Старцы оптиной пустыни

Содержание

Монастырь Оптина пустынь: где находится, история, святыни

Рубрика: Святыни Православия

История Оптиной пустыни

Монастырь Оптина пустынь – обитель с многовековой историей.

Он основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. О нем известно очень немногое: был предводителем разбойничьей шайки, затем раскаялся и был пострижен в монахи. Пустынью же монастырь назвали из-за уединенного монашеского образа жизни.

Монастырь располагается в нескольких километрах от города Козельска, на берегу реки Жиздра. Испокон веков является одним из почитаемых и намоленных мест на Руси. “В Оптину за опытом” – так говорили и говорят паломники и трудники, приезжающие в Оптину пустынь.

Самым сложным для жизни обители стал XVIII век, так как государство ввело для монастырей огромные налоги, таких денег у братии не было. В 1724 году обитель была закрыта, постройки находились в плачевном состоянии. И только в 1741 году началось восстановление монастыря. Согласно историческим данным, в семидесятые годы на территории монастыря постоянно проживало 2 монаха. Постепенно монастырь Оптина Пустынь начал возрождаться и в XIX веке стала главным духовным центром страны.

Монастырь Оптина пустынь (Калужская область)

Оптина пустынь – центр старчества

Оптина пустынь – это прежде всего ее православные старцы, которых всего 14. Феномен православного старчества заключается в том,что из братии монастыря избирается опытный в духовной жизни монах. Он становится отцом всей монашеской общины и приезжающих в обитель мирян. Им бывает открыта воля Божья о каждом приходящем человеке. Люди приходят к старцу чтобы задать самые сокровенные вопросы. Старец может и не принять человека, причем без объяснения причин. Но если уж принял, то каждое сказанное им слово может стать судьбоносным.

Оптинские старцы

Иеросхимонах Лев

Иеросхимонах Лев первый Оптинский старец. Многие годы пришлось скитаться преподобному Льву от монастыря к монастырю, притерпевая лишение и клевету. И лишь в 61 год он прибыл в Оптину Пустынь, став к тому времени опытным духовным отцом, чья вера в Бога и любовь к людям не знала границ. Много чудес совершил старец при жизни и продолжает совершать по молитвенным просьбам верующих и после своей смерти.

Иеросхимонах Макарий

Иеросхимонах Макарий был учеником старца Льва. Был очень высок, некрасив, но при этом лицо и глаза всегда светились смирением. Одевался очень бедно, имел прекрасную память, был прозорлив, называя незнакомых ему мирян по имени. В каждую свободную от молитв и встреч минуту писал письма, в которых разбирал сложные жизненные ситуации и наставлял на путь спасения. Старался привить людям смирение. “Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет» – говорил старец. При нем в Оптиной пустыне начали издавать книги.

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний были родными братьями, показавшими истинный пример любви и духовного родства. При них и расцвело старчество во всем своем великолепии. Отец Моисей славился своей подвижнической жизнью, был очень кротким и смиренным, но при этом мудро управлял Пустынью. При нем строились новые храмы, проводилась благотворительная работа. Во время старчества Моисея монастырь Оптина Пустынь процветал.

Старец Антоний, проведший 14 лет в скиту, тяжело болел, но со смирением принимал свою немощь.

Иеросхимонах Иларион

Иеросхимонах Иларион — ученик старца Макария. Имел такой дар воздействия на человека, что тот, чувствуя присутствие благодати Божьей, со всей откровенностью исповедовал свои грехи старцу. Мог исцелить самые сложные душевные недуги, возвращал к вере православной отпавших от нее христиан.

Иеросхимонах Амвросий

Иеросхимонах Амвросий самый известный из оптинских старцев. Был необычайно умен и обладал феноменальной памятью. Его любовь к людям не знала границ, неудивительно, что и народ любил и почитал старца. Принимал всех: как обычных мирян, так и особ царских кровей. К нему 6 раз приезжал Лев Толстой, после бесед с которым старца находили изможденным, так тяжело давалось ему это общение. К отцу Амвросию приезжал и Федор Достоевский, потерявший в то время сына. Его письма и сегодня имеют большую духовную ценность. Основал Шамординскую женскую обитель. Старца Амвросия канонизировали в 1988 году первым из всех Оптинских святых.

Иеросхимонах Анатолий

Иеросхимонах Анатолий – чуткий и мудрый наставник и молитвенник, мог утешить любого отчаявшегося человека. Заботился не только о духовной жизни монахов, но и о их повседневных нуждах.

Преподобный Анатолий о приобретении смирения: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения».

Схиархимандрит Исаакий

Схиархимандрит Исаакий стремился сохранить в Оптиной Пустыне установленные ранее правила и установления, отличался простотой и отзывчивостью. В его келью мог прийти любой страждущий человек и получить совет и утешение. Умер преподобный тихо, окруженный плачущими чадами.

Иеросхимонах Иосиф

Иеросхимонах Иосиф ученик старца Амвросия. Отличался необычайным смирением и непрестанной молитвой. Все его беседы с людьми были непродолжительными, умел коротко, буквально в нескольких словах, дать исчерпывающий ответ. Приходящие к нему страждущие чувствовали невероятную силу его молитв и отмечали сияние, исходившее от его лица. Несмотря на свои тяжелые болезни, строго исполнял все посты и носил ветхую и очень простую одежду.

Схиархимандрит Варсонофий

Схиархимандрит Варсонофий из офицера с блестящей карьерой превратился в прозорливого старца. Ему были открыты Богом многие события и мысли приходящих к нему страждущих.

На исповеди невозможно было укрыть от него ни один грех. Старец недолго управлял обителью. Перед смертью отец Варсонофий тяжело заболел и испытывал сильнейшие боли. От медицинской помощи он отказался и лишь говорил: «Оставьте меня, я уже на кресте…» Но несмотря на тяжелую болезнь, старец ни на минуту не оставлял молитву и каждый день причащался.

Иеросхимонах Анатолий II

Иеросхимонах Анатолий II исцелял больных, утешал унывающих, давал мудрые советы страждущим. Особое внимание старец уделял исповеданию грехов приходящих к нему людей, при этом горячо молясь. Кающиеся знали, что от духовного взора отца Анатолия невозможно укрыть ни одного греха. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью.

Иеросхимонах Нектарий

Иеросхимонах Нектарий последний соборно избранный старец. Свои дары прозорливости и чудотворения скрывал за маской юродства. Утешал верующих, подвергшихся гонению за веру со стороны советской власти. По молитвам старца люди, обращающиеся к нему за помощью, выходят из самых сложных жизненных ситуаций.

Иеромонах Никон

Иеромонах Никон продолжал исполнять старческое служение после закрытия Оптиной пустыни. В своем дневнике он писал: “умру, но не уйду.” Преподобный Никон делал все возможное, чтобы сохранить монастырь. К нему в такие сложные для верующих людей времена приходили люди за утешением и словами поддержки. В июне 1927 года старца Никона арестовали. Умер в ссылке.

Архимандрит Исаакий II

Архимандрит Исаакий II на его долю выпали тяжкие испытания: на его глазах закрыли и разорили обитель. Последний оптинский старец мужественно нес свой крест ободряя и утешая страждущих и гонимых советской властью христиан. Четыре раза его арестовывали. На следующий день после Рождества Христова – 8 января 1938 года был расстрелян.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Восстановление монастыря

В 1987 году разрушенный монастырь Оптина пустынь был передан РПЦ. Разруха была столь удручающая, что местные жители не верили в возрождение монастыря. Архимандрит Евлогий (сейчас епископ Владимирский и Суздальский) был назначен настоятелем. Он и начал возрождать обитель, в первую очередь ее духовную жизнь. Сложностей было очень много, начиная от расчистки территории, заканчивая переселением мирян, которые неохотно соглашались переселяться за периметр монастыря. С Божьей помощью находились мастера, строители и благотворители, готовые материально содействовать восстановлению Пустыни.

Сейчас сам монастырь и скит практически восстановлены, создано большое монастырское хозяйство, многие люди приезжают пожить и потрудиться в святом месте. Действуют ремесленные мастерские, гостевые домики, трапезная. В монастыре живет около 200 монахов, это один из самых больших монастырей в России.

Сейчас в обителе находятся мощи преподобных Нектария и Амвросия (Введенский собор), мощи преподобных Исаакия, Антония, Моисея (Казанский храм), мощи преподобных Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа (Владимирский храм), мощи преподобного Рафаила (Преображенский храм).

Убиенные монахи

На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.

На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.

Метки: монастырь оптина пустынь, оптина пустынь, оптина пустынь где находитсяОптинские старцы

О том, что в Оптиной пустыне в разное время жили почитаемые православным народом духоносные монахи, знают все. Одно имя Оптины внушает уважение и надежду. Но ответить на вопрос, сколько же было тех самых старцев в обители, многие затрудняются.

Так вот, на Поместных Соборах Русской Православной Церкви в 1988 и 2000 годах в общей сложности к лику святых было причислено 14 человек. Все они вошли в Собор оптинских старцев и поминаются вместе на богослужениях ежегодно 24 октября.

Оптинские старцы

Еще один вопрос, застающий врасплох. Ну, допустим, назовете Амвросия и Антония Оптинских. Может быть, еще одного-двух подвижников обители. Но, если не знали, вот полный список святых Оптиной пустыни:

  • Преподобный Лев (Наголкин)
  • Преподобный Макарий (Иванов)
  • Преподобный Моисей (Путилов)
  • Преподобный Антоний (Путилов)
  • Преподобный Иларион (Пономарев)
  • Преподобный Амвросий (Гренков)
  • Преподобный Исаакий (Антимонов)
  • Преподобный Анатолий (Зерцалов)
  • Преподобный Иосиф (Литовкин)
  • Преподобный Варсонофий (Плиханков)
  • Преподобный Анатолий (Потапов)
  • Преподобный Нектарий (Тихонов)
  • Преподобноисповедник Никон (Беляев)
  • Преподобномученик Исаакий (Бобраков)

Оптина пустынь

Несмотря на то, что Оптинский монастырь появился еще в XV веке, традиция старчества в обители официально принадлежит к периоду с конца XVIII столетия по 1938 год. Иеросхимонах Лев считается вдохновителем старчества в обители, а на архимандрите Исаакии духовная традиция трагически прервалась.

На иконах преподобных изображают благообразными монахами, поэтому потомкам кажется, будто эти святые пришли в монастырь с ранних лет и всю жизнь прожили иноками. Но не для всех оптинских старцев это верно.

Святые Лев, Анатолий и Нектарий работали приказчиками у купцов, а Макарий был аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Иларион некоторое время перед постригом работал портным, Амвросий Оптинский подрабатывал домашним учителем. Среди необычных специальностей старцев в миру можно отметить должность трактирщика у святого Иосифа и звание полковника у отца Варсонофия. Последний вообще многих удивил своим внезапным «дауншифтингом»: человек, сделавший блестящую карьеру, в один момент оставил службу и ушел в монастырь.

Схиигумен Антоний Оптинский десять дней пробыл в плену у французов в 1812 году во время захвата наполеоновскими войсками Москвы. Святому удалось бежать в Курск, где он устроился на работу и жил вплоть до пострига в 1816 году. А вот с преподобным Львом и вовсе произошел страшный и удивительный случай. Однажды он вез товар на продажу по деревням и подвергся нападению волка. Зверь схватил святого зубами за ногу и вырвал кусок мяса. Возможно, так отец Лев бы и погиб, но благодаря огромной силе он вступил в схватку с волком и задушил хищника руками.

А вот Амвросий Оптинский стал прототипом героя «Братьев Карамазовых». Достоевский был так поражён общением с монахом, что запечатлел подвижника в своем романе под именем старца Зосимы.

Оптина пустынь

Незадолго до смерти преподобный Иларион принял схиму. Будучи ослабленным и больным, он четыре недели провел без движения в сидячем положении у себя в келье! Все это время святой молился. Поразительно, откуда у него в последний месяц жизни было столько сил.

А вот святой Амвросий имел дар предсказания. Как-то к нему шел за советом молодой священник. Конечно же, старец о визите знать не мог. Но, на удивление батюшке, которого терзали сомнения, преподобный встретил гостя на подступах к келье и дал ответ на незаданный вопрос. Мудрые советы давал и Нектарий Оптинский, но современникам этот святой запомнился даром исцеления больных. Многих поразил известный случай, когда убитая горем мать приехала к святому просить молитв о безнадежно больной дочери. Старец ответил, что дочь будет здорова, а сам дал женщине семь пряников. По наказу Нектария, девочка должна была съедать каждый день по одному, а также причащаться. Удивительно, но спустя семь дней больная полностью выздоровела.

Похожая история произошла и с больным мальчиком, которому святой подарил яблоко. Наказав родителям на пути из Оптиной пустыни напоить ребенка кипятком, старец пообещал ему полное выздоровление. Так и случилось: на привале мальчик выпил кипятку, лег спать, а проснувшись, оказался полностью здоров.

Оптинские старцы и сегодня помогают всем, кто обращается к ним с искренней верой и молитвой. 24 октября Православная Церковь торжественно отмечает Собор Оптинских святых. В этот день вспоминаются и чествуются за богослужением все подвижники, просиявшие святостью в обители.

Пусть молитвами святых Бог поможет Вам и пошлет Свою великую милость!

5-11 КЛАСС

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ПОДВИЖНИК — СПОДВИЖНИК

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов подвижник — сподвижник

2.Примеры словосочетаний с паронимом подвижник

3.Примеры предложений с паронимом подвижник

4.Примеры словосочетаний с паронимом сподвижник

5.Примеры предложений с паронимом сподвижник

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ПОДВИЖНИК — СПОДВИЖНИК

ПОДВИЖНИК – 1) реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие-либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд.

2) (перен.) самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу, преследующему высокие цели.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ПОДВИЖНИК

1)православный подвижник

2)духовный подвижник

3)религиозный подвижник

4)валаамские подвижники

4)местночтимые подвижники

5)славянский подвижник

6)мусульманский подвижник

7)буддийский подвижник

8)один из последних подвижников

9)русские подвижники 18 века

10)подвижник науки

11)подвижник и рыцарь науки

12)подвижники веры

13)подвижники крымоведения

14)подвижники и реформаторы российского образования

15)православные подвижники Кольского Севера

16)подвижники земли Смоленской

17)подвижники школьного музея

18)подвижник возрождения культуры народов Камчатки

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ПОДВИЖНИК

1)Святыми провозглашались не только подвижники церкви, но и многие государственные деятели – князья, цари, императоры, деятели церкви (основатели и игумены монастырей, епископы и митрополиты, патриархи).

2) Сергий Радонежский – скромный подвижник, богатырь духа, его деятельность тесно связана с историей родины.

3) Можно говорить о том, что для каждой нации, этноса существует некий нравственный идеал, к которому тянутся, которому стараются подражать. Складывается он постепенно, по крупицам. Нравственный идеал оказывает влияние на формирование ценностных ориентиров человека. Причём, как правило, воплощается этот идеал в святых и христианских подвижниках.

4) Великий оптинский старец Амвросий родился, как принято считать, в день памяти своего святого — Александра Невского, 23 ноября 1812 ода. При крещении ему было дано имя Александр. По завершении обучения в семинарии будущий подвижник не сразу решился поступить в монастырь, а некоторое время был учителем и занимал должность духовного наставника в городе Липецке.

5) 25 января — это день мученической кончины одного из выдающихся святителей и подвижников Русской Православной Церкви митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Внезапное и бессмысленное убийство митрополита Владимира потрясло всю Россию. Зверская расправа была осуществлена в Киево-Печерской Лавре в ночь с 25 на 26 января по старому стилю.

6) Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в богатырскую или героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты – с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору, как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах.

7) Архимандрит Паи́сий — православный монах, святой. Оказал значительное влияние на многих православных подвижников России конца ХVIII и ХIХ веков.

8) С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни.

9) С благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II вышла книга Владимира Котельникова «Православные подвижники и русская литература».

10) Часовни сооружались на местах, где похоронены подвижники веры, а также на местах явления чудотворных икон и источников, и в других местах, где это уместно.

11) Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале ХХ века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

12) В 1980-х-90-х годах в этом исчезающем с карт селе стояла полуразрушенная церковь, не находившаяся на учёте органов охраны памятников. Ситуация изменилась, когда кроме строительства дач в этом месте нашлись средства и подвижники возродить церковь.

13) Еще через век, после монголо-татарского нашествия, места эти облюбовали для земных своих подвигов ученики и собеседники преподобного Сергия Радонежского. Один за другим на Костромской земле они основали пустыни и монастыри, проповедовали местным язычникам из угорских племен, оставив после себя учеников, последовавших примерам своих духовных отцов. Густые труднопроходимые леса и доступность пресной воды привлекали в Костромской край подвижников со всей России,

14) На сегодня в различных регионах России существует достаточное количество квалифицированных мастеров и наставников, которые имеют устойчивые контакты с известными японскими мастерами различных стилей и школ иайдзюцу, иайдо, баттодзюцу. Очень многие подвижники этого древнего искусства регулярно проходят стажировки и сдают квалификационные экзамены непосредственно у руководителей и ведущих наставников в Японии, приглашают своих учителей для проведения мероприятий в регионах Российской Федерации, что способствует дальнейшему развитию иайдзюцу (иайдо) и повышает интерес к этому уникальному культурному явлению.

15) М.В.Ломоносов — знаменитый подвижник российской науки.

16) В начале 1930-х годов ХХ века будущий советский астроном К.П.Станюкович старшеклассником заинтересовался астрономией и вступил в Московское общество любителей астрономии. Там произошло его знакомство с Леонидом Куликом — знаменитым подвижником-искателем Тунгусского метеорита. Кирилл также увлёкся метеоретикой.

17) Термин «шаман» распространён во многих языках мира. По одной версии слово шаман происходит от санскритского шраман — странствующий отшельник, духовный подвижник-аскет во времена Древней Индии.

18) Шóта Руставе́ли (1172—1216) — грузинский государственный деятель и поэт ХII века, автор хрестоматийной эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре». По одной из легенд, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, он кончил жизнь в монастырской келье. Сообщают, что Тимофей, митрополит грузинский в ХVIII веке, видел в Иерусалиме, в церкви святого Креста, построенной грузинскими царями, могилу и портрет Руставели, во власянице подвижника. По другой версии, Руставели, влюблённый в царицу, женится на какой-то Нине и вскоре после свадьбы получает от «дамы идеального поклонения» приказание перевести на грузинский язык литературный подарок, поднесённый ей побеждённым шахом.

19) Игорь Витальевич Савицкий (1915-1984) — советский художник, реставратор, этнограф, искусствовед, создатель и первый директор Музея искусств в Нукусе («среднеазиатский Третьяков»), один из последних подвижников русской культуры в Средней Азии.

20) «Радость моя» — детский семейный образовательный телеканал, основная задача которого — способствовать формированию у зрителей системы нравственных ориентиров на основе семейных и культурно-исторических ценностей. Телеканал предлагает широкий выбор детских программ и программ для семейного просмотра. Духовно-просветительская детская программа «Дом, в котором живёт Бог» предлагает беседы с детьми об устройстве храма, вере, молитве, подвижниках святой Руси.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — СПОДВИЖНИК

1)знаменитый сподвижник

2)известный сподвижник

3)великий сподвижник

4)верный сподвижник

5)преданный сподвижник

6)ближайший сподвижник

7)петровский сподвижник

8)сподвижник Петра Первого

9)сподвижник Екатерины II

10)сподвижник М.И.Кутузова

11)сподвижник А.В.Суворова

12)сподвижник Е.И.Пугачёва

13)сподвижник К.С.Станиславского

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — СПОДВИЖНИК

1) Упоминалось в реляциях его имя в числе отчаянных гарибальдийских сподвижников. (В.Г.Короленко. Сподвижники Ленина)

2) был сподвижником Карамзина в великом деле преобразования русского слова. Белинский, Басни и апологи И. И. Дмитриева.

4) Шереметев Борис Петрович — фельдмаршал, граф, знаменитый сподвижник Петра Великого.

5) Бутурлин Иван Иванович — сын ближнего стольника Ивана Андреевича, один из сподвижников Петра Великого.

6) Граф Апраксин Андрей Матвеевич — сподвижник Петра I.

7) Пальчиков Филипп Петрович — русский кораблестроитель, сподвижник Петра I, корабельный мастер.

8) В Берёзово Ханты-Мансийского автономного округа в 1727 году был сослан ближайший сподвижник Петра I князь А.Меншиков.

9) Берёзово — место ссылки в XVIII веке опальных сановников: А. Д. Меншикова (ближайшего сподвижника Петра I), дипломата В. Л. Долгорукова.

10) Ставраков Семен Христофорович — генерал-майор, сподвижник Суворова, Кутузова.

11) Исленьевы — представители русского дворянского рода. Петр Алексеевич Исленьев, генерал-поручик, известен как сподвижник А.В.Суворова.

12) Суворов Александр Васильевич — полководец, военный теоретик, генералиссимус. Сын генерала В.И. Суворова, сподвижника Петра I.

13) Игумен Савва Сторожевский в ранней юности ушел от мира, принял пострижение от преподобного Сергия Радонежского и был одним из первых его учеников и сподвижников. Он любил безмолвную жизнь, избегал бесед с людьми, пребывал в постоянном труде и памятований суда Божия, питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

14) Пётр Тимофеевич Мстиславец (Пётр Тимофеев) — восточнославянский книгопечатник, ближайший сподвижник Ивана Фёдорова, вместе с которым принадлежит к числу первопечатников Руси.

15) Пустошкин Павел Васильевич — вице-адмирал, сподвижник Ф.Ф.Ушакова.

16) Иван Никифорович Зарубин (известный по прозвищу Чика) — яицкий казак, участник Яицкого восстания 1772 года и крестьянской войны 1773-1775 годов. Сподвижник Е.И.Пугачёва.

17) Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский — русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II.

18) Иолай — в древнегреческой мифологии сын Ификла и Автомедусы, возничий и сподвижник Геракла.

19) Барвинок Иван — легендарный атаман Войска Запорожского, сподвижник Богдана Хмельницкого.

20) Иван Алексеевич Мусин-Пушкин — петровский сподвижник, которому обязан своим возвышением род Мусиных-Пушкиных.

21) Ян Фредерик Гроновиус — голландский ботаник, доктор медицины, сподвижник Карла Линнея.

22) Алексей Фёдорович Адашев — окольничий, воевода, ближайший сподвижник царя Ивана Грозного в первые годы его царствования, стоявший во главе Избранной Рады.

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Знаете ли Вы, сколько оптинских старцев прославлено в лике святых? Кто из них до пострига работал аудитором, а кто служил в царской армии? И какой святой исцелял больных с помощью пряников и кипятка? Об этом и не только читайте в нашей увлекательной статье об оптинских старцах.

Сколько было оптинских старцев?

Оптинские старцы

О том, что в Оптиной пустыне в разное время жили почитаемые православным народом духоносные монахи, знают все. Одно имя Оптины внушает уважение и надежду. Но ответить на вопрос, сколько же было тех самых старцев в обители, многие затрудняются.

Так вот, на Поместных Соборах Русской Православной Церкви в 1988 и 2000 годах в общей сложности к лику святых было причислено 14 человек. Все они вошли в Собор оптинских старцев и поминаются вместе на богослужениях ежегодно 24 октября.

А как звали этих старцев?

Оптинские старцы

Еще один вопрос, застающий врасплох. Ну, допустим, назовете Амвросия и Антония Оптинских. Может быть, еще одного-двух подвижников обители. Но, если не знали, вот полный список святых Оптиной пустыни:

  • Преподобный Лев (Наголкин)
  • Преподобный Макарий (Иванов)
  • Преподобный Моисей (Путилов)
  • Преподобный Антоний (Путилов)
  • Преподобный Иларион (Пономарев)
  • Преподобный Амвросий (Гренков)
  • Преподобный Исаакий (Антимонов)
  • Преподобный Анатолий (Зерцалов)
  • Преподобный Иосиф (Литовкин)
  • Преподобный Варсонофий (Плиханков)
  • Преподобный Анатолий (Потапов)
  • Преподобный Нектарий (Тихонов)
  • Преподобноисповедник Никон (Беляев)
  • Преподобномученик Исаакий (Бобраков)

А когда они жили?

Оптина пустынь

Несмотря на то, что Оптинский монастырь появился еще в XV веке, традиция старчества в обители официально принадлежит к периоду с конца XVIII столетия по 1938 год. Иеросхимонах Лев считается вдохновителем старчества в обители, а на архимандрите Исаакии духовная традиция трагически прервалась.

Кем были в миру оптинские старцы?

На иконах преподобных изображают благообразными монахами, поэтому потомкам кажется, будто эти святые пришли в монастырь с ранних лет и всю жизнь прожили иноками. Но не для всех оптинских старцев это верно.

Святые Лев, Анатолий и Нектарий работали приказчиками у купцов, а Макарий был аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Иларион некоторое время перед постригом работал портным, Амвросий Оптинский подрабатывал домашним учителем. Среди необычных специальностей старцев в миру можно отметить должность трактирщика у святого Иосифа и звание полковника у отца Варсонофия. Последний вообще многих удивил своим внезапным «дауншифтингом»: человек, сделавший блестящую карьеру, в один момент оставил службу и ушел в монастырь.

Что необычного происходило в жизни святых?

Схиигумен Антоний Оптинский десять дней пробыл в плену у французов в 1812 году во время захвата наполеоновскими войсками Москвы. Святому удалось бежать в Курск, где он устроился на работу и жил вплоть до пострига в 1816 году. А вот с преподобным Львом и вовсе произошел страшный и удивительный случай. Однажды он вез товар на продажу по деревням и подвергся нападению волка. Зверь схватил святого зубами за ногу и вырвал кусок мяса. Возможно, так отец Лев бы и погиб, но благодаря огромной силе он вступил в схватку с волком и задушил хищника руками.

А вот Амвросий Оптинский стал прототипом героя «Братьев Карамазовых». Достоевский был так поражён общением с монахом, что запечатлел подвижника в своем романе под именем старца Зосимы.

Какие чудеса творили оптинские старцы?

Оптина пустынь

Незадолго до смерти преподобный Иларион принял схиму. Будучи ослабленным и больным, он четыре недели провел без движения в сидячем положении у себя в келье! Все это время святой молился. Поразительно, откуда у него в последний месяц жизни было столько сил.

А вот святой Амвросий имел дар предсказания. Как-то к нему шел за советом молодой священник. Конечно же, старец о визите знать не мог. Но, на удивление батюшке, которого терзали сомнения, преподобный встретил гостя на подступах к келье и дал ответ на незаданный вопрос. Мудрые советы давал и Нектарий Оптинский, но современникам этот святой запомнился даром исцеления больных. Многих поразил известный случай, когда убитая горем мать приехала к святому просить молитв о безнадежно больной дочери. Старец ответил, что дочь будет здорова, а сам дал женщине семь пряников. По наказу Нектария, девочка должна была съедать каждый день по одному, а также причащаться. Удивительно, но спустя семь дней больная полностью выздоровела.

Похожая история произошла и с больным мальчиком, которому святой подарил яблоко. Наказав родителям на пути из Оптиной пустыни напоить ребенка кипятком, старец пообещал ему полное выздоровление. Так и случилось: на привале мальчик выпил кипятку, лег спать, а проснувшись, оказался полностью здоров.

Оптинские старцы и сегодня помогают всем, кто обращается к ним с искренней верой и молитвой. 24 октября Православная Церковь торжественно отмечает Собор Оптинских святых. В этот день вспоминаются и чествуются за богослужением все подвижники, просиявшие святостью в обители. Пользуясь замечательным поводом, Вы можете попросить преподобных отцов о помощи в своих нуждах Вы можете, подав записку на праздничную литургию.

Пусть молитвами святых Бог поможет Вам и пошлет Свою великую милость!

Оптинские старцы — поучения преподобных

Оптинские старцы. Читая их, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные.

Давайте и мы в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжим общение с ними через жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца.

Оптина пустынь

«…Никогда я не встречал таких монахов.

С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное»

Н.В. Гоголь

Из века в век течет в Жизнь Вечную благодатный источник мудрости старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и свободы во Христе. Свободы от законов мира, от собственных страстей, той совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: «Царство Божие внутри вас суть».

Старцы и были теми опытными «проводниками», которые помогали людям найти дорогу к Нему здесь, на земле. Наставления их просты. Всякий истинный учитель спускается на ступень ученика, чтобы помочь ему подняться к высшим ступеням знания, и оптинские преподобные снисходили к «младенческому» возрасту своих воспитанников, и говорили так, чтобы их слово принесло пользу и ученому, и простому крестьянину. Благодаря этому, Оптина Пустынь дала России настоящее «сокровище» духовного знания, заключенное в кратких наставлениях.

«Словесное молоко»

Непревзойденным мастером таких духовных поучений был Преподобный Амвросий. Ехали к нему отовсюду на подводах, шли за много верст пешком, стар и млад, лишь бы услышать его, испросить благословение, пока жив батюшка. Понимали – это подарок на всю жизнь.

В маленькой приемной ожидали своей очереди, сидя рядком, ни чинясь. Время от времени, келейник, отец Иосиф, тихим кивком приглашал следующего посетителя. В погожие дни о. Амвросий и сам выходил к паломникам на крылечко. Народу видимо-невидимо, а писем на столе у батюшки еще больше. Вот, и старался он в коротких ответах выразить суть, так, чтобы лучше запомнилось.

Преподобный Амвросий

Преподобный Амвросий

В миру, до ухода в монастырь, он обладал веселым и живым характером, а в монастыре эта живость превратилась с горами в радость духовную. Легким дыханием и шуткой отмечены его краткие наставления.

Вот, например, о главном – о причине нестроений и падений в жизни:

«От чего человек бывает плох? –

От того, что забывает, что над ним есть Бог»

А это – о гордости, предваряющей падения и о том, как важно избегать судить и других:

«Не хвались, горох, что ты лучше бобов:

Размокнешь, сам лопнешь».

О том, как легче преуспеть в духовной жизни:

«Кто больше уступает,

Тот больше приобретает»

Преподобный Лев

Подобным же образом, смягчая пастырское слово шуткой, рифмой, беседовали с паломниками и другие старцы, принимая в рассуждение меру их возраста. Духовный наставник о. Амвросия, Преп. Лев часто говорил людям о пользе уступчивости:

«Где смирение,

Там неподалеку и спасение»

Преподобный Антоний

Преподобный Антоний

В двух строчках напоминал о том, как важно для христианина доверие к Богу и молитвенное к Нему обращение отец Антоний:

«Кто крепко на Бога уповает,

Тому Бог во всем помогает»

Преподобный Анатолий (Старший)

Преподобный Анатолий (Старший)

А старец Анатолий (Старший) в одном предложении выразил то, как следует избегать осуждения:

«Пожалей, и не осудишь»

«Три орешка»

Для тех же, кто, отдавая себя руководству старцев, принимались за внутреннее делание, «уроки» были посложнее. Настоящими «профессорами», заложившими основы оптинской духовной школы, — были первые старцы: Преп. Паисий, а за ним – Преп. Лев и Макарий.

В наставлениях последнего из них были выражены основные принципы духовной работы. Это – «лекарство» не всегда приятное, с привкусом горечи, но оно доставляет радость от сознания того, что это – истина потому, что так труднее, и, хотя человеческое естество противится понуждению следовать «тесным путем», но в нем – дух Евангелия, дух Христов.

Три качества, три добродетели у Преп. Макария имеют особую цену: терпеливое несение скорбей, смирение и самоукорение. На них строится основание духовной жизни, от них пролагается дорога к более высоким добродетелям: милосердию, любви, самоотречению.

Преподобный Макарий

Отец Макарий напоминает о том, что всем, ищущим спасения, в мире уготован путь скорбей, однако страшиться, унывать и уклоняться от них не должно: они посылаются нам для очищения душевного и приобретения самых высоких качеств. И все, чего «трепещет душа»: потери, боль, труды, несправедливость, поношения и даже собственное несовершенство, — должно стать «материалом» нашего спасения:

«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения».

Тот, кто приобретает навык терпения, проходит этим путем без труда. Он не оспаривает, не пытается изменить условия, в которые поставлен, а принимает их как испытание от руки Господней; и тогда и укоризны, и напрасные обвинения обращает в повод посмотреть на себя более внимательно: заметить восстающую страсть, или вспомнить нераскаянный грех. То есть терпение научает и самоукорению:

«Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления Оной приписывая, то и они бывают удобоносимы».

Взгляд этот в оптинской традиции духовного воспитания приобретет силу афоризма:

«Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».

Помня слова Спасителя о том, что и дарования духовные могут послужить к пользе только, если в человеке действует дух любви, отец Макарий советует своим духовным детям ревновать не о приобретении самих даров, а того, что открывает дорогу для любви христианской:

«Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований – смирение – это прочнее.»

Не только внешние скорби досаждают человеку, но и внутренние – не побежденные страсти. И старец открывает общее правило в духовной брани: победить немощь, обратившуюся в навык, можно только с помощью противоположной ей добродетели:

«…против гордости – смирение, против чревообъядения – воздержание, против зависти и злопомнения – любовь, но когда этого нет, то поне будем укорять себя, смиряться и просить помощи у Бога».

Мысль о пользе смирения ради Христа, — за себя и за других, — проходит через все советы оптинских старцев и к монашествующим, и к мирянам. Призыв «не искать своего», обратить собственное сердце в поле духовной брани звучит в их наставлениях постоянно. И, все же…

Утешители

Духовная собранность и даже строгость наставлений старцев не имела ничего общего с отчуждением или равнодушием. В их письмах, обращенных к духовным чадам, находится место и сочувствию, и ободрению. Вот, например, одно такое письмо из архива старца Анатолия (Зерцалова). Сколько в нем теплоты и отеческого сопереживания:

«А что касается жалкого положения твоего в кругу сестер, то ты только тогда и докажешь, что ты им сестра, а не приживалка какая-нибудь, когда окажешь им сестринскую любовь и потерпишь их. Мне даже больно видеть или слышать, как все давят тебя: ну, а если в этом давлении-то и кроется вся будущая вечная слава твоя? <…> Потерпи же, потерпи Господа, мужайся.»

Как ни страшна «буря», какими бы неодолимыми не казались и собственные страсти, все взвесится, всему будет определена цена в Воскресении Христовом:

«…Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого, <…> И Господь таких любит.»

Советы Преподобных старцев оптинских охватывают, практически, все важные стороны жизни, и во всем присутствует рассуждение: одна мера – для монахов, другая – для мирян, одна – для новоначальных, другая – для тех, кто находится в середине и в конце пути.

Но в них рассматриваются и вопросы, общие для всех: о цели христианской жизни, о том, какой пост правильный, о том, все ли равно, как и во что верить, о значении и благодатной силе церковных таинств, о молитве и о духовном чтении, о том, какого употребления талантов ожидает от своих учеников Господь, и об опасностях на пути спасения.

Читая их, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные и написанные, как будто специально для пастырей, попадающих «под огонь» печати, присваивающей себе право судить церковь…

И как хорошо в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжить «общение с ними» – поискать или перечитать доступную сейчас литературу: жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца.