Степан колесников художник

Паганини дубовых веток

Степан Федорович Колесников 23 ноября исполняется 135 лет со дня рождения Степана Федоровича Колесникова, художника, которого на его Родине любители живописи узнали не так давно. Удивительно, но и в наше время могут еще оставаться мастера, фактически не открытые широкому зрителю. При том, что картины Колесникова почти век, как находятся в наших картинных галереях, а огромная их часть до сих пор продается на аукционах.

Только в последнее десятилетие сведения о жизни Колесникова в эмиграции стали доступны, а всемирную сеть заполнили репродукции его работ

В советское время Колесникова изучали мало, до сих пор о нем не написана монография. Его насыщенная творческая жизнь протекала в основном в эмиграции, в сербском Белграде. И только в последнее десятилетие сведения о его жизни в эмиграции стали доступны, а всемирную сеть заполнили репродукции его работ.

Русская Пасха. Художник: С.Ф. Колесников

Драматично заломленные ветви серых деревьев, отбрасывающие тень на снег или беленые стены храма, за которые критики еще на заре его карьеры прозвали Колесникова «Паганини дубовых веток», глубокое небо, обилие света и белых прочерков, буквально подсвечивающих изображение на каждом полотне, «жирный, кудрявый мазок» и особенный колорит во всех картинах, чем бы он их не писал (мастер, помимо масла, очень любил гуашь и темперу, иногда смешивал их с пастелью), отличают Степана Колесникова и от брата Ивана Колесникова (тоже художника, окончившего те же учебные заведения, что и Степан, но не эмигрировавшего, а умершего в 1929 году в Ленинграде), и от учителя Ильи Репина, и от «побратимов» – Митрофана Грекова и Исаака Бродского.

В 1927 году художник одним из первых написал на монастырской фреске в старой Сербии образ царя-мученика Николая II

Дорого нам и то, что Степан Колесников писал иконы, расписывал храмы. В 1927 году он одним из первых написал на монастырской фреске в старой Сербии образ царя-мученика Николая II. Да и вся его жизнь, начиная от рождения в новороссийском Адрианополе, где сейчас идут боевые действия, полна необыкновенных знаков, особенно ярко высветившихся в наше непростое время.

***

Художник: С.Ф. Колесников

Степан родился в крестьянской семье в небольшом селе, которое и сегодня легко найти на военных картах горящей в огне Луганской области Украины (Перевальский район). В далеком 1879 году это была Российская империя, а благополучное сельцо на сотню дворов, с православной церковью (Свято-Николаевский храм, построенный в 1803 году, сохранился до наших дней), школой и двумя ежегодными ярмарками, принадлежало Славяносербскому уезду.

Название уезда тоже имеет символическое значение. Более чем за сто лет до рождения будущего художника эта земля гостеприимно приняла в свои пределы переселенцев из Сербии – сербов, валахов, черногорцев. Храбрые воины и трудолюбивые хозяева, сербы создали здесь ряд военных поселений. Они быстро ассимилировались, поэтому неудивительно, что художник рождается в интернациональной семье: отец – Федор Яковлевич Колесников, мать – Ксения Сафоновна, сербка из рода Стефановичей.

Художник: С.Ф. Колесников

Сербские корни матери художника – любопытный факт. Ведь в 1919-м Степан Колесников эмигрирует из охваченной большевистским пожарищем страны и навсегда поселяется в Сербии. Но до этого ему еще предстояло выучиться и стать известным художником…

Биографы отмечают, что рисованию крестьянский сын учился у приезжавших в село иконописцев. В семье Колесниковых было четверо одаренных детей, но живописью отец разрешил заняться только двоим (отпустил их от хозяйства) – старшему Степану и младшему Ивану. Остается только подивиться возможностям для талантливых крестьянских ребят в Российской империи: в 1896 году в Адрианополь по инспекционным делам приехал из Екатеринослава губернский чиновник. Он заметил крестьянского паренька – волостного рассыльного, рисующего какой-то пейзаж, – оценил способности 17-летнего Степана и поставил в известность уездное земство.

Вскоре за казенный счет со стипендией 250 рублей в год Степан Колесников был определен на учебу в Одесское художественное училище. Впоследствии его брат Иван так же стал стипендиатом Славяносербского земства.

***

Художник: С.Ф. Колесников

Одесское художественное училище было одним из лучших средних художественных учебных заведений России того времени. Друзьями Степана становятся Исаак Бродский, Митрофан Греков и будущий авангардист Давид Бурлюк, а живописи его учат профессора Г. Ладыжевский и К. Костанди. Там же, в Одессе, в последний год XIX века Степан Фёдорович женится на дочери греческого помещика Ирине Попандопуло, а в январе 1901-го у супругов рождается дочь Люба.

Долгие годы впечатления о Малороссии будут питать художника в далекой эмиграции

Уже семейным человеком Колесников приезжает в Петербург: окончание училища по первому разряду дало ему право в 1904 году поступить без экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств. Здесь среди его академических учителей были В. Маковский, А. Киселёв и И. Репин. В 1905-м занятия в Академии временно останавливаются, и Колесников на некоторое время уезжает вместе с друзьями в малороссийское поместье Бурлюка. Долгие годы впечатления о Малороссии будут питать художника в далекой эмиграции, когда он, вдали от Родины, будет писать южнорусские степи с фигурами людей и лошадей, подтаивающим снегом, весенней распутицей, половодьем, распаханными полями и праздничный крестьянский люд возле церквей, напоминающих Свято-Николаевский храм в Адрианополе…

Художник: С.Ф. Колесников

До революции жизнь молодого художника насыщена творчеством, с каждым годом его признание в России растет. В 1905-м он дебютирует на Весенней выставке в залах Академии, где его картина «Весна» получает вторую премию и покупается для музея императорской Академии. Каждый год Колесников участвует в престижных выставках, почти всегда получает «Куинджиевскую премию». А в 1909-м его «Весна» удостаивается золотой медали и на Международной выставке в Мюнхене, за что художник получает благодарность и подарок (золотой портсигар с бриллиантом на крышке) от императора Николая II.

В том же счастливом 1909 году за работу «В старой усадьбе» художник получает возможность стажироваться за границей. Он посещает Бельгию, Болгарию, Германию, Сербию. На Капри он знакомится с Горьким, в Париже его выбирают членом международного товарищества живописцев «Леонардо да Винчи». Его персональные выставки проходят в Москве и Санкт-Петербурге, большинство картин раскупается, их репродукции печатают в журналах «Нива» и «Огонек». Степан Федорович становится академиком живописи.

Художник: С.Ф. Колесников

Однако грядет Первая мировая, а вслед за ней и Октябрьский переворот 1917-го. В ноябре 1919 года в Одессе (где художник жил последние годы на Родине) он участвует в лотерее в пользу Добровольческой армии на 29-й выставке Товарищества южнорусских художников. В этом же году по Военно-Грузинской дороге Колесников вместе с семьей навсегда уезжает в эмиграцию…

***

Сначала была Турция, затем – Греция. В 1920-м Колесниковы прибывают в Королевство сербов, хорватов и словенцев. В Белграде (ул. Князя Павла, 81) художник покупает небольшой дом и начинает свою сербскую жизнь.

Колесников. Церковь зимой

В том же году он устраивается преподавать черчение и рисунок в русско-сербской гимназии, позже его приглашают быть сценографом в Народном театре. Его художественная карьера расцветает в новой стране. Персональные выставки проходят в Белграде, Праге, Париже, Лондоне. В письме Репину он сообщает: «Я обласкан в стране близкого нам народа – сербов». Но тут же замечает: «Работаю очень много и только в любимом труде нахожу облегчение и временно забываю свою тяжкую болезнь – беспредельную тоску по Родине…»

Показанные на первой персональной выставке в Белграде в 1922 году картины полны воспоминаний об оставленной им России: «Село Всехсвятское», «Базарный день на Волге», «Разлив», «Помидоры», «Тает снег». Рядом с пейзажами – картина «Тайная Вечеря», полотна с изображениями святых, написанные для одной из церквей в 80 километрах от Белграда, икона святителя Николая Чудотворца. Привлек внимание публики и триптих, в левой части которого была изображена Россия под большевиками, справа – Королевство сербов, хорватов и словенцев, а в центре – будущее воскресение славянства…

Картины его покупают как русские эмигранты, так и сербы, для которых Колесников – представитель знаменитой русской академической школы живописи

Картины его покупают как русские эмигранты, тоскующие по родным пейзажам, так и сербы, для которых Колесников – представитель знаменитой русской академической школы живописи. В 1925 году на его выставку в Белграде пожаловала королевская чета (король Александр Карагеоргиевич получил образование в Петербуржском Пажеском Его Императорского Величества корпусе). На этой выставке представлены уже и сербские пейзажи, и жанровые сцены.

Художник: С.Ф. Колесников

В то время Колесников получал частные и государственные заказы. Масштабные полотна художник писал только до начала Второй мировой войны, когда был в почете у короля Александра и у сменившего его в 1934 году Павла Карагеоргиевича.

Так, ему было поручено расписать огромный потолок (плафон) в зале Народного театра в Белграде. Этой новостью он делится в письме к Репину и получает от него восторженное послание: «Жду с нетерпением фотографий с Ваших гигантских размахов, – пишет художнику Репин. – Вас я знаю только пейзажистом, и всегда любовался необычайной красотой серых, отрепанных ветрами, пустых ветвей… И вдруг Вы явились с плафоном оперного театра – 80-ти кв. метров!.. Ради Бога, присылайте поскорей копии, в каком бы то ни было виде; я пойму суть, и я жду их, как христианин – чуда».

Художник: С.Ф. Колесников

К 1926 году плафон готов: на нем художник написал мифологическую композицию «Богиня Талия на квадриге» в окружении декоративных барочных узоров. Работы Колесникова украшали и другие белградские здания – дворец короля, столичный отель «Палас» (17 огромных панно), городскую больницу, Адриатически-Придунайский банк (8 панно в зале заседаний).

***

Монастырь Св. Наума в Охриде, где Колесников расписывал медальоны Расписывает художник и монастырь Святого Наума в Охриде (сейчас – Республика Македония). К этому времени в Сербии фиксируются случаи прославления русского царя-страстотерпца Николая Второго. Исследовательница творчества Колесникова Соня Маричевич рассказывает, что в эти годы в сербской печати появляется публикация: одна из матерей, не дождавшаяся с фронта сына, во сне видит явление русского царя, который ее утешает: сын жив, он в России, скоро она его увидит. Сон-пророчество сбывается, а свидетельства о том, как сербский народ горячо любит покойного русского царя, почитая его святым, множатся. Одно из них – от Колесникова.

11 августа 1927 в белградских газетах появилось сообщение «Лик Императора Николая II в сербском монастыре святого Наума, что на Охридском озере»:
«Русский художник и академик живописи Колесников был приглашен для росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого Наума, причем ему была предоставлена полная свобода творческой работы в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещенных в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить. Однажды в сумерках Колесников вошел в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Как потом рассказывал сам Колесников, в этот момент в храме была чарующая игра света и теней. Все кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал ожил, и из него, как из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II…»

Конечно, художник запечатлел увиденный лик. Как пишет сам Колесников, он писал без фотографии: «В свое время я несколько раз видел покойного Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Я закончил свою работу, и этот портрет-икону снабдил надписью: Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».

***

Художник: С.Ф. Колесников

К сожалению, ни один из охридских «овалов» до нашего времени не сохранился. А в апреле 1941 года разрушению подвергся и потолок Белградского Народного театра: фашистская авиабомба повредила здание…

Во время фашистской оккупации Югославии картины Колесникова экспонировались на выставке русских художников в Белграде, продавались на аукционе, в Русском Доме (деньги пошли на приобретение зимней одежды и материальной помощи русским эмигрантам). Но с нападением фашистской Германии и после, с приходом к власти коммунистов, он больше не работает с панно, его позднее творчество – это небольшие станковые произведения.

Колесников. Портрет сына К этому времени относятся и семейные потрясения: еще в 1935-м Степан Фёдорович уходит из семьи. В 1938 году после тяжелой болезни бывшая жена умирает. В начале войны арестован сын Колесникова Федор, который вскоре после освобождения кончает жизнь самоубийством. Дочь Любовь при отступлении немцев бежит с ними из Белграда, опасаясь репрессий новой коммунистической власти (и не без оснований: оставшийся в Белграде русский художник-эмигрант Иван Шеншин был расстрелян «за сотрудничество с фашистами» (он рисовал для журнала)).

Сам же Колесников женился второй раз на русской эмигрантке Марии Георгиевне. Последние двенадцать лет жизни художник страдал болезнью Паркинсона и не мог работать самостоятельно. Он нанимал нескольких молодых живописцев, которые по его эскизам выполняли работу, а потом завершал ее несколькими точными мазками и ставил свою подпись латиницей: «Kolesnikoff». Считается, что существенно подкосило его здоровье и решение властей закрасить поврежденный плафон в театре: при реконструкции здания в начале 50-х его покрывают масляной краской…

Умер русский академик живописи, профессор Степан Федорович Колесников 27 мая 1955 года. Спустя 11 лет и Мария Георгиевна упокоилась рядом с мужем в парной могиле на Новом кладбище Белграда.

Могила Степана Колесникова и его жены Марии Геориевны на Новом кладбище в Белграде Работы Колесникова хранятся в различных музеях и галереях бывшего СССР: в Днепропетровске, Костроме, Новосибирске, Рыбинске, Минске, Петербурге (в Русском музее); в частных собраниях, в том числе в Сербии и странах бывшей СФРЮ.

Безусловно, он – наш, общий. А в том, что все мы сегодня разделены, во многом виноваты мы сами…

Вопрос, какой стране принадлежит этот замечательный художник остается открытым. Фамилию он носил русскую и был представителем русской художественной школы, но сербы, слышавшие о Колесникове, называют его своим: «Он же работал сценографом в Народном театре!», а украинцы – самородком с украинскими корнями. Безусловно, он – наш, общий. А в том, что все мы сегодня разделены, во многом виноваты мы сами…

Художник Степан Колесников (1879 – 1955). Русский и сербский

Степан Фёдорович Колесников мало известен любителям живописи из России. А между тем, он Академик российской живописи, ученик Репина, Ладыженского и Костанди. Сегодня сербы называют творчество этого художника своим национальным достоянием.

Художник Степан Фёдорович Колесников родился в крестьянской семье, в Екатеринославской губернии, в селе Адрианополь Славяносербского уезда, в 1879 году. С самого детства учился живописи у мастеров-иконописцев. В 1896 году рисунки шестнадцатилетнего Степана Колесникова были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. За эти рисунки молодой художник получил денежную награду, в виде стипендии, от земской управы, что позволило Колесникову поступить в Одесское художественное училище, которое в те времена считалось одним из лучших в стране. В училище художник знакомится с будущими известными русскими художниками И.И. Бродским, М.Б. Грековым, Д.Д. Бурлюком.

В 1899 году Степан Колесников женился на дочери греческого помещика Ирине Фёдоровне Попандопуло и через два года у молодых супругов родилась дочь Люба.

В 1903 году Степан Фёдорович окончил художественное училище по первому разряду, что давало ему право на поступление в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов и молодой художник этим правом воспользовался, несмотря на то, что ему было предложено престижное место преподавателя в Одесском художественном училище.

С 1905 года художник регулярно представляет свои работы на Весенние выставки в залах академии и почти регулярно получает за свои полотна «куинджиевские премии», которыми отмечаются лучшие творения молодого живописца.

В 1909 году Колесников выпускается из академии с правом пенсионерской поездки в Европу и художник уезжает сначала во Францию, а затем в Италию.

В 1912 году Колесников организует экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию, два года работает в этой экспедиции и возвращается в Петербург с богатейшим материалом. В 1913 году он уезжает в длительное путешествие по Туркестану и Китаю.

Практически все картины, написанные в результате этих путешествий, были выкуплены, а репродукции работ Колесникова начал публиковать один из самых популярных в те времена в России журнал «Нива».

После череды революций 1917 года семья Колесниковых покидает Петербург, а затем и Россию. Колесниковы селятся в Белграде в небольшом доме недалеко от центра сербской столицы на улице Князя Павла.

О жизни и творчестве Степана Фёдоровича Колесникова за границей имеются лишь обрывочные сведения. Известно, что некоторое время Колесников был профессором Белградской академии художеств, провёл несколько персональных выставок в странах Европы, выполнял работы на заказ (был, к примеру, расписан плафон зала в оперном театре Белграда).

Последние двенадцать лет своей жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона), овдовел и женился снова, похоронил сына, а его дочь уехала с отступающими немцами, поскольку опасалась репрессий.

Умер Степан Фёдорович Колесников в мае 1955 года. Похоронен в Белграде.

А теперь давайте знакомиться с творчеством художника. Его работы очень далеки от академизма: пейзажи и портреты, зачастую, лишены четких линий и детально прописанных образов. Он любит синий и ярко-оранжевый цвета.

Глядя на картины Колесникова можно понять, почему сербы считают Степана Федоровича своим национальным достоянием, а его работы на международных аукционах стоят целого состояния.

Картины художника Степана Фёдоровича Колесникова

Колесник, Колесников

См. также страницу Калесник, Калесников

О фамилии

Привилегированное сословие

Представители фамилии «Колесник» относились к различным сословиям:

  • Представители фамилии Колесник упоминаются в Книге писцовой и межевой писма и меры столника Никиты Телегина да подьячего Трофима Анцыфорова 194 (1684) года по Землянскому уезду как черкасы переселившиеся в 17 веке под руководством атамана Дашкеева из-за Днепра в поместья Стана Подгородного города Землянск Воронежской губернии.

  • Казачество.
    Представители фамилии упоминаются:
    • Малороссийское Казачье войско
      • Переволочанская сотня (создана Юрием Хмельницким в составе Полтавского полка. Ликвидирована царским указом в 1764 г., казаков перевили в Днепровский пикинерский полк, а территория включена в Новороссийськую губернию. Сотенний центр: местечко Переволочна, ныне затоплено Днепродзержинского водохранилища). Павел Михайлов Колесник — сотник в 1727 году

Непривилегированное сословие

Представители фамилии были крепостными крестьянами:

  • Воронежская губерния
  • Черниговская губерния

Колесник.
География проживания

  • Россия
  • Беларусь
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Памятные книги Российских губерний.
  • Списки переселенцев.
  • Владельческие списки.
  • Первая Мировая война. Безвозвратные потери.
  • Гражданская война. Списки потерь.
  • Военные конфликты 1923-1939 гг. Списки погибших военнослужащих.
  • Репрессии 1930-44 гг. Списки незаконно репрессированных.
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Безвозвратные потери.
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Списки погибших мирных жителей.
  • Энциклопедии.
  • Герои Советского Союза и орденоносцы.
  • Архивы.

Представители фамилии «Колесников» относились к различным сословиям:

  • Представители фамилии Колесников упоминаются в Книге писцовой и межевой писма и меры столника Никиты Телегина да подьячего Трофима Анцыфорова 194 (1684) года по Землянскому уезду как черкасы переселившиеся в 17 веке под руководством атамана Дашкеева из-за Днепра в поместья Стана Подгородного города Землянск и села Перелевка Землянского уезда Азовской (Воронежской) губернии.

  • Дворянство.
«Герб подполковника в отставке Федора Федорова Колесникова и детей его: Федора, Елены, Владимира, Георгия, Игоря, Людмилы и Олега во вторую часть Дворянской родословной книги (Диплом на Дворянское достоинство Высочайше подписан в 12 Июня 1914 года. ), по происхождению от предка их Павла Михайлова Колесника, бывшего Сотником Переволочанской сотни в 1727 году (Полтавская губерния).» Представители фамилии Колесников внесены в Родословные книги Дворянского Депутатского собрания:

  • Воронежской губернии: в 1-ю часть («Дворянство пожалованное и дворянство до ста лет»), во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»), в 3-ю часть («Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена»).
  • Екатеринославской губернии.
  • Кубанской областей: в 1898 году в 3-ю часть («Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена»).
  • Новгородской губернии: в 1848, 1849 годах во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Области Войска Донского (Донской области).
  • Оренбургской губернии.
  • Полтавской губернии: во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»), в 3-ю часть («Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена»).
  • Санкт-Петербургской губернии: в 3-ю часть («Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена»).
  • Саратовской губернии.
  • Ставропольской губернии: в 1880 году во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Тульской губернии: в 1864 году во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Херсонской губернии.
  • Черниговской губернии: во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Ярославской губернии.

  • Дети боярские,,,
    Представители фамилии Колесников упоминаются: В книге «Подлинная переписная книга посадскихъ дворовъ въ городѣ Бѣлгорода, и помѣстiй и вотчинъ и селъ и деревень и дворовъ въ станѣхъ Саженскомъ, Розумницкомъ, Коренскомъ и Корочанскомъ, переписи Афонасiя Ѳедоровича Боборыкина да подъячаго Ивана Гаврилова, 1646 года» записано, что они получили землю в селе Устинка Коренского стана Белгородского уезда Курской губернии.

В ходе Петровских реформ в 18 веке «детей боярских» перевели в сословие «однодворцы»,

  • Служивые люди.
    Представители Колесников упоминаются:
    • в Воронежских отказных книгах 1657 года как воронежские старые салдаты, получившие землю в диком поле по речке по Землянке сверху и до устья Землянского уезда Азовской (Воронежской) губернии.

В середине 19 века всех однодворцев перевели в сословие «государственные крестьяне».

Колесников.
География проживания

  • Россия
  • Беларусь
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Памятные книги Российских губерний.
  • Списки переселенцев.
  • Владельческие списки.
  • Первая Мировая война. Безвозвратные потери.
  • Гражданская война. Списки потерь.
  • Гражданская война. Участники.
  • Военные конфликты 1923-1939 гг. Списки погибших военнослужащих.
  • Репрессии 1930-44 гг. Списки незаконно репрессированных.
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Безвозвратные потери.
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Списки погибших мирных жителей.
  • Энциклопедии.
  • Герои Советского Союза и орденоносцы.
  • Архивы.
  • А.А.Танков «Историческая летопись Курского дворянства»
  • Сайт «РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО»

Специалисты классифицируют фвмилии по их образованию от различных признаков, вот некоторые из них:

1.Крестильые (канонические) имена и их народные формы. При крещении ребенку давали имя из церковного календаря, соответствующее дате рождения. Их было относительно не много, в результате чего они часто повторялись

Поэтому значительная часть русских фамилий образована именно по этому признаку. Образованы фамилии были от полной формы имени, а также и различных уменьшительных и уничижительных форм, например:

2. Мирские имена или прозвища. В эту группу входят фамилии, образованные как от собственно прозвищ, так и от мирских имен, которые пришли из языческих времен, когда имен церковных еще не было. Иногда родители, наряду с церковным именем, давали ребенку имя – оберег. В качестве охранных, отпугивающих злые силы, давались имена с отрицательным содержанием, благодаря которым появились фамилии типа: Безобразов, Стариков, Кощеев, Злобин, Неудачин, Некрасов, Неустроев, Захвораев, Горев, Грязнухин, Грязнов. Так же в семьях были приняты имена, в которых отражался порядок появления детей на свет. Для этого использовались счетные прилагательные и числительные от одного до десяти, а также некоторые существительные: Первых, Починок, Старшов, Второв, Вторышкин, Третьяков, Четыров, Пятов, Пятышкин, Шестеркин, Семов, Семикин, Семушкин, Осьмаков, Девятов, Девятков, Десятков. Время появления на свет и сопутствовавшие этому явления природы и обстоятельства отразились в именах, а затем в фамилиях: Вешняков, Ярцев (рожденные весной), Жаров (родившийся в жаркое время года), Постников (рожденный во время поста), Метелицин, Громов и выполняли также охранную функцию. Ребенок, родившийся в грозу или метель, считался сродни этим природным явлениям, его имя как бы предохраняло его от снежного заноса или удара молнии.

Многие фамилии произошли от имен характеризовавших внешность младенца: Беляев, Чернухин, Угольков, Грязнов (неполн. Грязнушка), т.е. с «темным налетом», Загваздин, т.е. грязнуля (от слова загваздать, значит запачкать, загрязнить), а также отношения родителей к его появлению: Жданов, Нежданов, Нечаев, Любимов, Баженов (в древнерусском языке бажать – «очень желать»; имя писалось через «а» или через «о»).

Относительно этих фамилий будет уместно вспомнить строки из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Выражается сильно русский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и не облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что написанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам – самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы,- одной чертой ты обрисован с ног до головы».

3.Названия профессий. Очень интересные фамилии, говорящие о том, чем занимался ваш далекий предок, а возможно и его потомки. Фамилии подобного типа чаще всего возникали в среде купцов, ремесленников, мастеровых. Так появились такие фамилии, как Винокуровы, Сальниковы, Кузнецовы, Колесниковы, Черенковы, Бондаренко, Бронниковы, Оловянниковы, Плотниковы, Бердниковы, Подключниковы, Толмачевы, Воротниковы, Скрынниковы, Золотаревы, Бочкаревы, Писчиковы, Кожемякины, Кологривовы, Чекмаревы, Гончаровы и другие. Многие названия профессий вышли из употребления, поскольку либо исчезли сами ремесла, либо они получали другие названия.

4. Географические названия. Эти фамилии подскажут, откуда родом был предок.

К ним относятся: Харьков, Архангельский, Москвин, Веневитинов, Невский, Галицкий, Киевский, Хованский, Шуйский, Литвинов, Можайский, Важенин, Лучанинов, Мещерский, Боротинский и другие. В этой группе очень велика доля дворянских и знатных фамилий.

5. Искусственные фамилии. В основной массе носителями этих фамилий были священно-церковнослужители. В дореволюционной России ученикам духовных училищ присваивались искусственные фамилии, причем часто взамен уже имеющихся. Изобретательность людей, дававших фамилии поразительна, но все-таки можно выделить основные группы образования: от названия местности, города или деревни, откуда прибыл ученик, от имен святых, от церковнославянизмов, от названий церковных праздников, от названий растений, животных, минералов, природных явлений, от латинских, арабских и греческих слов, от имен и названий фигурирующих в античной мифологии: Звонарев, Дьяконов, Попов, Молитвин, Богоявленский, Троицкий, Успенский, Белинский, Краснопольский, Суперанский, Аристов, Зосимовский, Иоаннов, Златоустовский, Магдалинский, Преображенский, Миролюбов, Остроумов, Гиацинтов, Кипарисов, Голубинский, Орловский, Бриллиантов, Кораллов, Востоков, Солнцев, Зефиров, Конкорский, Троянский, Софоклов и другие. Сюда же можно отнести фамилии, полученные иногда незаконнорожденными детьми и фамилии – псевдонимы.

Таким образом, мотивировка отдельных фамилий может быть достаточно индивидуальной, порой разной у однофамильцев.

Каждая фамилия — своего рода загадка, попробуйте ее разгадать самостоятельно, и вы ощутите связь времен и народов, поймаете тот неповторимый миг истории, с которого начинался ваш род, определялось ваше место в вечности.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Alexandra-Victoria Самобытный художник Колесников Степан Фёдорович (1879 — 1955)

Вот и сегодня, попались на аукционе Sotheby’s четыре картины самобытного художника. Решила узнать поподробнее о его судьбе и творчестве. Информации в интернете очень мало. Хорошо попалась статья Leonsija. За что я ей очень благодарна.


Париж и Белград — два центра русской эмиграции, куда после революции 1917 года потянулась большая часть русского дворянства и интеллигенции. Среди огромного списка имен, можно найти и имена русских художников, архитекторов и артистов. Кто-то нашел в Европе свою вторую Родину, а кто-то же всю жизнь мучился от тоски. В 1920 году с первой волной эмигрантов в Сербию попал и замечательный, почти неизвестный в России художник Степан Федорович Колесников.


В наше время его художественные работы потихоньку находят своих почитателей и покупателей: на антикварных аукционах пейзажи художника уходят за весьма приличные деньги, а сербы считают Колесникова своим национальным достоянием. И не мудрено, большая часть его полотен находится именно в Сербии, здесь он был вхож в светское общество, исполнил множество работ на заказ и даже расписал плафон Народного театра в Белграде…


Живопись Колесникова необычна и далека от академизма. На его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета — голубой или ярко-оранжевый. Темы картин — украинский быт, природа и животные. О жизни Колесникова известно крайне мало, лишь отрывки или сплошной официоз, повторяющийся то тут, то там… попробую его чуть-чуть разбавить чем-то иным.
Ну а теперь непосредственно о жизни художника и поможет в этом небольшой совсем материал из книги Косик В.И. «Что мне до вас, мостовые Белграда? : Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920-1950-е годы)», Институт славяноведения РАН. — М., 2007

Академик живописи Степан Федорович Колесников (11. 07. 1879, Андреанополь, Екатеринославская губ.—1955, Белград).Этот крестьянский сын получил первые уроки живописи у мастеров-иконописцев. Потом были годы учебы в художественной школе в Одессе у Г. Л. Ладыже нского и К. К. Костанди, в Петербурге в императорской Академии художеств у И. Репина (1903—1909 гг.). Последовали первые награды на родине и за рубежом. Были путешествия по Европе и Туркестану.
Стал членом парижского международного художественного общества «Леонардо да Винчи».
Степана Федоровича Колесникова очень ценил Илья Ефимович Репин. История сохранила для нас несколько его писем художнику. Одно, самое интересное, ярко характеризующее отношение Репина к творчеству Колесникова привожу ниже. Оценка учителя стоит дорого…

Илья Репин — Степану Колесникову 21 октября 1926 г. Куоккала

«Дорогой Степан, простите, забыл Вас по отчеству. Все утро сегодня наслаждаюсь фотографиями Ваших работ, сейчас только ушел Юра; с ним опять при сильной, хорошей лампе вновь рассматривали всю вашу выставку. О! Какой Вы превосходный художник. Очень, очень благодарю Вас и за письмо Ваше такое доброе, ласковое, и за фотографии. Юра особенно со стороны лошадей, да и я лошадь люблю, и мы — просто пируем! Спасибо! Спасибо! И я не знал, как благодарить Ивана Степановича Майковича! Какой, однако, он поэт. Но тут начинается мое огорчение: ведь я не знаю языка! А сколько дает Сербия! Да здравствует! Да здравствует!..
Ваш старый товарищ, очень старый Илья Репин.»

В 1912 г. С. Ф. Колесников организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, и организовал две огромные по количеству выставленных полотен выставки в обеих столицах. Большинство картин распродано по музеям и частным коллекциям. Любители высокого искусства, не обладавшие достаточными средствами, могли довольствоваться репродукциями в расходившейся по всей России «Ниве».В 1914 г.он стал академиком живописи. На его картинах нашла свое отражение и Великая война.

С 1920 г. в Королевстве. И здесь Колесников быстро снискал известность, вошел в моду. В январе 1922 г. белградцы уже смогли посетить выставку картин Колесникова. Там экспонировались полотна под незатейливыми названиями как «Село Всехсвятское», «Базарный день на Волге», «Разлив», «Помидоры», «Тает снег». Выставлялись и портреты, например г-жи Юреневой. На обозрение публике были представлены и картины иного характера: «Тайная Вечеря», полотна с изображениями святых в полный рост для церкви в Летнаваце (арх. Андросов), в 80 км от Белграда.

Особенно отмечалось прессой изображение Св. Николая Чудотворца. Ко времени открытия выставки он написал в Сербии около 100 картин и 20 уже успел продать во время ее работы. Не могла не пользоваться популярностью у недавних жителей России и у строящих свою Великую Сербию белградцев трехчастная картина: на левой стороне Россия под большевиками, на правой — цветущее Королевство сербов, хорватов и словенцев, в центре — будущее воскресение славянства.

В ноябре 1925 г. состоялась удостоенная посещения королевской четой очередная выставка Колесникова, разножанрового характера. Здесь и картины, сюжеты которых связаны с недавним боевым прошлым сербов, такие как полотно «За отечество на Каймак-Чалане», с их безыскусной жизнью и красотой природы — «На дороге Сараево — Мостар», «У Прилепа», «Осень около Лукова» (близ Заечара). Были представлены и среднеазиатские воспоминания: «Тигр в горах Тяншана», «Туркестанские сарты», «В Туркестане». Непременными были и картины посвященные ушедшей России: «Соперницы» — сцена из малороссийской жизни, «Водяная мельница», «Утром», «Рыбак», «Курская губерния», «В Виленской губернии», «У церковной ограды».

За его полотна боролись все лучшие белградские дома. Цена на его картины подскочила еще выше, когда он расписал потолок — композиция «Богиня Талия на квадриге» — в обновленном Народном театре. Стал белградским Марком Шагалом, которому Париж оказал честь сделать то же самое.
Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). В мае 1955 года его не стало. Степа Колесников был похоронен на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни.

Картины плодовитого художника украшали дворец короля, столичный отель «Палас», радовали пациентов Городской больницы, он был творцом художественных композиций в Экспортном банке. Будучи модным художником, имел обширную клиентуру, вкладывавшую деньги в «картинную недвижимость». На его полотнах были не только русские традиционные мотивы с церквами, но и сербские пейзажи, сербские святые, зарисовки балканской природы. Многие его картины «разлетелись» по свету, что-то осталось и для Белграда нынешнего XXI в. И познакомиться с творчеством Колесникова сейчас очень просто, достаточно поднять глаза к потолку в Народном театре…