Святой онуфрий великий

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся преподобному Онуфрию Великому

Онуфрий Великий, живший в IV в., прославился как египетский пустынник, один из наиболее строгих подвижников. В полном одиночестве святой жил в вертепе (пещере), ведя аскетическую жизнь, претерпевая дневной зной и ночной холод, другие трудности, страдания и лишения. Так прошло 60 лет. Онуфрий оброс длинными волосами, заменявшими ему одежду; его борода касалась земли. По преданию, к Онуфрию являлся Ангел со Святыми Дарами и причащал его. Незадолго до смерти Онуфрия его посетил старец Пафнутий, которому преподобный рассказал о своей жизни. Благословив Пафнутия, отшельник приступил к молитве, во время которой он и скончался (ок. 400 г.).
Преподобный Онуфрий Великий особо почитается как защитник от скоропостижной (внезапной) смерти. Ему молятся также об утешении скорбящих, исцелении больных, о помощи всем трудящимся и изнемогающим, а также тем, кто борется с греховными страстями и прилогами, о защите от врагов видимых и невидимых и всякого зла. Великого подвижника просят также об укреплении в Православной вере, о помощи в спасении души, вразумлении и просвещении всех, кто страдает маловерием или неверием.
Молитва преподобному Онуфрию Великому

О пречудне и преблаженне угодниче Христов и авво наш, Онуфрие Великий! Ты дивную любовь ко Господу твоему показал еси, и на дивныя подвиги благодатию Его укрепился еси, и сего ради велия дерзновения к Нему сподобился еси: многа бо чудеса и знамения силы Божия людем о тебе явишася. Воззри убо и ныне, отче предивный, благосердым оком любве твоея на ны недостойныя рабы, и даруй всем по коегождо потребе, по вере же и упованию: скорбящия обрадуй, плачущия утеши, недугующия исцели, труждающимся помози, борющияся со страстьми и прилоги вражиими укрепи и благослови, изнемогающия поддержи, обитель твою и всех нас от враг видимых и от всякого зла сохрани. Возвеличи веру святую Православную во отечествии нашем, обрати заблуждшия, вразуми отпадшия, утверди колеблющияся, умягчи упорствующия, просвети неверныя, и вся приведи в тихое пристанище Отечествия Небеснаго. О предивное слово монашествующих и всех верных утешение! Славными подвиги твоими и сладким лицезрением чудотворнаго образа твоего и нас озари и на всяк подвиг, труд и терпение укрепи во славу Имени Божия, да спасеннии сподобимся с тобою и всеми святыми Вечнаго и Преблагословеннаго Царствия славы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Южная и Северная Фиваиды

1. Южная Фиваида (Египет)

Египет является родиной монашества, именно отсюда оно распространилось по другим частям света, включая Грецию (Афон) и Византию, откуда пришло на Русь. Под Южной Фиваидой подразумевают монастыри, расположенные в двух египетских пустынях – Фиванской и Нитрийской, где зародилось монашество в III–IV вв.

Фиванская пустыня (Восточная пустыня) – два монастыря:

  1. Монастырь Антония Великого (Deir el Qiddis Antun)
  2. Монастырь Павла Фивейского (Deir el Qiddis Bulus)

Нитрийская пустынь, по-арабски Вади Натрун (Wadi Natrun) – небольшой оазис посреди пустыни на полпути из Каира в Александрию. Здесь расположены 4 самых знаменитых монастыря коптов (египетских христиан) IV века:

  1. Монастырь сирийцев (Дейр Эс Сурин, Deir es-Suryan)
  2. Монастырь Святого Псоя (Анба Бешой, Deir Amba Bshoi)
  3. Монастырь Макария Египетского (Дейр Абу Макар, Deir Abu Makar)
  4. Монастырь римлян (Аль Баромос, Deir al-Baramus)

В 320-е или 330-е гг. Аммон Египетский основал колонию отшельников в Нитрийской пустыне, в 40 км к югу от Александрии. Вскоре она оказалась перенаселенной, и Аммон, выбрав место вместе с Антонием Великим, основывает (не позднее начала 330-х гг.) еще одну колонию отшельников на 18 км южнее, получившую название Келлиа (см. Приложение к работе «Великий Карл»).

На арабском, слово «Натрун» означает «Натрий» и первоначально относилось к природной соде, а слово «Вади» означает долина. Натрий (Na) участвует в минеральном обмене всех живых организмов, его атомный номер 11, атомная масса 22,98977. Причина, по которой эта местность называется долиной, заключается в том, будучи плоской, она окружена 10 озерами. Вода приходит в основном с дождями. Район богат солью и натрием (содой), которые древние египтяне использовали для мумификации. Римляне добывали здесь кварц для стекла. Во время британской оккупации была построена система железных дорог для перевозки соли из долины в Каир.

Святое семейство во время своего бегства из Иудеи жило в Нижнем Египте и проходило через Вади-Натрун (см. «Незнакомый Египет»), который впоследствии превратился в важнейший центр коптского монашества. В Нитрии (Вади-Натрун) в конце IV века жило до 5000 иноков, 600 монахов в кельях, плюс в Скиту. Все они собирались во храм по субботам и воскресеньям на литургию. Упадок Нитрии произошел, скорее всего, во второй половине VII века. Вплоть до XI века христиане составляли большинство населения Египта.

Первые христиане-отшельники (анахореты) появились в Египте в IV веке. Основными районами, где развивалось монашество были:

• В Нижнем (Северном) Египте – Нитрийская пустыня (гора), а также рядом находящиеся пустыни Келлиа и Скит.

• В Среднем Египте – Тавенский остров на реке Нил.

• В Верхнем (Южном) Египте – Фиваида, получившая название от города Фивы (~ современные Луксор).

В Египте сложились те три формы монашества (иночества), которые сохранились и по сей день:

  1. Общежительное монашество (киновия), иноки живут в монастыре под началом игумена, подчиняясь единым правилам (уставу), исполняя различные послушания.
  2. Отшельничество (анахоретство), анахореты спасаются в одиночестве.
  3. Скитничество, обычно характеризуется как средняя форма подвижничества между вышеуказанными общежитием и уединенным отшельничеством.

Быстро развиваясь в Египте, монашество отсюда распространялось по всей Римской империи (частью которой он уже был к тому времени) и за ее пределами.

Развитие египетского монашества в лицах, в хронологическом порядке:

• Павел Фивейский (228 – 341) и Антоний Великий (ок. 250 – 356) положили начало монашеской жизни в Фиваиде.

• Пахомий Великий (ок. 295 – 348) основал монастыри в Верхнем Египте (Тавенский остров Нила и Фиваида), дает им определенный устав (он лег в основу всех будущих монашеских уставов).

• Аммоний (? – ок. 350) считается основателем монашества в Нитрийской и Келлийской пустынях.

• Макарий Египетский (ок. 301 – ок. 390) основал монашескую жизнь в пустыне Скит.

В VI веке Египет захватывают арабы – мусульмане и вследствие гонений с их стороны, центр монашества перемещается сначала в Византию (Константинополь), а немного позже – на Афон (Греция), выходец которого Антоний Печерский стал отцом русского монашества, основав в Киеве в XI веке знаменитый Киево-Печерский монастырь общежительного типа (ныне – Лавра).

Карта расположения египетских монастырей

Вид с горы, где располагалась
пещера Антония Великого.
Монастырь Антония Великого в
Фиванской пустыне, у горы, где
располагалась пещера
этого отшельника

2. Северная Фиваида (Вологодчина)

Под Северной Фиваидой подразумевается Вологодская область, самыми известными сохранившимися монастырями которой являются:

Русское монашество достигло пика в XIV веке в суровых лесах Вологодской области, которую стали называть Северная Фиваида в память о Египетской Южной Фиваиде, где зародилось монашество как духовное движение. Вологодская область дала России больше всего христианских святых и подвижников аскетизма.

Таким образом, в словосочетании «Северная Фиваида» соединились выжженные Солнцем пески фиванской пустыни в Египте, где подвизались первые христианские отшельники, и холодные леса, озера и реки российского Заволжья (Вологодчины), ставшие спустя тысячу лет местом повторения такого же аскетического подвига русскими подвижниками XIV-XVI вв., искавшими божьей благодати и спасения души в одиночестве. Здесь, в безмолвии монастырских келий, созидался духовный идеал Руси.

Вологодский край, известный своими знаменитыми монастырями и подвижниками был излюбленным местом богомолья русских царей, особенной Ивана Грозного, который собирался стать монахом Кирилло-Белозерского монастыря.

3. Макарий Великий и Нил Сорский

Макарий Великий
Фреска церкви Спаса
на Ильине
г. Великий Новгород,
XIV век, Феофан Грек

Церковь Спаса на Ильине
с фресками Феофана Грека,
включая фреску слева
г. Великий Новгород, XIV век

Макарий Великий (Египетский) был один из отцов Египетской пустыни IV века, называемых еще святыми отцами, проведший в ней 60 лет, за святость и мудрость названный Великим.

Макарий родился в Египте в 301 году в районе Фив (современный Луксор). По настоянию родителей женился, но ранняя смерть жены обратила его мысли к Богу. После смерти родителей, раздал оставшееся имение на их поминовение, а сам, найдя недалеко от селения старца-инока, пошел под его духовное руководство. Позднее Макарий переселился на Нитрийскую гору к отцу монашества Антонию Великому (251 – 356 гг.) и стал его учеником. Проведя с ним годы, Макарий, по его благословению удалился в пустыню Скит, где в еще более строгом уединении со своими учениками, стал основателем отшельничества, просияв здесь великими подвигами.

В то время Скит была дикая, песчаная пустыня, где изредка лишь встречались ключи с едва подходящей для питья водой. Сюда не было и проложенной дороги (как сейчас), поэтому, монахи шли по звездам.

Когда в 356 году умер Антоний Великий, Макарий, имевший дар чудотворений и пророчества, получил в наследство его посох в форме Тау – креста – символ духовной силы и власти (см. Приложение к работе «Великий Карл»).

В богословии Макарий разрабатывал, главным образом, учение о благодати Божьей, спасающей человека – это основной предмет его наставлений, а высшее благо и цель человека – соединение души с Богом. Макарий Великий – автор 50 бесед и 7 подвижнических слов, где показывает необходимость благодати Божьей, указывает на средства к ее приобретению, изображает ее действия и утверждает, что цель христианина – соединение с Богом через Любовь.

Произвольную нищету и нестяжательство Макарий почитал для инока выше всего. Два раза Макарий заставал в своей кельи воров, и не только не задерживал их, но и сам, как бы посторонний, помогал им выносить вещи из своей кельи.

Согласно Житию, незадолго до кончины (ок. 390 г.) Макарию во сне явился основоположник отшельнической жизни Антоний Великий и основатель общежительного монашества Пахомий Великий, сообщившие весть о переходе его в небесную обитель на 9-й день после их явления.

Идеи египетского отшельничества, а еще точнее – скитничества, созданные в Египте в IV веке Макарием Великим, на Руси развил в XV веке Нил Сорский – глава русского нестяжательства, поборник аскетизма и родоначальник русского скитничества. Нил Сорский был пострижеником знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, а затем странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с исихазмом имевшим некоторое сходство с методами йоги (наклонная сидячая поза, регулировка дыхания и движения крови, последовательное недоверие к самопроизвольным «помыслам», практика так называемой молитвы Иисусовой, предполагающая сосредоточенное повторение одной и той же фразы несколько тысяч раз подряд, и т. п.). Это учение было создано египетскими и синайскими аскетами IV-VII вв. (Макарий Египетский, Иоанн Лествичник и др.).

В своих сочинениях Нил Сорский требовал сосредоточения верующего на своём внутреннем мире, личного переживания веры как непосредственного единения верующего с Богом. От монахов он требовал участия в производительном труде, выступал за реформу монашества на началах скитской жизни.

На соборе 1503 года Нил Сорский защищал политику великокняжеской власти, направленную на секуляризацию церковных монастырских земель, он настаивал, чтоб ”у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормились бы рукоделием”. Жизнь подвижников вдвоем или втроем при совместном труде и послушании Нил называл царским, золотым путем, предпочитая его другим формам монашеской жизни. В составленном им «Уставе скитского жития» или «Предании о жительстве скитском» Нил Сорский описал внутреннюю борьбу со страстями по учению Святых Отцов (Отцов Египетской пустыни).

Нило-Сорская пустынь начало ХХ века

Нил Сорский основал в середине XV века, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, пустынь на реке Сора, в которой впервые за всю историю Руси ввел скитский устав, по аналогии с монастырями в египетской пустыни Скит IV века. Природные условия того места, которое выбрал Нил Сорский для своей пустыни в Вологодской области, по своей тяжести вполне соответствовали Египетской пустыне Скит.

Иван Грозный – единственный из русских правителей, кто был в Нило-Сорской обители на богомолье и даже хотел построить в ней каменную церковь, но Нил Сорский явился к нему во сне и запретил это делать, оставаясь нестяжателем даже после смерти.

4. Пустыня Скит

Монастырь Макария Великого
в бывшей пустыне Скит
(сегодня более известной как
Вади-Натрун или Нитрийская).

В Скитской пустыне поселялись самые строгие отшельники. Из всех пустынь Египта в Скиту были самые тяжелые условия для жизни. Паломник, посетивший Египет в IV в., пишет о Скитской пустыне как об ужасно болотном месте с плохой водой, с множеством мошкары и комаров. Место с аналогичными условиями выбрал в XIV веке Нил Сорский для своего скита в Вологодской области.

Пустыня Скит (Scete) расположена в 90 км на северо-запад от Каира (в сторону Александрии) и является одной из основных христианских достопримечательностей Египта. Начало монашества в этой местности возводят к Макарию Великому, с которым христианство пришло в Скитскую пустыню, где в середине IV века впервые появилась новая, созданная Макарием Великим, форма монашеской жизни – скитская (житие двух-трех братий в одной ограде).

Вокруг Макария Египетского в Скитской пустыне сформировалась первая монашеская многонациональная община (египтяне, греки, эфиопы, армяне, нубийцы, палестинцы, итальянцы, галлы и др.). Макарий Египетский и его ученики из разных стран вели суровый образ жизни. О жизни и подвигах скитских старцев повествует Скитский патерик. К концу IV века в Скиту было уже четыре монастыря (т. е. четыре центра, где имелась церковь).

После вторжения арабов в VII веке, монахам было разрешено продолжать свои религиозные обряды и эта территория стала официальной резиденцией Коптского патриарха. Даже сейчас патриарха избирают из монахов этой пустыни. Коптский монах должен ждать 10 лет, чтобы стать отшельником. После этого он испрашивает разрешения на пещеру в этом районе или роет ее сам. Копты сохранили и несут эту традицию через века.

Население Скитской пустыни было истреблено двумя волнами чумы, пронесшейся через Ближний Восток и Европу в XIV веке, и больше не восстановилось, в это же время на Руси начинался небывалый духовный подъем, ученики Сергия Радонежского и подвижники православия основывали в глухих лесах десятки монастырей, позднее ставшие центрами просвещения по всей стране.

Преподобный Онуфрий Великий

Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришёл в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем».
Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыни, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их жизни и подвигах. Поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои; и что всякий, чтущий память мою, каким бы то ни было образом удостоится Божиего благословения. Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».
Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло, как солнце, и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Преподобный Пафнутий был сильно опечален тем, что под руками у него не было орудий для ископания могилы, а почва была каменистая. Но вот прибегают два льва и когтями своими в один момент приготовляют могилу в том месте, которое Пафнутий, снявши с себя власяницу и обвив ею тело преподобного Онуфрия, предназначил для погребения почившего. Тогда Пафнутий предал оное с молитвою земле; могилу же засыпали львы и затем удалились. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры преподобного Онуфрия, но последняя обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Пафнутий, таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал.

ЖИТИЕ и чудеса ПРЕПОДОБНАГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО. Празднование 12 / 25 июня Преподобный Онуфрий Великий был одним из тех славных пустыножителей, укрывшихся в дикой живописной Фиваидской пустыни, что в Египте, которые в IV веке, во времена императоров Констанция и Валента, пламенною молитвою, постом и покаянием защищали святую веру христианскую, гонимую еретиками-арианами. Преподобный Онуфрий родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но ещё до рождения святого Онуфрия к его отцу пришёл однажды демон под видом странника и сказал: «Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорождённого в огонь. И, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым». Отец не уразумел коварства вражьего и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорождённое дитя в огонь. Совершилось чудо: ребёнок протянул руки к небу, как бы моля создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог. Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыни к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперёд, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря близ города Гермополя. Игумен, извещённый об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушёл и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трёхлетнего возраста. `Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб… Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всём игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошёл в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнёс его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрие. В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушёл в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь святой Онуфрий нашёл дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил а полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда, и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет он питался от финиковой пальмы, выросшей, по милости Божией, около его пещеры, имевшей двенадцать ветвей, которые поочерёдно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В течение всех шестидесяти лет Ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн. Повествователь житий многих пустынножителей преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным Промыслом, пришёл к пещере, где жил преподобный Онуфрий, то сильно испугался, увидев преподобного, обросшего белыми волнистыми волосами. Преподобный Пафнутий хотел бежать, но преподобный Онуфрий остановил его словами: «Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же грешный человек, как и ты». Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа. Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришёл в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем». Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыни, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их жизни и подвигах Поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои; и что всякий, чтущий память мою, каким бы то ни было образом удостоится Божиего благословения. Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».

Преподобный Онуфрий Великий (Память 12/25 июня)

Преподобный Онуфрий Великий

Преподобный Онуфрий Великий родился около 320 года в Персии (междуречье Тигра и Евфрата, ныне — Ирак и Сирия). Своё житие преподобный поведал за день до своей кончины преподобию Пафнутию — автору жизнеописаний многих подвижников древней Фиваиды (Египет), вошедших в состав Лавсаика (древнего Египетского патерика).

Как пишет преподобный Пафнутий, он долгое время скитался по пустыне в поисках старца, способного своим примером научить его пустынножительству. Однажды он увидел у подножия пустынной горы человека весьма страшного видом — он имел длинную почти до земли бороду и был весь с ног до головы покрыт волосами. Волосы на голове и бороде были совершенно седыми от старости и покрывали его тело словно некая одежда. Этим человеком и был св. Онуфрий Великий (именно так по традиции он и изображается на иконах). Святой сам обратился к преп. Пафнутию: «Подойди ко мне, человек Божий! Я такой же человек как и ты, живу в этой пустыне 60 лет, скитаясь по горам, и не видел ранее здесь ни одного человека». Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа. Преподобный Пафнутий стал упрашивать пустынника рассказать ему для пользы душевной о своём житии.

Преподобный поведал, что с детских лет он подвизался в общежительном монастыре Эрити вблизи Гермиполя (Египет), но уже в юном возрасте он ушёл в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда святой Онуфрий тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Однажды святой Онуфрий нашёл в пустыне опытного старца, который принял его и научил многим правилам пустынножительства. Когда же преподобный усвоил эту науку, старец отвёл его в иную пещеру, находившуюся на расстоянии 4 дней пути, и там оставил его в полном одиночестве на долгие десятилетия. Впрочем, ежегодно он навещал ученика до дня своей кончины.

Через несколько лет старец преставился, и святой Онуфрий без малого 60 лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и испытаний пришлось претерпеть святой Онуфрию за это время. Его одежда полностью истлела, и он постоянно страдал от зноя и холода, но Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Первые 30 лет он питался скудной пустынной растительностью и пил одну лишь небесную росу, скапливавшуюся на его теле холодными пустынными ночами. Но Господь укрепил его, и Ангел небесный ежедневно заботился о нём, принося хлеб и воду. Последние 30 лет Господь ещё более утешил святой Онуфрия в его подвигах, израстив неподалёку от его пещерки финиковую пальму, имевшую двенадцать ветвей, каждая из которых плодоносила в свой черёд года, а подле самой пещеры чудесно объявился водный источник.

Преподобный Пафнутий долго расспрашивал старца ради своей пользы душевной о его житии пустыннических подвигах. Утомлённый, он даже не смел напомнить старцу о пищи телесной, но вдруг неизвестно кем посреди пещеры был поставлен хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и умилялись псалмопением.

На другой день общения с преподобным Пафнутием святой Онуфрий сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем». Преподобный Пафнутий стал просить его, чтобы ему позволено было остаться жить на месте подвижнических трудов преподобного Онуфрия, но тот не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их житии и подвигах. Поэтому возвратись к своей братии и поведай».

Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло как солнце, и пещера наполнилась благоуханием, послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Тогда преподобный Пафнутий снял с себя власяницу и, обвив ею тело святого Онуфрия, предал его погребению. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры святого Онуфрия, но пещера неожиданно обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Преподобный Пафнутий таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал.

Вскоре после этого, благочестивые иноки составили описание жития преподобного Онуфрия, разослали его по всему Египту и Востоку, прославляя святую жизнь этого великого пустынножителя.

Сохранилось предание, отразившееся в ином письменном источнике, что когда отроку-Онуфрию было всего семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Тогда святой Онуфрий по своему обыкновению подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Сыном на руках и в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я, но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб. Однажды ключарь заметил это и сообщил обо всём игумену. Игумен приказал на следующий день не давать Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошёл в храм, стал на колени, обращаясь к Богомладенцу на иконе, и сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что отрок-Онуфрий едва донёс его к игумену. Тогда игумен с братиею прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрии. Таким образом проявилось будущее дерзновение преподобного пустынника ко Господу. Пребывая впоследствии 60 лет в полном уединении, преподобный Онуфрий и в пустыне сподоблялся Хлеба Небесного из рук Того самого Предвечного Богомладенца, что и в детстве насытил его хлебом, и в старости посещал пустынника, причащая Святых Таин в совершенном одиночестве.