также собственную пустынь в Северной Калифорнии – в местности, напоминающей Гору Афон. Там, в тиши платинских гор, совместно с другими братиями, мы начали издавать тексты о православном аскетизме, предназначенные для современных богоискателей.
Итак, когда я закончил работу над рукописью, созрело решение отправиться на Святой Афон – я мечтал об этом двадцать пять лет. И Господь даровал мне незабываемое паломничество к отцу Никодиму, ставшему уже к тому времени моим духовным наставником.
На Афоне я провел светлую седмицу. Побывал в большинстве монастырей святогорских, служил в моем любимом скиту святого пророка Илии, основанном преподобным Паисием, провел незабываемое время с дорогим моим отцом Никодимом, трудясь над чудным духовным дневником его Старца – истинного подвижника нашего времени отца Феодосия Карульского. Зная, что в этой жизни мы больше не увидимся, мой дорогой старец Никодим дал мне бесценные духовные советы, подарил несколько ящиков с рукописями, которые администрация Горы Афон милостиво позволила вывезти, и в минуту прощания укрепил мой дух трогательным поучением. …Вскоре после этого он отошел ко Господу, а перед этим умер и его келейник отец Серафим, оставив в сердце моем не чувство потери и гнетущей пустоты, но наоборот – чувство того, что я обогатился, став наследником хотя бы части их духовных сокровищ.
Отец Никодим дал благословение нашему Братству на основание женского скита блаженной Ксении, передав матушкам свою мантию и камилавку, дабы в воздухе Северной Калифорнии повеяло духом Афона.
По пути обратно, остановившись в Пирее, я искал в магазинах православные книги о современных афонских старцах, ведь старец Феодосий знал великих подвижников. И был приятно удивлен, обнаружив труды архимандрита Херувима «Современные старцы Горы Афон». Сразу же было принято решение сделать перевод с греческого языка, дабы стали они доступными молодым ревнителям монашества, не знающим греческого, о которых все эти годы молился отец Никодим и о которых думал, когда дал мне благословение на создание женского скита в глуши Северной Калифорнии. И именно сестры этой обители сделали перевод на английский трудов отца Херувима. Мы просим наших читателей молиться не только о упокоении души отца Херувима, но и о здравии тех, кто потрудился над переводом и изданием «Современных старцев Горы Афон».
Игумен Герман (Подмошенский).
Об авторе и его книге
Автор книги «Современные старцы Горы Афон», архимандрит Херувим (Карамбелас) родился в 1920 году и был крещен с именем Георгий. Еще до его рождения отец его погиб на греко-турецкой войне в Малой Азии, и место отца в его жизни занял дядя. Дядя дал строгое, даже суровое воспитание. Мальчику было четырнадцать лет, когда в душе созрело желание монашеской жизни – и именно на Афоне, благодаря жизнеописаниям двух афонских монахов – отцов Паисия и Хрисанфа. Несмотря на неодобрение и всяческие препятствия со стороны мамы и дяди, зерно вдохновения, уже посаженное, проросло через несколько лет: созрело твердое решение провести оставшуюся часть жизни монахом на Святой Горе Афон.
С этим намерением в августе 1938 года восемнадцатилетний Георгий втайне от всех сел на корабль, который по пути в Фессалоники должен был сделать остановку в Дафне – в порту Святой Горы. Прибыв, наконец, на святой полуостров, он совершил паломничества по разным местам: побывал в Карее – столице Афона, в скиту Праведной Анны, в Кавсокаливии, в румынском скиту св. Иоанна Предтечи, в Лавре и в монастыре Дионисиат. Хотя Дионисиат, и особенно один из его добродетельных монахов – старец Лазарь, очень его привлекал, он все же решил вступить в каливу Рождества Богородицы скита Праведной Анны. Строгий, но любвеобильный старец этой каливы, отец Георгий, и братия (жизнь одного из которых, старца Иоакима, описывается в первой главе книги «Современные старцы Горы Афон») жили в той атмосфере духовной, которую искала юная душа: строгие требования в сочетании с большим вниманием к его духовному развитию, и постоянные примеры святости.
Настоящее издание книги «Современные старцы Горы Афон» – перевод с английского перевода Братства преп. Германа Аляскинского и Валаамского Общества Америки. Следует сказать, что стиль языка отца Херувима – возвышенный и трогательный, и, вместе с тем, по-детски простой, трудно поддается дословному переводу. Посему при редактировании главным было желание не столько передать букву, сколько дух этого творения.
Как показывает эта книга, чистая душа Георгия запечатлела живые, неискаженные образы подвижников, встречаемых им, жизнь их, наблюдавшуюся им, и это осталось навсегда в душе его, и его талант писательский позволил столь ярко передать все другим.
Георгий пробыл послушником в скиту Праведной Анны более двух лет, затем был пострижен в великую схиму и наречен отцом Херувимом в благоговейную память Исихаста в скиту св. Василия, которого он почитал. Постриг был совершен в пещере св. Афанасия 14 октября 1940 года.
Несмотря на желание всю жизнь прожить на Афоне, отец Херувим вынужден был из-за тяжелой болезни покинуть Святую Гору в октябре 1942 года и обосноваться в Афинах. Ему суждено было лишь раз еще побывать на Афоне, несколькими годами спустя, чтобы навестить отца Иоакима на смертном одре. Он основал святой монастырь Параклет (Святого Духа – Утешителя) в Оропосе, вблизи Афин и ввел в нем строгий афонский устав. Был он игуменом этого монастыря до самой своей смерти 22 августа 1979 года. Монастырь этот издает православную литературу, что сегодня в Греции – из самых душеполезных, доступных и вдохновляющих (некоторые из них – суть переводы на греческий классических произведений русской духовной литературы). Книги эти пропитаны истинной православной духовностью: цветы, возросшие из семян афонского монашества, упавшие на добрую почву души отца Херувима во время его относительно короткого пребывания на Святой Горе.
Душа его во всю жизнь стремилась на Афон, который он так ясно и с такой любовью помнил, но несомненно, что жизнь его прошла согласно определению Божию – к нашей большой пользе, – что он оставался там, где удобно мог другим поведать о своих идеалах афонского монашества, в монастыре, им основанном – через напечатание трудов своих. Мы уповаем, что труд отца Херувима, выходящий сейчас на русском языке, принесет плод, достойный заложенного в него.
Предисловие
Гора Афон – это особая земля, на полпути между Небом и землей. За последние 1 300 лет она заняла особенное положение среди всех других стран на земле; образ жизни на Афоне не подчинен мирским законам. Афон населен мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить мир; они стремятся к большему, чем материальные блага и земные красоты. В поисках этого большего они и отправились на Гору Афон, где кончается земля и начинается Небо. Благодаря многотерпению и ежедневным подвигам, они находят искомое и живут так, имея величайшее сокровище. И сокровище это – этот кусочек Неба – сохраняют до конца земной жизни.
На Святой Горе мужи те ведут новую жизнь – жизнь, дающую им предощущение будущего блаженства. Души их вдохновляются мыслью о вечности, которая, словно вечная весна, ободряет и утешает, когда становится по-зимнему тяжело. Вдохновленный чудом подвижнической жизни на Горе Афон, автор стремится разделить свое вдохновение с теми людьми, у кого не было возможности лично встретить Старцев святой жизни.
Книга «Современные старцы Горы Афон» написана с целью показать духовных подвижников, подвизавшихся на Святой Горе в первой половине XX века. Некоторые из них пребыли на Афоне до конца жизни, другие, после многих трудов там, продолжали свое служение за пределами Афона. Жизни их свидетельствуют о том, что и в наши апостасийные времена есть истинные подвижники, ведущие великую духовную брань.
Вместе с тем, книга эта должна рассматриваться как плод глубокой благодарности автора тем святым и смиренным Отцам, давшим ему и продолжающим давать бесценные дары. Сейчас, когда выходит книга, лишь их любимые и незабвенные лики придают ему силу и даруют утешение, хотя сами они так далеко…
Архимандрит Херувим,
июнь, 1968 г.

Предсказания афонских старцев о России и Третьей мировой войне


В мире существует огромное количество предсказания и пророчеств и многие из них касаются нашей страны. России предсказывали великое будущее и наша страна должна стать чуть ли не опорой мира и веры в лучшее будущее. Об этом говорила Ванга, Нострадамус и другие великие люди, которые оставили след в истории.
Испокон веков славяне верили, что Русь может стать приемником Византии и высоконравственной и высокодуховной страной и если народ России сплотиться, то устоит перед любыми преградами. Среди афонских старцев также были провидцы, которые заявляли о великом будущем нашей страны. Предлагаю вспомнить самые известные пророчества.
Иосиф-младший 18 лет сделал своё пророчество о Третьей мировой войне и том, как именно она должна была начаться. Иосиф-младший являлся учеником известного Иосифа Исихаста и к его словам отнеслись вполне серьёзно.Пророчество гласило, что война начнётся из-за мелкого конфликта между греками и турками, а Европа и Америка подтолкнут Турцию к полномасштабной войне. Согласно пророчеству, Россия вмешается в конфликт и в итоге может исчезнуть с лица Земли около 8 процентов всех людей, настолько серьёзными будут последствия действий между странами.
«тьма покроет все Балканы и Ближний Восток». Скорее всего, будет применено ядерное оружие, но победа останется за Россией, Соединенные Штаты Америки «лопнут, как воздушный шар», а Ватикан падёт и уже никогда не восстановит своё влияние.
Интересно и то, что Иосиф говорил о роли Ватикана в этой войне и после победы России в этой войне, влияние Ватикана навсегда исчезнет. Была и названа дата начала Третьей мировой войны -2053 год. Также он говорил и о другой войне, которая возникнет из-за мужеложства и других грехов людей, но не уточняются точные страны, которые будут замешаны в этом конфликте. Иосиф утверждал, что после войны воцарится мир на несколько десятилетий, а потом миром будет править Антихрист.

Греческий схимонах Анатолий утверждал, что в современной России будет править царь и многие люди сравнивают с царём Владимира Путина, который правит Россией на протяжении долгих лет. На Запада его власть сравнивают не с обычной должностью президента, а именно с властью царей при Российской империи.
Скимонах Анатолий также говорил о том, что Россия сможет напугать даже сильную Америку, которая уберётся прочь от нашей страны.
Иеросхимонах Иверского монастыря Максим также был уверен в появлении царя в современной России. Он прожил около семидесяти лет на Святой горе и многие люди обращались к нему за советами, и чтобы узнать будущее.
Паисий Святогорец также говорил о России и войне между нашей страной и Турции. Он более сорока лет прожил в монастырях Афона и являлся уважаемым старцем, к советам которого прислушивались. Он рассказывал о 2018 году, когда войска Турции должны были перегородить Евфрат, после чего наша страна должна была вмешаться в конфликт и начат войну с турками. Подобные строки есть и в «Апоклипсисе»

«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного»
По предсказаниям, Турцию поддержат европейские страны, но Россию это не остановит, в результате Россию будут считать по всему миру.
И напоследок напишу о Матфее Вресфенском, который говорил о Третьей мировой войне из-за Сербии, но также указывал на победителя в войне, которым являлась России.
Мне сложно судить о различных предсказаниях и говорить об их правдивости, но отмечу то, что в глобальной войне не может быть проигравших и победителей. Необходимо сделать всё возможное, чтобы подобных событий не происходило в мире и надеюсь, что наша страна обретёт величие не за счёт воин, а за счёт сплочённых людей и развитию России по другим фронтам. Всем спасибо за прочтение.

Предсказания Паисия Афонского

От автора: «Летом 1987 г. я спросил у Старца о будущей всемирной войне, той, которую называют «Армагеддон» и о которой сообщают Писания.»

С отеческой заинтересованностью он сообщил разные сведения. И даже захотел открыть определенные признаки, которые нас убедят, что мы действительно находимся в поколении Армагеддона.
Итак, он сказал:
«Когда услышите, что воды Евфрата турки перекрывают в верховьях плотиной и используют их для орошения, тогда знайте, что мы уже вошли в приготовление великой той войны и таким образом приготовляется путь для двухсотмилионного войска от восходов солнца, как говорит Откровение.
Среди приготовлений есть и это: должна пересохнуть река Евфрат, чтобы могло пройти многочисленное войско. Хотя — Старец улыбнулся в этом месте — если двести миллионов китайцев, когда прибудут туда, выпьют по одной кружке воды, они осушат Евфрат!
Мне говорили, что армия Китая в настоящий момент составляет двести миллионов, т.е. то конкретное число, о котором пишет святой Иоанн в Откровении. Китайцы даже готовят дорогу, которую называют «чудом эпохи»: ширина ее такая, чтобы по ней свободно проходили тысячи солдат, выстроенные в шеренгу. И к этому времени они уже довели ее до границ Индии.
«Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех”.
Схииеромонах Аристоклий Афонский. 1917-18 гг.
Нужно, однако, большое внимание и просвещенный чистый ум для того, чтобы мы могли различать знамения времен, т.к., некоторым образом, бывает все так, что их не могут различать те, кто не заботится об очищении сердец, и, в результате, легко заблуждается.
Предположим, что кто-то знает, что для того, чтобы прошла миллионная армия, должна высохнуть река Евфрат. Однако, если ожидает, что это произойдет чудесным способом, т.е. откроется, предположим, большая трещина и исчезнет вся вода, тогда такой человек будет в заблуждении, ибо не позаботился через чистоту сердечную «войти в дух» Писаний.
Нечто аналогичное случилось и с Чернобылем: в Откровении святой Иоанн Богослов сообщает, что видел звезду, упавшую с неба и поразившую воды и людей. Те, однако, кто ожидает, что упадет с неба звезда, уже давно в заблуждении и никогда не поймут, что это уже осуществилось. Чернобыль в России означает «Полынь» и мы видим, что причинен огромный вред, и он будет еще больше с течением времени…»
Старец предсказал, что СССР развалится… И продолжал Старец:
— Знай, что и Турция развалится. Будет война два с половиной года. Мы будем победителями, потому что мы — православные.
— Геронта, потерпим ли мы урон в войне?
— Э, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!
Говоря о событиях в Сербии, Старец пророчит:
— Европейцы сейчас делают, ради турок, независимыми области, где живут мусульмане (Босния и Герцеговина). Вижу, однако, что разделят Турцию благородным способом: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют сделать самостоятельными и эти народы. Скажут тогда Турции: мы вам сделали одолжение там, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне. Так «благородно» разделят на части Турцию.
Вот еще:
Сегодня читать пророчества — как читать газету: так все ясно написано. Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направятся в Месопотамию.
Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже, китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, т.к. разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.
В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть, но потому, что не найдется лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан.
Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют и проявят себя с бесстыдством и гордостью и постараются управлять Европой. Тогда и 2/3 евреев станут христианами.
“Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: “Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут”.И все это – все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией…”

Преподобный Серафим Саровский, 1825-32гг.

В этой войне все выйдут победителями. Греческая армия будет зрителем. Никто не возвратится победителем. Ареной будет Палестина, могилой их — Мертвое море. Это будет в первое полувремение. Но будет и второе полувремение: после этих событий человек придет к безысходности, и тогда все будут изучать Евангелие и Писания. Христос пожалеет мир и покажет знамение для веры. Тогда поищешь неверующего.
Старец: Один благочестивый иорданец говорил мне, что евреи прокопали под мечеть Омара на много метров глубиной туннель, и хотят разрушить мечеть, чтобы построить храм Соломона, т.к. тогда, говорят они, придет мессия, т.е. антихрист. Тогда аравитяне скажут христианам: не говорите ли вы, христиане, что Мессия уже пришел? Что теперь говорят здесь они, евреи?
— Руководителями этой войны будут евреи?
Старец: Да, евреи будут. Много будет содействовать и Папа, потому что все дети дьявола будут считаться его (т.е. Папы) и он укажет им следовать за антихристом. Поэтому и святой Косьма сказал: «Папу проклинайте, т.к. он будет причиной». Святой подразумевал Папу того конкретного времени, который будет помогать водворению антихриста. Другие Папы по сравнению с ним покажутся хорошими.
Три лютых ига. Зло растет…
“О судьбе же державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще – жидовском. Будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни ее, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от святого царя.
Но потом свершатся надежды русские. На Софии, в Царьграде, воссияет крест православный, дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветет, аки крин небесный”.
Монах-провидец Авель, 1796 г.
“Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто: евреи… Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!”
“Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский”.
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 1906–1908 гг.

“Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили Помазанника Божия – царя, церкви православные и монастыри, сонм мучеников и исповедников святых и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие…
Когда появится малая свобода, будут открывать церкви, монастыри ремонтировать, тогда все лжеучения выйдут наружу. На Украине сильно ополчатся против Русской Церкви, ее единства и соборности. Эту еретическую группировку будет поддерживать безбожная власть. Киевский митрополит, который не достоин сего звания, сильно поколеблет Церковь Русскую, а сам уйдет в вечную погибель, как Иуда. Но все эти наветы лукавого в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская…
Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет царь православный – Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Евреи из России выедут встречать в Палестину антихриста, и в России не будет ни одного еврея. Гонения на Церковь Православную не будет.
Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное и ужасное предантихристово время. Просиял великий полк исповедников и Мучеников… Все они умоляют Господа Бога Царя Сил, царя Царствующих, в Пресвятой Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа. Нужно твердо знать, что Россия – жребий Царицы Небесной и она о ней заботится и сугубо о ней ходатайствует. Весь сонм святых русских с Богородицею просят пощадить Россию.
В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского православного царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет Россия самое мощное царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании
Война третья Всемирная будет уже не для покаяния, а для истребления. Где она пройдет, там людей не будет. Будут такие сильные бомбы, что железо будет гореть, камни плавиться. Огонь и дым с пылью будет до неба. И земля сгорит. Будут драться и останется два или три государства.
Людей останется очень мало и тогда начнут кричать: долой войну! Давай изберем одного! Поставить одного царя! Выберут царя, который будет рожден от блудной девы двенадцатого колена. И Антихрист сядет на престол в Иерусалиме”.
Преподобный Лаврентий Черниговский. Конец 1940-х гг.