Трихины по достоевскому

Падение и духовное возрождение Родиона Раскольникова в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

У этого молодого человека имеется своя теория разделения людей на бедных, «тварей дрожащих», и особых, тех, кому все позволено и закон не писан, поскольку они сами в праве решать, как им лучше поступать. Сам главный герой — бывший нищий студент, на которого действует эта невыносимая петербургская погода, крайняя материальная бедность, его чердачная каморка, которую нельзя было даже назвать комнатой, с ее болезненно-желтым интерьером, который так часто можно встретить в произведениях Достоевского, он имеет символическое значение и служит для раскрытия душевного состояния героев. На фоне этого Раскольников впадает в полубредовое состояние и решается на убийство старухи-процентщицы, дабы проверить, «тварь он дрожащая» или сильная личность.

Что интересно, духовное падение героя произошло как раз до совершения самого преступного деяния. Уже тогда мысли его помутились, а идеи выходили за возможные рамки морали.

После убийства старухи Раскольникова мучает не содеянное само по себе, не угрызения совести, а осознание того, что он не в силах вынести всех его последствий и поэтому он изначально не имел права «переступать». Он казнит сам себя за эту слабость своей природы. Не помогают ему даже чистосердечные признания Сонечке Мармеладовой. «Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя навеки!» говорит Раскольников, осознавая столь неприятный для него факт, что не относится он к разряду особых людей, что зря он пролил чью-то кровь. Нравственное возрождение главного героя невозможно было без раскаяния, а его он еще не чувствовал.

Большим шагом к душевному исцелению стала явка с повинной к Порфирию Петровичу. Раскольников был готов понести даже восьмилетнюю ссылку в Сибирь, на каторгу. Он словно и не считал еще себя преступником, он добровольно шел в руки правосудия только чтобы убежать скорее от собственных внутренних конфликтов, но вместе с ним отбывать суровое наказание отправила и юная Мармеладова. Именной ей, безгрешной грешнице, удалось стать для Раскольникова живым примером незлобной, кроткой, глубоко верующей личности, совестливой и бескорыстной.

Сонечка самоотверженно любила его, и, под натиском этих чувств и ее заботы, гордая, непокорная душа главного героя воскресает к новой жизни. Произведение лишь указывает на обновившееся нравственное состояние Раскольникова, но ясно просматривается история его душевного воскресения, что красной нитью прошла через весь роман Федора Михайловича Достоевского.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16039

Учебный проект «Духовное возрождение Родиона Раскольникова» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Слайд 1

Учебный проект «Путь наказания и духовного возрождения Родиона Раскольникова» Выполнила ученица 10Б класса Поворова Екатерина Руководитель учитель русского языка и литературы Васильева Ирина Владимировна МБОУ Вешкаимская средняя школа №2 и мени Б.П. Зиновьева

Слайд 2

Введение В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души, внутреннего мира человека. В его произведении «Преступление и наказание» поставлена нравственная проблема ответственности человека за преступление не только перед законом, но и перед собой, перед своей совестью, это – плач о душе человеческой, оказавшейся в тяжелых условиях бытия. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это всегда тайна, в особенности русский человек.

Слайд 3

Преступление Раскольникова Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление. Самой обыкновенной причиной воровства, грабежа и разбоя является бедность ; это известно всякому, кто сколько-нибудь знаком с уголовной статистикой. Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высокоразвитого человека.

Слайд 4

«Уголовная» основа романа «Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «черного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы. Здесь довольно неплохо просматривается связь с романами Эдгара По . Свой первый небольшой по размерам социальный роман 1845 года Достоевский облек в традиционную форму писем. Этот роман строится как проблемный «внутренний монолог» героя, перемежающийся философскими диалогами на фоне детективного сюжета. Длительный и углубленный самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым , Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью — такова развернутая ткань «Преступления и наказания».

Слайд 5

Во второй половине сложного и все усложняющегося XIX века Достоевский не устрашился наделить своего героя выразительной, вызывающе наглядной фамилией, как бы в духе классицизма: Раскольников, расколотый человек. В душе Раскольникова идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей, определяющих и свои средства. Очень много проясняют слова Разумихина: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются»

Слайд 6

Теория Раскольникова Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совершил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.

Слайд 7

Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи . Рассмотрим все за и против.

Слайд 8

Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление. Раскольников — преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла. Раскольников — юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится.

Слайд 9

Крушение теории Итак, произошло убийство. Но с этого момента начались страшные страдания Раскольникова, и, что самое удивительное, страдания эти состояли вовсе не в раскаянии в содеянном. Не о жутком поступке сожалеет Раскольников, не скорбит по поводу погибших от его руки, а о том лишь его печали, что он оказался обычным человеком. Признавшись в преступлении, пойдя на каторгу, он проявил слабость, неспособность легко, как и подобает необычному человеку, перешагнуть через убийство. Трагедия Раскольникова, раскрываемая писателем, пошла по новому кругу: Раскольников приходит в противоречие со своим собственным Я , которое оказалось не соответствующим его теоретическим представлениям о сильной необычной личности. Логика Раскольникова такова: страдая всего лишь от одного убийства, значит я принадлежу к массе, к «человеческому материалу», значит не выдающаяся личность. Таким образом, человек не в состоянии выйти за рамки нравственных отношений, его поступки всегда нравственны или безнравственны. Общество, другие люди, общественный опыт всегда оценивают человека, но главное место пребывания нравственности — душа человека , главный судья в его собственном сердце.

Слайд 10

Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь Соня и Раскольников – два полюса, но как всякие два полюса, они не существую друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению, к выходу. Соне глубоко чужды представления Раскольникова о безграничной и неоправимой бессмыслице всего существующего. Она верит в некий исконный, изначальный, глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. Раскольникову этот смысл в полной мере открылся, когда он всей душой, всем сердцем, после смерти Мармеладова, разделил горе несчастного семейства. Его охватила тогда «новое, необъятное ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни».

Слайд 11

Заключение Раскольников, дитя огромного мрачного города, попав в Сибирь (эпилог романа), оказывается в новом для него мире – он вырван из фантастической больной жизни Петербурга, из той искусственной почвы, которая взрастила его страшную идею. Это иной, доселе чуждый Раскольникову мир, мир народной жизни, вечно обновляющейся природы. Несмотря на тяжёлый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским в «Преступлении и наказании» картину человеческого бытия, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в нравственную силу, мужество, решимость героя Достоевского найти путь и средства истинного служения людям – ведь он был и остался «человеком и гражданином». И поэтому, в конце концов, с светлым чувством закрываем мы эту книгу – одно из самых высоких творений человеческого гения.

Слайд 12

Слайд 14

Слайд 15

…Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса…