Теория о происхождение человека

тест на тему «Антропогенез» 11 класс тест по биологии (11 класс) на тему

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬПО ТЕМЕ: «АНТРОПОГЕНЕЗ» 11 КЛАСС

1 ВАРИАНТ

Задание части А (с выбором одного верного ответа)

1) Как называется наука о происхождении и эволюции человека, становление его как вида в процессе развития общества А) цитокинез Б) кариокинез В) антропогенез Г) палеонтогенез

2) Человек относится к типу:

А) членистоногих Б) хордовых В) кишечнополостных Г) обезьяновых

3) О принадлежности человека к семейству гоминид свидетельствует:

А) наличие диафрагмы Б) приспособленность к прямохождению

В) наличие внутреннего скелета Г) большое сходство с человекообразными обезьянами в генетическом аппарате

4) Как называются первые представители биологического вида Человек разумный?

А) австралопитеки Б) кроманьонцы В)неандертальцы Г) палеоантропы

5) Общий предок человекообразных обезьян и человека:

А) рамапитек Б) дриопитек В) питекантроп Г) Австралопитек

6) Какой учёный впервые поставил человека в одну группу с приматами?

А) Ж.Б. Ламарк Б) К.Линней В) Ч. Дарвин Г) Э. Геккель

7) Доказательство происхождения человека от животных

А) редуценты Б)симбионты В)рудименты Г) консументы

8) Что в переводе с латинского означает «австралопитек»

А) австралийская обезьяна Б) древнейшая обезьяна В) человекообразная обезьяна Г) южная обезьяна

9) Чему соответствует стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид?

А) архантропу Б) палеоантропу В) протоантропу Г)неоантропу

10) Как называется древнейший человек, ископаемые остатки которого были найдены на острове Ява

А) протоантроп Б)питекантроп В)палеоантроп Г) синантроп

11) Укажите древних людей

А) питекантропы, синантропы Б) кроманьонцы В) палеоантропы Г)австралопитеки, дриопитеки

12) В эпоху великого оледенения жили

А)кроманьонцы Б)австралопитеки В)питекантропы Г) неандертальцы

13) Биологический фактор эволюции человека, утративший своё значение в настоящее время — это

А) географическая изоляция Б) наследственная изменчивость

В) комбинативная изменчивость Г) колебание численности в результате миграции

14) На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы

А) древнейших людей Б) древних людей В) питекантропов Г) кроманьонцев

15) Единство всех человеческих рас как представителей одного вида Человек разумный доказывает

А) сущность единого центра происхождения рас Б) общность анатомических признаков

В) возможность плодовитых браков между представителями разных рас Г) общность физиологических процессов

Задания части В (Выберите три верных ответа)

В1 А) Все расы человека относятся к одному виду

Б) расы это – виды Человека разумного

В) к монголоидной расе относится население Индии

Г) вид Человек разумный является полиморфным

Д) к негроидной расе относится коренное население Америки

Е) эпикантус свойствен представителям монголоидной расы

В2 Какие признаки сформировались у человека в связи с прямохождением? Выберите три верных ответа

А) появилась сводчатая стопа Г) таз стал более широким

Б) появился подбородчатый выступ на нижней челюсти Д) мозговая коробка увеличилась

В) верхние конечности стали массивнее нижних Е) позвоночник приобрёл изгибы

В3 Выберите три верных ответа. Атавизмами у человека являются:

1) хвостатость 4) многососковость

2)сильная волосатость всего тела 5)аппендикс-отросток слепой кишки

3)копчиковые позвонки-остатки скелета хвоста 6)верхнее и нижнее веко

В4 Установите правильную последовательность этапов эволюции человека.

А) Человек разумный Б) Человек умелый В) Австралопитек Г) Человек прямоходящий

В5 Установите соответствие

Характерный признак Человеческая раса

А) выступающие скулы 1) европеоидная

Б) жесткие волосы 2) монголоидная

В) узкий нос

Г) эпикантус

Д) мягкие волосы

А

Б

В

Г

Д

Задание части С Почему человек способен ослабить воздействие естественного отбора?

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬПО ТЕМЕ: «АНТРОПОГЕНЕЗ» 11 КЛАСС

2 ВАРИАНТ

Задание части А (с выбором одного верного ответа)

1) Процесс историко-эволюциооного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности, речи:

А) цитокинез Б) гаметогенез В) кариокинез Г) антропогенез

2) Видовым признаком человека является

А) две пары конечностей Б) живорождение В)23 хромосомы в гаметах Г) наличие млечных желёз

3) Человек относится к классу:

А) земноводных Б) приматов В) млекопитающих Г)кишечнополостныз

4) Как назывались вымершие древесные человекообразные обезьяны, являющиеся предками соврененных человекообразных обезьян и человека?

А) гоминиды Б) долгопяты В) дриопитеки Г) понгиды

5) Сходство человека и человекообразных обезьян говорит о их родстве

А) родстве Б) одинаковом уровне организации В) происхождение от разных предков Г) конвергентном сходстве

6) К. Линней поместил человека в отряд:

А) хордовых Б) приматов В) хищных Г)млекопитающих

7) В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется

А) резус-фактор Б) рассудочная деятельность В) четырёх камерное сердце Г)абстрактное мышление

8) Основным фактором антропогенеза является

А) труд Б) общественный образ жизни В) речь Г) рассудочная деятельность

9) Ископаемые остатки какого древнейшего человека были найдены вблизи Пекина?

А) питекантропа Б) палеоантропа В)синантропа Г)австралопитека

10) На каком этапе появились синантропы питекантропы?

А) на этапе архантропов Б) на этапе палеоантропов В) на этапе неоантропов Г)на этапе протоантропов

11) Синантроп является представителем

А) людей современного типа, Б) древних людей В)древнейших людей Г)обезьяноподобных предков человека

12) Человек современного типа является

А) синантроп Б) дриопитек В) кроманьонец В)неандерталец

13) Какой процесс относят к социальным факторам антропогенеза

А) борьбу за существование Б) мутационный процесс В) появление речи Г) естественный отбор

14) Расовые отличия у людей сформировались под воздействием факторов

А) социальных Б) биологических В)ограничивающих Г) биотических

15) Основные причины формирования различных рас – это…

А) генетическая изоляция Б) географическая изоляция

В) различия в способностях людей Г) различие в скорости эволюции разных групп людей

Задания части В (Выберите три верных ответа)

В1 В связи с прямохождением у человека:

А) освобождаются верхние конечности Г) таз расширяется, его кости срастаются

Б) стопа приобретает сводчатую форму Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого

В) большой палец верхних конечностей противостоит остальным Е) уменьшается волосяной покров

В2 Чем человек отличается от человекообразных обезьян?

А) наличием четырёхкамерного сердца Г) наличием ногтей

Б) прямохождением Д) S-образным позвоночником

В) наличием сводчатой стопы Е) заменой молочных зубов на постоянные

В3 Выберите три правильных ответа. Рудиментарными органами человека являются:

1) аппендикс – отросток слепой кишки 4) верхнее и нижнее веко

2) ушные раковины 5) остатки волосяного покрова по всему телу

3) копчиковые позвонки – остатки скелета хвоста 6) многососковость

В4 Установите последовательность эволюции человека

А) древний человек

Б) человек современного типа

В) человек умелый

Г) человек прямоходящий

Д) австралопитек

В5 Установите соответствие

Установите соответствие между характеристикой вида и его названием.

Характеристика

Название

А) объем мозга – 700-1250 см3.

Б) для людей этого типа характерны первые захоронения.

В) объем мозга – более 1400 см3.

Г) череп низкий, кости очень толстые, выраженные надбровные дуги, массивные челюсти.

Д) изготавливали и обрабатывали каменные орудия труда, производили строительство очагов и жилищ.

Е) изготавливали примитивные орудия труда.

1) древние люди;

2) древнейшие люди.

Задание части С Прекратилась ли эволюция человека как биологического вида на современном этапе?

Возникновение Православия

В VII–XI веках, между старым Римом и новым, разворачивается религиозное соперничество. Константинополь был прав юридически, Рим – в силу традиции. Папы и патриархи наращивали титулы и земли до тех пор, пока вплотную не столкнулись друг с другом. В IX веке дело дошло до взаимных проклятий, но через некоторое время общение было восстановлено, а в XI веке, в 1054 году, произошло окончательное разделение единой христианской Церкви на две части – Западную и Восточную. Каждая половина развивалась самостоятельно, в силу внутренних резервов. За Западной частью закрепилось наименование Католической Церкви, в силу того, что папы имели титул Вселенских (Всеримских) епископов, «кафоликос», по-гречески, значит Вселенский.

За тысячу лет разделения, эти части Церкви существенно разошлись в принципах внутреннего устройства. Римская Церковь избрала путь укрепления папской власти. Первоначально, высшим органом правления в Западной и Восточных Церквях, был Собор или Собрание. На соборах присутствовали патриархи, митрополиты, епископы, священники, представители императора, обычные граждане империи. Это был демократический принцип правления.

Собор возглавлял Сам Иисус Христос, Он подлинный глава Церкви. Несмотря на то, что Христа не было зримо с учениками, Он реально возглавлял Церковь. На Востоке сохранился этот принцип правления до настоящего времени. Все пятнадцать Поместных (местных) Православных Церквей управляются Соборами.

На Западе поступили по-иному, усиливая папскую власть. Постепенно, главой Римской Церкви стал папа, которому присягали не верность кардиналы, епископы и духовенство, как вассалы королю. Последний полноценный Собор Западной Церкви состоялся в XIV веке. Он представлял собой еще некоторую власть, однако после этого, Соборы на Западе, хоть и проводились, но реальной властью не обладали, поскольку просто фиксировали готовые законодательные акты, принятые папой. Власть Римского первосвященника, «раба рабов Божиих», с веками увеличивалась.

Поначалу, он был первым среди равных, как Восточные патриархи, затем видимой главой Церкви, после единственной главой, наместником Бога на земле, и, наконец, после II Ватиканского Собора, приобрел юридически власть Бога. Сейчас, согласно церковным постановлениям Римского престола, папа может изменить действие Бога, он непогрешим в своем мнении и действиях, если они возвещаются с кафедры, слово папа всегда и во всем прав, даже если вся Католическая Церковь как один человек скажет «нет». Он выше Собора, выше государственной власти, он один – Католическая Церковь, согласно решениям II Ватиканского Собора, состоявшегося в середине XX века.

Православная Церковь сохранила древнегреческий принцип правления, демократический Собор. Патриархи на Востоке сейчас лишь первые среди равных, не более того. Они – епископы, как и другие архиереи Православной Церкви и обладают всей полнотой власти только в пределах своей епархии или округа, во внутренние дела прочих епископов, патриархи не вправе вмешиваться. Власть патриарха не распространяется на всю Поместную Церковь. Дела общецерковного масштаба вправе решать только Вселенский (Всеобщий) Собор, которых в истории Церкви было семь.

На данном историческом этапе, воссоединение двух ветвей единой некогда Церкви, практически невозможно, в силу разных принципов внутреннего устройства. Воссоединение реально только при равных системах управления, которые отражают в себе и догматическое (вероучительное) содержание. Это всецело зависит от Римского папы, поскольку только он, добровольно сложив с себя часть полномочий, может пожелать соединиться с Восточными Церквями. Юридически любые союзы Католической Церкви с иными религиозными объединениями означают автоматическое присоединение их к Римском престолу. Естественно, Восточные Патриархи на это не пойдут, поскольку в этом случае они должны будут признать непогрешимость и главенство папы, а не Христа, что противоречит вероучительным истинам Православия.

Вообще, сам термин «Православие» возник достаточно рано, В IV–VI веках. Православие или правильно славить (Бога) означает неизменное вероучение, которое храниться со времен Иисуса Христа. Православие, ли Ортодоксия, означает еще и традиционность. Иными словами, Православная Церковь – это Традиционная Церковь, хранящая древние традиции, это консервативная и неименная Церковь. Термин «Православный» возник в связи с ересями и сектами, которые тоже называли себя христианами, но на самом деле таковыми не являлись. Православными издревле называли себя все, кто придерживался традиционных взглядов на религию, кто неизменно содержал учение апостолов. Во времена расколов и внутрицерковных потрясений христианской Церкви. Римские папы в VIII веке называли себя православными хранителями веры апостолов. Это было письменно изложено Римским папой Львом X, который приказывал высечь традиционно Православное вероучение на каменных плитах и выставить ее всеобщее обозрение в Риме.

В раннее средневековье, Римский престол непоколебимо придерживался Православия, к его авторитету порой прибегали Восточные Епископы. С IV–VII века на Востоке было сосредоточено все богатство философской и богословской мысли Церкви. В это время Восток был неизмеримо выше в культурном отношении и образованности. Запад просто воспринимал и копировал, а чаще упрощал научные и культурные достижения Востока. Там не возникало богословских прений, поскольку не существовало собственной философской школы.

Одним из пунктов разногласия между Восточной и Западной частью христианской Церкви в 1054 году был балканский вопрос. Юридически Балканы и Восточная Европа принадлежали Риму, но эта была окраина империи, глушь, на которую никто не претендовал. Во второй половине IX века на Балканы была направлена церковная миссия Константинополя, которую возглавили Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий. Они отправились к славянам, воинственному народу, которому Византия время от времени платила дань. Миссия на Балканы была успешной. Помимо религиозного соперничества, Восток и Запад конфликтовал политически. В раннее средневековье шел раздел сфер влияния в Европе. Византийскую культуру и религию восприняла Восточная Европа, которая тяготела к Константинополю политически. С IV по XI века, Византия была сильнейшим и могущественнейшим государством Европы.

На Русь Православие пришло через князя Владимира, который вел успешные переговоры с Византией. Политический союз с Константинополем был закреплен браком князя Владимира с греческой царевной Анной. Князь Владимир с дружиной принял христианство и, прибыв на родину, крестил Киев и окрестности. Это произошло в 988 году и получило наименование в истории «крещение Руси». Киевская Русь вступила в сообщество христианских государств Западной Европы, в европейскую цивилизацию. Крещение Киева осуществлялось прибывшими из Греции священниками, которые рукоположили во священники несколько русских.

Имеются исторические данные о том, что христианство проникло на Русь значительно раньше, из Скандинавии, куда попало из Восточной Римской империи. Некоторые историки утверждают, что на киевских горах, был ученик Иисуса Христа – апостол Андрей. Вновь образованную Церковь возглавили митрополиты-греки, а Русская Церковь, была греческой митрополией до XV века.

Некоторые утверждают, что на Балканах провел некоторое время своего отрочества Иисус. Первоначально, самая маленькая и безнадежная, Русская митрополия стала самой крупной, территориально и экономически превосходящая Константинопольскую патриархию. В середине XV века, Русская митрополия стала патриархатом, самостоятельной Поместной Церковью. В это же время пал Константинополь, исчезла Византийская христианская империя.

Единственно мощным православным государством осталось Московское княжество, которое вскоре стало царством. Русские цари приняли миссию защитников Православия и в XVI веке была создана политическая и религиозная теория «Москва – Третий Рим». Русского царя признали своим государством большинства славян и греков, уже шла речь о перенесении столицы Восточной Римской империи в Москву. Но, греки сказали «нет», и этой идее не суждено было осуществиться.

Католическая Церковь занималась активной миссионерской деятельностью, посланцы папы попадали на вновь открытые земли. Но, католичество раздирали внутренние противоречия, порожденные всепоглощающей властью папы. Пик папской власти приходиться на XIII век, когда перед папой трепетали короли Западной Европы. Папа мог отказать в коронации и освободить подданных от присяги королю. Постепенно, стало нарастать недовольство, феодалы сопротивлялись церковной опеки.

Противостояние вылилось в религиозное течение, получившее название Протестантизма. В XVI–XVII веках протестанты вели войны с папским престолом и армиями католических государей. Идеологами протестантизма выступили Мартин Лютер в Германии, Кальвин в Швейцарии, король Генрих VIII в Англии. Основанные ими религиозные вероучения получили название лютеранства, кальвинизма и англиканства. Они отрицали непогрешимость и всевластие папы, а также всего с этим связанного.

Что касается англиканства, то в этом случае дела обстояли значительно проще. Король Генрих VIII не получил от папы разрешение на развод и отказался ему подчиняться. Представители Римского престола были выдворены из Англии, на их место были рукоположены ставленники короля, позже сформировалось и вероучение, которое поначалу не отличалось католического. Протестантизм охватил значительную часть Европы, так, что папству пришлось активно защищаться. Таким образом, католичество, как и некогда христианская Церковь, разделилась на две части. Протестантизм распался еще на несколько течений, о которых мы уже говорили: лютеранство, кальвинизм и англиканство. Англиканство стало государственной религией Англии, а протестантизм попал в Северную Америку, и распространился на всю Европу.

В настоящее время протестантизм утратил, за исключением английской Церкви, монолитность. Каждое течение распалось на множество направлений. Разные направления зашли настолько далеко, что христианством их можно назвать очень условно. И, помимо того у всех трех ветвей христианства – православия, католичества и протестантизма имеется масса сект.

Секты отрицают традиционные Церкви, священство, многие Таинства, обряды, иконы, кресты, порой храмы. Секты явления постоянное в истории христианства, они сопровождают Церковь всегда. Обычно секты существуют небольшое, в сравнении с Церковью время, они быстро изживают себя сами и исчезают. Уже в первые годы христианства существовали секты. В I веке была печально известна секта николаитов, о которой теперь уже никто не помнит. Церковь потрясали расколы, представляющие собой отделение части от целого Церкви, при сохранении вероучения последней. Они также были недолговечны.

Подводя итоги, можно сказать, что сейчас христианство представлено тремя ветвями – православием, католицизмом и протестантизмом, а также множеством расколов и сект. Что касается сект, то они называются христианскими в пропагандистских целях, по-настоящему в их вероучениях содержится совсем немного от апостольского Предания. Протестантизм и католицизм имеют некоторые особенности в вероучении, отличающих их от изначального христианского учения времени Единой Церкви.

Православная, или Ортодоксальная (Традиционная) христианская Церковь, из всех вышеперечисленных ветвей единой Церкви, отличается большей консервативностью. Именно это качество выделялось Иисусом, Который завещал, накануне вознесения, своим ученикам и последователям, сохранить Церковь в том виде, в котором Христос ее оставил. Церковь предназначена быть эталоном веры и нравственности для всего человечества. Она должна быть идеалом, к которому надлежит стремиться.

Православная Церковь сохранила чистоту христианского вероучения. В ней и в настоящее время живут святые, происходят исцеления больных, мироточат иконы. Что же касается понятия о чистоте веры, то наличие слишком сложной атрибутики мешает пониманию веры.

То же происходило и в Католической Церкви, хотя в последние столетие, справедливость канонизации святых вызывает некоторые сомнения. Верность решения о канонизации (признании святыми) деятелей Католической Церкви, достаточно относительна, поскольку жизнь этих людей, их вера и нравственные качества, могут быть оценены по-разному.

Протестантизм, вообще лишен мощей святых, их там нет, не говоря уже о сектах. Признание святости верующего – это не чье-то решение, или мнение группы заинтересованных лиц, а факт обозначения свойств святости Самим Богом. Люди, умершие давно, пребывают в нетленном состоянии. Их тела не разлагаются, не подвержены гниению, от них происходит исцеления больных людей. Святые, еще при жизни пользовались известностью за праведность и чистоту жизни, духовные советы и благодеяния.

Факт наличия мощей (не разлагающихся тел) святых в Церкви, православные христиане считают свидетельством признания этой Церкви Самим Христом, ибо Он первый победил смерть, Его Тело стало нетленным и приобрело особые качества. Признание Церкви Богом, посредством явления в ней мощей святых, означает, что и вероучение соответствует и равно чистоте Церкви, созданной Христом. Это и есть та самая Церковь, глава которой Христос.

То, к чему стремятся истинно верующие православные – это внутренне соответствовать ей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

25. Зарождение христианства

Наряду с буддизмом, к числу мировых религий, имеющих наиболь­шее число сторонников, относится христианство. Христианство — это собирательный тер­мин для характеристики трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма.

В центре христианства находится образ богочеловека — Ии­суса Христа, который своей мученической смертью на кресте пост­радал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он от­крыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоедине­нию с Богом в Божественном царстве. Христос переводится с греческого как «помазанник», «мессия», спаситель. Этим нарицательным име­нем Иисус Христос связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь —Божье царство.

Священной книгой христиан является Библия, которая состо­ит из двух частей. Ветхий завет — священная книга последователей иудаизма и Новый завет, излагающий важнейшие этапы жизни со­здателя христианства — Иисуса Христа и основные положения его учения.

Христианство возникло в I в. новой эры на территории Восточ­ной части Римской империи в Палестине. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа.

Христианскую версию о жизни, деятельности и учении Иису­са Христа мы узнаем из трех видов источников. Первый вид — это канонические книги Нового Завета. Они называются каноническими потому, что их текст был признан «богодухновенным». Неканонические сочинения не считаются «богодухновенными», но и не отвергаются христианскими церквями. Это «Евангелие от Никодима», «Первоевангелие Иакова-еврея», «Книги о Рождест­ве Девы Марии», «Книги Иосифа Плотника», «Учение 12 апостолов» и др». Третья категория христианских источников — это сочинения «отцов церкви» — раннехристианских мыслителей, защитников и пропагандистов христианского вероучения в первые два века его су­ществования: Юстина Мученика, Иринея, Татиана, Тертуллиана, Климента и др.

Христос рождается в Вифлееме. Это оправдывает слова ев­рейского пророка Михея, сказавшего, что из Вифлеема выйдет вождь, который спасет народ Израиля. «Волхвы пришли к царю иудей­скому Ироду и спросили его: где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему».

Ирод встревожился и весь народ Иерусалимский с ним. Тайно выведав у волхвов время появления звезды, Ирод поручил разыс­кать младенца. «Звезда, которую мы видели на востоке все время шла перед ними как наконец пришла и остановилась где был младе­нец». Затем мудрецы увидели младенца с Марией, поклонились ему, подарили золота, ладана и смирны и ушли в страну свою.

Во сне Иосиф получает приказание от ангела Господня бежать с младенцем и его матерью в Египет, так как Ирод собирается убить младенца Христа. Ирод приказывает убить всех младенцев до 2-х лет. И когда Ирод умирает, ангел опять является во сне Иосифу в Египте и приказывает ему идти в землю Израилеву. Затем Иосиф во сне получает указание идти в Землю Галилейскую и поселяется в го­роде Назарете».

Евангелист Лука же считает, что родители Иисуса Мария и Иосиф — всегда жили в городе Назарете и оказались в Вифлееме в связи с переписью населения. Согласно указу императора Августа о переписи, каждое семейство должно было прийти в город, откуда был родом глава семьи. Иосиф был из Вифлеема и потому он оказал­ся там вместе со своей беременной женой, которая там и родила сына — Иисуса.

Некоторые расхождения между этими двумя Евангелиями проявляются и при изложении генеалогии Иисуса. Евангелие от Матфея подгоняет родословную Иисуса под особого рода троицу — Всех родов от Авраама до Давида — 14, от Давида до переселения в Вавилон —14, от переселения в Вавилон до Христа —14. По этой ге­неалогической цепочке получается, что Иисус — потомок еврейских царей: Давида, Соломона и Ровоама. Иначе говоря, предсказанный пророками мессия, спаситель народа Израиля. Евангелист Лука проводит ту же версию, но у него получается, что от Давида до рож­дения Иисуса Христа прошло только 28 поколений.

Эти и другие неточности и противоречия в Новом завете, а так­же проблемы истолкования библейских текстов породили сомнения относительно историчности образа Иисуса Христа.

Французский мыслитель XVIII века Ш. Дю-пии стремился доказать, что Иисус Христос — это солнечное боже­ство, заимствованное христианством из восточных религий и что все события его жизни, излагаемые в евангелиях следует воспринимать как астральные аллегории.

Другая, историческая школа считала Иисуса Христа реаль­ной личностью, проповедником новой религии, сформулировавшим ряд принципиальных идей, заложивших основы христианства учениками не отреклись от своего учителя.

Первым шагом на пути этой исторической реконструкции должна быть констатация факта, что христианство зародилось в иудейской среде и эта среда наложила глубокий отпечаток на многие положе­ния христианского вероучения. Как указывает Библия, Иисус Хрис­тос родился в еврейской семье. Его земные родители Мария и Иосиф были правоверными иудеями и свято соблюдали все требования сво­ей религии. Сам титул Иисуса «Христос» — означает «мессия», «спа­ситель» — базируется на глубоко укоренившемся в иудаизме уче­нии о мессианской роли еврейского народа, на том, что именно из этой среды появится спаситель человечества.

Мессианские настроения в среде иудеев были постоянны, но их проявление на разных исторических отрезках времени было не одинаково. В период социальной стабильности на первое место вос­ходил «закон», а мессианские ожидания уходили на второй план. Когда же еврейское общество переживало кризисную стадию свое­го развития, мессианские настроения пробуждались и активно рас­пространялись. В 1 в. н. э. Иудея переживала острый кризис, свя­занный с давлением на население трех уровней власти: римского императора, его наместников-тетрархов, царя Ирода Антипы и иу­дейских первосвященников. Каждая из этих властей эксплуатиро­вала народ, принуждая его платить непомерные подати, принуж­дала к определенным формам поведения, которые зачастую проти­воречили нравственным убеждениям и вероучению еврейского народа.

В этот период на территории Палестины были широко рас­пространены мессианские надежды, появилось много бродячих проповедников, возвещавших скорое пришествие Мессии, спасите­ля народа, истинного царя Иудейского. Библия называет двух великих пророков того времени — Иеремию и Иоанна Крестителя. Эти проповедники стремились привлечь к себе внимание людей необыч­ным видом. Иеремия проповедовал с ярмом на шее, Иоанн Крести­тель носил одежду из верблюжьего волоса, не стригся, жил отшель­ником в пустыне, питался сушеной саранчой и был очень худ. Одним своим внешним видом он производил на людей неизгладимое впе­чатление. А его речи, разоблачавшие нравственное падение властьимущих, царивший во дворцах разврат, пренебрежение к нуждам и страданиям людей, находили живой отклик в массах. Властьимущие боялись проповедей Иоанна Крестителя и, как гласит библей­ская легенда, ему отрубили голову по приказу царя Ирода Антипы, спровоцированному на этот поступок «танцем живота» своей свод­ной дочери Саломеи.

Иоанн Креститель не считал себя мессией, спасителем челове­чества. По библейской версии христианства он — лишь Предтеча. Его задача была подготовить народ к приходу мессии. Суд Божий, утверждал Иоанн, недалек. Он призывал людей раскаяться, встать на путь праведной жизни. Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения в воду реки Иордан. Этому погру­жению придавалось символическое значение. Подобно тому, как во­да омывает тело, так и покаяние очищает душу. Обряд омовения по­лучил символическое значение крещения (греч. баптизо — русск. крещение) Отсюда и прозвище Иоанна — Креститель. Перед омове­нием люди исповедовали свои грехи, очищали душу.

Библия умалчивает о жизни Иисуса до 30 лет. И именно с появ­ления Иисуса на берегу Иордана и принятия им крещения от Иоанна начался его путь проповедника, закончившийся смертью на кресте и чудесным воскресением. После крещения Иисус удалился в пусты­ню, где в одиночестве провел некоторое время, готовя себя к служе­нию Богу. Вскоре он вновь появился на берегу Иордана. Иоанн Крес­титель узнал его и сказал людям «Вот Агнец Божий, который берет грехи мира». Это означало, что он объявил Иисуса мессией и это за­ставило людей поверить в его особое призвание. Вокруг Иисуса спло­тилась довольно тесная группа его последователей, ядро которой со­ставляли двенадцать апостолов и ближайших родственников, а так­же Мария Магдалина. Вместе с этой группой Иисус передвигается по Иудее, проповедует свое учение, творит всевозможные чудеса, помогает излечиваться от болезней и т. д.

Чему же конкретно учил Иисус Христос? Какие положения легли в основу его учения? Мы уже отмечали иудейские корни хрис­тианства. Без уяснения существования тесной связи с иудаизмом многое в христианстве будет выглядеть не понятным. Христианство возникает как секта иудаизма. Оно ставит перед собой задачу очис­тить иудаизм от тех «вредных» наслоений, которые привнесли в него книжники и фарисеи, которые превратили живое учение в систему косных положений и автоматических ритуальных действий. Для книжников и фарисеев буква «закона» была дороже его сути. Хрис­тианское учение развивается в полемике с иудаистскими книжника­ми и фарисеями, хотя поначалу и не претендует на что-то преиму­щественно новое. «Не думайте, что Я пришел нарушать закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5,27). Вместе с тем, в Евангелиях довольно четко обозначена линия противопостав­ления нового учения иудаизму. Эта линия уже отчетливо обозначена в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая воспро­изводится в Евангелии от Матфея.

Таким образом, основное направление в переосмыслении иу­даизма христианством состоит в углублении содержательного нравственного начала религиозного учения под углом зрения ут­верждения ведущей роли принципа любви. Заповедь любви: любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу многие религиоведы считают краеугольным камнем религиозно-нравственного учения христианства.

Вместе с тем, в Новозаветной проповеди довольно отчетливо прозвучали и социальные мотивы: идея равенства всех людей перед Богом, осуждение богатства, насилия, эксплуатации. «Удобней верб­люду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие». Особенно явственно социальный мотив прозвучал в откро­вении Иоанна Богослова — Апокалипсисе. Все содержание этого произведения пронизано идеей возмездия, которое наступит в час Страшного суда. И суд этот, по мнению автора Апокалипсиса, насту­пит скоро, еще при жизни этого поколения.

Но не следует на основании этих высказываний превращать Новый завет в революционный манифест, а Иисуса Христа объяв­лять революционером, как это нередко делали некоторые леворадикальные богословы в прошлом и в настоящем. Христианство — это не социальное, а прежде всего нравственно-религиозное учение. Иисус Христос учил: отдайте кесарю кесарево — а Богу — Богово. Тем не менее социальные мотивы раннехристианской проповеди оказыва­ли и оказывают большое влияние на общественно-политические движения во всем мире.

Основная мысль Евангельской проповеди Иисуса Христа со­стояла в том, чтобы донести до всех людей мысль, что Бог — Отец всех людей — послал его возвестить людям о скором установлении царства Божия.

Власти Иудеи и Рима встретили Иисуса Христа как самозван­ца. Они обвинили его в кощунстве и подстрекательстве против влас­тей и приговорили к смерти через распятие на кресте. Народ иудей­ский в своей массе также отвернулся от него. Когда народу было предложено выбрать, кого из осужденных на смерть он желает по­миловать, то толпа предпочла Иисусу разбойника Варраву. Иисус Христос был казнен и, как гласит евангельский рассказ, воскрес на третий день, явился своим ученикам, дал им наставление, а на 40 день вознесся на Небо.

После смерти и воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме осталась об­щина его последователей во главе с апостолом Петром Помимо этой об­щины к 60-м годам I века на территории Палестины существовало еще несколько раннехристианских общин. Наличие таких общин на данной территории подтверждено данными науки. В 1947 году недалеко от Мертвого моря (район Вади-Кумран) учеными были обнаружены древние свитки, ставшие известными мировой общественности под названием Кумранских рукописей. Эти рукописи рассказали о поселе­нии иудаистской секты ессенов, которая по многим положениям веро­учения и культа, а также образу жизни, была близка к христианству. Члены этой секты называли себя «Новым союзом», «Общиной нищих», а свое учение «Новым заветом». В рукописях речь идет об «учителе праведности», который говорил о неизбежном конце света, после кото­рого «Бог будет судить человеческие души по их вере». Ессены не были сторонниками идеи, что только евреи — особый богоизбранный народ. Они считали главным не этнический фактор, а духовное единство. В этой общине были простые обряды, такие как крещение, хлебопреломление, общее имущество, взаимная поддержка всех членов.

Сейчас важно объяснить, как из маленькой иудаистской секты христианство разрослось до масштабов мировой религии? Почему народы Римской империи, среди которых прежде всего начало рас­пространяться христианство, оказалась так восприимчивы к этому учению? Богословско-теологический подход связывает этот процесс с «богодухновенностью» христианского учения и деятельностью по его распространению апостолов, «подвижников веры». Мы не отвер­гаем этой версии. Но наша задача раскрыть те естественные, социо-культурные механизмы, которые привели к тому, что учение иудей­ского пророка Иисуса стало мировой религией, оказавшей огромное влияние на ход мирового развития.

В религиоведении на эту тему с разных позиций написано до­вольно большое количество работ. Значительная роль в объяснении этого процесса принадлежит немецкому философу Ф. Энгельсу, по­святившему этой проблеме ряд произведений: «Бруно Бауэр и пер­воначальное христианство», «Книга откровения», «К истории первоначального христианства». Общий вывод этих работ сводится к идее, что к моменту возникновения первой христианской общины в Палестине, общественное сознание народов Римской империи было подготовлено к восприятию этого вероучения. Ф. Энгельс зафикси­ровал как социальные, так и культурные предпосылки для восприя­тия христианства. По его словам «Христианству предшествовал полный крах мировых порядков. Христианство было выражением этого краха» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 21).

К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том что их мир наилучший из возможных миров, осталось в про­шлом, на смену этой уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В со­циальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, вос­стания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчеза­ют, но ищут иные формы своего удовлетворения.

Христианство в Римской империи первоначально восприни­малось большинством людей как ясная и понятная форма социаль­ного протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуз­дать властьимущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социаль­ной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец су­ществующего миропорядка и установление «Царства Небесного», благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстанов­лена справедливость, восторжествует праведность над неправедно­стью, бедные над богатыми.

Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости — таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христиан сотни ты­сяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из На­горной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь — там будут первыми. Зло бу­дет наказано, а добродетель вознаграждена, Страшный суд свер­шится и всем воздается по их делам.

Но только этой стороной христианской проповеди, удовлетво­ряющей социальным чаяниям масс, не объяснить широчайшего вли­яния христианства, тех значительных темпов его распространения на территории Римской империи в I—II в. н. э. Причина этого кроется в тех богоискательских тенденциях, которые были характерны для Римского общества в период его глубочайшего кризиса. Социально-психологические корни богоискательства этой эпохи следует искать в настроении беспомощности, покинутости, переходящих в отчаяние и безысходность, в слепую покорность судьбе. Окружающий мир представлялся людям той эпохи погрязшим в пороке и зле, и обычно­му человеку ничего не оставалось делать как покориться, следовать своей участи, пассивно ожидать и надеяться на некое мистическое спасение. В общественном сознании того времени господствующее положение приобретает идея рока, судьбы, неотвратимости того, что предначертано свыше. Свое философское выражение эта идея полу­чила в позднем стоицизме.

В трактовке стоиков, мир представляет собой единое, целост­ное образование. Единый мировой порядок существует благодаря единству и всеобщности божественного Логоса. Божественный ми­ровой Логос является семенем мира, распадающимся на множество семян — Логосов. Каждое семя содержит в себе мысль, разумное на­чало, предопределяющее судьбу каждой части целого. Поэтому по своей сущности мировой Логос тождественен мировой судьбе, боже­ственному промыслу, сотворившему мир и управляющему его суще­ствованием. «Захочешь ли назвать бога судьбой, — спрашивает Сенека и отвечает, — не ошибешься, ведь от него все зависит, он причи­на всех причин. Хочешь назвать его провидением, верно будет сказано, ведь его мудрость все направляет, чтобы не было в мире бес­порядка, и все получило разумный смысл и объяснение. Назовешь ли его природой, не согрешишь против истины, от него все рождено, его дыханием живет. Назовешь его миром, не обманешься. Ведь он есть то целое, что ты видишь, совершенство во всех составляющих час­тях, сам сохраняющий себя, своей силой».

Стоицизм предоставил христианству не только методологи­ческие установки для формирования мировоззрения, но и систему нравственных ценностей. Для него характерна проповедь аполитиз­ма, пренебрежение к реалиям конкретной социальной жизни, отри­цание ценности предметно-телесного и противопоставление теле­сному духовного как более высокой сферы жизненных интересов. «Я не так мал, чтобы быть рабом своему телу — Я на него гляжу не иначе как на цепь, сковавшую свою свободу» — пишет Сенека свое­му другу и покровителю Луцилию. «Помните, — убеждал Сенека, — ничто кроме души не достойно восхищения, а для великой души все меньше ее».

В своей нравственной проповеди Сенека призывал создавать между людьми особое содружество, проникнутое невидимой, но са­мой прочной связью — общину святых праведников, соединяющую в себе мир божественный и мир человеческий. Такую общину, по его мнению, способны создать люди, воплотившие в себе идеалы мудре­ца — стоика. Это люди, свободные от всевозможных страстей и по­требностей, настоящие хозяева самих себя, обладающие всеми доб­родетелями, всегда поступающие правильно и достигшие всех этих качеств отношением непротивления и религиозной покорности к провиденциальному устройству мира. «Мы должны представить в воображении своем два государства: одно, которое включает в себя богов и людей, в нем наш взор не ограничен тем или иным уголком земли, и другое — это то, которому нас приписала случайность. Есть такие люди, которые служат и большому и малому государству, есть такие, которые служат только малому». «Несомненно, — считает Се­нека, — правильный выбор сделали служащие «большому государству». Эта идея религиозного космополитизма была созвучна ожида­ниям избавления, грядущего царства Божия, всемирного религиоз­ного братства, в недрах которого могут найти себе место разные племена и народы. Христианству были также созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничении в пользовании материаль­ными благами, недопустимость разгула страстей, скромность и уме­ренность в повседневной жизни.

Другой не менее важный вклад в формирование и усвоение христианского учения, в особенности в среде интеллигенции, внес еврейский философ из Александрии Филон. Философия Филона ба­зировалась на представлении о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и пространства, трансцендентном миру (находящемся за пределами мира). В силу своей трансценденции Бог не может вступить в непосредственный контакт с миром, для этого нужен по­средник. На мифологическом уровне эта проблема была разрешена в христианстве через образ агнца — Иисуса Христа, принявшего жертвенную смерть за грехи человечества во имя его спасения. Од­нако становящемуся христианству требовалось дать решение этой проблемы на теоретическом уровне. На этой основе сформировалась так называемая христологическая проблема, которая с особой силой стимулировала богословские поиски, открывала широкое поле для философских размышлений.

В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили ос­новные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни неоплатоники не со­здали концепцию бога-личности. Они трактовали божество как не­кое абстрактно-безличное первоначало, произведшее из себя все бытие. Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Алек­сандрийским.

«То, что — личность, неповторимо и неразрушимо, не состав­лено из чего-то внеличного», — рассуждал Филон. Попытка объяс­нить личность причинно-генетически приводит к переходу от одного элемента к другому, вплоть до бесконечности. При этом дроблении теряется личность. Следовательно, чтобы сохранить личность во всей индивидуальности, своеобразии и единстве необходимо допус­тить, что она может быть сотворена из ничего, без всяких предпосы­лок. Личность, так же как и Бог, — беспредпосылочна. Если Бог — аб­солютное начало, то он не может не быть личностью, ибо если он не личность, то ему что-то предшествовало, а, следовательно, он не аб­солютное начало. Таким образом, Бог — это личность и требует лич­ностного отношения и понимания.

Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но не давала пол­ного понимания преодоления пропасти между Богом и миром. Необхо­димо было ввести опосредующие силы Для этой цели Филон использу­ет одно из центральных понятий античной философии — понятие Ло­госа. Так же как и в античной философии, Логос у Филона наделяется рационально-логической и структурно-упорядочивающей функцией. Логос — это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводя­щий все разнообразие вещей к единству. От него всякая форма, всякая устойчивость и определенность, Взятый сам по себе, в абстракции от те­лесных вещей, Логос есть царство вечных умопостигаемых идей, тож­дественных с божественными мыслями. Мир создается Богом по модели этих идей и служит им отображением.

Но в отличии от античной философии, Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть боже­ственный разум. После сотворения реального мира божественный разум сделался имманентным миру. Соответственно идеи и логосы, как божественные составляющие также становятся имманентными миру. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь отожде­ствления его с мессией — Христом. Логос, отождествленный с Хрис­том, появится вскоре после смерти Филона в Евангелии от Иоанна:

«Вначале было Слово (в греческом подлиннике Логос) и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Ин, 1,1). И далее автор сочинения сближает Иисуса Христа, с Богом через Логос. «Слово стало плотью и обитало в нем» (Ин, ^, 4 J. Таким образом, возникает версия, что извечно суще­ствовавший Логос воплотился в Иисуса Христа. Иисус Христос ин­терпретируется как Бог, но понятие «Бог» — не тождественно поня­тию «Христос». Между ними существует известное различие, ибо иначе трудно понять смысл земного существования Логоса, его цель и назначение в мире. Бог-Отец невидим, а Логос-Сын должен вопло­титься среди людей, чтобы они через него узнали об Отце.

Человек произошел от Адама и Евы

Библейская легенда о сотворении мира отражает древние, мифологические представления людей о появлении Вселенной, жизни и разума. Легенда дает предельно простой ответ на вопросы космологии и биологии, над которыми сегодня тщетно бьются ученые: мир был сотворен Богом свыше 6000 лет назад (по другим источникам, не более 4000 лет тому назад), и столь же чудесным образом на Земле появился человек.

Первым Бог создал «по образу и подобию своему» из праха земного мужчину, который был наречен Адамом. Затем из адамова ребра Богом была сотворена первая женщина Ева. Когда они ослушались Господа и съели плод с Древа познания Добра и Зла, к которому им было запрещено прикасаться, то совершили тем самым первородный грех и получили наказание от Всевышнего. Бог изгнал Адама и Еву из Эдемского сада, так род человеческий стал расселяться по грешной земле.

Грехопадение Адама и Евы (по гравюре Ю. Ш. фон Карольсфельда)

У разных народов существовали в целом схожие мифы, в которых рассказывается о сотворении демиургом пары, от которой берет начало современное человечество. Материалы для создания человека опять же приводятся самые разные. После появления учения Ч. Дарвина миф о создании человека был полностью отвергнут наукой. Сегодня данные генетики, палеоантропологии, молекулярной биологии, биохимии, экологии и множества дру350ологических дисциплин подтверждают справедливость дарвиновской теории.

Людям мешает признать теорию Дарвина лишь негативное отношение к обезьянам. Мы считаем их слишком примитивными, дикими, грязными, видим в них нелепые копии человека. Современные исследователи в течение многих лет изучали поведение приматов и жизнь внутри обезьяньих семей. Обезьянам свойственно сложное устройство стай. Эти животные способны испытывать человеческие чувства и активно выражать свои эмоции. Обезьяны знают, что такое нежность, забота, горе, привязанность, ревность, гнев, жажда власти, комплекс неполноценности.

Неслучайно замечательный поэт А. К. Толстой в ответ на запрещение трудов Ч. Дарвина в России написал в одном из своих сатирических стихотворений: «А по мне шматина глины не знатней орангутанга». Если сравнивать приматов с человеком, то сравнение окажется не в нашу пользу. Мы устраиваем кровопролитные войны, совершаем преступления против природы и общества, причиняем страдания близким, не говоря о том, что кое-где сохраняются племена, занимающиеся элементарным каннибализмом.

Человек действительно произошел от обезьяны естественным путем, хотя, конечно, антропогенез (становление нашего вида) был длительным процессом, а потому провести четкую грань между миром животных и миром людей зачастую невозможно. Французский романист Веркор в 1957 г. выпустил замечательный роман «Люди или животные», в котором рассказал о придуманном им самим племени тропи, являвшимся промежуточным звеном между человеком и обезьянами. Романист оспаривает устоявшуюся точку зрения на признаки человека и убедительно доказывает, сколь неопределенна граница, отделяющая нас от мира животных.

С известной долей уверенности можно утверждать, что гоминиды, обитавшие на Земле 2 млн лет назад, несмотря на сильное сходство с обезьянами, являлись настоящими людьми. А вот на протяжении 6 млн лет (за период с 2 до 8 млн лет до нашего времени) планета была населена человекоподобными существами (большей частью плохо изученными современными палеоантропологами), которых нельзя считать животными, но и трудно назвать людьми. Останки этих странных обитателей Земли впервые были открыты в 1925 г. в Африке палеоантропологом Р. Дартом, который посвятил свою научную деятельность поиску наших предшественников.

Дарт и его последователи обнаружили немало останков австралопитеков и подобных им созданий. В числе наиболее интересных находок — скелет праженщины, являющейся самой древней из известных науке самок австралопитека, а следовательно, самым древним человекоподобным существом. Эта удивительная праженщина, низенькая и худая, жила в Африке около 3,5 млн лет назад. Однако палеоантропологи не поддались искушению назвать ее Евой, поскольку она еще не была настоящим человеком. Поэтому самочке присвоили скромное имя Люси.

По окаменелым останкам праженщины Люси учеными был реконструирован ее облик

Находки палеоантропологов постепенно восполняют пробелы в нашей эволюции, мы все лучше узнаем свое доисторическое прошлое и можем проследить процесс становления человеческого рода по всем основным стадиям. Успехи науки тем более впечатляют, что палеоантропология сравнительно молода, она появилась только в 1868 г., когда во Франции нашли скелеты древнейших людей, названных впоследствии по месту находки кроманьонцами. В 1892 г. на острове Ява был впервые найден обезьяночеловек (питекантроп), кости которого послужили убедительным свидетельством исторического родства человека приматам. Окончательное оформление этой науки приходится на 1900—1920-е гг.

Ныне экологами доказано, что человек способен полноценно жить и развиваться только в пределах биосферы. Одновременно наше биосоциальное существование есть функция живой оболочки планеты. Человек выжил в суровых условиях ледниковой эпохи только потому, что обладал способностью влиять на окружающую среду и переделывать ее по своему усмотрению. Эта ценная способность очень важна для биосферы, поскольку позволяет нам искусственным путем контролировать природные процессы и ликвидировать последствия стихийных бедствий.

В настоящее время людям приходится защищать себя и природу от последствий собственного нерационального хозяйствования. Но уже сегодня работает спутниковая служба отслеживания лесных пожаров, создаются лесные насаждения и искусственные водоемы, открываются питомники для разведения редких рыб, птиц и зверей. Уже сегодня от деятельности человека зависят жизни многих животных.

Таким образом, человек един с природой, он вышел из нее и является частью живой материи. Однако несколько лет тому назад миф о Еве вновь возродился, причем благодаря науке. Генетики, изучая наследственный материал человека, обнаружили новый вид дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Обычно молекулы ДНК, на которых хранится генетический код любого живого существа, находятся внутри ядер клеток. Найденное же генетиками новое вещество наследственности располагается в особых тельцах внутри клеток, в т. н. митохондриях. В ходе длительного сравнительного исследования митохондриальной ДНК представителей разных человеческих рас и обезьяны шимпанзе удалось выяснить, что молекула имеет в каждом случае отклонения.

Если взять ДНК шимпанзе за эталон, то нетрудно увидеть, как постепенно в процессе эволюционного развития человечества отклонения в строении молекулы нарастали, в результате чего началось плавное расхождение ветвей приматов. Вещество наследственности показывает, как на биохимическом уровне человеческий вид отделился от обезьян. Скорость процесса расхождения ДНК в поколениях приближенно известна, поэтому ученым не составило труда подсчитать, что вид Человек разумный появился примерно 200 тыс. лет назад.

Если судить по количеству расхождений в разных расах, то окажется, что наибольшим отклонениям от эталона подверглись негроиды. Следовательно, первые представители нашего вида возникли в Африке. Более того, анализ митохондриальной ДНК показал, что человеческий род вполне может происходить от одной-единственной самки. Впрочем, уже не самки.

Назначение митохондриальной ДНК учеными пока не выяснено

Эта генетическая праматерь, от генотипа которой расходятся варианты современных генов всего человечества, была женщиной, причем более чем настоящей. Если австралопитеки не являются людьми, то их потомки, в числе которых архантропы, палеоантропы и неоантропы, принадлежат к роду Homo (Человек). Неоантропы появились позже всех, они произошли от палеоантропов-неандертальцев. Неоантропы относятся к виду Homo sapiens (Человек разумный), т. к. являются нашими прямыми предками. Подробнее родословная человека рассмотрена в следующем разделе.

Праженщина, вычисленная генетиками, уже относится к виду Человек разумный, следовательно, она выступает в качестве предковой формы для всего настоящего человечества. Люси и прочие древнейшие женщины, не относящиеся к неоантропам, напоминали карикатуру на человека: настолько они были примитивны и некрасивы. Генетическая праматерь пропорциями тела и лицом напоминала современную женщину, в т. ч., вероятно, Еву на знаменитом диптихе А. Дюрера. Поэтому ученые поспешили назвать первую женщину Евой.

Естественно, у первозданной Евы был «супруг» Адам или даже несколько Адамов. Однако сегодня достоверно известно, что проведенный анализ неточен. На самом деле численность группы предков человека современного типа достигала 5000 особей. Затем численность древнейшего человечества резко упала, что и отразилось на составе наших генов. И тем не менее праматери-Евы никогда не было. Современные люди являются детьми тысяч матерей. Из этого вывода, кстати, следует, что не было никогда чудесного утра, когда обезьяны проснулись и поняли, что являются людьми.

Собственно говоря, это нас и защищает от пагубных последствий кровосмешения. Если бы первые кроманьонцы происходили от одной женщины, то вскоре они попросту выродились бы. Потомство от близкородственного скрещивания несет в себе опасные комбинации генов, нередко летальные и зачастую приводящие к патологии вплоть до уродств. Поскольку известно, что кроманьонец жил уже 80—100 тыс. лет назад, то это свидетельствует о нашем происхождении от множества матерей.

За столь долгий срок передаваемая из поколения в поколение патология привела бы к полному исчезновению Человека разумного. Другое свидетельство — огромное число вариаций каждого гена в нашем наследственном аппарате. Если бы мы восходили к одной паре, то никогда бы не получили от них в наследство столько вариантов для каждого отдельного гена.

Возникает в таком случае естественный вопрос: как следует относиться к библейскому мифу и как надлежит понимать его? Миф является отражением структуры мироздания в сознании человека далекого прошлого. В форме мифа были отображены важнейшие познания и представления древних культур о бытии, причинности, законах развития и силах, действующих в природе. Пропущенные сквозь призму мифологического мировосприятия, различные факты трансформировались в притчи и легенды.

Назначением последних было не точное изображение объективной действительности, а изображение самого отношения к ней и через нее к человеку, отношения, базирующегося на законах нравственности и постулатах веры. Вот почему религиозные тексты надлежит понимать исключительно как назидательные сочинения, в которых иносказательно воплощены элементы морали как неотъемлемой составной части Универсума, исходящей из его первооснов.

Миф об Адаме и Еве повествует об отношениях между людьми, о грехопадении, о несовершенстве человека и о его подобии Богу. Библейский миф заставляет задуматься, почему первые люди, несмотря на то что были сделаны совершенными, все же впали в грех и ослушались Господа.

Образность мифа вобрала в себя и гениальные догадки мыслителей глубокой древности. Неслучайно тело человека изображено как созданное из праха земного. Оно действительно состоит из всех основных химических элементов, слагающих земную кору. Таким образом, мудрецы прошлого предвосхитили крупнейшее открытие современности и по-своему поняли связь людей и планеты Земля.

В других религиях рассказывается о сотворении человека из воды, животных, орудий труда и прочих материалов. В который раз древние не ошиблись в своем выборе. Человеческое тело на 60–70 % состоит из воды, которая является основой клеточной цитоплазмы и формирует внутреннюю среду нашего организма. Вода сама по себе означает жизнь, поскольку поддерживает существование человека и требуется нам ежедневно. Всего лишь трехдневное отсутствие живительной влаги означает для человека смерть.

Происхождение человека от животных, в т. ч. обезьян, отражает ранние и вместе с тем весьма развитые экологические представления некоторых народов о единстве всего живого на нашей планете. Человек в представлении древних является частью живой природы, своеобразным разумным животным, которое наделено рассудком благодаря воле богов. Создание человека демиургом из орудий труда (лопаты и пр.) более чем символично. На протяжении многих лет мы учим своих детей тому, что человека создал труд. Стоит ли удивляться поэтому оригинальному мифологическому изложению современных взглядов мудрецами прошлого.

Легенда о ребре Адама также имеет свою фактическую основу. Для некоторых мужчин свойствен генетический дефект, который приводит к появлению лишнего ребра. Отсутствие этого ребра у нормальных мужчин подтолкнуло древних на мысль, что из него могла быть сотворена женщина. Само же сотворение из части мужского тела верной спутницы мужчины имеет глубокий символический смысл. Легенда показывает, каковы были ранние представления людей о равенстве полов и духовной близости супругов.

Библия — учебник мудрости, читая который, не нужно вдаваться в дословную расшифровку помещенных там сказаний. Эта книга требует от читателя глубоких размышлений, желания проникнуться самим духом повествования. Только тогда за яркими мифологическими образами, похожими на сказку, внимательному человеку откроются истинные чудеса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Внутренняя политика России

Откроем Библию и посмотрим на миф происхождения человека от Адама и Евы. Первые (якобы) люди Адам и Ева родили двух сыновей — Каина и Авеля, никаких дочерей у них не было, никаких женщин и вообще каких-либо других людей на земле якобы не было. Потом Каин убил Авеля, на земле осталось всего 3 человека (Адам, Ева и Каин), и бог сослал Каина «в землю Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха» (Бытие 4:16, 17).
Откуда жена у Каина появилась? На ком это он женился, на козе что ли? И весь последующий род Каина такой же, в папочку. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля и т. д. От кого они все рожают? Сами от себя, что ли? Полный абсурд.
Не читают люди Библию. А ведь достаточно внимательно прочитать всего лишь одну страницу Библии, и иудохристианский миф о происхождении человека лопается как мыльный пузырь.
Кроме этого библейская история — это история только еврейского народа. Пусть Каин рожает от несуществующих женщин, евреи народ хитрый, они всегда найдут, от кого рожать. Ну а другие-то народы откуда произошли? Откуда произошли русские, белорусы, украинцы, татары, грузины, киргизы, казахи, таджики, литовцы, китайцы, японцы, индийцы, турки и сотни других народов? Какова история этих народов? Я лично русский и по крови и по духу. Меня мало занимают похождения Каина и его еврейские хитрости, о которых, кстати, умалчивается. Я хочу знать происхождение русских и русской истории. Покажите, где это написано в Библии. Этого нет. Тогда зачем мне эта книга? И зачем эта книга всем другим народам, кроме евреев? Почему вместо изучения русской истории нам навязывают изучение еврейской истории? Чтобы отбить национальную память, разорвать связь с нашими предками, с нашими родными Богами.
Случайно нашел в инете эти размышления. Автор — Вл. Истархов.
Решил вынести эти мысли на всеобщее обсуждение.

Божественная теория происхождения человека

Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абазу и его жену Тиамат, кровь Абазу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек — творение Высшего разума или попросту Бога.

Значительное распространение в мире получили христианские религиозные взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве) — единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух.

Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется «научным креационизмом». Современные креационисты стремятся подтвердить тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре» — если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных — около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось бы — для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

Креационисты в большинстве своём отвергают эволюцию, приводя при этом факты, свидетельствующие в их пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что не могут искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие, по меньшей мере, 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. При этом цитируют высказывание Ч. Дарвина: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».

Божественная (религиозная, теологическая) теория происхождения человека

(теория творения, креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов (Древняя Греция, Древний Рим).

Разновидностью данной теории можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теорией, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Теория внешнего вмешательства (теория палеовизита)

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте данная теория считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты данной концепции предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным (искуственным) способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.»

Антропогенез – теория происхождения человека, рассматривающая процесс его возникновения и развития.

Социогенез — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Человек – индивид – личность

Рассмотрение данной темы можно начать с предложенных ниже вопросов:

· Как ты думаешь, что делает тебя особенным, непохожим на остальных людей?

· Все ли люди индивиды?

· Может ли человек быть индивидом и личностью одновременно?

· Личностью становятся или с этим можно родиться?

Нарисовать на доске три ряда человечков:в ходе урока первый ряд оставляем без изменений – это индивиды, у них нет отличительных черт.

Второй ряд – мы кому-то рисуем бороду, кому-то чашку чая в руки, кому-то пиратский крюк, кому-то ирокез – это индивидуальности.

Третий ряд – стрелочками показываем отношения между человечками. Они могут общаться с помощью пузырей из комиксов, например.