Святой олаф норвежский

Святой король Олаф, покровитель Норвегии и друг великого князя Ярослава Мудрого (995—1030 гг.)

память 29 июля по старому стилю

Предисловие

В 1054 году в истории Вселенской Христианской Церкви произошло печальное событие: она раскололась на Западную, подчинявшуюся Римскому Папе (нынешняя Римско-Католическая Церковь), и на Восточную (Православная). Но до 1054 года это была единая Церковь, и все ее святые принадлежат сонму святых Православной Церкви. Однако память о многих из этих святых, прославившихся в Западной и Северо-Западной Европе, постепенно ослабела. А ведь некоторые из них были глубоко почитаемы и на Руси, и даже в центре Православия — Константинополе. К таким именно полузабытым святым относится Святой благоверный король-мученик Олаф покровитель Норвегии и друг русского великого князя Ярослава Мудрого.

Последний святой неразделенной Церкви

Прославление Олафа произошло 3 августа 1031 года, то есть до Великой схизмы 1054 года. Случилось это так: через год после смерти конунга его останки решили перенести. Когда открыли захоронение, оказалось, что тело осталось нетленным. Он был возведен местным епископом в святые и стал последним общим святым для Западной и Восточной церквей.

Канонизация его Римским папой Александром III состоялась в 1164 году, после чего он стал почитаться вечным небесным покровителем Норвегии — perpetuus rex Norvegiae. В православии он почитается, как Св. благоверный Олаф Норвежский.

Согласно канону, на иконах «подобает изображать Св. Олафа рыжим, дабы видно был, что сей благоверный король происходит из варягов». Он изображается в короне, в правой руке держит боевой топор или секиру, которой было поражено его колено. В левой руке — королевские регалии (скипетр или яблоко-держава), либо ампуллу — сосуд, наполненный ладаном. Ногами он попирает дракона с человеческим лицом, который символизирует язычество.

Иногда вместо топора в руке святого изображается копье, реже — меч, которыми ему были нанесены раны, а вместо дракона — змея или демон в ином обличье. Расшифровать иконографию Св. Олафа порою непросто. Самое необычное, когда попираемый им дракон имеет лицо самого Олафа. Возможно, это символизирует языческое прошлое святого, либо демона в его обличье, который совершил поступки, порочащие конунга, и которого святой победил ценою пролитой своей крови.

Судьба Св. Олафа, как и крепости, названной его именем, тесно связана с русской историей. Он был другом князя Ярослава Мудрого. Очень теплые чувства и взаимная привязанность связывали его с супругой князя — Ингигердой (Ириной). В Северной Руси имя Св. Олафа было очень почитаемо, но память о нем постепенно ослабела. В Новгороде уже в конце XI века стояла церковь Св. Олафа, построенная для готландских купцов. Храмы в его честь воздвигались в Старой Ладоге и даже в Константинополе.

О жизни Св. Олафа и его пребывании на русской земле хочется рассказать подробнее.

Жизнеописание конунга Олафа

«Олаф сын Харальда из Гренланда рос у своей матери Асты в доме своего отчима Сигурда Свиньи. У Асты служил тогда Храни Путешественник. Он воспитывал Олафа сына Харальда. Олаф рано возмужал. Он был хорош собой, среднего роста. С детства он был умен и красноречив».

Так начинается Сага об Олаве Святом, входящая в «Круг земной» — свод car о норвежских конунгах с древнейших времен до 1177 года.

Олаф Харальдссон — праправнук основателя династии норвежских конунгов Харальда Прекрасноволосого. Он родился в 995 году, в тот год, когда его отец, Харальд Гренландец, конунг в Вестфольде, был сожжен шведской королевой Сигрид Гордой. Мать Олафавскоре после гибели Харальда вышла замуж за его троюродного брата, Сигурда Свинью, конунга в Хрингарики.

«Олаф сын Харальда был невысок, коренаст и силен. Волосы у него были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза, когда он гневался. Олаф владел очень многими искусствами: хорошо стрелял из лука, отлично владел копьём, хорошо плавал. Он сам был искусен во всяких ремеслах и учил других. Его прозывали Олафом Толстым. Говорил он смело и красиво. Он рано стал умным и сильным, как настоящий мужчина. Все родичи и знакомые любили его. Он был упорен в играх и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знатности и происхождению».

Уже в 12 лет Олаф отправляется в поход с викингами. Он пробыл в походах 8 лет, побывал на службе у короля Англии Этельреда II Неразумного и герцога Нормандии Ричарда II Доброго, проявив себя как смелый воин и талантливый предводитель. Крещение Олаф принял, скорее всего, в 1013 году в Руане. После этого он вернулся в Англию, где нес оборону страны и обходил ее побережье на боевых кораблях. Вскоре Этельред умер, и датский король Кнут, по прозванию Могучий, женился на его вдове Эмме.

Ссора с новым королем заставила Олафа покинуть его двор. Он намеревался предпринять поход в Святую Землю. «И когда Олаф конунг стоял в Карлсаре (Кадикс) и ждал попутного ветра, чтобы плыть в Нёрвасунд (Гибралтарский пролив), а оттуда в Йор-салахейм (Иерусалим), ему приснился замечательный сон, будто подошел к нему статный и видный, но внушающий ужас муж и заговорил с ним. Он просил Олафа отказаться от своего намерения плыть в дальние страны: «Возвратись в свою отчину, потому что навеки будешь конунгом Норвегии».

Сей муж был предшественник Олафа, король Олаф I Трюггвасон (963—1000 гг). Король Олаф Трюггвасон первым начал активную деятельность по христианизации Норвегии, но не смог довести ее до конца. В морском бою со шведами, датчанами и норвежскими изменниками король Олаф Трюггвасон не погиб, но был подобран нейтральным кораблем венедов и впоследствии стал игуменом православного монастыря в Сирии. Вот этот король Олаф не раз являлся в сонных видениях своему родичу, тоже Олафу, будущему святому, наставляя его в христианстве и благословляя на подвиги. Наш герой понял этот сон так, что он будет править страной и своими соотечественниками долгие времена.

Вернувшись на родину ок. 1015 г., Олаф Харальдссон приступил к воплощению своей заветной идеи — объединению разрозненных частей страны в единое целое — Норвегию. В короткий срок большая часть страны признала его власть.

В 1024 году на тинге в Мостере, после 9-ти лет миссионерских трудов конунга Олафа христианство объявляется единственной дозволенной религией. Норвегия становится христианской страной. Во имя этой цели он действовал жестко, отнимая власть и лишая имущества непокорных бондов. Но никогда не мстил за себя лично. Так, например, отняв власть у пяти местных властителей, замышлявших убить его, он долго держал при себе одного из них, оказывая подобающий почет, и только после того, как тот трижды покушался убить Олафа, его отправили под охрану в другое место, где он жил на полном обеспечении.

Были искоренены воровство, коррупция и разбой: «Раньше в Норвегии было заведено, что сыновья лендрманнов и бондов отправлялись добывать себе добро на боевых кораблях и грабили как в других странах, так и внутри страны. Олаф установил мир в своей стране и запретил грабежи. Те, кто нарушал этот порядок, подвергались наказанию. Конунг приказывал убивать виновных или калечить их, и здесь уже не помогали ни просьбы, ни выкупы».

К тому же Олафу неизменно сопутствовала удача. Однажды он поспорил с королем Швеции (тоже Олафом, именуемым Шётконунг) по поводу пограничного района. Согласились решить спор жребием, бросив кости. «Конунг шведов выбросил две, шестерки и сказал, что Олафу конунгу уже незачем бросать. Тот ответил, встряхивая кости в руках:
— На костях есть еще две шестерки, и моему Господу Богу ничего не стоит сделать так, чтобы я их выбросил.
Он метнул кости и выбросил две шестерки. Тогда метнул кости конунг шведов и снова выбросил две шестерки. Тут снова бросил кости Олаф конунг Норвегии, и на одной из костяшек было шесть, а другая раскололась, и на ней оказалось семь, и он выиграл». Конунги тогда расстались с миром.

Олаф и Ингигерда

Удача в этом мире, увы, вещь непостоянная. Олаф Харальдссон посватался к Ингигерде дочери Олафа Шведского Шётконунга. Она отвечала взаимностью и очень хотела этого брака. С точки зрения шведской знати, брак этот был весьма желателен для установления пограничного мира. Олафа Шведского принудили дать клятву в том, что он выдаст Ингигерду за Олафа Норвежского.

Но конунг шведов в душе ненавидел Св. Олафа и однажды сказал дочери: «— Знаешь, Ингигерда, как бы ты ни любила этого толстяка, тебе не бывать его женой, а ему твоим мужем. Я выдам тебя замуж за такого правителя, который достоин моей дружбы. Но я никогда не стану другом человека, который захватывал мои владения и причинял мне много ущерба грабежами и убийствами».

Следующей весной прибыли из Хольмгарда (Новгорода) послы Ярицлейва конунга (князя Ярослава, позднее прозванного Мудрым), чтобы сватать дочь конунга шведов. Олаф Шведский пошёл на клятвопреступление и выдал дочь за русского князя. Её условием было получить, как вено, все владения ярла Альдейгьюборга (Старой Ладоги) и сам Альдейгьюборг.

Ингигерда, получившая в православии имя Ирина — это будущая Великая княгиня киевская, а позже (наиболее вероятно) — Св. княгиня Анна Новгородская. По ее шведскому имени названа земля Ингерманландия, где теперь стоит Петербург.

Этот брак был счастливым: «Конунг Ярицлейв правил в Гардарики и княгиня Ингигерда, дочь конунга Олафа Свенского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Конунг так сильно любил ее, что он почти ничего не мог сделать помимо ее воли».

Потеряв Ингигерду, Св. Олаф женился на ее сводной сестре Астрид.

В Хольмгарде-Новгороде

«Олаф одинаково наказывал и могущественных и не могущественных, но люди считали такие наказания слишком жестокими, и многие, теряя родичей, становились врагами конунга, даже если те были виноваты и приговор конунга был справедлив. Народ в стране потому выступил против Олафа конунга, что не хотел подчиняться его справедливым приговорам, а он был скорее готов потерять звание конунга, чем поступиться справедливостью. Незаслуженны упреки в том, что он был скуп к своим людям. Он был очень щедр к своим друзьям. Народ потому пошел против него, что его считали слишком жестоким и беспощадным в наказаниях, а Кнут конунг раздавал деньги направо и налево. Знатных людей он обольщал также тем, что каждому обещал высокое звание и власть».

Главным противником Св. Олафа был Кнут Могучий, король Дании и Англии. Он воспользовался тем, что многие в Норвегии тяготились необходимостью выполнять христианские законы. Посылая большие суммы золота и серебра некоторым из них, Кнут Могучий добился согласия принять его, как своего короля.

После нескольких неудачных сражений Олаф принимает решение покинуть страну, где его присутствие уже не было желанным. Он отправляется сначала в Швецию, а оттуда в Хольмгард (Новгород), где жила сестра его жены — Ингигерда, ставшая женой князя Ярослава Мудрого. Астрид, жена Конунга, и Ульвхильд, дочь конунга, остались в Швеции, а Магнуса, своего сына, конунг взял с собой на восток. Св. Олаф был очень тепло принят в Новгороде Ярославом Мудрым и княгиней Ириной и провел на Руси почти целый год.

В Новгороде он предавался глубоким раздумьям и размышлениям о том, как ему быть дальше. «Ярицлейв конунг и его жена Ингигерда предлагали Олафу конунгу остаться у них и стать правителем страны, которая зовется Вульгария» (по-видимому, предлагали земли на торговом пути в Волжскую Булгарию). Но когда он рассказал об этом своим людям, те стали отговаривать его и убеждали вернуться в Норвегию. У Олафа была также мысль сложить с себя звание конунга и поехать в Иерусалим, став монахом. Но чаще всего он думал о том, как вернуть свои владения в Норвегии. Он вспоминал, что в первые 10 лет его правления все шло легко и удачно, а потом, что бы он ни делал, все давалось с трудом, и все благие начинания были безуспешны. И сомневался, стоит ли испытывать судьбу и отправляться с малым войском навстречу своим врагам, когда весь народ примкнул к ним и выступает против него. Он часто обращал свои мысли к Богу, прося знамения, как ему лучше всего поступить. Эти мысли не давали ему покоя, и он не знал, что ему делать, ибо видел, что ему не миновать беды, как бы он ни поступил.

«Однажды ночью Олаф лежал в своей постели и долго не мог уснуть, думая о том, на что же ему решиться. На душе у него было очень неспокойно. Наконец он заснул. Он увидел сон, но такой ясный, что ему казалось, будто он не спит, а видит все наяву. Он увидел у своей постели высокого благообразного мужа в богатых одеждах. Конунг подумал, что это Олаф сын Трюггви (Олаф I Трюггвасон). Этот муж сказал ему: «Ты мучаешься и не знаешь, как поступить? Меня удивляет, что ты никак не можешь принять решение, а также, что ты собирался сложить с себя звание конунга,которое дано тебе от Бога или хотел остаться здесь и получить владения от иноземных конунгов, которых ты совсем не знаешь. Лучше возвращайся в свои владения, которые достались по наследству. Ты долго правил там с Божьей помощью и не позволял своим подданным запугивать себя. Слава конунга в том, чтобы побеждать своих недругов, и славная для него смерть — пасть вместе со своими людьми в битве. Или ты сомневаешься, что будешь сражаться за правое дело? Ты не должен обманывать себя. Поэтому ты можешь смело возвращаться в свою страну, и Бог даст тебе знамение, что она — твое владение»

После этого сна его оставили все сомнения, и он твердо решил ехать обратно в Норвегию.

К пребыванию в Новгороде относятся и первые чудеса, совершенные Св. Олафом. У сына одной знатной вдовы в горле вскочил большой нарыв, и мальчик не мог ничего есть. Считали, что дни его сочтены. Тогда мать его пошла к княгине Ирине, так как была с ней знакома. «Пойди к Олафу конунгу, — говорит она, — он здесь лучший лекарь, и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу».

Вдова сделала так, как ей сказала княгиня. Олаф подошел к мальчику, провел руками по его шее и долго ее ощупывал, пока мальчик не открыл рот. Тогда конунг взял кусочек хлеба, размочил его и положил крестом себе на ладонь. Потом он положил этот кусочек хлеба мальчику в рот, и тот его проглотил, У мальчика сразу прошла боль, и через несколько дней он был совсем здоров.

В начале 1030 года Св. Олаф отправился в Норвегию по замерзшим русским рекам. Княгиня Ирина уговорила его оставить сына Магнуса на воспитание при дворе Ярослава Мудрого.

Последняя битва

Когда на море сошел лёд, Олаф отплыл в Готланд с 240 дружинниками. Шведский конунг Эмунд дал ему еще 480 человек. В Норвегии к нему присоединились сторонники, и у него стало 3600 человек против 14400 армии короля Кнута — самой большой, когда-либо собранной в Норвегии. Тогда конунг Олаф решил сократить свою армию еще более, исключив из нее всех некрещеных, и у него осталось всего лишь 1300 человек.

Почему он так поступал? Наверное, не хотел, чтобы из-за него гибли люди, коим не открыто Царство Небесное. Но те, кто соглашались креститься, получали от него наставление в вере. Вот почему он не пренебрегал брать и разбойников, что приводило к их исправлению. Духовенство короля Кнута не преминуло воспользоваться слухами о том, что Св. Олаф принимает разбойников в свое войско, и тут же организовало лицемерную пиар-кампанию против него среди жителей Норвегии.

Последняя битва Олафа Харальдссона произошла 29 июля 1030 года в местечке Стиклестад, недалеко от Тронхейма. Ночью он долго бодрствовал и молился за себя и своих людей. Только к рассвету задремал и видел сон, который предвещал ему скорую кончину: он восходил на небо по лестнице и дошел до последней ступени.

Сага говорит, что в день битвы «погода была хорошая и светило солнце. Но когда началось сражение, то и небо, и солнце побагровели, а потом вдруг стало темно, как ночью». По данным современной астрономии, полное затмение солнца имело место 30 июля 1030 года. Войско бондов сражалось с кличем: «Вперед, вперед, войско бондов!», а люди св. Олафа — с кличем: «Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга!» Войско Олафа занимало лучшую позицию, но благодаря значительному превосходству в силе противник отбил первоначальную атаку и успешно перешел в наступление. Около полудня Св. Олаф, сражаясь с численно превосходящим противником, был несколько раз ранен, но продолжал биться.

Он погиб так: «Торстейн Корабельный Мастер нанес Олафу удар секирой. Удар пришелся по левой ноге выше колена. Финн сын Арни тотчас сразил Торстейна. Получив эту рану, конунг оперся о камень, выпустил меч и обратился к Богу с мольбой о помощи. Тогда Торир Собака нанес ему удар копьем, удар пришелся ниже кольчуги, и копье вонзилось в живот. Тут Кальв нанес конунгу удар мечом, удар пришелся с левой стороны шеи. От этих трех ран конунг умер. После его гибели пали почти все, кто сражался рядом с ним».

Тело конунга было тайно погребено. После победы над Олафом ставленники Кнута стали угнетать норвежцев, и многие пожалели, что лишились своего конунга и своей независимости. «Те, кто не сражался против Олафа конунга, говорили: «Вот вы… стали друзьями Кнютлингов и получили от них награду за то, что сражались против Олафа конунга и убили его. Вам обещали мир и лучшие законы, а получили вы кабалу и рабство, к тому же над вами издеваются и унижают вас». Ответить на это было нечего. В ту зиму многие стали говорить, что Олаф конунг был святым, и рассказывали о многочисленных свидетельствах его святости. Многие стали взывать к нему в своих молитвах, прося помочь в их нуждах. Такие молитвы помогали многим, одни получали исцеление от недуга, другие удачу в путешествии или что-нибудь еще, в чем они нуждались.

Прошел ровно год, и тело погибшего конунга чудесным образом было найдено нетленным. Из песчаного холма, где был сначала похоронен Олаф конунг, забил родник. Водой из этого источника многие излечились от своих недугов.

Тело Св. Олафа было положено в алтаре величественного собора в Тронхейме, ставшего местом многочисленного паломничества до наших дней.

Сын Св. Олафа — Магнус, оставшийся в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого, в 1035 году был провозглашен конунгом Норвегии, получив имя Магнус I Благородный, или Добрый. Власть датчан была сломлена. В 1042 году он стал и конунгом Дании. О нем шла молва, как о непобедимом воине, которому помогает сам Св. Олаф.

Святой Олаф – крещёный викинг

Король Норвегии первым попытался крестить подданных, но встретил сопротивление аристократии. Он бежал на Русь и стал любовником жены Ярослава Мудрого.

Олаф Харальдссон, прозванный при жизни Толстым, а после смерти Святым, пал в 1030 году в битве при Стикластадире, отстаивая своё право быть королём Норвегии. Объединённое войско норвежской аристократии, недовольной жёсткой политикой централизации Олафа и поддерживавшей датского короля Кнуда Великого, разгромило шведских ратников, пришедших на помощь легитимному самодержцу. Однако чаяниям бондов и лендерманов не суждено было сбыться — Кнуд стал настолько сильно закручивать гайки, что через некоторое время та же аристократия снова восстала. но уже против датской династии.

Первые походы Олафа

Биография будущего короля Норвегии богата на путешествия и всевозможные ратные подвиги. Состоя в родстве с легендарным Харальдом Прекрасноволосым, и являясь братом Харальда Сурового, Олаф был очевидным претендентом на норвежский трон. Однако до того момента, как ему было суждено примерить корону, будущий святой провёл долгое время в походах.

Памятник Харальду Прекрасноволосому в Осло. (источник: vokrugsveta.ru)

Уже в 13 лет Олаф возглавляет свои военные кампании. География его путешествий в те годы была обширной: начав ратные дела со своей дружиной в Дании против шведов, вскоре он отправился разорять земли эстов на остров Саарема. Затем немного добычи с фризов, и кульминация — прибытие в Англию, где на протяжении нескольких десятилетий даны опустошали города и посёлки местных жителей и собирали с них дань — так называемые «датские деньги».

Викинги в Англии

Легитимный король Англии Этельред II в то время находился в изгнании во Франции, вынужденный бежать под давлением данов под началом Свена Вилобородого. В 1014 году датский конунг внезапно скончался, что позволило английскому королю вернуться на родину.

Король Англии Этельред II. (источник: ru.wikipedia.org)

Снурри Стурулсон в собрании саг «Круг Земной» так описывает прибытие Олафа Харальдссона и события, происходившие в это время: «…Когда об этом узнает Адальрад конунг англов, он тотчас возвращается в Англию. Вернувшись в Англию, он объявил, что предлагает плату всем тем, кто поможет ему захватить страну. Собралось тогда у него много народу. Пришел к нему на помощь и Олаф конунг с большим отрядом норвежцев».
Таким образом, Олаф фактически выступил против своих соплеменников. Эта ситуация не была из ряда вон выходящей — в противоборстве различных сил на территории Англии и Ирландии в ранее Средневековье викинги зачастую воевали по разные стороны баррикад, как классические наёмники. Будущий норвежский король успешно действовал на стороне короля Этельреда — получив выкуп за Кентерберийское архиепископство, он отбыл в Нормандию, где поступил на службу к местному герцогу. Именно там Олаф принял христианство.

Викинги в бою. (источник: anglotopia.net)

Ингигерда: неудачное сватовство

В 1015 году вместе со своей дружиной Олаф возвращается в Норвегию. После смерти Свена Вилобородого местная знать выбрала молодого викинга своим королём. В это время начинается христианизация страны «сверху» — Олаф привёз с собой из Англии епископа Гримкеля.
На религиозной почве происходит сближение Норвегии и Швеции — в то время в стране свеев правил другой Олаф, Щётконунг, который также проводил политику распространения «веры Христа» в своих владениях. Новый норвежский король во время объединения земель вступил с одним из шведских ярлов, Свеном, в прямое сражение при Несьяре в 1016 году, по итогам которого вышел победителем. В знак примирения двух держав должна была состояться свадьба Олафа Толстого и дочери шведского короля Ингигерды. Страны обменялись посольствами в 1017 году, однако в итоге девушка вышла замуж за Ярослава Мудрого и уехала в Новгород.

Шведская принцесса Ингигерда, фантазия художника 19 века. (источник: goodhouse.ru)

Средневековые хронисты почти в один голос говорили, что между Ингигердой и Олафом Харальдссоном возникли романтические отношения, однако большая политика оказалась сильнее личной привязанности. Влюблённым было суждено встретиться ещё раз, почти через десятилетие, когда будущий святой оказался в изгнании.

Продолжение — на diletant.media

  • Как Вы боретесь с бесами чаще всего?
  • Нравится ли Вам все искусственное: еда, одежда, лекарства, материалы?
  • Во сколько раз жизнь вечная дольше жизни земной?
  • Вы больше заботитесь о:
  • Вы лучше, чем Ваши соседи?
  • Смотрите ли Вы телевизор?
  • Знаете ли Вы, что за каждое пустое слово даст человек ответ в Судный День?
  • Делаете ли Вы когда-нибудь покупки, без которых могли бы обойтись?
  • Какой процент Вашего личного дохода Вы жертвуете на добрые дела?
  • Какой процент Вашего личного дохода Вы жертвуете на Церковь?
  • Знаете ли Вы, что когда грешник страдает на Земле — он оплачивает долги, когда праведник страдает на Земле — он откладывает на сберкнижку?
  • Я понимаю, что Бог есть любовь, когда:
  • Должны ли христианские Церкви объединиться?
  • Знаете ли Вы, что Бог может простить ЛЮБОЙ Ваш грех, если Вы искренне в нем раскаетесь и исповедуетесь?
  • Вы хороший человек?
  • «Приставали» ли к Вам представители антихристианской секты «Свидетели Иеговы»?
  • Знаете ли Вы, что секс с применением противозачаточных средств есть грех?
  • Какой добродетели Вам более всего не хватает?
  • Знаете ли Вы, что у каждого крещеного человека есть ангел хранитель?
  • Боитесь ли Вы вечных мук в аду после смерти?
  • Ходите ли Вы на Службу Божию в христианские праздники, которые «выпадают» в рабочие, невоскресные дни?
  • Празднуете ли Вы нехристианские праздники?
  • Какого греха Вы никогда не делали?
  • Как Вы поститесь?
  • Пьете ли Вы спиртные напитки?
  • От какого греха Вам труднее всего избавиться?
  • Когда наступит конец света?
  • Верите ли Вы, что Христианские Церкви разных конфесcий объединятся?
  • За что Вы молитесь чаще всего?
  • Стараетесь ли Вы стать святым?
  • Как часто Вы думаете о смерти?
  • Какие добрые дела Вы делаете чаще всего?
  • Как часто Вы молитесь?
  • Какую христианскую литературу Вы читаете чаще всего?
  • Как часто Вы ходите к Исповеди?
  • Как часто Вы ходите в Церковь?
  • Ваше вероисповедание?
  • Есть ли у Вас долги?
  • Носите ли Вы нательный крестик?
  • Любите ли Вы своих врагов?
  • Во сколько раз вечные мучения дольше наших земных страданий?
  • Есть ли у Вас в доме Слово Божие (Библия)?
  • Сколько времени своей жизни Вы посвящаете Богу (посещение Церкви, молитва, изучение Слова Божия, чтение Святых Отцов, добрые дела и т.д.)?

Norvegus

Король и Короли — Норвегии

Наверняка, многие люди интересующиеся Норвегией, задавались вопросом: Кто же является Королём Норвегии? Norvegus.ru с удовольствием представляет вам возможность по ближе с ним познакомиться. А так, же узнать других Королей Норвегии.

О Короле Норвегии

Действующим Королём Норвегии является, Харальд взошедший на престол 17 января 1991 года, после смерти отца, короля Олава V . Подобно отцу и деду он выбрал своим девизом слова: «Все для Норвегии».

Первый норвежский принц за 567 лет

Рождение принца, наследника, всегда большое событие. Это было особенно важным событием для жителей Норвегии, когда 21 февраля 1937 года появился на свет наследник престола. Принц родился в резиденции норвежской королевской семьи Скаугум.

Впервые за 567 лет в Норвегии был рожден продолжатель королевской династии, что дало надежду на продолжение возобновленных в начале 20 века монархических традиций. В 1905 году король Хокон VII стал королем Норвегии. Это произошло после распада унии со Швецией.

Согласно Конституции 1814 года король мог передать правление только наследнику мужского пола (однако данная статья была со временем пересмотрена). С рождением сына стране был гарантирован новый король, по крайней мере, для двух последующих поколений Норвегии.

Семья Короля Норвегии

Король Харальд сын короля Олава V (1903-1991) и кронпринцессы Марты (1901-1954). Король Олав V был сыном короля Хокона VII (1872-1957) и королевы Мод (1869-1938). До 1905 года, когда король Хокон был избран королем Норвегии, он был принцем Карлом в Дании. Королева Мод была дочерью принца Уэльского, позднее ставшего королем Эдвардом VII, и королевы Александры Британской. Мать короля Харальда была дочерью Швецкого принца Карла (1861-1951) и принцессы Ингеборг (1878-1958).

Воспитание будущего короля

Воспитание Принца Харальда во многом обусловливалось его будущими обязанностями короля и главы государства. С одной стороны его готовили как поборника монархических традиций, с другой стороны он вырос с пониманием особенностей современного мира и того, что требует современность от монархии.

Брак Короля Норвегии

В 1968 году король Олав объявил, что кронпринц Харальд выбрал себе невесту некоролевской крови. Это вызвало горячие политические дебаты о будущем монархии. Кронпринц знал свою будущую жену около 9 лет, прежде чем предложить ей стать его женой. Чтобы дать ответ, королю Олаву необходимо было проконсультироваться с правительством, спикером норвежского Парламента (Стортинга), а также лидерами парламентских групп Стортинга.

Теплый прием

Ответ короля Олава был положительным. Большинство населения Норвегии приняли новую кронпринцессу Соню Харалдсен с большим энтузиазмом. Это, безусловно, показывает статус и отношение населения к королевской семье и монархии в целом в стране. Королевская семья и Соня с благодарностью оценили отношение своих подданных. Свадьба не нарушила национальной целостности, которую в себе символизирует королевская семья.

Свадьба состоялась в августе 1968 года.

Марта-Луиза, первенец молодоженов, родилась 22 сентября 1971 года, и Принц Хокон, родился 20 июля 1973 года.

Всесторонне образование

Королева Соня родилась 4 июля 1937 года. Она выросла в Осло. После окончания средней школы она поступила в старшую школу профессионального направления в Осло, где изучала моделирование одежды. Дополнительное образование по курсу «Моделирование» королева Соня получила в Луизиане, Швейцария, в одном из местных колледжей. Получив сертификат о полном среднем образовании, она поступает в университет в Осло. По окончании ей присваивается степень бакалавра искусств по английскому и французскому языкам и истории искусств. Впоследствии, став вице-президентом норвежского Красного Креста, она активно занималась благотворительной деятельностью. Известен также и ее живой интерес к искусству и культуре.

Сильная монархия

Глубокая преданность стране, показанная королем Олавом и кронпринцем и кронпринцессой, являются одной из главных причин, почему монархия имеет сильную поддержку в Норвегии. Другая причина заключается в том, что королевская семья — важный символ социальной стабильности и политической преемственности в столь неспокойные времена. Кроме того, королевская семья — символ национальной целостности, осознание которой особенно было важно во время второй мировой войны.

Германское вторжение

Первые три года жизни принца Харальда мирно прошли в Скаугуме. Мирное существование было нарушено вторжением гитлеровских войск на территорию Норвегии 9 апреля 1940 года. Ни для кого не покажется странным, что королевская семья была одной из самых главных целей нацистов. Король Хокон вместе с членами правительства были вынуждены покинуть Осло. Они покинули столицу лишь за несколько часов до вступления вражеской армии и работали на территории страны вплоть до июня 1940 года, когда Норвегия капитулировала. После капитуляции Правительство во главе с королем продолжало работу в Лондоне.

В Соединенные Штаты через Швецию

Марта вместе с кронпринцем и кронпринцессой 10 апреля 1940 года покинули Норвегию. Ночью они пересекли норвежско-швецкую границу. Проведя несколько месяцев в Швеции, семья переехала в Соединенные Штаты. Кронпринцесса, принц Харальд и две его старшие сестры, Рагнилд и Астрид, жили недалеко от Вашингтона вплоть до освобождения Норвегии в 1945.

Освобождение и возвращение домой

Кронпринц Олав вернулся в Норвегию 13 мая 1945 года, а 7 июня приехала вся семья во главе с королем Хоконом. Их восторженно приветствовали на улицах Осло.

Начальная школа

После освобождения Норвегии принц Харальд пошел в свою первую школу в Сместад. Это была обычная государственная школа, и кроме присутствия полицейского караула в коридоре школы, его образование ничем не отличалось от образования остальных детей.

Первая регата

Принц принимал активное участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе. В возрасте 10 лет он положил начало карьере яхтсмена. На своей собственной яхте он участвовал во многих соревнованиях, проводимых летом в Осло фьорде, и часто побеждал.

Средняя и старшая школа

После окончания начальной школы принц Харальд продолжил образование в Катедралскуле в Осло и успешно закончил ее в 1955 году, получив диплом о полном среднем образовании. В этом же году он поступил в университет в Осло.

Военная подготовка

Одновременно с обучением в университете Осло принц Харальд начал военное образование. Он поступил в школу, готовящую офицеров высшего звена в Трандуме, а затем в военную академию, которую он закончил в 1959 году. Сегодня король Харальд является военнокомандующим сухопутных и военно-воздушных сил, а также адмиралом флота.

Первое участие в Государственном Совете

Впервые принц Харальд принял участие в заседании Государственного Совета будучи в чине лейтенанта за 2 года до окончания военной академии. 21 сентября 1957 года умер дед Харальда король Хокон VII, и принц занял его место в Государственном Совете рядом со своим отцом спустя несколько дней после печального события.

Регент

К обязанностям регента, заместителя короля, принц Харальд приступил в 1958 году. А, начиная с весны 1990 года, когда король Олав тяжело заболел, принц возглавил Государственный Совет и взял на себя часть его функций.

Обучение в Оксфорде

Закончив военную академию в чине офицера, кронпринц Харальд продолжил образование в Оксфорде. Он изучал политику, историю и экономику в колледже Баллиол, который когда-то закончил и его отец.

Первая официальная поездка

В 1960 году кронпринц Харальд совершил свою первую официальную поездку за границу. Он отправился в США, чтобы отметить пятнадцатилетний юбилей Американо-Скандинавского Фонда. Эта поездка показала, что принц Харальд — хороший дипломат и умеет отстаивать интересы Норвегии.

Вместе с отцом

Вместе со своим отцом, королем Олавом, принц Харальд выполнял огромное количество обязанностей, налагаемых на него его статусом. Он открывал выставки, принимал участие в многочисленных конференциях, посещал дома для престарелых, ездил с официальными визитами за границу. Он открывал новые авиалинии и норвежские туристические представительства за рубежом и нес государственный флаг на церемонии открытия Олимпийских Играх в Токио.

После свадьбы с Соней Харалдсен в 1968 году кронпринц и кронпринцесса разделили часть обязанностей между собой. Вместе и поодиночке они ездили по всей Норвегии, а также и за границу, включая такие страны, как Австралия, Тайланд, Малайзия, Индия, Китай, Танзания, Латинская Америка, Соединенные Штаты Америки и страны Европы.

Кронпринц Харальд делал все возможное и для укрепления и продвижения доли норвежского рынка за рубежом.

Коронование

21 января 1991 года король Харальд присягал на верность конституции Норвегии. Королева Соня была вместе с ним в этот важный исторический момент. Церемония происходила в здании норвежского Парламента — Стортинга. Последний раз, когда королева была допущена в здание национальной ассамблеи, состоялся 69 лет назад. Королева Соня удостоилась этой чести дважды, еще и в 1993 году во время официального открытия Стортинга.

По желанию короля его коронование состоялось в Кафедральном Соборе Нидарос в Трондхейме 23 июня 1991 года. Спустя некоторое время после церемонии королевская чета отправилась в десятидневную поездку по югу Норвегии. Летом следующего года они завершили эту поездку 22х-дневным пребыванием на территории четырех самых северных губерний Норвегии.

Олимпийские Игры 1994 года

Королевская чета являются большими поклонниками массового спорта и с огромным трепетом относятся к природе.

Они приняли самое активное участие в подготовке Зимних Олимпийских Игр в Лиллехаммере 1994 года. В то время как королева Соня принимала участие в разработке культурной программы предстоящих игр, кронпринц Харальд был почетным председателем олимпийского организационного комитета и членом олимпийского народного собрания.

Победы короля Харальда в морских регатах

Король Харальд известен всему миру еще и как спортсмен. Он принимал участие во многих национальных и международных регатах. Будучи кронпринцем, он несколько раз выступал за Норвегию на Олимпийских Играх, выиграл Золотой Кубок в 1968 году, а также завоевал первый приз на регате в немецком городе Киль в 1972 году. В 1982 году он завоевал серебряную медаль на мировом первенстве. А летом 1987 года на своей новой яхте «Фрам Х» — подарок от Норвежского союза предпринимателей к пятидесятилетнему юбилею — он стал чемпионом мира. В следующем году на этой же яхте вместе с экипажем он занял третье место на мировом первенстве в Сан-Франциско.

Скаугум

В настоящее время королевская семья живет в резиденции Скаугум в местечке Аскер недалеко от Осло, где прошли детские годы короля Харальда. Однако семья часто приезжает и в Королевский дворец в Осло. Резиденция Скаугум — свадебный подарок короля Олава. Она занимает 325 акров земли вместе с фермой.

Список Королей Норвегии

Династия Инглингов

Имя Время правления Изображение
Харальд I Прекрасноволосый около 870 — 933
Эйрик Кровавая Секира 933 — 935
Хокон I Добрый 935 — 961
Харальд II Серая Шкура 961 — 970
Харальд I Синезубый 961 — 986?
Свен I Вилобородый 986? — 995
Олаф I Трюггвасон 995 — 1000
Свен I Вилобородый 1000 — 1014
Олаф II Святой 1015 — 1028

Династия Горма Старого

Имя Время правления
Кнуд Великий 1028 — 1035

Династия Инглингов

Имя Время правления
Магнус I Благородный 1035 — 1047
Харальд III Суровый 1047 — 1066
Олаф III и
Магнус II Харальдссон
1066 — 1069
Олаф III Спокойный 1069 — 1093
Магнус III Босоногий и
Хакон I Воспитанник Торира
1093 — 1094
Магнус III Босоногий 1094 — 1103
Эйстейн I Магнуссон 1103 — 1123
Сигурд I Крестоносец 1103 — 1130
гражданская война 1130—1163
Магнус IV Слепой 1130 — 1135
Харальд IV 1130 — 1136
Сигурд II 1136 — 1155
Инге I Горбун 1136 — 1161
Эйстейн II 1142 — 1157
Хокон II Широкоплечий 1159 — 1162
Магнус V 1161 — 1184
Эйнстейн Девчонка 1176 — 1177
Сверрир Сигурдссон 1177/1184 — 1202
Йон Кувлунг 1188
Инге Магнуссон 1196 — 1202
Хокон III Сверриссон 1202 — 1204
гражданская война между биркебейнерами и баглерами 1204—1217
Гутторм Сигурдссон (король биркебейнеров) 1204 — 1204
Эрлинг Стейнвегг (король баглеров) 1204 — 1207
Инге II Бордарссон (король биркебейнеров) 1205 — 1217
Филипп Симонссон (король баглеров) 1207 — 1217
Хокон IV Хоконссон Старый 1217 — 1263
Скуле Бардссон 1239 — 1240
Магнус VI Хоконсон Лагабётер 1263 — 1280
Эрик II Магнуссон 1280 — 1299
Хокон V Магнуссон 1299 — 1319

Династия Фолькунгов

Имя Время правления
Магнус VII Эрикссон 1319 — 1355
Хокон VI Магнуссон 1355 — 1380

Союз с Данией

  • Олаф IV, или Олаф III как король Дании, 1380—1387

Кальмарская уния

  • Маргарита I, 1387—1389

Династия Грейфов

  • Эрик III Померанский, 1389—1442

Династия Виттельсбахов

  • Кристофер Баварский, 1442—1448

Династия Бондов

  • Карл I Кнутсон, 1449—1450

Уния с Данией

Основная статья: Датско-норвежская уния

Династия Ольденбургов

Имя Время правления
Кристиан I 1450 — 1481
Ганс 1483 — 1513
Кристиан II 1513 — 1523
Фредерик I 1523 — 1533
Кристиан III 1534 — 1559
Фредерик II 1559 — 1588
Кристиан IV 1588 — 1648
Фредерик III 1648 — 1670
Кристиан V 1670 — 1699
Фредерик IV 1699 — 1730
Кристиан VI 1730 — 1746
Фредерик V 1746 — 1766
Кристиан VII 1766 — 1808
Фредерик VI 1808 — 1814

Независимость (1814)

Династия Ольденбургов

Имя Время правления
Кристиан Фредерик 1814

Уния со Швецией

Основная статья: Шведско-норвежская уния

Династия Гольштейн-Готторп

Имя Время правления Замечание
Карл II 1814 — 1818 одновременно Карл XIII, король Швеции

Династия Бернадотов

Имя Время правления Замечание
Карл III Юхан 1818 — 1844 Жан Батист Бернадот, наполеоновский маршал, был усыновлён Карлом XIII, королём Швеции и Норвегии, и стал королём Норвегии (под именем Карла III) и Швеции (под именем Карла XIV)
Оскар I 1844 — 1859 одновременно Оскар I шведский
Карл IV 1859 — 1872 одновременно Карл XV, король Швеции
Оскар II 1872 — 1905 одновременно король шведский

Самостоятельное королевство Норвегия

Династия Глюксбургов

Имя Время правления
Хокон VII 1905 — 1957
Улаф V 1957 — 1991
Харальд V с 1991

Археологи из Норвежского института культурного наследия во главе с Анной Петерсен обнаружили в Тронхейме остатки церкви XI века, бывшей первым центром почитания Олафа Святого — первого христианского короля Норвегии (правил в 1015–1028 годах), при жизни известного как Олаф Толстый, последнего общего святого римско-католической и греко-православной церквей, персонажа нескольких саг и одной скандальной истории, в которой замешаны древнерусский князь Ярослав Мудрый и его жена. Ученые пока не привели подробной аргументации в пользу своей версии, что это та самая церковь, где мощи Олафа покоились после канонизации.

Церковь была деревянная. Сохранились лишь фундамент и каменная платформа с восточной стороны — основание алтаря. Как предполагают археологи, именно на эту платформу поставили гроб с телом Олафа (согласно благочестивым преданиям, нетленным) сразу после канонизации в 1031 году. Построил эту церковь во имя святого Климента сам Олаф незадолго до своей гибели. Она недолго пробыла королевской усыпальницей: уже в конце XI века мощи перенесли в Нидаросский собор (Нидарос — древнее название Тронхейма). В XVI веке часовня над погребением Олафа была разрушена по указанию протестантских властей как объект идолопоклонства, и с тех пор точное местонахождение мощей неизвестно. Предполагается, что они по-прежнему покоятся где-то в соборе.

На месте раскопок в Тронхейме: предположительно, основание церкви святого Климента, ставшей первой усыпальницей для останков короля Олафа, объявленного святым вскоре после его гибели.

Поделиться

Олаф — весьма популярный святой: он считается небесным покровителем и Rex Perpetuus («Вечным королем») Норвегии, покровителем всех путешествующих по Балтийскому морю. Ему посвящены собор в Осло, высоченная церковь в Таллине и единственная сохранившаяся башня Выборгского замка. Культ Олафа широко распространился в северной Европе меньше чем через полвека после его смерти и канонизации: церковный хронист второй половины XI века Адам Бременский сообщает о толпах паломников, стекавшихся в Нидарос поклониться его мощам. До XIV века церковь святого Олафа существовала в Новгороде, где он провел некоторую часть своей бурной жизни (в древнерусских источниках эта церковь называлась «варяжской божницей»). Высшая награда Норвегии с 1847 года — орден святого Олафа. Образ «Вечного короля» — символ норвежской независимости, бывший особенно важным в длительные периоды датского и шведского владычества. Как отмечает Анна Петерсен, «норвежская национальная идентичность в значительной мере основана на культе святого Олафа», так что церковь, бывшая его первой усыпальницей, — находка огромного символического значения.

Большой крест — норвежский королевский Орден святого Олафа высшей степени. Орден был учрежден Оскаром I в 1847 году и включает в себя три степени, две из которых делятся еще на два класса каждая.

Поделиться

Латинское житие Олафа, написанное в XII веке нидаросским епископом Эйстейном Эрлендссоном, скальдические поэмы XI века и саги, записанные в Исландии в XIII веке (в том числе знаменитый «Круг земной» Снорри Стурлусона) создают причудливо противоречивый образ этого короля.

Краткое пребывание Олафа в Новгороде в 1029–1030 годах стало предметом исследования Т.Н. Джаксон в ее книге «Четыре норвежских конунга на Руси» (2000). В отечественной историографии особое внимание традиционно уделяется отношениям Олафа с женой Ярослава Мудрого Ингигердой (в крещении — Ириной), дочерью шведского короля. Есть предположения, что отцом одного из сыновей Ярослава на самом деле был Олаф.

Олаф родился в 995 году. Он происходил из рода Харальда Прекрасноволосого, первого короля Норвегии (872–930). Его отец, правитель Вестфольда (небольшой области на юго-востоке Норвегии), погиб еще до его рождения, и вырастил Олафа отчим, правитель соседнего Рингерике по имени Сигурд Свинья (да, древние скандинавы были большие мастера насчет прозвищ). Впоследствии родной сын Сигурда, Харальд Суровый, также был королем Норвегии.

Начиная с двенадцати лет, Олаф участвовал в походах викингов, воевал и грабил в Дании, Швеции, Эстонии и Англии. В 18 лет он принял крещение в Руане, в Нормандии — области на севере Франции, которой тогда владели выходцы из Скандинавии. Вскоре после этого Олаф вернулся в Норвегию. Страна тогда находилась под властью датского короля Свена Вилобородого. Олаф провозгласил себя королем, победил и изгнал наместника Свена и с 1015 года стал править Норвегией, насаждая христианство. Среди его приближенных был епископ Гримкель, которого Олаф привез из Англии и который считается основателем норвежской церкви.

Одной из забот Олафа как короля Норвегии было улаживание пограничного конфликта со Швецией, которой тогда тоже правил первый христианский монарх и тоже по имени Олаф, а по прозвищу Шётконунг. В знак примирения норвежский король должен был жениться на дочери шведского короля Ингигерде. Однако брак расстроился: Шётконунг предпочел отдать дочь за хольмгардского конунга Ярицлейфа, нам более известного как Ярослав Мудрый. Свадьба состоялась, по-видимому, в 1019 году.

По одной из версий, овдовев в 1054 году, Ингигерда постриглась в монахини под именем Анна. Традиция церковного почитания княгини Анны, погребенной в новгородском Софийском соборе, восходит к XV веку. С этого времени Анна становится небесной покровительницей Великого Новгорода.

Поделиться

Ярослав в это время княжил в Новгороде (древнескандинавское название — Хольмгард) и воевал со своим братом Святополком за киевский престол. Главным союзником Святополка был его тесть Болеслав Храбрый, король Польши. Женитьба на Ингигерде, как полагает Джаксон, должна была обеспечить Ярославу равносильного союзника в лице короля Швеции.

По-видимому, сама Ингигерда отдавала предпочтение Олафу. За ее брак с норвежским королем выступал и ее доверенный советник и родич по материнской линии Рёгнвальд. Этот клубок политических противоречий удалось распутать: Олафу отдали в жены вторую дочь Шётконунга, Астрид, а Рёгнвальд получил от Ярослава в управление Ладогу (по-древнескандинавски — Альдейгьюборг).

Помирившись, норвежский и шведский короли решили воспользоваться отсутствием правителя в Дании (ее король Кнут Великий одновременно царствовал в Англии и именно там предпочитал жить) и напали на нее. В 1026 году Кнут прибыл из Англии с огромным войском. Противостоять ему Олаф оказался не в силах, тем более что своей политикой насильственной христианизации он восстановил против себя многих своих подданных, и в 1029 году вынужден был бежать.

Приют он нашел на Руси. Ярослав к этому времени утвердился в качестве великого князя. Ингигерда и Рёгнвальд по-прежнему симпатизировали Олафу и, по-видимому, выхлопотали беглому норвежскому королю радушный прием.

В Новгороде Олаф провел совсем немного времени — с осени 1029 до весны 1030 года. За это время, если верить житию и сагам, он успел совершить два чуда: исцелил наложением рук некоего мальчика от нарыва в горле, а также «избавил от страданий Вальдамара» (очень краткое сообщение скальда XI века, которое может относиться как к исцелению того же мальчика, так и какому-то другому эпизоду).

Целый ряд древнескандинавских источников (в том числе несколько саг, записанных в Исландии в XIII веке, и «История о древних норвежских королях» Теодорика Монаха XII века) смутно сообщают о «тайной любви» между Олафом и Ингигердой. Согласно одной из саг, Ярослав, надеясь произвести впечатление на Ингигерду, построил для нее роскошные палаты, а она сказала, что ей милее скромный дом, где живет Олаф.

Насколько интимными были отношения Олафа с Ингигердой, неясно. Историк-любитель Сергей Алексашин, весьма смело интерпретируя результаты генетических исследований, проведенных американской коммерческой компанией Family Tree DNA, утверждает, что Олаф, а не Ярослав был отцом Всеволода, которого Ингигерда родила в 1030 году. Всеволод в 1046 году женился на родственнице (вероятно, дочери) византийского императора Константина IX Мономаха, и их сын вошел в русскую историю как Владимир Мономах. По мнению Алексашина, именно «нечистое» происхождение Всеволода стало причиной вражды его потомства — Мономашичей — с другой линией потомков Ярослава — Ольговичами (от имени Олега Святославича, двоюродного брата Владимира Мономаха), расколовшей Киевскую Русь в XII веке. Академические историки не сочли эту версию достойной серьезного обсуждения.

Весной 1030 года, отправляясь отвоевывать Норвегию у наместников Кнута, Олаф оставил на Руси своего сына Магнуса. Теодорик Монах называет его матерью некую наложницу. Олаф собрал в Швеции армию и 29 июля дал бой войску норвежской знати, поддерживавшей Кнута, у городка Стиклестад. В этой битве Олаф и сложил голову.

Сторонники побежденного короля отыскали его тело и погребли его в церкви святого Климента. Согласно житию, вскоре местные жители стали рассказывать о чудесах, связанных с его мощами. Епископ Гримкель, один из сподвижников Олафа, поспешил объявить его святым и принял деятельное участие в организации его культа.

Ярослав после гибели Олафа усыновил Магнуса. На Русь, к Ярославу, бежал и единоутробный брат Олафа Харальд Суровый, сражавшийся с ним бок о бок при Стиклестаде. Впоследствии он со своей дружиной поступил на службу в варяжскую гвардию византийских императоров, принимал самое деятельное участие в дворцовом перевороте, в результате которого был свергнут и погиб император Михаил V Калафат, женился на дочери Ярослава Елизавете.

Поделиться

Магнус, получивший прозвание Добрый, не без помощи Ярослава стал королем Норвегии в 1035 году, а в 1042-м — и Дании. В 1047 году он умер, и норвежский трон достался Харальду Суровому. Впоследствии, в 1066 году, Харальд наперегонки с Вильгельмом Нормандским пытался завоевать Англию, но погиб в битве при Стамфорд-Бридже. С его гибелью, согласно традиционной периодизации, закончилась «эпоха викингов».

И Магнус, и Харальд всячески способствовали распространению культа Олафа Святого. Нидаросский собор как главную святыню Норвегии и усыпальницу «Вечного короля» начал строить король Олаф Тихий (1067–1093), а закончилось строительство лишь в 1300 году. Канонизацию Олафа Святого признал в 1164 году папа римский Александр III.

Так Нидаросский собор в Тронхейме, где покоятся останки Олафа Святого, выглядел в конце XIX века, после начала масштабной реконструкции, завершившейся лишь в 2001 году.

Norsk Folkemuseum

Поделиться

В норвежской историографии и народной памяти сосуществуют два образа Олафа. Один — благочестивый государь Олаф Святой, креститель и заступник народа, «Вечный король». Другой — суровый викинг Олаф Толстый, головорез и грабитель, для которого распространение христианства было способом утвердить собственную власть. Он во многом напоминает противоречивый образ древнерусского князя Владимира — одновременно равноапостольного Владимира Святого и былинного Владимира Красна Солнышка.

Артем Ефимов