Ткачев о семье

Андрей Ткачев: биография, семья, дети – фото сейчас

Андрей Ткачёв – священнослужитель РПЦ, проповедник, миссионер и ведущий телепередач, поэтому к нему приковано пристальное внимание общественности. Из нашей статьи вы прямо сейчас сможете узнать больше о его биографии, семье, детях, а также увидите фото протоиерея, который неоднократно отличался весьма неоднозначными и даже скандальными высказываниями.

Детство и юношеские годы

Андрей родился 30 декабря 1969г. во Львове. Этот город может похвастаться наличием огромного количества достопримечательностей, в том числе красивыми храмами и величественными соборами. Такие святыни очень сильно впечатляли мальчика, поэтому не удивительно, что Ткачев увлекся христианством еще в подростковом возрасте.

Учился Андрей в русскоязычной школе, и по желанию родителей после девятого класса был зачислен в Суворовское училище города Москвы, а потом – в Военный институт Минобороны СССР на факультет спецпропаганды.

Парень выбрал персидский язык в качестве специализации, который является одним из наиболее сложных для изучения. Однако долго Ткачев там не проучился – его отчислили. Забирая документы, в объяснительной записке Ткачев написал, что не хочет больше учиться.

После этого юношу призвали в армию, где он познакомился с необычной книгой под названием «Бхагавад-Гита». Также ее принято называть «Поэма о Боге». По окончанию службы, Андрей возвращается в родной Львов и активно ищет работу. Сперва он устраивается грузчиком в магазин продовольственных товаров, а через какое-то время занимает вакансию сторожа в церкви.

Биография Анатолия Собчака: жена, дети политика

Отъезд в РФ

В 2014г. Ткачев перебирается в Москву. Это произошло в период, когда на фоне эскалации конфликта между РФ и Украиной, обострились отношения и между патриархатом этих стран. В столице России он попал в храм Московского университета, после чего стал клириком церкви Воскресения Словущего. Однако в качестве основного места для служения ему была определена подмосковная гимназия В. Великого.

По приезду в Москву Андрей продолжал успешно совмещать церковнослужение и авторскую деятельность – пишет книги и статьи для журналов. Не забросил он и выступления на телевидении, став ведущим авторской передачи на «Царьграде». А в 2017г. священник был назначен штатным клириком собора Св. Василия Великого.

К мировоззрению и деятельности Андрея Ткачева можно относиться по-разному, однако факт остается фактом – он является очень известной личностью. Поэтому многим интересно узнать больше о биографии, семье, жене и детях протоиерея.

Семья

Будучи публичной личностью, Андрей старается защищать членов своей семьи от общественности. Это стало особенно актуальным после того, как он озвучил собственную позицию касательно происходившего на Майдане в 2014 году.

Не всем радикально настроенным гражданам его мнение пришлось по душе. Кстати, именно это и послужило основным аргументом к отъезду в столицу РФ, где священнику была предложена поддержка и возможность свободно рассуждать о происходящих событиях.

Подробной информации в открытых источниках о личной жизни и семье священнослужителя нет. Однако кое-что нам все же известно. Женился А. Юрьевич в 1992 году. В то время его жизнь еще не была тесно связана с церковью – он тогда только поступал в Киевскую семинарию.

Отвечая на вопросы прессы касательно некоторых фактов из своей биографии, Андрей Ткачев никогда не скрывал, что его семья состоит из жены и четырех детей, фото которых, кстати, в интернете найти очень непросто.

Церковнослужитель всегда был честен с прихожанами, а также своими читателями и зрителями. Журналисты не раз отмечали, что молодой священник всегда открыт для общения. Но вот обсуждать семейную тему протоиерей не любит и о своей личной жизни широко не распространяется.

Андрей Разин: биография, личная жизнь шоумена, семья, дети, жена (фото)

Надеемся, что наша статья была вам интересна, и с ее помощью вам удалось узнать что-то новое о биографии и семье Андрея Ткачёва, несмотря на то, что информации о его детях практически нет. Увидеть, как выглядит священник сейчас, вы можете на фото из данной статьи.

А как вы относитесь к Андрею Ткачеву и его деятельности?

>Андрей Ткачёв

Биография

Андрей Ткачёв с самого детства интересовался религией. Поэтому он забросил обучение в военном вузе, куда поступил по настоянию родителей, и начал самостоятельное обучение, чтобы полностью посвятить себя церкви.

Детство и юность

Андрей Юрьевич Ткачёв родился 30 декабря 1969 года во Львове, Украина. Родители хотели, чтобы сын сделал карьеру военного, поэтому ещё подростком отдали в Суворовское училище.

View this post on Instagram

A post shared by протоиерей Андрей Ткачев (@andreytkachev_official) on Feb 21, 2018 at 10:05pm PST

Андрей Ткачёв

Позже юноша поступил в военный институт при Министерстве обороны, но вскоре был отчислен из-за отсутствия интереса к учебе. Его отправили в армию, где он увлекся древнеиндийской религиозной философией.

После возвращения со службы Андрей Юрьевич пробовал себя в качестве грузчика, церковного звонаря и сторожа.

Религия

В 1992 году молодой человек твердо решил посвятить себя религии. Он экстерном отучился в Киевской семинарии, а затем стал студентом духовной академии, но не завершил курс из-за отсутствия времени на посещение лекций и продолжил учиться самостоятельно.

7 звезд, соблюдающих Великий пост

В 23 года Ткачёву присвоили сан диакона, а потом священника. Он стал служителем львовского храма Святого Георгия Победоносца, в котором состоял следующие 12 лет. В этот период Андрей Юрьевич читал лекции по «Основам христианской восточной духовности» в богословской академии Львова и преподавал этику в местной школе.

Новой страницей в биографии священнослужителя стал переезд в Киев. Первое время Андрей Юрьевич не состоял ни в одной из церквей, а проводил службы по приглашению друзей. Позже его приняли в храм Агапита Печерского под опеку настоятеля — отца Александра, который вскоре заболел и назначил Ткачёва своим преемником. За время службы в храме мужчина стал руководителем отдела Киевской епархии и ведущим цикла передач на украинском православном канале КРТ.

View this post on Instagram

A post shared by протоиерей Андрей Ткачев (@andreytkachev_official) on May 16, 2018 at 8:56am PDT

Священнослужитель Андрей Ткачёв

После ухудшения отношений между Украиной и Россией вынужден был покинуть страну из-за громких высказываний. Отец Андрей перебрался в Москву, где был назначен служителем в храм мученицы Татианы, а затем Воскресенья Словущего.

Ткачёв не раз критиковал украинскую православную церковь, называя её служителей двуличными. Не менее резко он высказался о народе Украины, назвав страну «бараком буйнопомешанных».

6 звезд, сменивших религию ради брака

Некоторые заявления священника были подвержены критике со стороны общественности. Резонанс вызвали грубые слова в адрес девушек, которые не сохранили невинность до брака. Позже он заявил, что видео с выступления попало в Сеть случайно, а фразы были вырваны из контекста. Другую волну общественного возмущения вызвало заявление о необходимости применения насилия по отношению к женщине в браке, чтобы не допустить её доминирования над мужчиной.

Протоиерей является востребованным писателем. Он пишет книги, в которых старается дать ответы на глобальные вопросы о семье, духовности, человеческих чувствах.

>Личная жизнь

Известно, что у Ткачёва есть жена и четверо детей. Но священнослужитель не публикует фото с семьей и не распространяется о личной жизни.

Андрей Ткачёв сейчас

Несмотря на критику высказываний, у отца Андрея много последователей. Он пользуется благосклонностью патриарха Кирилла, который в январе 2019-го одобрил результаты трудов священника.

У служителя есть группа во «ВКонтакте», которую ведут доверенные лица, и собственный сайт, где можно найти тексты его проповедей.

View this post on Instagram

A post shared by протоиерей Андрей Ткачев (@andreytkachev_official) on Sep 4, 2019 at 10:58pm PDT

Андрей Ткачёв в 2019 году

Каждую неделю Ткачёв отвечает на вопросы подписчиков во время эфира на канале «Царьград ТВ». Для повышения осведомленности почитателей мужчина проводит с ними встречи и беседы на религиозные темы. В его группе часто публикуются посты с информацией о святых, молитвах и церковных деятелях.

Сейчас является штатным клириком храма Василия Великого. Состоит в комиссии по церковному просвещению и диаконии.

Библиография

  • 2008 – «Смотри, небо становится ближе…»
  • 2009 – «Мысли о покаянии»
  • 2010 – «Письмо к Богу»
  • 2010 – «Тебе и мне Бог письмо написал»
  • 2011 – «Лоскутное одеяло»
  • 2011 – «Миссионерские записки»
  • 2012 – «Пыль на соломенных погонах»
  • 2013 – «Земные ангелы, небесные человецы»
  • 2015 – «Беглец от мира»
  • 2016 – «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы»

«Хотим превратить жизнь российских семей в ад?»: Отец Андрей Ткачёв «препарировал» закон о семейном насилии

Общественное движение «Сорок сороков» у себя в телеграм-канале опубликовало одну из видеобесед протоиерея Андрея Ткачёва. Тема, поднятая отцом Андреем, касалась вызвавшего широкий общественный резонанс закона о семейном насилии, который предложили ввести в России.

Напомним, активисты выступают резко против принятия этого документа, считая, что он может нанести больше вреда, чем пользы, и окончательно разрушить институт семьи.

«Отец Андрей Ткачёв «препарировал» антисемейный «закон СБН» и разложил его по полочкам, — отмечают авторы телеграм-канала движения «Сорок сороков». — Если мы хотим превратить жизнь российских семей в ад, то «закон СБН» — это прямой билет туда».

На видео, которое опубликовали активисты, отец Андрей чётко и понятно пояснил слушателям о том, что содержится в представленном законопроекте, уточнив, что «рассматривались четыре позиции домашнего насилия». Это физическое, психологическое, экономическое и сексуальное насилие. И в каждом случае привёл понятный и простой пример, о чём конкретно каждый пункт.

«Дурдом такой», — вынес свой вердикт отец Андрей, поинтересовавшись: как можно принимать подобные законы женщинам, не побывавшим замужем, не рожавшим ни разу?

Он отметил, что сейчас часто требуют от людей, попытавшихся взбунтоваться против той или иной инициативы: «Тихо будь, сиди, не высовывайся».

«Что значит «не высовывайся»? Нас затягивают в эти жернова, в эти мельницы: образование, военная служба, медицина, пенсионный возраст — это вроде политические вопросы, но это наша жизнь, — особо подчеркнул спикер. — Мы что, не имеем права по ним высказываться? Мы кто — иммигранты? Нас никто не избавил от участия в жизни общества. Аборты — вроде медицинская проблема. Ничего подобного. Это наша духовная проблема».

Количество разводов по стране, по мнению протоиерея Андрея Ткачёва, тоже не просто статистика. Это тоже проблема, требующая для своего решения участия общества. «Безбожники не могут жить нормальной семьёй, — обратил внимание отец Андрей. — Бабы осатанели, а мужик стал хлипким, мужик стал слабым. Его мало, мужика, вообще. Кто в этом виноват? Не вы ли? Не я ли? Печально всё».

Протоиерей Андрей Ткачев

Первое чудо Беседы о браке и семье

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины ВЛАДИМИРА

Киев-2012

Предисловие

Первое чудо

Слова на венчании

Молодым

Родителям молодых

Друзьям, гостям и родственникам

Молодым

Венчание и Святое Писание

Индивидуализм и коллективизм

Пятая заповедь

Не боги

Дохристианское воспитание

О воспитании взрослых

Апология женщины

Вооружиться мыслью

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предисловие

Это предчувствие небывалого счастья, избыток сил и желание обнять всю вселенную. Это кукла на капоте «Волги» или цветные ленты на арендованном лимузине, улыбки друзей, заезженные тосты и конверты в подарок.

Это первые бытовые сложности, о которые рискует разбиться любовная лодка, это сложная притирка людей, превратившихся в «тещ», «зятьев» и «невесток».

Это первая тяжесть под сердцем, первая тошнота и первый плод чрева.

Семейная жизнь. Это сгусток священных проблем, которые трудно решать и от которых невозможно укрыться.

Нет большей тайны, чем жизнь семейная. И под покровом этой тайны, словно в ночном кровавом бою, сплелись в борьбе грехи и добродетели. Весь нравственный климат в мире напрямую зависит от того, насколько сильны отцы, насколько верны жены, насколько сдержаны благоразумной строгостью дети, насколько окутаны заботой старики.

На темы, связанные с семьей, трудно говорить и о них нельзя молчать. Нельзя, потому что выветривание из семейной жизни добродетелей ведет к умиранию семьи как таковой. А умирание семьи уже родило и еще родит такие болезни, для лечения которых у человечества нет лекарства.

Тема бездонна и труд необходим. То, что не получилось у нас, успешно продолжат другие. Мы попросту ныряем в море, не дерзая на то, чтобы его выпить.

Итак, мы говорим о семье.

ЧУДО

Первое чудо

Имя Христа и Его образ неотделимы от совершенных Им чудес. Одно лишь то, что описано в Евангелии, поражает воображение. А ведь это лишь малая часть от целого, и если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).

Спаситель проявляет Свою власть над стихиями и веществом, над миром духов, над болезнями и смертью. Умолкает ветер, умножается хлеб, отбегают демоны, отступают болезни, ослабляет хватку смерть. Но все эти чудеса похожи на военные действия. В тонущей лодке — страх, у слушающего поучения народа — голод, среди погребальной процессии — плач, среди больных — страдание и тающая надежда. Сама жизнь, само пребывание Безгрешного среди грешников и Здорового среди больных должны были восприниматься Им как страдание. Он пришел, говорит Льюис, на оккупированную врагом землю, и для Него, видящего тайну сердец человеческих, наш мир являл собою картину страшную.

Значит, чудеса только и возможны там, где есть боль и страх? Значит, кроме как исцелить или спасти от беды, нет больше способа проявить любовь и милость? Это было бы так, вернее, у нас был бы повод думать так, если бы не первое чудо.

Первое чудо происходит на свадьбе. Нет ни больных, ни плачущих. Нет никого, носящего траур, ведь иначе брак был бы невозможен. Зато есть пение и танцы, поздравления и подарки. Есть и слезы, но это слезы радости — слезы матери, отца и подружек.

В своих существенных чертах брачная церемония и до сего дня мало в чем изменилась. Молодые обменивались кольцами, пили общую чашу вина, становились на вышитое полотенце, выслушивали благословения, в которых то и дело звучали имена Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асенефы. В Иисусовы времена все это уже было благословенной древностью.

Значит, на земле не все погрузилось во тьму. Значит, не все тело мира покрылось пятнами проказы, и на этом теле еще есть участки здоровой и чистой кожи. Эти здоровые части жизни связаны с браком. Кто хочет радоваться позволительной, чистой, безгрешной радостью, пусть ищет ее в благословенном супружестве и во всем, что с ним связано. Христос пришел на брак, чтобы показать Свое сочувствие не только нашей боли, но и нашему ликованию. Впрочем, не всякому. Если купец обманет покупателя — то ли уменьшенной гирей, то ли льстивыми речами — то у купца будет радость, а Христос эту радость с ним разделить не согласится. Если на гладиаторском поединке часть зала будет приветствовать победителя, а вторая часть будет оплакивать проигравшего, то Христос вряд ли будет скорбеть со скорбящими и радоваться с радующимися.

Но свадьба — это другое дело. Это немножко настоящего меда посреди горьких, как полынь, будней. Это образ любви Бога и человека, это жертвенность и самоотдача, это чудесное превращение двух жизней в одну. Образами супружеской тайны была насыщена речь Исайи, Осии, и еще совсем недавно Иоанн Креститель называл себя другом Жениха, под Женихом подразумевая Самого Спасителя.

Итак, Он был на браке и ни один мертвый еще не воскрес по Его слову, ни один демон еще не оставил мучимого им человека. Время чудес еще не настало.

И вот на празднике не хватило вина. То ли бедны были врачующиеся, то ли гостей было слишком много, но чаши пирующих опустели. Пусть лучше бы не хватило хлеба. Ведь вино веселит сердце человека (Пс. 103:15), и что же это будет за свадьба без веселья. Бедняки во множестве приходят на свадьбы. Они знают, что сегодня никто не прогонит их. Они помнят слова Писания: Дайте си-керу погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании (Притч. 31:6, 7). И вдруг такая новость — нет вина!

В это время ко Христу обращается Мать. Он еще не творил чудес, и Она еще не выступала в роли заступницы. Но, видно, время пришло. Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2:3, 4).

Один из отцов говорит, что это был тот диалог, который должен был прозвучать в Эдеме. Так должен был ответить Адам на предложение жены съесть от запрещенного древа. «Что Мне и Тебе, Жено? Наше время еще не пришло», Христос исправляет ошибку праотца. Он — второй Адам и пришел исправить ошибки первого. Но тогда, в раю, в словах жены был соблазн на грех, а здесь в словах Матери нет ни греха, ни корысти, лишь сострадание. Поэтому Она продолжает просить, уже без слов, только взглядом. А Христос в ответ на Ее просьбу здесь же на свадьбе начинает Свое служение, ознаменованное обилием чудес.

Первое чудо открывает характер последующих. В нем нет ни позы, ни жеста, ни эффектных фраз. Нет ничего, что так бросается в глаза, чего так часто ждут люди и на что они так падки. Ведь далеко не всякий из нас понимает разницу между чудом и фокусом, и уж совсем мало кто знает, зачем нужно совершать великие дела тихо и не напоказ.

Сосуды, служащие для ритуальных омовений, по слову Иисуса наполняются водой. Затем из них черпают и несут воду распорядителю пира. Тот пьет и тотчас зовет к себе жениха, чтобы отругать его. Оказывается, жених утаил хорошее вино и подал его только теперь, когда худшее уже было выпито. Вода в сосудах стала вином, и жених ни за что получает выговор, но веселье продолжается, никому нет особого дела до того, что Сын Божий начал творить чудеса. Так испокон веков мы, люди, привычно пользуемся непрестанными Божьими чудесами, не утруждая себя мыслями о Том, Кто их творит.

Все, наверное, были немножко выпившими, что для свадьбы естественно и в чем еще нет греха. Все, конечно, обрадовались новому питью, которое оказалось вкуснее первого. Гости пробовали новое вино, причмокивали от удовольствия и, хитро прищурившись, говорили: «Ай да жених! Такое чудное вино принес в конце застолья. Хитрец!» Потом опять заиграла музыка, и опять начались танцы.

>Протоиерей Андрей Ткачёв: Семья. Отношения мужа и жены

№44 (941) / 22 ноября ‘17

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Протоиерей Евгений Попиченко. Осенняя хандра: как ее избежать?

Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Богу все ведомо, от Него ничего не скроется

В Евангелии Господь говорит, что в воскресении «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах». Есть ли у брака вечный смысл – сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царствии Божием?

– Сохранятся, но не половые – половые отношения занимают не всю жизнь человека: в детстве половая тема присутствует, но вяло и не играет полными красками, и в старости муж и жена остаются мужем и женой, но по возрасту и силе, возможно, уже исключая половую тему. Поэтому не женятся и не выходят замуж, то есть не играют половых ролей, однако остаются одной плотью – ведут хозяйство, любят друг друга, переживают друг за друга и т.д.

Игнорировать пол – это преступление, но сводить весь мир к половой теме – ошибка. Будущая жизнь – это пакибытие; она будет представлять собой единство личностей, исключающее целый ряд земных занятий, в том числе и половое общение. Поэтому любовь остается, но что-то из нее уходит, как отработанные ступени взлетевшей ракеты. Наверное, как-то так будет, а вообще – посмотрим.

Способен ли человек в своем падшем состоянии на истинную любовь?

– И да, и нет. При том состоянии мира, когда люди изолгались, извратились, расхлябанны, недисциплинированны, эгоисты, ищут своего, мечта о вечной любви все равно не умирает, что говорит о ее глубокой вкорененности в человеческую душу, – и это, следующим этапом, говорит, что она есть. Потому что нельзя желать того, чего нет, нельзя искать того, чего нет.

Если люди ищут Бога, значит, Он есть. Люди ищут смысла, значит, он есть: люди не ищут того, чего нет, – птичьего молока люди не ищут. Так что желание вечно любить есть, вечная любовь существует… Падшее существо человеческое (в подавляющем большинстве своих экспериментальных фактов) на вечную любовь не способно.

Сохраняется боль от того, что ты и хочешь, и не достигаешь, – эта боль является одной из разновидностей покаяния: боль о том, что ты не святой, что ты не достигаешь того, что тебе надо. То есть тебе это сущностно надо, ты без этого даже и жить не хочешь: если этого нет, то и жить не стоит. «Есть, хочу жить, но не достигаю в полной мере…».

Эти гири на ногах, эти природные изъяны из-за греха мешают любить вечно, и примеров достойной любви мы видим очень мало. Поэтому у многих возникают сомнения в ее существовании.

Сомневаться не стоит – она есть, но, конечно, падшее состояние изрядно мешает человеку. Скажем, если бы в мире преобладали калеки, одноногие, горбатые, парализованные, то стали бы невозможны Олимпийские игры, да и вообще пробежки по утрам. То есть по утрам бегал бы один здоровый, а калеки смотрели бы на него в окно. Примерно так же происходит и в нашем мире, в нашей любви: кто-то один здоровый бегает, а остальные, одноногие, смотрят на него со стороны и завидуют. Что-то подобное происходит с любовью: грех реально мешает человеку, а любовь есть.

Некоторые пары откладывают Венчание, не чувствуя себя достаточно готовыми к нему. Не блуд ли, если молодые люди зарегистрированы в ЗАГСе, но не венчаны?

– Зарегистрированный брак называть блудом нельзя, это непедагогично и нечестно, – это даже, я бы сказал, своего рода вранье.

Блуд – это совершенно конкретное действие человека по смене партнеров, по поиску новых и новых удовольствий. Блуд – это блуждание, неприкаянное состояние, когда у человека нет порта приписки, он плавает, как «Летучий голландец», где остановится, там и заснет, – это блуд. Когда люди живут вместе, то как мы можем называть блудом нормальную семью невенчанных людей? Нельзя это делать, я с этим категорически не согласен.

Если оба супруга христиане, и расписаны, и живут вместе, и нет никаких формальных причин, чтобы не венчаться, то, конечно, здесь есть вопрос: почему не венчаетесь? Но этот вопрос не требует завтрашнего ответа, здесь, собственно, уже некуда спешить. Вот они живут – вопрос о том, что у них первая брачная ночь, кукла на капоте, всякие свадебные фантики. Нет. Уже все состоялось, уже живут. Так куда нам спешить? Повенчаем их через год или через месяц – в принципе, уже ничего не изменится, они уже по факту муж и жена. Поэтому спешить здесь не надо, перед ними надо ставить вопрос: «Почему вы не венчаетесь? Ты мусульманин?» – «Нет, христианин». – «А она – татарка, вуду исповедует, атеистка?» – «Нет, христианка». – «И вы вместе живете?» – «Да». – «А почему не венчаетесь?» – «Ну, мы не готовы…» – «Ну, готовьтесь, в таком случае. Когда вы будете готовы? Перед смертью?»

То есть надо подстегивать их, стимулировать, но не решать вопрос сегодня и блудниками их не называть: зачем обижать людей? Он скажет: «Какие мы блудники? А я знаю венчанные пары, которые реально блудят. Повенчались – она имеет какого-то дядю на стороне, а он бегает по тетям на стороне в пятницу после работы. Вот это блудники, венчанные блудники. А мы не венчались, но мы не блудники!» И они будут правы, а не прав будет тот, кто называет их блудниками из-за факта невенчанности.

Поэтому давайте их простимулируем, спросим их: «А почему нет? Что мешает вообще? Если просто лень-матушка, тогда, конечно, это грех. Если вы не уверены в себе, тогда стоп, когда вы будете сжигать эти мосты за спиной? Ну, уже прожили, год, два, четыре, сколько вам еще нужно для проверки? Поэтому давайте двигайтесь, будьте уже серьезными, не оборачивайтесь вспять» – назад оборачиваться нельзя: нашли друг друга, брак состоялся – вперед, венчайтесь. Поэтому здесь нужен стимул, нормальный разговор и оценочные суждения, не терпящие крайностей.

Повторяю, что, когда мы называем блудниками людей, которые не блудят, мы совершаем страшнейшую педагогическую ошибку: они никакие не блудники, они просто не венчанные – это разные вещи.

Что означают слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает?»

– Это означает целый ряд ответственностей, возлагающихся лично на человека, вступившего в брак, либо на людей, находящихся возле тебя, по отношению к тебе. Например, какая-то дама на работе положила глаз на молодого человека, который ей ну очень нравится («я искала тебя всю жизнь!», – думает она в отношении его). И вдруг она узнает, что он женат. Значит, эта дама, образно говоря, должна порубить свою любовь на сто частей и похоронить в разных частях города. У этой страсти, у этого желания перспектив нет – значит, надо задушить в себе эту страсть в следующую секунду, как только узнала, что он чей-то муж: «То, что Бог сочетал, человек да не разлучает», то есть ты не имеешь права разлучать, строить ему глазки, просить его о какой-то фиктивной помощи по работе, чтобы просто подышать ему в ухо. Ты даже не имеешь права смотреть в его сторону: ты хочешь разлучить то, что Бог уже сочетал. Это пример конкретного вывода из сказанного.

Нельзя брать чужое – и нельзя смотреть на чужую жену с соответствующими мыслями, нельзя посягать на нее. Одно дело – отношения людей, находящихся в свободном состоянии, это другая тема. Здесь тоже есть место и блуду, и каким-то обидам, изменам, ошибкам, но это другая степень ответственности. А когда ты вмешиваешься в чужую жизнь, мешаешь людям жить, то ты умножаешь грех, обижаешь попутно целый ряд людей. Конечно, это увеличивает ответственность людей друг перед другом.

Это, собственно, и есть одна из формальных и одновременно актуальных причин, когда люди не венчаются: они не уверены в себе, они боятся, и грозное Божие слово, что это навеки, удерживает их: «Да я не знаю, а вдруг мы так сильно поссоримся, что разойдемся, и что я тогда? Я не готов брать на себя такую большую степень ответственности…». Можно понять этот страх, но жизнь вообще состоит из рисков. Надо брать на себя риск и просить у Бога помощи.

Нельзя разрушать сочетанное Богом внутри своей семьи, своих отношений, равно как и в окружающем мире. Те, кто ищет себе пару, должны искать среди свободных.

Как относиться к измене одного из супругов?

– Как к болезни. Со всеми вытекающими выводами. Есть болезнь к смерти, то есть смертельные болезни. И есть болезни не смертельные, осложняющие жизнь, мешающие жить, но поддающиеся лечению… Как к болезни, к этому и надо относиться. То есть формально блуд дает право расторгнуть брак, и нельзя будет за это обвинять обиженную сторону, но это не значит, что он обязан так поступать. К этому нужно отнестись как к заболеванию, и если пациент мертв, значит, надо его хоронить, если пациент может выжить, то, возможно, стоит его исцелить.

Измены бывают разные: бывает просто гон, когда человек словно сорвался с цепи и не может остановиться, – это явная болезнь. Бывает конкретная измена, когда мужчина спустя многие годы совместной жизни говорит жене: «Я полюбил другую» – это гораздо серьезнее. Там мы имели просто какое-то половое отклонение, связанное с возрастом, безволием или степенью соблазна, ведь сколько вокруг соблазнов, все так доступно: протяни руку – и прикоснешься. А если это вдруг любовь?

Или она говорит мужу: «Я полюбила другого». Это катастрофа. Это столкновение «Титаника» с айсбергом. Но и здесь неизвестно, это к смерти или не к смерти: может пройти полгода, год этого тумана, заблуждения, и потом может разрешиться в обратную сторону – сторону исцеления. Так что к этому нужно относиться, как к болезни: определять степень болезни и степень ее угрозы для здоровья. Насколько это смертельно? Если человек заболел так, что брак больше не живет, брак умер, это так…

То есть в принципе простить измену – это?..

– Если бы люди вообще не умели прощать, то у нас брака не было бы в принципе, и сегодня мы имели бы холостую вселенную. Люди, желающие жить в браке, настраивают себя на то, чтобы уметь прощать. Это очень болезненная вещь, но прощать ведь можно не только блуд.

Некоторые ведь не прощают даже всякую чушь, например, запах изо рта или носки, разбросанные по квартире. Даже этого не прощают. А умение прощать, умение подстроиться, терпеть или потихонечку исцелять свою половину заложены в фундамент брака. Здесь должен быть набор каких-то качеств. Человек, например, может быть ленив, или жена может быть какая-то растрепа: яичницу поджарить не может, у нее на сковороде все сгорает, какая-нибудь такая неумеха, с длинными ногтями и половиной мозгов в голове. Но раз ты уже женился на ней, ты ее исправляй потихоньку (об этом даже Шекспир комедии писал: «Укрощение строптивой» и проч.), занимайся ею. Лучше заниматься друг другом и как-то влиять друг на друга – это заложено в фундамент брака.

Если брак вдруг дал трещину по фундаменту, в ваши отношения вмешалось третье лицо или просто блудная сила человека, здесь есть много вариантов. На эмоциях человек говорит: да я больше не буду с ним (или с ней) жить – он наплевал мне в душу. Потом проходит 2–3 месяца, она говорит: да, я ему уже простила, лишь бы только вернулся. По-всякому бывает у людей в жизни. Он может вернуться, как побитый пес, с опущенными ушами, сказать: «Прости, я ошибся, я не знаю, что это было». Все что хочешь может быть.

Если у людей не будет того, что дает возможность забыть, простить, тогда жизнь превратится в сплошные разборки со смертельным исходом. Тогда вообще жить незачем. Это касается любых отношений, просто мы прикасаемся к самой болезненной стороне жизнь, а это могут быть и какие-то рабочие отношения, и ссоры в семье – отношения тещи с зятем, свекрови с невесткой. Вся семейная жизнь требует от человека усилий – дипломатических, аскетических, всяких, требует выстраивания отношений, залечивания поломанных отношений; вся жизнь из этого состоит. Почему так много расплодилось разных психологов? У людей болят души, они ищут психологической помощи, именно психологической: подскажите мне, я не понимаю, как поступать.

Прощение – это, конечно, врачевство. В момент, когда мы берем себе спутника (спутницу) жизни, мы не помним, что он неидеален, – мы находимся на идеалистической волне, но жизнь очень скоро напомнит нам, что он не идеален, да и я не идеальна. Два неидеальных человека – им трудно составить нечто идеальное. Поэтому придется работать над собой.

Многие этого просто не могут.

– Не хотят: они смотрят на брак как на перечень разрешенных удовольствий, отнюдь не беря во внимание, что это тяжелый труд на всю жизнь, с кучей обязанностей, с кучей важнейших и сложнейших вещей. Поэтому надо просто поменять точку зрения на брак. Сладкие грезы пусть будут, они тоже нужны, но не только они составляют брак. Ведь не только шоколад должен быть на обеденном столе, должны быть хлеб, вода, овощи, масло.

Возможно ли равноправие в православной семье?

– Какое-то относительное, дозированное… Если поспорить о термине, поводить хоровод вокруг того, что такое равноправие…

Какое-то, наверное, да. Но, в принципе, в жизни нет равноправия, люди совершенно не равны, и это хорошо. Вы можете представить себе, чтобы по небу летали облака одинакового размера и формы, квадратной, например? Это был бы какой-то мир Казимира Малевича, люди бы перестали смотреть на небо. Или вы заходите в лес, а там все деревья одинаковой высоты с одинаковым количеством листьев и одинаковой геометрией веток? У вас был бы эстетический бунт против Господа Бога: «Тогда Он не всемогущий и вообще не хороший, раз Он создал какой-то одинаковый, пластмассовый мир!» И мы, люди, все разные. Мы не можем сказать: многодетная женщина и бездетная женщина. В гражданских правах, например, при голосовании, у урны они одинаковы, в правах на квадратный метр жилья, требовании уважения к себе как человеку, в праве на отдых, работу, в праве на вероисповедание они одинаковы. В политических, гражданских правах все люди одинаковы, так нам говорит демократия, к которой все мы стремимся (и которую преступно насаждаем во всем мире). Но во всех других отношениях мы совершенно разные люди.

Женщина рожавшая отличается от женщины нерожавшей, как воевавший мужчина от невоевавшего. Многократно рожавшая женщина отличается от бездетной женщины, как человек, построивший завод, от человека, который ни разу не построил ничего в своей жизни, даже грядку с клубникой не разбил. Психологически это совершенно разные люди.

Человек в 15-летнем возрасте и человек в 60-летнем возрасте – это совершенно разные люди. Как они могут быть равны? Как мы можем уделять одинаковое внимание их суждению? Например, мы обсуждаем какое-то решение, и поднимает голос человек, у которого за спиной 70 лет прожитой жизни, и, например, какой-нибудь 13-летний сопляк, ковыряя в носу, говорит: а я вот думаю вот так! Разве мы можем одинаково относиться к этим звукам? Это разные вещи. Люди не могут быть равны. Слава Богу, что они не равны. У избирательной урны – да, равны. Перед судом – Фемида слепая – да, должны быть равны, я согласен. Перед смертью – да, равны. А во всем остальном какое может быть равенство?

Как муж и жена могут быть равны друг другу? Если муж и жена равны друг другу, тогда дети равны родителям. Тогда с какой стати ты вытираешь ему попу, а не он тебе? Раз уж вы такие равные, тогда пусть ваш сын вытирает задницу вам, а не вы ему – вот это будет равенство. Путь он идет на работу, а вы лягте в кроватку, возьмите в рот соску и сучите ногами. Вы же понимаете, что это какой-то идиотизм! Почему тогда можно проталкивать этот идиотизм на идеальном уровне, высказывать какие-то идиотские идеи?

Нет равенства, и слава Богу, что нет. Женщина и мужчина совершенно не равны друг другу. Какая может быть демократия в семье? Семья – это иерархическое установление. Любое предприятие имеет иерархическую структуру: есть директор, замдиректора, штат всяких письмоводителей, айтишников, есть блок управления, структура производства. Возьмите театр, где есть главный режиссер, а есть сантехник-монтажер, зал пошива сценических костюмов, есть осветители, билетерша – они же не равны все друг другу. Театр начинается с вешалки, но заканчивается он в конце концов взглядом на сцену. Мы же не можем давать одинаковую зарплату главному режиссеру и билетерше? Это будет какое-то издевательство над людьми, театр закроется.

Так что давайте думать об этом просто более жизненно. Надо чтобы сфера наших мыслей была заземлена на конкретную жизнь, чтобы нас не отрывали… В этом городе на Неве все революции возникали именно из-за того, что область мысли была настолько бесплодна, безжизненна и преступна по отношению к конкретной жизни, что люди все эти бредовые фантазии, которые возникли от того, что они «обчитались» Гегеля, Маркса… Белинский фантазировал, грызя перо на чердаке, Бакунин, Кропоткин фантазировали, анархисты, социалисты, эсеры, бомбисты-террористы… У всех них в башке было любимое блюдо интеллигенции – каша в голове. Фантазии у них зашкаливали, а конкретная жизнь была конкретной жизнью, и они ее калечили, а не исцеляли. И так бывает везде. Например, теория равенства, а есть конкретная жизнь: есть ударник производства, а есть лодырь, и они не одинаковы – это жизнь. В теории они одни и те же, а на практике – с этим ты пойдешь в разведку, а с тем даже на одном поле не присядешь. Такая жизнь. Так же и в браке – нет равенства и слава Богу.

Обычно жена – домохозяйка, а мужчина – добытчик. А если жена зарабатывает больше мужа, как быть в такой ситуации?

– Женщина в этот момент не должна охаметь. Много зарабатывающей женщине нужно знать, что к ней повышаются требования, требования женской сознательности. Она должна понимать, что независимо от зарабатывания она остается женщиной. То есть не из нее сотворен муж, а она сотворена из мужа, не Адам из Евы, а Ева из Адама, – ей просто нужно употреблять больше усилий, чем, условно говоря, простой бабе, чтобы смирять себя и не лезть туда, куда ее не просят: не помыкать мужем, не делать из него какого-то домашнего бобика, а быть женщиной. Зарабатывай себе на здоровье, будь… «как Марина Влади», как пел Высоцкий, но – оставайся женщиной.

Пусть твой муж крутит гайки где-то в паровозном депо, а ты бумажки перекладываешь, квартирный маклер, например, – конечно, ты за месяц зарабатываешь больше, чем он за год. Да, конечно, да. Но это вовсе не значит, что «пошел вон, я себе другого найду»; просто будет означать, что ты очень глупый человек и твои деньги – не в коня корм. И потом к старости мы просто все узнаем, что ты прожила свою жизнь плохо: 8 раз была замужем – и все 8 неудачно, не считая любовников. Так что женщина просто должна быть женщиной, независимо от того, что у нее в кармане. А для этого у нее должны быть дети, она должна любить, закрутки какие-то крутить. Есть ведь такие миллионерши, у которых ногти не длинные и они что-то вышивают, дома каждую тряпочку своими руками стирают, цветы какие-то выращивают, клумбы разбивают, делают что-то возле себя, им нравится работать: постоянная любовь к работе и смиренные мысли о себе – это признак здоровья женщины. А кто ты такая, Наина Ельцина или Дженнифер Лопес, – это уже вопрос 118-й по счету. Ты будь женщиной, будь человеком: ты должна трудиться, а не высоко поднимать нос – тогда ты будешь счастлива, а иначе будешь в старости, как Старуха в сказке про золотую рыбку. (Окончание в следующем номере)