Святые пещеры Оренбургская область

Содержание

Гора оживет. Матушкам в возрождаемой обители предстоит много дел

Чтобы спуститься в подземные пещеры, паломники приезжают со всей страны. Едут в эти места по разным причинам: кто из благоговения, кто из любопытства. Корреспондент «АиФ Оренбург» вспоминает историю и рассказывает о его новых насельниках.

Избранное место

Согласно сохранившимся легендам, передававшимся из поколения в поколение, место для монастыря было выбрано не случайно. Жители вспоминали, что еще до устроения первого монастыря однажды с неба спустился на гору огненный столп. В 1906 году здесь поселился 36-летний казак станицы Нижнеозерной Захарий Карцев. Во сне ему явилась Богородица и велела идти на то место, чтобы устроить монастырь. Два года Захарий копал пещерные ходы. В начале отшельничества в подножье горы он обнаружил родник.

К подвижнику стекалась будущая братия из окрестных селений. Еще до устроения монастыря они вели иноческий образ жизни. Первая церковь была возведена в честь Казанской иконы Божией Матери. Постепенно выстраивались братские корпуса.

В 1909 году Захария постригли в монахи с именем Зосима, а спустя два года возвели в иеромонахи (священно-монахи). В 1911 году освятили каменный храм во имя Святителя Николая, и в 1913 году скит по указу императора Николая II и постановлением Синода был обращен в Свято-Николаевский мужской общежительный монастырь, и иеромонах Зосима стал игуменом. Монахи жили по афонскому уставу.

На фото священнослужителей второй слева — игумен Зосима. Фото: Пресс-служба Оренбургской епархии

В трудах праведных

У монастыря было большое хозяйство: лошади, коровы, кожевенно-валяльный цех. Славился качеством производимый монахами кирпич, на средства от продажи которого они жили. Насельники засеивали до двадцати десятин земли. Монастырь помогал голодающим. Здесь была гостиница, дом для калек, которые валяли валенки. Основным же делом монахов было копание пещер. Длина пещерного хода достигала около 200 метров. Сейчас известны и доступны ходы длиной в 100 метров. В нем была устроена небольшая церковь. Внизу температура постоянная, около 12 градусов тепла, зимой – немного ниже. Монахи не жили в пещерах, но спускались туда на время, чтобы помолиться, побыть в уединении. Там в своих кельях принимали людей старец Нил и игумен Зосима. Эти монашеские комнатки до сих пор сохранились. Сегодня посетители пещер любят остановиться здесь и, согнувшись, помолиться на камне, где преклонял колена игумен.

К 1916 году здесь жило около 200 насельников, из них 76 монахов (16 иеромонахов). У монастыря было подворье и каменный храм великомученика Пантелеимона в Оренбурге (ул. Комсомольская, 96). Храм в советские годы заселили и осквернили (на месте алтаря находился туалет). Его часть, где находилась церковь, удалось выкупить трудами протоиерея Александра Азаренкова, ныне здесь находится вещевой склад епархиального Центра помощи семье и детям «Колыбель». Недавно остальную часть здания, где находилось Пантелеимоновское подворье, передали Свято-Никольскому монастырю. Обители предстоит полностью восстановить бывшие жилые помещения для богослужения и проживания монашествующих.

Игумен Зосима не увидел, что стало с устроенной его молитвами и трудами обителью. В 1923 году он умер в возрасте 63 лет. Настоятелем монастыря стал иеромонах Геронтий (Георгий Иванович Губанов). А вскоре монастырь был закрыт и разрушен, пещерные ходы засыпали, в 1939 году вход замуровали. В конце 30-х оставшихся монахов арестовали, 27 человек расстреляли. Возможно, они захоронены в Зауральной роще.

Перенесение останков монахов на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 2014 год. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Привел Святитель Николай

8 июня 2002 года вход в Святые пещеры был найден. Над ним спустя три года построили храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Со временем появилась колокольня, очищен родник и устроена купальня, возведен жилой корпус. В 2014 году было найдено старое монастырское кладбище, обнаружен фундамент разрушенного храма Святителя Николая и останки игумена Зосимы, которые ныне находятся в здании колокольни.

Все эти годы здесь практически никто не жил, в храме служили редко. Только с прошлого года в пещерах начали поочередно служить монахи Оренбургского Димитриевского монастыря. Но из-за малочисленности братии их сил не хватило на создание подворья.

В августе 2017 года митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин обратился за помощью к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. В Малоярославце находится стариннейший Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь — один из первых возрожденных в стране (возвращен Церкви в 1991 году). Восемнадцать его сестер стали игуменьями в разных уголках России. На просьбу владыки Вениамина монастырь направил в Оренбург шесть своих сестер во главе со старшей сестрой монахиней Иоанной (Боярской).

«Случай исключительный. Очень трудно из сложившегося монастыря передать столько сестер в другую епархию, но была Божия воля. Митрополит Вениамин горел огромным желанием устроить здесь монастырь, — говорит монахиня Иоанна. — Полностью разоренные монастыри требуют восстановления всего комплекса хозяйства и постоянного богослужения».

К слову, сейчас в монастыре установлен постоянный круг богослужения, и паломники могут попасть в пещеры в любой день.

У монахини Иоанны был опыт руководства. В монастыре она несла послушание благочинной и старшей сестры в детском приюте (это был первый в стране монастырский приют для детей-наркоманов). После 10 лет служения была старшей сестрой на восстанавливаемых монастырских подворьях.

Будущая игумения монастыря — монахиня Иоанна Фото: АиФ/ Людмила Максимова

«Я помню, что всегда просила: «Господи, я так не хочу быть на начальственных послушаниях». Всегда думала: как же хорошо находиться в самом дальнем уголочке монастыря. И оказалась в пещерах. Я давно заметила, что монастырская жизнь — это исполнение всех твоих желаний, не исполненных в миру, — делится монахиня. — Перед приходом в монастырь я была сложившимся человеком, имела хорошую работу и жила в Москве. Но узнав о Малоярославце, отправилась туда и осталась там. Это было в 1992 году. Совсем незадолго до поступления в монастырь я приняла крещение». У матушки четыре прадеда были священниками. С каждым из прадедов оказалась удивительно переплетена ее жизнь. Одного из них звали Иоанн. Через год пребывания в монастыре его правнучка приняла постриг, и ей дали имя в честь Иоанна Крестителя — Иоанна. В Оренбург монахини собирались один день, но странным образом опоздали на самолет и прибыли в город позже. Митрополит Вениамин вручил монахине Иоанне указ о назначении настоятельницей Свято-Николаевского архиерейского подворья 11 сентября – в день Усекновения главы предтечи и крестителя Иоанна. Это был четверг – в этот день Церковь еженедельно вспоминает Святителя Николая Чудотворца. И именно в этот день монахини Свято-Никольского монастыря в Малоярославце оказались в его обители в Оренбурге. К слову, второго прадеда матушки звали Николай. Первым делом матушки вошли в храм над пещерами, который, как оказалось, построен в честь Рождества Иоанна Крестителя.

«Святитель Николай привел нас в свой день в Никольскую обитель, значит, он хочет, чтобы мы были здесь. На языке случайностей с нами Бог разговаривает. Меня это очень укрепляет на монашеском пути, — делится монахиня. — Если в монастырь я пришла по молитвам своих прадедов, то Господь благословил этот постриг, и, как бы ни было трудно на этом пути, надо его проходить».

Длина нынешнего пещерного хода — около 100 метров Фото: АиФ/ Людмила Максимова

«Мы увидели, что это огромная святыня земли Оренбургской. Если здесь образуется монастырь, она станет украшением края, — рассказывает монахиня Иоанна. — Это место очень сильное. Когда мы приехали, нас сразу повели на экскурсию в пещеры. Я испытала непередаваемое чувство. Время не поддавалось счету. Казалось, что я всю жизнь иду по этим пещерам, и этот путь продолжается бесконечно… Мы очень благодарны митрополиту за то, что он открыл для нас это место и позволил служить здесь».

Все по плечу

В феврале подворье посетила Инспекционная комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству в лице настоятельницы Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумении Олимпиады (Барановой) и настоятельницы Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумении Марии (Солодовниковой). А 14 мая Синод постановил открыть здесь монастырь и назначить на должность игумении монахиню Иоанну (Боярскую). Скоро должно состояться наречение в игуменьи.

Казалось бы, как шесть женщин могут управляться со всеми хозяйственными делами, исполнять монашеское правило, участвовать в богослужениях? Первым делом нужно было перестроить корпус так, чтобы келий хватило на всех. Затем его стоило утеплить, потому что здание не отапливалось. Но денег на это не хватало, меж тем, на дворе стоял ноябрь. Благо, главы района и местного сельсовета взяли работы на себя. Но в церкви зимой было очень холодно, поэтому служили в пещерном храме. Там ежедневно проходит утренняя служба монахов – полунощница. Матушкам в создаваемой обители очень многое нужно сделать. Долгое время они выносили накопившийся здесь в отсутствие постоянной хозяйской руки хлам и строительный мусор. Недавно посадили помидоры и абрикосы, а также березки, чтобы сделать для них тенек, иначе воды на полив «горы» не наберешься, да и водопровод проходит не по всей территории. Тяжелых работ матушки не чураются. Настоятельницу можно увидеть с пилой в руках, опиливающей деревья. Часто возникают вопросы, которые им самим не под силу решить, но помощь приходит вовремя. Вдруг в монастыре оказываются люди — первоклассные электрики или газовики, которые могут оставить свои дела и приехать, чтобы помочь сестрам. Или вдруг матушка путает адрес нужной организации, заходит, казалось бы, не в те двери, но, наоборот, находит благотворителя. Эти случаи укрепляют монахинь в служении. Все им по плечу. Возможно, спустя время Покровка засияет новым светом, и гора снова оживет!

22 мая, на праздник Святителя Николая, состоится официальное открытие Свято-Никольского монастыря.

Судмедэкспертиза реконструировала лицо по черепу и подтвердила останки игумена Зосимы.Фото: Пресс-служба Оренбургской епархии

Отзыв: Свято-Никольский монастырь «Святые Пещеры» (Россия, Оренбургская область) — Святые пещеры в селе Покровка Новосергиевского района — источник, храм, пещеры, святые места

В Оренбургской области есть удивительное место — Святые пещеры Свято-Николаевского мужского монастыря, находятся они в селе Покровка Новосергиевского района.
Расстояние от Оренбурга до пещер всего лишь 95 км, от Самары — 355 км. На фото ниже представлен схематичный план и можно увидеть GPS-координаты, для тех, кто действительно заинтересуется этим местом.

Повернув налево, мы въехали в село, и начали искать монастырь, это оказалось очень просто, повсюду стоят указатели, вот такой:

Или такие неприметные указатели, зато именно они помогают ориентировать в пути и приведут непосредственно к пещерам:

В любом случае ехать совсем недолго и буквально через 5-7 минут мы увидели монастырь. Вид поистине великолепный, храм расположен на горе, окружен деревьями, всё так мирно, будто и не было тех страшных событий…

Всё, что Вы видите на фото — это новые современные постройки, самым старшим из них чуть более 10 лет. Некогда на этом месте был другой моныстырь, но его в годы гонений разобрали буквально по кирпичику. Сегодня сюда приезжаю сотни паломников и не только из близлежащих областей, а со всей России. Люди молятся, просят помощи или просто благодарят Бога, каждый находит свои слова и свою причину сюда приехать.
Немного истории образования Святых пещер. Казаку Захарию Карцеву из станицы Верхне-Озерной Орского уезда было видение оставить эту мирскую суету и ехать в Покровку, там на склоне холма должнен он построить монастырь и выкопать родник.
Захарий проделал немалый путь пешком, а именно 400 верст, и сначала выкопал небольшой пещерный ход и келью, здесь он провел два года в одиночестве и молитвах. Через два года Захарий так же пешком отправляется в Санкт-Петербург, где он принял монашество с именем Зосима и получает благословение строить монастырь от Иоанна Кронштадтского.
На обратном пути в Покровку Захарий собирает вокруг себя таких же боголюбивых людей, где они вместе начинают строить монастырь и копать пещеры. Со временем появились и наземные строения — храм, приют для мальчиков, был собственный кирпичный завод, разбит фруктовый сад и высажена тополиная аллея.
В 1919 году начались гонения на священослужителей, сам Зосима не выдержал гонений и скончался через 3 года. Монахам было предложено бросить всё и уйти, и некоторые так и сделали, а многие остались, их-то потом и расстреляли в лесу под Оренбургом в 1931 году.
Наземные постройки снесли, вырубили сад и тополиную аллею, сняли колокол, закопали родник. Но жители села продолжали ходить в пещеры и молиться, тогда власти засыпали вход в пещеры, чтобы никто и никогда в них больше не заходил.

Здесь немного отвлекусь и скажу, что все наземные постройки монастыря монахи строили из кирпича собственного кирпичного завода. Кирпич был прочный, благодаря уникальной рецептуре на основе яиц и меда. Разрушив монастырь, в последствии из этого же кирпича в Покровке построили магазин, клуб, как сказала нам экскурсовод, эти здания до сих пор стоят в селе.
В 1993 году начали первые попытки отыскать вход в Святые пещеры, поиски продолжали почти 10 лет, в 2002 году вход в пещеры был найден, и постепенно началось новое строительство монастыря, который мы-прихожане сможем посетить в любое время.
На территорию монастыря проходим через Надвратную колокольню:

Экскурсия в пещеры платная, цена невысокая, обратите внимание, что посетить пещеры можно ограниченное время, летом с 9 до 6 часов:

Здесь же можно посмотреть схематичное расположение всех построек на территории монастыря, я приобрела буклет и покажу Вам поближе:

Я уже не первый раз приезжаю на это место, впервые Святые пещеры я увидела в 2009 году и могу отметить, что за 6 лет территория значительно изменилась, появились новые строения — трапезная для паломников, облагородили родник и купальню, хотя если вдуматься, то за шесть лет сделано не так уж и много, видимо сказывается недостаток финансирования, как говорят, всё восстанавливается на пожертвования прихожан.
Трапезная для паломников и Водосвятная часовня Табынской иконы Божией матери:

Общие виды территории монастыря, она небольшая по площади, всё еще только восстанавливается, впереди много работы, но самое главное находится под землей — пещеры:

А этот крест установлен на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца:

Храм Рождества Иоанна Предтечи (вход в Святые пещеры):

Внутри конечно видно, что храм новый, но он очень уютный и красивый внутри:

А чтобы попасть в пещеры, нужно спуститься на этаж ниже:

Здесь расположилась иконная лавка, необходимо купить свечи, чтобы осветить себе путь, когда попадете внутрь пещер, при желании можно приобрести иконы, платки и всю атрибутику, свойственную иконной лавке:

Учтите пожалуйста, что экскурсоводы не профессиональные, просто люди, которые хотят познакомить Вас с историей монастыря, поэтому каждый из них работает по-своему, кто-то начинает рассказ непосредственно здесь снаружи, кто-то ведет до конца пути по тоннелю и уже там внутри рассказывает всю тяжелую судьбу монастыря. Паломники здесь есть всегда, группы набираются быстро, мы ждали начала экскурсии минут 10, обычно набирают небольшое количество людей, ведь внутри пещер очень тесно.

Выкопать пещеры это нереальный труд, у монахов не было специальных инструментов, лишь лопата да кирка, копали до позднего вечера, а после они не отдыхали, а молились.
Пещеры узкие и выкопаны по типу Киево-Печерских, Зосима на обратном пути из Санкт-Петербурга как раз посетил Киево-Печерскую лавру.

Пещеры тесные вдвоем там не пройти, если только боком развернуться, мой рост 163 см, думаю тем, кто выше 170 см придется нагибаться.

На данный момент мирян пускают только на подземную территорию длиной 200 метров, но как говорят экскурсоводы это всего лишь десятая часть от того, что выкопано монахами.
Здесь же и келья Зосимы, можно помолиться, встав коленями на камень, как когда-то это делал он сам. В этой келье он молился два года в одиночестве, готовясь к монашескому подвигу:

Пещеры песчаные, песчаник темно-красного цвета.

Еще одна келья:

А это мощи одного из монахов, найдены недавно, в 2009 году гроба я не видела:

Мы продвигались все дальше и вот через 100 метров пришли к подземному храму, фотографий у меня нет, люди молятся, люди проехали немалое расстояние, чтобы прикоснуться к святыне, мне было неудобно щелкать фотоаппаратом. Но скажу,что подземный храм расположен на глубине 20-ти метров и весь путь к храму постепенно снижается. В пещерах постоянная температура 10-12 градусов, изо рта идет пар, но нехолодно, дышится легко, несмотря на то, что находишься глубоко под землей — природная вентиляция.
Непосредственно в храме и на обратном пути в кельях можно молиться, ставить свечи, времени будет предостаточно, никто никого не торопит, каждый выйдет из пещеры тогда, когда захочет.

После пещерного храма мы поднялись на гору к поклонному кресту — вон он маленький вдалеке:

Здесь можно оставить записочку:

С горы открывается чудесный вид на лес, мне кажется я в жизни не видела более красивого леса.
А это новые постройки, здесь планируется открыть гостиницу для паломников, кто едет издалека, сможет здесь переночевать, а пока сюда приглашают пообедать, но перед этим мы пошли к еще одному месту — к захоронению монахов:

Монашеский корпус, здесь-то мы и обедали, хотя и взяли с собой перекус и чай в термосе, но очень хотелось попробовать обед, приготовленный на святой воде:

Внутри:

Обед — это порция на одного, но мы взяли её на двоих:

А стройка продолжается:

Последнее, куда мы зашли — был родник. По словам экскурсовода здесь необычайно полезная и вкусная вода с уникальным составом, такого больше нет нигде.

В 2009 году картина здесь была печальная, территория неблагоустроена, теперь же всё радует глаз, все желают набрать воды из источника:

А вода на самом деле очень вкусная, я в общем-то не пью воду из родников — не люблю, а это водичка мне очень понравилась, такая свежая и бодрящая.
Здесь же и купель:

Внутри:

При необходимости рядом в иконной лавке можно купить сорочки для женщин, чтобы искупаться в источнике — вода холодная, 4 градуса.
Вот вроде бы и всё, что я хотела рассказать об этом святом месте, конечно настоятельно рекомендую посетить Святые пещеры. Я же сюда обязательно вернусь еще раз, надеюсь увидеть значительные улучшения в территории монастыря.

Оренбургская область

Россия

Оренбу́ргская область — субъект Российской Федерации. Входит в Приволжский федеральный округ. Область была образована 7 декабря 1934 года путём выделения из Средневолжского края, в период с 1938 по 1957 годы называлась Чка́ловской о́бластью. Административный центр — город Оренбург.

Православие в Оренбургской области

С 30-х годов XVIII столетия, после принятия решения о добровольном вхождении в состав Российского государства башкирских и казахских племен, территория современного Оренбуржья стала активно осваиваться переселенцами из центральных губерний России.

В 1743 году была основана пограничная крепость Оренбург, ставшая административным центром Оренбургской губернии, учреждённой именным Указом императрицы Анны Иоанновны в 1744 году. У истоков основания губернии стояли известные государственные деятели и исследователи той эпохи — В. Н. Татищев, И. К. Кирилов, П. И. Рычков и И. И. Неплюев, ставший первым оренбургским губернатором. Губерния объединила в своём составе часть современных территорий Казахстана, Башкортостана, Татарстана, Челябинской и Самарской областей. Южная её граница проходила по берегам Каспийского и Аральского морей.

Приходов (по состоянию на 1 января 2015 года) — 118, храмов — 133, часовен — 33, молитвенных комнат — 8.

>Населённые пункты

Оренбург

Святыни Оренбургской области

ОРЕНБУРГ. Кафедральный Никольский собор: список «Табынской-Казанской» иконы Божией Матери.

С. ВЕРХНЯЯ ПЛАТОВКА, Новосергиевского района. Покровский храм: икона Божией Матери «Достойно есть».

Святые пещеры в селе Покровка Новосергиевского района

В России существует множество святынь, появившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются Святые пещеры Свято-Николаевского монастыря. Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, находящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Захарию Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить обитель.

Монастыри Оренбургской области

Все монастыри Оренбургской области

Покровский Орский женский монастырь

Дата основания: 1898

Адрес: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Соколова, 85А

Проезд к храму: трамвай № 4 и 5 до остановки «Ул. Малишевского»; маршрутное такси №21, 23а, 24, 25, 36 до остановки «Ул. Малишевского».

Телефон: 8(3537)-26-63-41

Монастырь преобразован 30.11.1898 из женской общины, существовавшей с 1896. Закрыт в 1925, в 1926 на его территории расположилась кавалерийская часть. К монастырю было приписано 5 часовен, наименования и местоположения которых не установлены. В 1991 два монастырских здания возвращены епархии.

Тихвинский Бузулукский женский монастырь

Дата основания: 2000

Статус: действ.

Адрес: Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Серго, 1

Проезд: До г. Бузулук можно добраться поездом или автобусом. В г. Бузулуке с вокзала до монастыря можно доехать на маршрутке №12 или 16, либо дойти пешком (примерно 20 мин. ходьбы).

Web: http://www.buzulukjenmonastyr.prihod.ru/

Монастырь открыт в 2000 при Всехсвятской церкви Бузулука. Получил название в память женского монастыря, находившегося неподалеку, но в настоящее время занятого городскими электросетями.

Свято-Андреевский мужской монастырь (Андреевка)

Свое происхождение монастырь ведет от небольшой монашествующей общины, образованной в 1990-х годов в Оренбурге. В 1996 году общине был передан Михайло-Архангельский храм в селе Андреевка, в 2008 она преобразована в полноценный мужской монастырь, который живет и служит по афонскому уставу.

Примечателен сам храм, в котором расположен монастырь. Это настоящая архитектурная жемчужина, возможно, красивейший храм во всем Оренбуржье. Он был построен на средства оренбургского купца первой гильдии Чистозвонова и освящен в честь Архангела Михаила в 1901 году. Материалом для постройки служил глазурованный кирпич, который в значительной степени превосходно сохранился до наших дней.

Адрес: 462136, Оренбургская обл., Саракташский р-н, с. Андреевка, ул. Школьная, 2.

Телефон: 8(35333)2-53-45.

Храмы Оренбургской области

Основные храмы Оренбургской области

Покровская церковь (Краснохолм)

Покровская церковь

В Оренбургской области приблизительно в 1812 году была образована казачья станица Краснохолм. Село было образовано казаками, которые прибыли для охраны границы. Одной из достопримечательностей села считается Церковь Покрова Святой Богородицы, которая была возведена в 1900-1914 годах на средства казаков станицы Краснохолмской. Строительство было приурочено к столетию победы в Отечественной войне 1812 года. Достройка и приведение в надлежащий вид была позже благодаря пожертвованиям прихожан. Церковь была построена в крестообразной форме с высокими стрельчатыми окнами и восьмигранной изгородью, украшенной ажурными металлическими решетками и по архитектурному стилю относится к эклектике. Эта церковь придает своеобразный облик селу.

В 1930-х годах храм был закрыт и использовался как амбар для хранения зерна. По приказу районного начальства было принято решение снести колокола. Местные жители отказались это делать, и пришлось приглашать посторонних людей. Маленькие колокола сняли быстро, а для того, чтобы снять большой колокол пришлось разбивать кладку и при снятии колокола погиб один рабочий. Священнослужители и верующие подверглись гонениям и репрессиям.

С 1990-х годов здание было возвращено Церкви, а с благословения Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина в 2001 году возобновлены Богослужения в Храме.

Адрес: 461360, Россия, Оренбургская область, городской округ Оренбург, с. Краснохолм, ул. России, д. 85

Кафедральный собор Георгия Победоносца (Орск)

Деревянное здание освящено в 2005 году.

С 2010 года строится каменное здание.

6 сентября 2014 года в связи с полным завершением строительных и отделочных работ состоялось великое освящение кафедрального собора в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

Чин великого освящения совершил глава Оренбургской митрополии митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Орский и Гайский Ириней, епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, клирики Орской епархии и гости в священном сане.

В числе многочисленных молящихся за богослужением были инокини из Орского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери и Минского Свято-Елисаветинского монастыря Беларуси.

Адрес: Россия, Оренбургская область, г. Орск, ул. Ленинского Комсомола, 2

Телефон: 8(3537)-23-36-48, 33-42-96

Собор Петра и Павла (Новотроицк)

Петропавловский собор строился и возводился по инициативе и при непосредственном участии самих горожан. В 1987 году группа жителей города обратилась в исполнительный комитет Новотроицкого городского Совета народных депутатов с просьбой о строительстве в нашем городе православной церкви. Трудно сегодня назвать все организации и предприятия, а также точное число людей причастных к сооружению храма Святых апостолов Петра и Павла, являющего собой образец развития традиций церковного искусства в нашей стране.

При этом следует отметить особый вклад в основание новотроицкого храма бывшего генерального директора АО «НОСТА» Павла Ивановича Гуркалова. Своим подвижническим трудом он приложил немало сил для возрождения духовной жизни среди новотройчан.

Адрес: Россия,Оренбургская область,г. Новотроицк, ул. Советская, 127

Телефоны:

8-3537-62-38-44 (приемная)

8-3537-62-30-24 (церковная лавка)

8-3537-63-32-44 (дежурный круглосуточно)

Никольский храм (Нижняя Павловка)

Храм во имя Святителя Николая, построенный в 1850 году, был вторым по счету в селе. Первая церковь Архангела Михаила 1830 г. до наших дней не сохранилась. Новая однопрестольная Никольская церковь построена была на народные деньги и отличалась от Михайловской более скромными размерами. При обоих храмах действовали церковно-приходские школы.

Великолепным было убранство храма с позолоченным резным иконостасом, множеством крупных икон, в серебряных и золотых окладах. Все святыни и церковная утварь в 30 годах XX века были расхищены и бесследно исчезли.

В 1936 году Никольская церковь была закрыта и приспособлена под зерносклад. В 1946 году храм вернули верующим. В послевоенный период это был единственный действующий приход на территории Оренбургского района.

Адрес: Россия, Оренбургская обл., Оренбургский р-н, с. Нижнепавловка, ул. 50 лет Октября, 115

Телефон: 922-532-08-50

Где остановиться

Детский православный лагерь при храме св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Гай

Действует с 2010.

Палаточный лагерь располагается на берегу реки Урал. Смена длится 7-10 дней. Единовременно лагерь может принять около 60 детей в возрасте от 10 до 17 лет. Ребят обучают сплаву по реке на байдарках, для приготовления пищи используют полевую кухню.

Адрес: Россия, 462635, Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д. 133

Телефон: +7 (35362) 3-07-21, +7 (903) 364-42-41

Действует при храме: Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Гай

Детский духовно-патриотический лагерь «Светоч» при храме св. ап. Иоанна Богослова с. Черный Отрог

Действует с 2002. Автономная некоммерческая организация

Располагается в живописном уголке природы на излучине реки Сакмары в четырех километрах от с. Черный Отрог. За лето проходят 3-4 смены по 21 день каждая. Единовременно лагерь может принять до 120 детей в возрасте от 7 до 15 лет. На общих основаниях АНО получает гранты, и на эту сумму местное отделение социальной защиты предоставляет бесплатные путевки. Желающие отправить детей в лагерь должны подать заявление на адрес прихода и в районный центр социальной защиты.

Адрес: Россия, 462114, Оренбургская область, Саракташский р-н, с. Черный Отрог, ул. Лениинская, д. 23

Одно из мест паломничества православных верующих — село Покровка Оренбургской области и Святые Пещеры рядом с ним. Считается, что местный родник обладает целебными свойствами. Посмотрим, что из себя представляют эти объекты.
01. Селу Покровка уже 215 лет. Название неоригинальное. Связано с праздником РПЦ Покров Пресвятой Богородицы. Эта Покровка находится в Новосергиевском районе Оренбургской области, почти на трассе Самара-Оренбург. До Оренбурга около 85 километров.
02. Покровка расположена на реке Самаре и насчитывает около 3000 жителей.
03.
04.
05.
06.
07. Люблю такие дома.
08. Ещё одно здание из кирпича. В 1907-12 годах был построен Новоникольский мужской монастырь с кирпичным заводом и фруктовым садом.
09.
10.
11.
12.
13.
14. Наконец-то появляются так называемые Святые Пещеры. В 1896 году здесь поселился один казак и начал вести жизнь в посте и молитвах. За ним потянулись и другие монахи. Под землёй были вырыты пещеры — келии, и в них монахи молились. Даже небольшая церковь там есть. Подробнее читайте и смотрите подземные снимки, например, . У меня нет встроенной вспышки, поэтому под землёй снимков не делал. Кстати, настойчиво требуют покупать свечки для подсветки хода, мол, фонарики на телефоне — это не труЪ. Что, конечно, полная глупость. Экскурсия стоит что-то около 150-200 рублей, начинается бодро, но поток информации быстро иссякает. Чувствуется деловая прижимистость РПЦ.
15. Все наземные строения новодельные. Какие-то вовсе в стадии строительства.
16. Вид на село Покровка.
17.
18. После кровавой революции 1917 года на церковь в СССР пошли гонения. Постройки Святых Пещер коммунисты разрушили, вход засыпали, тополиную аллею от села вырубили, источник засыпали щебнем. В 1939 году жизнь тут прекратилась.
19. Вход в Пещеры начали искать в 1993 году, а нашли в 2002-м. В середине 2000-х годов началось благоустройство территории и строительство новых построек. Как говорят, сюда едут паломники со многих регионов России. На стене у входа в пещеры висят фотографии с приезда нынешнего патриарха. Это забавно, с учётом того, что данный патриарх вот буквально только что наградил церковной наградой лидера партии КПРФ — продолжателей дела тех, кто собственно все Пещеры и разрушил, устраивал гонения на церковь.
20. Купель с источником воды.
21. Температура 4 градуса. Считается, что если верить и окунуться, то болезни исчезнут. Лично я не проверял.
22. И ещё немного Покровки.
23.
24.
25.
26.
27. Вот такой весёлый дом. Впереди — другие записи об Оренбуржье. Stay tuned! 😉
Напомню, что я готов провести фотосъёмку интересных спортивных мероприятий, соревнований и тренировок, а также неспортивных событий/репортажей. С меня фото, рассказ и всяческий пиар, с вас — всё остальное;) .

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ (ОРЕНБУРЖЬЕ):
Зимний Оренбург
Олимпийский огонь в Оренбурге
По дорогам Оренбуржья
Бугуруслан
Летний Бузулук
Зимний Бузулук
Бузулук. Парадный город
Бузулук. Архитектура
Бузулук. Дома
Бузулукский бор
Колтубановский
Державино
Святые Пещеры и Покровка
Зима на Южном Урале
Сад и огород
_____________________
Добавляйте меняв друзья, если вы ещё этого не сделали!
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопок ниже:
Вы можете подписаться на мои страницы в социальных сетях:
Чем я занимаюсь

Святые пещеры в селе Покровка (Россия, Оренбург)

Местонахождение: Оренбургская область, село Покровка Новосергиевского района, в 90 км от города.

Место с историей, раскручено по всем местным туристическим компаниям. Однако по словам работающих там, гостей у них хватает каждый день и не только из России. Есть специальная тетрадочка, в которую записаны все чудеса, которые произошли с верующими людьми.

Начну все по порядку.

Слышали много, посетили один раз

Территория эта мало ещё восстановлена. Сейчас это Никольский женский монастырь. Ранее, летопись села начинается с 1799 года. В 1843 году был заложен храм. Удивительна жизненная легенда. Захарию Карцеву, казаку Орского уезда было ведение. Идти за 400 верст, вырыть родник и построить монастырь.

Зосима, (так его наименовал Иоан Кронштадтский в Санкт-Петербурге) все сделал что и обещал Богу. Но до этого 2 года провел он в молитвах, а жил в пещере которую сам вырыл. Его примеру уподобились многие верующие с северной столицы. 250 метров продолжительность туннелей. Их как бы два направления, в стенах углубление. Побольше служили кельями монахам, поменьше как алтарь для икон, записок.

Внутри холодно, идет пар. Попадаем мы в них из храма Иоана Предтече. Вход 100 р со взрослого, ребенок бесплатно. Темно. Лучше купить большую свечу, чтобы освещать себе путь. Говорят что ночью, всё там затухает, ничего не горит, а утром, пожалуйста зажигайте лампадки.

Здесь же модно купить всё церковное, бутылки для святой воды и хлеб из ржаной муки с морковью и семена подсолнечника за 25 р.

Имеется трапезная, обнесенная виноградником, и клумбами с цветами. В наш день были только пирожки с картошкой по 35 р, да квас за 100 р за 1,5 литра.

Есть вытянутая церковь с синей крышей. В ней есть мощи святого Николая, плащаница Божьей матери.

Паломников и туристов очень много. Привезли 2 автобуса с детьми начальной школы. Вереница машин с крутыми «перцами», женщинами в спортивных костюмах. Всё поставлено на поток, хотя служащие очень терпимы ко всем и ведут себя подобающе месту.

Водосвятные часовни, спуск к роднику.

Всё это восстановили совсем недавно.

В годы советской власти, половину людей находившихся там и выстроивших там хозяйство, расстреляли. Потому что жили с излишками и мозолили глаза крестьянам. Все постройки сровняли с землей, а вход в пещеру засыпали и источник вместе с ними.

На самой верхней точке возвышается крест, с камнями у подножия. Там люди просят о своих желаниях. И если поток нескончаем, то значит все не напрасно. Каждому воздастся ему по вере его.

Видео обзор

Все(1)

Святые пещеры в селе Покровка

Свято-Никольский женский монастырь (Монастырский)

Россия Саратовская область поселок Монастырский

Идёт загрузка карты…

Свя́то-Нико́льский монасты́рь (ранее широко известен как Средне-Никольский монасты́рь) — женский монастырь Покровской епархии Русской православной церкви, расположенный в окрестностях города Пугачёва Саратовской области. Был основан как старообрядческий мужской монастырь, стал одним из влиятельнейших духовных центров старообрядчества в России, в 1837 году был преобразован в единоверческий, обращение сопровождалось насилием и кровопролитием, что вызвало общественный резонанс. В 1843 году монастырь был преобразован в женский. Закрыт советской властью в 1918 году. Официально возрождён как православный женский монастырь в 2000 году.

История

Средне-Никольский женский монастырь был основан в 1764 году сначала как старообрядческий мужской скит выходцем из Польши старообрядческим священноиноком Пахомием. Монастырь располагался в живописном месте, в излучине реки Иргиз. Указом Саратовской духоной консистории от 6 февраля 1837 года скит был обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь 3-го класса.

31 августа 1843 года монастырь был преобразован в женский и передан в управление инокине Ефросинии (Ерёминой), ставшей его первой настоятельницей. В 1851 году Николаевский уезд Саратовской губернии, в котором находился монастырь, вошел в состав новообразованной Самарской губернии.

В монастыре имелись 2 церкви: Свято-Никольская и Покровская. Свято-Никольская церковь была деревянной, холодной, снаружи она была обшита тесом, а внутри оштукатурена. На церкви имелось 14 глав. При церкви находилась 4-х ярусная деревянная обшитая тесом колокольня. Высота колокольни с крестом достигала 12 сажен. В 1886 году Свято-Никольская церковь была перестроена, а 31 мая 1887 года — освящена.

Покровская церковь сначала была деревянной, теплой, без колокольни. Снаружи церковь была обшита тесом и окрашена с 3-х сторон паперти, а внутри оштукатурена. На церкви имелась одна глава с крестом, высота которой достигала 4½ сажен.

Новая каменная Покровская церковь, устроенная в монастыре вместо старой деревянной, была перестроена из старой ризницы в 1863 году. В 1864 году новая каменная Покровская церковь была освящена. На церкви имелась одна глава с крестом. Высота церкви вместе в крестом достигала 7½ сажен.

В 1871 году на месте старой деревянной Покровской церкви в монастыре была построена деревянная часовня па каменном фундаменте для постоянного чтения псалтыря.

Святынями монастыря считались пять Евангелий, напечатанных во время царствования Михаила Феодоровича.

Для размещения сестер и настоятельницы в монастыре имелось 11 зданий: 2 деревянных двухэтажных корпуса и 9 одноэтажных корпусов. В монастыре имелась больница на 5 человек, которая помещалась на первом этаже одного из двухэтажных корпусов.

В 1891 году в монастыре было открыто училище, в котором обучались и дети из окрестных сел. В 1893 году в нем обучались 12 девочек, находившихся на полном содержании от обители.

Последней настоятельницей монастыря перед его закрытием в годы советской власти была игумения Августа (Афанасьева). При монастыре служили два священника и диакон. Для монастырского причта имелись деревянные дома со всеми надворными постройками.

После октябрьского переворота, в 1918 году, монастырь был закрыт. С февраля 1918 года по январь 1920 года все постройки и имущество монастыря находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. Свято-Никольский храм был отдан под зернохранилище. Постановлением Пугачевского уездного исполкома от 11 феврале 1920 года все монастырские здания были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, в Свято-Никольском храме был размещен клуб.

Все трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы. Часть сестер монастыря были переданы в распоряжение уездного отдела здравоохранения и использовались для борьбы с эпидемиями, другая часть сестер трудилась на молочной ферме. Нетрудоспособные монахини были переданы в распоряжение отдела социального обеспечения.

Монастырски фруктовый сад был отдан в ведение райсобеса. Помещения подворья в Самаре в 1922 году были муниципализированы и переданы под жилые помещения.

В мае 1928 года постановлением ВЦИК административно-территориальное деление РСФСР было изменено: Самарская губерния была ликвидирована, а вместо нее образована Средне-Волжская область, а затем и Средне-Волжский край. 16 июля 1928 года было утверждено разделение Средне-Волжской области на 9 округов, а бывший Николаевский уезд, в составе которого находился Средне-Никольский единоверческий женский монастырь, был передан в Нижне-Волжский край, административным центром которого стал Саратов.

В 1929 году храм Покрова Пресвятой Богородицы был разобран.

В 1930 году на территории обители и во всех ее уцелевших помещениях расположилась колхозная бригада. При колхозе, в одном из бывших монастырских зданий, был основан опорный пункт, названный «Международная Объединённая Помощь Революции». По аббревиатуре этих слов колхозное поселение на территории монастыря получило название Мопр.

Современное состояние

Внутреннее убранство Никольского храма

В 1997 году началось восстановление Свято-Никольского храма поселка Мопр силами прихожан Воскресенского храма города Пугачева. Помощь в восстановлении храма и монастыря оказывали предприятия города Пугачева и Пугачевского района: колхоз «Родина», на балансе которого находились здания монастыря, ПМК-19, Пугачевский элеватор, ликеро-водочный завод, завод «Птицемаш» и прихожане храмов Пугачевского района.

Приход во имя Святителя Николая Чудотворца поселка Мопр Пугачевского района был зарегистрирован Министерством юстиции Саратовской области 26 ноября 1998 года.

При приходе, на территории монастыря, образовалось сестричество. Сестры-насельницы принялись за восстановление храма и зданий монастыря: келейного двухэтажного дома и дома для послушниц (в других сохранившихся зданиях монастыря проживают жители поселка). Был заготовлен материал для восстановления монастырской стены, ведется строительство бани и прачечной, проводится электричество в келии.

По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2000 года при храме во имя Святителя Николая Чудотворца поселка Мопр Пугачевского района Саратовской области был учрежден Свято-Никольский женский монастырь. Настоятельницей монастыря определена, по представлению правящего Архиерея, приснопамятного архиепископа Александра (Тимофеева; †2003), монахиня Севастиана (Власова).

20 сентября 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения и первую Божественную литургию в востановленном храме во имя святителя Николая Чудотворца в Свято-Никольском женском монастыре поселка Мопр ( ныне Монастырский) Пугачевского района.

С августа 2013 года в обители начали строить новый храм-часовню.

22 ноября 2014 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое освящение храма-часовни в честь Покрова Божией Матери Свято-Никольского женского монастыря п. Монастырский Пугачевского района.

Храмы

  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца
  • Храм-часовня в честь Покрова Божией Матери

Святыни

  • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих
  • Иконы преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, преподобного Серафима, Саровского чудотворца, праведного Александра Чагринского, блаженной Варвары Скворчихинской с частицами их святых мощей
  • Частица мощей святого преподобного Сергия Радонежского, переданная в дар храму Епископом Саратовским и Вольским Лонгином 17 апреля 2010 года

>Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября

Как добраться

Адрес: 413710, Саратовская область, Пугачевский район, п. Монастырский, ул. Иргизная, 25

Телефон: (845-74)2-22-47

Электронная почта: monastir_pugachev@mail.ru

>Паломнику

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни: литургия в 08.00, вечернее богослужение в 15.00.

>Фото

Видео

Свято-Никольский женский монастырь Пугачева в ожидании исторического события

Ссылки

Свято-Никольский женский монастырь

Свято-Никольский женский монастырь, п. Монастырский

В лесу родилась ёлочка…История песни Шла Великая Отечественная. В кабинет секретаря Союза писателей Александра Фадеева вошла необычная посетительница: нищая старуха с мешком в руках. Фадеев нахмурился.- У вас ко мне какое-то дело? Старушка положила свой мешок на колени и сказала как-то неожиданно искренне: — Жить тяжело, Александр Александрович. Помогите как-нибудь. — А что, неужели и вы тоже писатель? — с иронией спросил он. — Я пишу стихи, — сказала женщина, как бы извиняясь. — Их печатали когда-то. Только очень давно. — Как же вас зовут? — Раиса Адамовна Кудашева. — Ну прочтите что-нибудь: — обреченно произнес Фадеев.- Извольте, — согласилась женщина и начала: «В лесу родилась елочка, В лесу она росла:» Прошло 60 лет. В 2003-м к писателю Михаилу Холмогорову пришел приятель и сказал: «А ведь ты можешь быть миллионером! Нужно только оформить бумаги». Михаил был озадачен. Как племянник и единственный наследник Раисы Кудашевой он действительно мог бы получать авторские отчисления. Но как потомственный интеллигент даже думать о таких вещах не мог. Но почему бы не попробовать? И Михаил начал разбирать семейные архивы — в официальных инстанциях родство нужно было еще доказать. История эта началась давно — в 1878 году, когда у Адама и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой) родилась дочь Раиса. Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки. Это было типичное старомосковское семейство — хлебосольное, веселое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам. В старших классах гимназии Раиса начала писать стихи для детей. Да так удачно, что ее охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье — умер отец. Как старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах — пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство считалось делом предосудительным. В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены, поэтому забота о наследнике почти целиком легла на плечи гувернантки. Раиса по-матерински привязалась к воспитаннику, который лишился матери и почти не видел отца, и он, в свою очередь, тоже обожал Раечку. — Раечка, а у нас будет елка? — спросил он накануне Нового года. — Конечно будет, — ответила Рая. — А гости будут? — И гости. — А какой стишок я буду им читать? — Ну, хочешь, выучим с тобой Пушкина. — А у Пушкина есть стихи про елочку? Раиса задумалась и ничего не смогла вспомнить. — А ты непременно хотел бы про елочку? — Непременно. Мальчик уснул. Раиса пошла к себе в комнату и начала сочинять. Она представила себе детишек, бегающих вокруг елки, и Алешеньку в нарядном бархатном костюмчике. Он стоит под елкой и читает: «Гнутся ветви мохнатые / Вниз к головкам детей. / Блещут бусы богатые / Переливом огней:» А потом представила себе елочку, но только в лесу. Как она стоит там, одинокая: «Метель ей пела песенку, спи, елочка:» И она вспомнила, что ей уже 27 лет, а она никак не дождется своего праздника. Получилось что-то личное. И почему-то вспомнился князь. Ему было 50 — не такой уж и старик. Утром он посмотрел на нее как-то тепло и внимательно и почему-то назвал Раей, а не Раисой Адамовной, как обычно. Она тряхнула головой, чтобы отогнать ненужные мысли и напрасные надежды. К утру стишок был готов. А днем она отнесла его в журнал «Малютка», где ее ждали и любили как постоянного автора. Подписалась, как обычно, буквами «А. Э.». Вот, собственно, и все. Рае не показалось: князь действительно стал обращать на нее внимание. Они все чаще оставались вдвоем как будто случайно. Князю в срочном порядке нужно было обсудить с гувернанткой отметки мальчика, новое стихотворение очередного декадента… Но оба не решались признаться в своих чувствах даже себе самим. Она — потому что не смела и думать о такой выгодной партии. Он — потому что боялся оскорбить ее гордость. Все-таки разница в возрасте. Только через три года князь предложил своей гувернантке руку и сердце. Так Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой. — Тетя Рая совсем не была похожа на княгиню, — вспоминает Михаил Холмогоров. — Когда мне было пять лет, мама взяла меня к ней в гости. Тетя Рая оказалась совсем старенькой. Они с сестрой, такой же старушкой, ютились в малюсенькой комнате, похожей на чулан. А потом во время прогулки мама показала мне особняк на углу Воротниковского и Старопименовского переулка. «Раньше этот дом принадлежал тете Рае», — сказала она вдруг. Миша никак не мог поверить, что нищая старушка жила когда-то во дворце. В 70-е особнячок сломали, и от единственного счастливого времени в жизни Раисы Кудашевой не осталось ни следа. Тогда, в начале века, ее называли княгиней, у нее был собственный дом, любящий муж и приемный сын. Раиса уже почти позабыла о своих стишках про елочку. Как-то Раиса Адамовна с семейством ехала в Петербург. Попутчицами оказались бабушка и ее внучка. Познакомились, разговорились. Старушка попросила внучку спеть песенку. И девочка, расправив юбочку, запела: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла:» — А что же это за чудесная песенка? — спросила Кудашева с замиранием сердца. — О, это знаменитая новогодняя песенка из альбома композитора Бекмана. Он называется «Верочкины песенки». Просто клад для домашнего музицирования! Князь слушал вполуха и читал газету. Когда они остались одни, Рая решила: момент настал. То, что она тайно печатает стихи, тяготило ее. Ей хотелось, чтобы муж знал все. — Ты слышал песенку? — спросила она нерешительно. — Да. Прелестная, — улыбнулся князь. Похоже, он догадывался, куда клонит жена. — А слова? Слова тебе понравились? — О, я бы хотел познакомиться с автором, — князь улыбнулся еще шире. — Это я написала. Для нашего сына, — проговорила, краснея, княгиня. — Никогда не сомневался в твоих талантах, — сказал князь и поцеловал жену. Так Рая узнала, что она автор слов модной песенки. Впервые пути песни и ее создательницы пересеклись, чтобы снова разойтись, и уже надолго. К 1914 году обожаемый воспитанник Алеша вырос. Он бредил войной и сбежал на фронт. Отец, который уже перешагнул рубеж 60-летия, слег, не выдержав волнений, и вскоре умер — не выдержало сердце. Спустя некоторое время пришло извещение о смерти мальчика. Княгиня разом потеряла все. Так что утраты революции она приняла почти что равнодушно. 1917 год Кудашева провожала в полном одиночестве. Княгиня сидела у печурки и грела руки. Прислуга разбежалась. Она была одна, куталась в шаль и подбрасывала в огонь остатки мебели. Все бумаги, напоминающие о прошлом, давно пошли на обогрев комнаты. Только некоторые она оставила себе. И среди них — черновик стихотворения про елочку. Внезапно в дверь постучали. Она открыла. Красные матросы зашли в дверь, оставляя черные следы на паркете. Один из них, видимо, главный, вынул изо рта окурок, затушил о стену и бросил на пол. — Что вам угодно? — спросила княгиня как можно спокойнее. — Нам угодно, — издевательски прищурился матрос, — чтобы ты, контра, в течение десяти минут исчезла из дома, незаконно отнятого у трудового народа. Раиса Адамовна безропотно собрала вещи. Так началась ее новая жизнь. В этой жизни главным было стать как можно незаметнее, чтобы никому даже в голову не пришло о чем-то ее расспрашивать. В конце концов ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она и просидела тихой мышкой до самого 1941 года. Между тем песенка жила триумфальной и праздничной жизнью. Ее пели на всех детских утренниках, исполняли на главной елке страны в Колонном зале, на ее сюжет рисовали открытки. Это была главная новогодняя песня страны. А создательница ее текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям. Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: «Песенка про елочку, слова и музыка композитора Бекмана». Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой (маме Михаила). Та возмутилась. Мало того что автор слов всенародной песни живет на нищенскую зарплату, так о нем еще и никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то другой! — Давайте попробуем доказать, что автор — это Вы, — неожиданно для себя предложила она престарелой родственнице. — Да как же это? — испугалась Раиса Адамовна. — Голубушка, не нужно. Стара я уже для таких подвигов. Да и происхождение мое… Не дай Бог кто узнает: — А мы все же попробуем, — не унималась родственница. Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохраненный Раисой Адамовной в далеком 18-м году. А еще в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала «Малютка». Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашева была официально признана автором песни и должна была получать деньги с каждого ее исполнения. Но по-настоящему известной Раиса Адамовна стала только в 1958 году. Тогда в «Огоньке» работал будущий «отец» Электроника — Евгений Велтистов. Он бродил по городу в поисках интересных людей и набрел на Кудашеву. Появившееся в новогоднем «Огоньке» интервью переменило жизнь 80-летней старушки. Ей стали писать и звонить незнакомые люди, ее приглашали в школы и детские сады. Но было слишком поздно. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной. — Не по силам я затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне». Михаил Холмогоров сидел у главного нотариуса города Москвы. Тот внимательно выслушал историю детской песенки и ее создательницы. — К сожалению, я ничего не могу для вас сделать. Когда умерла Ваша родственница, срок действия авторского права был другим. И он давно истек. А закон обратной силы не имеет. Михаил выслушал вердикт, понял, что миллионером ему никогда уже не стать и… совсем не огорчился. Пусть останется все как есть. Недавно на могиле Кудашевой на Пятницком кладбище Михаил поставил памятник. На нем — слова песенки про елочку. А сама песенка принадлежит всем. Неизвестная «Елочка» Раиса Кудашева посвятила своему воспитаннику не песенку, а сценарий детского утренника. Дети должны были по очереди зачитывать строфы. Но полный вариант песни начинается четырьмя неизвестными строфами: «Гнутся ветви мохнатые Вниз к головкам детей; Блещут бусы богатые Переливом огней; Шар за шариком прячется, А звезда за звездой, Нити светлые катятся, Словно дождь золотой: Поиграть, позабавиться Собрались дети тут И тебе, ель-красавица, Свою песню поют. Все звенит, разрастается Голосков детских хор, И, сверкая, качается Елки пышный убор. В лесу родилась елочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, Зеленая была:»