Святой великомученик мина

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся великомученику Мине

Великомученик Мина, по происхождению египтянин, был воином и служил в г. Котуане во времена царствования римских императоров Диоклетиана и Максимиана (совместно правили в 284–305 гг.). Когда они начали жесточайшее гонение на христиан, Мина не пожелал участвовать в этом, оставил военную службу и удалился в горную местность. Там он подвизался в посте и молитве, служа день и ночь Истинному Богу. Однажды во время языческого праздника Мина пришел в Котуан и при большом стечении народа стал дерзновенно проповедовать веру во Христа, обличая язычников в их заблуждениях. На суде у правителя Пирра святой исповедал Единого Истинного Бога и отказался принести жертву языческим идолам. По приказу правителя Мину подвергли жесточайшим мучениям, а затем обезглавили (по основной версии – в 304 г.).
Святой Мина прославился многими посмертными чудесами, преимущественно исцелениями болящих (особенно страдающих глазными болезнями, хромых и немых), и даже воскрешением умерших. Известны также случаи, когда он защищал верующих от насилия и других грозящих им опасностей, помогал в отыскании пропавших вещей и даже людей. Кроме того, великомученику молятся о помощи и утешении в скорбях, даровании памяти о грехах, об избавлении от бед и мирских тревог.

Молитва великомученику Мине

О страстотерпче святый, мучениче Мино! Взирающе на икону твою и поминающе цельбы, тобою подаваемыя всем, с верою и благоговением к тебе притекающим, припадаем ти, преклоньше колена сердец наших, от всея души нашея молим тя, буди нам ходатай пред Господом и Спасом нашим Иисусом Христом о немощех наших, укрепляй и утешай нас в скорбех наших, даруя нам память о гресех наших, помогай в напастех и треволнениих мира сего и во всех бедах, в сей юдоли плачевней нас постигающих. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2017 (книга готовится к печати).

▪ Православная книга почтой


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=Posts_Elitsy

dralexmd

Как-то давно у меня уже была заметка с короткими историями, как малоизвестный в народе святой великомученик Мина , моментально помогает при нахождении утерянных или украденных вещах . В Молдавии, он все-таки имеет определенную известность, и становится, скажем так, востребованным, как «скорая помощь» при «пожарных случаях» — когда прибегает в храм кто-то в слезах «Меня обокрали! Помогите! На какие службы записки подавать?» — ему обязательно указывают на Св.Мину. Ну, хоть тогда вспоминают о Церкви.

Есть какой-то неведомый мне смысл, почему вдруг, по случаю удивительного рассказа, который мне прислали о Св.Мине, пишется эта заметка, хотя день Св.Мины отмечается 24/11 (11/11 ст.с.). Всю неделю мать что-то упорно одно за другим искала и не находила, все донимала меня, а ей нудно повторял: «Святой великомученик Мина. Святой великомученик Мина». Главное, чтобы человек привыкал (до автоматизма) прибегать сразу за помощью к Богу, Богородице и святым — это наша самая скорая, и самая надежная, самая первая «скорая помощь».
Мне Св.Мина постоянно помогает и просто моментально. Иногда достаточно задуматься и мысленно вспомнить Св.Мину, как пропажа тут же находится — хоть иголку в стоге сена ищи — зрение обострится именно на нужной точке, или вдруг придет помысел, где ты эту «иголку» воткнул. Все ограничивается лишь каждый раз внутренними терзаниями — «стоит или не стоит в данном случае, по этой мелочи, беспокоить Св.Мина — как-то неудобно уж». Но он слышит каждый раз. Вообще заметил, что святые очень помогают тем, кто их прославляет и популяризирует, особенно малоизвестные святые. Так что это весьма выгодно, как говорил покойный о.Даниил Сысоев, что христиане вовсе не альтруисты, а у них самая что не наесть, скажем так, «небесная выгода» Небесный банк — самые выгодные вложения. Кормите душу Небом»].
Как-то помню, в одном из монастырей, поехал иеромонах встречать своего отца. Приехали. На отце (родитель) нет лица.
— Что такое?
— Где-то потерял паспорт. Обыскались здесь в монастыре и объехали дорогу туда-сюда несколько раз. Нет нигде.
— Да, проблема. Так помолитесь Св.Мине.
Как только сказал, отец вдруг говорит:
— Все! Знаю, где может быть. Срочно в машину.
Уехал, вернулся через минут 20 радостный с паспортом — нашел на трассе, где выходил из маршрутки — когда доставал деньги, там и выпал.
Вот Св.Мина часто именно так и помогает — достаточно лишь вспомнить о нем, как тут же приходит верный помысел. Видать очень Богу угодил, сей славный воин, как и Св.Антипа, который скорый помощник в зубной боли, что бы там не говорили особо образованные академики и протодиаконы с профессорскими званиями и дипломами богословов, которые пытаются живую веру обрубить по портретной рамочке.
Как говорили слепому иеромонаху Феофилу Параяну, известному в Румынии проповеднику — «у тебя отче знания, как у академика, а вера, как у простолюдина», настолько у него была горячая и не зашоренная вера, когда он говорил — аж до слез пробивало, до самого сердца, и видно было, что слепой проповедник Бога знал и видел сердцем. Многим глаза мешают видеть Бога, в истинном свете. Теперь уже дух жидовствующих витает и превалирует повсюду, но это так уж, к слову.
И вот пришел мне удивительный рассказ от все той же сестры, от которой уже было несколько историй, к примеру про случай с книгой о.Даниила Сысоева, и рассказом о том, как песня Богородице отгоняет бесов : Сказ о том, как Бог дает инструкции для бессметрных. о.Даниил Сысоев; Покров Божией Матери : Песни Богородице изгоняют бесов. Матерь Небесная] (имена уже стараюсь не называть, т.к. времена настали темные). На этот раз она рассказала, как Св.Мина помог в критической ситуации найти очень важный документ.

ристалище

Слово дня 03 ноября 2006.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. риста́лище риста́лища
Р. риста́лища риста́лищ
Д. риста́лищу риста́лищам
В. риста́лище риста́лища
Тв. риста́лищем риста́лищами
Пр. риста́лище риста́лищах

рис-та́-ли-ще

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 4a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рист-; суффиксы: -ал-ищ; окончание: -е.

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. истор. место, площадь для конных, рыцарских или иных состязаний, боевых упражнений или представлений ◆ Между тем как это происходило на одном конце ристалища, ко фронту отдыхающей роты подъехал всадник среднего роста, но атлетического сложения; он был в кольчуге, в шлеме, в полном боевом вооружении; за ним следом тянулось пять нукеров. А. А. Бестужев-Марлинский, «Аммалат-бек», 1831 г. ◆ На конское ристалище намедни я смотрел. Н. А. Некрасов
  2. истор. конные, рыцарские или иные состязания, проводимые на специальной площади, обширном пространстве ◆ Что же до увеселений Персиян, то высшее сословие развлекается охотою, ристалищами на лошадях, стрельбою в даль, танцовщицами и прогулками в загородных садах. Н. Т. Муравьёв, «Письма русского из Персии», 1844) г.
  3. перен. высок. жаркое обсуждение какого-либо вопроса ◆ Продолжая рассказ о наших хождениях по петербургским политическим ристалищам, перейдем теперь к слышанным нами ораторам кадетской партии. Иван Куторга, «Ораторы и массы», 1940-1941 г.
  4. перен. книжн. то же, что поприще; область, сфера или место деятельности чего-либо ◆ Нечто вроде принципа относительности на житейском ристалище представилось ему, но, окончательно запутавшись, он бросил и эти сближения. Игорь Сухих, «Живаго жизнь: стихи и стихии // «Звезда»», 2001 г. ◆ Вот к чему ведёт суетность мирская. Вы, по-видимому, привыкли к лицам, на которых играет улыбка, к истинным ристалищам лжи. Стендаль, «Красное и чёрное»

Синонимы

  1. ипподром, поприще
  2. скачки, ристание
  3. прение, полемика
  4. поприще

Антонимы

Гиперонимы

  1. площадь, арена
  2. состязание, соревнование
  3. дискуссия
  4. область, сфера

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: ристатель, ристала, ристанье, растанье
  • прилагательные: ристательный, ристалищный
  • глаголы: ристать

Этимология

От гл. ристать, далее из праслав. *rьstьjǫ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. ристати, риштѫ (περιτρέχειν, Супр.), др.-русск. ристати, ри́щу «бегать, быстро ходить; скакать, прыгать», русск. риста́ть «бежать, скакать» (риста́ю, рищу́), риста́лище «место для состязаний в беге, скачек», укр. ристь «рысь». Связано чередованием гласных с польск. rześcią «рысью». Родственно лит. rìstas «быстрый, проворный», лит. risčià «рысью», лит. raĩstas «время течки», латышск. riests – то же, далее пытаются сближать с готск. urreisan «подниматься», ср.-в.-нем. rîsan «падать, подниматься», ср.-в.-нем. rîsch «проворный, быстрый». Наряду с *reist- : *rist- существует *risk-: латышск. riksis «рысь», *rizg-: латышск. rizgа «ребенок-непоседа» (см. ры́скать). Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.

Перевод

место, площадь для конных состязаний

  • Английскийen: stadium, hippodrome
  • Испанскийes: palestra ж., liza ж.
  • Немецкийde: Hippodrom ср. -s, -e, Reitbahn ж. =, -en; Arena ж. =, -s, Kampfplatz м. -es, -plätze
  • Французскийfr: lice
  • Шведскийsv: rännarbana (sv) общ.

Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:

  • произношении
  • этимологии

(См. Общепринятые правила).

(у греков ίππόδρομος, у римлян circus) — место конных состязаний верхом и на колесницах: см. Гипподром. Известнейшим гипподромом в Греции был олимпийский. В Риме был Circus Maximus, существовавший, по преданию, еще при Ромуле, который в Мурципийской долине, между Авентинским и Палатинским холмами, учредил игры в честь Конса. Длинная, ровная площадь долины служила Р., покрытые травой склоны холма — местами для зрителей, пока не была возведена архитектурная постройка цирка. Тарквиний Гордый, по преданию, устроил деревянные места (fori) для публики, не раз горевшие и реставрировавшиеся. Юлий Цезарь устроил каменные сиденья в нижних ярусах. Август пристроил из мрамора императорскую ложу (pulvinar) и поставил обелиск, который в настоящее время стоит на Piazza del Popolo. Со времен Клавдия цирк, вмещавший раньше до 150 тыс. человек зрителей, был рассчитан на 250 тыс. человек. Следующие императоры реставрировали части здания, добавляя мраморные ярусы сидений и украшая цирк мрамором, золотом и мозаикой; при Константине это было одно из роскошнейших зданий Рима, заключавшее в себе 385 тыс. мест для зрителей. Общая длина здания составляла не менее 2000 футов, ширина — не менее 600 футов. Мраморные сиденья держались на сводах и быках, из ряда которых образовывался этаж здания. Вдоль Р. устраивалась низкая стена или возвышенная площадка (spina) из мрамора, служившая раздельной линией Р. На ней ставились статуи и орнаментальные предметы вроде обелисков, алтарей, трофеев и пр. На обоих концах spina приспособлялись два возвышения, из которых каждое имело по 7 мраморных яиц. После каждого сделанного круга (curriculum) одно яйцо снималось. Вместо яиц употребляли для этой цели также фигурки дельфинов. Кроме Circus Maximus, в Риме были еще Circus Flaminius на Марсовом поле, Circus Caligulae et Neronis в садах Агриппины, у подножия Ватиканского холма, Circus Hadriani на Campus Vaticanus, Circus Maxentii на Via Appia, Circus Sallustii. Об устройстве цирковых состязаний см. Цирк.

Церковь Святого Великомученика Мины

Храм
Церковь Мины Мученика
Церковь Святого великомученика Мины

Церковь Мины в Старой Руссе

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 531510377000006 (ЕГРОКН)
Страна Россия
Город Старая Русса, Георгиевская ул., 44
Конфессия православная
Тип здания храм
Первое упоминание 1497/1498
Дата упразднения 1937 год
Реликвии и святыни Храмовой образ святого мученика Мины в чудесах
Статус охраняется государством
Состояние реставрируется
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Святого великомученика Мины — ныне недействующий православный храм в Старой Руссе.

История

Церковь во имя святого мученика Мины расположена в южной части Старой Руссы, вдали от центра, на пересечении Георгиевской улицы и Писательского переулка. По соседству находятся Георгиевская церковь и Дом-музей Ф. М. Достоевского. Относится к типу четырёхстолпных, одноглавых, одноапсидных храмов с подцерковьем.

Дата строительства

Точная дата строительства храма неизвестна, так как памятник не имеет летописной датировки. Самое первое упоминание — в писцовой книге Шелонской пятины 1497/1498. Долгое время авторы, писавшие об истории Старой Руссы, указывали на древность церкви, не пытаясь установить точное время строительства. В 1885 году краевед М. И. Полянский пишет в своей книге «Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда»: «… и по способу кладки стен можно заключить, что Мининская церковь самая древнейшая в г. Старая Русса». Священник В. Пылаев подтверждает: «Многие считают её древнейшею в Старой Руссе. Правда, стены её говорят о древнем происхождении, но какая из церквей самая древняя, трудно решить, пока какие-нибудь новые открытия не осветят этого вопроса. Одно можно сказать, что она существовала еще до смутного времени, и начало её теряется в глубине столетий.» Современные историки и архитекторы также не могли точно указать дату строительства. В 1944 году ленинградский архитектор С. Е. Бровцев писал: «Церковь Мины — древнейший памятник архитектуры Руссы — очень напоминает новгородскую Нередицу и другие подобные храмы XII века. Правда, датирование церкви Мины XII века очень трудно. Вероятно, всё-таки, это более поздний памятник.» Л. Г. Дробышевский относил памятник к XIII веку. Краевед И. Н. Вязинин указывает даты «XIV век», а в более поздних изданиях — «не позднее XV века».

В послевоенном официальном Списке памятников архитектуры Новгородской области (1945—1946) церковь Мины датируется 1371 годом. В 1939 году директор Новгородских музеев А. А. Строков на основании натурного обследования отнёс время строительства храма к XV веку. И. В. Антипов, который провёл археологическое исследование кладки в 2002 году, делает вывод: «… совокупность технико-технологического, типологического и стилистического критериев даёт нам возможность датировать церковь св. Мины 1410—1430-ми гг., с большей долей вероятности можно считать, что церковь появилась во второй половине 10-х—20-х гг. XV в.». Также в результате раскопок стало известно, что каменному храму предшествовали два деревянных, которые были уничтожены пожарами.. В. А. Ядрышников предполагает, что первая церковь была поставлена в Русе в конце 1370-х. После того, как её уничтожил пожар, на рубеже XIV—XV веков была срублена новая, а уже в конце 1410-х годов был сооружён каменный храм, дошедший до наших дней..

Судьба храма

Церковь Мины была разграблена в годы шведской оккупации. Писцовая книга 1624 года сообщает: «На Мининской улице церковь каменная во имя великомученика Мины, пуста, церковное строенье поимали неметцкие люди во сто дватцать во втором году (1614)». Во второй половине 1650-х годов храм был возобновлён на средства Иверского монастыря, а в 1751 году полностью отремонтирован. Храм имел большой приход. Кроме городских домов, к нему были приписаны 15 деревень, расположенных по берегам реки Порусьи. Уменьшился приход лишь в 1832 году, когда деревни были отписаны к Духовской церкви и Косинской, а оставлено всего 5 деревень, до тех пор не образовался невдалеке от города новый Спасительский приход. Но зато в том же году к мининскому приходу были приписаны прихожане Вознесенской и Димитриевской церквей. 1874 году церковь была обращена в тёплую, а в 1887 году оштукатурена и побелена. Однако постепенно роль храма сокращалась, в нём осуществлялись только праздничные службы.

После Октябрьской революции храм 20 лет оставался действующим. Но после ареста 12 февраля 1938 года его настоятеля протоиерея Николая Бакланова (расстрелян 6 марта 1938) храм был закрыт и перешёл в ведение горисполкома.

В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. В своде алтаря имелась огромная пробоина, утрата кладки и многочисленные трещины. Деревянные части были полностью утрачены.

Реставрационные работы были проведены в 1948—1949 годах: заделаны пробоины, сделана временная кровля из рубероида, восстановлен обрушенный участок конхи. Эти работы велись без исследований. Вторым этапом стал комплекс мероприятий в 1960—1962-х годах под руководством Л. М. Шуляк. В ходе работ была починена кладка стен, конхи и портальной арки. Заменена временная кровля, заложены проёмы XIX века, восстановлен декор на фасадах. После реставрации памятник не использовался и постепенно разрушался.

В акте осмотра 1988 года техническое состояние храма было определено как неудовлетворительное, а местами — аварийное. На стенах наблюдались многочисленные трещины, были утрачены некоторые элементы, повреждена кровля. В конце 1980-начале 1990-х годов были начаты комплексные исследования под руководством Г. М. Штендера, которые вскоре были остановлены.

В 1994 году Г. П. Никольская предложила два варианта реставрации: на первоначальную дату и в формах XVIII века, то есть без деревянных построек. В конце 2002 года Федеральным научно-методическим советом при Министерстве культуры РФ был утверждён второй вариант. Однако работы шли с большим трудом и были завершены лишь в 2008 году.

Проектные и реставрационные работы сопровождались археологическими раскопками. В 2007 году при прокладке инженерных коммуникаций была вскрыта часть церковного кладбища. на котором было обнаружено 43 погребения, датируемые XVI—XVIII веками.

Архитектура

Крест на стене церкви

Храм представляет собой небольшую (8,4-8,5-8,2—8.3 без апсиды) кубическую постройку с одной сильно выдвинутой апсидой, четырьмя квадратными столбами внутри, соответствующими им узкими лопатками на фасадах, позакомарным завершением, одной главой. В западной части находятся хоры. С самого начала было устроено невысокое подцерковье (2,4 м). В церковь, располагавшуюся на втором этаже. можно было попасть по крыльцам с северной и западной сторон; в подцерковье вёл вход с севера. Постройка отличается толстыми стенами (1,2—1,3 м). Снаружи стены расчленены на 3 части лопатками, соединёнными вверху полукружиями. Сохранился декор из бегунца, поребрика и арочек. Арсида украшена аркатурой из валиков. Фундамент состоит из четырёх рядов валунов и четырёх рядов плитняка, на стыке фундамента и стен имеется цоколь шириной 30-40 см.

Окна были расположены в три яруса, однако позднее некоторые верхние проёмы были растёсаны. Они — небольшие, узкие, с прямой перемычкой, заглублены в нишу с полуциркульным завершением. Закомары декорированы фризами. На северном и западном фасадах находятся каменные вкладные кресты, которые в древности выполняли охранительную функцию.

Колокольня

В 1874 году рядом с церковью была построена деревянная колокольня «тщанием церковного старосты Михаила Быкова». Она была решена в модном «русском стиле», имитируя старину. Документ 1910 года сообщал: «Колокольня над папертью деревянная в один ярус. Высота её от земли до карниза 5 1/2 саж., а до креста — 8 саж. Обшита тёсом и окрашена масляной зелёной краской по железу». Четыре колокола были перенесены с разобранной Вознесенской колокольни.

Колокол из Любека

Одним из колоколов, перенесённых на колокольню, был колокол из немецкого города Любека. На нём имелась латинская надпись с датой и местом изготовления: «Albert Benninck me fecit Lubeck anno 1672» («Альберт Беннинк меня вылил в Любеке 1672 года»). Каким образом попал он в Старую Руссу достоверно не известно. Возможно, это произошло во времена Ганзейского союза, с которым Руса имела торговые отношения наряду с Новгородом. Вероятно, кто-то из богатых местных купцов сделал щедрый подарок своему приходскому храму, и с тех времён колокол находился в городе. При инвентаризации колоколов в 1931 году он был отнесён к числу семи колоколов Старой Руссы, представляющих историческую ценность и не подлежащих изъятию Долгое время он считался утерянным в годы войны.

В августе 1941 года Старая Русса была оккупирована немецкими войсками. Колокольню церкви Мины было решено использовать в качестве смотровой площадки. При осмотре здания командир шлезвигских сапёров обнаружил колокол. Генеральное командование корпуса приняло решение переправить колокол на историческую родину и «… передать его в качестве подарка от шлезвиг-хольцштейнского корпуса, тесно связанного с его гарнизонным городом как „Ильменский колокол“, чтобы найти ему применение при восстановлении одной из древних церквей города».3 декабря 1942 года колокол доставлен по железной дороге в Любек и передан старшине гарнизона. 5 января 1943 года он размещён в вестибюле госпиталя Святого духа, 19 января — состоялась торжественная передача городу. Затем колокол был помещён на нижних хорах церкви Святой Катарины, ставшей музеем, где и хранился в течение последующих лет. Полевая газета «Feldzeitung von der Maas his die Memel» от 3 декабря 1942 года разместила статью об этой находке под названием: «Eine deutsche Glocke klang am Ilmensee». Эта газета во время наступления попала в руки бойцу Николаю Михайловичу Поликашёву, уроженцу Старой Руссы. Увидев фотографии родного города, он сохранил статью. Лишь спустя 50 лет рассказал о ней местному краеведу Нине Леонтьевне Богдановой. Так был найден след колокола. Обратившись к властям Любека, рушане получили согласие на возвращение колокола в Старую Руссу. 17 февраля в сопровождении немецкой делегации во главе с Генеральным консулом Германии в Санкт-Петербурге Ульрихом Шенингом он был перевезён в Старую Руссу. И 18 февраля 2001 года в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков колокол был официально передан руководству и жителям. В настоящее время колокол установлен в выставочном зале музея Северо-Западного фронта

Святыни

  • Храмовой образ святого мученика Мины в чудесах древнего письма. Риза на нём чеканной работы, серебряная, а венец с сиянием и тремя белыми камнями посеребрёный и позолоченный, весу 3,5 фунта; на чудесах риза медная, посеребрёная с позолоченными венцами. Икона утрачена, вероятно, в 1920-е годы.
  • Напрестольный восьмиконечный крест посеребрёный и позолоченный на нём: по средине распятие Спасителя, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов; вверху херувим и два ангела, у подножия креста глава Адамова, литые из серебра и позолоченные со словами: К. Т. Н. И. К. А. М. Л. Р. Б. Г. Г. Г. А. На другой стороне имеется надпись:»В лето 7182(1674) года мая, в 3 день, сотворён сей крест по богословлению иверского Архимандрита Евгения, на средства соборного старца Ионы с братею».
  • Евангелие, окованное на ножках издания 1657 года.

Легенда

С церковью святого Мины связана легенда. Во время шведского нападения на Русу воины Делагарди на лошадях въехали в храм и тут же ослепли. Полководец, поражённый этим событием, послал всех слепцов в Швецию, в доказательство чудес, какие творятся в православных русских храмах.

Примечания

  1. Писцовые книги Новгородской земли. Т.1. С129—131
  2. В.Пылаев Старая Русса. — Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1916
  3. Бровцев С. Е. Старая Русса. Схема генеральной планировки…1944. Л.108.
  4. Дробышевский Л. Г. Старая Русса.2-е изд. Новгород,1962. С.74—75.
  5. Вязинин И. Н. Старая Русса. — Л.,1982. — С.155
  6. Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. С.285.
  7. Строков А. А. Отчёт об археологических работах в Старой Руссе в 1939 г. С.30.
  8. 1 2 Антипов И. В. Церковь св. Мины в Старой Руссе:Историко-архитектурное и археологическое изучение памятника//Старая Русса от тысячелетия к тысячелетию (материалы науч. конф.)—Великий Новгород, 2007.Л.3.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ядрышников В. А. Церкви Мины Мученика и Вознесения // Архитектура Старой Руссы XII — начала XX века. — М: «Альянс-Архео», 2010. — С. 169—197. — 408 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-98874-044-5.
  10. Ленинградский мартиролог 1937—1938. Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 9. СПб., 2008. С. 40—41
  11. ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп.48. Д.47. Л.159—160.
  12. Алексей ЕРОФЕЕВ Возвращение опального колокола
  13. Ольга ВОЛОШИНА По ком звонил колокол?

Ссылки

  • М. И. Полянский. Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда.
  • Из книги: В.Пылаев Старая Русса. — Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1916. (недоступная ссылка)
  • Церковь Мины Великомученика

Старая Русса. Церковь Мины великомученика.

Рядом с домом Достоевского на углу Писательского переулка находится небольшое здание кубической формы. Это церковь святого великомученика Мины. Прежде эта часть древнего города, которая так удачно расположилась между Перерытицей и Порусью, носила название Мининский конец, по названию церкви. Ее облик, размеры, форма кирпичей, а также архитектурно-конструктивные особенности и декор позволили историкам предположить, что время постройки церкви — первая половина XV века. У церкви имелось подцерковье, сам храм находился на втором этаже. Апсида была украшена арочками и вертикальными жгутами. Перекрытие было позакомарным, что в те времена было явлением редким на Новгородчине. До сих пор стены держат древнюю кладку из красного ракушечника.

Церковь великомученика Мины удивительна по древности архитектурного исполнения. Построена на твердом основании: стены весьма толстые, выложены из кирпича, обожженного особым способом, природного камня, и плиты с железными связями; по 4 пилястры с разными украшениями находятся на каждой стороне церкви. «В длину церковь имеет 8 сажен 1 аршин, ширина составляет 4 сажени 1 аршин, вышина до кровли 4 сажени, а с главою и крестом 7 саженей 1 аршин».

Те достопримечательности, которые имела церковь, сейчас могли бы составить гордость любого музея. Это храмовой образ святого мученика Мины в чудесах, напрестольный восьмиконечный крест посеребрённый и позолоченный, Евангелие, окованное на ножках, издания 1657 года. В XVII веке для церкви наступили тяжелые дни. В 1614 году она была разорена шведами и литовцами и долгие годы находилась в полном запустении. Предание гласит, что шведы, не найдя пристанища в городе, который они разрушили, въехали на лошадях в храм и ослепли. Военноначальник шведов отправил слепцов на родину, чтобы живым примером показать согражданам, какие чудеса происходят в русских православных храмах.

Уже в 1751 году стараниями прихожан и архиепископа Стефания Калиновского храм был восстановлен. В 1874 году была выстроенная каменная колокольня и трапезная. Во время раскопок была найдена часть церковного кладбища, где обнаружено 43 погребения XVI—XVIII веков. В результате раскопок было выяснено, что этому каменному храму предшествовали два деревянных, которые были уничтожены пожарами.