Святые отцы о лукавстве

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛУКАВСТВЕ

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно

и прибыл в Свой город.

И вот, принесли к Нему расслабленного,

положенного на постели.

И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному:

дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе:

Он богохульствует.

Иисус же, видя помышления их, сказал:

для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи,

или сказать: встань и ходи?

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий

имеет власть на земле прощать грехи,-

тогда говорит расслабленному:

встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

Народ же, видев это, удивился и прославил Бога,

давшего такую власть человекам (Мф. 9, 1 – 8).

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Мысли на каждый день года

Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит». Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», — и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.

Путь ко спасению

Очень многие, если не действуют, как должно, с напряжением, а остаются в усыплении и беспечности, то потому, что не знают спасительных истин или неполно знают. Полнота знания победительна, ибо тогда некуда укрыться лукавому сердцу.

***

… исправность твоя внешняя есть лицедейство богоненавистное, при неисправности сердца, что ни похвалы других, ни широкость товарищества в худодействе не укроют тебя от Божия суда и гнева. Мало-помалу будешь обособляться в мысли и становиться одним — один пред взором ума и совести, которая подаст сильный голос против тебя, особенно после того как, сличив себя с тем, каким тебе подобает быть во Христе, найдешь, что ты далеко отстал от своего первообраза. Вследствие сего, если сознание твое не будет лукавить пред собою, естественно тебе оробеть за себя.

***

Но трудись, и трудись не ослабевая. Есть лукавство в грешной душе, что она всячески уклоняется от труда по делу спасения.

***

Начни же прежде обличать себя — и обличи. Устрани все из внимания и оставь себя одного с своею совестью пред лицем Бога — Судии всевидящего. Раскрой, что ты знал, что не должно, и, однако ж, похотел; мог и похотевши отстать — и не употребил в свое благо своего самовластия: и разум, и совесть были против, и совне препятствия были, но все эти вразумления презрены тобою. Так сделай в отношении к каждому греху. Увидишь, что всякий грех делан самоохотно, с сознанием его грешности и еще с усилием в преодолении препятствий, — и совесть заставит тебя беспрекословно сознаться в виновности. Лукавство грешного сердца начнет, может быть, изобретать извинения — то в немощи естества, то в силе темперамента, то в стечении обстоятельств, то в напоре житейских отношений — не слушай. Все это могло усиливать влечение ко греху, но согласия на грех никто никогда вынудить не может — оно всегда есть дело произволения. Сказал бы: «Не хочу» , — и всем искушениям конец!

***

Говорят: не верь плоти — она лукавит. И лишь только, по надежде на ее смирение, послабишь, тотчас схватит тебя и одолеет. Борьба с нею погробная, но всетаки сначала труднейшая, а после легче и легче, пока наконец останется одно внимание к порядку, с легкими ощущениями порывов плоти.

***

Закон такой: оставить должно все, что опасно для новой жизни, что возгревает страсть, наносит суету и погашает дух, а во всем этом сколько разнообразия!.. Мерою тому пусть будет собственное сердце каждого, искренно ищущего спасения без лукавства, не напоказ только.

МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ

Слова 1-7

Тем, которые с недоумением говорят: «что это? не бывает и дня, в который бы не имел я ненависти к брату, или не сознавал в себе чего иного лукавого, чему иногда подвергаюсь даже и невольно?» — должно сказать следующее: в том весь подвиг, о том все рачение у человека, чтобы противиться лукавому и лукавым помыслам.

***

Любителю добродетели должно позаботиться о великой рассудительности, чтобы не обманываться в различении добра и зла, и входить в исследование многообразных козней лукавого, который обык обольщать многих благовидными представлениями, по крайней мере, разуметь, что безопасное на все полезно. Поэтому, не поддавайся легкомысленно и скоро, к обольщению своему, внушениям духовных сил, хотя бы это были и сами небесные Ангелы; но будь медлителен, подвергая это самому тщательному испытанию, усвояя себе прекрасное, и отревая лукавое. Ибо действия благодати не неявны; и грех не может произвести оных, хотя бы и принял на себя личину добра.

***

… душа, вследствие преслушания поглощенная вещественными и нечистыми помыслами, соделалась как бы неразумною; почему, не малый потребен труд возникнуть ей из такого вещества, уразуметь утонченность лукавства и освободиться от оного, чтобы прийти в срастворение с безначальным Умом.

***

Держимся и Божиих заповедей, но не отлагаем прочь и собственную свою славу. Никто не решается совершенно отречься себя самого. Если наклонность любви к миру хотя немного перетянет весы в сердце, — тотчас лукавое слово выходит даже и на уста. А потом ум, как бы натягивая внутри лук, устреливает ближнего языком, и зло доходит до рук, а иногда до ран, и до самого убийства. Из сего можно усматривать, чем начавшись, до каких ужасов простирается это кратковременное движение души.

***

Как же скоро человек уклонится сколько-нибудь от жизни согласной с волею Божиею, и оскорбит Божественного Духа, — ум его извергается и отлучается от духовного веселья; потому что умаляются в нем Божественная благодать и любовь, и всякое благое действие Духа, сам же он предается скорбям, искушениям и лукавым духам, пока душа не начнет опять ходить право, в благоугождение Духу. Потом, показав свое покаяние во всяком исповедании и смирении, снова сподобляется наконец благодатного посещения, в большей, нежели прежде, мере восприемлет небесное веселье. Если же душа ничем не оскорбит Духа, но будет жить благоугодно, противоборствуя всяким лукавым помыслам и постоянно прилепляясь ко Господу: то таковая душа по справедливости и соразмерно с сим преуспевает, сподобляется несказанных даров, преставляется от славы в славу, от одного упокоения к упокоению совершеннейшему, а потом, достигши совершенной меры Христианства, сопричтена будет к совершенным делателям и неукоризненным священнослужителям Христовым в вечном Христовом царстве.

***

Хранить должно душу и предостерегать ее от собеседования с скверными и лукавыми помыслами. Как сквернится тело, сошедшись для нечистоты с другим телом: так растлевается и душа, сдружаясь с лукавыми и скверными помыслами, соглашаясь на оные, и соизволяя не только на лукавство, но и на всякий порок, как то: неверие, обман, тщеславие, гнев, зависть и раздор. Сие-то и значит очистить себя от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1).

***

И если случится увидеть, что сердце несогласно с законами Божиими; то всеми силами да постарается как тело, так и ум соблюдать нерастленными и несоизволяющими на лукавые помыслы, если хочет только, чтобы Бог, по обетованию, вселился в чистой его душе. Ибо вселиться и походить (2 Кор. 6, 17) обетовал Он, без сомнения, в душах чистых и добротолюбивых.

***

И лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть желания, но сколько попускается ему Богом.

***

… должны мы с твердостию переносить всякое искушение лукавого.

***

… Господь, видя, что человек, как сказано, владеет собою и насильно влечет себя, без сомнения, дарует ему без труда и удобно совершать, чего прежде не в силах был сделать и с принуждением, по причине живущего в нем лукавства.

***

У сопротивника, покушающегося отвлечь нас от любви Христовой, тысячи есть ухищрений против нас. Или с помощию духов злобы наводит он на душу внутренние скорби; или подготовляет в ней скверные и непозволительные помыслы, приводя на память прежние грехи, как бы с намерением ввергнуть душу в расслабление, и внушить ей помыслы отчаяния, и именно, что невозможно ей улучить спасение, и что помыслы сии душа, как бы совершенно сама из себя рождает, а не чуждый дух злобы всевает их в душу, и старается сделать сие скрыто. Посему, сопротивник, или производит сказанное выше, или наводит телесные труды, или промышляет укоризны и скорби от людей. Но в какой мере лукавый устремляет на нас разжженныя сии стрелы; в такой же и нам надлежит более и более воспламеняться надеждою на Бога, в точности зная, что есть Божия на сие воля, — души, пламенеющие к Богу любовию, подвергать испытанию, истинно ли возлюбили Его.

СВ.ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Моя жизнь во Христе, часть 1

Когда сердце твое уклонится в помышлении лукавства и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнулось с камня веры, тогда скажи себе внутренне: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него — мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем; без креста Господня я давно был бы жертвою самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; крест — покой и утешение мое.

***

У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни — война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия. Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце — лукавое маловерие или неверие, устами как будто близок человек к Господу, а сердцем далек. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом.Молись да и крепись, сердце свое крепи.

***

Больше всего лукавый стоит между нашим сердцем и Богом; — он-то отдаляет от нас Бога разными страстями или похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской.

***

… говоришь: избави нас от лукавого; а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник — диавол? — Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем; не лги же, смотри, Господу на молитве твоей.

***

Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые — тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе дух благий, Дух Святый; а когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда — худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу. Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения; а дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе — Дух Божий и когда — дух злой, и как можно чаще возвышайся благодарным сердцем к Всесвятому Духу, оживотворяющему и освящающему тебя, и всеми силами беги сомнения, неверия и страстей, с которыми вползает в нашу душу духовный змий, тать и убийца наших душ.

***

Степени блаженства и мучений в будущем веке будут различны. Это доказывается и настоящим состоянием душ у различных людей или у одного и того же человека в различное время, при различных положениях. Чем проще, добрее, общительнее человек, тем он блаженнее внутренне; тем лукавее, злее, самолюбивее, тем несчастнее; чем сильнее в нем вера и любовь, тем блаженнее; чем слабее, тем хуже, так что маловеры, безверы, человеконенавистники — самые несчастные люди. Поэтому разумевай и о будущих мучениях.

***

Гордый человек в то время, как другие рассказывают о добродетелях какого-либо человека, лукаво боится, как бы этот человек не был выше его по добродетелям и не затмил его, ибо гордый ставит себя выше всех и не воображает найти такие же добродетели или лучшие в других людях. Беда для него совместничество других.

***

Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и чрез временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. В поте лица твоего, сказано, снеси хлеб твой .

***

Диавол с лукавством побуждает нас — вместо того, чтобы раздражаться на него самого, — внушает нам замечать грехи ближнего, чтобы нас озлобить, раздражить против человека, возбудить презрение к нему, и таким образом держит нас во вражде с ближними и с Самим Господом Богом.

***

… не надо унывать, а благодушно и с терпением переносить находящий на душу нашу мрак сердца, расслабляющий и нудящий к нетерпению и злобе огонь, скорбь и тесноту, зная, что это необходимо в порядке нашей духовной жизни, что этим Господь испытывает нас, не похулим ли мы путь истинный, путь св. веры и добродетели, и не соизволим ли пути лукавому.

***

Диавол, как дух, как простое существо, может запнуть и уязвить душу одним мгновенным движением помысла лукавства, сомнения, хулы, нетерпения, раздражения, злобы, мгновенным движением пристрастия сердца к чему-либо земному, движением лицезрения, любодеяния и прочими страстями — может искру греха раздуть, с свойственною ему хитростью и злобою, в пламя, свирепеющее с адскою силою во внутренностях человека. Надо держаться и всеми силами крепиться в истине Божией, отвергая ложь, мечты и злобу диавольские в самом их начале. Тут человек весь должен быть внимание, весь око, весь адамант несокрушимый во всех частях своих, твердый и неуязвимый. О! слава, слава победе Твоей, Господи! Тако да побеждаю в державе крепости Твоея врагов невидимых и видимых, во вся дни живота моего, до последнего моего издыхания. Аминь. О, простота веры! не покидай меня.

***

Молись за творящих тебе напасть, да молитвою и их избавишь, если Бог благоволит, от лукавства, злобы и козней, и себя избавишь от напасти.

***

Оказывай любовь просто, без всякого уклонения в помышления лукавства, без мелочных житейских корыстных расчетов, памятуя, что любовь есть Сам Бог, Существо препростое.

***

Не унывай и не приходи в отчаяние, когда чувствуешь в душе своей убийственное дыхание и брожение злобы и лукавства, нетерпения и хулы или расслабление от нечистых и скверных помышлений, но борись с ними неослабно и терпи мужественно, всесердечно призывая Господа Иисуса, ада Победителя.

***

Сердце в одну минуту может измениться несколько раз к доброму или худому, к вере или к неверию, к простоте и лукавству, к любви и ненависти, к доброжелательству и зависти, к щедрости и скупости, к целомудрию и блуду. О, какое непостоянство! О, сколько опасностей! О, какое нужно трезвление и внимание к себе!

***

Говорят: нет охоты, так не молись — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное нудится , без самопринуждения к добру не спасешься.

***

Во время молитв домашних и общественных против лукавства диавольского и рассеяния мыслей напоминай себе о простоте истины и говори себе: просто, т.е. я верую во все, просимое в простоте сердца, и прошу всего просто; а твое, враже мой, лукавство, твои хулы, мерзости, мечты, — отвергаю.

***

… если о ком молишься, да не будет в тебе диавольского лукавства и двоедушия…

***

… враг исконный, отец лжи, диавол, не дремлет и всеми способами усиливается окаменить и сделать нечувствительным, лживым и лукавым твое страстное сердце…

***

Для чего Господь прилагает нам день ко дню, год к году бытия нашего? Чтобы мы постепенно отъяли, отбросили лукавство от душ своих, каждый свое, и усвоили себе блаженную простоту…

***

Мучение мечтающему в сердце своем или мыслящему лукавое и греховное! Скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое .

***

Господь так свят, так прост в святости Своей, что один помысл лукавый или нечистый лишает нас Его, сладкого и пресладкого, чистого и пречистого мира и света душ наших. Отсюда святые все — свет, все единое благоухание, как свет солнца, как самый чистый воздух. Господи, даждь ми сию простую святыню!

***

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Лукавство в православии имеет давнее значение. Слово «лукавый» произошло от славянского «лука» (изгиб), что есть одним из наименований диавола. Оно не раз упомянуто в Новом Завете, в частности в самой известной молитве «Отче наш».Само по себе оно указывает на нравственную искривлённость, лживость, и неискренность. А «диавол» переводится как клеветник.О том,что значит лукавство и какие признаки лукавства существуют, далее в статье.

Лукавый человек

Человек лукав.И таким его сделала греховность. Лукавство впиталось во всё его существо: проникло в разум, слова, чувства, дела. Он врёт постоянно:

  • по поводу и без повода;
  • хитрит в мелочах и в сложных ситуациях;
  • недосказывает;
  • перевирает;
  • преувеличивает;
  • умаляет;
  • спрашивает совета, чтобы не воспользоваться им;
  • прощает себе, не прощая другим;
  • видит малое, но не замечает огромное.

Затем оправдывает себя за всё сказанное и сделанное, пытаясь найти «наигранную» правильность своим решениям. Человек просто болен неправдой и лукавством, и эту тайну невозможно исследовать до конца.

Святые о лукавстве

О лукавстве, хитрости и коварстве в Библии сказано много. Практически все святые высказывали своё мнение об этом самом неприятном качестве человеческой души. Ибо именно оно разрушает её изнутри и несёт негативное влияние в мир окружающий.

Часто в своих сказаниях преподобные используют прилагательное от этого слова, которое также имеет соответствующее значение в каждом библейском высказывании.

Апостол Павел

Святой апостол Павел применял его для характеристики эпохи, говоря о том, что Иисус «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века». Лукавый век есть временем, когда живёт падший человек, время всепоглощающего эгоизма и непримиримых страстей.

Макарий Великий

Таким словом часто пользовались святые отцы, в частности преподобный Макарий Великий, нарекая на то «лукавый князь есть царство тьмы», которая пленила человека, облекла властью его душу, дабы сделать царём во всех деяниях и словах. Тем самым душа человеческая и доселе во грехе, а всё его существо осквернено и не имеет свободы ни в помыслах, ни в уме, ни в теле.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Святой Василий

Святитель Василий рассматривал лукавство как изобретательность на злые умыслы. Это происходит, когда человек, прикрываясь добрыми мыслями и делами,предлагает это же другому, как приманку. Выгода, корысть, себялюбие – и только хитростью, без малейшего намёка на искренние намерения со своей стороны.

Симеон Богослов

Преподобный Симеон Богослов не раз писал о том, что нельзя предаваться беспечности и бездействию, ибо они и порождают лукавство, а от него рождается всякое зло.

В Библии огромное количество размышлений об этом качестве духа людского. Ясно одно, лукавство – грех. И спорить с этим нет причин, ведь всё, что порождено от лукавого, несёт только плохое. А человек в праве сам выбрать путь, по которому идти. И каждый такой выбор есть выбором всей жизни – правда, искренность и преданность Богу или себялюбие, враньё и эгоизм. От греха не рождается вера, а она есть смысл всего бытия.

С лукавым по лукавству его (Библия)

В благодарность за избавление от врагов царь Давид прославил Господа песней, в которой, в частности, было сказано: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (2 Царств 22:26,27; ср. Псалтирь 18:26 ).

Притча об истине лжи и лукавстве:

С незапамятных времён у дороги, что ведёт из порта Трёх Земель к старому городу Алый – столице волшебной страны Сказка, жила лужа по имени Дёма. Её отец майский дождь и мать утренняя роса с самого рождения не помнили свою дочь, ребёнка случайной, мимолётной любви, а Дёма не помнила их.


Проходили дни, года, Дёма росла, набираясь сил и мудрости, из дня в день слушая торговцев, что везли свои товары или путников, путешествующих налегке. Обрывки слов, смех, плач, даже кровь,– её жизнь состояла из этого.Дёма встречала и провожала каждого, от каждого получала крупицы нового. Но вместе с тем не замечала: как из-под колёс телег, ног людей поднималась пыль и грязь, находились такие, что даже кидали в неё мусор. Поверхность Дёмы стала давно уже не прозрачна, а чистый воздух вокруг сменился ужасным запахом гнили.


А через дорогу напротив пророс молодой Лютик, шутник, ветер принёс его семечко с дальнего поля и бросил, посмеявшись, на обочину. Лютик не был красив, и никто не обращал на него внимания, но однажды утром Дёма, очнувшись от сна, вместо лютика увидела Розу. Белый, прекрасный цветок.

Проходивший мимо ранний путник остановился, поражённый и удивлённый его красотой, ласкал нежные листья и улыбался своим мыслям. На прощание он, совсем близко приблизившись к цветку, вдохнул его аромат:


— Так прекрасен его запах!

Жаль,что его портит вонь от лужи напротив – с сожалением пробормотав, ушёл, улыбаясь и что-то напевая сам себе.


— «Вонь от лужи»!? Я? … я не могу, нет! – Дёма плакала и провела этот день в горьких мыслях, каждый, кто прошёл мимо, сказал, как она безобразна и противна.

Зашло солнце, и вместо прекрасной розы, как и прежде, оказался Лютик.
 -Что? Он лгал, он не роза! Он Лютик! – воскликнула она, опечалившись добавила:


— А я? Я грязная и смердящая лужа – и вновь тихо заплакала.


— Но если он, то и я тоже могу обернуться кристальной! Радовать и давать живительную влагу утомлённым дорогой путникам! Но это значит лгать? Жизнь в обмане каждый день! Как это низко и подло! Нет, никогда – решила она и облегчённо заснула.

Так минули дни, люди по-прежнему улыбались цветку и бранились на Дёму, только один путник задумчиво посмотрел на неё, не обронив ни слова ушёл. До заката он вернулся, держа за узды запряжённую в телегу лошадь. В телеге через края ссыпался речной песок, человек сноровисто принялся за работу и до темноты от лужи не осталось и следа.

Настала ночь, Лютик грустил, он не мог понять, как можно ставить выше всего свои «никчёмные» принципы и не приносить радости и пользы другим.

Подумаем, как часто мы пытаемся показаться людям лучше, чем мы есть на самом деле. Но задумаемся, насколько то, что мы делаем нужно Богу, как мы при этом выглядим в Его глазах…

Пусть хранит Вас Господь!

О действии лукавых духов

Недавно в издательстве «Никея» вышла книга постоянного автора портала Православие.Ru игумена Нектария (Морозова) «Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека». С любезного разрешения «Никеи» публикуем главу из этой книги, посвященную тем уловкам, к которым прибегает главный враг нашего спасения. Завтра, 25 сентября, в 19:30 в культурном центре «Покровские ворота» (Москва, ул. Покровка, 27) состоится официальная презентация этой книги, на которой будет присутствовать автор.

​***

Лествица. Фрагмент иконы

Всё поприще нашей земной жизни – это поприще духовной брани. Когда же мы говорим о брани, то есть о войне, которую мы призваны вести, очень полезно бывает вспомнить, кто является в ней нашим врагом и кому мы вынуждены постоянно противостоять. Безусловно, противостоять приходится своим собственным страстям, своему ветхому человеку, миру сему с его искушениями и соблазнами, но, конечно же, главным нашим противником остается тот, кого мы именуем врагом нашего спасения. И поэтому очень важно понять, какими орудиями пользуется этот враг, то есть диавол, чтобы нас побеждать.

Орудия у него, безусловно, есть разные, но лишь одно из них носит глобальный и всеобъемлющий характер. И вот об этом хотелось бы сегодня поговорить.

Именно ложь является главным орудием, которым нас очень часто побеждает враг

Когда Господь говорит в Евангелии о сатане, Он называет его лжецом и отцом лжи. Именно ложь является тем самым главным орудием, которым против нас враждует и которым нас очень часто побеждает враг. В чем эта ложь может заключаться, и почему ложь так страшна? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, с чего начались все бедствия человеческого рода. Грехопадение нашего праотца имело своим началом именно диавольское лукавство: ведь Адам и Ева пали не сами по себе, а тогда, когда появился в Эдеме змий и начал искушать Еву предложением съесть плод с древа познания добра и зла. И тут можно сразу заметить несколько ложных моментов, которые поселили сомнения в ее неискушенном сердце. Во-первых, змий сказал ей о том, что не умрут люди смертью, если вкусят этот плод, в противоположность тому, что говорил и заповедал об этом Господь. Во-вторых, он сказал о том, что первые люди, вкусив плод этого древа, не только не умрут, но и будут как боги. Эти ложные доводы и послужили причиной того, что Ева прельстилась. Прельстилась Ева, прельстился Адам, и всё это так бедственно и так страшно сказалось на всей истории человеческого рода. В «Видении Григория, ученика преподобного Василия Нового, о Страшном суде» есть такой эпизод: Господь на Страшном суде обвиняет диавола, и обвиняет прежде всего в том, что он обманул первого человека и стал причиной грехопадения, а следовательно, и всех прочих зол, несчастий и трагедий, которые в истории человеческого рода имели место быть.

Нам надо знать, что всё это носит не только какой-то исторический характер, но и повторяется, реализуется в жизни каждого из нас буквально каждый день, потому что в основе любого искушения, которым враг пытается нас сбить с пути истинного, также всегда лежит ложь. Искушает ли он нас гневом, искушает ли блудной страстью, искушает ли желанием выпить – механизм всегда будет один и тот же. Вначале враг влагает в сердце человека желание запрещенного, и это желание всегда бывает вызвано тем, что он представляет человеческому воображению фантазии о том, насколько предлагаемое сладостно, насколько оно прекрасно, насколько оно способно дарить наслаждение и счастье. На самом деле это всегда не так, и человек где-то в глубине души об этом догадывается, но весь напор и все усилия врага направлены именно на то, чтобы убедить его, что это сейчас самое важное, самое приятное, самое вожделенное. Человек попадается на эту удочку, принимает предложение врага, ну а потом происходит всё то, что каждый из нас на собственном опыте неоднократно испытывал: короткое время нам действительно приносит какое-то удовольствие то, чем враг нас искушал, а потом приходят скорбь, разочарование и ощущение огромной внутренней пустоты. И, конечно же, боль оттого, что мы вновь оказались предателями по отношению к Богу.

Стремление диавола «спрятаться», то есть сделать вид, что его не существует, – один из распространенных видов вражеской лжи

Но есть и другие виды вражеской лжи – и, наверное, еще одним распространенным ее типом следует назвать стремление диавола «спрятаться», то есть сделать вид, что его не существует. Знаете, всегда проще творить зло, когда тебя не видят и думают, что тебя нет. Если в детстве кто-то читал книжки про индейцев, то, может быть, помнит, что в индейских племенах были такие провокаторы: они брали стрелу одного племени, выпускали ее в спину индейца другого племени, тот погибал, и из-за этого начиналась война, тогда как ни одно из этих племен ее не хотело. Враг действует порой подобным образом. Он сначала влагает в сердце нашему ближнему что-то недоброе по отношению к нам сказать, а затем в наше сердце влагает какое-то совершенно превратное понимание сказанных слов. И вот уже на пустом месте возникает ссора, и там, где только что царил мир, разгорается вражда. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди «О смертоносном бытии диавола» говорит, что вокруг нас звучит целая симфония зла, и было бы очень чудно, если бы у этой симфонии не было дирижера. Он есть, и он очень искусен и очень талантлив – но, теряя бдительность, мы нередко думаем, что его нет, и потому очень часто остаемся совершенно беззащитными. Если мы знаем, что кто-то может столкнуть нас с края пропасти или крыши вниз, мы никогда на этот край не встанем. Если же мы думаем, что диавола в этом мире нет и он за нами постоянно не следит, то рано или поздно окажемся по неосмотрительности у края и, ощутив в следующее мгновение толчок в спину, погибнем, разбившись. Поэтому так важно бывает в духовной жизни всегда принимать необходимые меры предосторожности.

Преподобный Зосима Соловецкий изгоняет молитвами искушающих его бесов ​

И еще, наверное, нужно вспомнить о том, что диавол является очень глубоким и тонким психологом, обладающим огромным опытом. Причем он не только психолог, знающий человечество в целом, но он знает и каждого из нас, поскольку следит за каждым человеком с его рождения. Он гораздо внимательней к нам, нежели мы сами по отношению к себе. И потому, помимо технологий обмана людей в общем, у него существуют какие-то индивидуальные конкретные способы для каждого из нас. И я надеюсь, что после беседы у каждого из вас будет повод задуматься: как враг обманывает именно меня? Мы же можем рассмотреть здесь лишь еще несколько наиболее распространенных видов лжи – уловок врага, от которых мы все на протяжении своей жизни многократно страдаем.

Голос нашептывает: «Очень хорошо, что ты решил исправиться, и это обязательно нужно сделать. Но зачем это делать сегодня?..»

Очень простая и вроде как бы бытовая, но вместе с тем очень опасная ложь заключается во внушаемом нам врагом помысле: «подожди, начнешь завтра», чего бы это ни касалось. Бывает так, что мы понимаем: пришла пора в чем-то покаяться и исправиться. И вот благодать Божия коснулась уже нашего сердца, и вот уже возникло в нас покаянное чувство и жажда исправления… Враг видит, что ничего не успевает сделать: мы с помощью Божией как-то прорвались через то состояние нечувствия, в котором он нас держал, и начинаем стремительно идти вперед. И тогда он употребляет такое средство: действует очень вкрадчиво, очень ласково – и в нашем сердце начинает звучать его голос, который мы принимаем нередко за голос своего уставшего естества или же измученной различными переживаниями нервной системы. Этот голос нашептывает: «Очень хорошо, что ты решил исправиться, и это обязательно нужно сделать. Но зачем это делать сегодня? Посмотри, уже практически полдня прошло, ты устал и не сможешь этого сделать как следует, так что лучше отложи все это на завтра». А на следующий день с утра происходит ряд каких-то событий, которые нас выбивают из колеи, и к вечеру звучат примерно те же самые слова. Если человек не встрепенется, не поймет, кто ему эти слова нашептывает на ухо, то, безусловно, будет снова откладывать и вновь придет в состояние той сердечной ожесточенности, от которой его на время благодать Божия пробудила. И, как пишет святитель Феофан Затворник в своей книге «Путь ко спасению», может наступить такой момент, когда наше сердце уже станет совершенно глухо по отношению к призывам благодати. А еще он говорит очень строго и определенно, из своего опыта: если ты говоришь: «не сегодня, а завтра», то скажи проще – «никогда», потому что так оно, скорее всего, и будет.

Еще об одной страшной и регулярно повторяющейся лжи пишет преподобный Иоанн Лествичник. Когда враг искушает нас и натыкается на препятствие страха Божия в нашем сердце, он пускает в ход очень простой и действенный способ это препятствие обойти. Нам страшно грешить, и он говорит нам – опять-таки тихо, вкрадчиво, сообщая нашему сердцу в этот момент удивительную теплоту и умиление: «Ты же знаешь, как милостив Господь. Он знает, насколько немощно и несовершенно Его создание. И безусловно, знает, что ты можешь пасть, и Он тебя за это не осудит. Посмотри, сколько было грешников в истории рода человеческого, которые не только такие же грехи совершали, но и кровь человеческую проливали, и ничего, потом каялись, и Господь их прощал». Эта апология греха вкупе со лжепревозношением милосердия Божия может продолжаться иногда пять минут, иногда час, иногда день, а иногда дни напролет. И если в конце концов человек уступает и говорит: «Действительно, ведь Господь милостив и знает, как мне было невыносимо тяжело бороться с этим искушением, так что будет ко мне милосерд», – то он падает. И тут же на смену первой лжи приходит ложь вторая: враг точно так же – он абсолютно в этом смысле бессовестен, как и во всех остальных смыслах, – начинает нашептывать на ухо этому человеку противоположное тому, что он говорил прежде: «Господь правосуден, Господь строг, Господь – Праведный Судия, и теперь тебе прощения нет. Ты же знаешь, каков суд за такие дела». И тут же появляется огромное количество примеров – и из житий святых, и из Священного Писания, которые подтверждают, что да, Господь – Праведный Судия. И действительно, делающие такие дела Царствия Божия не наследуют. И если первая ложь имела целью ввергнуть человека в пучину греха, вторая ложь ввергает его еще и в бездну отчаяния, чтобы не дать уже из этой бездны греха выбраться.

Когда Господь посылает нам испытания, враг влагает в наше сердце предательскую мысль: «Господь о тебе забыл!..»

Еще один столь же распространенный обман заключается в том, что, когда Господь посылает нам какие-то испытания, враг влагает в наше сердце предательскую мысль: «Господь о тебе забыл, не видит, не слышит и даже не знает, что с тобой происходит». И человек в этом состоянии испытания начинает изнемогать. Здесь можно провести такую аналогию: когда мы лежим на операционном столе, нас режут и мы, несмотря на наркоз, чувствуем всё же значительную боль, то нам очень помогает мысль о том, что мы в руках опытного врача, которому можно довериться полностью, и даже если больно сейчас, то, значит, так оно и должно быть, ничего страшного в этом нет. Если же у нас во время операции возникнет мысль, что врач неопытен, некомпетентен и, возможно, нас сейчас по ошибке зарежет, начнется паника, и мы уже сами будем дергаться и двигаться так, что даже самый опытный хирург нам может невольно причинить какой-то вред своим скальпелем. Ту же самую панику враг пытается спровоцировать в нас, когда заставляет думать о том, что Господь о нас не помнит; и порой мы так же начинаем суетиться, метаться из стороны в сторону и в результате, во-первых, лишаемся венца за претерпение тяжелых обстоятельств, а во-вторых, просто начинаем ошибаться, что приводит порой к еще более запутанным ситуациям, из которых потом трудно выходить. Очень важно не терять упования на Бога, и когда «кто-то» начинает нам шептать на ухо безумную мысль, что Бог мог нас забыть, никогда нельзя ей внимать.

Другая похожая ложь заключается тоже в том, что в таких тяжелых обстоятельствах враг начинает внушать нам, что эти испытания никогда не закончатся. «Ты заболел, – говорит он, – ты будешь болеть всегда». И действительно, порой болеешь неделю, две недели, месяц – и враг тут как тут: «Вот видишь, сколько времени ты болеешь. Эта болезнь тебя никогда в покое уже не оставит». И на человека начинает наваливаться страшное уныние, потому что одно дело – потерпеть неделю или месяц, а другое дело – принять мысль, что нужно будет это терпеть всю оставшуюся жизнь. Здесь очень полезно бывает как-то оторваться от происходящего и приподняться над этим искушением. А если мы приподнимемся, что мы увидим? Нашему взору предстанет множество подобных ситуаций, которые в нашей жизни уже были, но так или иначе заканчивались. И болезни были, а потом проходили; и кто-то к нам плохо относился, а потом примирялся с нами; и кто-то нас не понимал, а потом начал понимать. Всё когда-то заканчивается – и плохое, и хорошее; и этот опыт надо не терять, не забывать, а с его помощью отражать эту бесовскую ложь.

Еще одно лукавство врага рода человеческого заключается в том, что он заставляет нас становиться очень мнительными и подозрительными, предпочитать верить самим себе, а не объективным фактам. Преподобный авва Дорофей говорит о том, что человек иногда переживает такое искушение: подходя к группе людей, слышит, как они замолкают при его приближении. И ему кажется, что это потому, что о нем только что говорили что-то нехорошее. Если человек начинает верить подобным, скажем так, бесовским «откровениям», он непременно попадет в беду. В Патерике есть такой пример: некий брат поддался искушению подозрительностью и в конце концов стал верить всему, что нашептывал ему враг. Врагу удалось уверить его в том, что в их монастыре один брат живет нерадиво, другой грешит, третий… Словом, кругом негодяи. И вот этот монах, как-то оказавшись на поле, увидел там снопы, и ему почудилось, что это не снопы, а кто-то из братии впал с женщиной в грех блуда. Он долго боролся с собой, потом приблизился, толкнул их ногой и сказал: «Как вам не стыдно, перестаньте!» И тут наваждение спало, и он разглядел, что это на самом деле всего лишь снопы, и разумел тогда, насколько враг овладел им, и принес покаяние в том, что слишком доверял своим помыслам. Может быть, не такие яркие, но подобные примеры мы можем видеть и в своей жизни. И со стороны на нас, оказавшихся в такой ситуации, смотреть смешно, а может быть, и жалко, а может быть, даже и страшно. Поэтому ни в коем случае нельзя без критического отношения и без анализа принимать то, что нам кажется, – всегда надо себя проверять.

Мы добиваемся справедливости, а точно ли мы хотим именно справедливости, или же это наше самолюбие так проявляется?

Еще одна подобная уловка… Мы все попадаем на протяжении своей жизни в ситуации, когда бывает не совсем понятно: то ли правы мы, то ли правы те люди, перед которыми мы свою правоту отстаиваем. И нам бывает трудно отделить свое представление о том, как должно быть, от тех страстей, которые живут в нашем сердце. Скажем, мы добиваемся справедливости, а точно ли мы хотим именно справедливости, или же это наше самолюбие так проявляется? Решить подчас трудно. И здесь враг очень легко уловляет человеческую душу, начинает внушать: «Конечно же, ты прав». И вот оказывается, что мы «совершенно правы» в одной ситуации, в другой ситуации, в третьей ситуации – соответственно, если мы везде и всегда правы, то все вокруг неправы. Для человека разумного это является основанием серьезно задуматься: а может ли такое быть? Ведь так недалеко и до состояния прелести. Так что, когда нам кажется, что мы правы, надо себя очень серьезно и очень основательно в этом отношении проверять.

Бесы искушают прп. Антония Великого Еще одно искушение, напрямую связанное с предыдущим, – это искушение собственной святостью и праведностью. Кажется, это что-то для нас неимоверное, но нет, и такое с нами случается. Бывает, что человек очень ревностен, очень целеустремлен в своей христианской жизни, но враг всегда ищет лазейку, прощупывает слабости каждого из нас. И вот порой оказывается, что слабостями такого человека являются гордость и тщеславие. И буквально мысль за мыслью, доверяясь врагу, этот несчастный совершенно теряет здравое представление о себе самом и о своей внутренней жизни. Мы знаем немало примеров, когда подвижники, люди на самом деле святой и праведной жизни, начав принимать один за другим тонкие помыслы, всеваемые врагом, доходили до состояния прелести: кто-то из них кончал жизнь самоубийством, кто-то возвращался в мир, а кто-то просто впадал в состояние такого умоисступления, что монашествующие собратья с большим трудом выводили или даже совсем не могли вывести его из него.

В противоположность этому искушению – искушение другое. Это ложная мысль о том, что мы не спасемся, потому что уже погибли. Порой человек начинает верить в то, что он как бы заклеймен печатью: «осужден навеки». Враг собирает всё, что человек сделал в жизни плохого, представляет это его мысленному взору и говорит: «Посмотри, всё это сделал ты. И не только сделал, но и продолжаешь делать то же до настоящего момента; разве можешь ты спастись? Да, другие могут спастись, и грешники спасаются. Почему? Потому, что они были великими грешниками, но и покаяние их было велико. А ты живешь непонятно как, так что надеяться тебе не на что». Но это всегда ложь: пока человек жив, надежда на спасение есть. Один святой старец отвечал лукавому, когда тот искушал его подобной мыслью: «Ну пусть я погиб и буду гореть в аду. Но ты, диавол, ты будешь еще ниже, и жечь тебя огонь будет еще сильнее. Поэтому отойди от меня и предоставь меня самому себе». Так отражая всеваемые ему помыслы, он не впадал в отчаяние.

Если диавол говорит тебе: «Ты даже не начинай: у тебя всё равно ничего не получится» –вспомни святоотеческую притчу о невозделанном поле.

Есть и другая мера той же лжи, но к тому же нас ведущая. Мы приступаем к какому-то действию – будь то чтение, будь то молитва, будь то труд над собой, а может быть, даже какое-то делание, не связанное с совершением нашего спасения. Тут появляется диавол и говорит: «Ты даже не начинай: у тебя всё равно ничего не получится». Наверняка практически все с этим сталкивались. Стараясь побороть эти помыслы, можно напомнить себе святоотеческую притчу о невозделанном поле. Отец послал сына возделывать поле; когда сын пришел на поле и увидел его размеры, то понял, что одному человеку справиться тут не по силам. Тогда он лег на землю и заснул на этом поле, потому что в состоянии уныния ничего больше сделать не мог. Так продолжалось изо дня в день: он раз за разом уходил, будто бы для работы, ложился на землю и спал. Потом, наконец, пришел отец, увидел сына спящим и говорит: «Сынок, если бы ты каждый день то пространство, которое занимаешь, когда спишь, возделывал, это поле уже было бы возделано хотя бы наполовину».

Так и мы можем отразить диавольский помысл о том, что нет нам спасения. Да, может быть, мы не достигнем святости, но и не погибнем, потому что не бывает так, чтобы человек трудился, прилагал всё усердие, все силы свои, и у него вообще бы ничего не получилось, особенно если речь идет о делании духовном. Мы порой уподобляемся в этом делании ребенку, который что-то пытается мастерить своими слабенькими ручонками из какого-то еще непонятного ему конструктора, однако больше ломает, чем делает. Но родители смотрят на этого ребенка и думают: какой он молодец: еще такой маленький, еще такой глупенький, но уже что-то делает и у него что-то получается – надо ему помочь. Точно так же смотрит Господь на наши усилия. Если Бог видит, что мы искренни, что трудимся в меру своих небольших способностей, не покладая рук и не ссылаясь то и дело на свою немощь, то Он обязательно довершит то, чего мы сами довершить не можем, укрепит нас Своей Божественной благодатью.

И опять-таки, есть одна уловка, которая в той же самой ситуации может таиться. Мы начинаем что-то делать, Господь нам помогает, и враг, не сумев внушить нам помысл о тщетности наших трудов, тут же перестраивается: «У тебя уже очень хорошо получается, и совсем немного надо потрудиться, чтобы у тебя было лучше, чем у всех». И человек, как рыба крючок, заглатывает диавольскую лесть, возносится до небес и… падение бывает великое!

Словом, такого рода способов у врага очень и очень много. Поэтому нужно быть очень бдительными, всегда проверять себя в отношении того, что мы думаем, что нам кажется, наши ли это мысли или «от супостатов». Самое главное – не следовать известной логике: «Ах, обмануть меня нетрудно – я сам обманываться рад!» А мы, к сожалению, порой и понимаем, что враг нас обманывает, но обманываться рады: делая, что нам хочется, вопреки своей совести, мы прячемся потом за известное «оправдание»: враг, дескать, попутал.

***

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ БЕСЕДЫ

Игумен Нектарий (Морозов). Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека. М., Никея: 2014 – Я читала у святых отцов, что враг не может читать мысли людей и он как бы догадывается о намерениях по внешним каким-то проявлениям. Но почему так бывает, что внешне никаких проявлений нет, а уже начинаются искушения? Например, собираешься помолиться, и внешне это никак пока не выражается, а уже начинаются помыслы.

– Это вы так думаете, что нет внешних проявлений. А враг настолько наблюдателен, что для него они очевидны. На самом деле, даже когда два близких человека живут вместе долгое время, они настолько друг друга изучат, что по внешнему виду, по настроению, по выражению глаз один из них может догадаться, что второй собрался помолиться, или собрался варить борщ, или собрался куда-то пойти. Об этом не так трудно догадаться. И уж тем более догадывается об этом враг, потому что он, я повторюсь, внимательней по отношению к нам, нежели мы сами по отношению к себе. Ему наши мысли читать совершенно не нужно. Кроме того, враг зачастую не только угадывает что-то из наших действий, но и «вытаскивает» из человека то, что является содержимым его сердца, путем провокаций. Он в этом смысле играет с нами как кошка с мышкой: вот он взял, уколол нас каким-то образом и смотрит, как мы отреагировали. Наша реакция очень многое дает ему в нас понять. Вот почему очень важно быть человеком сдержанным или, по крайней мере, владеющим своими чувствами.

– Бывает, что надо пойти на исповедь, а еще, кажется, не совершил со времени предыдущей ни чего-то явно хорошего, ни чего-то явно плохого. И кто-то как бы говорит: «У тебя еще ни хороших дел, ни плохих. Ты отложи исповедь на недельку». И иногда кажется, что если будет какой-то грех, мне легче будет пойти исповедоваться. Это тоже сатана говорит?

– Есть «мудрое» решение этого вопроса: тут же согрешить, и тогда можно идти на исповедь. Конечно же, это взгляд совершенно искаженный. Мне кажется, тут уже можно идти исповедоваться, как минимум, в одной вещи – в неведении грехов, потому что не бывает дня и часа, за который мы не совершили бы никакого греха. Помимо этого, если вы понимаете, что кто-то вам подобные вещи именно нашептывает, и вы к ним прислушиваетесь или прислушивались, то в этом тоже нужно на исповеди покаяться.

– А как быть с добрыми делами? Мне стыдно идти к Богу и причащаться, если я то не сделала и это не сделала.

– Я не понимаю, после стольких лет жизни в Церкви вы до сих пор расцениваете Причастие как награду? Это то, без чего невозможно жить, милость и дар Божий. Поэтому ту мысль, о которой вы говорите, нужно гнать от себя незамедлительно.

– Что делать, если ночью снятся страшные сны и, просыпаясь, обнаруживаешь в себе этот страх? Придавать этому значение или нет?

Все святые отцы, хотя и разными словами, говорят о том, что самый здравый образ отношения ко всем бесовским проявлениям – это невнимание и презрение.

– Нет, стараться не придавать, потому что чем больше человек придает значение подобного рода фактам, тем чаще такие сны будут сниться; причем не важно, боится ли этого человек или же, наоборот, ему это интересно: не должно быть никакого внимания к этому. Естественно, что, проснувшись в состоянии страха после бесовского нападения, надо помолиться, обратиться к Богу, но затем надо постараться это мимо себя пропустить, как плохую погоду. Все святые отцы, хотя и разными словами, говорят о том, что самый здравый образ отношения ко всем бесовским проявлениям – это невнимание и презрение: во-первых, потому, что тогда мы менее всего травмируемся сами, а во-вторых, потому, что враг очень горд и невнимания и презрения не терпит. Любая наша реакция будет ему выгодна, потому что мы его заметили, и он может действовать дальше. А если мы даже не посмотрели в его сторону, ему это быстро становится неинтересно.

– Батюшка, а если не во сне, а наяву? Бывает, что дар речи пропадает, немеешь и не можешь ни подвинуться, ни позвать кого-то, ни перекреститься…

– Это бывает. Такое может происходить, когда человек остается один в квартире, когда человек молится, когда человек болен, потому что есть некий закон психофизического характера: когда плоть измождена, человек становится более способным к общению с миром духов. Но, опять-таки, к этому надо относиться как можно поверхностнее. Когда этот страх нападает, возможно только одно – молиться. Если же не можем и молиться, нужно хотя бы зацепиться за мысль, что без воли Божией не падает даже волос с нашей головы и что в этот самый момент рядом с нами находится наш Ангел Хранитель, который нас защищает, – просто Господь почему-то для нашего испытания определил это потерпеть. На самом деле, этот опыт некоторую пользу человеку приносит, но, опять-таки, если мы боимся, враг начинает нас этим запугивать. Если же мы не боимся и в то же время не проявляем интереса, это самое здравое.

– Батюшка, а бывает, что когда обходишь квартиру, свеча трещит. Почему?

– У кого-то свеча трещит, у кого-то голова трещит, у кого-то гайки какие-то мотаются так, что могут по голове попасть, – всё бывает. Если человек начинает к подобным вещам присматриваться, прислушиваться, то есть придавать им значение, может произойти очень многое. И тарелки будут крутиться, и вилки к рукам прилипать, и деньги из рук пропадать… Еще раз повторю: не надо концентрироваться на таких явлениях, даже если они реальны. И ни в коем случае нельзя их «выдумывать».

И кроме того, не надо обходить квартиру со свечой. Что это еще за традиция такая? Можно кропить ее святой водой с молитвой, это другое дело…

– Почему во многих голливудских фильмах – не во всех, но во многих – враг рода человеческого не преподносится как враг, а преподносится как нечто промежуточное, что может быть лояльно настроено? Например, в фильме «Адвокат диавола» и некоторых других.

– Дело в том, что на самом деле, как мы говорили, есть такая ложь, посредством которой диавол пытается внушить людям мысль, что его не существует. А другая подобная ложь заключается в том, что он есть, но на самом деле он очень обаятельный и приятный. В отечественной литературной традиции мы находим это в наиболее совершенном виде в романе «Мастер и Маргарита». Враг рода человеческого действительно обладает неким обманчивым обаянием. Это что-то сродни тому, что называют обаянием власти. Ведь мы с вами знаем, что власть – любая, в том числе и диавольская, может обладать определенной привлекательностью и очень сильно, почти гипнотически, воздействовать на людей, которые этим обаянием обольщаются. То же самое и здесь.

– А нет ли у режиссеров этих фильмов умысла подорвать основы христианства?

– На самом деле, мы очень часто видим в такого рода вещах некий умысел. Я считаю, что этот умысел присутствует – но он присутствует не в каждом конкретном событии, не в каждом конкретном произведении литературы, кинематографа или в проекте в средствах массовой информации. Это более глобальный замысел: создается система, в которой всё это уже работает само по себе. Вот, допустим, вы говорите об обаятельном образе врага рода человеческого, а вы не допускаете мысли о том, что те, кто снимает эти фильмы и пишет подобные книги, просто его видят таким? Они не думают о подрыве каких-то основ и чьих-то взглядов, а просто выражают в этом свое видение. Есть какие-то явления – к примеру, фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», – которые производят на людей эффект разорвавшейся бомбы, эффект, безусловно, положительный. Это то, что создано намеренно, целенаправленно. А всё остальное, о чем вы говорите, существует просто как некий постоянный фон.

Кто такие бесы в православии и других культурах, чего они боятся и как их изгнать

Кто же такие бесы и демоны в христианстве? Это падшие ангелы, которые именуются еще чертями, злыми духами и тому подобное. Демонология же разделяет всю нечистую силу по старшинству. Бес могущественней и хитрее черта, но слабее демона. Зная имя черта, его можно вызвать или прогнать, а по отношению к бесу так не получится.

Откуда появились бесы

В Библии сказано, что ангела Люцифера погубила гордыня. Он захотел быть как Бог, таким же всемогущим. Треть ангелов последовала за Люцифером. За грех зависти и гордыни последователи Люцифера вместе с ним были изгнаны в Ад. После изгнания они превратились в тех, кого сегодня называют бесами, чертями и демонами.

Злые духи имеют ту же родословную что силы Света, но они выбрали для себя зло. Им недостижимо покаяние, как оно не достижимо для умерших людей.

Бесы и демоны – это реально действующий фактор, сила, которая находится среди людей, толкающая их на преступления и искушающая их.

Какое влияние на людей оказывают бесы

Бесы в христианстве ненавидят все, что создал Бог. Они думают, что сумели бы лучше справиться c сотвореньем мира. А так как человек также творение Господа, то его нечисть не любит больше, чем все остальные творения Господа. Поэтому бес в православии постоянно старается обмануть человека, навредить ему, использовать его для своей выгоды.

Любой человек, избравший духовную жизнь, старается больше молиться, делать добрые дела и неизменно уверяется в присутствии злых духов. Господь следит за этим миром, который он создал, он направляет ангелов, чтобы те поддерживали людей. Но вместе со светлым промыслом Господа о мире существует еще и темный промысел злых духов.

Они также находятся в мире людей, стараются воспользоваться каждой слабостью человека, чтобы увести его с дороги, ведущей к Всевышнему. Нечистая сила старается загубить побольше людских душ.

Черт в христианской религии – это один из видов нечисти, он постоянно вредит человеку, наносит ему серьезный духовный урон, с ним нельзя сговориться.

Сверхъестественное знание, к которому относятся занятия оккультизмом, черной и белой магией, всевозможные гадания, было придумано ими и поэтому относятся к не богоугодным делам. Тайные знания первым магам этого мироздания раскрывали представители нежити. Давая их человечеству, нечистая сила вводит душу человека в искушение, тем самым отворачивая душу от Господа и пополняя ею ряды армии Тьмы.

Злые духи прекрасно разбираются в Библии, считается, что они ведают будущее, но их пророчествам опасно доверять. К тому же они обладают телепатией, могут читать мысли людей и пользуются этими возможностями, чтобы отделить человека от Господа.

Как выглядят демоны и бесы

Искушая человека, они могут являться к нему в разных ипостасях. На вид это могут быть не одни лишь люди, даже знакомые, они могут принять даже вид ангела, кем он когда-то и был, запросто принимают облик Христа, Девы Марии. Но настоящая внешность похожа на человеческую, их изображения очень схожи с людскими, только вместо носа свиное рыло, на ногах копыта и еще у него имеются рожки и хвост.

Википедия на своих страницах дает целый список книг, в которых есть фото ранних рисунков, изображающих разных демонов.

Бес сильно похож на черта, только больше его по размеру. Как и вся нечисть, он способен становиться невидимым, спокойно проходить сквозь преграды. Но люди, обладающие повышенной нервной чувствительностью, часто ощущают рядом его присутствие.

Их разделяют на несколько видов:

  • Полуденный. Его священники отождествляют с грехом уныния. Такой грех в христианском понимании — это расслабление духа и тела, ленность. Верный знак нахождения его рядом с человеком – прохладное отношение к молитвам, упадок духовной жизни.
  • Бес блуда. Нежить, которая толкает человека к плотским удовольствиям. К этим удовольствиям относятся физическая любовью не для зачатия ребенка, а для собственного удовольствия, похотливые размышления и беседы, расхлябанность в поведении. Она подталкивает людей с хилой волей на разврат, извращения и преступления сексуального характера.
  • Удача. Так зовут нечистого, который может принести везение в жизнь человека, но стоимость этого подарка от него – человеческая душа. К сожалению, существует много людей, которые готовы променять свою душу на такой подарок и после смерти провести вечность в Аду.

В современном мире принято желать удачи, но как советуют в православной религии, с такими пожеланиями надо обращаться аккуратно. Желая удачи родному или близкому человеку, люди призывают к нему злых духов. Они ожидают такого момента, чтобы потом подтолкнуть человека к греху, ведь данная им удача будет хорошим подарком за эту возможность.

Бесы и борьба с ними

Согласно Священному писанию, в любом человеке присутствует нечистая сила. Она обращает внимание на людей, ведущих развратный образ жизни, курящих, употребляющих спиртные напитки. Чтобы не давать им совладать с собой, человек должен быть смиренным, соблюдать пост, читать молитвы и посещать церковь. В особо трудных эпизодах, когда повседневные молитвы не помогают, борьба с бесами переходит на иной уровень.

Нежить способна вселиться в человека. Широко известно понятие – одержимость бесом. Люди в таком состоянии судорожно корчатся, ругаются матом, иногда наступает временный паралич. У них меняется голос и манеры поведения. Чтобы изгнать злых духов из человека в христианстве священники проводят обряд экзорцизма.

Священнослужители христианской церкви прибегают к этому обряду, чтобы изгонять нежить именем Христа. Но практика такого типа не всегда дает нужные результаты, так как всегда требует от священника морального целомудрия, управления личными инстинктами, монашеского образа жизни и непоколебимой веры в Бога. Далеко не всякий закаленный в духовных сражениях священник мог осмелиться начать открытый бой со злыми духами.

Некоторые православные люди не знают кто такие бесы в христианстве, есть ли они вообще или их просто выдумали священники и экзорцисты. Но некоторые случаи одержимости, которые широко известны, заставят поверить в реальность сил зла даже самых упертых материалистов. Есть даже утверждение, что видения, доступные наркоманам и хроническим алкоголикам – это расширенная возможность сознания увидеть потусторонние миры.

Священники говорят, что отсутствие веры в Бога и отрицание существования нечистой силы — это главное подтверждение ее огромной мощи. Злые духи пользуются безверием людей, ведь не стоит бояться того, чего нет.

Чего боятся демоны и бесы

Молитва чудесно предохраняет от демонов, они в ужасе от любых молитв. Будь это молитва ангелу-хранителю или отче наш, важно не содержание, а искренняя вера во Всевышнего.

Лукавый не попадет в дом, который освятили или где происходит дело, угодное Всевышнему. Когда человек много времени и внимания уделяет своей духовной жизни, злые духи не способны нанести ему вред.

Люди, которые не были крещены, подвергаются большой опасности со стороны нечисти. Такая же опасность существует и для тех крещенных, которые не одевают крестик на тело. Это самый главный оберег от нечистой силы, надо носить его постоянно. Нательные ладанки тоже прекрасно оберегают человека от нее.

Как вести борьбу с лукавым, если человек не ведет праведную жизнь и ничего земное ему не чуждо?

Есть сильные древние обряды, защищающие от темных сил. В таком случае понадобится только что купленный амбарный замок, окропленный священной водой. Его еще можно окурить полынью, дым от этого растения не любят все черти.

Нужно стать на пороге дома, взять замок с ключом, провернуть в замке ключ, произнеся при этом заговор против нечисти.

После этого повесить замок на выступающую часть входной двери и запереть замок. А ключ хорошо спрятать или носить его при себе. Если замок заржавеет, нужно сделать новую защиту, появившаяся ржавчина — это признак того, что защитный барьер иссяк или на него действовали злые духи.

Православие о бесах

Православная вера призывает людей отречься от всякого общения с демонами и другой нежитью. Не общаться с магами, экстрасенсами, колдунами, гадалками, прорицателями потому, что через них с людьми разговаривает лукавый. Пусть даже он и говорит правду, но конечная цель, которую он преследует, рассказывая эту правду, неизвестна. Об этом много писали Святые отцы в своих заметках и книгах.

Святыми отцами зовут известных деятелей церкви, которые совершили великие дела для расцвета православной церкви. Они считаются людьми, к которым коснулся Святой Дух. В своей жизни они знали немало тайн, по сей день христиане часто отыскивают правду в их заметках. Тема нечисти и ее негативное влияние на человеческий род тревожила их умы не одно столетие. Заметки святых отцов задевают большое количество тем, которые содержат этот вопрос.

Святые отцы предсказывали, что ближе к концу света, бесы и демоны утроят усилия, чтобы завлечь больше людей на свою сторону. В некоторых событиях последних лет (нравственная распущенность, массовый отход людей от Бога, катастрофы по всему миру, в том числе и экологические, терроризм, сильное давление на христианскую церковь и ее ценности) можно увидеть скорое наступление конца этого мира.

Всем людям, которые придерживаются православной веры необходимо знать, кто такие бесы и прочая нечисть в христианстве, чтобы уметь противостоять им и не давать им возможность сбить себя с истинного пути.

Лукавый человек — кто он?

Ну для начала, что такое лукавый? Лукавый — коварный, хитрый Л. человек. Л. поступок. 1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. Лукавый поступок. Лукавый царедворец! Пушкин. || Исполненный добродушно-веселого коварства, игривый, кокетливо-хитрый. Лукавый взгляд. Лукавые глазки. Прищурился лукаво ( наречие ). Лукавый задор. 2. в значение имя существительное лукавый, лукавого, малый или мужской род Бес, дьявол, сатана, нечистый ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения и простореч.). Лукавый попутал.
Ну с термином всё вроде бы.
«Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня» (Пс.139:1).
Замечательно, что пророк не молился об избавлении от демонов, львов или драконов, но – от лукавого человека. Очевидно, значит, лукавые люди хуже львов. В самом деле, львы пощадили Даниила, а иудеи Господа распяли на кресте; Илию вороны питали на горе, а Иосифа братья пожрали, продали, не вняв его мольбам. Умо­лял их отрок не продавать его иноплеменникам, но ни мольбы его не смягчили их чрезмерного бессердечия, ни юный возраст не внушил им жалости, ни братская кровь не заговорила в них, как будто не один и тот же сеятель посеял их и не одна и та же почти нива возрастила их; но без всякой пощады они благородней­шего и притом брата продали как раба. «Удали меня, Господи, от человека лукавого».
По сути, «лукавство», «нечистота», «неискренность», «жестокое сердце» — это детали одной и той же проблемы: эгоистический бунт против Божией любви, которая хочет, чтобы и мы, люди, умели любить по-настоящему, как Иисус любит нас.
Пр.6:12-15 «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. За то внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления» .
Пс.140:4 «не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их».
А теперь давайте посмотрим, что происходит, если такой человек обращается к Богу, но при этом не желает быть изменённым (искренности-то в сердце нет!). Он натыкается на святость и непорочность Вседержителя, Который Сам бесконечно искренен, милостив и чист во всём, и тогда вся нечистота этого человека, ударившись в Стену Света, отскакивает обратно к грешнику. «а с лукавым — по лукавству его», т.е. неискренность, нечистота, жестокость, лукавство возвращаются к нему. Такой человек, может, даже будет читать Библию, много рассуждать о её истинах так, что заслушаешься, но никогда не поймёт в ней главного и всё более станет утопать в своих хорошо построенных и красивых заблуждениях.
Но если человек приходит к Богу с желанием изменений, с искренним сердцем, то Свет Божий омывает такого человека и делает его лучше, совершеннее, поэтому сказано:
С милостивым Ты поступаешь милостиво (Матф.5:7),
с мужем искренним – искренно (Матф.5:8),
с чистым – чисто (Прит.12:13; Прит.21:8; Прит.5:22-23)

ЛУКАВСТВО

Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ… (7, 6). Источник.

Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного (7, 6). Источник.

Не видишь ли, какое зло – лицемерие? Оно – плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло. Святитель Василий Великий (7, 165). Источник.

Не смешон ли стал бы для тебя ворон… если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя?.. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? Святитель Григорий Богослов (15, 212). Источник.

Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос (82, 69).

… В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)… душевные страсти, особенно высокоумие… Святитель Игнатий (Брянчанинов) (82, 69).

Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце (82, 144). Источник.

Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба (82, 144). Источник.

Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы (82, 185). Источник.

Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия (82, 190). Источник.

Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него (39, 740).

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13, 15). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст (116, 157). Источник.

Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах (50, 98).

Не словами… надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 278).

Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27). Лицемеры – «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23, 24), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские… Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский (105, 356–357).

Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне (Мф. 6, 24) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13). – Говоришь: «Верую… во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия», – хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Святитель Тихон Задонский (104, 909–910).

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1). Отличительная черта лицемерия – делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим, – необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия. Святитель Феофан Затворник (107, 371–372).

Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера (108, 420). Источник.

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (108, 422). Источник.

Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели (111, 68). Источник.

Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями… прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана (111, 277).

Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели (111, 275). Источник.

Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (111, 278). Источник.

Мы все – грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 278). Источник.

Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него ‘рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола (Ин. 8, 44)». Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик (74, 132–133).