Светское образование в России

Возникновение светского образования в россии

В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в 18 веке тоже подверглась реформам. В образовании 18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, также была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ образования в России в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода.

В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.

В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.

В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно–образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.

В 1782 — 1786 годах, наконец-то, была создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросов, и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. По замыслам комиссии создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

Понимая значимость образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России 18 века было поставлено под жесткий контроль.

Российская академия наук.

Фактически все предпосылки для создания Академии были: о средствах личных не нужно было задумываться, так как уже был опыт привлечения иностранцев для дел государственного управления – таковых можно было получить и для состава академии. Денежных средств — предполагали — также можно ассигновать из государственного казначейства, а некоторые принадлежности для академии уже существовали; из книг, доставшихся при завоевании Остзейского края в виде добычи, составилась уже библиотека, дополнившаяся при Петре закупкой книг за границею, а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера.

Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить его место, причем Петр высказал пожелание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

Но приехавшие из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и Академия открылась только при Екатерине I. Первое заседание было 12 ноября 1725 г., а 27 декабря того же года состоялось торжественное заседание в присутствии императрицы.

Инновации в социальной жизни и культуре в 18 веке

Основные проявления

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

Основные особенности развития

Культура России 17-18 века — это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от «западного» и «еретического». Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Особенности приобщения к Европе

Чем примечательна культура России 18 века? Это период развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала «мирскому» искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту древнерусского искусства. Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.

О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 19 марта 1993 года N 47/20-11п

О светском характере образования
в государственных образовательных учреждениях
Российской Федерации

Отношение государственной школы к религии определяется законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания».
В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор согласно их убеждениям путей и форм нравственного и религиозного воспитания.
Граждане Российской Федерации в отношении религии придерживаются разных убеждений. Они исповедуют христианство, ислам, буддизм и т.д., не исповедуют никакой религии потому, что мировоззренчески не определились или придерживаются атеистических убеждений, считают себя агностиками, светскими гуманистами. Убеждения всех граждан государство обязано уважать в соответствии с конституционным принципом свободы совести при том условии, что эти убеждения не противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан. Предпочтение какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно означает дискриминацию по отношению к другим, появление монополии в вопросах духовного развития личности. Государство предоставляет возможность выбора мировоззрения каждому гражданину как его личного выбора, как его частного дела по отношению к государству.
Родители, отдавая ребенка в государственную школу, должны знать, что школа не может взять на себя обязательство воспитывать его в соответствии с каким-либо определенным религиозным или атеистическим выбором родителей. Это необходимое условие того, что школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и дети считают для себя неприемлемыми.
В связи с вышеизложенным Министерство образования Российской Федерации в сфере духовного развития личности придерживается следующих положений.

1. Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования (статья 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» — «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797, стр. 2222). Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

2. «Преподавание религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений» (ст.9 Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» — «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР», 1990, N 21, ст.240, стр.286). С этой целью в школах могут быть введены факультативные курсы «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др., опубликованные в сборниках «Вестник образования», научно-методических журналах Министерства образования России.

3. Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся.

4. Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку.

5. Органам управления образованием, институтам повышения квалификации работников образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе истории религии и других религиоведческих дисциплин.

6. Государственные органы управления образованием обязаны контролировать соблюдение законов «Об образовании» и «О свободе вероисповедания» в образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного или атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов.

7. «Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях» (статья 9 Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» — «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР» 1990, N 21, ст. 240, стр. 286).

8. Одновременно сообщаем, что отменяются как противоречащие законам «Об образовании» и «О свободе вероисповедания» письма Министерства просвещения РСФСР — от 24.08.71 N 389 «Об усилении атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений»; от 09.08.74 N 357-М «Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы»; от 15.04.84 N 4-14/130/33-24/14-446/16 «О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений Июньского (1982 года) Пленума ЦК КПСС»; от 14.01.85 N 15-М «Об атеистическом воспитании детей в дошкольных учреждениях».

Заместитель Министра

А.Г.Асмолов

Текст документа сверен по:
Общее с среднее образования в России:
Сб.нормат.документов.
1992-1993. В 2-х кн. Кн.1. М., 1993.

Высшее богословское образование в России

Где его сегодня можно получить простому прихожанину?

Мы ходим в храм регулярно, слушаем проповеди священнослужителей, читаем книги, статьи. Но как часто нам хочется знать о богословии больше. Так, чтобы мы и сами могли рассказать правильно своим друзьям и знакомым о Православии, о Боге, о Церкви, чтобы иметь возможность преподавать в вузе или школе, чтобы стать священнослужителем или заняться организацией приходской церковной жизни, воскресной школы, молодёжного клуба при храме, социальным православным попечением. Где получить православное богословское образование мы и расскажем в этой статье.

Духовные Семинарии/Академии – это религиозные учебные заведения занимающиеся подготовкой будущих священнослужителей. Поступление в них возможно только по благословению правящего архиерея.

Форма обучения, как правило, очная, для действующих священнослужителей – возможно заочное обучение. Оплаты за обучение, чаще всего, нет.

В семинариях идёт подготовка бакалавров богословия, в академиях – магистров и кандидатов богословия. По окончании выпускники получают диплом, признаваемый в церкви, но не признаваемый государственными учреждениями. Выпускники семинарий, как правило, становятся священно и церковнослужителями. Женщин в Семинарию и Академию не принимают.

Духовные семинарии находятся во многих епархиях Русской Православной Церкви.

Сайты: mpda.ru , spbda.ru, kdais.kiev.ua, minds.by.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет – один из ведущих православных вузов, наряду с другими гуманитарными специальностями ведущий подготовку по направлению Теология (богословие).

В Университете ведётся подготовка бакалавров и магистров теологии (богословия). Дипломы университета признаются в церковных и государственных учреждениях, а также для целей дальнейшего обучения.

Обучение на заочной и вечерних формах платное от 32 т.р. в год.

Сайт: pstgu.ru. Тел.:(495) 9533121. Университет находится в Москве.

Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия – Религиозная организация — учреждение профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви. Здесь проводятся курсы повышения квалификаций для новых архиереев, подготовка магистров и кандидатов богословия.

Диплом признаётся только в церковных учреждениях.

Выпускники аспирантуры и докторантуры становятся преподавателями духовных семинарий и академий.

Приём на конкурсной основе по благословению правящих архиереев.

Сайт: doctorantura.ru. Тел.: (495)7218035. Аспирантура находится в Москве.

Православный Институт святого Иоанна Богослова – высшее учебное заведение.

Институт ведёт подготовку по направлению Теология только бакалавров. Диплом признаётся в церковных и государственных учреждениях, а также для целей дальнейшего обучения.

Обучение платное. Стоимость обучения на заочной форме – 46 т.р., на очно-заочной – 50 т.р. в год.

Срок обучения 3,5-5 лет.

Сайт: рпу.рф. Тел.: 8(495)6262225, 6262156. Институт находится в Москве.

Славяно-Греко-Латинская Академия – первое в России высшее учебное заведение, основанное в 1687 году. Подготовка бакалавров и магистров богословия ведётся в Открытом институте православного богословия при Академии. В Академии действует совместная с западными университетами богословская докторантура.

Отрытый институт православного богословия Славяно-Греко-Латинской Академии может стать лучшим выбором для православных прихожан, желающих получить высшее богословское образование.

Обучение по благословению Патриарха Московского и Всея Руси – бесплатное, по благословению архиерея или настоятеля храма предоставляется грант в размере 30% и 10% соответственно. Виды обучения: очно, по вечерам, по выходным, заочно, дистанционно (с помощью интернета).

Выпускники Открытого института православного богословия Славяно-Греко-Латинской Академии становятся православными священнослужителями, преподавателями в вузах и школах, повышают уровень своих личных богословских знаний.

В настоящее время до конца февраля действует грант на обучение благотворительного фонда «Единение», значительно покрывающий обучения, и оплата обучения, с его учетом, за семестр составит:

Бакалавриат: по вечерам – 13 т.р., заочно – 9 т.р., дистанционно – 6,5 т.р.

Срок обучения 3,5-5 лет.

По окончании присуждается степень Бакалавра по направлению Теология.

Магистратура: по вечерам – 14 т.р., заочно – 9 т.р. дистанционно – 7,5 т.р.

Срок обучения для имеющих высшее образование (по любой специальности) – 2-2,5 года.

По окончании присуждается степень Магистра по направлению «Теология».

Профессиональная переподготовка по направлению «Теология» — 1 год. По окончании выдаётся диплом, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности по направлению «Теология». Программа рассчитана на людей, имеющих высшее образование по любой специальности, которые планируют преподавать «Основы православной культуры» в учебных заведениях.

Переподготовка (за весь курс): по вечерам – 19 т.р., дистанционно – 9 т.р.

Дипломы Славяно-Греко-Латинской Академии признаются в церковных и государственных учреждениях, а также для целей дальнейшего обучения.

Набор осуществляется в течение всего года.

Заочное обучение

Московская духовная академия проводит обучение по программе подготовки церковных специалистов (направление подготовки «Теология») с двумя установочно-экзаменационными сессиями в году по 10 ДНЕЙ В ЛАВРЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ.

Слушатели программы имеют уникальную возможность погрузиться в жизнь древнего монастыря и старейшей Духовной школы: молиться на братских молебнах и иных богослужениях вместе с духовниками Лавры и общаться с известными богословами и ведущими преподавателями Академии.

Продуманная организация учебного процесса позволяет извлечь максимальную пользу от пребывания в Лавре.

Программа нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.

Срок обучения – 3,5 года.

Форма обучения: заочно-дистанционная (две очные сессии в год в стенах Московской духовной академии (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад) – с 8 по 17 января и с 31 июля по 11 августа). Зачисление 1 раз в год – 01 августа.

При успешном освоении программы выпускники получают диплом МДА церковного образца, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере церковного просвещения и образования.

Параллельно Московский педагогический государственный университет проводит профессиональную переподготовку по направлению «Педагогическое образование: теория и методика преподавания религиозных культур, светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России» для ведения нового вида профессиональной деятельности – учитель религиозных культур, светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России.

Занятия проводят ведущие преподаватели Московской духовной академии, других духовных образовательных организаций и православных вузов, специалисты в области гуманитарных дисциплин.

  • Требование к поступающим: абитуриенты должны иметь образование не ниже среднего профессионального, либо обучаться не менее чем на 3-м курсе ВУЗа.
  • Абитуриенты должны иметь рекомендацию священника или архиерея.
  • Зачисление осуществляется по результатам вступительного собеседования (устного/письменного) по Основам Православия в объеме учебника «Закон Божий» прот. Серафима Слободского.
  • Чтобы подать заявку, Вы можете в любое время выслать заполненную анкета по адресу — odo.nabor@mpda.ru

Слушатели возмещают затраты на организацию процесса обучения.

Дополнительная информация: http://old.mpda.ru/dop/abitur/

Завуч Центра дополнительного образования МДА Людмила Владимировна Емельянова:

Тестовые задания по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Тест по теме » Россия в эпоху преобразований

Петра I «

Вариант — I

1. Первая половина XVII в. в историю России вошла как : ___

а) елизаветинское время;

б) петровская эпоха;

в) екатерининская эпоха.

2. Укажите даты Северной войны:___

а) 1700 -1721 г.г.; в) 1699 -1720 г.г.;

б) 1709 -1721 г.г.; г) 1701 – 1721 г.г.

3. Пётр I начал свою реформаторскую деятельность с реформ в области: ____

а) просвещения;

б) военной;

в) промышленности.

4. Россия с XVIII в. становится империей. Первым императором был:____

а) Пётр II; б) Михаил Романов; в) Пётр I.

5. Определите причины поражения русских войск под Нарвой:______

а) предательство командного состава;

б) небоеспособность русской армии;

в) отсутствие Петра I в армии во время осады.

6. Рекрутская система набора в армию в России была введена:____

а) в 1703 г.; в) в 1709 г.;

б) в 1705 г.; г) в 1701 г.

7. Полтавская битва произошла:____

а) в 1705 г.; в) в 1707 г.;

б) в 1709 г.; г) в 1704 г.

8. Отставание России от европейских стран выразилось :_____

а) в отсутствии открытого выхода к морю, что мешало развитию внешней торговли;

б) в отсутствии регулярной боеспособной армии;

в) в несовершенной системе государственного управления;

г) верны все ответы.

9. В 1703 г. Пётр I основал город, который назывался:_______

а) Санкт-Петербург;

б) Архангельск;

в) Тарту.

10. Укажите, кто опирался на стрельцов в борьбе за царский престол:____

а) царевна Софья;

б) Глинские ( родственники Петра);

в) князь В.Голицын;

г) немцы на Кукуе.

11. Распространению учебной и светской литературы способствовало :____

а) введение гражданской азбуки;

б) открытие бесплатной библиотеки при типографии в Москве;

в) выход первой русской газеты;

г) введение обязательного начального образования.

12.Соотнесите события и даты:_____

1. Открытие Академии наук.

2. Создание Кунсткамеры.

3. Открытие Медицинской школы в Москве.

4. Введение празднованя Нового года.

а) 1725г.; в) 1700г.;

б) 1714г.; г) 1707г.

Вариант — 2

1. Определите цели «Великого посольства»:____

а) поиск союзников в предстоящей войне против Швеции;

б) заключение мирного договора с Турцией;

в) ознакомление с государственным устройством западных стран;

г) обучение царя Петра за границей.

2. Петра I можно назвать:______

а) реформатором;

б) «губителем русской культуры»;

в) революционером;

г) консерватором.

3. Отметьте проведённые Петром I преобразования в области экономики:___

а) развитие мануфактур;

б) расширение внутреннего рынка;

в) увеличение повинностей крестьян;

г) ослабление крепостного гнёта.

4. Соотнесите название органов правления и чем они являлись:____

1. Сенат.

2. Земский собор.

3. Боярская длума.

а) совет бояр;

б) сословно — представительное учреждение;

в) высший государственный орган.

5. Укажите итоги Северной войны: _____

а) Россия отвоевала выход в Балтийское море;

б) Россия лишилась части своей северной территории;

в) у России появился свой флот.

6. Преобразования Петра I затронули быт русских людей. Это проявилось:__

а) в европейском покрое одежды;

б) в бритье бороды;

в) в приобщении к чтению газет;

г) в введении ассамблей.

7. Ухудшение положения крестьян в начале XVIII в. объясняется:____

а) возросшими государственными повинностями;

б) мобилизацией на строительство флота и новой столицы Санкт- Петербурга;

в) приписыванием к мануфактурам;

г) верны все ответы.

8. Укажите дату введения нового летосчисления в России:_____

а) 1700 г.;

б) 1699 г.

в) 1701 г.

9. Союзником России в войне со Швецией была:_____

а) Голландия;

б) Англия;

в) Речь Посполитая.

10. Укажите автора учебника «Арифметика»:_____

а) Ф.Лефорт;

б) Л.Ф. Магницкий;

в) Е.П. Хабаров.

11. Строительство Санкт – Петербурга началось с сооружения:______

а) Михайловского замка;

б) Петропаловской крепости;

в) Зимнего дворца.

12. Оригинальный токарный станок изобрёл:_______

а) А.К. Мартов; б) И.К. Коробов; в) Пётр I.