Три греха которые не прощаются богом

Содержание

Непростительный грех

Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) — хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, человеку невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.

Происхождение концепции

Происхождение понятия восходит к ответу Иисуса Христа на заявления его оппонентов о том, что чудесные исцеления являются работой Вельзевула:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. , потому что говорили: в Нём нечистый дух.

— (Мк. 3:28-30)

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

— (Мф. 12:30-32) (предыстория событий освещена в Евангелии от Луки 11:14-23)

Концепция получила дальнейшее развитие в Послании апостола Павла к Евреям:

«Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются «. (Послание к Евреям 6:4-6)

«Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.» (Послание к Евреям 6:7-8)

Возможность покаяния

Тем не менее, согласно толкованию авторитетных христианских богословов, комментировавших этот вопрос за историю Церкви, непростительным является именно само состояние отвержения действий Святого Духа, а не произнесённое слово или суждение; упорство и пребывание в грехе, а не юридический факт. Так, в толковании блаженного Феофилакта Болгарского можно прочесть:

«Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей». (Толкование на Евангелие от Матфея)

Далее, всё у того же Феофилакта Болгарского, можно получить подтверждение этой мысли в толковании уже к Евангелию от Марка:

«То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?» (Толкование на Евангелие от Марка)

Ещё чётче эту мысль артикулирует один из наиболее авторитетных богословов ранней Церкви святой Афанасий Великий:

Итак, сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: «дух есть Бог» (Ин. 4:24), а человечество Слова – Сыном Человеческим (Ин. 13:31); ибо говорит: «ныне прославися Сын Человеческий». И иудеи, оскорблявшие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотью Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли «ядцею и винопийцею» (Мф. 11:19); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, сделавшегося человеком. Почему и говорит Христос: «иже аще речет слово на Сына Человеческого», т. е. на тело Его, «отпустится ему». Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, «видевше его, поклонишася…, ови же усумнешася» (Мф. 28:17), однако-же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святого, то есть, Божество Христово, и говорят, что «о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы» (Лк. 11:15), тем «не отпустится ни в сей век, ни в будущий». Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т. е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. (Беседы на Евангелие от Матфея)

Кроме того, святой Иоанн Златоуст, говоря о тяжести данного греха, в словах Христа видит преимущественно педагогическое действие, призваное обратить узнающих себя в этих словах иудеев к покаянию и разотождествлению самих себя с этим богоборческим состоянием:

Таким, образом, уничтоживши клевету их, решивши их возражение и показавши их безрассудное упорство, Он напоследок устрашает их, поскольку в деле совета и исправления не маловажно и то, чтобы не только отвечать на все вопросы и убеждать, но и угрожать, что часто и делает тот, кто дает законы и советы. (Беседы на Евангелие от Матфея)

См. также

  • Богохульство
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 июня 2019 года.

Какие грехи не прощаются Богом. Самый быстрый путь в ад

Скачать эту статью

Господь всемогущ и всепрощающ. Однако пороки человеческие, насылаемые дьяволом, порой превосходят самые смелые людские фантазии. Невольно задаешься вопросами: как все это может терпеть Господь? Есть ли та грань, за которую переступать нельзя? Бог прощает все грехи, или же есть черта, зайдя за которую, человек теряет всякую надежду на спасение? Существуют ли непростительные грехи?

Фра Анжелико, Страшный суд, ок. 1431 (Фрагмент)

В Писании сказано, что единственный грех, который Господь не прощает — хула на Духа Святого

Библия четко указывает, что Господь не прощает только один грех — хулу на Духа Святого.

Евангелие от Марка гласит:

Мк. 3:28-30

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух.

Ему вторит Евангелие от Матфея:

Мф. 12:30-32

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Подводит черту апостол Павел в Послании к евреям:

Евр. 6:4-6

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Отцы Церкви, размышляя над словами Христа, дали им истинное толкование

Кажется, что все очевидно, и человек, который возвел хулу на Духа Святого, не спасется и попадет в ад. Но святые отцы, осмыслив слова Христа, пришли к другому выводу.

Смысл слов о хуле на Святого Духа растолковали святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский.

Афанасий Великий писал:

Афанасий Великий один из Отцов Церкви

«Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».

Иоанн Златоуст писал о богохульстве так:

Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский

«Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе…»

Феофилакт Болгарский писал:

архиепископ Охрида

«Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех».

Отцы церкви говорят, что богохульство – тяжкий грех, однако и от него можно избавиться покаянием.

Семь смертных грехов. Несмотря на название, Господь все равно может простить их

Тема семи смертных грехов популярна в искусстве

Христианство пропитывает всю современную европейскую культуру. Поэтому даже если человек неверующий, от христианской терминологии ему никуда не деться. В нашу жизнь плотно вошли многие христианские понятия.

Все знают семь смертных грехов, но сначала их было восемь.

Даже далекий от христианства человек знает, что в христианстве существует десять заповедей и семь смертных грехов. Смертными называют грехи, которые лежат в основе всех остальных грехов и после которых наступает духовная смерть человека. Он становится бесчувственным к своим порокам.

Понятие семи смертных грехов закрепил в христианстве папа Григорий Великий (Двоеслов)

Вот эти грехи:

  • Гордыня (лат. SUPERBIA). Кассиан Римлянин писал о гордыне: «Это самый свирепый и самый неукротимый зверь». Гордыню называют грехом Люцифера: когда-то сатана возгордился и посчитал себя равным Богу, за что и был низвергнут. Греху гордыни противостоит добродетель смирения.
  • Зависть (лат. INVIDIA). 10-я заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Еще в Писании сказано: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей»(Притч. 14, 30). Зависть порождает другой грех – гнев. Греху зависти противостоит добродетель благожелательности.

«Семь смертных грехов.Чревоугодие» Иероним Босх

  • Чревоугодие (лат. GULA). Может показаться, что в чревоугодии ничего плохого нет. Ведь если человек не будет есть, он умрет. Однако между приемом пищей для насыщения и грехом чревоугодия есть граница. Она проходит в нашей душе между нашей внутренней свободой и несвободой. Апостол Павел писал: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:12-13). Греху чревоугодия противостоит добродетель воздержания.
  • Блуд (лат. LUXURIA). Христианская церковь одобряет и приветствует союз мужчины и женщины, и союз этот называется браком. Супружество соединяет мужчину и женщину, как писал апостол Павел, в одну плоть. Союз вне брака оскверняет тело и душу. Греху блуда противостоит добродетель целомудрия.
  • Гнев (лат. IRA). О гневе Феофан Затворник писал так: «Гнев и обидчивость – от самоцена, по которому мы признаем и чувствуем себя стОящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Гнев тесно связан с другими грехами – завистью и гордыней. Он один из самых тяжкий грехов, так как именно в гневе совершается множество глупых, необдуманных поступков, вплоть до преступлений. Греху гнева противостоит добродетель кротости.
  • Корыстолюбие (лат.AVARITIA). Корыстолюбие сильно отличается от богатства. В богатстве нет греха, если человек добыл его честным трудом и не забывал о духовном. Богатство становится грехом корыстолюбия в том случае, когда материальные ценности и их приумножение занимают все мысли человека. Про таких людей сказано в Писании: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Греху корыстолюбия противостоит добродетель нелюбостяжания.
  • Уныние (лат. ACEDIA).Про уныние Феофан Завторник писал так: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». Первопричина уныния – безделье и лень. Лень порождает скуку, скука – уныние. Греху уныния противостоит добродетель упования.

Для православных толкование семи смертных грехов дал Феофан Затворник.

Феофан Затворник пишет о смертных грехах так:

Феофан Затворник епископ Православной российской церкви

«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись

Бог прощает все грехи, если человек покается. Покаяние невозможно лишь в одном случае – если человек покончит с собой. Мертвые не могут каяться, поэтому самоубийц однозначно ждет ад. Самоубийц не отпевают и хоронят за кладбищенской оградой.

Покаяние перед смертью не поможет. Даже если человек перед страшным поступком покаялся перед Богом, последний его грех остается без покаяния и поэтому Бог не сможет его простить.

Родственникам и близким самоубийцы следует читать молитву, данную преподобным Львом Оптинским:

Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!

Возможно, все-таки Господь смилостивится и облегчит посмертную участь грешника.

Для самоубийц есть исключение — умалишенные люди. Они не владеют собой и не отвечают за поступки. Таких самоубийц хоронят как всех.

Прощение грехов в православии возможно. Надо искренне покаяться и уповать на милость Божию

Грех и хула простятся, если раскаяться искренне. Господь открыт для каждого человека, надо только пустить Его в свое сердце. Исаак Сирин писал так:

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Чтобы Господь простил грехи, даже самые тяжкие, нужно читать молитвы.

Во-первых, Иисусову молитву:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. «Господь Вседержитель» Мозаика храма св. Софии Константинопольской

Для общего вразумления можно читать молитву Иоанна Златоуста:

Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам.

Также в православном молитвослове есть молитвы от каждого смертного греха.

Многим интересно, как понять, что Бог простил тебя. Напрямую, конечно никак, но если человек просил с верой, то пусть он не сомневается в прощении.

  • Shares

В христианстве существует такой термин — «непростительный грех». Что же это за грех такой, который Бог никогда не простит? Как понять, не совершили ли мы его? Мы собрали мнение служителей по этой теме.

Христианская евангельская церковь «Новое поколение», Воронеж, Россия

Понятие непростительного греха было камнем преткновения для многих, потому что оно кажется противоречащим библейскому учению о благодати.

Мы знаем, что Божьей милостью прощается всякий грех, но Господь указывает на один грех, который не может быть прощен.

Обратимся к библейскому тексту. Религиозные вожди народа приходили послушать Иисуса, но противились всему, что Он проповедовал. Когда Он творил чудеса и изгонял бесов, они говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12.24).

Эти люди были настолько слепы духовно, что действие Святого Духа они приписывали сатане. И не только говорили это, но и отвергали действие Духа в своей жизни. Святой Дух говорил: «Это Сын Божий. Это — Бог», а они восклицали: «Это не Бог! Это посланец сатаны». Тогда Иисус сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам… Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12.31-32).

Разумеется, непростительный грех — это не просто значит произнесение плохих слов о Духе Святом. Религиозные вожди отворачивались от самого Божественного Откровения. Они так далеко зашли в своей испорченности и злобе, что отвергали не только Иисуса Христа, но и Святого Духа. Они принимали добро за зло, а зло — за добро. Духа Божия они называли сатаной!

Они отказались от духовного зрения и никогда не могли бы прийти к Иисусу, источнику прощения грехов. Если человек не принимает Христа, он не может получить прощения. Если он отвергает Святого Духа и отворачивается от Иисуса Христа, то такой человек не может быть прощен. Именно так поступили «религиозные вожди».

Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник

Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник и исполнительный директор Сети христианских вещателей CBN, назвал непростительным грехом заявление будто в Иисусе – нечистый. дух.

Роберт Спраул, Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида, США

Роберт Спраул, основатель и председатель просветительской миссионерской организации «Лигонье» . Ведущий ежедневной радиопрограммы «Обновление ума». Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида.

Предпринималось множество попыток дать определение греху, который не может быть прощен. Непростительными грехами назывались убийство и супружеская измена. Но хотя оба этих греха действительно отвратительны и направлены непосредственно против Бога, Писание ясно показывает, что в случае искреннего раскаяния они тоже прощаются. Давид, например, был повинен в обоих грехах, но после покаяния ему была возвращена благодать.

Часто непростительным грехом называют упорное неверие во Христа. Поскольку после смерти человек лишается возможности покаяться в грехах и принять Христа, то никакой надежды на прощение после смерти быть не может.

Упорное неверие в Бога действительно приводит к таким последствиям, однако этот грех нельзя назвать хулой на Святого Духа, о которой говорил Иисус. Хула — это то, что человек произносит или пишет. Хула означает произнесенные или написанные слова.

Любая форма богохульства — серьезное оскорбление Бога, но, как правило, даже оно считается простительным грехом. Слова Иисуса о непростительном грехе были обращены к фарисеям, которые обвинили Его в связях с сатаной. Предупреждение Иисуса было грозным. И все же на кресте Он молился о прощении тех, кто хулил Его по неведению: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34).

Однако если люди просвещены Духом Святым так, что уже знают, что Иисус есть истинно Христос, но тем не менее обвиняют Его в принадлежности к сатанинскому сообществу, они совершают грех, которому не может быть прощения. Христиане, полагающиеся только на себя, вполне могут совершить непростительный грех, но мы верим, что Бог по Своей милости сохранит Своих избранных от совершения подобных грехов. Когда истинные христиане начинают беспокоиться о том, не совершили ли они такой грех, то это беспокойство является признаком того, что они его не совершали. Люди, способные совершить непростительный грех, настолько ожесточили свое сердце и настолько преданы греху, что уже не в состоянии почувствовать ни малейшего раскаяния.

Даже в таком безбожном обществе, как наше, люди в своем кощунственном отрицании Бога и Христа чувствуют грань, за которую заходить опасно. И хотя имя Бога сегодня постоянно оскверняется тем, что поминается всуе, над Евангелием насмехаются в непочтительных шутках и анекдотах, люди тем не менее воздерживаются от того, чтобы связывать Иисуса с сатаной.

И еще. Несмотря на то что сатанисты, а также маги, алхимики и прочие последователи мистических учений могут в силу своей деятельности совершить непростительный грех, он все же может быть прощен им, потому что эти люди поступали так по неведению, будучи непросвещенными Духом Святым.

Сергей Поднюк, богослов, Беларусь

Сергей Поднюк, богослов из Беларуси, рассказал, как узнать была ли произнесена хула на Духа и что дальше делать.

«Радио Ватикана»

«Радио Ватикана» предоставило свой ответ на вопрос «Есть ли грехи, которые Бог не прощает».

Отрывок из Евангелия от Матфея, глава 12: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

При прочтении этого отрывка на самом деле возникает не один вопрос, а несколько: что такое хула на Святого Духа, что означает грех против Святого Духа и что означает «грех, который не простится».

Вот что писал по этому поводу Блаженный Августин: «Велика неясность этого вопроса. Попросим же у Бога света, чтобы его прояснить. Признаюсь, вашей милости, что во всем Священном Писании, наверное, нет более серьезной и более трудной проблемы». То есть это утверждение казалось св. Августину противоречащим вечному и бесконечному милосердию Бога.

Святой Фома Аквинский предлагает три толкования этих слов. Первое принадлежит Святым Отцам Церкви — Афанасию, Иларию, Амвросию, Иерониму и Иоанну Златоусту: грехи против Духа Святого – это те грехи, которые совершены непосредственно против Святого Духа как Бога, как Третьего Лица Пресвятой Троицы. Таким образом, делается различие между хулой на Духа и хулой на Сына Человеческого – жившего среди людей. Те, кто хулил Его, смешивая Его дела с делами Сатаны, совершал непростительный грех: не потому, что Божественное милосердие не может его покрыть, но из-за упорства во зле тех, кто совершает этот грех. Авторитетный комментарий к «Иерусалимской Библии» гласит: «Человеку прощается то, что он обманывается насчет Божественного достоинства Иисуса, сокрытого за смиренным обликом сына человеческого. Но ему не прощается, если он закрывает глаза и сердце очевидным делам Духа. Отрицая их, он отвергает наивысшее средство, даруемое ему Богом, и исключает себя из спасения». Иными словами, хула на Духа Святого – это когда человек не просто закрывает глаза на дела Бога, но упорно их отвергает, приписывая их дьяволу, желая тем самым отождествить Духа Святого с духом зла, как это делали фарисеи.

Вторая интерпретация греха против Святого Духа принадлежит Блаженному Августину. Таким грехом, по его убеждению, является окончательное нераскаяние. Грешит против Святого Духа тот, кто всегда пребывает в смертном грехе и не желает встать и покаяться. Тот, кому нравится это состояние греха. Речь идет о грехе против Святого Духа потому, что благодать отпущения грехов дается Святым Духом.

Есть и третья интерпретация: французского мистика 12 века Ришара Сен-Витторского. Против Святого Духа грешит тот, кто грешит против блага – которое соответствует Святому Духу. Согласно Ришару Сен-Витторскому, Богу Отцу соответствует могущество, сила, а Сыну – мудрость. Поэтому против Отца грешит тот, кто грешит по слабости; против Сына – тот, кто грешит по неведению; а против Святого Духа – тот, кто грешит коварно, желая зла как такового и презирая средства, дарованные нам христианской надеждой, которыми можно было бы воспрепятствовать этому греху.

Когда святой Фома Аквинский пишет о грехах против Святого Духа, он использует третью интерпретацию и утверждает, что грехов против Святого Духа – столько, сколько существует способов презирать помощь Бога, удерживающего человека от греха. Человек может удерживаться от зла посредством различных факторов. Во-первых, он отдаляется от зла, размышляя о Божьем Суде: его удерживают с одной стороны надежда, с другой – страх. В этом смысле грехом против Святого Духа является неверие в возможность спасения с одной стороны или уверенность в спасении безо всяких усилий – с другой. Не верить в возможность спасения означает не верить в милосердие Бога или думать, что наши грехи – больше Его милосердия. Или же это означает не обращаться к милосердию Бога из гордыни, как это случилось с Иудой: он раскаялся, но не попросил прощения у Господа. Кстати, в одном из видений Святой Екатерины Сиенской Бог сказал об Иуде: «Этот грех не может быть прощен ни при жизни, ни после смерти: человек отверг, пренебрег Моим милосердием. Поэтому в Моих глазах этот грех тяжелее, чем все другие грехи, какие он мог совершить. Вот почему об отчаянии Иуды я сожалею более всего, и для Сына Моего это было тяжелее, чем само его предательство. Вот на что осуждены своим обманчивым суждением люди, которые считают, что их грех больше Моего милосердия, вот почему они наказаны вместе с демонами и с ними осуждены на вечное страдание».

Давид Вилкерсон, всемирно известный проповедник и бывший пастор церкви в Нью-Йорке «Times Square Church», США

Давид Вилкерсон обратил внимание на ключевой факт, который поможет определить, совершил ли человек непростительный грех.

Нет никого, кто мог бы зайти настолько далеко, чтобы Бог не смог его спасти, кроме одного исключения: если человек не совершает непростительный грех. Этот грех происходит, когда бывший верующий насмехается над работой Духа Святого и приравнивает их к делам дьявола. Такой человек, полностью вырывает Христа из своего сердца. Или в действительности, он совершает свою картину распятия, намеренно уничтожая всю любовь и желание по Иисусу. Такой человек никогда не сможет быть восстановлен.

Конечно же, те, кто боится, что совершили непростительный грех, на самом деле его не совершали. Откуда я это знаю? Доказательство в том, что их это беспокоит. Видите ли, совершить непростительный грех человек может лишь в том случае, если его совесть абсолютно высохшая. В этом случае, человеческая любовь к Иисусу заменяется абсолютной ненавистью к Богу. Этот человек трясет кулаком в сторону Бога, говоря, «Я никогда не хочу больше слышать тебя». Он даже провоцирует Бога, в том, чтобы его послали в ад. Такой человек ненавидит все что свято и чисто. И он просто ищет очередного шанса для того, чтобы снова распять Иисуса.

Геннадий Гололоб, проповедник церкви евангельских христиан-баптистов и автор многих книг, Черкассы, Украина

К текстам Писания, упоминающим непростительный грех, относятся следующие: «хула на Духа Святого» (Мф. 12:31), «грех к смерти» (1 Ин. 5:16), нежелание испытывать или судить самого себя (1 Кор. 11:27-32), отказ от духовного совершенствования, не подлежащий обновлению покаянием (Евр. 6:1-6) и «произвольный грех», не подлежащий прощению (Евр. 10:26-27).

Игорь Фомин, протоиерей, член редакционного совета журнала «Фома»

Нет таких грехов человеческих, которые Бог не может простить. Если грех раскаян человеком, он может быть прощен.

Единственный грех, который «на особом положении» — это хула на Духа Святого. Хулу на Духа Святого святые отцы толкуют в следующем контексте. Святой Дух был послан от Бога-Отца через Господа нашего Иисуса Христа как утешитель в «День рождения Церкви» — в Пятидесятницу (праздник Троицы). Дух Святой созидает Церковь Христову. Поэтому грех хулы на Духа Святого – это, например, хула на соборность Церкви, на церковные каноны.

Владимир Головин, протоиерей, священнослужитель Русской Православной Церкви в городе Болгар, Россия

Владимир Головин утверждает, что нет такого греха, который Бог не простит.

Джеймс Бартон Коффман, автор, проповедник, учитель и лидер «Церкви Христа» (Сhurches of Christ)

Что касается хулы на Духа, Христос назвал его «вечным грехом», что делает его непростительным. Это был не единственный грех, который мог погубить фарисеев, но именно он это сделал. Особую тяжесть их неправедности придавало то, что они поносили Христа, хотя знали, что Он праведен. Противореча тому, что они знали, они говорили, что в Нем нечистый дух. Они истину подменяли ложью, свет тьмою, праведность неправедностью, и они закрывали свои глаза и сердца перед Господом. Их хула была такая, что лишала их надежды на небеса, и нет сомнения, что та же слепота, бессмысленное противостояние Господу и сегодня может иметь те же последствия.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Какой из грехов не простится нам во век по словам Господа Бога?

Каждый человек не безгрешен. Никто еще не провёл свою жизнь не предавшись греху. Это под силу было только одному воплотившемуся в человека — Господу Иисусу Христу. Даже святые совершали грехи. причем порой многочисленные. Но покаянием и милостью Божией в течении жизни раскаивались и тем самым прощались с ними, наследуя Царствие Божие. Но один грех никогда не простится по словам Иисуса Христа…

Что же это за грех такой?! Этот грех самый страшный и сильный — хула на Духа Святаго! Как то раз сказал Господь Иисус Христос своим ученикам:

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; …ни в сем веке, ни в будущем». (Евангелие от Матфея 12 глава 31-32 стихи)

Следует избегать всех грехов в жизни своей, а если совершили их — то раскаиваться, прибегать к исповеди. Но особо стоит избегать данного опасного и не только губительного для души но и для тела нашего данного греха. В чем же он может выражаться:

Во-первых, конечно, в непосредственной хуле на Духа Святаго. Это непростительно и неподобающе есть — любая хула на Господа Бога — не только для верующего, но даже для матерого атеиста. Из многих побуждений!..

Во-вторых это отпадение от Бога, неверие в Его , отрицание Благости и Милосердия Его. Ведь многочисленные чудеса совершаются не только в наше время, но и всегда. Не веря в Бога мы постепенно впадаем в дьявольский плен, отступаем от Него. Каяться все сложнее и сложнее становится в собственных грехах, которые мы порой и не чувствуем. Бог есть Милосерден, Он дает нам возможность покаяния! Стоит помнить это.

Ну и в третьих. по мысленным изречениям святителя Иоанна Златоуста в отвержение очевидной истины есть по сути сам грех хулы на Духа Святаго. В чем та суть самая и непреложная истина?! Она вытекает из предыдущего аспекта: Бог (в том числе по нашим молитвам, заступлению святых) творит настоящие истинные чудеса, а не дьявол, никто иной. Думать, что творит чудеса не Бог — тоже по словам многих святых также есть грех той самой хулы. Раскаяться в этом грехе можно ли — вопрос сложный. Однако стоит полагать, все зависит от степени греха и нашего участия в нем!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список.

  1. Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень, праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть, ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость. Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Господь всегда с Вами!

Если непростительный грех это не богохульство, не прелюбодеяние, не убийство и не самоубийство, то, что же? Объясняя суть непростительного греха, Иисус Христос говорит об этом так: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не проститься ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:31,32).

Итак: «…всякий грех и хула простится человекам…». Что значит в этом высказывании Иисуса Христа слово «всякий»? А вот что – все виды греха. Разве это не добрая весть из уст самого Спасителя? Человек может совершить самый, что ни на есть, ужасающий грех. Которую из десяти заповедей Закона Божьего он бы не нарушил, если бы даже нарушил все их десять – Бог может просить и такого человека! При каком условии Бог просит Его? Это условие на удивление является очень простым: грешный человек должен сожалеть о содеянных грехах, обратиться к Богу с чистосердечным раскаянием, стремясь получить Божье прощение. И если это будет именно так, то Бог простит грешника. Всякий грех будет прощен человеку. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна,1:9). Для людей, стремящихся к прощению, Бог всегда открыт, и Кровь распятого Иисуса Христа очищает нашу совесть от всех грехов: «…Кровь Христа… очистит совесть нашу…» (Евреям 9:10).

Когда речь идет о непростительном грехе, то имеется в виду не вид или тип греха, а его степень. Это не какой-то единовременный акт, а скорее непрестанный и упорный бунт человека против Святого Духа. И это не простится такому человеку.

Непростительным грехом является постоянное пребывание человека в состоянии мятежа против побуждений Святого Духа и любящих обращений к нему Иисуса Христа. Это постоянное нарушение наставлений Святого Духа, что, в конечном итоге, и приводит человека к такому состоянию, когда он оказывается наглухо закрыт для влияния Святого Духа.

Разберем простой, но наглядный для понимания этого явления пример. Допустим, что вы решили сделать в своей квартире из одной комнаты две, построив посередине комнаты стенку из кирпича. Сначала вы делаете основание, на которое будете укладывать кирпичи. Пока вы работаете, стоя на своей половине комнаты, другой человек, находясь на другой половине комнаты, за будущей стеной, разговаривает с вами, поддерживая беседу. Вы общаетесь, ведете разговор о том, о сем, о погоде, о работе, о каких-то ваших общих интересах. Разговаривая с этим человеком, вы продолжаете работать, укладывая кирпич за кирпичом, и стена поднимается все выше и выше. Работа спорится, и, наконец, остается положить всего несколько кирпичей – один, два и стена будет готова. Связь между вами и вашим собеседником почти прервалась. Вы можете общаться только через это небольшое отверстие и едва можете видеть своего собеседника сквозь него. И вот уложен последний кирпич. Связь между вами полностью прекратилась.

Так вот, непростительный грех – это не первый, положенный вами кирпич в стене, а последний. Если человек постоянно и настойчиво бунтует против призывов Святого Духа, то он воздвигает глухую стену между собой и Им. Иисус Христос через Святого Духа с любовью призывает людей повернуться в Его сторону, прийти к Нему с покаянием. И тогда Господь сможет простить грехи и спасти человека для вечной жизни. Если человек не хочет этого, сопротивляется, то он сам закрывает к себе доступ Святого Духа. В этом случае говорят, что человек заглушил свою совесть. Такой человек будет все меньше и меньше ощущать голос Божий и, спустя какое-то время, голос Божий уже не сможет достичь его сердца совсем. С этого момента человек начинает творить неправые дела, не слыша голоса совести, но не потому, что Бог больше не обращается к нему, а потому, что сердце этого человека совсем огрубело. Человек сам воздвиг между собой и Богом неприступный барьер, прерывающий взаимное общение.

Из всего сказанного следует, что мы должны как можно дальше держаться от мысли построить вышеупомянутую стену – стену отчуждения между собой и Святым Духом. Если мы не положим первый кирпич в фундамент этой стены то, безусловно, не положим и последний. Наши отношения с Богом будут открытыми и ясными. Святой Дух будет иметь свободный доступ к нашему разуму.

Будем же благоразумны! И если Святой Дух обратится к нашим сердцам, то расположим свой разум на то, чтобы сказать ему «да», т. е. признаем свой грех и покаемся в нем.

Подготовил В. Ильин

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» март 2004 г.

Грех непрощаемый

Иеромонах Арсений (Писарев). Грех непрощаемый. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 160 с. – (Кафедра).

Эта брошюра посвящена особому греху, который, как известно, навсегда может исключить саму возможность спасения. В трех разделах книги последовательно рассмотрены святоотеческое учение о грехе хулы на Духа Святаго, его раскрытие в православной литературе и толкование в трудах отечественных богословов, подвижников и религиозных мыслителей.

Все приведенные в работе суждения представляют большой интерес, так как дают исключительно важную характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.

Приводим отрывок из книги.

ВВЕДЕНИЕ

Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Благая Весть Господа нашего Иисуса Христа — Его Святое Евангелие — уже почти две тысячи лет преображает нашу вселенную. Оно раскрывает нам все величие, любовь и благость Бога, желающего помиловать и простить каждого человека. Но Святое Евангелие указывает нам и грех, который навсегда может исключить саму возможность помилования. Это грех хулы на Духа Святаго, который не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12, 32). Хула есть уничижительный отзыв, злоречие, обвинение, осуждение. В отношении к Богу хуление — это богохульство.

Господь наш Иисус Христос отвел греху хулы на Духа Святаго часть Своей большой речи, посвященной грехам языка: самому тяжкому из них — богохульству (см.: Мф 12, 31–32), злым словам как проявлению состояния сердца человека (см.: Мф 12, 33–35), бесполезным словам, за которые нам все равно давать отчет перед Богом (см.: Мф 12, 36–37). Грехом, который без покаяния не будет прощаться никому и никогда, был назван Господом грех хулы на Духа Святаго. Произошло это после того, как фарисеи, желая отвергнуть чудо, совершенное Спасителем над бесноватым, стали приписывать действие Святаго Божественного Духа веельзевулу и тем хулить Бога, то есть богохульствовать.

Апостол Петр в своем послании указал еще один грех, попадающий под евангельское понятие хулы на Духа Святаго. Апостолы Иоанн и Павел в своих писаниях также затронули тему богохульства. Вслед за апостолами святые отцы Церкви значительно расширили перечень таких грехов. Вопрос ответственности человека за определенные грехи как за хулу на Духа Святаго на основании новозаветного учения и толкований святых отцов также был рассмотрен многими богословами, подвижниками и религиозными мыслителями Русской Православной Церкви. Давая новые определения греха богохульства, отечественные экзегеты всегда стояли на каменном фундаменте Священного Писания и Священного Предания, канонов Православной Церкви, постановлений Вселенских Соборов и других, приравненных к ним, на трудах святых отцов Вселенской Церкви.

В нашей работе объединены толкования разного уровня — как те, что сделались частью святоотеческого наследия, так и те, что остались лишь частным богословским мнением. Все они представляют интерес для современного читателя, так как дают исключительно важную для нас характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.