Светское право

О соотношении светской и духовной власти

Духовная власть призвана контролировать, чтобы те духовные идеалы, которые светская власть берет на вооружение для достижения своих целей, соответствовали духовным законам, положенным в основу мироздания Творцом мира. То есть, чтобы направление движения государственного корабля в «реке времени» не противоречило воле Божьей. Собственно, в этом центр проблемы, его суть и самая главная болевая точка…

И, как обычно, прежде чем говорить о высоких материях, попробуем договориться о терминах. Что такое власть? Открываем популярную ныне википедию и читаем:

Вла́сть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их желанию или сопротивлению.

Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Итак, власть — это умение навязывать свою волю, взгляды, методы управления с целью достижения поставленной цели.

Из определения понятия власти вытекает, что главной задачей людей, приходящих во власть, является озвучивание этой самой цели, которую иначе называют национальной идеей. Другими словами, власть предержащие должны четко объяснить людям страны смысл существования своего народа на данной территории.

Или, если говорить совсем просто, люди, пришедшие во власть, должны сказать, что они хотят построить, какое общество создать, придя к власти. И всегда, во все прошедшие века, правители, прежде всего, провозглашали духовные ориентиры, которые исповедует руководство страны, морально-нравственные принципы, на которые будет опираться государство, стремясь к поставленным целям. Это светская власть.

Духовная власть призвана контролировать, чтобы те духовные идеалы, которые светская власть берет на вооружение для достижения своих целей, соответствовали духовным законам, положенным в основу мироздания Творцом мира. То есть, чтобы направление движения государственного корабля в «реке времени» не противоречило воле Божьей. Собственно, в этом центр проблемы, его суть и самая главная болевая точка.

Рассмотрим современные сообщества наиболее развитых государств. Внимательно посмотрим на предвыборные лозунги и призывы лидеров всех партий, которые борются за власть. Что общее в духовно-нравственном плане для каждого из них, что главное, в чем схожи их программы??!

Ответ один: В НИХ НЕТ МЕСТА БОГУ!!!

Самое странное в происходящем, что все эти люди: лидеры партий, кандидаты в президенты и премьер-министры заявляют о своей религиозности, о том, что они верят в Бога. И это вызывает изумление. Как можно верить, что у мира есть Творец, что Он приводит каждого из нас в мир, награждая нас Своим образом и подобием, для того, чтобы мы выполнили Его волю, а мы ее, эту Божественную волю, знать не желаем.

Простая и понятная духовная аксиома: «Творение имеет смысл бытия только тогда, когда служит Творцу в рамках Его воли» определяет смысл жизни каждого человека, получившего от Бога дар этой самой жизни.

Каждый из нас, приобретая те или иные вещи или предметы, желает, чтобы они служили нам в рамках нашей воли. Творец не спрашивает творение об его желаниях. И, если мы купили микроскоп, чтобы им колоть орехи, то микроскоп не возражает, а только выполняет наши желания. Что происходит с нами? Почему воля Божия перестала интересовать человечество? Где сегодня на земле есть правитель государства, который бы искал волю Божию, как главный смысл существования своей страны.

Можно вспомнить приход Христа Бога на землю, когда после 40-дневного поста, дьявол начинает искушать Спасителя, предлагая Ему различные формы прихода к власти. Первое искушение — накорми людей, преврати камни в хлебы, покажи, что при Твоем правлении наступит материальное изобилие. Христос отвергает этот путь «Не хлебом единым жив человек…..», показывая нам, что это тупиковый путь, ибо безнравственного человека не накормить. Безнравственность всегда ненасытна. Второе искушение — покажи людям чудо, зрелище. И этот путь Христос отвергает, показывая его ошибочность, ибо развращенное безнравственное сознание ненасытно и в развлечениях.

Давайте посмотрим программы и лозунги наших правителей, на которые они опираются, борясь за власть. В чем главное содержание предлагаемых программ. Ответ один — власти нас обещают накормить. Практически все предвыборные обещания, практически всех кандидатов объединены лозунгом «ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ!». Разница только в способах и методах, как наши лидеры собираются реализовать данный лозунг, но принцип у всех один. Как будто, Бог не приходил на землю и не показал нам ошибочность и бесперспективность данного пути развития.

Почему же светская власть позволяет себе сегодня подобные безнравственные принципы при управлении государством? Ответ может быть только один: потому что это им позволяет власть духовная. В том, что практически все предлагаемые экономические и политические программы противоречат Евангельским истинам, сомневаться не приходится. Но почему молчит духовная власть остается только догадываться.

Напомню, что национальная идея всегда имеет духовные корни и конкретно формулирует ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ ДАННОГО НАРОДА НА ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

Внимательное прочтение основных законов всех европейских стран говорит нам о том, что никакого духовного содержания в Конституциях этих стран нет, кроме общих слов и деклараций. А, значит, по умолчанию, всегда будет исповедоваться духовный лозунг древнего языческого Рима «Хлеба и Зрелищ».

Главным духовным принципом, который исповедуют наши лидеры в достижении материального изобилия, стал принцип свободы. Свобода, позволяет нам забыть о национальной идее, которая дается Богом для каждого государства. Другими словами, приоритет свободы, как главного духовного идеала, позволяет нам быть свободным, прежде всего, от Бога, от Его божественной воли. Поразительно, мы знаем, что о каждой человеческой душе, которую Бог призывает в мир, есть промысел Божий. Кому-то дается 10 талантов, кому-то один, но кому много дано, с того много и спрашивается. Естественно, что и о каждом народе есть промысел Божий, но сегодня среди наших умных верующих руководителей нет ни одного, которого бы промысел Божий интересовал. Ни на одном большом форуме будь то Совет Европы, или заседание ООН, слов о воле Божьей мы никогда не слышим. Бог отрезан нами от участия в жизни мирового сообщества государств, Его воля никому не нужна и не интересна. Что же можно вспомнить подобный период в истории человечества, который закончился Всемирным потопом, когда в живых от всего населения земли осталось только 8 человек, которые признавали волю Божию в своей жизни. Мы что этого ждем? Очень похоже, что именно так.

Воля Божия в отношении каждого народа — это тот духовный Крест, который нам предлагает нести Творец. Правильно определить волю Божию должна помочь светской власти власть духовная. И потом жестко следить, чтобы руководители государства всеми силами помогали своему народу нести Крест служения Творцу в рамках Его воли.

А вот если такого несения Креста не будет, то мы можем вспомнить судьбу многих империй, начиная от Римской и кончая Российской, которые распались, когда бросили свой Крест, поменяв его на чечевичную похлебку, на бездуховный смысл существования хлеба и зрелища. Собственно, такой конец ждет, похоже, и нас в самом ближайшем будущем, если не опомнимся и не поймем простую житейскую истину: построить рай на земле без Бога невозможно. Все бы было понятно, если бы нынешние политические лидеры заявили о своем атеизме. Так ведь нет!!! Все они говорят о своей вере в Бога. Но в какого Бога они верят, в чем духовный смысл их веры совершенно не понятно. Если Бог отвергнут современным мировым сообществом, как Творец мира, со всеми вытекающими отсюда последствиями, то это уже не вера, а суеверие или, если уж говорить совсем прямо, современное язычество. Модная ныне идея толерантности призывает признавать истинными все религиозные организации, которые исповедуют совершенно разные духовные догматы. Если признавать, что 2х2= и 4 и 5, 6, 10 , 25,.. сколько угодно — то это уже не математика, а набор цифр. Если признавать все религиозные доктрины истинами, то нужно признать, что тогда истины нет, а, значит, и Бога нет вовсе. Многобожие — суть безбожие. Именно это мы и наблюдаем в современном языческом мире наших ведущих государств.

Последнее. Все наши попытки выстроить мир без воли Божьей обречены на провал. Чья здесь вина больше светской или духовной власти вопрос, увы! риторический, ибо и та и другая отказываются жить по воле Божьей, приближая нас к пропасти Апокалипсиса. Одна своими безбожными действиями, другая своим бездейственным безмолвием.

Православие на Северной Земле

«Разве можно молиться за этих людей? Они ведь жулики, люди нечестивые, грабящие свой народ. Стоит ли повиноваться власти, платить ей налоги?» С такими вопросами нередко подходят ко мне верующие, когда во время богослужения я совершаю молитву за руководителей нашей страны и власти города, в котором мы живем. Всякая ли власть от Бога?

К сожалению, в нашей стране немало примеров, когда руководители различного ранга оказываются замешаны в преступлениях. По уровню коррупции Россия, увы, держит одно из первых мест в мире. Да и в отношении к верующим местные власти нередко забывают о толерантности и поступают несправедливо. И как же доверять такой власти? Что делать честному работнику, если начальник несправедлив к нему?

За ответом на эти вопросы давайте обратимся к Священному Писанию.

Один из самых известных текстов, где обсуждается интересующая нас тема, находится в 13 главе Послания апостола Павла к Римлянам (13:1): «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Эти слова, должно быть, шокировали первых христиан, которые вынуждены были прятаться в катакомбах от преследований жестокого, сумасбродного, вероломного императора Нерона! И такому чудовищу надо было повиноваться? Неужели именно этого хочет Бог?! Да может ли такая власть быть от Бога, Который «есть любовь»?

Согласно Писанию, основная функция государственной власти – пресечение зла: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римлянам 13:3-4). А если нет зла, то в государстве нет необходимости. Адам и Ева, например, не нуждались в нем, поскольку в Эдеме не было зла. Их Государем, Законодателем и Судьей был Творец.

Грех изменил картину мира. Когда люди, зараженные грехом неповиновения Творцу, стали убивать и грабить друг друга, когда насилие захлестнуло землю, так что «всякая плоть извратила путь свой», появилась необходимость в наведении порядка, понадобились управители, которые бы сдерживали распространение зла на земле.

Бог помазывает правителей на царство, но они сами выбирают свой путь. Библейская история доказывает: пока цари хранили верность Божьим заветам, народ процветал, когда отступали от Него, ввергался в войны и бедствия. Но даже царь-отступник оставался избранником Божьим: с него не снималась ответственность за вверенный народ. А кому многое дано, с того много и спросится. Заметим: Сам Бог судит земных царей. И судит нелицеприятно. Хорошо бы власть имущим не забывать об этом. Помните, как у Лермонтова? «Есть Божий суд, наместники разврата! … Он недоступен звону злата, и мысли и дела Он знает наперед».

Право на насилие

Павел напоминает нам о том, что представитель власти вооружен не только словом, но и мечом. Право применять насилие для пресечения зла – прерогатива государства. К сожалению, не всякий представитель власти способен мудро использовать меч. Люди склонны злоупотреблять властью, и тогда зло умножается стократно. История свидетельствует, что государи земные чаще декларировали, что служат добру и справедливости, чем делали это. Но, исследуя Библию, мы видим, что даже несправедливая и жестокая власть может стать орудием в руках Божьих. Господь через человеческие начальства управляет ходом истории, подчиняя ее исполнению Своего плана спасения людей от греха для вечной жизни. И примеров тому не счесть.

Во времена Моисея власть безбожного фараона была сокрушена Божьим вмешательством и послужила для прославления имени Божьего, причем, не только в израильском народе, но и во всем Древнем мире. Александр Македонский завоевал и объединил царства Древнего мира под своим владычеством, так что греческий язык стал языком международного общения. Для чего? Разве не для того, чтобы Евангелие было проповедано апостолами Христа всем народам великой империи? Римская империя построила сеть дорог, по которым римские легионеры, наместники и сборщики налогов могли добраться до самой отдаленной провинции. По тем же дорогам пошли благовестники, неся свет Евангелия в самые отдаленные провинции. Гордый Пилат полагал, что имеет власть над Иисусом. Но Иисус напомнил ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Иоанна 19:11). Безумец Нерон надеялся запугать репрессиями последователей Христа, но, зажигая факелы из христианских мучеников, сам того не ведая, возжигал огонь веры в тысячах сердец.

Несправедливая, жестокая и порой откровенно безбожная власть нередко служила для исправления народа, отвергающего Господа и Его Слово. За примером далеко не будем ходить. Мы сами являемся свидетелями того, как, пройдя через страдания и потрясения XX века, народ России сегодня вновь обращается к Богу. Причем, Библия, живое Слово Божье, которая была в течение многих столетий недосягаема для простого народа, сегодня доступна для изучения каждому.

Библия учит повиноваться любой, даже несправедливой с нашей точки зрения власти. Пример повиновения показал Сам Господь Иисус, Которого обвинили в покушении на власть кесаря, чтобы приговорить к смертной казни. Он не был виновен, но не противился римской власти, не призывал к восстанию против поработителей, напротив, неоднократно показывал пример, как воздавать Богу Богово, а кесарю кесарево. Будем ли мы, любящие Господа и верующие в Него, поступать иначе? Если Иисус не противился бесчестной власти фарисеев и саддукеев, безбожной власти Пилата, то будем ли мы принимать участие в митингах, демонстрациях, забастовках против нынешних властей? Если Он не осудил Пилата, не призывал предать геенне огненной фарисеев и мытарей за их лицемерие и ложь, станем ли мы бороться с нашим правительством, Президентом, губернатором или мэром, которые делают для нас немало доброго?

Что может Церковь?

Библия расширяет понятие повиновения. Апостол Павел был гражданином Римской Империи – рабовладельческого государства, где мотивом подчинения чаще всего был страх. Тем не менее, он написал такие слова: «Ибо есть Божий слуга, тебе на добро, … и потому надобно повиноваться не только из наказания, но и по совести» (Римлянам 13:4, 5). Об этом же говорит и апостол Петр: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петра 2:13-17).

Мы ежедневно видим в новостях, что происходит в тех странах, где государственная власть ослаблена, не пользуется авторитетом либо запятнала себя преступлениями против собственного народа: там царят анархия, хаос, беспорядок, идут гражданские войны. Поэтому христианам необходимо поддерживать свое правительство. Церковь не может, да и не должна заменить собой собес, милицию и суд. Но Церковь может любовью служить нашему Отечеству, наполняя сердца людей верой и милосердием, сознание – здравым смыслом, тела – здоровьем. Церковь должна не только словом, но и делом проповедовать крепость семейных уз, здоровый образ жизни, честный труд. Уверовавший в Бога наркоман не представит более угрозы обществу. Дети любящих родителей не станут беспризорниками. Родители могут рассчитывать в старости на заботу верующих детей, а не социальных работников. Молодые люди с хорошим образованием и без вредных привычек приобретут хорошую профессию и будут честно трудиться на благо общества, а не пополнять собою криминальные круги.

Быть светом миру и солью земли, облагораживать мир вокруг себя – вот призвание верующих. Господь велит нам совершать молитвы за руководителей нашей страны, города, предприятия: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тимофею 2:1-3).

Слово Божье призывает нас также исправно платить налоги: «Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:6,7). Сам Христос велел отдавать «кесарево кесарю» (Марка 12:17). Налоги идут на содержание государственных служащих, армии, милиции. А как они распоряжаются этими средствами, об этом будет судить Бог, Который знает все. Но если мы уклоняемся от уплаты налогов, то становимся повинными в нарушении Божьего повеления.

Да, возможно, нам порой очень хочется критиковать власть предержащих, протестовать против творящейся вокруг несправедливости. Но Библия учит нас, в первую очередь, оказывать активную поддержку тому доброму, что делают начальствующие в нашей стране.

О. Гончаров

Газета «Сокрытое Сокровище» № 9 (125) сентябрь 2007 г.

Светское государство

Светские государства Государства с официальными религиями Нет данных

Светское государство — государство с устройством, где религия отделена от власти, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

«В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга».

Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.

Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и Казахстан, Киргизия и Азербайджан. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и так далее).

Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.

Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства, как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнёрства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить четыре типа светских государств: преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определённого типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

См. также

  • Секуляризация
  • Антиклерикализм
  • Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
  • Свобода вероисповедания
  • Государственная религия

Примечания

  1. С. М. Алейникова, С. А. Бурьянов. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально. — Москва: Фонд «Здравомыслие», 2015. — 62 с. — ISBN 978-5-86388-228-4.
  2. Типология государств

Литература

  • Алейникова С. М., Бурьянов С. А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально / под ред. И. Кондратьева — М., 2015. — 62 с.
  • С. А. Бурьянов. Светскость государства и международно признанная свобода совести. Теоретико-прикладное исследование за 2015 — начало 2016 года. — Москва: Фонд «Здравомыслие», 2016. — 258 с. — ISBN 978-5-86388-238-3.
  • Безнюк Д. К. Национальная и религиозная безопасность Беларуси: социологический аспект // Социология. — 2006. — № 1.
  • Понкин И. В. О типологии светских государств // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2004. — № 1 (27)
  • Шахов М. О. К вопросу о правовом соотношении принципа светскости государства и принципа отделения от него религиозных объединений в современной Франции // Религия и право. — 2014. — № 2.
  • Шахов М. О. «Нужно ли России именовать себя в Конституции «светским государством»? // Славянский правовой центр. — 06.04.2015.
  • Шкурова Е. В. Социальные аспекты функционирования светского государства в Республике Беларусь / Е. Шкурова. // Философия и социальные науки. — 2007. — № 4

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

>Светское и религиозное право

Понятие и общая характеристика религиозного права

Правовая система выступает неотъемлемым компонентом любого государства. При этом следует обратить внимание на то, что соответствующие системы правового регулирования находятся в процессе непрерывного развития и эволюции – право выступает одним из ключевых индикаторов, отражающих современный уровень социально-экономического развития, состояние государственности, напряженность на международной арене, и т.д.

В качестве одной из основных форм права, преобладавших на определенных этапах исторического развития человечества, принято называть религиозное право. Основной качественной характеристикой данной формы права выступает то, что источником формирования и утверждения общеобязательных правил поведения признается не суверен или орган законодательной власти, а выраженная в священных писаниях воля божества.

Ввиду объективной изменчивости складывающихся в обществе отношений, по мере исторического развития к числе формальных источников религиозного права также стали относиться составляемые представителями богословской доктрины сборники толкования священных текстов, церковные акты, религиозно-правовых обычаи, а в современном мире – нормативные правовые акты, принимаемые национальными органами государственной власти с опорой на соответствующие священные писания.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Забегая вперед представляется целесообразным обратить внимание на то, что между религиозным и светским правом существует достаточно большое количество различий, одним из которых является персонифицированный характер религиозно-правовых предписаний – их регулятивное воздействие в большинстве случаев направлено исключительно на представителей конкретной религиозной группы, а последователи всех иных конфессий закономерно исключаются из сферы действия соответствующего религиозно-правового предписания.

История сравнительного изучения светского и религиозного права

Одним из наиболее ярких исторических примеров религиозного права, не имеющим широкого распространения в настоящее время, однако оказавшим действительно сильное влияние на формирование европейской государственности и права, выступает церковное право.

Церковное право было характерно для регулирования общественных отношений между православными христианами – в эпоху феодализма посредством рассматриваемой религиозной системы нормативного регулирования упорядочивались не только вопросы организации и деятельности самой церкви, но и начала, связанные с государственными устройством, административным, уголовным, финансовым правом, брачно-семейными и наследственными отношениями, и т.д.

В католических странах церковное право получало название канонического права, поскольку основным источником соответствующей системы выступали церковные каноны. Исходя из обозначенного признака, определение канонического права может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Каноническое право – совокупность правил поведения христиан, содержащихся в церковных канонах, то есть источниках, разработанных и утвержденных католической церковью.

В средние века посредством применения канонических правил происходило упорядочение самых разнообразных общественных отношений – церковь получала широкие полномочия в контролировании брачного права, вводился особый вид рассмотрения уголовных дел (инквизиция), и т.д.

При этом следует обратить внимание на то, что несмотря на расцвет церковного и канонического права в средневековье, именно тогда все большое внимание стали приобретать вопросы соотношения религиозного и светского права, поскольку фактически, каноническое право никогда не являлось оконченной системой правового регулирования, будучи лишь дополнением к римскому или иному светскому праву. Однако, несмотря на это, христианство оказало колоссальное влияние на все европейское право.

Соотношение церковного и светского права в те времена проводилось по признаку того, что обе рассматриваемые системы являются отражением естественного, а стало быть, в конечном итоге – божественного права, которое, с другой стороны, было подвластно разуму и совести. Представители юридической и богословской доктрины признавали, что уже само по себе разделение на церковное и светское право подразумевает существование перед церковью задачи усовершенствования мира.

В части правового регулирования общественных отношений подобное усовершенствование виделось в приведении светского права к его высшей цели – социальной справедливости и истинности.

Современное соотношение светского и религиозного права

Ввиду того, что во многих современных государствах функционируют национальные правовые системы, сформулированные по религиозному признаку, в современной юридической науке по-прежнему сохраняется актуальность вопроса о соотношении религиозного и светского права.

При этом в настоящее время соответствующее сопоставление проводится по признаку того, что каждая из обозначенных разновидностей характеризуется с определенным представлением как о самом праве, так и об его источниках.

Иными словами, светские правовые системы (безотносительно к особенностям права в конкретной стране), ориентируют на такие формы внешнего выражения юридических норм как:

  • закон,
  • постановление,
  • приказ,
  • указ, и т. д.

Более того, соответствующие формы свидетельствуют о том, что светское по своей природе и содержанию право должно характеризоваться светскими формами и источниками, и наоборот.

Замечание 1

В свою очередь, говоря о характеристике религиозных правовых систем, в настоящее время обращается внимание на особенности их природы, характера и логики существования, обращенной на поиски и познание источников права религиозного характера (Библия, Коран, Талмуд, и т.д.), в основу которых закладывается божественное происхождение воли, положенной в основу содержания конкретных форм права.

8. КОНЦЕПЦИЯ СВЕТСКОГО ПРАВА

Папская революция впервые вызвала к жизни самостоятельное, автономное церковное государство и самостоятельный, автономный корпус церковного права, то есть каноническое право церкви. Она же впервые вызвала к жизни и политические формирования без церковных функций и нецерковные светские правовые порядки.

Партия папы дала этим политическим образованиям и их праву название “преходящих”, то есть привязанных ко времени, и “светских”, то есть мирских.
Уменьшение сакральности светской власти было связано с представлением о множественности и разнообразии этих нецерковных политических формирований и их правовых порядков, они не сводились к чему-то одному Новое каноническое право было одно, и новая церковная полития была тоже одна, но светское право было многообразным, оно соответствовало разным светским политическим укладам: императорскому, королевскому, феодальному, манориальному, торговому и городскому Все эти новые виды политических образований требовали новых видов права хотя бы уже потому, что их религиозные функции, их “духовные” аспекты, оказались в руках отдельной и независимой организации, которая носила вселенский характер и глава которой находился в Риме.
Применение слова “духовный” для характеристики права церкви имело целью обозначить присущую церкви святость, которой лишено было зависимое от времени, или мирское, право нецерковных политических образований. Тем не менее светский порядок, включая и светское право, уже не считался в принципе хаотичным и бесцельным. Да, он был неискуплен, но его можно было спасти. Его можно было обновить. Как и церковное право, светское право считалось отражением, пусть и несовершенным, естественного права и в конечном счете — божественного права. Оно было подвластно разуму и совести. Корни его лежали в божественном откровении. Ведь само
разделение на церковное и светское право подразумевало, что перед церковью стоит задача переделки мира к лучшему, а значит, все христиане (но особенно облеченные духовным саном) должны способствовать приведению светского права к его высшей цели — справедливости и истине.
Предполагалось, что светское право должно подражать каноническому. Все различные светские правовые системы: феодальная, манориальная, торговая, городская, королевская — приспосабливали для себя многие основные идеи и приемы канонического права хотя бы уже потому, что каноническое право было развито более высоко и было доступно для имитации. Это было неизбежно, потому что в XII—XIII вв. большинство юристов, судей, советников и чиновников светских правовых учреждений были клириками: они либо получили образование в области канонического права, либо были знакомы с его основными чертами. В то же самое время светские власти сопротивлялись поползновениям церковных властей на светскую юрисдикцию и по этой причине старались придать светскому праву такую же связность и разработанность, как у канонического права.

Развиваясь отчасти в подражании, отчасти в соперничестве с каноническим правом, каждый из различных видов светского права постепенно стал восприниматься (хотя каждый в весьма различной степени) как правовая система, то есть целостный и органично развивающийся корпус правовых институтов и понятий. Однако в сравнении с каноническим правом новые светские правовые системы в значительно меньшей степени были прямо связаны с крупными политическими и интеллектуальными событиями и движениями эпохи, зато они были гораздо более непосредственно связаны с широкими социальными и экономическими переменами. Корни феодального и мано- риального права, в меньшей степени торгового и городского и в еще меньшей степени королевского права лежали в обычае, и потому они складывались медленнее, чем каноническое право церкви. Развитие классового сознания феодальной аристократии, юридическое оформление его отношений с крестьянством происходили куда медленнее и незаметнее, чем развитие классового сознания духовенства и юридическое оформление его отношений со светскими властями. Кроме того, возникновение таких учреждений, как коммерческие рынки и городское самоуправление, отличалось по характеру от возникновения таких учреждений, как университеты и церковные суды. Отчасти разница определялась тем, какие слои и какое число людей были этим прямо затронуты. Светское право выросло “из почвы”. Он было менее программным. Отчасти и по этой причине его рост был выражен гораздо менее ясно. К тому времени, когда университетски образованные юристы начали “суммировать” феодальное право, городское или королевское, оно уже было достаточно развито.
В сущности, первые системы светского права не нуждались в том, чтобы их опиоывали в учебниках или преподавали в университетских курсах: их и без этого воспринимали как целостные, развивающиеся, автономные совокупности права. Ученые книги по разным отраслям светского права были, конечно, не лишними, и они появлялись, хотя далеко не в том количестве и не такого качества, как правовая литература романистов и канонистов. Проблемы, возникавшие в разных видах светского права, часто попадали в университетские курсы права, хотя ни один из этих видов права не удостоился
преподавания в качестве отдельного предмета университетской программы. Напротив, правоведение было неотъемлемой частью процесса создания новой системы канонического права, она была немыслима без учебников и курсов, так как четко сформулированная теория была необходимым компонентом ее содержания, а академически образованные профессионалы — необходимым компонентом ее применения.
Таким образом, понятие светского права в том виде, в каком оно сложилось в конце XI—XII в., подразумевало разнообразные возникающие правовые системы, каждая из которых была ограничена определенными мирскими делами, вырастала из обычая, была несовершенна, но направляема Богом и подлежала исправлению в свете разума и совести.

светская власть

Смотреть что такое «светская власть» в других словарях:

  • ВЛАСТЬ — , Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что то и на кого то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются… … Православная энциклопедия

  • власть правителя — При всем разнообразии существующих подходов к определению природы В.и, в ней представляется правомерным видеть прежде всего комплекс разнообразных межчеловеческих отношений, приводящих к наделению отдельных личностей, групп людей,… … Словарь средневековой культуры

  • Папство — Содержание: внешняя история папства. Папские выборы. Список пап. Развитие теории папской власти. Внешняя история. Титул Папа (греч. πάππας = отец) до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим — I Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… … Большая советская энциклопедия

  • ГАЛЛИКАНИЗМ — , совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству. Под Г. подразумевается также особый уклад, обычаи,… … Православная энциклопедия

  • Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Реформация — так называется одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый период нового времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия ( реформационный период , 1517 1648). Хотя весьма часто событие это называется … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИМПЕРАТОР — , монарх, титул главы гос ва (империи). В Зап. Европе… … Православная энциклопедия

  • Рим (столица Италии) — Рим (Roma), столица Италии, главный политический, культурный, значительный экономический центр страны, один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название «вечного города». Административный центр … Большая советская энциклопедия

  • ЛЮТЕР — (Luther) Мартин (1483 1546) нем. теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. С 1501 по 1505 учился в Эрфуртском ун те, в 1505 получил степень магистра свободных искусств. Пережив острый духовный кризис, поступил в… … Философская энциклопедия