Свято андреевский мужской монастырь Оренбургская область

Схиархимандрит Серафим (Томин)

20 января в 3 часа утра, на 90-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Серафим (Томин), инициатор создания и духовник единственного в Оренбургской области Свято-Андреевского мужского монастыря в с. Андреевка Саракташского района.

***

Схиархимандрит Серафим (Томин)

В городе Новосибирске, на улице Гоголя, где сегодня стоит магазин «Синтетика», был церковный деревянный дом, где могли переночевать приезжие церковнослужители, прибывшие на приём к владыке с благочиния. Когда я служил диаконом в Осинниках, то, бывая в Новосибирске, также останавливался в этом доме. Однажды я познакомился там с отцом Мисаилом. О многом тогда рассказал мне отец Мисаил. В те годы снова началось преследование верующих, в прессе часто появлялись статьи антирелигиозного содержания, нападки на Церковь, отец Мисаил старался дать мне мудрые советы и наставления. Мы расстались, и наша связь прекратилась. Не виделись мы с ним сорок семь лет. Промыслом Божиим я узнал о дорогом батюшке, который к тому времени стал схиархимандритом с именем Серафим. Мы созвонились, и в 2004 году я посетил его в городе Оренбурге. Радостной и незабываемой стала наша встреча, многочасовые беседы и воспоминания. Батюшка благословил мне съездить в основанный им монастырь, послужить и пообщаться с братией, это тоже для меня было радостно и незабываемо. Я приобрёл новых молитвенников.

Судьба этого человека воочию показывает, насколько яркой бывает жизнь, если отдать себя в руки Всевышнего. Гонимый в молодости за веру, схиархимандрит Серафим сегодня пользуется уважением именно за то, что ни на минуту не отступал от предначертанного пути. Рассказом о жизненном пути великого подвижника на ниве Христовой я хочу поделиться с читателем.

20 ноября 1923 года под праздник Архистратига Михаила в семье Константина Леонтьевича и Александры Григорьевны Томиных родился первенец. Когда мальчик при появлении на свет Божий заплакал, принимавшая роды Мария Дмитриевна Антипова вдруг воскликнула: «Григорьевна, ты ведь монаха родила!» Ребёнка, естественно, назвали Михаилом. В 9 часов утра он был уже крещён.

Слова бабушки-повитушки, как называли Антипову в селе Бараково Шарлыкского района Оренбургской губернии, оказались вещими (правда, сама она позже призналась Томину, что не знает, почему у неё вырвались эти слова).

Михаил не пил материнского молока. Его мама заболела грудницей, а у кормилиц он грудь не брал. Позже, когда прорезались зубки, ребёнку попытались дать мясо птицы. Он плакал и выплёвывал. В три года ноги у него оставались «калачом», как у рахитика. Это сильно тревожило родителей. И вот в 1926 году мама повезла сына в Шарлык, где в то время работал врач из Москвы Александр Афанасьевич Барынин. Осмотрев ребенка, он сказал, что «это болезнь не физическая», и посоветовал обратиться к монахини Зосимии.

Схимонахиня Зосимия Енадская (Евдокия Яковлевна Суханова) была известна не только всей округе, но за пределами губернии. Она была насельницей Енадского Покровского монастыря. Его закрыли в 1922 году, а всех монахинь и послушниц (около 300 человек) арестовали. Зосимию не тронули только потому, что ей было уже за сто лет. Старицу приютили добрые люди из села Новоархангеловка (в простонародии – Дема). Они поставили ей во дворе келью, где она жила. К ней постоянно приходил народ. Дело в том, что старица исцеляла людей и животных, указывала, где лежит ворованное, хотя воров никогда не называла. И не только народной любовью пользовалась старица, но и многие архиереи приезжали к ней за советом.

Вот к ней-то и повезли маленького Михаила его мама вместе с бабушкой и тёткой. Когда Томины подъехали к домику старцы, у которого, как обычно, толпился народ, то она сама вышла из кельи. Для начала укорила приехавших, поскольку обещали ничего не есть, пока не получат благословение старицы, но, едва выехав из Бараково, тут же наелись. Потом, правда, приняла маленького Михаила. На причитания Александры Григорьевны о том, что ребёнок не пьёт молока, Зосимия спокойно сказала:

– Ребёнок потому не сосал груди, потому что он у тебя монахом будет.

– Матушка, но он и мясо не ест! – продолжала Мишина мама.

– Да где же ты видела, чтобы монахи мясо ели? – спросила Зосимия. – Говорю же тебе, что он монахом будет, на Афоне, в высоком чине, там и помрёт.

Потом помазала ножки ребёнка святой водой из Иордана (Зосимия несколько раз ходила в Иерусалим пешком через Турцию), и ножки сразу распрямились. Обратно Миша уже всю дорогу стоял на своих ногах. Зосимия очень много помогала людям, попавшим в беду.

Второй раз Михаил был у Зосимии уже одиннадцатилетним отроком. Зосимия взяла перламутровый крест из Иерусалима и, подавая его Мише, сказала: «Мишунька! Вот с этим крестом тебя будут постригать в монашество». Кроме этого, матушка Зосимия подарила мальчику ящичек для просмотра около сотни картин из Иерусалима. Скончалась схимонахиня Зосимия на 115-м году жизни, в день своего рождения.

Миша пришёл в сельскую церковь Георгия Победоносца, как только научился ходить. С пяти лет уже облачался в стихарик, с шести лет пел дисконтом в храме, читал Апостол и Часы. Молитву полюбил с детства. Умел начинать, но бросать не умел, засыпал на молитве. Даже ночью просыпался, слезал с печи и клал поклоны. Мама боялась, что он с ума сойдёт, и отправляла спать.

Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, схиархимандрит Серафим (Томин), благотворители и попечители храма прп. Серафима Саровского

Тогда зимой Миша стал залезать в погреб, который в сенцах, и клал поклоны на картошке. А летом убегал по ночам на кладбище, понимая, что взрослые в такое время туда не пойдут. Там стоял обитый железом деревянный крест с распятием. Бараковцы поставили его в 1921 году на общей могиле односельчан, умерших от голода. Оттуда утром отец и приводил Михаила.

В школе пристрастия Михаила не жаловали. Постоянно слышалось: «Попёнок! Монашенок!» Только первый класс он отучился полностью. Потом его стали исключать за веру. Так, в седьмом классе он проучился только сорок два дня. Потом отец ездил в Шарлык и просил, чтобы сына допустили до экзаменов. Сдал их Миша на отлично.

Четыре класса мальчик учился в родном Бараково, в бывшей церковно-приходской школе. Остальные – в соседнем Илыульчане. Там он познакомился с Андреем Егоровичем Варламовым, послушником афонского монастыря, ещё до революции посланного в Россию для сбора пожертвований, да так и оставшегося на родине после того, как началась германская война и турки закрыли границу. Старец Андрей стал его первым духовным наставником. От богоборческой власти он скрывался 28 лет. Жил в родном селе, в подполье, и даже мало кто знал об этом. Посещали его три монахини.

Михаил ходил к старцу но ночам. «Однажды милиционеры окружили дом, в подполье которого скрывался старец, – вспоминает отец Серафим.

– Я от страха чуть не плачу, а отец Андрей спокойно мне говорит: “Не бойся, Мишунька, они меня не найдут, но ты будешь в их руках. Так ты им семь печек сложи, они и отпустят”».

Всё так и произошло. Батюшка имел дар прозорливости. Так, будущую войну он за три года предсказал.

– Ой, Миша! Что ждёт Россию! – сказал как-то в 1938 году старец Андрей.

– Что, батюшка? – спросил Михаил.

– Скоро немцы опять нападут. Много крови прольётся. Но Россия будет непобедима!

– Сколько же крови христианской прольётся? – спросил юноша.

– Мишунька ты мой дорогой, настолько земля Русская прегрешила, что вопиет она об очищении. А очищается она только кровью людскою, – а потом взглянул на Михаила и добавил: – Но ты-то на фронт не попадёшь. С одним глазиком будешь.

И вот в августе 1941 года Михаила вызвали в Шарлыкский военкомат для призыва в армию. В то время он уже был рясофорным послушником владыки Петра (Ладыгина). С владыкой Петром Михаил познакомился ещё в тринадцать лет. Однажды к Михаилу, который был уже известен не только в Шарлыкском районе, пришла незнакомая женщина, назвалась Дарьей и сказала, что его приглашает к себе схиепископ Пётр (Потапий Ладыгин). Встреча состоялась в Уфе, в районе под названием Нижегородка, где владыка скрывался в подполье. «Я обомлел, – вспоминает отец Серафим, – когда увидел перед собой огромного роста старца в облачении схимника (за богатырское сложение Ладыгина называли Голиафом). Погружённый в его отеческие объятия, я плакал и слышал, как он говорит: «Монахом будешь, Мишунька, монахом будешь». Владыка Пётр стал духовным наставником для Михаила на четырнадцать лет.

И вот призыв в армию. Явился Михаил в военкомат, как и подобало рясофорному послушнику: в рясе, в скуфейке и с волосами ниже пояса. Военком не ожидал такого (в то время в области уже не было ни одного действующего храма, а тут вдруг монах). Поэтому для начала Михаила посадили под арест, а на следующий день попробовали снять рясу. На это юноша ответил, что на фронт идти не отказывается, но только в рясе. Военком выругался, настрочил письмо и отправил Томина в Оренбург. До города молодой монах шёл 150 километров пешком, распевая псалмы и молитвы.

Областной комиссар оказался совсем другим: «Что этот Зайцев тут написал? За что он хочет поставить тебя к стенке? По закону военного времени священника или монаха, если они не снимают рясу, можно отправить на фронт санитаром, сапёром, поваром. Тебя мы отправим в Колтубанку, в Бузулукский бор, в строительную часть лес валить».

Так Томин оказался в Красной Армии, а как наиболее способный (в стройбате были в основном женщины и малолетки) стал прорабом. Жили в землянках, которые сами построили, ходили в своей одежде. Первую зиму Михаил пережил, а вот во вторую, когда морозы доходили до 40 градусов, а у него была только летняя скуфейка, он сильно застудил правый глаз. Местный фельдшер помазал его какой-то жидкостью, и глаз окончательно перестал видеть. Врачи в Оренбурге уже ничем не смогли помочь. Парню дали вторую группу инвалидности и 30 марта 1943 года комиссовали.

Желание Шарлыкского военкома расстрелять Томина единственным гонением назвать нельзя. Впервые под арестом он побывал десятилетним мальчишкой. В 1934 году в Шарлыкском районе были закрыты уже все храмы (в самом Шарлыке церковь закрыли в 1929 году). В Бараково церковь ещё действовала. Руководил приходом священник Иоанн Сурайкин (бывшего настоятеля ранее перевели в приход села Максимовка Матвеевского района. Там же арестовали и расстреляли. Матушка его зимой замерзла. Никто из жителей села не впустил её в дом, потому что власти сказали, что за это будет штраф в сто рублей).

На праздник Благовещения в Бараково пришли жители со всей округи. Служба началась в четыре утра и шла до часа дня. Сотрудники НКВД всё это время терпеливо ждали. Но потом, видно, не выдержали. Арестовали отца Иоанна прямо в алтаре. Михаил в это время бегал домой за кипятком. На обратном пути увидел, как энкавэдэшники выводят, расталкивая народ, батюшку.

Блюстители порядка, по всей видимости, ошалели, увидев мальчика в праздничном голубом стихаре. Один из них пинком выбил у него кофейник, схватил за ухо и повёл в сельсовет. Арестовали также трёх активных членов общины: монахиню Алевтину (Томину), её послушницу Ксению Кузнецову и церковного старосту Илью Томина. До трёх ночи все сидели в колхозном амбаре. Было холодно, а Михаил остался в одном стихаре, без шапки. Тогда батюшка Иоанн снял с себя скуфью и отдал мальчику.

Схиархимандрит Серафим и священник Павел Патрин

Ночью всех перевезли в Шарлык, посадили в одну камеру. На другой день отца Иоанна вывели, и больше его никто не видел. Позже Михаил узнал, что священника расстреляли. Женщинам и церковному старосте дали по три года тюрьмы. Михаила как несовершеннолетнего отпустили.

Впрочем, чуть позже несовершеннолетие не помешало власти обложить Михаила по полной программе подоходным налогом. Случилось это после того, как в печально известном 1937 году он стал послушником у владыки Петра (Ладыгина). Тогда юноша построил во дворе отца келью и стал жить но монашескому уставу. Его стали называть Миша Баракский и узнавали далеко за пределами района. Для властей же, на фоне борьбы с «опиумом для народа», он стал своего рода бельмом в глазу. Не раз приезжали сотрудники НКВД из Шарлыка, разбивали окна келейки, а то разбирали её и увозили. Приходили комсомольцы и требовали, чтобы он «убирал своих богов». Они тоже ломали келью. Семь раз юный монах строил себе новое жилище.

Несколько раз его арестовывали и увозили в Шарлык. Но, по всей видимости, иногда блюстителям порядка просто хотелось иметь бесплатную рабочую силу. Михаил с девяти лет самостоятельно клал печки. Мог изготовить и русскую печь, и голландскую, и контрамарку в железном футляре. Вот его и «тягали» в район. Привезут и скажут: «Поставь печку – тогда и отпустим». Однажды при очередном аресте положили на стол крест и Евангелие и говорят:

– Сейчас ты врать не можешь. Скажи нам: есть Бог или нет?

– А гонения на Него есть или нет? – спросил в ответ юноша.

– Конечно, – отвечают энкавэдэшники. – Мы Его и гоним!

– Ну а как же можно гнать Того, Кого нет?

За этот ответ Михаила избили и выгнали.

Были у Михаила и другие таланты. Он самостоятельно, с лёгкостью овладел секретами жестянщика, златошвея, не говоря уже о крестьянской работе. Это помогало монаху рассчитываться по подоходному налогу. Но эти же таланты были и серьёзным испытанием! Так, однажды местная власть попросила покрыть железом новую школу, которую построили из разобранной церковно-приходской школы и домов раскулаченных. Работа была выполнена блестяще. Юноше заплатили 3700 рублей (для сравнения, пуд самой лучшей муки тогда стоил 1,5 рубля). А через пару месяцев вызвали в сельсовет и стали уговаривать за государственный счёт отправиться учиться в Москву на инженера. То есть открывалась перспектива безбедной комфортной жизни. Единственное условие – бросить молиться.

– Если я брошу молиться – буду таким же болваном, как вы! – резко ответил отрок.

Естественно, из сельсовета его «вынесли» на пинках.

– Но я смелый был, – рассказывал батюшка Серафим, – и ничего не боялся. Боялся только Бога!

Много терпел из-за сына отец. Однажды едва не утопился. Как-то он пришёл домой, выпивши, а Миша с бабушкой молились. Раздеваясь, Константин Леонтьевич спросил: «Ты долго будешь монашить?» «Батя! Здесь и вечно!» Отец вскочил и что есть силы пнул сына под ложечку. Тот упал и почернел, а отец побежал к реке топиться. Уже возле самой речки он увидел красивого старца в белых одеждах, идущего прямо к нему по воде. «Константин, опомнись!» – сказал дедушка. С тех пор отец часто ругал сына, но никогда не бил.

После того как Михаила Томина в 1943 году комиссовали из армии, он вместе со схиепископом Петром и его духовными детьми отправился в Среднюю Азию для устроения монашеской обители. Владыку нарядили узбеком, надели чапан, волосы замотали под чалму и семь дней ехали до Ташкента на товарном поезде. Потом отправились в Джелалабад, а оттуда в Тянь-Шаньские горы.

Всего вместе с владыкой набралось 22 человека – тех, кто решил во имя служения Господу уйти от суетного мира. Именно в этих горах, на фоне величественных пиков Ленина и Сталина, по благословению владыки Петра монахи построили двадцать келий и церковь во имя великомученика Пантелеимона. Строили из липы, поскольку другие деревья топор просто не брал. Вместо гвоздей использовали деревянные шипы, вместо стёкол – тонкие дощечки (их можно было днём выдвигать). Место, где располагался скит, обложили толстой верёвкой из верблюжьей шерсти, чтобы отпугивать ядовитых змей.

Устав в скиту был Афонский. Вся тянь-шаньская братия даже спать ложилась в подрясниках. Если кто-то снимал на ночь подрясник, то клал за это сто поклонов, так же как за хождение без пояса или без скуфьи, – такова была епитимия. Духовником общины был владыка Пётр. Поучал он всегда сдержанно и очень просто: «Читай, ничего не выдумывай, ум в сердце не своди. В своё время само все придёт. Упаси, Господи, от диавольского поспешения!»

Семь лет прожили монахи в этих горах. И за всё время не встретили ни одного человека. Вся братия была пострижена в монахи. Михаил был пострижен в рясофор 11 июня 1944 года с именем Мисаил, 17 декабря 1946 года – в мантию. Там же стал иеродиаконом, а позже, в 1947 году, рукоположен во иеромонаха.

Нашли скит в 1951 году – увидели с самолёта. Всех вывезли в джалалабадскую тюрьму. По всей стране газеты тогда писали, что далеко в горах обнаружена целая банда! Монахов! Владыку Петра отправили в город Глазов Кировской (Вятской) области. Там он под домашним арестом и скончался 1 октября 1956 года в возрасте 96 лет. Духовные дети его больше не видели.

Отца Мисаила по ходатайству владыки Гермогена (Голубева) в 1955 году направили в город Пржевальск Иссык-Кульской области, где он был псаломщиком Троицкой церкви. В марте 1956 года отец Мисаил по благословению Святейшего Патриарха Алексия I прибыл в Одесский Свято-Успенский монастырь. Тогда многие репрессированные архипастыри возвращались из мест заключения. В Свято-Успенский монастырь прибыли: владыка Даниил (Юзьвюк), владыка Серафим (Лукьянов), владыка Феодор Аргентинский, владыка Иоанникий (Сперанский) – Красноярский.

Поворотным событием в судьбе отца Мисаила оказалась встреча с митрополитом Нестором (Анисимовым). В заключении владыка Нестор провел восемь лет, тяжело заболел водянкой. Встречали его с носилками. Всех, кто его встречал, он спрашивал со слезами:

– Деточки, родненькие, вы откуда?

– Я, владыка, только из Средней Азии вернулся, – ответил отец Мисаил.

– А чей будешь?

– Схиепископа Петра духовный сын.

– Петра Ладыгина?! – воскликнул митрополит.

– Да.

Тут же владыка Нестор достал из тюремной кирзовой сумки крест, благословляя отца Мисаила, сказал:

– Отныне и до моей кончины будешь моим духовником.

Так молодой иеромонах 33 лет отроду стал духовником легендарного российского митрополита-миссионера. Более того, отца Мисаила назначили келейником сразу у всех пяти архиереев. А в мае, во время посещения Одессы Святейшим Патриархом Алексием I, именно отца Мисаила благословили каждое утро вычитывать молитвенное правило Предстоятелю Русской Православной Церкви. В это время сюда приезжали многие старцы, в том числе и архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

Но продолжалось это недолго. Под Ильин день, 2 августа, всем проживающим в Одесском монастыре архиереям власти «предложили» разъехаться по дальним областям. По всей видимости, таким образом предполагалось «обезвредить осиное гнездо». На деле же получилось, что безбожники исполнили промысл Божий – архиереи разъехались по вдовствующим, без окормления, епархиям.

Владыка Нестор был назначен управляющим Новосибирско-Барнаульской епархией, охватывающей в то время почти всю Западную и Восточную Сибирь. Действующими во всей епархии на тот момент было всего пятьдесят приходов. Отец Мисаил последовал за ним. С 1 сентября 1956 года он духовник и священнослужитель Вознесенского собора города Новосибирска, а с 14 марта 1957 года – настоятель Покровской церкви села Чебаки Ширинского района Красноярского края.

Здесь отец Мисаил основал иноческую общину. За это он был удостоен патриаршей грамоты и, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором ко дню Святой Пасхи 1958 года за труды на благо Святой Церкви за Божественной литургией в неделю Входа Господня в Иерусалим возведён в сан игумена.

Однако вскоре в село Чебаки прибыла геологическая экспедиция. Геологи хорошо относились к монахам. Это были прекрасные специалисты, достаточно быстро они обнаружили золотоносное месторождение. После этого село стало «закрытым», монахам предоставили Димитровскую церковь в городе Алейске Алтайского края.

Вскоре митрополит Нестор был переведён на Украину, в Кировоград. Отец Мисаил вновь последовал за ним. 15 июля 1959 года он был назначен настоятелем Казанской Крестовой церкви при архиерейском доме с поручением обслуживать приходы в двух сёлах.

В 1962 году митрополитом Нестором за труды в пользу Святой Церкви игумен Мисаил награждён палицей, на праздник Покрова Божией Матери возведён в сан архимандрита. После смерти митрополита Нестора два года был за штатом в городе Кировограде. Затем переехал в Оренбург. 24 марта 1970 года Святейшим Патриархом Алексием I награждён юбилейным крестом с украшениями.

В том же году, по представлению Патриарха Алексия I, он назначен в Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Но визы пришлось ждать целых шесть лет. В это время он был за штатом в Оренбурге.

Наконец настал долгожданный момент, мечта его многолетней жизни. 1 августа 1976 года отец Мисаил поселился в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Здесь отец Мисаил исполнял обязанности эконома, уставщика, игумена. Здесь же был пострижен в схиму с именем Серафим. Постригал его схимонах Максим перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» 2 февраля 1981 года в греческом монастыре, потому что в русском монастыре не было схимников. Вскоре отец Серафим тяжело заболел. В Афинах сделали операцию, удалили камень и желчный пузырь, но неудачно. Управлением Московской Патриархии он был вызван на лечение в Россию, получив на это благословение и на Афоне.

Когда отец Серафим со слезами покидал Свято-Пантелеимонов монастырь, на пирсе к нему подошёл старец грек и сказал: «Отец Серафим, не плачь! Божия Матерь умолила Сына Своего, чтобы Господь послал тебе эту болезнь и ты через неё открыл бы дивный афонский монастырь в России». Этим самым старец грек утешил отца Серафима. У него же было намерение умереть на Афоне, как было ему когда-то предсказано.

Через пятнадцать лет стараниями отца Серафима на Оренбургской земле возник Свято-Андреевский мужской монастырь. Утверждая название монастыря, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не предполагал, где в конечном итоге он расположится. Название дано было во имя святого апостола Андрея Первозванного. Но впоследствии промыслом Божиим и помощью Святейшего Патриарха Алексия II храм во имя Архистратига Божия Михаила, что в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области, со всеми прилегающими церковными постройками, кроме приходской школы, был передан Свято-Андреевскому мужскому монастырю, который три года до этого ютился в доме отца Серафима. С этого момента начался новый этап в развитии обители.

В 2001 году областной музей изобразительных искусств Оренбурга подарил из запасников две иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и «Главу Иоанна Предтечи». Первая была написана в Воздвиженском монастыре на Афоне и являлась покровительницей именно Свято-Андреевского скита. И уж совсем чудесным представляется тот факт, что прямо за храмом находится гора, контуры которой повторяют священный Афон. Монастырь находится в 120 километрах от города Оренбурга.

В Оренбургском Свято-Андреевском мужском монастыре строжайший Афонский устав. Спят монахи в подрясниках и всего три часа в сутки. Ночь используется для молитвы «за весь мир и за каждого из вас». После пробуждения час молятся в келье. К пяти часам утра идут в храм на службу, которая нередко продолжается до двух часов дня. Вечером снова служба, потом правило. В общем, монашескую жизнь лёгкой не назовёшь. Кроме молитвы, есть хозяйственные послушания. Монахи всё делают сами: готовят, стирают, убирают… Всё, что подаётся на трапезу, выращивают сами. С Божией помощью это получается неплохо. Даже нуждающимся помогают – осенью жителям Андреевки раздают до сорока мешков картофеля.

Желающих стать монахами достаточно много, несмотря на трудности. За то время, что существует монастырь, перед отцом Серафимом прошли сотни. Отбор очень жёсткий. Не могут стать монахами бывшие заключённые, разведённые (бросившие жену и детей), а также психически больные. Сегодня в монастыре семнадцать человек. Настоятелю отцу Серафиму идёт девятый десяток, ещё одному монаху за сорок, все остальные моложе. Есть среди них музыкант, окончивший Саратовскую консерваторию, есть бывший преподаватель вуза (выпускник всемирно известного физтеха), который владеет пятью иностранными языками, есть художник-самоучка, достигший в своём деле мастерства изрядного. Именно его письма икона осеняет вход в храм Михаила Архангела.

Но не только монастырём занимается батюшка Серафим. С 1981 года он духовник Оренбургской епархии. К его духовному окормлению прибегают сотни мирян, священнослужителей и монашествующих Оренбургской, Самарской, Уфимской и других епархий.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена схиархимандрит Серафим участвовал в качестве благочинного в восстановлении Свято-Данилова монастыря в Москве, который в годы советской власти превратили в колонию для несовершеннолетних. Ему предлагали остаться в Москве, но отец Серафим отказался и вернулся в Оренбург. А в 1988 году Патриарх Пимен направлял духовника Оренбургской епархии в Киев восстанавливать Киево-Печерскую лавру. В 90-х годах при его непосредственном участии восстанавливались храмы и приходская жизнь в городах Оренбурге, Орске, Кувандыке, посёлках Саракташ, Пономарёвка, Матвеевка, Кармалка.

В ноябре 2003 года за подвижническое служение Церкви Божией и в связи с 80-летием Центр национальной славы России и Фонд всехвального апостола Андрея Первозванного наградили схиархимандрита Серафима международной премией Андрея Первозванного «За веру и верность». Одновременно он стал кавалером ордена Андрея Первозванного.

Живы ещё проповедники истины!

Да продлит Всемилостивый Господь дни и лета жизни дорогого батюшки отца Серафима на радость, утешение и молитву обращающихся к нему за помощью!

Свято-Андреевский мужской монастырь

Много в России храмов, церквей, соборов, монастырей. Большинство из них находятся в глубинке и люди из крупных городов не знают про них. Часто мы узнаем о таких местах, когда путешествуем по стране, проезжая мимо какого-нибудь поселка или деревеньки. Одним из таких сел является Андреевка. Село небольшое, находится в Саракташском районе в Оренбургской области вблизи с границей республики Башкортостан. Главной культурной достопримечательностью этого села является Свято-Андреевский мужской монастырь. Он является единственным мужским монастырем, действующим с Оренбургской епархии.

История монастыря

Задолго до образования мужского монастыря на этом месте стоял храм Архистратига Божия Михаила, построенным в 1901 году знатным купцом М. А. Чистозвоновым на свои личные средства, человеком глубоко верующим и понимающим значимость православного храма в селе. Чистозвоновым было организовано производство кирпича, из которого были построены две часовни, дом священника, церковноприходская школа и сам храм Архангела Михаила с дорогим иконостасом. Позже на горе была построена часовня во имя Святого Николая. Однако и сюда во времена борьбы с религией докатилась волна большевизма, священник и диакон храма были сначала арестованы, а после и расстреляны. Подвергся нападению и сам храм – колокола и кресты были сняты, иконы сожгла, а в помещении храма, как и во многих храмах в те времена, сделали колхозный элеватор, который находился в этом здании на протяжении 69 лет. В доме священника сначала расположили сельсовет, но после сельсовет переехал в Петровский, сам дом забросили. Часовню во имя Святого Николая разрушили, оставив лишь фундамент. Сохранили лишь сельскую школу.

Поражает то, что в перестроечные времена храм снова подвергся надругательству со стороны сельсовета, который решил разобрать постройки и продать кирпич. По чистой случайности об этом узнал протоиерей Николай Стреминский, который сообщил об этом областным властям. Сельсовет приостановил свою деятельность по разбору храма и прилегающих зданий. Вскоре при посещении Оренбургской области Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, церковь со всеми постройками передали Свято-Андреевскому мужскому монастырю, который до этого находился в Оренбурге. Сегодня мужской монастырь живет по строгому афонскому уставу, обеспечивая себя многим необходимым – монахи сами пекут хлеб, содержат огород и ловят рыбу в реке Большой Ик.

Свято-Андреевский мужской монастырь

Освящение храма в деревне Андреевка Оренбургского уезда.
(корреспонденция)
Оренбургские Епархиальные ведомости – 1901 г., 15 декабря, № 24, с.918 – 924
24 сентября настоящего года совершено было освящение в дер. Андреевке храма, построенного купцом Михаилом Алексеевичем Чистозвоновым на свои личные средства. В глухом углу уезда, на границе земель русских с башкирскими, в самом преддверии Башкирии, на рубеже страны христианской с мусульманской, у подножия живописных гор, расположена небольшая деревня Андреевка. Она не отличается богатством и зажиточностью ея обитателей, – в ней сто или немного более домов крестьян землепашцев, весьма стесненных малым наделом земли. Жители Андреевки были крепостными некоего Циолковского. Много слез, слез благодарности незабвенному Царю Освободителю пролито крестьянами – жителями Андревки после приснопамятного 19 февраля 1861 г. Убеленные сединами старцы живо вспоминают свою «барщину», т.е. время крепостного права и со слезами на глазах рассказывают о минувшем. По всей окрестности в народе передаются разнообразные рассказы об андреевской барщине, об андреевском барине, и от всех этих рассказов веет каким-то холодящим сердце ужасом… Забитые, приниженные крепостничеством, обездоленные малым наделом земли, заброшенные в захолустье, затертые нуждою, андреевцы жили вдали от храма Божия, и не смели думать о том, что у них, в родной им деревеньке, когда-либо будет воздвигнут благолепный дом молитвы. А с минаретов близлежащих башкирских деревень раздается голос ревностных служителей ислама, разносимый звучным эхом по ущельям и горам соседней Башкирии. Неисповедимы пути Господни. Андреевцы, при своей малочисленности и бедности, не смели и мечтать о том, что у них будет хотя маленький храм Божий, не надеялись они дожить до таких счастливых дней и вот, теперь у них обширный и великолепный храм, который и был освящен торжественно при громадном стечении народа из окрестных селений 24 сентября 1901 года. 23 числа, накануне освящения, длинные вереницы окрестных и отдаленных селений, конные и пешие, потянулись в деревню Андреевку. Шли и ехали, старые и молодые, женщины и мужчины, – всех влекло одно желание посмотреть редкостную красоту Андреевского храма, так щедро украшенного почтенным храмоздателем. Великолепный храм, видимый за несколько верст издали, и сиял богато вызлащенными крестами, возвещая путникам, что и здесь, на границе христианства с исламом, возсияла благодать Божия. Уже вечерело, сумерки густо спускались на деревню. Жители Андреевки, разодетые по-праздничному, радостно стоят против своих домов, приветливо и ласково приглашают в свои дома всех и каждого из пришедших и приехавших к ним на торжество. Был и я любезно принят и приветливо обласкан одним крестьянином, пригласившим меня в свой дом. Хозяин был рад каждому гостю. Здесь мне пришлось увидеть слезы радости и умиления одной старушки, хозяюшки дома.
Какие это были слезы! Старушка не плакала, она рыдала, рыдала слезами умиления и радости, что дожила до таких светлых дней, что у них будет свой храм. Глядя на эту старушку, на ее святые слезы, нельзя было оставаться равнодушным, что-то щемило сердце, что-то стесняло грудь, давило горло и невольно навертывались на глаза слезы. Ударили в колокол. Приятный серебристый звук мирно загудел над деревней. Стоустое эхо плавно разносило его по горам и не умолкая вторило ему. Нависшие над самой деревней живописные горы, начинающие собой Башкирию, впервые огласились звуком благовеста святого храма. Я пошел туда, куда и меня влекло желание поскорее увидеть тот великолепный храм, о красоте которого так много говорили в окрестностях. И действительно, красота храма многих может привести в умиление. Храм расположен за деревней, на небольшой равнине, примыкающей к крутой, обрывистой горе; несколько севернее, между гор, ущелье, а по нему дорога в Башкирию. Святой храм стоит в самом преддверии Башкирии, как верный страж, хранящий своих сынов от врага. Еще издали красивая архитектура храма ласкает взор, и вблизи великолепие храма прямо-таки поразительно. Храм сложен из кирпича. Наружные стены обливные, глянцеватые, наподобие изразца. Кирпичи-изразцы двух цветов; общий фон светло-коричневый, а по этому фону красивые выпуклые орнаменты, выложенные из белого изразца. Ласкает взор и приятный бирюзовый цвет крыши на величественной главе храма и на колокольне, а над этим бирюзовым покровом, уходя ввысь, горят и сияют богато вызлащенные кресты. С умилением глядя на восхитительную красоту храма, я вспомнил рассказ о послах св. Владимира, поразившихся великолепием греческого храма и служения, вместе с тем мне пришел на память один мой знакомый, умный и развитой башкирец, рассказывавший о поразившем его величии Андреевского храма: «Видно, хороша ваша вера, – говорил он, – больно хорошую церковь построил Чистозвонов». Тот же башкир выразил желание побывать и внутри храма. Что-то, очевидно, запало в его душу, и, кто знает, быть может семя упало в добрую почву, и принесет со временем достойный плод. Бог весть, быть может это далеко не единичный случай, и думается мне, что святой крест на этом храме прольет обильный благодатный свет в сердца многих мусульман. Великолепный храм обнесен великолепной оградой. Фундамент выложен из кирпича и облицован тоже разноцветным изразцом; столбы чугунные, а решетка очень красиво сделана из железа, на каждом чугунном столбе ограды красуется и сияет вызлащенный чугунный крестик. Здесь, мне кажется, рельефно проглядывает та возвышенная идея, которая руководила храмоздателем. На этих столбах не поставлены ни красивые фонарики, ни разноцветные шары, как это делается на некоторых оградах, нет, – здесь всюду красуется св. крест и если где-либо, то тем более тут на рубеже страны и сени смертной на бойкой дороге из Башкирии в Православную Россию должен сиять св. крест великий победный символ веры Христовой.
Внутри храма поражает своей красотою и обильным блеском золота иконостас. В нем помещаются иконы художественного письма. Стены храма внутри выкрашены бирюзовой глянцеватой краской, из середины купола спускается красивая люстра. Стены храма внутри предполагается расписать живописью. Утварью и ризницею храм снабжен достаточно. Заботливым храмоздателем не упущена из виду ни одна мелочь в церковно-хозяйственном обиходе, – все приготовлено, все сделано безукоризненно хорошо; даже жаровня для горячих углей, сделанная на заказ, снабжена механизмом для раздувания. По всему видно, что этот храм дорог для сердца храмоздателя, который не жалел средств, чтобы создать благолепный храм Божий.
Всенощную накануне освящения торжественно совершал благочинный XI округа о. Александр Гумилевский в сослужении четырех священников из соседних селений. За всенощной пел хор певчих из села Петровского. Утром 24-го числа порану была совершена утреня одним из священников. Чин освящения и тотчас же первую литургию в новом освященном храме совершал о. Благочинный в сослужении четырех священников. Во время литургии пели уже два хора. Нельзя обойти молчанием очень хорошее пение хора, приглашенного из села Петровского. Хором управлял один из певчих житель села Петровского, хотя обучение певчих и руководство хором всецело, кажется, принадлежит учителю И.В.Конюкину, уже несколько лет с любовью усердием и успехом трудящегося на этом благом поприще. В хоре участвуют, кроме мальчиков, и девушки. Во время литургии прекрасное пение петровского хора как нельзя лучше гармонировало с прекрасным видом, великолепием и красотою новоосвященного храма. Народу помолиться собралось весьма много, так что и половина его не могла вместиться в стенах храма.Счастливы-радостны были лица молящихся, которых Господь привел быть при совершении первой литургии в этом храме, – счастливым почитал и я себя, что и мне пришлось сослужить при принесении первой бескровной жертвы. Во время запричастного стиха о. Благочинным было сказано прочувствованное поучение: раскрыто великое и спасительное значение для христианина храма Божия, проповедник призывал будущих прихожан к усердному его посещению для молитвы, и в заключение просил не забывать в своих молитвах того доброго человека, который воздвиг для них этот прекрасный храм. После литургии было совершено молебствие с провозглашением многолетия. По окончании молебствия священнослужители и некоторые интеллигентные лица, бывшия на освящении храма были приглашены М. А. Чистозвоновым к нему в дом откушать хлеба-соли. Гостей в доме радушного хозяина храмоздателя собралось человек 20, поздравить храмоздателя с благополучным окончанием благого дела пришли и певчие, которые своим пением, простым, но стройным, производили умилительное впечатление. «В рай вам златая дорога» – этот стих из какой-то канты сильнее других врезался мне в душу. Золото, золото! Как многих оно ослепляет, как многим оно заграждает, и слово Божие, путь в царство Божие. Но благодарение Богу, иные свое богатство употребляют на добрые дела и собирают его в сокровище на небеси. Сооружая храм, храмоздатель не забыл устроить и дом-квартиру для священника и диакона-псаломщика. Дом выстроен из кирпича, при доме необходимые хозяйственные постройки. Заботясь о духовном просвещении крестьян, почтенный храмоздатель построил из кирпича и прекрасное здание для школы. Дома для причта и школы расположены в одну линию, не лишены и архитектурных украшений и выкрашены в темно-красный цвет с белого цвета орнаментами. К нему примыкает большой, бывший барский, сад, огороженный красивою железною решеткою на каменном фундаменте. В одну линию с домом и школою выстроены две каменные палатки-кладовые: одна для причта, другая для нужд школ. Все эти постройки гармонируют с внешним видом расположенного против них храма. На школе красуется такая надпись-вывеска: «Сельскохозяйственная — ремесленная школа» и вокруг нея: «Тако да просветится свет ваш пред человеки». Судя по надписи, можно подумать, что М. А. Чистозвоным намечены широкия задания для воздвигнутой им школы, которая под сенью храма должна служить не только умственному и нравственному образованию подрастающих поколений, но вместе с тем быть рассадником в крестьянской среде сельскохозяйственных знаний. Так в захолустной деревне зажигается светильник, а чтобы он горел ярко и не угасал, на это, конечно, нужны средства, об этом, без сомнения, позаботился щедрый благотворитель, которым на постройку в селе Андреевке храма, школы и дома для причта, как слышано, потрачено около 60 000 рублей.

«Неблагоприятные» дни

18-ть «Строгих» пятниц:

1-я Пятница, на 1-ой неделе Великого Поста. Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от напрасной смерти.
2-я Пятница, перед Благовещением Пресвятой Богородицы (7 апреля по н. ст.) Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от убийственной смерти.
3-я Пятница, Страстная Пятница перед Пасхой. Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от неприятеля.
4-я Пятница, перед Вознесением Господним. Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от потопления, от водной смерти, от потопа.
5-я Пятница, перед Сошествием Святого Духа. Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от страхований, от меча.
6-я Пятница, перед Рождеством Иоанна Предтечи (7 июля по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от колдунов, волшебников, чародеев, русалок и заливников.
7-я Пятница, перед Пророком Илией (2 августа по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от грозы, молнии и грома (целый год не будет бояться грозы).
8-я Пятница, перед Преображением Господним (19 августа по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет избавлен от страшных воздушных мытарств после смерти.
9-я Пятница, перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от наглой и внезапной смерти.
10-я Пятница, перед Рождеством Пресвятой Богородицы (21 сентября по н. ст.). Если мать в эту пятницу постится, будет сохранена от тяжелых родов, будет безболезненное разрешение младенцем.
11-я Пятница, перед Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста Господня (27 сентября по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от тяжелого креста всей своей жизни и Господь поможет твой крест донести до конца.
12-я Пятница, перед Покровом Божией Матери (14 октября по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от тайных убийц и грабежа, наглой смерти. Во всей жизни Матерь Божия будет его покрывать от диавола и его слуг, от стрел и нечистоты бесовской, от бесов ночных и дневных, от голых легионов змей и скорпионов, всяких гадов и от тлетворных вихрей.
13-я Пятница, перед Праздником Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных (21 ноября по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, того после смерти Архистратиг Михаил возьмет за руку и переведет через огненную реку.
14-я Пятница, перед Введением во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от врагов и супостатов, неправедных судей, от клеветы и наговоров, ничто и никто к нему не прикоснется.
15-я Пятница, перед праздником святителя и чудотворца Николая (19 декабря по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, того святитель Николай не оставит без своей помощи.
16-я Пятница, перед Рождеством Господним (7 января по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от вечного огня, тартара преисподняго, червя неусыпающего, смолы кипучей.
17-я Пятница, перед Крещением Господним (19 января по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет у Господа в Книге Жизни записан.
18-я Пятница, перед Сретением Господним (15 февраля по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот долго проживет (как праведный Симеон Богоприимец), и кончина его будет безболезненна.

Батюшка наставлял об этих пятницах: «У Господа все возможно, а у человека невозможно. На свои силы и человеческие не надейся. Стучать надо, чтобы открыли дверь. Голодать в пятницу – просфора и вода».

(Из книги «Отец духовный Серафим»)

Отец Серафим (Звягин) часто пояснял людям, что есть в году дни (батюшка называл их «неблагоприятными», «несчастными»), когда Господь не благословляет никакие мирские дела, поездки, важные сделки, серьезные покупки и т. д. В эти дни нужно, по возможности, посетить храм, побыть на богослужении, помолиться, и остаток дня провести спокойно, без лишней суеты. Так батюшка наставлял: «На праздник вмч. Георгия Победоносца нельзя работать — очень строгий день. В этот день выгоняют первый раз скот пасти. Неблагоприятные дни на «Ахтырскую» Божью Матерь, «Казанскую», «Троеручицы», Рождество Иоанна Предтечи, Петра и Павла, пророка Ильи. Праздники «Смоленской», «Ахтырской» и «Тихвинской» Божьей Матери. Это грозные, «несчастные» дни. В ночь читать акафист Божьей Матери, чтобы все исполнилось: чтобы дети полюбили церковь, чтобы почитали родителей, не блудили; если в карты играют, казино посещают, курят, не причащаются, отошли от Бога. Нужно почитать эти праздники и не работать. Если что начнешь делать — не получится, все будет тщетно.
Неблагоприятные дни по месяцам:
Январь 2, 4, 7, 14, 19.
Февраль 5, 15, 25, 29.
Март 1, 20, 22.
Апрель 7, 8, субботы перед Вербным воскресеньем и Чистым четвергом.
Май 6, Преполовение, Отдание Пасхи, Вознесение.
Июнь Заговение на пост, Троицкая родительская суббота и Троица.
Июль 6, 7, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 25.
Август 2, 10, 12, 14, 19, 28.
Сентябрь 11, 21, 27.
Октябрь 8, 14, 16.
Ноябрь 4, 5, 6, 21, 27.
Декабрь 4, 17, 18, 19, 22, 25.
В эти дни не начинать новых дел.

(Из книги «Отец духовный Серафим»)

+ + +

«Стояние Зои». Именно отец Серафим (Звягин) взял икону свят. Николая из рук «окаменевшей» Зои!

(свидетельства разных людей)

«О «стоянии Зои» батюшка Серафим рассказал Тамаре Масловой на какой-то праздник, как все это случилось. Женщина эта молодая, у нее был молодой человек по имени Николай. И когда он не пришел на гулянку, она говорит: «Раз мой Николай не пришел, – сняла икону, – я буду с этим Николаем танцевать». И тут же окаменела. Все разошлись, а она как статуя стала: никто ее не мог ни повалить, ни укол сделать – ничего не могли сделать. А она кричала. Если бы она не кричала, то никто бы на нее не обратил внимания – ну, стоишь, и стой. А Божий Промысел был в том, что она стояла и кричала. Вокруг стали люди собираться, ведь она кричала не просто так, а кричала церковные вещи, что с ней происходит, кто ее мучает и за что мучает. Власти не знали, что с ней делать. Поставили охрану, но она кричит, и было слышно везде. И батюшка молился и сказал: «Я могу помочь ей». А они ему: «Тогда пиши расписку о неразглашении тайны на 50 лет». Он написал. И когда прошло 50 лет, тогда батюшка рассказал эту тайну. Вот насколько батюшка был честен, что 50 лет молчал и никому ничего не рассказывал! И когда он вошел к Зое, то забрал эту икону. А она какое-то время еще пожила и отошла ко Господу». ( рассказала Надежда Степановна Коротовских, которая 16 лет прожила в обители Покрова Пресвятой Богородицы — с. Покровское, Курской обл.).

«О стоянии Зои я сам слышал, как батюшка рассказывал: «Трудно было взять эту икону, никому она не давалась, а я подошел, помолился и взял. Затем дал подписку о неразглашении». Батюшка говорил, что после этого его пытали, выдергивали по волоску из бороды, говорили, чтобы ни в коем случае не разглашал этой тайны». (Из книги «Отец духовный Серафим»)

Когда я узнала, что батюшка был непосредственным участником чуда, известного под названием «Стояние Зои», я подошла к нему и спросила: «Как это было? Как Вы взяли икону?» И батюшка ответил: «Да как взял? Подошел и взял!» Очень многие интересовались, но батюшка по своему смирению скрывал это, всего лишь пару раз приоткрыв людям завесу этой тайны. Старец говорил: «Мы дали расписку на 50 лет, что будем молчать. Нас пытали, душили, выдергивали волосы на голове и бороде. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе все это надо?» И тогда Мы дали расписку на 50 лет о неразглашении». И незадолго до смерти батюшка еще раз рассказал об этом самарским духовным чадам, которые тогда посетили обитель в Покровском. До сих пор в православных кругах бытует мнение, что икону у Зои взял старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Но духовные чада старца Серафима (Тяпочкина) рассказывали, что еще при жизни он говорил, что не он взял икону». (Татьяна Люкина, г. Воронеж). (О «стоянии Зои» читайте наш материал: http://monomah.org/archives/7194 — ред.)

+ + +

Книга «Отец духовный Серафим» повествует о старце схиархимандрите Серафиме (Звягине) – подвижнике благочестия ХХ – начала ХХI вв., большую часть своей жизни совершавшего свое пастырское служение в Курской епархии Русской Православной Церкви. Пройдя тернистый монашеский путь от послушника в Глинской пустыни до старца-архимандрита, претерпев множество притеснений, поношений, заключений в годы Хрущевских гонений, отец Серафим стяжал от Бога благодатные дары Духа Святого – прозорливости, исцелений, чудотворений, которыми и служил Богу и людям. За чистоту жизни и смирение Господь сподобил отца Серафима стать непосредственным участником одного из самых потрясающих чудес в истории Русской Православной Церкви: отец Серафим — тот самый священник, который взял икону святителя Николая Чудотворца из рук окаменевшей Зои (так называемое «Зоино стояние» в г. Куйбышев). Книга содержит уникальные фотоматериалы и биографические документы о пастырском служении старца Серафима, множество его советов и поучений, а также многочисленные свидетельства людей о случаях благодатной помощи и исцелений по молитвам батюшки. Вот некоторые из поучений:

Поклонами можно множество грехов замолить!

Отец Серафим говорил: «Если не заботишься о душе, то пойдет она на вечные муки в адский огонь. А ты ведь не интересуешься, какие есть грехи, какие Бог прощает, а какие не прощает, как грехи замолить, сколько поклонов делать. Поклонами можно множество грехов замолить! Есть дни, когда поклоны не кладутся ради праздников, как сейчас. Но эти дни пройдут и тогда можно класть, хотя бы по 50. А в пост поклоны увеличивают. Бесы ненавидят поклоны, кричат: «У-у, поклонница! Опять поклоны кладет!» И пост им противен, внушают помыслы человеку: «Не постись – это вредно! Ешь мясо, ешь яйца!»

Когда человека ругают незаслуженно…

«Еще батюшка говорил: «Когда человека ругают незаслуженно, говорят о нем неправду, клевещут, то с него грехи слетают, как с тополя листья!» И показал руками в стороны от себя: «Фур, фур, фур!» Затем добавил: «Пусть за вас здесь говорят плохо. Иначе, как говорит Христос: «Если вас хвалят, то вы уже здесь получаете свою мзду, а там будете осуждены».

Кто ставит иконы в угол над телевизором, тот бесу молится!

Еще старец Серафим грозно предупреждал: «Кто ставит иконы в угол над телевизором, тот бесу молится! Иконам нужно отдавать главный угол в комнате, а телевизор в другой угол, но лучше вообще его убрать или хотя бы в другую комнату. Кто отступил от Церкви, в того вошел бес! Кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Без Церкви нет спасения! Закон Божий закрыт для погибающих века сего. Кто Закон не познал, тот телевизор смотрит под праздники, всенощные, в посты. Того Господь наказывает болезнями (или их детей), век укорачивает. Даже если человек в данный момент богат и здоров – все это до времени!»

Чтобы исполнилось ваше прошение…

Отец Серафим говорил: «Чтобы исполнилось ваше прошение – нужно заказать три молебна: «Скоропослушнице», «Нечаянной радости» и святителю Николаю Чудотворцу».

«Кому нужно что-то скоро, тот должен читать Ей акафист…»

«…Мы достали икону Божьей Матери «Скоропослушница», а батюшка Серафим прокомментировал: «Она скоро послушает и быстро исполнит. Она скоро исполнит ваши прошения. Кому нужно что-то скоро, кому нужна вторая половинка, верующая, верная, тот должен читать Ей акафист: затворись в своей келии, стань на коленочки и читай не просто, как художественную книгу, а искренне, со слезами!»