Святые о терпении

И.А. Громов,
Владимирская обл.

Сложносочиненное предложение
в 9-м классе

Методическая основа изучения темы

Тема не является новой для девятиклассников. Им уже знакомы следующие понятия и определения: что такое сложное предложение; сложносочиненное предложение; сочинительная связь; группы сочинительных союзов; запятая в сложном предложении.

Исходя из этого, определяем ближайшие задачи:

  • лингвистическая: выявление структурно-семантических особенностей сложносочиненных предложений (далее – ССП);

  • правописная: разграничение случаев обязательной и факультативной постановки знаков препинания;

  • речевая: установление стилистических и экспрессивных возможностей данной синтаксической конструкции.

Достижение намеченных целей невозможно без последовательного решения ряда промежуточных задач.

Лингвистические:

1. Изучение промежуточного положения ССП по степени структурно-семантической цельности между бессоюзными сложными предложениями (БСП) и сложноподчиненными предложениями (СПП).

2. Описание сочинительных союзов как основного средства связи и способа выражения смысловых отношений в ССП.

Правописные:

1. Развитие умения отличать простое предложение с однородными членами от ССП, совершенствование пунктуационных навыков.

2. Выработка навыка не ставить запятую в ССП при наличии общего второстепенного члена, придаточного предложения.

Речевые:

1. Употребление ССП в несложных описаниях, повествованиях (именно ССП большей частью создают легкость, воздушность, смысловую прозрачность текста, в отличие от «тяжеловесных» конструкций со сложноподчиненными предложениями).

2. Использование ССП для создания экспрессивно окрашенного высказывания.

3. Умение пользоваться ССП как один из способов избежать синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций (реализуется в течение изучения всей темы).

Сформулированные выше задачи позволяют наметить следующую тематику уроков:

1. Средства связи и значения ССП (урок по этой теме мы и предлагаем).

2–3. Пунктуация в ССП (запятая, случаи постановки тире, отсутствие запятой, разграничение ССП и простых предложений, осложненных однородными членами).

4–5. Как «работают» ССП в тексте. Экспрессивные возможности: конструкции с повторами. Например: Будь любознателен – и многое тебе откроется. Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать. Будь отважен – и ты победишь. Присоединительные конструкции: Яркие кувшинки, тихий плеск речной волны, постоянное подрагивание поплавка – и для счастья больше ничего не надо. Альтернативный вопрос: Другого мне не дано: или дождаться окончания урока, или, заглушив чувство стыда, попросить разрешения выйти – и т.п. Стилистические возможности ССП анализируются при сопоставлении не очень осложненных текстов, в которых они легко «уживаются» с простыми предложениями, делая текст удобным для чтения, прозрачным для понимания. Это характерно для произведений классиков, которые ведут неспешный, непринужденный рассказ или дают незамысловатое описание чего-либо, а также для ученических творческих работ. Ср.: Прошла осень, за ней прошла зима. Надя уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и о бабушке, думала о Саше. Письма из дому приходили тихие, добрые, и, казалось, все уже было прощено и забыто… (А.П. Чехов. Невеста)

Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг. Не следует забывать и об «учении с увлечением»: к примеру, сопоставление простых предложений с однородными сказуемыми и ССП с союзом и мы проводим, используя только слова, начинающиеся на букву и. Это может выглядеть так:

Иззябшие извозчики исподтишка изрекали итальянскому интервьюеру избитые истины и изредка икали.

Иностранцы искололи изменника из Индии импортными использованными иглами, и индиец изощренно и изобретательно извлекал истину из иероглифов.

И последнее замечание. Синтаксические (и другие) явления многообразно функционируют в различных типах, стилях и жанрах речи, и поэтому ориентация только на художественные тексты является методически некорректной. Мы считаем вполне уместным использование в работе и художественной прозы, и стихов, и научных, и научно-популярных текстов, и т.д.

А теперь, после столь затянувшегося вступления, милости просим на первый урок по сложносочиненным предложениям.

Тема: «Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП. Значения ССП».

Организация занятия

I этап. Актуализация ранее изученного

1. Виды сложных предложений

На предыдущем уроке мы с вами говорили о разных видах сложных предложений. Вспомним их. А задумывались ли вы, почему существуют разные виды сложных предложений? (Девятиклассники говорят о разных способах связи простых предложений в сложных, о сочинительных и подчинительных отношениях частей сложного предложения.)

– Но это еще не все! Вот вам два о-очень простых предложения:

Молодежь ушла. В клубе стало скучно.

Попробуем построить из них все три вида сложных предложений. Получаем:

Молодежь ушла, и в клубе стало скучно.
Молодежь ушла – в клубе стало скучно.
Молодежь ушла: в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.

А теперь задумаемся над той информацией, которую заключают в себе эти предложения. Какой смысл можно «вычерпать» из каждого? На первый план выступают причинно-следственные отношения. (Кстати, у нас завязалась очень интересная дискуссия, казалось бы, к теме урока не относящаяся, – зачем молодежь идет в клуб, почему уходит оттуда раньше времени, хотя клуб в нашей сельской местности – единственное «культурное» учреждение…) В одинаковой ли степени проявляются эти отношения в ССП и СПП? – В ССП они более размыты, заметна какая-то последовательность – ушла, стало скучно… Молодцы, ребята! А теперь задумаемся над интонацией бессоюзного предложения. Ваши варианты прочтения. Задание довольно-таки сложное, но наконец слышим верную интонацию. Какое значение предложения можно «вычислить» из такого интонирования? – Чувствуется противопоставление, но оно как-то нечетко выражено, по-моему, еще менее заметно, чем причинно-следственная связь в ССП. – Отлично! Вот вам и выводы: наиболее «говорящие» значения, обусловленные их строением (в частности, союзы потому что и так как в нашем примере), имеют СПП, в наименьшей степени смысловые отношения различаются в БСП, а вот ССП занимают между ними как бы промежуточное положение. И сегодня разговор у нас пойдет именно о ССП. Но это будет чуть позднее, а вначале мне хотелось бы предложить вам такую работу.

2. Группы сочинительных союзов

Задание. Выпишите из данного текста ряды однородных членов, соединенных союзами, определите, к какой группе относится тот или иной союз.

Текст. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:

– Пойдем смотреть грома!

(К.Паустовский. Золотая роза)

Вот какие сочетания выписали учащиеся:

– проходят и «заваливаются»; не прошла, а свалилась; то бьют, то полыхают; пришел и сказал.

Характеризуем союзы при данных однородных членах, вспоминаем не встретившиеся здесь. Объясняем значение названий групп союзов: соединительные, разделительные, противительные. Что можно соединить? разделить? противопоставить? – Какие-либо явления!

Как вы уже знаете, эти же союзы соединяют и части сложносочиненных предложений. А вы достаточно легко ориентируетесь в этой разновидности сложных предложений? На всякий случай проверим.

3. Узнавание «в лицо» ССП

Задание. Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно…) правильность вашего выбора.

Текст. Уж так оно всегда почему-то получалось, что не успевал Григорий Иванович прислонить голову к подушке, портфелю или просто к какому-либо пригорку в чистом поле, как ему обязательно начинал сниться сон…

То вдруг причудится Григорию Ивановичу река, широкая и раздольная в весеннем разливе, то вдруг увидит он во сне небо, то привидятся ему леса дремучие и темные… Но чаще всего снится Григорию Ивановичу дорога. Как будто идет он по ней, перекинув сапоги через плечо, идет, помахивает хворостинкой и подбадривает себя, успокаивает. Вот, мол, дойду до того поворота, а там уж отдохну, огляжусь вокруг, там благодать, забвение и отрада. Но дойдет Григорий Иванович до поворота, а благодати нет, под ногами камень да песчаный пепел, а новый поворот где-то далеко за горизонтом. Вздохнет Григорий Иванович, поправит на плече сапоги и идет дальше… И так без конца, от поворота до поворота! Идет Григорий Иванович, не падает духом, надеется.

(И.Евсеенко. Повесть «Петушиные дворики».
«Новый мир», 1990, № 5)

(Сложносочиненных предложений здесь только два: То вдруг причудится… и Но дойдет…, причем последнее включает в себя, помимо сочинительной, еще и бессоюзную связь.)

У ребят может возникнуть вопрос о виде предложения Вот, мол, дойду. В целом оно БСП, а его первая часть – обычное простое предложение с однородными сказуемыми – дойду, отдохну, огляжусь. Даже с большой натяжкой его нельзя отнести к предложениям с факультативным характером членения, так как запятая «сигнализирует» о блоке однородных членов, а о разных предложениях «говорит» точка…

II этап. Постановка задачи урока. Организация исследовательской деятельности

– Вы успешно выделяете ССП в тексте, это уже хорошо, но явно недостаточно, чтобы сказать о себе: а я во как знаю ССП! Как видно из только что записанных примеров, ССП очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу сегодняшнего урока формулируем так:

Одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами?

И какие именно?

Первая реакция большинства, конечно, ясна – естественно, неодинаковые. – А в чем разница? Вот давайте в этом и разберемся.

Исследовательская деятельность

Делим класс на три группы (по рядам) и предлагаем проанализировать три текста (по одному на «брата»…). В каждом из них – ССП с одной из групп сочинительных союзов. Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево…

(Л. Карелин. Роман «Змеелов».
«Подвиг» – приложение
к журналу «Сельская молодежь»,

1998, № 2. С. 167)

Текст 2

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине…

(А.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3. Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…

(А.Пушкин. История Пугачева. Из гл. 3)

III этап. Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы

– К каким результатам пришел каждый ряд? Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями… Обобщаем сказанное ребятами.

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Это основные функции каждой группы сочинительных союзов, но далеко не все. В дальнейшем, работая с ССП, мы неоднократно в этом убедимся, а пока делаем главный вывод.

– Какова роль сочинительных союзов в ССП? (Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.)

В краткой форме графически заносим наши выводы в тетрадь для опорных конспектов.

IV этап. Практическое использование полученных теоретических сведений

Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп.

Начальные части предложения:

– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу…

– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было…

– Есть земля, недра…

– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор…

– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину…

– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович…

– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево…

– Не успеешь замедлить возле торговца шаг…

– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо…

– Станция была действительно крохотной…

Завершающие части предложений:

– …людей – кот наплакал.

– …он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.

– …вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.

– …потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.

– …такого еще не встречалось.

– …затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками…

– …читателю нечего тут насмешничать.

– …город за ней раскинулся редкостный.

– …вот раскинулся перед ним городской базар.

– …Высокие Стрижи никак не показывались.

(Примечание. Все тексты и предложения урока размножаем для каждого ученика. Кроме того, часть материала можно заранее записать на доске.)

Карточка для самопроверки

– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу, и вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.

– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было, и читателю нечего тут насмешничать.

– Есть земля, недра, а людей – кот наплакал.

– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор, но потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.

– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину, то затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками…

– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович, но такого еще не встречалось.

– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево, и вот раскинулся перед ним городской базар.

– Не успеешь замедлить возле торговца шаг, а он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.

– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо, но Высокие Стрижи никак не показывались.

– Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный.

(И.Евсеенко. Петушиные Дворики)

V этап. Творческая работа

Перед вами «испорченный» фрагмент повести А.П. Чехова «Скучная история».

Задание. Исправьте текст, заменяя по возможности однотипные конструкции с простыми предложениями сложносочиненными предложениями.

Текст. Барышни и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и пианистах, о Бахе и Брамсе. Жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве, сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно… Неужели? Скажите…». Гнеккер солидно кушает, солидно острит и снисходительно выслушивает замечания барышень. Изредка у него является желание поговорить на плохом французском языке. Тогда он почему-то находит нужным величать меня votre excellence (ваше превосходительство – фр.).

А я угрюм. Видимо, я всех их стесняю. Они стесняют меня. Никогда раньше я не был коротко знаком с сословным антагонизмом. Теперь меня мучает именно что-то вроде этого. Я стараюсь находить в Гнеккере одни только дурные черты, скоро нахожу их и терзаюсь, что на его жениховском месте сидит человек не моего круга.

Домашнее задание

1. Возьмите в библиотеке повесть А.П. Чехова «Скучная история», найдите редактировавшийся вами фрагмент (он взят из 2-й главы); сравните авторский и свой варианты. Сделайте выводы о вашем умении пользоваться конструкциями с ССП.

2. Напишите небольшой рассказ – подражание А.П. Чехову, используя ССП с теми же значениями, что и у писателя.

Наберись терпения и обязательно выздоровеешь

Так что же означает, быть в пустыне? Тот же самый Египет сейчас возвращается ко мне, и я должен выйти из каждой его части.
Это и называется сорокалетним хождением по пустыне, когда я последовательно выращиваю и выясняю свои желания, словно человеческий зародыш, в котором по очереди растет то один, то другой орган – то есть сначала движется знамя одного стана, а потом другого, в одну сторону и в другую, преодолевая всевозможные препятствия и проблемы.
Это процесс роста и развития души, подобно зародышу в материнской утробе.
Мы должны радоваться тому, что у нас есть Книга Зоар – как спасительное средство, которое изменяет нас день ото дня. Но пока это средство не начнет действовать в своей полной мере, мы не почувствуем результата.
Оно работает постепенно, как больной, которому прописали лекарство, которое он должен принимать каждый день – две-три недели и только после этого начинает чувствовать, что выздоравливает.
А до того, он все принимает и принимает лекарство, день за днем и чувствует себя только еще более больным. Так же и в нашем духовном развитии.
Поэтому нам нужно запастись терпением и все время добавлять усилия, несмотря на то, что нам кажется, будто это лекарство не работает – пока наконец не переполнится наша чаша…

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о терпении скорбей и искушений

святитель Игнатий (Брянчанинов) Среди различных сторон духовной жизни, способст­вующих нашему спасению, святитель Игнатий (Брянчанинов) большое значение уделял терпению скорбей и искушений. Наше время не является временем великих аскетических подвигов. Нам не дано повторить высоты духовной жизни, явленные святыми отцами древних времен, но нам дана возможность, во-первых, покаяния, очищения от своих грехов и, во-вторых, терпения тех скорбей, которые попускаются нам Богом.

Не нужно думать, что скорби являются чем-то лишним, они имеют ключевое значение в самом главном – вечном спасении души: «Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит всё до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей».

Скорбь «действует противоположно наслаждению – а потому противодействует нашему падению, способствует нашему восстанию».

Приносимая скорбью польза душе состоит в том, что она «действует противоположно наслаждению – а потому противодействует нашему падению, способствует нашему восстанию». В наслаждении человек, как правило, не вспоминает о Боге, о вечной жизни, пребывает в беспечности, скорбь же снимает это усыпляющее покрывало нечувствия с души, она пробуждает его душу, способствует горячей молитве к Богу. Поэтому христианам «попускаются преимущественно пред телесными подвигами болезни и другие скорби», от действия их христианин «по необходимости должен возлагать надежду на Бога. От усиления надежды на Бога слабее самонадеянность; с уменьшением самонадеянности уменьшается самомнение. С ослаблением этих недугов начинает зарождаться в душе истинное смирение, на котором основаны правильность и прочность всякого подвига». Скорби открывают человеку его немощь, а это способствует смирению. Поэтому, претерпевая скорби, душа укрепляется в молитве, в предании себя воле Божией, от чего ослабевают такие страсти, как тщеславие и самомнение. Вслед за скорбями Господь всегда посылает утешение, и это рождает живую веру в Бога, Который неусыпно печется о спасении каждого человека.

Значение скорби для души святитель Игнатий видит и в том, что «всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным – но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются не веданные им страсти, особливо гнев, печаль, уныние, гордость, неверие. Существенно нужно и полезно для подвижника обличение греха, гнездящегося в нем втайне». Если человек не увидит свои страсти, то не сможет их преодолеть, так же как трудно вылечить болезнь, которую ты в себе не заметил.

Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших…

Увидев открытые скорбью внутренние страсти, человек самой жизнью познает свою немощь, и скорбь действует как противоядие в нашей поврежденной природе, она погашает в нас сочувствие к греховному яду страстей, она искореняет в нас страсть гордости. В этом отношении святитель Игнатий формулирует очень важное духовное правило: «Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших… Исповедовать самой жизнью свое падение – значит переносить все скорби земной жизни как справедливое воздаяние за падение, как естественное, логичное последствие греховности и постоянно отказываться от всех наслаждений как несвойственных преступнику и изгнаннику, прогневавшему Бога, отверженному Богом». Этим образом в сердце входит мир Христов, заключающийся в самоотвержении и предании себя воле Божией.

Так удивительно скорбь врачует душу человеческую: вначале открывает ей ее немощи, страсти, приводит к осознанию своей греховности, научает смиренномудрию и посредством этой добродетели вводит в благодушное терпение скорбей как вполне нами заслуженных: в душе уже нет ропота, уныния, неверия – она утвердилась в Боге, даже радуется скорбям, она исцелилась от страстей и немощей, когда-то в ней бывших. Таким образом, скорби исцеляют от пагубных страстей, приводят к живой вере и смиренномудрию, способствуют духовному восхождению к Богу.

Если такова польза от скорбей внешних, которые «внушают сердцу страх Божий и благоговение к Богу», то «искушения душевные доставляют более глубокие познания». Святитель Игнатий замечает, что искушения, возникающие во время молитвы, такие как, например, уныние, сон, недоумение, страхования, служат хорошим признаком в том смысле, что бесы именно тогда строят козни нашей молитве, когда она угодна Богу. Искушения необходимы нам, так как «всякий неискушенный неискусен». Они доставляют опыт во внутренней брани, научают, оставив леность, пребывать в духовном трезвении, постоянно молиться Богу.

Возникающие в уме, сердце и теле греховные мысли, чувствования и движения опытно открывают нам наше повреждение. Даже побеждения в невидимой брани бывают полезны для нас, так как научают нас смирению, а именно сознание своей немощи есть необходимое условие принятия молитвы. «Промысл устроил так, чтобы подвижники Божии не всегда находились в состоянии радости, торжества и победы. Такое непрестанное состояние могло бы породить в них лютую гордость: не видя никогда на опыте побеждения своего в немощи, они возомнили бы, что состояние непрестанного торжества над грехом принадлежит им самим, а не дар Божий».

Отдай долг страстям

Святитель Игнатий приводит святоотеческое правило духовной жизни, заимствованное из наставлений святого Исаака Сирина: «Отдай долг страстям». То есть не думай, что ты сам по себе способен быть бесстрастным. Поражения в духовной жизни являются естественным выражением нашей слабой души, а не чем-то чрезвычайным, как будто мы святы и согрешаем в исключительных случаях. Попуская нам падения, Господь показывает, кем мы на самом деле являемся, тем самым Спаситель не дает нам возможности высоко мечтать о себе. Поэтому «великое дело – признавать себя достойным искушения и предаваться воле Божией, когда придет искушение».

Святитель Игнатий обращает внимание на то, что никогда Бог не бывает так близок сердцу подвижника, как во время молитвы его в искушении, когда реально ощущается близость душевной гибели, когда помощь Божия взыскивается со всей силой жизни. Ссылаясь на святого Исаака Сирина, святитель свидетельствует, что «человек до вступления в искушения молится Богу как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как свой». Ощутив в искушении все наклонности и свойства падшего естества, подвижник уже не даст цены своему «я», освобождается от прилогов гордости и тщеславия. Отныне он больше надеется на Бога, нежели на свои силы, всецело вверяет свой жизненный путь в руки Божии и уготовляет себя в достойный сосуд и орудие Духа Святого.

Терпеливое несение жизненных скорбей и искушений оборачивается духовными, благодатными дарами от Бога. «Тогда необыкновенная духовная сила веры неожиданно является в сердце; тогда неизреченное духовное утешение неожиданно является в сердце. Иисус печатлеет ученика, принявшего избрание, Духом – и земные скорби соделываются источником наслаждения для раба Божия».

Терпение в жизни есть дар Божий. Святые отцы о терпении

Совершенство сердца приобретается не столько удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если терпение будет твердо укреплено, то может сохранить нас мирными даже и с ненавидящими мир; если же не будет оно приобретено, то постоянно будем в несогласии и с совершенными и лучшими нас.
Всякий знает, что терпение состоит в перенесении страданий и терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления.
Прп. Иоанн Кассиан
Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом и не прибегает к оскорблениям, не легко трогается пустыми речами.
Долготерпеливый, если обижен, не огорчается, сопротивляющимся не противится, во всяком деле тверд.
Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении, потому что надеется на Господа.
Долготерпеливый далек от гнева потому, что все терпит.
Терпеливый не скоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом, людям, ничем не довольным, во всем угождает.
Нет меры терпению, если оно растворено смиренномудрием.
Обладающие терпением избавляются от многих скорбей.
Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева.
Каждый должен, сколько нужно, терпеть недостатки ближнего, по упованию на Бога. Но горе тому, кого терпят, и он не уразумеет сего.
Будь долготерпелив, чтобы стать сильным и благоразумным. Долготерпение — прекрасный дар, потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит же душу в мирное состояние.
Мы не терпим и малого злострадания. По неверию нашему удаляется от нас терпение.
Прп. Ефрем Сирин
Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдет на обидевших.
При терпении, где не ожидали, обретем утешение.
Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели.
Прп. Нил Синайский
Бог не только избавляет от скорби тех, кто старается великодушно переносить посылаемые на них искушения, но и в самых скорбях доставляет такое утешение, что мы совершенно забываем их и получаем великое множество благ.
Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа — величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния. Это знают те, которые умеют искренно и пламенно любить Христа.
Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от него почести. Это — великая честь, это — слава, выше которой нет ничего.
Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет тебя терпеть Бог!
Ничто не может служить таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение.
Свт. Иоанн Златоуст
Глубина долготерпения показывается в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии, и в отсутствии злословящих.
Где является страх геенны, там — терпение всяких трудов и скорбей.
Прп. Иоанн Лествичник
Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средства отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него.
Кто со смиренномудрием терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства и ему удивляются святые Ангелы.

Сила терпения крепче сладостных мыслей, овладевающих сердцем.
Прп. Исаак Сирин
Переноси терпеливо удары душераздирающих случайностей, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление.
Авва Фалассий
Когда кто-либо переносит все постигающее его с радостью, то, что бы ни случилось с ним, все успокаивает его.
Если кто-либо думает, что он причастен ко всем добродетелям, но не переносит до конца, то не избегнет сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые здесь уже получили обручение жизни вечной, имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиги.
Терпению свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу. Оно научает душу утешать себя и не унывать от множества браней и скорбей.
В мысленной жизни невозможно найти места, где бы не было брани. Нигде нет места без испытаний, поэтому без терпения и невозможно найти покоя.
Лучше в терпении того, что нас постигает, прибегать к Богу, нежели по страху опасностей потерпеть отпадение, впасть в руки диавола и в вечное отпадение.
Прп. Петр Дамаскин
Если порвется крепость терпения, поскорее исправляйте это через восстановление силы ума.
Прп. Феодор Студит
Если христианин забудет о благодати и подумает, что сам своей силой вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то потеряет благодать и останется обнаженным от нее, и диавол, находя его обнаженным, помыкает им, куда хочет и как хочет.
Прп. Симеон Новый Богослов
По отношению ко всемогущей и всесвятой воле Божи ей не может быть иных соответствующих чувств в че ловеке, кроме неограниченного благоговения и столько же неограниченной покорности. Из этих чувств состан ляется терпение.
Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Первый предмет терпения есть терпение себя, хотя ник то почти не обращает на это внимания.
Дух истинного терпения — предание себя в волю Божию, всецело, с готовностью все принимать как от руки Господнеи.
Терпение в жизни есть дар Божий и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках.
Допуская скорбь и жалость к себе в терпении, вы умаляете цену того, что вам дает Господь в руки.
Если порвется крепость терпения, поскорее исправляйте это через восстановление силы ума.
Прп. Феодор Студит
Если христианин забудет о благодати и подумает, что сам своей силой вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то потеряет благодать и останется обнаженным от нее, и диавол, находя его обнаженным, помыкает им, куда хочет и как хочет.
Прп. Симеон Новый Богослов

Самоукорение и терпение (Сергей Масленников)

Часть первая. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О терпении

«Дом души – терпение: потому что она живет в нем; пища души – смирение: потому что она питается им», – сказал святой Илия Екдик.

Точно: питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения. Как вихрь похищает ее смущение, уносит, кружит. Как волны подымаются в ней различные страстные помыслы и ощущения, потопляют ее в глубине безрассудных и греховных размышлений, мечтаний, слов и поступков. Душа приходит в состояние расслабления, мрачного уныния, часто приближается к пропастям убийственного отчаяния и совершенного расстройства.

Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения? – Запасись пищею, необходимою для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, приуготовляющий к терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпению скорбей по пришествии их, святыми отцами назван самоукорением.

Самоукорение есть обвинение себя в греховности, общей всем человекам и в своей частной. При этом полезно воспоминать и исчислять свои нарушения Закона Божия, кроме блудных падений и преткновений, подробное воспоминание которых воспрещено отцами, как возобновляющее в человеке ощущение греха и услаждение им.

Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди, и самые явные грешники, стараются выказать себя праведниками и доказывать свою праведность при помощи всевозможных ухищрений. Самоукорение есть насилие падшему естеству, как служит ему насилием молитва и прочие иноческие подвиги, которыми Царствие Небесное нудится, и которыми нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12).

Самоукорение имеет, при начале упражнения в нем, характер бессознательного механизма, то есть произносится языком без особенного сочувствия сердечного, даже в противность сердечному чувству; потом мало-помалу сердце начнет привлекаться к сочувствию словам самоукорения; наконец, самоукорение будет произноситься от всей души, при обильном ощущении плача, умалит пред нами и закроет от нас недостатки и согрешения ближних, примирит ко всем человекам и к обстоятельствам, соберет рассеянные по всему миру помыслы в делание покаяния, доставит внимательную, исполненную умиления молитву, воодушевит и вооружит непреодолимою силою терпения. Смиренными мыслями самоосуждения исполнены все молитвословия Православной Церкви. Но иноки уделяют ежедневно часть времени на упражнение именно в самоукорении. Они стараются при посредстве его уверить, убедить себя, что они – грешники: падшее естество не хочет верить этому, не хочет усвоить себе этого познания. Вообще для всех иноков полезно самоукорение: и для новоначальных, и для преуспевших, и для пребывающих в общежитии, и для безмолвников. Для последних опаснейшая страсть, потребляющая все делание их, есть высокоумие: так, напротив, основная для них добродетель, на которой зиждутся и держатся все прочие добродетели, есть самоукорение. Потому-то авва безмолвников Нитрийских и сказал, что главнейшее делание их, по его усмотрению, есть постоянное самоукорение. Самоукорение, достигнув полноты своей, искореняет окончательно злобу из сердца, искореняя из него совершенно лукавство и лицемерство, непрестающие жить в сердце, доколе самооправдание обретает в нем место. Преподобный Пимен Великий сказал, что ненавидение лукавства заключается в том, когда человек оправдывает ближнего, а себя обвиняет во всяком случае. Изречение это основано на словах Спасителя: Спаситель наименовал всякого, осуждающего ближних, лицемером (см.: Мф. 7, 5). При самоукорении безмолвник увидит всех человеков святыми и Ангелами, а себя грешником из грешников, и погрузится, как в бездну, в постоянное умиление.

Превосходные образы самоукорения мы имеем в Рыданиях преподобного Исаии Отшельника и в 20-м Слове святого Исаака Сирского. Святой Исаак, которого книга вообще содержит наставления для безмолвников, сделал такое заглавие своему Слову: Слово, содержащее в себе нужнейшее и полезнейшее повседневное напоминание безмолвствующему в келье своей и призволяющему внимать единому себе. «Некоторый брат, – говорит святой Исаак, – написал следующее и полагал это непрестанно пред собою в напоминание себе: «В безумии прожил ты жизнь твою, о посрамленный и достойный всякого зла человек! По крайней мере, охранись в этот день, оставшийся от дней твоих, принесенных в жертву суете, вне благой деятельности, обогатившихся деятельностью злою. Не вопроси об этом мире, ни о состоянии его, ни о монахах, ни о деятельности их, какова она, ниже о количестве подвига их, – не вдайся в попечение о чем-либо таком. Исшел ты из мира таинственно, вменился мертвым ради Христа: уже не живи более для мира, ниже для того, что принадлежит миру, да предварит тебя покой, и да будешь жив о Христе. Будь готов и приуготовлен понести всякое поношение, всякую досаду, и поругание, и укоризну от всех. Прими все это с радостью, как точно достойный этого. Претерпи с благодарением Богу всякую болезнь, всякую скорбь и беду от бесов, которых волю ты исполнял. Мужественно терпи всякую нужду и горесть, приключающиеся от естества. С упованием на Бога перенеси лишение потребностей тела, вскоре имеющего обратиться в гной. Это все восприими с благим произволением в надежде на Бога, не ожидая ни избавления, ни утешения иного. Возверзи на Господа все попечение твое (Пс. 54, 23), и во всех искушениях твоих осуди себя самого, как причину их. Не соблазнись ничем и не укори никого из оскорбляющих тебя: потому что ты вкусил от запрещенного древа и стяжал различные страсти. С радостью прими эти горести; пусть они потрясут тебя сколько-нибудь, чтоб ты усладился впоследствии. Горе тебе и злосмрадной славе твоей! Душу твою, исполненную всякого греха, ты оставил без внимания, как бы неосужденную, а других осудил и словом, и помышлением. Оставь эту пищу свиней, которою ты доселе питаешься. Что тебе за дело до человеков, о скверный! Как не стыдишься ты общения с ними, проведши жизнь безумно! Если ты обратишь внимание на это и все это будешь помнить, то, может быть, спасешься при содействии Божием. Если же нет, то пойдешь в темную страну, в селения бесов, которых волю ты исполнял бесстыдно. Вот! Я засвидетельствовал тебе все это. Если Бог праведно воздвигнет на тебя человеков воздать тебе за досады и укоризны, которые ты помыслил и произносил против них, то весь мир навсегда должен восстать против тебя. Итак, отныне престань (действовать, как действовал доселе) и претерпевай попускаемые тебе воздаяния». – Все это напоминал себе брат ежедневно, чтоб находиться в состоянии претерпевать, с благодарением Богу и со своею душевною пользою, искушения или скорби, когда они придут. Будем и мы претерпевать с благодарением попускаемое нам и получать пользу благодатью человеколюбивого Бога». Самоукорение имеет то особенное, полезнейшее, таинственное свойство, что возбуждает в памяти и такие согрешения, которые были совершенно забыты или на которые не обращено было никакого внимания.

Упражнение в самоукорении вводит в навык укорять себя. Когда стяжавшего этот навык постигнет какая-либо скорбь, – тотчас в нем является действие навыка и скорбь принимается, как заслуженная. «Главная причина всякого смущения, – говорит преподобный авва Дорофей, – если мы тщательно исследуем, есть то, что мы не укоряем себя. Отсюда проистекает всякое расстройство; по этой причине мы никогда не находим спокойствия. Итак, не удивительно, что слышим от всех святых: нет иного пути, кроме этого. Не видим, чтоб кто-либо из святых, шествуя каким другим путем, нашел спокойствие! А мы хотим иметь его и держаться правого пути, никогда не желая укорять себя. Поистине, если человек совершит тьмы добродетелей, но не будет держаться этого пути, то никогда не престанет оскорбляться и оскорблять, губя этим все труды свои. Напротив того: укоряющий себя всегда в радости, всегда в спокойствии. Укоряющий себя, куда бы ни пошел, как сказал и авва Пимен, что бы ни случилось с ним, вред ли, или бесчестие, или какая скорбь, уже предварительно считает себя достойным всего неприятного и никогда не смущается. Может ли быть что спокойнее этого состояния? Но скажет кто-либо: если брат оскорбляет меня и я, рассмотрев себя, найду, что я не подал ему никакого повода к этому, то как могу укорять себя? Поистине, если кто исследует себя со страхом Божиим, тот найдет, что он всячески подал повод или делом, или словом, или каким-либо образом. Если же и видит, как говорит, что в настоящее время не подал никакого повода, то когда-нибудь прежде оскорбил его или другого брата в этом деле или в каком ином, и должен был пострадать за это или за какой другой грех, что часто бывает. Так! Если кто рассмотрит себя, как я сказал, со страхом Божиим, и исследует свою совесть, тот всячески найдет себя виноватым». Чудное дело! Начиная укорять себя машинально, насильно, мы достигаем наконец столько убеждающего нас и действующего на нас самоукорения, что при помощи его переносим не только обыкновенные скорби, но и величайшие бедствия. Искушения уже не имеют такой силы над тем, кто преуспевает, но по мере преуспеяния они становятся легче, хотя бы сами по себе были тяжелее. По мере преуспеяния крепнет душа и получает силу терпеливо переносить случающееся. Крепость подается как бы особенно питательною снедью – углубившимся в сердце смирением. Эта-то крепость и есть терпение.

Несомненная вера в Промысл Божий утверждает в терпении и способствует самоукорению. Не две ли птицы ценятся единым ассарием, сказал Господь ученикам Своим, и не едина от них падет на земли, без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтены суть. Не убойтеся убо (Мф. 10, 29–31). Этими словами Спаситель мира изобразил то неусыпное попечение, которое имеет Бог и которое может иметь только один всемогущий и вездесущий Бог о рабах и служителях Своих. Таким попечением Бога о нас мы избавлены от всякого малодушного попечения и страха о себе, внушаемых нам неверием. Смиримся убо под крепкую руку Божию, да ны вознесет во время, всю печаль нашу возвергше Нань, яко Той печется о нас (1Пет. 5, 6–7). Когда мы подвергаемся скорби, Бог видит это. Это совершается не только по Его попущению, но и по Его всесвятому Промышлению о нас. Он попускает нам потомиться за грехи наши во времени, чтоб избавить нас от томления в вечности. Часто случается, что тайный и тяжкий грех наш остается неизвестным для человеков, остается без наказания, будучи прикрыт милосердием Божиим; в это же время, или по истечении некоторого времени, принуждены бываем пострадать сколько-нибудь вследствие клеветы или придирчивости, как бы напрасно и невинно. Совесть наша говорит нам, что мы страдаем за тайный грех наш! Милосердие Божие, покрывшее этот грех, дает нам средство увенчаться венцом невинных страдальцев за претерпение клеветы и вместе очиститься наказанием от тайного греха. Рассматривая это, прославим всесвятый Промысл Божий и смиримся пред ним.

Поучительный пример самоосуждения и самоукорения, соединенных с славословием праведных и многомилостивых судеб Божиих, подали три святые иудейские отрока в плену и в пещи вавилонских. Благословен еси Господи Боже отец наших, говорили они, хвально и прославлено имя Твое во веки. Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна, и прави путие Твои, и вси суди Твои истинны, и судьбы истинны сотворил еси по всем, яже навел еси на ны и на град святый отец наших Иерусалим: яко истиною и судом навел еси сия вся на ны грех ради наших. Яко согрешихом и беззаконновахом, отступивше от Тебе, и прегрешихом во всех (Дан. 3, 26–29). Святые отроки, за верность свою истинному Богу ввергнутые в разжженную печь, и не сгорая, но пребывая в ней как бы в прохладном чертоге, признавали и исповедовали себя согрешившими вместе с соотечественниками, которые действительно отступили от Бога. По любви к ближним они распространяли на себя согрешения ближних. По смирению, будучи святыми и праведниками, не захотели отделяться от братии, порабощенных греху. Из этого состояния, из состояния самоосуждения, смирения и любви к человечеству, из оправдания попущений Божиих, они уже принесли молитву Богу о спасении своем. Так и мы будем славословить Промысл Божий и исповедовать греховность нашу при всех встречающихся напастях, и наших частных, и общественных, – на основании этих славословия и исповедания умолять Бога о помиловании. Священное Писание свидетельствует, что рабам Божиим, шествующим путем заповедей Божиих, посылаются особенные скорби в помощь их деятельности, как и Спаситель мира сказал, что Отец Небесный всякую розгу творящую плод о Христе, очищает, да множайший плод принесет (Ин. 15, 2). Эти очистительные скорби именуются попущениями или судьбами Божиими; о них воспел святой Давид: Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе (Пс. 18, 10). Судьбам Твоим научи мя! Пусть узнаю и уверюсь, что все, случающееся со мною горькое, случается по Промыслу Божию, по воле Бога моего! Тогда познаю и то, чтосудьбы Твоя помогут мне в немощном и недостаточном моем богоугождении (см.: Пс. 118, 108, 175).

В пример того, каким образом судьбы Божии вспомоществуют рабам Божиим, желающим благоугодить Богу, как они возводят их к той святой деятельности, к которой они никак не достигли бы без помощи судеб Божиих, приведем события с константинопольским вельможею Ксенофонтом, с его супругою и двумя сыновьями. Богатый и знаменитый Ксенофонт проводил жизнь самую благочестивую, какую общее благочестие христиан того времени соделывало возможной посреди мира и какую ныне можно проводить разве только в удалении от мира. Он желал, чтоб два сына были наследниками и имущества его, и положения при дворе императорском, и благочестия. Тогда славилось училище в сирийском Вирите (нынешнем Бейруте). Туда Ксенофонт отправил детей своих для изучения премудрости века сего. Путь из Константинополя в Вирит – морем. Однажды сыновья, посетив отца по случаю его опасной болезни, возвращались к училищу. Внезапно поднялась сильнейшая буря на Средиземном море, корабль разбило, оба юноши были выкинуты волнами в разных местах на берега Палестины. В таком бедственном положении, напитанные с детства помышлениями и влечениями благочестивыми, сыновья Ксенофонта признали в постигшей скорби призвание Божие к монашеской жизни и, как бы по взаимному соглашению, поступили в палестинские монастыри. По прошествии значительного времени Ксенофонт узнал, что корабль, на котором ехали его дети, разбит бурею и что все находившиеся на корабле пропали без вести. Глубоко огорченный отец прибегнул к молитве; после всенощного келейного бдения он получил Божественное откровение, что сыновей его осеняет особенная милость и благодать Божия. Поняв из этого, что они приняли монашество, зная, что в Палестине, против берегов которой корабль претерпел крушение, находится монастырей великое множество, Ксенофонт с супругою отправился в Иерусалим: там он увидел сыновей и уже не возвратился в Константинополь. Из Иерусалима он распорядился имуществом, которое было продано: деньги, вырученные за него, розданы монастырям, церквам и нищим. Ксенофонт и Мария (так называлась его супруга) последовали примеру сыновей своих, Иоанна и Аркадия, вступили в монашество, в котором и родители, и дети достигли великого духовного преуспеяния. Они никак не сподобились бы его, если б пребыли в мирской жизни, хотя и весьма благочестивой. Бог, прозирая их преуспеяние, привел к нему неисповедимыми судьбами Своими. Путь судеб Божиих горек, как засвидетельствовал святой апостол: Егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 2, 6). Последствия судеб Божиих вожделенны, неоценимы. Из жизнеописаний многих других избранников Божиих убеждаемся, что Бог посылает в помощь благому деланию рабов Своих скорби, ими очищает и совершает это делание. Одно собственное делание человека недостаточно, как замечает преподобный Симеон Новый Богослов. «Золото, – говорит он, – покрывается ржавчиною, не может иначе очиститься и возвратить естественную светлость, как будучи ввергнуто в огонь и тщательно выковано молотами: так и душа, осквернившаяся ржавчиною греха и соделавшаяся вполне непотребную, не может иначе очиститься и восприять древнюю красоту, если не пребудет во многих искушениях и не вступит в горнило скорбей. Это изъявляется и словами Господа нашего: Продаждь имение твое, и возми крест твой, и гряди во след Мене (Мф. 19, 21; Мк. 10, 21). Здесь крестом знаменуются искушения и скорби. Раздать все свое имение и вместе не подвизаться мужественно против случающихся искушений и скорбей, служит, по мнению моему, признаком души нерадивой, неведущей своей пользы: потому что от одного отвержения имений и вещей ничего не приобретут отвергающие их, если не претерпят до конца в искушениях и скорбях ради Бога. Не сказал Христос: в отложении вещей ваших, но в терпении вашем стяжите души ваши. Явно, что раздаяние имений и бегство от мира похвально и полезно, но оно одно, само по себе, без терпения искушений, не может соделать человека совершенным по Богу… Расточивший нуждающимся имение и удалившийся от мира и вещества кичится с великим услаждением в совести своей о уповании мзды, и иногда тщеславием выкрадывается самая мзда. Кто ж по раздаянии всего убогим претерпевает печали с благодарением души и жительствует посреди скорбей, тот вкушает всякую горесть и болезненный труд, а мзда его пребывает неокраденною; его ожидает великое воздаяние в этом и будущем веке, как подражателя Христовым страданиям, как пострадавшего с Ним во дни наведения искушений и скорбей. И потому умоляю вас, братия о Христе, постараемся по слову Господа, Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа, как отверглись мы мира и всего, принадлежащего миру, так и пройти сквозь тесные врата (Лк. 13, 24), заключающиеся в отсечении нашего плотского мудрования и воли, в бегстве от них: потому что без умерщвления для плоти, для похотей ее и воли невозможно получить отраду, избавление от страстей и свободу, являющуюся в нас из утешения, производимого Святым Духом». Отчего мы не желаем подвергнуться скорбям, которые попускаются нам Промыслом Божиим во спасение душ наших, к которым призывает нас Сам Бог? – Оттого, что над нами господствуют сластолюбие и тщеславие: по внушению первого мы не хотим утеснять наше тело; по внушению второго мы дорожим человеческим мнением. Обе эти страсти попираются живою верою, так как, напротив, действуют по причине неверия. На вопрос преподобного аввы Дорофея: «Что мне делать? Я боюсь стыда бесчестий», святой Иоанн Пророк отвечал: «Не переносить бесчестия есть дело неверия. Брат! Иисус сделался человеком и перенес бесчестия: неужели ты больше Иисуса? Это – неверие и бесовская прелесть. Кто желает смирения, как говорит, и не перенесет бесчестия, тот не может приобрести смирения. Вот, ты услышал истинное учение: не пренебреги им. Иначе пренебрежет и тебя дело. О стыде: приводя себе на память всенародный стыд пред Господом, который постигнет грешников, ты вменишь временный стыд ни во что». Вообще, памятование вездесущия и всемогущества Божия удерживает сердце от того колебания, в которое усиливаются привести его помыслы неверия, опираясь на тщеславие и неправильную любовь к телу. Сказал святой пророк Давид: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании! (Пс. 15, 8–9).

Конец ознакомительного фрагмента.

>Молитва игнатия брянчанинова о терпении

О болезни и смирении (из писем)

Без Божией помощи и благодати никто из человеков не силен противостать борениям, невидимым, возникающим в его сердце и производящим душевную бурю.

Молитва и чтение слова Божия помогают в бурях душевных, но и при этом пособии нескоро человек справится с самим собою, не скоро взойдет в пристанище нерушимого спокойствия: потому что не скоро мысли и ощущения Божественные усвоиваются падшему естеству нашему, не скоро вера делается живою. От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу; а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца.

Вам надо привить к Вашему сердцу веру в Бога, покорность Богу; вкусив их, Вы вкусите вместе с ними духовное утешение в скорби и спокойствие.

Борьба с помыслами, приносящими скорбь, как бы эти помыслы ни были многосложны, запутанны и умны, должна быть очень проста, как проста и вся вера христианская, по простоте своей доступная каждому человеку, а по силе своей удовлетворяющая каждого человека.

Боритесь против помыслов и ощущений печали короткими словами: «Господи! Буди воля Твоя! Благословен и Свят Бог во всех делах Своих!» Произносите эти слова умом, а когда Вы одни, произносите несколько вслух; произносите не торопясь, с большим вниманием и благоговением; повторяйте эти краткие слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали.

Когда они снова подымутся, Вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнаете силу этого оружия, по наружности своей, с первого взгляда, столько незначительного. А из состояния борьбы невозможно иначе выйти в состояние спокойствия, как победою. Подчиниться печали – чрезвычайно опасно: когда она усилится в человеке, возобладает им, – может убить и тело, и душу.

Не торопитесь умереть: и самая долговременная жизнь в сравнении с вечностию – мгновение. Отдайте себя и срок Вашего земного странствования в волю Божию; а Вы употребите этот срок для того, чтоб приготовить себя как можно лучше к вечности, чтоб сделать как можно больше вечного добра Вашему родителю. Не удивляйтесь тому, что Вы слабы в духовном подвиге: причиною этой слабости Ваша новость.

Время обогатит Вас и опытами и силою. – С участием смотрю на Ваше душевное состояние: Вы переплавливаетесь в лютой скорби, как в огне.

Претерпите тягость этого состояния; по прошествии его, Вы ощутите себя перерожденною, увидите себя обогащенною духовными сокровищами, о существовании которых не имеют понятия люди, которых земная жизнь была усыпана одними удовольствиями.

Тогда Вы узнаете, что благ Господь и в самых скорбях, Им посылаемых: потому что временные скорби приводят к вечным благам тех, которые принимают эти скорби, как должно.

О терпении скорбей и уповании на бога

Тому человеку, которого Бог избирает в служение Себе, посылаются различные скорби. За скорби должно благодарить и славословить Бога, моля Его, чтоб даровал покорность Ему и терпение. Очень хорошо сказал святой Исаак Сирский, увещавая покоряться Богу: «Ты не умнее Бога». Просто и верно.

Проведши жизнь под игом различных немощей, в постоянных преткновениях, в постоянном упущении обязанностей моих, имею тот счастливый результат из такой жизни, что всю надежду спасения моего должен возлагать на единого Бога.

Скорби врачуют душу, приближают к Богу

Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать дляблаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби, в особенности, когда душа, избираемая, заражена миролюбием. Действие, производимое скорбями, подобно действию, производимому ядом.

Как тело, принявшее яд, умирает от естественной ему жизни, так и душа, вкушающая скорби, умирает для мира, для плотской жизни, родившейся из падения и составляющей истинную смерть.

Посему кто отказывается от скорбей, тот отказывается от спасения: ибо Сам Господь сказал, что «неидущие за Ним с крестом своим не достойны Его», что «желающий спасти душу свою в веке сем погубит ее для вечности».

Слова Христовы непреложны и всячески сбудутся, почему и должно распинаться по слову Его, или яснее, на кресте словес Его, хотя плоть и вопиет против распятия. Для благодушного и мужественного перенесения скорбей должно иметь веру, т. е. веровать, что всякая скорбь приходит к нам не без попущения Божия.

Если влас главы нашей не падает без воли Отца Небесного, тем более без воли Его не может случиться с нами что-либо важнейшее, нежели падение с головы волоса. Далее – рождается в скорбях благодушие, когда мы предадимся воле Божией и просим, чтоб она всегда над нами совершалась. Также в скорбях утешает благодарение, когда благодарим за все случающееся с нами.

https://www.youtube.com/watch?v=8yAVlLQ_LmY

Напротив того, ропот, жалобы, расположение плотское, т. е. по стихиям мира, только умножают скорбь и соделывают ее нестерпимою. Святой Исаак сказал, что «тот больной, который при операции сопротивляется оператору, умножает только свое мучение», почему, покоримся Богу не одним словом, но и мыслию, и сердцем, и делами.

Презрим мир и мнение его, потому что Спаситель говорит нам: «Кто постыдится словес Моих в сем роде грешном и прелюбодейном, того и Аз постыжусь пред Отцем Моим и Ангелами Его».

От угождения миру теряется дерзновение к Богу, а от презрения к миру делается христианин Богу свой и со многим дерзновением обращается к дому Его, веруя слову Его, как Слову Божию, а не с двоедушием, от которого ослабляется действие Слова Божия за неверие, сопряженное с двоедушием.

Уснувшие сном уныния – восстаньте! Расслабившие себя двоедушием, укрепите себя верою! Смягчите ожесточенные сердца Ваши усердною молитвою и слезами.

Приступите к Господу со смирением, и вместится в Вас Слово Его, и благодать Его, и воскресит мертвые души Ваши! Если слово судится и осуждается, то оно остается без пользы; если же примется со смирением, то хотя наружность его жестка, но плод – духовное утешение, рождающееся от познания и приятия Истины, в которой спасение.

Скорби приближают к Богу; Евангельские добродетели

В ответ на письмо Ваше скажу Вам слово Божие, которое должно Вас укрепить и утешить в постигших Вас скорбях. «Аз их же люблю, – говорит Господь, – обличаю и наказую».

Все приблизившиеся и усвоившиеся Господу достигли этого многими скорбями, по свидетельству Священного Писания.

Апостол Павел проповедывал в числе догматов, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие4 Деян. 14, 22.

. Напротив того, те, которые чужды скорбей, признаются забытыми Богом. – Итак, не унывайте в скорбях Ваших, но благодарите за них Бога, как за великое благодеяние, и полагайтесь на Его святую волю и на Его святой Промысл. Да почитывайте Евангелие, чтоб Вам научиться из него, что не несущий креста своего не может быть учеником Христовым! Что бы было с Вами, если б Бог не обучал Вас скорбями? Вы бы пожертвовали и всем временем Вашим, и всеми способностями Вашими суете, и вступили бы в вечность недостойною никакой награды, – напротив того, достойною полного наказания за пренебрежение Христом Спасителем мира, Сыном Божиим, принесшим Себя в жертву за Вас с тем, чтоб Вы принесли себя, для собственного Вашего блага, в духовную жертву Ему. Недостаточно быть добрым по естеству: надо быть добрым по Евангелию. Естественное добро часто противоречит добру Евангельскому; потому что наше естество находится не в первобытной чистоте,…

конец ознакомительного фрагмента

Молитва Игнатия Брянчанинова

Среди представителей христианского учения, которые оставили культурное наследие в духовной жизни России, один из выдающихся деятелей православной церкви Игнатий Брянчанинов. Молитва Игнатия Брянчанинова перед чтением Евангелия относится к разряду наставнической литературы.

Игнатий Брянчанинов

Епископ Кавказский появился на свет в знаменитой семье дворян в начале девятнадцатого столетия с именем Дмитрий. До его рождения мать потеряла двоих детей и посещала церкви и обители. Благодаря ее молитвам в семье появился Дмитрий, а затем еще пятеро детей. С детским лет Дмитрий увлекался чтением книг. Все дети семейства Брянчаниновых обучались первоначально в кругу семьи.

Как полагалось в дворянском семействе мальчика, в возрасте пятнадцати лет его направили в военную академию. Когда глава семьи поинтересовался к чему лежит его душа, тот ответил что влечет к монашеской жизни.

Но отец не придал этому значения и посчитал блажью. Дмитрий успешно сдал все экзамены и прошел конкурс, а педагоги пророчили ему блестящую будущую карьеру.

Он посещал литературные вечера Академии художеств, общался с Пушкиным, Крыловым, Батюшковым.

https://www.youtube.com/watch?v=svVxeZlM2oc

Окончив военную академию и получив звание поручика, подал ходатайство об увольнении со службы, которое не удовлетворили и он отправиться к месту назначения. По месту прибытия Дмитрий сильно заболел.

Болезнь не отпускала его больше года, он подал ходатайство об увольнении со службы и отошел от мирских дел, уехал в Александро-Свирский монастырь и стал послушником.

Однако жизнь в Оптинской пустыни плохо сказалась на его здоровье.

Время послушания испытывало Дмитрия на прочность, и в 1831 году он постригся в монахи с именем Игнатий. Его назначили главой Пельшемской Лопотовой обители, где он был не только пастырем, но и строителем, потому что в обители многие построения пришли в упадок.

Его старания принесли первые плоды, и Игнатия назначают ответственным опекуном Троицко-Сергеевской пустыни в чине архимандрита. Через двадцать шесть лет его назначают Кавказским и Черноморским епископом.

За время служения отца Игнатия управленческие органы приведены в порядок, оклады священным служителям повышены, организован церковный хор, построен дом с подворьем для архиерея.

Затем он подает ходатайство об увольнении со службы в связи с болезнью в Николо-Бабаевскую обитель, которое удовлетворили. Здесь святой Игнатий нашел последнее пристанище и умер в возрасте шестидесяти лет.

Так же читайте: Акафист Иоанну Воину

Литературное наследие святого

Отец Игнатий оставил большое духовное и просветительское наследие, переписку с теологами и государственными деятелями той эпохи. Игнатий Брянчанинов о молитве Иисусовой для мирян указывает на основные моменты правильного чтения:

  • устная или гласная молитва произносится вслух или шепотом;
  • читается текст со смирением и вниманием;
  • молитва должна приносить наслаждение.

Первое произведение «Отечник». При жизни отца Игнатия печатались:

  • «Аскетические опыты»;
  • «Аскетическая проповедь»;
  • «Приношение современному монашеству».

Литературные труды Игнатия Брянчанинова затронули разделы:

  • эсхатологии;
  • экклесиологии;
  • ангиологии;
  • апологетики.

В монашеской среде и среди мирян востребована книга «В помощь кающимся», которая включает рекомендации тем, кто стал на путь просветления. В молитве о прощении Игнатий Брянчанинов указывает на важное условие понимание страстей эгоизма, зависти, гордыни, жадности, пьянства и других пороков, искоренение которых открывает любовь к ближнему, радость, душевный покой.

Текст молитвы святителя Игнатия Брянчанинова:

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая.

Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси.

Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие.

Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих.

Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

https://www.youtube.com/watch?v=GaV37zZKemE

Смотрите еще видео с поучениями святителя:

Молитва Игнатия Брянчанинова

rumagic.com

Господи, Ты посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых! И повелеваешь водам моря, ветрам неба! И чудно вырастают хлебы в руках Твоих, дают тысячекратный урожай, – посеваются, жнутся, пекутся и преломляются в одно и то же время, в одно мгновение! И алчешь Ты, чтоб нас избавить от глада! И жаждешь Ты, чтоб удалилась наша жажда! И путешествуешь по стране нашего изгнания с утруждением Себя, чтоб возвратить нам утраченное нами, спокойное, исполненное сладостей небесное естество! Ты проливаешь пот Твой в саду Гефсиманском, чтоб мы перестали проливать пот наш в снискании хлеба, научились проливать его в молитвах для достойного причащения Хлеба небесного. Произращенное нам проклятою землею терние, Ты приял на главу Твою; Ты увенчал, изъязвил тернием пресвятую главу Твою! Лишились мы райского древа жизни и плода его, сообщавшего бессмертие вкушающим, – Ты, распростершись на древе крестном, соделался для нас плодом, дарующим жизнь вечную причастникам Своим. И плод жизни, и древо жизни явились на земле, в стане нашею изгнания. Этот плод и это древо превосходнее райских: те сообщали бессмертие, а эти сообщают бессмертие и Божество. Твоими страданиями Ты излил сладость в наши страдания. Мы отвергаем земные наслаждения, избираем в жребий свой страдания, лишь бы только соделаться причастниками Твоей сладости! Она, как предвкушение жизни вечной, сладостнее и драгоценнее временной жизни! Ты уснул сном смертным, который не мог удержать Тебя в вечном усыплении. Тебя – Бога! Ты восстал и даровал нам возбуждение от этого сна, от лютого сна смертного, даровал блаженное и славное воскресение! Ты вознес обновленное естество наше на небо, посадил ею одесную предвечного, Тебе совечного, Отца Твоего! Господь наш! Даруй нам и на земле и на небе славословить, благословлять, восхвалять благость Твою! Даруй нам откровенным лицом зреть страшную, неприступную, великолепную Славу Твою, вечно зреть Ее, поклоняться Ей и блаженствовать в Ней. Аминь.

МОЛИТВА О ДЕНЬГАХ СВЯТИТЕЛЮ ИОАННУ МИЛОСТИВОМУ

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех.

Не престай молися ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовой любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал себе имя «милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостями и всех жаждущих обильно напояющая.

Веруем, яко, по преселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни.

Сотвори убо своим ходатайством и заступлением пред Богом «всякия утехи», да вей, прибегающий к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго успокоения в Царствии Небесном.

В житии своем на земли ты был пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим; ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом на небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении.

Не точию сам ты творил милость безпомощным, но и сердца других воздвигал к утешению немощных и к призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да веселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Духе Свято, – во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

Святая Блаженная Праведная Матрона Московская

ЕСЛИ НЕТ ДЕНЕГ ПЛАТИТЬ ЗА КВАРТИРУ

О помощи в нужде издавна христиане молитву Праведному Филарету Милостивому возносили. Утром, как с кровати встанете, перед образом святого слова молитвенные прочтите и перекреститесь трижды.

Возьмите длинную тонкую ленту из бумаги, да в строчку тропарь этот на ней напишите.

Ленту в трубочку скатайте и во внутренний карман положите, носите с собой до тех пор, пока проблема не разрешится, а после сожгите бумагу и пепел по ветру развейте.

Тропарь, глас 8

В терпении твоем стяжал еси мзду свою, праведне, и в заповедех Господних совершенне пожил, нищих возлюбил и сих удоволил еси, но молися Христу Богу, блаженне, спастися душам нашим.

МОЛИТВА СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ О ПРИОБРЕТЕНИИ ДОМА ИЛИ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавая, да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигде не обретающих утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявольского страстно воюющего, помоги донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помоги нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляя милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимаго: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ ОБ УСПЕХЕ В ДЕЛАХ

О святителю великий Василий Великий! Ты многая и различная дарования от Господа приял вей, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается.

Се бо отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости имущим – ума просветигель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления правого образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием и исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ ДЕЛ

Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй! Осеняя чело святым крестным знамением, я раб Божий, воздаю хвалу Господу и молю святого ангела своего о помощи. Святый ангеле, предстояй мне во днешнем дне и в будущем дне! Буди мне помощник в делах моих.

Да ни в коемже гресе прогневаю Бога! Но прославлю его! Да достойна мя покажеши благости Господа нашего! Подай мне ангеле, помощь твою в моем деле, дабы трудился я на благо человек и во славу Господа! Помоги мне быть зело сильне супротив врага моего и врага рода человеческого.

Помоги мне, ангеле, исполнить волю Господа и быть в ладу со слугами божиими. Помоги мне, ангеле, поставить дело мое во благо человек господних и во славу Господа. Помоги мне, ангеле, стоять моему делу во благо человек господних и во славу Господа.

Помоги мне, ангеле, процветать делу моему во благо человек господних и во славу Господа! Аминь.